Новости Международного Центра Рерихов

Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5220

Научно-практический семинар «Рерихи – патриоты русской культуры» (прямая трансляция)

18 марта 2017 г. в 13-00 в общественном Музее имени Н.К. Рериха состоится научно-практический семинар «Рерихи – патриоты русской культуры». Организаторами семинара выступили: Международный Центр Рерихов (МЦР) и Российское философское общество (РФО). Информационные партнёры: «Вестник РФО», журнал «Культура и время», Информационный портал «Музеи России».

Патриотизм является одним из ведущих начал развития общества. Любовь граждан России к своей Родине, государству, народу, его историческим достижениям и героическому прошлому лежит в основе культурных, социальных и экономических достижений общества, что позволяет России уверенно действовать на международной арене с учетом своих интересов. В современных условиях патриотизм для России имеет особое значение. Поэтому важно всестороннее осмысление основ российского патриотизма, которое возможно только с привлечением богатейших достижений отечественной культуры.

В этой связи особое значение приобретает обращение к культурному наследию семьи Рерихов: Николая Константиновича, Елены Ивановны и их сыновей – Юрия Николаевич и Святослава Николаевича. Всё творчество этих великих мыслителей неразрывно связано с их Родиной – Россией, которую они горячо любили и которой всю жизнь беззаветно служили, в каких бы частях мира ни находились. Жизнь семьи Рерихов выступает ярчайшим примером высокого патриотизма, служения России и Общему Благу. Осмысливая явление патриотизма, Рерихи считали, что он может возникнуть и развиться только на основе культуры, которую необходимо беречь, защищать и постоянно развивать. Культура, которой Рерихи придавали определяющее значение в эволюции человека, страны и планеты в целом, выступает основой развития сознания личности. Н. К. Рерих, будучи не только великим художником, но и крупным историком, отмечал, что расцвет любого государства может состояться лишь на основе ценностей культуры, и напротив – пренебрежение к ней приводит целые страны к глубокому кризису и застою.

К сожалению, в наши дни в условиях рыночных отношений воспитание патриотизма осложняется многими обстоятельствами. Социологические опросы показывают, что во многих семьях на первое место ставится материальное благополучие, а любовь к Родине и стремление к её развитию и защите – на одно из последних. Но если мы хотим, чтобы будущие поколения жили в сильной, высококультурной стране, нам необходимо осознать и преодолеть все сложности, которые возникают на пути воспитания патриотизма у молодёжи.

Приглашаем преподавателей, аспирантов, учёных, всех, кого беспокоят актуальные проблемы воспитания подрастающего поколения и кто неравнодушен к судьбе России, принять активное участие в работе научно-практического семинара. Организаторы надеются, что его участники смогут плодотворно обсудить многие проблемы патриотического воспитания и роль культуры в нём, рассмотреть идеи семьи Рерихов, касающиеся патриотизма, героизма, гражданского долга, а также выработать стратегию дальнейшей работы в осмыслении патриотизма и практические рекомендации по вопросам патриотического воспитания молодежи.

После проведения семинара предполагается публикация материалов семинара.

Е-mail: onckm@icr.su

Телефон для справок: 8 (499) 271-34-19.

https://www.youtube.com/watch?v=Hy6K-eri1U8
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5224

#SaveRoerichMuseum

Дорогие друзья!

Коллектив Международного Центра Рерихов выступает против разрушения общественного Музея имени Н.К. Рериха, снискавшего за 26 лет своей работы известность во всем мире. Присоединяйтесь к акции #SaveRoerichMuseum в социальных сетях и выразите свою поддержку уникальному культурному центру, сохраняющему и популяризирующему художественное, научное и философское наследие семьи Рерихов. Для участия в акции необходимо разместить на своей странице свое фото с хештегом #SaveRoerichMuseum.


Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5226

Международный Центр Рерихов принял участие в книжной ярмарке на форуме «Образование России» (EDU Russia 2017)

Со 2 по 4 марта 2017 года в Казани Международный Центр Рерихов принял участие в Книжной ярмарке в рамках Форума «Образование России» (EDU Russia 2017).

EDU Russia – первый международный дискуссион для профессионалов образования, который посетили президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, Заместитель министра образования и науки Российской Федерации – Павел Станиславович Зенькович, глава Минобрнауки РТ Энгель Фаттахов, специалисты в области образования из России, Сингапура, Финляндии, Великобритании, Нидерландов.

Во время книжной выставки гостей и участников форума знакомили с изданиями МЦР, рассказывали о разносторонней культурной деятельности МЦР и мероприятиях, проводимых в Музее имени Н.К. Рериха в Москве.

Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5228

«Рерихи – патриоты русской культуры»

Под таким названием 18 марта 2017 г. в общественном Музее имени Н.К. Рериха прошел научно-практический семинар научной и педагогической общественности Москвы и Московской области. Организаторами семинара выступили: Международный Центр Рерихов (МЦР) и Российское философское общество (РФО). Информационные партнёры: «Вестник РФО», журнал «Культура и время», Информационный портал «Музеи России».

Изображение
В.В. Фролов

Ведущий семинара В.В. Фролов, президент Международного комитета по сохранению наследия Рерихов, заместитель Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе, доктор философских наук, профессор (Москва), в своем вступительном слове отметил необходимость проведения настоящего семинара, которая вызвана тем, что сегодня и в будущем культурное наследие семьи Рерихов важно осмысливать, а шире говоря, осваивать, прежде всего, через призму его философских идей, заложенных, в первую очередь, в Живой Этике как научной системе познания мира, живописных полотнах Н.К. и С.Н. Рерихов, эпистолярном творчестве Е.И. Рерих, других трудах членов этой семьи. В то же время в современной исторической ситуации, когда наследие Рерихов подвергается разграблению, а общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха разрушению, в общественном сознании необходимо показывать, что Рерихи, будучи в самом высоком смысле это слова патриотами России, трудились на благо своей Родины и ее будущего. Так, Н.К. Рерих писал: «Для народа русского мы трудились». В выступлениях были затронуты разные моменты темы семинара.

Изображение Изображение

В.Г. Соколов, старший научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР, кандидат философских наук, культуролог, лауреат международной премии имени Е.И. Рерих, в докладе «Наследие Рерихов как основа понимания сущности патриотизма» выявил причину проблемного пути утверждения патриотизма в общественном сознании, которая заключается в том, что зачастую данное явление рассматривается вне развития культуры во внутреннем мире человека, вне сложного процесса его самоусовершенствования. Он показал, что в утверждении патриотизма на основе культуры большую помощь оказывают концептуальные разработки Е.И. Рерих и Н.К. Рериха в отношении понимания глубинной сущности культуры и, соответственно, неотъемлемого от нее патриотического чувства. Он раскрыл основные мысли Рерихов о патриотизме, а также выявил связь таких явлений, как общественная форма культуры, патриотизм и гражданское общество.

В. В. Фролов в докладе «Философия всеединства В.С. Соловьева как пример обоснования сущности патриотизма» показал, что понимание патриотизма Владимиром Соловьевым опирается на представление о Божественном всеединстве, то есть единстве человека, земли и неба. Человек и соответственно народность входят в пространство всеединства через диалектику эгоизма и любви. Благодаря усилиям личности свет любви пересиливает эгоизм. Народность оказывается подвержена национализму, если она абсолютизирует свои интересы и отходит от всеединства. Истинный патриотизм предполагает, по Соловьеву, веру в свой народ, любовь к нему и практическую помощь в его бедах. В то же время, как считает философ, другие народы надо любить как свой собственный.

И.Ю. Дьяченко, кандидат культурологии, старший научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР (Москва), в докладе «Познавание России как творческая задача Н.К. Рериха» охарактеризовала взгляд Н.К. Рериха на Россию как мыслителя и патриота. Исследование им русской культуры в контексте культуры мировой – важнейшая творческая задача, позволившая Рериху всесторонне раскрыть всемирные достижения русской культуры и утвердить ее общечеловеческое значение. В связи с этим, его главной заслугой является открытие культурно-духовного пространства родины, которое способно воспринять Живую Этику, учение о космической эволюции человечества, принесенное Рерихами миру. Космичность мышления и нравственное обновление всех сторон жизни, утверждаемые в учении и в творческом наследии Рериха, дают возможность решать те исторические и культурные задачи, которые стоят перед Россией в XХI в.

Сотрудник Института философии РАН Г.Н. Мезенцев раскрыл некоторые «Возможные пути реализации принципа Н.К. Рериха “Мир через культуру”». Им была рассмотрена деятельность Н.К. Рериха по защите культурных ценностей, результатом которой явился международный Пакт Рериха, показана плодотворность развития идеи Н.К. Рериха «Мир через культуру» для защиты и развития культуры человечества. В связи с тем, что в мире усиливаются конфликты, приносящие ущерб культурным ценностям, а существующие структуры ООН, построенные на основе независимых государств, в силу своей природы не относят проблему сохранения культуры к приоритетным, докладчиком было предложено создать в составе ООН Совет цивилизаций с компетенцией по защите культуры и с полномочиями, одноуровневыми с Советом безопасности.

«Представления современной российской молодежи о патриотизме» рассмотрела Т.Ю. Кирилина, заведующая кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин, доктор социологических наук, профессор ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет» (г. Королёв). Согласно исследованию, проведенному Лабораторией социологических исследований ГБОУ ВО МО «МГОТУ» в декабре 2015 г. среди учащейся молодежи Московского региона, подвергнуть свою жизнь опасности ради интересов общества изъявил готовность только каждый десятый участник опроса (10 %). Осознают себя гражданами России немногим более половины молодых респондентов (59,0%), более трети участников опроса (36,8%) не задумываются о будущем страны; каждый третий охотно поменяет гражданство, если это окажется выгодным для него (37,4%). Будущее страны в значительной степени волнует только каждого десятого респондента (9,5%). Эти тревожные данные заставляют задуматься о необходимости развития системы патриотического воспитания молодежи. Огромную роль в патриотическом воспитании может сыграть популяризация культурного и духовного наследия Рерихов.

Изображение Изображение Изображение Изображение
1. В.Г. Соколов. 2. И.Ю.Дьяченко. 3. Г.Н. Мезенцев. 4.Т.Ю. Кирилина

«Актуальность философско-эстетических взглядов Н.К. Рериха и Е.И. Рерих для современной России» продемонстрировала в своем выступлении Т.М. Новикова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Московского авиационного института. Она подчеркнула актуальность признания существования у человечества древнего знания о природе и человеке. Это знание называется Мудростью. Его носителями были Платон, другие выдающиеся мыслители. Мудрость пронизывает в символическом виде человеческую культуру. Важная ее грань раскрывается в представлении о космических законах.

Б.Ю. Соколова, кандидат культурологии, научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР, «К проблеме эволюционного смысла патриотизма» отметила, что завет Н.К. Рериха: «Любите Родину, любите народ русский. … Пусть эта любовь поможет полюбить и все человечество» несет в себе важнейший эволюционный смысл. Через любовь к Родине и своему народу человек поднимается на более высокую эволюционную ступень – любовь ко всему человечеству. Это связано с тем, что ждет нашу планету в будущем, это элементы того Нового Мира, в котором человечество будет объединено в одну единую семью. Как и героизм, патриотизм, являясь качеством духа человека, связан с космической эволюцией и космическими законами и представляет собой важную ступень эволюционного пути человечества.

О.А. Канищева, экскурсовод общественного музея имени Н.К. Рериха, переводчик, преподаватель иностранных языков Лингвистического центра при ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, выступила на тему «Рерихи о красоте долга перед Родиной». Образ Родины все Рерихи пронесли в своем сердце, воплотили в своем творчестве, раскрыв перед нами истинную Красоту и огромный потенциал Земли русской и «Ивана Стотысячного», пребывающего на ней. Россия для нас − не только родина (что не случайно, а закономерно), но особое, сокровенное пространство духовно-культурной эволюции планеты. В нем переплелось множество культур, сошлись Восток и Запад, русский национальный дух приобрел уникальную полярность, а патриотизм − свое особое звучание и глубочайший смысл, выходящий за рамки узкого самосознания и национализма, выводящий на первый план заботу об Общем Благе.

В.В. Фролов в докладе «Героическая жизнь и творчество Генерального директора общественного Музея имени Н.К. Рериха (1990 – 2015) Людмилы Васильевны Шапошниковой – ярчайший пример реализации патриотизма в жизни» показал, что жизнь и творчество Людмилы Васильевны Шапошниковой являются примером ярчайшего патриотизма, ибо она всю свою энергию и знания отдала России. Это подтверждается созданием ею под руководством С.Н. Рериха Музея имени Н.К. Рериха, осмыслении на основе методологии Живой Этики русского космизма и защите нашего национального достояния: культурного наследия Рерихов и его основы философии Живой Этики, Музея имени Н.К. Рериха от нападок и искажений. Главным источником патриотизма Л.В. Шапошниковой было ее сердце, настроенное на «волну» Рерихов и любовь к России.

Изображение Изображение Изображение Изображение
1. Т.М. Новикова. 2. Б.Ю. Соколова. 3. О.А. Канищева. 4. В.В. Фролов

«Формирование общеевразийского патриотизма – путь к развитию эффективного сотрудничества стран-участников СНГ». Такую тему раскрыла в своем выступлении Л.А. Кожемякина, научный сотрудник МЦР, культуролог, аспирант филиала Института управления образованием РАО. Общеевразийский патриотизм – это осознанная принадлежность к единой соборной общности – евразийскому братству народов, объединенных духовным, культурным родством, общностью исторических судеб в пространстве Евразии; это приоритет общеевразийских интересов над национальными и региональными. Познавание культурных, научных и духовных достижений евразийских народов, развитие сотрудничества, диалога в области образования и культуры приведет к эволюционному развитию каждого евразийского народа.

«Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников XXI века» осветила в своем сообщении А.С. Разводовская, культуролог, педагог, руководитель музейного комплекса ГБОУ школа № 1286 города Москвы, член Международной ассоциации писателей. На школу возложена огромная ответственность за духовно-нравственное становление личности ребенка. Одним из важнейших направлений воспитательной работы школы является музейная педагогика, несущая в себе наибольшие возможности приобщения ребенка к духовным ценностям. В основу музейно-педагогической деятельности школы № 1286 положены идеи одного из величайших мыслителей XX столетия – Н.К. Рериха. Его универсальная концепция культуры содержит в себе важнейшие направления воспитания подрастающего поколения. Правильное понимание культуры и возможность погружения в «живую» культурную среду закладывают те зерна, которые вырастают в маленьких сердцах в настоящий патриотизм и остаются с человеком на всю жизнь, становясь основой его личности.

А.Э. Ларионов, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет» (г. Королёв), зачитал доклад «Патриотизм научного деяния: к осмыслению наследия русских исследователей Центральной Азии». Феномен русских научных экспедиций в Центральной Азии с середины XIX по середину ХХ века не имеет равновеликих аналогов в истории мировой науки и культуры. В свете усиливающейся актуальности патриотического воспитания молодежи необходимо расширять само понятие патриотизма, не ограничиваясь только военно-героической его составляющей. Значимым предстаёт в этом контексте научное подвижничество великих русских путешественников – от П.П. Семёнова-Тян-Шанского и Н.М. Пржевальского до П.К. Козлова, А.Д. Симукова, Рерихов, И.А. Ефремова включительно. Осмысление их деятельности, популяризация научного наследия является важным ресурсом для формирования патриотизма в российском обществе, импульсом для дальнейшего развития отечественной науки.

Майя Мартолина, журналист, корреспондент газеты «Приокская правда» (г. Рязань), выступила с докладом «Борьба за культуру есть геройство». Рерихи – великие патриоты великой России. Вся жизнь семьи Рерихов есть бескорыстное служение человечеству. В книге «Сердце» Елена Ивановна Рерих размышляет о забытых ныне функциях сердца человека, о чувствознании и о развитии духовном. Николай Константинович Рерих много думал и писал о героическом начале. В понятие героизма входят самоотречение и самопожертвование, устремление во имя Общего блага. Решение всё возрастающих проблем человечества Рерихи видели только в духе и в красоте.

А.А. Лебеденко, заместитель руководителя ОНЦ КМ МЦР, кандидат философских наук, кандидат педагогических наук, выступил на тему «Подвиг героя духа». Нынешние и будущие поколения России в бесконечном долгу перед М.П. Крошицким (1894 – 1972) за тот беспримерный подвиг, который он совершил в годы Великой Отечественной войны. Благодаря его самоотверженности в Севастопольском художественном музее можно сегодня увидеть сохраненные от пламени Великой Отечественной войны полотна кисти Айвазовского, Богаевского, Коровина, Куинджи, Левитана, Поленова, Рериха («Городок», 1906), Серова, Тропинина, Шишкина, Рафаэля и многих других. В летописи города-героя подвиг М.П. Крошицкого во славу искусства и во имя Родины останется навечно.

Изображение Изображение Изображение Изображение
1. Л.А. Кожемякина. 2. А.С. Разводовская. 3. А.Э. Ларионов. 4. А.А. Лебеденко

Подводя итоги семинара, А.В. Стеценко, вице-президент Международного Центра Рерихов, сделал акцент на том, что подлинный патриотизм невозможен без культуры, ибо культура как самоорганизующаяся система духа питает собой другие сферы жизни человека и общества. Культура является почитанием Света, без культуры человек превращается в животное. Рерихи внесли выдающийся вклад в сокровищницу российской и мировой культуры. В то же время есть силы невежества, которые стремятся уничтожить все непонятное для них, они борются против новых знаний и идей. 7-8 марта после незаконного захвата работниками Минкульта и правоохранительных органов картин общественного Музея имени Н.К. Рериха отечественной культуре был нанесен серьезный удар. Международный Центр Рерихов будет бороться за возвращение картин и сохранение музея, и решающую роль в этой борьбе за культуру должна сыграть общественность.

В.В. Фролов
Фото: Ксения Панова

https://www.youtube.com/watch?v=Hy6K-eri1U8
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5223

Сообщение Международного Центра Рерихов по поводу решения Арбитражного суда города Москвы

20 марта 2017 года Арбитражный суд города Москвы удовлетворил иск Государственного музея Востока, поддержанный Росимуществом, о расторжении договоров безвозмездной аренды и выселении Международного Центра Рерихов из усадьбы Лопухиных.

МЦР считает данное решение Арбитражного суда полностью необоснованным и при получении текста судебного решения (мотивировочной части) будет его обжаловать.

Произошла вопиющая несправедливость! Министерство культуры и суд, не имея никаких на то правовых оснований, выселяют общественный Музей, основанный С.Н. Рерихом, из усадьбы, переданной МЦР специально для размещения и деятельности его общественного Музея. Так Министерство культуры, используя весь свой административный ресурс, осуществляет последовательный рейдерский захват усадьбы Лопухиных и наследия Рерихов, забывая при этом, что грубейшим образом нарушает волю дарителя наследия – Святослава Николаевича Рериха, гражданина Индии, передавшего наследие в Россию при выполнении двух условий: наследие передается для создания общественного Музея, который должен располагаться в усадьбе Лопухиных. Можно считать, что до сегодняшнего дня государство выполняло взятые на себя обязательства. После решения Арбитражного суда о выселении общественного Музея МЦР из усадьбы Лопухиных, государство пошло по пути нарушения гарантий, данных Святославу Николаевичу Рериху.

Международный Центр Рерихов, используя все свои возможности в правовом поле, будет продолжать отстаивать выполнение воли С.Н. Рериха – защищать общественный Музей имени Н.К. Рериха и сохранять переданное ему наследие.

***

Интервью перед судебным заседанием 5 каналу адвоката МЦР А.А. Разумовской и вице-президента МЦР А.В. Стеценко.

https://www.youtube.com/watch?v=3PxrUVUVbP8

https://www.youtube.com/watch?v=mNN4KHCcOYE
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5224

#SaveRoerichMuseum

Дорогие друзья!

Коллектив Международного Центра Рерихов выступает против разрушения общественного Музея имени Н.К. Рериха, снискавшего за 26 лет своей работы известность во всем мире. Присоединяйтесь к акции #SaveRoerichMuseum в социальных сетях и выразите свою поддержку уникальному культурному центру, сохраняющему и популяризирующему художественное, научное и философское наследие семьи Рерихов. Для участия в акции необходимо разместить на своей странице свое фото с хештегом #SaveRoerichMuseum.


Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5229

Открытое письмо международных общественных организаций
Президенту РФ В.В. Путину


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Латвийского отделения Международного Центра Рерихов (Латвия),

Немецкого Рериховского Общества (Германия),

Национального общества имени Рерихов в Болгарии – члена МЦР (Болгария),

Эстонского Общества Рериха (Эстония),

Финляндского Культурно-просветительского центра имени Н.К. Рериха (Финляндия),

Австрийского общества Рерихов – Национального Комитета Пакта Рериха (Австрия)

Президенту Российской Федерации В.В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

После того, как в ходе следствия по делу «Мастер-банка» в Международном Центре Рерихов в Москве была проведена силовая операция с участием ОМОН, в результате которой из фондов общественного музея были изъяты около 200 предметов искусства, мы стали слышать различного рода призывы о том, каким образом ими следует распорядиться. Мы видим среди тех, кто еще до завершения следствия, до судебного разбирательства, до решения судебных инстанций обращается к Вам с предложениями о том, как поступить с изъятыми в Международном Центре Рерихов (МЦР) картинами и рисунками, и государственных служащих, и общественные организации.

Мы знаем, что есть немало людей в разных кругах, которые желали бы ликвидации музея, созданного в Москве по инициативе Святослава Николаевича Рериха, и вообще полного прекращения деятельности Международного Центра Рерихов, включая ликвидацию его как юридического лица. Но мы знаем также и то, что еще больше людей неоднократно вставали на защиту этого Музея, который и сейчас, в очень непростое для Международного Центра Рерихов время, работает, опираясь исключительно на пожертвования неравнодушных к его судьбе людей.

Мы надеемся на объективное расследование дела «Мастер-банка», в результате которого произведения искусства, подаренные общественному Музею с чистыми помыслами, будут возвращены ему и вновь украсят его экспозицию. Применение силы в отношении Музея во время следственных действий мы считаем действием неоправданным, однако присутствие ОМОН в Музее, как событие исключительное для нашего времени, помогло привлечь внимание к драматической борьбе против МЦР, с особым ожесточением ведущейся вот уже больше четырех лет нынешним руководством Министерства культуры России, и сделать эту борьбу объектом общественного внимания.

Становление Международного Центра Рерихов проходило в течение двух десятилетий при непосредственном руководстве Л.В. Шапошниковой – доверенного лица С.Н. Рериха, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, награжденной Вами за заслуги в развитии музееведения и сохранение культурного наследия орденами Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени. Главной целью ее деятельности всегда было служение на благо Родины. Только высокие помыслы поддерживают людей, защищающих Международный Центр Рерихов сегодня, когда ему приходится противостоять очень серьезному давлению не только руководства Министерства культуры, но и ряда силовых и контролирующих ведомств, диффамации ряда СМИ.

При всех сложностях мы будем отстаивать свою позицию и полагаемся на то, что в результате объективного рассмотрения судебных дел, связанных с наследием Рерихов, с фондами общественного Музея имени Николая Рериха и отношениями МЦР с меценатом, восторжествует справедливость. Нами движет служение Общему благу, образцом этого служения является жизнь деятелей русской культуры, снискавших мировую известность. Рерихи, как мы знаем, входят в это блистательное сообщество, их жизненный подвиг и бескорыстное служение идеалам питает и будет питать нашу преданность своему делу.

Мы считаем справедливым и правомочным решением возвращение изъятых картин в общественный Музей имени Н.К. Рериха МЦР, равно как и сохранение общественного статуса Музея в соответствии с волеизъявлением С.Н. Рериха.

С уважением,

Марианна Озолиня,
председатель Латвийского отделения
Международного Центра Рерихов (Латвия)

Галина Шнайдер,
председатель Немецкого Рериховского
Общества (Германия)

Марга Куцарова,
председатель Национального общества
имени Рерихов в Болгарии – члена МЦР (Болгария)

Елена Александрова,
председатель Эстонского Общества Рериха (Эстония)

Мира-Валентина Лииматайнен,
председатель Финляндского Культурно-просветительского
центра имени Н.К. Рериха (Финляндия)

Лейля Штробль,
президент Австрийского общества Рерихов –
Национального Комитета Пакта Рериха (Австрия)

20 марта 2017 г.
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5239

Э. Чарская, Н. Булатов. «Почем опиум для народа»?

Кризис журналистики?

Да, хочется сказать о журналистах и их продукции. Не о всех журналистах. Ибо среди них есть люди глубоко порядочные и смелые, которые не торгуют совестью и чтут журналистскую этику. Такими людьми, действительно, может гордиться страна. Но, как и во всяком сообществе, и здесь есть свои припаршивенькие овечки. Это такие себе мальчики и девочки, умеющие хорошо упаковать товар, стильно одетые, причёсанные, но стоит им начать говорить в микрофон или стучать по компьютерным клавишам, то сразу же обнаруживаются явные недостатки в образовании, невежество и какая-то внутренняя нечистоплотность. «Не иметь ни одной мысли и суметь её выразить – вот как становишься журналистом», – сказал однажды австрийский писатель и поэт-сатирик Карл Краус. Это – если по сути. Официально же за их плечами либо журналистские факультеты, либо в худшем варианте, хорошие знакомые и покровители. Несомненно, позорит журналистику не только этот контингент, есть и отдельные представители с солидным стажем, постоянно мелькающие в эфире, берущие интервью у важных персон и даже издающие собственные книжонки. Известно, что в рейтинге самых продажных профессий женщины низкой социальной ответственности остаются лишь на четвёртом месте; уверенно же держат лидерство журналисты, политики и адвокаты.

Конечно, ни для кого не секрет, что информация, которая обрушивается на наши головы с экрана телевизора или запускается в Интернете, далеко не всегда правдивая. Порой нам просто откровенно лгут, при этом абсолютно не краснея, ибо кто-то находится при исполнении важных обязанностей по обслуживанию чьих-то интересов, а кто-то просто верит в ту чепуху, которую состряпал на коленках между второй чашкой кофе и очередной сигаретой. Самое поразительное то, что такие стряпальщики как-то уживаются на рейтинговых каналах и в известных изданиях, при этом позоря их в глазах образованной публики. Именно – позоря, и об этом должно знать их руководство. Об этом, как и о том, откуда вообще берутся эти инопланетяне, и почему их, позорящей профессию журналиста, деятельности даётся зелёный свет, хорошо бы задуматься. Может быть, их руководители просто не знают о том, что эти врунишки используют конкретные события, чтобы любой ценой продвинуться по служебной лестнице? Хотелось бы верить… В довольно же обмельчавшем ныне интеллектуальном и духовном пространстве соответственно такой ценовой уровень невысок, а значит легко достижим: создать свежий скандал, приправив его собственной глупостью, а затем этим накормить зрителей или читателей. Но далеко не всех, кто интересуется новостями, можно равнять по себе, а значит – и кормить соответствующей стряпнёй. Большинство зрителей всё же себя идиотами не считают, как бы эти горе-«журналисты» ни старались. О двух таких и пойдёт речь.

Шесть минут истерии

7-8 марта 2017 года произошло беспрецедентное событие, которое можно назвать ограблением века. В будущем этому событию будет дано более суровое и ещё более точное наименование. Сотрудники Министерства культуры и Государственного музея Востока (ГМВ) под прикрытием и при поддержке силовых структур вывезли из общественного Музея имени Н.К. Рериха на глазах у многих свидетелей немалое количество бесценных картин Николая и Святослава Рерихов, десятки рисунков Е.И. Рерих и некоторую документацию самого Музея. Около пяти часов утра следующего, уже далеко не праздничного для сотрудников Музея, дня они покинули его территорию. Понятно, что канун праздничного дня для начала этой акции был выбран не случайно. O tempora! O mores! Не сложно представить, в каком шоке был бы великий Цицерон, в своё время возмущенный бесцеремонностью преступника и бездействием властей, если бы узнал, как далеко его Катилине до сотрудников Государственного музея Востока и чиновников Минкульта в плане уверенности в своей безнаказанности. Не менее циничной и жестокой оказалась кампания клеветы и ложных обвинений в адрес Международного Центра Рерихов (МЦР) и его музея, развернутая вскоре в СМИ. Собственно, опять-таки парадокс, коих за последнее время было немало: те, кто совершили такой вандализм в Музее Рериха, в дополнение к этому организовали его травлю в СМИ, в чём только не обвиняя пострадавшую от их действий сторону. Недалёкая и продажная часть журналистской братии, падкая на сенсации, как стая волков набросилась на МЦР. Как тут не вспомнить знаменитого Оскара Уайльда с его замечанием о том, что журналистика – это организованное злословие…

Среди такой части особенно отличился телеканал «Россия 1». Вне всякого сомнения, в серьёзной зрительской аудитории он надолго растерял все акции доверия, ибо похожий пример такого мракобесия сложно припомнить. Речь идёт о сюжете под названием «Изгнание бесов», прошедшем в передаче «Вести-Москва» утром 12 марта 2017 г., сюжете, который просто поражает средневековым невежеством. И дело далеко не только в названии. Практически всё, что там было показано, отлично вписывается в схему инквизиционной борьбы с инакомыслием. Сюжет очень похож на заказной и явно рассчитан на неискушённого зрителя. Надо заметить, что «журналист» А. Карпов уже не впервые льёт грязь на Музей Рериха с телеэкранов. Но на сей раз его материал стал ярким свидетельством того, до каких глубин неприкрытого цинизма может дойти так называемый homo sapiens в наши смутные дни разрушения культуры. Конечно, Карпова не интересовало ни то, как ломали входную дверь Музея Рериха, как срывали картины с его стен, как издевались над его сотрудниками, словом трагическая судьба выдающихся культурных ценностей и его хранителей – не в его, так сказать, вкусе. И поскольку настоящие факты его совершенно не интересовали, началось неприкрытое сочинительство. Так, сюжет Карпова был предварён, по-другому и не скажешь, «байкой из склепа»: «Тайны пропавшего наследия Рерихов и оккультные оргии, многомиллиардные махинации и адепты деструктивных учений – все смешалось в усадьбе Лопухиных в Малом Знаменском переулке, которую уже более 20 лет занимает так называемый Международный Центр Рерихов» [1]. Адекватно воспринимающее мир сознание не могло такое выдать о культурно-просветительской и научной организации, которая является коллективным членом ИКОМ и Всеевропейской федерации по сохранению культурного наследия Europa Nostra, сотрудничает с ЮНЕСКО, имеет международное признание, массу наград, организации, которая проводит широкомасштабные проекты во многих странах мира, которая удостоилась слов благодарности от Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой [2].

То, что в сюжете Карпова Тигран Мкртычев назвал «нагнетание истерии вокруг их маленького бизнеса» (!) [1], на самом деле представляет собой не истерию, а историю более чем двадцатилетней борьбы Музея Рериха за свою жизнь, за право трудиться и выполнять свою миссию по сохранению, развитию и популяризации идей своих великих соотечественников – семьи Рерихов. Сам Мкртычев, человек, по всей видимости, не очень глубокий, но зато с очень большими амбициями. Старается он так, потому что ему, пока что только заместителю директора ГМВ, судя по всему, «светит» престижная должность директора государственного музея Рерихов [3]. Поэтому он и делает вид, будто разбирается в картинах Рериха: «И в этом вале, в котором скупалось все, в том числе есть вещи, которые в настоящий момент у меня вызывают сомнение». А Карпов добавляет: «Изъятые картины ждёт экспертиза на подлинность» [1]. Интересно, чья это экспертиза? И кто вообще такой Мкртычев? Специалист по наследию Рерихов? Нет, ибо в сфере его научных интересов [4] творчество семьи Рерихов не числится. Но возникает нешуточный вопрос: если у Мкртычева есть сомнения в подлинности картин, зачем он при изъятии этих картин в Музее Рериха 7-8 марта указывал, какие картины нужно снимать, а какие нет? Почему он сначала поснимал и вывез картины, а теперь «опомнился» и заявляет, что они, может, и не подлинные вовсе?

Другой фигурант в сюжете Карпова, Юрий Избачков, представленный как юрист, рассуждает так, как будто это он следователь и ведёт дело Мастер-Банка – слишком уж деловито он объясняет какую-то странную схему с покупкой картин через неких подставных лиц. Вся его речь от начала и до конца выглядит абсолютно бездоказательной. Обратим внимание на то, что следствие всё ещё идёт, и поэтому дело Мастер-Банка широко не обсуждается. Вокруг этой темы одни только слухи и домыслы, порочащие выдающегося российского мецената. Похоже на то, что это кому-то уж очень понадобилось. А всё, что говорит Избачков, выглядит не солидно, так, как будто он просто выучил эту схему и рассказывает, как стихотворение, наизусть. И как можно – «якобы» выкупить, а потом «якобы» подарить, при наличии официальных дарственных, заверенных нотариусами? Ведь, как известно, на все картины, подаренные Б.И. Булочником МЦР, есть дарственные [5]. Промелькнул в сюжете Карпова и гендиректор ГМВ Александр Седов с лицемерной фразой: «Где вы слышали, чтобы следственные органы МВД работали по приказу музея Востока?» [1]. Во-первых, над музеем Востока есть Минкульт, а, во-вторых, есть свидетели активного участия сотрудников ГМВ при изъятии картин из Музея Рериха, которое происходило под их непосредственным руководством.

«Засветился» в сюжете Карпова и советник Министра культуры Кирилл Рыбак, который тоже имел непосредственное отношение к изъятию картин из Музея Рериха. Он с умным видом рассказал зрителям о том, что «основанием для обращения Государственного музея Востока в суд [по поводу выселения из усадьбы Лопухиных. – Авт.] явилось то, что эти здания, все три строения усадьбы Лопухиных, находятся в Федеральной собственности и в оперативном управлении Государственного музея Востока. Было установлено, что в зданиях этих зарегистрировано более 17 юридических лиц» [1]. Как же ловко и в то же время грубо можно ввести зрителей в полное заблуждение. Во-первых, Рыбак ничего не сказал о том, что у МЦР есть законный долгосрочный договор об аренде на использование этих помещений, и просто так выселить его невозможно, несмотря на то, что здания находятся в Федеральной собственности и переданы в оперативное управление ГМВ. А поскольку всё-таки выселить очень хочется, то нужно было обращаться в суд, для чего и нужны были веские основания, коих Минкульт никак найти не мог, сколько ни старался. Во-вторых, упоминание Рыбаком о 17-ти зарегистрированных юридических лицах на территории усадьбы – факт, который с удовольствием смакует Карпов, перечисляя эти организации – это иезуитский приём, ведь доподлинно известно, что регистрация этих организаций не имеет к МЦР никакого отношения, она была сделана кем-то втихую и явилась полной неожиданностью для руководства Центра. Зато «основания», которые искал Минкульт, нашлись.

О том, что Музей Рериха надо выселить из усадьбы Лопухиных, Тиграну Мкртычеву, например, было известно давно. Вот что пишет Валерий Ширяев из «Новой газеты»: «Полтора года назад, когда по инициативе Мединского начался новый, как теперь кажется, последний штурм МЦР, я встретился по просьбе коллеги с его старым товарищем, сотрудником ГМВ Тиграном Мкртычевым. Мы беседовали два раза в кафе у редакции. Он спокойно сообщил тогда, что решение “наверху” принято, музей МЦР будет уничтожен в ближайшее время, коллекцию изымает государство, а его выбрали на должность будущего директора» [3]. Только вот всё это время выселить никак не получалось. Вот и был предпринят блицкриг с изъятием картин.

Вообще, подбор «экспертов» для карповского сюжета просто потрясающий. Вот ещё один, именующийся сектоведом – Александр Дворкин. Он по-своему, как смог, «просветил» зрителей: «Там идёт чистый оккультизм, рассказывают детям про ауру, … про кошек, которые на самом деле являются пришельцами с Венеры, и в конечном итоге про князя духов Люцифера» [1]. Для нормального человека – полная околесица, но надо учитывать, что Дворкин наблюдался в психоневрологическом диспансере и затем находился на обследовании и стационарном лечении в психиатрической больнице с диагнозом маниакально-депрессивный психоз и других психических заболеваний, излечение которых невозможно – об этом и другом можно прочитать на специальном сайте «Александр Леонидович Дворкин. Свидетельства об умственных расстройствах» [6]. В дополнительных комментариях здесь смысла нет.

Надо сказать, что невежественной чепухи в бездарном сюжете Карпова полным-полно. Чего только стоит его заявление о том, что с помощью Знамени Мира «адепты Учения Рерихов подают тайные сигналы высшему инопланетному разуму» [1]! И это всё, что понял Карпов о Знамени Культуры, которое, по мысли Н.К. Рериха, призвано охранять все культурные, научные и образовательные учреждения планеты? Знамя Мира – символ знаменитого Пакта Рериха – Договора об охране культурных ценностей, легшего в основу всех последующих актов и конвенций о защите памятников культуры, в том числе и Гаагской конвенции 1954 года. Символ триединства, положенный в основу Знамени Мира, является древнейшим культурным артефактом, запечатленным на многочисленных объектах самых разных народов и времён, начиная с эпохи неолита. Поэтому его и взял Н.К. Рерих как знак, объединяющий разные народы планеты. Можно было бы привести массу примеров о нахождении этого знака на тех или иных артефактах, но достаточно посоветовать Карпову в целях повышения самообразования, скажем, сходить в Исторический музей, который, если он не знает, находится на Красной площади, и своими глазами увидеть этот знак на многих экспонатах этого музея. Может он поймёт, какую глупость выдал в эфир, и, краснея, задастся вопросом: а не выглядит ли при этом он сам инопланетянином? Хотя, вряд ли на это стоит надеяться.

Всё, что вещает в своем сюжете Карпов, звучит безапелляционно, как само собой разумеющееся, как аксиома, не требующая доказательств. Он искажает и подтасовывает факты, скрывает правду и выдаёт ложь за истину, стараясь в шесть отведённых ему минут эфира втиснуть как можно больше негатива против МЦР. Шесть минут какой-то истерии, по-другому и не скажешь. А вообще, это и шесть минут позора журналистики… «…В фильмах организации [МЦР. – Авт.] обнаружили нацистскую символику и причисление Министерства культуры к силам зла», – продолжает истерить Карпов [1]. В свете недавних действий чиновников Минкульта последняя часть придуманной им фразы выглядит не так уж неправдоподобно. Сентенция же насчёт свастики – вообще звучит как открытие, как будто её в других художественных и документальных фильмах нет и не было. Только вот Карпов умолчал о том контексте, в котором эта символика присутствует в фильме «Зов космической эволюции», снятом Международным Центром Рерихов и получившем статус «Национальный фильм». В нём о фашизме речь идёт как о величайшем бедствии планеты, рассказывается о серии пророческих картин Н.К. Рериха, в которых художник стремился предупредить Родину о надвигающейся опасности войны. При этом используемые хроникальные кадры со свастикой были взяты из советских фильмов «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма (1965 г.) и «Неизвестная война» Романа Кармена (1978 г.). Но вряд ли Карпов знает, что проникновенный и глубоко патриотичный фильм «Зов космической эволюции» видели зрители семнадцати стран мира, он был показан в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в европейских отделениях ООН в Швейцарии и Австрии, во Дворце Мира в Гааге.

И до какой низости нужно было дойти, чтобы так бессовестно подтасовывать информацию?

Также, зачем было показывать в сюжете какое-то собрание людей, среди которых некий выступающий или докладчик произносит провокационную фразу: «Живая Этика может быть принята по-хорошему и по-плохому. Я считаю, что “по-хорошему” время прошло» [1]? Ведь ни тот кто, произносит эту фразу, ни показываемое собрание явно не имеет к Международному Центру Рерихов никакого отношения. Карпов, видимо, нашёл это видео в Интернете и прицепил его к своему сюжету. Быстро, удобно подходит к собственному замыслу и без всякой ответственности за то, что смастерил – это и есть стиль вот этих «журналистов» с каким-то выкрученым сознанием. Нам не понять их. Они делают, а потом… совсем не думают. Апофеозом же абсурда Карпова стала его попытка увязать (невесть каким боком и с какого перепуга) с темой МЦР деятельность аферистки Марии Цвигун, которая в лихие 90-е годы под именем Марии Деви Христос создала собственную секту. Этот момент в сюжете вообще никакому логическому объяснению не поддаётся. Скорее, это чисто психологический ход, предпринятый почти в конце сюжета, когда зритель, одурманенный карповской чепухой, уже готов проглотить без разбора всё, что угодно. Вот так сейчас делаются сюжеты, да ещё и называются они почему-то «расследованием»…

Весь этот кордебалет заканчивается для привлеченной Карповым братии на оптимистической ноте: «После освобождения усадьбы Лопухиных от оккультизма, сектантства и махинаций там откроют государственный музей семьи Рерихов» [1]. Теперь становится ещё яснее, в чём же здесь дело. На высоком уровне отреставрированная специалистами, при большой поддержке общественности, без единой копейки государственных средств (!), старинная усадьба в центре Москвы, которая признана одним из красивейших музеев России, уж очень приглянулась государственным людям. Но, увы, – скажем им и напомним строки великого М.Ю. Лермонтова: «Но есть и Божий суд, наперсники разврата!». Вспомнить их будет очень уместно, потому что история, связанная с этими словами, в какой-то степени по внутреннему содержанию похожа на историю современную. Последние строфы знаменитого стихотворения поэта, куда вошли и эти строки, были написаны им позднее, как отклик на попытку правительственных чиновников и придворной аристократии очернить память Пушкина и оправдать Дантеса.

И этот суд будет и судом истории…

Мистический туман похож на обман

Ещё один шитый белыми нитками материал – это статья «Мистический поворот дела Рериха», размещённая 13 марта 2017 г. в «Комсомольской правде». Этот продукт принадлежит перу «журналистки» Евгении Садукян. Перефразируя известную фразу Гегеля, можно так кратко охарактеризовать данный продукт: если в произошедшем событии нет дешёвого скандала, то тем хуже для этого события, ибо в таком случае придётся его историю переписать. Что и было сделано. Интересно, что Е. Садукян лично присутствовала на пресс-конференции 9 марта 2017 года в Международном Центре Рерихов и должна была бы услышать всю правду о вандализме в Музее Рериха и изъятии музейных ценностей, как говорится, из первых уст. Но факт в том, что слышала Е. Садукян одно, а написала совсем другое. Так, знаете, случается… И так же, как и коллегу из телеканала «Россия 1», её абсолютно не волновала ни юридическая, ни этическая сторона беспрецедентного захвата культурных ценностей в общественном музее. Скорее, эта история послужила лишь далёким фоном её бездарного и не отражающего действительное положение дел материала. «Страшно предположить, что за долги обанкротившегося “Мастер-Банка” наследие Рерихов будет продано, – лицемерно сокрушается Е. Садукян. – Однако, как обнадежил “КП” советник министра культуры Кирилл Рыбак, Минкульт будет ходатайствовать перед Следственным управлением, чтобы находящиеся под следствием работы появились в экспозиции музея Востока» [7]. Проговорились, господа. Вся эта каша с изъятием была заварена с одной целью – чтобы переместить бесценные картины из общественного Музея в государственный, иными словами, пополнить коллекцию ГМВ.

Похоже, что сама Е. Садукян специализируется на скандальных историях, так как в её статье слово «скандал» звучит с какой-то навязчивой периодичностью. Первые же строки статьи: «Фамилия “Рерих” в переводе означает “богатый славой”. Современные реалии добавляют к переводу эпитет “скандальной”» [7] показывают низкий уровень культуры и особую волну настроя её автора. Отбросив истинное величие личности художника, учёного и мыслителя как нечто ненужное и мешающее, она смогла написать лишь то, что созвучно её внутреннему существу. Кроме того, Е. Садукян в своём материале полностью освещает точку зрения Минкульта и ГМВ, что само по себе о многом свидетельствует. Но тут незадача: поскольку Садукян оказалась совершенно не способной толком разобраться во всей ситуации, её статья полна путаницы и противоречий. Она почему-то называет владельцем картин Б.И. Булочника, хотя на самом деле изъятыми картинами по закону владел МЦР, как уже говорилось, имея на них дарственные. Даже скромный обыватель и тот поймёт, что когда происходит акт дарения, даритель теряет все права на подаренное имущество, в данном случае на картины и, возможно, другие музейные предметы. Но Е. Садукян, видимо, было сложно разобраться в таких «тонкостях». Или последние были ликвидированы как мешающие выстроить свой (или чей-то) сценарий. И совсем не удивительно, что в её статье, словно тень отца Гамлета, появляется всё тот же Избачков и произносит практически ту же самую заученную схему купли-продажи картин, которую он уже озвучил в сюжете Карпова. Почти слово в слово: «…Подставные физические лица якобы покупали эти картины и фиктивно дарили их в МЦР» [7]. Ну зачем так упорно говорить неправду? Ведь Избачков как юрист ГМВ не может не знать о наличии у МЦР всё тех же дарственных на картины, подаренные Б.И. Булочником.

Вообще, выбор «экспертов» в статье Е. Садукян почти такой же, как у Карпова – Избачков, Седов, Рыбак… Правда, есть одно дополнение – Максим Дубаев, названный биографом Н.К. Рериха и замечательно вписавшийся в обозначенный круг. Вот тут чутьё на скандалы не подвело Е. Садукян – Дубаев и есть самый настоящий скандальный автор. Его книга «Рерих», изданная в 2003 году в серии ЖЗЛ, написана в скандальном ключе и насквозь пропитана домыслами, неточностями, умалением имён великих людей. Эта книга получила нелестный отзыв в статье «Опыт бездуховной биографии» [8]. «Ощутимая неприязнь автора к своему герою, – пишут авторы статьи, – выражается в постоянном использовании неприязненных отзывов о Рерихе некоторых его современников» [8, с. 907]. И ещё: «Автор старательно и не без азарта “вылепливает” образ … человека, который ни в малейшей мере не соответствует реальному облику Николая Рериха, мыслителя и гуманиста, чья жизнь, запечатленная в книгах и свершениях, была ярким примером напряжённого служения высшим идеалам, постоянной работы над собой и достижения высокой степени совершенства и гармонии личности» [8, с. 909]. Так что называть Дубаева биографом – это всё равно, что Е. Садукян именовать писательницей. Эти два, видимо, в чём-то внутренне похожих человека, нашли друг друга не случайно. Ведь Е. Садукян обратилась не к настоящим знатокам жизни и творчества семьи Рерихов, которые, кстати сказать, сидели с ней в одном зале на пресс-конференции, но именно к Дубаеву. В противном случае улетучилась бы вся прелесть скандала. О чем писать? Нет скандала – нет статьи.

Неприязненное отношение к семье Рерихов самой Е. Садукян видно из такой её краткой фразы: «До сих пор до нас дошли не все измышления этого визионера, медиума и предсказательницы» [7]. Это она – о Елене Ивановне Рерих. Дремучее невежество Е. Садукян ничего более не могло выдать о великой русской женщине, гордости России и высоком примере для всех, кто идёт путём культуры. О Е.И. Рерих существует глубокий, в том числе, научный материал, с которым можно было ознакомиться, опять же будучи в МЦР. Облик крупнейшего философа и учёного, выдающегося общественного деятеля и писателя, наконец, чуткой матери, воспитавшей двоих великих сыновей, не смогло вместить безответственное и низкое сознание, нацеленное лишь на скандалы и сплетни. Вообще, сложно как-то охарактеризовать человека, написавшего: «Все давно заметили, что скандалы с именем Рериха стали разгораться в тот момент, когда начались проблемы в Сирии. Именно эту страну многие исследователи склонны считать легендарной Шамбалой, путь в которую открыл русский мистик» [7]. Очень хотелось бы узнать: кто это «все» и кто это «многие»? И причем тут вообще Сирия, в которой Рерихи никогда не были и которая ни одним исследователем не рассматривалась с точки зрения локализации Заповедной Страны? Когда уже подобные «журналисты» перестанут мерить своим уровнем читателей, когда, наконец, поймут, что Россия – это не страна питекантропов, но страна в большинстве всё же образованных людей, которые в состоянии отличить ложь от правды и разобраться, какого качества сюжеты и статьи им подбрасывают, понять, где сделано на совесть, а где состряпано по заказу.

Кодекс чести журналиста: миф или реальность?

Кроме проанализированных здесь, были и другие негативные публикации, направленные против Музея Рериха. Например, статья Марии Медведевой «Булочник и Рерихи. Как банкир снабжал музей и себя картинами за счёт вкладчиков», размещённая на новостном портале «Life», имеющем явно скандальный оттенок. Статья М. Медведевой имеет тот же сущностный оттенок, что продукция Карпова и Е. Садукян. Не удивительно, ведь ещё в 2012 году спецкор ИД «Коммерсантъ» Олег Кашин отмечал, что этот главный российский таблоид – портал «Life» – «регулярно, по сговору или добровольно, под видом защиты общественных интересов отстаивает интересы не общества, а власти» [9]. После печальных и в целом позорных для российской культуры событий 7-8 марта в Малом Знаменском переулке появлялись и другие низкопробные материалы, так сказать, тёмные пятна в изначально светлом деле журналистики; они, по существу, одинаковы, и те общие моменты, которые отмечены выше, можно отнести и к ним.

Кодекс чести журналиста в России попран давно. Растоптан, оплёван и забыт. Далеко не всеми журналистами, но, к сожалению, многими. И среди них – вещатели и щелкопёры ведущих телеканалов и газет. А ведь ещё много лет назад самими же работниками пера были разработаны «Правила журналистской этики», которые регламентировали границы дозволенного в публичной печати. Вот некоторые из основных принципов журналистской этики: работа над статьёй должна быть поиском правды; любое утверждение, способное причинить кому-либо вред, должно подкрепляться фактами; писать «правду, всю правду, и ничего, кроме правды»; нельзя искажать истину ради получения выгоды [10]. И ещё: «Второе положение Международных принципов профессиональной этики журналиста также гласит: “Верность журналиста объективной реальности. Первейшая задача журналиста – гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности. Журналист излагает факты добросовестно, сохраняя их подлинный смысл и не допуская искажений…”» [10].

Строго говоря, без исполнения этих элементарных правил СМИ как явление теряет всякий смысл. Тогда они становятся просто инструментом определённых сил. С другой стороны, если мы сталкиваемся с такой жуткой реальностью, это будет испытанием обществу на ещё большую сплочённость во имя ценностей культуры, тех ценностей, которые есть в каждом человеке – субъекте этого общества и которые выступают единственной силой, позволяющей человеку оставаться таковым. «Испытание культурой», – писал Н.К. Рерих… Пройдём ли мы его?

Элина Чарская

Новомир Булатов

Ссылки:

[1] Вести-Москва. Эфир от 12.03.2017 // https://russia.tv/video/show/brand_id/5 ... d/1598852/

[2] Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/Pact_project.php

[3] Ширяев В. Зачем «специалистам по буддизму» силовая поддержка ФСБ? Что на самом деле стоит за обысками в Международном Центре Рерихов // https://www.novayagazeta.ru/articles/20 ... ki-v-muzee

[4] Государственный институт искусствознания // http://sias.ru/institute/persons/1362.html

[5] Пресс-конференция в Музее имени Н.К. Рериха 9 марта 2017 года // http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5179

[6] Александр Леонидович Дворкин. Свидетельства об умственных расстройствах // http://www.alexanderdvorkin.info/

[7] Садукян Е. Мистический поворот дела Рериха // «Комсомольская правда», федеральный выпуск, 13 марта 2017 г. http://www.kp.ru/daily/26652/3673342/

[8] Лавренова О.А., Музычук В.Ю., Сергеева Т.П. Опыт бездуховной биографии // Защитим имя наследие Рерихов. Т. 3. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: Международный Центр Рерихов, 2005. С. 904-930.

[9] "Главный российский таблоид под видом защиты общественных интересов отстаивает интересы власти" // http://www.kommersant.ru/doc/2016725

[10] Данелян Н. Основные принципы журналистской этики // http://www.my-works.org/text_57875.html
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5242

Правозащитники просят Пиотровского защитить Центр Рерихов // Новые известия. 24.03.2017

24 марта известные российские правозащитники обратились с открытым письмом к Председателю Союза Музеев России Михаилу Пиотровскому

***

Председателю Союза Музеев России М.Б. Пиотровскому
Российскому комитету международного совета музеев (ИКОМ России)

Открытое письмо М.Б. Пиотровскому и Союзу Музеев России в защиту общественного Музея имени Н.К. Рериха

Уважаемый Михаил Борисович и члены Союза Музеев России!
Уважаемые члены Российского комитета международного совета музеев (ИКОМ России)!

Вам, вероятно, известны драматические события, происходящие вокруг общественного Музея имени Н.К. Рериха. Сетевое сообщество «Конгресс интеллигенции», куда входят лидеры общественного мнения в сфере науки, культуры и искусства, возмутилось этой ситуацией, под заявлением с названием «Остановить разгром Международного центра Рерихов» в защиту музея были собраны более двух тысяч подписей. В приложении мы приводим текст этого заявления, с полным списком подписей можно ознакомиться на сайте «Конгресса интеллигенции» (http://www.nowarcongress.com).

Среди подписантов Алексей Арбатов, академик РАН, Мария Арендт, художник, Лия Ахеджакова, народная артистка России, Александр Белавин, член-корреспондент РАН, Владимир Войнович, писатель, Иван Голицын, художник, Александр Городницкий, поэт, Леонид Жуховицкий, писатель, Илья Захаров-Гезехус, член-корреспондент РАН, Андрей Зубов, историк, Аскольд Иванчик, историк, доктор ист. наук, член-корр. РАН, Андрей Красулин, художник, Ксения Ларина, журналистка, Алексей Литвин, заведующий архивно-музейным комплексом Горбачев-Фонда, Анатолий Меньщиков, заслуженный артист РФ, Владимир Мирзоев, режиссер, Валентин Михайлов, доктор ист. наук, Олег Мороз, писатель-документалист, заслуженный работник культуры РСФСР, Александр Нежный, писатель, Сергей Неклюдов, профессор, доктор фил. Наук, Виталий Пацюков, искусствовед, Ирина Прохорова, издатель, Лев Прыгунов, народный артист России, Екатерина Симонова-Гудзенко, доктор исторических наук, Борис Соколов, писатель, Николай Сологубовский, писатель, Алексей Сосна, директор Зверевского центра, Лев Тимофеев, писатель, Людмила Улицкая, писатель, Марк Урнов, социолог, Эдуард Успенский, писатель.

Настоящим письмом мы обращаемся к Вам как к председателю Союза Музеев России для того, чтобы Вы нашли возможность в рамках Ваших полномочий способствовать разрешению этой драматической ситуации и обратиться к Президенту РФ и Председателю Правительства РФ с просьбой прекратить уничтожение крупнейшего общественного музея России. Ниже мы описываем ситуацию, которая вызвала возмущение у нас и подписантов заявления «Конгресса интеллигенции».

7 марта 2017 года в Москве в помещениях общественного Музея имени Н.К. Рериха были проведены обыск и изъятие около 200 произведений Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, других предметов искусства и архив Советского Фонда Рерихов. Наряду с сотрудниками Следственного комитета и ОМОНа активное участие в следственных действиях принимали участие представители Министерства культуры и Государственного музея Востока. Они указывали, какие картины снимать со стен и вывозить из музея. Обыск и изъятия осуществлялись в рамках уголовного дела, возбужденного в связи с банкротством «Мастер-банка» против его руководителя Б.И.Булочника, который до ноября 2013 г. являлся главным меценатом музея имени Н.К.Рериха. При этом к самому Международному центру Рерихов и общественному Музею имени Н.К. Рериха у органов прокуратуры и следствия не было и нет претензий в нарушении ими российского законодательства.

20 марта Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Музея Востока, поддержанный Росимуществом, о выселении Международного центра Рерихов (МЦР) из усадьбы Лопухиных.

Тем самым нарушаются договоренности, достигнутые в 1989 году сыном Николая Рериха Святославом Рерихом с руководством СССР, о передаче Советскому Фонду Рерихов (с 1991 года Международный Центр Рерихов) наследия семьи Рерихов. Эти договоренности предполагали создание в Москве в усадьбе Лопухиных (Малый Знаменский пер., 3/5) общественного музея имени Н.К.Рериха. Наследие семьи Рерихов включает сотни картин, уникальный архив, мемориальные вещи, библиотеку. Святослав Рерих обусловил возвращение этого наследия в Россию тем, что его собственником станет созданный по его инициативе Международный центр Рерихов и что у Музея имени Н.К.Рериха будет общественный, а не государственный статус.

Международный центр Рерихов без государственного финансирования, за счет пожертвований восстановил полуразрушенную усадьбу Лопухиных и создал в ней общественный Музей имени Н.К.Рериха. Общие затраты МЦР по реставрации усадьбы, оснащению музея и поддержке всей его культурной деятельности составили не менее 2 млрд. рублей. Значительная часть собрания общественного Музея имени Н.К. Рериха поставлена на учет в негосударственную часть Музейного Фонда России.

За годы работы общественный музей имени Н.К.Рериха и его передвижные выставки посетило более 4,5 миллионов человек. МЦР издано около 200 наименований книг общим тиражом более 500 тысяч экземпляров – трудов членов семьи Рерихов, книг об их жизни и творчестве. Признавая заслуги МЦР в реставрации усадьбы Лопухиных, в августе 2014 г. Правительство Москвы передало здания усадьбы Международному центру Рерихов в безвозмездное пользование на 10 лет. Однако в 2015 г. руководство Министерства культуры добилось передачи усадьбы в федеральную собственность и в оперативное управление Государственному музею Востока, а в феврале 2016 г. приняло решение создать в усадьбе Лопухиных филиал Государственного музея Востока – музей семьи Рерихов и уже выделило на это 36 миллионов рублей.

Как нам представляется, нынешнее руководство Министерства культуры поставило своей целью не только получить еще один объект недвижимости в центре Москвы, но и добивается огосударствленности и обюрокрачивания музейного дела в нашей стране. Философско-этические и политические воззрения и жизненный опыт Н.Рериха воплотились, в частности, в «Пакте Рериха» об охране мирового культурного наследия, который был подписан 22 государствами.

Во всем мире современная практика и государственная политика по отношению к музейному делу заключается в том, что даже музеи общенационального значения могут создаваться и создаются сегодня частными лицами, общественными институциями, коллекционерами и содержатся не на деньги государства , а на средства благотворителей, средства от продажи билетов , торговли литературой и сувенирами, а их работой руководят не государственные служащие и не Министерство культуры, а общественные советы и приглашенные ими специалисты.

Стремясь уничтожить общественный музей имени Н.К. Рериха, нынешнее руководство Министерства культуры демонстрирует полное презрение к праву, к ясно и определенно высказанной воле Святослава Рериха. Мы считаем, что политика министерства культуры в отношении этого музея, во-первых, аморальна и незаконна, а во-вторых, недальновидна и вредна! Уничтожая общественный Музей имени Н.К.Рериха руководство министерства и Музея Востока на долгие, долгие годы замедляет развитие музейного дела в стране, делает невозможным создание в России каких-либо новых крупных общественных музеев. Все прекрасно понимают, что разрушив самый большой общественный музей нашей страны – музей имени Н.К. Рериха, имеющий национальное значение, — Минкультуры в любой момент может уничтожить и любой другой негосударственный музей в России.

Можно по-разному относиться к различным аспектам наследия семьи Рерихов, но нельзя уничтожать успешно действующий общественный музей, созданный Святославом Рерихом и Людмилой Шапошниковой в усадьбе Лопухиных под гарантии государства. Поэтому «Конгресс интеллигенции» поддерживает коллектив Международного Центра Рерихов, созданный и успешно действующий как общественная институция.

Авторитет нашего государства зависит в том числе и от его способности выполнять взятые на себя перед Святославом Рерихом и Международным центром Рерихов обязательства, и «Конгресс интеллигенции» полагает, что долг Союза Музея России — препятствовать нарушению Минкультуры этих обязательств.

Настоятельно просим Союз Музеев России обратить внимание на культурную, политическую и этическую стороны «дела о Музее имени Н.К. Рериха». Мы рассчитываем, что Союз Музеев России и Вы лично, уважаемый Михаил Борисович, выступите в поддержку того, чтобы общественный Музей имени Н.К.Рериха созданный Международным центром Рерихов продолжал занимать бывшую усадьбу Лопухиных на праве оперативного управления ею МЦР и мог спокойно работать.

Приложение — заявление Конгресса интеллигенции «Остановить разгром Международного центра Рерихов» от 17 марта 2017 года https://nowarcongress.com/petitions/925. Сбор подписей под ним на сайте Конгресса продолжается.


С уважением,

Людмила Алексеева, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель «Московской Хельсинской группы»;

Лев Пономарёв, исполнительный директор ООД «За права человека»;

Юрий Самодуров, правозащитник;

Илья Шаблинский, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, д.ю.н., профессор.


Источник: Новые известия // 24.03.2017 http://newizv.ru/news/society/24-03-201 ... 6bbdacc581
Ответить

Вернуться в «Информация для СМИ - творческое наследие семьи Рерихов»