Борьба за культуру

Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Rinchen писал(а):Известно, что в различных странах существуют центры, общества, организации, которые разрабатывают современные научные подходы к выявлению достопримечательностей и их научной классификации, создают практические программы сохранения историко-культурного наследия, проводят системные краеведческие исследования с привлечением разнообразного историко-архивного и археологического материала. Может быть, стоит открыть соответствующий раздел, где будут освещаться обозначенные выше события? Как вы думаете?
Думаю, что открывать отдельный раздел пока не стоит. Новая тема "Борьба за культуру" в разделе "Культура – оружие Света" позволит полноценно освещать и информировать о практических программах сохранения историко-культурного наследия в современном мире.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Архитекторы раскритиковали реставрацию Преображенской церкви в Кижах
Оригинал статьи
Изображение

Рабочая группа Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) на пресс-конференции в четверг подвергла критике методы реставрации уникальной 22-главой Преображенской церкви на острове Кижи, которые, по их мнению, могут привести к утрате памятника.
"Метод лифтинга (подъем конструкций здания на специальных домкратах для изъятия и реставрации элементов сруба), применяемый при реставрации церкви, не был апробирован на столь сложных объектах. Идет замена многих элементов, утрата фундамента, что ставит под сомнение сохранение аутентичности памятника", - сказал член рабочей группы РААСН Андрей Бодэ.
По мнению участников рабочей группы, проект реставрации Преображенской церкви, включенной в список всемирного наследия ЮНЕСКО, требует пересмотра. "В реставрацию вбуханы сумасшедшие деньги, а состояние памятника только ухудшилось. Если сейчас не остановиться, то завтра мы утратим этот памятник", - считает член рабочей группы РААСН Александр Попов.
По его словам, противники проекта реставрации неоднократно высказывали свои опасения руководству музея, обращались в министерство культуры России и органы власти Карелии, но не нашли поддержки.
Представители музея "Кижи" опровергают эти заявления. Как сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы музея Елена Добрынина, перед реставрацией Преображенской церкви, начавшейся несколько лет назад, проект был одобрен ведущими экспертами России, прошел все согласования в соответствующих федеральных ведомствах и получил поддержку ЮНЕСКО.
По ее словам, в среду памятник осмотрела комиссия ЮНЕСКО, которая одобрила ход реставрации. Выводы комиссии в пятницу будут представлены журналистам.
Алексей УККОНЕ
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Фундамент Десятинной церкви может уничтожить вода
Оригинал статьи

Изображение
Десятинка. Рухнувший саркофаг лежит рядом с фундаментом. Фото Г. Салай

Фундамент первого каменного храма на Руси — Десятинной церкви — под угрозой разрушения! Под тяжестью снега в начале весны рухнул стеклянно-металлический «саркофаг», который защищал места раскопок — их, напомним, здесь вели с 2005 года. «Если в ближайшее время Десятинную не накрыть, то фундамент разрушится. Мы стараемся этого избежать — присыпаем раскопки землей. Но ведь в глубокие ямы будет стекать дождевая вода!» — сказал Глеб Ивакин, руководитель Архитектурно-археологической экспедиции.
По его словам, Кабмин на раскопки в 2005—2009 годах обещал выделить 7 млн гривен, но на «чистую» археологию дали всего 1,5 млн, остальное ушло на обслуживание, транспорт и строительство рухнувшего накрытия. Руслан Кухаренко, начальник главка охраны культурного наследия КГГА, о проблеме знает: «Надо, чтобы Кабмин выделил деньги на завершение раскопок и на музеификацию Десятинной. Это памятник нацзначения, мы не можем сами что-то решать». Удастся ли в этом году изыскать средства на Десятинку, пока неизвестно.
Кармолог Тимофей Даль считает, что уже сейчас стоит беспокоиться: «Десятинная церковь — очень сильное место в плане энергетики. Оно связано с истоками Руси. Если разрушится фундамент, можно прогнозировать изменения в жизни города не в лучшую сторону».
Но археологов беспокоит то, что в земле сейчас гниют сотни миллионов гривен. За прошлые годы на раскопках нашли 10 тысяч ценностей: древние надписи на стенах, украшения, керамика... Как сказал нам Виталий Козюба, начальник Владимирского отряда археологической экспедиции, здесь были серьги из серебра: «И это не говоря о фрагментах фресок или костяном острие рога, на котором вырезаны сказочные существа. Это первая подобная находка на территории древней Руси».
Антон ЗАДОРОЖНЫЙ
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: Борьба за культуру

Сообщение Екатерина »

Rinchen
Спасибо за нужную, полезную и очень интересную тему. Да, это очень важно - знать что сейчас происходит с памятниками Культуры.
Я просто срзау думаю о том, как общественность во главе с рериховцами может помочь в подобных ситуациях? Вот, например, в тех двух случаях, о которых говорится в данных статьях? Ведь мы не можем ограничиваться констатацией фактов.
Карелия и Киев. Есть ли там Рериховские общества? Что они могут сделать, чтобы помчь в данных конкретных ситуациях?
Давайте вместе об этом подумаем.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Петр в своей попытке перевести мышление русских людей в европейскую мифологическую и эмблематическую систему, что было крайне необходимо для установления более тесных культурных контактов с Европой, воспользовался для этого наиболее сильно воздействующим искусством — садово-парковым. Его Летний сад был своего рода академией, в которой русские люди получали начатки европейского образования. И с этой точки зрения представляет огромный интерес планировка второго участка Летнего сада, где Петр устроил лабиринт со скульптурными изображениями на темы «из фабол лабиринта Версальского и зрелища жития человеческого из Эзоповых притчей». Эти же сюжеты Петр использовал при устройстве Петергофского сада, Ораниенбаумского, а также Царскосельского. (Д.С. Лихачев Начало и происхождение пейзажных садов)
Оригинал статьи
На своем месте
Знаменитой Невской ограде Летнего сада вернут ее первозданный облик. Петербуржцы и гости Северной столицы смогут лицезреть решетку такой, какой ее задумывали еще во времена Екатерины II. О том, почему знаменитая ограда за годы своего существования перетерпела существенные изменения, рассказал главный архитектор проекта реконструкции Летнего сада Николай ИВАНОВ.
От императорского замысла к воплощению. Чтобы создать изящную Невскую ограду, мастерам потребовалось немало усилий и не один год усердной работы. Если верить архивным записям, то на создание решетки ушло 16 лет.
История проектирования знаменитой ограды полна загадок. Кому только из зодчих в разные годы не приписывали ее авторство: и Фоку, и Ринальди, и Баженову, и Валлен-Деламоту, и Маленбергу, и многим другим... И все же специалисты уверены: гениальный замысел создания Невской ограды принадлежал Юрию Фельтену. Именно он 10 сентября 1770 года начал работы по проектированию ограды Летнего сада.
- Первый контракт на изготовление кованых элементов решетки был заключен три года спустя, в 1773 году, - рассказывает главный архитектор проекта реконструкции Летнего сада Николай Иванов. - 32 звена ограды и трое ворот своими силами и средствами взялся изготовить купец из Тулы. Создание каменных частей ограды и гранитных столбов для решетки было поручено Насонову, известному во времена Екатерины II мастеру, выполнявшему облицовку гранитом набережных.
Эпохальной датой стал 1778 год: все 32 решетки и ворота были наконец-то установлены на своем историческом месте. Правда, ограда по-прежнему оставалась незаконченной. На уточнение некоторых проектных решений мастерам потребовалось еще шесть лет! Лишь в 1785 году бронзовые детали установили на решетку, а спустя год на столбы ограды поместили гранитные вазы с бронзовыми и позолоченными ручками.
Регулярная модернизация. - Такой Невская ограда простояла почти до конца XIX века. В 1867 году на месте центральных ворот установили часовню. Этим была увековечена память о спасении Александра II от покушения, которое было совершено на государя близ Летнего сада, - продолжает Иванов. - Из-за установки часовни главные ворота пришлось снять с петель. В соответствии с новой планировкой мастера перекатили и столбы ограды, меняя расстояния между ними.
Центральные ворота, кстати, историкам не удалось найти до сих пор. Есть предположение, что они были установлены в одном из дворов, расположенных вдоль набережной реки Фонтанки. Но о каком именно дворе идет речь, не известно никому. Загадкой для наших современников остались и точные размеры исторической ограды.
- То, что они не сохранились, весьма странно. Прежде, если разбиралось какое-то сооружение, с него непременно делали обмеры, чтобы сохранить память о нем хотя бы в архивных записях! - поясняет архитектор.
В 1931 году Невская ограда терпит еще одну перепланировку: установленную в прошлом столетии часовню разбирают, а на ее месте устанавливают новодельное звено. Таким образом, облик исторической решетки был окончательно искажен.
- Когда произошла эта сбивка осей, то ограда как бы оторвалась от Летнего сада, - рассказывает Николай Иванов. - Если раньше трое ворот соответствовали трем главным аллеям, то теперь ограда превратилась в своеобразную кулису, закрывающую сад. До последнего времени мы могли ощутить атмосферу Летнего сада, только если заходили в него.
Эскизы в помощь. Проект восстановления первозданного вида решетки современных мастеров основывается на 11 исторических чертежах XVIII века. Все они выполнены Фельтеном и его помощником Егоровым и отражают разные этапы работы зодчих над созданием Невской ограды.
- Наибольшие сложности возникли, конечно же, с воссозданием центральных ворот. Ведь даже научная литература не может окончательно дать представление о том, какими они были прежде, - говорит Иванов. - Тем не менее, проработав все существующие материалы и проведя ряд научных консультаций со специалистами, мы пришли к выводу, что некоторые исторические чертежи можно считать абсолютно правомерными.
На них, в частности, ориентировались и при воссоздании навершия (доминанты ограды, представленной в виде кованого рисунка) главных ворот. В распоряжение архитекторов попало множество набросков, отличающихся друг от друга. Согласно одним, навершие изображало вензель Екатерины Великой, другим - два переплетенных между собой кольца.
Несмотря на предложенное многообразие, архитекторы решили остановиться на изображении ажурной вазы с цветами из бронзы. Ею-то и будут любоваться посетители Летнего сада по завершении реставрационных работ. Полностью отреставрировать Невскую ограду и представить ее на суд публики проектировщики обещают уже к концу 2011 года.
На сегодняшний день мастерами уже завершены работы по перекатке столбов Невской ограды: их вернули на свои исторические места. Проемы малых ворот "уехали" к боковым аллеям, а перед главной аллеей восстановлен центральный проем. Теперь мастера работают над металлическим каркасом для ограды. Следующим этапом станет изготовление моделей элементов ворот из пластилина. После этого их переведут в воск, а позже отольют из бронзы.
Мария БОРТНОВСКАЯ
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Древний скифский курган очутился под угрозой уничтожения
Изображение
Оригинал статьи

Археологи обеспокоены угрозой разрушения кургана скифских времен "Солоха" (Камено-Днепровский район Запорожской области) из-за несоблюдения охранных обязательств владельцем земли, на которой находится памятник.
Об этом заявила доктор исторических наук Надежда Гаврилюк на пресс-конференции в пятницу в Киеве.
По ее словам, территория, на которой находится курган, принадлежит предприятию ООО "Конвейер", владелец которого не соблюдает охранные обязательства и распахивает курганное поле у подножья "Солохи", тем самым уничтожая насыпи и разрушая погребения.
Н.Гаврилюк также подчеркнула, что минимальное расстояние от кургана, на котором позволено проводить аграрные работы, должно составлять 30 метров.
По ее словам, владелец предприятия с 1991 года законно владеет землей, на которой находится курган. Документы на землю, как рассказала Н.Гаврилюк, ему удалось получить, поскольку в 1991 году не была обязательной подпись управления культуры.
Как отметила Н.Гаврилюк, местные власти предлагали владельцу предприятия аналогичный земельный пай, но эти предложения игнорировались.
По ее словам, археологи Национальной академии наук Украины направили обращение в Министерство культуры и туризма с просьбой помочь разрешить ситуацию.
Н.Гаврилюк отметила, что попытки районного совета решить вопрос с курганом не увенчались успехом. На областном уровне, по ее словам, проблему с "Солохой" решить также не удалось.
Кроме того, подчеркнула историк, "Солоха" находится на учете памятников архитектуры с 1962 года, а в 2001 г. ее внесли в реестр национальных памятников Украины.
Заместитель директора Института археологии НАН Украины Глеб Ивакин сообщил, что украинские археологи настроены на длительную борьбу за сохранение кургана, которая будет вестись в рамках закона.
В свою очередь кандидат исторических наук Института археологии НАН Украины Валентина Крапивина выразила мнение, что наиболее целесообразным было бы превратить скифский курган "Солоха" в туристический объект.
Скифское захоронение середины I тысячелетия – курган "Солоха" (курган Могила-Знаменская) представлял собой насыпь высотой 18 метров и диаметром 100 метров. Курган был раскопан экспедицией археолога Николая Веселовского в 1912-1913 год.

Справка
Изображение
Автор:неизвестный греческий мастер
Датировка:IV век до н.э.
Техника:золото
Описание: Курган Солоха, IV в. до н.э
Золотой гребень из кургана Солоха, раскопанного в 1913 г. Н.И. Веселовским в Приднепровье, по своей композиции напоминает фасад греческого храма с колоннадой из девятнадцати зубцов, треугольным фронтоном с изображением трех сражающихся воинов и фризом из пяти лежащих львов. Детали, отлитые по восковой модели или кованные, тщательно отделаны с обеих сторон, затем спаяны. Уплощенные рельефные фигуры исполнены в реалистической манере, пластичны и естественны в своих движениях, хотя и подчинены симметрии общей схемы. По стилю и качеству исполнения гребень - шедевр греческого мастера, работавшего для скифского заказчика и хорошо знавшего реалии варварского мира своего времени, включая этнографические особенности одежд, причесок и вооружения (скифского, греческого или фракийского).
Последний раз редактировалось Rinchen 11 апр 2010, 10:21, всего редактировалось 1 раз.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Село и музей спорят за иконостас
Оригинал статьи

Изображение
В селе Стара Скварява Жовковского района Львовской области реставрируют самую старую деревянную церковь святого Михаила. Ей 502 года. Завершить работы должны до осени. Только при таком условии туда вернут иконостас ХVІ ст. Он тоже смый древний в Украине. Искусствоведы оценивают его в $320 тыс. 16 икон нарисовал украинский художник Иван Руткович. 15 лет назад иконостас перенесли во львовский музей истории религии на реставрацию.
— Они цены не имеют, а теперь их реставрируют студенты Академии искусств как дипломную работу. Разве можно на таком учиться? — говорит 45-летний отец Иван Кончак из Старой Скварявы. — Все эти годы я езжу в музей забрать иконостас. А меня отфутболивают. В прошлом году управление культуры заявило: пока церковь не отреставрируют, и коностас в село не вернут. Нужно 1 миллион 300 тысяч гривен. 300 тысяч в прошлом году выделила область. Миллиона недостает.
Во дворе старой церкви в селе много досок, гонты (кровельный материал в виде тонких дощечек. — ”ГПУ”). Храм площадью 50 кв. м, высотой — 15 м. Сверху обложен свежей гонтой. По деревянной бане идет громоотвод. Внутри церковь не будут трогать, деревянные брусья останутся оригинальными, черными. На северной стене на старославянском вычеканено: ”В 1700 году этой церкви 200 лет без восьми”.
— Иконостас должен стоять там, где стоял, — говорит священник. — Это же и туристы в наше село пойдут, инфраструктура будет. Почему кто-то другой должен зарабатывать на нашей святыне, а скварявцы ездить на свой иконостас где-то в музее смотреть?
Отреставрированная часть иконостаса из Старой Скварявы выставлена в музее. Туристы обступают ее, фотографируют.
— На реставрацию государство не выделило ни копейки, — неохотно комментирует Зоряна Билик, директор музея истории религии. — Реставраторы работают на полставки. Нет реставрационных помещений, иконостас лежал годами в Доминиканском соборе на хорах. В настоящий момент работа почти завершена.
Директор львовской картинной галереи искусствовед 83-летний Борис Возницкий против возвращения святыни в Стару Скваряву.
— Скварявский отец отдал иконостас на реставрацию, а затем сам предложил музею купить его и предложил 10 тысяч долляров, — говорит Возницкий. — Пока искали 10 тысяч, отец запел 20. Сегодня уже одна икона из него столько стоит. Он продаст его, и церковь ему не нужна.
По словам Возницкого, с 1992 года во Львовской области сгорела 81 деревянная церковь.
— Никто ответственность за них не несет. Известно же, как оно бывает: из церкви похищают ценные вещи, а ее поджигают, будто все там сгорело.
Леся МЕЖВА
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Храм Духа в Талашкине взывает о помощи
Оригинал статьи
Изображение

15 апреля мировая общественность отметит 75-летие Пакта «О защите культурных ценностей на случай военных конфликтов», ратифицированный 19 странами мира в 1935 году. Его автором является Н.К. Рерих, с чьим именем связаны многие начинания княгини Тенишевой в Талашкине.
Николай Константинович Рерих выражал активный гражданский протест по поводу разрушения сталинским режимом православных храмов в 30-х годах – Храма Христа Спасителя, Симонова монастыря, Спаса на Бору.
27 декабря 1931 года во всех храмах Нью-Йорка, а затем и в других церквях Европы, Америки и Азии было прочитано его обращение, призывающее к спасению гибнущего культурного наследия.
Велико было бы удивление Рериха, узнай он, что вовсе не заморскими врагами и войнами, а в мирное время попустительством и равнодушием наследников культурного богатства совершается тот вандализм, который мы наблюдаем на примере Церкви Сошествия Святого Духа, уникального памятника архитектуры и искусства, имеющего всемирную известность…

Весь мир озабочен спасением «Спаса»

В конце прошлого года представители общественности Смоленской области в очередной раз подняли вопрос о реставрации разрушающегося памятника культуры в поселке Талашкино – Церкви Сошествия Святого Духа (1902-1905 г.г.), возведенного по проекту художника С.В. Малютина, археолога, собирателя народного искусства И.Ф. Барщевского и княгини М.К. Тенишевой.
К смолянам, обеспокоенным судьбой храма, подключился весь мир. Катализатором, взорвавшим мировую общественность, стало письмо неравнодушного человека, представителя смоленской интеллигенции Михаила Позднякова, адресованное Президенту России Дмитрию Медведеву и председателю Правительства РФ Владимиру Путину. Письмо – крик о помощи, попытка привлечь внимание к необходимости принятия экстренных мер по спасению Церкви Сошествия Святого Духа. 27 января письмо с подписями в защиту храма и фотографиями, свидетельствующими о крайне плачевном состоянии памятника архитектуры, было размещено на сайтах в Интернете. В результате – огромный общественный резонанс!
Активистами из разных городов России и зарубежья было собрано более 2 тысяч подписей в поддержку Талашкинской жемчужины. Люди разных профессий: служащие, рабочие, врачи, педагоги, творческая интеллигенция, ученые (Новосибирская Академия наук), кинодеятели, космонавты (А.Н. Баландин), спортсмены (заслуженный тренер России Вячеслав Фетисов), - их всех объединила идея возрождения Храма Духа. Письма пришли не только из России, но и из-за рубежа – Америки (Нью-Йорк), Германии (Вольфсбург), Литвы (Рига, Юрмала), Казахстана (Степаногорск), Украины (Львов, Симферополь, Керчь), что говорит о большом интересе к Храму Духа и глубокой обеспокоенностью его состоянием. В защиту Храма Духа выступили все музейные работники Одессы!
Стоит ли еще раз напоминать о том, насколько высока художественная ценность этого историко-культурного памятника русской старины? Несмотря на то, что Храм Духа в Талашкине не единственный в своем роде культовый объект, к которому приложил свое мастерство Н.К. Рерих (ему довелось украшать шесть храмов), но своей неканоничностью исполнения храм в Талашкине занимает особое место.
Вот как пишет об этом сам Николай Константинович: «…Приходилось представлять на благословение Иерархов и эскизы стенописи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, и иконостас Пермского монастыря, и мозаики для Шлиссельбурга, и роспись во Пскове… Когда задумывался храм Святого Духа в Талашкине, на алтарной апсиде предположилось изображение Владычицы Небесной. Помню, как произошли некоторые возражения, но именно доказательство Киевской «Нерушимой Стены» прекратило ненужные словопрения».

Справка «РП»

Роспись внутренних стен храма и мозаика «Спаса Нерукотворного» на его портале в 1910-1912 годах принадлежит великому русскому художнику, мыслителю, общественному деятелю - Н.К. Рериху. По его эскизам над созданием «Спаса нерукотворного» работал и выдающийся мозаичист В.А. Фролов. Образ «Спаса Нерукотворного» - одно из самых ярких и значительных религиозных творений того времени, единственная работа из мозаичных произведений Рериха в России.
Центральное место храма, алтарь, венчало изображение Царицы Небесной - единственный в своем роде образ, созданный Рерихом в Храме Святого Духа. «Характер внутренней росписи композиции «Царица небесная» отличался сложной философской глубиной, - утверждает директор Одесского дома-музея имени Н.К. Рериха Елена Петренко. – Подобная художественная интерпретация не встречалась ни в одном (!) из православных храмов мира».

Руины былого величия

К сожалению, уникальные фрески Рериха уже можно считать погибшими из-за небрежного к ним отношения. Храм производит удручающее впечатление.
Еще в 1984 году Святослав Николаевич, младший сын Н.К. Рериха, на встрече с представителями интеллигенции в Москве говорил, что «потеря фресок в церкви Талашкино – это страшная трагедия», и просил найти оригинальные эскизы, чтобы восстановить роспись. Ни эскизы, ни средства, необходимые для реставрации, так и не были найдены.
Современные технологии, профессиональные реставраторы смогли бы исправить ошибки прошлого и восстановить храм в его первозданном виде, сделав его местом паломничества не только российских, но и иностранных туристов, что, в конечном итоге, может принести и финансовую прибыль. Многие туристы проявляют к храму большой интерес и хотят заглянуть внутрь, чтобы посмотреть на всемирно известные росписи. Сейчас, если бы они смогли это сделать, любопытных туристов ждало бы величайшее разочарование.
От былого величия остались руины, да горькие слова из статьи Николая Константиновича «Берегите старину». Как будто о нашем времени он написал в ней: «И так понемногу, в тишине, громится духовное богатство Руси. Незаметно разгромляется то, что было когда-то нужно, все то, что составляло действительно богатство народа».

До духовных высот храма реставраторы не добрались?

Два года назад, в интервью журналисту «РП» директор Смоленского государственного музея-заповедника Надежда Волосенкова рассказала о планах подготовки имения к празднованию юбилея княгини Тенишевой и предполагаемой реконструкции в связи с этой значимой вехой истории. Упоминалось и планируемое выделение средств из областного бюджета.
Прошло два года, но, если судить по состоянию храма, то до его духовных высот запланированные работы так и не дошли. Совсем не в праздничном обличии храм готов встретить столетие: поливная черепица на крыше расколота и разбита, зияющие провалы окон, амбарный замок на дверях, осыпающаяся мозаика снаружи храма. О его внутреннем состоянии можно только догадываться, и вряд ли Храм может служить сегодня обителью Святого Духа. А ведь он должен был стать венцом всех Тенишевских культурных замыслов и построений в Талашкине! Как писала сама Мария Клавдиевна, «хотелось дело любви – школу - увенчать неугасимой лампадой – церковью, хотелось, чтобы десница Господня с вершины этой горы из века в век благословляла создание любви – народную школу».
Смоляне и общественные организации неоднократно обращались к руководству Смоленского государственного музея-заповедника с просьбой спасти главную жемчужину Тенишевской коллекции, но всегда получали один и тот же ответ: «Денег нет!»
Справедливости ради следует отметить, что государство уже затевало мероприятия по спасению Храма Духа. В 80-90-е годы была начата работа по комплексной реставрации объекта культурного наследия, разработана концепция использования храма как музейно-мемориального здания с установкой в крипте храма кенотафа Тенишевых. Специалисты института «Спецпроектреставрация» обмерили и обследовали здание и даже разработали эскизный проект реставрации.
Из официального ответа департамента по культуре Смоленской области: «Министерство культуры РФ выделило средства на восстановление мозаики «Спаса Нерукотворного» силами межобластного научно-реставрационного художественного управления (г.Москва)». Правда, нынешнее состояние мозаики «Спаса» красноречивей слов свидетельствует об обратном. Неужели за «реставрацию» сошло замазывание цементом тех участков панно, которые уже были утеряны?
Сказано
- Из средств областного бюджета были профинансированы противоаварийные работы по крыльцам здания, - утверждает начальник департамента по культуре Смоленской области Ольга Чернова. – Благодаря волонтерам удалось очистить цоколь храма от лишайников и убрать внутренние помещения. Также были застеклены окна сложной конфигурации (Недолго же продержались стекла в оконных проемах, наверное, «бережливые» потомки-вандалы постарались, - Авт.). В дальнейшем предполагается создание экспозиции, рассказывающей об истории возникновения этого уникального объекта, а также контурное воссоздание утраченных росписей Рериха.
Кто в храме хозяин?
7 марта Михаил Поздняков получил копию ответа из Министерства культуры РФ на запрос из Новосибирска, в котором говорится: «В соответствии со ст. 9.1 ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» осуществление полномочий в области сохранения, использования и государственной охраны памятников истории и культуры федерального значения передано органам государственной власти субъектов РФ за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утвержден распоряжением Правительства России № 759-Р от 1 июня 2009 года. Указанный объект культурного наследия в данный перечень не входит».
Как и Смоленская крепостная стена и Гнездовские курганы, которые тоже почему-то в «Перечень отдельных объектов культурного наследия народов РФ федерального значения», размещенный на официальном сайте Росохранкультуры, … не вошли.
Так в чьей же собственности находится уникальный храм? Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области, возможно, окончательно развеяло все сомнения, подтвердив запрос общественных организаций, - «в федеральной». А это значит, что государственные люди – чиновники, в том числе и смоленские, призваны сохранять и приумножать народное достояние. Это дело их чести.
В том же ответе Минкультуры указывает, что Управление государственной охраны памятников истории и культуры Росохранкультуры уже обратилось в департамент по культуре Смоленской области с предложением принять меры к обеспечению законодательства об охране культурного наследия в отношении вышеуказанного памятника истории и культуры.
- Сегодня область не в состоянии выделить необходимые средства на восстановление столь сложного инженерно-строительного объекта, - признается Ольга Чернова. - Но мы делаем все возможное: так, в 2011 в целях сохранения Церкви Сошествия Святого Духа Смоленский государственный музей-заповедник направит заявки в Министерство культуры РФ на финансирование ремонтно-восстановительных работ в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011г.г.)». Как хочется верить, что эта заявка будет рассмотрена и профинансирована!
Защитники Храма Святого Духа убеждены:
- Огромный вклад, который внесла княгиня Тенишева в культурную сокровищницу, составляет лучшие страницы в истории Смоленска. Ведь именно благодаря Талашкину, наш город в начале прошлого века стяжал славу культурного центра. Памятник, чьей судьбой сегодня обеспокоен весь мир, расположен всего в восемнадцати километрах от областного центра. Нельзя проводить географическую границу между бесценными объектами культурного наследия!
Интеллигенция Смоленска, мировая общественность призывают губернатора Смоленской области Сергея Антуфьева, а также Министерство культуры РФ сделать все от них зависящее по реставрации Храма Духа и рассмотреть возможность включения данного памятника архитектуры в число объектов, подлежащих финансированию в преддверии празднования 1150-летия Смоленска. Значимость восстановления Церкви Сошествия Святого Духа будет по достоинству оценена современниками и последующими поколениями.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Горсовет Ужгорода в частных интересах ликвидирует музей Федора Манайла
Более подробный материал на украинском языке читайте ЗДЕСЬ

Изображение
Карпатский пейзаж. Манайло Фёдор Фёдорович

Под угрозой исчезновения оказался мемориальный музей выдающегося мастера закарпатской школы живописи Федора Манайло, который находится в Ужгороде по улице Другетов, 74/2, в доме, в котором жил и свыше 30 лет работал знаменитый художник.
Дети Ф.Ф. Манайло после смерти отца передали помещение государству для создания музея. Кроме квартиры, на коммунальный баланс города Ужгорода передали земельный участок домовладения, подвальные помещения и чердак.
За последние 5 лет музей потерял земельный участок, который был составной частью музея, на аукцион выставлены 61 кв.м. подвальных помещений, где находится фондохранилище музея, и из-за нерешенного до конца спора относительно чердака работники музея не имеют доступа к нему и к коммуникациям музея. Невозможность достаться чердак не позволяет отремонтировать крышу, которая протекает. Дождевая вода уже сильно разрушила стену главной комнаты музея - гостиной.
Таким образом, на данное время условия работы мемориального музея не отвечают требованиям сохранения достопримечательностей Национального музейного фонда Украины и деятельности музеев общегосударственного значения. А методическое отчуждение помещений, которые принадлежали Ф.Ф.Манайло, и составляли часть мемориального музея, противореччит Закону Украины об охране культурного наследия. Напомним, что в 1980 году дом №74 по ул. Другетов получил статус памятника истории.
На пресс-конференции начальник областного управления Юрий Глеба возложил полную ответственность за уничтожение областного дома-музея на ужгородский городской совет.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Памятник основателям Киева вернут на его прежнее место уже к концу мая. Бронзовой копии не будет

Изображение
Ко Дню Киева, который отмечается в конце мая, на набережной, на своем традиционном месте, опять появится символ столицы - памятник основателям города Кию, Щеку, Хориву и их сестре Лыбеди.
По словам начальника Главного управления охраны культурного наследия Киевской городской государственной государственной администрации Руслана Кухаренко, установлена будет не бронзовая копия скульптуры, о чём говорилось ранее, а отреставрированный оригинал.
И хотя о другой копии проекта хотели говорить художники, по его словам, хотелось бы в первую очередь сохранить памятник, а не делать его копию,"это всё же памятник как таковой материальной культуры и хранить его нужно в таком виде, в котором он был сделан с самого начала", - сказал Кухаренко.
"Всё же это памятник, он поставлен на учёт памятников истории и культуры, поэтому делать копию из него это неэтично по отношению к тем авторам по задумке которых он был сделана, хотя и сделан он был не очень качественно, надо всё-таки вернуть, отреставрировать сам памятик, который был взят на учёт в 1982 году и поэтому в ближайшее время мы постараемся отреставрировать этот монумент и поставить его на старое место с учётом всех материалов, из которых он был сделан", - сказал он.
Мало того, изготовление бронзовой копии требует значительного финансирования, а по мнению начальника Главного управления охраны культурного наследия КГГА, в этом нет ни необходимости, нет возможностей.
"Нет необходимости делать из него бронзовую копию. В этом нет ни необходимости, ни материалов. В кризис не надо на это тратить средства, а надо сохранить тот объект, каким он есть сейчас", - подчеркнул он.
По словам Кухаренко, из памятника будет вытянут бетон, а его оболочка останется такой, как есть. "Частично заменим его на нержавеющий каркас, чтобы он стоял несколько лет, а то может и более 100 лет, и обезопасит дренаж влаги, чтобы она там не накапливался", - пообещал он.
Памятник основателям украинской столицы разрушился в ночь на 24 февраля. Причины инцидента сразу никто не сообщал, однако сегодня уже никто не скрывает того, что скульптура была сделана некачественно и поэтому она не выдержала капризов минувшей суровой зимы.
"Было сделано очень некачественно: вместо бронзы была использована кованая медь, обковывался бетон. Бетон оттуда не вытащили, арматура проржавела и это привело к его разрушению", - сказал Кухаренко.
Реставрацией памятника сейчас занимается дирекция реставрационно-восстановительных работ Киевской городской государственной администрации. По словам Кухаренко, там есть специалисты, профессионалы, которые будут выступать заказчиками по ремонту этого памятника к дням Киева.
"Я надеюсь, что в дни Киева мы снова увидим этот объект на своём месте. Так сосредоточили работу президент Украины и мэр, поэтому мы выполним это поручение прежде всего", - пообещал он.
По материалам: Newsru
Ответить

Вернуться в «Культура – оружие Света»