С.Н. Рерих. Розы сердца (Княгиня Ольга), 1923

Аватар пользователя
Valentina
Сообщений: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

С.Н. Рерих. Розы сердца (Княгиня Ольга), 1923

Сообщение Valentina » 03 мар 2011, 17:23

Изображение
С.Н. Рерих Розы сердца (Княгиня Ольга)
1923. Холст, масло. 130 x 97. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк

Княгиня Ольга - одна из самых замечательных фигур в русской истории. Ее называют и Ольгой Благоверной, и святой равноапостольной великой княгиней Российской. Она проявила себя в истории и как жестокая мстительница, и, напротив, как истинный миротворец, как первая законодательница в мирской жизни, и как зачинательница в жизни духовной, как мудрая правительница и наставница своего народа.

Считается, что Ольга была из тех краев, где впоследствии был основан город Псков. О знатности ее рода есть разные мнения. Характер красивой легенды придает своей версии церковь, приписывая Ольге происхождение из бедной семьи. Князь Игорь, распознав в юноше, переправлявшем его на лодке через реку, красивую девушку, горячо полюбил ее за миловидность и мудрые речи и впоследствии якобы взял в жены. Официальная историческая наука не разделяет этого мнения, считая, что Ольга происходила из семьи богатого новгородского князя Гостомысла. Олег по прозванию Вещий, будучи фактически правителем-регентом при малолетнем князе Игоре, сам избрал ему Ольгу в жены. Говорится, что при рождении девочку назвали языческим именем Прекрасная, а когда ее выдавали замуж за князя Игоря, то дали имя Ольга.

Княжение Игоря, вопреки летописи, видимо, было недолгим - не более десяти лет. Известно, что Святослав, сын Ольги и Игоря, был совсем еще мал, когда князь Игорь погиб. Князь ходил военными походами на юг и восток. Кроме того, в зимнее время года княжеская дружина совершала полюдье - объезд огромной территории подвластных племен для сбора дани. Размер дани с областей не был установлен, и князь собирал столько, сколько считал нужным, что и составило причину конфликта, приведшего его к гибели: когда ему показалось мало то, что он взял с древлян, Игорь вернулся и потребовал еще, за что и был убит.

Ольга отомстила за смерть мужа, причем, как известно, весьма жестоко. Казалось бы, такой поступок трудно соединяется с тем, что впоследствии ее правление было одним из самых мирных и спокойных, ведь за все годы ее княжения Русь практически ни с кем не воевала. Но всему этому есть вполне объективные объяснения. Ольга была истинной дочерью своего народа: племена, населявшие нашу древнюю родину, славились своим миролюбием, но при этом и своей силой. Правило кровной мести было просто вызвано суровой необходимостью выживания среди буйных кочевых и воинственных окружающих народов и племен. Эти племена знали, что с такими соседями вполне спокойно можно жить, не ожидая от них подлостей, а вот воевать с ними не стоит, ибо это чревато серьезными последствиями.

Все это и обеспечивало росичам относительно спокойное проживание на их территориях, и именно боясь последствий, древляне, убившие князя Игоря, отправились к его жене с попытками задобрить и даже с брачным предложением - Ольге выйти замуж за древлянского князя. Но, судя по летописям, Ольга расправилась с обидчиками, что на многие годы отбило у подвластного населения желание бунтовать.

Княжение Ольги не ограничивалось просто официальным управлением: уже говорилось, что она была первой законодательницей на Руси. Княгиня Ольга ввела ряд реформ и законов, укреплявших границы, улучшавших товарообмен, экономическое положение вверенных земель и пр. Она закрепила за каждой областью определенную сумму дани и установила становища, куда эта дань должна была свозиться.

На севере, в новгородской земле, Ольга не только отобрала для себя хозяйственные угодья, но и организовала сеть погостов-острогов, своеобразных небольших крепостей, придавших устойчивость ее владениям на севере, далеко от Киева.

Княгиня Ольга стремилась к установлению дипломатических отношений со своими западными соседями. Она отправила посольство в Германскую империю, вела переговоры с другими правителями Запада. В ту пору, когда война была главным средством решения политических споров, Ольга стремилась к международному признанию Киевской Руси без применения силы.

Сейчас уже трудно установить причины, побудившие Ольгу принять христианскую веру, но, видимо, она ощутила необходимость реформирования и этой области жизни разрозненных и обособленных племен. Христианство представляло в то время уже значительную политическую и культурную силу в Европе и на Ближнем Востоке.

Приняв решение лучше ознакомиться с православием и лично креститься в новую веру, Ольга решает прибыть в столицу Византии Константинополь и там принять крещение. Историки говорят, что о пребывании Ольги в Константинополе сохранилось достаточно подробностей. Считается, что в столице Византии она пробыла около трех месяцев. Хотя сначала она была принята очень холодно, но потом пользовалась вниманием императора и наставлениями Патриарха Полиевкта, знаменитого своей святостью и образованностью. Патриарх сам крестил Ольгу, нарек ее Еленой и сказал ей: "Возлюбив свет и отвергнув тьму, благословенна ты между женами русскими; благословлять тебя будут сыны русские до последнего рода".

Возвратясь в Киев крещенной, Ольга заботилась о распространении христианства прежде всего в своей семье, но сын ее Святослав, так и не захотел принять новую веру: "Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?" Выросши и возмужав, он начал целую серию военных походов, причем весьма успешных, что позволило значительно укрепить и расширить границы подвластных ему территорий. При этом он часто и надолго оставлял столицу, чем иногда подвергал ее немалой опасности.

Летопись рассказывает о том, что печенеги, прослышав об отсутствии князя, решили напасть на Киев в его отсутствии. Лишь чудом Ольге и семье Святослава удалось спастись. Вернувшийся вскоре князь сурово наказал обидчиков, но в своей столице оставаться по-прежнему не хотел. Ольга, предчувствуя скорый конец, сказала: "Погреби меня - и тогда иди, куда хочешь". На четвертый день она скончалась.

Современники называли Ольгу мудрейшей из женщин, потомки тоже не оспаривают это звание. Об Ольге написано много книг и исторических исследований, многих художников она вдохновляла ....

Источник: http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0002/p0002.htm

Аватар пользователя
Valentina
Сообщений: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: С.Н. Рерих Розы сердца (Княгиня Ольга)

Сообщение Valentina » 03 мар 2011, 17:25

Не видела прежде этой картины.

Интересно, чем было вызвано написание ее С.Н. Рерихом в 1923 г.?

Ирис
Сообщений: 238
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 17:34

Re: С.Н. Рерих. Розы сердца (Княгиня Ольга), 1923

Сообщение Ирис » 23 мар 2011, 18:45

Согласна с Валентиной в ее раздумьях по поводу этой картины. В картинах Н.К. Рериха все имеет значение.Розы у сердца княгини Ольги вызывают прямые ассоциации с неизменной розой на груди Елены Ивановны Рерих. Действительно, что бы это значило?

Аватар пользователя
loraZ
Сообщений: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: С.Н. Рерих. Розы сердца (Княгиня Ольга), 1923

Сообщение loraZ » 02 апр 2011, 21:27

С. Н. Рерих. Розы сердца (Княгиня Ольга)----
Эта картина написана 19-летним Святославом в 1923 году.
Несмотря на юный возраст, он в в это время занимал пост директора Международного Центра Искусств "Корона Мунди", в Нью-Йорке.
В том же году в Нью-Йоркской галерее Арден, прошла первая персональная выставка Святослава Рериха. Пресса отмечала яркий талант юного мастера.
Но через три года пришел настоящий успех. На выставке, посвященной 150-летию американского города Филадельфия, 22-летнему Святославу Рериху была вручена главная награда – Гран при.


К сожалению, историю написания картины не удалось найти.

Небольшие дополнения :
Можно так же обратить внимание на то, что княгиня Ольга при крещении получила имя Елена!

• Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.


(Из материалов Тимаковой Л.И. и Глущенко Л.И. «Портрет Е.И. Рерих.»)
• «Цветок – это символ знания духа» (Елена Рерих «У порога Нового Мира».,стр.89)
• Роза – символ сердца и совершенства. («Словарь символов»., стр.308)
• «Поистине роза будет символом консонанса и доминанта Света розы будет соединена с сиянием сердца» («Сердце», п.66 )
• «Недаром в алхимии роза была символом Тайны».( «Иерархия»., п.424 )
• «Мужество родится из чистого сердца. Можно сравнить его с розою, где смысл цветка во множестве лепестков… Мудро понять, что лишь владыка цветка имеет доступ ко всем лепесткам. («Сердце», п.15)
• «Так можно научиться ценить каждое звучание сердца, когда тайный цветок являет множество лепестков, хранящих сокровение духа». («Сердце», п.31)


Поддерживаю интерес Валентины к сюжету и мысль Ирис о символах картины.
Интересно было бы узнать…. Кто может помочь?


Вернуться в «Художественные комментарии к Живой Этике»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость