Новости Международного Центра Рерихов

Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5644

Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в поселке Брагине (Республика Беларусь)


Изображение
Герб поселка Брагина

16 ноября 2017 года в городском поселке Брагине (Республика Беларусь, Гомельская область) в государственном учреждении культуры «Брагинский исторический музей с картинной галереей» состоялось торжественное открытие выставки «Пакт Рериха. История и современность».

Сегодня фонды музея включают более 1800 экспонатов. В музее представлены археологические и этнографические материалы, живопись. Здесь хранится один из осколков метеорита, найденного на территории района. Ученые дали метеориту имя Брагин, всего было обнаружено тринадцать фрагментов.

Городской поселок, как и район, имеет самобытную историю. Поблизости от города найдена неолитическая стоянка. Древнее городище на месте Брагина относится к XI веку, оно появилось там, где жили дреговичи, поляне и северяне. Некоторые исследователи считают, что впервые топоним Брагин появляется в былине об Илье Муромце, где указано, что село Брагино – родина богатыря. Впервые Брагин упомянут в Ипатьевской летописи под 1147 годом как один из крупных городов Киевского княжества. В XIV веке город был частью территории княжества Литовского. В состав Российской империи Брагин вошел после второго раздела Речи Посполитой.

У жителей Брагина великое героическое прошлое. В сентябре 1943 года с Брагинского района началось освобождение Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. Брагин как административный и культурный центр входил в число наиболее динамично развивающихся районов республики. В 1986 году новым героическим испытанием для брагинцев стала авария на Чернобыльской АЭС. Поселок Брагин, от которого до ЧАЭС по прямой всего полсотни километров, и Брагинский район оказались в числе наиболее пострадавших от катастрофы. Было отселено 54 населенных пункта, восемь из них захоронено. Эвакуировано 28540 человек.

Безусловно, авария очень сильно повлияла на жизнь людей, однако они стремятся возродить свои родные места. Сегодня Брагин обновляется, развивается промышленность, проводится реабилитация земель, численность населения начинает расти. Молодое поколение с большой надеждой смотрит в будущее. Выставка «Пакт Рериха. История и современность» дает для этого нравственные и духовные ориентиры. Она помогает осознать необходимость охраны культурного наследия, понять, что мир совершенствуется именно через Культуру. Пусть для жителей этого белорусского поселка, пострадавшего от Чернобыльской катастрофы, Знамя Мира станет ободряющим призывом к развитию культуры и творчества!

Выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» подготовлен Международным Центром Рерихов совместно с Международным Комитетом по сохранению наследия Рерихов. Инициатором и автором проекта является Генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха, академик Л.В.Шапошникова.

Миротворческие устремления Н.К.Рериха, разработанный им документ по предотвращению войн на основе культурного сотрудничества между народами и необходимости охраны памятников культуры вызвали горячую поддержку у современников. Пакт был подписан в США 15 апреля 1935 года и стал знаменательным событием в истории ХХ века. Идеи Пакта Рериха легли в основу Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Теми же принципами руководствуется ЮНЕСКО в сфере международного гуманитарного права.

Академик Л.В.Шапошникова отмечала особую роль и эволюционное значение Пакта Рериха. Она писала: «…Пакт Рериха гораздо шире, чем просто договор, и он дает возможность проникнуть в движение космической эволюции. Пакт составляет основу не только антивоенного движения, но и облегчает переходные моменты в эволюции нашей планеты. <…> Если культура – это Свет, то разрушение – это тьма. Уничтожение объектов культуры приводит к уничтожению той или иной страны, тем самым закрывая стране ее космическую эволюцию и не давая живущим в ней людям расти и подниматься вверх к Высокому Космосу».

В экспозиции выставки представлены материалы, освещающие историю создания миротворческого проекта Н.К.Рериха, репродукции картин художника, посвященных символу Пакта – Знамени Мира, фотоматериалы, демонстрирующие факты разрушения культурных памятников и акцентирующие внимание на необходимости защиты культуры как основы жизни и будущего человечества.

Начиная с 2012 года, выставка «Пакт Рериха. История и современность» прошла во многих странах Европы, Азии и Америки, в том числе в ряде городов и поселков Республики Беларусь.

В Брагине на открытии выставки «Пакт Рериха. История и современность» сотрудники Белорусского отделения МЦР В.М.Попов, С.Н.Шапочкина и С.И.Афанасьева провели беседу о великом художнике, ученом, путешественнике, общественном деятеле и борце за мир через культуру Николае Константиновиче Рерихе и о величайшем гуманистическом смысле Пакта Рериха как Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников во время военных конфликтов и в мирное время.

Директор музея Надежда Ивановна Мелешко и все присутствующие выразили благодарность Международному Центру Рерихов за популяризацию миротворческих идей Н.К.Рериха, за выставочный проект и наметили планы дальнейшего сотрудничества.

Несомненно, выставки, организованные Белорусским отделением МЦР в Брагине, поселке Октябрьском, Бресте, Борисове, Могилеве и других городах Беларуси, послужат стимулом для оживления культурной жизни малых городов и поселков, привлекут внимание деятелей культуры всей страны и местной общественности, приведут к расширению поля их деятельности. Будут организованы новые выставки, лекции об искусстве и другие культурные мероприятия, в которых сегодня особенно нуждаются жители Брагина и других населенных пунктов, пострадавших от Чернобыльской катастрофы.

Выставка «Пакт Рериха. История и современность» будет экспонироваться в Брагине до 5 января 2018 года, а затем она продолжит свой путь по городам и поселкам Беларуси.

Подготовили:

Л.К.Маркелова,
С.В.Скородумов

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5646

Светлой памяти Марины Лаврентьевны Попович

Изображение

30 ноября 2017 года ушла из жизни Марина Лаврентьевна Попович – военный лётчик-испытатель 1‑го класса, Заслуженный мастер спорта СССР, 102‑кратный рекордсмен мира, полковник-инженер, доктор технических наук, писатель, вице-президент Международного Центра Рерихов (2007–2013 гг.).

Марина Лаврентьевна родилась 20 июля 1931 года на хуторе Леоненки Велижского района Смоленской области РСФСР.

Ее удивительная, насыщенная жизнь – яркий пример того, каких высот может добиться человек, непреклонно верящий в мечту, идущий вперед к своей цели, преодолевая все препятствия. Она пережила ужасы начала Великой Отечественной войны – воздушные бои, смерть людей, кровь… Это оказало огромное влияние на выбор будущей профессии – ее заветной мечтой стало желание быть летчиком. В 1947 году Марина Попович поступила в авиационное училище и с 1948 года начинает летать. В 1951 году окончила авиационный техникум в Новосибирске, работала инженером-конструктором на заводе имени Коминтерна. Затем окончила Московский филиал Киевского авиационного института, работала лётчиком-инструктором в Центральном аэроклубе имени В.П. Чкалова. Для получения права управлять истребителем она смогла добиться приёма на военную службу у самого К.Е. Ворошилова и позже закончила Ленинградскую академию гражданской авиации.

С 1960 года Марина Попович начала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолётах, а в 1964 году стала единственной в стране военной лётчицей-испытателем 1‑го класса. К тому времени она налетала 530 часов как летчик-инструктор, освоила пять типов самолетов, имела звание старший лейтенант запаса, но чтобы добиться разрешения быть летчиком-испытателем, ей пришлось в самых высоких инстанциях доказывать свою состоятельность.

Марина Лаврентьевна работала командиром корабля АН‑12 в ГНИКИ ВВС. Первой из летчиков-испытателей женщин преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ‑21, за что получила прозвище «мадам МиГ» в иностранных СМИ.

Летом 1965 года на самолете «РВ» с двумя турбореактивными двигателями М.Л. Попович установила мировой рекорд скорости полетов самолетов данного класса, пройдя замкнутый двухтысячекилометровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч. В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда, в частности, на самолёте «РВ» (Як-25РВ). Первый из них, на скорость, был установлен в г. Брно на чешском самолёте Л‑29, после чего, как писали журналисты, «рекорды стали „обычной работой“ лётчицы».

20 сентября 1967 года она побила мировой рекорд американки Жаклин Кокран, пролетев на самолете «РВ» по маршруту Волгоград – Москва – Астрахань – Волгоград 2510 км и превысив рекорд на 344 км. 10 мировых рекордов завоевано ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (АН‑22). В последнем рекордном полете возглавляемый ей экипаж преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн.

Марина Лаврентьевна была человеком активной гражданской позиции, успешно совмещала обширную общественную, научную, литературную деятельность. Чем бы она ни занималась, она всегда вкладывала в это всю свою душу и свободное время. Заслуги и талант выдающейся летчицы признаны на Родине, за рубежом и даже в космосе. Марина Лаврентьевна – доктор технических наук, профессор, действительный член шести академий наук, президент Всемирной ассоциации женщин-ученых, Заслуженный мастер спорта СССР, кавалер нескольких орденов, обладательница множества международных наград, в том числе Золотой и Серебряный медалей им. С.П. Королева, Большой Золотой медали ФАИ – Международной федерации аэронавтики.

Американцы присвоили туристическому звездному маршруту имя Марины Попович. Ее именем названа звезда в созвездии Рака.

М.Л. Попович была участницей женского движения «Надежда России», проректором Международного института управления по патриотической работе, вице-президентом НО Международный фонд «Здоровье Отечества». Ее замечательные книги открыли многим людям удивительный мир покорителей неба, а по двум сценариям были сняты фильмы «Букет фиалок» и «Небо со мной».

Проработав семь лет Вице-президентом Международного Центра Рерихов, Марина Лаврентьевна оставила о себе светлую память и добрые чувства в сердцах всех сотрудников МЦР. Всегда оставаясь внимательной и доброжелательной с каждым, она стремилась максимально принести пользу обращавшимся к ней за помощью. Все, кому посчастливилось встречаться и работать с Мариной Лаврентьевной, отмечают ее необычайную сердечность, широту души, жизнерадостность и человеческую открытость. Каждую просьбу о помощи она воспринимала, как свой долг, и всегда была готова прийти на помощь и поддержать человека в трудную минуту.

Марина Лаврентьевна Попович активно участвовала в научной и культурной жизни Международного Центра Рерихов. Она остро переживала за все трудности, которые происходили вокруг нашего общественного Музея имени Н.К. Рериха в последние годы, прилагала все от нее зависящее, чтобы отстоять и сохранить общественный Музей и волю С.Н.Рериха в отношении переданного МЦР наследия его родителей. Мы всегда будем благодарны Марине Лаврентьевне Попович за важный вклад в популяризацию наследия семьи Рерихов и личный пример – пример человека высокой нравственности, мужества и силы духа.

Красивая, обаятельная женщина, необыкновенно добрый человек, энергичный, честный, решительный, самоотверженный, безгранично преданный любимой профессии, – такой Марина Лаврентьевна Попович навсегда останется в сердцах сотрудников МЦР.

Международный Центр Рерихов скорбит о невосполнимой утрате и приносит свои искренние соболезнования родным и близким М.Л. Попович.

Коллектив Международного Центра Рерихов

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5648

Программная работа Л.В. Шапошниковой в научном издании Республики Алтай


Владислав Соколов, к.ф.н., культуролог

Изображение Изображение

В научном журнале Горно-Алтайского государственного университета «Мир Евразии» (№ 2 (37), апрель-июнь, 2017 г.) опубликована работа крупнейшего российского историка и философа, академика Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, бессменного генерального директора Музея имени Н.К.Рериха (г. Москва) Людмилы Васильевны Шапошниковой «Космическое мышление и новая система познания».

Данная работа в обширном научно-философском наследии Л.В.Шапошниковой является одной из тех, которую можно назвать программной. Раскрытые в ней многие понятия и явления обретают силу действенного обновления современного научного знания, что даёт правильные ориентиры для его дальнейшего развития. В частности, это касается такого важнейшего явления российской исторической действительности, как космическое мышление, или космизм, а также новой системы познания, которая формировалась в русле данного мышления. Новая система познания представлена синтезом эмпирического научного и метанаучного (познание человеком окружающего через свой внутренний мир) способов познания. Тенденция к такому синтезу возникла в пространстве научно-философской мысли конца XIX – начала XX века, когда начал складываться новый вид мышления, определённый Л.В.Шапошниковой как космический.

Следует подчеркнуть, что синтез эмпирического научного и метанаучного познания проявился в ряде трудов выдающихся философов и учёных-космистов рубежа XIX–XX веков: В.С.Соловьёва, П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, А.Эйнштейна, Н.Бора, П.Тейяра де Шардена и др. Особо следует отметить, что данный синтез, иными словами, новая система познания, ярко представлена в научно-философском наследии таких русских учёных и мыслителей, как Е.И.Рерих и Н.К.Рерих, и, в частности, в многотомном труде, известном под названием Живая Этика. Эта философия космической реальности, как теперь именуют учёные Живую Этику, не случайно возникла в пространстве России в первой половине XX века, с её научным «взрывом» и удивительными прозрениями философов и деятелей искусства. То был единый процесс, протекавший в русле духовной революции, которая (в отличие от социальной революции, занимавшейся внешней стороной жизни человека: классовой борьбой и передачей власти угнетённым слоям общества, проблемами их экономического благосостояния и т.д.) имела отношение к внутренним, духовным, процессам, происходящим в человеке. Иными словами, философия Живой Этики не была отделена от тех происходивших в России событий, которые носили эволюционный характер. «В Живой Этике, – отмечает Л.В.Шапошникова, – мы находим созвучие идеям русских учёных, философов, художников, музыкантов и поэтов, которые творили в пространстве российской Духовной революции, где шёл эволюционный процесс созидания новой системы космического мышления» (Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Мир Евразии. – 2017. – № 2. – С. 42). Не учитывать всё это при анализе культурно-исторической роли Живой Этики нельзя; в результате это приведёт лишь к полному непониманию особой роли и самого явления этой философии в истории России.

Итак, в данной программной работе Л.В.Шапошниковой обосновывается существование двух главных направлений, или способов, познания – эмпирического научного и метанаучного, раскрываются их принципиальные особенности и взаимоотношение, а также эволюционный смысл синтеза этих способов познания. Впервые в науке выдвинута концепция культурно-исторических видов мышления (мифологическое, религиозное, научное, космическое мышление), каждый из которых имел в прошлом или имеет сейчас свои особенности, свою культуру, свою эпоху. Особый акцент в работе поставлен на зарождении и становлении четвёртого вида мышления – космического, на том большом вкладе, который был внесён в этот процесс выдающимися учёными-космистами и философами Серебряного века русской культуры. Обосновывается важнейшее место в формировании космического мышления Живой Этики – философии космической реальности, которая, как уже было сказано, содержит в себе новую систему познания. Впервые выявлены методологические положения Живой Этики, предоставляющие возможность понять те подходы к космической эволюции человечества, которые становятся неотъемлемой частью концепции нового мышления. Не случайно в самой Живой Этике отводится столь важное место качественному изменению мышления, что явится основой лучшего будущего, перемены всей жизни, которая будет строиться на основах культуры и постоянного расширения знания. Работа такого крупного отечественного мыслителя, создателя целой научной школы, как Л.В.Шапошникова, будет полезна работникам науки и образования, аспирантам и студентам, широкому кругу читателей, всем, кто открыт к освоению новых горизонтов знания, к осмыслению основ того нового мировоззрения, в формировании которого приняли участие выдающиеся учёные, представляющие гордость российской и мировой науки.

Хотелось бы выразить сердечную благодарность Главному редактору журнала «Мир Евразии», доктору исторических наук, профессору, академику РАГН, ПАНИ Н.С.Модорову (г. Горно-Алтайск) за размещение программной работы Л.В.Шапошниковой в столь уважаемом научном издании, а также выразить особую признательность руководителю МОО «Центр Культуры “Беловодье”» (п. Усть-Кокса) С.С.Овсянниковой за содействие в осуществлении данной публикации.
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5649

Международный Центр Рерихов принял участие в 19-й ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№

Международный Центр Рерихов принял участие в 19-й ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№, которая проходила с 29 ноября по 3 декабря 2017 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. Это мероприятие стало крупнейшим событием в российском книгоиздательском деле.

По доброй традиции посетители могли не только познакомиться с целой россыпью только что изданных на русском языке актуальных книг, но и принять участие во множестве презентаций, мастер-классов и творческих встреч, которые прошли в рамках ярмарки.

В этом году в ярмарке участвовали 20 стран и более 300 крупных издательств, а в основной экспозиции было представлено 13 000 новинок современной литературы.

Книжный магазин МЦР

e-mail: opt.book@mail.ru
http://www.icr.su/rus/publishing/nov/

Изображение Изображение

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5650

Суд прекратил дело по иску Хамовнической прокуратуры г. Москвы к Международному Центру Рерихов и Министерству юстиции РФ о несоответствии Устава МЦР действующему законодательству

07.12.2017 г. состоялось заседание Хамовнического районного суда г. Москвы, на котором рассматривалось административное исковое заявление Хамовнического межрайонного прокурора к Международному Центру Рерихов, Министерству юстиции РФ, Управлению Федеральной Налоговой Службы России по г. Москве о понуждении МЦР привести Устав в соответствие с действующим законодательством РФ, а также признать недействительной регистрацию Министерством юстиции изменений, внесенных в Устав МЦР, в редакции от 2017 г., и, соответственно, признать недействительной запись в ЕГРЮЛ о регистрации новой редакции Устава и внести в ЕГРЮЛ запись о ее недействительности.

На иск прокуратуры Министерство юстиции РФ представило отзыв, в котором полагало возможным оставить решение по вышеуказанному вопросу на усмотрение суда.

УФНС России по г. Москве просило суд отказать в части требований к Управлению, в остальной части также оставило решение по данному делу на усмотрение суда.

По результатам разбирательства судья Бугынин Г.Г. прекратил производство по данному делу в связи с тем, что заявленные прокурором Хамовнической прокуратуры г. Москвы требования не подлежат рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ, поскольку подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Суд мотивировал свой вывод тем, что Международный Центр Рерихов органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не является и его понуждение к совершению каких-либо действий Кодексом административного судопроизводства (КАС) РФ не предусмотрено.

Суд разъяснил административному истцу, что он имеет право разрешить спор по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Определение Хамовнического районного суда г. Москвы от 7.12.2017 г. http://www.icr.su/rus/protection/herita ... 2.2017.pdf

Письменные пояснения по административному исковому заявлению Хамовнического межрайонного прокурора г. Москвы о приведении устава МОО «Международный Центр Рерихов» в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации (6.12.2017) http://www.icr.su/rus/protection/herita ... 2.2017.pdf
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5652

Любовь Хоменок. Знамя Мира не будет опущено

Изображение

1 мая 2017 года в 3 часа ночи Знамя Мира было снято с флагштока у здания общественного Музея имени Н.К.Рериха, захваченного накануне Государственным музеем Востока (ГМВ) при поддержке силовых структур и Министерства культуры РФ. Это действие стало первым шагом, не оставившим сомнения в истинных намерениях государственных чиновников. Правда, он оказался настолько поспешным, что захватчики не подумали, как будут его объяснять возмущенной общественности. Поэтому неудобный вопрос защитников Международного Центра Рерихов (МЦР) о причинах снятия Знамени Мира практически застиг их врасплох, и им пришлось сказать первое, что пришло на ум. Так, один из сотрудников ГМВ после непродолжительной консультации с кем-то по телефону, заверил, что Знамя Мира убрано на время майских праздников, т.к. согласно законодательству на государственных учреждениях должен висеть флаг РФ. Конечно, защитники МЦР понимали, что это только отговорка, и, как показало время, они были правы. После майских праздников Знамя Мира не вернулось на свое прежнее место. Один из основных рейдеров, Т.К.Мкртычев, с облегчением от найденного решения заявил, что они не имеют право вывешивать символ Пакта Рериха, так как он зарегистрирован МЦР в качестве своей символики и не может быть использован другими лицами без согласования с ним. Конечно, этот господин лукавил, ведь на тот момент в усадьбе Лопухиных юридически еще мог находиться МЦР, а следовательно, и Знамя Мира, так как решение суда о выселении организации еще не вступило в законную силу. Да и сами здания усадьбы, со всем располагающимся там наследием Рерихов и имуществом МЦР были переданы следственным управлением ГМВ не в собственность (что, конечно, они и не имели бы права делать), а на временное хранение в качестве вещественных доказательств по делу Мастер-Банка (в юридической практике это также является абсурдным и вопиющим прецедентом). Правда, ГМВ не привыкать, ведь это уже не первый случай, когда имущество других владельцев он считает своим и распоряжается им, как хочет. Вспомним о 288 картинах из коллекции С.Н.Рериха, находившихся в ГМВ на временном хранении. В том же духе распорядился Т.К.Мкртычев и ненавистным Знаменем Мира, а стрелки общественного недовольства перевел на МЦР. В результате у некоторых рериховцев возник так называемый эффект «дежавю». Они снова обрушились на МЦР с обвинениями в «узурпации» высоких символов, и это при том, что Центр уже многократно давал исчерпывающие разъяснения по данной ситуации. «Сердобольный» г-н Мкртычев, конечно, не преминул воспользоваться «народным возмущением». Якобы поддерживая «справедливые требования», он начал грозиться отобрать у МЦР право на Знамя Мира. Как он собирается это осуществить, данный господин рериховцам не раскрывает, поскольку отлично понимает, что с правовой точки зрения это невозможно. Правда, как показал опыт, ГМВ, давно преступив всевозможные законы, предпочитает действовать так, как будто их вовсе не существует, поэтому от него можно ждать любых коварных действий.

Вдохновленные обещанием Т.К.Мкртычева и иже с ним, некоторые организации уже начали дележ Знамени Мира. Так, на сайте Национального рериховского комитета (НРК) опубликовано письмо Ольги Авиловой из Владивостока на имя президента НРК А.П.Лосюкова. В нем она сначала отметила выдающуюся роль НРК, который в условиях противостояния с МЦР смог поддержать и возглавить работу государственного музея с рериховской общественностью, а потом заявила буквально следующее: «Но, с другой стороны, мы не уверены в том, что НРК способен повести за собой Рериховскую общественность, мы не чувствуем в Вас достаточной силы и права на это, так как в Ваших руках нет Знамени Мира» [1]. Итак, по мнению Ольги Авиловой, флагманом рериховского движения может стать только знаменосец, причем совершенно неважно, каким способом и за какие заслуги ему достанется Знамя. Фактически она предлагает отобрать Знамя Мира у МЦР и передать его НРК. Г-н Лосюков, конечно, не против его принять и предлагает законному владельцу немедленно сдаться. В противном случае он, как и Т.К.Мкртычев, грозится судом и скандалом. «Альтернатива этому – обращение в судебные инстанции, долгое разбирательство и новый публичный скандал вокруг наследия Рерихов», – заявляет он [2].

В пылу борьбы за флагманское место подобные «рериховцы» как-то быстро позабыли о самих Рерихах и их отношении к защите высоких символов, о праве МЦР, переданном ему С.Н.Рерихом, о той огромной работе, которую МЦР провел для утверждения этого Знака в обществе, о противостоянии тем многочисленным сомнительным личностям и организациям, которые пытались прикрывать Знаменем Мира свои вредные психические практики, сумасшедшие идеи и далекие от духовности и культуры коммерческие цели.

В своем требовании к МЦР отказаться от права на Знамя Мира Ольга Авилова приводит цитату из дневника Н.К.Рериха: «…Каждый знак, имеющий древнее историческое значение, не может считаться личным изобретением. Применяя Красный Крест, А.Дюнан, наверное, не думал завладеть авторством креста».

И на основе этого делает вывод: «Аналогию можно продолжить так, что Красный Крест не является чьей-то частной собственностью и получил свободное распространение по всему миру, как должно поступить и с Красным Крестом Культуры – о таком мировом распространении неоднократно писала в своих письмах Е.И.Рерих» [3].

В ответ на это скажем, что ни сама цитата, ни вывод, сделанный из нее, не применимы к поднимаемой проблеме. Действительно, Н.К.Рерих никогда не приписывал себе авторство знака триединства, так же как и А.Дюнан «не думал завладеть авторством креста». Но только Николай Рерих заключил амарантовый трансформированный знак триединства в сферу того же цвета на белом фоне, используя принцип «золотого сечения», и только А.Дюнан всемирно известный крест сделал красным, также изобразив его на белом. Н.К.Рерих и А.Дюнан не приписывали себе изобретение великих древних символов, о чем и говорится в цитате, но обладали авторскими правами на предложенную ими их художественную трактовку. К слову сказать, О.Авилова считает, что Красный Крест «получил свободное распространение по миру». Наоборот, его использование строго регламентируется международным правом как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов. В США, например, в качестве торговой марки для отдельных товаров и услуг осуществлялась регистрация символов, содержащих знак Красного Креста, чтобы предотвратить его недобросовестное использование, в первую очередь в Интернете. Любое неразрешенное использование знаков запрещено [4].

Знак Знамени Мира широко использовался семьей Рерихов и созданными ими организациями, но вместе с тем Рерихи настаивали на его защите. Так, известно, что Николай Константинович в 1931 году подготовил все документы для оформления патента на знак Знамени Мира в США и приложил к ним рисунок и спецификацию, указав, что именно он является изобретателем «нового, оригинального и орнаментального рисунка для Флага и Знамени» [5]. Конечно, Знамя Мира могло стать всемирным символом, но для этого нужно было, чтобы Пакт Рериха ратифицировало большинство стран, что, как мы знаем, к сожалению, не случилось. Но даже если бы это произошло, то его использование стало бы строго регламентироваться международным законодательством, как и с Красным Крестом.

О необходимости защиты священных символов не раз высказывалась и Елена Ивановна Рерих. К примеру, упоминая в одном из своих писем о знаке Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, она отмечала: «Недопустимо, чтобы кто-то самовольно прикрывал сомнительные организации этим Знаком. В Америке взят копирайт на этот Знак… <…> Но допустить самовольные пользования Именем и Знаком мы не можем. Это необходимо установить совершенно определенно, ибо иначе мы разведем такие ячейки, от которых потом не отделаться» [6].

Позднее эту работу продолжили сыновья. В частности, Ю.Н.Рерих в одном из своих писем указывал: «Я бы хотел, чтобы имя “Урусвати” и знак Института были защищены здесь, в Индии, копирайтом. Пожалуйста, проведите необходимую регистрацию и защиту прав, как если бы это была торговая марка» [7]. И тогда и сейчас, если символика не охраняется в силу международных договоров, единственный способ защиты – это регистрация символики как торговой марки. Как видим, самих Рерихов это ничуть не смущало. И понятно почему, ведь они руководствовались целью охранить высокие символы и действовали, исходя из принятых в обществе юридических форм этой защиты. Они не были формалистами, и ханжество им было чуждо в отличие от некоторых современных последователей, которые, с одной стороны, так боятся словосочетания «торговая марка», а с другой, не брезгуют лгать, предавать, отнимать, клеветать и на Рерихов, и на Л.В.Шапошникову, и на МЦР.

Интересно, что Д.Энтин подтвердил, что «Знак Знамени Мира со словами Pax Cultura [The Pax Cultura Banner] до сего дня является зарегистрированной торговой маркой Музея Николая Рериха в Нью-Йорке» [4]. Но никто не высказал ему своего возмущения по поводу «узурпации» священного символа и низведения его до уровня копирайта. Но когда Знамя Мира зарегистрировал МЦР, все тот же Энтин и поддержавшие его обрушились на МЦР с резкой критикой. Где логика? Что позволено в США, не позволено в других странах?

В 1992 году С.Н.Рерих доверил МЦР права на издания, переиздания, комментирование и использование любыми другими способами наследия семьи Рерихов, включая символы рериховского культурного движения, нотариально заверив доверенность в Индии.

Изображение Изображение


Всем злопыхателям отлично известно, что благодаря МЦР Знамя Мира дважды побывало в космосе, на Южном и Северном полюсе, вручено президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, экс-генеральному секретарю ООН Кофи Анану и другим государственным и культурным деятелям. Об этом и многом другом рассказывала экспозиция зала Знамени Мира общественного Музея имени Н.К.Рериха, к сожалению, сегодня безжалостно уничтоженная захватчиками.

Во многом благодаря широкому распространению рериховских идей и их растущей популярности вокруг Знамени Мира возникло немало спекуляций. Так, всевозможные сектантские организации, такие как последователи Риклы, Нараямы, Профетов и другие, контактеры всех мастей, экстрасенсы, ярые националисты начали широко использовать его в своей деятельности. Особенно вопиющим было изображение Знамени Мира в одном из ночных клубов Москвы, где распространялись наркотики. Сложившаяся на тот момент ситуация стала ярким примером того, что происходит, если священные символы становятся достоянием всех и каждого без разбора, как предлагал еще г-н Энтин и как хотят сейчас Ольга Авилова, А.П.Лосюков, Т.К.Мкртычев и иже с ними.

Тогда МЦР, помимо популяризации Знамени Мира, взял еще на себя миссию его охраны, защитив, как советовали Рерихи, копирайтом. Эта защита касалась не только высоких символов, но и в какой-то степени будущего рериховского сообщества. Ведь воспользовавшись своим правом, МЦР смог отделить всю эту разношерстную и вредную толпу от самого движения. Если бы этого не произошло, то рериховцев свободно могли объявить сектантами, вредными оккультистами, националистами или сумасшедшими, и нашлись бы этому доказательства в виде использования этими сомнительными личностями и организациями высоких символов. К слову сказать, немало было проблем и в самом движении, которое по своей сути и тогда и сейчас неоднородно. О.Авилова обвиняет МЦР в том, что он запретил использовать Знамя Мира не связанным с ним рериховским организациям. Кого она имеет в виду? Может быть, не совсем адекватного Михаила Лунева и его сотрудниц, пугающих грядущим Апокалипсисом посетителей выставок репродукций Н.К.Рериха в разных городах России, или журнал «Дельфис», где порой можно встретить оккультизм самого низкого пошиба, против чего всегда выступали Рерихи, или одиозную газету Г.Горчакова «Знамя Мира», или снятие знака Знамени Мира с книжного магазина фашиствующего националиста А.Гарды в Риге? Заметим также, что, например, СибРО и тогда, и сейчас вывешивает у себя Знамя Мира беспрепятственно, то же делают и другие не сотрудничающие с Центром рериховские организации. Ведь главным критерием здесь служит отношение не к МЦР, как утверждает О.Авилова, а к самим Рерихам, их идеям и соответствующая им культурно-просветительская деятельность.

В защите Знамени Мира МЦР активно помогали его подразделения и многочисленные рериховские организации России и зарубежья. Так что большинство рериховского сообщества решение МЦР поддержало, а против выступили те, кто противостоял ему изначально, и надо признать, что, несмотря на некоторую шумиху, их всегда была горстка. Поэтому бесстыдной ложью является то, что МЦР «узурпировал священные символы», он только стремится их защитить.

Лукаво и утверждение А.П.Лосюкова, что он всегда занимал противоположную позицию и неоднократно высказывал свое недоумение руководству МЦР, в том числе по поводу регистрации Знамени Мира. Этот вопрос у бывшего президента МЦР попросту не возникал, или он очень искусно его скрывал. Это сейчас Александр Прохорович пытается всеми силами откреститься от Л.В.Шапошниковой, когда-то пригласившей его стать во главе организации, но будьте уверены, что, вступая в должность, он заводил совсем другие речи. Тому есть много свидетелей [8]. Действительно, было бы очень странно, если бы президентом МЦР стал человек, который уже тогда во всем противоречил основным принципам этой организации.

Хорошо известно, что А.П.Лосюков полностью разделял позицию МЦР и в отношении символики, и в отношении принадлежности Центру 288 картин, и в отношении общественного статуса Музея. Чтобы не быть голословными, приведем выдержки из выступления А.П.Лосюкова в его бытность Президентом МЦР на одном из заседаний Правления в 2014 году. «Вообще в основе всего этого спора лежит одно – государство, не имея на то никакого права, зачисляет картины в музейный фонд, – возмущался он. – И, таким образом, как бы считается, что оно приобрело на них право. Но юридически это не так. <…> Здесь хотят это представить, что мы хотим государственную собственность, которая неправомерно получена, поменять на частную собственность. А ведь это не так. Мы хотим поменять ее на общественную собственность… Но здесь это все уходит на второй план, потому что хочется опорочить МЦР и сказать, что тут вот есть шайка жуликов, которые хотят это все “растарабанить” куда-то. Что, конечно, не так. И вот это самое обидное, и поэтому нам надо мнение свое защищать. Поэтому можно сказать, что это не правовое решение, которое проталкивается административными методами» [9]. Тогда свою позицию он не боялся выражать и публично. Достаточно вспомнить фильм «Правда о завещании С.Н.Рериха» [10], где А.П.Лосюков снова возмущается попытками чиновников поставить под сомнение документ правопередачи С.Н.Рериха и его подпись, заверенную индийским нотариусом.

Думается, что после приведенных фактов не возникнет сомнения и в том, что банкир-меценат Б.И.Булочник тоже не вызывал у Александра Прохоровича вопросов. Тем более теперь выглядит абсурдным его мнение, что именно ради Мастер-Банка МЦР зарегистрировал свою символику. Намерения А.П.Лосюкова, что называется, лежат на поверхности, ведь таким образом он пытается еще больше подчеркнуть меркантильность интересов Центра, тем самым подыгрывая его врагам. На кого рассчитано это странное заявление? Ведь даже несведущему человеку становится понятным, что символика Мастер-Банка не имеет отношения к авторскому знаку Знамени Мира Н.К.Рериха, так же как авторский знак Знамени Мира по факту не является древним символом триединства.

Подобные заявления А.П.Лосюкова, как и его деятельность последних лет, свидетельствуют о двуличии и беспринципности этого человека, что не делает чести ни ему, ни всем тем, кто хочет видеть в нем лидера рериховского движения.

Можно заверить Александра Прохоровича и всех остальных, мечтающих вырвать Знамя Мира из рук МЦР, что этого не произойдет. И ради «самосохранения» (как считает А.П.Лосюков) организация, которой С.Н.Рерих передал все права на наследие Рерихов, не бросит священные символы под ноги подобным «деятелям рериховского движения».

Все эти невежественные нападки и заявления имеют один корень – яростное нежелание согласиться с четкой линией преемственности. Значение этой линии уже давно осознано подавляющим большинством последователей идей Рерихов, что позволяет им созидательно работать на ниве культуры в сотрудничестве с МЦР.

Изображение

Примером тому служит масштабный международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность». Находясь в тяжелейших условиях, МЦР совместно с рериховскими и другими культурными организациями России и зарубежья продолжает осуществлять его и по сей день. В результате Знамя Мира Н.К.Рериха торжественно обошло многие страны мира, в том числе и города нашей страны. Ему было отдано должное уважение в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, в отделении ООН в Женеве, во Дворце Мира в Гааге, штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, Отделении ООН в Вене, в Парламенте Аргентины. Поддержку проекту оказали главы государств и парламентов, мэры городов, государственные органы зарубежных стран, в которых проходили выставки. Он стал крупнейшей в России и в мире общественной инициативой в области сохранения культуры и мира за последние годы.

Вспомним завет Николая Рериха: «Пусть Знамя развевается над очагами Света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается и над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от зерна священного процвели и пустыни. Знамя поднято. В духе и сердце оно не будет опущено. Светлым огнем сердца процветет Знамя Культуры. Да будет!» [11]. Именно МЦР поднял Знамя Мира, прежде всего в духе и сердце, а потому не опустит его несмотря ни на что!


1. Авилова О.В. Пожелание Национальному Рериховскому комитету // Национальный рериховский комитет (офиц. сайт). Режим доступа: http:// xn----7sbhgebbvdxuvxbg8e.xn--p1ai/86-news/214-svetograd-o-znameni-mira

2. Лосюков А.П. Ответ О.В.Авиловой // Национальный рериховский комитет (офиц. сайт). Режим доступа: http:// xn----7sbhgebbvdxuvxbg8e.xn--p1ai/86-news/214-svetograd-o-znameni-mira

3. Авилова О.В. Обращение к сотрудникам Международного Центра Рерихов // Национальный рериховский комитет (офиц. сайт). Режим доступа: http:// xn----7sbhgebbvdxuvxbg8e.xn--p1ai/86-news/214-svetograd-o-znameni-mira

4. Куцарова М. Знамя Мира – Красный Крест культуры // Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: http://spb-icr.ru/defence/info/krasniykrest.php#17

5. Спецификация // Защитим имя и наследие Рерихов. Том 3. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: МЦР, 2005. С. 183.

6. Рерих Е.И. Письмо № 107 от 18 октября 1934 г. // Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 2 (1934). М.: МЦР, 2000. С. 107.

7. Рерих Ю.Н. Письмо № 438 от 17 марта 1936 г. // Рерих Ю.Н. Письма. В 2 т. Т. 2. М.: МЦР, 2002. С. 38.

8. Пресс-конференция в Музее имени Н.К.Рериха 14.01.2014 г. (13.33–16.07) // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=2927

9. Протокол заседания Правления МОО «МЦР» № 3/115 от 01.07.2014. С. 8.

10. Фильм-расследование «Правда о завещании С.Н.Рериха», студия «Зов культуры». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=0S_IW5JC-Qc

11. Знамя Мира. Сборник. М.: МЦР, 1995. С. 257.
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5653

Торжественное открытие выставки фотографий Л.В. Шапошниковой «По маршруту Мастера» в г. Добрянке

Вселенная красоты


Изображение
Герб города Добрянки

8 декабря 2017 года в выставочном зале Добрянского историко-краеведческого музея (Пермский край, г. Добрянка) начала свою работу выставка художественных фотографий Людмилы Васильевны Шапошниковой «По маршруту Мастера». Организатор выставочного проекта – Международный Центр Рерихов.

Л.В.Шапошникова – известный ученый-индолог, этнограф, академик, Заслуженный деятель искусств РФ, выдающийся исследователь творчества Н.К.Рериха. Впервые фотовыставка «По маршруту Мастера» была открыта в общественном Музее имени Н.К.Рериха в 2006 году. Более десяти лет проект пользуется неизменным успехом, охватывая многие города России и ближнего зарубежья.

Добрянка исчисляет свою историю с 1623 года, когда появились прикамские вотчины именитых Строгановых. Производство меди и железа принесло честь и славу добрянским мастеровым. Добрянское железо поступало на строительство Новодевичьего монастыря в Москве и Зимнего дворца в Петербурге. В настоящее время Добрянка является крупным энергетическим и лесопромышленным комплексом Урала. Здесь живут неравнодушные и дружелюбные люди. Неслучайно и заслуженно в Пермском крае Добрянку называют «столицей доброты». Не удивительно, что здесь выставка художественных фоторабот Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера» нашла многочисленных искренних почитателей, которым оказался близок пленительный мир Востока, связанный с эволюционными этапами культуры человечества с самых древних времен.

Л.В.Шапошникова в одиночку прошла по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Николая Константиновича Рериха. Это путешествие стало для нее особым этапом в постижении результатов уникальной экспедиции и отразилось в художественных фотоработах, представленных на выставке «По маршруту Мастера», а также в ее трудах. Художественному дару Л.В.Шапошниковой открылся величественный облик Азии, насыщенный яркими красками, красотой и гармонией. На фотоснимках отражены пейзажи Алтая, Гималаев, Монголии, Индии, их исторические ландшафты, бытовые сцены из жизни племен и народов, архитектура, верования и культура народов Кашмира, Ладака, Симлы, Кулу, Сиккима, Джамму, Чамбы. Дружелюбие, радость общения и возвышенность чувств жителей Востока мастерски запечатлел фотообъектив автора. Древние караванные дороги и храмы, королевские дворцы и жилища лам, горные реки, памятники и орнаменты, предметы культа и быта, традиции, зримо подтверждающие взаимопроникновение и взаимодействие культур народов Востока и славян, единство их корней – ничто не ускользнуло от внимательного взгляда фотохудожника. С уверенностью можно сказать, что Л.В.Шапошникова уловила наиболее прекрасные мгновения своего путешествия, несущие мощный эстетический заряд красоты.

Открывая проект «По маршруту Мастера» директор историко-краеведческого музея г. Добрянки Татьяна Станиславовна Матяшина отметила, что музей впервые принимает столь необычную выставку, широко охватывающую географическое и культурное пространство нашей планеты. Она рассказала о проявленном интересе педагогов к выставке, включивших в свои учебные планы ее посещение. Татьяна Станиславовна выразила уверенность, что выставочный проект станет «заметным событием в культурной жизни Добрянки».

Слово о Л.В.Шапошниковой, о ее творческом пути сказала Е.В.Рудакова, заместитель председателя Пермского регионального отделения Международной Лиги защиты культуры. Она отметила, что объектом исследования Людмилы Васильевны стали самые богатые в культурном и научном отношении регионы Азии. Ее привлекала идея общих истоков культур Востока и Азии. Л.В.Шапошниковой удалось запечатлеть на снимке краткий миг жизни во всей полноте его содержания, эмоциональной атмосферы и духовной глубины.

Краевед-исследователь, путешественник, коренной житель Добрянки Игорь Федорович Орлов провел параллели между своими впечатлениями от стран Востока и запечатленным обликом Азии на фотографиях Л.В.Шапошниковой. Его рассказ стал колоритным дополнением, живым подтверждением уникальности той части мира, которая многие века притягивает людей из разных стран.

С первого дня работы выставка «По маршруту Мастера» вызвала большой интерес жителей Добрянки высоким художественным достоинством, открывающим мир неведомый и прекрасный, дающим импульс к познанию древнего и современного Востока.

Л.Воронова

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5654

Международная общественность отметила в Риге 80-летие Первого конгресса Прибалтийских обществ Рериха


Изображение

Программа http://www.icr.su/rus/news/2017/programma-Riga-2017.pdf | Видеозапись https://www.youtube.com/watch?v=Tx_5tJF ... e=youtu.be | Приветствие Латвийской национальной комиссии http://www.shield-of-culture.org/postin ... 15#preview (Перевод) http://www.icr.su/rus/news/2017/UNESCO_ ... ule_RU.pdf | Материалы СМИ http://www.icr.su/rus/news/2017/gazeta- ... 2-2017.pdf

9 декабря 2017 года в Риге (Латвия), в Балтийской Международной академии прошла встреча за круглым столом «Пакт Рериха вчера, сегодня, завтра. К 80‑летию Первого конгресса Прибалтийских обществ Рериха». В ней приняли участие деятели культуры Латвии и представители рериховских организаций из Австрии, Белоруссии, Болгарии, Германии, Латвии, Литвы, России, Эстонии. Организаторами празднования знаменательного события выступили Латвийское отделение Международного Центра Рерихов (МЦР), Балтийская Международная академия, Международный Центр Рерихов и Европейская Ассоциация «EURASSIM».

Работе круглого стола предшествовало торжественное открытие встречи в фойе, где была развернута выставка, посвященная созданию и подписанию Пакта Рериха. В исполнении Евгении Дынко прозвучали музыкальные произведения: "Прелюдия До-мажор" И.С. Баха и «Вальс» Георгия Свиридова. С приветствием к участникам встречи и со словами благодарности в адрес Балтийской Международной академии обратилась председатель Латвийского отделения МЦР Марианна Озолиня. Она отметила, что Знамя Мира, являющееся символом Пакта Рериха, имеет непосредственную связь с местом встречи участников круглого стола. Здание, в котором надлежало пройти круглому столу, четверть века назад было одним из корпусов Рижского Института инженеров гражданской авиации, а среди выпускников этого института – космонавт Талгат Мусабаев. Он поднял в космосе Знамя Мира, полученное из рук вице-президента МЦР Людмилы Васильевны Шапошниковой.

Изображение Изображение
1. Выставка, посвященная созданию и подписанию Пакта Рериха. 2. Председатель Латвийского отделения МЦР Марианна Озолиня

В приветственном слове к собравшимся вице-президент МЦР Александр Стеценко отметил судьбоносную роль Пакта Рериха для всего человечества. Нападки на сообщества, продвигающие идеи Пакта, а также разрушение учреждений культуры, поднявших Знамя Мира, – подчеркнул он, – есть попытка остановить эволюционный процесс. Нам надлежит с честью пройти проверку на твердость и верность идеям, способным сыграть спасительную роль для нашей цивилизации.

Торжественную часть завершил первый ректор, член правления Балтийской Международной академии, доктор философии, профессор Валерий Никифоров. Он отметил благородство целей, достижению которых посвятил свою жизнь Н.К. Рерих, а также непосредственную связь культуры и образования как способа передачи накопленного опыта и знаний от одного поколения другому. Именно поэтому Зал Рерихов, открытый в Балтийской Международной академии несколько лет назад, является органичной частью вуза и местом проведения культурно-просветительской работы Латвийского отделения МЦР.

Изображение Изображение
1. Член правления Балтийской Международной академии Валерий Никифоров. 2. Вице-президент МЦР Александр Стеценко

После торжественного открытия участники и гости прошли в конференц-зал, где модератор встречи преподаватель отделения культурологии Балтийской Международной академии Ирина Маркина ознакомила участников торжества с приветствиями, пришедшими по случаю встречи и юбилея Первого конгресса Прибалтийских обществ Рериха. Их направили Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, отделение МЦР в Республике Беларусь и Финляндское общество имени Н.К. Рериха. Председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР Эдуард Томша приветствовал участников встречи в видеообращении.

Председатель Латвийского отделения МЦР Марианна Озолиня огласила приветствие Латвийской национальной комиссии ЮНЕСКО, которое генеральный секретарь комиссии Байба Мольника направила организаторам и участникам встречи.

Работа круглого стола была организована в формате мини-конференции. Председатель Латвийского отделения МЦР Марианна Озолиня рассказала о подготовке и проведении Первого конгресса Прибалтийских обществ Рериха в Риге. В довоенной Латвии Пакт Рериха был поддержан крупнейшими деятелями литературы и искусства. Люди, чьи имена носят сегодня государственные учреждения культуры, поставили свои подписи под обращениями к властям с тем, чтобы страна присоединилась к первому договору, которому надлежало стать краеугольным камнем в формировании международного права в области охраны культуры. К началу Первого конгресса Прибалтийских обществ Рериха было приурочено открытие официального Музея картин Рериха в Риге. Этому общественному музею Рерихи подарили в общей сложности 50 полотен.

В 30-е годы Двинская группа была подразделением Латвийского общества Рериха. О ее работе рассказала член правления Даугавпилсской группы Латвийского отделения МЦР Елена Шмейсе. Она подчеркнула, что везде, где Николай Рерих планировал осуществление своих замыслов, у него находились единомышленники. И Двинск, теперешний Даугавпилс, был в числе тех мест, где создалась группа людей, активно распространявшая идеи Пакта Рериха.

Председатель Европейской Ассоциации поддержки МЦР и его Общественного музея имени Н.К. Рериха, председатель Эстонского общества Рериха (Таллинн, Эстония) Елена Александрова выделила в своем выступлении общеевропейское значение работы Латвийского общества Рериха в 30‑е годы. Она рассказала о вкладе общественности Эстонии в распространение идей Пакта Рериха, об участии эстонских представителей в работе Первого конгресса Прибалтийских обществ Рериха, а также о публикациях эстонской прессы того времени.В выступлении была процитирована статья из газеты "Uus Eesti" (1937 г.) с репродукцией картины Н.К. Рериха «Старый король». В этой публикации, в частности, говорилось: «Можем с удовольствием отметить, что из всех иностранных гениев современности никого нет более близкого и родственного нам по духу, чем Николай Рерих».

Елена Александрова выразила тревогу, которую вызывают события, связанные с захватом Министерством культуры РФ общественного музея МЦР в Москве весной 2017 года.

Изображение Изображение
1. Елена Шмейсе. 2. Елена Александрова

Темой выступления сотрудника общества М.К. Чюрлениса из литовского города Радвилишкис Наталии Балкявичиене стала «Энергетическая мощь Знамени Мира и критерии истинной Культуры». Она обратилась к древним символам, показала их связь со Знаком Знамени Мира и обратила внимание на изначальное созидательное предназначение человека. Этому должно было способствовать искусство с его главной целью – создать человека человеком. В выступлении была подчеркнута неразрывная связь творчества Н.К. Рериха с философским учением Живой Этики, а также значение Культуры как средства для духовной жизни.

Вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Стеценко (Россия, Москва) в своем выступлении назвал Пакт Рериха посланием гения, указующего пути выхода цивилизации из череды вооруженных конфликтов. Н.К. Рерих видел выход через защиту Красоты, оформленную как охрана культурного наследия. Мы видим, что все конфликты в конечном итоге направлены на уничтожение культурных учреждений и людей, связанных с передачей знаний. Рерих предложил защищать вместе с объектами культуры их персонал, иначе нельзя воспитать молодое поколение. Идеи Пакта Рериха легли в основу концепции при создании ЮНЕСКО.

Показательно, отметил А.В. Стеценко, что все три созданных Рерихом общественных музея были разрушены. Первый – в Нью-Йорке – был разрушен после подписания Пакта Рериха. Второй – в Риге – был разрушен через несколько лет после Первого конгресса Прибалтийских обществ Рериха. Третий музей – в Москве – после успешной 25‑летней работы Людмилы Васильевны Шапошниковой и общественности разрушен Министерством культуры РФ, коллекции и имущество общественного музея захвачены. Не прекращаются попытки дискредитации МЦР, который провел четыре международные конференции, посвященные Пакту Рериха, и более 300 тематических выставок. Наивысшей точкой деятельности МЦР стал проект «Пакт Рериха: история и современность». При поддержке МИДа он прошел с 2012 года в 17 странах Европы, Азии и Латинской Америки, в 150 городах Российской Федерации. Проект был высоко оценен Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном. После этого над МЦР и его общественным музеем стали сгущаться тучи, и весной 2017 года произошел вооруженный захват усадьбы Лопухиных и разрушение общественного музея. Мы не можем не видеть в этих событиях определенную закономерность.

Изображение Изображение
1. Наталия Балкявичиене. 2. Александр Стеценко

Кандидат философских наук, доцент Уральского государственного университета имени А.М. Горького, председатель Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха Ольга Уроженко (Россия, Екатеринбург) в стендовом докладе, который зачитала член Латвийского отделения МЦР Г.В. Вдовина, обратилась к теме Пакта Рериха как выражению философии космической реальности. Она показала, как многосложное смысловое поле Знамени Пакта включает в себя многие ключевые образы, понятия, законы философии космической реальности, изложенные в Живой Этике.

Благодаря этому Пакт становится не просто ценным листом гербовой бумаги, не только важным юридическим документом, но рычагом переустройства жизни, мировым, международным импульсом для приведения в действие «поворотного рычага мира», «точкой опоры», которую искал Архимед, чтоб развернуть Землю на новый виток эволюции, двигателем на пути эволюции, якорем, удерживающим от сползания в бездну и рулем управления преображением жизни.

Хранитель коллекции зарубежной живописи, научный сотрудник художественного музея «Рижская биржа» Ксения Рудзите (Рига, Латвия) рассказала об истории рижской коллекции картин Н.К. Рериха. Художник очень тщательно подбирал полотна для Латвийского общества Рериха и по тематике, и по формату, исходя из особенностей помещений, в которых должен был открыться музей. Она остановилась на драматических моментах, связанных с разрушением музея в 1940 году, с утратой части коллекции во время войны, на драматических и трагических судьбах членов Латвийского общества Рериха, конфискации с последующим исчезновением архивов и библиотеки Латвийского рериховского общества. Ксения Рудзите рассказала о хранении полотен Николая и Святослава Рерихов, художественным музеем «Рижская биржа» и его выставочной деятельности в наши дни.

Директор Академической библиотеки Латвийского Университета Вента Коцере (Рига, Латвия) назвала Пакт Рериха хранителем Академической библиотеки Латвийского Университета. В 2009 году, когда над библиотекой нависла угроза закрытия, в ней проходила выставка, организованная совместно с Латвийском отделением МЦР и посвященная Пакту Рериха. Когда время работы выставки подошло к концу, библиотека попросила оставить ее ещё на некоторое время. Сотрудники старейшего книжного хранилища, основанного еще в 16 веке, волновались за судьбу библиотеки и воспринимали выставку о Пакте Рериха как особый щит. И только когда угроза закрытия библиотеки миновала, экспозиция отправилась в путь в другое место, где её уже давно ждали. Сегодня в Академической библиотеке Латвийского Университета хранятся раритетные издания и документы, связанные с жизнью и деятельностью Рерихов. Они регулярно выставляются, организация тематических выставок проводится в том числе в сотрудничестве с Латвийским отделением МЦР.

Изображение Изображение
1. Ксения Рудзите. 2. Вента Коцере

Сотрудник Минского государственного лингвистического университета, член Белорусского отделения МЦР Татьяна Захарова (Минск, Беларусь) раскрыла в своем видеовыступлении тему Пакта Рериха в контексте межкультурной коммуникации. Она отметила, что в Пакте Рериха сошлись все основные линии, связанные с развитием человеческого общества. В документе присутствуют несколько уровней – эволюционный и исторический, земной и космический, философский и политический. Актуальность идей Рериха проявляется через диалог культур, который может снимать напряжение и создавать обстановку доверия. В основе Пакта Рериха лежат общечеловеческие ценности, он рассматривает эволюционное значение Красоты как основу отношений между народами.

Секретарь Европейской Ассоциации «EURASSIM», председатель Немецкого Рериховского общества Галина Шнайдер (Ремшайд, Германия) обратилась к теме прошлого и будущего в сохранении культурного наследия. Она подчеркнула, что не все идеи Николая Рериха нашли свое отражение в современных международно-правовых актах в области культуры. Первоочередным вопросом является идея Пакта Рериха о безусловной защите культурных ценностей и приоритете культуры над военной необходимостью.

Отсутствие на различных государственных уровнях упоминаний об основополагающих идеях Николая Рериха, отраженных в международном праве, показывает низкий уровень знания и понимания идей Пакта Рериха. Никто не вспоминает и о концепции борьбы против «тихих погромов» культурных памятников в России, которую Н.К. Рерих впервые выдвинул еще до 1917 года. Происходящие в мирное время преднамеренные разрушения культурных учреждений – музеев, умышленное разрушение исторических памятников и неумелая реставрация либо отсутствие необходимых реставрационных работ приводит к уничтожению части культурного наследия всего человечества. Примеров тому можно привести множество, и самый яркий – разрушение Общественного музея имени Н.К. Рериха МЦР в Москве.

Член Международного комитета по сохранению наследия Рерихов Татьяна Житкова (Рига, Латвия) рассказала о работе этой международной неправительственной организации. Идеи Пакта Рериха, – подчеркнула она, – отвечают чаяниям народов мира и не отвечают интересам сильных мира сего. Латвийское общество Рериха в 30-х годах действовало в условиях регламентации – работа общественного музея в Риге была, например, ограничена двумя днями в неделю, нужно было испрашивать разрешение и на проведение Первого конгресса Прибалтийских обществ Рериха, и на открытие музея картин Н.К. Рериха.

На родине Рерихов отношение к художнику еще менее благоприятное. Развернулась борьба за наследие семьи со стороны не получивших его. Понимая, что наследие Рерихов является существенной частью мирового культурного наследия, на конференции МЦР, посвященной 75-летию Пакта Рериха, было принято решение о создании Международного комитета по сохранению наследия Рерихов. Он создан и в своей деятельности руководствуется нормами международного права. Самая болевая точка в его работе – ситуация с МЦР. Комитет обратился к Президенту России В.В. Путину с просьбой сохранить общественный музей МЦР. Кроме того, подчеркнула Татьяна Житкова, надо признать, что разгром общественного музея стал возможен в результате деформации понимания культуры в умах творческих людей.

Изображение Изображение
1. Галина Шнайдер. 2. Татьяна Житкова

Иностранный член Российской академии естественных наук, руководитель филиала МЦР в Болгарии, председатель Национального общества Рерихов (София), лауреат Международной премии им. Е.И. Рерих (София, Болгария) Марга Куцарова выступила на круглом столе по видеомосту. Она представила Пакт Рериха как целостную систему защиты культурных ценностей и обратила внимание на то, что Пакт впервые ввел и установил в международном праве ряд принципов и правил.

Через Пакт Рериха человечество обрело понимание того, что ценности культуры, независимо от их принадлежности, являются культурным наследием всего человечества, что они безоговорочно подлежат защите и уважению во время вооруженного конфликта, а также подлежат защите в мирное время.

Впервые устанавливается общеизвестный и обязательный знак для защиты ценностей культуры – Знамя Мира; персонал музеев, научных, художественных, образовательных и культурных учреждений подлежит защите так же, как и сами эти учреждения. Пакт Рериха не только являет всеохватный подход, но также предоставляет и очень высокий уровень защиты наиболее широкому кругу защищаемых объектов. Пакт Рериха – первый договор, который ввел в международное право защиту культурных ценностей в мирное время. Это связано с одной из главных целей Пакта, а может быть и самой главной – образовательной. Мир через Культуру – это одна из самых значительных идей, воплощенных в Пакте Рериха. Именно в силу этой идеи Пакт предусматривает охрану культуры в мирное время и требует приоритета культуры как в деятельности законодательной и исполнительной власти, так и в жизни общества.

Президент Австрийского общества Рерихов – Национальный Комитет Пакта Рериха, магистр права, член Координационного Совета российских соотечественников в Австрии по вопросам права Лейля Штробль (Вена, Австрия) участвовала в работе круглого стола по видеомосту и рассмотрела связь пространства глобальных гражданских инициатив и рериховского движения. Целью этого вида дипломатии, – сказала она, – является объединение гражданских усилий, направленных на удовлетворение интересов всех участвующих сторон во благо и процветание их стран и регионов. Публичная дипломатия гораздо ближе к людям и свободна от регламентированного протокола обычной дипломатии. Поэтому для нее характерен простой язык и ряд очень простых, но эффективных подходов в работе. Международное движение в поддержку Пакта Рериха создает эффективное коммуникационное пространство, в него вовлекается все больше людей, для которых культура имеет ведущее эволюционное начало. Задача активистов движения заключается в том, чтобы не только нести это знание в мир, но и сделать все для того, чтобы оно было воспринято нашими современниками и получило достойное место в жизни народов.

Кандидат социологических наук, председатель Пермского регионального отделения Международной Лиги защиты культуры Ольга Калинкина (Пермь, Россия) в стендовом докладе, который зачитала заместитель председателя Латвийского отделения МЦР Н.А. Слинько, обратилась к вопросу о взаимосвязи культуры и цивилизации.

Вопрос определения «культуры» и «цивилизации» для современной науки, подчеркнула она, остается дискуссионным. Одни эти явления противопоставляют, другие отождествляют. Недооценка роли культуры в развитии цивилизации, пренебрежение нравственной стороной жизни уже привела человечество к войнам, разгулу преступности, природным и техногенным катаклизмам общепланетарного характера. Весь ход исторического развития общества доказал, что цивилизация без культуры бесплодна, лишена своей сущности, лишена души. Для такой цивилизации характерно господство интеллекта, без души и сердца. Именно поэтому в современном обществе остро стоит вопрос защиты культуры и мирового культурного наследия.

Культура и цивилизация органично связаны, их нельзя рассматривать как два параллельных процесса, идущих независимо друг от друга. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить быт индивида, благодаря чему человек получает больше возможностей для творчества, духовного роста, культурного совершенствования, но этими возможностями нужно уметь правильно распорядиться.

После окончания выступлений участников круглого стола итог международной встречи подвела модератор Ирина Маркина. Она отметила, что 80-летие Первого конгресса Прибалтийских обществ Рериха связано с работой неправительственных организаций, сделавших очень много для того, чтобы защита культуры стала делом всечеловеческим. 80 лет для истории человечества мало, но для человека много. За это время появились документы, юридическая основа для действий государств, для того, чтобы защита культуры была не только подвижничеством энтузиастов. Вместе с тем защита культуры по-прежнему остается делом тех, кто в культуре непосредственно работает. Наше время – время глобальных гражданских инициатив. МЦР активно работает, чтобы спасти культуру как таковую. И это действительно дело огромной важности не одной территории, а работа глобального масштаба с вовлечением самых разных людей и общественных сил.

В заключение работы круглого стола председатель Немецкого Рериховского общества Галина Шнайдер ознакомила аудиторию с проектом резолюции, которая была принята единогласно.

Международная встреча завершилась просмотром документального фильма «Знамя Мира Рериха» латвийского режиссера Ансиса Эпнерса, снятого Рижской киностудией в 1986 году.

На встрече присутствовала второй секретарь Посольства Российской Федерации в Латвийской Республике А.А. Храпова.

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5658

Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Казанлыке (Болгария)

Изображение
Герб города Казанлыка

29 ноября 2017 года в галерее Национальной школы по пластическим искусствам и дизайну имени академика Дечко Узунова в городе Казанлыке (Болгария) была открыта выставка «Пакт Рериха. История и современность». Выставка организована Международным Центром Рерихов, Министерством образования и науки Болгарии, Международным Комитетом по сохранению наследия Рерихов, Национальной школой по пластическим искусствам и дизайну имени академика Дечко Узунова, Индологическим фондом «Восток – Запад», Национальным обществом имени Рерихов в Болгарии.

Казанлык находится в географическом центре Болгарии и является центром Долины роз, называемой еще Долиной фракийских царей. Уже больше столетия регион, знаменитый производством розового масла, каждый год в июне месяце отмечает праздник роз в Казанлыке. На территории долины открыто немало фракийских гробниц, склепов и храмов. Одно из последних крупных открытий – гробница царя Севта ІІІ, было сделано в 2004 году. Фракийская культура в своем расцвете дала античному миру Орфея – великого Учителя, принесшего бесценные знания и красоту искусства. Находящаяся в самом городе Казанлыке Фракийская гробница (ІV–ІІІ вв. до н.э.), называемая еще Казанлыкской гробницей, является самым значительным памятником фракийской культуры в Болгарии, в ней сохранены шедевры античной живописи. Казанлыкская гробница включена в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО, важное научное исследование, посвященное ей, принадлежит Людмиле Живковой (1942–1981), историку, министру культуры, выдающемуся государственному деятелю Болгарии, которая тесно сотрудничала со Святославом Николаевичем Рерихом.

По инициативе Л.Живковой Болгария в 1978 году провела масштабную Международную программу «Николай Константинович Рерих», в которой принял участие С.Н.Рерих. Во время одного из своих визитов в Болгарию в 80-е годы ХХ века, Святослав Николаевич посетил Казанлык, где он ознакомился с Музеем розы. Святослав Николаевич Рерих в Болгарии встречался не раз с Дечко Узуновым, выдающимся болгарским художником, который является патроном Национальной школы по пластическим искусствам и дизайну в Казанлыке.

Выставка Международного Центра Рерихов в Казанлыке, посвященная Пакту Рериха, как и другие выставки, организованные совместно с Министерством образования и науки Болгарии и средними школами, ассоциированными при ЮНЕСКО, проходит под патронатом Национальной комиссии Болгарии по делам ЮНЕСКО.

Выставку открыли директор Национальной школы по пластическим искусствам и дизайну имени Академика Дечко Узунова Ц.Виткова и руководитель филиала Международного Центра Рерихов в Болгарии М.Куцарова. Госпожа Виткова подчеркнула значение выставки, отметив, что она является частью Международного выставочного проекта МЦР и Международного комитета по сохранению наследия Рерихов, который начался в 2012 году в ЮНЕСКО, Париж, и прошел уже в 18 странах Европы, Азии и Америки.

В своем выступлении на открытии выставки М.Куцарова рассказала об огромном вкладе Н.К.Рериха в создание всей международно-правовой защиты ценностей культуры и людей творчества, о созданном Н.К.Рерихом Знамени Мира, об истории Пакта Рериха и об утверждении идей Пакта в Болгарии в 30-е годы ХХ века, благодаря Болгарскому комитету за Пакт Рериха и Болгарскому обществу Рериха. Она рассказала также о деятельности созданного С.Н.Рерихом в Москве Международного Центра Рерихов по популяризации и утверждении в мире идей Пакта Рериха, которые сегодня чрезвычайно актуальны не только в виду увеличивающегося количества вооруженных конфликтов в мире, но и в силу допускаемых разрушений культурных объектов в мирное время. На открытии выставки присутствовали учащиеся, преподаватели, а также представители музеев и культурной общественности города Казанлык.

После открытия выставки руководитель филиала МЦР в Болгарии М.Куцарова прочитала лекцию, посвященную Пакту Рериха и его инициатору – великому русскому художнику, ученому, мыслителю Н.К.Рериху. Она рассказала о важнейших идеях Н.К.Рериха, которые были им заложены в Пакте: идеи о Мире через Культуру и о приоритете культуры в жизни народов, в жизни общества и отдельного человека. Она также рассказала о связях Святослава Николаевича Рериха, выдающегося русского художника, мыслителя, ученого, младшего сына Н.К.Рериха, с Болгарией и, в частности, с Казанлыком. Выставка МЦР «Пакт Рериха. История и современность» будет экспонироваться в Казанлыке до конца декабря 2017 года.

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Публикации в СМИ:

Культура – наша величайшая ценность // Телевизия Пресс, Казанлык. 29.11.2017 http://www.presstv.bg/%D0%BD%D0%BE%D0%B ... %81%D1%82/
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5656

Татьяна Иванова. «Глубины Варяжского моря»

Картина «Выступление в поход (Варяжское море)» Н.К. Рериха является смысловым фокусом, вокруг которой выстроен лекционный цикл «Древняя Русь и Скандинавия», завершаемый данной лекцией, состоявшейся 26 ноября 2017 г.

В этом монументальном полотне, вошедшем в серию работ первых десятилетий XX века, посвященных варяжской теме, Н.К. Рерих предстает не только как художник, но и как историк, глубоко изучавший взаимопроникновение скандинавской и древнерусской культур по различным источникам и археологическим артефактам. Впервые картина была показана публике на выставке объединения «Мир искусства», прошедшей в декабре 1910 г. – январе 1911 г. в Санкт-Петербурге. Затем экспонировалась на многих выставках европейских стран и США. За участие в выставках в городах Швеции Н.К. Рерих был награжден Королевским Шведским орденом Полярной Звезды. Долгие годы картина находилась в частной коллекции. С 2005 года принадлежит собранию общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Не менее интересным, чем провенанс картины, является ее сюжет. «Выступление в поход» – глубоко историческое, героическое и в то же время лирическое произведение. Слушатели узнают, как художник подходил к работе над картиной, какие этапы предшествовали окончательному варианту, а также получат представление о драме исторических личностей, изображенных на ней.

Изображение
https://www.youtube.com/watch?time_cont ... s2UTUwIbDQ
Ответить

Вернуться в «Информация для СМИ - творческое наследие семьи Рерихов»