Космизм как направление в искусстве

Ответить
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Космизм как направление в искусстве

Сообщение Helen »

Ед­ва ли мож­но спо­рить с ут­верж­де­ни­ем, что ху­дож­ник от­ра­жа­ет в сво­ем твор­че­ст­ве ту ре­аль­ность, ко­то­рую он ви­дит. Но что та­кое «ре­аль­ность»? Толь­ко ли яб­ло­ки в ва­зе или сце­ны на ули­це? Ду­хов­ный по­иск – это ре­аль­ность? Те­че­ние вре­ме­ни – это ре­аль­ность? Тай­ны ми­ро­зда­ния – это ре­аль­ность? Мысль – это ре­аль­ность? Могут ли зри­мые образы пе­ре­дать по­лет мыс­ли?

Ху­дож­ни­ки, ко­то­рых при­ня­то на­зы­вать ко­с­ми­с­та­ми, от­ве­ча­ют на этот во­прос сво­и­ми про­из­ве­де­ни­я­ми. От­ве­ча­ют – ут­вер­ди­тель­но. Сво­им твор­че­ст­вом они пред­во­с­хи­ща­ют рас­кры­тие тех про­цес­сов ко­с­ми­че­с­кой эво­лю­ции, ко­то­рые раз­во­ра­чи­ва­ют­ся в на­сто­я­щее вре­мя, но по­ка не мо­гут быть опи­са­ны сред­ст­ва­ми традиционного научного по­зна­ния. В своих живописных произведениях они доносят до зрителей идеи нового космического мышления об одухотворенном Космосе, о Беспредельности, о вза­и­мо­свя­зи че­ло­ве­ка и Вселенной, о ми­рах иных из­ме­ре­ний и иных со­сто­я­ний ма­те­рии – вза­и­мо­про­ни­ка­ю­щих друг в дру­га и су­ще­ст­ву­ю­щих как еди­ная ре­аль­ность, о красоте этих нездешних миров.

Изображение
В. Черноволенко. Лучистые мысли

Космизм как новое направление в живописи явился продолжением русских духовных традиций, он особенно ярко заявил о себе в на­ча­ле ХХ ве­ка. Это было связано с отражением в художественном пространстве ко­с­ми­че­с­кого ми­ро­ощу­ще­ния, за которым стояла новая красота и ее поиск. Новое направление отринуло символизм и соприкоснулось с космической реальностью, с его новой энергетикой. Впервые запечатленная на полотнах художников-космистов космическая красота инобытия приблизила искусство к реальности Космоса. Многие полотна художников-космистов музыкальны. Силой своего дара истинный художник переносит на холст звуки космических ритмов, и зритель становится сопричастным новой красоте и новой энергетике, которая расширяет его сознание, будит воображение, рождает новые высокие образы.

Это особенно важно во время кризиса современного искусства, когда безобразие и хаос смотрит на нас с холста, звучит в музыке. Выступая на открытии выставки художников-космистов в Музее имени Н.К. Рериха, Генеральный директор Музея Л.В. Шапошникова выразила содержание космизма следующими словами: «Нарисованная ракета, или простое отображение звезд, планет – это еще не космизм. Можно нарисовать чайник и это будет космизм, т.к. космизм – это нечто духовное, то, что пронизывает форму, проникает в те или иные художественные сюжеты. Увидеть в земном предмете космическую силу и космическую энергию удается пока лишь художникам».

К числу таких художников можно отнести группу «Амаравелла», которая в своих необычайно смелых по мысли картинах воплощала те идеи, о которых писали К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Мощное влияние на творчество «Амаравеллы» оказала встреча с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами и знакомство с учением Живой Этики. К несчастью, члены группы «Амаравелла» разделили судьбу многих талантливых русских людей, уничтоженных тоталитарным режимом. Космическое искусство на долгие десятилетия оказалось под запретом.


Изображение
А. Маранов. Радуга. Проникновение

Новый расцвет космизма в художественном творчестве начался в конце 1980-х годов. С момента своего окончательного открытия в 1997 году Музей имени Н.К. Рериха, регулярно предоставляет свои залы современным художникам-космистам. Это не случайно. По словам Л.В. Шапошниковой: «В наши дни в культурно-духовном пространстве России уже идет удивительный процесс развития нового космического художества. Его творцы очень разные и по мастерству, и по духовной наполненности. Но всех их объединяет безграничная любовь к Красоте и Беспредельности. Настоящих мастеров, тонко ощущающих Инобытие, с развитой внутренней энергетикой и умением творить новые формы <…> пока мало».

Но, не замечаемые официальным искусствоведением, эти художники по праву заслужили любовь и признание многочисленных посетителей выставок, восхищенных утонченной красотой их картин. Через зримые образы на своих полотнах космисты передают то, что до самого недавнего времени было принято называть нематериальным.

Живая Этика объясняет нам, что помимо плотного мира существуют два других – Тонкий и Огненный, – и духовные проявления относятся к этим, более высоким формам бытия. Именно Тонкий мир и отражают в своем творчестве художники-космисты. Они воплощают в своих картинах Новую Красоту и новую энергетику, благодаря которой мы вступаем в энергообмен со всем, что видим и к чему прикасаемся.

Их сюжеты вполне реальны, только эта реальность более высокого порядка. Именно поэтому она не менее объективна, чем вещный мир. Одно из доказательств тому – выставки художников-космистов в Центре-Музее имени Н.К. Рериха. Их участники – художники, работающие независимо друг от друга. Среди них можно назвать Олега Высоцкого, Сергея Федотова, Юрия Ушкова, Ирину Богаченкову, Александру Тихонову, Ирину Кулябину, Валерия Каргополова, Владимира Глухова, Александра Рекуненко, Игоря Анисифорова, Александра Маранова и многих других. Техника и манера каждого из них совершенно индивидуальны, но насколько сходен язык их образов, цветовая гамма картин, некоторые детали!

Творчество современных космистов по праву может быть названо синтетическим: будучи европейскими художниками конца ХХ – начала XXI века, космисты свободны в самовыражении, но, подобно религиозным художникам, целью своего творчества они ставят раскрытие некоей духовной идеи. Идеи инобытия, духовного преображения, связи с Высшим, которые имели глубокую традицию в русской православной иконописи.

Изображение
Ю. Кузнецов. Св. Стефан Махрищенский

Однако художники этого направления постепенно отходят от иконописной традиции, освобождаются от церковных канонов и смело устремляются на широкий духовный простор Космоса.

Есть еще одна культурная традиция, о взаимосвязи которой с творчеством космистов хочется сказать особо. Это философская живопись Китая и Японии, где пейзаж – иногда с редкими фигурами, иногда безлюдный – был воплощением определенного психологического состояния или философской идеи. Такой условный пейзаж часто встречается в живописи космистов, он становится не изображением природы, а отражением человеческой души.

Творчество космистов – это своеобразное возвращение к изначальной нерасчлененности философии и искусства, но возвращение на совершенно новом уровне – как идейном, так и изобразительном. Художники-космисты дают возможность прикоснуться к энергетическим изменениям, происходящим сейчас в мире, к изменениям, связанным с Космической эволюцией, – эти изменения наиболее полно ощущаются во внутреннем творческом пространстве искусства.

Несмотря на то, что каждый художник ищет индивидуальные средства выражения своих идей, многие образы оказываются сходны. Это объясняется тем, что художники-космисты интуитивно обращаются к языку мифологических символов, память о которых веками хранится в человеческой культуре.

Излюбленный цвет многих художников – синий. В мифологии это цвет мудрости, тайны, знаний, добываемых из запредельных миров. Синий цвет – цвет гармоничной ауры, знак высокой духовности. И поэтому глубокий, полнозвучный синий – колорит многих полотен художников-космистов.

Источник: сайт Международного Центра Рерихов http://www.icr.su/rus/work/exhibitions/kosmisty/
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Космизм как направление в искусстве

Сообщение Helen »

О космизме как направлении в искусстве начали говорить только в конце ХХ века. В сущности, это понятие вошло в жизнь благодаря Людмиле Васильевне Шапошниковой, генерального директора Музея имени Н.К. Рериха в Москве, академика РАЕН и РАКЦ, заслуженного деятеля искусств РФ. Но в искусствознании космизм пока не рассматривается как отдельное направление. Как же определить, является ли тот или иной художник космистом? Людмила Васильевна говорит, что чтобы быть художником-космистом не обязательно рисовать космос. Можно изобразить чайник, но при этом очень космично. Из этих слов ясно, что космичным может быть любой предмет, если он изображён в пространстве большем, чем трёхмерное измерение. В картине художника-космиста всегда присутствует духовное пространство и это главное, что отличает его творчество. Предлагаю участникам форума поразмышлять о том, какие ещё качества присущи для творчества художников-космистов.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Онтология искусства с позиции ноосферного учения

Сообщение Valentina »

М.Ю.Шишин. "Онтология искусства с позиции ноосферного учения" - очень интересная статья.
Источник: http://cosmos-mentality.ru/books/PDF/TRUDY_1.pdf
Специфика искусства состоит, на наш взгляд, прежде всего в том, что это наиболее синтетичная форма постижения бытия. Истинное произведение искусства представляет собой результат системного постижения мира (по Ю.А.Урманцеву), где участвуют научные, технические, собственно художественные, философские, религиозные, мифологические, демологические (народные), эзо- и экзотерические и др. виды и способы познания мира . Разумеется, лишь часть авторов обладают таким синтезом, и можно возразить, что и «не-синтетичные» художники создавали великие произведения. Соглашаясь с этим, хочется все же предположить, что полнота синтеза только увеличила бы силу воздействия их произведений. Причем речь идет не о «тенденциозном искусстве», о котором шли активные дебаты, например в России в XIX в., примером чего могут служить так называемые «повести с направлением», против которых не раз иронически высказывался Ф.М.Достоевский. И есть доля истины в том, что Л.Н.Толстой, сосредоточившись на религиозно-нравственных вопросах, утерял необходимую художнику непосредственность, а т.н. поздние передвижники критиковались современниками за формализм и отсутствие художественности. Искусственное введение даже самой верной идеи в произведение превращает произведение искусства в научный трактат или проповедь. Речь идет о том, что художник в идеале должен быть максимально всесторонне развитой личностью, но его знания, убеждения, идеалы должны стать частью его натуры и органично наполнить произведение.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Космизм как направление в искусстве

Сообщение Valentina »

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/cosmists ... 1/gallery/

08.10.2011

Об открытии выставки художников-космистов «На берегах иных миров…»

«И усилиями неба и земли
в открытом сознании,
в жизненном применении,
снова живая ткань Красоты
сойдет человеку».
Н.К.Рерих

Изображение

В рамках Международной научно-общественной конференции «Живая Этика как творческий импульс Космической эволюции» 8 октября 2011 года в Международном Центре Рерихов открылась выставка художников-космистов «На берегах иных миров…»

Космизм как философское мировоззрение, в основе которого лежит представление о единстве Космоса и человека, о Космосе как живом организме, воплотился в произведениях художников этого направления.

Изображение

Выставку открыла Первый вице-президент Международного Центра Рерихов, Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, Заслуженный деятель искусств РФ Людмила Васильевна Шапошникова.

Она подчеркнула, что произведения художников-космистов несут особую энергетику Космоса. Но в связи с тем, что в настоящее время истинное искусство зачастую опережает науку, и не всякий человек готов воспринимать новые идеи, творчество художников-космистов c трудом пробивается сквозь стены непонимания.

Заместитель Генерального директора, руководитель отдела развития Наталья Николаевна Черкашина отметила, что Музей имени Н.К.Рериха один из немногих, кто целенаправленно на протяжении всего своего существования профессионально занимается коллекционированием работ художников-космистов. Выставка «На берегах иных миров…» представила около 60-ти работ из собрания Музея.

Изображение

На открытии выступила художник Феодосия. Ее картины уже не раз выставлялись в этом культурном центре, и тем, кто их видел ранее, предоставлялась возможность оценить профессиональный рост художницы, увидеть новые грани ее таланта. На сегодняшнем вернисаже представлены четыре ее работы. Идеи космизма близки Феодосии. Сюжеты своих произведений она буквально видит в сновидениях. Ей посчастливилось встречаться и слушать лекции Бориса Смирнова-Русецкого — одного из самых ярких представителей этой художественной школы, работы которого также представлены на выставке.

Мысль Людмилы Васильевны Шапошниковой о том, что миссия художников-космистов в нашем мире сложна, продолжила член Союза художников России и Международной федерации художников Лола Лонли.

Обращаясь к собравшимся, Лола Лонли призвала всех присутствующих чаще приглашать к себе художников-космистов, потому что для настоящего мастера выставка — это встреча с публикой, это новый импульс для творчества. Под аплодисменты собравшихся Лола преподнесла музею свою работу — триптих «Матерь Мира».

На открытии вернисажа выступил также скульптор Алексей Леонов, работы которого экспонировались в десятках городов России. Он говорил о сердечной энергии художников-космистов, у которых огромное стремление разорвать завесу между материальным и духовным мирами, чтобы люди увидели другой, совершенный и удивительный мир. Закончил он свое выступление строчками из стихотворения Алексея Толстого:
Други, гребите! Напрасно хулители
Мнят оскорбить нас своею гордынею —
На берег вскоре мы, волн победители,
Выйдем торжественно с нашей святынею!
Верх над конечным возьмет бесконечное,
Верою в наше святое значение.
Мы же возбудим течение встречное
Против течения!



Красную ленточку под аплодисменты собравшихся перерезала Людмила Васильевна Шапошникова. Выставка не случайно была открыта накануне Дня рождения Н.К. Рериха, ведь именно Николай Константинович был одним из самых ярких представителей этого художественного направления.

К этому направлению в искусстве относились художники группы «Амаравелла», которые в своем новаторском творчестве воплощали идеи ученых и философов–космистов: К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского и др. На выставке представлены работы таких известных художников, как Виктор Черноволенко, Олег Высоцкий, Игорь Анисифоров, Александр Маранов, Борис Смирнов-Русецкий, Феодосия, Лола Лонли. У каждого из них свой стиль, своя художественная манера и техника. Но всех их объединяет одно — раскрытие духовной идеи, что отражается в музыкальности форм и цвета художественных сюжетов, и главное — любовь к Красоте. Их работы помогают нам ответить на волнующие вопросы о Беспредельности, связи человека и Космоса и многие другие. Полотна художников-космистов музыкальны. Силой своего дара истинный художник переносит на холст звуки космических ритмов, и зритель становится сопричастным новой красоте и новой энергетике, которая расширяет его сознание, будит воображение, рождает новые образы.

Изображение
Выставку открывает Л.В. Шапошникова. Торжественное перерезание ленточки
Ирис
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 17:34

Re: Космизм как направление в искусстве

Сообщение Ирис »

Музей имени Н.К. Рериха в Москве размещает в своих стенах выставки многих современных художников-космистов. Здесь их искусство находит не только благодарных, но и понимающих зрителей, способных глубоко проникнуть в глубь замыслов и прозрений художников.
Ответить

Вернуться в «Космизм в искусстве»