Истинность искусства - современный взгляд

Аватар пользователя
Valentina
Сообщений: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Истинность искусства - современный взгляд

Сообщение Valentina » 08 мар 2011, 22:06

watson писал:
Что бы в делах Красоты достичь высочайшего уровня, надо создать то, чего раньше еще не было, а не в созвучии с чем либо. Это не я придумал, это такие принципы в искусстве и о них все знают.


Впервые встречаю такое определение.

watson
Сообщений: 189
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 10:59

Новизна в искусстве.

Сообщение watson » 09 мар 2011, 10:51

Valentina писал(а):watson писал:
Что бы в делах Красоты достичь высочайшего уровня, надо создать то, чего раньше еще не было, а не в созвучии с чем либо. Это не я придумал, это такие принципы в искусстве и о них все знают.


Впервые встречаю такое определение.


Закон новизны

Новизна выступает как всеобщий закон искусства, проявляющий свое действие в том, что художественный образ — это всегда новое в искусстве и по форме, и по содержанию. И поскольку художественный образ всегда решается в новой композиции, то новизна в композиции, как в главной художественной форме произведения искусства, действует как закон и, таким образом, принимает форму закона композиции.

Новизна в искусстве, поскольку искусство является формой эстетического познания мира, проявляется прежде всего в эстетическом «открытии мира». Предметы и явления действительности, которые обычный человек воспринимает примелькавшимися, неинтересными, художник видит необыкновенными, красивыми по форме, цвету; он стремится проникнуть в их состояние, настроение и передать в образах искусства. Новизна имеет отношение и к темам, и к художественным средствам, и к композиционным решениям. И действительно, выдающееся в искусстве отличается неожиданностью решения, ощущением впервые созданного и увиденного, сильным эстетическим зарядом. Несмотря на то что мы много раз видели произведения великих мастеров разных эпох, они каждый раз заново волнуют нас своей нестареющей красотой и гармонией.

Вспомним, например, пейзажи русских художников: «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Золотая осень» И. И. Левитана, «Березовая роща» А. И. Куинджи, «Московский дворик» В. Д. Поленова, «В голубом просторе» А. А. Рылова и др.

Но встречаются иногда такие произведения, посмотрев на которые чувствуешь, будто где-то их уже видел. Их нельзя отнести к настоящим произведениям искусства. В основе таких произведений всегда лежит шаблон, схема или компиляция.

Раскрывая сущность закона новизны, Е. А. Кибрик приводит в качестве примера творчество Микеланджело. «А. Кондиви — биограф Микеланджело — говорит: «Микеланджело обладал удивительной памятью; написав столько тысяч фигур, он никогда не делал одну похожею на другую или повторяющей позу другой. Я даже слышал от него, что он не проводит ни одной линии прежде, чем не припомнит и не убедится в том, что никогда им не было сделано подобной, и уничтожает ту, в которой не находит новизны».

Новизна, как сказал Е. А. Кибрик, является драгоценнейшим качеством композиции. Но новизна не может быть в творчестве самоцелью. Это приводит к лженоваторству, новаторству ради новаторства, к формотворчеству, к опустошению содержания искусства. Новизна композиции всегда должна исходить из эстетического восприятия и ощущения художником реальности, должна быть связана с идейным замыслом художника, с его мировоззрением. Только тогда она не будет формальностью и лженовизной. Е. А. Кибрик иллюстрирует эту мысль ярким примером. «Композиция картины Давида „Смерть Марата“ была настоящим открытием по неожиданности, невиданности и смелости решения. Но это было пластическое воплощение мощного гражданского чувства великого художника. „Нарочно“ выдумать такую оригинальную композицию, без глубокого идейного стимула, невозможно».

Настоящую новизну, настоящее искусство может создавать только художник, который способен ярко чувствовать и воспринимать, находить в обыденном необычное, «новое», который полон любопытства к этому «новому» и страстного желания отобразить его в произведениях, утвердить это новое, обратив на него внимание современников.

http://www.coposic.ru/osnovnye-zakony/novizny

Аватар пользователя
Valentina
Сообщений: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Новизна в искусстве.

Сообщение Valentina » 09 мар 2011, 11:30

Новизна в искусстве не может выступать синонимом Красоты высочайшего уровня. Если анализировать точку зрения на новизну в искусстве
Е. А. Кибрика, то, скорее всего, речь нужно вести о том, что является истинным искусством, иначе можно запутаться в понятиях. А впрочем, как хотите, можно и с Кибриком поспорить.

watson
Сообщений: 189
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 10:59

Re: Новизна в искусстве.

Сообщение watson » 09 мар 2011, 11:35

Valentina писал(а):Новизна в искусстве не может выступать синонимом Красоты высочайшего уровня.

Это не синоним, а одно из необходимых требований к произведениям искусства.

watson
Сообщений: 189
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 10:59

Re: Истинное искусство - современный взгляд

Сообщение watson » 09 мар 2011, 22:34

Кардинальное отличие между искусством древности и средневековья, с одной стороны, и искусством нового времени, с другой - в его направленности: древнее и средневековое искусство было направлено к Богу, новое ориентируется на человека. Главный критерий истинности в древнем искусстве - верность традиции, укорененность в опыте прежних поколений. В новое же время главным критерием подлинного искусства становится его оригинальность, новизна, непохожесть на что-либо из созданного прежде.

http://hilarion.ru/2010/02/25/1030

Аватар пользователя
Екатерина
Сообщений: 820
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Истинное искусство - современный взгляд

Сообщение Екатерина » 09 мар 2011, 22:54

А если мы современным взглядом посмотрим на средневековое или древнее искусство - там нет истинных шедевров с точки зрения современного человека?
Средневековое искусство, русская иконопись, которая вся шла в созвучии с единой религиозной тематикой - там нет шедевров, нет высочайших образцов подлинного искусства?
А если есть направление в искусстве - космизм, символизм и т.д. - и много художников, композиторов, поэтов работают в этом направлении, то шедеврами будут работы только тех, кто первым начал в нем работать, а остальных - уже совсем никак?

Аватар пользователя
Valentina
Сообщений: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Истинное искусство - современный взгляд

Сообщение Valentina » 10 мар 2011, 00:58

watson писал:
Кардинальное отличие между искусством древности и средневековья, с одной стороны, и искусством нового времени, с другой - в его направленности: древнее и средневековое искусство было направлено к Богу, новое ориентируется на человека. Главный критерий истинности в древнем искусстве - верность традиции, укорененность в опыте прежних поколений. В новое же время главным критерием подлинного искусства становится его оригинальность, новизна, непохожесть на что-либо из созданного прежде.


Какая натянутая за уши логика в этой цитате. Можно подумать, что древнее искусство (непонятно правда насколько древнее в данном контексте имеется ввиду, ну допустим античное) или средневековое не отражают сами по себе оригинальность, новизну и непохожесть, точнее своеобразие. Мне кажется, что это цитата из идеологизированного текста атеистического характера.

Не всякая новизна в искусстве является показателем истинности. Взять хотя бы творчество П. Манзони. Уж насколько изобретателен он был в новизне, но по поводу истинности его искусства - большой вопрос.

Екатерина писала:
А если мы современным взглядом посмотрим на средневековое или древнее искусство - там нет истинных шедевров с точки зрения современного человека?
Средневековое искусство, русская иконопись, которая вся шла в созвучии с единой религиозной тематикой - там нет шедевров, нет высочайших образцов подлинного искусства?
А если есть направление в искусстве - космизм, символизм и т.д. - и много художников, композиторов, поэтов работают в этом направлении, то шедеврами будут работы только тех, кто первым начал в нем работать, а остальных - уже совсем никак?


Вопрос истинности и не истинности искусства непрост. Современники спорят до хрипоты и не могут принять однозначного ответа по этому вопросу - такова специфика нашего времени. Ничего не поделаешь. Каждый "имеет право" на свою точку зрения и самое главное, что эта точка зрения "МОЯ", неважно, что иногда она бывает необоснованной.

Предлагаю для начала посмотреть, что по этому вопросу говорят классики и затем поразмышлять - в чем состоит новизна искусства нового времени от древнего и средневекового, например. Насколько искусство нового времени может претендовать на истинность. И вообще, что значит - истинность в искусстве?

watson
Сообщений: 189
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 10:59

Re: Истинное искусство - современный взгляд

Сообщение watson » 10 мар 2011, 08:48

Екатерина писал(а):А если мы современным взглядом посмотрим на средневековое или древнее искусство - там нет истинных шедевров с точки зрения современного человека?
Средневековое искусство, русская иконопись, которая вся шла в созвучии с единой религиозной тематикой - там нет шедевров, нет высочайших образцов подлинного искусства?
А если есть направление в искусстве - космизм, символизм и т.д. - и много художников, композиторов, поэтов работают в этом направлении, то шедеврами будут работы только тех, кто первым начал в нем работать, а остальных - уже совсем никак?

В древности тоже были свои шедевры, но времена изменились и изменились критерии. Традиционализм продолжает существовать и сейчас, иконопись, например... Новизна скорее является требованием современного западного искусства. В других культурах традиционализм продолжает преобладать, в Индии, например. Хотя западное мышление и там дает о себе знать, но это уже отход от национального в пользу западного, которое сейчас становится общемировым.

Но мы вспомнили об понятии новизны в связи с Рерихами, а они были западными художниками, а не традиционалистами, и поэтому работать в созвучии с Рерихами можно только соблюдая правила западного искусства.

Что касается космизма, не надо путать тему или жанр с повторениями. Если пустить в Гугле поиск по словам "космическая живопись", то станет понятно, насколько заезжено и заштамповано это направление. Что бы там создать что либо новое, надо обладать большим талантом, иначе не избежать повторения штампов. Но это вполне возможно, нужно только забыть о том, что уже сделано и сделать из себя, из своей интуиции.
Последний раз редактировалось watson 10 мар 2011, 10:33, всего редактировалось 1 раз.

watson
Сообщений: 189
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 10:59

Re: Истинное искусство - современный взгляд

Сообщение watson » 10 мар 2011, 10:32

Valentina писал(а): Мне кажется, что это цитата из идеологизированного текста атеистического характера.

Если бы Вы перешли по той ссылке, которую я привет под этой цитатой, то поняли бы, что ее автором является митрополит Илларион. Врядли можно митрополита заподозрить в атеизме :)


Valentina писал(а): Не всякая новизна в искусстве является показателем истинности. Взять хотя бы творчество П. Манзони. Уж насколько изобретателен он был в новизне, но по поводу истинности его искусства - большой вопрос.

В приведенной мной статье как раз проводится четкая грань между новизной и оригинальничаньем.

Valentina писал(а):Предлагаю для начала посмотреть, что по этому вопросу говорят классики и затем поразмышлять - в чем состоит новизна искусства нового времени от древнего и средневекового, например. Насколько искусство нового времени может претендовать на истинность. И вообще, что значит - истинность в искусстве?

Я думаю, что критерием истинности в современном искустве является глубина раскрытия индивидуальности автора. Поскольку индивидуальность уникальна и неповторима, то при достаточной степени раскрытия индивидуальности новизна появляется сама собой, без желания самого автора.

watson
Сообщений: 189
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 10:59

Re: Истинное искусство - современный взгляд

Сообщение watson » 10 мар 2011, 16:10

Valentina писал(а):Предлагаю для начала посмотреть, что по этому вопросу говорят классики


Творчество есть всегда прирост, прибавление, создание нового, небывшего в мире. И проблема творчества есть проблема о том, возможно ли новое, небывшее. Творчество по самому существу своему есть творчество из ничего. Ничто стало чем-то, небытие стало бытием.
...
Тайна творчества и есть тайна свободы. Творчество только и возможно из бездонной свободы, ибо лишь из бездонной свободы возможно создание нового, небывшего. Из чего-то, из бытия нельзя создать нового, небывшего, возможно лишь истечение, рождение, перераспределение. Творчество же есть прорыв из ничего, из небытия, из свободы в бытие и мир.
...
И человек, сотворенный Творцом и по его образу и подобию, есть также творец и призван к творчеству. Но творчество имеет сложный состав. Оно предполагает не только свободу, изначальную, меоническую, несотворенную свободу человека, оно предполагает также дары, данные человеку-творцу Богом-Творцом, предполагает мир как арену творчества. Творчество человека предполагает три элемента — элемент свободы, благодаря которой только и возможно творчество нового и небывшего, элемент дара и связанного с ним назначения и элемент сотворенного уже мира, в котором и совершается творческий акт и в котором он берет себе материалы.

Н.Бердяев

http://yusper.livejournal.com/25754.html


Вернуться в «Космизм в искусстве»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостей