Н.К.Рерих.Пещное действо.

Ответить
rigzen
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 04 сен 2011, 11:13

Н.К.Рерих.Пещное действо.

Сообщение rigzen »

Изображение
Пещное действо. Н.К.Рерих. Эскиз к декорации для постановки мистерии "Три волхва" в Старинном театре в Петербурге.
rigzen
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 04 сен 2011, 11:13

Re: Н.К.Рерих.Пещное действо.

Сообщение rigzen »

Пещное действо - название древнего русского церковного обряда (театрализованного представления, литургической драмы), совершавшегося в неделю Праотец (предпоследнее воскресение перед праздником Рождества Христова) в XVI—XVII веках. Действо изображало историю чудесного спасения трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила из огненной печи (Дан.3:22-51). Этот обычай пришёл на Русь из Византии. Действо совершалось в Успенском соборе Кремля, а также в Новгороде и в других городах, где были кафедральные соборы.
В храме снимались большие паникадила, чтобы освободить место для деревянной круглой печи в форме огромного фонаря. Её помещали посреди собора между столпами, поддерживающими центральный купол. Для предания конструкции вида печи на ней зажигали около 400 свечей. Три мальчика из патриарших певчих и двое взрослых изображали отроков и халдеев. Отроков одевали в полотняные стихари и шапки, отороченные горностаем, а халдеев в юбки из красного сукна, медные оплечья и шлемы, расписанные красками. В руках отроки держали свечи, а халдеи в каждой руке по пальмовой ветви. На действо приходил царь, который входил в собор в предшествии халдеев.
На заутреней ряженые халдеи выводили из алтаря связанных отроков и учиняли им допрос, все разговоры халдеев между собою и с отроками происходили не на церковном, а на народном языке. После этого отроков ввергали в печь. Под ней ставили горн с углями на которые халдеи из трубок пускали «плаун-траву», а отроки в это время пели песнь, славящую Господа. В конце пения раздавались звуки грома, из-под сводов «в трусе велице зело с громом» спускалась вырезанная из дерева и раскрашенная фигура ангела. Халдеи падали ниц, а диаконы опаляли изображая библейское ангельское паление. Халдеи вставали с земли и высказывали друг другу удивление, а отроки, взяв ангела за крылья, трижды обходили с ним в печи кругом, распевая песнопения. Затем ангел «взлетал» вверх, халдеи выводили отроков из печи и подводили к патриарху, которому они пели многолетие. С этого дня и до отдания праздника Рождества Христова на всех выходах патриарха к церковным службам ему предшествовали халдеи, а за ними отроки с пением.

Действо совершалось по литературному переложению библейской истории, созданному Симеоном Полоцким (деятель восточнославянской культуры XVII века, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин).
Обряд был запрещён в XVIII веке Петром I в связи с реформами Русской Православной Церкви. В начале XX века обряд был восстановлен композитором Александром Кастальским, в основу реконструкции легло прочтение старинных «крюковых» записей музыки, и в настоящий момент он входит в репертуар некоторых современных исполнителей.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Н.К.Рерих.Пещное действо.

Сообщение Rinchen »

rigzen писал(а): Пещное действо. Н.К.Рерих. Эскиз к декорации для постановки мистерии "Три волхва" в Старинном театре в Петербурге.
Я когда-то интересовался историей постановки мистерии "Три волхва". Нашел немного. Премьера состоялась 7 декабря 1907 г в стенах «Старинного театра». Санкт-Петербург. (Первый сезон — Эпоха средних веков. 1907—1908)
«Три волхва» — сочинение Н. Н. Евреинова (реконструкция старогерманской полулитургической драмы XII века). Постановка А. А. Санина (ритуал литургической драмы — М. Н. Бурнашева). Декорации Н. К. Рериха. Спектакль широкого для камерного театра размаха — с органом, даже с церковным хором.
Работы по иконографии костюма М. Н. Бурнашева. Постановка ритуала «действа» литургической драмы — М. Н. Бурнашев (пролога и народных сцен — А. А. Санина)
Текст пьесы был заимствован из рукописи, относившейся ко второй половине XI века и хранившейся в библиотеке Эйнзидельна. Подлинный текст (латинский) состоял из сравнительно короткой сцены между пастухами, волхвами, царем (Иродом) и Богоматерью («Светлым духом»), Евреинов дополнил его оригинально задуманной народной сценой с целью показать впечатлительность и восприимчивость средневековой публики. В письмах Н.Н.Евреинова к Н.В.Дризену автор отмечал: "Радуюсь Рериху." Вообщем декорации по эскизам Рериха вызвали множество восторженных откликов среди зрителей и критики.
А вот что отмечает Е.П. Маточкин.
Действие спектакля происходит в серо-зелёном сумраке внутреннего помещения церкви на фоне высокого иконостаса. Местный ряд его <...> состоит из Царских врат и шести отдельных икон, включая образы Божьей Матери и Предстоящих. В эскизе напрочь отсутствует физический свет, дающий тени. Есть только небесный живой огонь, от которого возгораются узоры басменных окладов икон, выявляя на них бесплотные силуэты с нимбами. Всё земное как бы потонуло в полумраке, а изображённое на иконостасе обрело свою истинную божественную суть.
Ответить

Вернуться в «Художественные комментарии к Живой Этике»