Этот вопрос я частично поднял в теме
"Научная работа Т.Г.Шевченко в период экспедиций 1840-х годов"
Когда я стараюсь осмыслить или прочесть творческие работы большинства художников, и в первую очередь, таких, как Н.К.Рерих, Т.Г.Шевченко, А.И.Куинджи, М.А.Врубель, то сами обстоятельства наталкивают меня искать новые пути в исследовании этого вопроса. Огромную помощь в этом оказывают книги Учения Живой Этики. В свое время мне попала в руки стенограмма из выступления Л.В.Шапошниковой на собрании Рериховских организаций 12 октября 1997 года, где в частности было сказано что:
Живая Этика – это результат развития мировой культуры, это результат многих слоев культуры, проходившие через века: и культуры восточной в первую очередь и культуры западной. Там есть все, но для понимания и осмысления нужно иметь этот самый культурный запас.
Я очень заинтересовался, в какую же культурную Западную традицию уходили корни Живой Этики? Этот вопрос возник в связи с очень интересным и в тоже время важными фрагментами Учения, касательно нашей темы. Ведь, свет всегда связан с цветом. А само произведение искусства с внутренним миром человека, его Духом. Кроме того, на картинах таких художников-космистов, как группа «Амаравеллы» звук, свет и цвет представляли нечто синтетически целое. Как понять секрет этой Красоты и этого феноменя? И вот, я читаю фрагменты из Живой Этики, основыванные на достижениях научной мысли :
Если материя всюду, то даже свет оставляет свою протоплазму.... Протоплазма света не есть что-то отвлеченное, ее осадки украшают царство растительное. Ритм волн и песков, и кора планеты значительно нормируются узлами света. Учите любить образования света. Не столько образы, запечатленные на холсте, сколько подсмотренные вибрации света имеют значение. Община пр.26
Чистое искусство – достоверное сообщение лучезарного явления Духа. Зов.1921.Январь 1.
В книгах Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов можно увидеть много имен. Среди широкого разнообразия встречаются и немецкие. Например, известный философ Яков Бёме, автор трактатов "Аврора, или утренняя заря в восхождении", "О тройственной жизни человека". Мысли, созвучные идеям Живой Этики, высказывали так же немецкие романтики, которые достаточно хорошо знали труды Бёме и ссылались на него в своих сочинениях: это и Фридрих Шлегель и Новалис, и Франц Баадер и т.д. Но особой творческой личностью в этом ряду, можно назвать немецкого поэта, мыслителя, государственного деятеля Иоганна Вольфганг фон Гёте, чье универсальное наследие знаменовало собой целую эпоху эстетического развития не только Германии, но и всей Европы. Интересно, что Николай Константинович Рерих характеризует Гёте в категориях и терминах Живой Этики, о чём ярко свидетельствует следующая фрагмент статьи из книги “Твердыня пламенная”:
“Пламя духа, огонь сердца, великий Агни не рассудком, но чувствознанием ввёл Гёте в тайники вершин. Синтез никакими обществами не даётся. Но знаменательно видеть, как Гёте, как истинный Посол Истины, не уклонялся от жизни, но находил улыбку ко всем её цветам. … Мышление Гёте, по справедливости, можно назвать пространственным. В нём утверждалась личность, но было освобождение от эгоизма. Агни-Йога! Такое сочетание для малых сознаний даже невообразимо, но оно является верным мерилом потенциала личности”
Некоторые исследователи, я думаю, не безосновательно утверждают, что Гёте был одним из тех, кто внёс свой вклад в формирование нового планетарного мышления. Подтверждение этому я стал находить, когда ознакомился с цветовой теорией Гете (Учение о цвете и свете). Известно даже, что сам поэт ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества. Он был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес создал свою собственную. Все оптические явления, связанные с цветом и светом, И.В. Гёте рассматривал с позиции воздействия цвета на человека, при этом выделяя два вида таких воздействий: на физический организм человека и на его духовный мир. Я думаю, что это были метанаучные обоснования и во многом созвучные идеям Живой Этики. Они требуют дальнейшего изучения, помня при этом, что свет и цвет в равной степени интересуют не только науку, но так же искусство и поэзию.