Новости Международного Центра Рерихов

Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5548

Любовь Хоменок. Почему в усадьбе Лопухиных не будет государственного музея Рерихов

Изображение

В последнее время многих почитателей семьи Рерихов очень волнует вопрос о судьбе усадьбы Лопухиных и музея Рерихов. Министерство культуры РФ и Государственный музей Востока в лице заместителя директора по научной работе Тиграна Мкртычева направо и налево уверяют, что создадут отличный музей и он станет международным центром культуры, о котором мечтали сами Рерихи. Защитники общественного Музея имени Н.К. Рериха, наоборот, уверены, что их музей закрыли и без юридических прав отобрали у общественной организации «Международный Центр Рерихов» наследие Рерихов, переданное ей самим С.Н. Рерихом не для того, чтобы создавать вместо него другой.

Чиновники против!..


К слову сказать, оснований думать, что чиновники вновь нарушат свои обещания, у защитников общественного музея более чем достаточно. И причины эти появились не в последнее время, а, что называется, укоренились в истории. Дело в том, что сами Рерихи сначала совсем не возражали против государственного музея, более того, мечтали о нем. Именно с этой целью Ю.Н. Рерих в конце 50‑х годов передал целую коллекцию картин своего знаменитого отца Министерству культуры СССР. И именно тогда стала заметна одна интересная деталь, которая заставила С.Н.Рериха позже сделать выбор в пользу общественного музея. Речь о диаметрально противоположном отношении к творчеству Николая Рериха широкой общественности СССР и советских чиновников. Установка последних была до безобразия проста. Ее очень хорошо выразил один из минкультовских функционеров: «…По своим художественным качествам эти работы (картины Н.К. Рериха. – Л.Х.) не принадлежат к числу значительных произведений искусства. Для советской общественности, для наших художников выставка этих работ пользы не принесет…» [1]. А вот советский народ, наоборот, отстаивал огромные очереди, чтобы попасть на выставки Николая Рериха, впервые открывшиеся в СССР благодаря Ю.Н. Рериху. Более того, многие из этих выставок по просьбам посетителей продлевали несколько раз. Неповторимая палитра красочных сочетаний рериховских полотен поражали посетителей, их глубокие философские идеи стали настоящим глотком свежего воздуха, взволновали людей. Ю.Н. Рерих радовался этому, ощущая, что «Иван стотысячный», как Рерихи называли русский народ, готов воспринять рериховские идеи. Именно поэтому он принял решение о создании Музея имени Н.К. Рериха. Но в планы советских чиновников это не входило. Они обманули Юрия Николаевича, и когда он большую часть привезенного наследия передал Министерству культуры, заперли его в разные музеи. Это стало ударом для старшего сына Николая Рериха и, возможно, одной из причин его ранней смерти [2]. По вине чиновников наследие, оставшееся в квартире Ю.Н. Рериха, также постигла незавидная участь. Несмотря на настоятельные просьбы С.Н.Рериха сделать квартиру его брата музеем, государство не пошло на это, более того, в результате различных махинаций она попала в руки авантюриста В.Ю. Васильчика, который распродал все находящиеся в ней ценности. И опять, несмотря на многочисленные протесты общественности, не один год чиновники равнодушно смотрели на этот бессовестный и беспрецедентный грабеж, а в некоторых случаях просто его прикрывали [3]. Не исключено, что мнение минкультовцев о творчестве Рерихов, как чуждом советскому народу явлении, продолжало действовать.

После ухода из жизни Ю.Н. Рериха миссию передачи наследия Рерихов на Родину взял на себя С.Н. Рерих. Нам хорошо известна история возвращения этих бесценных сокровищ в Россию и та негативная роль, которую в ней снова сыграли чиновники в лице Министерства культуры РФ и нового фигуранта – Государственного музея Востока. Они пытались всеми силами не допустить создания общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Вопреки официальным установкам, в центре Москвы на народные деньги все же была восстановлена старинная усадьба Лопухиных и открыт первый в России Музей имени Н.К. Рериха, где наряду с его жизнью и художественным творчеством широко было представлено и философское мировоззрение семьи Рерихов. Это событие стало возможным благодаря подвижничеству Л.В. Шапошниковой, доверенного лица С.Н. Рериха, выдающегося мыслителя и рериховеда, ставшего бессменным директором нового Музея.

Создание общественного Музея не ослабило борьбу чиновников с мировоззрением Рерихов. Правда, она сосредоточилась на попытках отнять наследие Рерихов у общественной организации Международный Центр Рерихов, созданной Святославом Николаевичем, и уничтожении ее общественного Музея – средоточия новых эволюционных идей выдающейся семьи.

«Но ведь сейчас не те времена», – могут заметить сторонники Государственного музея Рериха. Советского союза давно нет, чиновники цитируют в своих докладах Николая Рериха, и вообще, демократия… Да, времена уже другие. Благодаря общественному Музею имени Н.К. Рериха творчество великого художника и мыслителя стало доступно широким кругам общественности. Во многих городах состоялись выставки картин Николая Рериха, начали издаваться большими тиражами литературные и философские произведения выдающейся семьи, сниматься фильмы. О Рерихах узнали и заговорили. Но вот сознание чиновников… Изменилось ли оно? Скажем прямо, нет. Так, советник министра культуры К.Е. Рыбак, принимающий самое активное участие в разрушении общественного Музея имени Н.К. Рериха, во всеуслышание признается, что Рериха он не любит. В его кабинете только две книги, посвященные Рерихам. Одна – это каталог картин Николая Рериха, другая – одиозный опус против Рерихов дьякона Кураева «Сатанизм для интеллигенции». Тем не менее именно К.Е. Рыбак явился инициатором создания так называемого Национального рериховского комитета [4]. С чего это вдруг человек, негативно относящийся к рериховскому мировоззрению и творчеству Н.К. Рериха, принимает участие в создании рериховской организации? Все становится понятным, когда выясняется, что этот комитет выступает против общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Ну, а об уровне восприятия культуры вообще и отношении к творчеству Рерихов, в частности патронов К.Е. Рыбака – министра культуры РФ В.Р. Мединского и его зама В.В. Аристархова, мы уже писали [5]. Достаточно вспомнить, что означенные чиновники не раз публично заявляли свою позицию, обвиняя МЦР в сектантстве и мошенничестве. Можно вспомнить и растиражированное СМИ требование министра культуры Крыма Арины Новосельской пресечь якобы пропаганду Агни Йоги в детских лагерях [6]. Возможно, именно с подачи Министра культуры РФ В.Р. Мединского, побывавшего летом 2016 году в Крыму, его подопечная и сделала столь странное заявление, ведь лагеря относятся к министерству образования, т.е. к другой епархии, а ее руководство никаких претензий к рериховцам не предъявляло. И, наконец, если бы Минкульт действительно хотел диалога, то не выдвигал бы ультиматумов, как это делал В.В. Аристархов [7].

Опять же, разрушение общественного Музея происходит вопреки мнению народа, который отчаянно борется за его сохранение: круглосуточная вахта у ворот усадьбы Лопухиных, множество писем в разные инстанции с просьбой остановить чиновничий беспредел, несколько петиций в Интернете и многое другое. Даже после закрытия Музея к нему приходят сотни людей. Возмущенные и огорченные, они оставляют свои полные боли и отчаяния отзывы [8]. В них, вопреки официальной пропаганде, звучит истинная оценка случившегося. В данном случае правда на стороне народа, всем сердцем поддержавшего волю Рерихов, и потому можно сказать, что «Глас народный – глас Божий!», но чиновники, как всегда, его не слышат.

Живая Этика на выход?

За что же так не любят в Министерстве культуры философию Рерихов? Возможно, за то, что в ней раскрываются основы подлинной свободы личности и указывается путь культуры как единственный, позволяющий человеку осознать себя истинным творцом. А многим ли чиновникам нужен просвещенный, творческий, думающий и стремящийся к высоким идеалам народ?

Установку Минкульта свято выполняет и Т.К. Мкртычев, заместитель по научной работе директора ГМВ, которому поручено создать Государственный музей семьи Рерихов на костях общественного. В этом плане показателен его диалог на facebook, где он предельно ясно излагает свою позицию относительно будущей «прописки» Живой Этики в создаваемом им музее [9]. Доктор наук с легкостью признается, что с философией Рерихов он не знаком и знакомиться не собирается, даже несмотря на уговоры своих наивных сторонников. «Государственный музей Рерихов не предполагает заниматься популяризацией Живой Этики», – уверенно и не единожды заявляет он. На более настойчивые вопросы как бы выдавливает из себя: «В каких формах Живая Этика будет представлена – во внимательном отношении к каждому посетителю. А почему нет?» Т.К. Мкртычев даже не хочет понять разницу между обычной бытовой этикой и универсальной Живой Этикой. А может, просто прячет за этим ничего не значащим ответом свое нежелание вникать в мировоззрение Рерихов и уверенность в его бесполезности для своего нового поприща? Если это действительно так, то как ученый, который начал заниматься рериховским наследием, не желает его изучать? Думается, в конце нашей статьи мы ответим и на этот вопрос.

Единственное, что Т.К. Мкртычев обещает сделать, так это предоставить площадку для обсуждения и изучения философии Рерихов. «Мы предлагаем площадку для изучения Учения, и дадим возможность исследователям работать с архивами и произведениями Рерихов» [9]. Но опять же, может, предоставят площадку, а может, и не предоставят. Музей‑то государственный, как скажут сверху, так и будет. Т.е. подобные заверения ни к чему не обязывают, их всегда можно нарушить, если прикажут. Ну, а сколь значительным будет влияние общественности на содержательную часть проектов подобного музея, уже продемонстрировало обсуждение концепции будущей выставки Н.К. Рериха в Манеже. В ходе дискуссии некоторых лояльных рейдеров, сторонников рериховской философии, предложивших отобразить в выставке и идеи Живой Этики, остудили холодным душем официальной установки – Н.К. Рерих будет представлен только как художник [10].

Свое отношение к достижениям МЦР и научной деятельности Л.В. Шапошниковой Т.К. Мкртычев в диалоге тоже продемонстрировал: «Более того, мы предлагаем тезис для работы – “Вернуться к Рериху”. То есть мы хотим предложить исследователям отказаться от интерпретаций Живой Этики, которые предлагали деятели МЦР, и изучать не труды Л.В. Шапошниковой, а Н.К. Рериха и Е.И. Рерих» [9]. Этот тезис в устах Т.К. Мкртычева, который сам Живую Этику даже не читал, звучит не только цинично, но и комично. Особенно его «настоятельная рекомендация» одному из участников диалога внимательней читать Учение: «…Внимательнее читайте Учение. Л.В. Шапошникова создала СВОЁ – СВОЁ учение. Оно ничего общего с учением Рерихов не имеет» [9]. Спрашивается, с чего он это взял? Где доказательства, которыми должен подкреплять свои тезисы любой серьезный ученый? Как показали его выступления и интервью ангажированным СМИ, такими «мелочами» Т.К. Мкртычев себя не утруждает.

К слову сказать, для изучения трудов Н.К. Рериха и Е.И. Рерих у самых разных ученых имеются огромные возможности. Причем во многом именно благодаря МЦР, который регулярно эти труды публиковал. К сожалению, на сегодняшний день, кроме работ Л.В. Шапошниковой, нет ни одного фундаментального исследования философии Рерихов. Людмила Васильевна смогла дать ее развернутый и глубокий анализ, который показал, что идеи Живой Этики вобрали в себя самое ценное из прошлого и настоящего человечества, объединили мысль Востока и Запада, научное и вненаучное знание. Не случайно Л.В. Шапошникова определяет философию Рерихов как философию космической реальности. Важная роль в ней отводится взаимосвязи человека и Космоса. «Человек, – пишет Л.В. Шапошникова, – в своем бытии не может быть отделен, обособлен от энергетической структуры Космоса. Он несет ее в себе и поэтому живет по тем же законам, что и Космос» [11]. В Живой Этике легко читаются идеи космизма, поэтому Людмила Васильевна уделяет его творцам так много места в своих произведениях, анализируя их идеи и проводя параллели с философией Рерихов. Но именно потому, что Л.В. Шапошникова определила Живую Этику как вершину русского космизма, обосновала ее неизбежность, раскрыла ее методологию, иными словами, представила ее как выдающееся явление мировой культуры, без изучения которого невозможна дальнейшая эволюция человечества, Тигран Мкртычев и предлагает отказаться от ее трактовки Живой Этики. Есть у этого предложения и еще одна лукавая цель – это обесценивание самого создания общественного Музея, в основу которого также были положены идеи Живой Этики. Так что же останется, если последовать призыву Мкртычева? Обоснования Живой Этики как явления мировой культуры нет, экспозиции общественного Музея и всех его достижений тоже нет. А что есть?

В.А. Росов, оклеветавший Николая Рериха, А.И. Андреев, представивший Е.И. Рерих якобы больной женщиной, Н.Е. Самохина, объявившая философию Рерихов эзотерикой, и наконец, сочинения дьякона А. Кураева? Во всяком случае, против них Т.К. Мкртычев не выступает, впрочем, как и его сторонники.

Когда откроется Музей?

Многочисленным читателям, слабо знакомым с философией Рерихов, но с большим уважением относящимся к художественному творчеству Н.К. Рериха, все наши предыдущие рассуждения об их мировоззрении могут показаться несколько отвлеченными. Их интересует вопрос: «Когда же, наконец, картины мастера будут доступны для лицезрения в Музее Рерихов?» То есть они хотят знать, когда же откроется музей?

Сразу после рейдерского захвата Т.К. Мкртычев уверял, что Государственный музей откроют уже в конце мая. Чуть позже он перенес его открытие на осень и то только залы первого этажа. И, наконец, уже в августе на прямой вопрос одной посетительницы: «Когда откроют музей?», – ответить ничего не мог. Так откроется ли он вообще?

Давайте разбираться, и поможет нам в этом сам Т.К. Мкртычев, вернее, все те же его ответы на facebook сердобольным рериховцам о будущем Музея. Сейчас мы не будем вдаваться в подробности этого показательного диалога. Обратим внимание только на то, как ловко Т.К. Мкртычев обходил неудобные вопросы, как пытался понравится, но не говорить ничего лишнего и одновременно осторожно подогревать негативное отношение к сотрудникам МЦР, используя свои излюбленные приемы – ложь и полуправду. Но как бы он ни пытался скрыть правду, она с завидным упорством пробивается сквозь толщу приторной фальши и ее можно распознать. Достаточно углубиться в ответы Т.К. Мкртычева, чтобы разобраться в некоторых деталях, ведь не зря говорят, что дьявол кроется в деталях.

Итак, своим вопрошателям он, конечно, обещает «золотые горы»: «…Новая экспозиция, выставочная площадка для интересных проектов – широко – от рериховского наследия и восточного искусства до русского искусства; действующий лекторий – лекции по наследию, истории искусства, истории религии; открытая библиотека – планируем расширять и думаем в какую сторону двигаться; место для взаимодействия с многочисленными рериховскими организациями; научная работа; выставочная деятельность вне музея» [9]. Все это в оборудованном по последнему слову техники, обновленном музее. Но вот что нужно, чтобы создать такой музей? Отвечая на этот вопрос, Т.К. Мкртычев начинает, как всегда, с критики МЦР, подменяя факты эмоциями. «И не могу не сказать, что руководство МЦР − судя по оборудованию депозитария − имело средства на создание достойных условий хранения для наследия, но не имело мозгов (простите, не сдерживаюсь) и сделало депозитарий в подвале. Тут можно поставить много “!!!!”. Что такое подвал? Сырость, затапливаемость, грибок и прочее» [9]. Этот упрек Т.К. Мкртычева придется прежде всего адресовать многим крупным музеям, чьи депозитарии также находятся в подвальных помещениях. Например, музейно-выставочный комплекс Музеев Московского Кремля [12], Этнографический Музей в Санкт-Петербурге [13], а кроме того, по словам Ирины Антоновой, фонды Лондонской картинной галереи также располагаются в подвалах [14] и др. Не знало об этих выводах Т.К.Мкртычева и Мосгорнаследие (бывшее УГК ОИП г.Москвы), которое утверждало проектную документацию по реставрации и приспособлению усадьбы Лопухиных. Можно также вспомнить, что господин Мкртычев в ноябре 2015 года входил в комиссию Минкульта по проверке Депозитария МЦР, которая не обнаружила никаких нарушений [15]. Также и проверки Мосгорнаследием, плановая в декабре 2015 года и внеплановая в августе 2016 года, никаких нарушений по Депозитарию не выявили.

Сердобольный Мкртычев предлагает: «…Поместите наследие не в подвал, а на первый этаж!!!!». [9]. Т.е. он хочет убрать с первого этажа главного здания административную часть во флигель, освободив тем самым новые площади. Но ему этого мало, он планирует провести ремонт стен во всех залах второго этажа главного здания, для того чтобы снять матерчатые обои, а также в корне поменять прежнюю экспозицию.

Можно вспомнить также, что в самом ГМВ недостаточно места для коллекции картин Н.К. и С.Н. Рерихов, поэтому какую-то их часть, вероятно, придется отправить в усадьбу Лопухиных, а также перенести туда и мемориальный кабинет Николая Рериха. Не забудем, что и особняк Луниных, где располагается Музей Востока, давно ждет обещанного ремонта и поэтому, возможно, его сотрудникам придется временно переехать в усадьбу Лопухиных, а за ними, может быть, последует и часть экспонатов, так как павильон ВДНХ, выделенный под их хранилище, совсем к этому не готов. И если наши предположения верны, то весь этот «компот» предстоит «расхлебывать» Мкртычеву. Есть от чего схватиться за голову.

Теперь попробуем углубиться в детали нововведений Т.К. Мкртычева.

Давайте подумаем, в какие залы первого этажа Главного дома собирается перевести Депозитарий Т.К. Мкртычев. Если имеются в виду выставочные залы, оборудованные Международным Центром Рерихов системами вентиляции и сигнализации, то музей лишится приличного выставочного пространства. Если же речь идет об административных помещениях, то необходимо будет разобрать перегородки и паркетные полы, так как разводки системы вентиляции в сводчатых залах можно разместить только под полом. Для этого, возможно, придется поднимать уровень полов, в результате чего высота сводчатых палат, то есть расстояние от пола до сводов, значительно сократиться. Более того, устанавливать оборудование вплотную к стенам не позволят своды. Также для обоих вариантов останется открытой проблема размещения в помещениях системы газового пожаротушения (в соответствии с действующими требованиями), которой оборудованы существующие помещения Депозитария МЦР. Необходимо будет найти помещения для новой вентиляционной камеры и новой станции пожаротушения. Все подобные планы потребуют разработки специальных проектов, их длительного согласования в различных инстанциях, начиная от Мосгорнаследия и Минкульта и заканчивая МВД и МЧС. Даже если в административных помещениях будет располагаться не депозитарий, а выставочные залы, то все эти работы также необходимо будет провести (за исключением системы пожаротушения). При этом может сократиться высота сводчатых помещений и, как следствие, выставочная площадь стен.

Не лучше дело будет обстоять и с экспозиционными залами второго этажа, где планируется убрать обои. Сначала нужно произвести демонтаж установленного прежде оборудования (а это системы подвески, освещения, сигнализации, видеонаблюдения и др.), затем привести в порядок стены, снова проложить все необходимые коммуникации. Куда при этом девать картины и где их хранить?

Если Т.К. Мкртычев утверждает, что осенью откроет залы первого этажа для выставки, то можно быть уверенным, что она довольно быстро закроется, а также, что работы по перемещению депозитария в этом году не начнутся. Значит, в ближайшее время желающим видеть произведения Рерихов не на что надеяться. Ремонт начнется только в следующем году и, вероятно, затянется на неопределенное время.

Кроме того, все это потребует очень больших денежных вливаний и не только на строительные работы. Как нам кажется, довольно точно охарактеризовал ситуацию один и оппонентов Т.К. Мкртычева на facebook: «Вы сказали, что осенью планируете открыть музей, и до этого срока успеете провести все технические работы, по дизайну музея и у вас на примете есть человек, который вам это сделает. Насколько я знаю, что для таких работ обычно проводится тендер, если организация является собственностью государства, а для этого из бюджета выделяется определенная сумма, дальше составляется проект, он утверждается. Стоимость дизайнерских услуг сейчас составляет до 100 у.е. кв. м. Бюджет утверждается раз в год, поэтому вы на реконструкцию музея деньги, в лучшем случае, увидите только в следующем году. Если условия сложатся для вас благоприятно, то со всеми услугами чиновников и откатов это должно занять не один миллион долларов» [9].

На что Т.К. Мкртычев отвечает: «Минкульт нам обещает денег на содержание музея до конца года, которые будут нам выделены из резервов. В сентябре составим новый бюджет, подадим и будем жить в ритме госучреждения. В штате у нас есть и хранители, и архивисты, и библиотекари, так что надеюсь, всё будет хорошо» [9]. Конечно, сотрудникам, которых небольшой штат, выплатить зарплату с этих денег может и хватит, но ремонт – это отдельная статья расходов. Достаточно вспомнить, в каком кризисе сейчас находится Россия: когда сокращается бюджет, свертываются многие социальные программы, проводятся реорганизации и сокращения с единственной целью – высвободить дополнительные средства. А сколько памятников по стране, находящихся в ведении Минкультуры и требующих для их спасения незамедлительной реставрации с выделением значительных денежных средств! Думать, что Минфин в таких условиях выделит внушительную сумму на дорогостоящий ремонт Музея Рерихов, по меньшей мере, наивно.

Но самое главное, что этот ремонт нецелесообразен. Т.К. Мкртычеву и Ко достаточно было лишь научиться пользоваться дорогостоящим оборудованием Депозитария МЦР, и хранилище не нужно было бы переносить на первый этаж. Тем более, что его расположение в подвале также не противоречит действующим нормам, о чем мы уже писали. При создании общественного Музея рассматривались разные варианты хранения экспонатов, в том числе и предложенный сегодня Т.К. Мкртычевым, но остановились на настоящем способе. И на протяжении десятка лет у различных комиссий не было претензий к этому выбору МЦР, наоборот, все констатировали хорошее состояние фондов общественного Музея. Проблемы появились, когда кресло министра культуры занял В.Р. Мединский. Тогда усадьба Лопухиных была передана в оперативное управление Музею Востока, и тот стал прилагать разнообразные усилия, чтобы «выдавить» оттуда прежнего арендатора – МЦР. Для этого использовались многочисленные проверки, которые по мановению волшебной палочки Минкульта стали находить недостатки на пустом месте.

Что же касается грибка, то от него не застрахованы и стены первого этажа, ведь самому зданию уже более 300 лет. Так что перенос депозитария этой проблемы точно не решает.

Получается, что Т.К. Мкртычев собирается просить у государства очень круглую сумму на утопичный проект в условиях жесточайшего экономического кризиса. Воистину, для того чтобы зарубить создание Государственного музея Рериха на корню, лучший способ трудно было бы придумать. Иными словами, так называемый директор Государственного музея семьи Рерихов, конечно, не без поддержки сверху, делает все, чтобы Музея, посвященного Рерихам, не было в принципе, ни общественного, ни государственного, никакого.

Тогда зачем он с такой озабоченностью говорит о переустройстве Музея, зачем рисует яркие картинки его будущего за государственной «стеной»? На ум приходит только один ответ: чтобы объяснить общественности, почему Музей Рериха не работает и отчасти успокоить ее. Отсюда и причитания Т.К. Мкртычева относительно разрушения памятника архитектуры «головотяпами» из МЦР, ведь надо же обосновать бесполезный ремонт, а заодно подчеркнуть его сложность. А дальше дело техники. Закрывается Музей и под его видом перепрофилируются здания усадьбы Лопухиных. Общественность успокаивают тем, что ремонт музея – дело, трудоемкое, затратное, а денег выделяется недостаточно. Через несколько лет обещаний, когда волна возмущения схлынет параллельно с ожиданиями, об идее создания Музея Рериха уже никто не вспомнит, и вот тогда и прекрасные здания усадьбы в центре Москвы, и дорогостоящее рериховское наследие может оказаться в полном распоряжении тех, кто заказал этот рейдерский захват.

К сожалению, признаки грядущего «перепрофилирования» уже наблюдаются. Первое, что сделали рейдеры, – это сняли Знамя Мира Рериха с флагштока МЦР, далее убрали таблички с именами основателей Музея, среди которых значится имя С.Н. Рериха, т.е. фактически начали изгонять память о дарителе наследия Рерихов, а 4 августа демонтировали вывеску общественного Музея Рериха. Однако и на этом они не остановились. Сотрудники и волонтеры, дежурящие у Музея, заметили в последнее время повышенное внимание рейдеров к мемориалу, посвященному Н.К. и Е.И. Рерихам. Они внимательно осматривали памятник, приглашали даже его скульптора Сергея Манцерова. Можно только догадываться, что захватчики собираются с ним сделать, но в судебном иске к МЦР мемориал назван незаконным самостроем и, согласно закону, подлежит сносу. Первый шаг к этому тоже уже сделан: снята доска с перечислением всех лиц и организаций, пожертвовавших средства на памятник. Если рейдеры действительно собираются демонтировать мемориал как самострой, то сомнений относительно будущего Музея не остается. Согласитесь, очень странно, что Музею Рериха не нужен памятник Рерихам [16]. Кроме того, как справедливо заметила одна из посетительниц общественного Музея, нигде нет никакой информации о ремонте в его зданиях, сроках окончания и организации-подрядчике, как это делается в подобных случаях, например, на объектах реставрации музейного городка ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Итак, всевозможные противоречия, странности и нелепости, связанные с организацией государством Музея Рерихов на костях общественного, объясняются весьма просто. Государственного музея семьи Рерихов в усадьбе Лопухиных не будет, потому что он не нужен российским чиновникам, равно как и наследие Рерихов в свободном доступе, поэтому углубляться в Живую Этику Т.К. Мкртычеву ни к чему, ведь он только администратор на время перепрофилирования объекта. Ну, а как же нравственные принципы, понятие совести, необходимые истинному хранителю рериховского наследия? Таких определений, видимо, нет в лексиконе Т.К. Мкртычева, в чем он публично не стесняется признаваться. «У меня нет совести», – заявил он недавно защитникам общественного Музея. Может быть, он сказал это в шутку, но она очень была похожа на правду. Ведь разрушать музей, неважно, государственный или общественный, может только человек без совести и чести, человек к культуре равнодушный.

Да, тем людям, которые сейчас хозяйничают в усадьбе Лопухиных, все равно, как сложится будущее музея и в чьих руках окажется наследие Рерихов. Тем не менее не побеждены его истинные защитники и они сделают все, чтобы в усадьбе Лопухиных снова распахнул двери общественный Музей имени Н.К. Рериха.

_________________________________________

1. Ревякин Д.Ю. Гибнущее наследие: Московская квартира Ю.Н. Рериха. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2010. С. 24.

2. Там же. С. 37.

3. Там же. С. 79–96.

4. Титов А. Маски сброшены // Адамант (офиц. сайт) Режим доступа: http://www.lomonosov.org/article/maski_sbrosheny.htm

5. Хоменок Л. Под масками «судей» // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт) Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5255

6. Минкультуры Крыма обвинило центр Рерихов в пропаганде оккультизма // Life Культура (офиц. сайт). 19 июля 2016 г. Режим доступа: https:// life.ru/t/культура/879565/minkultury_kryma_obvinilo_tsientr_rierikhov_v_propaghandie_okkultizma

7. Письмо первого заместителя министра культуры РФ В.В. Аристархова президенту Международного Центра Рерихов Ю.Х.Темирканову от 10.10.2016 г. // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт) Режим доступа: http://www.icr.su/upload/pdf/Ultimatum_ ... 0.2016.pdf

8. Отзывы посетителей после захвата общественного Музея имени Н.К. Рериха // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт) Режим доступа: https://save.icr.su/ru/2017/08/otzyvy-p ... -k-reriha/

9. Агни Йога и Рерихи. Общедоступная группа // Facebook. Режим доступа: https://www. facebook.com/groups/74280704861/permalink/10154818776654862/

10. Дискуссия в ГМВ об организации выставки Рериха в московском Манеже // YouTube. Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=Eq1EHrGyEx8&t=11s

11. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: http://www.icr.su/rus/conferencies/2003 ... nikova.php

12. Баева С. Главный вход с Красной площади // Московская перспектива (офиц. сайт). Режим доступа: http://www.mperspektiva.ru/topics/13502/

13. Этнографический музей получил «добро» на фондохранилище // Фонтанка: Петербургская Интернет-газета (офиц. сайт). Режим доступа: http://www.fontanka.ru/2009/07/24/128/

14. Ирина Антонова рассказала о музее своей мечты // Телеканал «Москва 24» (офиц. сайт). Режим доступа: https://www.m24.ru/articles/смотреть-он ... ce=CopyBuf

15. Заключение рабочей группы в рамках проверки законности владения МЦР культурными ценностями и непринятию мер по включению в состав негосударственной части Музейного фонда РФ творческого наследия семьи Рерихов

16. Хроника захвата общественного Музея имени Н.К. Рериха // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: https://save.icr.su/ru/2017/08/srochno- ... vlyaetsya/
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5549

Drolma1. Дипломатический скандал: Госдеп США учился у Минкультуры России // Блог «Конт»

Изображение

То, что в последнее время в США испытывают российские дипломаты, в Москве все то же самое испытывает Международный Центр Рерихов (МЦР), с той лишь разницей, что здесь в роли Госдепа выступает Министерство культуры.

Там, где моя власть – что хочу, то и ворочу – по этому принципу действуют и в Вашингтоне, и в Москве. Захотели американцы отнять дачи у дипломатов и закрыть консульства – они это и сделали.

Российское государство в лице Минкультуры захотело отнять общественный музей – и отняло, несмотря на заключенный договор о долгосрочной аренде, вложенные в реставрацию усадьбы Лопухиных колоссальные внебюджетные средства. Оказалось, что договор с государством одномоментно может стать ничего не значащей бумажкой, если бюрократия в обиде. А она в обиде – за то, что не может предъявить ни одного документа на право владения наследием Святослава Рериха, за то, что МЦР поднимает вопрос о пропаже полотен Рерихов из Государственного музея Востока. И вот отступает сила права, проявляется право силы.

США провели обыск в здании генконсульства России в Сан-Франциско и в торгпредстве в Вашингтоне. Официальный представитель внешнеполитического ведомства России Мария Захарова заявила, что Вашингтон предпринимает попытки отвлечь внимание от «правового беспредела» и с этой целью запускает фейки, порочащие российских дипломатов.

Когда в центре Москвы силовики по вызову руководства Минкультуры обыскивали Международный центр Рерихов, общественность возмущалось правовым беспределом, поскольку грубо нарушалось российское законодательство, однако для отвлечения внимания властями в СМИ были запущены фейки для дискредитации общественности. И в Москве, и в Вашингтоне используют, как видим, одни и те же приемы.

После того, как сотрудники американских спецслужб приступили к работе в здании российского диппредставительства, ситуацию прокомментировал торгпред РФ в США Александр Стадник.

«Если в двух словах, то мы стали свидетелями яркого вандализма в системе международных отношений, рейдерского захвата российской собственности за рубежом», – отметил дипломат.

Накануне Первого мая ночью (!) без документов сотрудники Государственного музея Востока при содействии силовиков вломились в общественный Музей имени Н.К.Рериха и захватили его, со всеми художественными ценностями, оборудованием, документацией и даже личными вещами сотрудников.

В МЦР расценили это как рейдерский захват, а говоря недипломатическим языком – бандитский налет и ограбление.

Вашингтонская сторона вела съемку внутри здания торгового представительства. При вскрытии музея Рериха сотрудниками Минкультуры тоже велась съемка.

«Во время обысков они могут что-то подбросить, а потом заявить, что они это нашли. Это попытка обострения российско-американских отношений, для того, чтобы свести их до максимально низкого уровня», – заявил первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам В.Джабаров.

В Международном Центре Рерихов, здание которого взяли ночью, опасаются, что музей будет разграблен, поскольку все художественные ценности взяты без описи и представителей собственника. Для того, чтобы оправдать свои действия, по адресу музея заранее были зарегистрированы какие-то коммерческие структуры, о которых арендатор ничего не знал. Эту регистрацию подбросили, чтобы потом в суде доказывать, что помещения музея были использованы не по назначению. Возможности сотрудничества государства с общественностью оказались на самом низком уровне.

При обыске в Вашингтоне в здании торгпредства взломали замок на задних воротах. В Москве двери музея Международного Центра Рерихов взламывали дважды. Как все это похоже!

«Помню, кто-то писал посты, возмущаясь использованию дипломатами слова «беспредел». Найдите лучшее описание того, что сейчас творят американские «мистер Смиты» в Генеральном консульстве России и Сан-Франциско», – написала в своем фейсбуке пресс-секретарь МИДа Мария Захарова. Пресс-служба МИДа сообщила, что «представители силовых структур США проводят неизвестные работы на территории генконсульства, уродуют дорогой паркет, хозяйничают без разрешения.» «А главное, кто эти люди, которые ведут себя как рейдеры, никому неизвестно», – дополнила М.Захарова. Эти слова как нельзя лучше подходят для оценки неправовых действий в отношении общественного музея Николая Рериха и его ночного взлома накануне Первомая. Только тогда в России все обличенные государственной властью люди промолчали! Ну что ж, те события откликнулись громким эхом в Вашингтоне.

Международный Центр Рерихов неоднократно судился с Министерством культуры, ибо другого способа восстановить справедливость мирным путем нашей цивилизацией пока не придумано. Владимир Путин посоветовал МИДу обращаться в международный суд в связи с отъемом собственности России в США. Международный Центр Рерихов неоднократно обвиняли в сутяжничестве за то, что он сопротивляется неправовым действиям бюрократии, – но в аналогичной ситуации российская власть поступает так же, как МЦР.

Увы, российский суд не оказался самым справедливым судом в мире. Он отнял усадьбу Лопухиных у общественного музея. И дело это, судя по тому как проходило заседание, было заранее решенным в пользу Министерства культуры. Усадьбу отняли за якобы ненадлежащее содержание, и при этом суд отказал общественникам в проведении соответствующих экспертиз.

Теперь президент России и МИД надеются на справедливость международных судебных инстанций, .в которых будет рассматриваться российско-американская тяжба. Посмотрим, насколько этот суд будет отличаться от российского.

Пока же мы видим, что в Америке по крайней мере имущество дипмиссий и сотрудников не тронули. А в Москве забрали все подчистую и безо всяких на то юридических оснований – то есть просто ограбили. Награбленное будет использовано для организации государственного музея семьи Рерихов рядом с Кремлем. По всей видимости, это будет уникальный музей такого типа, причем не только в России.

Источник: Блог «Конт». 7.09.2017 https://cont.ws/@drolma1/712600
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5550

Сообщение Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха по поводу обращения Национального Рериховского комитета

Точка нравственной опоры: о ситуации вокруг МЦР

Более четырех месяцев прошло с тех пор, как Министерство культуры и Государственный Музей Востока (ГМВ) при поддержке силовых структур, грубо проигнорировав волю С.Н. Рериха и российскую законность, захватили и продолжают удерживать территорию, строения и фонды общественного Музея имени Н.К. Рериха. Ни подлинные правовые основания, предоставленные Международным Центром Рерихов (МЦР) и подтверждающие его права на пользование наследием и ведение деятельности, популяризирующей творчество Рерихов, ни многочисленные протесты общественности, ни обращения тысяч граждан к властным структурам не изменили ситуацию. И сейчас мы являемся свидетелями того, как на руинах общественного Музея имени Н.К. Рериха, который в течение четверти века создавали меценаты, российские и зарубежные деятели культуры, общественные рериховские организации без какого-либо государственного финансирования, Минкультуры и ГМВ воплощают в жизнь свой план – государственный Музей Рерихов, план, истоки которого восходят к далекому 1993 году, когда после смерти основателя Музея, С.Н. Рериха, правительство В.С. Черномырдина выдвинуло эту идею. С тех пор идея захвата наследия семьи Рерихов государственными ведомствами то погружалась в глубину, то поднималась на поверхность социальных событий, каждый раз расширяя круги лжи, на которой, собственно, только и могла она состояться. В 2013–2017 гг. идею захвата реализовали министр культуры В.Р. Мединский и его заместитель В.В. Аристархов, использовав ресурсы служебного положения и поддержку масс-медиа. Самыми грубыми способами завершился процесс огосударствления переданного международной общественной организации – Международному Центру Рерихов, рериховского наследия.

Что сейчас происходит в общественном Музее МЦР, нам неизвестно. Внешние признаки деятельности ГМВ свидетельствуют о том, что воссозданная многолетними усилиями территория усадьбы Лопухиных приходит в запустение… Больно ли видеть и осознавать это? Нелегко. Ведь те, кто строят, всегда совершают свой труд не ради разрушения, но в надежде на лучшее использование его плодов в настоящем и будущем. Так и общественный Музей имени Н.К. Рериха создавался С.Н. Рерихом и Л.В. Шапошниковой для того, чтобы возвратить России предназначенное ей бесценное культурное достояние, имеющее исключительно важное значение для возрождения российской культуры и обогащения ее новым мировоззрением, которое несет философия космической реальности – Живая Этика, художественное творчество Н.К. Рериха, духовно-философское наследие Е.И. Рерих, востоковедные труды Ю.Н. Рериха, искусство С.Н. Рериха. В ряду исторических факторов, преобразующих сегодня культурную и социальную жизнь нашей Родины, наследие семьи Рерихов занимает почетное главенствующее место. Многолетний труд общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР был направлен, прежде всего, на то, чтобы приблизить, сделать доступным для всех россиян, всех ищущих новые пути, приводящие в жизнь космическое мышление, насыщенное синтезом науки и философии Востока и Запада, красотой искусства, мудростью веков. Сможет ли заменить на этой стезе общественный Музей имени Н.К. Рериха тот государственный музей, который намерен интерпретировать и преподносить наследие великой семьи, руководствуясь научной методологией и принципами музеологии прошлого века? Судя по крайне противоречивым заявлениям и.о. директора Т.К. Мкртычева, руководствующегося в концепции госмузея методологией и принципами организации музейного дела, не учитывающими своеобразие творческого процесса Н.К. Рериха, можно уверенно утверждать – нет.

Сегодня Национальный рериховский комитет (НРК) и Ассоциация исследователей наследия Рерихов (АИНР) призывают строить государственный Музей Рерихов во имя «нормальной конструктивной атмосферы вокруг наследия наших великих соотечественников». Но разве можно построить «нормальную конструктивную атмосферу» на акте вандализма, уничтожившего уникальный общественный Музей, который выходил на новый уровень деятельности? НРК стремится получить одобрение и поддержку рериховских организаций, чьи многолетние усилия еще недавно комитет вместе с Минкультуры безжалостно сокрушали. Ситуация разворачивается на грани парадокса: мы разрушили ваш храм, но все-таки будьте нам друзьями… В напряженной обстановке марта-сентября нынешнего года не раз возникал вопрос: побеждены ли те, кто участвовал в постройке общественного Музея имени Н.К. Рериха – Музейона? Для ответа приведем лишь два знаковых примера из истории России, понимание которых мы обрели благодаря трудам Л.В. Шапошниковой, научившей нас не только наблюдать изменчивую, волнующуюся поверхность быстротекущих событий, но и анализировать их причины. Пример первый. Общественный Музей имени Н.К. Рериха появился в атмосфере свободы мышления 1990-х гг. Ее истоки вызывают в памяти события 14 декабря 1825 года, когда, после победы над Наполеоном и триумфального возвращения в Россию, герои Отечественной войны 1812 года вышли на Сенатскую площадь, чтобы провозгласить свободу и вывести народ из крепостного рабства. Выступление дворян-вольнодумцев, ратующих за угнетенный народ, не принесло скорых социальных перемен, и за свой порыв они получили каторгу. Но это действие подарило России глоток свободного мышления и явилось той точкой отсчета, благодаря которой спустя почти 200 лет мы обрели состояние свободы мысли. Еще пример. Начало прошлого столетия в России было ознаменовано культурным ренессансом, Серебряным веком, подарившим небывалое число гениев в искусстве, литературе, науке и философии. В условиях социальной революции 1917 года этот творческий поток, поднявший русскую культуру на высочайший уровень, был остановлен тоталитарным режимом, прессом идеологии и репрессиями. Тем не менее, лучезарный свет Серебряного века наполнил российское культурное пространство на многие годы и в конце прошлого века вновь возвратился в нашу жизнь как волна, возвышающая духовный уровень народа. История учит, что социальные условия – это настоящее, оно всегда сопротивляется и не приемлет будущее, жертвенно приближаемое носителями Культуры. Но лишь благодаря героям исторический процесс эволюционно продолжается и совершается энергетический «посев» будущего. Так было прежде, не изменилось и теперь.

До срока посеянные «зерна» культуры скрыты от обыденного сознания. Но когда наступает срок, «семена» дают мощный импульс новым культурным движениям и изменяют жизнь. Век, в котором мы живем, ставит сложнейшую эволюционную задачу – закладку фундамента свободного, культурного общества, созидание мира, основанного не на военном превосходстве, но на осознанном принятии гуманизма, и Международный Центр Рерихов напрямую участвует в ее реализации. МЦР высоко поднял Знамя Мира, и оно более 25 лет свободно развевалось над страной, едва вышедшей из посттоталитарного застоя. В сотнях российских городов, десятках стран дальнего и ближнего зарубежья идеи Пакта Рериха, защищающего культуру, звучали и звучат как зов эволюции. Своими научными конференциями, издательской деятельностью, передвижными выставками, фильмами и многими культурными проектами МЦР сплотил тысячи людей в общем большом и полезном деле – служении Культуре и Миру. В современной жизни МЦР являет яркий пример того, какими огромными возможностями обладает общественная форма культуры, открывающая пути творчества не для отдельных групп специалистов-профессионалов, но для широкого народного строительства, ибо истоки культуры – в сердце народа. Этот титанический труд в условиях нынешних бедственных событий не канул в Лету, он продолжается; его энергии напитали прошедшие годы, и будут освещать многие грядущие десятилетия, потому что энергии труда, творчества и добра неуничтожимы, и никакие преграды не остановят мощь культурного «посева». Когда сегодня звучат обвинения в адрес руководства и коллектива Международного Центра Рерихов в некомпетентности, приобретении выгод и недостойном поведении, хочется напомнить: в трудный час друзья спешат на помощь, а прохожие – судят.

Когда испытания постучались в жизнь, наша обязанность – помнить, что пралайя предшествует очередной манвантаре, в которой все энергии обновляются и поднимают строение на новую высоту.

Что неизменно остается с нами? Знания, полученные из источников высокого вдохновения – трудов Рерихов и Л.В. Шапошниковой, опыт, который никто не отнимет, и наш долг перед Историей, наша ответственность за Будущее как точка нравственной опоры.

Что поможет в пути? – сотрудничество и верность друзей.
Как нам пройти в будущее? – новым трудом.

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

11.09.2017
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5551

В Таганроге прошла выставка фоторабот Л.В. Шапошниковой «По маршруту Мастера»


Изображение
Флаг города Таганрог

С 29 августа по 11 сентября 2017 года в Молодежном центре города Таганрога прошла выставка фоторабот Людмилы Васильевны Шапошниковой «По маршруту Мастера». Организаторы выставки: МБУК «Молодежный Центр» (Таганрог), Донской культурно-просветительский центр (Ростов-на-Дону), Таганрогское рериховское общество (Таганрог) и Азовское рериховское общество «Зов» (Азов) при поддержке Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха (Москва).

Людмила Васильевна Шапошникова (1926–2015) – первый вице-президент Международного Центра Рерихов, создатель и генеральный директор общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха, заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, почетный доктор Софийского университета, Академии наук Монголии и Кыргызско-Российского Славянского университета, выдающийся востоковед, историк, философ, писатель, общественный деятель, исследователь и популяризатор творчества семьи Рерихов, доверенное лицо С.Н.Рериха.

Л.В.Шапошникова родилась в Новочеркасске, детство ее прошло в Таганроге, затем семья переехала в Москву. Людмила Васильевна окончила восточное отделение исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, училась в аспирантуре, успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, работала на кафедре истории Индии, стажировалась в Хайдерабадском университете, преподавала русский язык в Мадрасском университете.

В Индии Л.В.Шапошникова вплотную соприкоснулась с многовековой культурой и живыми традициями ее народов. Она много путешествовала, изучала первобытный уклад жизни, культуру и верования малочисленных племен, затерянных в джунглях и горах. Результатом ее исследований стали научные труды и документальные повести об этой стране и ее людях, написанные живым, увлекательным языком. В 1967 году правительство Индии высоко оценило труд Людмилы Васильевны Шапошниковой, присудив ей Международную премию имени Джавахарлала Неру.

В 1968 году в Бангалоре Л.В. Шапошникова впервые встретилась со Святославом Николаевичем Рерихом – младшим сыном Рерихов, известным художником, просветителем и общественным деятелем. Эта встреча стала важной вехой в судьбе Людмилы Васильевны. С тех пор художественно-философское наследие семьи Рерихов, пронизанное идеями Живой Этики, стало центральной темой исследований и научного творчества Л.В.Шапошниковой и привело ее на маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов.

Эта уникальная экспедиция, одна из крупнейших в XX столетии, продолжалась с 1924 по 1928 год. Путь Рерихов пролегал по территории Индии, Китая, России, Монголии и Тибета, прошла по ранее не исследованным районам пустыни Гоби и Гималаев и завершилась в Индии созданием Института Гималайских исследований «Урусвати» для изучения собранного богатейшего научного материала и коллекций.

Людмила Васильевна Шапошникова прошла маршрутом Центрально-Азиатской экспедиции в 1975–1980 годах. Ей удалось повторить путь наших великих соотечественников, включая труднодоступные районы Западных и Восточных Гималаев. Обе экспедиции ставили своей целью изучение древних памятников и путей миграции народов для осмысления проблемы взаимодействия культур Востока и Запада и в особенности поиск духовных истоков, сформировавших культуры России и Индии. Научные и фотоматериалы, собранные Л.В.Шапошниковой во время путешествия, и составили основу выставки, прошедшей в Таганроге. В ее экспозиции были также представлены литературные и философские труды Л.В.Шапошниковой последних лет.

Особенностью этого события явилось то, что именно здесь, в Таганроге, прошло довоенное детство Людмилы Васильевны Шапошниковой. Как отметили организаторы мероприятия, еще живы те, кто помнит ее славную семью, кто пронес через жизнь школьную дружбу с девочкой, испытанным лидером и надежным товарищем.

На открытии выставки «По маршруту Мастера», которое состоялось 29 августа, с приветственным словом к участникам мероприятия обратилась руководитель отдела культурных программ Молодежного центра О.А.Пурахина. Она отметила значение этого события в культурной жизни города, интересное и глубокое содержание экспозиции и зачитала приветствие-поздравление землякам от сотрудника Международного Центра Рерихов Д.Ю.Ревякина, уроженца города Таганрога. Все присутствующие горячо поддержали идею о создании мемориальных надписей на здании школы, в которой училась Людмила Васильевна Шапошникова, и на доме, где жила ее семья.

Руководитель Азовского рериховского общества «Зов» В.В.Зарецкий в своем выступлении выразил радость по поводу проведения выставки в родном городе Л.В.Шапошниковой. Он подчеркнул, что весь жизненный путь Людмилы Васильевны – это маршрут Мастера, принявшего духовную эстафету великой семьи из рук Святослава Николаевича Рериха. В.В.Зарецкий также выразил уверенность, что придет время, когда, оценив величие и красоту служения такого подвижника культуры, каким является Л.В.Шапошникова, благодарный город торжественно откроет памятник своей выдающейся дочери. О таганрогском детстве Л.В.Шапошниковой подробно и увлекательно рассказала представитель Таганрогского рериховского общества В.Н.Бабиченко.

Во время работы выставки проводились культурно-просветительские мероприятия, демонстрировались фильмы и видеоматериалы с выступлениями и интервью Л.В.Шапошниковой. Участники и гости мероприятия получили возможность посмотреть фильм о генеральном директоре Музея Н.К.Рериха «Lyudvasilia». Таким именем названа в честь Людмилы Васильевны Шапошниковой малая планета №9717, открытая сотрудником Крымской обсерватории Н.С.Черных. Фильм «Людмила Васильевна рассказывает...» ознакомил зрителей с процессом создания этой выставки, для которой удалось оживить фотоленты с ограниченным сроком жизни, где сама автор с замечательным юмором поделилась подробностями своей беспрецедентной экспедиции по маршруту Мастера.

Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Re: Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5552

Проблему исторического пути буддизма в Центральной Азии обсудили на семинаре молодых ученых


Изображение

28 августа 2017 года в Москве в Международном Центре Рерихов состоялся семинар молодых ученых при Объединенном Научном Центре проблем космического мышления (ОНЦ КМ МЦР). С докладом «Буддизм в Центральной Азии с I века до нашей эры по VIII век нашей эры» выступила Ольга Валерьевна Карасева, аспирант Центра изучения России и Центральной Азии школы международных исследований университета Джавахарлала Неру (г. Дели, Индия). По данной теме О.В.Карасева подготовила и осенью будет защищать диссертацию на соискание ученой степени мастера философии или MPhil, эта степень в Индии предшествует защите диссертации на присвоение степени доктора философии или PhD. Буддизм в Центральной Азии был распространен до I в. до н.э. и после VIII в. н.э., но его расцвет пришелся на проанализированный в докладе период. О.В.Карасева, основываясь на сохранившихся исторических сведениях и анализе археологических материалов, рассмотрела следующие вопросы: как буддизм проникал в данный регион, как он повлиял на его культуру и культуру соседних стран, что заставило выдающегося востоковеда Ю.Н.Рериха обратить столь пристальное внимание именно на этот этап истории Центральной Азии.

Центральная Азия – это крупный регион, в который входят Средняя Азия (территория Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Казахстана), Монголия, северо-восточный Афганистан, Южная Сибирь, Китайский Туркестан, северо-западный Тибет. Начиная с конца XIX века, исследователи начали понимать ключевую роль просторов Центральной Азии в пространстве евразийской истории. Ю.Н.Рерих многократно обращался к прошлому этого региона, пытаясь осмыслить те процессы, которые там происходили, особенно, влияние буддизма на культуру Центральной Азии. Буддизм проник в Центральную Азию достаточно рано, согласно буддийской традиции это произошло еще во времена Будды (VI в. до н.э.), согласно же сохранившимся письменным источникам это случилось после активно распространявшего буддизм императора Ашоки и Третьего буддийского собора (III век до н.э.). Буддийские ученые шли теми же путями, что и торговые караваны, основывая свои монастыри на главных торговых путях. В Центральной Азии в I–III веках н.э. существовала огромная Кушанская империя, в которой преобладал, мирно сосуществуя с зороастизмом и индуизмом, буддизм. Развившись и укрепившись в Центральной Азии, буддизм стал способен влиять на сопредельные страны, такие как Китай и, позднее, Тибет. Много сведений о буддизме в Центральной Азии содержатся в сочинениях Сюаньцзана, китайского ученого-монаха и путешественника VII века н.э. Буддизм доминировал в данном регионе до VII–VIII века, когда его вытеснил ислам. Большинство текстов исследуемого в докладе периода принадлежит к школе сарвастивады, которая была посредником между тхеравадой и махаяной, и именно во время распространения в Центральной Азии происходило формирование различных направлений буддизма. Скульптура и живопись этого региона ориентировались на гандхарскую школу искусства, ставшую результатом синтеза буддийской и греческой культур.

Ю.Н.Рерих утверждал, что в определенный исторический период существовало культурное единство, которое определялось присутствием буддизма в этом регионе. Современная наука дает новые факты подтверждающие, что буддизм сформировал в Центральной Азии целостное духовное пространство с общими традициями, религиозно-философскими представлениями, архитектурными стилем. По сути, в Центральной Азии буддизм стал из региональной − мировой религией.

В обсуждении доклада приняли участие к.п.н., к.ф.н, заместитель руководителя ОНЦ КМ МЦР А.А.Лебеденко, д.ф.н., проф. А.Ю.Шелковников, к.ф.н., доц. П.Д.Абрамов, к.ф.-м.н. А.И.Абрамова, публицист и исследователь индийской культуры Д.Ю.Ревякин и др. Собравшихся интересовали особенности методологии западной, российской и индийской исторических школ, взаимовлияние буддизма и индуизма, актуальность работ Ю.Н.Рериха.

П.Д.Абрамов
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Заявление Европейской Ассоциации поддержки Международного Центра Рерихов и его Общественного Музея имени Н.К. Рериха

Мы выражаем наш протест против преднамеренного уничтожения в мирное время известного крупнейшего в России и за рубежом общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, которое происходит в настоящее время в Москве.

Полный текст

http://www.icr.su/rus/protection/herita ... 9-2017.pdf
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5554

Ответ Совета трудового коллектива Международного Центра Рерихов на письмо Л.В.Кудряшовой «Не могу молчать»


Недавно в интернете появилось письмо председателя КРКПОО «Общество Рерихов» Л.В.Кудряшовой под названием «Не могу молчать». В нем изложена ее позиция по поводу сложных обстоятельств, в которых оказался Международный Центр Рерихов (МЦР). В ситуации, когда здания общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР и наследие Рерихов незаконно захвачены Министерством культуры РФ и Государственным музеем Востока, а сотрудники МЦР оказались на улице, от организации – члена МЦР, которой руководит Л.В.Кудряшова, можно было бы ожидать поддержки в отношении Международного Центра Рерихов и его сотрудников, отстаивания заветов основателя и Почётного Президента МЦР Святослава Николаевича Рериха. Эти заветы были чётко сформулированы С.Н.Рерихом в его программном письме «Медлить нельзя!» (Газета «Советская культура», 29 июля 1989 г.).

В частности, Святослав Николаевич однозначно высказался об общественном статусе будущего Центра-Музея, подчинение которого «Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, <…> заведомому сужению задач и возможностей Центра», в то время как Центр-Музей должен «обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество». Именно Святослав Николаевич выбрал московскую усадьбу Лопухиных для размещения будущего общественного Центра-Музея. Доверенное лицо С.Н.Рериха Людмила Васильевна Шапошникова воплотила в жизнь его заветы и создала всемирно известный общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха в усадьбе Лопухиных в соответствии с его программным письмом «Медлить нельзя!» и всеми силами защищала его от разрушения.

По словам Л.В.Кудряшовой, написанию письма якобы послужило «много вопросов по поводу произошедшего» от сотрудников ее организации. Правда, вместо того чтобы задать их руководству МЦР и получить информацию из первых рук, она решила ответить на них самостоятельно. К слову сказать, в ходе многочисленных собраний и совещаний с рериховской общественностью не раз предлагалось обсудить все волнующие темы в форме диалога. Но мы не видели, чтобы Л.В.Кудряшова принимала активное участие в обсуждении, кроме того, не обращалась она и за разъяснениями непосредственно к тем, кого так бездоказательно обвиняет в своем послании. Из этого можно сделать вывод, что ответы непосредственных участников событий ей не нужны. Она уверена в собственной интерпретации, которая по большому счету не несет никакой новизны и, по сути, является изложением симбиоза двух противоположных МЦР позиций: Государственного музея Востока в лице г-на Т.К.Мкртычева и Национального рериховского комитета (НРК), которых в своем письме она в целом и защищает, и оправдывает. При этом пострадавшая сторона практически оказывается подсудимой. Согласно логике Л.В.Кудряшовой, виноват не преступник, который украл, а его жертва, не согласившаяся сотрудничать с ним.

Ларина Владимировна, как и противники МЦР, умалчивает о достижениях Центра, его мировом признании, крупных издательских, реставрационных и культурно-просветительских проектах, которые можно отнести к удачам, в том числе и его нынешнего руководства. По справедливости, в своем письме Л.В.Кудряшова, указывая на недостатки, должна была бы сказать и о той огромной созидательной работе, которую сотрудники Центра проводили и проводят до сих пор, в противном случае «анализ» положения дел в МЦР оборачивается прямыми нападками. Все это выглядит достаточно странно, если учесть, что Ларина Владимировна сама принимала участие в работе МЦР, в создании экспозиции Петербургского и Русского залов его общественного Музея, оказывала финансовую помощь и до сих пор не отделяет себя от него, называя его «наш Центр», «наш Музей».

Ошибки и недочеты в работе МЦР, конечно, есть, как у любой другой организации, в том числе государственной, но это не дает права государственным чиновникам нарушать волю С.Н.Рериха, отбирать бесценное Рериховское наследие и разрушать созданный Л.В.Шапошниковой общественный Музей имени Н.К.Рериха. Если Ларина Владимировна считает, что в данной ситуации нужно сдать свои позиции и согласиться на компромисс (очевидно, по ее мнению, это и является настоящей «гибкостью»), то она проявляет неуважение и к воле Рерихов, и к памяти Л.В.Шапошниковой, которая положила жизнь на создание общественного Музея имени Н.К.Рериха.

Л.В.Кудряшова на словах превозносит Людмилу Васильевну: отмечает ее стойкость и непреклонность в самых сложных ситуациях, ее гибкость и дальновидность, впрочем, как это делают и многие члены НРК, но по факту отказывает ей в элементарном знании своих собственных ближайших сотрудников и положения дел в возглавляемом ею Музее. Подобное отношение со стороны противников МЦР было и к самому С.Н.Рериху. Они неоднократно пытались доказать, что дарителя наследия просто обманули и потому его волю можно не брать в расчет при решении судьбы общественного Музея и хранящихся там ценностей.

Между тем если бы состояние дел в МЦР действительно было фатальным, то вряд ли бы Минкульту понадобилось более 20 проверок нашей организации по самым разным надуманным поводам. Обошлись бы и без следственных органов, которые, прикрываясь сфабрикованным делом против Мастер-Банка, отобрали наследие Рерихов и усадьбу Лопухиных у МЦР под предлогом изъятия мифических «вещественных доказательств». Наконец, не нужно было бы совершать преступление, регистрируя 17 коммерческих организаций на территории усадьбы Лопухиных. Но «подрывная деятельность» Минкульта и ГМВ по разрушению общественного Музея имени Н.К.Рериха не получила должной оценки в письме «Не могу молчать», впрочем, как и у руководства НРК, зато раздуваются мелкие недочеты в работе МЦР, а некоторые из них даже фальсифицируются.

В рамках нашего письма мы не собираемся отвечать на все обвинения Л.В. Кудряшовой, но на нескольких примерах покажем, чего они стоят. Это касается в первую очередь ее утверждения относительно непрофессионального подхода сотрудников МЦР к учету фондов общественного Музея и отказа Минкульта, якобы по этой причине, в постановке произведений Н.К.Рериха в негосударственную часть Музейного фонда РФ. Прежде всего, нам непонятно, на чем основываются обвинения Л.В.Кудряшовой. Она не работала ни в одной проверяющей МЦР комиссии, следовательно, не могла видеть документы отдела учета и отдела изобразительного и вещевого фонда общественного Музея. Тем не менее Ларина Владимировна заявила, что в Музее велся двойной учет, т.е. две картины числятся под одним номером в разных книгах поступления. Она даже сделала намек, что на эту серьезную ошибку указала проверявшая МЦР комиссия Хамовнической прокуратуры. Хотелось бы, чтобы Ларина Владимировна фактами подтвердила свои утверждения, в противном случае мы будем считать ее обвинения либо сознательной фальсификацией, либо объясним их недостаточным профессиональным уровнем.

Теперь об истинной причине отказа МЦР в постановке на учет произведений Рерихов в негосударственную часть Музейного фонда РФ. Скажем сразу, что отказ не имеет отношения к якобы небрежному учету, как пытается убедить всех Ларина Владимировна. Этот процесс в течение 2016 года сопровождался длительной перепиской с Минкультом, по вопросу прав собственности МЦР на представленные картины, и фактически был остановлен с их стороны такой формулировкой: «…просим повторно представить документы, в том числе с учетом состоявшегося апелляционного суда от 20.06.2014 г. по делу “33-10285”» (письмо Минкульта от 27.06.2016 г. № 2233-05-07). На наши неоднократные запросы, о каких именно произведениях идет речь, ответа не последовало.

Подобных ошибок, неточностей и странных намеков в размышлениях Л.В.Кудряшовой немало. Она пишет об оклеветанных порядочных людях, выставленных руководством МЦР за дверь в борьбе за власть, но почему-то не указывает их фамилии. Конечно, если бы Ларина Владимировна решилась их назвать, то всплыли бы реальные истории этих увольнений. Подтвердили бы они тогда правомерность ее возмущения? Кроме того, она сокрушается о тех сотрудниках МЦР, которых не спросили, отвечая отказом на предложение работы в государственном музее, но утаивает их имена, сочувствует каким-то неизвестным рериховцам, которые хотели, но испугались задавать вопросы руководству, и так далее. Подобные факты говорят, прежде всего, о том, что у Ларины Владимировны не хватает доказательств и она подменяет их туманными эмоциональными рассуждениями, причем неоднократно повторяемыми противниками МЦР.

Сразу становится понятно, что это письмо направлено против руководства МЦР. Ларина Владимировна обвиняет его во лжи, непрофессионализме, негибкости, властолюбии и других смертных грехах. В первую очередь это касается вице-президента МЦР А.В.Стеценко. Вот что пишет личный секретарь Л.В.Шапошниковой Т.В.Логинова, откликнувшись на письмо «Не могу молчать»: «Я проработала с Людмилой Васильевной в общей сложности 22,5 года. Видела всё за это время. А.В.Стеценко пришёл в Центр несколько позже, но Людмила Васильевна на него обратила внимание и сотрудничество состоялось. Чего-чего, но вот уж преданности делу МЦР и Музею у него не отнять. Много было на него наскоков со всех сторон, и я видела, как ему нелегко, но он ни разу не сделал шага назад. Не кто-нибудь, а сама Л.В.Шапошникова сделала его Первым заместителем. Да и Людмила Васильевна его по головке не гладила, он прошёл труднейшую школу воспитания от Л.В. Так или иначе, но вся внешняя работа (суды, проверки, общение с властями и так далее) лежит на нём. Людмила Васильевна вызывала его к себе в кабинет по несколько раз в день, а именно, как только поступала информация по ходу деятельности Центра и Музея, она работала со Стеценко».

И как показало время, это решение Людмилы Васильевны было поистине дальновидным. А.В.Стеценко, закаленный в многочисленных судебных битвах еще при жизни Людмилы Васильевны, сейчас не почивает на лаврах и не упивается своей безраздельной властью, как хочет это представить Ларина Владимировна, а возглавляет тяжелую изнурительную борьбу с жестокой и циничной чиновничьей машиной уничтожения. У него, как и у всякого человека, есть свои недостатки, но груз, который сегодня лежит на его плечах, пока не в состоянии поднять никто. Его власть на деле оборачивается настоящей Жертвой, и, как сказала однажды Л.В.Шапошникова, когда вы обвиняете его, вы бросаете камни в спину своего защитника. Свой камень в спину защитника бросила и Л.В.Кудряшова.

Не доверяя руководству МЦР, Ларина Владимировна спокойно принимает на веру рассказы А.П.Лосюкова на том основании, «что этот человек не опустится до мелкой лжи и искажения событий. Ему незачем было лгать». Но ложь президента НРК очевидна, достаточно сравнить два его выступления о правах МЦР на наследие Рерихов в фильмах «Правда о завещании С.Н. Рериха» и «Пресс-конференция ТАСС от 12.05.2017» (См.: https://www.youtube.com/watch?v=0S_IW5JC-Qc и https://www.youtube.com/watch?v=GkTG0_J9Zz4).

Создается такое впечатление, что с противоположной стороной у Ларины Владимировны сложились доверительные отношения. С ней охотно делятся конфиденциальной информацией, например, о четырех филиалах федерального Музея, один из которых, возможно, будет в Москве, о давлении РПЦ и МЦР на многострадальный Минкульт или о прямом обращении к скульптору Алексею Леонову с просьбой оставить его работы в Музее.

Ларина Владимировна хвалит ГМВ, Минкульт и НРК за защиту Абрамовских чтений в Веневе, регулярно проводимых СибРО, но совершенно забывает о той многолетней упорной защите имени и наследия Рерихов, проводившейся МЦР и поддерживающими его организациями в отличие от тех лиц, которые и тогда и сейчас выступают против самого МЦР.

Правда, не только руководство МЦР не устраивает Л.В. Кудряшову, но и Т.К.Мкртычев с юристом Ю.С.Избачковым, по ее мнению, они действуют грубо и беспринципно. «Люди, которые не соответствуют сути Наследия, – считает она, – долго не смогут находиться возле него». Но где она сама видит свое место? Можно думать, Ларина Владимировна пытается держать нейтралитет, однако ее письмо уже опубликовано на сайтах противников МЦР, всех тех, кто долгие годы оскорблял Л.В.Шапошникову и попирал волю Рерихов. Да и написано оно практически одновременно с обращением НРК к рериховским организациям поддержать создание Государственного музея семьи Рерихов в усадьбе Лопухиных. Так кому же на руку подобный нейтралитет и возможен ли он в существующих условиях?

К сожалению, Л.В.Кудряшова забывает самое главное – заветы С.Н.Рериха и не дает никакой критической оценки незаконному захвату государством наследия Рерихов и созданию Государственного музея Рерихов – филиала Музея Востока в усадьбе Лопухиных.

Совет трудового коллектива МЦР считает, что в трудный час истории Международного Центра Рерихов, когда все мы должны сохранять единство в отстаивании заветов его Основателя, такая позиция руководителя рериховской организации, члена МЦР, недопустима и может привести к расколу рериховского движения, поддерживающего МЦР.


Совет трудового коллектива Международного Центра Рерихов

Е.А.Захарова
И.П. Геращенко
А.А. Лебеденко
О.И. Миронова
Н.Н. Морочковская
Т.Н.Румянцева
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5555

Т.В. Логинова. Не отступить от главного


Когда мне пришлось прочитать письмо Л.Кудряшовой, я была озадачена и решила встать на защиту Александра Витальевича Стеценко. Всем известно, что после ухода из жизни Л.В.Шапошниковой именно А.В.Стеценко искал встречи с Ю.Х.Темиркановым, и его сотрудничество с МЦР состоялось: Юрий Хатуевич Темирканов, человек высокой чести, не побоялся пойти против позиции Министерства культуры и принял предложение А.В.Стеценко. Разве это не говорит о том, что А.В.Стеценко вовсе не претендовал на «власть»?

А теперь вот о чем. Я проработала с Людмилой Васильевной в общей сложности двадцать два с половиной года. И видела всё за это время. А.В.Стеценко пришел в Центр несколько позже, но Людмила Васильевна обратила на него внимание, и сотрудничество получилось. Чего-чего, а вот уж преданности делу МЦР и Музею у Александра Витальевича не отнять. Много было на него наскоков с разных сторон, я видела, как ему нелегко, но он ни разу не сделал шага назад. Не кто-нибудь, а сама Людмила Васильевна Шапошникова назначила его первым заместителем директора Музея. При этом она его по головке не гладила, у Людмилы Васильевны он прошел труднейшую школу воспитания. Так или иначе, но вся внешняя работа – суды, проверки, общение с властями и т.д. лежат на нем. Как только поступала информация по ходу деятельности Центра и Музея, Людмила Васильевна вызывала Александра Витальевича к себе в кабинет и работала с ним. Так случалось по несколько раз в день.

Могут ли быть недочеты у человека при таком объеме работы и таком напряжении? Их просто не может не быть, как у всех нас, включая, вероятно, и Л.Кудряшову. До власти ли было А.В.Стеценко? Он ведь честно выполнял поручения Л.В.Шапошниковой. А позже, когда Людмила Васильевна покинула нас, то Александр Витальевич оказался на переднем плане и принял на себя все тяготы труда в МЦР. Отступать ему было некуда. Да и за какую власть в Центре нужно бороться, хотелось бы знать! Кто готов принять эту власть и взять на себя эту трудную ношу вплоть до выживания? Как оказалось, нашлись те, у кого была цель не помочь, а развалить всё созданное Л.В.Шапошниковой. И ненависть к А.В.Стеценко с их стороны, с чьего голоса Л.Кудряшова пропела свою лебединую песню, понятна, потому что он ни разу не предал дела, которому служит. Нужно напомнить, что в своем известном письме «Медлить нельзя!» С.Н.Рерих особо отметил, что общественный Музей Н.К.Рериха не должен подчиняться Музею Востока.

Никто не считает себя предателем. Но достаточно только раз отступить от главного. Потом еще раз. И человек, сам того не замечая, оказывается за чертой. Как совершенно точно заметил Н.К.Рерих: «Сегодня – маленький компромисс, завтра – маленький компромисс, послезавтра – большой подлец».

Все клянутся в любви и преданности Л.В.Шапошниковой, а вот проявить к ней полное доверие отказываются. Если Людмила Васильевна Шапошникова полностью доверяла Александру Витальевичу Стеценко все вопросы руководства и деятельности ЦЕНТРА, то на каком основании отказывают ему в доверии Л.Кудряшова и иже с ней? Да, люди пока несовершенны. Работать приходится с теми, кто приходит и готов помогать и работать за крошечную зарплату. Мне тоже пришлось проработать полтора года без зарплаты. Ну и что? На нашу зарплату набрать сплошь остепененных научных сотрудников не получилось. В философии Живой Этики говорится: «Мука у средины не чиста, но купить новую нет денег». ЭТО – наше время и наши трудности, но мы благословляем их.

Ну, а Кудряшова – Бог ей судья!

Т.В.Логинова,
личный секретарь Л.В.Шапошниковой
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5557

Международный Центр Рерихов принял участие в юбилейной 30-й Московской международной книжной выставке-ярмарке на ВДНХ

6-10 сентября 2017 года Международный Центр Рерихов принял участие в юбилейной 30-й Московской международной книжной выставке-ярмарке на ВДНХ.

Московская международная книжная выставка-ярмарка – крупнейший и старейший книжный форум в России и в Восточной Европе, заметное событие в культурной жизни Москвы и России в целом, важнейший социальный проект для горожан и гостей города. Мероприятие, в котором приняли участие более 500 издательств России и стран ближнего и дальнего зарубежья, является не только важным событием в среде книгоиздателей, но и ярким акцентом в культурной жизни столицы. За 5 дней ярмарки состоялось 720 мероприятий на 12 тематических площадках и стендах участников.

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Обращение Отделения МЦР в Республике Беларусь к Рериховскому движению

Друзья, еще теснее сплотим наши ряды и не допустим сомнения в выбранном направлении!


Полный текст

http://www.icr.su/rus/protection/herita ... heniye.pdf
Ответить

Вернуться в «Информация для СМИ - творческое наследие семьи Рерихов»