Художники-космисты группы "Амаравелла"

Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Художники-космисты группы "Амаравелла"

Сообщение Helen »

Изображение

Художники-космисты группы "Амаравелла".

Амаравелла.

Амаравелла (Санскрит Amaravella — Ростки бессмертия) — объединение молодых русских художников-интуистов 1923—1928 гг. Второе название группы «Космисты». В объединение входили А.П. Сардан (Баранов) (1901-1974), Б.А. Смирнов-Русецкий (1905–1993), П.П. Фатеев (1892-1971), С.И. Шиголев (1895-1942?), В.Т. Черноволенко (1900-1972) и В. Н. Пшесецкая (Руна). Идейно художники относились к «русскому космизму» а также под влиянием творчества Е. Блаватской, Н. Рериха, М. Чюрлёниса, В. Борисова-Мусатова и древних традиций культуры Востока.

История объединения Амаравелла.

В 1923 г. четыре художника - Петр Фатеев, Вера Пшесецкая (Руна), Александр Сардан и Борис Смирнов-Русецкий - образовали группу "Квадрига". Позднее к ним присоединились Сергей Шиголев и Виктор Черноволенко, и в 1927 г. по предложению Н.Рериха объединение стало называться необычным и красивым именем «Амаравелла». Это слово можно перевести с санскрита как «берег бессмертия», «ростки бессмертия» или «обитель бессмертных». В том же 1927 г. в Нью-Йорке в художественном центре «Corona Mundi» прошла их выставка под следующум манифестом:
"Манифест группы художников-космистов "Амаравелла". 1927 год 1. Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь. 2. Научить этому нельзя. 3. Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника. 4. Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира. 5. В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенный, не претендуя на самодовлеющее значение. 6. Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания - тогда их мысль будет достигнута".

В Нью-Йорке большого признания художники не получили. В 1929 году состоялась последняя выставка художников Амаравеллы. Их судьба сложилась трагически. В 1930 г. была арестована В. Н. Пшесецкая (Руна) и ее художественное наследие погибло (сохранилось лишь пять портретов ее работы). Тогда же был подвергнут краткосрочному заключению А. П. Сардан и он практически оставил живопись. В. Т. Черноволенко был вынужден уйти в производственную деятельность. С. И. Шиголев стал мультипликатором но в 1942 году он был репрессирован, дата и место его гибели неизвестны. Б. А. Смирнов-Русецкий был арестован в 1941 г. на второй день войны и неволя длилась четырнадцать лет. Абсолютно замкнутый и скрытный образ жизни вел все эти годы глава группы П. П. Фатеев, он принципиально не искал никаких компромиссов с властью.

Источник: Амаравелла - Википедия
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Художники-космисты группы "Амаравелла"

Сообщение Helen »

Опубликовано: Л.В. Шапошникова. Тернистый путь Красоты. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001. – С. 262-273.

ЖИЗНЬ И ГИБЕЛЬ «АМАРАВЕЛЛЫ»

И усилиями неба и земли в открытом сознании, в жизненном применении, снова живая ткань Красоты сойдет человеку.
Н.К. Рерих

Мне кажется, что это все-таки мир, который мы сейчас не можем видеть своими глазами. Но этот неведомый мир каким-то образом проходит через человека.
В.Т. Черноволенко

Иду...
Сквозь ужас и беду...
Сквозь вихри темных наваждений...
Иду на светлую звезду
По лабиринту сновидений.
Среди сетей, среди теней
Не прекращается движенье,
А радиация растет!
И нарастает напряженье.
Иду...
Сквозь горную гряду...
Иду вдоль гибельного края...
Грань мыслимого перейду,
Немыслимое постигая.
Материя все горячей,
Но дух и этот путь осилит! –
Мы превратимся в сноп лучей,
Когда звезду пройдем навылет.

Юрий Линник

« …С глубоким волнением поднимался я по лестнице московской гостиницы, где остановился Рерих. Постучал, дверь открыл Юрий Николаевич и пригласил меня войти, подождать отца. Я присел около столика в небольшой приемной. Навстречу вышла дама, изящно одетая, темно-лиловое платье необычайно шло к ее темным волосам, уложенным в высокую прическу. И я сразу понял, что это жена Николая Константиновича. Она ласково улыбнулась и стала расспрашивать о моем дяде [1]. Незаметно разговор перешел на другие темы. <...> Увлеченный беседой, я не сразу заметил, как неожиданно быстрой, энергичной походкой вошел Николай Константинович. Одетый в светло-серый костюм, с гладковыбритой головой и седеющей бородой, он скорее напоминал делового человека, чем художника.
Но его глубокие синие глаза смотрели проникновенно и ласково. И сразу можно было почувствовать, что это не только художник с мировым именем, но поэт, философ, собравший богатую жатву восточной мудрости.
Много лет прошло с тех пор, но с необыкновенной ясностью вижу его спокойное лицо, глубокие глаза, вспоминаю содержание бесед, его простоту, сердечность, глубокое внимание к собеседнику»[2].
Так вспоминал художник Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий о своей первой встрече с Николаем Константиновичем Рерихом. Был июль 1926 года, и трое Рерихов – Николай Константинович, Елена Ивановна и их старший сын Юрий Николаевич – прибыли с визитом в Москву. Ради этого визита они отклонились от маршрута Центрально-Азиатской экспедиции, в которой участвовали все трое. В Москве Рерихи встретились с крупными общественными деятелями, членами советского правительства и выдающимися художниками. Об этих встречах написано уже немало, и мне не хотелось бы повторяться.
...Их было пятеро, членов странной художнической организации, которая называлась загадочным и красивым словом – «Амаравелла». Пятеро художников, пятеро единомышленников, непохожих на других и поэтому не признанных другими, – Петр Петрович Фатеев, Вера Николаевна Пшесецкая (Руна), Александр Павлович Сардан, Сергей Иванович Шиголев, Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий. Позже, уже в 1927 году, к ним присоединится Виктор Тихонович Черноволенко.
Они вышли из недр Серебряного века, ими владели идеи Духовной революции, и зарождавшееся тогда космическое мироощущение полностью занимало их воображение и направляло кисть.
Самым старшим из них был Фатеев, родившийся еще в конце XIX века, самым младшим – Смирнов-Русецкий, появившийся на свет в 1905 году. Все пятеро как бы представляли собой тот таинственный мост, который соединял уходящую Красоту с Новой, нарождавшейся.
Без сомнения, они являлись продолжателями М.К. Чюрлениса и тех художников, в работах которых уже пробивались первые ростки космического мироощущения.
П.П. Фатеев, еще до революции сложившийся как профессиональный художник, продолжил космическую традицию, возникшую в начале века в недрах уходящей Красоты. Самый же младший из них, Б.А. Смирнов-Русецкий, только еще начинал пробовать свою кисть. Вся группа держалась сплоченно, не подпадая ни под какие «измы» и прочие сомнительные направления.
Их встреча с великим Мастером была предопределена и неизбежна. Даже если бы у Смирнова-Русецкого не было дяди, который помог юноше в этой встрече, она бы все равно состоялась. Ибо это была встреча с судьбой, которая определила путь и дальнейшее творчество всех пятерых. Кроме Смирнова-Русецкого с Рерихом встретились Фатеев и Сардан. Рерих подарил им вышедшие тогда две первые книги Живой Этики – «Зов» и «Озарение». Художники были захвачены космичностью самой философской системы и теми горизонтами творчества, которые она открывала перед ними.
Николай Константинович внимательно отнесся к каждому из них. Смирнову-Русецкому он посоветовал подучиться рисовать. У Фатеева купил понравившуюся ему картину «Галактики» и обратил особое внимание на молчаливого и сосредоточенного Сардана.
«В 1926 году Н.К. Рерих, – пишет исследователь искусства “Амаравеллы” Ю.В. Линник, – осматривал картины Сардана. Не секрет, что именно с этим именем он связывал свои надежды на будущий ренессанс русского искусства» [3].
Рерих помог художникам «Амаравеллы» не только принять участие в нью-йоркских выставках его «Короны Мунди» (1927 и 1928), но и беседовал с ними о расширении сознания, о влиянии энергетики Инобытия на эволюцию земного человечества, о закономерностях развития Красоты и особенностях наступившего этапа Космической эволюции. Все это потом нашло свое отражение в манифесте художников 1927 года и в их последующем творчестве.
«Произведение искусства, – писали они в манифесте, – должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь.
Научить этому нельзя.
Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого первоисточника.
Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса – в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира.
В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенным, не претендуя на самодовлеющее значение.
Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания – тогда их цель будет достигнута»[4].
Расширение сознания было тесно связано с процессом Преображения человека и Планеты, с теми энергетическими изменениями, которые происходили на нашей Земле в ХХ веке.
Н.К. Рерих как бы передал художникам «Амаравеллы» эстафету Новой Красоты, нового представления о теургическом искусстве и о грядущем Преображении человечества.
«Именно, высший принцип Огня утверждается в Космическом Творчестве, как главный стимул. Правильно указали на те тонкие физические явления, которые утверждают сущность невидимых и огненных энергий и которые должны разбудить и расширить сознание человечества. Именно, тонкое сознание Космоса открывает каждую новую ступень. Неуловимое сегодня будет слышимо в будущем, и будет зрим Тонкий Мир. Когда дух и сердце преисполнятся устремления, когда человечество примет закон существования Миров, тогда можно будет начать расширять сознание. Сам человек объединяет Миры своим сознанием. Так на смену узкого горизонта идет великое время. Так Наше утверждение великого Огненного Права даст великую Огненную Эпоху. Эта великая Эпоха должна преобразить лик планеты – так Утверждаю!»[5], – сказано в Живой Этике.
Процесс преображения земной материи шел по Законам Красоты. Новая Красота в полную силу зазвучала космическими красками на полотнах художников «Амаравеллы».
Но их творчество было только началом преображения самого искусства, которое стремилось вырваться из трехмерного пространства в многомерность Космоса, к Фаворскому Свету Высших Миров.
Они все шире и шире использовали в своем творчестве две мирообразующие константы Космоса – звук и свет.
Звук изображался на полотне ритмом форм и линий.
Свет всегда связан с цветом. Звук, свет и цвет представляли на картинах художников «Амаравеллы» нечто синтетически целое, обладающее теургической силой преображения материальных форм.
Расцвет творчества художников «Амаравеллы» пришелся на трудное и противоречивое время в истории России, когда старое социологическое мировоззрение и новое космическое мироощущение сошлись в жестоком противостоянии. Социологическое мировоззрение после социальной революции обрело характер господствующего направления. Тоталитарное государство в годы «культурной революции» превратило культуру в идеологию, насильственно принуждая художников принять в качестве основного метода так называемый социалистический реализм. Не согласившихся с этим методом уничтожали или лишали возможности работать. «Культурная революция» не без основания совпала с временем предвоенных репрессий. Тоталитарный государственный контроль воцарился в пространстве разгромленной культуры. Художество переживало, возможно, самый темный период в своей истории. Новый вождь был лишен какого-либо чувства красоты, что свидетельствовало, в свою очередь, о низком уровне его духовного развития.
«Высшая похвала, – писал крупный художник И. Бродский, – которую т. Сталин давал картине, заключалась в двух словах: “Живые люди”. В этом он видел главное достоинство картины. “Картина должна быть живой и понятной” – эти слова т. Сталина запомнились мне навсегда» [6].
Из пространства новой культуры изгонялись такие понятия, как Высшее, Бог, Инобытие. Атеизм, в самом его примитивном и агрессивном виде, насаждался во всех областях творчества.
После сталинской «культурной революции» художественное творчество, в подлинном смысле этого слова, перестало существовать, остались лишь отдельные его элементы и проявления.
«...Ведется довольно энергичная литературная кампания, – писал один из крупных публицистов А. Воронский, – против толкования искусства как творческого акта. “Творчество”, “интуиция”, “вдохновение” подвергаются злостному осмеянию: одни считают эти понятия буржуазными и дворянскими, другим они кажутся ненаучными. Их пытаются заменить “работой”, “мастерством”, “ремеслом”, “энергичной словообработкой”, “приемом”, “техникой”, “деланием вещей”» [7].
В это же время уничтожались церкви, преследовались духовенство и верующие. Взрыв, разрушивший храм Христа Спасителя, прозвучал на весь мир и вызвал глубокое возмущение за рубежом. С протестом против вандализма выступил Н.К. Рерих. Культ обожествленного вождя стал настолько всеобъемлющим, что заменил собой не только культуру, но и первоначальную идеологию, с которой большевики пришли к власти. На этот культ работали художники, писатели, музыканты, актеры.
Ночами по городским улицам носились черные «воронки», и в застенках и лагерях гибли наиболее талантливые носители подлинной культуры.
Во дворах библиотек горели костры из книг, авторы которых оказались неугодными власти. Бесценные картины, конфискованные чекистами при обысках, навсегда исчезали в недрах Лубянки. Из музеев изымались ценнейшие, но «идеологически не выдержанные» экспонаты. Закрывались неугодные театры. На глазах всей страны гибло ее национальное культурное достояние. «Культурная революция» гремела по всей стране грубыми сапогами чекистов и выстрелами в подвалах НКВД. Почва подлинной культуры становилась сухой и бесплодной.
Французский писатель Андре Жид, посетивший во время своего визита в СССР художественную выставку в Тбилиси, писал: «...из милосердия о ней лучше бы вообще не упоминать. Но, в конце концов, художники достигли поставленной цели, которая заключалась в том, чтобы поучать <...> убеждать, объединять (иллюстрациями служили эпизоды из жизни Сталина). Ох, конечно, эти не были “формалистами”! К несчастью, и художниками они тоже не были» [8]. Репрессии против неугодных деятелей культуры продолжались даже во время Великой Отечественной войны.
«Сегодня годовщина моей смерти, – писал один из крупнейших советских кинорежиссеров А.П. Довженко. – Тридцать первого января 1944 года я был привезен в Кремль. Там меня разрубили на куски, и окровавленные части моей души разбросали на позор и отдали на поругание на всех сборищах. Все, что было злого, недоброго, мстительного, все топтало и поганило меня»[9].
Сталин загнал в катакомбы Духовную революцию, беспощадно расправился с теми, кто видел и чувствовал не так, как он. Вождь не хотел слышать ни о каком космическом мироощущении, ни о каких иных мирах.
Процесс расширения сознания приостановился – и эволюция стала терять свою энергетику.
В стране по имени Советский Союз свершилось зло космического масштаба, пустившее свои ядовитые корни в духовную жизнь на много десятилетий вперед.
Художники «Амаравеллы» были самым нежелательным элементом в поле «культурной» политики. Поэтому, едва родившись, «Амаравелла» уже была обречена на гибель. Но, несмотря на это, ее члены успели сделать немало.
Особое место в их творчестве занимала музыка, которая была тем формообразующим началом, откуда возникала Новая Красота, новая эстетика самого художества. В ней звучали космические ритмы, сверкающими красками ложившиеся на полотна и творившие на них новую картину привычного мира. Озарения, всплывавшие из глубины существа самих художников, опережали научные открытия и грядущие философские нахождения.
Музыкой, космическими ритмами и вибрациями были наполнены картины Черноволенко, Сардана, Фатеева, Шиголева. «Небо у Черноволенко трепещет, вибрирует. В нем проявились, стали зримыми те бесчисленные колебательные процессы, которые наполняют Вселенную, многократно пересекаясь и наслаиваясь друг на друга. Это воистину звучащее небо!» [10]
Через музыкальные космические порывы художников шли на зрителя связанные с космическим мироощущением идеи о беспредельности Космоса, о бесконечности преображения материи, о Красоте иных миров, о человеке как неотъемлемой части Космоса.
Наука еще только подходила к моделированию новой Вселенной, к исследованию еще неизвестных ей физических процессов, а на полотнах «Амаравеллы» уже пылали краски, переливались новые космические формы, серебрились причудливые линии таинственной энергетики и преображенный человек, свободный и утонченный, творил Новый мир.
На таких картинах невидимое становилось видимым, непроявленное – проявленным, неизвестное – известным и все Мироздание представало во всем своем гармоничном богатстве и разнообразии как некое цельное произведение искусства, созданное Великим Художником в зовущих и непостижимых измерениях Космоса.
«Человеческая мысль, – писал гениальный ученый В.И. Вернадский, – стала внимательней прислушиваться к отголоскам идеи о космичности жизни, незаметно начинающей проникать в духовную обстановку личности современного человека... В тесной связи с этим настроением стоит, мне кажется, и успех теософского движения XIX – начала ХХ века. Здесь идея космичности жизни получила такое реальное значение в миросозерцании современного человека, какого она давно не имела» [11].
Выдающиеся русские ученые, ученые-философы, такие как В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, в своих исследованиях подтверждали то, о чем свидетельствовали в своих произведениях художники «Амаравеллы». В начале 20-х годов в пространстве России шел интенсивный процесс формирования космического сознания, в котором участвовали представители всех областей познания – искусства, науки, философии. В 1926 году Вернадский опубликовал свою «Биосферу». Шиголев откликнулся на нее «Радиосонатой». Предвосхищенные художниками «Амаравеллы» космические ритмы стали основой исследований Чижевского. Эволюционная идея Циолковского о лучистом человечестве нашла свое отражение на картинах Черноволенко. Картина Сардана «Рождение материи» на два года обогнала исследования крупного ученого Александра Фридмана. «Путник» Шиголева стоял перед туннелем, в конце которого сиял неземной свет Инобытия, существование которого много позже подтвердила медицинская наука. Выходила самая разнообразная литература, затрагивавшая важные проблемы космического мышления. Читались лекции, работали научные семинары. Шел интенсивный процесс расширения сознания, затронувший, в первую очередь, различные области творчества человека.
Духовная революция набирала темпы. И казалось, что это будет продолжаться долго, пока новое мышление, сужденное ХХ веку, не займет господствующее положение в духовном пространстве Планеты. Но силы, разбуженные социальной революцией, крепли и пробивались к духовной власти.
У каждого художника «Амаравеллы» был свой почерк, была своя судьба.
Виктор Тихонович Черноволенко за свою трудную и непростую жизнь сумел создать сотни великолепных картин, наполненных новой неземной Красотой и мирами, похожими на волшебные сказки. Материя этих миров была тонкой и прозрачной. Она светилась, складывалась в нездешние изысканные формы, которые казались многомерными, – столь высоко было художническое искусство Черноволенко. В нем жил теург, подошедший вплотную к пространству подлинного космического творчества.
Художник верил:
Сможет человек
Не утлый холст натягивать на раму,
А многомерное пространство-время, –
И созидать с могучим вдохновеньем
Все новые и новые
Миры.
Космическое творчество!
О нем
Пророчествовал вдохновенный мастер,
Когда легко набрасывал эскизы
Вселенных целых...
Здесь что ни этюд,
То новые параметры и меры:
В одной картине –
Мир без тяготенья,
В другой – мир бесконечных скоростей.
Что это?
Отражение структур
Иной Вселенной?
Или же проекты,
Которые осуществишь ты с блеском,
Неведомый, грядущий человек? [12]
Важнейшей среди всех идей Живой Этики для Черноволенко была идея Космической Иерархии, играющей главную роль в эволюции человечества, в расширении его сознания, в процессе его Преображения.
«... Перед нами, – пишет Ю.В. Линник, – мир Земли, прошедший через чудо Преображения. Возможно, что художник прозрел будущее – и запечатлел его на своих полотнах.
Преображение...
Как знать, быть может, именно в этом слове заключается ключ к пониманию творчества В.Т. Черноволенко? Не живописал ли он ту новую землю и новые небеса, о которых говорит Откровение Иоанна Богослова? Если в нашем мире материя все же первенствует над духом, то после Преображения все изменится: материя станет духоносной, будет пронизана несказанным светом. Архитектура на полотнах Черноволенко – из такого, по сути, уже бесплотного вещества. Она вся сквозит, просвечивает; свободный рост ее форм не ограничивается гравитацией» [13]. Но это только предположение. Трудно сказать, что в действительности увидел своим внутренним зрением художник, проникший за завесу земного пространства и времени. Какие миры предстали перед ним – будущие земные или настоящие Высшие? Черноволенко не придумывал свои сказочные миры, он их видел.
Уходившая Красота Серебряного века была философична по своему содержанию. Иногда было трудно отделить философию от живописи или поэзии. Все было слито воедино. Художники «Амаравеллы» продолжили и развили эту традицию, но в их произведениях Новая Красота уже стала основой нового художественного мышления, придавшего их пластическому языку удивительную гибкость и тончайшую выразительность. Черноволенко писал одушевленный Космос, но форма этой одушевленности была не мифологической, а реальной. В ней жили не символы, а грядущий Новый человек, преображенный Новой Красотой.
Встречи Петра Петровича Фатеева с Николаем Константиновичем Рерихом не только обогатили его мировоззрение идеями Живой Этики, но и сделали это мировоззрение более ясным и целенаправленным. С того момента все творчество художника было оплодотворено космизмом Живой Этики, ее идеей об энергии космического огня.
Свечение материи, различного рода проявления этого огня в природе, цветы как носители тонкого огня и, наконец, огонь как начало, преображающее материю и энергетику самого человека, – все это в различных формах мы видим на полотнах Фатеева.
«П.П. Фатеева, – отмечает Линник, – можно назвать Мастером Огня: никто до него не изображал с такой силой четвертое состояние вещества – огненную плазму. Художник умеет передать и свечение звездной материи, и ослепительный разряд молнии. Стихия огня влечет его к себе своим космизмом. Пламенные краски Фатеева заряжены энергией сердца. Горение духа – вот что придает полотнам мастера необыкновенную светосилу» [14]. Его живопись была близка музыке Скрябина, в которой присутствовали ритмы огненного начала.
Фатеева занимала проблема Хаоса как хранилища новых форм, новых миров, проявляющихся космической огненной энергетикой и ею же развиваемых и преображаемых. Он видел эти новые формы, плененные тьмой Хаоса, и извлекал их в своих картинах на свет, чтобы создать из них свой Космос, прообраз большого и беспредельного многомерного пространства. Некоторые его картины были пророческими, предсказывавшими какие-то события или научные открытия. «Вселенная конечная и бесконечная», «Гибель планеты», «Под розовой луной». На последней картине изображены кустарники, окутанные многоцветным излучением – аурой. Тогда еще никто не знал об эффекте Кирлиан.
Уникальными и неповторимыми художниками были Сардан и Шиголев. В творчестве Сардана сочетались научные предвидения с его удивительной музыкальной одаренностью, редкой способностью восприятия космических ритмов и вибраций. Такие его картины, как «Гимн ночи», «Рождение материи», представляют собой целостное космическое мироощущение. Эту особенность творчества Сардана ощутил Рерих и отметил художника, выделив его среди остальных мастеров «Амаравеллы». Количество его картин незначительно, но каждая из них являлась событием в пространстве нового художественного мышления.
Картина «Маяки земли и сигналы из Космоса» была написана им под впечатлением встречи с Николаем Константиновичем. Рериховская эмблема «Знамени мира» (три круга) изображена на ней направленной и вверх и вниз, что знаменует собой энергетические потоки, которые идут от Земли к Космосу и от Космоса к Земле. Лаконичный и точный образ энергоинформационного обмена между Землей и Космосом подтверждал одну из важнейших идей в энергетическом мировоззрении Живой Этики.
Его полотно «Рождение материи» было посвящено расширяющейся Вселенной и содержало информацию, которая была засвидетельствована позднейшими научными открытиями. «И вот за невероятно далекими квазарами нам уже забрезжил космологический горизонт событий! За ним – таинственная сингулярность, за ним – нулевое время: вернее, первые секунды после него. Именно это состояние мира изображено на картине Сардана, – поэтому ее воздействие так значительно в наши дни». Художник сумел перенести на полотно тонкую материю звука, придать ей форму и найти для нее цвет.
Его удивительная картина «Кристаллы – цветы земли» свидетельствовала о глубоком постижении Сарданом сложнейших космических процессов, о способности видеть формы и краски этих процессов. «Кристаллы даются на многокрасочном космическом фоне. Мы видим земное небо, пронизанное излучениями и импульсами, приходящими из Вселенной. Кристаллы вторят их ритмам, которые и есть не что иное, как реальная гармония сфер. Перед нами своеобразные приемники космической информации. Эта информация активная, деятельная. Она воздействует на земные формы, повышая уровень их организованности. Сардановские кристаллы как бы пророчествуют о ноосфере»[15].
Ноосферные космические грезы владели и Сергеем Ивановичем Шиголевым. Его картины – «Струи космоса», «Лаборатория в Космосе», «Борьба Света и тьмы», «Утренние звезды» и другие – несли в себе также идеи Живой Этики о космическом сознании и ее представления о космической Красоте. Эти представления легли на готовую эстетическую почву, в пространстве которой художник уже творил свой космос, свои миры Красоты. Его виденье иных, более высоких миров было точным и красивым. Он написал цикл картин, который назвал коротким словом «Путь» и посвятил духовному восхождению человека и художника. «“Вдали показались горы”. Так называлась первая картина цикла, – размышляет Ю.В. Линник. – Она – о далеком свете, она – о высокой цели.
Вещие знаки природы...
Откровение, похожее на удар молнии...
Препятствия в виде лабиринтов и крутых уступов...
Чувство, что цель близка – что она вон за тем перевалом...<...>
“То, к чему шли...”
Это последняя картина цикла – она изображает ступенчатую пирамиду, возносящуюся в поднебесье.
Перед нами храм Шамбалы?
Или символ беспредельного восхождения духа?
Картина многозначна и таинственна. Ее высокий строй очищающе действует на душу...
Путь к вершинам, притягательным для нашего духа, – и путь по этапу: с окриками стрелков, с нескончаемыми унижениями.
Пройдя по второму пути, С.И. Шиголев навсегда утвердил превосходство первого.
И высветил его для других» [16].
Самый младший член «Амаравеллы», Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий, создал свою знаменитую серию «Прозрачность» – космическую повесть о просветленной и преображенной материи Земли.
1929 год был роковым для «Амаравеллы». Это был последний год ее существования, год последней выставки ее художников.
«Амаравеллу» убивали постепенно, но последовательно. Тьма, взявшая верх над светом, решила ее судьбу.
В 1930 году была арестована Руна (В.Н. Пшесецкая). Ее подняли ночью и увели куда-то в темноту, в небытие. Оттуда она уже больше не вернулась. О ее судьбе ничего неизвестно, так же как и о ее художественном наследии. Осталось только несколько портретов членов «Амаравеллы», которые она написала так, как видела сама своих товарищей. Вскоре после нее арестовали и отправили в тюрьму Сардана. Там его допрашивали грубо, бесцеремонно и издевательски. Потом его отпустили, и он вернулся домой. Его оставили в живых, но убили в нем то тонкое и глубокое, на чем держалось его творчество космической Красоты. После этого он не смог больше писать. И только через двадцать лет его вновь потянуло к кисти и краскам. В самом начале Великой Отечественной войны был арестован Смирнов-Русецкий, который провел в лагерях ГУЛАГа 14 лет.
В 1942 году арестовали вышедшего из окружения ополченца Шиголева. До сих пор неизвестны ни дата, ни место его гибели.
Оставшиеся на свободе члены «Амаравеллы» ушли в глубокое подполье. Никто из них не поступился своими убеждениями и идеями, никто не пошел на сотрудничество с властями.
Новая Красота продолжала жить и развиваться, не давая до поры до времени никому о себе знать. У художников «Амаравеллы» началась двойная, опасная жизнь. Внутренняя, скрытая от чужих взоров, и внешняя, обычная жизнь советских граждан, в которой каждый занимался делом, кормившим его. Фатеев перебивался случайными заработками, живя в сырой полуподвальной комнате, где с картин осыпались краски, а дышать и работать было тяжело. Сардан, став режиссером и сценаристом, добился определенных успехов в кинематографии. Черноволенко трудился в организации, никакого отношения к художеству не имевшей.
Но подлинную культуру убить нельзя. Она, как птица Феникс, возникает из пепла пожарищ и вновь творит свое светлое дело.
Настанет время, когда вспомнят об ушедших и погибших, разыщут их полотна, выставят их и напишут о них хорошие книги. Вновь птица Феникс забьет вещими крыльями Красоты, и вновь Духовная революция созовет под свои знамена верных и сильных духом воинов. И вновь тьма и невежество пошлют свои полки на них. Свет и тьма, Добро и зло, ведение и неведение, созидание и разрушение сойдутся в Космической битве...
________________________________________
Примечания
1 А.П.Иванов, искусствовед, знакомый Н.К.Рериха.
2 Смирнов-Русецкий Б.А. Семья Рерихов. Воспоминания. Одесса, 1997. С. 16.
3 Линник Юрий. Путь к Плеядам. Петрозаводск, 1995. С. 23.
4 Каталог выставки произведений группы «Амаравелла» (из коллекции Ю.В.Линника). Петрозаводск, 1989. С. 1.
5 Мир Огненный. Часть III, 209.
6 Громов Евгений. Сталин. Власть и искусство. М., 1998. С. 60–61.
7 Там же. С. 156.
8 Там же. С. 304.
9 «Литературная газета». 15.02.1989.
10 Линник Юрий. Амаравелла. Соната Ориона. Петрозаводск, 1993. С. 44.
11 Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М., 1978. С. 308.
12 Линник Юрий. Амаравелла. Соната Ориона. Петрозаводск, 1993. С. 119.
13 Там же. С. 7.
14 Линник Юрий. Путь к Плеядам. Петрозаводск, 1995. С. 50.
15 Там же. С. 24.
16 Там же. С. 219.
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Сергей Шиголев

Сообщение Helen »

Работы Сергея Шиголева из группы "Амаравелла".

Изображение
С.Шиголев. Композиция из цикла Идущий.

Изображение
С.Шиголев. Лаборатория в космосе.

Изображение
С.Шиголев. Небо и земля. Прошлое.

Изображение
С.Шиголев. Солнечный ветер.
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Художники-космисты группы "Амаравелла"

Сообщение Helen »

Работы Петра Фатеева группы "Амаравелла".

Изображение
П.Фатеев. Облако, пронзённое стрелой.

Изображение
Пётр Фатеев. Галактики.

Изображение
П.Фатеев. Шествие.

Изображение
П.Фатеев. Ствол дерева.

Изображение
П.Фатеев. Прогулка.

Изображение
П.Фатеев. Космическая пашня.j
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Смирнов-Русецкий Борис Алексеевич

Сообщение Helen »

Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий родился 21 января 1905г. в Санкт-Петербурге. В 1917г. вместе с семьей переезжает в Москву. В юности испытал сильное духовное влияние со стороны дяди, искусствоведа А. П. Иванова, познакомившего племянника с художниками «Мира искусства» и «Бубнового валета». Особую роль сыграли рассказы А. П. Иванова о Н. К. Рерихе, которого он близко знал. Именно это знакомство облегчило встречу с Н. К. Рерихом в 1926 г., когда он был проездом в Москве. В период с 1922-1927 гг. активно переписывался с В. В. Кандинским. Участник «Выставки пяти». В 1927 г. принял участие в выставке общества «Корона Мунди» в Нью-Йорке: экспозиция «Амаравеллы» была развернута в здании Рериховского музея. В 1928 году вместе с другими художниками «Амаравеллы» экспонировал свои произведения в Чикаго. В 1929 г. принял участие в 6-й выставке группы художников «Жизнь - Творчество» (Москва). В 1941 г. был незаконно репрессирован. В период с 1962 по 1988 гг. в Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске, Выборге, Пскове состоялись персональные выставки произведений художника. 7августа 1993 года Борис Смирнов-Русецкий умер в Санкт-Петербурге.

Изображение
Б. Смирнов-Русецкий. Жёлтые звёзды. из цикла Космос.

Изображение
Б. Смирнов-Русецкий. Закат. Спящий рыцарь.

Изображение
Б. Смирнов-Русецкий. Облачная чаша.

Изображение
Б. Смирнов-Русецкий. Остров Валаам.

Изображение
Б.Смирнов-Русецкий. Космическое пламя.
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Художники-космисты группы "Амаравелла"

Сообщение Helen »

Творчество Александра Павловича Сардана (настоящая фамилия Баранов) (1901-1974) - лучшее подтверждение тому, что каждый из членов "Амаравеллы" обладал своим неповторимым видением мира нашего и миров дальних.
Сардан, так же как и Фатеев, родился в Москве и после окончания школы поступил в музыкальный техникум (ныне Музыкальное училище имени Гнесиных). Живописью начал заниматься в 1920 году, и уже первые его живописные композиции были выстроены по законам музыки. Ритм он чувствовал великолепно. В 1923 году в Музее живописной культуры Сардан познакомился со Смирновым-Русецким, и тот привел его к Фатееву. Петра Петровича очень заинтересовал талантливый музыкант, который пытался рисовать звуки, и это ему явно удавалось. Особенно хороши были его миниатюры. Энергия просто выплескивалась из этих ритмизованных композиций, в которых Сардан проявил себя и как прекрасный колорист. Его светоносные картины были наполнены такими могучими вибрациями, что казалось, будто художник напрямую воспринимал энергетическую основу бытия, о которой мы читаем в Живой Этике. Сардан-музыкант и Сардан-художник в одном лице, как и М.К.Чюрленис, творил живописно-музыкальный синтез. Есть несколько картин, на которых Сардан просто рисует... звук. Точнее, структуру звуковых колебаний или звуковой спектр разных инструментов. Сила воображения художника такова, что глядя на то, как он изображает "Тембр арфы", ловишь себя на том, что лучше и точнее изобразить это невозможно. Многослойность звучащего пространства, сотканного из кружевной графики различных тембров, настолько завораживает, что начинаешь слышать музыку. В восприятии Сардана форма начинала звучать, а звук обретал определенные формы. Это был дар - дар редкий и, безусловно, высший.
Картины Сардана очень динамичны, на них не увидишь застывшей статики - все вибрирует, переливается, движется, звенит. Это поступь самой Жизни, "3вучания в пространстве" (1923) заполняют весь мир, пронизывают пирамидальные дома, наполняют весь Космос. Этими же рукотворными и нерукотворными вибрациями пронизано все пространство картины "Весенняя серенада" (1923), где художником показана удивительная жизнь флоры, - цветы тянутся друг к другу, переговариваются, излучают радость жизни в окружающий мир. В его "Поэме утренней зари" (1920) мы видим все те же всепроникающие излучения Жизни, структурирующие вселенское пространство, дающие через энергоинформационные заряды эйдосов жизнь всему сущему. Мировидение Сардана созвучно пифагорейскому восприятию мира как грандиозного инструмента. И если когда-нибудь нам будет дано познать вселенские законы соответствия между формой, цветом и звуком, то не исключено, что при переводе в звук таких картин Сардана, как "Рождение материи", "Симфонии Космоса", мы услышим не просто набор звуков, а, скажем, нечто вроде музыки Скрябина или же импровизации самого художника.
Картина "Рождение материи" (1920) изображает космическую сингулярность, из которой извергается раскаленная материя в первые мгновения Творения. Что это, как не расширяющаяся Вселенная? Поражает тот факт, что картина была написана еще до возникновения теории расширяющейся Вселенной. Это еще один пример того, что художники "Амаравеллы" не только с глубоким интересом следили за утверждением новой парадигмы знания, но часто и предвидели ее.
Вскоре после выставки "Амаравеллы" 1929 года на долю Сардана выпали тяжкие испытания - художник был арестован. И хотя заключение было недолгим, душевное потрясение оказалось настолько сильным, что Александр оставил живопись. В 1930 году он прошел курс кинорежиссуры во ВГИКе и далее работал на киностудии "Мостехфильм", выступая в роли режиссера, сценариста и художника. Его удивительный талант проявился и здесь, позволив ему создать запоминающиеся научно-популярные фильмы. В 1949 году в Париже за фильм "В мире кристаллов" Сардан получил Международную премию им, Маррея Мезгиша, а в 1960-м снял научно-популярный фильм об основоположнике гелиобиологии - А.А.Чижевском. Создание этого фильма доказывает, что влияние Чижевского на его художественное творчество несомненно.

Изображение
А.Сардан. Весенняя серенада.

Изображение
А.Сардан. Твердыня.

Изображение
А.Сардан. Поэма морского дна.

Изображение
А.Сардан.Кристалы - цветы земли.
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Художники-космисты

Сообщение Екатерина »

Helen, спасибо за то, что знакомите нас с творчеством таких интересных художников!
Очень понравились представленные работы Фатеева. Особенно последняя. Смирнов-Русецкий - вообще давняя любовь. Сардана как-то не поняла...
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Виктор Тихонович Черноволенко

Сообщение Helen »

Изображение
Художник-космист Виктор Тихонович Черноволенко.
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Виктор Тихонович Черноволенко

Сообщение Helen »

К плеяде русских художников-космистов принадлежит и Виктор Тихонович Черноволенко. Он родился 13 марта 1900 года в Москве. Его родители — Тихон Константинович и Наталья Владимировна — любили искусство, часто водили детей в театр, консерваторию, развивали вкус к прекрасному, приобщали к чтению.
Любовь к литературе и искусству со временем перешла у В.Т.Черноволенко «во всепоглощающую страсть к обретению знаний. Он не мыслил своего существования без книг любимых поэтов, особенно Лермонтова, без посещения выставок известных художников, без любимой Третьяковки. В залах галереи он часами простаивал у полотен М.А.Врубеля и М.В.Нестерова». Его восхищали рисунки Врубеля к лермонтовскому «Демону», исполненные на больших листах чёрной акварелью. Через всю жизнь Виктор Тихонович «пронёс особое благоговение перед творчеством этих замечательных художников, столь близких ему по духу».
В 1918 году В.Т.Черноволенко окончил Первое московское реальное училище с коммерческим уклоном. До призыва в Красную Армию работал статистом в частной опере С.И.Зимина, где имел счастье слушать выдающихся певцов современности — Фёдора Шаляпина и Леонида Собинова. В армии служил начальником пулемётной команды запасного лыжного батальона. После ранения в лёгкое при охра¬не обоза с зерном был комиссован. Возможно, именно служба в Красной Армии и ранение спасли его в дальнейшем от репрессий. Вследствие ранения у В.Т.Черноволенко развилась опасная форма тубер¬кулёза лёгких, врачи не давали никаких надежд на
вы¬здоровление. Но в 1923 го¬ду мать свозила его в Иркутск к тибетскому целителю, и тот поставил его на ноги.
Вернувшись в Москву, Виктор Тихонович работал агентом по снабжению на московском заводе «Каучук», в типографии «Рабочей газеты». Выезжал на два года в Приморский край, где работал начальником отдела материально-технического снабжения крупного горнорудного комбината. Там он нашёл свою судьбу: в возрасте 33 лет женился на юной Марии Филипповне Дроздовой.
В годы Отечественной войны В.Т.Черноволенко работал на оборонном заводе в Москве. В послевоенные годы, вплоть до выхода на пенсию в 1960 году, занимался административно-хозяйственной работой на разных предприятиях Москвы. Последние двена¬дцать лет, с 1960 по 1972 год, посвятил живописи.
Особым событием, круто изменившим жизнь В.Т.Черноволенко, было знакомство в 1926 году с молодыми художниками-интуитивистами, объединёнными в творческую группу «Квадрига». Художников было четверо: П.П.Фатеев — руководитель группы, А.П.Сардан (Баранов), Б.А.Смирнов-Русецкий, В.Н.Пшесецкая (Руна). Когда в объединение во¬шли С.И.Щиголев и В.Т.Черноволенко, группу назвали «Амаравелла», что в переводе с санскрита означает «Ростки бессмертия».
Внешняя трудовая деятельность Виктора Тихоновича оставалась прежней, но внутренняя — жизнь духа — приобрела особый смысл.
Творческие искания художников были направлены на выявление «духовного содержания в людях, природе, любом явлении жизни», их объединяло стремление к познанию философии Востока и новых идей относительно феномена Космоса.
Специального художественного образования В.Т.Черноволенко не получил, но в середине двадцатых годов он делает первые попытки в живописи и рисунке. «Став членом группы ''Амаравелла'', Виктор понимает, что ему предстоит большая работа над
совершенствованием своей техники. Он начинает мно¬го и серьёзно работать над рисунком и одновременно пи¬шет маслом. Друзья помогают советом и вдохновляют на серьёзные поиски».
Главным событием жизни для членов «Амаравеллы» стала встреча с Н.К. Рерихом. Из газет художники узнали, что в Москву по пути на Алтай приехал из¬вестный русский художник Николай Рерих вместе с супругой Еленой Ивановной и старшим сыном Юрием. Б.А. Смирнов-Русецкий первым встретился с ни¬ми в московской гостинице и рассказал о своих друзьях. Позднее он вспоминал: «Возвышенной — легендарной — была встреча членов ''Амаравеллы'' с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной. Её торжественность и глубочайшее содержание запечатлелись навеки, вошли в жизнь мою и друзей».
Они встречались пять или шесть раз. Н.К.Рерих подарил молодым художникам книги «Пути Благословения» и «Листы Сада М.». Позже к ним пришли книги «Община» и «Агни Йога».
Год спустя Зинаида Григорьевна по указанию Николая Константиновича Рериха передала художникам «Амаравеллы» приглашение принять участие в международной выставке «Современное искусство ми¬ра», организованной культурным центром «Корона Мунди» в Нью-Йорке в апреле 1927 года. В. Черно¬воленко не смог тогда принять в ней участие, но в 1928 го¬ду на выставке в Чикаго участвовали все шестеро, каждый послал по две картины. Именно тогда у группы «Амаравелла» появился свой символ, изображающий бегущего с факелом человека, а также Манифест группы — «исторический документ времени исканий новых путей в искусстве 20-х годов».
Из Манифеста объединения: «Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса — в человече¬ских обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира.
В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенным, не претендуя на самодовлеющее значение.
Поэтому восприятие наших картин должно идти не путём рассудочно-формального анализа, а путём вчувствования и внутреннего сопереживания — тогда их цель будет достигнута».
В последний раз художники «Амаравеллы» представили свои работы в 1929 году, на выставке худож¬ников Замоскворечья «Жизнь — творчество». А вско¬ре члены этой группы разделили судьбу многих талантливых людей России: Смирнов-Русецкий был арестован и осуждён на 15 лет за связь с «художником-эмигрантом, мистиком Рерихом» и за хранение «антисоветских, мистических сочинений Рериха»; в разной степени пострадали Пшесецкая, Сардан, Щиголев. «Космическое» искусство на долгие годы оказалось под запретом.
Потенциал художников «Амаравеллы» не был раскрыт полностью, их творческая работа, хотя и не прерывалась, не была основной: все члены группы ушли в производство и были вынуждены зарабатывать другими способами, во многом далёкими от искусства.
В.Т.Черноволенко полностью посвятил себя искусству только после выхода на пенсию в 1960 году. Расцвет его таланта пришёлся на последние двенадцать лет: за это время им было создано 250 акварелей и 20 работ маслом. Всего кисти В.Т. Черноволенко принадлежит 319 картин. Известность к Виктору Тихоновичу пришла уже после его ухода из жизни в 1972 году.
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Картины В.Т. Черноволенко

Сообщение Helen »

Изображение
Вечное даяние.

Изображение
Вещий сон.

Изображение
Лучистые мысли.j

Изображение
Подвиг незримый.j

Изображение
Поиск пути.

Изображение
Путь в сказку.

Изображение
Русь.

Изображение
Сокровенное.

Изображение
Хранители тайны.
Ответить

Вернуться в «Космизм в искусстве»