Симфония цвета и звука

Rinchen
Сообщений: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Симфония цвета и звука

Сообщение Rinchen » 12 авг 2010, 10:53

Невероятная, притягательная сила, которую находит человек в цвете и звуке, заставляет его искать секрет той Красоты, которая скрыта за ними от нашего физического глаза. Жизнь выражает себя на многих планах существования в различных формах цвета и звука; но внешние проявления жизни в нашем плотном мире скрывает их собственную тайну природы. Соприкасаясь с великими произведениями искусства, человечество, в разные периоды времени, волновал вопрос, а существует ли язык цвета и звука? В чем его смысл и предназначение? И ответ приходил: язык цвета и звука есть язык души, язык Жизни и Красоты!
Открывая, тему "Источники цвета и звука.", приглашаю всех участников форума к живому обсуждению этого интересного вопроса.

Rinchen
Сообщений: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Симфония цвета и звука

Сообщение Rinchen » 12 авг 2010, 11:01

Этот вопрос я частично поднял в теме "Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х годов"
Когда я стараюсь осмыслить или прочесть творческие работы большинства художников, и в первую очередь, таких, как Н.К.Рерих, Т.Г.Шевченко, А.И.Куинджи, М.А.Врубель, то сами обстоятельства наталкивают меня искать новые пути в исследовании этого вопроса. Огромную помощь в этом оказывают книги Учения Живой Этики. В свое время мне попала в руки стенограмма из выступления Л.В.Шапошниковой на собрании Рериховских организаций 12 октября 1997 года, где в частности было сказано что:

Живая Этика – это результат развития мировой культуры, это результат многих слоев культуры, проходившие через века: и культуры восточной в первую очередь и культуры западной. Там есть все, но для понимания и осмысления нужно иметь этот самый культурный запас.


Я очень заинтересовался, в какую же культурную Западную традицию уходили корни Живой Этики? Этот вопрос возник в связи с очень интересным и в тоже время важными фрагментами Учения, касательно нашей темы. Ведь, свет всегда связан с цветом. А само произведение искусства с внутренним миром человека, его Духом. Кроме того, на картинах таких художников-космистов, как группа «Амаравеллы» звук, свет и цвет представляли нечто синтетически целое. Как понять секрет этой Красоты и этого феноменя? И вот, я читаю фрагменты из Живой Этики, основыванные на достижениях научной мысли :

Если материя всюду, то даже свет оставляет свою протоплазму.... Протоплазма света не есть что-то отвлеченное, ее осадки украшают царство растительное. Ритм волн и песков, и кора планеты значительно нормируются узлами света. Учите любить образования света. Не столько образы, запечатленные на холсте, сколько подсмотренные вибрации света имеют значение. Община пр.26


Чистое искусство – достоверное сообщение лучезарного явления Духа. Зов.1921.Январь 1.


В книгах Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов можно увидеть много имен. Среди широкого разнообразия встречаются и немецкие. Например, известный философ Яков Бёме, автор трактатов "Аврора, или утренняя заря в восхождении", "О тройственной жизни человека". Мысли, созвучные идеям Живой Этики, высказывали так же немецкие романтики, которые достаточно хорошо знали труды Бёме и ссылались на него в своих сочинениях: это и Фридрих Шлегель и Новалис, и Франц Баадер и т.д. Но особой творческой личностью в этом ряду, можно назвать немецкого поэта, мыслителя, государственного деятеля Иоганна Вольфганг фон Гёте, чье универсальное наследие знаменовало собой целую эпоху эстетического развития не только Германии, но и всей Европы. Интересно, что Николай Константинович Рерих характеризует Гёте в категориях и терминах Живой Этики, о чём ярко свидетельствует следующая фрагмент статьи из книги “Твердыня пламенная”:

“Пламя духа, огонь сердца, великий Агни не рассудком, но чувствознанием ввёл Гёте в тайники вершин. Синтез никакими обществами не даётся. Но знаменательно видеть, как Гёте, как истинный Посол Истины, не уклонялся от жизни, но находил улыбку ко всем её цветам. … Мышление Гёте, по справедливости, можно назвать пространственным. В нём утверждалась личность, но было освобождение от эгоизма. Агни-Йога! Такое сочетание для малых сознаний даже невообразимо, но оно является верным мерилом потенциала личности”


Некоторые исследователи, я думаю, не безосновательно утверждают, что Гёте был одним из тех, кто внёс свой вклад в формирование нового планетарного мышления. Подтверждение этому я стал находить, когда ознакомился с цветовой теорией Гете (Учение о цвете и свете). Известно даже, что сам поэт ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества. Он был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес создал свою собственную. Все оптические явления, связанные с цветом и светом, И.В. Гёте рассматривал с позиции воздействия цвета на человека, при этом выделяя два вида таких воздействий: на физический организм человека и на его духовный мир. Я думаю, что это были метанаучные обоснования и во многом созвучные идеям Живой Этики. Они требуют дальнейшего изучения, помня при этом, что свет и цвет в равной степени интересуют не только науку, но так же искусство и поэзию.

Rinchen
Сообщений: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Симфония цвета и звука

Сообщение Rinchen » 12 авг 2010, 17:11

Не столько образы, запечатленные на холсте, сколько подсмотренные вибрации света имеют значение. Община. Параграф 26


Эти мысли, из Учения Живой Этики, созвучны теории света Иоганна Гёте, который считал, что цвет:

«В своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и форм того материала, на поверхности которого мы его воспринимаем, цвет оказывает известное воздействие на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочен, а через него и на душу»


Тем самым, впечатление и воздействие, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями или образами (например художественной картины)
Позже, уже в ХХ веке, это же положение, в отношении истинного искусства, было научно обосновано и расширено в книге Иерархия:

Потому жизненность искусства, которое хранит божественный огонь, дает человечеству насыщение тем огнем, который возжигает дух и насыщает все миры. Потому чудесные факелы красоты творчества так ценны для человечества. Мы видели, как творения искусства преображали человека… Иерархия. 366.


Исследуя и анализируя цвета, Гете пытался следовать не только доводам своего разума, но и прислушивался к внутреннему, психо-эмоциональному ощущению, которое в нем рождал тот или иной цвет. Что же касается восприятия самого цвета, то поэт считал, что посредством него чувству зрения открывается вся природа. Как видимая ее составляющая, так и скрытая тайна Красоты, стоящая за ее видимыми формами. Эту же мысль высказывал известный русский художник Святослав Николаевич Рерих, говоря что: "вибрации цвета несут в себе жизнь". Концепция Гете заключалась в том, что Высшее трудно постичь в теории, но нужно узреть его в природе. Исследуя цвета и тем самым пытаясь постичь и проникнуть в природу света, поэт отмечал:

«Цвета - деяние света, деяния и страдания. В этом понимании мы можем ожидать от них раскрытия природы света» ("К учению о цвете").


Нет сомнений, что здесь идет речь и природе духовного света или огненной энергии, которая стоит в тесном взаимодействии с цветом и звуком. В тоже время, Авторы Живой Этики, достаточно широко дали информацию об огненной действительности Высших Миров и в частности отметили:

«Огонь является самым близким звуку и цвету. И недаром трубный звук так привлекает огонь пространства. И неслучайно могут как бы светиться некоторые картины…» Сердце. 172

«Звук и цвет являются одним из главных огненных проявлений» Мир Огненный, I, 73


Работа Гете не потеряла актуальности и в настоящее время. Скорей она стала еще более актуальна. В синтезе с Учением Живой Этики, этот труд даст неисчерпаемый научный материал для современных исследователей и ученых. На наблюдения и выводы Гете о взаимосвязи цвета и психики ссылались и ссылаются многие выдающиеся ученые и мыслители, среди которых были: Гегель, Н.Бор, А.Ф.Лосев, В. Фойгт , М. Люшер, В.М.Бехтерев, И.Н.Спиртов, В.Кандинский и многие другие.

Rinchen
Сообщений: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Симфония цвета и звука

Сообщение Rinchen » 12 авг 2010, 21:29

Без наглядного примера, тема была бы, я думаю, не так интересна.
Так вот, Гёте разделял действие цветов на настроение и внутренний мир человека на две группы:

1) теплые, первичные, положительные
2) холодные, вторичные, отрицательные, порождающие печально-беспокойное настроение
Промежуточное место он отводил зеленому цвету, который способствует состоянию спокойной умиротворенности.

Возьмем для нашего исследования красно-синий (сиреневый) цвет. Он относится ко второй группе и вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой, но безрадостный. В качестве наглядного примера, я хотел бы показать картину Н.К.Рериха, которая называется "Тени". А в качестве комментария к ней, привести фрагмент статьи Л.В.Шапошниковой из книги "Тернистый путь Красоты"

Изображение
Н.К.Рерих.Тени

В 1916 году Н.К.Рерих пишет картину "Тени". На стене, озаренной пламенем пожара, движутся странные тени в старинных одеждах. Их вздернутые руки кому-то угрожают. Людей пока нет, только их тени. Предчувствие революции? Думаю да. Красный цвет-символ пожаров и крови ясно об этом говорил.

Картина Рериха безусловно носила пророческий характер и предвещала катострофические изменения в ХХ веке.
В одной из монографий, освещающих различные аспекты взаимосвязи цвета и психики человека, исследователь
Б. А. Базыма, рассматривая историю развития цветовой символики отмечал:
Красный как символ крови павших борцов за освобождение пролетариата, приобрел в 20 веке особенно амбивалентный характер. Его первобытная магическая сила вырвалась на свободу в 1917 году и всколыхнула населения не только огромной Российской империи, но и всего мира <...> В революционной символике вместе с красным тесно соседствует и черный. Черный - цвет знамени анархистов, кожаных курток комиссаров и сотрудников ЧК. Черный приобретает смысл революционного фанатизма (готовность идти до конца), и ужаса перед репрессиями государственной власти. Черный с красным - цвета «красного террора» и политических репрессий в новейшей истории России. Как и в древнем мире, это цветовое сочетание оказалось трагическим символом. (Б. А. Базыма. Цвет и психика)


Аватар пользователя
Екатерина
Сообщений: 820
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Симфония цвета и звука

Сообщение Екатерина » 13 авг 2010, 19:35

Rinchen, спасибо Вам за то, что открыли очень интересную тему.
Не знаю, будет ли мое сообщение в русле обозначенной Вами тематики. Но меня в свое время очень интересовала и волновала тема цветного слуха (синопсии) - тогда я делала выписки на эту тему из Учения, искала и выписывала об этом информацию из современных статей, исследований. В основном в современных исследованиях делается упор на то, что это явление не имеет под собой объективного соответствия цвета и звука. Однако в УЖЭ данные явления везде упоминаются в неразрывной взаимосвязи, а так же к ним добавляется еще и аромат.
Интересно, что те сведения, которые мы имеем о цветном слухе известных людей имеют между собой много схожего, что явно говорит в пользу объективных соответствий.
По роду своей деятельности вращаясь в среде музыкантов, в моем окружении нашлось трое человек, обладающих таким слухом. В их представлениях нашлись только очень небольшие соответствия, однако красный цвет (с которого начинается цветовая шкала) всеми тремя помещался вниз гаммы, а у двоих ему даже соответствует первый звук гаммы "до". И что еще очень интересно - у всех троих каждому звуку соответствует не только какой-то цвет, но и какие-то осязательные или обонятельные ощущения.
Знаю, что в Казани есть целый исследовательский интститут "Прометей", который изучает явление светомузыки, регулярно проводит конференции на эту тему.

lora
Сообщений: 141
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 16:03

Re: Симфония цвета и звука

Сообщение lora » 13 авг 2010, 22:22

Rinchen писал:
И.В. Гёте рассматривал с позиции воздействия цвета на человека, при этом выделяя два вида таких воздействий: на физический организм человека и на его духовный мир.

Потому жизненность искусства, которое хранит божественный огонь, дает человечеству насыщение тем огнем, который возжигает дух и насыщает все миры. Потому чудесные факелы красоты творчества так ценны для человечества. Мы видели, как творения искусства преображали человека… Иерархия. 366.


Елена Ивановна комментируя творчество Н.К. Рериха, так же отмечает именно симфонию красочных созвучий. И как они влияют на психику человека.
19.06.1933 Елена Рерих Феликсу Лукину
Также позволила себе прибавить несколько строк об искусстве Н.К. Ибо в искусстве его я, прежде всего, люблю чистоту, прозрачность и бесконечное разнообразие его красочных сочетаний, при необычной мощи и глубине тонов. Каждая картина его – прекрасная симфония красочных созвучий! Мы знаем, что именно цвета, тона и гармоничность их производят оккультное воздействие на зрителя. Ведь сказано Владыкою, что картины его имеют в себе дар целительный «…» Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаз открытый, ибо, как сказано, «можно стоять в полной тьме перед прекраснейшим произведением искусства, ибо тьма в нас».

Rinchen
Сообщений: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Симфония цвета и звука

Сообщение Rinchen » 14 авг 2010, 09:44

Екатерина писал(а): Но меня в свое время очень интересовала и волновала тема цветного слуха (синопсии) - тогда я делала выписки на эту тему из Учения, искала и выписывала об этом информацию из современных статей, исследований. В основном в современных исследованиях делается упор на то, что это явление не имеет под собой объективного соответствия цвета и звука. Однако в УЖЭ данные явления везде упоминаются в неразрывной взаимосвязи, а так же к ним добавляется еще и аромат.


Думаю, в связи с этим, нужно понять одну важную особенность. В настоящее время, кроме известного нам научного пути получения знаний, существуют еще и так называемые "вненаучные", или метанаучные пути, к которым можно отнести религию, философию, йогу, искусство и научные открытия. Е.И.Рерих в полной мере владела методом метанаучного познании, в результате которого, мы имеем философскую систему Живая Этика. Известно, что метанаучный метод познания опережает экспериментальные наработки традиционной науки. Поэтому, обращаясь к Живой Этики и рассматривая на форуме определенные понятия, явления и закономерности, мы будет постоянно сталкиваться с тем, что многие из них, не вошли еще в научный оборот, а значит не исследованы должным образом. Очевидно, что Живая Этика – подарок ученым будущего и все предстоящие открытия будут совершены исследователями, дух которых обладает синтезом.
В наши дни, Международнародный Центр Рерихов (МЦР) ведет активную деятельность в этом направлении и пытается вводить идеи Живой Этики в научный оборот.

Rinchen
Сообщений: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Симфония цвета и звука

Сообщение Rinchen » 14 авг 2010, 17:07

lora писал(а):Елена Ивановна комментируя творчество Н.К. Рериха, так же отмечает именно симфонию красочных созвучий. И как они влияют на психику человека.
19.06.1933 Елена Рерих Феликсу Лукину
Также позволила себе прибавить несколько строк об искусстве Н.К. Ибо в искусстве его я, прежде всего, люблю чистоту, прозрачность и бесконечное разнообразие его красочных сочетаний, при необычной мощи и глубине тонов. Каждая картина его – прекрасная симфония красочных созвучий!Мы знаем, что именно цвета, тона и гармоничность их производят оккультное воздействие на зрителя. Ведь сказано Владыкою, что картины его имеют в себе дар целительный «…» Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаз открытый, ибо, как сказано, «можно стоять в полной тьме перед прекраснейшим произведением искусства, ибо тьма в нас».

Эти замечательные слова Е.И.Рерих, я бы дополнил фрагментом из книги Грани Агни Йоги, который лаконично и в тоже время емко, объясняют физику процесса тонких энергий, связанных с художественными полотнами Н.К.Рериха.

Уже понимаете, что каждое полотно - это кристаллы сгущенного Света, собранного в определенных сочетаниях в форме картин. Если бы со стороны Тонкого мира было бы можно взглянуть, то увидели бы, как облако Света стоит, окружая собрание полотен, и отсвет его озаряет окружающее пространство. Произведения истинного исусства действительно служат источником Света, немеркнующего во времени."( Грани Агни Йоги.5.516)

Цвета - это видимые проявления разных вибраций энергии: и чем тоньше вибрации, тем "светлее", "прозрачнее" краски несут они в себе. Человеческие глаза способны воспринимать лишь очень простые вибрации грубых материй, которые занимают участок спектра с длиной волны приблизительно от 380 (фиолетовый) до 780 нм (красный). Далее идет ультрафиолетовый спектр излучения, который уже неощутим глазу человека. Интересно, что первое упоминание об ультрафиолетовых лучах встречается в «Анувьякхьяна». «Анувьякхьяна» - это труд индийского философа Шри Мадхавачарья, тонкого знатока ведийского учения и жившего в XIII веке. Как утверждают некоторые исследователи, в его труде встречается описание некой местности Bhootakasha, которая содержала феолетовые лучи невидимые для простого глаза. Возможно, что люди, обладающие особой чувствительностью, могут лучше видеть составляющие спектра в пределах ультрафиолетового. Но огромное количество наиболее тонких и быстрых энергетических вибраций совершенно недоступно для нашего зрения. В одной из книг Живой Этики отмечено:
Глаз человеческий не воспринимает сильнейшие электрические вибрации. То же происходит и в отношении огненных градаций. "Мир Огненный 1.21."

А значит, "со стороны Тонкого мира" можно посмотреть на "облако Света", лишь развитым, духовным глазом. Немецкий поэт И.Гете, о котором я упоминал выше и который обладал удивительным чувствознанием, еще в начале XIX веке раскрыл механизм духовного зрения:
Вся природа открывается чувству зрения посредством цвета. Теперь мы утверждаем, хотя это и может звучать странно, что глаз не видит формы, а только свет, темнота и цвет вместе являются тем, чем отличается для глаза предмет от предмета и части предмета друг от друга. Так, из этих трех строим мы видимый мир и вместе с тем делаем возможной живопись, которая способна вызвать на полотне видимый мир, гораздо более совершенный, чем им бывает действительный» Гёте И.-В.Очерк учения о цвете


И как бы, подводя итог всему вышесказанному, приведу небольшой отрывок из доклада, который был прочитан на конференции в Москве доцентом кафедры истории искусств Уральского университета О.А.Ураженко:

Мазочные росчерки фиксировали не только фигуру или предмет — они несли некие психические импульсы, следы самого творческого процесса. Движения руки художника — моторика — она оказывалась соединена с ритмом сердца. Марина Цветаева через черточку написала бы: кисть — с рукой — с сердцем.
Последний раз редактировалось Rinchen 14 авг 2010, 21:26, всего редактировалось 9 раз.

lora
Сообщений: 141
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 16:03

Re: Симфония цвета и звука

Сообщение lora » 14 авг 2010, 19:26

Несколько характеристик цвета из книги Святослава Николаевича Рериха
«Искусство и жизнь»
( МРБ. МЦР. Мастер-Банк.Москва,2007)

Цвет обладает огромной потенциальной способностью внушать ощущение жизни.
• Яркие цвета, благодаря своей звучности и воздействию на нас, обладают способностью сообщать поверхности жизнь самой интенсивностью своей яркости, своих вибраций. Существуют цвета, которые действительно кажутся горячими.
Рисунок, каким бы замечательным он ни был, никогда не будет обладать тем качеством жизни, которое он станет передавать, если к нему добавить цвет.
Делакруа писал о таинственном воздействии цвета, а теперь цвет используют в терапии.

Если бы только в наши дни были открыты какие-нибудь новые красочные пигменты, то, возможно, в результате возник бы совершенно новый способ выражения. «…»Если б мы только смогли сочетать точность масляной живописи с яркостью темперных красок или, вернее ненасыщенных пигментов, мы открыли бы в живописи новый мир.
• Все еще существует множество проблем, которые будут решены когда-нибудь позднее. Проблемы сочетания красок, проблемы цвета и его воздействия на наши эмоции. Не может быть никакого сомнения в том, что самый первый импульс, первая наша реакция на картину вызывается цветом. Цвет приковывает к себе внимание, и наши личные предпочтения и пристрастия или же неприятие некоторых цветов определяет нашу первую положительную или отрицательную, реакцию. Затем, после первого, эмоционального, так сказать, толчка и отзвука с нашей стороны, начинается оценка композиции, рисунка, темы и технического исполнения. Это уже процессы более интеллектуального порядка – когда мы реагируем на различные аспекты произведения искусства. Все эти впечатления складываются вновь и образуют общую оценку произведения искусства. Общую сумму всех наших реакций, анализа и мыслей. Но, первым наше внимание всегда привлекает цвет. Прекрасные симфонии цвета, как пронизанные светом небеса, игра и переливы цветов на драгоценном опале, на редком цветке, радужные, металлические оттенки на грудке колибри или крылышке бабочки, всегда будут зачаровывать, всегда будут вызывать восхищение. И точно так же, как Природа щедро рассыпает перед нами свои цвета, так и художник должен до конца исчерпать все имеющиеся у него возможности в поисках еще более великолепных и необыкновенных комбинаций, всегда помня при этом, что вибрации цвета несут в себе жизнь. При оценке других сторон картины следом вступает в действие наш интеллект, который сформировался позже, чем наши эмоции. Таким образом, картина по очереди обращается ко всем разнообразным аспектам нашего психического склада, и чем полнее, отчетливее эти впечатления, тем больший отклик она в нас вызывает.

• Поскольку картина сама по себе статична, передача движения должна непременно основываться на физических особенностях зрения - взаимодействие линии, цвета, планов в картине должно быть непосредственно связано с рецепторными свойствами глаза. Художник должен создавать иллюзию, при которой нечто статичное выглядело бы динамичным. «…» - более звучные цвета должны располагаться вдоль линии движения, так чтобы вести наш взгляд в определенном направлении.. «…» Цвет, равно как и контраст, должен усиливаться постепенно и быть насыщеннее всего в центре движения. «…», чтобы заставить двигаться взгляд зрителя «…», тем полнее будет иллюзия движения.
• Существует множество все еще не открытых возможностей воздействия, заключенных в ритме, линии и цвете.

lora
Сообщений: 141
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 16:03

Re: Симфония цвета и звука

Сообщение lora » 14 авг 2010, 19:44

Несколько характеристик цвета из книги Святослава Николаевича Рериха
«Искусство и жизнь»
( МРБ. МЦР. Мастер-Банк.Москва,2007)

• Интересно отметить, какую важную роль играет цвет в том, что мы называем примитивами. Эмоции непосредственно перелагаются в цвета, и яркость цвета в этих ранних картинах является одним из самых важных их свойств, выражающих силу веры. С развитием рисунка и совершенствованием техники чрезмерное обилие деталей стало разрушать большие цветовые планы и из-за этого ослабилось эмоциональное впечатление. Точно из композиции ушла жизнь и осталась только видимость изысканных и совершенных форм. Создатели примитивов неосознанно владели секретом великой живописи – синтезом впечатлений. Несовершенный рисунок и письмо никогда не умаляли центральной темы.Давайте изучать примитивы как одну из наиболее важных страниц в истории искусства, и тот великий урок, который они могут нам преподать, – урок синтеза.


Вернуться в «Космизм в искусстве»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость