Новости Международного Центра Рерихов

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1431
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма » 20 янв 2018, 18:20

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5702

Выставка картин Е.Войновой-Богородицкой в городе Поставы (Витебская область)

Изображение
Герб города Поставы

8 декабря 2017 года в Доме ремесел «Старый млын» города Поставы Витебской области состоялось открытие выставки картин «Время ангелов» художника-космиста из Ярославля Елены Войновой-Богородицкой. Организаторы мероприятия украсили выставочный зал детскими поделками в виде ангелов, а между картинами разместили работы местного фотографа Риты Шилей. Рита является членом Сообщества мам детей с особенностями развития «Дети-ангелы», ее фотографии рассказывают о радостных событиях в трудной жизни таких детей.

На открытии выставки установилась необыкновенно теплая и радостная атмосфера, ведь с картин Елены Войновой-Богородицкой смотрели лучистые глаза ангелов, озаренные добросердечной, открытой и любящей улыбкой, а фотографии детей, казалось, уютно и доверчиво расположились в море чистой и доброй энергии. Главными посетителями выставки стали дети из реабилитационных центров и учащиеся школ. Посетители выставки услышали о единстве человека и Вселенной, о необходимости самосовершенствования, о воспитании в себе таких качеств, как доброта, любовь, чувство красоты. Учащиеся поставской художественной школы почерпнули много нового для развития своего мастерства.

Выставку открыла руководитель Центра культуры и народного творчества Поставского района Татьяна Николаевна Петух. Она выразила благодарность Отделению Международного Центра Рерихов (МЦР) в Беларуси за предоставленную возможность увидеть замечательные и глубокие картины художника-космиста Елены Войновой-Богородицкой, поблагодарила фотографа Риту Шилей за предоставленную необычную фотовыставку. Совмещение этих двух выставок заранее не планировалось, но так сложилось, что 3 декабря в Республике Беларусь отмечался День инвалидов и Международный день людей с ограниченными физическими возможностями, поэтому мир ангелов Елены и мир «Детей-ангелов» Риты органично соединились.

Сотрудник Белорусского отделения МЦР Владимир Михайлович Попов поблагодарил руководство Дома ремесел «Старый млын» за сотрудничество и рассказал об основных направлениях деятельности МЦР. Выставка «Время ангелов» – третья экспозиция, организованная Белорусским отделением МЦР в этих стенах. Ранее в Доме ремесел экспонировалась выставка репродукций Н.К.Рериха «Обитель Света» и Международный выставочный проект МЦР «Пакт Рериха. История и современность». Поставский район находится на границе с Латвией, а также недалеко от Литвы. У гостей из этих республик есть возможность ознакомиться с выставочными проектами.

В.М.Попов представил учащуюся Глубокской детской музыкальной школы Екатерину Рапковскую, которая исполнила на флейте произведение Франца Шуберта «Аве Мария».

Член Белорусского отделения МЦР Ирина Ростиславовна Альсевич зачитала приветственное письмо из города Ярославля от Елены Войновой-Богородицкой, в котором прозвучали пожелания юным художникам: «Пусть Ваше творчество отличается ярко выраженной индивидуальностью, высокими стремлениями и верностью духовным идеалам! Пусть Вашей живописи будут присущи глубина образов, гармония и светоносность красок, мастерство композиции! Давайте будем стремиться к тому, чтобы наши поиски Прекрасного стали нашим каждодневным опытом! Давайте будем стараться находить Красоту во всех наших каждодневных обязанностях, ведь даже самую маленькую задачу можно выполнить красиво!»

И.Р.Альсевич и В.М.Попов провели экскурсию по выставке, рассказали о том, что Елена Войнова-Богородицкая представляет человека не только обитателем планеты Земля, но и жителем всего Космоса. На ее картинах проявляются и оживают образы, которые невозможно увидеть в нашей привычной реальности. Но душа отзывается и радуется им, как чему-то знакомому и уже виденному ранее – то ли во сне, то ли и в детских мечтах.

Всему ангельскому сообществу на картинах Елены присуща способность к творчеству. Ангелы не только сами творят, но и вдохновляют людей, которые сочиняют прекрасные мелодии и полные глубинного смысла стихи.

Подтверждением этому прозвучало стихотворение Джонатана Киммельфельда «Я над зажженными свечами читаю тихую молитву» в исполнении учащейся средней школы № 2 города Глубокое Ольги Пугач и стихотворение Елены Туркка из цикла «Сердечному другу», которое прочитала учащаяся средней школы № 1 города Поставы Анна Вершинина.

В живой разговор о Космосе, о любви, о стремлении к совершенствованию и Красоте включились и присутствующие на выставке дети. И снова зазвучала очаровательная музыка. Екатерина Рапковская исполнила произведение «Забытая мелодия для флейты».

После экскурсии по выставке «Время ангелов» слово предоставили фотографу Рите Шилей. «На моих фотографиях, – сказала Р. Шалей, – дети улыбаются, обнимаются, у них в руках цветы и воздушные шарики. Но за каждой из этих фотографий стоят страдание и боль. Своими работами я хотела показать, что мы очень любим своих детей и хотим принести в их жизнь радость, сделать их счастливее. И я очень рада, что фотографии моих детей находятся среди высокой энергетики прекрасных картин».

30 ноября 2017 года Рита Шилей побывала в Москве на церемонии награждения победителей конкурса фотографий детей с особенностями развития «Поделись теплом». От Благотворительного фонда «Адели» ей был вручен главный приз –сертификат на прохождение реабилитации ее дочери. Одна из работ Р.Шилей, фотография дочери Сони, заняла второе место.

Руководитель ГУО «Центр коррекционного развивающего обучения и реабилитации» Поставского района Инна Ивановна Кравчук обратила внимание, что сегодня обычные, здоровые дети узнали, что рядом с ними живут и другие дети, которые страдают, испытывая физическую боль, а зачастую еще более сильную душевную из-за непонимания окружающих, безразличия и даже насмешек. «Приходите в наш Центр познакомиться с детьми, подружиться с ними, это будет для них большой помощью и поддержкой», – сказала в заключение И.И.Кравчук.

Сотрудники Белорусского отделения МЦР вручили подарки детям, принявшим участие в мероприятии. Центр по реабилитации и Сообщество мам «Дети-ангелы» получили буклеты с картинами Елены Войновой-Богородицкой.

В конце мероприятия в исполнении Руслана Алехно и детского коллектива «Непоседы» прозвучала любимая песня семьи Е. Войновой-Богородицкой «С чего начинается Родина».

Выставка «Время ангелов» будет экспонироваться до 10 февраля 2018 года.

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1431
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма » 24 янв 2018, 11:14

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5706

Наталья Александровна Базылева. Некролог

Изображение

Дорогие друзья!

Утром 21 января 2018 года после тяжелой и продолжительной болезни ушла из жизни Наталья Александровна Базылева – председатель Отделения Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь. Отделение МЦР стало для Н.А.Базылевой настоящей школой жизни и духовного роста. Многие годы она была сотрудником Отделения МЦР, а с 2010 года возглавила организацию по поручению Правления Международного Центра Рерихов и Людмилы Васильевны Шапошниковой ­ – Доверенного лица Святослава Николаевича Рериха.

На этом ответственном посту Наталья Александровна проявила себя как ответственный и умелый организатор, активизировав деятельность Белорусского отделения не только в Минске, но и в других городах Беларуси. Н.А.Базылева пользовалась глубоким уважением сотрудников Отделения, руководства и коллектива Международного Центра Рерихов. Под ее началом в тесном сотрудничестве с МЦР Отделение осуществляло многогранную культурно-просветительскую деятельность, направленную на популяризацию наследия семьи Рерихов и развитие общественной культуры: выставки картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха из фондов МЦР, научно-общественные конференции, выставки современных художников космистов, концерты и творческие вечера молодых дарований – стипендиатов Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих. И это лишь небольшая часть культурной работы, проводимой под руководством Н.А.Базылевой.

До последнего дня Наталья Александровна приложила много усилий по утверждению в республике Беларусь идей Пакта Рериха и Знамени Мира, в том числе в организации и проведении выставок международного культурно-просветительского выставочного проекта МЦР «Пакт Рериха. История и современность» по городам и поселкам республики.

Ее беззаветное служение делу Культуры выражалось не только в творческой деятельности, но и в активной поддержке и защите Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К.Рериха от нападок и клеветы.

Человеком необыкновенной душевной щедрости, сердечной теплоты, огненного устремления к Общему Благу, беззаветным служителем Делу Культуры – такой мы запомним нашего друга и соратника Наталью Александровну Базылеву.

Руководство и сотрудники Международного Центра Рерихов выражают глубокое соболезнование в связи с тяжелой утратой сотрудникам Отделения Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» в Республике Беларусь и членам семьи Н.А. Базылевой.

Руководство и коллектив Международного Центра Рерихов

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1431
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма » 24 янв 2018, 12:55

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5709

Мы все из звёздной глубины…

Открытие выставки в Тверском городском музейно-выставочном центре

Изображение

19 января 2018 года в Твери открылась выставка с необычным поэтическим названием «Мы все из звёздной глубины…». Тверской городской музейно-выставочный центр разместил в своих уютных залах уникальные рисунки детей из разных стран и полотна самобытной художницы из Москвы Лолы Лонли.

Экспозиция объединила общей темой «Космос» работы победителей и участников I Международного конкурса детского рисунка «Мы – дети Космоса» и картины Лолы Лонли. С древних времён людские умы будоражат его величие и непостижимая бесконечность, сияние загадочных созвездий и неизведанные тайны мироздания. Но лишь постигая Космос сердцем, можно ощутить присутствие его незримых миров рядом с нами, единство человека и Вселенной. Это присуще людям с непредубеждённым сознанием. Красоту и близость Космоса чувствуют и дети, выражая своё космическое мироощущение через художественное творчество.

Для развития детского творчества Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих учредил ежегодный Международный конкурс детского рисунка «Мы – дети Космоса», став его организатором совместно с Международным Центром Рерихов. Проект поддержали Российская академия художеств, Международная Ассоциация Фондов Мира, Ассоциация музеев космонавтики России, Российская академия естественных наук (РАЕН), Международный Союз педагогов-художников, Благотворительный фонд «Взгляд ребёнка» (Москва) и Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха. Председателем жюри конкурса стал президент Российской академии художеств, народный художник СССР и РФ Зураб Константинович Церетели.

Конкурс стартовал в январе 2017 года. Юным участникам от 5 до 14 лет была предложена тема: «Я живу в Космосе, а Космос живёт во мне». Столь необычное творческое задание вызвало огромный интерес у детей из разных стран. На конкурс поступило около 11000 рисунков из России, Беларуси, Украины, Казахстана, Болгарии, Армении, Узбекистана, Германии, Великобритании, Индии, Италии, Молдавии, Черногории, Мозамбика, Канады. 87 участников стали победителями, ещё 48 детей получили поощрительные дипломы оргкомитета конкурса. В проекте участвовали 109 детей из Твери и Тверской области, пятеро из них стали лауреатами. По итогам конкурса был издан Каталог детских рисунков.

Открывая выставку «Мы все из звёздной глубины…», председатель Тверской Рериховской организации Анатолий Григорьевич Лысиков отметил: «Организаторы конкурса были настолько поражены глубиной внутреннего мира детей, их космическим мироощущением, что родилась идея создания ещё одного проекта – передвижной выставки детских рисунков и картин известных художников. Тверь стала первым участником этого проекта».

По словам сопредседателя жюри конкурса, Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов Натальи Николаевны Черкашиной, экспозиция представляет собой высокое творчество детей и взрослого художника. Они соединили небо и землю, сказали о небесном земным языком. Работы детей и картины Лоли Лонли органично дополняют друг друга, их объединяет Красота, которая зарождается в бесконечных глубинах Космоса. Энергетика этой Красоты влияет на нас, меняет наше сознание, расширяет и утончает его.

«Выставка детских рисунков уникальна, – подчеркнул в своём выступлении Павел Михайлович Журавихин, президент Благотворительного Фонда имени Елены Ивановны Рерих. – Перед детьми была поставлена сложная философская задача – нарисовать Космос без ракет, космонавтов и гуманоидов, показать Космос души человека, его чувств и мыслей, исходя из того, что Космос – это Гармония, Красота. В результате мы увидели не просто творчество, а глубокое размышление, отображённое на холсте красками через образы Красоты. Основа этого творчества закладывается в человеке с детства, когда ребёнок видит глазами сердца».

«Я с детства рисовала не только то, что вижу, но и то, что чувствую, ощущая, что всё вокруг наполнено жизнью, которая переливается и течёт везде и во всём. В творчестве заложена огромная сила, и очень важно, чтобы ребёнку было позволено делать то, что просит его душа», – сказала Лола Лонли. Рассказывая о себе, она отметила, что желание стать художником у неё появилось в четыре года во время посещения Троице-Сергиевой лавры.

Своими впечатлениями о выставке поделились и тверские деятели искусства. Среди них артист Тверской академической областной филармонии, член союза композиторов России Сергей Левин: «Я часто сталкивался с тем, что у взрослых людей слово “космос” вызывает если не отторжение, то нежелание размышлять о нём – столько проблем здесь, на Земле! Но ведь мы и есть Космос – наша планета, наша галактика находятся в Космосе, который бесконечен, как и бесконечно количество созданных в нём миров. А дети это чувствуют своим внутренним миром и пытаются через творчество донести до нас, взрослых».

Вячеславу Александровичу Грибкову, актёру Тверского академического театра драмы, заслуженному артисту РФ, посчастливилось, по его словам, быть в Москве на церемонии награждения победителей конкурса и видеть этих детей, познакомиться с некоторыми из них. «Они совершили открытие для нас через своё восприятие, – сказал актёр. – Я представлял космос ночным, тёмным, с мерцающими где-то там звёздами. Рисунки детей перевернули моё отношение к миру. В каждом из них есть надежда на будущее, проповедь добра в нашей непростой жизни».

Член оргкомитета конкурса «Мы – дети Космоса» Татьяна Ивановна Чечина отметила, как отзывчивы оказались дети на заданную тему конкурса. «Мы, взрослые, – сказала она, – позвали их устремиться творческой мыслью, возвысить свои мечты. И теперь они обращаются к нам: каждый рисунок – это послание красоты, зов беспредельности. Наша задача поддержать этот замечательный проект, чтобы весть о нём пришла в каждую школу, несла новое понимание жизни».

Десятилетняя Варвара Семендилова под своим рисунком «Великая глубина космоса в моём сердце» оставила такое послание: «Когда смотришь некоторое время в ночное небо, начинаешь ощущать связь между собой и тем огромным величественным миром. Этот мир проникает тебе в самое сердце, придает силы и осознание, что ты не один. Оттуда на тебя смотрят другие создания Вселенной и тоже думают: “Мы не одни”, посылая нам тепло и свет».

Красота и глубинный смысл, заложенный в рисунках юных художников и полотнах Лолы Лонли, стали тем волшебным мостом, который позволяет зрителям по-новому вглядеться в глубину Космоса, ощутить его творческий импульс.

Встречу украсила музыка в исполнении струнного квартета преподавателей Тверского музыкального колледжа имени Модеста Петровича Мусоргского и Глеба Чечина, лауреата Международного конкурса гитаристов-исполнителей, преподавателя Тверского педагогического колледжа. В заключение вечера Лола Лонли провела для всех желающих экскурсию – путешествие в мир познания тайн Мироздания через художественные образы.

Выставка «Мы все из звёздной глубины…» продлится до 25 февраля. Её организаторы подготовили для посетителей насыщенную культурную программу: мастер-классы для детей, лекции, презентации, концерты.

Программа мероприятий на выставке «Мы все из звёздной глубины…» (19 января – 25 февраля 2018 г.) http://www.icr.su/rus/events/exhibitions/my-vse-iz-zvezdnoy-glubiny.pdf

Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Аватар пользователя
Juri
Сообщений: 430
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 09:48

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Juri » 26 янв 2018, 21:58

26.01.2018 Пресс-конференция Международного Центра Рерихов

Преднамеренное разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха: итоги и последствия


30 января (вторник) в 11:30 в пресс-центре ИА «Росбалт» (Москва, Скатертный переулок, д. 4/2, стр. 1) состоится пресс-конференция Международного Центра Рерихов для российских и зарубежных журналистов, приуроченная к 25-летию со Дня ухода из жизни Святослава Рериха (1904–1993) – младшего сына великого русского художника Николая Рериха и основателя общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, а также к 9 месяцам с момента незаконного захвата музея Министерством культуры РФ и подведомственным ему Государственным музеем Востока.

В ночь с 28 на 29 апреля 2017 года Государственный музей Востока осуществил силовой захват территории и зданий старинной усадьбы Лопухиных, где с 90-х годов прошлого века размещался общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов, созданный по инициативе С.Н.Рериха – последнего представителя семьи выдающихся деятелей русской и мировой культуры.

Министерство культуры, прикрываясь проведением следственных действий ГСУ МВД по г. Москве по делу Мастер-Банка, незаконно изъяло все фонды общественного Музея, принадлежащие МЦР. Также им был произведен захват всего имущества организации и ее сотрудников, обернувшийся многочисленными хищениями.

Участникам пресс-конференции будут предоставлены факты, свидетельствующие об истинных целях захвата зданий, территории усадьбы и имущества у общественной организации, разрушения общественного Музея и присвоения наследия Рерихов, представляющего огромную ценность.

Николай Рерих – великий русский художник, инициатор создания «Пакта Рериха» – договора об охране мировых культурных ценностей, подписанного 21 государством 15 апреля 1935 года. Этот договор заложил основу международной системы охраны мирового культурного наследия.

Святослав Рерих – младший сын Н.К.Рериха, выдающийся художник и общественный деятель, гражданин Индии.

Общественный Музей имени Н.К.Рериха был крупнейшим общественным музеем России с самой большой в мире художественной коллекцией и архивом семьи Рерихов.

В пресс-конференции примут участие:

– Илья Шаблинский – член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека,
доктор юридических наук, профессор;

– Юрий Самодуров – публицист, правозащитник, бывший директор Музея и общественного центра им. А.Д.Сахарова;

– Александр Стеценко – вице-президент Международного Центра Рерихов;

– Наталья Черкашина – и.о. Генерального директора общественного Музея имени Н.К. Рериха;

– Павел Журавихин – первый заместитель Генерального директора общественного Музея имени Н.К. Рериха;

– адвокаты Международного Центра Рерихов;

– сотрудники Центра, ставшие свидетелями многочисленных хищений имущества.

Приглашены: Прокурор г. Москвы, Министр культуры РФ В.Р.Мединский и его заместитель В.В.Аристархов,
представители Общественной Палаты РФ, Государственной Думы РФ.

Аккредитация журналистов:
тел./факс +7 (495) 690-16-38, +7 (926) 244-63-95,
E-mail: es@msk.rosbalt.ru

ИСТОЧНИК: Пресс-служба Международного Центра Рерихов

Публикации в СМИ по теме:
Москва. Пресс-конференция Международного Центра Рерихов «Разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха: итоги и последствия» // РОСБАЛТ, 26.01.2018

Пресс-конференция «Разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха: итоги и последствия» // Агенство Социальной Информации, 26.01.2018


Подписаться на рассылку новостей Международного Центра Рерихов:
http://www.icr.su/rus/subscribe/subscr_edit.php

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1431
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма » 01 фев 2018, 19:29

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5708

Егор Иванов. Век разрушителей культуры недолог // Наша версия

В настоящее время Международный Центр Рерихов готовит к вывозу имущество из двух главных зданий своего общественного Музея имени Н.К. Рериха, расположенного в московской усадьбе Лопухиных, недалеко от Кремля. Похоже, почти девять месяцев новые хозяева особняка, руководство государственного музея Востока, не допускало сотрудников МЦР на территорию к личным вещам и имуществу организации, объясняя это примерно тем, что все здания вместе с содержимым переданы на ответственное хранение.


Напомним, 28 апреля несколько десятков охранников государственного музея Востока вошли на территорию общественного музея имени Н.К. Рериха и блокировали вход. На следующий день при участии советника министра культуры Кирилла Рыбака усадьба вместе со всеми строениями была передана ГМВ на ответственное хранение, якобы в рамках уголовного дела в отношении обанкротившегося Мастер-банка. Вместе с имуществом рериховского центра «в плен» попали и личные вещи трудового коллектива общественного музея Рериха. Свои вещи сотрудники стали получать только недавно, после массовой подачи исков в суды на руководство государственного музея Востока в связи с незаконным удержанием личных вещей. ГМВ был вынужден начать выдачу имущества сотрудников. Сразу запахло криминалом. Сотрудники недосчитались принадлежащих им документов, электронных носителей с личными данными, рукописей.

Изображение Изображение
1. Зал Кулу до разрушения Музея. 2. Зал Кулу после разрушения Музея

Но то, что музейщики МЦР увидели в подвалах и кабинетах общественного музея, вызвало шок. Новые хозяева из государственного музея Востока под управлением заместителя директора Тиграна Мкртычева, осваиваясь в общественном музее имени Н.К. Рериха не церемонились с контролем помещений. В музее можно было наблюдать примерно такую картину: было разбито и свалено в кучу дорогостоящее музейное оборудование – витрины и витражи. Фризы, некогда украшавшие музейные залы, вандалы преднамеренно разломали и изуродовали. Восстановлению они не подлежат. Вещи из всех кабинетов набросаны в беспорядочные кучи. Сейфы взломаны. Компьютеры организации свалены в туалетных комнатах. Картина напоминает документальную хронику разорения фашистами Ясной Поляны или Петергофа в годы Великой Отечественной войны. И руководство музея Востока и Минкультуры называет такие действия ответственным хранением имущества Международного Центра Рерихов?! Похоже, что также считает прокуратура и полиция, куда сотрудники МЦР безрезультатно обращались с жалобами на действия чиновников от культуры, каждый раз получая один и тот же ответ: «Нарушений не усматривается». Хотя, по всей видимости, происходит безнаказанное глумление над законом и правом со стороны высоких чиновников, уверенных, что им все сойдет с рук. А ведь это совершается в отношении известной в мире общественной организации культуры, создавшей уникальный музей с мировой коллекцией живописи кисти Рерихов. Организации, которая была основана и опекалась Святославом Рерихом – младшим сыном великого русского художника Николая Рериха. Впрочем, для разрушителей общественного музея имена великих представителей российской культуры - не более чем звук. Сегодня они с легкостью переиначивают волю сына Рериха о сохранении наследия его родителей в общественном музее в усадьбе Лопухиных, утверждая, что Святослав Рерих на самом деле мечтал создать государственный музей.

Изображение Изображение
1. Зал Центрально-Азиатской экспедиции до разрушения Музея. 2. Зал Центрально-Азиатской экспедиции после разрушения Музея

Вместе с тем позиция самого младшего Рериха хорошо известна. В своих документах и публичных выступлениях он неоднократно свидетельствовал, что создаваемый им общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха в Москве не должен подчиняться Музею искусства народов Востока. Он, если верить порталу save-roerich-museum.ru, высказывался еще более определенно в письме к президенту Ельцину:

«В 1990 году я вместе с остальным наследием передал Центру (имеется в виду Международный Центр Рерихов – правопреемник Советского Фонда Рерихов) большую выставку картин моего отца и моих собственных (286 полотен), которая долгое время находилась в ведении Министерства культуры СССР. Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусства народов Востока. Очень прошу Вас содействовать передаче ее Международному Центру Рерихов».

Нынешнюю ситуацию с общественным музеем, созданным коллективом МЦР под руководством доверенного лица С.Н. Рериха Людмилы Шапошниковой, с полным правом можно назвать своеобразной местью чиновников Святославу Рериху, который почти тридцать лет назад высказал открытое недоверие государственно-чиновничьей системе культуры и поэтому твердо стоял на создании в Москве именно общественного музея на базе наследия семьи Рерихов, включающего сотни картин кисти отца и сына Рерихов, редкие коллекции и уникальный семейный архив с бесценными философскими рукописями Елены Рерих. За 25 лет активной культурной деятельности общественный Музей имени Н.К. Рериха МЦР сделал невероятно много для изучения и популяризации философского и художественного наследия Рерихов в России и за рубежом. И вот теперь, по-видимому, мы наблюдаем час час расплаты общественной организации за многогранную культурную деятельность по развитию и защите российской культуры, многие годы проводимую вне подчинения чиновников Минкультуры. Это, на мой взгляд, стало результатом произвола невежества, триумф которого мы наблюдаем сегодня в нашей стране в области культурной политики, когда культура подменяется идеологией, нравственные ценности – лозунгами, а значимость того или иного культурного учреждения состоит не в его содержательной просветительской и научной деятельности, а в размере полученной прибыли. Бездушные «образованцы» пытаются превратить культуру России в бизнес, подменяя ее изначальную роль «почитания света» («культ» – почитание, «ур» – свет), иначе говоря, развития духовности и нравственности, развлечением и досугом.

Изображение Изображение
1. Зал Юрия Рериха до разрушения Музея. 2. Зал Юрия Рериха после разрушения Музея

Произошедший, как мне кажется, именно незаконный захват и разгром крупнейшего общественного музея Рериха в России наблюдать больно и стыдно. От того еще больно и стыдно, что действия чиновников были бы невозможны при активной гражданской позиции деятелей отечественной культуры, которые стыдливо молчат, наблюдая разрушение музея. На фоне этого зловещего гробового молчания все чаще приходят новости о все новых бедствиях нашей культуры. Вот и на днях пришла очередная весть с «фронта» о постепенном разрушении Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря (ВХНРЦ), трудовой коллектив которого в отчаянии обратился за помощью к президенту В.В. Путину.

И все же хочется надеяться, что век разрушителей нашей культуры недолог, что их их деяния непременно получат справедливую оценку и послужат уроком к осознанию необходимости перехода России от государственного тоталитаризма в области культуры к ее действительному всеобщему развитию и сохранению на основе широкого распространения общественных форм. Опыт общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов показал, что это не только возможно, но и необходимо, если мы хотим видеть нашу страну по-настоящему Великой Державой, а не страной попкорна и пива.

Источник: Наша Версия. 23.01.2018 https://versia.ru/gosudarstvennyj-statu ... -naslediya


Публикации в СМИ:

Век разрушителей культуры недолог // Бизнес-портал, 26.01.2018 http://businessportal.pro/articles/tren ... dolog.html
Егор Иванов. Век разрушителей культуры недолог // СамоВод, 24.01.2018 https://samovod.ru/content/articles/44511/
Егор Иванов. Век разрушителей культуры недолог // Экоград, 24.01.2018 http://ekogradmoscow.ru/novosti/novosti ... ry-nedolog
Егор Иванов. Век разрушителей культуры недолог // 33LIVE. Владимирская область, 24.01.2018 http://33live.ru/novosti/24-01-2018-%E2 ... olog-.html
Егор Иванов. Век разрушителей культуры недолог // РБА Новости, 24.01.2018 http://rbanews.ru/vek-razrushitelej-kultury-nedolog/
Егор Иванов. Век разрушителей культуры недолог // Новости Сегодня. Информационный сайт новостей, 24.01.2018 http://novosti-segodnja1.ru/vek-razrush ... y-nedolog/

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1431
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма » 04 фев 2018, 11:30

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5710

Выставка фоторабот Л.В. Шапошниковой «По маршруту Мастера» в Бишкеке (Киргизия)


Изображение
Герб города Бишкека

Изображение

19 января 2018 года в Национальном музее изобразительных искусств имени Г.Айтиева в столице Киргизии состоялось торжественное открытие выставки «По маршруту Мастера». В экспозиции представлены авторские фотоработы историка, индолога, заслуженного деятеля искусств РФ, академика РАЕН и РАКЦ, генерального директора Центра-Музея имени Н.К.Рериха (г. Москва) Людмилы Васильевны Шапошниковой. Организатор выставочного проекта – Международный Центр Рерихов. Выставка проводится под эгидой Киргизского государственного музея изобразительных искусств им. Г.Айтиева, Тянь-Шаньского общества Рерихов и ОО «Центр гуманной педагогики».

Людмила Васильевна Шапошникова (1926–2015) – крупный ученый, писатель, выдающийся общественный деятель, доверенное лицо Святослава Николаевича Рериха, первый вице-президент Международного Центра Рерихов. Она является основателем общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, родоначальником новой научной школы культурно-исторических исследований, связанных с изучением художественно-философского наследия семьи Рерихов. Закономерным этапом этих исследований стало ее путешествие в 70-х годах прошлого века по уникальному маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха (1924–1928).

Одна из главных идей этих двух путешествий – единение людей на основах культуры. Культура связана с сокровенной памятью народов, с умом и сердцем каждого человека. Л.В.Шапошникова однажды заметила, что исторические анналы хранят повествования о политических и военных союзах, о торговых караванах, которые сближали страны и народы, но история культурного взаимодействия еще не написана. Потому так важно сегодня каждое соприкосновение с реальными фактами, свидетельствующими об общих культурных истоках разных народов, и дальнейшее развитие связей и культурного сотрудничества.

Академик Национальной академии наук Киргизской Республики Владимир Михайлович Плоских считает, что путешествия Н.К.Рериха и Л.В.Шапошниковой по азиатским регионам планеты требуют глубокого осмысления, достойной оценки и научного описания великого прошлого Азии. Н.К.Рерих как историк с широким мировоззрением понимал, что прошлое, настоящее и будущее – взаимосвязанные категории, которые приведут к возрождению культуры центрально-азиатских стран. Выставка Л.В.Шапошниковой яркое подтверждение того, что культурные святыни требуют особой заботы и защиты, ибо только так могут быть сохранены ступени грядущего.

Коллектив авторов в составе В.А.Воропаевой, Д.Д.Джунушалиева, В.М.Плоских подготовил классический учебник для вузов по истории Киргизии. Вступительная статья к нему написана академиком Национальной академии наук Киргизской Республики А.Ч.Какеевым. Среди цветных иллюстраций учебника есть и фотография, на которой запечатлено торжественное представление Л.В.Шапошниковой к званию «Почетный доктор Кыргызско-Российского Славянского университета». Именно этот университет стал первым в Бишкеке, кто принимал в своих стенах два года назад выставку «По маршруту Мастера».

Теперь эстафету принял Государственный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева, выдающегося киргизского живописца, Народного художника СССР, участника Великой Отечественной войны. Музей изобразительных искусств его имени – главная художественная сокровищница Киргизии. В нем представлены картины киргизских и русских мастеров, рисунки, графика и скульптура, декоративно-прикладное искусство. Музей проводит активную выставочную деятельность, в том числе международную.

На открытии выставки «По маршруту Мастера» выступили заместитель директора музея Аким Анарбекович Текешов и председатель Тянь-Шаньского Общества Рерихов Джирагл Аджикеевна Кутманалиева.

А.А.Текешов напомнил, что великому русскому писателю Ф.М.Достоевскому принадлежат слова: «Красота спасет мир». Выставка авторских фоторабот Людмилы Васильевны, на которой представлены изумительно красивые люди, – это путешествие в страну Красоты. Не менее красива и сама природа Азии и всей планеты. А.А.Текешов пригласил самую маленькую посетительницу выставки торжественно разрезать ленту и предложил всем участникам пройти в зал.

Д.А.Кутманалиева отметила, что Людмила Васильевна Шапошникова заслуженно назвала Центрально-Азиатскую экспедицию Рериха «Великим путешествием»: великим по замыслу, по свершениям и по тому мужеству, которое необходимо было проявить, чтобы она состоялась. Часть маршрута экспедиции проходила вдоль южных склонов Тянь-Шаня. Небесные горы вызывали восхищение у Н.К.Рериха. Встречные всадники-киргызы казались художнику живописными историческими персонажами, киргизские аилы дружественно встречали путников.

Экспедиция Н.К.Рериха и путешествие Л.В.Шапошниковой, которую она назвала «По маршруту Мастера», заложили основы нового исторического подхода, в котором главными объектами исследования стали культурные достижения народов, пути их взаимовлияния и пересечения.

Все собравшиеся на открытии выставки «По маршруту Мастера» получили возможность непосредственно познакомиться с фотоработами выдающегося ученого Людмилы Васильевны Шапошниковой.

Выставка будет работать в Национальном музее изобразительных искусств имени Г.Айтиева до 3 февраля 2018 года.

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение

Публикации в СМИ:

Выставка фоторабот Л.В. Шапошниковой «По маршруту Мастера» в Бишкеке (Киргизия) // Информационный портал «Музеи России», 28.01.2018 http://www.museum.ru/N68787

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1431
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Re: Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма » 04 фев 2018, 11:57

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5711

Открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину от участников круглого стола в Риге (9.12.2017)


Уважаемый Владимир Владимирович!

Обращаемся к Вам с просьбой расследовать незаконные действия сотрудников Министерства культуры и подведомственного ему Государственного музея Востока в отношении Международного Центра Рерихов (МЦР) и общественного Музея имени Н.К. Рериха, как его структурного подразделения. Скоро исполнится год с того момента, как под предлогом следственных действий в отношении «Мастер-банка» у МЦР начали отбирать принадлежащие ему художественные ценности и имущество. Эти действия завершились в ночь на 28 апреля 2017 г. захватом усадьбы Лопухиных – абсолютно незаконной акцией, поскольку она была осуществлена без вступившего в силу решения суда о расторжении договора аренды. У МЦР отобрали не только помещение, но и все принадлежащие ему картины и другие художественные ценности, все имущество и документацию общественной организации и даже личные вещи сотрудников. В современном лексиконе это обычно обозначается таким понятием, как рейдерство, но если говорить по-русски, без камуфляжа, то это настоящий грабеж. Разумеется, общественность не может смириться с таким положением, и, несмотря на то, что наши многочисленные обращения к Вам остаются без надлежащей реакции, мы вновь и вновь будем напоминать о происходящих в отношении МЦР нарушениях законности.

Ситуация вокруг Международного Центра Рерихов всегда будет рассматриваться на различных форумах, в том числе международных, посвященных деятельности Рерихов и сохранению наследия великой семьи Рерихов, имеющего международное значение.

В Риге 9 декабря 2017 г. состоялась международная встреча за круглым столом «Пакт Рериха: вчера, сегодня, завтра». К 80-летию Первого конгресса Прибалтийских обществ Рериха». В работе круглого стола приняли участие деятели науки и культуры, представители общественных организаций из Латвии, Эстонии, Литвы, Австрии, Германии, Болгарии, Республики Беларусь, России. Участниками круглого стола была отмечена важность активного участия общественности в охране культурного наследия в качестве неправительственных культурных организаций.

Особое внимание было уделено ситуации с происходящим преднамеренным разрушением общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов в Москве. Участники круглого стола признали уникальность этого крупнейшего в России общественного Музея и международное значение его 25-летнего успешного опыта культурной и миротворческой деятельности.

История создания и разрушения трех созданных Рерихами общественных музеев показывает определенную закономерность. Первый общественный Музей Н.К. Рериха – в Нью-Йорке – был разрушен после подписания Пакта Рериха о защите мирового Культурного наследия в 30-х годах прошлого века. Разгрому подвергся второй общественный Музей им. Н. Рериха – в Риге в 1940 году с приходом в Латвию советской власти. Постановлением правительства Советской Латвии общественный Музей Николая Рериха и Латвийское культурное Общество Рериха были закрыты. Находящиеся в частной собственности картины были изъяты, члены общества подверглись репрессиям. Третий музей имени Н.К. Рериха – в Москве – после успешной 25-летней работы под руководством выдающегося ученого-индолога, академика, бессменного Генерального директора музея Людмилы Васильевны Шапошниковой разрушен Министерством культуры РФ, коллекции и имущество общественного музея захвачены. Не прекращаются попытки дискредитации МЦР, который провел четыре международные конференции, посвященные Пакту Рериха, и более 300 тематических выставок.

Участники круглого стола выразили осуждение разрушительным действиям Министерства культуры Российской Федерации и руководства Государственного музея Востока (ГМВ), направленным на уничтожение общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР и противодействие культурной деятельности МЦР, а также выразили обеспокоенность за сохранность наследия Рерихов в России; выразили готовность продолжить активную работу по отстаиванию прав Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К. Рериха, используя все возможные правовые методы, информируя об этом международную общественность.

В резолюции выражен решительный протест незаконным действиям чиновников Министерства культуры Российской Федерации и Государственного музея Востока, направленным против Международного Центра Рерихов и его общественного Музея, которые наносят серьезный удар по общественной форме культуры в России и вызывают глубокие опасения о сохранности наследия Рерихов, находящегося на территории России. Эти действия против МЦР и его Музея – административного, финансового и судебного давления, дискредитации в государственных СМИ России, силового рейдерского захвата музея – осуществлены или инициированы руководством Министерства культуры РФ. Они направлены на преднамеренное разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР и самого Международного Центра Рерихов с целью незаконного овладения наследием Рерихов, переданного общественной организации МЦР С.Н. Рерихом и российскими меценатами в разное время.

Принято решение постоянно информировать культурную общественность Европы всеми доступными средствами (культурные форумы, СМИ, социальные сети и др.) об осуществленном руководством Министерства культуры РФ преднамеренном разрушении общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР в Москве, основанного С.Н. Рерихом, с тем, чтобы добиться восстановления нарушенной в России воли Святослава Рериха, передавшего на родину наследие своих родителей Николая и Елены Рерих; воплощать в жизнь заложенные в Пакте Рериха принципы защиты музеев, культурных учреждений и их персонала силами международной общественности.

Учитывая имеющиеся доказательства незаконного отсутствия наследия Рерихов в запасниках государственных музеев (коллекция С.Н. Рериха в Государственном музее Востока), у нас вызывает серьезную озабоченность сохранность наследия Рерихов, незаконно изъятого у МЦР и переданного на хранение в ГМВ. В связи с этим мы просим провести независимую общественную проверку состояния и целостности наследия Рерихов и других музейных предметов, незаконно изъятых у Международного Центра Рерихов и переданных Государственному музею Востока.

Мы также просим вернуть Международному Центру Рерихов изъятые у него документы, подтверждающие его право собственности на произведения искусства и имущество.

Наше письмо не требует письменного ответа, поскольку ответом на это обращение мы будем считать конкретные действия в отношении должностных лиц, допустивших нарушение российского законодательства, и изменение ситуации вокруг Международного Центра Рерихов.

С уважением,
участники встречи за круглым столом в Риге 09.12.2017 г.:

Озолиня Марианна Рудольфовна – председатель Латвийского отделения МЦР, Латвия

Шмейсе Елена – член правления Даугавпилсской группы Латвийского отделения МЦР, заместитель председателя, Латвия

Александрова Елена – председатель Эстонского общества Рериха, Эстония

Балкевичиене Наталия – сотрудник общества М.К. Чюрлёниса, Литва

Стеценко Александр Витальевич – вице-президент Международного Центра Рерихов, Россия

Захарова Татьяна Святославовна – сотрудник Минского государственного лингвистического университета, Республика Беларусь

Шнайдер Галина– председатель Немецкого Рериховского общества, Германия

Житкова Татьяна Владимировна – член Международного комитета по сохранению наследия Рерихов, Латвия

Куцарова Марга – председатель Национального общества Рерихов, руководитель филиала МЦР в Болгарии, Болгария

Штробль Лейля – магистр права, президент Австрийского общества Рерихов – Национальный Комитет Пакта Рериха, Австрия

Уроженко Ольга Алексеевна – кандидат философских наук, председатель Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, Россия

Калинкина Ольга Николаевна – кандидат социологических наук, председатель Пермского регионального отделения Международной Лиги защиты культуры, Россия

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1431
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма » 04 фев 2018, 12:03

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5715

Виктор Авотиньш. Цель искусства – сделать человека человеком // Еженедельник «Семь суперсекретов» № 1 от 4 января 2018 года

9 декабря в Риге состоялась весьма содержательная международная дискуссия за круглым столом на тему: «Пакт Рериха: вчера, сегодня, завтра. К 80–летию первого конгресса балтийских обществ Рериха». Ее организаторами выступили Латвийское отделение Международного центра Рерихов (МЦР) и Балтийская международная академия при участии Международного центра Рерихов и европейской ассоциации EURASSIM. В дискуссии приняли участие деятели культуры Латвии и представители рериховских организаций из Австрии, Белоруссии, Болгарии, Германии, Латвии, Литвы, России и Эстонии.

Был представлен очень обширный, богатый материал. Потому я решил не делать из содержания «круглого стола» окрошку по типу «из всего понемножку», а представить более–менее обширные фрагменты нескольких выступлений, в которых внимание было уделено не столько отдельным фактам, сколько учению, трудам Рерихов и их значению более объемно, более глубинно. Конгресс, состоявшийся в Риге 10 и 11 октября 1937 года, был посвящен пятидесятилетию деятельности Николая Константиновича Рериха, имя которого в Латвии было известно с начала 30–х годов.

http://www.icr.su/rus/news/2018/viktor- ... usstva.pdf

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1431
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма » 04 фев 2018, 12:26

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5713

Пресс-конференция Международного Центра Рерихов

Преднамеренное разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха: итоги и последствия

Изображение

30 января (вторник) в 11:30 в пресс-центре ИА «Росбалт» (Москва, Скатертный переулок, д. 4/2, стр. 1) состоялась пресс-конференция Международного Центра Рерихов для российских и зарубежных журналистов, приуроченная к 25-летию со Дня ухода из жизни Святослава Рериха (1904–1993) – младшего сына великого русского художника Николая Рериха и основателя общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве, а также к 9 месяцам с момента незаконного захвата музея Министерством культуры РФ и подведомственным ему Государственным музеем Востока.

В ночь с 28 на 29 апреля 2017 года Государственный музей Востока осуществил силовой захват территории и зданий старинной усадьбы Лопухиных, где с 90-х годов прошлого века размещался общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, созданный по инициативе С.Н. Рериха – последнего представителя семьи выдающихся деятелей русской и мировой культуры.

Министерство культуры, прикрываясь проведением следственных действий ГСУ МВД по г. Москве по делу Мастер-Банка, незаконно изъяло все фонды общественного Музея, принадлежащие МЦР. Также был произведен захват всего имущества организации и сотрудников, обернувшийся многочисленными хищениями.

Участникам пресс-конференции будут предоставлены факты, свидетельствующие об истинных целях захвата зданий, территории усадьбы и имущества у общественной организации, разрушения общественного Музея и присвоения наследия Рерихов, представляющего огромную ценность.

Николай Рерих – великий русский художник, инициатор создания Пакта Рериха – договора об охране мировых культурных ценностей, подписанного 21 государством 15 апреля 1935 года. Этот договор заложил основу международной системы охраны мирового культурного наследия.

Святослав Рерих – младший сын Н.К. Рериха, выдающийся художник и общественный деятель, гражданин Индии.

Общественный Музей имени Н.К. Рериха был крупнейшим общественным музеем России с самой большой в мире художественной коллекцией и архивом семьи Рерихов.

В пресс-конференции приняли участие:

– Илья Шаблинский – член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, доктор юридических наук, профессор;

– Александр Стеценко – вице-президент Международного Центра Рерихов;

– Наталья Черкашина – и.о. Генерального директора общественного Музея имени Н.К. Рериха;

– Павел Журавихин – первый заместитель Генерального директора общественного Музея имени Н.К. Рериха;

– адвокаты Международного Центра Рерихов;

– сотрудники Центра, ставшие свидетелями многочисленных хищений имущества.

Были приглашены: прокурор г. Москвы, министр культуры РФ В.Р. Мединский и его заместитель В.В. Аристархов, представители Общественной палаты РФ, Государственной думы РФ.

Аккредитация журналистов: тел./факс +7 (495) 690-16-38, +7 (926) 244-63-95,
E-mail: es@msk.rosbalt.ru

Трансляция пресс-конференции (начало 30 января в 11:30):

https://www.youtube.com/watch?time_cont ... IRa4Pl4vKU

Пресс-служба Международного Центра Рерихов
___________________________________________________________________________________________________________________________

Письма международной общественности:

Обращение Австрийского общества Рерихов и Национального комитета Пакта Рериха http://www.icr.su/rus/protection/herita ... ustria.pdf
Обращение Европейской Ассоциации поддержки МЦР и его общественного музея им. Н.К. Рериха http://www.icr.su/rus/protection/herita ... iation.pdf
Обращение Национального общества имени Рерихов в Болгарии http://www.icr.su/rus/protection/herita ... lgaria.pdf
Письмо Латвийского отделения МЦР http://www.icr.su/rus/protection/herita ... Latvia.pdf
Письмо Ташкентского общества Рерихов http://www.icr.su/rus/protection/herita ... shkent.pdf
Письмо Информационно-просветительской группы «Рерихи и Беларусь» http://www.icr.su/rus/protection/herita ... elarus.pdf

Публикации в СМИ:

Пресс-конференция Международного Центра Рериха «Разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха: итоги и последствия» // FORSMI.ru, 26.01.2018 http://www.forsmi.ru/announce/364783/
Москва. Пресс-конференция Международного Центра Рерихов «Разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха: итоги и последствия» // РОСБАЛТ, 26.01.2018 http://www.rosbalt.ru/moscow/2018/01/30/1677196.html
Пресс-конференция «Разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха: итоги и последствия» // Агенство Социальной Информации, 26.01.2018 https://www.asi.org.ru/event/2018/01/26 ... -nasledie/

Аватар пользователя
Римма
Сообщений: 1431
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

Новости Международного Центра Рерихов

Сообщение Римма » 04 фев 2018, 12:59

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5719

30 января 2018 — 25 лет со дня ухода Святослава Николаевича Рериха

Изображение

25 лет назад, 30 января 1993 года, ушел из жизни младший сын Н.К. и Е.И.Рерихов Святослав Николаевич Рерих (10/23.10.1904–30.01.1993), всемирно известный художник, философ, ученый, писатель, педагог, общественный деятель, внесший огромный вклад в дело мира и укрепление культурных связей между Россией и Индией. Все творчество С.Н.Рериха, его научная, педагогическая, культурная и общественная деятельность неразрывно связаны с идеями Живой Этики. Он был не только последователем этой философской системы, но и глубоким мыслителем, который сумел развить важнейшие ее положения и идеи.

Святослав Николаевич Рерих был убежден в действенной силе Красоты, в том, что горение человеческого сердца сможет преобразить жизнь: «Понесем весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой… Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте».

Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге в семье Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. О своих родителях Святослав Николаевич всегда отзывался с великой любовью и благоговением: «Мой отец и моя мать были наделены несравненной гармонией двух понимающих друг друга людей, которые имели высокие идеалы жизни. С большим трудом можно найти примеры, когда великий художник оказывается еще более великим человеком. Мне выпало счастье видеть этот живой пример в лице моих отца и матери. Их светлые образы навсегда останутся для меня источником величайшего вдохновения и счастья».

Сердцем, светлым гением семьи была Елена Ивановна Рерих. Николай Константинович Рерих и сыновья необычайно высоко ценили роль Елены Ивановны. «Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, – вспоминал С.Н.Рерих, – это духовное общение было как бы живым утверждением высших истин предвечной правды. Ее жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям».

Благодаря родителям Святослав Николаевич «познал великие ценности жизни» и с ранних лет был окружен «людьми, которые проявляли глубокий интерес к поискам духовных ценностей». Любовь к искусству и природе, изучение философии и других наук, глубокое внутреннее устремление к духовному миру неизменно давали Святославу Николаевичу вдохновение и являлись путеводными звездами его жизни.

С.Н.Рерих получил прекрасное образование. Еще в детстве у него пробудился интерес к наукам и художественный талант. Продолжая семейную традицию, Святослав Николаевич учился в гимназии К.И.Мая, посещал специальные классы при Школе Общества Поощрения художеств. Обучался архитектуре в Королевской академии искусств в Лондоне, в Колумбийском и Гарвардском университетах, изучал скульптуру в Массачусетском университете США.

Свой путь художника С.Н.Рерих начал как портретист и достиг в этом жанре высочайшего мастерства. Галерея созданных Святославом Николаевичем портретов огромна, среди них особенно выделяются бесценные облики его родителей. Первые портреты отца он написал еще в 1916 году. Всего за свою жизнь Святослав Рерих создал около тридцати портретов Н.К.Рериха и несколько портретов Е.И.Рерих. Необыкновенно красивая, утонченная, Елена Ивановна воплотила в себе лучшие черты русской женщины: достоинство, доброту, милосердие, самоотверженность. Именно такой облик запечатлел С.Н.Рерих на ее портретах.

Как и Н.К.Рерих, Святослав Николаевич создал в искусстве свой собственный и неповторимый мир Красоты. Помимо портретной, он обращался к пейзажной, эпической, жанровой и символической живописи и в каждой проявил себя как виртуозный мастер и вдохновенный экспериментатор. Его картины, а их около четырех тысяч, находятся в коллекциях музеев Европы, Америки и Азии. На Востоке С.Н.Рерих признан своим художником. Он очень любил Индию, но всегда оставался русским в душе, никогда не отделял себя от России и верил в ее особую роль и светлое будущее.

В 1920-е годы, живя в Америке, С.Н.Рерих принимал активное участие в создании и работе культурно-просветительских организаций, основанных Н.К. и Е.И.Рерихами. В 19 лет он возглавил Международный художественный центр «Corona Mundi», а впоследствии стал вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Одновременно С.Н.Рерих продолжал совершенствоваться в живописи, создал много картин, участвовал в выставках и завоевывал награды. Благодаря Святославу Николаевичу родители и старший брат во время Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) поддерживали связь с «внешним миром».

В эти годы С.Н.Рерих становится президентом Американского отделения Французского общества «Lusace», сотрудничает с Французским Государственным обществом помощи приютским детям и Французским Государственным обществом помощи ослепшим детям в Первой мировой войне. Основывает в Америке Общество по изучению философии и религии, избирается пожизненным членом Археологического института США.

После завершения Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха Святослав Николаевич активно участвует в организации и продвижении Пакта Рериха как один из учредителей Пакта. Международный договор по охране культурных ценностей и Знамя Мира стали знаменательной вехой в жизни Рерихов, их величайшим вкладом в дело взаимопонимания между странами и народами.

В Индию С.Н.Рерих впервые приехал в 1923 году и вместе с семьей совершил большое путешествие по древним городам и памятным местам Индии и Сиккима. В 1931 году он возвращается и остается в Индии навсегда. Уникальную красоту этой страны, ставшей для него второй родиной, утонченность духовных достижений и разнообразие индийских культурных традиций Святослав Николаевич воспел во многих своих замечательных полотнах. Поэтому честь называть С.Н.Рериха своей национальной гордостью принадлежит не только России, но и Индии.

Святослав Николаевич принимал самое деятельное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», созданном Рерихами в долине Кулу. Он возглавлял работу естественно-научного отдела, проводил уникальные изыскания в различных областях науки, его интересовали орнитология, ботаника, минералогия, тибетская фармакопея, химия и ее алхимические истоки, астрология, сравнительные религиоведение и философия, искусствознание, культурология. В основе научных интересов С.Н.Рериха лежало глубоко философское понимание природы как единого целого, неразрывно связанного с важнейшими космическими законами.

После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз Святослав Николаевич принял решение вступить в ряды Красной Армии, но получил отказ. Стремясь помочь Родине, Н.К. и С.Н.Рерихи организовали серию выставок своих картин, средства от продажи которых направляли в фонд Советского Красного Креста.

В 1947 году, когда многолетняя борьба индийского народа за независимость от Великобритании ознаменовалась победой, С.Н.Рерих проводил большую работу, связанную с подписанием Пакта Рериха индийским правительством. Благодаря его усилиям уже в 1948 году Индия присоединилась к этому важнейшему международному договору. В течение последующих лет Святослав Николаевич активно участвовал в работе по сохранению и защите от разрушения памятников древнеиндийской культуры, организовывал комитеты и добивался у правительств индийских штатов конкретных шагов в этом направлении.

Большое внимание С.Н.Рерих уделял вопросам просвещения и воспитания более совершенного человека. Он принимал деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре, созданной в 1962 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша. Святослав Николаевич также известен как основатель и почетный президент культурно-просветительского бангалорского Центра искусств «Читракала Паришад», учрежденного в 1972 году и ставшего отделением местного университета.

За выдающиеся достижения в области культуры и продвижение мирных инициатив С.Н. Рерих был удостоен правительственных наград различных стран, среди которых высший гражданский орден Индии «Падма-Бхушан», советский орден Дружбы народов, болгарские ордена «Мадарский конник» и «Святые Кирилл и Мефодий». Святослав Николаевич Рерих являлся лауреатом Международной премии Джавахарлала Неру, почетным членом Академии художеств СССР, почетным доктором Великотырнского университета в Болгарии, академиком Академии изящных искусств Индии. Однако самой выдающейся наградой в своей жизни Святослав Николаевич считал награду, учрежденную Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, диплом к которой был подписан Николаем Константиновичем Рерихом.

Заветная мечта Н.К. и Е.И.Рерихов вернуться на Родину, несмотря на неоднократные попытки, так и не осуществилась. Но как истинные патриоты своей страны, ради блага которой они трудились всю свою жизнь, Николай Константинович и Елена Ивановна завещали своим сыновьям передать их наследие в Россию, создать музей, который стал бы центром просвещения и искусства и способствовал развитию культуры. Эту благородную задачу выполнили Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи.

В 1957 году из Индии в Москву вернулся Юрий Николаевич Рерих, а в 1960 году официальное приглашение приехать в Советский Союз получил Святослав Николаевич. Уже в мае того года в московском Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина открылась первая выставка его картин. А спустя месяц картины художника увидели посетители ленинградского Эрмитажа.

После смерти Юрия Николаевича в 1960 году Святослав Николаевич остался единственным хранителем наследия Рерихов. Вместе с супругой Девикой Рани он не раз приезжал в СССР с выставками картин отца и своих собственных, встречался с руководителями страны, выступал перед большими аудиториями, рассказывая о подвижнической жизни и многогранном творчестве своей семьи Рерихов, читал лекции о назначении и роли искусства в духовном совершенствовании человека.

В 1987 году в ходе встречи С.Н.Рериха с Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачевым идея создания в Москве негосударственного Центра-Музея имени Н.К.Рериха получила поддержку. В 1989 году по предложению С.Н.Рериха был создан Советский Фонд Рерихов, переименованный в 1991 году по его личной инициативе в Международный Центр Рерихов. Для будущего музея Мосгорисполком своим решением передал в распоряжение Фонда старинную усадьбу Лопухиных, выбранную самим С.Н.Рерихом.

В качестве руководителя Центра-Музея имени Н.К.Рериха Святослав Николаевич назвал кандидатуру Людмилы Васильевны Шапошниковой, хорошо известного ему ученого-индолога, человека верного и испытанного, творчески и широко мыслящего. Он объявил ее своим доверенным лицом и поручил доставить в Россию культурное наследие своей семьи. Так, благодаря подвижнической деятельности Л.В.Шапошниковой, в 1990 году бесценный груз – результат многолетних героических трудов семьи Рерихов, ставший национальным достоянием России, – специальным авиарейсом прибыл из Индии в Москву.

Под руководством Л.В.Шапошниковой в тяжелейших условиях, без привлечения бюджетных средств был спасен от разрушения исторический памятник архитектуры XVII–XIX веков «Усадьба Лопухиных». Здесь за короткий срок создается негосударственный, научно-просветительский музейный комплекс – Центр-Музей имени Н.К.Рериха, крупнейший в мире музей по своему содержанию, изучению и популяризации художественно-философского наследия Рерихов. Основу Музея составили сотни замечательных полотен Н.К. и С.Н.Рерихов, богатейший архив, семейная библиотека редчайших изданий, драгоценные реликвии, личные вещи семьи.

Вопрос о статусе Центра-Музея С.Н.Рерих считал принципиальным. «Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации», – говорилось в его статье «Медлить нельзя!», опубликованной в газете «Советская культура» еще в 1989 году. Только так, по мнению С.Н.Рериха, Центр будет «обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество».

Как и предвидел Святослав Николаевич Рерих, именно значительная независимость в использовании новых подходов, возможность широкой культурной инициативы и разностороннего сотрудничества с международным сообществом поверх ведомственных барьеров позволили создать в России уникальный синтетический культурный Центр – Музейон ХХI века, являющийся порождением нового времени и новых культурно-исторических задач.

25 лет назад, 12 февраля 1993 года, в Москве состоялось первое официальное открытие общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов как высокий заключительный аккорд жизни его основателя – Святослава Николаевича Рериха. Сегодня мы с особенно глубоким чувством вспоминаем и приносим искреннюю благодарность Святославу Николаевичу Рериху, великому художнику, мыслителю, разностороннему ученому, талантливому педагогу и известному общественному деятелю, навечно вписавшему, как и его отец Николай Константинович Рерих, прекрасную страницу в историю русской и мировой культуры.

Постскриптум


За четверть века под руководством академика Л.В.Шапошниковой, Генерального директора и доверенного лица С.Н.Рериха, общественный Музей имени Н.К.Рериха стал настоящим магнитом красоты и новой науки. С каждым годом расширялось сотрудничество с передовыми учеными, деятелями культуры и представителями общественности. Еще совсем недавно общественный Музей Международного Центра Рерихов гостеприимно встречал посетителей в московской усадьбе Лопухиных. Сюда приезжали люди из разных стран, чтобы полюбоваться картинами великого Мастера живописи, познакомиться с научно-философскими идеями космической эволюции, принять участие в ежегодных международных научных форумах. По вечерам выдающиеся музыканты устраивали в зале Святослава Николаевича Рериха концерты классической музыки…

Сейчас ничего этого уже нет. В 2017 году под руководством чиновников Министерства культуры РФ и с помощью силовых структур общественный Музей имени Н.К.Рериха был захвачен и объявлен государственным музеем Рерихов – филиалом Государственного музея Востока. Прекрасные залы прежде общественного Музея, вызывавшие восхищение у всех, кто там бывал, разгромлены. Усадьба Лопухиных – заповедник стремительно исчезающей в России общественной формы культуры – превратилась в зону беззакония, где бессильны Конституция Российской Федерации и международное право.

Руководители Министерства культуры и Музея Востока пошли по пути преднамеренного искажения и подтасовки фактов в отношении условий передачи и местонахождения наследия Рерихов в России согласно волеизъявлению С.Н.Рериха, насильственных мер по захвату общественного Музея и дискредитации известной во всем мире Общественной организации «Международный Центр Рерихов». Они пытаются представить МЦР, который стоит на страже выполнения воли Святослава Николаевича Рериха, в виде секты, обвинить в экстремизме, чтобы потом ликвидировать через суд.

Почти четверть миллиона людей протестует против такого развития событий, подписав петицию в защиту МЦР и его общественного Музея имени Н.К.Рериха. От того, найдут ли представители правоохранительных органов и Правительства РФ в себе силы услышать глас народа и пресечь бесчинства чиновников Министерства культуры и ГМВ, зависит спасение исчезающей на глазах культуры России, без которой светлое будущее страны не состоится. У защитников общественного Музея имени Н.К.Рериха все крепче становится чувство будущей победы. Они убеждены, что участники рейдерского захвата понесут ответственность за содеянное, наследие Рерихов будет спасено и общественный Музей имени Н.К.Рериха вновь гостеприимно распахнет свои двери желанным посетителям. Как никогда актуальны сегодня заветы С.Н.Рериха:

«Хочу пожелать всем вам успехов в вашем благородном и необходимом для культуры Родины деле. Несите высоко знамя Учения и наших Учителей, не давайте его использовать в неблагих целях. Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе. Всего вам Светлого! Без страха продвигайтесь вперед. Да будут ваши сердца чисты, а помыслы благородны. Помните, что судьба России в ваших руках. Да будет Свет!

Ваш Святослав Рерих
26 апреля 1992 г. Бангалор, Индия».

Изображение Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Вернуться в «Информация для СМИ - творческое наследие семьи Рерихов»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость