Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение Valentina »

Друзья, как много проблем вы подняли в последних сообщениях. Но я предлагаю, давайте попробуем вести диалог таким образом, чтобы услышать друг друга и обогатиться другим видение проблемы и понять явление с разных точек зрения.

Екатерина писала:
Размышляя о том, кто и что писал в этой теме, мне подумалось, что вот до предпоследнего поста Валентины в сообщениях ярко проявлялись соционические аспекты пишущих: этики говорят, что самое важное ощущения сердца, логики - что логическое понимание, знания. Вот и вся разница в наших взглядах. Да, конечно, и этики признают значимость и важность знаний, а логики не отрицают того, что есть сердечные созвучия, возникающие между зрителем и автором произведения. Но просто у нас разные приоритеты и ценности в сознинии))
Я согласна с Екатериной, что и в данном споре четко прослеживается точка зрения на искусство логиков и этиков (если говорить упрощенно, не вдаваясь в подробности соционики, т.к. может возникнуть новый повод для спора). Как я понимаю спор состоит в большей степени ни по поводу самой проблемы – как познавать искусство - сердцем, чувствами, эмоциями или научными методами, а желание утвердить свою точку зрения. Мне кажется важно все и мне очень бы хотелось обладать способностью воспринимать мир так как это делают и этики, и интуиты, и логики, и сенсорики.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение Valentina »

Хочу поделиться с вами одним очень грустным воспоминанием. Когда я только начинала преподавать в вузе, мне дали наставника, опытного преподавателя, у которого я должна была почерпнуть опыт, как методически выстраивать и излагать тему занятия для студентов. Она оказалась этиком. Я абсолютно ничего не понимала. С моей точки зрения в ее методике не было никакой последовательности и логики в изложении материала. Были всплески эмоций, яркие воспоминания по тому или иному поводу, какие-то ассоциации или просто рассуждения на отвлеченную тему. Студентам нравилось, они веселились, но я была в шоке! Думаю, как я пойду в свою группу, что буду преподавать – передать этот «бред» с моей точки зрения было просто невозможно! Я вынуждена была сбежать к другому преподавателю, с которым мне было комфортно работать, чем обидела очень хорошего человека. Но мы тогда не знали соционики и не могли понять, что произходит.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение Rinchen »

Valentina писал(а):Друзья, как много проблем вы подняли в последних сообщениях. Но я предлагаю, давайте попробуем вести диалог таким образом, чтобы услышать друг друга и обогатиться другим видение проблемы и понять явление с разных точек зрения.
Полностью поддерживаю вашу мысль понять явление с разных точек зрения. И вот почему...
Дело в том, что человечество вступило в новую историческую и даже космическую эпоху, ниспровергающую многие доктрины и теории, господствовавшие на протяжении долгого периода. Старые оценки жизни (социологические, буржуазные, марксистские, дарвинистские, рыночно-экономические и т д.) уже не пригодны для тех огромных размеров совершающихся в мире событий...
Благодаря Духовной революции ХХ века, творческая эпоха создает новое учение, о человеке, о мире и эволюции его развития, говорит широко о космическом мироощущении, говорит о новом творчестве. Этим учением является Живая Этика. Насколько быстро идеи Живой Этики смогут войти во все сферы профессиональной и общественной жизни, зависит всецело от нас. Их актуальность подтверждается еще и тем, что сегодня многие остро ставят вопрос о творчестве. Я бы даже сказал о его смысле. И это не удивительно. Ведь массовая и буржуазно-усредненная “культура” с каждым днем вызывает в душе человека все большее противление и неудовлетворенность. В ней отсутствует Красота. Например, дух музыки в наше время стал техногенным, обезличивающим. А сама музыка вошла в разряд развлечения и отдыха. Подобная трагедия творчества и кризис творчества, коснулись всех сфер культуры. Это цела проблема ХХI века, которая тебует отдельной темы.
В тоже время, на волне происходящего мирового кризиса постепенно происходит переосмысление всей жизни и всех процессов жизни. Знание истории мировой культуры является важнейшей частью постижения природы искусства, его связи с инобытием. Именно художественное творчество, как ничто другое лучшим образом раскрывает суть творческого акта. Без осознания, того что Красота не только цель искусства, но и цель жизни, мы не подойдем к пониманию Живой Этики, а значит лишим себя возможности дальнейшего эволюционного продвижения. Именно с этой позиции, на мой взгляд, нужно обсуждать поставленную тему.
Последний раз редактировалось Rinchen 03 июн 2010, 22:34, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение Valentina »

Любовь, я разделяю Вашу точку зрения, что только биография художника редко раскрывает специфику его творчества. Но, продолжая размышления Лоры, хочу подчеркнуть, что творчество художника-творца определяется в большей степени общим состоянием Культуры той эпохи в которой он жил. Культура уже своей сущностью связана с Миром Высших Идей, являет собой проявление этого Высшего Мира и, в частности, отражается в творчестве художников-творцов. Художник материализует эти Высокие Идеи, доводя их до нашего сознания, через сердце, чувства, разум и эмоции.
Если учитывать, что Чурленис творил в конце ХIХ, нач. ХХ века, знать характер этой эпохи, учитывать, что он был знаком с Добужинским, Бенуа, Бакстом, Рерихом, Лансере, Сомовым, представлять о чем говорили, чем делились друг с другом эти великие люди, то творчество Чюрлениса становится более понятным, даже если не знать его биографии. Безусловно, еще более углубляет понимание искусства Чюрлениса, как пожалуй и творчество любого великого художника, Живая Этика.

Не могу также не согласиться, что при определении творчества художника очень важно первое яркое чувственное или, если хотите, эмоциональное, сердечное восприятие. Иногда даже определить свое состояние от воздействия искусства трудно – это сравнимо с озарением.
Любовь
Сообщения: 488
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 22:27

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение Любовь »

Интересно, что у Чюрлениса есть изображение теософского символа "т" - тау перевитая змеей в виде "s". Но думаю, что помимо знакомства с величайшими представителями серебряного века, он сам имел высокие откровения.Чюрленис фактически жил в нескольких мирах. Возможно, несоответствие мира Высшего и мира земного в художнике и привело его к трагедии. Относительно цитат из Учения о науке. В Учении говориться о новой одухотворенной науке. Ортодоксальная наука пока не принимает существование высшего мира и все готова объяснить чисто механистическими причинами. Спрашивается, если знают, как все устроено, почему не создадут сами? Почему, не обучат всех желающих технологиям Рембрандта, Рериха, Чюрлениса? Механистическая картина мира, давно отошла в прошлое, на смену ей пришла новая научная картина мира, в основу которой легла теория относительности. А фундаментальная наука своими подходами цепляется еще за старое миропонимание. Только, когда в науке окончательно утвердиться слияние вненаучного и научного способа познания мира, тогда можно будет говорить о новой одухотворенной науке, способной постичь тайну картин великих художников. Пока же я согласна с Валентиной знание мировой культуры помогает постичь лучше произведение искусства. Но, на мой взгляд, знание мировой культуры не поможет, если молчит сердце. В идеале синтез разума и сердца.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение Valentina »

Любовь, полностью с Вами согласна, но хочу добавить, что яркие духовные впечатления, полученные от произведений искусства, нисколько не умаляют научные методы познания искусства. Существуют целые научные направления – история искусств, искусствознание, которые в будущем лягут в основу новой одухотворенной науки.
Нельзя умалять и художественное образование, которое по сути своей также является наукой. На занятиях по композиции, например, студенты, будущие художники, изучают направление линий, их соответствие, ритм, статику, динамику, симметрию, асимметрию и т.п. Изучают, как эмоционально на зрителя воздействует направление тех или иных линий в композиции, цветовое решение, цветовое сочетание, спецификf наложения цвета, расположение композиционного центра и другие художественные приемы. Как много полезного привносит изучение мастерства художников прошлых эпох. В свое время широким и глубочайшим образованием обладали Микеланджело, Леонардо да Винчи, А. Рублев. Не могу согласиться, что научное познание художественного или любого другого творчества – это лишь забава интеллекта.

Ни в этом направлении предлагаю развивать суть дискуссии. Мне кажется, каждый из нас пока не может гарантировать, что обладает неоспоримым синтетическим, одухотворенным видением всего процесса истории мировой культуры. Именно в этом едином потоке истории интересно осмыслить творчество отдельно взятых творцов. Предлагаю такими размышлениями поделиться и обогатить друг друга.
lora
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 16:03

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение lora »

Валентина писала:
«…Но я предлагаю, давайте попробуем вести диалог таким образом, чтобы услышать друг друга и обогатиться другим видение проблемы и понять явление с разных точек зрения….
…Мне кажется важно все и мне очень бы хотелось обладать способностью воспринимать мир так как это делают и этики, и интуитики, и логики, и сенсорики.
…яркие духовные впечатления, полученные от произведений искусства, нисколько не умаляют научные методы познания искусства. Существуют целые научные направления – история искусств, искусствознание, которые в будущем лягут в основу новой одухотворенной науки….
…Мне кажется, каждый из нас пока не может гарантировать, что обладает неоспоримым синтетическим, одухотворенным видением всего процесса истории мировой культуры. …»
Конечно, нам всем нужно стремиться к синтетическому познанию различных процессов бытия и искусства в том числе. Синтез сердца и разума - это идеальное восприятие всего. Мы видим по конференциям в МЦР, что в науке происходят эволюционные изменения. И открытия, основанные на ЖЭ нам нужно брать на вооружение. Таким образом, мы обогащаем себя научными знаниями, и устремляем ученых к дальнейшим свершениям.

Святослав Николаевич отмечал, что искусство тоже надо изучать.
Цитаты из книги С. Рериха «Искусство и жизнь»
(Москва : МЦР, Мастер-Банк,2007. МРБ)
Следует постоянно учиться и изучать работы других мастеров. Произведения всех народов и всех времен должны служить нашей путеводной звездой и нашим вдохновением. Чем больше впечатлений содержится в нашем уме и зрительной памяти, тем легче нам понять и выразить предмет. Точно также, как богатый словарный запас помогает нам писать...

Нужно изучать как можно больше различных проявлений искусства, для того ,чтобы составить ясную картину их относительной взаимозависимости и взаимовлияния. Каждое из них в свою очередь питает другие, и чем более велико искусство, тем значительнее и шире его влияние...

Чтобы быть поистине великой, картина должна отличаться полным созвучием всех составляющих. В ней должно быть великим: рисунок, цвет, композиция, сюжет, передача эмоционального элемента, духовное содержание и физическая основа. И только тогда, когда все эти составляющие сливаются в великую симфонию, мы можем назвать это произведение искусства гениальным творением, великим шедевром. Оглядываясь на великих художников прошлого, мы видим, что далеко не многие добились сочетания всех этих предпосылок создания великой живописи. Большинство из них были великими лишь в том или ином аспекте. Только о Леонардо можно сказать, что он был велик во всех сферах живописи. Его картины отмечены подлинной печатью величия в полном смысле этого слова.
Как видим, что всему надо учиться!!!
Давайте будем помогать друг другу на этом пути.
Ясько Георгий
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 17:24

Re: Для чего нужно знать историю мировой культуры?

Сообщение Ясько Георгий »

Есть такое выражение "Не в коня корм". Знакомятся некоторые люди с образчиками Культуры, но, эта "информация" скользит по поверхности их сознания, не затрагивая глубин.

Пример:
Просмотрел я один реферат Интернете., по книге Е.В. Завадской «Эстетические проблемы живописи старого Китая», М., 1975. Вот что там, со свойственным им апломбом, пишет некто из поколения «П»:

«Весьма спорным представляется обращение Е.В. Завадской к идее искривления пространства и попытка с ее помощью проанализировать некоторые особенности китайских живописных свитков (стр. 184). Утверждение о том, что "современной наукой открыта искривленность пространства макро- и микромиров" по меньшей мере неоднозначно, поскольку подразумевает справедливость теории относительности А. Эйнштейна, как раз в последние десятилетия подвергающейся обоснованной критике (и, более того, признанной самим автором в конце жизни несовершенной). По всей видимости, в таком культурологическом исследовании, как работа Е.В. Завадской, вполне можно было не прибегать к привлечению естественнонаучных теорий (по крайней мере, спорных)». Защищен в РГГУ в 2002 году.

Это же кем надо быть, чтобы не понимать, что в СССР 1975-го года невозможно было писать для открытой печати об «астральном плане», «ментальном плане», «мирах иных горних», поэтому писали о том, что "современной наукой открыта искривленность пространства макро- и микромиров". Читающий разумел: Е.В. Завадская речь ведёт о проявлении в земной, трёхмерном, евклидовом пространстве явлений иных миров. Надо, прежде чем критиковать Е.В. Завадскую, заиметь хотя бы ещё одну извилину…

Не говоря уже о том, что именно в этой книге, в приложении она опубликовала переведённую ею «Алтарную сутру Шестого патриарха». Не забудем никогда!.
Ясько Георгий
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 17:24

Н.К. Рерих. Японцы.

Сообщение Ясько Георгий »

Изображение
За гранью обычно оформленного слагается особый язык.

Несказанное чувствование. Там вспыхивает между нами тайная связь. Там понимаем друг друга нежданными рунами жизни; начинаем познавать встречное взором, близким вечному чуду.

Чудо жизни, победное и страшное! Чудо, заполняющее все глубины природы, подножие вершин бытия! Оно редко выявляется рукой человека.

Египет, Мексика, Индия... – чудно, но не явно. Узоры прекрасные, сверкающие блестки, но ткань уже истлела. Но живы еще волокна жизни, сплетенной старыми японцами. Аромат сказки еще струится над желтеющими листами, над стальною патиною лаков.

Глазу живому – горизонт необъятный. Сложенное старым японцем учит и поражает. Ослепляющая задорная жизнь: правда великого в малом. Тончайший иероглиф жизни – рисунок, в многообразии подробностей сохранивший полный характер общего. Высшая законность в силе беззаконного размаха. Невинность в призраке бесстыдства. Дьявольская убедительность фантастики. Песня чудесных гармоний красок, которая одна только может успокоить наше подстреленное сознание; особенно сейчас.

Вершины искусства, часто чуждые нам, преобразились в творениях японцев.

И мы все-таки далеки от этой волшебной ткани – жизни. Говорю «все-таки» – в нем и печаль об античном, и горе его сознания; в нем подавленность громадами наших музеев, и гордость нашими исканиями, и ужас закоптелых заслонок нашей жизни...
Все наши пороги искусства, где мы спотыкаемся, старый японец попирает смело. Аристократизм искусства, народность, романтизм, символика, сюжетность, историчность, этнография – все нам и милое и чуждое – все сочеталось в старом японце, и все презрено; все претворилось в красивое.

И это «красивое» – неопасное слово.

Имеет право не обходить таких слов народ, выходящий весною из города приветствовать пробужденную природу; народ, каждый день разбирающий свои сокровища – картины; народ, не находящий возможным даже сказать художнику цену художественного произведения. Где, как не в Японии, такое количество собраний искусства? В какой другой стране настолько почетно называться собирателем художественных произведений?
И рожденный такою страною художник имеет высокое право верить в себя; и безмерное его трудолюбие, и бесчисленность творений его – не прямо работы, а незаметные ему самому следы стремительно блестящего порыва.

Правда, только таким необузданным порывом проникновения своим делом могли создаваться и гигантские фигуры богов, и большие панно, широко залитые потоками краски, магически остановленной в границах верных контуров. Только бодрая жизнь могла рассыпать тончайшие графические мелочи; как часто перед нами графики Запада являются грубо преднамеренными! Не обращаясь даже к древности, лишь в пределах средних веков, и Восток и Запад охватывает полоса высокого проникновения действ, неожиданность расположения фигур, чутье в украшении книги и рукописи, тогда еще действительно значительной, еще не перешедшей в подавляющий хаос исписанной бумаги нашей современности.

Укоризна старого японца нам страшнее случайных осуждений большинства историй об искусстве.

О течениях японского искусства мы можем судить только относительно. Наши мерила, без сомнения, нечувствительны ко многому, вполне явному в разборе самих японцев. Факты и сведения о Японии, быстро нарастающие, все-таки не открывают нам многих сторон жизни ее искусства. Борьба «декадента» Хоксая1 с придворными мастерами нам не убедительна; мы не вполне представляем, в чем тоже красивые предшественники Хоксая враждовали с его вещами.

Мало того, что средних художников Японии мы можем различать лишь формально, мы с трудом можем представить себе картину, как расходились по всем углам страны рисунки и оттиски в блестящем шествии феодалов от двора Микадо и как подходил народ к этим подаркам.

Одно только ясно: культура искусства Японии имела прочную почву, и народ принял ее, освятив строем жизни. Обратное нам, где культура искусства непрошеная врывается в жизнь страны извне, от ненужных народу мечтателей. Будет ли искусство в России, или страна избавится от него – это будет заботою не многих миллионов народа, но обидно малой кучки людей... Знаю, как такое состояние наше будут оправдывать и объяснять, но положение вещей от того, право, не улучшается.

О старых японцах можно говорить или очень кратко, набросав только резкие, всегда поразительные черты их работы, или придется сказать не заметкой, а так же подробно, как властно привлекает к себе их многогранная работа. Душа старого японца не вместилась на выставке, выставка захватила лишь некоторые блестки этой души.
Песня – старым японцам. О новых – другое. Неужели и здесь уже работает гильотина европейской культуры?

Все загрубело: рыцарь и бард умерли, и доспехи их теперь – странные пятна бутафории. Природа все та же, те же волны вишневые, те же бездны акаций, пионов, тюльпанов, но доступ их к сердцу закрыт; творец стал механиком. Грубеют тона и рисунок.

Гений обобщения рассыпался спорными пятнами и мелкими линиями. И нет новым японцам оправдания в том, что их лубки безмерно выше мерзости, распространяемой в народе у нас. Мы – не пример. Но придется новому японцу ответить суду истории за японский зал на прошлой всемирной выставке Парижа. Японцы – парижские неоимпрессионисты! Какая жестокая нелепость.

Такого нового не надо. О нем не хочу говорить.

Теперь японцы скупают обратно многие сокровища свои. Хочу, чтобы это было не историческое достоинство, не собирательство; чтобы это было пробуждение старой мощи искусства. Хочу, но могу ли желать?
1906

Рерих Н.К. Собрание сочинений. Т. I.
М.: Изд-во И.Д.Сытина, 1914

Хокусай.
Последний раз редактировалось Ясько Георгий 30 янв 2011, 15:29, всего редактировалось 1 раз.
Ясько Георгий
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 28 янв 2011, 17:24

...

Сообщение Ясько Георгий »

Изображение
Уже старым человеком Хокусай писал: "В 6 лет я старался верно передавать формы предметов. В течение полувека я исполнил очень много картин, однако до 70 лет не сделал ничего значительного. В 73 года я изучил строение животных, птиц, насекомых и растений. Поэтому могу сказать, что до 80 лет мое искусство будет непрерывно развиваться, и к 90 годам я смогу проникнуть в самую суть искусства. В 100 лет я буду создавать картины, подобные божественному чуду. Когда мне исполнится 110 лет, каждая линия, каждая точка - будут сама жизнь. Те, кто будет жить долго, смогут увидеть, что я сдержу свое слово". Хокусай умер в возрасте 89 лет. Наверное, он успел проникнуть в самую суть искусства.

Хокусай родился в 1760 г. в Эдо (старое название Токио). Он создал около 30 тысяч рисунков и гравюр. Все в этом мире было интересно и значительно для художника - движения купающихся женщин и бондаря, борца и акробата, оттенки движений птиц и насекомых. Европейцы придумали термин "реализм". Восточный художник прежде всего - поэт и философ. Даже самое незначительное явление измеряется в рисунках Хокусая грандиозными масштабами. Все может быть сопоставлено со всем, камешек или букашка не менее важны, чем гора или человек: все сущее в мире равнозначно по принципу равновеликости проявления бытия. Кто-то сказал, что "пейзаж - это не только один из наиболее почитаемых жанров Востока, но - мировоззрение". Лучшими и важнейшими работами Хокусая были серии пейзажей. Иногда "героем" серии является лишь один объект изображения, но данный в бесконечной сумме точек зрения на него. В 1823-1831 гг. Хокусай создает свою прославленную серию "36 видов горы Фудзи". Все эти гравюры представляют собой картину жизни Японии: рыбаки в океане, мальчишки, запускающие воздушный змей, крестьяне, везущие на буйволах рисовую солому. И над всей этой жизненной пестротой высится конус Фудзиямы. Фудзи в этих композициях то парит в небе, подобно гигантской птице, то еле видится на далеком горизонте. На фоне Фудзи "снимается семейство". Это совсем не так. Для японцев Фудзияма одновременно гора, божество и обитель богов. Все формы, все линии в этих листах сопоставляются с формой Фудзи. Она не только организует композицию гравюр, но ее треугольная форма присутствует здесь как идеал, как некая мера всех вещей. Хокусай показывает "семейство", живущее на фоне Фудзи, "семейство", частью которого является и сама Гора, и паучок, плетущий свою паутину ("Фудзи сквозь паутину" в серии "100 видов Фудзи").

Этот текст взят отсюда: http://ec-dejavu.ru/h/Hokusai.html

Но самое большое в сети собрание Хокусая здесь: http://visipix.dynalias.com/sites/speci ... _start.htm

Не то 1000, не то 3000 картинок. Всем хватит. Навсегда.
Последний раз редактировалось Ясько Георгий 21 мар 2011, 09:02, всего редактировалось 2 раза.
Ответить

Вернуться в «Мудрость веков»