Новости Международного Центра Рерихов

Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5914

Заявление Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха в связи с незаконной публикацией дневниковых записей Е.И. Рерих на сайте Государственного музея Востока

В мае сего года на официальном сайте Государственного музея Востока (ГМВ) появилась серия публикаций – дневниковые записи Е.И. Рерих разных лет. Известно, что данные материалы, переданные Святославом Николаевичем Рерихом в составе наследия семьи Рерихов, бережно хранились в архиве Международного Центра Рерихов (МЦР) более четверти века. В процессе работы профессиональных научных сотрудников общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР, имеющих значительный стаж работы в государственных архивах, готовились к публикации фонды и материалы по установленному плану в строгом соответствии с указаниями С.Н. Рериха и требованиями современной науки.

Сотрудники МЦР провели гигантскую работу по систематизации и описанию архива, намечалась и дальнейшая плановая обработка архивных документов, а также публикация их в нужные сроки. Как свидетельствуют документы общественного Музея, его генеральный директор Л.В. Шапошникова предприняла все необходимые шаги для того, чтобы архивный фонд МЦР был взят на учет Росархивом. Ввиду отсутствия законодательных оснований ведомство отклонило инициативу МЦР и зафиксировало фамильный архивный фонд семьи Рерихов, хранившийся в Музее, лишь в паспорте по форме регламента государственного учета архивного фонда Российской Федерации.

Огромный объем печатных изданий МЦР, увеличивавшийся год от года, предоставил исследователям наследия Рерихов уникальную возможность для его изучения. Увидевшие свет тома составили целые коллекции трудов Николая Константиновича, Елены Ивановны, Юрия Николаевича и Святослава Николаевича и послужили базой для формирования разнообразных направлений исследовательской работы, начавшейся более 25 лет назад и имеющей перспективы большой временной протяженности. Современный ученый, добросовестно изучающий наследие семьи Рерихов, благодаря издательской деятельности МЦР, имеет столь необъятное для научной деятельности поле, что говорить о «дефиците информации» было бы откровенной профанацией.

Тем не менее, именно с подобного рода явлением мы сталкиваемся сегодня в деятельности ГМВ и его филиала – Государственного музея Рерихов (ГМР), возникшего почти год назад в результате силового захвата зданий, имущества и фондов МЦР, а также его общественного Музея, при прямом содействии Минкультуры. Среди культурных ценностей, по праву принадлежащих МЦР, особое место занимает рукописный архив Е.И. Рерих. В него входят дневниковые записи, личные заметки и письма. Известно, что срок издания дневников Е.И. Рерих еще не пришел. В своих письмах Е.И. Рерих подчёркивала, что записи будут доступны «для ознакомления не раньше ста лет» после ее ухода [1].

Елена Ивановна была необычным философом, пишущим не для нескольких ближайших десятилетий. Ее мощная творческая мысль устремлялась в далекое будущее, еще неразличимое для нас, для нее же – пророчески известное. Каждый автор имеет право определить сроки вхождения в мир своих творений, таким правом обладала и Елена Ивановна. И вот сейчас мы видим, как ее законное авторское право беспринципно попирается захватчиками общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР.

Среди тех, кто сегодня заполняет страницы сайта ГМВ дневниковыми записями Е.И. Рерих, скандально знаменитые личности – Д. Попов и В. Жигота. Первый имеет репутацию похитителя интеллектуальной собственности Е.И. Рерих еще с конца 1990-х гг., второй ранее являлся сотрудником МЦР, а после силового захвата общественного Музея перешел на работу в ГМР. Ни Д. Попов, ни В. Жигота не занимаются научным изучением наследия Е.И. Рерих и не имеют публикаций в этой области. Закономерно возникает вопрос: на каком основании выше названные лица и поддерживающая их администрация ГМР узурпировали авторское право Е.И. Рерих и самовольно распоряжаются ее наследием? Ни морального, ни правового основания для этого нет и быть не может. В законе об авторском праве ГК РФ (часть четвертая, раздел VII, глава 70 «Авторское право») говорится: «Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора» (ст. 1267, п. 1), а также: «Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном)» (ст. 1268, п. 3).

Безответственное поведение сотрудников ГМР зиждется на одном шатком камне – полной безнаказанности ГМВ за беззаконие, совершенное в отношении МЦР и его общественного Музея имени Н.К. Рериха.

В сложившейся ситуации стоит напомнить о том, какие бедственные последствия вызывает нарушение воли авторов. В начале 2000-х гг. В. Росов, ныне сотрудник ГМВ, своевольно использовав дневниковые записи Е.И. Рерих, создал псевдонаучную политизированную концепцию деятельности Н.К. Рериха и ввел ее в научный оборот. Неспособность Росова вместить мировоззрение Н.К. Рериха привела к тому, что были превратно истолкованы труды Николая Константиновича и Елены Ивановны, а их идеи подверглись фальсификации. В результате наука получила суррогатный интеллектуальный продукт – диссертацию В. Росова, дезориентирующую ныне сознания читателей.

Как известно, работа с архивами начинается не с пиар-кампаний в интернет-сети. Она требует ответственного отношения к информации, которую архив содержит, а также к его назначению. Публикуя дневниковые записи Е.И. Рерих, в нарушение установленных ею сроков, ГМР открыто демонстрирует пренебрежительное отношение к наследию семьи Рерихов и крайний непрофессионализм своих сотрудников. Опускаясь до уровня одиозного зарубежного сайта А. Люфта, ГМР собирает вокруг себя «ловцов» сенсаций, не обремененных моральной ответственностью. В свое время Е.И. Рерих с горечью писала в отношении дневниковых записей: «Мое сердце разрывается от боли при мысли, что самое Сокровенное могут осквернить, злобно исказить и выставить на посмешище» [2].

История показывает, знание, ставшее публичным ранее срока, когда сознание людей могло бы его принять и освоить, нередко стоило его носителям жизни, а невежественным современникам – тяжелейшей исторической судьбы… Ибо приходил срок и мученики науки и культуры становились Героями, принесенное ими знание входило в мировую сокровищницу достижений, а их преследователи получали всеобщее презрение. Человечеству XXI века это хорошо знакомо!

С полным убеждением мы утверждаем: наследие Е.И. Рерих еще только начинает осваиваться наукой. В настоящее время делаются лишь первые шаги по его изучению, что требует новых подходов с учетом идей философии космической реальности, а также участия профессионалов, способных и готовых работать с наследием. Очевидно, что ГМР ни тем, ни другим не располагает. Ажиотаж, создаваемый ГМР, отвлекает внимание неискушенных читателей и прикрывает неблаговидную историю его возникновения в результате силового захвата Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Мы требуем незамедлительного прекращения незаконной публикации дневниковых записей Е.И. Рерих на сайте ГМР и закрытия данного проекта как нарушающего волю автора и волю С.Н. Рериха, передавшего наследие семьи Рерихов в Россию.

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха
22.07.2018 г.

__________________________________________________________________________________________________________________________

1. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 9. – М.: Международный Центр Рерихов, 2009. С. 439.

2. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 4. – М.: Международный Центр Рерихов, 2002. С. 278.

Источник: Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха http://www.roerichs.com/zayavlenie-mezh ... a-vostoka/
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Re: Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5883

Круглый стол «Творческое наследие Л.В.Шапошниковой в свете космического миропонимания». Анонс

Изображение

28 июля 2018 года в 10.00 в Международной Ассоциации Фондов Мира (МАФМ) состоится Круглый стол на тему «Творческое наследие Л.В.Шапошниковой в свете космического миропонимания». Организаторы Круглого стола: Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов (МКСНР), Международный Совет рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих и секция «Русский космизм» при Российском философском обществе (РФО).

Информационные партнеры: «Вестник РФО», журнал «Культура и время», газета «Содружество».

Л.В.Шапошникова (26.07.1926–24.08.2015) – российский востоковед, историк, философ, писатель, путешественник, организатор науки, общественный деятель, выдающийся исследователь и популяризатор творчества семьи Рерихов. Она – автор более 30 книг и 400 статей, посвященных культуре Индии, творчеству деятелей русской и мировой культуры, представителей науки, искусства и философии.

Л.В.Шапошникова является одним из основоположников рериховедения – новой научной школы культурно-исторических исследований, связанных с изучением художественного, научного и философского наследия семьи Рерихов. Основой творчества Рерихов является философия Живой Этики, раскрывающая фундаментальное единство человека и мироздания. Синтезируя лучшие прогрессивные достижения западной и восточной мысли, Живая Этика дает представление о микрокосме и макрокосме как единой эволюционирующей системе, в которой все связи и взаимодействия подчинены единым законам и единой цели развития. Утверждая базовый принцип единства бытия, Л.В.Шапошникова ввела в научный оборот основные философские концепции Живой Этики о взаимодействии человека и космоса. Исследуя исторические корни космического миросозерцания и мироощущения, которые закладывались в разные эпохи, на разных континентах, у разных народов, блестяще владея методом синтеза, Л.В.Шапошникова продолжила развивать заложенную в творческом наследии Рерихов новую систему познания, способную вывести современную науку на новые рубежи.

К участию в Круглом столе приглашаются исследователи космизма, философии Живой Этики, творческого наследия семьи Рерихов и Л.В.Шапошниковой. Программа Круглого стола предполагает просмотр архивных видеоматериалов с участием Л.В.Шапошниковой, выступления преподавателей, аспирантов, ученых, общественных деятелей (10–15 мин.) по теме и обсуждение.

Заявки на выступления и тезисы (1–1,5 листа, размер шрифта 14, интервал 1,5) просьба подавать до 20 июля на электронный адрес секретаря оргкомитета Самойловой Надежды Александровны nadegda27@yandex.ru, тел. для справок: 8-916-155-93-95.

Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок на выступление с учетом соответствия тематике научного заседания и степени разработанности поставленных в тезисах вопросов.

Время проведения Круглого стола – 10.00–13.00

Место проведения – конференц-зал МАФМ

Адрес: Москва, ул. Пречистенка, д.10/2, м. Кропоткинская
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5917

Сегодня исполняется 92 года со дня рождения Л.В.Шапошниковой

Изображение

26 июля исполняется 92 года со дня рождения Людмилы Васильевны Шапошниковой (1926–2015) – известного российского историка, востоковеда, крупного ученого, философа, выдающегося исследователя и популяризатора творчества семьи Рерихов, писателя, путешественника, общественного деятеля.

Ее подвижническая деятельность и достижения в сфере науки и культуры отмечены государственными наградами: орденом Дружбы за большой вклад в развитие музееведения и сохранение культурного наследия (2006) и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011), а также почетными званиями и дипломами. Л.В.Шапошникова – лауреат премии Джавахарлала Неру «За выдающийся вклад в дело укрепления индо-советской дружбы» (1967) и многих других международных премий, академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, почетный доктор Софийского университета, Академии наук Монголии и Кыргызско-Российского Славянского университета, заслуженный деятель искусств РФ. Малая планета 9717, открытая астрономом Н.С.Черных, названа в ее честь «Lyudvasilia».

Л.В.Шапошникова родилась 26 июля 1926 года в Новочеркасске. Она окончила Восточное отделение исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, получила ученую степень кандидата исторических наук. С 1957 по 1985 год работала старшим преподавателем, затем доцентом кафедры истории Индии Института стран Азии и Африки при МГУ (ИСАА). Более 10 лет Людмила Васильевна занималась научной и преподавательской работой в Индии. Ее перу принадлежат многочисленные научно-художественные исследования об этой стране, ее истории и культуре.

Героические качества Людмилы Васильевны Шапошниковой, ее отвага и способность к самопожертвованию, острое чувство справедливости и великодушие помогли ей стать верным другом, надежным соратником и преданной ученицей Святослава Николаевича Рериха. После встречи с ним в 1968 году ее жизнь получила новое направление. Всем сердцем она приняла идеи Живой Этики – идеи Космической эволюции и осознала их научную непреложность. Многогранное духовно-философское и художественное наследие Рерихов стало центральной темой ее научного и публицистического творчества, а философская система Живой Этики – методологической основой ее трудов.

Философия Живой Этики, вобравшая в себя лучшие достижения мысли Востока и Запада, представляет собой научную систему знаний, содержащую те общечеловеческие духовно-нравственные ценности, которые содействуют сближению народов и различных культур, что особенно актуально в современном мире.

В течение 1975–1980 годов Л.В.Шапошникова лично прошла большую часть маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Итогом ее исторических и научных исследований явилось издание фотоальбома «От Алтая до Гималаев», а также трилогия «Великое путешествие», в которой воссоздан целостный образ Н.К.Рериха – художника, выдающегося ученого, мыслителя, путешественника и общественного деятеля мирового масштаба. Этот фундаментальный труд отличает высокий научный уровень и блестящее литературно-художественное воплощение.

В 1990 году, будучи Доверенным лицом С.Н.Рериха и выполняя его распоряжения, она доставила из Индии в Россию наследие семьи Рерихов.

Последние 26 лет жизни Людмила Васильевна целиком посвятила созданному по воле С.Н.Рериха и под ее руководством общественному Музею имени Н.К.Рериха. Она была его бессменным Генеральным директором, первым вице-президентом Международного Центра Рерихов, президентом Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих, главным редактором журнала «Культура и время».

«Я Вас благодарю за то будущее, которое Вы несете», – сказал однажды Святослав Николаевич Людмиле Васильевне. И это будущее – прекрасно. Оно связано с Космосом, с Красотой, с Культурой. Оно связано с Россией, которую и Рерихи, и Людмила Васильевна очень любили, посвятив все свои труды родной стране.

Благодаря самоотверженной работе Людмилы Васильевны мы имеем возможность соприкоснуться с множеством ее философских, научных, исследовательских трудов, с их помощью глубже понять и осмыслить философию Живой Этики и творческое наследие семьи Рерихов. Она внесла огромный вклад в формирование нового космического мышления, что имеет важнейшее значение для культурно-исторического процесса.

Людмила Васильевна Шапошникова – автор 35 книг и более 500 статей, посвященных культуре Индии, научно-философскому и художественному наследию семьи Рерихов, а также других выдающихся представителей философии, науки и культуры. Она является основоположником новой научной школы культурно-исторических исследований, связанных с изучением художественного, научного и философского наследия семьи Рерихов, и в первую очередь философской системы Живой Этики, которая является квинтэссенцией русского космизма и содержит методологические основы нового космического мышления.

Благодаря Л.В.Шапошниковой в Международном Центре Рерихов ежегодно проводятся масштабные общественно-научные конференции и семинары. В 2004 году создан Объединенный Научный Центр проблем космического мышления, который объединяет ученых различных направлений знания, представителей естественных и гуманитарных наук, а также западную и восточную мысль, научные и метанаучные способы познания.

Людмила Васильевна была носителем космической Красоты в своей душе. И щедро делилась этой Красотой с людьми. У нее можно было учиться мужеству защищать правое дело, трудному ремеслу достижения качества в работе, сложной науке сотрудничества, смелости научного мышления. И лучшей памятью о Людмиле Васильевне будет исполнение ее устремлений и продолжение ее трудов.

28 июля 2018 года в 10.00 в Международной Ассоциации Фондов Мира (Москва) состоится Круглый стол на тему «Творческое наследие Л.В.Шапошниковой в свете космического миропонимания». Организаторы Круглого стола: Международный Центр Рерихов, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих и секция «Русский космизм» при Российском философском обществе. В этом научном форуме примут участие ученые, деятель культуры и представители общественности.

Значение творчества Людмилы Васильевны со временем будет расти. Несомненно, ее жизненный подвиг получит самую высокую оценку современных передовых ученых и деятелей новой науки будущего.

Доверенное лицо Святослава Николаевича Рериха http://www.icr.su/rus/about/direction/director/

Основные труды Л.В.Шапошниковой http://www.icr.su/rus/about/direction/director/02.php

Международная научно-общественная конференция «Людмила Васильевна Шапошникова: ученый, мыслитель, общественный деятель. К 90-летию со дня рождения» http://www.icr.su/rus/conferencies/2016/

Людмила Шапошникова: «Культура должна стать национальной идеей!» // Научная Россия. 19.10.2015 г. http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4238

Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5919

Выставка художников-космистов «Ритмы созвучий» в Верх-Уймоне (Республика Алтай)

15 июля 2018 года в Верх-Уймонском сельском Доме культуры открылась выставка подлинных работ художников-космистов «Ритмы созвучий», любезно предоставленная организаторам мероприятия отделу культуры администрации МО «Усть-Коксинский район» и МОО «Центр Культуры "Беловодье"» общественным объединением «Созвучие» г. Юрги Кемеровской области.

Выставка была приурочена к IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Русский космизм: преемственность традиций и взгляд в будущее».

Честь торжественного открытия выставки была предоставлена Главе администрации МО «Усть-Коксинский район» Олегу Кулигину, заместителю руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов (Москва) Анатолию Лебеденко и заместителю главы администрации Верх-Уймонского сельского поселения Александре Павлюченко.

В своей приветственной речи Олег Кулигин отметил, что «это культурное мероприятие значимо как для села, так и для района в целом. Тема космизма актуальна в мире и вызывает большой интерес у современных людей». Он поделился своими впечатлениями о картине, увиденной в Верх-Уймонском выставочном зале творческого объединения «Самоцветы», где мастера народных промыслов работают с самоцветными и поделочными камнями. Там выставлена запоминающаяся картина, посвященная теме космизма, на которой изображен человек, рвущий цепи, приковывающие его к Земле, – что воспринимается как символ устремленности человека в просторы Вселенной. Олег Кулигин пожелал всем гостям и жителям района хороших, запоминающихся впечатлений от посещения выставки.

Зал сельского Дома культуры напоминал звенящий улей от множества людей, наполнивших его. Картины с необычными, неземными сюжетами притягивали взгляды, волновали умы и сердца. Все на этой выставке было необычным. Работы таких разных художников, как Феодосия и Олег Высоцкий, Василий Вятич и Игорь Анисифоров, Мадина Алимова и Александр Серов, Елена Войнова-Богородицкая и Анастасия Симкина, Виталий Скобеев представляют различные творческие направления, но все они схожи в одном – в желании показать инобытие, запечатлеть в картине то, что не поддается порой словесному выражению – ощущение, чувство, мысль… В своих творениях многие художники, музыканты, поэты отражали видение тонких миров, пространств, энергий на много раньше, чем это удавалось открыть и доказать ученым. Творчество всегда прикасалось непосредственно к человеческой душе, проникая в самые сокровенные тайны Мироздания, оно напитывало человека и пространство новыми идеями и мыслями, направляя сознание по пути Эволюции. «Через искусство имеете Свет», и этот Свет мы увидели и почувствовали на полотнах художников, представленных на выставке.

Насладившись прекрасными образами, гости приняли участие в предложенной организаторами мероприятия игре-путешествии, или, по-современному, квесте, который организовали гостья из Республики Беларусь Марина Филимонова, преподаватель Минского государственного лингвистического университета и учитель обществознания и МХК из Мультинской средней школы им. П.В. Железнова Наталья Щеглова со своими молодыми помощницами из Верх-Уймонской школы Ниной Кучугановой и Алиной Трубачевой, а также гостями Дашей Черновой и Ксенией из Москвы, Владой Симушиной из Барнаула и Алисой Дементьевой из Минска.

Семь команд-участниц «путешествовали» в Италию, Китай, Японию, Грецию, Египет, Индию и Россию, передвигаясь по различным местам Верх-Уймона. Ориентиром им служила полученная в начале игры карта с условными обозначениями. Путешественников радушно встречали «иностранки» в живописных национальных костюмах и предлагали разные конкурсы и вопросы, касающиеся культуры той страны, которую они представляли. Надо отметить, что костюмы, в которых девушки представляли разные страны, были точными копиями настоящих национальных костюмов, часть которых предоставила для квеста Ярослава Домогацкая из Мульты, а другую часть – Наталья Щеглова.

Гостям пришлось проявить все свои знания, умения и смекалку. Победители среди команд определились по сумме набранных баллов. Трем командам-призерам вручили памятные подарки и сладкие призы. Кроме традиционных местных сувениров и подарков, гости увезут из Уймонской долины массу впечатлений и положительных эмоций.

Ирина Царенко

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5920

Круглый стол «Творческое наследие Л.В.Шапошниковой в свете космического миропонимания». Фоторепортаж

Изображение

Программа Круглого стола http://www.icr.su/rus/protection/herita ... 7.2018.pdf

8 июля 2018 года в Международной Ассоциации Фондов Мира (МАФМ) состоялся Круглый стол на тему «Творческое наследие Л.В.Шапошниковой в свете космического миропонимания». Организаторы Круглого стола: Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов (МКСНР), Международный Совет рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих и секция «Русский космизм» при Российском философском обществе (РФО).

В работе Круглого стола приняли участие исследователи космизма, философии Живой Этики, творческого наследия семьи Рерихов и Л.В.Шапошниковой.

Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж с Круглого стола.

Фото Б.Г.Зайцева

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение

Изображение


Приветствия Круглому столу:

Немецкое Рериховское общество http://www.icr.su/rus/protection/herita ... 7.2018.pdf
Национальное общество имени Рерихов в Болгарии http://www.icr.su/rus/protection/herita ... 7.2018.pdf
Отделение Международного Центра Рерихов в Республике Беларусь http://www.icr.su/rus/protection/herita ... 7.2018.pdf
Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов http://www.icr.su/rus/protection/herita ... 7.2018.pdf
Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха http://www.icr.su/rus/protection/herita ... 7.2018.pdf
Межрегиональный информационно-аналитический Центр http://www.icr.su/rus/protection/herita ... 7.2018.pdf
Рериховские общества Кузбасса http://www.icr.su/rus/protection/herita ... 7.2018.pdf
Культурный Центр имени Н.К.Рериха города Алма-Аты http://www.icr.su/rus/protection/herita ... 7.2018.pdf
Ташкентское Общество Рерихов http://www.icr.su/rus/protection/herita ... 7.2018.pdf
Тянь-Шаньское Общества Рерихов http://www.icr.su/rus/protection/herita ... 2018_3.pdf
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5921

А.В.Стеценко. Пакт Рериха – путь к Миру через Культуру

Все мечтают о мире, о крепком мире, но
он не придет через международную
полицию, не утвердится запретами и
угрозами. Мир может заложиться в
сердце человеческом, но оно может
преисполниться доверием лишь через Культуру.
Мир через Культуру – наш постоянный
девиз. События доказали, насколько
необходим человечеству щит Культуры.
Если кто-то воображает, что
«цивилизованный» человек не может
одичать – он ошибается,
Цивилизованный дикарь – самое
отвратительное зрелище.

Николай Рерих

Изображение

Как известно, история цивилизаций человечества в основном держалась на войнах, которые позволяли решать почти все проблемы, кроме основной – как сохранить мир. Ведь только в мирном строительстве возможно процветание. Но сознание большинства людей, видевших основной смысл жизни в удовлетворении постоянно растущих материальных потребностей, приводило ко все большему отделению материального от духовного, цивилизации от культуры и их противостоянию. В ХХ веке это разделение и противостояние привело к двум мировым войнам, которые поставили мир и все человечество на грань катастрофы.

XX век был самым разрушительным в истории человечества. По данным Википедии, за 100 лет прошедшего века на планете Земля произошло 214 вооруженных конфликтов и войн, в том числе две мировые войны.

По данным Института по изучению международных конфликтов в Гейдельберге, за последние 5 лет XXI века (2013–2017) в мире произошло 1125 войн и вооруженных конфликтов. Это в 5,3 раза больше, чем за весь ХХ век!

Если за последние 10 лет ХХ века в мире произошло 34 войны и вооруженных конфликтов, то за 5 последних лет XXI века их уже было – 1125. Таким образом, количество войн и вооруженных конфликтов возросло в 33 раза!

Такой значительный рост войн и вооруженных конфликтов убедительно свидетельствуют, что ни политические, ни экономические механизмы уже не могут служить гарантией прочного мира. Более того, часто именно они являются поводом для развязывания вооруженных конфликтов и войн. Поэтому установление мира на планете Земля – самая важнейшая задача.

Нельзя сказать, что человечество не пыталось установить прочный мир. Но эта задача решалось не в том направлении.

Гаагские конференции 1899 и 1907 годов, созванные по инициативе России, называют мирными, так как они положили начало установлению правил ведения войн и мирного урегулирования международных споров. Первая конференция предполагала «путем взаимного и миролюбивого обсуждения международных споров и условий ограничений вооружений предупредить войну». Направленностью второй было «посредством обмена мыслей выяснить те условия, при которых возникшая война могла бы быть поставлена в самые узкие рамки с точки зрения гуманности и общей пользы народов». Обратите внимание, что вопрос о прекращении войны и вооруженных конфликтов не был поставлен. Решением второй конференции был учрежден Гаагский трибунал – первый международный суд в истории человечества.

Но прошло всего несколько лет, как в Европе началась Первая мировая война. Миллионы людских ресурсов были втянуты в подготовку и ведение войн. Так, участниками Первой мировой войны стали 70 млн. человек, а ее жертвами – около 20 млн. Инфраструктура многих стран Европы была разрушена. Культурные ценности, являющиеся основой эволюционного развития человечества, понесли невосполнимые потери. Таким образом, подписанные договоренности первых так называемых «мирных» конференций в Гааге не имели никакой действенной силы.

Но есть другой путь установления на планете Земля прочного мира. Его предложил Николай Рерих, великий русский художник, ученый, писатель, общественный деятель, получивший также и образование юриста в Санкт-Петербургском университете. Наблюдая каким разрушениям подвергаются объекты культурного наследия не только в мирное, но и в военное время, он обращается:

– в 1914 году к верховному командованию русской армии, правительствам США и Франции с идеей заключения международного соглашения об охране культурных ценностей [1, с. 26];

– в 1915 году непосредственно к императору Николаю II и великому князю Николаю Николаевичу с предложением принять меры, направленные на охрану памятников культуры.

Тогда шла Первая мировая война и правительству России было не до предложений Рериха, но Николай Константинович не оставил идею добиться международного признания необходимости защиты культурного достояния всех народов.

После завершения Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) Николай Рерих вновь призывает к необходимости защиты объектов культурного наследия. На этот раз он предлагает подписать международный договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Этот договор направлен на сохранение и защиту Культуры во всем ее многообразии и ликвидацию войн, так как расширяя поле Культуры, мы сужаем поле войны. В 1929 году свой призыв Николай Рерих уже обращает не только к правительствам стран, но и к международному сообществу.

Что же побудило великого русского художника и мыслителя взять на себя миссию призыва к международной общественности защитить объекты культуры?

«Культура и мир, – писал Николай Рерих в 1931 году, – являются священным оплотом человечества. В дни больших потрясений, и материальных и духовных, именно к этим светлым прибежищам устремляется дух смущенный. Но не только мы должны идейно объединиться во имя этих возрождающих понятий. Мы должны каждый посильно, каждый в своем поле, вносить их в окружающую жизнь как самое нужное, неотложное» [2, с. 107].

«Пути мира не могут быть насильно вбиты. Они живут в глубинах сознания. Для “цивилизации” – они утопия, но для культуры они пути единые, пути верные, пути прямые» [3, с. 403].

Слово «культура» имеет два корня. «…Первый, – писал Николай Рерих, – друидический, второй восточный. Культ-Ур – значит Почитание Света» [4, с. 108].

Таким образом, мы подходим к пониманию того, что в культуре мы имеем процесс приобщения человека к Свету. Корень «Ур» имеет санскритское происхождение, самого древнего языка, который дошел до нас в преданиях Востока, и он обозначает Энергию Огня. Из более поздних преданий и религиозных откровений нам известно, что понятие этого Огня связано с Божественной энергией. Таким образом, в объектах культурного наследия мы имеет Энергию Высшего Мира, другими словами, ту энергетику Красоты, которая является основным содержанием Культуры. Вот почему объекты культуры так необходимы человечеству, так как через них, через общение человека с этой энергией, заключенной в объектах культуры, дух человека получает необходимое ему питание. Поэтому так важно сохранить результаты деятельности человеческого гения, поскольку в условиях нашей бездуховной цивилизации эти памятники культуры дают возможность человеку оставаться человеком.

Человечество, населяющее планету Земля, связано с беспредельным пространством Космоса и является неотъемлемой его частью, подчиняясь его Великим Законам независимо от того, понимает это человек или отвергает. Свет, или то, что мы называем Светом, является причиной жизни всего Космоса – от планет и Галактик до человека, в видимом и невидимом человеческому глазу бесконечных мирах Космоса. Гармония мироздания держится на энергетике Красоты, являющейся основой Культуры, основой Света.

Всем известно ставшее крылатым утверждение Достоевского: «Красота спасет мир». Это не было случайным высказыванием, вложенным великим русским писателем в уста своего героя. Достоевский сам в этом был глубоко убежден. Об этом говорят его записи: «Красота есть нормальность, здоровье. Красота полезна, потому что она красота, потому что в человечестве – всегдашняя потребность красоты и высшего идеала ее. Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность ее, значит, есть и потребность здоровья, нормы, а следовательно тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа» [5, с. 28].

Но для того чтобы Красота выполнила свою миссию, человечество на планете Земля должно спасти Красоту от разрушения. А это возможно только при одном условии – человек должен осознать значение Красоты для своей жизни. Вот почему Николай Рерих, дополнив знаменитое высказывание Достоевского, сказал: «Осознание Красоты спасет мир». Энергетика Красоты в нашем плотном мире доступна для осознания человеком пока только через великие произведения культуры и величие окружающей нас природы. Не осознавая этого, человек закрывает доступ в свое сознание энергетики Красоты.

Без энергетики Красоты человек превращается в двуногое животное, способное только на разрушение и убийства. Энергетика Красоты, содержащаяся в великих произведениях искусства, при сознательном отношении к ним облагораживает человека, повышает его энергетику и расширяет сознание, способное выйти из узкого круга самости и понять окружающий его мир во всем его многообразии, которое держится энергетикой Красоты. Человек, отрезав себя от этой энергетики Красоты, обрекает себя на узкие тиски своей самости, которая закрывает человеку путь к пониманию других. Энергетика Красоты способна войти во внутренний мир человека и спасти его и окружающий мир только через Культуру.

Понимание этих процессов, стремление помочь человечеству найти выход из рокового круга разрушений и войн явились одними из основных причин, которые побудили Николая Рериха вновь предложить к подписанию международное соглашение, направленное на сохранение и защиту объектов культуры.

Пакт Рериха, предложенный Николаем Рерихом в грозные годы перед началом Второй мировой войны и направленный на сохранение самого необходимого для человечества – Культуры, т.е. сохранения и защиты на планете Земля Энергии Красоты, Божественной Энергии, которой жив дух человеческий, является одним из величайших даров человечеству.

Это предложение Николая Рериха было поддержано международным сообществом, инициатива которого вылилась в массовое международное движение за сохранение Культуры. Первые две международные конференции в поддержку этого договора в начале 30-х годов прошлого века прошли в Бельгии в старинном городе Брюгге. Но вскоре в Европе начал поднимать голову фашизм, которому европейские страны не смогли противодействовать. Партия войны вновь одержала победу над Культурой, и руководство стран Европы отказалось в дальнейшем поддерживать Пакт Рериха.

Идея Николая Рериха была подхвачена странами Латинской Америки и США, и в 1935 году предложенный договор, известный как Пакт Рериха, был подписан 21 страной Америки.

Итоги Второй мировой войны наглядно свидетельствуют, какую цену заплатили страны Европы, включая СССР, из-за недальновидности своих руководителей и политиков, которые не подписали Пакт Рериха.

Во Второй мировой войне участвовало 72 государства, в которых проживало 80% населения нашей планеты. Военные действия велись на территории 40 государств. К вооруженной борьбе было привлечено 110 млн. человек, в результате общие людские потери достигли 65 млн. человек. Но величайший урон, нанесенный этой войной Культуре, до сих пор дает о себе знать. Огромное количество объектов культуры было разрушено, т.е. значительная часть энергетики Красоты покинула землю. И это не метафора, а ужасная реальность, так как тонкой энергии Огня для ее пребывания на планете Земля нужна плотная материя, которой служат объекты высокого творчества человека. Разрушая эти объекты, мы лишаемся Божественной энергии, т.е. Красоты, так как уничтожается ее плотная форма.

После Второй мировой войны американские сотрудники Николая Рериха передали в ООН все документы по Пакту Рериха. В 1954 году Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была созвана в Гааге международная конференция стран-участников ООН для принятия Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. Конвенция, в основу которой была положена идея Пакта Рериха о необходимости защиты объектов культурного наследия, была принята. Правда, идеи Пакта о безусловной защите всех объектов культурного наследия и персонала, работающего в них, как в мирное, так и в военного время, не вошли в Гаагскую Конвенцию. Была принята только идея охраны самих объектов и только в время вооруженных конфликтов. При этом приоритет отдавался не защите объектов культуры, а военной необходимости, т.е. военное командование само принимает решение в интересах целесообразности ведения военных действий разрушать памятники культуры или нет. И только в 1999 году во Втором протоколе Гаагской Конвенции этот пункт был отменен, но многие страны этот Протокол так и не ратифицировали. Таким образом, приоритет политики вновь взял верх над культурой.

Все вооруженные конфликты второй половины XX и начала XXI века показали, что и эта Конвенция не смогла уберечь от уничтожения объекты культурного наследия во время вооруженных конфликтов в Афганистане, Югославии, Ираке, Ливии, Египте, Сирии, Украине. Самое ужасное состоит в том, что вооруженные конфликты стали нормой международной политики, что бы при этом ни говорили сами политики. Известный тезис о том, что война является продолжением политики, до сих пор действует. Продолжающаяся война в Сирии и вооруженные конфликты на Украине показали полное бездействие всех норм международного права.

Все это привело к огромному потоку беженцев, которые устремились в страны Европы, неся им серьезные социальные проблемы и рост преступности. Стремление к господству одной политической системы над другой, нежелание правительств стран объединить свои усилия к совместному поиску путей решения основных проблем современной цивилизации (прекращения войн и вооруженных конфликтов, а также снижения роста преступности, наркомании, участившихся природных катаклизмов и многих других) привело к значительному обострению отношений между странами, к обмену санкциями и угрозе начала 3-й мировой войны. Мы стоим на грани глобальной мировой катастрофы, которая для нашей планеты и населяющего ее человечества станет последней.

Поэтому сохранение мира на нашей планете является основной и всеобщей задачей. И решить эту задачу можно только с помощью Культуры. Поэтому актуальность идей Пакта Рериха сегодня значительно возросла. Чем скорее мы это поймем и начнем действовать, тем быстрее достигнем мира. И это не какая-то фантастическая идея. Это реальность во всем своем неотложном применении, так как, только расширяя поле Культуры, нам удастся сузить поле войны до полного его исчезновения. Другого пути нет. Этому нас учат трагические уроки истории. В этом огромное историческое значение Пакта Рериха. Но его значение этим не ограничивается.

В Пакте Рериха заключена основная идея концепции Культуры автора договора – Мир через Культуру. Как известно, в самом слове Культ-Ура заложена ее суть – это почитание Света, т.е. осознание великой задачи человечества – познание и овладение высшими энергиями, энергиями высших миров. Следовательно, через Культуру (науку, искусство и религию) мы подходим к пониманию дальнейшего направления эволюции человечества – Космической эволюции человечества.

Вот что по этому вопросу писала Л.В.Шапошникова, выдающийся деятель мировой и русской культуры, индолог, возглавлявшая Международный Центр Рерихов и его общественный Музей, основанный С.Н.Рерихом и ею созданный: «…Пакт Рериха есть реальный знак космической эволюции. Это наш ориентир в трудном и сложном пути человечества. Пакт Рериха полностью направлен на эту эволюцию, утверждающую Свет, Красоту и Мир» [6, с. 87]. «Пакт Рериха до сих пор не осмыслен ни философски, ни духовно. Пора понять его космический характер и происхождение. Ибо Пакт Рериха не только юридический документ, но и целое явление, связанное с метаисторическим познанием и с космической эволюцией» [6, с. 86].

«Эта эволюция была отражена и на символе Знамени Мира, которое является отличительным знаком Пакта Рериха» [6, с. 82]. Нам известно, что в соответствии с текстом самого международного договора Пакт направлен «на всемирное признание флага, рисунок которого уже хорошо известен, в целях обеспечения охраны, в случае угрозы, всех памятников, составляющих культурное наследие народов и находящихся как в государственной, так и в частной собственности» [1, с. 514]. Возвращаемся к докладу Людмилы Васильевны: «И в связи с этим мы читаем в этом символе, который нам кажется очень простым, важнейший космический закон – Высшее в космической эволюции ведет за собой низшее. Иначе говоря, без высшей материи низшая не способна к космической эволюции. Тут же мы можем прочесть и второй не менее важный космический закон: каждое земное явление имеет две стороны – земную и небесную, или космическую, которая связана с высшей материей. Проблема в этом случае состоит в том, видим ли мы эту вторую сторону, ощущаем ли ее и умеем ли мы пользоваться в своем познании реальностью этой стороны. История человечества дает нам далеко не обнадеживающие примеры в этом отношении» [6, с. 83].

Без понимания того, о чем говорила Людмила Васильевна, нам не осознать всего величия Пакта Рериха и его значения в эволюции человечества. Сведение Пакта Рериха на уровень только защиты культурных ценностей в ходе вооруженных столкновений, удаляет из Пакта самое главное его содержание, без которого юридические, духовные и метаисторические механизмы не могут действовать. Поэтому Н.К.Рерих особое внимание в Пакте уделил покровительству, уважению и защите культурных ценностей не только в военное, но и в мирное время, не только объектов культуры, но и персонала, работающего в них. Следует особо отметить, что без применения положений Пакта в мирное время его механизмы защиты оказываются малоэффективны и в военное время, о чем свидетельствуют разрушения памятников культуры в Европе в ходе проведения военной операции НАТО в Югославии, вооруженных конфликтов на Северном Кавказе, Украине, на севере Африки, в Ираке, Афганистане, Сирии. Николай Рерих словно предвидел все будущие разрушения объектов культуры и заложил в Пакт требование: «Соответствующие правительства согласны предпринять необходимые меры в области внутреннего законодательства своих стран для обеспечения такого покровительства и уважения» [1, с. 514].

Пренебрежение к культуре, к ее защите и развитию приводит к духовному обнищанию масс, что в свою очередь ведет к росту агрессии людей, которая проявляется во всех сферах жизни общества. Если психическая энергия человека и общества не направлена на созидание в области культуры, то она, хотим мы того или нет, будет стихийно использована на разрушение. Поэтому Пакт Рериха уделяет большое значение человеку – творцу и хранителю прекрасного и берет его под свою защиту. Сама история продвижения Пакта Рериха и принятие его международным сообществом свидетельствуют о могучей созидательной силе общественного движения, деятельность которого была проявлена в энергетическом поле культуры.

Огромное значение Пакт Рерих имеет и для образования. «Пакт для защиты культурных сокровищ, – говорил Николай Рерих, – нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества» [3, с. 85].

Николай Рерих придавал большое значение роли общественности в сохранении и развитии культуры. «Дело культуры, – писал он, – никогда не может быть лишь делом только правительства стран. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния» [7, с. 207]. Следует отметить, что Пакт Рериха, идеи которого заложили основу всей деятельности ЮНЕСКО, был подписан в 1935 году только благодаря массовому международному общественному движению, инициированному Николаем Рерихом. Это ли не доказательство созидательной мощи общественности, когда она объединяет свои усилия во имя культуры?!

В современном мире значение общественной инициативы в деле сохранения и развития культуры и мира не только не утратило свою актуальность, но и значительно возросло.

В общественном движении заложена огромная сила. Она должна быть направлена на созидание. Это происходит только тогда, когда ее активность использована в культуре. Когда психическая энергия масс оторвана от созидательной силы Культуры, она стихийно используется на разрушение. Вооруженные конфликты, рост преступности и другие проблемы человечества являются убедительным доказательством этому. Нет культуры – нет мира. Политические и экономические механизмы, как доказывает история нашей цивилизации, не в состоянии дать нам полную гарантию сохранения мира на планете Земля.

Поэтому мы должны возродить международное общественное движение за мир, концепцией деятельности которого будут идеи Пакта Рериха. Основой этого движения должны стать Комитеты Пакта Рериха, так как нет другого действенного пути к миру, кроме пути к миру через Культуру.

«Все мечтают о мире, – писал Николай Рерих, – о крепком мире, но он не придет через международную полицию, не утвердится запретами и угрозами. Мир может заложиться в сердце человеческом, но оно может преисполниться доверием лишь через культуру.

Мир через Культуру – наш постоянный девиз. События доказали, насколько необходим человечеству щит Культуры. Если кто-то воображает, что “цивилизованный” человек не может одичать – он ошибается. Цивилизованный дикарь – самое отвратительное зрелище» [5, с. 317].

27-летняя история Международного Центра Рерихов (МЦР) свидетельствует о чрезвычайной востребованности идей Пакта Рериха в современном мире. МЦР в этом отношении провел огромную работу, которая, к сожалению, нынешним руководством Министерства культуры РФ была разрушена. Но об этом, я надеюсь, мы поговорим на круглом столе.

В заключение своего выступления приведу следующие пророческие слова Николая Рериха:

«Победит тот, кто сумеет покрыть механическую цивилизацию истинною Культурою.

Человечество переживает труднейший период переоценки ценностей, когда культура проникает в широкие массы и совершает сдвиг сознания. Каждый деятель, понимающий значение культуры, знает, насколько нелегко бороться с ветхими предрассудками и идти навстречу новому сознанию, открытому в сердцах молодых» [3, с. 265].

«Победит тот, кто в основу поставит великое сотрудничество, любовь к труду и преданность культуре. Искусство, наука и познание силы мысли приблизят светлое будущее» [3, с. 266].

Литература

1. Знамя Мира. Сб. М.: Международный Центр Рерихов, 2005.

2. Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.

3. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: Международный Центр Рерихов, 1995.

4. Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.

5. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: Международный Центр Рерихов, 1996.

6. Шапошникова Л.В. Метаисторический смысл Пакта Рериха // 75 лет Пакту Рериха: материалы междунар. обществ.-науч. конференции. 2010 г. М.: Международный Центр Рерихов, 2011.

7. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т.1. М.: Международный Центр Рерихов, 1999.


Доклад на VI-й Международной конференции «Пакт Рериха вчера, сегодня, завтра. 115-я годовщина экспедиции Рерихов “По старине”» (6–7 июля 2018 года, Рига, Латвия)
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5924

Резолюция Международной научно-общественной конференции «Пакт Рериха: вчера, сегодня, завтра. 115-я годовщина экспедиции Рерихов “По старине”»

Рига, 7 июля 2018 года

В Риге (Латвия) 6–7 июля 2018 года состоялась Международная научно-общественная конференция «Пакт Рериха: вчера, сегодня, завтра. 115-я годовщина экспедиции Рерихов “По старине”».

Организаторами конференции выступили Латвийское отделение Международного Центра Рерихов, Балтийская Международная академия, Международный Центр Рерихов (МЦР), Европейская Ассоциация поддержки МЦР и его общественного Музея имени Н.К. Рериха «EURASSIM».

Соорганизаторы конференции: Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, Санкт-Петербургское отделение МЦР, Белорусское отделение МЦР, Немецкое Рериховское Общество, Финляндское общество Рериха, Эстонское общество Рериха, Австрийское общество Рериха – Национальный комитет Пакта Рериха, Ярославское Рериховское общество «Орион».

В работе конференции «Пакт Рериха: вчера, сегодня, завтра. 115-я годовщина экспедиции Рерихов “По старине”» принял участие 71 представитель государственных и общественных организаций из 10 стран Европейского Союза, Балтийского региона и СНГ: Латвии, Литвы, Эстонии, Болгарии, Германии, Республики Беларусь, Австрии, Италии, России и Узбекистана. В работе конференции участвовали представители научной интеллигенции, деятели культуры и науки, специалисты других сфер.

С приветственным словом к участникам конференции обратились: председатель Латвийского отделения Международного Центра Рерихов М. Озолиня, доктор философских наук, член правления Балтийской Международной академии В. Никифоров, вице-президент Международного Центра Рерихов А. Стеценко, атташе по культуре Посольства Российской Федерации в Латвии А. Кассиева, а также представители делегаций стран-участниц конференции.

В адрес конференции были получены приветствия от президента Международного Центра Рерихов, художественного руководителя Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д. Шостаковича, главного дирижера заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра филармонии Ю. Темирканова, от мэра города Риги Н. Ушакова, генерального секретаря латвийской комиссии ЮНЕСКО Б. Мольника, от Итальянского отделения «Голубого Щита», от председателя отделения МЦР в Республике Беларусь В. Попова, от председателя Финляндского общества Рериха М.-В. Лииматайнен, от председателя Санкт-Петербургского отделения МЦР Э. Томши, от председателя Ташкентского общества Рериха Н. Монасыповой и от председателя Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха О. Уроженко.

К работе конференции были приурочены выставки Латвийского отделения Международного Центра Рерихов «Защитим общественный Музей имени Н.К. Рериха», «Пакт Рериха», «9 лет с Балтийской Международной Академией», и фотовыставка Александра Титова «Феномен Кайласа».

На конференции состоялась презентация книги О. Старовойтовой и Э. Томши «Родословная Н.К. Рериха. Архивные документы и факты», явившейся результатом большой архивной работы рериховцев Латвии, России, Германии и Украины. Изложенные в книге материалы подтверждены конкретными фактами и документами и стали ответом на статьи недобросовестных исследователей жизни и творчества семьи Рерихов.

Конференция посвящена годовщине экспедиции Н. Рериха «По старине», результаты которой сподвигли Рериха к активной деятельности по защите памятников культуры. Маршрут экспедиции пролегал через несколько латвийских городов. Не случайно Латвия не единожды запечатлена в художественном наследии Рериха, а плодотворная работа Латвийского общества Рериха – в наследии эпистолярном.

Восхищение красотой памятников прошлого, почитание старины, как ни благородны они, сами по себе недостаточны. Любовь к старине должна быть действенной. Сохранение культурных сокровищ должно стать, по убеждению Н. Рериха, делом всенародным. Мысли о необходимости международной охраны памятников культуры воплотились в тексте первого международного договора о сохранении культурных сокровищ, названного по имени его инициатора и составителя «Пакт Рериха». В результате огромной работы художника и его сподвижников в разных странах Пакт Рериха был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года США и двадцатью другими странами; был принят отличительный знак – Знамя Мира.

Великий художник, мыслитель и общественный деятель Николай Рерих оставил нам «Слово напутственное»: «Старина узнанная, достойно возвеличенная, должна научить и открыть пути. Из древних чудесных камней сложим ступени грядущего».

В рамках конференции был затронут и обсужден широкий спектр проблем и вопросов: исторические аспекты становления первого международного договора о защите мирового культурного наследия; деятельность рериховских обществ Прибалтики в продвижении Пакта Рериха в Европе в 30-е годы прошлого века; история Пакта Рериха в Латинской Америке, актуальность идей и принципов Пакта Рериха в современных условиях и его значение для сохранения мира на планете Земля, реальные проблемы сохранения культурного наследия; роль общественных инициатив в сохранении культурного наследия; идея Н.К. Рериха «Мир через Культуру» – уроки истории.

Состоялся Круглый стол: «Перспективы сохранения наследия семьи Рерихов и имплементация их идей на современном этапе: вызовы и рекомендации».

Особое внимание участниками конференции было уделено ситуации вокруг общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, разрушенного в апреле 2017 года действиями Министерства культуры РФ, а также вопросам сохранения наследия Рерихов, в том числе, в России. Крупнейший в России общественный Музей мирового уровня, созданный по инициативе дарителя наследия семьи Рерихов Святослава Рериха и посвященный великому художнику, ученому и общественному деятелю Н.К. Рериху, после 25 лет успешной работы по популяризации творческого наследия Рерихов, активной научной и издательской деятельности был преднамеренно разрушен. Участники осудили деструктивные действия руководства Министерства культуры РФ и Государственного музея Востока (ГМВ) в отношении МЦР и его общественного Музея, выразили готовность в дальнейшем проводить работу по отстаиванию прав МЦР на захваченное у него наследие Рерихов, восстановление деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха и сохранению наследия Рерихов всеми правовыми методами.

Участники конференции подчеркнули:

– выдающееся историческое значение Пакта Рериха, послужившего основой для создания и деятельности ЮНЕСКО, а также подписания Гаагской конвенции 1945 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, и его влияние на гражданское общество в целях привлечения внимания к защите культурного наследия, что послужило основой для большого количества гуманитарных проектов и инициатив;

– актуальность Пакта Рериха, содержащего важнейший принцип безусловной защиты культурного достояния человечества, включая объекты культуры и работающий в них персонал;

– уникальность опыта культурной и миротворческой деятельности МЦР и его общественного Музея имени Н.К. Рериха, направленного на популяризацию в мире наследия Рерихов и развития общественных форм культуры.

Участники конференции отметили:

– большой вклад Латвийской Республики в распространение идей Пакта Рериха в Европе в первой половине XX столетия. Первый Конгресс Обществ Рериха Прибалтийских стран, состоявшийся в 1937 году в Риге, определил цели и направление деятельности всех рериховских обществ в Европе по продвижению Пакта Рериха. Эта работа была высоко оценена Николаем Рерихом, свидетельством чему являются подаренные им в знак признательности картины, которые входят сегодня в коллекцию государственного художественного музея «Рижская биржа»;

– историческую и практическую значимость восстановления деятельности в Эстонии Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира и привлечение к этой работе эстонской общественности и культурных деятелей;

– необходимость активизации сотрудничества неправительственных организаций Европы, деятельность которых связана с сохранением и популяризацией наследия Рерихов, в целях распространения в обществе идей Пакта Рериха и Знамени Мира.

Участники конференции выразили протест против преднамеренного разрушения общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР (г. Москва, Россия) вследствие действий Министерства культуры РФ, других государственных ведомств и организаций России, препятствующих осуществлению в полной мере культурной деятельности МЦР.

Участники конференции выразили признательность Латвийскому отделению Международного Центра Рерихов, Балтийской Международной академии в Риге за оказанное гостеприимство и прекрасную организацию работы Конференции.

Участники VI Международной научно-общественной конференции решили:

1. Признать историческое значение и важность Пакта Рериха как основополагающего элемента юридическо-организационной системы международной охраны культурного наследия; необходимость дальнейшего продвижения идей и принципов Пакта Рериха в широкие круги общественности.

2. Признать выдающуюся роль в утверждении миротворческих идей Пакта Рериха неправительственной международной организации «Международный Центр Рерихов», являющейся крупным культурным, научным центром.

3. Выразить решительный протест в связи с преднамеренным разрушением крупнейшего в России общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов и нарушением воли Святослава Рериха, передавшего наследие семьи Рерихов для создания именно общественного музея.

4. Подготовить обращение от имени участников Конференции на имя Президента РФ с целью привлечь его внимание к вопросу необходимости скорейшего восстановления общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР и выразить опасения в отношении сохранности бесценного наследия семьи Рерихов, находящегося на территории России.

5. Представленным на Конференции организациям: Австрийскому обществу Рерихов – Национальному Комитету Пакта Рериха; Национальному Обществу Рерихов в Болгарии; Немецкому Рериховскому Обществу; Международному Центру Рерихов; Латвийскому отделению Международного Центра Рерихов; Эстонскому обществу Рерихов; Итальянской ассоциации Парвати, Читта делла Пьева и Итальянской Ассоциации Нуова Культура ди Паче – сформировать рабочую группу по подготовке создания Европейского Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира (ЕКПР).

6. Создать Международный Фонд имени Рерихов для сбора средств с целью осуществления культурных проектов ЕКПР, направленных на популяризацию идей Пакта Рериха и защиту наследия Рерихов.

7. Поручить Латвийскому отделению Международного Центра Рерихов подготовить по материалам конференции обзорную статью, видео для размещения в интернете и издание сборника докладов конференции.

8. Рекомендовать европейским Рериховским обществам опубликовать текст Пакта Рериха на языках народов Европы для широкого ознакомления общественности.

9. Продолжить проведение в странах Европы научно-общественных конференций, посвящённых миротворческим идеям Пакта Рериха и Знамени Мира на регулярной основе. Провести очередную конференцию 2019 года в Эстонии (Таллин).

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5927

Человек несет в себе космос

IV Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Русский космизм: преемственность традиций и взгляд в будущее»


В жаркие дни 16–17 июля 2018 года в Усть-Коксе (Республика Алтай) на базе техникума отраслевых технологий проходила IV Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Русский космизм: преемственность традиций и взгляд в будущее». Ее организаторами выступили Отдел культуры МО «Усть-Коксинский район» и АПОУ РА «Усть-Коксинский техникум отраслевых технологий», МОО «Центр Культуры “Беловодье”» и Народный университет (Республика Алтай), Международный Центр Рерихов (Москва), факультет иностранных языков Томского Государственного университета, Уральский Центр энергосбережения и экологии и Уральское отделение МОО «Лига защиты Культуры» (Екатеринбург), Межрегиональный информационно-аналитический Центр (МИА-Центр) при информационной поддержке газеты «Уймонские вести» (Усть-Кокса).

Человеческая мысль всегда пыталась постичь беспредельность Космоса. Идеи взаимной связи человека и Вселенной с глубокой древности были известны и широко распространены в различных культурных традициях. Они обнаруживаются в мифах, легендах, сказаниях, прослеживаются во многих дошедших до нас религиях и философских системах. Во все времена жили мыслители, которые указывали на неразрывную связь между человеком и Космосом

В современном миропонимании мысль о тесной взаимосвязи человека и Вселенной приобрела особую значимость благодаря русскому космизму. Теоретическое оформление этого философского направления связывают с «Философией общего дела» Н.Ф.Федорова (1829–1903). В конце XIX – начале XX века в России началась Духовная революция. В ее пространстве происходило формирование нового космического мышления, в основе которого лежит синтез научного и метанаучного способов познания. Представителями нового космического мировоззрения стали философы и ученые Серебряного века В.С.Соловьев, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский и другие. В их трудах формировался целостный подход к явлениям природы и человеческого общества, в синтезе отражалась мысль и религиозная, и философская, и научная. Они писали о причастности нашей планеты и человека через его внутренний, духовный мир к процессам одухотворенного Космоса.

Ведущую роль в Духовной революции сыграла семья Рерихов. Научно-философская система Живой Этики, созданная Е.И. и Н.К. Рерихами в сотрудничестве с Учителями Востока, стала основой нового космического мышления. Как пишет выдающийся философ Л.В.Шапошникова: «Идеи Живой Этики не были ни отвлеченными, ни абстрактными. Сложившись в природном космическом потоке, вобрав в себя самое ценное из прошлого и настоящего человечества, объединив в себе мысль Востока и Запада, научное и метанаучное знание, они несут огромный энергетический заряд действенности, устремляя человечество к будущему, к духовному совершенствованию и эволюционному продвижению».

В философской системе Живой Этики была раскрыта новая картина мироздания, содержались сведения о Великих законах Космоса, о космической эволюции человечества, о роли человека в земных и вселенских процессах. Космическое мышление пронизывает и охватывает все области деятельности человека, открывая новые возможности разным формам познания. Конференция показала, что современные ученые, выявляя ключевые проблемы в формировании новой системы познания, вносят свой вклад в определение возможных путей их исследования и решения.

Гостеприимный просторный зал техникума был переполнен и радушно принимал гостей Усть-Коксинского района – участников традиционной конференции (около 110 человек), среди которых 6 докторов наук и 15 кандидатов наук в различных областях знания – философы, филологи, педагоги, историки, искусствоведы, биологи, представители физико-математических и технических наук и др.

Конференцию открыли заместитель главы администрации МО «Усть-Коксинский район» Тамара Шадрина, директор АПОУ РА «ТОТ» Наталья Лукьянова и председатель МОО «Центр Культуры “Беловодье”» Светлана Овсянникова. От имени Международного Центра Рерихов было заслушано видео-приветствие доктора философских наук, кандидата географических наук, заместителя генерального директора Музея имени Н.К.Рериха по научной работе, почетного члена РАХ О.А.Лавреновой. Были также зачитаны приветствия из Финляндии, Германии, от Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха и Томского государственного университета.

Темы докладов оказались интересными и разнообразными. Предлагаем вашему вниманию краткий обзор некоторых из них.

Свой доклад Елена Трофимова, доктор философских наук, доцент Социологического института РАН, и содокладчик Алексей Малинов, доктор философских наук, профессор СИ РАН из Санкт-Петербурга, «Традиции ориентализма в философии русского космизма» посвятили исследованию взаимовлияния культур России и Востока. «Русская культура вынашивала не только мысль, – отмечают авторы в своем выступлении, – но и тоску по Востоку: есть основания говорить не только о разных школах отечественного востоковедения, но и более широко – о различных направлениях отечественного ориентализма, проявившегося в науке и искусстве.

Серебряный век с его непрестанным диалогом философии и искусства, прочно вошёл в судьбу России, став истоком новых дерзновенных начинаний последующего времени. Эпоха модерна подготовила почву для ломки привычных норм, образцов и стереотипов. Этот “эффект сдвигов”, трансформативность, пограничность проявились на всём парадигмальном поле русского космизма, рассмотрим ли мы этические искания, научные открытия или новаторские приёмы в живописи... Именно в этот исторический отрезок времени (такой не долгий, но такой значимый для всех последующих лет русской культуры) был задан мощный импульс для дальнейшего развития философии и искусства».

Доклад Анатолия Лебеденко, кандидата педагогических и философских наук, советника РАЕН и заместителя руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов, был посвящен культуре человеческого сердца. Анатолий Андреевич отметил, что «Николай Рерих был одним из немногих мыслителей XX века, кто понимал смысл истинной Культуры и ее космическую роль в эволюции человека. Он был пионером среди ученых, общественных деятелей, которые Культуру рассматривали в контексте эволюционного процесса, протекающего в целостной структуре Мироздания». По словам автора, «Культура может созидаться и поддерживаться только огнем духа и сердца человека. Мудрость сердца космична и она тесно связана с этическими основами жизни человека, проявлением его нравственных качеств: миролюбия, героизма, самоотверженности, служения общему благу, милосердия, дружелюбия, стремления к сотрудничеству и многих других. Небесные дали Космоса воспринимаются исключительно мудростью сердца и в поле космичности культуры сердца».

Доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургской военной академии связи им. С.М.Будённого Николай Безлепкин посвятил свое исследование одному из основоположников русского космизма К.Циолковскому, «для мышления которого было характерно представление о человеке как части космоса, обнаруживающего ту или иную связь с остальной природой. Циолковский разработал собственную “космическую философию”, по которой Вселенная – единый, бесконечно сложный организм, имеющий свою “причину” и “волю”. Она является живой одухотворенной сущностью, в которой действуют “разумные силы”, она бесконечна в пространстве и времени и включает в себя бесконечную иерархию космических структур. Жизнь во Вселенной, как считал Циолковский, бесконечна и вечна, из чего у ученого органично вытекает идея бессмертия человека, идея о неизбежности космического будущего человечества, которое достигнет уровня совершенной жизни, будет жить в гармонии с космосом и разнесет эту совершенную организацию жизни по Вселенной».

Видео-доклад доктора философских наук, кандидата географических наук, заместителя генерального директора Музея имени Н.К.Рериха по научной работе Ольги Лавреновой (г. Москва) был посвящен философии пространства в трудах членов семьи Рерихов и Л.Шапошниковой. Взаимодействие пространства и человека в процессе путешествия по лику Земли превращает это действо в духовный путь, позволяет человеку выходить за пределы обыденного сознания, постигать космичность бытия. В обыденном пространстве через символы человек пытается увидеть свет инобытия. Современное отношение человека к пространству и взаимодействие с ним показывают актуальность проблемы, поскольку сегодняшние реалии начинают губить как ландшафтное, так и культурное разнообразие, приводить ноосферное пространство планеты в катастрофическое состояние, когда разрушительные силы человека начинают преобладать над созидательными. Как выход, в умах человечества должен утвердиться гуманистический подход к жизни, открывающий нам возможность осмысления космоса в обыденных вещах, тогда у человечества будет больше шансов выжить, считает автор.

Темы творчества Л.В.Шапошниковой, Генерального директора Музея имени Н.К.Рериха и вице-президента Международного Центра Рерихов, коснулась кандидат искусствоведения, руководитель Народного музея семьи Рерихов Новокузнецкой библиотеки им. Д.С.Лихачёва МБУ «МИБС» Елена Кулакова. Людмила Васильевна, по ее словам, утверждала, что «космизм в искусстве принес людям новую красоту реального Космоса, его энергетику, способствующую расширению нашего сознания. Главные черты этого искусства – музыкальность, присутствие космического ритма, наличие духовного начала. Ярким примером тому служат работы художников-космистов Юрия Кузнецова, черпающего формы иконописных образов на просторах Космоса, Игоря Анисифорова, который создает на своих картинах инобытийный образ Глубины, Александра Маранова, в полотнах которого главную роль играет свет».

Вадим Пакин, изобретатель, кандидат технических наук из Новосибирска, посвятил свое выступление ученому-космисту Александру Чижевскому, ученику К.Э.Циолковского, создателю науки гелиобиологии. Наряду с другими исследованиями Чижевский изучал такое физическое явление, как аэроионификация. По сути – это искусственное создание внутри помещений такого воздушного режима, которым характеризуется воздух лучших курортных местностей земного шара, славящихся своим благотворным воздействием на организм человека. Ученый проводил исследования около 46 лет, результатом которых стал аппарат под названием «люстра Чижевского». Идеи этого ученого сулили человечеству большие перспективы, но с началом Великой Отечественной войны работы были остановлены, а автор репрессирован и сослан в лагерь, где продолжал свои труды. После войны и реабилитации он пытался восстановить утерянный архив, продолжить исследования, но не добился широкого применения своих изобретений по всей стране. Сейчас в России, по словам автора доклада, некоторыми предприятиями выпускаются источники аэроионов для физиотерапии и бытового применения.

Александр Макаров кандидат физико-математических наук из группы молодых ученых Новосибирска в своем видео-докладе затронул тему развивающейся науки психосоматики, которая занимается изучением влияния психологических факторов на возникновение и развитие соматических (телесных) заболеваний. Не вдаваясь в сложные подробности, можно сказать, что психосоматика выявляет, как и какие негативные эмоции и чувства, переживания могут привести человека к болезни, а положительные и позитивные, наоборот, способны оздоровить. Автор убежден, что развитие внутренней культуры, наблюдение за своим поведением, чувствами приведет человечество к оздоровлению.

Народная мудрость оставила нам много подсказок о том, как же человеку развить в себе эту внутреннюю культуру, гармоничные отношения с миром и людьми и сохранить свое здоровье. В культуре старообрядцев, алтайцев, да и других народностей можно найти много жемчужин мудрости.

Заслуженный учитель России, директор Верх-Уймонского Музея «Истории и культуры Уймонской долины» Раиса Кучуганова и кандидат исторических наук, учитель МБОУ «Гимназия №3 г. Горно-Алтайска» Наталья Шитова уже давно исследуют богатейший пласт духовной и материальной культуры старообрядцев. В своих выступлениях на конференции Раиса Павловна и Наталья Ивановна рассказали собравшимся о том, как надо было вести себя человеку, какие правила и запреты соблюдать, чтобы «не стыдно было перед Богом и людьми». Эти житейские правила как раз и составляли ту внутреннюю культуру человека, которая впитывалась им с детства и служила крепким основанием здоровой жизни.

О космогонических преданиях, мифах и легендах народов Алтая рассказали слушателям методист по музейной работе Катандинского СДК Мария Сюнюшева и преподаватель Усть-Коксинского АПОУ РА «ТОТ» Лилия Алженакова. У каждого народа существуют такие литературные памятники космизма. И если подойти к ним, отбросив груз веков, то приближается осознание того, что древние люди искали гармонию взаимодействия с природой, чтили величие мироздания, старались не нарушать естественность бытия, а влиться в этот поток гармонии и следовать ему своими действиями и мыслями, всей жизнью.

Интересное исследование по литературе представила участникам конференции Татьяна Шастина, кандидат филологических наук, доцент Горно-Алтайского госуниверситета, которая исследовала образ Алтая в мировой литературе. Алтай с его первозданностью, красотой и чистотой не мог не вызывать восхищения. По словам одного из литературных критиков того времени, человек способен ощутить себя на Алтае «естественным природным организмом». Все пространство Алтая наполнено естественностью и космичностью. И закономерно, что в 1920–1930-х годах в литературном творчестве сибирских поэтов развивается тема космизма. Страницы литературного сборника «Сибирские огни» того времени пестрят такими произведениями. Стихи поэтов, художественные произведения писателей приобретают вектор устремленности ввысь. Их мысль пытается вырваться за пределы Земли и коснуться звезд, далеких планет, неведомых галактик. Поэты и писатели того периода в своем творчестве используют множество эпитетов и сравнений космогонического характера.

Вся Азия, как и неотъемлемая ее часть Алтай, несет в себе испокон веков и сохраняет в современности космологические идеи, позволяющие человеку постигнуть свое место и роль в этом огромном мире. С культурно-философскими традициями Японии и Китая собравшихся познакомили Елизавета Малинина, кандидат филологических наук, доцент кафедры востоковедения Новосибирского госуниверситета, и Марина Филимонова, старший преподаватель Минского государственного лингвистического университета Беларуси.

Кроме того, на конференции прозвучал доклад Валерии Купрессовой, кандидата биологических наук, доцента кафедры биологии Томского госуниверситета «Вклад А.Л.Чижевского в изучение космоса земных связей». Несколько выступлений было посвящено взаимосвязи педагогики и космизма: «От земных дорог к творчеству космического Мастера» Валерия Кучеровского, руководителя общественной организации «Культурно-педагогический Центр Белый Город» (Украина), «Космическое мышление на пути восхождения молодого поколения» Наили Абдульмановой, кандидата технических наук, преподавателя Академического лицея им. Н.И.Лобачевского из Татарстана, «Предмет “Искусство” в свете космо-интегральной педагогики» Светланы Квашниной, преподавателя ООО «Лаборатория интеллектуально-эстетического развития “Пифагорус”» из Омска.

Усть-Коксинский район на конференции представляли также кандидат исторических наук, член РГО, преподаватель АПОУ РА «ТОТ» РА Римма Кушнерик с докладом «Забытый мир дарханов», Наталья Щеглова, учитель обществознания и МХК МБОУ «Мультинская СОШ», с докладом «Размышление о “трех ключах” в педагогике» (по статье Е.И.Рерих «Три ключа») и Анатолий Шитов с темой «Человек и его космос».

В завершение конференции состоялся круглый стол с одноименным названием. Доклады конференции вызвали большой резонанс и никого не оставили равнодушным. Многие слушатели, среди которых были не только жители района, но и гости из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья, – активно высказывали свое мнение о космизме и приложении его идей в современном мире.

Завершая конференцию, ее участники и организаторы выразили огромную благодарность Усть-Коксинскому техникуму отраслевых технологий в лице директора Натальи Лукьяновой за предоставленную площадку и помощь, а также сошлись в едином мнении, что конференция получилась многоплановой, разнообразной и познавательной. По итогам работы конференции и круглого стола была принята резолюция.

Ирина Царенко

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5929

Выставка художников-космистов «Вне Земли?». Анонс

Изображение

Международный Центр Рерихов продолжает свою творческую деятельность. Одним из ее наиболее ярких направлений является выставка художников-космистов «Вне Земли?». Она стала совместным проектом Музея космонавтики, Международного Центра Рерихов и Международного художественного фонда, общественного творческого объединения «Русский космизм». На выставке демонстрируются работы художников, многие из которых хорошо известны посетителям общественного Музея имени Н.К.Рериха, поскольку их картины не раз экспонировались в его выставочных залах. Среди авторов полотен: Феодосия, Виталий Скобеев, Игорь Анисифоров, Анастасия Симкина, Олег Высоцкий, Мария Иванова, Елена Войнова-Богородицкая, Виталий Кудрявцев и другие.

Проект «Вне Земли?» состоит из нескольких циклов, каждый из которых включает новую выставку картин. Таким способом организаторы решили познакомить зрителей с творчеством как можно большего числа художников и представить космос во всем разнообразии их видения и понимания.

9 августа 2018 года в 17.00 в Музее космонавтики по адресу: Москва, метро ВДНХ, проспект Мира, 111 состоится открытие третьего выставочного цикла «Вне Земли?». Приглашаем вас посетить выставку и познакомиться с новой экспозицией работ художников-космистов.
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма »

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5930

Философское наследие Рерихов в научных издания

Изображение

В научных изданиях Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, включённых в Российский индекс научного цитирования, опубликованы работы старшего научного сотрудника Объединённого Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов, кандидата философских наук Владислава Соколова. Эти работы посвящёны осмыслению философской системы Живой Этики в контексте проблем развития науки: «Живая Этика и современное пространство науки» (сборник «Космизм и органицизм: эволюция и актуальность», изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2018) и «Принципиальные особенности Живой Этики как системы нового научного познания мира» (сборник «Культура и экология – основы устойчивого развития России», Уральский федеральный университет, 2018).

В этих статьях многоаспектно раскрыто значение философской системы Живой Этики, а также ряд её важных особенностей в контексте проблемы обновления и совершенствования научного знания в условиях развития идей космизма, или космического мышления. Обоснована особая актуальность в данном процессе развития науки наследия выдающегося учёного и философа-космиста Людмилы Васильевны Шапошниковой. Раскрыты актуальные положения Живой Этики в контексте существующих в естественной науке проблем и интереснейшего поиска, касающихся природы материи и пространства. Рассмотрены такие особенности философии Живой Этики, как новая система познания, новые методологические подходы, связь познания глубин природы человека-микрокосма с пониманием многих аспектов Мироздания в целом, важность процесса расширения сознания человека и его тесная связь с развитием внутренней культуры. Обоснована актуальность этих принципиальных особенностей для совершенствования современного научного знания. Отмечен важный вклад Л.В. Шапошниковой в научное осмысление Живой Этики и в развитие идей космизма, или космического мышления.
Ответить

Вернуться в «Информация для СМИ - творческое наследие семьи Рерихов»