Представления о “Центре мира”, существовавшие в России, выражали идею о счастливой стране и имели разнообразные источники – как европейские так и восточные. По степному коридору Евразии, простиравшемуся от Большого Хингана на востоке до Карпат на западе, с древнейших времен двигались волны кочевых племен: арийцев, скифов, гуннов, тюрков, половцев и монголов. Последняя волна таких переселений относится к XVI-XVII векам, когда приволжские степи стали заселять калмыки. К этому времени относится русская колонизация юго-восточной Сибири - русское население входит в контакт с бурятами, ойротами, алтайцами.
Но нужно отметить, что интерес к Востоку проявился раньше. Уже в XI веке (время Киевской Руси) на славянский язык была переведена хроника Григория Амартола, позже появилось "Сказание об Индийском царстве", "Хождение Зосимы к рахманам", "Александрия", " Слово о Макарии Римском ", "Сказание о 12 снах Шахаиши", "Повесть о Варлааме и Иосафе", "Слово о рахманах и предивном их житии" (рукопись дотируется XV веком.
http://old-ru.ru/06-10.html) Интерес к Востоку обострился под влиянием столкновения с татаро-монгольским игом, а так же частыми торговыми сношениями Византии и Западной Европы с Ираном и Индией.
В большенстве вышеперечисленных и некоторых других книгах рассказывалось о далекой сказочной стране Индии и ее счастливых жителях - рахманах (брахманах)
Википедия говорит: рахманы – это мифический народ в сказаниях западных украинцев, русских, молдаван и румын. Согласно легендам, рахманы являются потомками Сифа, одного из сыновей Адама. Они живут на рахманском острове (Островах Блаженных), который находится в Океане, за краем земли. Древнерусское произведение «Слово о рахманах» сообщает нам:
«И на том острове…, никакие плоды никогда не оскудевают во все времена года, ибо в одном месте цветёт, в другом растёт, а в третьем собирают урожаи. Тут же произрастают огромные и труднодоступные индийские орехи, с чрезвычайно приятным запахом, и встречается камень магнит».
«У рахман же народ благочестив, и живут они совершенно без стяжания… обитают нагие у реки и всегда восхваляют Бога. У них нет ни четвероногих, ни земледелия ни железа, ни храмов… ни огня, ни золота… ни вина, ни едения мяса… ни царя, ни купли, ни продажи, ни распрей, ни драк, ни зависти… ни воровства, ни разбоя… они не стремятся к пресыщению, но насыщаются сладкой дождевой влагой и свободны от всяких болезней и тления, довольствуются небольшим количеством плодов и сладкой воды, и веруют искренно в Бога, и беспрестанно молятся».
Их остров на краю Океана посетил Александр Македонский во время похода на Индию. В данной связи принято считать, что рахманы - это индийские жрецы брахманы, обращённые легендой в образцовых христиан. Это история из рукописи XV века...
О праведности загадочного народа пишет и Нестор-летописец в "Повести временных лет" : "У рахманов есть закон еще от прадедов: мяса не есть, вина не пить, блуду не творить. Никакого зла не делать"...
А вот в Украине еще по и наше время в народе сохраняется предания о Великих Рахманах. За давним поверьем, отголоски, которые бытуют среди украинцев Карпат, рахманы живут за морями, в далекой восточной вечнозеленой стране - якобы в Ирии, куда наши любимые птицы улетают в теплые края.
(По мнению ученых наиболее убедительной представляется этимология слова «ирей», производящая его от древнеиранского *аirуā- (dahyu-) «арийская страна»). Эта страна (Рай), за разными вариантами, содержался или далеко в море на острове, или под землей.
Апокрифическое сказание "Хождение Зосимы к рахманам" повествует о счастливой земле, где люди безгрешны, питаются плодами, ходят полностью обнаженными и не стыдятся, будто Адам и Ева у рая. Они постоянно молятся, питаются плодами земли и пьют сладкую воду, которая вытекает из-под корня деревьев.
Они не бессмертны, но умирают в зрелом возрасте, легко и без болезней. Ангелы сообщают рахманам о праведных и грешных людях на земле, сколько кому назначено лет жизни, и рахманы молятся за людей, потому что, как сказали они Зосиме «мы от вашего рода есмы». И гуцулы в свою очередь говорят: “Рахмани - се наші кревні (родня). Поэтому не удивительно, что некоторые из исследователей видят в мифопоетичних рахманах индийских праведников-брахманов.
Одним из наиболее интересных стародавних пасхальных обрядов у украинцев, было жертвоприношение скорлупы из пасхальных яиц, которое отмечался в память о Рахманах - мудрецах. В связи с верованиями в Рахманов в народном календаре существовало и особенное праздник - Рахманский Великдень, которое украинцы Карпат и прикарпатских земель отмечали четвертой среды по Пасхальным праздникам.
Согласно поверью, скорлупу из свяченых яиц можно было выбрасывать только на третий пасхальный день и не куда-либо, а в реку или поток, сохраняя при этом молчание или приговаривая: «плыньте в рахманьски край» На Великдень скорлупа должна была доплыть к месту, где живут блаженные люди - рахманы. В дороге скорлупа становилась целым яйцом. Рахманы делились им и розговлялися на свою Пасху.
Давние украинцы считали, что рахмани, наслаждаясь блаженной жизнью праведников, не имеют летоисчисления, ведь живут во вневременном пространстве, потому и не знают, когда именно надо праздновать воскресенье Христа. Горцы верили в то, что особенно праведные люди, могли услышать, как под землей гудят рахманские звоны, извещая, что святые получили пасхальные яйца и крашенки и начали свое празднование. Достаточно лишь выйти на какую-то из вершин и припасти ухом к земле. (“Для больших грешников земля немой остается”)
Это обычай интриговал исследователей еще с середины 19 века. Например польский автор Владислав Завадский, который интересовался обрядностью Гуцульщины, прямо связывал украинских Рахманов с брахманами Древней Индии и на этом основании делал вывод об азиатском происхождении и самих гуцулов.
Этнограф Олекса Воропай в книге "Обычаи нашего народа" отмечает, что "Легендам о рахманах, а они известны только в Украине, больше тысячи лет". Ученый считает, что Рахманская Пасха является остатком дохристианских верований украинцев. В начале в начале ХХ ст. этот праздник был достаточно распространен и отмечался в Карпатах, на Подолье и Львовщине, на Киевщине и Полтавщине, на Черкащине и Херсонще.
Мифы и предания о загадочной стране рахманов является автохтонным феноменом гуцульськой культуры, наличие которого дает возможность реконструировать важные элементы целостной модели Космоса в ее самом широком понимании.
P.S: Одна из гуцульских легенд предостерегает, что конец света наступит тогда, когда не будет расписано ни одной писанки, когда скорлупа не поплывет водой, когда рахмани не узнают о празднике и Карпатах не услышат подземные звоны. Поэтому горцы каждый год пишут писанки и празднуют вторую Пасху.