Знаменательные события дня

Аватар пользователя
loraZ
Сообщений: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: Знаменательные события дня

Сообщение loraZ » 29 май 2011, 18:11

21 мая - день памяти Юрия Николаевича Рериха.

Изображение

Н.К. Рерих «Гэсэр-Хан» 1941г.

Картина «Гэсэр-Хан». Метущееся в огненном зареве небо. На его фоне гордый силуэт всадника с натянутым луком. Стрела нацелена в самую гущу стихийной схватки. Человек дерзновенно утверждает себя равноправным участником Космических свершений. Звучит блоковское:

И тогда в гремящей сфере
Небывалого огня —
Светлый меч нам вскроет двери
Ослепительного Дня!

Космос! Сверкающее величие Беспредельности неизмеримо перед лицом человека! Но в этой неизмеримости как раз и черпает человек свои силы.
Он посягнул на самое большое и великолепное и уже узнает себя строителем вселенной. Не опасайтесь: рука Гэсар-Хана не дрогнет, и стрела поразит цель — убежденно говорит кисть Рериха.

П.Ф. БЕЛИКОВ. Творчество Н.К.Рериха. Сборник "Непрерывное восхождение". МЦР, Мастер-Банк. Москва, 2001. Т.1


СЛОВО О ЮРИИ НИКОЛАЕВИЧЕ РЕРИХЕ

Л.В.Шапошникова
( из выступления на конференции 2002г. МЦР)

Сегодня у нас знаменательный день. Мы собрались на первую конференцию, организованную Международным Центром Рерихов. И конференция эта особенная, ибо посвящена она жизни и деятельности человека необычного — ученого и гуманиста Юрия Николаевича Рериха, которого, к сожалению, знают меньше, чем остальных членов великой семьи Рерихов.
«.…»
Юрий Николаевич «…»— доктор наук, последние годы работавший в Институте Востоковедения в Москве. Многим, кто занимался Рерихами, о Юрии Николаевиче было известно мало. О нем мало писали и мало говорили. Даже официальный ученый мир нашей страны, когда Юрий Николаевич вернулся на Родину, пытался как-то принизить его значение, не признавал в полной мере его заслуг и пытался держать его имя в тени. Сегодня мы должны поставить все точки над "и".
Так кто же такой Юрий Николаевич Рерих — рядовой ученый или величина мирового значения?
Конечно, последнее. Он был одним из крупнейших востоковедов нашего времени, чье имя было известно во многих странах мира. Талантливейший лингвист, историк, этнограф, археолог, он был энциклопедически образован и представлял то синтетическое направление востоковедения, которым в свое время могла гордиться Россия, но которое, к великому прискорбию, было утрачено в нашей стране за последние десятилетия. Юрий Николаевич был богато одаренным человеком. Он владел многими восточными и западными языками, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию. Его личность, несомненно , представляла планетарную культурную ценность.
Юрий Николаевич имел мужество в 1957 году приехать к нам и принять наше гражданство. Он умер в 1960 г., пройдя свой крестный путь до конца и с великим достоинством. Он прекрасно осознавал цель своего приезда и, конечно, знал, чем все это для него кончится. Однако ничто не могло поколебать его решения. Ибо это решение было неотъемлемой частью той миссии, которую несли все Рерихи. То, что он сделал, переоценить невозможно. Его великий подвиг был достоин семьи Рерихов. Именно он, и никто другой, вернул нашей стране ее ценнейшее национальное достояние — самих Рерихов. Долгое время о них создавались у нас различные мифы, которые, к сожалению, определяли и отношение к Рерихам наших правящих кругов. Их называли белоэмигрантами, антисоветчиками, религиозными фанатиками и прочими подобными словами.
Труд, проделанный Юрием Николаевичем за короткий срок его пребывания в нашей стране, в корне изменил ситуацию и изменил наше общественное мнение в пользу Рерихов. Это уникальное его деяние имело планетарное значение, и со временем мы все больше и больше будем осознавать эволюционную суть достигнутого им. Именно по инициативе и с помощью Юрия Николаевича были устроены первые выставки картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича. И мы увидели волшебный мир Красоты, который заставил задуматься многих из нас. Юрий Николаевич с присущей ему щедростью пополнил наши галереи, в частности, Русский музей и Новосибирскую картинную галерею бессмертными полотнами своего отца из собственной коллекции. Эти произведения мы раньше никогда не видели. Он, не жалея своего времени, выступал с лекциями, докладами и рассказами. Из них мы узнавали о реальных Рерихах, об их делах и достижениях во имя Родины. Многие из нас впервые узнали о Рериховской Центрально-Азиатской экспедиции из уст Юрия Николаевича. Это была крупнейшая экспедиция века, маршрут которой прошел по Индии, Китаю, Монголии, Сибири, Алтаю, Трансгималаям. Экспедиция была необычной, как и все, что делали Рерихи, и несла значительную эволюционную нагрузку. Именно от Юрия Николаевича окружавшие его люди узнали о сути и главной концепции Учения Живой Этики или Агни Йоги. И узнали об этом не из книг, а от самого носителя этой концепции. Он был богато одарен духовно, и эти беседы о Живой Этике принесли его слушателям значительные накопления.
Можно утверждать, что, ведя такого рода работу, Юрий Николаевич постепенно становился уникальным энергетическим центром, которого так не доставало в те годы культурной России.
В лице Юрия Николаевича возник действительный магнит, лучи которого осветили и энергетически инициировали будущее Рериховское движение. Пребывание лишь одного Рериха на нашей территории уже сыграло огромную роль в нашей духовно-культурной жизни.
Многие участники Рериховского движения, возможно, и не подозревают, кто в действительности стоял у его истоков. Возможно, они наивно полагают, что являются первыми. Думаю, не все из них представляют и те условия, в которых оказался Юрий Николаевич. Пятидесятые годы были расцветом догматической идеологии, запрещались все иные направления мысли и философии. За это платили свободой, а иногда и жизнью. Тех, кто читал Живую Этику, исключали из партии, арестовывали и судили. Мы должны помнить об этом. Интерес к Рерихам зародился именно в том канале диссидентства, где мужественно и бескомпромиссно боролись против тоталитаризма и правящей идеологии. Юрий Николаевич действовал осторожно, но в то же время и смело. Его подвиг и его жертва на этом пути еще не осознаны нами до конца. А если мы еще вспомним, в каких условиях работал Юрий Николаевич в самом Институте Востоковедения, какой стеной враждебности, зависти и тупости он был окружен, многое в его характере нам станет ясно. Чиновники от науки и чиновники от государственных служб мешали ему практически все время. Его называли буржуазным ученым, пытались исправить его идеологически. И несмотря на все это, он сумел создать новую школу в советском востоковедении — школу тибетологии. Он воспитал немало учеников. Сейчас это блестяще образованные востоковеды, достойно несущие факел своей науки и своего Учителя.
Когда Юрий Николаевич умер, ему было всего 58 лет. Для ученого, и особенно такого, каким являлся он, это был период расцвета и свершений. Он мог бы еще многое сделать...
В 1974 году торжественно в Большом театре мы отмечали столетний юбилей Николая Константиновича Рериха. С этого юбилея началось официальное признание Рерихов. Я каждый раз задаю себе вопрос: могло ли состояться это торжество, если бы не Юрий Николаевич и его жертва? И каждый раз отвечаю — нет. В какой-то степени я уже тогда была причастна к организации юбилея и могу сказать, что именно повлияло на решение правительства и высоких чиновников ЦК. В первую очередь, факт возвращения Юрия Николаевича на Родину и принятие им советского гражданства.
Без Юрия Николаевича многое бы не состоялось. Не состоялась бы, например, Центрально-Азиатская экспедиция, а если бы и состоялась, то не имела бы того важного результата, о котором мы теперь все знаем. Три Рериха вышли на ее маршрут: Николай Константинович, Елена Ивановна и двадцатидвухлетний Юрий Николаевич, тогда еще начинающий востоковед. Несмотря на молодость, Юрий Николаевич взял на себя самое трудное. Блестящее знание языков хинди, монгольского, тибетского позволили ему общаться с местным населением на том уровне, который был необходим экспедиции. Кроме этого, он отвечал за охрану экспедиции и ее безопасность. Теперь мы знаем, через какие опасные районы проходил ее маршрут. В неспокойном Тибете ее участников окружали агрессивные племена, готовые в любой момент к нападению на экспедиционный караван. Юрий Николаевич был храбр и отважен. Когда караван остановился в пустыне Монголии перед городом разбойника Джа-Ламы, то Юрий Николаевич вошел в него первым, чтобы проверить, грозит ли оттуда какая-либо опасность каравану или нет. Надо сказать, что Юрий Николаевич был по своему призванию военным. И интересовался военным делом профессионально. Когда в 1990 г. я разбирала в Бангалоре Рериховское наследие, переданное Святославом Николаевичем Советскому Фонду Рерихов, то обнаружила немалое количество серьезных книг по военному делу, принадлежавших Юрию Николаевичу. Теперь эти книги являются частью мемориальной библиотеки Рерихов, которая находится в нашем Международном Центре Рерихов.
Почти 10 лет Юрий Николаевич был директором Института Гималайских исследований, созданного Рерихами в 1928 г. в долине Кулу. И Институт был уникальным, как и его руководитель. Он создал новую концепцию деятельности этого комплексного научного учреждения, в которой сочетались древние достижения с современной наукой.
Институт Гималайских исследований объединил и гуманитарные предметы, и естественные: там были этнография и лаборатория по борьбе с раком, там были отделения ботаники, орнитологии и археологии. Концепция работы Института Гималайских исследований неизменно осуществлялась в жизни, пока существовал Институт (к сожалению, закрывшийся накануне Второй мировой войны).
Теперь, когда мы проводим эту конференцию, мы должны вспомнить все заслуги Юрия Николаевича. И те, которые нам были известны, и те, о которых мы узнали недавно. Вспомнить и оценить по достоинству все сделанное им, вспомнить и осознать величие его как личности, незаслуженно долгое время пребывавшей в тени.
Мне хотелось бы закончить свое выступление цитатой из речи Нирмала Сингха, бывшего директора Института тибетологии в Сиккиме, который дал точную оценку деятельности Юрия Николаевича:
"Ю.Н.Рерих как ученый является одним из величайших энциклопедистов Запада и Востока. Лингвист, исследователь, археолог, критик, искусствовед, мыслитель и знаток культуры, он не знал границ в области познания. Для него не существовало границ между древним и современным, между Востоком и Западом или между различными отраслями науки. Прежде всего его интересовал человек, он был истинным гуманистом. Ю.Н.Рерих как человек был даже еще более велик, чем Ю.Н.Рерих как ученый. Он выковал золотое звено связи не только между Индией и Россией или между Востоком и Западом, но и между всеми народами всех стран и времен".
Полагаю, сегодня мы можем присоединиться к тому, что сказал Нирмал Сингх, и выразить ему за это свою признательность.


http://www.icr.su/rus/family/gnr/dates.php

Аватар пользователя
loraZ
Сообщений: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: Знаменательные события дня

Сообщение loraZ » 29 май 2011, 19:05

Хронология жизни и творчества Ю.Н.Рериха

1902, 16 августа (3 августа) родился в селе Окуловка Новгородской губернии.
Отец – академик, художник и ученый, мыслитель и международный общественный деятель, путешественник Николай Константинович Рерих.
Мать – выдающаяся женщина XX века, русский философ и писательница, создатель книг Учения Живой Этики Елена Ивановна Рерих (ур. Шапошникова).
Изображение
Юрий Рерих. [1910]

1905, 1908, лето проводит в д. Березки, недалеко от Бологого.
1906, лето проводит в Швейцарии.
1907, лето проводит в Финляндии.
1908 участвует в выставке работ детей художников, присоединенной к выставке объединения «Новое общество художников».
1909, лето проводит в Бологом.
1910, лето поездка на курорт в Гапсаль (Эстония).
1911, 1912, 1914, лето проводит под Смоленском в имении княгини М.К.Тенишевой Талашкине.
1912–1917 учится в частной гимназии К.И.Мая в Санкт-Петербурге.
1913, лето проводит в Павловске под Петербургом.
1915, 1916, лето поездка по Валдаю.
1916 в издательстве «Свободное искусство» вышел в свет «Наш журнал. Вып. 1. Наша Первая Книжка» с рисунками Юрика Рериха 1912–1914 гг.: «За кулисами», «Война», «На улице зимой».
1916, декабрь вместе с родителями и братом уезжает на Рождество в г. Сердоболь (с 1918 – Сортавала).
Изображение
Юрий Николаевич Рерих. [1918]

1917, май вместе с родителями и братом переезжает в г. Сердоболь.
1918 в связи с закрытием границы между Россией и отделившейся от нее Финляндией семья Рерихов оказалась отрезанной от Родины.
1918, весна живет вместе с родителями и братом на о. Тулолансаари.
1918, осень вместе с родителями и братом переезжает в Выборг.
1919, март вместе с родителями и братом уезжает через Швецию и Норвегию в Англию, в Лондон, куда прибывает летом 1919 г.
1919–1920 учится в Школе восточных языков Лондонского университета (индоиранское отделение).
1920 начало создания текстов Учения Живой Этики. Знакомство с Рабиндранатом Тагором. Получает диплом об окончании второго курса индоиранского отделения Школы восточных языков Лондонского университета.
1920, 20 сентября вместе с родителями и братом отбывает в США.
1920, 1 октября вместе с родителями и братом прибывает в США, в Нью-Йорк.
1920, осень поступает в Гарвардский университет на отделение индийской филологии.
1922 оканчивает Гарвардский университет со степенью бакалавра.
1922, 7 июля – 10 августа вместе с родителями живет на о. Монхеган (штат Мэн, США).
1922–1923 учится в Парижском университете на среднеазиатском, индийском и монголо-тибетском отделениях. Слушает курс китайского и персидского языков. Одновременно занимается на военном и юридическо-экономическом отделениях.
Получает ученую степень магистра индийской словесности.
1923, 6 октября перед отъездом в Индию в Париже Рерихи получили Камень, являющийся осколком метеорита из созвездия Орион.
1923, 17 ноября Рерихи всей семьей из Марселя на пароходе «Македония» отправляются в Индию.
1923, 2 декабря прибытие в Индию, в Бомбей.
1923, декабрь первое путешествие по Индии. Осматривает памятники истории и культуры на острове Элефанта; древние комплексы Аджанты и Эллоры; места, связанные с Буддой, Сарнатх и Гайю; Джайпур, Дели, Аргу, Фатехпур Сикри, Бенарес, Калькутту и др.
Направляется с родителями и братом к Гималаям в независимое в то время княжество Сикким.
Изображение
Юрий Николаевич и Николай Константинович Рерихи
в Центрально-Азиатской экспедиции. 1925–1928

1924 начало Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) под руководством Н.К.Рериха. Вместе с родителями и братом посещает старинные монастыри Сиккима: Ташидинг, Пемаянцзе, Санга Челлинг, Далинг, Роблинг; начинает вести исследовательскую работу в Сиккиме, занимается санскритом и тибетским языком.
1925 в Париже выходит книга на английском языке «Тибетская живопись».
1925, 6 марта вместе с родителями направляется в Кашмир, где находится до августа 1925 г.
1925, август – сентябрь Центрально-Азиатская экспедиция находится в Ладаке.
1925, 30 сентября Центрально-Азиатская экспедиция вошла в Китайский Туркестан.
1925, октябрь – 1926, январь Центрально-Азиатская экспедиция задержана властями Хотана, которые запретили ее участникам заниматься научной работой.
1926, 11 апреля – 16 мая Центрально-Азиатская экспедиция находится в столице Китайского Туркестана (Синьцзяна) Урумчи.
1926, 29 мая Центрально-Азиатская экспедиция пересекла границу СССР в районе озера Зайсан.
1926, 13 июня вместе с родителями приезжает в Москву.
1926, 26 июля – 26 августа Центрально-Азиатская экспедиция находится на Алтае. Вместе с Н.К. и Е.И. Рерихами совершает радиальные конные путешествия по Катунскому хребту, по Теректинскому хребту, по долинам рек Катунь, Кучерла, Ак-Кем.

Изображение
Юрий Николаевич Рерих. 1930-е

1926, 10 сентября Центрально-Азиатская экспедиция пересекла границу Монголии.
1926, сентябрь – 1927, 13 апреля Центрально-Азиатская экспедиция находится в Улан-Баторе (Урге), в столице Монголии. Н.К., Е.И. и Ю.Н. Рерихи оформляют специальное разрешение на посещение Лхасы при своем следовании через Тибет.
1927, июнь – июль Центрально-Азиатская экспедиция находится в долине реки Шара-гол, где по проекту Н.К.Рериха идет строительство субургана, посвященного Шамбале.
1927, сентябрь Центрально-Азиатская экспедицияпродвигается по Тибетскому нагорью.
1927, 6 октября – 1928, 6 марта Центрально-Азиатская экспедиция задержана властями на высокогорном плато Чантанг и фактически обречена на гибель.
1928, март власти Тибета разрешают Центрально-Азиатской экспедиции двигаться в Сикким через неисследованные области Тибетского нагорья и Трансгималаев.
1928, май Центрально-Азиатская экспедиция завершилась, достигнув Гангтока, столицы Сиккима. Вместе с Н.К. и Е.И. Рерихами останавливается в Дарджилинге.
1928, 24 июля основание Института Гималайских исследований «Урусвати» в Дарджилинге.
Изображение
Юрий Николаевич Рерих у входа в Институт
Гималайских исследований «Урусвати».
Наггар, 1930-е

С 1929 постоянно живет в Наггаре (долина Кулу, Индия).
1929, апрель вместе с Н.К.Рерихом выезжает через Париж в Америку.
1929–1930 занимается вопросами, связанными с деятельностью Института Гималайских исследований «Урусвати», ведет большую работу по организации Кабинета тибетологии в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке.
Читает лекции в университетах американских городов; заканчивает работу над книгой «По тропам Срединной Азии» (Нью-Хейвен, 1931); опубликовано его исследование «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (Прага, 1930).
1930 из-за отказа в визе для возвращения в Индию вынужден вместе с Н.К.Рерихом посетить Англию и Францию, где после вмешательства культурной общественности виза все-таки была получена.
1930, декабрь вместе с Н.К.Рерихом возвращается в Наггар, в Индию.
1930–1939 состоит директором Института Гималайских исследований «Урусвати». Работает над тибетско-английским словарем с санскритскими параллелями. Руководит периодическими изданиями Института – ежегодником «Урусвати» и серией «Tibetica».
1931–1932 участвует в экспедиции в Западный Тибет (Лахул); пишет ценнейшие исследования: «Проблемы тибетской археологии», «К изучению Калачакры» (1932), «Тибетский диалект Лахула».

Изображение
Николай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи
в Маньчжурской экспедиции. 1934–1935

1934, 14 марта вместе с Н.К.Рерихом прибывает в Америку.
1934–1935 вместе с Н.К.Рерихом совершает экспедицию в Японию, Китай, Маньчжурию и Внутреннюю Монголию.
1935, 15 апреля подписание в Вашингтоне Пакта Рериха.
1935–1939 создает фундаментальный труд «История Средней Азии».
1939 в связи с началом Второй мировой войны работа Института Гималайских исследований «Урусвати» приостанавливается.
1941 телеграфирует в Лондон советскому послу в Великобритании И.М.Майскому просьбу зачислить его добровольцем в ряды Красной Армии.
1942 работает над очерком«Сказание о царе Гесэре из страны Линг».
1945–1946 создает труды «Индология в России» (1945), «Происхождение монгольского алфавита», «Автор "Истории буддузма в Монголии"» (1946), «Тибетские заимствования в монгольском языке».
1947, 13 декабря умер отец – Николай Константинович Рерих.
1948–1949 после смерти отца вместе с Е.И.Рерих переезжает в Дели, а затем в Калимпонг (Восточные Гималаи).
1949–1953 в Калькутте выходит его перевод с тибетского на английский язык книги «Синий Дэбтэр» («Голубые Анналы») в 2 томах.
1949–1957 работает в Калимпонге, где руководит Индо-тибетским семинарием, а также заведует курсами китайского и тибетского языков. Состоит членом Королевского Азиатского общества в Лондоне и Азиатского общества в Бенгалии.
1955, 5 октября умерла мать – Елена Ивановна Рерих.
1957 возвращается на Родину в Москву. Зачислен в штат Института востоковедения АН СССР старшим научным сотрудником сектора истории философии и религии отдела Индии и Пакистана.
Изображение
Юрий Николаевич Рерих в своем рабочем кабинете.
Калимпонг, 1950-е

1958, 12 апреля открытие в Москве в Выставочном зале Союза художников СССР персональной выставки картин Н.К.Рериха, организации которой добился Ю.Н.Рерих.

1958 присвоена ученая степень доктора филологических наук без защиты диссертации по совокупности опубликованных трудов. Назначен заведующим сектором философии и истории религии. Посещает Монголию.
1959 принимает участие в организации и проведении Международного конгресса монголистов-филологов в Улан-Баторе. Возглавляет группу в секторе философии и истории религии отдела Индии и Пакистана по составлению тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями. Возобновляет издание серии научных трудов и источников по буддийской философии и культуре «Bibliotheca Buddhica».
Изображение

Юрий Николаевич Рерих на Международном конгрессе монголоведов Улан-Батор, 1959

1960, 11 мая открытие в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина персональной выставки произведений С.Н.Рериха, организации которой добился Ю.Н.Рерих.

Изображение

Юрий Николаевич Рерих в своей московской
квартире. 1958–1960

1960, 21 мая скоропостижно скончался в Москве.

http://www.icr.su/rus/family/gnr/dates.php

Helen
Сообщений: 240
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Знаменательные события дня

Сообщение Helen » 23 июл 2011, 18:09

Свет неугасимый

18 июля – памятный день, день обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского. Памятованию Великих ушедших нашими Учителями придается очень большое значение. Это и дань признательности, и, главное, углубление единения с Ушедшим каждого вспоминающего и между собою, что в такие моменты заставляет Сеть Света планетную мощнее вспыхивать благодатными огнями.

Изображение
Сергий Радонежский

Наш замечательный философ Павел Александрович Флоренский так ярко характеризовал роль Сергия для России: «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному. В лице его русский народ сознал себя; свое культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность. Куликово поле, вдохновленное и подготовленное у Троицы, еще за год до самой развязки, было пробуждением Руси, как народа исторического…»
Николай Константинович Рерих в статье «Свет неугасимый» писал: «Высокий Воспитатель русского народного духа, Истинный Подвижник Православия, Воевода за правду и строительство Преподобный Сергий Радонежский является крепким прибежищем русского народа во все трудные годины земли русской».
В той же статье он приводит из радиопередачи "Вождь Духа" несколько отрывков: "Но нельзя зажечь пламени Знания без внутреннего чувства Бога; нельзя, не приобщившись к сокровенным истокам тайноведения, создавать новые духовные ценности. Поэтому, чтобы оказаться достойным принять участие в строительной работе возрождения нашей Родины, сначала нужно внутренне подготовить себя к ней - преобразить душу, убрать обитель сердца. Твердо идти за мерцающим светильником Истины, упорно работать над своим духовным развитием. Последнее мы считаем особенно важным, ибо оно и является в наших глазах высшей ступенью Знания… Совершалось чудесное национальное обновление и великий духовный подъем. Если мы пойдем к источнику этой благодати, то всегда найдем его в тенистых рощах Радонежа, в келье векового духовного вождя русского народа Святого и Преподобного Сергия Радонежского.
Историк Ключевский, человек, озаренный зорким духовным зрением в судьбу нашего народа, писал: "Русская государственность не погибнет до тех пор, пока у Раки Преподобного будет гореть лампада".
Мы уже упомянули, как в самые страшные моменты русской истории чудесное заступничество Преподобного спасало наш народ. <…> Так и теперь, в эпоху разгула темных сил, первым этапом служения под знаменем Преподобного будет ясное осознание в наших сердцах Его как Водителя и Заступника перед Престолом Всевышнего. <…> Уже есть указания на то, что Преподобный Сергий начал новое служение своему народу. Уже идет по Москве и всем весям нашей Родины народная молва о все чаще и чаще повторяющихся явлениях Преподобного Сергия разным русским лицам. Эта молва уже гудит по России; ее отзвуки появляются в виде сообщений в русских газетах за рубежом. Мы иногда их сами читаем, а прочитавши наряду с очередным отчетом о состоявшемся бале или футбольном состязании - забываем и в худшем случае - не верим. О, если бы мы могли все поверить этой радостной вести, мы знали бы, что час восхода Солнца земли нашей - близок".
А в его статье «В рассеянии сущие» есть такие проникновенные строки: «Когда нам приходилось рассказывать иностранцам житие Преподобного Святого Сергия Радонежского, очень часто приходилось слышать в ответ: "Теперь понимаем, откуда у вас, русских, стремление даяния и труда". Конечно, такая жизнь, которую заповедал нам Сам Преподобный, Водитель, Воевода русский, Святой Сергий, всегда напомнит как от малого, самодельного сруба произрастали светлые Лавры просвещения.
Не в гордыне произносим священное Имя Строителя Лавр просвещения. Это опять-таки неотъемлемый исторический факт. Можно его толковать разными словами, но основной, высокий смысл этого светлого служения во благо человечества остается нашею богоданною собственностью. Знаем и многих других великих, светлых строителей в разных странах. Среди прекраснозвучных имен мы лишь поминаем то, что в своей несменной строительности, в своем подвиге неустанном сейчас так зовет сердце человеческое».
Горячо любил этот прекрасный Образ и Борис Николаевич Абрамов, о чем не раз свидетельствовал его ученик Борис Андреевич Данилов. Так, в статье «Жизнь - предстояние» Б.А. Данилов пишет: «Борис Николаевич очень любил и почитал Преподобного Сергия. Он был в Троице-Сергиевой Лавре и молился перед святыми мощами. Кто был в Лавре, тот видел, что мощи эти уложены в раку, под стеклом, прикрытые покровом. Это для обычных посетителей и даже монахов. И только для священнослужителей высоких иерархических ступеней поднимают стекло и отодвигают покров. И вот приехал туда простой человек, да еще только что из-за границы. Он мне сам это рассказывал: “Я, - говорит, - опустился на колени и молился перед этими мощами, а потом обратился к священнослужителю и сказал: Я хочу приложиться”. Что там дальше происходило, мне не ведомо, но служитель - монах, подошел, открыл стекло, открыл мощи, и Борис Николаевич приложился...»
«Преподобный на несменном, великом Дозоре! – писал Н.К. Рерих, - Идут к Нему толпы, и просветит Он их. <…> Ничто, ничто на свете не умалит Народ Русский. Еще увидите, как Воевода взойдет на Башню и защитит свой народ».

Н.Н. Величко, г. Новокузнецк

Helen
Сообщений: 240
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Знаменательные события дня

Сообщение Helen » 25 июл 2011, 18:57

Статья опубликована в Кузбасской Рериховской газете
«Свет Утренней Звезды» № 3 (81) от 25 июля 2011 года


Непрестанный подвиг духа

«Скажу стучащимся - на пути вашем может встретиться духовности полный сосуд, сумейте распознать его. Если познаете, стремитесь подойти как можно ближе. Помните: духовность, как пламя, возгорается, как чудный магнит приближает к себе. И потому счастье сужденное не отклоните. Можем позвать, но этот зов Не Повторяем опять».
Зов. 21 июля 1922 г.

26 июля 2011 года Людмила Васильевна Шапошникова, первый вице-президент Международного Центра Рерихов, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, президент Благотворительного фонда имени Е.И. Рерих, заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Российской экологической академии, награжденная «за большой вклад в развитие музееведения и сохранение культурного наследия» Указом Президента РФ В.В. Путина орденом «Дружбы», имя которой включено в VI выпуск издания всероссийской энциклопедии «Лучшие люди России», отметит свой 85-летний юбилей. 60 лет ее жизни из этих 85-ти отданы творчеству, творчеству яркому и многогранному. Шапошникова – индолог и историк, путешественник, писатель, фотохудожник, сценарист, талантливый организатор и руководитель, философ и ученый-космист. Перу Людмилы Васильевны принадлежит около четырехсот печатных трудов, среди них 20 монографий. Некоторые ее книги переведены на иностранные языки и изданы в Германии, Венгрии, Литве, Румынии, Индии.

Изображение
Людмила Васильевна Шапошникова

О.А. Лавренова в статье, посвященной жизни и творчеству Людмилы Васльевны, пишет: «Ее жизнь – удивительный пример силы и высоты человеческого духа. Той необоримой и созидательной силы, которая делает невозможное возможным. Она принадлежит к блистательной и немногочисленной плеяде деятелей, которые в наше нелегкое время имеют мужество отстаивать и созидать Красоту и Культуру» [1] .
Людмила Васильевна Шапошникова родилась 26 июля 1926 года в Новочеркасске в доме известного русского путешественника Г.Н. Потанина, где жила ее бабушка Мария Николаевна, урожденная Трубецкая из рода князей Трубецких – вольнодумцев, философов, защитников Отечества. Детство провела в Таганроге. В 1945 году стала студенткой Восточного отделения исторического факультета им. М.В. Ломоносова, по окончании которого поступила в аспирантуру. В 1954 году успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук и была оставлена на кафедре истории Индии в качестве преподавателя. В 1957 году вместе с Восточным отделением была переведена во вновь созданный при МГУ Институт восточных языков, позже переименованный в Институт стран Азии и Африки, где по 1985 год работала старшим преподавателем, получив со временем звание доцента кафедры истории Индии [2] .
Первая ее поездка в Индию в 1958 - 1959 годах – стажировка в Хайдерабадском университете. В 1963 году Людмила Васильевна приехала в Индию уже как преподаватель русского языка в Мадрасском университете. Главной темой, которая интересовала тогда Шапошникову, была история и культура, традиции народов Индии. В свободные от работы дни, во время отпусков она путешествовала по стране, по самым отдаленным уголкам в джунглях и горах, где жили таинственные и малочисленные племена, сохранившие древние обычаи, мифы и легенды. Результатом исследований явились не только научные труды, но и документальные очерки об Индии, написанные живым образным языком. Еще не познакомившись с Учением Живой Этики, она руководствовалась одним из его принципов: «Не нравы народов нужно исследовать, но сущность сознания» [3] . В своих книгах Шапошникова показывала многонациональный мир, устоявший под натиском современной цивилизации и сохранивший нечто сокровенное, утерянное не только людьми Запада, но и многими современными индийцами. В 1967 году правительство Индии высоко оценило научный и литературный труд Людмилы Васильевны, присудив ей Международную премию имени Джавахарлала Неру за книги «По Южной Индии», «Дороги джунглей», «Парава - летучие рыбы». В общей сложности Шапошникова провела в Индии около десяти лет, способствуя развитию российско–индийских культурных связей.
В 1968 году Людмила Васильевна впервые встретилась со Святославом Николаевичем Рерихом в его усадьбе Татагуни под Бангалором. Это знакомство продлилось 24 года и навсегда изменило жизненный путь Людмилы Васильевны. С этого момента многогранное наследие семьи Рерихов стало центральной темой ее философского, научного, публицистического и общественного творчества, а Живая Этика – концептуальной основой всех ее трудов. Всей своей деятельностью, каждой строкой своих книг и статей Шапошникова восстанавливает для нас целостное видение личности Н.К. Рериха – великого русского художника, ученого, путешественника, общественного деятеля. И именно в работах Шапошниковой был впервые раскрыт истинный величественный облик Е.И. Рерих – уникального мыслителя, опередившего на века свое время.
В советское время, в годы тотального идеологического контроля Шапошникова приложила немало усилий, чтобы вернуть России философско-художественное наследие Рерихов. В 1973 - 1974 годах по ее сценарию был снят полнометражный документальный фильм «Николай Рерих». Людмила Васильевна никогда не была только кабинетным ученым. Она – практик, человек действия. Изучение рериховского наследия подкреплялось и ее практическим опытом: в 70-х годах прошлого века Людмила Васильевна прошла большую часть маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов: Алтай, Индия, Монголия, Тибет. Напряженная международная обстановка сделала недоступным для нее только китайский участок маршрута. Результатом путешествия стал фотоальбом «От Алтая до Гималаев», который она посвятила Святославу Николаевичу Рериху. К восьмидесятилетию Людмилы Васильевны была подготовлена выставка ее фоторабот, сделанных на маршрутах экспедиции. Эта выставка, открывшая нам Шапошникову в новом качестве – как замечательного фотохудожника, с большим успехом экспонировалась во многих городах России, ближнего и дальнего зарубежья.
Людмила Васильевна решила пройти по пути Мастера лично, чтобы окунуться в то пространство, которое он преодолевал, войти во «Вселенную Мастера». И это ей удалось, о чем свидетельствуют ее книги – трилогия «Великое путешествие» (книги «Мастер», «По маршруту Мастера», «Вселенная Мастера»). Идеями Живой Этики, которую Шапошникова назвала «философией космической реальности», и это название уже вошло в научный оборот, пронизаны и другие ее книги: «Веления Космоса», «Мудрость веков», «Град Светлый», «Тернистый путь Красоты» и другие. Яркими чертами автора являются синтез как метод научного исследования и нечто такое, что можно назвать особым ощущением эпохи. В лице Людмилы Васильевны гармонично сочетаются ученый и литератор. Особенно притягательными ее книги делает глубина исследований и в то же время доступность и образность языка с присутствием подчас тонкого и теплого юмора. Во многих направлениях изучения наследия Рерихов Шапошникова оказалась первопроходцем. Теперь ни одна исследовательская работа «по Рерихам» не обходится без цитат и ссылок на ее книги.
С 1989 года Шапошникова – вице президент Советского Фонда Рерихов, созданного по инициативе С.Н. Рериха, впоследствии им же переименованного в Международный Центр Рерихов (МЦР). В 1990 году Святослав Николаевич передал Л.В. Шапошниковой наследие своих родителей и сделал ее своим доверенным лицом. Под руководством Людмилы Васильевны в обновленном и отреставрированном на общественных началах здании усадьбы Лопухиных (памятник архитектуры XVII – XIX веков) разместился оборудованный по последнему слову музейной техники музейный комплекс, созданный в соответствии с пожеланиями С.Н. Рериха. Центр-Музей живет и успешно развивается благодаря организаторскому таланту его бессменного руководителя – Людмилы Васильевны. Ежегодные международные научно-общественные конференции, которые проходят в его стенах, поднимают глубокие философские, исторические, искусствоведческие проблемы. В них принимают участие видные деятели культуры и науки, представители многих регионов России, стран СНГ и зарубежья. В 2003 году в Международной научной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века» приняли участие 13 академиков, 87 докторов наук и профессоров, 37 кандидатов наук. Тон этого форума был задан докладом Шапошниковой «Космическое мышление и новая система познания». По решению конференции был основан Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. Этот широкий междисциплинарный проект успешно осуществляется.
Под руководством и при непосредственном участии Людмилы Васильевны разрабатывается тематика научных семинаров и лекционных циклов, ведется работа по реставрации картин, научно-музейной обработке документов и материалов рукописного наследия. При Центре-Музее успешно работает научно-общественное подразделение «Гуманная педагогика» под руководством академика РАО Ш.А. Амонашвили. Издательской группой МЦР выпускаются книги, разработчик концепции и автор предисловий к большинству из них – Шапошникова. Людмила Васильевна – заслуженный деятель искусств РФ, сопрезидент международных культурных проектов «Знамя Мира», «Колокол Мира» и «Флаг Земли», осуществляемых под эгидой ООН, член жюри Международных конкурсов детского рисунка, шеф-редактор журнала «Культура и время». Вся эта поистине героическая деятельность Шапошниковой осуществляется на фоне постоянных клеветнических нападок на МЦР и на нее лично.
За что же ратуют все нападающие на МЦР и его бессменного руководителя Шапошникову? Под маской заботы о сохранении Наследия Рерихов раздаются призывы уничтожить существующий Центр-Музей и создать на его базе музей государственный. Но может ли музей государственный воплотить мечту Рерихов о Музейоне? В состоянии ли государственный музей «поставить на твердое и широкое основание» собирание Наследия по всему миру? Ведь финансирование музеев осуществляется в размерах, достаточных в лучшем случае для их скромного поддержания. Сегодня любой экспонат из государственного музея может быть взят по указу вышестоящего чиновника и передан другому музею или может оказаться в частных коллекциях. В этих условиях не то что собирание Наследия Рерихов, но даже возможность сохранения целостности коллекций картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов в государственном музее вызывает серьезные сомнения. Стремящиеся уничтожить МЦР много говорят о стабильности государственных музеев. Но сколько уже музеев по стране закрыто или расформировано одним росчерком пера чиновника из Минкультуры. В государственных музеях руководство назначается вышестоящими чиновниками, и там невозможно гарантировать выполнение справедливого пожелания С.Н. Рериха: «Нельзя допустить, чтобы в Фонд пришли посторонние делу Рерихов бездушные люди, которым все равно каким делом руководить» [4] .
Еще одна область мифотворчества противников Шапошниковой – отношение к архиву семьи Рерихов, хранящемуся в МЦР. В многочисленных статьях и открытых письмах они тиражируют мысль, что якобы в целях развития рериховедения архиву Рерихов следовало бы придать государственный статус, чтобы обеспечить свободный доступ всем желающим. Но сегодня только в государственных архивах фонды, связанные с именем Н.К. Рериха, насчитывают тысячи единиц хранения. Ни одного документа из этих архивов не опубликовано, потому что это не входит в обязанности государственного архива. Не занимаются изучением этих материалов и те, кто жалуются на недоступность архивов МЦР, который за немногие годы своей деятельности опубликовал более пяти тысяч писем, статей и документов, нигде ранее не издававшихся. И публикации эти продолжаются. В государственном музее невозможен действенный синтез художественного творчества Н.К. Рериха и философии Живой Этики. Может ли кто-нибудь себе представить существование в таком музее зала Живой Этики или зала Учителей? О.В. Румянцева, заведующая кабинетом Н.К. Рериха в музее Востока, выразила свое недовольство деятельностью Шапошниковой так: «Я столько лет положила на то, чтобы отделить Живую Этику от Рериха, а вы все испортили!» В своих публикациях Людмила Васильевна имела смелость сказать, что живопись Николая Рериха – не что иное, как философия Живой Этики, воплощенная в цвете и символе. Эта же идея воплощена и в концепции Музея, руководимого ею. Ни одна государственная инстанция такой концепции музея не только не сможет реализовать, но даже не утвердит. И не надо забывать, что в коллекции картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, удерживаемых музеем Востока, «заботливо» отделенных Румянцевой от идей Живой Этики, из 288 полотен недостает уже более 60-ти.
Елена Ивановна Рерих писала: «Но Книги Учения, Учения Огненного я не хотела бы отрывать от Творчества Картин, ибо творчество – едино. Творили и Творим вместе. Roerich Foundation и был бы таким Учреждением! Мечта эта должна осуществиться, и, конечно, ближе всего – в Лучшей Стране!» [5] .
Мечта Елены Ивановны смогла осуществиться только в Музейоне, основанном С.Н. Рерихом и руководимом Л.В. Шапошниковой. МЦР подготовил и издал библиографические указатели трудов Николая Константиновича, Святослава Николаевича и Юрия Николаевича Рерихов. Продолжается работа над созданием полного каталога картин Н.К. Рериха. Фонды МЦР ежегодно пополняются новыми картинами, идут поступления и в архивный фонд. И это единственное место на нашей планете, где Наследие Рерихов собирается в таком масштабе. Много сделано МЦР в отношении популяризации и распространения идей Пакта Рериха и выполнения пожелания Святослава Николаевича – нести высоко Знамя Учения и Учителей, не давать его использовать в неблагих целях. Новая педагогика, новая наука, новое искусство, новое мышление – Международный Центр Рерихов вносит огромный вклад в осмысление и развитие всех этих областей. В Живой Этике подчеркивается, что только полное принятие сужденного дара возносит по ступеням эволюции, но довольствование «разделенной частицей» приводит к разнообразным уклонениям. «Спросите: “Как же поступить, чтобы не замарать частицу избранную?” Могу дать совет: вместо частицы примите всю чашу Общего Блага. Этот прием защитит вас от всех нечистот» [6] . Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошникова приняла «всю чашу Общего Блага» и стремится воплотить в жизнь все замыслы Рерихов [7] .
За большие достижения в области науки и культуры Людмила Васильевна удостоена многих наград. Одна из них носит название «Рыцарь науки и искусств». Рыцарь – это символ мужества, доблести, бесстрашия и преданности идеалам. Духовное бесстрашие – явление довольно редкое в отличие от бесстрашия чисто физиологического. Поэтому оно, как редко находимый бриллиант – драгоценно. «Героический труд Людмилы Васильевны, ее умение бережно и торжественно нести доверенное, сила и магнетическая красота ее личности – пример непрестанного подвига духа и жизненный ориентир, - пишет в посвященной ей статье О.А. Лавренова. - Достойный последователь созидательных идей великой семьи Рерихов, Людмила Васильевна Шапошникова, - одна из немногих, кто действительно реализовал эти идеи в своей жизни, показав неисчерпаемость творческих возможностей человека, вдохновленного космической красотой» [8] .

А.П. Комлева, г. Новокузнецк

Примечания:
1.Лавренова О.А. Жизнь как Пламя // Культура и время. 2006. № 3. С.234.
2.Музей имени Н.К. Рериха. Путеводитель. М.: МЦР, 2006. С. 12 – 16.
3.Беспредельность, 9.
4.Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. М.: МЦР, 2001. С.101.
5.Рерих Е.И. Письма в Америку: в 4 т. Т.3. М., 1996. С.271 – 272.
6.Озарение. Часть третья, V, 17.
7.Вейзе Артур. Сокровище данное сберегите // Культура и время. 2009. № 2. С. 44 – 48.
8.Лавренова О.А. Жизнь как Пламя // Культура и время. 2006. № 3. С.251.

Аватар пользователя
loraZ
Сообщений: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: Знаменательные события дня

Сообщение loraZ » 26 июл 2011, 21:32

26 июля – День рождения Людмилы Васильевны Шапошниковой

Изображение
Дорогая и уважаемая, Людмила Васильевна!
Искренне рады поздравить Вас с юбилейным днем рождения!
От всего сердца желаем Вам, крепкого здоровья,
бодрости духа и неиссякаемой энергии на Благо Культуры!
С глубокой признательностью и благодарностью за Ваш Великий Труд -


Саратовское Рериховское Общество.

Аватар пользователя
loraZ
Сообщений: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: Знаменательные события дня

Сообщение loraZ » 26 июл 2011, 21:44

Изображение

Л. В. Шапошникова. ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ КРАСОТЫ

Что такое красота? Определить это сложное космическое явление одной - двумя фразами невозможно. Красота многолика, всепроникающа, она - движущая сила нашей эволюции, ее ведущее начало. Достоевский писал: "Красота спасет мир". Ему вторил Н.К.Рерих: "Осознание красоты спасет мир". К этому можно добавить: "Мир преобразится красотой". Ибо в этом преображении и есть его спасение, залог его дальнейшего продвижения, необратимость его эволюции, возможность избежать бездны инволюции.
"В Красоте явится Беспредельность, - сказано в Живой Этике. - В Красоте озарятся учения искателей духа. В Красоте не убоимся явить правду свободы. В Красоте зажжем сияние каждой капли воды. В Красоте материю претворим в радугу. Нет безобразия, которое не утонет в лучах радуги разложения. Нет оков, которые не разложатся в свободе Красоты. Как найдем слова коснуться мироздания? Как скажем об эволюции форм? Как (поднять сознание к изучению оснований? Как подвинуть человечество к научному осознанию миров? Каждое осознание рождается в Красоте"1. И еще: "Поймите - нет вещей, нет решения, нет гордости, нет покаяния, есть она, красота. В ней путь ваш"2.
Спектр понимания и восприятия красоты в нашем плотном мире огромен и беспределен. Каждый индивидуум имеет свой мир красоты (если, конечно, имеет). Красота, в ее истинном понимании, представляет собой тонкую и высоковибрационную энергетику и является не только важнейшим фактором в эволюции человечества, но и олицетворяет собой творческую силу в космосе как таковом. Она возникает в таинственном пространстве Космического Магнита, где в необозримом океане энергий складываются и рушатся бесчисленные формы различных состояний материи. И только она, Красота, придает им устойчивость и эволюционную завершенность. Сам же Космический Магнит, являясь Сердцем и Разумом мироздания, творит и действует по строгим законам Красоты. Все космические веления соответствуют этой Красоте, все проявленные формы несут в себе энергетику этой Красоты. Красота, заключая в себе гармонию энергетики, превращает хаос в космос на всех уровнях, начиная от миров различных состояний материи и кончая духом человека, который она одаривает способностью создавать самое главное в его жизни - культуру, существование которой без этой Красоты невозможно.
Гениальный русский философ Павел Флоренский, безвременно погибший в лагерях Гулага, так определяет Красоту: "Красота есть Красота и понимается как жизнь, как творчество, как Реальность"3.
Реальность - понятие, которое Флоренский вводит в определение Красоты, является символом того глубинного и сокровенного, без чего эта Красота не может существовать, но которое остается для многих еще неосознанным и непостижимым. Ибо сама Красота является тем таинственным дуновением инобытия, из которого она проливает в глубины нашей плотной материи тот Свет, без которого были бы невозможны ни эволюция этой материи, ни ее преображение в энергию духа.
"В нас самих, - пишет Флоренский, - покров зримого мгновениями разрывается, и сквозь его разрывы веет незримое, нездешнее дуновение: тот и другой мир растворяются друг в друге, и жизнь наша приходит в сплошное струение, вроде того, как когда подымается над жаром горячий воздух"4.

Изображение
С.Н. Рерих. Подвиг

Час Красоты

"Космическая Красота - цель мирового процесса, это иное, высшее бытие, бытие творимое"59, - писал Н.А.Бердяев.
"Истинно, жемчужины искусства, - утверждают создатели Живой Этики, - дают возношение человечеству, и, истинно, огни духотворчества дают человечеству новое понимание Красоты"60.
В пространстве русской духовной революции, во тьме апокалиптической ночи, когда рушился старый мир, сложился тот единственно верный путь для человечества, который шел через тернии к звездам его космической эволюции. Путь был нелегкий, требовавший от человека напряжения всех его сил, осознания им космической реальности его окружавшей, понимания им смысла и сути инобытия, невидимого и высшего, в какой бы форме это понимание ни приходило. Путь этот шел через искусство и Красоту. На земле в XX веке пробил Час Красоты, той Красоты, которая спасет, ибо в ней одной и заключалась возможность Преображения и Восхождения человека. Воспользуется ли человечество таким путем - это уже другой вопрос. Отзовется ли оно на Час Красоты или, не услышав его, будет продолжать блуждать в ночи, потеряв тот единственный ориентир, который поставила на земных разрушительных и кровавых дорогах космическая эволюция. XX век должен был дать на это ответ. В 1916 году, в разгар первой мировой войны, Е.Н.Трубецкой писал; "Человек не может оставаться только человеком: он должен или подняться над собой, или упасть в бездну, вырасти или в Бога, или в зверя. В настоящий исторический момент человечество стоит на перепутье"61. На перепутье стоять очень долго нельзя. Восхождение имеет свои сроки, падение же есть пропущенные сроки этого восхождения. Известно, что падать легче, чем восходить... В Древней Греции когда-то существовали элевсинские мистерии, кульминационным пунктом которых являлась ночь Посвящения. В эту ночь пресуществлялись души посвящаемых путем творческих переживаний. В 1908 году Андрей Белый, размышляя о смысле подобных мистерий, писал: "И не на сцене придет к нам великая ночь Эпоптии (посвящения. - Л.Ш.). Эта ночь ныне спускается над человеческой жизнью. В последних прозрениях нашей жизни мы переходим ее грань. И ни жизнью, ни формой искусства мы не спасемся от искуса. Мы уже иногда бываем за видимой жизнью, за искусством, за религией - плывем на последнем корабле к роковому бою: наша плоть перерождается. Мы изменимся или умрем. Перед посвящением в эпопты мисты становились у храма. Из храма мерцали молнии, врата открывались, и призраки с песьими головами шли навстречу посвященным. Мы посвящаем себя в новую жизнь, и вот врата ее открываются, из врат выйдут призраки с песьими головами: это призраки ужаса и вырождения, но некоторые из нас, посвященные в молчание этой великой ночи, возьмутся за руки, и призраки, залаяв, сольются с ночью"62.
Но призраки зла с песьими головами в XX веке не испугались посвященных, взявшихся за руки. Они разорвали цепь этих рук и уничтожили посвященных поодиночке. Они изгнали уцелевших из страны, называвшейся Россией, ибо для них не существовало ни посвященных, ни инобытия, ни человека со всей его космической жизнью и со всеми его духовными накоплениями. Социальная революция и ее идеологи не признавали ничего подобного. Они видели мир так, как могли его видеть через собственное сознание. Обозрение получилось малым и плоским. Русская духовная революция несла потери, лишаясь лучших своих носителей огня, красоты, свободной и независимой мысли. Духовное и интеллектуальное движение к реальному Новому миру, обусловленному великими законами космоса, замедлялось, а временами и вовсе останавливалось. Пришедшие к власти после революции, подобно мистериальным призракам с песьими головами, чертили загадочные магические круги, из которых под покровом апокалипсической ночи возникали плывущие, неустойчивые миражи другого нового мира, другого "светлого будущего".
Не приняв преображения Красотой, отказавшись от крыльев эволюции, человечество стало сползать в пропасть инволюции. Вспыхнула новая всемирная бойня - вторая мировая война, вслед за ней последовало безумие насилия кровавых переворотов, начались чудовищные преступления, небывалая жестокость охватила людей, а достижения техногенной цивилизации содействовали всему этому. Культура отодвигалась все дальше и дальше на задворки социальной и экономической жизни. Истинное искусство вытеснялось псевдоискусством, или антиискусством. Гибли эстетические идеалы, наработанные человечеством в течение многих веков. Безобразие было введено в норму. Галереи заполнились "произведениями", представляющими собой помесь порнографии и технических агрегатов. Женская красота и утонченность были отданы на поругание "живописцам", одержимым похотью и насилием. Сцены концертных залов заполнились полуодетыми орущими и исторгающими из музыкальных инструментов оглушительные и немузыкальные звуки. Всплеск похоти в мировом масштабе был назван сексуальной революцией и узаконен на театральных подмостках, на киноэкранах, на страницах книг, в различных средствах массовой информации. Наркомания стала образом жизни. Подобные веяния "свободы" затронули и Россию после крушения тоталитарного режима. Призраки с песьими головами сделали свое черное дело, но не только они. Низшие слои Тонкого мира, о которых уже упоминалось, переполненные всеми негативными человеческими страстями, продолжали эманировать на землю зло, созданное ею самою и усиленное во много крат тонкой энергией этого инобытия. Псевдоискусство и антиискусство росло на этих низших тонкомирных эманациях. Нового мира не получилось ни здесь, ни там. Истинное искусство, создающее Красоту, излученную высшими мирами, стало терять свой потенциал. Невежественное умаление Культуры по обе стороны бывшего железного занавеса отодвинуло сроки Часа Красоты и духовного Преображения. Но сама жизнь не столь однозначна, как нам иногда кажется. Энергетические процессы, идущие в ее глубинах, сокровенны, а результаты их неожиданны. Не все впустили в свои души призраков с песьими головами, и хотя те по-прежнему воют в ночах современных городов, это еще ни о чем не свидетельствует. Несмотря на все трудности, через которые проходит Россия, духовная революция тем не менее вновь расправляет свои крылья. Вновь оживают ее бесценные сокровища и накопления. Они входят в нашу жизнь непреходящей Красотой искусства, нетленностью человеческой мысли, наследием великих наших соотечественников - носителей эволюционных заветов, опережавших свое время. И новая Красота, ростки которой были грубо затоптаны, начинает давать знать о себе. Она возникает на полотнах художников, которых мы сейчас называем космистами. Там горят краски иных миров. Это та Красота, которая идет на Землю из Инобытия, минуя символы, неся нам формы и краски иных измерений. Они идут через внутренний мир одаренных творцов, чтобы здесь, на земле, утвердить новую Красоту прямого взаимодействия духа художника с иными мирами. Меняется измерение земной Красоты. Меняется ее энергетика. С полотен подлинных художников идет на нас духовный луч четвертого измерения - психической энергии. Н.А.Бердяев в 1918 году, в тяжелейшее для России время, писал": "Новое искусство будет творить уже не в образах физической плоти, и в образах иной, более тонкой плоти, оно перейдет от тел материальных к телам душевным"63. Нигде, кроме России, сейчас не идет таким широким потоком подобное искусство. Только в России появились такие композиторы, как Скрябин и Шнитке. Нигде поэзия не носит такого ярко выраженного профетического характера, как в России.
Несмотря ни на что в конце XX века в России наступает Час Красоты, той Красоты, о которой мечтали русские философы и художники в начале века.
Это космическая закономерность. В 1908 году выдающийся русский поэт Андрей Белый написал: "Верю в Россию. Она - будет. Мы - будем. Будут люди. Будут новые времена и новые пространства"64. Это о нас, теперешних. Мы не должны обмануть надежды провидца. И его же строчки:

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия,
Мессия грядущего дня! 65

Примечания:

1. Листы Сада Мории. Книга вторая. Озарение. Ч 3, V, 1.
2 Листы Сада Мории. Книга первая. Зов. 26.07.22.
3 П.А.Флоренский. Избранные труды по искусству. М., 1996. С.294.
4 П.А.Флоренский. Иконостас. М., 1994. С.37.
«……».
60 Иерархия,359.
61 Философия русского религиозного искусства XVI-XX в. М., 1993.С 217.
62 Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994. С.167
63 Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М.,1994.т.II. С.413 - 414.
64 Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994. С.15.
65 А.Блок. Дневник. М., 1989. С.259.
http://lit.lib.ru/s/shaposhnikowa_l_w/text_0280.shtml

Камиль
Сообщений: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

Re: Знаменательные события дня

Сообщение Камиль » 27 июл 2011, 16:25

Дорогая и уважаемая, Людмила Васильевна!
Искренне рады поздравить Вас с юбилейным днем рождения!
От всего сердца желаем Вам, крепкого здоровья,
бодрости духа и неиссякаемой энергии на Благо Культуры!
С глубокой признательностью и благодарностью за Ваш Великий Труд -

Саратовское Рериховское Общество.



От всего сердца присоединяюсь к поздравлению Саратовского Рериховского Общества!
Так трудно во всей полноте осознать, кого, какую индивидуальность представляет собой Людмила Васильевна. Кому-то выпало счастье быть в Рериховском движении при жизни самих Рерихов. А нам выпало это счастье - вступить в новое тысячелетие под Водительством Людмилы Васильевны Шапошниковой. Это так замечательно, когда так ярко и основательно в нашей жизни проявлен Закон Иерархии и непрерываемая преемственность. Эти Основы мощно питают силу и бодрость духа.

Аватар пользователя
Valentina
Сообщений: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Знаменательные события дня

Сообщение Valentina » 01 авг 2011, 12:24

Источник: Сайт Международного Центра Рерихов: http://www.icr.su/rus/news/icr/tv-center_26072011.php

Изображение

Телеканал ТВ Центр в новостной программе представил сюжет посвященный юбилею Людмилы Васильевны Шапошниковой: http://www.icr.su/rus/news/icr/tv-center_26072011.php

Камиль
Сообщений: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

Re: Знаменательные события дня

Сообщение Камиль » 02 авг 2011, 16:45

2 августа 1897 года родился Борис Николаевич Абрамов.

В этот Памятный День хочется принести лучшие цветы искренней Благодарности тому, кого сам Великий Владыка и Матерь Агни Йоги назвали Сыном своим. Сердце хочет заглянуть в дни Великого Подвига, совершённого во имя Эволюции духа человеческого. Давайте перенесёмся в то время, в котором рождались бессмертные Записи.

Зимнее ночное небо прояснялось после снегопада. Мороз сковывал узорами окна. В домике было ещё тепло. У кровати стоял старенький стул. На стуле на твёрдой подложке лежали чистые листы бумаги. Листы были заранее пронумерованы и аккуратно сложены рядом со спящим. Сверху на бумаге лежал простой карандаш, хорошо отточенный с немного закруглённым кончиком грифеля. В углу на стуле у спинки лежал ещё один, коротенький, но тоже хорошо отточенный и закруглённый. Крошечный домик в Венёве потихоньку остывал после вечерней протопки. У печи лежала заранее приготовленная на утро растопка и охапка душистых с мороза берёзовых поленьев.

Под окном по снегу тихо проскрипел осторожный соседский кот с погаными глазами. Остановился. Хвост вытянулся и по нему прокатилась волна, мелко задрожав на кончике. Вдруг, спина его резко выгнулась дугой, шерсть встала дыбом, и он, дико отскочил в сторону и, не оглядываясь, охваченный ужасом, помчался, увязая в снегу, в сторону своего сарая.

Спавший в доме глубоко вздохнул и, не открывая глаз, осторожно нащупал на стуле карандаш и подложку с бумагой. Слегка повернувшись на правый бок, всё так же, не открывая глаз, начал писать.
На кончике карандаша соединились земля и Небо. Незримый небесный Свет снисходил сверху. И в этом Свете ясном, чистом, лучезарном и полёты Ангелов, и заботливые глаза Друзей, и сияние Того, Кто напитывал Сердце писавшего Лучом своим, Того, Кто сказал однажды: «Посылаемый Луч требует осознания. Чтобы быть постоянно в Луче и ощущать его Благо, надо сохранять памятование о нём постоянное. Неосознанный, он не может проявить свою полную мощь…»

А в тёмных углах двора и в соседском сарае, не смея приблизиться к защитной сети дома, зажженной мощью Луча Учителя, неистовствовала тьма, изображая дикие гримасы на мерзких рожах, и в злобе бессильно стуча зубами. И их зловещие тени шныряли по двору и по углам тёмного сарая.

А из под руки пишущего в горнем незримом сиянии отлетал заполненный листок и ложился на стул. И новые строки от Луча, через Сердце и руку ложились на поверхность чистого листа.
В этом Таинстве Высокого Общения, наполнявшем воспринимавшего мысль Учителя Благодатью, заключалась высокая кульминация восхождения Духа. И комнатка, невероятно скромная, бедная комнатка, как бы исчезала в серебре Огня этой снисходившей Благодати.

Мирно спал зимний Венёв. Спала вся Страна Советов, всё глубже и глубже погружаясь во тьму разложения. Ложь и всё возрастающая духовная пустота ещё незримо, но уже всё сильнее и сильнее подтачивала устои государства, декларируемые с трибун. Ещё никто не чувствовал приближающиеся глобальные перемены восьмидесятых и ужас девяностых. Внешне всё казалось благополучно и благопристойно, но Рок приближал неизбежное. А в маленький Венёв уже летела Весть о Великой Грозе, о Великом Приходе, о смене Эпох и о величии Духа человеческого, черпаемого в сиянии Света Иерархии. В огромном поле сгущающегося мрака, охватывающего весь Мир, под Лучом Владыки разгорался Огонь Сердца Архата.

Как прекрасная звезда восходит во мраке ночи, так во мраке угасания старого мира расправлял свои огненные крылья явленный Архат. Пространство наполнялось очищающим Светом. Свет этот трепетной волной распространялся всё дальше и дальше, до Калининграда и до Севастополя, до Владивостока и до Камчатки. Он летел и дальше, не зная границ, обозначая ореол будущего распространения Записей. Он пробуждал сердца, наши сердца. Кто ещё малышом, кто ещё даже из Надземного, а кто-то в зрелом возрасте впитывал сердцем силу этого сияния, этот Зов к Подвигу.

Так в неразрывном единстве Великий Учитель, Гуру, Матерь Агни Йоги и их огненный Сотрудник из Венёва наполняли Светом пространство Земли. Так готовили они своё подробное ценное наставление грядущим строителям Нового Мира, для тех, кто всем сердцем примет Учение Живой Этики и продолжит сознательный Путь свой к Свету.

Helen
Сообщений: 240
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Знаменательные события дня

Сообщение Helen » 02 авг 2011, 18:38

Материал опубликован в Кузбасской Рериховской газете
«Свет Утренней Звезды» № 3(81) от 25 июля 2011 года


Он прошёл рядом с нами

2 августа 2011 года исполняется 114 лет со дня рождения Бориса Николаевича Абрамова, ближайшего ученика Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. Он посвятил свою жизнь утверждению принципиально нового, сверхличного миропонимания на основах Учения Живой Этики. Его Записи, известные сегодня как серия книг «Грани Агни Йоги», создавали и продолжают создавать энергетические каналы эволюции, насыщая пространство идеями и смыслами приближающегося Будущего. Своим трудом и подвигом в каждодневном напряженном духовном поиске Борис Николаевич утверждал для ищущих пути самосовершенствования в сотрудничестве с силами Света.
Борис Андреевич Данилов, ученик Б.Н. Абрамова, впервые опубликовавший Записи своего духовного учителя, продолжил его работу, утверждая примат духа в жизни каждого дня.
Предлагаем Вашему вниманию его статью, написанную в 2001 году ко дню рождения Бориса Николаевича Абрамова.


Изображение

Борис Николаевич Абрамов

Б.Н. Абрамов прошел по своему жизненному пути скромно и почти незаметно. Шла жизнь с ее физическими параметрами. Его видели, воспринимали окружающие люди и по внешним проявлениям составляли характеристику: вежливый, обходительный, уравновешенный, доброжелательный, умевший ладить с людьми, дававший слово и при этом обязательно его выполнявший. Вот таким его видели люди и судили о нем по внешним жизненным проявлениям. При этом немногие могли сказать, что его внешние положительные качества даны не природой. Борис Николаевич был обычным человеком, ему было свойственно человеческое естество с его волнениями, переживаниями, радостями и огорчениями. И если он характеризовался с положительной стороны, то это был результат огромной самовоспитательной работы, которую он проводил внутри себя. Б.Н. Абрамов был человеком высокой духовной культуры.
В 1934 г. состоялась встреча и знакомство с Н.К. Рерихом, это был поворотный момент в жизни Б.Н. Абрамова. Он стал учеником великого мыслителя. Из рук Н.К. Рериха были приняты книги Учения Агни Йоги. Началось приобщение к Великим Истинам, изучение Законов Мироздания. Николай Константинович делился своими уникальными Знаниями. Борис Николаевич впитывал Их, как губка. Безусловно, этому способствовали огромная трудоспособность, дисциплинированность, умение управлять собой и сохранять равновесие. Борис Николаевич сумел воспринять от Николая Константиновича сокровенную роль Иерархии Света в деле построения Мироздания и эволюционном развитии всего Сущего. Иерархия Света - альфа и омега, Иерархия Света - ключ к успеху и Победе.
Величайшая Мудрость заложена в формуле: «Люблю Тебя, Господи, предан Тебе, Владыка, чту Тебя, Учитель». Эта формула вошла в сознание и заполнила полностью сердце Б.Н. Абрамова, и он сохранил это состояние во всех днях своей жизни.
Начинался новый этап в жизни Бориса Николаевича: преображалась внутренняя жизнь. Голос духа звучал громче и утвердительнее. Дух его входил в свои права. Жизнь устремилась по двум линиям, первая - физическая, что и была раньше, ее видели окружающие люди, и вторая - внутренняя, духовная, которую люди не видели. И все же кто-то чувствовал подобие магнита, положительно притягивающего их к Борису Николаевичу.
Но он почти не открывал и не афишировал свою внутреннюю жизнь, которая становилась все активнее и активнее. Сегодня можно уверенно говорить (это подтверждает в своих письмах Е.И. Рерих), что утверждалась Серебряная Нить между Учителем и учеником. Абрамов был не только в поле зрения Учителя, но и в Его Планах (это тоже подтверждает Е.И. Рерих).
Жизненный путь Бориса Николаевича во многих воплощениях был приближен и даже пересекался с жизненными линиями многих Огненных Духов. Сказано: «Не одно столетие Борис Николаевич был в поле зрения Великого Учителя»; его вели и готовили к духовному подвигу, совершенному в последнем воплощении. Нам часто трудно понять необычные условия, в которых приходится работать духам во время контакта с Высокими Духами. Сложность и необычность объясняются величайшей разницей энергетического потенциала. Борису Николаевичу предначертано было не только пройти путь ученичества, но также стать сотрудником Сил Света. Труд, жертвенный труд для Общего Блага, на претворение в жизнь Планов Сил Света, стал неотъемлемой его сущностью. Изо дня в день, из ночи в ночь, выполняя Слова Учения, он стоял на несменном Дозоре, отдавая себя самоотверженно делу служения Эволюции и Общему Благу. Его Записи (оформленные через печать в книги «Грани Агни Йоги») принесли людям неоспоримую помощь в деле становления и продвижения на духовном пути (тысячи приходящих писем от читателей говорят об этом).
Нужно еще раз сказать, что Записи Б.Н. Абрамова - это не новое учение, а только, если хотите, дневниковые записи ученика, которого провели по пути духовного совершенствования, по пути претворения Учения Агни Йоги в жизнь. В «Гранях Агни Йоги» Сказано: «Когда-то, кому-то Записи эти очень помогут идти по тому пути, по которому следовал записавший их».
На вопрос, заданный С.Н. Рериху: «Нужно ли опубликовать Записи Б.Н. Абрамова и пришло ли их время?» Был ответ: «Сначала издайте все книги Учения Агни Йоги, и тогда придет время названных Записей». Неоспоримо о них свидетельствуют те, которые названы ближайшими доверенными Учителя, давшего миру Учение Живой Этики - это Елена Ивановна, Николай Константинович и Святослав Николаевич Рерихи. Имеющие уши - услышат.
Б.Н. Абрамов беззаветно любил нашу Родину - Россию. Слова «В Новую Россию Моя первая Весть» были приняты полностью его сердцем. Он, как никто другой, понимал Будущее нашей Родины и ее значение в деле утверждения Планов Владык. Туман миража, который покрывает настоящее время, не закрывал от него действительности. Он верил, что настанет великое время и великая Россия выполнит роль спасителя человечества и планеты. Особое место в жизни Бориса Николаевича занимал Величайший Духовный Водитель России - Преподобный Сергий Радонежский. Он не раз говорил о великой роли Преподобного Сергия в собирании земель русских и формировании государства Российского. Это делалось не только для решения вопросов 600-летней давности. Но уже в то время Духовный Водитель, Воевода Земли русской, собирая и объединяя разрозненные княжества, закладывал великий магнит для Великого Будущего. Не раз были слышаны молитвенные слова Бориса Николаевича, с которыми он обращался к Преподобному Сергию: «Отче Праведный, Преподобный Сергий, сохрани и обереги Россию и ее народ от поругания и разорения». Вероятно, эта же молитва звучала в сердце Бориса Николаевича, когда в 1961 году он посетил Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и коленопреклоненно перед мощами Преподобного Сергия возносил свое моление.
Настоящая статья не ставит задачи дать исчерпывающий духовный облик Б.Н. Абрамова. Читающие «Грани Агни Йоги» сами выстраивают в своем сознании и сердце понимание того необычного явления, которое связано с этим именем. Борис Николаевич прошел рядом с нами, и совсем недавно. Не всем было дано ощутить это. Но его жертвенный труд дошел до наших дней и помогает найти смысл жизни и место в ней. Читая Учение Агни Йоги, можно обратить внимание, что в Его Текстах прямо или завуалированно говорится о Тех, кто принял на себя Непомерную Ношу помогать Силам Света, расширять наше сознание и наполнять сердца наши милосердием и человеколюбием. Они в первых рядах сотрудничают с Иерархией Света, помогают человечеству выйти из тупика темных свершений и тем спасают человечество и планету от гибели и разрушения.
Прочитав некоторые выдержки из книги Мир Огненный (III том), попытаемся лучше понять те Облики, которые сотрудничают с Силами Высшими.
§ 70 «Как сокровенный источник нужно понимать дух, который утверждается как истинный сотрудник и помощник космических сил».
§ 71 «Среди огненных служителей человечества следует отметить особенно тех, кто берет на себя жертвенный труд. Дух этих служителей человечества, как огненный факел, ибо в своем потенциале этот дух заключает все свойства, которые могут вознести человечество. Лишь мощное сознание может взять на себя жертвенный труд. <…>
Но как мало знают люди о тех огненных служителях, которые добровольно утверждаются в одиночестве, служа великой насыщающей Силой Вселенной».
§ 72 «...На пути к Миру Огненному явим огненное почитание земному учителю».


Вернуться в «Культура – оружие Света»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость