Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение Rinchen »

Мы же говорим сейчас не с позиции предпочтений и вкусов, как эстетической категории. Я правильно понимаю?

Микеланджело говорил: "Истинное искусство творится благородными,религиозными умами. Единственное, что делает человека духовным и чистым, это стремление создать нечто значительное для Бога, стремление к самому Богу". Рембрант, как и многие великие художники, стремился "создать нечто значительное для Бога", а не для чьих-то субъективных предпочтений.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение Rinchen »

В одном из писем Е.И.Рерих говорила что:
Много пользы могут принести задушевные беседы перед художественными произведениями

Я по себе не раз замечал, что посещая музей художественного искусства, проходишь без особого интереса мимо ряда каких-то картин. Во второй раз, посещая тот же музей, прихожу с художником, который в задушевной беседе открывает целый глубинный мир той или иной картины так, что калачом с медом от нее не оттянешь.
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение Екатерина »

Подумала...)))
Я тут нигде вообще-то и не говорила, что не надо "знать" историю культуры. Наоборот, сказала, что лучше, когда экскурсия или концерт сопровождаются рассказом. Да и дома необходимо иметь много литературы, альбомов по истории искусства (что у меня и есть). И я полностью согласна с Валентиной, что знания помогают глубже понять произведение искусства. Но, как и Лора, я считаю, что нельзя сбрасывать со счетов "нравится - не нравится". Отклик сердца тоже важен.
Если честно - я как-то не совсем понимаю - в чем суть дискуссии?))
Да, конечно, когда ты узнаешь какие-то интересные факты биографии самого произведения, жизни Художника, его значимости для мировой культуры, тебе открываются какие-то новые грани в понимании его творчества, что-то может вдруг зазвучать, чего раньше ты не замечал. Просто вот в своей жизни я как-то не могу припомнить такого случая, чтобы мне какой-то художник или композитор, или поэт не нравился, а когда я узнала, как и чем он значим для мирового искусства, у меня вдруг изменилось к нему отношение.... Разве что Ван Гог, может, еще Фёдор Васильев (хотя картины второго я просто не видела до того, как прочитала об этом художнике, а вот к Ван Гогу, да, кажется, изменилось отношение после прочтения "Жажды жизни")
А вот к произведению "Мастер и Маргарита" я всё равно останусь равнодушной, сколько бы книг, статей, научных изысканий я ни прочитала о нем...
Vitaly
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 13 апр 2010, 16:02

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение Vitaly »

Просто вот в своей жизни я как-то не могу припомнить такого случая, чтобы мне какой-то художник или композитор, или поэт не нравился, а когда я узнала, как и чем он значим для мирового искусства, у меня вдруг изменилось к нему отношение....
Часто бывает, что сначала знакомишься с самим произведением, а позже с автором.
А касаемо музыки, то часто бывает так, что ни произведение, ни автор, неизвестны.
Звучит только музыка, и происходит реакция сознания.

Вот такой метод постановки вопроса самый интересный, в плане результата.
Важно запомнить (или записать) свои ощущения и "реакцию" и через какое то время опять проверить свои ощущения.
И так - во многом.
И анализируя через какое-то время свои записи, можно наблюдать насколько сильно трансформировалось наше внутреннее естество :)
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение Екатерина »

Да, в Учении советуется проверять - как изменилось наше сознание, например, на прочтении книг через три года после первого прочтения. Но да - для этого хорошо бы делать записи.
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение Екатерина »

Только что прочитала в книге Зов
144. Декабрь 27. 1921
Пусть счастливый ловец явит ярым мучителям явление смелости.
Хорошо показать людям суровое правдивое суждение о явлении истинно сурового и глубокого творчества.
Худо примиряться пустой внешностью и шумихой балагана.
Сознание просветляется, и опыт жизни усиливается.
Возник вопрос по выделенному предложению. Понятно, что изначально, как и многие другие строки Учения, эти слова были обращены к Рерихам.
Но вот, если посмотреть на них с точки зрения контекста нашей темы, то для того, чтобы разобраться в истинности-неистинности искусства *если такое определение правомерно*, необходимо знать биографию Художника - в каких условиях он жил. В том смысле - была ли вся его жизнь посвящена поиску или служению Красоте? Или его творчество - было лишь резвлечением в его жизни, или не больше, чем средством зарабатывания денег.
И для того, чтобы понять глубину того или иного автора, хорошо бы читать не только научные, искусствоведческие изыскания о его деятельности, но и воспоминания о нем, а в идеале бы - и его личные мемуары, письма *если таковые имеются*.
И тогда уже можно и самому понять - является ли это искусство "истинно суровым и глубоким", т.е. твое "не нравится", например, имеет под собой объектиные основания или основано лишь на том, что, возможно, ты сам еще не дорос до понимания того или иного великого Творца?
Так, я, к примеру, вполне могу предположить, что еще не доросла до понимания Булгакова. Возможно, когда-то моя оценка его творчества и изменится))
Любовь
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 22:27

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение Любовь »

Я согласна с мнением, что на произведение искусства звучит сердце. Иными словами, мы воспринимаем произведение искусства, если наши вибрации созвучны его вибрациям. Поэтому для одних Мона Лиза не представляет никакого интереса, а кто-то готов смотреть на нее часами. Можно ничего не знать о произведении, но встреча с ним способна изменить всю жизнь. Очень люблю пронзительный рассказ Р. Бредбери "Улыбка". И в то же время можно прочитать горы научной литературы о Булгакове и "Мастере и Маргарите" и не зазвучать на него. Поэтому о вкусах не спорят. Всего лишь разница вибраций. Правда, иногда она бывает тоже показателем. Вот, например, рассказываешь студентам о Леонардо да Винчи, кто слушает, раскрыв рот, вопросы задает, а кто-то занят чем-то совершенно другим. Одна и та же информация, но воспринимается по-разному. Е.И. Рерих писала: "Можно стоять перед прекрасным произведением искусства и быть во тьме, ибо тьма в нас". Но вот для чего нужно приобщение к высокому искусству, так это для того, чтобы мы могли постепенно настроиться на еще более Высокое Искусство - Теургию. И уже себя, свою душу сделать произведением искусства, той божественной арфой, на которой Творец будет играть космические мелодии.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение Valentina »

Я со всеми вами согласна, что у каждого из нас существует личностная субъективная оценка того или иного произведения искусства. У кого-то на него созвучит сердце, кто-то оценивает мастерство художника, кто-то восхищается новыми оригинальными находками, новыми композиционными решениями и т.д.
Но лично мне в искусстве интересно рассматривать творчество отдельно взятого художника не само по себе, а как отражение единого эволюционного потока сознания, которое формирует мировоззрение эпохи и находит свое выражение в каждом конкретном произведении искусства. Этот поток сознания многоуровневый, поэтому и искусство может проявляться многообразно. Вот почему отдельные произведения искусства созвучат на вибрации разных людей, также носителей разных уровней сознания. И что интересно, когда с этой точки зрения начинаешь объяснять студентам творчество какого-то отдельно взятого художника - из практики скажу – никто не отвлекается и не спит, т.к.студенты ощущают себя частью той культуры, которая ушла в прошлое, и осознают непрерывность ее развития в будущее. Они спрашивают – а как будет в будущем?
Например, рассуждая с этой позиции, я не совсем разделяю точку зрения Rinchen, что при характеристике творчества Рембрандта уместно приводить высказывание Микеланджело :
Микеланджело говорил: "Истинное искусство творится благородными, религиозными умами. Единственное, что делает человека духовным и чистым, это стремление создать нечто значительное для Бога, стремление к самому Богу". Рембрандт, как и многие великие художники, стремился "создать нечто значительное для Бога", а не для чьих-то субъективных предпочтений.
Дело в том, что такое понимание творческого процесса характерно для Микеланджело, но сомневаюсь, что Рембрандт мог размышлять такими категориями. Ценности его времени существенно изменились. Или, например, если бы . Рембрандт со своим мироощущением появился в эпоху Возрождения, то его бы не только не поняли, но и высмеяли. Да и идеалы эпохи Возрождения мало кому были интересны в 17 веке.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение Rinchen »

Valentina писал(а): Например, рассуждая с этой позиции, я не совсем разделяю точку зрения Rinchen, что при характеристике творчества Рембрандта уместно приводить высказывание Микеланджело :
Микеланджело говорил: "Истинное искусство творится благородными, религиозными умами. Единственное, что делает человека духовным и чистым, это стремление создать нечто значительное для Бога, стремление к самому Богу". Рембрандт, как и многие великие художники, стремился "создать нечто значительное для Бога", а не для чьих-то субъективных предпочтений.
Дело в том, что такое понимание творческого процесса характерно для Микеланджело, но сомневаюсь, что Рембрандт мог размышлять такими категориями. Ценности его времени существенно изменились. Или, например, если бы . Рембрандт со своим мироощущением появился в эпоху Возрождения, то его бы не только не поняли, но и высмеяли. Да и идеалы эпохи Возрождения мало кому были интересны в 17 веке.
С этим не поспоришь. Каждая эпоха имеет свой собственный способ выражения в области художественного творчества, а понимание творческого процесса постоянно эволюционирует.
На мой взгляд, все Великие художники в любую историческую эпоху создавали свои шедевры в сотворчестве с Высшим, в "стремлении создать нечто значительное для Бога", а не для субъективных или эстетических предпочтений того или иного человека. Миссия творца состоит в том, что бы привнести в нашу жизнь Красоту, показать нечто большее чем наше повседневное окружение... Именно на этом я и акцентировал внимание.
С.Н.Рерих говорил:
Служение искусству подобно служению Богу
Возможна эта цитата более созвучна моим мыслям чем цитата Микеланджело.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение Valentina »

Да, я согласна, что каждая эпоха и культура разных народов открывают миру разное понимание красоты.
Ответить

Вернуться в «Мудрость веков»