Знаменательные события дня

Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Знаменательные события дня

Сообщение Екатерина »

50 лет назад состоялось важнейшее событие в жизни человечества - впервые человек поднялся в Космическое Пространство.

Изображение

Может быть кто-то не знает, но Саратов Ю.А. Гагарин считал своей второй родиной.
В нашем городе он впервые поднялся в небо.
Волею судьбы он оказался в Саратове, приехав сюда для учебы в индустриальном техникуме, где занимался во всех, каких только возможно, кружках по интересам. Он был даже капитаном баскетбольной команды (при его метре пятидесяти!). И здесь в кружке по физике, готовя один из рефератов, он впервые познакомился с работами Циолковского. После чего заболел небом и пошел заниматься в аэроклуб.
Позже, когда он был уже в составе отряда космонавтов, их привезли к нам на Энгельский военный аэродром отрабатывать прыжки с парашютом для приземления после полета в космос.
Приземлиться он должен был южнее - в степях Казахстана, но когда стал приближаться к Земле, сквозь неимоверные перегрузки, которые он испытывал в спусковой капсуле, он увидел в ее иллюминатор знакомую картинку местности - которую он видел и во время своих первых полетов в аэроклубе, и потом - когда отрабатывали прыжки с парашютом. И понял, что приземляется он на родную Саратовскую землю.

Изображение
Так что Ю.А. Гагарин - это одна из самых ярких страниц истории нашего города.
Кстати, настоящее место приземления находится не точно на том месте, где поставлен памятник, а несколько в стороне от него. На данный момент точное место приземления не установлено.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Знаменательные события дня

Сообщение Valentina »

В честь этого знаменательного события Саратовскому государственному техническому университету будет присвоено имя Ю.А. Гагарина.
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Знаменательные события дня

Сообщение Helen »

ДЕНЬ КУЛЬТУРЫ И МИРА

15 апреля по инициативе международной общественности празднуется как День Культуры. В этот день 76 лет назад в Вашингтоне рядом стран был подписан Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», названный в честь инициатора русского художника Николая Рериха Пактом Рериха.

Практически перед Второй мировой войной, предчувствуя масштаб угрожающей катастрофы, Рерих призвал мировое сообщество к конкретным действиям во имя сохранения Культуры. Он консолидировал прогрессивную общественность, стал идеологом и создателем международного правового документа по защите мирового культурного наследия. Документ был задуман как международно-правовой акт универсального характера. Универсальность Пакта состоит в том, что в нем содержатся общие, принципиальные положения об охране культурных ценностей, а также в том, что он мог быть воплощен в действие посредством заключения как всемирного, так и региональных договоров.
Принципиальным достоинством Пакта Рериха является безусловный характер защиты объектов культуры. Он охраняет памятники и культурные учреждения, как в военное, так и в мирное время; и в этом его большое преимущество по сравнению с Гаагскими конвенциями 1907 и 1954 годов.
В рамках Пакта Рериха для идентификации объектов охраны был учрежден отличительный знак Знамя Мира - белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами, символизирующими науку, искусство и философию в круге Культуры. Этот знак носит международный характер и встречается в произведениях искусства разных стран и народов мира с древних времен до настоящего времени. По замыслу Рериха Знамя Мира должно развеваться над культурными объектами как охранитель истинных духовных ценностей человечества.
Знамя Мира можно увидеть в наше время в разных странах мира – в здании Организации Объединённых Наций в Америке и в Вене, в Государственной Думе России, в учреждениях культуры Испании, Болгарии, Индии, Мексики и Италии. Оно установлено на Северном и Южном полюсах Земли, водружено на высочайших вершинах мира, развевается над Международным Центром Рерихов в Москве. Знамя Мира было поднято в космос российскими космонавтами А.Н. Баландиным и А.Я. Соловьевым, положив начало осуществлению Международного общественного научно-просветительного космического проекта «Знамя Мира», в котором приняли участие российские и зарубежные космонавты. «Полеты человека в космос – это самые первые шаги новой единой космической культуры, символом которой является Знамя Мира», - говорит астронавт НАСА Майкл Фоэл. А летчик-космонавт Павел Виноградов добавляет: «Мы подняли над планетой Знамя Мира, чтобы пространство культуры навсегда вытеснило с нашей планеты пространство войны и вражды».


Изображение
Российские космонавты А. Соловьев и П. Виноградов, астронавт НАСА М. Фоэл со Знаменем Мира в космосе

День Культуры 15 апреля отмечается в России и за рубежом открытием выставок, проведением конференций и концертов. В разных странах с идеями Пакта Рериха и Знамени Мира знакомятся все больше людей. Многие начинают осознавать, что без культуры человечество не сможет развиваться, признавая, таким образом, истинность слов из книги Учения Живой Этики «Иерархия»: «Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры… Не может человечество процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее».
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Знаменательные события дня

Сообщение Helen »

8 мая - День Белого Лотоса - День памяти Е.П.Блаватской

8 мая 2011 года исполняется 120 лет со дня ухода выликой русской женщины, осоновательницы Теософского Общества Елены Петровны Блаватской. В своём завещении Елена Петровна писала: "Я желаю, чтобы ежегодно, в годовщину моей смерти, некоторые из моих друзей собирались бы в Штаб-Квартире Теософского Общества и читали главу из книги Эдвина Арнольда "Свет Азии" и из Бхагават Гиты".

Изображение

Елена Петровна Блаватская

Фрагмент из книги Э.Арнольда "Свет Азии":
" <…>
Если бы вы были прикованы к колесу изменений и не имели возможности отторгнуться от него, сердце беспредельного существа было бы проклятием, Душа мира стала бы страданием. Но вы не скованы! Душа мира блаженна; сердце живущего небесно-покойно; воля сильнее страдания; то, что было хорошо, становится лучше; лучшее – совершенным.
Я – Будда, чьи слезы были слезами всех моих собратьев, я – сердце которого было истерзано скорбью всего мира, я отдаюсь теперь радости и веселью, ибо знаю, что свобода не вымысел! О, вы, страждущие, узнайте: вы страдаете добровольно! Никто не принуждает вас, никто не заставляет жить и умирать, вертеться в колесе, обнимая и покрывая поцелуями терзающие вас спицы, обод, облитый слезами, ступицу – это полнейшее ничто! Откройте глаза ваши; я покажу вам истину! Ниже преиспод¬ней, выше неба, дальше самых отдаленных звезд, дальше обители Брахмы, без начала, без конца, без предела, как пространство, достоверно, как сама достоверность, существует божественная сила, направляющая на добро; лишь ее законы вечны. Она проявляет себя в цветке розы; ее рука складывает листья лотоса, она в темных недрах земли, среди безмолвных посевов подготовляет чудную одежду весны; она расписывает лучезарные облака; она разбрасывает изумруды на перьях павлина: звезды – ее жилище; молния, ветер, дождь – ее слуги.
Из мрака создала она сердце человека, из бесцветных чешуй – полосатую шею фазана; вечно творящая, она превращает во благо все старые скорби, все старые потрясения. Она хранит серые яйца в гнезде ангинги и шестигранную ячейку с медом пчелы; муравей знает ее пути так же, как и белая горлица. Она расправляет для полета крылья орла, когда он возвращается домой с до¬бычей; она посылает волчиху к детенышам; для нелюбимых она отыскивает пищу и друзей. Она не знает никаких препятствий, она не останавли¬вается, все ей равно приятны; она вливает сладкое молоко в грудь матери и яд в зубы молодой змеи.
Она создает гармонию движущихся сфер в безграничной тверди небес; она скрывает в глубоких недрах земли золото, сардоникс, сапфиры, лазуриты.
Постоянно выводя на свет скрытое, она пребывает среди лесных просек и выращивает корни кедра, она же производит все новые и новые листья, цветы, травы.
Она убивает и спасает, ничто не трогает ее, кроме успеха дела; Любовь и Жизнь – вот нити, из которых вырабатывается ее ткань: Смерть и Страдание – вот челноки ее ткацкого станка.
Она созидает и разрушает, вечно все испра¬вляя, и все лучшими и лучшими являются плоды ее творчества. Медленно осуществляется в ее искусных руках великолепный, задуманный ею план.
Видимый мир – часть того целого, которое она созидает; мир невидимый обширнее видимого; сердца и души людей, мысли народов, их желания и поступки – все они управляются тем же великим законом.
Невидимо протягивает она вам руку помощи, неслышным голосом говорит она громче бури. Милосердие и Любовь стали доступны людям, потому что она путем долгой работы придала форму слепой массе.
Никто не может презирать ее, отвергающий ее – теряет, повинующийся ей – приобретает: за тайное добро она платит миром и благословением, за тайное зло – страданием.
Она все видит, все подмечает – она награждает хороший поступок и карает дурной, даже и тогда, когда совершивший его успевает, наконец, познать истинный закон (Дхарму). Она не знает ни мести, ни прощенья: мера, которою она мерит, вполне точна, ее весы безукоризненно верны; время для нее не существует – приговор ее неизменен: произнесет ли она его завтра или через много лет – он останется тем же.
Ею нож убийцы направляется против самого убийцы; несправедливый судья лишается защитника; ложь сама себе служит наказанием; вор и разбойник похищают, чтобы возвратить похищенное.
Таков закон правды, – закон, который никто не может обойти, никто не может приостановить, сущность его есть Любовь; цель его – Мир и бла¬женная кончина! Ему повинуйтесь!
<…> "
Изображение
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Знаменательные события дня

Сообщение Helen »

Лидия Казаченко
Памяти Е.П. Блаватской


Смотрит с портрета - щека на ладони,
Жест материнский раздумья исполнен,
В скромном платочке - глазами лучистыми
Русская женщина, Вестница Истины.

А у Голубя-Вестника – крылья в работе.
Защитить он себя не сумеет в полёте.
Он открытою грудью встречает тайфуны,
И летящие стрелы, и коршунов клювы.

В давних сраженьях заслужено Право
Ствол, что засох, оживить Словом Правды.
Миру на пользу ей Властью Всеблагою
Дан был Сосуд с драгоценною Влагою.

А у Чашу Несущего заняты руки,
Отмахнуться нельзя от докучливой мухи,
Зорко сморят глаза – не сронить бы ни крохи,
И не видят шипов, что вонзаются в ноги.

Светлый Гонец не легка твоя доля:
Ветер в лицо, в спину камни догонят,
Ждёт и награда, давно уже свитая,
Там, за стеной, твоим Сердцем пробитою.

А горящее сердце, как Солнце, сияет,
С высоты своей недругов не различает.
И Того, Кто Несёт Весть о Времени Новом,
Не лавровый венок, а венец ждёт терновый.

Утром заря полыхнёт на Востоке,
Взоры маня к горизонтам далёким,
Огненный След твой в глазах отражается,
В Новых сердцах тебе слава слагается.

А посеянных зёрен никто не считает,
И напрасных трудов на Земле не бывает,
И Правдивое Слово в страдальческой броне
И в огне не горит, и воде не утонет!
Последний раз редактировалось Helen 10 май 2011, 13:27, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Iris
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 16:14

Re: Знаменательные события дня

Сообщение Iris »

С Днем Победы, друзья!
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Знаменательные события дня

Сообщение Helen »

9 мая – День Победы

Изображение

Н.К.Рерих. Победа

«В грозе и молнии Родина, любимая Родина, побеждает врага. «Не замай!» - перед войной говорили мы врагам. Напоминали грозные примеры истории, но видно судьбе угодно было явить Народ Русский великим победителем – на страх всем врагам. «Не замай» Руси. Не испытай на себе необоримую мощь Русского Воинства, мощь всенародную…
Русь всегда склонна к мирному преуспеянию, но остерегись разгневать ее, остерегись вторгнуться в ее священную землю. «Проснулись богатыри!» И уже не задремлют на несменном дозоре. Светлое будущее, светлое добротворчество! Творческий труд всенародный!»


Николай Рерих, художник.

«Я не боюсь за Россию. Я знаю, что она победит. Наступит день, когда мы узнаем по радио, что советская авиация уничтожила Берлин. Потом будет русский период истории… Все возможности открыты. России предстоит великое будущее, но какой океан крови!»

1941г. Елизавета Кузьмина-Караваева (Мать Мария), поэт, общественно-религиозный деятель.

«Слава наша будет жить, пока живет человеческое слово. И если всю историю земли написать на одной странице – и там будут помянуты наши великие дела. Потому что мы защитили не только наши жизни и достояние, но и само звание человека, которое хотел отнять у нас фашизм».

Леонид Леонов, писатель.

«Мы глубоко ценим великолепный вклад, внесенный могучим Советским Союзом в дело цивилизации и свободы. Вы продемонстрировали способность свободолюбивого и в высшей степени храброго народа сокрушить злые силы варварства, как бы мощны они ни были».

Гарри Трумэн, президент США.

«Суровая, но героическая национальная война 1941 – 1945 гг. останется и самым страшным и самым славным воспоминанием русского народа – войной, которая, несмотря на все потери, превратила Россию в величайшую державу Старого Света. Уже сейчас она кажется историческим эпосом минувшего века – эпосом, который никогда не может повториться».

Александр Верт, английский писатель.

«Не кто иной, как Советский Союз, пожертвовал миллионами своих сыновей и дочерей и значительной частью своей промышленности, созданной ценой кровавых усилий, чтобы спасти от ужасов гитлеризма тот самый мир, который так злобно клеветал на него».

Уильям Дюбуа, американский историк и писатель.

«Человечество отдает должное огромному основному вкладу, который советские народы внесли ценою таких тяжелых жертв в дело победы над общим врагом».

Жорж Катру, французский генерал.

«Мы, французы, не имеем право забывать, что русские и только русские блокировали 265 гитлеровских дивизий и обеспечили окончательную победу над гитлеровской Германией. Без русских мы находились бы еще под игом захватчиков, так как Гитлер планировал оккупацию Франции в течение 25 лет».

Кир, французский каноник, мэр города Дижона.

«Мы клянемся, что никогда не забудем, не умалим вашу жертву, ваш освободительный подвиг, вашу верность и братство».
Ян Дрда, чешский писатель.

«Польский народ никогда не забудет великих жертв, принесенных советским народом при освобождении Польши»
Эдвард Охаб, польский генерал.

«Болгарский народ преклоняется перед подвигом советских народов, вынесших на своих плечах основную тяжесть самой жестокой и кровопролитной войны. Победы Красной Армии под Москвой и Ленинградом, под Волгоградом и Курском всегда находили глубокий отклик в сердцах болгарских патриотов, вдохновляли их в борьбе против общего врага – гитлеровского фашизма».

Георгий Трайков, председатель Народного собрания Болгарии.

«Все люди в Европе отдают себе отчет в громадном вкладе, который Советский Союз внес в войну против гитлеризма… в том, что это был ее решающий фактор».
Пол-Анри Спаак, министр иностранных дел Бельгии.

«Индийский народ… с восхищением следил за успехами в борьбе Советских Вооруженных Сил против гитлеровских орд. Индийский народ радовался вместе с советским народом, когда советский народ вытеснил захватчиков и спас мир от нацизма».

Я. Чаван, министр обороны Индии.

«Неодолимая мощь Советской державы спасла мировую цивилизацию… от страшного урагана варварства».

Бхабани Бхаттачария, индийский писатель.

Сергей Васильев

Русский человек

Гром пушек смолк. Победным светом вещим
озарены просторы нив, полей и рек.
И первого, кому мы рукоплещем,
мы называем: русский человек.
Вот он стоит, отвагою богатый,
сто тысяч верст проделавший пешком,
застенчивый, немного угловатый,
с челябинским иль волжским говорком.
Мне все в нем любо: жар его природный,
и грусть его, и давняя мечта
о счастье, о свободе всенародной,
и искренность его, и широта,
и выдумка его, и присказки, и пенье
протяжных песен о своей судьбе,
и гордое его многотерпенье,
не знающее равного себе.
В дни обороны, в пору наступленья
порыв и месть шагали в ногу с ним,
он был всегда примером вдохновенья
многоплеменным братьям боевым.
Он все прошел. Он видел в жизни виды,
он испытал в решительном бою
и гнев святой, и ярость от обиды,
и скорую отходчивость свою.
Он правды добивался неуклонно,
как верный страж своей родной земли.
Не потому ль насильников знамена
к его ногам (в который раз!) легли.
Гордись, мой друг, что ты есть сын России,
сын рек ее, лесов, озер и нив,
что ты прошел сквозь ливни грозовые,
усталой головы не наклонив.
С неколебимой твердостью героя
ты защитил в бою и отстоял
Советское Отечество родное,
ты совестью, надеждой мира стал.
Пускай тебя кружили непогоды,
но счастлив будь безудержно, до слез,
что принял ты в младенческие годы
благословенье северных берез.

1945
Аватара пользователя
Juri
Сообщения: 434
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 09:48

Пусть каждый день станет Днем Победы

Сообщение Juri »

Пусть каждый день станет Днем Победы

«Идет война народная, священная война». Слова этой песни в те тревожные и теперь такие далекие 40-е годы XX столетия долетали до самых отдаленных уголков земли. И каждый день все четверо Рерихов в далекой гималайской долине Кулу, что находится в Индии, прильнув к радиоприемнику, слушают Москву. А потом расходятся по своим рабочим комнатам, чтобы приложить лучшие труды для любимой Родины.

О том, что в первый же день войны оба сына Н.К. и Е.И. Рерихов направили свои заявления советскому послу в Англии о принятии добровольцами в Красную Армию, факт общеизвестный. В то же время большинство из нас не знает, что же делал Святослав Николаевич во время Великой Отечественной войны, продолжая жить в Индии.

С октября 1941 г. Святослав Николаевич находился в постоянных разъездах по Индии и организовывал выставки картин отца Николая Константиновича и своих собственных. Они пользовались огромным успехом. 23 февраля 1942 г. в день Красной Армии он выступил по индийскому радио с приветствием русскому воинству.

Поездки по жарким, душным городам Индии утомительны. Индора, Барода, Ахмедабад, Траванкор, Дели, Бомбей, Мадрас, Люкноу и т.д. Однако Святослав Николаевич делал это для того, чтобы собирать средства в фонд Русского Красного Креста и Красной Армии. Он не только организовывал выставки, но и сам непосредственно участвовал в них, выступал даже по нескольку раз в день. С раннего утра и до вечера среди людей. От усталости иногда переставал двигаться. А однажды поток людей даже сбил его с ног.
Н.К. Рерих писал: «Средства собирались для русской победы». Самая значительная часть поступала от продажи картин. Шли они также и от продажи репродукций, каталогов, с входной платы на выставки и от выступлений Н.К. Рериха в печати.

Под влиянием деятельности Святослава Николаевича появлялись и некоторые индийские пожертвования. Так, один махараджа в день открытия одной из выставок пожертвовал Русскому Красному Кресту на медикаменты 50 тысяч рупий.

Однако организовывать все это было непросто. Часто Святослав Николаевич наталкивался на непреодолимые трудности и даже противодействие. Ведь в Индии тогда господствовали еще англичане, и их раздражало все русское. Иногда от Святослава Николаевича приходили и такие телеграммы: «Выставка должна быть отложена».

Встречались разные подводные камни. Чтобы организовать издание книги Н.К. Рериха «Химават», потребовалось еще и специальное разрешение на бумагу. Оно было получено только благодаря личной любезности кого-то.

Чтобы продолжать писать картины, нужны были холст, краски, картон и бумага. Все это уже невозможно было получить в военных условиях. Поэтому Николай Константинович и Святослав Николаевич, не имея больше холста, прибегли однажды даже к стиранию своих же полотен.

Из отчета в ВОКС (Всесоюзное общество культурных связей) в конце 1944 года узнаем: «Академик Рерих и его сын Святослав пожертвовали на Русский Красный Крест 500 английских фунтов и 107000 рупий на военные нужды». В Бомбее 23 февраля 1945 г. на торжественный прием в честь годовщины Советской Армии из русских был приглашен один С.Н. Рерих.

Вот так во время Великой Отечественной войны работал Святослав Николаевич Рерих, отдавая все свои силы на пользу исстрадавшейся Родины и во благо человечества.
Скульптура «Россия», 1896 г. автор Н.А. Лаверецкий, каслинское литье, Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Скульптура «Россия», 1896 г. автор Н.А. Лаверецкий, каслинское литье, Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Скульптура «Россия».jpg (10.56 КБ) 10483 просмотра

Это аллегорическая фигура, где впервые Россия представлена в образе женщины, одетой в древнерусские доспехи. Необычайно высоко мастерство каслинских литейщиков, передавших в чугуне фактуру таких несхожих материалов, как кованая, будто звенящая кольчуга, и мягкие, струящиеся складки материи платья, ниспадающие из-под кольчуги. Россия представлена скульптором не воинствующей, так как ее меч не поднят вверх, а оберегающей мир, готовой к победе.

К.А. Молчанова,
апрель 2004 г.,
г. Таллинн

Источник: Пусть каждый день станет Днем Победы
Аватара пользователя
Juri
Сообщения: 434
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 09:48

Памятные даты

Сообщение Juri »

15 мая 2011 года памятная дата в связи с уходом П.Ф.Беликова.

29 июля 2011 года исполняется 100 лет со дня рождения классика рериховедения П.Ф.Беликова.




Хранитель


Т.О.Книжник

Журнал «Культура и время». 2002. № ½


…Я много лет занимался и до конца жизни буду заниматься работой по исследованию жизни и деятельности Н.К.Рериха. Плоды своих трудов я всегда складывал и буду складывать к подножию того Алтаря, пред Которым предстоят служители Общего Блага, провозглашенного Н.К.Рерихом.
П.Ф.Беликов



Его труд «Рерих», изданный в 1972 году в серии «Жизнь замечательных людей», и по сей день является наиболее полным исследованием жизни и творчества великого русского художника, ученого и философа. Его архив по рериховской тематике, крупнейший в СССР, насчитывавший более 4000 единиц хранения, долгие годы был источником знаний для искусствоведов, писателей и ученых. В нелегкое время торжества материалистической идеологии и преследования инакомыслия он сумел сохранить для нас Имя и Наследие наших выдающихся соотечественников, помогая осуществить их завет: «Для народа русского мы трудились, ему несем знания и достижения». Именно он был одним из главных организаторов мероприятий, посвященных юбилейным датам – 90-летию и 100-летию со дня рождения Н.К.Рериха, устроителем первых Рериховских чтений. Его ответственности и огромного объема работы вполне хватило бы на целый коллектив, но судьба распорядилась так, что на этом посту он был один.

Павел Федорович Беликов... Этот человек, стоявший у истоков изучения жизни и творчества семьи Рерихов, не был дипломированным философом или искусствоведом. Экономист по роду деятельности, он был «рериховедом» по призванию, уделяя творческой работе вечерние часы после службы. Однако его труды ни в чем не уступали трудам «остепененных» ученых. Их печатали в серьезных научных изданиях, литературно-философских журналах, к ним обращаются и будут обращаться те, кто занимается исследованием рериховского наследия сегодня. Ему принадлежит первая библиография литературных произведений Н.К.Рериха, созданная при участии самого Николая Константиновича и его сыновей, а также замечательная исследовательская работа, рассказывающая о внутренней, сокровенной стороне жизни великого художника: «Рерих. Опыт духовной биографии».

В июле 2001 года ему исполнилось бы 90 лет. Именно к этой дате приурочен двухтомник «Непрерывное Восхождение»[1], подготовленный Международным Центром Рерихов совместно с Эстонским обществом Рериха, где бережно хранят память о своем Учителе и Основателе. Всю свою жизнь П.Ф.Беликов прожил в Эстонии: сначала в Нарве, затем в Таллинне и последние годы – в небольшом поселке Козэ-Ууэмыйза.
В первом томе после краткой автобиографии представлены воспоминания современников, лично знавших Павла Федоровича. Написанные разными людьми – журналистами, искусствоведами, учеными и деятелями рериховского движения, разные по стилю и объему, эти воспоминания объединяет одно: глубокое чувство благодарности и признательности человеку, с которым подарила встречу судьба. Павел Федорович обладал редкой душевной щедростью, никогда не отказывал обращавшимся к нему в поддержке и совете и искренне радовался их успехам. В нем не было ни малейшего намека на чувство превосходства или желание поучать других, хотя он переписывался с самим Николаем Константиновичем, лично знал его сыновей, а глубине его познаний мог позавидовать каждый. «Да не оскудеет рука дающего» – таким принципом руководствовался он в своих отношениях с другими людьми. Павел Федорович всегда бескорыстно делился материалами своего архива, пользуясь любой возможностью их обнародовать, порой отдавал другим готовые свои наработки, при этом скромно оставаясь в тени. Это редчайшее качество подмечено всеми без исключения авторами воспоминаний. Он рецензировал, редактировал и дорабатывал научные статьи, рукописи книг, диссертации, консультировал создателей фильмов. «...Дело Н.К.Рериха – это большое всенародное, даже общечеловеческое Дело, – объяснял он свою позицию. – Оно будет разрастаться. К нему примкнут многие ученые и научные институты. Нас не будет, а Истины, провозглашенные Н.К.Рерихом, победно будут завоевывать всеобщее признание. Наша посильная помощь заключается не в претензиях на монополию, а в пробуждении инициативы и широкой помощи везде, где в ней имеется нужда». Впечатление от воспоминаний в значительной мере дополняет обширный иллюстративный материал – более 50 фотографий, в основном любительских, запечатлевших душевный и гармоничный облик Павла Федоровича.

Следующий раздел первого тома, «Письма», включает все сохранившиеся на сегодняшний день письма Н.К., С.Н. и Ю.Н. Рерихов к П.Ф.Беликову: 15 писем Николая Константиновича, три письма Юрия Николаевича, 84 письма Святослава Николаевича Рериха и одно письмо Девики Рани Рерих.

«...Я начал переписываться с Н.К.Рерихом еще в середине тридцатых годов, причем первым написал не я ему, а он мне», – рассказывал Беликов своему корреспонденту А.Андрееву. Письмо, полученное 25-летним Павлом Беликовым от всемирно известного художника и философа, глубоко затронуло его душу и внушило веру в собственные силы. Вокруг него стали собираться люди, так же, как и он, серьезно интересовавшиеся литературой и философией. По совету Николая Константиновича Беликов знакомится с Р.Я.Рудзитисом, главой Латвийского общества Рериха, в те годы крупнейшего и активнейшего рериховского центра в Европе, и помогает распространять издаваемую обществом литературу – книги Учения, труды Е.И. и Н.К. Рерихов, «Тайную Доктрину» Е.П.Блаватской – у себя в Эстонии. Тогда же он начинает собирать свой архив: книги, фотоматериалы, публикации о Н.К.Рерихе, его письма и очерки. Часть этого архива, к сожалению, была уничтожена во время войны. В 1957 году Павел Федорович лично знакомится с вернувшимся в Россию Юрием Николаевичем Рерихом (их переписка началась еще в 1930-е годы), а в 1960 году – со Святославом Николаевичем Рерихом, с которым у него устанавливаются прочные дружеские отношения. Обычно скупой на письма, Святослав Николаевич неизменно держал Беликова в курсе всех дел и извещал его о каждом своем приезде в Советский Союз.

Все эти письма, оригиналы которых хранятся в архивах Международного Центра Рерихов, Эстонского общества Рериха и П.Ф.Беликова, публикуются впервые и сопровождаются обширным комментарием.
И, наконец, третий раздел составили труды самого П.Ф.Беликова, написанные им в разные годы: выступления, очерки, публикации в прессе, в том числе и несколько стихотворений («Я сам когда-то грешил стихами, – признавался он, – они затягивают и требуют полной отдачи, а это оправдано лишь тогда, когда человек рождается поэтом»). Простота изложения, глубокое проникновение в сущность вопроса, тщательно выверенные факты и неизменно бережное отношение к теме присущи всем беликовским работам. Этот человек явил всем нам достойный пример того, как надо работать с Наследием. «...Когда мне было лет тридцать, – писал он одному из своих корреспондентов, – я думал, что я могу много сказать о Рерихе, и стремился к этому. Жизнь сложилась так, что вышел я на профессиональную арену с чувством, что теперь-то я могу сказать о Рерихе так, как надо, когда был на исходе пятый десяток лет. А теперь, когда мне на исходе шестой десяток, я гадаю – сумею ли я до конца жизни вообще сказать о Рерихе то, что нужно и так, как нужно...» Замечательное высказывание! Невежество, погоня за сенсацией и профанация были органично чужды его стилю и методам работы. Сам он всегда настаивал на необходимости строго научного подхода к фактам биографии Н.К.Рериха, особенно когда это касается малоизученных эпизодов из его жизни: «...мы хорошо знаем, что подробное жизнеописание Н.К.Рериха – очень ответственная работа, – писал он С.Н.Рериху. – Сейчас я пользуюсь исключительно архивными материалами, и если у меня возникают сомнения, то предпочитаю такие моменты вообще выпускать, чтобы не исказить фактов. Но, безусловно, важны не только сами факты, но и их интерпретация, и в этом Ваше указание будет особенно ценным...»
На страницах первого тома представлены работы Беликова, посвященные различным аспектам многогранной деятельности семьи Рерихов: научной и общественной деятельности, литературному и художественному творчеству, здесь же публикуются биографические заметки о Н.К.Рерихе и воспоминания о Юрии Николаевиче Рерихе в форме интервью. Надо отметить, что С.Н.Рерих очень высоко ценил написанное Павлом Федоровичем о своем искусстве и об искусстве отца. «У Вас очень правильный подход и анализ – но иначе и не могло быть, – писал он, – мы на одном общем Пути». «Я очень ценю Ваши мысли и Ваш труд. Ваш подход к моему искусству правилен именно потому, что Вы мыслите свободно, глубоко и Вы видите гораздо больше, нежели многие так называемые критики. Ведь глубина нашей творческой интерпретации пропорциональна нашей внутренней культуре, нашему духовному прозрению и устремлению». Читатель может легко убедиться в этом сам, познакомившись с такими блестящими работами Беликова, как «На выставках Святослава Рериха», «Святослав Рерих и проблемы современного искусства», «Об идеологии творчества Н.К.Рериха» и др. Большинство работ предваряется эпиграфами – выдержками из писем самого Беликова, в которых он раскрывает историю написания той или иной статьи. Часть работ («Творчество Н.К.Рериха», «К 90-летию со дня рождения Н.К.Рериха», «К 60-летию С.Н.Рериха», «О “Весне Священной”») и поэтическое наследие публикуется впервые.

Эпистолярное наследие Павла Федоровича будет опубликовано во втором томе двухтомника (части 1 и 2)[2]. Эти письма, частично представленные в рубрике «Наследие» этого номера нашего журнала, показывают разносторонность интересов П.Ф.Беликова, широту его взглядов, глубокие познания в различных областях философии, литературы, искусства. Они могут служить блестящим пособием для усвоения метода, которым в совершенстве владели Рерихи, умевшие эффективно и без упрощения «переводить на общедоступный язык» основополагающие идеи Учения Живой Этики, и, безусловно, являются ценнейшим документом, отражающим историю рериховского движения в России в 1960 –1970-е годы.

Примечания

1. Непрерывное Восхождение / Сост. К.А.Молчанова, справочный аппарат И.В.Сяэск. М.: МЦР, 2001. Т. 1.
2. Непрерывное Восхождение / Сост. К.П.Беликов, Т.О.Книжник, И.В.Сяэск, справочный аппарат К.А.Молчанова, О.Е.Цветкова. М.: МЦР, 2003. Т. 2. Ч. 1, 2.

Источник: Электронн. библ-ка МЦР: «Хранитель».Т.О.Книжник
Камиль
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

Re: Памятные даты

Сообщение Камиль »

Когда читаешь произведения Павла Фёдоровича Беликова или то, что пишут о нём самом, то от соприкосновения с этой личностью возникает ощущение основательности и доброй силы. В этом он сам похож на Николая Константиновича. Понятие столп очень подходит к этому ощущению от личности Павла Фёдоровича. Почему-то в связи с этим вспоминаются простые герои Чингиза Айтматова, сила которых шла от Земли и от Неба, от простоты жизни и от чистоты помыслов.

В своей книге «Рерих. Опыт духовной биографии» Павел Фёдорович великолепно раскрывает глубинную суть процесса восхождения духа Николая Константиновича. Глубина проникновения в столь тонкое и сложное явление говорит о творческой силе нити серебряной, протянутой от сердца ученика к сердцу Учителя.
Ответить

Вернуться в «Культура – оружие Света»