Дано Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую...

Ответить
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Дано Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую...

Сообщение Rinchen »

Битва за Москву.

Битва за Москву (30 сентября 1941 — 20 апреля 1942) — боевые действия советских и немецких войск на московском направлении. Делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941) и наступательный, который состоит из 2 этапов: контрнаступления (5-6 декабря 1941 — 7-8 января 1942) и общего наступления советских войск (7-10 января — 20 апреля 1942).

Адольф Гитлер рассматривал взятие Москвы, столицы СССР и самого большого советского города, как одну из главных военных и политических целей операции «Барбаросса». В германской и западной военной истории известна как «Операция Тайфун».


15 октября Государственный Комитет обороны СССР принял решение об эвакуации Москвы. На следующий день началась эвакуация из Москвы (в Куйбышев, Саратов и другие города и населенные пункты) управлений Генштаба, военных академий, наркоматов и других учреждений, а также иностранных посольств. Осуществлялось минирование заводов, электростанций, мостов.

По словам Эндрю Нагорски, самым драматическим днем было 16 октября: Москву охватила паника. Людям казалось, что немцы войдут в город с минуты на минуту. Шла эвакуация, чиновники выезжали, появились слухи о том, что Сталин покинул столицу. В центре тоталитарного государства произошло крушение закона и порядка. На улицах не было милиции, НКВД жег дела на Лубянке, люди грабили магазины и нападали на машины с беженцами. Сбрасывались портреты Ленина и Сталина. Отчасти причиной было желание избежать немецких репрессий, но некоторые делали это с радостью. Все это создает образ города, не соответствующий официальным описаниям. И именно по этой причине российские историки мало говорят о битве за Москву. Они быстро переходят к Сталинграду и Курску. Слишком много фактов, которые они предпочли бы скрыть.
20 октября ГКО ввёл в Москве и в прилегающих районах осадное положение. На некоторых участках германские части подошли к Москве на расстояние 25-30 км.

В октябре Сталин узнает от своего агента в Токио Рихарда Зорге, что Япония не будет участвовать во вторжении. Зорге передал информацию о том, что японским солдатам выдается тропическая форма. Это означало, что они не нападут на Сибирь. Теперь Сталин знал, что он может вывести 400 тыс. солдат из Сибири и послать их под Москву. Они были хорошо экипированы и прибыли в тот момент, когда оборона Москвы была практически сведена к нулю.

20 октября Москва была объявлена на осадном положении. Немцы могли взять Москву: они бы ее взяли, если бы двинулись на нее прямо из Смоленска. Сталину не хватило бы времени, чтобы доставить подкрепление из Сибири…
Был самые удачные дни для окупации Москвы. Но немецкие войска не пошли на Москуву. Почему в эти дни Гитлер медлил с наступлением на Москву?
Последний раз редактировалось Rinchen 13 янв 2011, 14:43, всего редактировалось 1 раз.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Битва за Москву

Сообщение Rinchen »

В мае 2007 года на торжественном вечере в Международном Центре Рерихов, посвящённом 63-летию Победы, сотрудники Центра-Музея, чьё детство опалила Великая Отечественная, вспоминали о четырёх героических годах, анализируя их через призму современности.
Фрагмент выступления Людмилы Васильевны Шапошниковой, генерального директора Центра-Музея имени Н.К. Рериха.
...
Я не буду рассказывать о бытовых трудностях. Я хочу рассказать о доброте людей, которые нас принимали. В это время было уже ясно, что немецкая армия почти вплотную подходит к Москве. Их бинокли уже смотрели на Кремль. Я говорила, что наша регулярная армия оказалась в плену, мы терпели поражение за поражением. Но на помощь Москве двигались сибирские войска. Их было много. Многие коммуникации, железные дороги были заняты или разрушены. И эти ребята шли пешком от Сибири до Москвы. Они шли целыми днями, а на ночлег останавливались в первом попавшемся посёлке. Тот посёлок, где мы жили, тоже стал этим «первым попавшимся». Они входили и падали на пол. Потому что сил уже никаких не было. Мы пытались их напоить, отогреть. Нет, они засыпали мёртвым сном. И это происходило каждую ночь. Утром их поднимали, и они шли дальше пешком. Ситуация складывалась таким образом, что они не успевали подойти к Москве. Немцы уже находились под столицей.

И тут есть одна загадка. Я не буду говорить об октябрьской панике в Москве, нас в то время там не было, и я её не видела. Скажу только, что, когда мы возвращались в Москву из эвакуации, по обочинам дорог валялись легковые машины, в которых большое начальство пыталось быстро покинуть город. И получилось таким образом – три дня Москва стояла пустой, а рядом – тоже стояла! – армия стремительно наступавших немцев. Но они не вошли в Москву! За эти три дня город можно было взять без боя, голыми руками, потому что там оставался лишь один кремлёвский гарнизон.
Почему так произошло? Я до сих пор не могу получить ответа. У меня есть друг Хельмут Штройбик. Он в своё время переводил на немецкий язык мои книги, вот я с ним и познакомилась. Когда началась битва за Москву, он был там взят в плен, отсидел у нас пять лет, выучил русский язык, в результате чего и смог заниматься переводом. В современное время я спрашивала у Штройбика: «Вот вы пришли сюда, стояли тут, чего вы ждали эти три дня перед пустой Москвой?» Штройбик, стараясь выгородить свою армию, отвечал: «Да у нас там разведка плохо сработала, мы не знали об этом». Я говорю: «Да ничего подобного, вы работали, и ещё как! Мы знаем, как вы сидели у нас на крышах, когда началась война, и сигналили немецким самолётам, которые летели над затемнённой Москвой. Это мы все видели. Известно, кто это делал». Так или иначе, Штройбик на этот вопрос ответить не смог. На этот вопрос не могут ответить и историки войны. Но если мы вспомним надпись на картине Н.К. Рериха «Святой Сергий», написанной в 1932 году, многое становится яснее. «Дано св. преподобному Сергiю трижды спасти землю русскую. Первое при кнАзъ Дмитрiи. Второе при Мининъ. Третье…» Я имею смелость соединить многоточие Николая Константиновича с этим странным событием, которому почти свидетелем была.
Ровно через три дня! в пустую Москву вошли те самые сибирские войска, которые проходили и ночевали у нас, которые шли пешком. Они успели! И началась битва, которую историки назвали «разгром немцев под Москвой».
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Битва за Москву

Сообщение Rinchen »

Святой Сергий

Изображение
Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932 г.

“Владыка наш, Преподобный Сергий Радонежский”...

Как много звучало для Рерихов в этом имени!

Сколько прекрасных определений этого великого духа, сколько зовущих формул, наполняющих души трепетом, рассыпано в их книгах! Сколько удивительных картин, завораживающих своей красотой и глубиною мысли, сокрытой в них (часто нами так и не понятой), создал Николай Константинович, держа в сердце этот Великий Облик...

Одна из таких картин - “Святой Сергий”. Конечно, можно говорить о многогранном символизме этой картины, но меня больше всего заинтересовал аспект ее исторической достоверности. Дело в том, что большинство описаний рассказывает, как на заднем плане идет войско Дмитрия Донского, благословляемое Преподобным Сергием. Однако, совершенно точно известно, что русские войска, отправляясь на Куликово поле, через Троице-Сергиев монастырь не проходили. Туда приезжал лишь сам князь Дмитрий с немногочисленной свитой для совета и благословения. Предположение, что это вовсе не войско, а, скажем, вооруженная охрана князя при виде распущенных знамен, леса копий и полковых значков, казалось неубедительным. И сколько бы я ни размышлял о том, что это просто символ, что так выражена идея благословения Сергием русского воинства, все же в глубине души чуялось, что есть здесь еще что-то, какие-то события мне неизвестные.

Чем дольше я всматривался в картину, тем больше возникало вопросов. Например: если речь идет о событиях 1380 года, то почему на заднем плане изображены здания Троице-Сергиевой Лавры, построенные в 17-18 веках? Почему взгляд Сергия обращен не в сторону благословляемого им войска? Где он стоит? Явно Преподобный Сергий стоит в месте, которое находится за стенами созданной им обители, на какой-то горе.

Вот здесь уже можно было искать. Оказалось, что все храмы, изображенные на картине, очень легко идентифицировать. Сравнивая изображение монастыря на картине с планом Троице-Сергиевой Лавры, выяснилось, что храмы выстраиваются в таком порядке при взгляде лишь с одной стороны - юго-западной. В этом направлении от Сергиева Посада имеются лишь две приемлемые горы - это Поклонная гора, которая связана преданием с поклоном Стефана Пермского Сергию Радонежскому на расстоянии 7 верст, и гора Волкуша, находящаяся в непосредственной близости от Сергиевой Лавры. Поклонная гора находится слишком далеко, и с нее не может открываться такого вида на монастырь. Остается гора Волкуша...

И здесь нашлись слова И.М.Карамзина из его очерка “Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице и сем монастыре”: “... открываются среди зелени лесов златые главы церквей ее вокруг огромной колокольни, подобной величественному столпу. Я въехал на гору Волкушу... Русские патриоты! Это место должно вам быть известно. Здесь архимандрит монастыря Троицкого благословлял крестом и кропил святою водою достойных сынов России, которые с вождем Пожарским и гражданином Мининым шли освободить Москву от чужестранных тиранов!... Я стал на вершине горы, и воображение представило глазам моим ряды многочисленного войска под сенью распущенных знамен, украшенных именами городов, которых добрые жители шли под ними: Нижнего Новгорода, Вязьмы, Ярославля, Владимира и прочих. Мне казалось, что я вижу сановитого Пожарского среди мужественных воевод его и слышу гром оружия, которому через несколько дней надлежало грянуть во имя отечества!”

Поражает точность совпадения, изображенного на картине Рериха и написанного Карамзиным за 70 лет до рождения художника. У Карамзина не хватает лишь одного - Сергия. А значит, картина Рериха намного глубже. Об одном из вариантов этой картины Николай Константинович в “Листах дневника” писал: “В Праге на картине “Святой Сергий” была надпись: “Дано Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. При князе Дмитрии, при Минине и Пожарском и теперь”. Перед самым нашествием друзья сокрыли эту надпись и в последнем письме известили об этом сокрытии”. И в другом месте: “Помните, Вы мудро прикрыли надпись на картине “Святой Сергий”. Не сказать же тогда, что дано спасти от немцев. А до Сергиевой Лавры так и не дошли враги, а ведь у самого порога были”.

В том варианте картины, что находится в Международном Центре Рерихов, пророческой надписи нет, но сама картина, вероятно, выражает ту же самую идею: “Дано Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую...” Поэтому, возможно, есть смысл разделить картину на несколько планов. Первый - это гора со стоящим в огненном напряжении Сергием, быть может, именно сейчас русские полки бьются на Непрядве с полчищами Мамая. Второй план - это Московско-ярославская дорога с идущим по ней ополчением Минина и Пожарского. И третий - это Троице-Сергиева Лавра. Внимательное рассмотрение зданий показывает, что именно такой вид они имели в конце 19-го начале 20-го веков и во время Великой Отечественной войны. После войны была проведена реставрация, и многие здания изменили свой облик. Так колокольне вместо розовой была возвращена первоначальная бирюзовая окраска. Троицкий собор, искаженный поздними переделками, приобрел первоначальный вид, соответствующий храму, что держит в руках Преподобный Сергий и т.д.

Но все это не объясняет, откуда взялась на заднем плане картины такая огромная и крутая гора. Гора, похожей на которую нет не только поблизости от Сергиева Посада, но и вообще в Центральной России. Если предположить, что первый план это 14 век, второй 17 век, а третий середина 20-го века, то может быть эта гора будущее?

Когда Людмила Васильевна Шапошникова писала в “Светлом граде” о картине “Святой Сергий”, она сделала очень многозначительный намек: “Но в то же время был у Рериха момент, определенно относящийся к Сергию, который трудно объяснить. Он возник в творчестве художника не сразу. В нем как бы сочеталось не сочетаемое. На одном из полотен Николая Константиновича мы видим высокую сильную фигуру в черной схиме. Белая борода, резко очерченные скулы, совершенная линия тонкого носа, чуть приподнятые кверху уголки продолговатых глаз. Облик Сергия похож и в то же время не похож на тот приглаженный, смягченный иконописный образ, хорошо известный в русском православии. Позади стоящего на холме Сергия Троице-Сергиева Лавра... Другое полотно, о котором пойдет речь, было создано Рерихом годом раньше и, казалось, не имело непосредственного отношения к Сергию Радонежскому. На ступеньках лестницы, высеченной в скале, стоит высокий человек. Горы, среди которых он изображен, находятся в далекой Индии и называются Гималаями... Все на этом полотне незнакомо, знакомо только лицо стоящего. Красивая, четкая линия носа, высокие скулы, продолговатые глаза. На грудь спускается седая борода. И еще картина. Характерный русский купол небольшой церкви. Церковь стоит в горах. Картина называется “Часовня Святого Сергия в Гималаях”. Откуда эта связь с Гималаями у русского инока?”

Обращаясь к картине “Святой Сергий”, мы видим, что эта связь существует. Л.В.Шапошникова говорит, что момент, связанный с Сергием Радонежским, не сразу обрел свой законченный вид. И здесь очень интересно сравнить два варианта картины “Святой Сергий”: более ранний 1922 года и написанный Рерихом 10 лет спустя, находившийся ранее в Русском музее в Праге, а ныне в Третьяковской галерее. В поздней картине исчезает предводитель войска на белом коне и в алом княжеском плаще, а все это пространство заполняет огромный и строгий лик Спаса Нерукотворного. Словно сам Господь ведет теперь русское воинство. Само войско как бы обезличивается, теряет признаки принадлежности к какой-либо эпохе, а внизу появляется пророческая надпись. Небеса становятся темнее, и среди туч, в вышине, появляется глаз в треугольнике, строго и беспристрастно взирающий на зрителя. Фигура Святого Сергия вырастает еще больше, плат в его руках из алого становится белым, и на него перемещается с епитрахили Преподобного знак триединства. Здания Лавры начинают почти сиять по сравнению с окружающим темным пейзажем, а за высокой крутой горой на заднем плане проявляется еще одна, более светлая, словно в легкой дымке, но гораздо более высокая гора.

И здесь невольно вспоминается один очерк Николая Константиновича, где он после слов о мощи русского народа, после слов о напутствии Сергия Радонежского заканчивает очерк неожиданной фразою: “За тысячью туманов есть гора, где человек человеку не враг, но друг”. Что же случилось за эти 10 лет, разделяющих варианты картины? Быть может, тысяча туманов стала понемногу рассеиваться и у нас появилась возможность увидеть эту пока еще далекую вершину? Кто знает... В любом случае для нас эти вершины останутся напоминанием о духовных высотах и духовном восхождении. А может быть, однажды, глядя на картины Гималайской серии, мы увидим вдруг знакомые силуэты...

Картина “Святой Сергий” прекрасно иллюстрирует также идею Единства, столь мощно выразившуюся во всей жизни Преподобного и Его заветах. В картине воистину сочетается не сочетаемое. Самые яркие краски с самыми темными, Мир Огненный с миром земным. Совершенно разные события, времена и пространство сливаются здесь воедино. А точнее в самом Сергии, ведь сколько бы наш глаз ни блуждал по деталям картины, он всегда неизменно притягивается к фигуре самого Сергия к первоисточнику всего, как мы теперь начинаем понимать. Именно здесь сходятся все грани нашей культуры, нашей жизни, да и мы все, собственно, тоже. И потому так необычайно прекрасен и зовущ любимый Рерихами призыв: “Отче Сергие, дивный, с Тобою идем, с Тобою победим!”

В.А. КАРАУЛЬЩИКОВ.
Последний раз редактировалось Rinchen 13 янв 2011, 14:24, всего редактировалось 1 раз.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Битва за Москву

Сообщение Rinchen »

Анастасия Бодрова в статье «Как зеницу ока берегите картину» отмечала:
В 1937 году картину «Святой Сергий» в числе других художник передал Русскому историко-культурному музею в Праге, директором которого был известный русский литератор В.Ф.Булгаков.

Предчувствуя надвигавшиеся грозные события, Рерих уже в 1938 году пишет Булгакову о том, что надпись на картине «можно временно прикрыть. Но внутри будем знать твёрдо, что Преподобный дважды спасал Родину от врага внешнего, от него же спасёт и в третий раз»
Началась война. Русский музей подвергся варварскому разрушению фашистами, но, к счастью, картины Рериха не пострадали. «Помните, — пишет Рерих Булгакову уже после войны, — Вы мудро прикрыли надпись на картине ''Св. Сергий''. Не сказать же тогда, что дано спасти от немцев». «...До Сергиевой Лавры так и не дошли враги, а ведь у порога были...»
Ответить

Вернуться в «Культура – оружие Света»