Истинность искусства - современный взгляд

watson
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 10:59

Re: Истинное искусство - современный взгляд

Сообщение watson »

Важнейшим признаком настоящего искусства Толстой считал поиски нового. Исходя из мысли, что «условие искусства — новизна», он указывал, что подлинный художник всегда стремится открыть нечто новое, неизвестное людям. Для того чтобы ярче выразить это содержание, художник ищет также и новые формы.

Толстой был убежден, что «ни в чем так не вредит консерватизм, как в искусстве», что «в каждый данный момент оно должно быть — современное — искусство нашего времени». Но на всякое современное искусство является настоящим, подлинным. И Толстой предупреждает: «Только надо знать, где оно».

http://www.rvb.ru/tolstoy/02comm/introcomm_15.htm
Аватара пользователя
Olga
Сообщения: 328
Зарегистрирован: 09 фев 2011, 19:16

Истинное искусство - современный взгляд

Сообщение Olga »

watson - Valentina


Что бы в делах Красоты достичь высочайшего уровня, надо создать то, чего раньше еще не было, а не в созвучии с чем либо. Это не я придумал, это такие принципы в искусстве и о них все знают....

Но встречаются иногда такие произведения, посмотрев на которые чувствуешь, будто где-то их уже видел. Их нельзя отнести к настоящим произведениям искусства. В основе таких произведений всегда лежит шаблон, схема или компиляция.

К сожалению, мало разбираюсь в затронутых вопросах, потому прошу прощения за дилетанское суждение. Вообще-то казалось, что все новое основывается на старом, но осмысленном иначе, применительно к требованиям эволюции. И потому высказывание о шаблоне, схеме или компиляции кажется весьма спорным, равно как и вышеприведенный критерий Красоты. К примеру, как родился арт-нуво, или модерн, или югендстиль - одно и то же направление в искусстве, только на разных языках. Ведь толчок к тому дал Египет, тысячелетиями закрытый для массовых путешествий. И вот когда подошел срок открыть удивительную страну, саванты Наполеона привезли из Египта зарисовки памятников культуры - храмов, скульптур и т.д Академии Художеств Парижа, Петербурга, Берлина стали творчески осмыслять увиденное, скажем, те же зарисовки в альбомах Денона, котоые вскоре были изданы. Полетом для фантазии служили нахождения разных эпох, но только сильный эволюционный импульс перевел количество в качество, и на основе прошлых накоплений родился удивительный модерн. То есть, новизна, уходящая корнями в виденное в прошлом...
"Всегда иди кратчайшим путем. Согласный путь, согласный с природой; он в том, чтобы соблюсти правду в делах и поступках". Марк Аврелий.
watson
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 10:59

Re: Истинное искусство - современный взгляд

Сообщение watson »

Olga писал(а):Полетом для фантазии служили нахождения разных эпох, но только сильный эволюционный импульс перевел количество в качество, и на основе прошлых накоплений родился удивительный модерн. То есть, новизна, уходящая корнями в виденное в прошлом...
Я думаю, что Вы сами ответили на свой вопрос. Стимулом для полета фантазии может быть что угодно, и чаще всего это находки тех, кто уже сделал нечто новое раньше. Например Постимрессионизм вырос из Импрессионизма и имеет с ним много общего. Но в то же время это был существенный шаг вперед, и постимрессионистов долго не признавали, хотя импрессионисты к этому времени уже добились признания. Еще больше разницы между древним Египтом и Модерном. Модерн не есть повторение и копирование, это творческое развитие мотивов древнего Египта.

Или, например, картины Петрова-Водкина. В них явно чувствуется влияние православной иконы, но его картины не являются иконами. А в музыке вообще очень часто используются народные мелодии. Но все это используется в творчески переосмысленном виде.

Естественно, что искусство развивается эволюционно, и постимпрессионизм врядли появился бы без открытий импрессионистов, так же, как импрессионизм имеет свои корни в Барбизонской школе. Но новизна каждого из этих направлений очевидна.
Аватара пользователя
Olga
Сообщения: 328
Зарегистрирован: 09 фев 2011, 19:16

Re: Истинное искусство - современный взгляд

Сообщение Olga »

Olga писал(а):watson - Valentina


Что бы в делах Красоты достичь высочайшего уровня, надо создать то, чего раньше еще не было, а не в созвучии с чем либо. Это не я придумал, это такие принципы в искусстве и о них все знают....

Но встречаются иногда такие произведения, посмотрев на которые чувствуешь, будто где-то их уже видел. Их нельзя отнести к настоящим произведениям искусства. В основе таких произведений всегда лежит шаблон, схема или компиляция.

К сожалению, мало разбираюсь в затронутых вопросах, потому прошу прощения за дилетанское суждение. Вообще-то казалось, что все новое основывается на старом, но осмысленном иначе, применительно к требованиям эволюции. И потому высказывание о шаблоне, схеме или компиляции кажется весьма спорным, равно как и вышеприведенный критерий Красоты. К примеру, как родился арт-нуво, или модерн, или югендстиль - одно и то же направление в искусстве, только на разных языках. Ведь толчок к тому дал Египет, тысячелетиями закрытый для массовых путешествий. И вот когда подошел срок открыть удивительную страну, саванты Наполеона привезли из Египта зарисовки памятников культуры - храмов, скульптур и т.д Академии Художеств Парижа, Петербурга, Берлина стали творчески осмыслять увиденное, скажем, те же зарисовки в альбомах Денона, котоые вскоре были изданы. Полетом для фантазии служили нахождения разных эпох, но только сильный эволюционный импульс перевел количество в качество, и на основе прошлых накоплений родился удивительный модерн. То есть, новизна, уходящая корнями в виденное в прошлом...
"Всегда иди кратчайшим путем. Согласный путь, согласный с природой; он в том, чтобы соблюсти правду в делах и поступках". Марк Аврелий.
Аватара пользователя
Olga
Сообщения: 328
Зарегистрирован: 09 фев 2011, 19:16

Re: Истинное искусство - современный взгляд

Сообщение Olga »

watson,

вот с этим согласна. Вы точно подметили еще один важный штрих новаторского искусства - его никогда не признают сразу. Более того, поносят почем зря. Металлические конструкции типа Эйфелевой башни вызвали протест многих видных детелей культуры Франции, и творения Антонио Гауди, показавшему, как можно использовать в градостроительстве кривизну пространства и не только, тоже долго не принимали. А сейчас Барселона гордится его творениями, как Арль Ван-Гогом. Трудно быть первопроходцем в любой сфере, в том числе и в искусстве...
Вообще, интересная дискуссия. Спасибо...
"Всегда иди кратчайшим путем. Согласный путь, согласный с природой; он в том, чтобы соблюсти правду в делах и поступках". Марк Аврелий.
watson
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 10:59

Re: Истинное искусство - современный взгляд

Сообщение watson »

Olga писал(а):Вы точно подметили еще один важный штрих новаторского искусства - его никогда не признают сразу.
Не думаю, что это происходит всегда. Особенно в наше время. Я могу ошибаться, но мне кажется, что сюрреалистов признали очень быстро несмотря на его крайнюю революционность.
Alexandr
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 27 фев 2011, 16:36

Re: Истинность искусства - современный взгляд

Сообщение Alexandr »

Конечно, не будем считать всякие дешево-поверхностные постановки, которые совсем и не заняты вопросами внутренней убедительности и характерности. Даже и во многих лучших случаях, в которых налицо очень почтенные устремления, часто не хватает внутренней убедительности. А ведь это - из самых основных условий во всех видах творчества. Всякая нарочитая подражательность не приводит к желательным результатам. И в этом смысле получается какая-то механизация или технократия в чисто внешних приемах.
Правда, часто вы замечаете, что автор старался ознакомиться с музейно-архивною частью. Наверное, он советовался с какими-то специалистами, но вы сейчас же можете распознать, когда именно автор полюбил сущность своего творения или же в нем преобладали какие-либо другие задания и желания. Заданная вдумчивость все же не создает убедительности, проистекшей из знания, выросшего из любви.
Сами авторы, вероятно, не всегда смогут дать даже себе отчет, когда именно их устремляло специальное задание, приказанное особыми современными условиями, или когда творчество сложилось из неудержимой песни сердца. В этом смысле произойдут также какие-то своеобразные деления цивилизации и Культуры. Иначе говоря, условные современные задания будут как бы в пределах цивилизации, а убедительная песнь сердца, всепобеждающая и незабываемая, уже будет в области Культуры.
...
Н.К.Рерих. ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ИСКУССТВА
По-моему, новизна сама по себе не является определяющим критерием истинности искусства. Новизна - это атрибут формы. Внутренняя же убедительность проистекает из индивидуальных накоплений, и есть отражение сути, содержания. Т.е. определяющей является "новизна"-индивидуальность внутреннего мира творца, а не новизна форм его самовыражения. Хотя последнее может иметь место, но настоящий художник может творить и в рамках какого-нибудь существующего направления или школы живописи. Но он не будет подражателем.
watson
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 10:59

Re: Истинность искусства - современный взгляд

Сообщение watson »

Alexandr писал(а):Т.е. определяющей является "новизна"-индивидуальность внутреннего мира творца, а не новизна форм его самовыражения. Хотя последнее может иметь место, но настоящий художник может творить и в рамках какого-нибудь существующего направления или школы живописи. Но он не будет подражателем.
Все правильно, я об этом выше уже говорил. Настоящая новизна рождается именно из неповторимости идивидуальности, а не из формальных изысков. Например все импрессионисты работали в одном направлении, но все были очень идивидуальны. Все зависит от степени проявления этой индивидуальности. При этом о самой новизне как правило и не думают, она рождается сама собой, ибо является сутью индивидуальности. Новизна при этом не есть атрибут формы, а атрибут содержания. Хотя и форма при этом может оказаться весьма необычной, если этого потребует содержание.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Истинность искусства - современный взгляд

Сообщение Valentina »

Новизна в искусстве не всегда соответствует Истинности искусства, под которым великие мыслители понимают отражение Красоты и Божественности Мироздания.
Например, несколько слов из статьи Т.П.Григорьевой «Куда идешь, брат мой?». О книге Святослава Рериха «Искусство и Жизнь».
источник: http://lib.icr.su/node/434
Свидетельством того, что существует Путь духовной эволюции, ведущий к истинной свободе, к высшему Единству индивидуального, является Красота, которая разлита повсюду. Красота – закон самой Природы, ее форма, ее душа: «Есть наивысшее выражение стремления Природы к совершенству в мириадах ее форм и сочетаний»[6]. В молитвенном состоянии созидается Красота, в молитвенном состоянии постигается человеком. В ком пробудилось чувство прекрасного, тот не способен на зло. И об этом пишет художник: «Трудно решиться на преступление под высокими сводами собора, тогда как сделать это в безобразном притоне ничего не стоит»[7]. Потому и ратует художник за преображение человека и вслед за ним среды его обитания через приобщение к Красоте, дарованной человеку во спасение. «Красота – великая движущая сила нашей жизни, все царства природы стремятся к совершенству, стремятся к красоте»[8]. Через приобщение к Прекрасному и происходит эволюционное восхождение к жизни в Истине. «Если красота – это истина, а истина – это красота, то тогда мы имеем готовое мерило, которое никогда нас не подведет и не обманет»[9]. Святослав Николаевич верит, что знамя Красоты, которое он принял из рук родителей, чьи светлые лики увековечил на своих полотнах, способно вдохновить человека на подвиг, вызвав к жизни затаенные в душе силы.
watson, в статье, на которую Вы делает ссылку отражен и иной смысл: http://hilarion.ru/2010/02/25/1030
В музыке Баха есть что-то универсальное, всеобщее, всеобъемлющее. Как писал поэт Иосиф Бродский, «в каждой музыке – Бах, в каждом из нас – Бог». Бах – явление всехристианского масштаба. Его музыка – вне конфессиональных границ, она экуменична в самом исконном значении этого слова, ибо принадлежит вселенной и всякому ее гражданину. Баха можно назвать православным композитором в том смысле, что в течение всей своей жизни он учился правильно славить Бога:
Новизна и разнообразие в искусстве XIX и XX веков в основном определены духовным кризисом, который проявился прежде всего в искусстве. Многие художники "метались" в поисках новых форм и самовыражений, разлагали материю на отдельные структурные элементы, перемешивали их, искали некий потаенный смысл, забыв о ее духовной составляющей - Красоте, которой и призван служить художник. Поэтому в эпоху постмодернизма и сформировалось представление, что новизна и оригинальность - основные критерии современного искусства. В искусстве появились эпатаж (http://www.terra-z.ru/archives/10408), инсталляции и прочая дребедень, которые кричат своей бессмысленной новизной и опустошенностью.
watson
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 10:59

Re: Истинность искусства - современный взгляд

Сообщение watson »

Я думаю, что Красота не является синонимом искусства. Красота, это универсальный принцип природы, и в задачу искусства входит нахождение и раскрытие проявлений этого принципа. Так же, как в задачи науки входит нахождение новых, неизвестных еще законов природы. При этом понятие искусства неразрывно с понятием творчества. А творчество, это всегда создание чего либо нового, а не повторение известного.

То, что в 20-м веке возник такой бардак отнюдь не говорит о том, что только в 20-м веке возникло понятие новизны. В 20-м веке оно было просто извращено и направлено на форму, а не на суть. Скульптуры древних греков или открытия титанов Возрождения были открытиями и новаторством для своего времени. Это было творчество.

Говорить, что: "Новизна и разнообразие в искусстве XIX и XX веков в основном определены духовным кризисом" значит отказать в творчестве многим выдающимся художникам 20-го века, в т.ч. и Рериху, так как он был настоящим открывателем нового взгляда на мир.
Ответить

Вернуться в «Космизм в искусстве»