Художественные комментарии к Живой Этике

Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Художественные комментарии к Живой Этике

Сообщение Екатерина »

Да, Lidija, надо использовать разные возможности для приобщения детей к Культуре. Дети любят мультики. Сейчас несколько недорогих серий книг и альбомов про художников выходит. Можно смотреть альбомы, обсуждать, а потом - мультфильмы про тех же художников. И спрашивать - кого узнал, вспомнил? Можно и наоборот - сначала мультфильмы, а потом книги - смотря что ребенок больше любит, чтобы заинтересовать его.
Аватара пользователя
loraZ
Сообщения: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: Художественные комментарии к Живой Этике

Сообщение loraZ »

СОТРУДНИЧЕСТВО

Мы – строители, строители нового общества, новых отношений. В связи с этим приходит на память картина Николая Константиновича «Город строят». Строят всем миром, все вместе, по одному - не одолеть!
(...)Рерих, живописуя историю древних славян, создавал картины, в которых ключом кипит дружная работа: «Строят ладьи» (1903), «Славяне на Днепре» (1905), «Волокут волоком» (1915) и особенно «Город строят» (1902), где, кажется, физически ощущается ритм труда и рост воздвигаемых крепостных башен. В этих полотнах Рериха с необычайной силой воплотился пассионарный дух древних русичей, устраивающих себе доброе гнездо. Произведения эти стали своего рода символами созидающей мощи народа. Личность как таковая тут не важна, тут важен её вклад в общее соборное начало.
(…) результирующий эффект от совместных усилий цепочки людей (…) как бы символизирует собой завоевание высоты, (…) как бы передаётся энергия созидания.
(…) Белые рубахи мужиков своими вспышками намечают этот путь. В итоге и справа, и слева устремляются вверх две ленты, которые, в сущности, являются проекцией на плоскость пространственной спирали – символа эволюционного развития человечества. Единение рабочего люда в общей строительной задаче выступает у Рериха как мощный фактор прогресса, как вдохновляющий образ созидательного порыва.
«Народы понимают, – писал Рерих, – что не в золоте дело, а в живом преуспевающем труде. И творчество нарастает в мощном огненном ритме»
(из статьи Е.П. Маточкина «Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели.» )

Изображение
Н.К. Рерих. Город строят.1902г.
...Была у меня картина «Город строят». В ней мне хотелось выразить стремление к созиданию, когда в разгаре сложения новых твердынь нагромождаются башни и стены. С тех пор радостно было возвращаться к тому же понятию созидательства, которое является естественным противоположением разрушению. (…) В наши дни, когда мы пережили столько разрушений, каждое строительство является особо ценным. Ещё недавно нам твердили разные житейские мудрецы, что мир находится в агонии материальной депрессии, материального небывалого кризиса и потому всякое строительство неуместно. (...) Кризис мира вовсе не материальный, но именно духовный. Он может быть исцелён лишь духовным обновлением. (…) …Сейчас весь мир неслыханно резко разделился по черте света и тьмы, созидания и разрушения. (…) Тем драгоценнее именно сейчас видеть строительство. Ведь мы знаем, какими трудностями сейчас окружён каждый строитель, каким подвижником должен он быть, чтобы перебороть натиски разрушения, хаоса, тьмы. Правда, тьма рассеивается от света, но ведь этот свет должен быть интенсивнее тьмы, чтобы рассеять её. (…)

…Каждое создание приносит с собой и сотрудничество. В этом звучном понятии, произнесёте ли вы его по-русски, как сотрудничество, или в иностранной форме, как кооперация, заключены живые основы, противостоящие силам разрушения. (…) Эволюция строительства и сердечный язык человечества могут сказать своё решающее благое слово. «Поможем строителям», — в этой простой готовности будет разрешение множества житейских проблем. Французский земледелец говорит: «Когда постройка идёт, всё идёт!»
(из статьи Н.К.Рериха «Строение»)
Аватара пользователя
loraZ
Сообщения: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: Художественные комментарии к Живой Этике

Сообщение loraZ »

Изображение

ТРИПТИХ РАСПЯТОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Святослав Николаевич Рерих
Этот триптих был начат мною в 1939 году и завершён в первые годы Второй мировой войны. Тема была подсказана теми мировыми событиями, которые достигли своей кульминации в ужасной войне, длившейся шесть долгих лет. Каждый надеялся тогда, что эта война завершит все войны человечества. Но опять, по прошествии двадцати лет неспокойного мира, разрушительные силы конфликта снова выявляют свои уродливые формы. Мрачные облака человеческой самости, ненависти и алчности вновь набросили свои угрожающие тени на мир, и тема триптиха остаётся животрепещущей.
Картина состоит из трёх внутренне связанных тем. К центральному панно «Распятое человечество» с правой стороны прилегает панно, названное «Куда идёт человечество?», и с левой стороны — панно «Освобождение».
На правом панно изображено человечество, вышедшее в тупик глубокого ущелья с угрожающе нависшими скалами. Бесконечный поток человечества вьётся по этому ущелью. Группа людей в отчаянии сидит у пропасти. Тёмные скалы приобрели угрожающие очертания. Атмосфера безнадёжности пронизывает всю эту сцену. Вверху штормовое небо, и тёмное нависающее облако человеческих очертаний плывёт над процессией людей.
На центральном панно изображены семь Архангелов из Апокалипсиса, выливающих семь огненных чаш Божьего гнева на толпы караемого человечества на фоне пылающих городов и марширующих армий, освещённых зловещим отблеском разорения. Крестом по этой сцене выдаётся гигантская фигура распятого человека. Две фигурки колено преклонились у его ног, в то время как две фигуры справа являются свидетелями.
На левом панно изображена ярость стихийной борьбы человека с человеком, вернее — человека со своими многими «я», только победа, над которыми может укрепить торжество возрождения и истины освобождения. Среди сплетающихся борющихся фигур, сомкнувшихся в неистовом бою, выделяется фигура, старающаяся подняться из бездны страшного хаоса борьбы. Одновременно над всем этим в сфере розового цвета видна фигура человека, окружённая крылатыми фигурами и лучами света, — «Освободившийся человек» — человек, который покорил свои безобразные «я» и поднялся на следующий, высший план озарения и бытия.
Центральной темой триптиха является мысль о том, что человечество периодически само себя распинает. И это будет продолжаться до тех пор, пока человек не изживёт уродливые проявления своего «я» и не возвысится до новой и светоносной жизни, как «Освободившийся человек», разорвав оковы своей низшей сущности.
Аватара пользователя
loraZ
Сообщения: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: Художественные комментарии к Живой Этике

Сообщение loraZ »

И книги Живой Этики, и картины Николая Константиновича — это два энергетических крыла.

Изображение
Н.К. Рерих. Снежные вершины 1938г.
«...» И книги Живой Этики, и картины Николая Константиновича — это два энергетических крыла, если можно так выразиться, которые поднимают сейчас эволюцию человечества XX века на новый эволюционный виток. Книги Живой Этики несут энергетику, которая нам необходима. А картины Николая Константиновича тоже энергетичны и тоже нам несут ту же энергетику, но в другой форме. Если философские идеи Живой Этики изложены словами, то те же идеи изложены, изображены Николаем Константиновичем в его картинах.

«…» Первое положение энергетического мировоззрения состоит в том, что все мироздание есть грандиозная энергетическая система, состоящая из отдельных структур, и в этой системе человек есть одна из этих энергетических структур. Все эти структуры между собой находятся в контакте и связаны друг с другом. Задача эволюции, практически, состоит в том, чтобы, поднимая уровень сознания, начинать понимать, с чем и с кем мы связаны, и что делать с этими связями, и что делать с этими взаимодействиями.

«..» Вся эта система находится в режиме энергетического обмена, энерго-информационного обмена. Целью этого энергообмена является повышение и изменение уровня энергетики, а человек — тоже энергосистема для того, чтобы продвигаться по эволюционной лестнице.
Николай Константинович Рерих писал: "эволюция человечества двигается вспышками энергии". Вспышка энергии может произойти в результате энергетического обмена, причем правильного энергетического обмена.

«..» Дело в том, что мы представляем собой систему взаимопроникающих миров, миров различных уровней и состояний материи, миров различных измерений

«..» Такая категория, как искусство — это то, что может тоже нас вывести в этот Мир Иной, более высокий, только в том случае, если искусство истинное. Когда человек, художник, имеет возможность проникновения в эти Иные Миры, путем ли сновидений или просто видений, когда он погружается в эти глубины, причем эти глубины в нем самом и выносит оттуда жемчужину, которую потом оформляет в плотном мире в форму, а, в конце концов, это жемчужина духа, попавшей в материю, ибо только дух создает форму материи, он ее оформляет в красоту. И вот это истинное искусство, которое мы часто видим на иконах, на полотнах великих художников, таких как Леонардо да Винчи, Тициан и многие другие, оно несет нам энергетику Иных Миров. И вот этот обмен, который происходит, когда мы стоим рядом с такими картинами, кстати, картины Николая Константиновича Рериха тоже из этой же серии, они тоже нам приносят отблеск Иных Миров.
«…» Когда возникает этот процесс, то, в конечном счете, это то, что содействует созданию энергетического поля культуры, того энергетического поля, опираясь на которое мы можем идти по лестнице эволюции.
Из статьи Л.В.Шапошниковой «Об энергетическом мировоззрении Живой Этики».
Аватара пользователя
loraZ
Сообщения: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: Учитель

Сообщение loraZ »

Вероника Тушнова

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
Nila
Сообщения: 705
Зарегистрирован: 26 мар 2012, 20:27

Re: Художественные комментарии к Живой Этике

Сообщение Nila »

12 апреля 1958 года в Москве открылась выставка картин Н.К. Рериха, организованная Ю.Н. Рерихом.
Святослав Николаевич Рерих в письме к Ю.Н. Рериху, Л.М. и И.М. Богдановым от 18 апреля 1958 года пишет о выставке: "<...>Прими от меня сердечное спасибо и передай от меня всем устроителям, как я ценю все заботы по устройству этой выставки. Ведь искусство Пасика - это Новое Искусство, Его особый подход и неоценимый вклад в сокровищницу культурных достижений не только Родины, но и всего Человечества.<...>Очень радостно сознавать, что картины Пасика опять собраны и несут свое замечательное провозвестие, Провозвестие Красоты и лучших достижений человеческого Гения".

Об этом же прекрасном событии мы читаем в Гранях Агни Йоги(1958г.):
"380.(Гуру).<...>Знаете значение терафимов, знаете значение рукописей, знаете значение священных предметов и потому можете понять смысл и значение выставки.Взгляните на явление в аспекте Тонкого Мира.В сердце страны введены новые элементы Светоэнергетического порядка. Как бы утверждено звено, соединяющее мощно настоящее и будущим. Будущее вошло в сердце для того, чтобы изменить его ритм. Отныне пульсация станет иной, ибо новые энергии будут действовать мощно. Каждый, коснувшийся этих фокусов кристаллизованных в картинах огненных энергий, уносит в сознании и сердце их отпечатки. Картины - вестники Новой Эпохи - сердцам человеческим скажут то,чего невозможно сказать никакими словами. Магнитная мощь сгущенного света начала свое воздействие. Идет незримая трансмутация сознаний, коснувшихся огненных творений настоящего, свтоносного искусства. Это воздействие идет прямо на сердце, и потому сильнее оно слов, давно надоевших и наскучивших всем. Процесс трансмутации будет усилен космопространственными условиями. Считайте,что в новую фазу вступили. Потому и неистовствует тьма в бессильных и бесплодных попытках уничтожить ведущую страну".
Ирис
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 17:34

Re: Художественные комментарии к Живой Этике

Сообщение Ирис »

С.Н. Рерих оставил нам замечательные записи своих размышлений о мастерстве живописи. Их мы можем найти в его статьях, текстах выступлений, книгах. Например, в книге «Искусство и жизнь» мы читаем на стр. 98-99 его размышления об одном из важнейших положений Живой Этики, отражающем принцип создания мироздания и всех проявлений жизни развертывающихся вовне из центральной, фокусной точки. «И каково бы ни было последующее развитие, внутреннее единство и центральная точка всегда сохраняются. Рассеяние жизненных составляющих превращается в дезинтеграцию и имеет место лишь тогда, когда удален центральный магнит, или фокус», - пишет С.Н. Рерих. Так и в произведении искусства важнейшим моментом выступает фокус, который обеспечивает полную согласованность его составных частей, создавая гармоничное целое. Преломляя положения Живой Этики к изобразительному искусству, он пишет: «Композиция, содержащая множество равнозначных элементов, всегда будет иметь свойство рассыпаться, распадаться на части» <…> «Картина, лишенная или утратившая центральную, фокусную точку, - в теме или композиции, рисунке или цвете - не сможет произвести на нас впечатление из-за отсутствия в ней единства. Она может иметь декоративную ценность, но не будет самосущим живым творением».
Ирис
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 17:34

Re: Художественные комментарии к Живой Этике

Сообщение Ирис »

У С.Н. Рериха есть картина «Возлюби ближнего своего». Это портрет Великого Путника, описание Лика которого дано в одной из книг Живой Этики.
Возлюби ближнего своего.  Рерих С.Н..jpg
Надземное, 159. «Урусвати может передать черты Великого Путника художнику, склонного к изображению человеческих ликов; хотя бы в общих чертах можно запечатлеть Изображение. Напомним еще раз черты Его: волосы светло-русые и, действительно, довольно длинные, концы их несколько темнее, слегка волнистые, мелкими извивами, но пряди остаются заметны. Лоб светлый и широкий, но не видно морщин; брови несколько темнее волос, но невелики, глаза синие и подняты в углах, ресницы дают глазам глубину. Немного заметны скулы, нос небольшой и довольно мягкий, небольшой рот, но губы довольно полные. Усы небольшие, не закрывающие рта. Также борода небольшая и слегка раздвоенная на подбородке. Такие черты побуждали любить Учителя. Не столько красота, сколько выражение делало Учителя запоминаемым».
Мари
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 11:15

Re: Художественные комментарии к Живой Этике

Сообщение Мари »

Подвигу как основе духовного совершенствования человека уделяется большое внимание в Живой Этике и в творениях Н.К. и С.Н. Рерихов это один из основных лейтмотивов.

Приведу слова из Живой Этики (Иерархия, 352), которые прекрасно отражают картину С.Н. Рериха ПОДВИГ:

"Какой же путь самый утверждающий на пути к Нам? Самый верный путь есть самоотверженность подвига. Самый чудесный огонь есть пламя сердца, насыщенное любовью к Иерархии. Подвиг тонкого сердца утверждается Служением Высшей Иерархии, потому так чудесна самоотверженность тонкого сердца. Духотворчество и самодеятельность тонкого служителя огненно насыщают пространство. Так отзывается тонкое сердце на все космические происшествия. Так, истинно, созвучит видимое с невидимым, настоящее с будущим и предуказанное свершается. Так самоотверженность тонкого сердца насыщает мир пламенем".
С.Н. Рерих Подвиг.jpg
Nina
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 10:59

Re: Художественные комментарии к Живой Этике

Сообщение Nina »

лов.jpg
«Картина «И продолжаем лов» - одна из знаковой для Н.К. Рериха серии «Санкта», где изображена жизнь общины Преподобного Сергия Радонежского и труды подвижников русского Севера. Серия потрясла американских зрителей, в представлении которых образ России был сильно искажен. Вместо ужасов и бед революционных лет, разрухи и голода они увидели Русь святую мощную своими духовными подвижниками».
(Ревякин Д.Ю. «Творения искусства – вечные странники» // Культура и время. 4-2012. С.108.)
Ответить

Вернуться в «Художественные комментарии к Живой Этике»