Пакт Н.К. Рериха и современность

Любовь
Сообщений: 488
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 22:27

Пакт Н.К. Рериха и современность

Сообщение Любовь » 02 апр 2010, 23:12

15 апреля 1935 г. в Нью-Йорке состоялось подписание первого Международного документа в защиту культуры, известного как Пакт Рериха. Значение этого документа трудно переоценить. Он знаменует собой рождение Новой Эпохи, когда Культура, а не политика и экономика должны стать доминантой общественного развития. Пока это понимают далеко не все. Но все громче звучат голоса ученых, которые утверждают, что в основе всех кризисов лежит кризис культуры, что воспитание есть питание культурой, и что именно культура является мостом, способным выстроить диалог между народами, кроме того растет и развивается общественное движение в защиту культурных ценностей, о важности которого когда-то говорил Н.К. Рерих, издаются тысячи книг, пытающиеся осмыслить понятие культуры. В связи с этим помещаем выдержку из статьи Л.В. Шапошниковой, посвященную Пакту Рериху, в которой она не только осмысливает причины создания этого документа, но проводит параллели с современностью.
В XX веке ситуация с Культурой сложилась не лучшим образом. Первая мировая война, всякого рода военные стычки, революции, пренебрежение к Культуре в мирное время – все это приводило к разрушительным процессам в ее пространстве, что, вне всякого сомнения, замедляло ее развитие, а вместе с этим и влияло самым негативным образом на эволюцию человечества в целом. Во время военных столкновений рушились храмы, библиотеки, галереи и другие бесценные объекты Культуры. Человеческое невежество уничтожало накопленные в течение веков культурные ценности, сжигало уникальные рукописи, губило мысль, заключенную в письменах, истребляло произведения – хранилища ценнейшей энергетики. Иными словами, искореняло вехи эволюционного пути человечества, что сказывалось, естественно, на всех областях его жизни. XX век проходил через самые острые кризисные явления, в основе которых так или иначе лежал кризис духовной культуры на планете Земля. XXI век является свидетелем глобальных кризисов, справиться с которыми человечество пока не может. Невежество и низкий уровень сознания подрывают основы Культуры. Знание же и красота, нередко отрицаемые и разрушаемые, находятся в пространстве Культуры и представляют собой, по определению Елены Ивановны Рерих, «венец космической эволюции».«Мы оплакиваем библиотеку Лувена, – с болью писал в 1930 году Николай Константинович Рерих, – и незаменимые красоты соборов Реймса и Ипра. Мы помним множества сокровищ частных собраний, погибших во время мировых смятений, но мы не хотим вписывать слова враждебности. Скажем просто – «Разрушено человеческим заблуждением и восстановлено человеческой надеждою». Но все же пагубные заблуждения в той или иной форме могут быть повторены, и новые множества памятников человеческих подвигов могут быть опять разрушены» Его предчувствие оправдалось. Вторая мировая война снесла с лица Земли ценнейшие памятники Культуры, уничтожила огромное количество бесценных художественных произведений, разрушила древнейшие носители духовной энергетики. И Н.К.Рерих оказался прав в своем предчувствии, и не только в предчувствии, но и в своем глобальном действии, которое он предпринял за несколько лет до начала новой мировой войны. Это был известный на весь мир Пакт Рериха по защите культурных ценностей в период военных действий и в мирное время. Николай Константинович считал, что этот Пакт налагал обязательства не только на государства, его подписавшие, но и на общество в целом. Пакт Рериха имел широкий характер и был рассчитан в какой-то мере на массовое движение в защиту Культуры. «Не устанем твердить, – писал он, – что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми». Рерих утверждал, что «общественное начало должно лежать в основе общего дела» Трудно переоценить важность этой мысли. Только общество в целом может реально сделать что-либо для культуры, ибо оно, а не власть предержащие являются ее носителями, оно, а не государственные чиновники, может реально организовать защиту культуры. Сама культура, будучи пространством свободного творчества, имеет общественные и народные корни. Культура создается обществом и для общества.
«Кроме правительственных распоряжений, – писал Н.К.Рерих в связи с Пактом, – именно общественное мнение является первым охранителем национальных сокровищ, имеющих всемирное значение».
«Сейчас наш стан среди пустыни, – писал Н.К.Рерих в экспедиционном дневнике. – Кто-то когда-то по неведению уничтожил обширные леса, остатки которых мы видели. За лесами ушли и травы. И воды скрылись под землю. Пустыня! Так же точно по невежеству и по злобе можно все разрушить. И кому же нужна будет эта пустыня, вещественная или духовная. <...> Власть имущие, скажите решительно! Повторите и твердите о мире и созидании».
Удивительно точный образ культуры – лес, держащий пространство в равновесии и обеспечивающий его жизнедеятельность всем необходимым. Вырубили лес, и все превратилось в бесплодную пустыню. То же самое значение для общества имеет и «вырубка» или разрушение культуры. Есть созидатели культуры, и есть разрушители культуры. В сегодняшней России число последних все более увеличивается. В число этих разрушителей входят и чиновники разных видов и положений, на счету которых немало уничтожений. Они приобретают объекты культуры для целей, к культуре не имеющих отношения, представители власть имущих дают разрешение на ликвидацию памятников культуры, депутаты Государственной Думы принимают законы против культуры, не задумываясь о последствиях своих невежественных действий. В этом ряду нужно упомянуть и иерархов православной церкви, выступающих против Рерихов как созидателей культуры.
Символом Пакта Рериха стало Знамя Мира. Три малых круга в большом, знаменующие единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве Вечности и символизирующие космический закон культурной преемственности. Знамена Мира, международный знак эволюции, вывешены по всему миру там, где защищается Культура. Знамя Мира облетело нашу планету на космическом корабле, развевалось на Северном и Южном полюсе, участвовало во многих культурных мероприятиях.
В 1930 году, еще до подписания Пакта о защите культуры, Н.К.Рерих писал: «Этот план (Пакт о защите культуры – Л.Ш.) предусматривает особый флаг, который будет почитаем как международная нейтральная территория; это знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами»20.
Хотелось бы привести несколько высказываний космонавтов, которые подняли над планетой Земля Знамя Мира и которые имели к этому Знамени самое непосредственное отношение.
А.Н.Баландин: «Я думаю, чем чаще люди будут соприкасаться со Знаменем Мира, тем чаще они, прежде чем что-то сделать, что-то сказать, подумают, стоит ли это делать. Наверное, из этого и возродится и наша духовность и просто добро»21.
А.Соловьев: «Мы убеждены, что только на основе партнерства и сотрудничества может быть построено прекрасное будущее в ХХI веке. <...> Культура – это основа построения общего земного дома человечества. Ради этой цели российские и международные общественные организации начали культурный космический проект «Знамя Мира»22.
Майкл Фоэл, американский астронавт: «Мы подняли Знамя Мира в Космос, чтобы еще раз напомнить всем людям о нашей глобальной ответственности за судьбу человечества и планеты. <...> Полеты человека в космос <...> – это первые шаги новой, единой космической культуры, символом которой является Знамя Мира»23.
П.Виноградов: «Мы подняли над планетой Знамя Мира, чтобы пространство Культуры навсегда вытеснило с нашей планеты пространство войны и вражды. Мы призываем к строительству нового духовного, научного и художественного сотрудничества всех людей и народов Земли»24.
Когда слушаешь или читаешь эти выступления, то хорошо начинаешь понимать, что те, кто побывали в космосе, лучше, чем кто-либо, поняли его суть – строительство нового Мира, созидание новой Культуры. Живая Этика, которая содержит в себе систему познания нового космического мышления, также идет под Знаменем Мира и его символами. «Будем устремленно строить, – писала Елена Ивановна Рерих, – оплоты культуры – знание «Живой Этики» и красоту. Знание и Красота – основа и венец космической эволюции»25.
К сожалению, в противоречивой обстановке нашего существования далеко не многие понимают значение «венца космической эволюции» и не осознают наступления эпохи нового космического мышления.
«Будет время, – предсказывала Елена Ивановна, – когда Знамя Мира, Знамя Культуры покроет весь мир». Уже немало, как известно, сделано для этого. И немало еще остается сделать. Процесс этот нелегок. Не всеми Знамя Мира осознается как символ культуры и космической эволюции.
«История Пакта, – отмечала Е.И.Рерих, – является очень поучительной книгой, в которой ярко будут обозначены стороны света и тьмы, и народы убедятся, что все строительное, все имевшее перед собою будущее, было за ратификацию Пакта и принятие Знамени. Знамя Мира есть великий пробный камень для сознания человечества»27.
15 апреля 1935 года, когда Пакт Рериха о защите Культуры был подписан главами ряда государств, Н.К. Рерих еще раз напомнил всем о значении и эволюционной сути Знамени Мира, символа этого Пакта. «Пусть Знамя развевается над очагами Света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели пустыни. Знамя поднято. В духе и сердце оно не будет опущено. Светлым огнем сердца процветет Знамя Культуры. Да будет!»
«Да будет», – повторим и мы вслед за великим нашим соотечественником, принесшим на нашу Планету столь необходимое нам знание о Культуре и Космической эволюции. И пусть Знамя Мира – символ Культуры и нового космического мышления – ведет нас вперед, к новому Миру высокой духовности, расширенного сознания и процветающей Культуры.

Опубликовано в журнале «Культура и время» № 4, 2005 г.



Аватар пользователя
Valentina
Сообщений: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Пакт Н.К. Рериха и современность

Сообщение Valentina » 03 апр 2010, 16:36

Размышляя о 75-летнем юбилее Пакта Рериха, хотелось бы, прежде всего, осознать, в чем заключается значение этого события для каждого из нас, как мы понимаем и насколько применяем охранение культуры в своем окружении и собственной жизни, насколько понимаем ответственность такого охранения. Такие памятные даты позволяют нам всем вместе, в очередной 75-й раз задуматься над этими вопросами. Юбилей - это средоточие, магнит, который собирает друзей, единомышленников, когда лучшие мысли устремлены к осознанию этого значимого события.
Мы знаем, что 75 лет назад Н.К.Рерих писал, что настанет Всемирный День Культуры “...когда во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещённо напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни”. И это время приближается. Через несколько дней 15 апреля во многих уголках мира под Знаменем Мира соберутся люди, чтобы утверждать в своей жизни ценности Культуры. Не далек тот день, когда естественным станет для каждого из нас стремление в жизни каждого дня творить красоту, сохранять прекрасное, наполнять жизнь знаниями и глубоким духовным содержанием.
Я предлагаю в этой теме поделиться друг с другом личными впечатлениями, наблюдениями, размышлениями, ощущениями и переживаниями, связанными с этим праздником. Рассказать о событиях этого дня в нашем городе, личной жизни, семье.

Мне кажется, охранять культуру – значит жить Культурой и делиться этой радостью с другими людьми.

Аватар пользователя
Valentina
Сообщений: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Пакт Н.К. Рериха и современность

Сообщение Valentina » 04 апр 2010, 11:33

Продолжая эту тему, мне бы хотелось рассказать о некоторых замечательных людях, с которыми мне довелось недавно познакомиться. Это сотрудники Музея Льва Кассиля, небольшой дружный коллектив творческих людей, создавших интересное живое пространство – Музейон. Не знаю, есть ли еще где-то музей, в который приходят в день свадьбы молодожены, чтобы получить благословение, поклониться Музею и светлой памяти отца Л. А. Кассиля – Абрама Григорьевича Кассиля. Отец был легендарной личностью, врачом гинекологом. Еще при его жизни сложилась традиция, когда за благословением к дому Кассилей подъезжали свадебные картежи и Абрам Григорьевич поздравлял молодоженов. Эту традицию и сейчас бережно сохраняют сотрудники музея. Они встречают пары, торжественно поздравляют и провожают на сказочный корабль, отплывающий в Швамбранию - это удивительная страна, которой нет на карте, созданная воображением Л. Кассиля и которую теперь вместе будет открывать пара, отправляясь в совместное плаванье по жизни, с пожеланиями счастья, добра и любви.

О семье Кассилей сохранилось множество легенд. Например, что отец каждый день к обеду маму выносил на руках, а перед родами, каждая женщина старалась придти к доктору на осмотр, считалось, что тогда роды пройдут благополучно.
Об этом музее и самом Льве Кассиле можно рассказывать очень много. Лев Кассиль был необыкновенным человеком. По возможности я расскажу и об интереснейших программах, праздниках, карнавалах, которые проходят в этом живом волшебном пространстве музея. Представьте, чего только стоит «символ России», который сохранился в этом музее. В музее воссоздан гимназический класс начала ХХ века, для имитации обстановки детских лет Л. Кассиля. На каждой парте гимназиста в те далекие годы стоял маленький глобус, размером с перепелиное яйцо, планета Земля – "символ России"! Удивительный символ, который каждый день был перед глазами гимназиста, устремлявший его помыслы к служению государству, Отечеству, как планетарному дому – России!
Возможно, если бы в наши дни в школе на каждой парте разместилось маленькое Знамя Мира – символ Культуры, то о сохранении и спасении культуры нам говорить бы не пришлось, а осталось только восхищаться ее прекрасными достижениями.

lora
Сообщений: 141
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 16:03

Re: Пакт Н.К. Рериха и современность

Сообщение lora » 09 апр 2010, 01:11

ЗНАМЯ МИРА
Из записей Б.Н. Абрамова.
12 апреля 1951г.

Захоронено зерно. Его не видно, о нем забыли. Но вот приходит срок, и из земли появляется росток, Он растет, крепнет, превращается в мощное дерево. Незнающие порадуются о дереве, знающие вспомнят с признательностью о зерне.
Утверждается искусство. Входит в жизнь повседневную, не как роскошь, но как долг и радость. Расширяются музеи, реставрируются художественные памятники старины, музыка идет в народ без ограничений, украшаются здания изысканной отделкой, деятели искусства получают премии и награды, превозносятся и прославляются. Искусство сливается с жизнью. Значение и ценность его входит в сознание людей.
Много было войн в истории Земли. Люди воевали, залечивали раны и воевали снова. Но вот стала утверждаться идея мира. Она растет и ширится, как пламя лесного пожара, зажигая сердца всех, способных к эволюции. Люди вдруг стали понимать, что кроме войны есть также и мир, стали понимать, что такое мир и почему он нужен. Стали активно стремиться к миру. Не молитва, но суровая борьба за мир нужна, и в этом истинная молитва. Стихийно пламя борьбы за мир. Оно расплавит дула орудий, оно повернет ураган разрушений на врагов мира. Идея сильнее бомб.
Люди не помнят о зерне. Многие не знают. Но мы знаем и помним. Невидимо возносится Знамя Мира на конгрессах мира, на митингах за мир, на демонстрациях протеста против войны. Незримо покровительствует искусству. Незримо зажигает народы. Потом вспомнят. Как всегда – потом. И воздадут должное, и оценят, и найдут следы его повсюду. Но для нас радость – находить их теперь, в самый разгар боя. Не вид ли знамени вдохновляет воинов?!
И белый голубь, начертанный на камне почитания Иерархии, реет над борьбой за мир.
15 апреля 1952г.
Во дни легендарного потопа голубь с масличной веткой прилетел сообщить оставшимся в живых людям и тварям об окончании мирового бедствия и о наступлении новой жизни на земле. Не является ли и теперь голубь мира провозвестником скорого окончания потопа мирового злодейства и наступления эпохи сердца и мира?!
Что кроется за символами? Не реальна ли мощь Держателей эволюции?
История отмечает много случаев, когда самые значительные события, имевшие впоследствии всенародное значение, проходили недооцененными или даже незамеченными для современников. О Пакте т подписании его ,конечно, много говорили и писали в свое время, и лучшие умы и сердца радовались и приветствовали небывалое в истории событие. Но оно осталось как бы без продолжения, и последовавшие за ним перевороты, войны и бедствия затмили случившееся в памяти людей. Прошло много лет, и войны и раздоры дошли до того рокового предела, за которым вплотную стоит гибель планеты и человечества. И тогда вдруг стихийно в планетарном масштабе поднялась идея мира, приобретя такую мощь и несокрушимость, с какой никогда еще не возникала в сознаниях и сердцах нашего воинственного человечества. Как будто зерно идеи, пролежавшее много лет во мраке забвения, ко времени выросло до размеров гигантского дерева. Не так ли бывало со всеми величайшими идеями?
Мысль об охране ценностей культуры, искусства и науки таила в себе замысел охраны всего живого на земле. Знамя несло в себе мощный заряд высшей энергии на объединение человечества, ибо только звери в образе двуногих не ценят и не любят искусства и знания. На лучшем совершается истинное объединение. Но тогда не смогли еще сговориться люди, и результатом была гибель десятков миллионов и страшные страдания и слезы сотен миллионов. И теперь уже не только об охране ценностей культуры встал роковой вопрос, но об охране жизни всей планеты и людей, всех до единого.
Для сеятеля зерна важен рост его. В этом радость сеятеля. Историческая и космическая справедливость утвердят и его имя, когда человечество дорастет до того. И это будет скоро, ибо страдания и отчаяние безысходности- лучшие побудители духа. Проснется дух, проснется и память о Сеятелях лучших зерен. Благо Им!

Аватар пользователя
Екатерина
Сообщений: 820
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Пакт Н.К. Рериха и современность

Сообщение Екатерина » 09 апр 2010, 23:42

Символ Знамени Мира несет в себе осознание Единения, о чем неоднократно повторяет в своих письмах Елена Ивановна:
- понимание единого пространства прошлого, настоящего и будущего, где нет ничего, что было бы не значимо, что уходило бы в никуда, что дает понимание великой отвественности за всё, что человек делает, говорит и думает;
- понимание единства трех миров: физического, Тонкого и Огненного, осознание того, что в каждом человеке есть частица Божественного Огня, Огня творчества и созидания, что КАЖДЫЙ может и должен внести СВОЮ лепту в эволюцию человечества; отсюда - понимание единства законов Мироздания;
- осознание того, что Культура - основа жизни человека - это единое пространство науки, религии и искусства, в котором не может быть тех искусственных разделений, раздроблений, которые придумали люди; только гармонически развитые личности, обладающие синтезом мировоззрения Космического единства могут строить то светлое гармоничное будущее Культуры Духа, которое заповедано человечеству;
- и еще, что особенно хочется подчеркнуть, может быть, еще одним понимаем триединства может стать система "человек-природа-Высший Мир"? природа, само живое тело нашей планеты, нашего Космического дома, забыто людьми, но, как мне кажется, без осознания нашего единства с природой, мы не сможем восстановить и гармоничную связь с Высшим миром, не зря в книге Надземное сказано: " Природа есть окно к дальним мирам и вход в Мир Надземный" (Н., 862)
Вроде бы нет каких-то конкретных предложений, это просто мысли, которые родились, читая эту тему :)
Близится 15 апреля! Всё острее ощущается внутренний подъем и вдохновение, которое несут с собой столь значимые дни.

09041957
Сообщений: 40
Зарегистрирован: 24 мар 2010, 22:31

Re: Пакт Н.К. Рериха и современность

Сообщение 09041957 » 11 апр 2010, 21:38

Ольга
Готовясь к юбилею Пакта Рериха, понимаешь, что дается очередная возможность сделать благое дело - помочь напитыванию пространства своего города идеями Культуры, помочь защите имени Рерихов. Это и возможность еще раз спросить с себя:взращиваю ли свой сад внутренней культуры, "разоружаюсь ли в сердце", готово ли оно к сотрудничеству? В этом году заканчивается десятилетие культуры мира без насилия, провозглашенное Генеральной Ассамблеей ООН. Борьба идет за мир отчаянная. И как вовремя приходят строки из записей Б.Н.Абрамова о захороненном зерне. Приходит срок, и благородное движение Рерихов по сохранению культурных ценностей дает новые ростки, развивается, крепнет. Пусть же завет Николая Константиновича "Мир через Культуру" звучит все громче!

Helen
Сообщений: 240
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Пакт Н.К. Рериха и современность

Сообщение Helen » 28 апр 2010, 15:22

Статья опубликована в газете «Свет Утренней Звезды» №2 (70)
от 22 мая 2009 года


ПАКТ РЕРИХА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В последние годы по инициативе Международной Лиги Защиты Культуры во многих городах России и других странах проводится День Культуры. Выбранная для проведения этого праздника дата 15 апреля связана с подписанием в этот день в 1935 году в Вашингтоне представителями 21 государств американского континента «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников во время войны и в мирное время», названного в честь его инициатора Пактом Рериха. Николаем Константиновичем Рерихом был предложен и символ Пакта, флаг или Знамя Мира, который должен был выставляться над охраняемыми объектами культуры.

Изображение Изображение Изображение
Сам Рерих писал о Знамени Мира следующее: «Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это - прошлое, настоящее и будущее, объединенное кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру» . И Николай Константинович перечисляет, где встречается этот знак: он высечен на камнях и в гончарных орнаментах палеолита, встречается на клинках кавказских племен, на буддийских знаменах, в храмах Индии и Китая, на гербе Самарканда, на тамге Тамерлана, на изображении мадонны в Страсбурге, на Папском гербе, на груди Христа в картине Мемлинга и на старинном изображении преподобного Сергия. Перечень занимает полстраницы очерка. «Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища - писал Рерих, - там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских» . В свое время знак Красного Креста оказался неприемлемым для мусульманского мира и его вынуждены были заменить Красным полумесяцем. Рерих предложил знак, который встречается во всех культурах мира. Николай Константинович называл Пакт об охране культурных ценностей Красным Крестом Культуры. Как Красный Крест охраняет физическое здоровье людей, так Красный Крест Культуры может охранить здоровье духа и «если оно и не всегда спасет драгоценные памятники, - писал он, - то все же оно постоянно напомнит о нашей ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения» .
В 1930-х годах прошлого века идея Пакта и Знамени Мира нашла широкую поддержку в прогрессивных кругах мировой общественности, ее приветствовали такие видные деятели науки и культуры как Рабиндранат Тагор, Томас Манн, Ромен Роллан, Альберт Энштейн, Бернард Шоу, Герберт Уэллс и многие другие. О резонансе, вызванном предложением Рериха о принятии Пакта, свидетельствует выдвижение его на получение Нобелевской премии мира 1929 года. Кандидатура Н.К. Рериха была предложена департаментом международного права Парижского университета и поддержана научными учреждениями других стран. Премия не была присуждена, и одной из причин этого были «просоветские настроения» художника, в вину ему ставилось и посещение Советского Союза в 1926 году. Несмотря на очевидную «аполитичность» Пакта Рериха, этот документ вызвал критику со стороны военных кругов Европы. В частности, указывалось, что соблюдение всех условий Пакта явится помехой для ведения военных действий. Отвечая на такую критику, Рерих писал, что помеха военным действиям и является одной из основных целей Пакта, и странно, что кто-то этого не может или не хочет понять.
Перед Второй мировой войной в мире было более пятидесяти комитетов Пакта Рериха, которые занимались продвижением его идеи в жизнь. С началом войны эти комитеты вынуждены были замолчать. Война, истребившая миллионы жизней, превратившая в руины памятники архитектуры, музеи, библиотеки и художественные галереи преподала человечеству еще один трагический урок. По окончании войны Рерих возобновил прерванную работу по продвижению предложенного им Пакта. После окончания Потсдамской конференции стран победительниц он с горечью писал: «Много говорено о фабриках и ни слова о культурных ценностях. Точно бы этот краеугольный предмет считается неважным и не заслуживает внимания. Без Культуры ни машины, ни границы не дадут истинный прогресс человечества» . «Нам пишут: «Армагеддон кончен». Отвечаю: ничуть не бывало! Кончен Армагеддон войны, а теперь на человечество надвинулся Армагеддон Культуры. Еще более трудный! Человек, смятенный, истощенный, духовно обнищавший, должен сокрушить много ехидн невежества. И много этих ядовитых кобр, заползающих в жилища» . После кончины Николая Константиновича работой по Пакту занималась Елена Ивановна Рерих. Она считала эту работу едва ли не самой важной для будущего. «Так хотелось бы, - писала она, - чтобы люди поняли, что самое главное – это принятие Знамени и поднятие его над всеми Учреждениями Просвещения и Культуры. Необходимо иметь этот великий Символ постоянно перед глазами одичавшего человечества» .
В 1948 году Пакт был принят правительством Индии. В 1950 году вся документация по Пакту была передана Нью-Йоркским комитетом в ЮНЕСКО для продвижения его идей в рамках этой международной организации. 14 апреля 1954 года в Гааге была принята «Конвенция ООН о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», в основу которой был положен Пакт Рериха 1935 года. Конвенцию подписали 56 стран мира, в том числе и Советский Союз - в 1968 году.
В правовом отношении очевидна преемственность Гаагской конвенции и Пакта Рериха. Причем для стран, подписавших Пакт Рериха в 1935 году, он остается действующим международно-правовым документом. Он более универсален, так как в отличие от Гаагской конвенции предусматривает защиту культурных объектов не только во время войны, но и в мирное время. Гаагской конвенцией принят другой отличительный знак, но это не исключает использование Знамени Мира странами, подписавшими Пакт Рериха. И Знамя Рериха, как символ мира и объединения людей во имя высоких гуманных целей, продолжает широко использоваться международным сообществом. В нашей стране, подписавшей Гаагскую конвенцию, есть и законный правопреемник семьи Рерихов по всем делам, связанным с Пактом Рериха и Знаменем Мира, это Международный Центр Рерихов в Москве, неправительственная организация при ООН. Экспозиция музея этого центра имеет целый зал, посвященный специально Пакту Рериха и Знамени Мира, в котором экспонируются уникальные документы и экспонаты.
15 апреля 1935 года на церемонии подписания Пакта Рериха в Белом доме в Вашингтоне президент США Рузвельт сказал: «В строгом соблюдении народами мира этого Пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов – сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом документе». И, действительно, Рерих глубже и шире трактовал понятие Культуры, чем принято в современном мире.
В 1931 и 1932 годах, в процессе подготовки подписания Пакта в бельгийском городе Брюгге при содействии короля Бельгии Альберта были проведены две международных конференции по продвижению Пакта. Николай Константинович на конференциях не присутствовал, только посылал приветствия. К этим конференциям им были написаны картины «София Премудрость» (1932), «Мадонна Орифламма» (1932), «Знамя Мира» (1931), чуть позднее «Мадонна Защитница» (1933).
На картине «София Премудрость» изображено состояние, в котором оказался мир и наша цивилизация в ХХ веке. Это состояние сохраняется до сих пор и, может быть картина эта в наше время даже более актуальна, чем в 30-е годы прошлого века. Вместо неба на картине – пламя огня. Это тот огонь пространства, те высокие энергии, которые в силу космических причин приблизились к Земле и о которых так много говорится в последнее время. Эти энергии в то же время несут информацию миров более высокого состояния материи. Воспринятый и ассимилированный людьми, этот пространственный огонь может стать мудростью и движущей силой в продвижении человечества по пути эволюции, не принятый – обратится в пожар и сметет цивилизацию с лица Земли. В руке несущейся в этом пламени Софии Премудрости - Знамя Культуры. Пространственный огонь может стать созидательной силой только пройдя через внутренний мир человека. Так как энергии эти высокого порядка, то и внутренний мир человека, культура его духа должны быть на должной высоте.
Путь в будущее – только через культуру. Другого пути нет. Культура – это самое важное, что есть у современного человечества. И Рерих убежденно верил в грядущую миссию Культуры. Он называл Культуру «путевым столбом истинной эволюции» и «глубочайшим устоем жизни», писал, что все бедствия в мире происходят потому, что человечество отступилось от Культуры. Мировой кризис, такой, как мы переживаем сейчас, - не в торговле, не в экономике, а в сердцах «каменных» и в сознании людей. Кризис в неверном понимании Культуры, в подмене священного, живого понятия Культуры понятием цивилизации. «Сам латинский корень Культ,- писал Рерих, - имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни» . Если Культура есть дух творческой деятельности человека, то цивилизация, или обустройство жизни во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности.
Основная функция Культуры – созидать, творить человека, его духовный мир. Она вбирает в себя все формы духовной жизни человека – мыслительной, этической, религиозной. Главное, что может сделать человек в своей жизни, - совершенствовать свою душу. Это цель эволюции. Цивилизация же – средство достижения этой цели. Известный русский философ Н.А.Бердяев писал: «Цивилизация есть подмена целей жизни средствами жизни, орудиями жизни. Цели жизни меркнут, закрываются. Сознание людей цивилизации направлено исключительно на средства жизни, на технику жизни…Соотношение между целями и средствами жизни перемешивается и извращается» .
Рерих обращает наше внимание на то, что во взаимодействии Культуры и цивилизации приоритет должен принадлежать Культуре, что избавит цивилизацию от многих ошибок. Если человек или общество на правильном пути – у него будет и благополучие. Любая же попытка достичь благополучия только методами цивилизации – будет обречена на провал. Еще Христос говорил – следуйте по пути, а остальное приложится вам.
Рерих называл Культуру сердцем цивилизации. Если живо сердце, то у народа есть будущее. Лучшие периоды человеческой истории, возрождение и расцвет, создавались там, где вырастала традиция почитания Культуры. В истинно культурном обществе нет ни кризисов, ни дисгармонии. Культура – это главный стержень, устой, вокруг которого строится вся жизнь. Когда этот устой прочен, тогда прочна и цивилизация. Идеальный вариант – когда Культура и цивилизация находятся в синтетическом равновесии.
В нашем современном мире культура и цивилизация разошлись настолько, что почти не соприкасаются. То, что сейчас называется культурой, культурой по сути своей не является. Машинная, техногенная цивилизация нашего времени перестает нуждаться в философии, истинном искусстве, религии в ее действительном смысле, как связи с миром Высшим. Культура подменяется развлекательной индустрией, на базе которой возникает «массовая культура», призванная обслуживать материю общества, но не питать его дух. Главные приемы творчества «массовой культуры» - эпатаж и нравственный шок. В самом слове – развлечение – присутствует элемент разъединения на части, разрушение. Это «развлечение» вытесняет из внутреннего мира человека собственно человека и делает из него подобие равнодушного ко всему животного, или машину (если учесть все наши мобильники, плееры, компьютеры, телевизоры), и машина эта нацелена только на потребление и развлечение, потребление и развлечение – вечный, непрекращающийся сон. Это – бедствие современного мира.
Не избежала этого бедствия и наша страна. Е.И.Рерих вскоре после окончания войны писала о том, что блок дружественных славянских государств встанет между Россией и недружественной Европой, что позволит России встать на ноги и восстановить все, разрушенное войной. Она считала, что молодой росток Новой Страны нуждается в «заборчике» для того, чтобы окрепнуть и не быть сломленным раньше времени. Мы теперь называем этот «заборчик» железным занавесом и ограничителем нашей свободы. На самом же деле противостояние равных по силе Варшавского блока и НАТО (Северо-Атлантического Союза) обеспечило равновесие в мире на несколько десятков лет, а наша страна получила своеобразную «фору», вырастив поколение людей, для которых такие категории как любовь к Родине, гражданский долг, нравственная чистота, преданность, верность, героизм - не были смешными и абстрактными, а были если и не сутью жизни, то прекрасными идеалами. Для молодого ростка Новой Страны это было важно. Нужно было выработать и закрепить в людях духовный иммунитет против того, что нахлынуло на Россию с Запада, когда этот «железный занавес» рухнул. И многие, очень многие из нас этот иммунитет не смогли сохранить. Мы стали строить капитализм, и хотели его построить с «человеческим лицом», но у капитализма не может быть человеческого лица в принципе, оно звериное. Там, где человек человеку - волк, он не может быть ему одновременно - товарищ и брат.
Результат погони за миражом капитализма – расслоение общества на богатых и бедных, причем пропасть между этими слоями общества все увеличивается, разрушено почти до основания сельское хозяйство, многие отрасли промышленности и науки. Но самое, наверное, страшное – в стране разрушена система образования, лучшая в мире, что признавалось многими аналитиками. Сегодняшние выпускники вузов пишут с грамматическими ошибками, не знают истории своей страны и ее культуры, часто не ориентируются в той области, специалистами в которой они должны являться по свидетельству своих дипломов, потому что и дипломы и аттестаты об окончании школы часто куплены за деньги. А всеобщая коммерциализация здравоохранения – это вопиющее преступление против человечности. Деньги и клятва Гиппократа категории несовместимые. Культура, которая могла бы охранить духовно-нравственную устойчивость общества, была отодвинута на задворки жизни и причислена ко второразрядным вопросам жизни страны. На горизонте замаячила «демографическая катастрофа». Народ, столкнувшийся с чуждыми его менталитету «ценностями» постсоветского капитализма: безработицей, коррупцией, выворачиванием всех нравственных ценностей наизнанку – ударился в пьянство и наркоманию и, попросту вымирает, как вымирают малые народности при погружении в чуждую цивилизацию, к патологиям которой у них не было иммунитета. Русский народ в сути своей не принимает ни импорта западных идей, ни его «рыночных отношений» и живет и выживает по своим внутренним законам не благодаря проводимым в стране реформам, а вопреки им.
Когда крупнейшего русского ученого Льва Николаевича Гумилева спросили о причинах теперешних наших бед, он ответил: «Если коротко, то в преклонении перед Западом. Нельзя очертя голову перенимать чужие идеи и чужой опыт. Тем более стране столь оригинальной и хотя бы уже в силу этого не готовой к восприятию пусть очень хорошего, но для нее, быть может, неподходящего учения. Смотреть на Россию как на пробел в человеческой истории, культуре и нравственности – полнейший идиотизм» . Беспристрастное признание фактов и ошибок – это уже начало мудрости. И почти физически ощущается, что сейчас в стране происходит сдвиг сознания в поиске каких–то новых форм жизни. Елена Ивановна Рерих писала о том, что Россия покажет всему миру путь в будущее. И дело не только в том, что почти вся история России – это череда преодолений и жертв, которые выковали особую жизнестойкость русского народа, но и в том, что именно в России были совершены две революции – духовная и социальная. При всех своих издержках и просчетах – социально-культурный, общественно- политический и экономический опыт советского периода – бесценное достояние человечества, героическая попытка поиска новых путей для развития цивилизации. Только сейчас приходит осознание главного в Октябрьской революции: «В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и поте, Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех…» . Это слова Е.И.Рерих. Она свято верила в то, что Россия найдет правильный путь, и не только для себя, но и для всего мира. Радует, что подходы к этому правильному пути, уже намечаются в нашей стране.
В «Литературной газете» от 15 - 21 марта 2006 года под названием «Исцеление Культурой» было напечатано Напутствие Президенту Российской Федерации В.В.Путину в работе над очередным Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года. В этом «Напутствии», подписанном Иосифом Кобзоном, Председателем Комитета Государственной Думы по культуре, и Юрием Агешиным, координатором общественного экспертного отдела при Комитете по культуре, говорится, что «признавая и уважая все усилия Президента и правительства улучшить благосостояние народа, укрепить законность и правопорядок, вернуть России экономическую мощь и социальную стабильность, надо признать, что общество продолжает тяжело болеть. А главное средство исцеления и духовно-нравственного оздоровления – наша Великая Отечественная Культура - используется формально, неэффективно и явно недостаточно». На преодоление последствий бескультурья – борьбу с наркоманией, пьянством преступностью и терроризмом страна тратит средств десятки и сотни раз больше, чем на культуру и воспитание молодежи в традициях культуры.
«Культура сегодня, - говорится в этом «Напутствии», - решающая точка опоры России, главный, если не единственный ее спасательный круг, животворное начало возрождения страны, в том числе ее экономической мощи, державного величия. Сегодня крайне важно проявить политическую волю и положить реальное начало довольно длительному процессу вознесения культуры на пьедестал высшей ценности. Ведь именно культура, по нашему глубокому убеждению, должна сыграть решающую роль в сплочении гражданского общества. <…> Сердцевиной первоочередных мер по возрождению нашей отечественной культуры, развертыванию ее созидательного потенциала могла бы стать федеральная целевая программа «К миру через культуру». <…> Ее основные направления сформулированы в Рекомендациях Парламентских слушаний по теме «Культура против терроризма», проведенных в Государственной Думе Комитетом по культуре. <…> Конечно, над этой программой предстоит работать и работать. Такого масштаба, такого класса задач не только наша страна, человечество еще не решало. Именно Россия в наибольшей степени готова приступить к ее решению».
Со времени этой публикации прошло три года. Слово «Культура» ни тогдашним президентом, ни нынешним пока еще не произнесено. В чем причина того, что этот голос в защиту культуры не услышан? Еще Конфуций говорил, что каждый народ достоин своего правительства. Руководитель любого коллектива, а тем более правитель страны – это фокус, на который устремлены духовные энергии каждого члена общества. Президент, к которому сходятся все магнитные токи миллионов представителей страны, является выразителем тех тенденций, которые преобладают в обществе. Если бы это было не так, его бы не было на этом месте. И если он слышит вопль «Хлеба и зрелищ», а не голос «Защитим Культуру», виноват не он, а общество. Тем более – Культуру невозможно насильно внедрить или насадить правительственным указом. Призыв о культуре каждый человек может, прежде всего, обратить на себя. Рерих, начиная движение «Мир через Культуру», создавал общественные культурные организации и считал их «рассадником» созидательных энергий. И он считал, что прежде, чем начать призывать к культуре других, надо самим становиться культурными. Идеал культурного работника показан Н.К.Рерихом в триптихе «Мадонна Орифламма». Этот триптих вообще говорит об очень многом. У Мадонны, находящейся в центре, в руках – Знамя Мира, Знамя Культуры. Это призыв к женщинам всего мира, как обладательницам более развитого, в силу исторических причин, сердца, поднять это Знамя. Женщина рождает ребенка и является его первой воспитательницей. Она, и никто другой, закладывает в душу ребенка духовные основы. И ответственность за то, каким вырастет человек из этого ребенка, ложится, прежде всего, на ее плечи. Рядом с мадонной – Франциск Ассизский и Сергий Радонежский, представители разных народов, разных культур. Франциск известен как великий реформатор римско-католической церкви. Он жил во время, когда правящие круги Италии и церковь погрязли в богатстве и роскоши, народ бедствовал. Между народом, церковью и враждующими между собой правителями не было никакой связи. Страна распадалась. Франциск, богатейший человек своего времени, отказался от всего и всю оставшуюся жизнь проходил босиком и в рваном рубище. Он проповедовал Бедность, сам став нищим, и этим показал, что для служения Богу – не нужно богатство. Он называл своим Братом и маленькую Птичку, и злого Волка, говоря этим, что и между самыми разными людьми возможно согласие. В фильме известного итальянского режиссера Франко Дзефирелли «Брат Солнце, сестра Луна» (1972) мы видели, как Папа услышал Франциска, встал со своего трона и начал спускаться к нему еще до того, как Франциск произнес хотя бы одно слово своей просьбы. Он говорил всем известные слова Нагорной проповеди, которые Папа слышал каждый день. Но у него были - огонь сердца и несломимая вера в то, что он делал. Вот это и услышал Папа. Рерих изобразил Франциска на триптихе, посвященном Пакту и Знамени Мира, потому, что пример жизни – самый наглядный пример и лучшая проповедь. Сергий Радонежский известен как собиратель и строитель Земли Русской. Строитель не только в духовном, переносном смысле, но и в буквальном. В трудное для страны время он взял в руки топор и стал строить монастыри, - очаги просвещения. И работал, как говорится в летописях, - «как раб купленный». На картине «Сергий строитель» (1924) русский народ, русский «медведь» - ленивый, неповоротливый, медлительный – только смотрит, как работает Сергий. Он учится. Но есть и другая картина Н.К.Рериха «Сотрудники», где он уже подставил свое плечо и помогает нести бревно Сергию. И сейчас нашему народу предстоит наконец-то взять и понести это бревно, всем вместе.
Президент Дмитрий Медведев, говоря об антикризисных мероприятиях, проводимых правительством России, обратился к народу с просьбой – всем мыслить в одном направлении с правительством, мыслить об улучшении жизни. Мысленное сотрудничество – это то, чего всем нам не хватает. Это тоже культура.
В № 14 «Литературной газеты» за 2009 год напечатано интервью с Александром Сергеевичем Дзасоховым, политиком, дипломатом, возглавляющим сейчас Совет Федерации по культуре. На вопрос – что государство должно делать для культуры или что оно хотя бы может сделать? - он ответил: «Мы сейчас должны завершить работу над базовым законом о культуре, вплотную заняться законом о творческих союзах. Но нельзя все сводить к холодному и спокойному законотворчеству. Политик должен не менторским тоном что-то внушать деятелям культуры, а с их помощью проникнуться чувствами огромного числа людей. <...> Нас призывают защитить нравственность и духовность, сберечь классические традиции, народную культуру. В этом смысле сенаторы должны подставить плечо представителям творческой интеллигенции, и я рад, что мы находим с ними общий язык» .
В этом же номере «Литературной газеты», который целиком посвящен 200-летию Н.В.Гоголя, напечатана анкета, на вопросы которой отвечали известные актеры, режиссеры, политики, писатели, тележурналисты. На вопрос «Какое произведение Гоголя представляется вам наиболее актуальным сегодня?» - большинство из них, почти все, ответили, что это «Тарас Бульба», потому, что в этом произведении говорится о товариществе, о силе духа, вере и любви к Родине.
Е.И.Рерих, великий пророк современности, утверждала, что возрождение и расцвет начнутся там, где будет принято и поднято Знамя Мира, Знамя Культуры. Мы еще не осознаем до конца всю глубину этих ее слов. Путь в будущее через Культуру указан Иерархией Света, и осознанно поднятое Знамя означает принятие руководства Иерархии Света и готовность следовать по указанному пути. Постепенно придет и осознание, что три круга на Знамени это еще и три мира – физический, астральный и огненный. Незримое присутствует в нашей жизни каждую минуту, каждое мгновение. Иерархия Света всегда с нами, она никогда не уходила из нашей жизни. И Великие Учителя человечества все видят, и вместе с нами трудятся, и открывают врата. В Новый Мир – через Культуру.

А.П. Комлева, г. Новокузнецк

Helen
Сообщений: 240
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Пакт Н.К. Рериха и современность

Сообщение Helen » 19 май 2010, 08:59

Статья опубликована в Кузбасской Рериховской газете
«Свет Утренней Звезды» № 5 (68) от 19 декабря 2008 года


ЭПОХА СЕРДЦА

Если взглянуть на окружающую нас жизнь, то становится очевидным, что человечество и планета Земля подошли к критическому рубежу, дальше которого идти прежним путем только материальных переустройств, действовать прежними методами невозможно. Должны быть задействованы какие-то новые рычаги, и уже ощущается, что рычаги эти должны быть духовными. Человечество слишком увлеклось материальной стороной и совсем не хочет замечать духовную. А для нормальной жизни эти два полюса должны быть уравновешены.

Изображение
С.Н. Рерих. Ангел вновь вострубит. 1976

Кризис открывает перед нами два пути - либо человечество поднимется на новую эволюционную ступень, либо – деградация, разрушение и гибель цивилизации. Мы у порога Нового Мира. Что такое этот Новый Мир и сможет ли наш сегодняшний человек стать гражданином этого мира? Вот что говорится о Новом Мире в Живой Этике, в книге «Сердце» (п. 40): «…Называем Новым Миром познание Незримого, хотя бы в его первичной стадии. Уже бы то понимание внесло в жизнь новые устои…». То есть человеку необходимо для дальнейшего развития осознание Мира Тонкого, мира пока еще нам незримого, как реальности всей жизни. Мир Тонкий – не отвлеченность, он в нас и вокруг нас, и признание этого мира, того, что человек постоянно взаимодействует с ним – залог продвижения вперед. Тонкий Мир – это тот мир, где живут наша душа и наш дух.
«Первоначально граница между физическим и Тонким Миром не была так резка <…>, - говорится в книге «Сердце» (п. 78). - Но рассудок, как знаете, устремился к обособлению и таким образом затруднил эволюцию. Трудно было время Кали Юги, но Сатиа Юга должна опять сблизить миры, насильственно разъединенные…». Почему рассудок стал тормозом эволюции, в одном из своих писем поясняет Е.И. Рерих: «Каждый планетный цикл или круг, имеет свой предел для развития человеческого организма, и с каждым новым циклом ступень достижения повышается. Так, развитие интеллекта на нашей Земле получит свое полное развитие в пятом круге и в пятой расе при завершении ее. Потому для нашего круга интеллект уже достиг апогея своего развития, и с нарождением шестой расы, вернее с ее утверждением, ибо уже немало людей, принадлежащих к шестой расе, мы вступим в Эпоху развития духовного сознания, имеющего свое основание в сердце». Мир вступает в Эпоху развития сердца.
У Святослава Николаевича Рериха есть картина «Ангел вновь вострубит». На ней изображен Ангел, указывающий на круг, в котором заключены три фигуры, символизирующие, на наш взгляд, три «сущности» человека. Физический мир или физическое тело символизирует фигура в красном одеянии, рассудок или низший манас - фигура в зеленом, а центральная фигура – сердце человека, обитель духа. На центральной фигуре золотые одежды и все существо устремлено вверх. Подчинение первых двух фигур «сердцу» очевидно. Причем «тело» склонилось даже ниже «рассудка». Властвует сердце, руководит сердце, и отблеск золота его одеяния лежит на одеждах и крыльях двух подчиненных фигур. Почему сердце в золотом одеянии? В книге «Сердце» (п. 182) сказано: «…Червонный золотой свет, наполняющий сущность внутреннюю, обозначает вооружение сердца. Как внешний круг ауры из пурпура становится рубиновым, так серебряный Лотос сердца вспыхивает взрывом червонного золота, когда дух облекается в крайний доспех…».
На картине изображено сердце в напряжении всех духовных сил. Бросается в глаза сходство этой картины с «Троицей» Андрея Рублева. На иконе Рублева – тоже три ангела, но одежды их более прозрачны, светоносны. Это Мир Высший по отношению к нашему, земному. Главный ангел благословляет чашу, стоящую на престоле. В чаше угадывается человеческое сердце. Чаша всегда была символом сердца. В чаше часто изображали ребенка. Ребенок – это то, что растет во времени. Высший Мир благословляет это сердце на подвиг. Человек рождается в плотном мире для того, чтобы подвигаться по пути совершенствования и увлекать за собою мир. Как видим о существовании Мира Высшего и сердца как посланника этого Мира, люди знали давно.
Вернемся к картине Святослава Николаевича. На ней изображен Космический срок – возвышение сердца и напряжение всех духовных сил. Ангел указывает на круг с настойчивостью, которая читается в его взгляде. Это скорее даже не Указ, а Приказ человечеству. Итак, приказ Высших Сил – возвышение сердца! В Учении сказано: «Век Майтрейи – Век сердца!». Майтрейя назван Владыкой милосердия и сострадания, милосердие и сострадание – это атрибуты развитого сердца. Учение о сердце, а в Живой Этике сердцу отведена целая отдельная книга, дается человечеству «как спасательный круг», «как якорь в бурю», «как хлеб голодному». Очень трудное время и развитие сердца – условие выживания.
В организме человека много энергетических центров. Почему на первый план выдвигается развитие сердца? Сердце - орган, принадлежащий трем мирам. Когда сброшена физическая оболочка, сердце продолжает стучать. Жизнь продолжается в более тонкой форме, астральной, но стук или ритм сердца уже не слышен обитателям мира физического, потому что он, этот ритм, его частота на много порядков выше, чем может воспринять наше физическое ухо. Когда сброшено астральное тело – сердце продолжает стучать в Мире Огненном в ритме огня. Христос говорил: «Не умрем, но изменимся». Этот его завет тоже еще не понят.
Без центра сердца - нет жизни! Именно через него проходят все энергии, которыми жив человек. Даже физическое тело получает энергию от сердца через кровь и нервную систему. Мозг и тонкие тела человека также получают энергию от сердца. Сердце – накопитель и трансмутатор энергий, которые оно берет из пространства. «Спросят – какая энергия предположена, когда говорят о сердце? Конечно, это тот же самый ОУМ, психическая энергия трех миров…» («Сердце», п. 14). Энергия всеначальная, разлитая во всем Космосе, становится психической энергией только при сочетании с мыслью. Сердце способно преобразовывать эту энергию веществом или субстанцией сердца, можно назвать это чувством, после чего мощь энергии усиливается многократно. Е.И. Рерих так говорит об этом в одном из писем: «Именно огонь пространства, будучи осознанным, превращается в психическую энергию» [1] . Осознание – глубокое понимание сердцем. Мощь психической энергии зависит от развития сердца. Мощь энергии зажженного, огненного сердца сильнее всех энергий мира.
Сердце в древности называли перекрестком трех миров и престолом сознания. Сознание тоже живет в сердце. Мозг рождает мысли, но эти мысли принадлежат только нашему физическому миру и за границы физического мира выйти не могут. Мысль может быть мозговая или сердечная (рожденная в сердце или уловленная из миров других измерений). Есть еще мысли мозга, на которые сердце как бы накладывает печать, это совместные мысли мозга и сердца. Именно эти мысли обладают способностью творить. Когда сердце становится способно контролировать мысли и направлять их к более высоким целям, такое мыслетворчество становится уже духотворчеством. Человек из объекта эволюции становится субъектом эволюции, то есть из человека, с которым «все случается» как бы помимо его воли, он становится творцом своей жизни. Мысль, снабженная огнем сердца, подобна стреле и пронзает пространство на огромные расстояния. Именно сейчас, когда материя становится более пластичной, «расплавленной» энергиями, идущими из Высших миров, контроль сердца над мыслями творящими так необходим.
Человек всегда занимался и занимается мыслетворчеством, делая это неосознанно. Результатами этого мыслетворчества загромождены все низшие слои Тонкого Мира. Эти уродливые плоды мыслей и страстей человеческих настолько уплотнили и отравили окружение Земли, что для оздоровления планеты требуется расчистка этих слоев, этих «Авгиевых конюшен». Битва, которая часто упоминается в Учении, имеет в виду и уничтожение Высшими энергиями этих рассадников тьмы и разложения. Сказано, что эта Битва в Тонком мире отразится на земном плане катастрофами, ураганами, изменением погоды, смятением стихий. Скрещивание разнородных токов будет наносить удары по сердцам и нервам людей. (Скрещивание разнородных токов: когда идущий поток высокой энергии встречает на своем пути поток низкой, нетождественной ему энергии – происходит взрыв с разложением материи на элементы, которые идут на построение новых форм жизни). Все это мы уже видим, это стало реальностью нашей жизни. Болезни сердца (инсульты, инфаркты) и нервов (хандрозы, невралгии) – бичи нашего современного человечества. Поэтому расширение сознания, просветление, воспитание сердца становятся столь необходимыми. Человек должен осознавать, что он творец той жизни, той реальности, которая его окружает. Какое у него сердце, какие мысли – такая и жизнь. У каждого человека есть сердце и каждый знает, если прислушивается к своему сердцу, что есть добро и что есть зло. К чему направлено сердечным устремлением сознание, с тем и сочетается. Сердце – магнит, об этом поется даже в песнях, но мы продолжаем примагничивать к себе мысли и события не всегда достойные. Делает это человек от незнания, по инерции. Невежество в себе можно искоренять расширением сознания, стремлением больше знать о мире, в котором мы живем, и о его законах.
Высшие силы помогают нам. В чем выражается эта помощь? В ухудшении нашей материальной жизни, как это ни парадоксально звучит. В Живой Этике так объясняется механизм этого воздействия: эволюция движется по спирали. Когда человечество заканчивает очередной виток спирали, энергия движения почти иссякает, инерция и косность достигают своего апогея. Чтобы подняться на более высокую ступень, начать новый виток спирали, требуется воздействие извне. Это воздействие называется «удар по веществу». В Космосе существует закон - высшее ведет за собой низшее, и этот «удар по веществу» наносится энергиями очень высокого порядка. Последний такой удар все мы ощутили на себе, его время совпало со временем начала «перестройки» в нашей стране. Все устои старого мира рухнули, все стало сдвигаться и становиться с «ног на голову», плюс поменялся на минус, никакие человеческие законы не работают – ни экономические, ни юридические, никакие другие. Для человека остается один ориентир, один закон – кодекс его сердца. «Ангел возмутил воды купели» - сказано о таком времени, как наше. При этом возмущении поднимается вся муть, вся грязь в душах человеческих, все законы общества, которые сдерживали эту муть в каких-то рамках, не действуют. Лозунг этого времени - все дозволено! Все энергии напряжены и все процессы ускорены до предела, который только может выдержать человек. Все должно проявиться в своей истинной сути и достичь завершения – и хорошее и плохое. Идет великий отбор. Только в напряжении всех сил может человек изжить в себе всё, негодное для Нового Мира. Из этой купели должен восстать, родиться новый человек, человек нового сознания.
Сказано: «Время грозное, но прекрасное!». Прекрасное потому, что при преодолении трудностей велики и возможности человека умножить свои духовные силы. Только удары высекают из камня сердца искры, а из них возгорается пламя. Н.К. Рерих в письмах в Америку писал: «Давно сказано, что по гладкой поверхности к вершине не подойти. Сказано: благословенны камни, раздирающие обувь и помогающие восхождению» [2] . Человек так устроен, что только при непомерных трудностях он обращается к истинным ценностям, духовным.
«…На кресте полагается счастье мира. Ядом испивается будущее человечества. Лишь из собственного пепла возрождается феникс. Кровью своего сердца пеликан питает детенышей. Так трансмутируется высшая энергия, лежащая в основе рождения миров» («Сердце», п. 208). «Нужно много мужества, чтобы среди разрушения слагать силы сердца» («Сердце», п. 338). «…Нужно твердо понять, что силы духа, которые прежде требовали десятков лет, теперь, путем сердца ускорены до последней степени. Можно признать Агни Йогу как стремительную эволюцию сил. Там, где целыми годами упражнялись в утончении и нагнетении тела, там сердце может подвинуть дух почти немедленно. Конечно, нужно воспитание сердца, но это лежит в сфере чувств, а не механики» («Сердце», п. 446).
Чтобы заняться воспитанием своего сердца, нужно сдвинуть сознание с «мертвой точки». Мышление современного человека очень инертно. В Учении сказано: если спросить современного человека – в чём нужда, он немедленно ответит – в деньгах. Люди ценят золото и бриллианты, они забыли, что когда-то золото и бриллианты были названы сокровищем за то, что они символизировали качества, присущие сердцу. Золото – за мягкость и сияние, подобное сиянию огней сердца, готового к самопожертвованию; бриллиант – за чистоту, твердость и сияние, подобное огням мужества и бесстрашия.
«Сокровище в Лотосе» (ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ) – говорит нам восточная мудрость, напоминая, где оно находится, наше сокровище – оно находится в сердце. Мощь развитого, зажженного сердца - безгранична. В Учении перечислены все способности такого сердца: оно орудие познания, приемник и передатчик энергий для связи с мирами иных измерений, оно – оружие и щит охраняющий, источник любви, милосердия и доброжелательства, хранитель иммунитета и дезинфектор пространства.
Это все - высшие достижения и может показаться, что нужны какие-то гиганты духа, чтобы всего этого достичь, а простой человек ничего не сможет. Это не так. Сказано: Учение Сердца дано всем, всем, всем, независимо от классов и сословий, независимо от бедности или богатства, независимо от уровня образования и уровня сознания. Каждый имеет сердце и каждый может улучшить свою жизнь и жизнь своих близких. Что для этого нужно делать?
Сказано – полюбите труд и Культуру. Культуру как источник духовных сил и труд, как воспитателя всех наших духовных качеств. Труд способствует сосредоточению, упорядочению мыслей. Стремясь сделать работу как можно лучше, мы учимся устремлению, направлению энергии в нужное русло. Каждый труд, как умственный, так и физический, собирает энергии из пространства. «…Каждая работа, когда делается проникновенно, является источником утонченных вибраций» («Сердце», п. 446). Поэтому очень важно качество работы. Сказано, что пахарь, вспахивающий кору Земли, может подать руку самому Риши, так как они делают одно дело. Любой труд может стать искусством. Человек путем труда одухотворяет материю.
Сердце берет энергию из пространства, и если к этой энергии человеком приложена мысль, то она становится энергией психической, более высокого порядка. Человек, совершая работу при помощи этой энергии, создает из материи формы, дает этим формам жизнь. Существует даже такое выражение – «вложил в работу сердце» или «вложил душу». Чем качественнее сделана работа, тем долговечнее созданная форма. Художник создает картину и она живет и дает духовные силы смотрящим на нее. Уборщица, убирая пыль - осколки разрушенных форм (хаос), превращает дом уныния в дом радости. Известно, что хаос, беспорядок – уничтожает психическую энергию, высасывает силы. Все, что создано в этом мире – предметы, здания, произведения искусства – все это работа сердец человеческих и, если бы не было этой работы, то наш мир просто рассыпался бы. Так сердце человека посредством труда созидает наш мир. Качеством труда строится либо безобразие, либо красота жизни.
Где взять силы для совершенствования сердца, ведь «синдром усталости» - это знак нашего времени. Источников много, но главным из них будет Культура. Николай Константинович Рерих в 1920-х возглавил движение «Мир через Культуру». Он писал: «Мировой кризис – не в торговле, но в наших сердцах». Кризис - в неверном понимании Культуры, он в нашем сознании. Кризис – в потере смысла жизни. Если укрепить и сгармонизировать жизнь истинным пониманием Культуры, исчезнут и кризис, и дисгармония. Культура была названа Рерихом сердцем цивилизации. Как в чаше сердца человека накапливается опыт прожитых жизней, так и Культура собрала и накопила в себе опыт и мудрость тысячелетней истории народов. Культура – это все высшие достижения духа человеческого, в ней собраны все гениальные прозрения лучших умов, все шедевры литературы, музыки, творения художников, все то, чем человек с детских лет питает свой дух. Если даже разрушится цивилизация, но сохранится Культура, душа и сердце народа, цивилизация, «тело» сможет вновь подняться, но если погибнет Культура – разрушение цивилизации неизбежно.
Знамя Мира, предложенное Н.К.Рерихом, поднято над культурными ценностями всего мира. Значит, сохранение Культуры – самое нужное и неотложное дело. Религия, наука и искусство – те незыблемые устои, на которые может опереться человек в нашем неустойчивом мире. Лучшие периоды человеческой истории, возрождение и расцвет, создавались там, где вырастала традиция почитания Культуры.
Е.И. Рерих утверждала: «Будущее – прекрасно!». Но пока человечество проходит трудный отрезок пути. Битва или Армагеддон, который упоминается в пророчествах всех религий мира, это битва энергий старого и Нового мира. На нашем земном плане, в нашей жизни - это битва между Культурой (светом) и невежеством (тьмой). И пока невежество теснит Культуру почти на всех фронтах. Происходит это оттого, что каждый отдельный человек думает – что могу сделать я, человек маленький и бессильный? В Учении сказано: стрела одного воина почти ничего не значит, но если каждый пожалеет о своей стреле – войско останется незащищенным.
Все великое слагается из малых подробностей. И в нашей повседневной жизни – каждое искреннее рукопожатие, каждая улыбка взаимопонимания и доброжелательства – это стрела в защиту Культуры и Света; неосуждение, терпимость к ошибкам близких – это стрела в защиту Культуры и Света, а любое сотрудничество вместо раздора – это пучок стрел в защиту Культуры. «Можно просить людей хотя бы иногда подумать о сердце. Сперва нужно создать устремление по этому пути. Не могут удержать планету лишь сто сердец. Нужно, чтобы люди хотя бы отчасти приняли сердце как водителя жизни» («Сердце», п. 419).
Эпоха Сердца – она не где-то там далеко-далеко, она уже наступает. И мы все – ее первопроходцы. И главными задачами в нашей жизни должны стать – развитие сердца и сохранение Культуры. Человечеству нужно вернуть себе утраченную где-то на пути человечность. В книге «Сердце» (п. 521) есть такие слова Учителя: «…Мои Советы подобны отеческим напутствиям уходящему сыну. Сундук дорожный должен содержать предметы на все случаи жизни, но в тайнике уложено сердце, и долго вдогонку Буду кричать – главное, береги тайник!»

А.П. Комлева, г. Новокузнецк

1. Рерих Е.И. Письма. Т. 3. – М., 2001. С. 504.
2. Рерих Н.К. Письма в Америку. 1923 – 1947. – М., 1998. Письмо 18.ХI.35.

Елизавета
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 24 июл 2010, 17:08

Re: Пакт Н.К. Рериха и современность

Сообщение Елизавета » 02 ноя 2010, 21:13

Дорогие друзья, об актуальности Пакта Рериха свидетельствуют выставки :"75 лет Пакту Рериха" ,"Усадьба Лопухиных. Прошлое. Настоящее. Будущее." и "Гибнущая коллекция". Эти выставки были открыты 8октября 2010года в Центре-Музее им. Н.К.Рериха в Москве и приурочены к Международной общественно-научной конференции "75лет Пакту Рериха".Первая выставка посвящена истории создания Пакта, на ней представлена серия фотографий с изображением памятников,которые были разрушены в настоящее время в результате боевых операций в Югославии, Ираке, Афганистане. Выставка "Гибнущая коллекция" отображает проблему сохранения части наследия семьи Рерихов, привезённого в Россию Ю.Н.Рерихом в 1957году. Выствка "Усадьба Лопухиных. Прошлое. Настоящее.Будущее." посвящена истории востановления из руин этой старинной русской усадьбы.
В ООН, в министерстве обороны Австрии были проведены выставки "75лет Пакту Рериха" и нам, в своих городах, надо нести идеи Пакта до общественности.

Камиль
Сообщений: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

Re: Пакт Н.К. Рериха и современность

Сообщение Камиль » 05 ноя 2010, 02:00

Последний номер газеты «Содружество», №2(34), июнь-октябрь 2010г., вышел под общим заголовком «Знамя Мира – Знамя Сил Света». Шесть страниц номера посвящены значению Пакта Рериха и значению Знамени Мира.

Знамя Мира – Знамя Сил Света.

Иерархия, 331
Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять в чем заключается восхождение. Истинно спасение в культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее.


Вернуться в «Культура – оружие Света»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость