Новости Международного Центра Рерихов

Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4902

Закончена реставрация церкви Сошествия Святого Духа с росписями Николая Рериха

В имении Тенишевых Смоленской области закончилась реставрация церкви Сошествия Святого Духа. Изначально храм был задуман как фамильная усыпальница, но стал памятником большой человеческой любви. Внутреннюю роспись этого архитектурного шедевра выполнил Николай Рерих. Сейчас все ремонтные и реставрационные работы завершены – причем, раньше намеченных сроков, к 142-й годовщине со дня рождения Николая Рериха.

Фрески выдающегося русского художника, философа и путешественника украшали внутреннее убранство церкви. Роспись очень необычна – Божию Матерь Рерих изобразил в образе индийской богини, у ног которой протекает священная река. Здание многие десятилетия находилось в аварийном состоянии. Реставраторы усилили фундамент, сделали гранитную отмостку, восстановили крышу и кирпичную кладку стен с использованием современных технологий.

«Кирпич, который утратил свой внешний вид, пропитывается специальными грунтами и восстанавливается его поверхность. Объем исполнения таких работ на фасаде – более семи с половиной тысяч кирпичей», - пояснил генеральный директор подрядной организации Олег Смирнов.

Тем же способом были восстановлены внутренняя кладка и все своды храма. Реставраторы сделали каменные полы, заменили двери, окна, витражи, сохранив первоначальные узоры. Общая стоимость работ – более 40 миллионов рублей, их выделило Министерство культуры России.

«Самые сложные работы были по восстановлению гранитных крылец. Нам пришлось переработать родные крыльца с утраченными элементами, разобрать, отлить новые лестничные марши и все воссоздать, как это было», - рассказал руководитель проекта по реставрации храма Алексей Титов.

Здесь пока нет отопления и света, поэтому еще не ясно, когда восстановленный храм распахнет свои двери. Тем не менее, в дирекции историко-архитектурного комплекса уже знают, чем можно привлечь внимание посетителей к отреставрированному объекту.

«У нас есть задумка – сделать фотовыставку архивных материалов «История созданий храма», начиная от подписания акта о его создании – и такой был документ. Если мы сделаем такую выставку, то людей сюда допустим», - отметил заведующий историко-архитектурным комплексом «Теремок» Владимир Моисеев.

А еще в планах – провести здесь реставрацию знаменитой мозаики «Спас Нерукотворный», венчающей центральный вход в храм. Она была выполнена в 1903 году по эскизам и под руководством Николая Рериха.

Источник: Телеканал «Россия – Культура» http://tvkultura.ru/article/show/article_id/157685
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Re: Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4903

Открытие выставки «Воин Света», посвященной 90-летию со дня рождения Л.В. Шапошниковой


8 октября 2016 года в общественном Музее имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов торжественно открылась выставка «Воин Света», приуроченная к 90‑летию со дня рождения Людмилы Васильевны Шапошниковой, первого президента Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих, основателя и бессменного директора общественного Музея имени Н.К. Рериха, выдающегося ученого, мыслителя, общественного деятеля, первого вице-президента Международного Центра Рерихов.

На открытии выставки Л.В. Шапошниковой собрался широкий круг культурной общественности из России и многих стран мира, среди которых были соратники, друзья, и единомышленники Людмилы Васильевны.

Изображение

Открывая выставку, вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Витальевич Стеценко рассказал гостям о выдающейся личности Л.В. Шапошниковой, о самом главном ее достижении – создании общественного Музея имени Н.К. Рериха и Международного Центра Рерихов в соответствии с заветом Святослава Николаевича Рериха. Александр Витальевич сказал, что встреча в 1968 году со Святославом Николаевичем определила дальнейшую судьбу Людмилы Васильевны, связанную с наследием Рерихов, постижением и применением в жизни основ Живой Этики. Он обратил внимание на центральную фотографию конца 1980-х годов, запечатлевшую С.Н. Рериха и Л.В. Шапошникову, на которой взгляд Людмилы Васильевны направлен на нас и говорит об осознании нелегкой дальнейшей работы. А взгляд Святослава Николаевича направлен на Людмилу Васильевну: «Идите вперед и ничего не бойтесь!»

А.В. Стеценко подчеркнул, что в нелегкое время нападок на Международный Центр Рерихов возникают всевозможные неверные интерпретации событий становления общественного Музея имени Н.К. Рериха. Примером может служить заявление Р.Б. Рыбакова в статье, напечатанной в 1989 году в газете «Культура» о том, что он являлся автором концепции Музея. Это заявление полностью опровергается документом (Предварительные соображения по структуре предполагаемого музейно-культурного Центра имени Н.К. Рериха) из архива МЦР, где стоит надпись – «Согласен с вышеизложенной структурой общества и Центра имени Н.К. Рериха. 13 мая 1987 года. С.Н. Рерих». Поэтому становится ясно, что концепция уже была разработана С.Н. Рерихом и Л.В. Шапошниковой на два года ранее. Р.Б. Рыбаков всегда был сторонником государственного, а не общественного Музея. Но С.Н. Рерих оставался на непреклонной позиции общественного статуса Музея имени Н.К. Рериха, о чем свидетельствуют многие документы.

Александр Витальевич сказал, что невозможно в рамках одной выставки отразить всю полноту и глубину достижений Людмилы Васильевны, но выставка дает представление об основных этапах ее уникального жизненного пути.

Изображение Изображение
1. Н.Г. Михайлова. 2. Н.Н. Черкашина

Старший научный сотрудник отдела рукописей МЦР Нина Георгиевна Михайлова была рядом с Людмилой Васильевной со студенческих лет и прошла с ней нелегкий жизненный путь, разделяя заботы по созданию музея и изданию трудов семьи Рерихов. Рассказывая о том, что устремленный и твердый характер Людмилы Васильевны выявлялся уже с раннего детства, о чем свидетельствует и ее облик на ранних фотографиях, она поделилась воспоминаниями о студенческих годах Л.В. Шапошниковой. Нина Георгиевна рассказала, как Людмила Васильевна, будучи комсоргом и уже в бытность преподавателем, защищала несправедливо наказанных студентов. Особо отметила Нина Георгиевна дружеские и творческие отношения Л.В. Шапошниковой с ее научным руководителем, известным востоковедом-индологом А.М. Дьяковым, оказавшим немалое влияние на дальнейшее направление ее работы в Индии и передавшим своей ученице знания и любовь к Индии.

И.о. генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Наталья Николаевна Черкашина сообщила присутствовавшим, что посетитель увидит архивные фотографии, личные вещи Людмилы Васильевны, часть предметов искусства из ее личной коллекции, прекрасно изданные научно-художественные труды и награды, которыми был по достоинству оценен ее труд во благо людей. Наталья Николаевна также отметила, что название выставки «Воин Света» не случайно. Героем и воином Света назвал Людмилу Васильевну Святослав Николаевич Рерих.

Репродукция картины Н.К. Рериха «Воин Света», подаренная Святославом Николаевичем Людмиле Васильевне, стала центральным экспонатом выставки. Воин Света – это подвижник, поставивший самоотвержение выше личного блага и мужественно вступивший в битву за высокие идеалы. Это в полной мере относится к самой Людмиле Васильевне. Е.И. Рерих писала: «Пришло время, когда мы все должны стать героями и творить героев». Людмила Васильевна стала для всех нас примером истинного героя, подвижника и «Воина Света».

Наталья Николаевна рассказала некоторые эпизоды из детских и юношеских лет Людмилы Васильевны.

В студенческие годы, во время учебы в МГУ, она всегда была борцом за справедливость. «Великодушие, умение прощать – великое качество, и оно было ей присуще, – рассказывала близкая подруга Л.В. Шапошниковой Ферида Ацамба. – Отсутствие зацикленности на своих обидах, амбициях, умение посмотреть на ситуацию не свысока, а сверху – все это свойственно только очень крупным личностям, такой была Людмила Васильевна».

Далее Наталья Николаевна рассказала о разделе выставки, посвященном пребыванию Л.В. Шапошниковой в Индии в первобытных племенах, книгах написанных об Индии, за которые она получила премию Джавахарлала Неру.

Все героические качества Людмилы Васильевны Шапошниковой, ее отвага и способность к самопожертвованию, острое чувство справедливости и великодушие, сделали ее верным другом, надежным соратником и преданной ученицей Святослава Николаевича Рериха, встреча с которым в 1968 году направила ее жизнь в новое русло. Всем сердцем приняла она идеи Живой Этики – идеи Космической эволюции и осознала их непреложность – отныне «Маршрут Мастера» стал определяющим и направляющим вектором всей ее дальнейшей жизни.

В 63 года Людмила Васильевна принимает от Святослава Николаевича предложение стать директором музея в Москве, куда он собирался передать наследие своих родителей. «Дорогая Людмила Васильевна, – сказал Святослав Николаевич, – я много за Вами наблюдал, и теперь, хотите верьте, хотите нет, нет никого, кроме Вас, на пост директора Музея имени моего отца». Для Людмилы Васильевны это было непростое решение. Но прозвучавшие слова Учителя «Если не Вы, то кто?» и присущие ее героической личности мужество, решительность и чувство ответственности одержали победу над сомнениями.

И с тех пор ее жизнь стала Служением. Все свои способности и таланты, все духовные качества Людмила Васильевна посвятила выполнению воли Святослава.

Четверть века она мужественно стояла на страже бесценного Рериховского наследия, бесстрашно преодолевая любые, даже самые сложные препятствия на пути создания и развития Музея. Всей своей деятельностью, своим творчеством, своими книгами она разъясняла важнейшие положения Живой Этики, помогала постигать эволюционные идеи Рерихов и расширять сознание.

Изображение Изображение Изображение
1.П.М. Журавихин. 2. Марга Куцарова. 3. О.Н. Калинкина

Павел Михайлович Журавихин, заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, поделился своими чувствами: «Когда приходишь на выставку, то сразу же испытываешь чувство восхищения. Ты словно попадаешь в пространство космического внутреннего мира Людмилы Васильевны. Вы видите как бы два потока ее жизни. С одной стороны, земное творчество – детство, учеба в институте, путешествие по Центрально-Азиатской экспедиции. С другой стороны, космическая часть ее пути – создание общественного музея и все то, что связано с осмыслением глубочайших идей Живой Этики, формированием основ космического мировоззрения воплощенных в ее удивительных трудах. И когда пространство выставки осматриваешь, то возникает ощущение, что у Людмилы Васильевны Шапошниковой была очень короткая жизнь, несмотря на то, что она прожила 90 лет. Столько сделать в такой короткий отрезок жизни кажется немыслимым.

Выставка дает представление о титаническом труде Людмилы Васильевны на благо всего человечества. И воплощением Космической Мысли стала вся ее жизнь. Такое ощущение складывается во время осмотра экспонатов.

Перед нами встает образ великого подвижника Культуры, который нес эту культуру России, который нес эту Культуру миру, всему человечеству.

Само название выставки очень удачное: "Воин Света". Свет – это Знание, которое расширяет наше сознание. Но для того, чтобы донести Знание до человечества, нужно приложить колоссальные усилия. Нужна большая самоотверженность для того, чтобы воспринимать удары тьмы невежества. Расширение пространства Света – это то, чем занималась Людмила Васильевна. Это очень чувствуется на этой выставке. Вы входите в круг Света, который расширила для нас создатель нашего музея.

Выставка побуждает к размышлению и к новым открытиям… Не случайно, что она открывается сегодня – в День Святого Сергия. Завтра, в День рождения Николая Константиновича Рериха, открывается конференция, посвященная Людмиле Васильевне Шапошниковой. Это совпадение не случайно. Людмила Васильевна была продолжателем дела величайших Светочей человечества, величайших Светочей Культуры. Это Великий ученик, это подвижник Света, это Великая Душа, которая родилась в России и всю жизнь посвятила ее развитию и развитию мировой культуры».

Председатель Национального общества Рерихов в Болгарии Марга Куцарова в своем приветственном слове подчеркнула, что Людмила Васильевна Шапошникова внесла огромный вклад в формирование космического мышления современного человека – что очень важно для дальнейшей эволюции. Мысли Людмилы Васильевны имеют опережающий характер, поэтому, как все новое, встречают нападки и осуждения. Красивая выставка имеет свои особенности – ее создал коллектив, собранный и воспитанный Людмилой Васильевной, выставка открыта в музее, созданном ею. Марга Куцарова с убежденностью сказала: «Значение творчества Людмилы Васильевны со временем будет расти. Образ деятеля культуры такой величины и глубина ее творчества будут осознаны будущими поколениями. Выставка дает возможность глубже понять такого уникального человека, с которым многие из нас имели счастье соприкоснуться».

Ольга Николаевна Калинкина, заместитель председателя Международного Совета рериховских организаций имени С.Н. Рериха обратила внимание присутствующих на тот факт, что своим героическим энтузиазмом, проявленным на полях бесконечных битв с чиновничье-бюрократическим аппаратом за жизнь общественного Музея и за исполнение воли С.Н. Рериха, Людмила Васильевна Шапошникова вдохновляла идущих следом за ней. Ольга Николаевна продолжила: «Так сформировалось современное Рериховское движение, сплотившееся вокруг МЦР для реализации задач, поставленных С.Н. Рерихом. "Вы должны стать культурообразующей силой в своих регионах", – не раз говорила Людмила Васильевна на встречах с деятелями Рериховского движения. Сегодня становится ясно, что в этих словах был заложен наказ – вводить ценности истинной культуры в жизнь каждого дня. Только так можно эффективно защитить замысел Центра-Музея имени Н.К. Рериха, сохраняя и реализуя его эволюционный потенциал.

Сложнейшие суровые события, развернувшиеся вокруг МЦР в последние годы, показали, что рериховская общественность продолжает следовать основным целям и задачам, которые ставила Людмила Васильевна и которые были заложены в 2002 году в Декларации Международного Рериховского движения. Это – всемерная помощь и поддержка Международного Центра Рерихов в его музейной, культурной, научной и организационной работе по сохранению, изучению и популяризации наследия Рерихов и защита имени и наследия Рерихов.

В дар от Людмилы Васильевны мы получили благословение – неутомимо трудиться на поле Культуры, защищать Музей и заботиться о нем, высоко неся Знамя Мира. Будем же достойны этого дара.

Международный Совет рериховских организаций имени С.Н.Рериха благодарит всех организаторов выставки за самоотверженный труд и предоставленную возможность ознакомиться с интересными документами, фотографиями, раритетами, связанными с Л.В. Шапошниковой».

Марианна Рудольфовна Озолиня, председатель Латвийского отделения МЦР, в своем поэтическом приветствии отметила: «В бесконечном прекрасном Космосе есть удивительная планета по имени "ЛЮД-ВАСИЛИЯ", и на нашей голубой красавице Земле тоже есть уникальная огненная планета – "ЦЕНТР-МУЗЕЙ Имени Н.К. РЕРИХА В МОСКВЕ". Эти две планеты связаны единой магнитной серебряной нитью Духа-созидателя вселенского масштаба, и это – Людмила Васильевна Шапошникова – подвижник Культуры, наш Учитель, вдохновитель и огненный вождь. На её мощной духовной орбите нам всем посчастливилось встретиться и объединиться, чтобы двигаться дальше по ею означенному эволюционному витку, отзываясь на Зов Высших Учителей Востока. Пробиваясь сквозь тернии сегодняшнего дня к звёздам будущей Победы, мы заряжаемся светом её сердечного огня, её космической мудростью, её гражданской честностью и воинской стойкостью. В наших сердцах стучит ритм её пульса и горят искры от её сердечного пламени.

В трудный час Армагеддона отдаём должное благодарной памяти этого неутомимого труженика Света, этому пламенному Вестнику Красоты и мужественному бойцу за дело Эволюции.

Мы пришли сюда объединить сердца и сдвинуть плечи, как истинное Огненное Воинство, дабы надёжно защитить бесценное детище Людмилы Васильевны и наш очаг Культуры и Эволюции – Международный Центр Рерихов». Далее прозвучало стихотворение М.Р. Озолини, посвященное Л.В. Шапошниковой:

Бессменно день за днём
Со шпагой и пером
За истину
Приходится сражаться…
И значит, жизнь свою
Мы отдаём огню,
Чтобы могли от нас
Другие загораться.
Дабы бойцовский дух
В сраженье не потух
И на жестокость боя
Мужества хватило,
А Зов Учителей
Впитал сердечный слух
И до победы дотянуть
Достало силы…

Завершилось открытие выставки художественным словом Эдуарда Крампа и музыкальной импровизацией на классической гитаре по 12-ти картинам Н.К. Рериха с демонстрацией слайдов, исполненной Андреасом Виттом из Германии.

Т.А. Иванова

Изображение Изображение

Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4904

Подготовлен к печати второй том юбилейного сборника С.Н. Рериха «Будите в себе прекрасное...»

Изображение

Международным Центром Рерихов подготовлен к изданию второй том юбилейного сборника С.Н. Рериха «Будите в себе прекрасное…». Первый том сборника был издан в 2015 году на народные пожертвования. Затраты на издание второго тома составляют 680 000 рублей, из которых на данный момент собрано только 367 000 рублей.

Вы можете помочь выходу книги, оформив предзаказ в интернет-магазине «Горный ветер».

Краткая аннотация издания:

Во второй том сборника вошли материалы 1977–2016 годов, связанные с жизнью, художественным творчеством и общественной деятельностью С.Н. Рериха.

В издание включено более 160 материалов, значительная часть которых публикуется впервые. Среди них статьи С.Н. Рериха, посвященные культуре, ее истории и будущему, тексты выступлений и лекций в Индии, СССР и Болгарии в 1980-е – начало 1990-х годов, которые восстановлены по аудио- и видеозаписям из Отдела рукописей и архива МЦР, стенограммам К.А. Молчановой и архива Болгарского национального радио. Отдельно собраны публикации о С.Н. Рерихе и интервью с ним из советской, болгарской и индийской периодической печати, а также воспоминания о встречах с художником политиков, журналистов, ученых, деятелей искусства и др.

В отдельный раздел выделены материалы, относящиеся к истории создания МЦР, освещающие усилия С.Н. Рериха по организации на родине Советского Фонда Рерихов и Центра-Музея имени Н.К. Рериха.

Издание адресовано широкому кругу читателей.

Общее содержание:

• Святослав Рерих. Статьи (1977–1991)
• Интервью со Святославом Рерихом (Индия, СССР, Болгария. 1981–1992)
• Л.В. Шапошникова о Святославе Рерихе (Россия. 2004)
• Информационные сообщения (Индия, СССР, Россия. 1980–1993)
• Воспоминания о Святославе Рерихе (СССР, Россия, Исландия. 1969–2016)
• К истории МЦР (Индия, СССР, Россия, Швейцария. 1989–1993)
• Приложение
• Именной указатель
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4910

Обучающе-развивающее занятие для детей «Математический закон как основа Красоты»

8 октября 2016 года в Музее имени Н.К. Рериха состоялось обучающе-развивающее занятие для детей «Математический закон как основа Красоты».

Что общего между математикой и красотой форм, создаваемых природой и человеком? Какую роль в процессе творчества играет музыка? Ребята от 5 до 11 лет искали ответы на эти вопросы вместе с ведущей занятия математиком Анастасией Говоровой и музыкантом Еленой Ивановой. На примере построения различных многогранников из гороха и зубочисток дети увидели, что для создания красивой конструкции необходимо соблюдать некий математический закон. Строительство начиналось от простых форм (различных пирамид и кубов) и переходило к более сложным, таким как звездчатый октаэдр. Ребята поняли, что один и тот же закон усложнения формы можно применить к разным видам многогранников. При этом полученные знания использовались в индивидуальном творчестве.

Кроме того, дети выяснили, что для создания красоты в разных формах и проявлениях наряду со знанием и соблюдением математического закона необходима еще и творческая сила, иначе говоря, желание творить. Наполнение пространства музыкой вдохновило ребят, и, несмотря на длительность занятия, они продолжили претворять свои идеи в различные конструкции из гороха и подручного материала. Знакомство с математическими законами и музыкой создали благоприятные условия для гармонического раскрытия творческого потенциала детей.

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4913

В Музее имени Н.К. Рериха прошел мастер-класс по мини-ландшафтной арт-терапии «Дворик для Души»

8 октября 2016 г. в Центре-Музее имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов в рамках педагогической мастерской прошел мастер-класс по мини-ландшафтной арт-терапии «Дворик для Души». Ведущая – психолог, арт-терапевт Елена Юрьевна Томша (Санкт-Петербург).

Мастер-класс «Дворик для Души» по освоению практических навыков мини-ландшафтной арт-терапии был задуман и создан специально для жителей мегаполисов, напряженный ритм которых, шум, оторванность от природы, серьезные психологические нагрузки и нехватка времени на полноценное восстановление сил и внутреннего равновесия, приводят к перенапряжениям и, как следствие, значительным потерям психической энергии. «Дворик для Души» предоставил возможность создать в условиях студии атмосферу, настраивающую на внутренний диалог, гармонию и творчество.

Участники расположились за столами, на которых уже были разложены в свободном порядке фотографии с красивыми видами природы и гармоничными композициями из камней, песка, растений, тихо звучала музыка – всё вместе создавало настрой на совершение внутренней работы. Рассказ ведущей о ландшафтной арт-терапии предварил практическую часть. Участники занялись созданием своих композиций. За основу композиции была взята .... манка, белая, сухая, сыпучая, похожая на песок, очень приятная на ощупь, на ней увлекательно рисовать узоры, создавать и изменять ландшафты, и легким движением опять возвращать ее к первоначальному гладкому состоянию. Для создания композиции были предложены разнообразные природные материалы: камни, ракушки, шишки, орехи, фасоль, бобы, палочки и коряжки; живые или искусственные зеленые растения, цветы, разноцветные стеклянные камни, миниатюрные фигурки... Ведущая обратила внимание каждого участника на доверие своему внутреннему настрою – выбрать из предложенной коллекции то, что нравится, на что душа откликается и затем попробовать найти каждому элементу свое место. Важен сам процесс творчества, ведь именно возможность выбирать, компоновать, выстраивать по-своему и дает то радостное и глубокое чувство, ради которого и проводится встреча. Самой младшей участнице было чуть больше полутора лет, и, сидя на руках у мамы, она с удовольствием рисовала узоры в подносе с манкой, издавая восторженные звуки.

Увлечённые участники, «оживляя» рассказом созданные композиции, делились впечатлениями, восторженно удивляясь, как маленький мир, созданный на раздаточном материале, может рождать столько чувств, мыслей, ассоциаций, воспоминаний и радостных переживаний. В процессе рассказа о своей композиции создатель начинает еще глубже ее чувствовать, возникает понимание символического значения тех или иных элементов. Композиции отражали индивидуальность авторов, помогали увидеть богатство и уникальность внутреннего мира каждого, пережить его ценность, ощутить красоту человеческой души, открытой к творчеству. Тяга к творчеству, заложенная в самой природе человека, готова проявляться с самых ранних лет, а душа ребенка и душа взрослого стремятся преобразить мир, оставить свой след, т.е. выразить себя.

«Дворик для Души» – это время для диалога со своим внутренним миром, для лучшего проникновения в него, и возможность выразить себя с помощью простых вещей, соразделив радость творчества с другими.

Е. Томша,
А. Клементьева

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4914

Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Рыбинске (Ярославская область)

Изображение
Герб Рыбинска

С 25 сентября по 6 ноября 2016 года в Рыбинском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике экспонируется международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность». Пакт Рериха – первый в истории планеты Международный договор по защите культуры, стал важнейшим достижением в формировании нового представления о мире и человеке, яркой и действенной попыткой противостоять войнам, сотрясающим нашу Землю. Интересно и знаменательно, что истоки Пакта Рериха имеют отношение к Ярославскому краю.

Проект «Пакт Рериха. История и современность» был открыт в 2012 году в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Выставки в рамках этого проекта с 2012 по 2016 год прошли в 46 городах 17 стран Европы, в государствах Северной и Южной Америки, Азии (Австрия, Аргентина, Беларусь, Болгария, Германия, Индия, Испания, Казахстан, Кыргызстан, Нидерланды, США, Уругвай, Финляндия, Франция, Чили, Швейцария, Узбекистан), а также в 116 городах России. При поддержке Постоянного Представителя РФ при ООН В.И.Чуркина Международный Центр Рерихов 15 апреля 2015 года открыл выставку в Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке, посвященную 80-летию Пакта Рериха.

Эта деятельность МЦР была высоко оценена Генеральным Секретарем ООН Пан Ги Муном и Генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой. «Хочу выразить свою благодарность Международному Центру Рерихов за организацию этой вдохновляющей выставки. Я обращаюсь ко всем правительствам и народам во всем мире с призывом объединить усилия, чтобы защитить наше общее наследие и все человечество», – отметил Пан Ги Мун.

На основе обобщения культурных традиций разных народов Н.К.Рерих разработал Знамя Мира, которое служит для обозначения и защиты исторических памятников, музеев, библиотек, научных, художественных и образовательных учреждений и их персонала, вне зависимости от политических взглядов, этнических отличий и вероисповедания. На белом полотнище флага в окружности, символизирующей вечность, размещены три соединенные амарантовые сферы – знак преемственности культурных накоплений прошлого, настоящего и будущего.

Организаторами выставки «Пакт Рериха. История и современность» на Ярославской земле выступили Ярославское Рериховское общество «Орион» и Ярославское областное отделение ВООПИиК. Выставочные мероприятия уже были проведены в нескольких городах и районных центрах – в Ярославле, Пошехонье и в Данилове. Дальнейший маршрут выставки проходит через Рыбинск – старинный русский город Ярославской области, расположенный у слияния трех рек – Волги, Шексны и Черемухи. Он представляет огромный интерес для историков и археологов. В 1071 году здесь располагалось поселение Усть-Шексна. Первое упоминание о Рыбной слободе (будущем Рыбинске) относится к 1504 году в духовной грамоте Ивана III. Поселение на правом берегу Волги имело статус «царской ловецкой слободы», жители которой поставляли рыбу к царскому столу.

В эпоху Петра I, в начале XVIII века, Рыбная слобода превратилась в важнейший перевалочный пункт на Верхней Волге, что создало благоприятные условия для развития торговли. К этому периоду относится зарождение рыбинского купечества. В 1777 году Рыбная слобода получила статус города и название Рыбинск.

Основной движущей силой речного флота того времени были бурлаки. В середине XIX века, когда население Рыбинска насчитывало около 7 тысяч человек, во время навигации в город приходило более 130 тысяч бурлаков. Не случайно Рыбинск называли «столицей бурлаков». А в 1977 году в городе был установлен единственный в мире памятник бурлаку.

Сегодня Рыбинск – крупный культурный и промышленный центр Ярославской области. Город успел трижды сменить свое название. С 1946 по 1957 год он был Щербаковым, а с 1984 по 1989 – Андроповым. После 1989 года город вновь стал Рыбинском.

Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, основанный в 1910 году, является одним из крупнейших музеев Верхней Волги. Основное здание музея – одно из красивейших в Рыбинске – расположено на берегу реки Волги. Оно было построено в 1912 году по проекту кремлевского архитектора А.В.Иванова для хлебной биржи. Увенчанное фигурными кровлями с ажурными гребнями, облицованное поливной плиткой и изразцами, здание напоминает сказочные палаты, выстроенные вместе с тем по последнему слову техники начала XX века. Внутри здание сохранило значительную часть первоначальной отделки: кованые перила лестниц, лепнину потолков.

В Картинной галерее Рыбинского музея-заповедника представлена лишь небольшая часть художественных коллекций, насчитывающих свыше 9 тысяч произведений иконописи, живописи, графики, скульптуры, мебели, тканей, художественной бронзы, керамики, фарфора и стекла. Художественное собрание сформировалось в основном в 1920-е годы за счет поступлений из окрестных усадеб и Государственных музейных фондов.

Значительную часть музейного собрания составляют произведения художников-передвижников 2-й половины XIX века – жанровая живопись А.Корзухина «Девочка», В.Маковского «Два малоросса», А.Попова «Спор», отражающая острые социальные проблемы своего времени, реалистические пейзажи И.Шишкина, Г.Мясоедова, Н.Пимоненко, раскрывающие неброскую красоту русской и украинской природы. Небольшой раздел русского искусства конца XIX – начала ХХ века представлен известными работами З.Серебряковой «Автопортрет с дочерьми», П.Кончаловского «Хлебы на фоне подноса», С.Жуковского «Подснежники», И.Бродского «Фейерверк» и другими. Дополняют экспозицию бронзолитейная скульптура П.Клодта «Юноша, укрощающий коня», Е.Лансере «Киргизский табун на водопое», произведения декоративно-прикладного искусства – мебель, выполненная русскими и зарубежными мастерами XVIII–XIX веков, а также коллекция русского фарфора XVIII–XIX веков.

Изображение
Н.К. Рерих. Замок. 1906 г.

В фондах Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника имеется работа Н.К.Рериха, о которой было известно очень немного. Предполагалось, что картина носит название «Город», написана художником в десятые годы XX века и относится к его театрально-декорационному творчеству. На обратной стороне картины сохранился автограф художника и надпись «Н.Дмитриеву». Картина Н.К.Рериха поступила в музей 30 октября 1921 года от экспертной комиссии Внешторга. В 20-е годы прошлого века существовала такая коммерческая организация. Она приобретала у советских и иностранных граждан предметы искусства, антиквариат. Известно, что в то время работники Рыбинского музея Н.Розов, Р.Охлобыстин, П.Кондратьев, А.Золотарев активно сотрудничали с Русским музеем, Эрмитажем, Петроградским Государственным музейным фондом. Именно в Петрограде находилась тогда и контора Внешторга. Вероятно, кто-то из них и приобрел у Внешторга картину Рериха для Рыбинского музея.

Поиском наиболее полной информации о картине занимался Александр Груничев, сотрудник Ярославского Рериховского общества «Орион». Как выяснилось, картина из Рыбинского музея-заповедника создана Николаем Константиновичем Рерихом в 1906 году и получила название «Замок».

Торжественное открытие выставки «Пакт Рериха. История и современность» состоялось в Рыбинском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике 24 сентября 2016 года. Выставку открыл заместитель директора Рыбинского музея-заповедника Сергей Николаевич Овсянников. Он подчеркнул, что Николай Константинович Рерих – человек очень многогранный – прекрасный художник, интереснейший мыслитель. Сергей Николаевич отметил, что тематика выставки касается охраны памятников культуры и в наше время становится всe более и более актуальной. Он поблагодарил сотрудников, принявших участие в организации выставки, и особо отметил большой вклад в ее подготовку сотрудника музея-заповедника Елены Филатовой.

Сергей Владимирович Скородумов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион», член Международного союза писателей, консультант департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, отметил, что инициатором этого выставочного проекта является генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, академик Л.В.Шапошникова. Сергей Владимирович напомнил, что основной девиз Пакта Рериха – «Мир через Культуру». Слово «мир» имеет в русском языке два значения: мир – отсутствие войн, и мир – Вселенная. В обоих случаях Николай Константинович Рерих считал культуру ведущим началом.

Петр Дмитриевич Абрамов, кандидат философских наук, научный редактор журнала «Культура и время», сказал: «Я рад принять участие в открытии этой выставки в замечательном Рыбинском музее-заповеднике. В городе Рыбинске я бывал еще в детстве, и это действительно один из замечательных музеев, где проходит много интересных мероприятий. Миротворческие идеи Н.К.Рериха будут оставаться актуальными всегда – это идея мира через культуру, идея совершенствования, идея воспитания внутренних человеческих качеств, гуманизма в человеке. Человек развивается внутренне благодаря приобщению к культуре не только в форме духовных произведений, философии, литературы, поэзии, но так же необходимо сохранение материальных форм культуры – памятников архитектуры, археологии…». Петр Дмитриевич отметил, что сейчас культурные памятники подвергаются наибольшим разрушениям на Ближнем Востоке, в т.ч. в Сирии, где Россия вносит свой вклад в противостояние варварам и сохранение культурного наследия. Разрушение памятников происходит и в мирное время из-за их неумелой или несвоевременной реставрации. П.Д.Абрамов выразил надежду, что выставка даст посетителям импульс для размышлений о сохранении культурного наследия и приобщит к той философии, которую несет в своих полотнах и в своей деятельности Н.К.Рерих, а также к философии Серебряного века.

Профессор Алексей Алексеевич Алексеев, член президиума Ярославского областного отделения ВООПИиК, подчеркнул, что «в этом году Ярославская область отмечает несколько юбилеев: 80-летие области, 10 лет местного самоуправления и 50-летие ВООПИиК. Проводится много мероприятий, посвященных этим датам. Выставка «Пакт Рериха. История и современность» – одно из них. Организаторами этого проекта на Ярославской земле стали Ярославское Рериховское общество «Орион» и Ярославское областное отделение ВООПИиК. Мы с удовольствием принимаем участие в этом проекте и хотим, чтобы как можно больше людей в Ярославской области ознакомилось с этой выставкой. Там, где она прошла – отзывы самые замечательные. В проекте участвуют города, где бывал Н.К.Рерих и места, которые он отразил в своих работах – знаковые для нас. Следующим городом мы наметили Углич».

Затем в записи прозвучал фрагмент «Утро» из музыки Эдварда Грига к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». С.В.Скородумов провел экскурсию по выставке и ответил на вопросы присутствующих. Эволюционная задача Пакта Рериха состоит в сохранении Культуры как основы эволюции человечества и в утверждении важнейшей идеи Николая Константиновича Рериха «Мир через Культуру». «Только расширяя пространство Культуры, – подчеркивал Н.К.Рерих, – мы сумеем уменьшить вероятность возникновения войн и вооруженных столкновений. Там, где Культура – там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем».

В рамках выставки «Пакт Рериха. История и современность», представленной в Рыбинском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, планируется просмотр видеофильмов, а также проведение бесед и экскурсий, которые подготовили сотрудники Ярославского Рериховского общества «Орион».

Рустам Киреев

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4915

Общественный Музей имени Н.К. Рериха


Н.Н. Черкашина, и.о. Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, рассказала о Музее, его деятельности и условиях хранения экспонатов.

https://www.youtube.com/watch?v=vetSRHBaMgQ
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4916

В Международном Мемориальном Тресте Рерихов в Индии продолжается Рериховский фестиваль Культуры


«Искусство – сердце народа. Знание – мозг народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество». Эти слова великого художника, ученого и мыслителя Н.К. Рериха стали девизом Рериховского фестиваля «Под Знаменем Мира», проходящего в эти октябрьские дни в заповедном имении Рерихов в гималайской долине Кулу. Фестиваль объединил различные культурные мероприятия, приуроченные к октябрьским памятным датам семьи Рерихов.

День 5 октября был посвящен памяти Елены Ивановны Рерих. Около 20 лет вместе со своим мужем Николаем Константиновичем и сыновьями Юрием и Святославом Елена Ивановна жила и трудилась здесь, в гималайском имении в Наггаре. Здесь она работала над философской системой Живой Этики, принимала самое деятельное участие в организации работы Института гималайских исследований «Урусвати», активно помогала продвижению Пакта Рериха и Знамени Мира. В Кулу она переводила на русский язык «Тайную Доктрину» – выдающийся труд основательницы теософского общества Е.П. Блаватской, вела обширную переписку, объясняя своим корреспондентам сложнейшие вопросы о месте и роли человека в мироздании, взаимосвязи духа и материи, взаимодействии человека и Космоса.

С 1949 года Е.И. Рерих со старшим сыном Юрием жили в небольшом городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев. Здесь 5 октября 1955 года закончился ее земной путь.

Почтить память Елены Ивановны в имении Рерихов в Кулу пришли российские и индийские гости. В конференц-зале Международного Мемориального Треста Рерихов (ММТР) состоялась творческая встреча со съемочной группой телекомпании «Астра-Арт» (Москва) во главе с режиссером и продюсером Татьяной Винер-Борщ и показ документального фильма Владимира Шуванникова «Обитель Сергия. На последнем рубеже», посвященного 700-летию великого русского святого – Преподобного Сергия Радонежского. «На всех поворотных пунктах истории, при всех потрясениях, обрушивавшихся на Землю Русскую, неизречённая мощь Преподобного и твердыня духовной культуры, им заложенная, стоят нерушимым оплотом сил духовных», – так писала Е.И. Рерих о заступнике Земли Русской в своем очерке «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» (1934).

Истинно великое всегда видится на расстоянии. Проходят столетия, и все явственнее встают перед нами те нравственные и духовные подвиги, что свершил святой Сергий во имя Земли Русской. Немалое время необходимо и для того, чтобы мы смогли глубже проникнуть в смысл героического творчества Е.И. Рерих и тех, кто стоял рядом с ней, и осознать величие свершенного ими подвига – во имя Нового Мира, во имя Будущего на нашей Земле…

Изображение Изображение
1. Елена Ивановна Рерих. 2. Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932

Изображение Изображение

День 9 октября, когда весь мир отмечал 142-ю годовщину со дня рождения Николая Константиновича Рериха – Махариши, великого святого и мудреца, как почтительно величают русского художника в Индии, собрал в Международном Мемориальном Тресте Рерихов многочисленных гостей и туристов из Индии, России, Украины, Эстонии, Греции, Голландии и других стран. По традиции день начался с шанти-пуджи – молитвы о всеобщем мире и благоденствии, проведенной на месте кремации Н.К. Рериха, у памятного камня, от которого открывается вид на белоснежные вершины двуглавого Гепанга. По окончании пуджи на флагштоках рядом с домом Рерихов были торжественно подняты российский и индийский государственные флаги и Знамя Мира как символ нерушимой дружбы и крепнущего сотрудничества между Россией и Индией.

Изображение Изображение

Значимым событием праздничного дня явилось торжественное открытие новой музейной экспозиции «Мемориальный кабинет Ю.Н. Рериха – директора Института “Урусвати”» на 2‑м этаже административного корпуса Института Гималайских исследований. Именно в этом здании начинался Институт. Здесь в начале 1930-х годов были созданы археологический отдел, отделы естественных наук и медицины, научная библиотека, музей для хранения экспедиционных находок. Универсальные познания Юрия Николаевича позволяли ему направлять и координировать работу в самых разных областях научных исследований.

Центром экспозиции стал мемориальный письменный стол со старенькой печатной машинкой и прибором для бумаг и письменных принадлежностей. Рядом – специальный шкаф для манускриптов и высокий шкаф для книг, каталожные ящички с карточками, где аккуратным почерком Юрия Николаевича записаны сведения по лингвистике, истории, археологии… По обе стороны от стола – стулья, около входной двери – деревянная вешалка с крючками для одежды и ограждением для зонта и трости. Ковер на деревянном полу и незатейливые шторы на окнах. Над входом – лаконичная табличка: «Ю.Н. Рерих. Директор Института Гималайских исследований “Урусвати”».

Создание экспозиции кабинета Ю.Н. Рериха в комнате, которая в течение долгих лет была просто заброшенным складским помещением, послужило началом работы российских и индийских специалистов по организации в бывшем административном корпусе Института «Урусвати» комплекса музейных экспозиций, посвященных истории и деятельности Института.

Торжественная программа на сцене Зеленого театра ММТР началась традиционным зажжением светильника и вручением почетным гостям символических подарков. От имени администрации Кулу с приветственным словом к участникам праздника обратился помощник главы администрации г-н Амит Гулерия. «Такие программы, как Рериховский фестиваль в имении Рерихов в Кулу, – сказал он, – сближают наши страны, способствуют укреплению российско-индийской дружбы. Они содействуют распространению знаний о культуре, о необходимости защиты культурных ценностей. Мы искренне рады, что великий русский художник Николай Рерих и вся его семья жили в Кулу». Г‑н Гулерия заверил присутствующих в готовности администрации района оказывать Тресту всевозможную помощь и поддержку.

«У искусства нет границ, оно всегда объединяло и объединяет людей, – отметил в своем выступлении г‑н Рамеш Чандер, индийский куратор ММТР. – Рериха трудно назвать иностранцем. Он был русским, а Россия всегда была ближайшим другом Индии. Россия помогала Индии и в политических, и в технологических, и в экономических областях жизни, и в развитии исследований Космоса, не говоря уже о культурном сотрудничестве. В свою очередь, Индия, страна великого наследия, одной из первых поддержала идею Рериха о защите Культуры. "Мир через Культуру" – этот девиз Николая Рериха должен быть близок сердцу каждого индийца». Г‑н Чандер отметил, что именно Рерихам Наггар обязан своим развитием, так как каждый год имение Рерихов привлекает все больше и больше туристов.

«То, что происходит сейчас в усадьбе Рерихов, совершенно совпадает с идеями, на основе которых Святослав Рерих создавал этот Трест, – отметил в своей речи С.В. Кармалито, старший советник Посольства России в Индии. – Мы гордимся тем, что его мечты сбываются. В результате самоотверженной каждодневной работы сотрудников ММТР, благодаря постоянной поддержке правительства штата Химачал Прадеш и районной администрации Кулу, имение в Наггаре постепенно преобразуется в солидный музейный и мемориальный комплекс и служит источником духовных сил, центром знания, культуры и образования в области искусства». От имени Посла Российской Федерации в Индии, вице-президента ММТР А.М. Кадакина выступающий выразил искреннюю благодарность российским и индийским сотрудникам ММТР и волонтерам, которые помогают превратить имение Рерихов с его бесценным культурным наследием в настоящую гордость Химачала, в культурный, образовательный и научный комплекс мирового уровня.

«Дорогие друзья! – обратилась к присутствующим российский куратор ММТР, сотрудник Международного Центра Рерихов Л.В. Сургина. – Позвольте мне от имени всех участников нашего фестиваля передать приветствие сотрудникам и гостям Международного Центра Рерихов в Москве, где в эти дни открывается научно-общественная конференция, посвященная 90-летию со дня рождения Л.В. Шапошниковой – большого друга С.Н. Рериха, выдающегося индолога, исследователя жизни и творчества Рерихов, основателя и директора общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов.

Людмила Васильевна не раз бывала в гималайском имении Рерихов и всегда мечтала о создании здесь крупного международного музейного и научного центра, где будет бережно сохраняться наследие Рерихов и где будет действовать возрожденный на их идеях Институт «Урусвати». При активной поддержке со стороны Российского Посольства и МЦР, правительства штата Химачал Прадеш и администрации округа Кулу в ММТР ведется работа по воплощению этих планов в жизнь».

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Праздничная атмосфера поддерживалась яркими музыкальными выступлениями воспитанников детской Академии искусств имени Е.И. Рерих, действующей под эгидой ММТР. Традиционные песни и танцы долины Кулу сменялись русскими песнями. Особенно неожиданно прозвучала песенка Чебурашки, исполненная индийскими ребятишками на русском языке и на языке хинди. Танец Чебурашки и крокодила Гены в окружении их друзей-зверят в забавных костюмах сопровождался аплодисментами растроганных зрителей.

Мощным аккордом праздничной программы прозвучало блестящее выступление на сцене ММТР знаменитого Государственного академического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого, организованное Посольством России и представительством Россотрудничества при содействии местной администрации. Исполненные с величайшим мастерством русские народные песни и танцы, лирические и зажигательные, вызвали восторг и восхищение зрителей. По окончании выступления российские артисты с энтузиазмом приняли участие в традиционном народном хороводе долины Кулу «нати», который сначала закружился на сцене в исполнении воспитанников детской Академии искусств, а затем плавно переместился на площадку перед сценой и объединил в своем кружении многочисленных участников и гостей фестиваля.

https://www.youtube.com/watch?v=yDWWwPcv47M

Но и на этом праздничная программа не завершилась. Группа российских гостей «Уральский магнит», объединяющая последователей семьи Рерихов из разных областей Уральского региона, провела для индийских ребят веселую костюмированную игру-сказку «Гуси-лебеди», в которую радостно включились более ста юных участников праздника. И еще долго на площадке перед Открытым театром ММТР звучала задорная музыка и раздавались дружные голоса детей и взрослых, напоминая вновь и вновь, что Культура превыше всех разделяющих границ и только Культура может привести нашу планету к миру.

Изображение Изображение

Программу фестиваля украсили художественные выставки. Известная индийская мастерица из Чамбы Камла Чадха представила вниманию зрителей вышивки – румали. Искусство вышивания румалей зародилось в древности в гималайской долине Чамба и приобрело огромную популярность в Индии. Блестящими цветными шелковыми нитями женщины вышивали на платках целые сюжеты из индийской мифологии, и порой вышивки становились настоящими произведениями искусства. Благодаря таким мастерицам, как Камла Чадха, традиционное искусство румалей не умирает, а передается из поколения в поколение. Наряду с выставкой в конференц-зале ММТР в течение нескольких дней работал мастер-класс по обучению искусству вышивания румалей для всех желающих.

Изображение Изображение

Дорогим и почетным гостем ММТР в дни фестиваля стала известный российский художник-космист Лола Лонли. В выставочном зале современного искусства ММТР торжественно открылась экспозиция ее произведений «От древних легенд к Новому Миру». В картинах Лолы отражены легенды и мифы народов мира – Африки, Египта, Индии. Они наполнены философским смыслом и сложной символикой и отражают глубоко личностные ощущения и переживания автора. О своем творчестве она рассказывает: «Как самоучка, я рисую интуитивно, слушая музыку и созерцая природу, я пытаюсь уловить тонкие изменения энергетических вибраций и перенести их на холст». Её работы выполнены в изысканной авторской технике послойной живописи темперой с использованием натуральных минеральных пигментов и эфирных масел. Светящиеся пигменты придают картинам особую загадочность и красоту.

В дни фестиваля Лола Лонли провела два мастер-класса для детей долины Кулу. Первый мастер-класс «Священные Гималаи» прошел в субботу, 15-го октября, в детской Академии искусств ММТР. Второй мастер-класс под названием «Священные реки Гималаев» состоялся в Открытом театре ММТР в воскресенье, 16-го октября. Программу продолжил традиционный конкурс детских рисунков, в котором приняли участие воспитанники Академии, учащиеся школ Наггара, а также студенты Тибетской школы искусств в Патликуле. Награждение победителей состоится 23-го октября, в день рождения С.Н. Рериха.

Выставка художника-космиста Лолы Лонли

https://www.youtube.com/watch?v=pIYaRQ0Rdfs

Конкурс детских рисунков
https://www.youtube.com/watch?v=eD4bM2nLi90

Фестиваль искусств и знаний, дружбы и сотрудничества «Под Знаменем Мира» в имении Рерихов продолжается.

Л.В. Сургина
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/conferencies/2016/resolution.php

РЕЗОЛЮЦИЯ


Международной научно-общественной конференции «Людмила Васильевна Шапошникова: ученый, мыслитель, общественный деятель. К 90-летию со дня рождения»

8-11 октября, 2016 г. Международный Центр Рерихов, Москва

С 8 по 11 октября 2016 года в общественном Музее имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО прошла Международная научно-общественная конференция «Людмила Васильевна Шапошникова: ученый, мыслитель, общественный деятель. К 90‑летию со дня рождения».

Организатор конференции: Международный Центр Рерихов (МЦР).

Соорганизаторы: Российская академия естественных наук, Российская академия космонавтики имени К.Э. Циолковского, Российское философское общество, Институт истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН, Международная Ассоциация Фондов Мира, Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих, Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов. Конференция проходила при поддержке Информационного центра ООН в Москве.

Информационная поддержка: журнал «Культура и время», газета «Содружество», радио Radio CHIN Ottawa.

В конференции «Людмила Васильевна Шапошникова: ученый, мыслитель, общественный деятель. К 90‑летию со дня рождения» приняли участие 365 делегатов, в том числе от 87 общественных, 33 научных и образовательных государственных учреждений, из 18 стран: Австрии, Азербайджана, Армении, Болгарии, Германии, Казахстана, Колумбии, Кыргызстана, Латвии, Ливана, Литвы, Монголии, Республики Беларусь, России, Узбекистана, Украины, Финляндии, Эстонии. Среди участников конференции – один академик, восемь докторов наук, 33 кандидата наук, восемь аспирантов и соискателей кандидатской степени.

На конференции рассматривались вопросы, связанные с творческим наследием Л.В. Шапошниковой, ее достижениями в области философии, истории, культурологии, а также с многогранной подвижнической деятельностью по сохранению, исследованию, популяризации и защите наследия Рерихов.

Л.В. Шапошникова (1926‑2015) – известный российский историк, востоковед, крупный философ, выдающийся исследователь творчества семьи Рерихов, писатель, путешественник, общественный деятель.

Ее огромный вклад в науку и культуру отмечен государственными наградами: орденом Дружбы (2006) и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011) за большой вклад в развитие музееведения и сохранение культурного наследия, а также почетными званиями и дипломами. Л.В. Шапошникова – заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Международной премии Джавахарлала Неру «За выдающийся вклад в дело укрепления индо-советской дружбы» (1967); Национальной премии Российской Федерации «Культурное наследие» (2007); Международной премии Европейского Союза по культурному наследию «Европа Ностра» в номинации «Самоотверженный труд» за воссоздание усадьбы Лопухиных (2010) и многих других премий. Л.В.Шапошникова – академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, почетный доктор Софийского университета имени Святого Климента Охридского, академии наук Монголии и Кыргызско-Российского Славянского университета.

Людмила Васильевна Шапошникова – основатель и президент Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих, главный редактор журнала «Культура и время», автор 35 книг и более 500 статей, посвященных культуре Индии, научно-философскому, художественному наследию семьи Рерихов, а также другим выдающимся представителям философии, науки и культуры. Многочисленные труды Л.В. Шапошниковой: «Великое путешествие» в 3‑х книгах, «Тернистый путь Красоты», «Держава Рерихов» в 2‑х томах, «Земное творчество Космической эволюции», «Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов», «Метаисторическая живопись Н.К. Рериха» и многие другие, – привлекают все большее внимание исследователей. Их без преувеличения можно назвать новыми вехами в познании человека и окружающего мира.

Л.В. Шапошникова является одним из основоположников российского рериховедения, основателем новой научной школы культурно-исторических исследований, связанных с изучением наследия семьи Рерихов. Ее фундаментальные научные и философские исследования, посвященные осмыслению философской системы Живой Этики – философии космической реальности – внесли огромный вклад в формирование космического мышления, заложили основу развития в России нового направления научных исследований.

Творческое наследие Л.В. Шапошниковой имеет всемирное значение и нуждается в популяризации, глубоком, всестороннем изучении, а также в квалифицированной защите от невежественных подходов и толкований.

Л.В. Шапошникова является инициатором создания и одним из руководителей междисциплинарного проекта – Объединенного Научного Центра проблем космического мышления (ОНЦКМ), созданного в Международном Центре Рерихов для научной разработки положений философской системы Живой Этики и формирования методологии новой системы познания с позиций космического мировоззрения.

Основным достижением Л.В. Шапошниковой стало создание в Москве общественного Музея имени Н.К. Рериха в соответствии с концепцией С.Н. Рериха. Последние 26 лет жизни Л.В. Шапошникова целиком посвятила себя его развитию, будучи бессменным Генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха и первым вице-президентом Международного Центра Рерихов.

Самый крупный в России общественный музей – Музей имени Н.К. Рериха – создавался в трудных условиях. Социально-экономические преобразования конца 1980-х годов в СССР положили начало коренным преобразованиям в стране. Старая тоталитарная государственная система стала стремительно разваливаться, свобода слова и мысли определили поворот в обществе к духовным поискам, к новому осмыслению ценностей культуры, возрос интерес к жизни и творчеству семьи Рерихов, их наследию, а также к духовным накоплениям и культурным традициям Востока.

Глубокие изменения всей жизни страны сложили возможности для воплощения мечты Рерихов о передаче на Родину уникального творческого наследия семьи Рерихов и создания на его основе Музея имени Н.К. Рериха в Москве. В результате переговоров С.Н. Рериха, гражданина Индии, с руководством страны эти планы получили государственную поддержку. Передача в Россию наследия семьи Рерихов, являющегося одной из жемчужин мировой культуры, открывала широчайшие возможности для устойчивого эволюционного развития всех сфер деятельности человечества.

Главными условиями С.Н. Рериха как дарителя и собственника наследия Рерихов были следующие: Музей должен иметь не государственный, а общественный статус; не состоять в подчинении Министерства культуры и Государственного музея Востока; находиться в ведении общественной организации (С.Н. Рерих. «Медлить нельзя!» – «Советская культура». 29.07.1989 г.) и располагаться в московской усадьбе Лопухиных – архитектурном памятнике XVII‑XIX вв., который С.Н. Рерих лично выбрал из предложенных правительством зданий (С.Н. Рерих. «Советская культура». 23.11.1989 г.).

Понимая мировое значение наследия Рерихов, руководство страны приняло условия С.Н. Рериха и закрепило свои обязательства в постановлении Совета Министров СССР № 950 от 04.11.1989 г. «О создании Советского Фонда Рерихов и Центра-Музея имени Н.К. Рериха». Усадьба Лопухиных была выделена под размещение общественного Центра-Музея решением исполкома Моссовета № 2248 от 28.11.1989 г.

Для выполнения своей воли С.Н. Рерих рекомендовал на пост руководителя общественного Музея в Москве Людмилу Васильевну Шапошникову – известного ученого-индолога, философа, писателя, путешественника, просветителя, исследователя, друга и соратника Святослава Николаевича. Убедившись, что обещания руководства СССР были выполнены, С.Н. Рерих пригласил Л.В. Шапошникову в Бангалор (Индия) для подготовки наследия своих родителей к вывозу в Москву. 19 марта 1990 года Святослав Николаевич подписал завещательное распоряжение, на основании которого наследие семьи Рерихов передавалось Советскому Фонду Рерихов (СФР). Однако СФР не являлся собственником данного наследия, поскольку право собственности на него С.Н. Рерих оставил за собой. Исполнителем завещательного распоряжения Святослав Николаевич назначил Л.В. Шапошникову.

В мае 1990 года, несмотря на сильнейшее противодействие со стороны отдельных чиновников, Л.В. Шапошникова доставила из Индии в Россию наследие Рерихов: сотни картин великого русского художника Н.К. Рериха, архив мирового значения с бесценными рукописями философской системы Живой Этики, а также семейную библиотеку с раритетными изданиями и личные вещи Рерихов, – обеспечив условия для создания общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве.

В сентябре 1991 года, вследствие распада СССР и по предложению С.Н. Рериха, Советский Фонд Рерихов был преобразован в Международный Центр Рерихов. Его Почетным президентом стал С.Н. Рерих, который в письмах к Президенту РФ Б.Н. Ельцину и мэру Москвы Ю.М. Лужкову определенно высказал свою волю о передаче наследия родителей именно МЦР. Незадолго до смерти 22 октября 1992 года С.Н. Рерих отдельным документом подтвердил права МЦР на переданное СФР наследие, заверив свое распоряжение у нотариуса в Бангалоре (Индия). В соответствии с законом Индии данное распоряжение С.Н. Рериха является документом передачи МЦР прав собственности на наследие семьи Рерихов.

В сложных социально-экономических условиях 1990‑х годов государство отказалось от своих обязательств по восстановлению полуразрушенной усадьбы Лопухиных для размещения общественного Музея имени Н.К. Рериха. Несмотря на это, Л.В. Шапошникова смогла объединить российскую и международную общественность, и гибнущий памятник истории и культуры был отреставрирован без единой копейки государственных средств за счет народных пожертвований, помощи меценатов и волонтеров.

Первое открытие Музея имени Н.К. Рериха состоялось 12 февраля 1993 года, а после завершения реставрации главного здания усадьбы Лопухиных 9 октября 1997 года в его залах открылась постоянная экспозиция, созданная Международным Центром Рерихов под руководством Л.В. Шапошниковой в соответствии с концепцией С.Н. Рериха. История становления общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве подтвердила идею Николая Константиновича о том, что «дело культуры никогда не может быть лишь делом только правительства страны. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо».

Создание Л.В. Шапошниковой общественного Музея мирового уровня без финансовой помощи государства стало беспрецедентным явлением в новейшей истории России и послужило импульсом для развития международного общественного культурно-просветительского Рериховского движения. В сотрудничестве с многочисленными общественными организациями Международный Центр Рерихов и его Музей сегодня доказали жизнеспособность и плодотворность общественной формы культуры, ее важную роль в деле утверждения Мира через Культуру.

Благодаря подвижнической деятельности Л.В. Шапошниковой за 25 лет Международный Центр Рерихов стал ведущим в мире центром по сохранению, изучению и популяризации наследия Рерихов. Культурная деятельность МЦР и его Музея включает в себя: проведение выставок картин Рерихов, том числе передвижных (с 1992 г. прошло более 500 выставок в России и за рубежом, их посетило более 4 миллионов человек); популяризацию идей Пакта Рериха, публикацию уникальных материалов из архива Рерихов и книг о жизни и творчестве семьи Рерихов (выпущено более 250 наименований книг тиражом свыше 500 000 экземпляров); организацию ежегодных международных научных конференций и семинаров, посвященных осмыслению идей, заложенных в наследии Рерихов, а также детских программ; проведение вечеров классической музыки, фестивалей национальных культур, создание фильмов о Рерихах. Вся эта многогранная культурно-просветительская и научная деятельность направлялась Л.В. Шапошниковой и осуществлялась под ее руководством.

Людмила Васильевна Шапошникова не только способствовала сохранению и защите наследия Рерихов, но и внесла значительный вклад в его приумножение. Благодаря ее инициативе при помощи меценатов в Россию вернулись из-за рубежа сотни бесценных картин Н.К. и С.Н. Рерихов. На сегодняшний день художественная коллекция общественного Музея имени Н.К. Рериха является самой крупной в мире.

Благодаря организаторскому таланту Л.В. Шапошниковой Международный Центр Рерихов стал ведущей в мире организацией, которая с 1990 года продвигает миротворческие идеи Пакта Рериха – первого международного договора по сохранению мирового культурного наследия.

По инициативе Л.В. Шапошниковой Международный Центр Рерихов с 2012 года осуществляет уникальный международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность». Впервые он был представлен в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Выставочный проект проходит при поддержке Министерства иностранных дел РФ и Россотрудничества. Выставки проекта состоялись в 17 странах мира: Франции, Аргентине, Швейцарии, Уругвае, Германии, России, Чили, Казахстане, Нидерландах, Кыргызстане, Узбекистане, Индии, Беларуси, Болгарии, США, Австрии, Финляндии, в том числе: в Отделении ООН в Женеве и Вене, во Дворце Мира в Гааге, в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. По случаю открытия выставки в здании Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун сделал специальное обращение, в котором особенно подчеркнул, что «выставка воздает должное новаторской идее Пакта Рериха и свидетельствует о нашей решимости продвигать эту идею вперед. Я хочу поблагодарить Международный Центр Рерихов за организацию этой вдохновляющей выставки. Я призываю Правительства и народы во всем мире объединить усилия, чтобы защитить наше общее наследие и все человечество».

В России выставка прошла в 118 городах Центрального федерального округа, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Крыма и Юга страны.

Проект стал крупнейшей общественной инициативой в области сохранения культуры и мира за последние годы не только в России, но и в других странах. В общей сложности выставки и мероприятия проекта посетили более 500 тыс. человек, а с информацией о нем через СМИ и Интернет ознакомились не менее 30 млн.

Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова высоко оценила международный миротворческий проект МЦР, в частности, она отметила: «Ваша инициатива тем более значима, что она вносит прямой вклад в достижение возложенных на ЮНЕСКО задач по созиданию мира в сознании людей. Поэтому я рада приветствовать такие международные проекты, как Ваш, поскольку они укрепляют продвижение культуры мира и ее достижение через образование и культуру».

10 мая 2015 г. Ирина Бокова посетила Музей имени Н.К. Рериха МЦР для встречи с Л.В. Шапошниковой в знак уважения к ее работе по сохранению культуры и мира, а в октябре 2015 года под патронатом ЮНЕСКО в общественном Музее имени Н.К. Рериха МЦР прошла международная конференция «80 лет Пакту Рериха».

За миротворческую деятельность по сохранению культурного наследия в свете идей Пакта Рериха Международный Центр Рерихов был выдвинут в 2016 году на Нобелевскую премию мира.

В то же время нынешнее руководство Министерства культуры России в лице министра В.Р. Мединского, его заместителя В.В. Аристархова ведет политику, направленную на уничтожение Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К. Рериха – главного детища Людмилы Васильевны Шапошниковой.

В ноябре 2015 года Министерство культуры РФ добилось передачи строений 4, 5, и 7 усадьбы Лопухиных, где располагается МЦР и его Музей, в оперативное управление Государственному музею Востока (ГМВ). Вскоре ГМВ подал иски в арбитражный суд о выселении МЦР из усадьбы Лопухиных.

16 февраля 2016 года Министерство культуры организовало заседание Коллегии, на котором было принято решение о создании в усадьбе Лопухиных государственного музея семьи Рерихов на правах филиала ГМВ. Эти действия направлены на разрушение успешно действующего общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР путем выселения его из усадьбы Лопухиных и изъятия принадлежащего ему наследия Рерихов. Все это грубо нарушает не только волю С.Н. Рериха, который был твердо убежден, что основанный им общественный Музей не должен подчиняться Министерству культуры и Государственному музею Востока, но и обязательства государства, данные Святославу Николаевичу.

Кроме того, используя административный ресурс, Министерство культуры дискредитирует деятельность МЦР и его руководство, усиливает экономическую и информационную блокаду общественной организации, инициирует многочисленные внеплановые проверки: прокуратуры, налоговых органов, государственной инспекции труда, Министерства внутренних дел, Пробирной палаты, Ростехнадзора, Мосгорнаследия, Росимущества и других контрольных ведомств. С апреля по сентябрь 2016 года МЦР был подвергнут 20 внеплановым проверкам!

Пытаясь представить МЦР и его руководство антагонистами власти, 29 марта Министерство культуры РФ обратилось в Министерство юстиции РФ с требованием проверить МЦР на предмет экстремистской деятельности (!). Данный факт свидетельствует о том, сколь далеко зашло руководство Министерства культуры, готовое ради разрушения МЦР признать его культурную деятельность экстремистской. Однако результаты проверки Министерства юстиции России не выявили признаков экстремизма. Подтверждено, что деятельность МЦР направлена исключительно на достижение уставных целей в области культуры. Но данный вывод не удовлетворил Министерство культуры, и оно обратилось в Генеральную прокуратуру РФ с тем же требованием.

В последнее время Минкультуры и ГМВ развернули против Международного Центра Рерихов широкомасштабную информационную кампанию в СМИ. Фактически сегодня в России мы имеем беспрецедентный случай, когда министерство, вместо того, чтобы поддержать культурную деятельность одной из крупнейших общественных организаций страны, представляет ее в облике «врага» государства.

Вопиющим фактом стал отзыв в 2016 году Министерством культуры у МЦР прокатного удостоверения на фильм «Зов Космической эволюции» (2013), автором которого является Л.В. Шапошникова. Премьеры фильма состоялись не только в России, но и в десятках стран мира, в том числе в здании Генеральной Ассамблеи ООН. Однако это не помешало руководству Минкультуры обвинить фильм «Зов Космической эволюции» в демонстрации нацистской символики (свастики). Так министерство интерпретирует его фрагмент, посвященный победе народа России в Великой Отечественной войне, отраженной в картинах Н.К. Рериха. Фильм «Зов Космической эволюции» носит антивоенный характер, утверждая основную идею творчества Н.К. Рериха – «Мир через Культуру».

Такие действия руководства Министерства культуры РФ ставят под угрозу продолжение культурной, просветительской и миротворческой деятельности Международного Центра Рерихов и его общественного Музея, которые являются наиболее успешным примером развития общественной формы культуры в России. Этот опыт необходимо широко распространять и поддерживать на уровне государства, что соответствует принципам и направлениям «Основ государственной культурной политики», утвержденным Президентом РФ В.В. Путиным, а также международным актам ЮНЕСКО. Без помощи и активного участия общественных форм культуры невозможно в стране поднять культурный уровень народа и решить многие злободневные проблемы современности.

Конференция постановляет:


1. Учитывая выдающиеся заслуги Людмилы Васильевны Шапошниковой в деле сохранения, изучения, популяризации, защиты наследия Рерихов и утверждения миротворческих идей семьи Рерихов, увековечить память о ней. С этой целью предложить руководству МЦР:

– учредить памятную медаль в честь Л.В. Шапошниковой;

– подготовить и издать сборник воспоминаний о Л.В. Шапошниковой;

– выйти с предложением в Правительство Москвы об установлении мемориальной доски в Москве, на доме, где жила Л.В. Шапошникова;

– создать в ОНЦКМ научное направление, посвященное изучению трудов Л.В. Шапошниковой;

– организовать проведение ежегодных научных Чтений, посвященных Л.В. Шапошниковой;

– издать полное собрание сочинений Л.В. Шапошниковой.

2. Продолжить проведение выставки фотографий Л.В. Шапошниковой «По маршруту Мастера» в регионах России.

3. Выразить признательность коллективу Международного Центра Рерихов за многолетнюю работу, направленную на популяризацию и сохранение наследия Рерихов, а также на защиту общественного Музея имени Н.К. Рериха.

4. Разработать международный выставочный проект, посвященный жизни и творчеству семьи Рерихов (по типу выставки «Пакт Рериха. История и современность»), изготовив его за счет средств общественных организаций.

5. Предложить руководству МЦР и общественным организациям Рериховского движения обратиться к Президенту РФ и в Государственную Думу с предложением о разработке и принятии нормативных актов, регламентирующих деятельность общественных музеев России в соответствии с международными стандартами и лучшими международными практиками.

6. Предложить руководству МЦР собрать группу высокопрофессиональных юристов, в том числе в области международного права, для решения вопросов, связанных с отстаиванием выполнения воли С.Н. Рериха, гражданина Индии, в отношении переданного им в Россию наследия, а также с сохранением деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР в усадьбе Лопухиных.

7. Рекомендовать МЦР организовать совместно с государственными и общественными культурными, научными и образовательными организациями России семинары, круглые столы, форумы, конференции, посвященные проблемам развития общественных форм культуры и ее взаимодействия с государством.

Для исследования условий развития общественной формы культуры в стране привлекать к сотрудничеству экспертов: работников культуры, музейных работников, юристов, правозащитников, культурологов и др.

8. Выразить решительный протест против действий руководства Министерства культуры РФ и Государственного музея Востока, направленных на уничтожение общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов. Такой подход Минкультуры к взаимодействию с общественной организацией противоречит принципам развития гражданского общества, провозглашенным Президентом РФ В.В. Путиным, его идее патриотизма, выдвинутой в качестве объединяющего начала в обществе, а также целям и задачам, закрепленным в «Основах государственной культурной политики».

От имени участников конференции обратиться с Открытым письмом к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой не допустить нарушения воли С.Н. Рериха в отношении переданного им в Россию наследия семьи Рерихов, создать необходимые условия для сохранения общественного Музея и продолжения его культурно-просветительской, научной и миротворческой деятельности.

Поручить Петрову Алексею Николаевичу (г. Москва) передать Открытое письмо в Администрацию Президента РФ.

9. Считать ответ первого заместителя министра культуры В.В. Аристархова № 16401‑01‑63‑ВА от 10.10.2016 г. на приглашение МЦР принять участие в Круглом столе конференции примером крайнего неуважения к воле С.Н. Рериха, пренебрежения к российской и международной культурной общественности, а также подтверждением намерений Министерства культуры РФ разрушить общественный Музей и захватить наследие Рерихов, принадлежащее МЦР.

10. В связи с разрушительными действиями Министерства культуры РФ в отношении МЦР и его общественного Музея, предложить руководству МЦР инициировать слушания в Общественной Палате РФ по проблеме сохранения деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха в усадьбе Лопухиных в соответствии с обязательствами государства, данными С.Н. Рериху. К участию в слушаниях пригласить представителей администрации Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ и общественного Рериховского движения.

11. Создать рабочую группу из числа организаторов конференции по реализации данной резолюции.
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4924

Книжная выставка «Воин Света», посвященная юбилею Людмилы Васильевны Шапошниковой

В читальном зале научной библиотеки Центра-Музея имени Н.К. Рериха продолжает работать книжная выставка «Воин Света», посвященная юбилею Людмилы Васильевны Шапошниковой – основателю общественного Музея имени Н.К. Рериха, востоковеду, историку, писателю.

На выставке представлены книги и статьи Л.В. Шапошниковой, написанные как в ранний период ее творчества, посвященные истории и культуре Индии, так и последние работы, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов, Учению Живой Этики, проблемам космической эволюции.

Окончив восточное отделение исторического факультета МГУ по специальности «История Индии», Людмила Васильевна целиком ушла в изучение истории и культуры этой страны. Она прошла по самым глухим и отдаленным ее уголкам с целью исследования культуры малочисленных древних племен и народов, порой с риском для жизни. Это позволило ей накопить огромный научный материал, который стал основой для публикации научных статей и целого ряда книг, проиллюстрированных большим количеством авторского фотоматериала.

Правительство Индии высоко оценило научный и литературный труд нашей соотечественницы, присудив ей Международную премию имени Джавахарлала Неру за книги «По Южной Индии», «Парава – "летучие рыбы"», «Дороги джунглей».

Индия не могла не привести Л.В. Шапошникову к великой семье Рерихов. После встречи со Святославом Николаевичем, младшим сыном Рерихов, жизнь Людмилы Васильевны изменилась, наполнила ее новым смыслом.

Философско-художественное наследие семьи Рерихов, пронизанное идеями Живой Этики, становится центральной темой научного, философского и публицистического творчества Людмилы Васильевны. Она изучает философское учение Живой Этики и рассматривает его как философию космической реальности.

Выходят ее книги, посвященные жизни и творчеству Н.К. Рериха и Е.И. Рерих: «Великое путешествие», «Держава Рерихов», «Ученый, мыслитель, художник», «Меч мужества», «Сотрудница космических Сил», «Метаисторическая живопись Н.К. Рериха», «Свет и тернии Космического пути планеты Земля» и многие другие.

Многие книги и статьи переводятся на разные языки.

Вклад Людмилы Васильевны Шапошниковой как ученого и общественного деятеля в отечественную и мировую культуру еще предстоит оценить по достоинству.

Изображение

Изображение Изображение

Выставка будет работать до декабря 2016 года.

Заведующая научной библиотекой МЦР Н.К. Воробьева
Ответить

Вернуться в «Информация для СМИ - творческое наследие семьи Рерихов»