Новости Международного Центра Рерихов

Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

C Днем Победы!

Изображение

Общественный Музей имени Н.К. Рериха сердечно поздравляет Вас с 71-й годовщиной победы в Великой Отечественной войне! Эта победа состоялась благодаря силе духа, жертвенности и мужеству нашего народа. Героизм и самоотвержение проявили не только воины, но и труженики тыла, матери и жены бойцов. Народ как единое целое сплотился, выстоял и одолел врага. Сердечная благодарность и низкий поклон всем, кто отстоял свободу нашей родины и не дал фашизму распространиться на планете.

9 мая – великая дата для всего человечества, и мы можем сказать о ней вслед за Н.К. Рерихом: «В лучах восхода видим праздник Москвы, праздник сердца народов. Победа! Победа! И сколько побед впереди».

Желаем всем радости, добра и мирного неба над головой!
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4616

Музей Востока готовит захват зданий, в которых размещен общественный Музей Рериха

ФГБУК «Государственный музей искусства народов Востока» (ГМВ) 12 мая предпринял подготовку к захвату одного из строений, находящихся на территории усадьбы Лопухиных, которую занимает общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР).

«Информирую о необходимости освобождения здания МЦР в срок до 12.05.2016», – говорится в письме генерального директора ГМВ Александра Седова, направленном в МЦР.

«В случае невыполнения указанного требования здание будет освобождено в принудительном порядке». Причиной такого ультиматума, по мнению руководства ГМВ, служит якобы то, что МЦР «использует его не обладая какими-либо правами и тем самым неосновательно обогащается».

Назревающему конфликту между государственным и общественным музеями способствовали действия министра культуры Владимира Мединского и его первого заместителя господина Аристархова, направленные на создание государственного музея семьи Рерихов (филиала ГМВ) в усадьбе Лопухиных, в которой более четверти века действует общественный Музей.

Фактически руководство министерства культуры РФ пытается ликвидировать общественный Музей имени Н.К. Рериха, забрав у него здания и его фонды. И все это Минкульт пытается осуществить под прикрытием общественно-государственного партнерства. На самом деле это напоминает рейдерские захваты лихих 90-х.: против МЦР инициируются многочисленные плановые и внеплановые проверки со стороны надзорных и контрольных органов, возбуждаются административные и уголовные дела. За прошлый год по требованию первого зам. министра Аристархова прокуратура проверила МЦР пять раз. За пять месяцев 2016 года МЦР подвергся уже шести проверкам различных государственных инспекций, в том числе со стороны Минюста и Генеральной прокуратуры.

Руководство министерства культуры ничуть не смущает, что общественный Музей был основан в усадьбе Лопухиных младшим сыном Николая Рериха – Святославом, так как интересы чиновников далеки от культуры.

За 26 лет под руководством Людмилы Васильевны Шапошниковой – доверенного лица и исполнителя завещания С.Н. Рериха МЦР создал в усадьбе уникальный общественный Музей. Он по праву считается национальным достоянием России. Все эти годы музей успешно существовал и развивался, став крупнейшим в мире культурным центром по сохранению, изучению и популяризации наследия Рерихов. Его многогранная международная культурно-просветительская деятельность проводится при поддержке Министерства иностранных дел РФ, Россотрудничества, ООН и ЮНЕСКО.

В 2016 г. за многолетнюю деятельность в области сохранения мирового культурного наследия на основе идей Пакта Рериха МЦР был выдвинут на Нобелевскую премию мира. Однако это достижение, которым гордилась бы любая страна, не останавливает разрушительные действия руководства министерства культуры по уничтожению общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов.

В 11.00 на территорию Международного Центра Рерихов прибыла комиссия из Государственного музея Востока, чтобы начать выселение МЦР из здания в «принудительном порядке». Возглавлял комиссию заместитель директора ГМВ по научной работе Т.К.Мкртычев. Он утверждает, что именно ему поручено создавать государственный музей семьи Рерихов взамен общественного.

Руководство и сотрудники МЦР категорически отказались передавать ключи от здания представителям ГМВ и расценивают данные действия как попытку незаконного захвата строения.

https://www.youtube.com/watch?v=kpLQSicDx2E

Историческая справка

Усадьба Лопухиных со всеми строениями в границах ее исторической территории по просьбе С.Н. Рериха была передана общественной организации для размещения в ней общественного Музея имени Н.К. Рериха как условие безвозмездной передачи из Индии в Россию второй части наследия великих наших соотечественников. Правительство Москвы утвердило план воссоздания и приспособления усадьбы Лопухиных под нужды общественного Музея. МЦР при широкой поддержке общественности без государственного финансирования воссоздал строения усадьбы, в которых был открыт общественный Музей, благоустроил ее территорию, спас подлежащие разрушению хозяйственные постройки, для их дальнейшей регенерации, которые и пытается захватить ГМВ. Реставрационные работы МЦР по воссозданию усадьбы Лопухиных были отмечены престижными государственными и международными наградами.

Изображение Изображение

__________________________________________________________________________________________________________________________

Материалы по теме:

• «Диктат, условие, ультиматум». Имущественный конфликт между музеем Востока и музеем Рериха вышел на новую стадию // Новая газета. 13.05.2016 http://www.novayagazeta.ru/arts/73069.html
• Открытое письмо попечителей Музея имени Н.К. Рериха МЦР и представителей общественности руководству Российской Федерации. 27.11.2015 http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4328
• Стеценко А.В. Антикультурная деятельность руководителей Министерства культуры – позор для России // Новые известия. 8.04.2016 http://www.newizv.ru/society/2016-04-08 ... ossii.html


Как помочь Музею:

• Сделать пожертвование http://www.icr.su/rus/contacts/accounts.php
• Стать волонтером http://www.icr.su/rus/contacts/volonter.php
• Подписать петицию https://www.change.org/p/%D0%B8%D1%81%D ... 1%85%D0%B0
• Рассказать друзьям
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4633

Снести «могилу»! Единственная «каноническая» буддийская ступа в Москве оказалась под угрозой разрушения федеральными чиновниками

Изображение

Под угрозой уничтожения оказалась единственная в Москве «каноническая» буддийская ступа, стоящая во дворе Международного центра Рерихов (МЦР). Как стало известно корреспонденту «Портала-Credo.Ru», о намерении снести святыню заявили 12 мая представители Государственного музея Востока (ГМВ) во главе с заместителем генерального директора музея Тиграном Мкртычевым.

Группа чиновников во главе с Мкртычевым прибыла в занимаемую МЦР бывшую усадьбу Лопухиных в Малом Знаменском переулке (за Музеем изобразительных искусств имени Пушкина, почти прямо напротив храма Христа Спасителя) для того, чтобы провести инспекцию движимого и недвижимого имущества, переданного ГМВ министерством культуры РФ в так называемое «оперативное управление». Это означает, что на данном этапе музей по закону не может занять ни одно из помещений центра Рерихов, которые, хотя и были переданы мэром Собяниным в конце 2015 года из ведения города в федеральную собственность, но «с обременением», то есть МЦР сохранил за собой право аренды зданий и территории бывшей усадьбы до 2044 года. Поэтому Государственный музей изыскивает любую возможность уличить общественную организацию «Международный центр Рерихов» в неправильном использовании арендуемых объектов, а также в наличии «самостроя», с тем чтобы впоследствии МЦР был лишен права аренды, а ГМВ смог въехать в усадьбу Лопухиных, а в перспективе получить в государственную собственность ту часть наследия Рерихов, которая сейчас находится у общественной организации. И буддийская ступа вместе с памятником Рерихам первыми попали под удар чиновников.

В распоряжении корреспондента «Портала-Credo.Ru» оказалось датированное 20 апреля письмо, направленное заместителем министра культуры РФ Владимиром Аристарховым заместителю мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталье Сергуниной, в котором говорится: «В ходе осмотра Государственным Музеем Востока зданий на прилегающей к ним территории выявлено, что (...) МЦРом без законных на то оснований на территории земельного участка установлены могилы и памятник членам семьи Рерихов (...). Прошу дать поручение провести проверку целевого использования МЦРом земельного участка, который находится в аренде у этой организации, по результатам которой принять решение об обращении в суд о сносе самовольной постройки и о расторжении договора аренды от 08.08.1996 (...) с предоставлением земельного участка в пользование ГМВ».

Поскольку хорошо известно, где похоронены все члены семьи Рерихов, можно однозначно утверждать, что под словом «могилы» министерство культуры подразумевает ступу, в основание которой заложены частицы праха (шарира) Будды Шакьямуни, жившего 2500 лет назад основателя современной религии буддизма, и еще более древнего Будды Кашьяпы, а также 200 частиц праха (рингселы) других буддийских учителей. Сама ступа исторически происходит от скифских курганов, возводившихся в память о героях.

Ступа во дворе Международного центра Рерихов является единственной существующей на данный момент недекоративной ступой в Москве. При этом проекты возведения буддийских ступ в различных местах «мультирелигиозной» столицы России, в том числе на Поклонной горе и в Отрадном, остаются нереализованными уже более 15 лет. Ступа была построена буддийскими монахами из Непала, ее открытие произошло в июне 2008 года в рамках фестиваля «Россия - Индия - Тибет». МЦР оформил ступу как часть экспозиции, посвященной 80-летию завершения Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, в том числе и потому, что в ступе находятся частицы мощей Будды (шарира), которые археологи до сих пор находят в различных частях Центральной Азии. Во всех буддийских странах шарира почитается как национальное достояние. Снос ступы с находящейся в ней шарирой считается тяжким прегрешением, которое ведет к уничтожению страны.

Положение мог бы спасти перевод ступы из статуса экспоната выставки в статус объекта религиозного культа. Тогда начинает действовать подписанный 29 марта 2016 года президентом РФ Владимиром Путиным закон о защите самостроев религиозного назначения. Согласно закону, положения пункта 4 статьи 222 части 1 Гражданского кодекса РФ о внесудебном сносе самовольных построек не распространяются на имущество религиозного назначения. Правда, остается возможность сноса ступы по решению суда, на чем и настаивает Аристархов.

Международный Центр Рерихов стал также объектом проверки министерства юстиции РФ. Согласно оказавшемуся в распоряжении корреспондента «Портала-Credo.Ru» распоряжению минюста от 25 апреля, проверка проводится в первую очередь на предмет выявления «наличия (отсутствия) признаков деятельности Организации в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента» и «наличия (отсутствия) в деятельности Организации признаков экстремизма».

Сотрудники музея пояснили, что объектом такого пристального внимания минюста МЦР стал из-за того, что над зданием развевается «Знамя Мира» Николая Рериха (три красных круга на белом фоне). Этот флаг ежегодно в Международный день мира (21 сентября) поднимают над государственными, культурными и образовательными учреждениями стран Латинской Америки.

Феликс Шведовский,
«Портал-Credo.Ru»
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4634

Директор Информационного центра ООН в Москве посетил общественный Музей имени Н.К. Рериха

16 мая общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов посетил Директор Информационного центра Организации Объединенных Наций в Москве Владимир Валерьевич Кузнецов, недавно назначенный на эту должность.

Изображение Изображение

МЦР в качестве ассоциированного члена Департамента общественной информации ООН является активным участником его деятельности. В 2014 г. МЦР получил специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН. У Международного Центра Рерихов и Информационного центра ООН в Москве давнее плодотворное сотрудничество.

Владимир Валерьевич с большим интересом ознакомился с экспозицией музея и деятельностью МЦР.

Из книги отзывов Музея имени Н.К. Рериха:

«Находиться здесь - значит соприкоснуться с вечностью, ощущать единство и гармонию мира, который мы призваны сохранить!!! Огромное спасибо сподвижникам, замечательным труженикам-энтузиастам Центра, которые достойны восхищения и всяческой поддержки!!!

От всей души
В.Кузнецов
Директор Информцентра ООН в Москве
16/05/16»

Изображение

________________________________________________________________________________________________________________________

Публикации:
Визит директора информационного центра ООН в Москве в Музей имени Н.К. Рериха // Интернет-портал «Музеи России» 16.05.2016 http://www.museum.ru/N62297
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4638

Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в гимназии № 3 города Великий Новгород


С 10 мая по 31 мая 2016 года в помещении гимназии № 3 города Великий Новгород проводится международная выставка «Пакт Рериха. История и современность», предоставленная Международным Центром Рерихов, Москва. В рамках выставки проводятся экскурсии и беседы с учащимися начальных, средних и старших классов и с учителями гимназии.

Во время экскурсий и бесед рассказывается о значении Пакта Рериха в защите культурных ценностей, о Знамени Мира, о древнейшем знаке Триединства и о картинах Н.К. Рериха, несущих в себе предупреждение против войны и разрушения и рассказывающих о героях и подвижниках, работающих для Общего Блага.

Изображение Изображение

Изображение Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4640

Открытие выставки «Пакт Рериха. История и современность» в Южно-Курильском краеведческом музее


11 мая 2016 г. состоялось торжественное открытие Международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность» на острове Кунашир. Организаторами выставки на Курилах выступили МОО «Международный Центр Рерихов», отдел культуры МО «Южно-Курильский городской округ», Южно-Курильский краеведческий музей, Владивостокское рериховское общество.

Кунашир является самым южным островом Большой Курильской гряды. Вместе с островами Итуруп, Шикотан и островами Малой курильской гряды он вошел в состав СССР по итогам второй мировой войны и является приграничным форпостом России у берегов Японии.

В настоящее время инфраструктура Южно-Курильска, главного населенного пункта острова, активно развивается. После разрушительного землетрясения 1994 г. и цунами Южно-Курильск фактически отстроен заново на более высоком месте, с которого открывается прекрасный вид на береговую линию, океан, вулкан Менделеева и самый высокий островной вулкан Тятя (1819 м). С острова отчетливо виден полуостров Сиретоко японского острова Хоккайдо.

Древние жители острова - айны оставили на его земле многочисленные памятники археологии, во многом мало исследованные. Они же дали острову и его современное название. «Кунашири» в переводе с айнского языка означает «чёрный остров» и указывает на особенности островной природы, в которой преобладают темнохвойные леса, тёмные почвы и сумрачный облик шлакового конуса вулкана Тятя, кроме которого на острове находятся ещё три действующих вулкана - Руруй, Менделеева и Головина. Для сохранения и изучения уникальной природы Кунашира в советское время на территории острова был создан государственный заповедник «Курильский», который продолжает свою деятельность и в настоящее время. Наиболее интересными достопримечательностями острова являются мыс Столбчатый, вулкан Головина, Горячий пляж и другие памятники островной вулканической природы.

Помимо айнских археологических памятников на острове сохранились также японские кладбища и фрагментарные остатки японских поселений. Символом Южно-Курильского краеведческого музея является «Курильский сфинкс», представляющий собой барельеф в виде женского лика, возможно, относящийся к культуре и религиозным представлениям айнов. Это вулканическая бомба, на которой вырезан лик неизвестной женщины. Кунаширского сфинкса нашли возле вулкана Тятя и доставили в Южно-Курильск. Данный интересный и малоисследованный экспонат является символом музея.

Выставку открыла начальник отдела культуры МО «Южно-Курильский городской округ» Галина Владимировна Глушкова: «Я с интересом отнеслась к идее проведения этой выставки в Южно-Курильске. Конечно, мы испытывали некоторое волнение, т. к. объем выставки велик, а возможности нашего музея небольшие. <…> Музей проводил много интересных мероприятий, но эта выставка особая. И прежде всего по масштабу личности Н.К. Рериха и членов его семьи. Выставка имеет большое гуманистическое значение. Здесь хочется побыть подольше, чтобы все это осознать, проникнуться идеями, заложенными в ней. Я считаю, что наша сопричастность к этой выставке важна для каждого. Выставку, я уверена, посмотрят все наши жители. Особенно важно, чтобы экспозицию увидели дети и молодежь. Ведь будущее принадлежит им. Слова Н.К. Рериха о том, что Культура спасет мир, его гуманистические идеи, заложенные в Пакте, имеют для нас важное значение».

Директор Южно-Курильского краеведческого музея В.М. Суковатицына поблагодарила Международный Центр Рерихов и Владивостокское рериховское общество за усилия по организации выставки на Курилах. Валентина Михайловна в своем выступлении отметила важность идей Пакта Рериха для молодого поколения: «Выставка начала свою работу в День Победы. В этот день мы приняли первых посетителей, среди которых были и подростки 14-летнего возраста. Посмотрев ролик о Пакте Рериха, о современных разрушениях памятников культуры в Сирии, Ираке, Югославии, Египте и других странах, они прониклись идеями сохранения памятников культуры и осмотрели выставку с пониманием, задавали много вопросов. К нам уже поступили телефонные звонки из школ, и завтра мы уже ждем первую группу школьников на экскурсию, которую проведет представитель МЦР Д.Ю. Ревякин. Огромное спасибо Международному Центру Рерихов за замечательную культурно-просветительскую выставку, в организации которой нам также помогли представители Владивостокского рериховского общества».

Сотрудник выставочного отдела МЦР Д.Ю, Ревякин в своем выступлении рассказал о проведении выставочного проекта в России и за рубежом, а также отметил, что именно эта выставка побывала на Чукотке и Камчатке. Теперь выставочный проект продолжает свою работу на острове Кунашир. Он отметил, что главная идея Н.К. Рериха «Мир через Культуру», выраженная в международном договоре, крайне актуальна для современной цивилизации, вновь оказавшейся на краю гибели из-за непрекращающихся многочисленных локальных войн, которые грозят перерасти в глобальную разрушительную катастрофу. «Россия - страна великой культуры. И наша главная задача сохранить ее для будущего, сохранить наши памятники, музеи и библиотеки. Основная задача выставки - именно воспитательная. Пусть побольше молодых курильчан посетят залы краеведческого музея, чтобы узнать о подвиге Николая Константиновича Рериха во имя спасения мировой культуры и цивилизации». После своего выступления Д.Ю. Ревякин вручил представителям управления культуры и музея Южно-Курильска Знамя Мира, а также передал каталог выставки, фильм Л.В. Шапошниковой «Зов Космической эволюции», фильм В. Шатина «Время собирать камни» и др. издания, а также поблагодарил всех сотрудников музея за сотрудничество и теплый, радушный прием.

Также более тридцати изданий МЦР были переданы в Южно-Курильскую центральную районную библиотеку, расположенную в новом здании Дома культуры. Директор библиотеки Виктория Мунировна Созинова выразила искреннюю благодарность руководству Международного Центра Рерихов за этот замечательный дар. В числе книг, переданных в библиотеку, была и последняя книга Л.В. Шапошниковой «Меч Мира».

Выставка в Южно-Курильском краеведческом музее продлится до начала июля.

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4639

Творческий вечер Ильи Ицкова в Музее имени Н.К. Рериха

19 мая в Музее имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов прошел творческий вечер Ильи Ицкова – бизнесмена, режиссера, поэта и большого друга Музея. Вечер был посвящен презентации первого поэтического сборника Ильи Ицкова «Акварелевый храм», с образа которого многое начиналось и для самого автора.

«Не случайно я провожу эту встречу в этом дорогом и любимом мною месте, – сказал Илья Ицков. – Для меня Музей имени Рериха – это абсолютный Космос, знаковое место, где нас окружают картины выдающихся мастеров, и я счастлив бывать здесь».

А.В. Стеценко, вице-президент МЦР, от всей души поздравил Илью Львовича с выходом в свет этой книги, где каждая строчка полна глубокого, сокровенного смысла. «Наше знакомство начиналось очень интересно, – сказал Александр Витальевич. – Благодаря Илье Львовичу эти стены увидели множество удивительных творческих встреч – например, с замечательными актерами Игорем Костолевским и Александром Панкратовым-Черным, певцом Мерабом Мегрели… А сегодня у нас творческая встреча с самим Ильей Львовичем, чему мы очень рады. Надеемся, что таких встреч будет еще много».

Александр Витальевич рассказал собравшимся (а народу было так много, что не всем хватило мест – некоторым пришлось стоять), что помещение музея – один из бесценных памятников белокаменного зодчества древней Москвы, чудом сохранившихся после пожара 1812 года, помнящий еще эпоху Петра Первого. Здание восстановлено благодаря народным пожертвованиям без единой копейки государственных вливаний. В эти стены органично вписалось наследие великих художников и мыслителей – семьи Рерихов.

«Поэт в России – больше, чем поэт, – напомнил А.В. Стеценко. – Рождение стихов – это всегда дар Божий, а если такие тонкие, лирические стихи рождаются у бизнесмена, это огромное счастье, дающее надежду, что для нашей страны далеко не все потеряно».

Сам же Илья Львович был необыкновенно скромен и призвал относиться к его стихам спокойно. «Это просто моя исповедь, моя возможность пообщаться с вами, – пояснил он. – В них – всё, что мне дорого, чем я живу. Именно поэтому я посвятил книгу близким людям и друзьям».

Стихи Ильи Ицкова прозвучали в течение вечера не раз – в самых разных смысловых интонациях и художественных интерпретациях. Их читал не только он сам – с блестящим профессионализмом их исполнили актеры Игорь Данковцев и Надежда Нечаева.

Но не только стихи Ильи Ицкова составили концертную программу. Заслуженный артист России Мераб Мегрели, большой друг Ильи Львовича, исполнил несколько старинных русских романсов. Екатерина Климентьева спела две песни на музыку Евгения Крылатова. Главное чудо произошло, когда вышел сам Евгений Павлович Крылатов. По-прежнему энергичный, ироничный, поющий и аккомпанирующий на рояле. Лауреат Госпремий, народный артист РФ сообщил, что пока музыку на стихи Ильи Ицкова не сочинил, но непременно это сделает, потому что стихи ему понравились. Вдохновенно, чувственно, по-настоящему он исполнил свою «Сережку ольховую» на стихи Евгения Евтушенко.

К сожалению, из-за болезни не смог прийти на концерт еще один именитый друг Ильи Ицкова – выдающийся музыкант, пианист, руководитель Фонда одаренных детей Юрий Розум. Но зато пришли его ребята и потрясли собравшихся своими недетскими талантами. Паганини, Рахманинов, Скрябин, Чайковский ожили в волшебных звуках рояля и скрипки.

Закончился концерт громким и светлым аккордом – в зал вышел детский хор «Талисман» под руководством Елены Морозовой, и под аккомпанемент Евгения Крылатова ребята спели две всеми любимые песни – «Прекрасное далеко» и «Крылатые качели». Многие в зале не удержались и начали подпевать. Всем гостям были подарены книги Ильи Ицкова «Акварелевый храм».

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Председателю Совета Попечителей Музея имени Н.К. Рериха Анатолию Евгеньевичу Карпову 65 лет

Международный Центр Рерихов сердечно поздравляет Председателя Совета Попечителей Музея имени Н.К. Рериха Анатолия Евгеньевича Карпова с 65-летием и желает ему крепкого здоровья, новых достижений в государственной и общественной деятельности и осуществления всех творческих планов!

***
Предлагаем вашему вниманию интервью с А.Е. Карповым, которое будет опубликовано в следующем номере журнала «Культура и время»

Анатолий Карпов: «Если бы чиновники умели играть в шахматы, они не трогали бы Музей имени Н.К. Рериха»

Изображение

В рамках одного журнального материала невозможно перечислить все звания, регалии и заслуги Анатолия Карпова. Трехкратный чемпион мира по шахматам, международный гроссмейстер, трехкратный чемпион мира ФИДЕ, шестикратный победитель шахматных олимпиад в составе сборной СССР, обладатель девяти шахматных «Оскаров», он до сих пор в форме и одерживает убедительные победы на шахматной доске. За его «матчами века», припав к телевизору, следила вся страна. Он давно стал символом эпохи и человеком-легендой. А еще Анатолий Евгеньевич много лет возглавляет Фонд Мира, активно занимается природоохранной деятельностью и является одним из учредителей Советского Фонда Рерихов. Большой друг и попечитель МЦР, 23 мая он отмечает 65-летний юбилей. Накануне этого события и состоялось наше интервью, для чего Анатолий Евгеньевич специально приехал в Музей. Для меня знаковым стало не только знакомство с кумиром, на которого я привыкла смотреть с другой стороны экрана, но и открытие его личности. Анатолий Карпов, которого я всегда считала человеком осторожным и склонным к компромиссам, оказался бесстрашным, принципиальным и готовым добиваться своей цели несмотря ни на что. Правда, действует он не напролом, а аккуратно и постепенно, будто разыгрывает очередную непростую партию. Но победа все равно остается за ним.

Анатолий Евгеньевич, слышала, что в шахматы вас научил играть отец. А как вы думаете, что было бы, не случись этого? Чем бы вы занимались?

– В семье любили рисовать. Отец у меня крупный инженер, он великолепно чертил и, как и мама, прекрасно рисовал. Этот дар мне не перешел абсолютно, но мне досталась часть памяти отца. У него память, я думаю, была лучше, чем у меня. Ко мне перешел его интерес к истории, к географии, память не только цифровая, но и топографическая – на расположение улиц, домов. Мне достаточно в городе пройтись пешком, и всё – я смогу не только там сориентироваться, но даже нарисовать карту этого города. Это касается даже тех мест, где я давно не был. Возвращаюсь – и сразу вспоминаю. Заблудиться мне невозможно.

Наверное, с такими талантами вы могли бы заняться сыскной деятельностью, стать резидентом.

– Может быть.

А насколько важным было то, что отец научил вас не расстраиваться при проигрыше?

– Он учил меня не плакать. Насчет не расстраиваться – нет, конечно. Он расстраивался от своих неудач и от моих, и это нормально. Но важно суметь собраться, чтобы это никак не отражалось на последующей игре. Он говорил: «Будешь плакать – не стану с тобой играть!»

– Ваш отец был выдающимся инженером, проектировщиком системы «Град» и противопехотных шариковых бомб.

– Да, у него 79 изобретений в области обороны.

– Наверняка он хотел, чтобы вы стали ученым, инженером?

– Отец никогда не давил на меня. Он хотел, чтобы я сам выбрал свой путь. Но при этом всегда помогал мне, поддерживал и направлял, если нужно.

Итак, вы увлеклись шахматами – сначала на любительском уровне, потом постепенно поняли, что это серьезно, поступили на мехмат МГУ, а потом перевелись почему-то на экономический факультет Ленинградского университета. Я понимаю, почему в Питер: там жил ваш тренер. Но не понимаю, почему на экономический факультет.

– Сначала на экономический я перевелся внутри Московского университета. Мне показалось, что это больше мне подходит, дает более широкий кругозор и знание общественных наук, и по жизни мне это действительно пригодилось. А что касается мехмата, то меня жутко начали мучить преподаватели по матанализу, я запомнил их на всю жизнь. Я закончил математическую школу с золотой медалью и был уверен в своих знаниях, матанализ знал назубок. Но эти люди сделали мою жизнь на мехмате невыносимой.

У нас был завкафедрой аналитической геометрии профессор Потапов, он как-то мне симпатизировал, и после первой мучительной сессии я пришел к нему спросить совета. Он говорит: «Насколько я понимаю, у вас матанализ будет три года, а это значит, вам еще три года придется мучиться с этими преподавателями». А я в тот момент уже стал чемпионом мира среди юношей, и он мне порекомендовал перейти с мехмата. И я начал выбирать, куда. И когда уже выбрал экономфак, меня стали донимать по спортивной линии. Я занимался в ЦСКА, а меня стали чуть ли не силком перетаскивать в команду МГУ «Буревестник». Пока я был на уровне не столь высоком, не создавал опасности для лидирующих позиций «Буревестника», на меня смотрели сквозь пальцы. Но стоило мне начать выигрывать, стали давить по-черному.

Когда я перевелся на экономический, меня вдруг вызывает завкафедрой спорта: «Мы знаем, что вы за ЦСКА, но вам будет намного легче учиться, если вы будете в “Буревестнике”». Я проигнорировал его слова. Тогда меня вызывает проректор Сергей Михайлович Волков. Он мне начал угрожать в присутствии родителей, что я не смогу закончить университет, если не перейду в эту команду. Мама была в панике. Причем он пригласил поздравить меня со званием чемпиона мира среди юношей и вдруг неожиданно пошел в наступление. Но я достаточно спокойно к этому отнесся. Мы выходим, мама ахает и охает, отец говорит: «Что ты думаешь по этому поводу?» Я отвечаю: «А что тут думать. Я, конечно, не перейду». Он говорит: «Трудно будет тебе». «Наверное, – отвечаю. – Но переходить не буду». Когда меня никто не знал и на меня не смотрел, ЦСКА мне все обеспечил. Поэтому я остался ему верен.

– Это было бы предательством с вашей стороны, если бы вы ушли?

– Ну конечно, я подвел бы команду. Хотя переходили, и студенты в том числе. Но я считал эту систему неправильной.

– А потом вы перевелись в Ленинградский университет. Там проблемы продолжились?

– Скандал был жуткий, когда я уехал в Ленинград. Я дождался, когда ушел в отпуск декан Солодков, потому что он точно бы меня не отпустил, костьми бы лег. Он очень поддерживал спорт. Я пришел к его заместителю, который занимался наукой, даю зачетку, у меня там все отлично, все зачеты, экзамены сданы. Он смотрит и говорит: «Вообще таких студентов жалко отпускать, вы что, серьезно? Может, передумаете?» – «Да у меня тренер в Ленинграде, и мне по шахматам будет там удобнее». – «Ну что же, – говорит, – я не могу препятствовать развитию человека» – и подписал. А потом, когда вернулось все спортивное начальство, поняли, что потеря жуткая. Но в Ленинграде я достаточно спокойно отучился и в шахматы продолжал играть успешно.

– И вот началась череда ваших великолепных спортивных побед. Наступил ли момент, когда вы к этому привыкли?

– Нет, я не привык. У меня принцип был такой: заканчивается соревнование, и все уроки, которые из этого можно было извлечь, в голове остаются, а победы и поражения должны уходить. Шахматы, да и вообще спорт требуют постоянной работы над собой. В отличие от науки: если ты стал академиком, то достиг своего потолка и можешь больше ничего вообще не делать. Правда, сейчас престиж Академии наук резко понизился, но в те времена был очень высок. А в шахматах на старых заслугах не проживешь: соревнования продолжаются, и каждый хочет выиграть у чемпиона, поэтому ты должен быть всегда в тонусе, в форме, а не почивать на лаврах. Я даже когда становился чемпионом мира, отдыхал максимум десять дней. Я понимал: если отдохну два месяца, мне потом очень тяжело будет входить в форму. Именно поэтому я и сыграл так много. У меня рекорд, который вряд ли кто-то сможет побить.

– Десять лет на чемпионской вершине!

– Нет, шестнадцать. Десять, потом еще шесть. А совсем недавно я выиграл 180-й турнир в своей жизни.

А что за турнир?


– Турнир моего имени во Франции. В мою честь он назван потому, что начался с моей подачи. Я был единственным, кто с 1995 года сыграл во всех турнирах. И вот они меня пригласили почетным гостем, причем я играть не хотел, но так получилось, что уговорили, и я выиграл. Хотя не готовился совсем. Но играл очень здорово, в финале обыграл Васю Иванчука. А он сейчас один из лучших шахматистов мира.

– Что вам надо для того, чтобы быть в хорошей форме? Читала, что вам важно выспаться.

– Совершенно точно. Нервная система должна восстанавливаться, а сон – это главное. Иногда для восстановления нервной системы достаточно было прогулки на свежем воздухе. Однажды у меня случилась очень тяжелая, изнурительная партия с Анандом, которую я никак не мог завершить. Чувствовал себя вымотанным. В перерыве друзья уговорили меня пойти прогуляться на Женевское озеро. Погода была отличная, мы скормили лебедям несколько батонов хлеба, и в результате, когда я вернулся, чувствовал себя совершенно обновленным. Сел и выиграл партию.

Три года назад я обыграл Фишмана, своего исторического соперника. Мы с ним играли матч на первенство мира, это был 175-й международный турнир. Меня поздравили, потом пресс-конференция, и кто-то из журналистов спрашивает: «Ну скажите, а кто-то рядом все-таки есть, кто сможет вас побить?» Я говорю: «Нет такого. Теоретически это возможно, но практически – вряд ли. Вы, наверное, плохо представляете себе, что такое 175-й турнир в шахматах». Давайте разложим так: пять турниров в год – это много или мало? Это очень много, и так 35 лет подряд. Хотя, конечно, выигрывать становится все труднее.

Почему?

– Конкуренция. Информация проще достается. Многое решается дома, с компьютерами. Подготовка становится эффективнее.

– Сейчас семимильными шагами развиваются компьютерные технологии. Созданы квантовые компьютеры, нейрокомпьютеры, которые намного «умнее» тех, что когда-то выигрывали у Каспарова. Как вам кажется, может быть, скоро появится искусственный интеллект и человеческий мозг станет не нужен?

– Любые компьютеры создают люди. И любые программы пишут люди.

– То есть человеческий мозг чем-то их превосходит?


– В чем-то, конечно, нас превосходят компьютеры. Они не утомляются, не устают. У них нет нервной системы, нет возбуждения. В этом смысле они стабильнее и сильнее. Поэтому компьютер незаменим там, где требуется расчет. Но если речь идет о понимании и интуиции, компьютер беспомощен.

– Какую роль для вас играет интуиция?


– Достаточно серьезную. Не только в шахматах – вообще в жизни. Да, в конкретном расчете с компьютерами соревноваться сейчас невозможно. Но с моим опытом, знаниями я могу определить то, чего не может ни один компьютер в мире, даже самый мощный – какие фигуры на доске разменять, какие оставить. И я это четко вижу. А компьютер вообще не понимает, зачем это нужно.

– И еще вы, может быть, интуитивно улавливаете логику противника?

– Я понимаю расположение, логику взаимодействия фигур. В этом компьютер соревноваться не может. Иногда, чтобы получить преимущество, надо оставить фигуру. Это уже планирование, прогнозирование и расчет. Надо нейтрализовать инициативу и поменять фигуры, но это не многие могут сделать.

– Давайте вернемся во времена вашего чемпионского взлета. Тогда ведь шахматы были очень престижным видом спорта. Да, все хотели стать учеными, космонавтами, но точно так же все хотели быть шахматистами. Да, не всем это было дано, но возможности были у всех – шахматные кружки, клубы, и все это бесплатно и общедоступно. Сейчас такого стало заметно меньше. Знаю, вы лично способствуете тому, чтобы у детей были такие возможности, пропагандируете шахматы.

– У меня серьезный центр шахматных школ Карпова. В 1988 году ко мне обратились воронежские шахматисты с просьбой создать школу и как-то ее опекать ее. Тогда в стране была только одна школа – Ботвинника, созданная в рамках общества «Труд». Я тоже заканчивал эту школу в свое время. Вместе с другими талантливыми ребятами из Златоуста меня пригласили туда заниматься. Интересно, что Ботвинник, который следил за нашими успехами, однажды сказал, что «из Толи ничего не получится». Не знаю, почему он так решил, но, к счастью, мастер ошибся.

А когда спустя многие годы воронежцы обратились ко мне, я предложил создать областную школу. И вот мы провели первый набор талантливых детей. Было, как сейчас помню, шесть ребят и две девочки. Одна стала международным мастером, другая – мастером. Из ребят – три гроссмейстера, один – тренер высшей квалификации. Он был тренером национальной сборной Испании, потом Польши. Так начала возрождаться традиция шахматных школ. На следующий год я открыл свою школу в Берлине, еще до разрушения Стены, потом – в Западной Германии, в Баден-Бадене, и пошли школы российские. В 1991 году мы создали школу для ребят из Чернобыльской зоны. Она стала международной – Украина, Белоруссия, Россия и Казахстан до Семипалатинска. Пригласили ребят с Южного Урала. Эта школа действует до сих пор. Мы никогда не имели государственной помощи, только спонсорскую. Провели восемь чернобыльских спартакиад – это командные соревнования школ Чернобыльской зоны. Но потом спонсорское финансирование прекратилось.

– Почему вы решили именно в этой зоне создать школу?

– Я не могу сказать, что я начинал. Школа была создана раньше. А в 1989 году я организовал международную чернобыльскую организацию «Чернобыль-помощь». Она родилась на базе моей комиссии в Фонде Мира. Комиссию помощи чернобыльцам мы основали в 1986 году: 26 апреля случилась авария, 28 апреля мы перевели первые деньги из Фонда Мира, а 29-го основали комиссию помощи ликвидаторам и пострадавшим от чернобыльской аварии. Так что в 1991 году, когда эта школа была создана, они пришли ко мне. И с тех пор я этим занимаюсь уже 25 лет.

– Вы ездите в Чернобыль?

– Конечно. У меня два высших ордена Украины. Один я получил от Путина, второй от Ющенко. Я первым проводил пресс-конференцию по Чернобылю в ООН. Совсем недавно я получил высочайшую общественную награду на Украине – Герой Чернобыля. Причем она вручается, только если 28 областей, где есть организации чернобыльцев, единогласно за тебя голосуют. Если хоть одна выступает против, награда не присуждается.

– Несмотря на то что сейчас на Украине по-разному относятся к нашим гражданам, вы для них, видимо, непререкаемый авторитет. Это действительно очень почетно.

– Я там свой человек. Действительно, я и к Украине, и к украинцам отношусь очень хорошо. Очень люблю Одессу, чувствую там себя как дома. Первый раз был там в 1961 году с отцом. С тех пор у меня замечательное отношение к этому городу, причем оно передалось и моей дочке. Она уже немало поездила, хотя ей 16 лет, но в мире у нее два любимых города: Санкт-Петербург и Одесса. Этот город, как и мне, запал ей в душу.

– А в шахматы она играет?

– Нет, в шахматы не играет. Она гуманитарный человек и неплохо знает языки. Еще до школы она перечитала все сказки, которые у нас были, а у нас хорошая библиотека. И она их помнит наизусть.

– Хотела бы коснуться вашей природоохранной деятельности. Не так давно я брала интервью у Алексея Владимировича Яблокова, нашего знаменитого биолога и эколога. Он говорит, что государственная политика антиэкологична. За эти резкие высказывания его не слишком жалуют «наверху». А вы когда-нибудь чувствовали, что кого-то из власть имущих раздражаете этой своей деятельностью?

– Ну разумеется, и это вполне естественно. В 1989 году мы с Сергеем Павловичем Залыгиным создали первый экологический журнал «Эко». Он выходил лет пять, наверное, на деньги Фонда Мира, который я возглавлял. Я там был членом редколлегии, а Сергей Павлович главным редактором. Это был тройственный союз – «РИА Новости», тогда АПН, Сергей Павлович и его экологическая ассоциация и Фонд Мира. Это был очень важный журнал. Конечно, экологические проблемы за раз не решить, ими надо заниматься постоянно, причем неизвестно, когда будет эффект, а это совершенно расходится с системами любой страны. Неважно – коммунизм, социализм, капитализм, феодализм. В любой стране, где есть выборность, каждый политик хочет хороших и быстрых результатов. У него программа не может быть долгосрочной, потому что через три года переизбираться, и ему нужен результат. А навести порядок в области окружающей среды – дело длительное и затратное. Поэтому государство в лице разнообразных чиновников поддерживать его не желает.

– Почему же вы стали этим заниматься?

– Просто без этого люди вымрут.

– Вы убеждены, что экологическими проблемами необходимо заниматься, даже если это будет кого-то наверху раздражать?

– Да. Без этого мы просто не выживем. Мы уже подошли к природным катаклизмам, которые начинают угрожать безопасности биосферы. Совершенно ясно, что человеческая деятельность идет вразрез с интересами природы. И этот конфликт надо каким-то образом утихомирить.

– Мы подошли к главной теме – Музей имени Н.К. Рериха, в котором мы находимся. Вы стоите у истоков создания Советского Фонда Рерихов. Скажите, его создание тоже шло вразрез с государственной политикой?

– Я бы так не сказал. Святослав Николаевич всегда был против того, чтобы наследие передавать государству, но при этом имел в виду, что оно должно переехать на родину. И в 70-е годы он начал проводить выставки, которые затронули сибирские города и всколыхнули всю страну. О Рерихах заговорили все. И тогда он на временное хранение передал Министерству культуры Советского Союза те картины, которые демонстрировались в передвижных выставках, считая, что потом это станет основой Музея. На этом этапе я с ним и познакомился. Шел 89-й год. Святослав Николаевич встречался с Горбачевым и поделился с ним своими планами, что хочет вернуть наследие на родину. Горбачев эту идею активно поддержал, после чего Рерих попросил о встрече с Фондом Мира, где я был председателем правления.

Встречались мы в резиденции на Ленинских горах, где останавливался Святослав Николаевич. И тогда он рассказал, что с Министерством Культуры сотрудничать нельзя, но он принял для себя решение перевезти картины в Советский Союз. Он говорил, что да, с Горбачевым договорились, политическая поддержка есть, но президенты приходят и уходят, а Фонд Мира – это очень серьезная организация с большими миротворческими и финансовыми возможностями. Он спросил: «Как вы относитесь к тому, чтобы Фонд Мира стал гарантом всей этой процедуры?»

Мы относились положительно. Потом я доложил все это на правлении Фонда Мира, и мы решили Рериха поддерживать. И уже в следующий раз, когда Святослав Николаевич приехал, я ему сказал, что вопрос решен. Он поблагодарил, но, к сожалению, после этого довольно быстро ушел из жизни.

Наследие было перевезено в Россию. Был создан Музей. Помещение выделили, но изначально в другом месте и небольшое.

Ну а потом развалился Советский Союз, и мы тянули Музей сколько могли – обеспечивали охрану, аренду. Но вот пришел Гайдар и похоронил рублевую часть фонда, и уже тогда мы помогать не смогли.

Я написал письмо Ельцину и встречался с ним: «Борис Николаевич, с Горбачевым понимание было, но финансирования никакого не было, и все на себя брал Фонд Мира, а сейчас у меня, к сожалению, ресурсов нет, но преемственность-то у президентов должна быть. Я прошу, чтобы вы так же отнеслись, как Горбачев, к Фонду Рериха, по крайней мере, обеспечили охрану за счет государства и выделили помещение для Музея». И Борис Николаевич на моем письме оставил положительную резолюцию. Мы еще как-то помогали, а потом нашелся спонсор, который много лет обеспечивал Музей, пока в дело все-таки не вмешались государственные чиновники. Произошло то, чего и опасался Святослав Николаевич.

– Какое у вас осталось впечатление о Святославе Николаевиче?

– Исключительно приятный, интеллигентный человек. Несмотря на то что длительное время жил в Индии, русским языком владел в совершенстве, со всеми тонкостями. У него был очень богатый русский язык. Интересно было с ним поговорить. Он очень высоко ценил общественные движения и считал, что за ними будущее. С некоторым недоверием он относился к государственным структурам, по крайней мере, в области культуры.

– У него были для этого все основания, и нынешняя история это подтверждает.

– Да, именно так.

– Когда вы впервые увидели картины Рерихов?

– Я был в Музее Рериха в Новосибирске в начале 80-х годов, потом в Нью-Йорке. В Москве я увидел эти картины позже.

– Какое впечатление они на вас произвели?

– Это открытие нового мира. Ничего подобного больше нет. Они производят большое впечатление и оставляют след на всю жизнь. Я отношусь к творчеству Рерихов с огромным уважением.

– Как вы можете прокомментировать то, что происходит сейчас, когда Музей пытаются выселить из здания, а картины куда-то передать?

– Это издевательство над именем великого нашего соотечественника. Ставить под сомнение завещание недопустимо. Завещание есть, письмо Святослава Николаевича есть, я один из тех, кто с ним лично виделся и кто мог бы свидетельствовать все, что он по этому поводу говорил. Более того, он все это фактически высказывал сначала в виде пожеланий, потом своим завещанием. И то, что Министерство культуры не считается с этим, то, что Верховный суд вообще не смотрит ни на какие доказательства, – это бандитизм и беспредел.

Верховный Суд следует пожеланиям Министерства культуры, а государство не принимает никакого решения. Это страшная ошибка. Какое Министерство культуры, если ни в одном документе оно не фигурирует? У нас есть документ, подписанный Ельциным, в котором он согласен был с передачей в Музей Рериха тех картин, которые находятся сейчас в Музее Востока. У нас есть документ за подписью министра культуры Авдеева. Но Министерство культуры нигде и никогда не может показать документ, в котором какое-то отношение к нему имело бы наследие Рерихов. Как это может не понимать Верховный суд? Как он может принять сторону Министерства культуры, я просто не понимаю.

Но опасность-то огромная для России заключается вот в чем. Если Верховный суд окончательно займет сторону Министерства культуры и дезавуирует завещание Рериха, то тогда перемещение всех ценностей станет контрабандой, и Индия сможет спокойно все опротестовать и затребовать наследство назад. Но почему-то эти мысли до Министерства культуры и до Верховного суда не доходят. Они своими неумными действиями ставят под угрозу все наследие и его присутствие на территории России.

Сейчас чиновники пытаются доказать, что нет правопреемственности между Советским Фондом Рерихов и МЦР, но во всех отношениях это глупо, потому что все имущество перешло МЦР и никто этого не опротестовал. Как они могут сегодня ставить это под сомнение? Как возможно просто так взять и отобрать имущество и передать государству? Национализация, экспроприация, что ли? Я не понимаю законной формы, в которую хочет все это облечь Министерство культуры. По закону это совершенно невозможно! Все это никогда не принадлежало Министерству культуры и не будет принадлежать.

– Как человек, обладающий стратегическим мышлением и развитой интуицией, можете ли вы сделать прогноз, чем все закончится?

– Я думаю, здравый смысл должен взять верх. С другой стороны, настырность и беспардонность, с которой действуют чиновничьи структуры, настораживают. Мне кажется, общественность должна подняться не только в России, но и в мире. Потому что имя Рериха значимо для всех. Это фигура общемирового, общечеловеческого масштаба.

– Слышала, что у вас большие политические планы?

– Я иду на выборы в Тюменской области. Это тоже Урал, откуда я родом, соседняя область. Губернатор там очень прогрессивный. Область, которая раньше была на «сырьевой игле», за последние годы стала давать колоссальные поступления в бюджет. Я туда часто езжу, провожу рабочие встречи.

– Какая у вас программа?

– В первую очередь, это культура. Мы привезли программу по линии Фонда культурных инициатив, показываем в Тюменской области «живые» спектакли московских театров, например МХАТа, с которым дружим. Моя личная инициатива как депутата – диспансеризация населения в сельской местности. Это большая проблема. У нас есть передвижная лаборатория, и медики по воскресеньям ездят по селам, проводят обследование населения. С помощью газеты «Тюмень сегодня» мы даем бесплатные юридические консультации. У меня есть замечательный юрист, с ним мы уже больше двухсот дел рассмотрели, помогли людям правильно действовать в очень сложных условиях.

Ну и главное, конечно, шахматная программа. Шахматы поднимаются по всему Уралу, особенно в Тюменской области. Так получилось, что по шахматам я сначала завязался с Ямалом и Ханты-Мансийским автономным округом, потом ушел на юг, в Тюмень. На сегодняшний день у меня школы от Салехарда до Инты. В Ханты-Мансийске сейчас самый мощный шахматный округ во всем мире. Там практически во всех поселках городского типа есть шахматные секции.

– Это бесплатно?


– Бесплатно. Все происходит с поддержкой администрации, ребята занимаются с большим энтузиазмом, потребность огромная. В Тюменской области у нас 310 детских учреждений – школ, садов. В 160 из них есть шахматы.

– Даже в детских садах есть талантливые ребята?

– Есть. И преподаватели замечательные. Недавно пришел на занятие: новая группа, мальчики и девочки, всем по шесть лет. Я порадовался, как они детям шахматы преподносят. Заканчивается урок, я говорю: «Ну что, ребята, будете продолжать шахматами заниматься? Нравится вам?» Они: «Нравится! Конечно!» Хором кричат. Приятно.

– Можете сформулировать, что могут дать детям шахматы?

– Шахматы дают очень много. Не только для совершенствования игры. Отмечено по всему миру – там, где есть шахматы, существует дисциплина. Корреляция прямая и абсолютная. Шахматисты – дисциплинированные люди. Это очень важно для освоения других предметов. Шахматы учат логике, учат принимать решения. В шахматах человек намного раньше познает ценность времени. Временной фактор в шахматах имеет колоссальное значение, когда вы начинаете играть в турнирах. Умение за определенный промежуток времени принять решение через шахматы приходит само собой, естественно. Ребята, занимаясь шахматами, интеллектуально развиваются быстрее, взрослеют. Они еще физически остаются мальчиками и девочками, но умственно они быстрее набираются ума и силы. Именно из-за этого шахматы завоевали землю, а не потому, что весь мир вдруг озаботился количеством гроссмейстеров и решил приобрести своего.

На сегодняшний день первая страна, которая на уровне парламента ввела шахматы в школьную программу, – это Швеция. Через интернет-образование шахматы присутствуют в школах США, сегодня любой ученик с Аляски или Гавайев может по сети прослушать курс лекций и получить сертификат. Как ни странно, сейчас на первом месте по шахматному обучению находится Турция. Программа, которую начали в 2003 году, сразу была принята на государственном уровне, были выделены деньги, и сегодня шахматы преподаются во всех школах Турции.

– А у нас?

– А у нас нет пока комбинированной системы. Но, надеюсь, появится. Уверен: если бы чиновники, которые сейчас пытаются закрыть Музей Рериха, умели играть в шахматы, они бы остановились и одумались, ибо не ведают, что творят.

Беседу вела Наталия Лескова.
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Лекция: «Сакральная география региона Кайласа. Древние источники и современные данные».

22 мая 2016 года в Международном Центре Рерихов в Проекте ОНЦ КМ «Культурные традиции народов по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов» состоялась лекция Сергея Юрьевича Балалаева «Сакральная география региона Кайласа. Древние источники и современные данные», которая прошла в сопровождении уникальных фотоматериалов.

http://www.icr.su/rus/onckm/napravleniy ... php#220516

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4649

Информационное письмо съезда международной общественности

25 июня 2016 года в 13.00 час. в общественном Музее имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (Москва, Малый Знаменский пер. 3/5) состоится съезд представителей международной общественности «Сохраним общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов – общественное достояние России».

Чрезвычайная ситуация, связанная с угрозой разрушения общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР), затрагивает жизненно важные интересы широкой общественности, всех, кому не безразлична дальнейшая судьба уникального для России и мира культурно-просветительского центра, кому дорого наследие семьи Рерихов и миротворческие идеи Пакта Рериха.

Международный Центр Рерихов и его общественный Музей были основаны Святославом Николаевичем – младшим сыном великого художника Николая Константиновича Рериха, и созданы под руководством Л.В. Шапошниковой. Для создания Музея С.Н. Рерих безвозмездно передал наследие своих родителей с обязательным условием: музей должен быть общественным и располагаться в усадьбе Лопухиных. Данные условия государством были приняты и закреплены в Постановлениях правительства № 950 от 04.11.1989 и исполкома Моссовета № 2248 от 28.11.1989.

Благодаря усилиям Международного Центра Рерихов и поддержке широкой общественности была выполнена воля Святослава Рериха – с 1993 года в усадьбе Лопухиных начал свою работу общественный Музей имени Н.К. Рериха.

Более чем за четверть века деятельность общественного Музея Международного Центра Рерихов получила широкую известность и признание в России и за рубежом. МЦР показал себя бережным хранителем и глубоким популяризатором наследия Рерихов: коллекция его картин и рисунков Рерихов за счет даров меценатов увеличилась почти вдвое, издано более 250 наименований книжной продукции из наследия Рерихов общим тиражом более 500 000 экз., на протяжении многих лет издается ежеквартальный журнал «Культура и время», проведено более 650 выставочных проектов, 25 научных конференций и 910 других научно-общественных мероприятий. Многолетняя деятельность МЦР по популяризации миротворческих идей Пакта Рериха поддержаны Генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой и Генеральным Секретарем ООН Пан Ги Муном. МЦР является добросовестным пользователем усадьбы Лопухиных. Без копейки государственных средств за счет мецената и народных пожертвований он осуществил уникальную реставрацию полуразрушенной усадьбы, восстановление которой было отмечено высокими государственными наградами.

Однако общественность России и других стран, принимавшая активное участие в создании и деятельности общественного Музея и воссоздании усадьбы Лопухиных, глубоко обеспокоена будущим МЦР и его Музея. Нынешнее руководство Министерства культуры РФ в отношении МЦР осуществляет разрушительную политику, стремясь выселить общественный Музей имени Н.К. Рериха из усадьбы Лопухиных и лишить его наследия. Эти действия Минкультуры идут вразрез с обещаниями государства, данными С.Н. Рериху, и «Основами государственной культурной политики», где отмечается важнейшая общественная миссия культуры «как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности». Основы государственной культурной политики направляют государственных служащих на создание условий для образования и деятельности негосударственных культурных институций, поддержки благотворительности и меценатства. В документе отмечается, что музеи, театры, архивы, библиотеки «являются основой и обязательным условием соединения культурных ценностей с обществом. Их поддержка, обеспечение деятельности, развитие относится к числу важных задач государственной культурной политики».

Но реальные действия нынешнего руководства Минкультуры, пытающегося представить МЦР экстремистской организацией (?!), свидетельствуют – ни о каком выполнении данным ведомством Основ государственной культурной политики и Указов Президента РФ В.В. Путина в области культуры, не может быть и речи.

Общественный Музей, поддерживаемый самой широкой общественностью России и зарубежья, является не только национальной гордостью нашей страны, ее общественным достоянием, но и поднимает авторитет Отечества, служа на благо культуры и мира.


К участию в работе международного съезда приглашаются представители широкой общественности, рериховские организации, общественные объединения, деятели науки и культуры, руководители государственных учреждений и ведомств, стремящихся сохранить деятельность Общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов.

Цели и задачи:

– обсудить ситуацию, сложившуюся вокруг МЦР;

– выработать согласованную позицию по вопросам защиты общественного Музея имени Н.К. Рериха, основанного С.Н. Рерихом и созданного Л.В. Шапошниковой;

– наметить наиболее эффективные пути сотрудничества с МЦР;

– рассмотреть наиболее целесообразные, действенные формы сотрудничества общественности и власти по вопросу сохранения и развития общественного Музея имени Н.К. Рериха;

– разработать и подготовить рабочие документы;

Организаторы: Международное Содружество Рериховских организаций; Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха; Международный Центр Рерихов.

Информационная поддержка:
журнал «Культура и время», газеты «Содружество» и «Свет Утренней Звезды», сайт Международного Центра Рерихов, сайт Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, сайт «Сохраним Музей Рериха», Межрегиональный информационно-аналитический Центр, интернет-форум «Держава Рерихов – щит Культуры», Культурно-просветительный портал «Адамант», интернет-ресурсы общественных организаций.

Для участия в съезде до 15 июня 2016 года просим выслать заявку и ваши предложения по адресу: cultura62@mail.ru

Оргкомитет съезда

З А Я В К А
на участие в съезде представителей международной общественности
«Сохраним общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра
Рерихов – общественное достояние России»
25 июня 2016 г.

Фамилия, имя, отчество ______________________________________________________________________________________________

Название организации, которую Вы представляете (для частных лиц – место работы)__________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________

Адрес участника ____________________________________________________________________________________________________

E-mail: ________________________ Телефон / факс ______________________________________________________________________

Предложения по сохранению деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра
Рерихов в современных условиях _____________________________________________________________________________________

Тема выступления (если планируется) _________________________________________________________________________________


Заявка на участие в формате doc Изображение
Ответить

Вернуться в «Информация для СМИ - творческое наследие семьи Рерихов»