Борьба за культуру

Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Слова предстоятелей Церкви о бережном отношении к наследию противоречат делам на местах
Источник
Дискуссии о передаче бывшей собственности религиозных организаций из музеев в бессрочное и безвозмездное пользование этим самым религиозным организациям, кажется, достигли своего апогея.
Представители духовенства, и прежде всего иерархи Русской православной церкви, говорят о неоценимом вкладе светских музеев в дело сохранения святынь православия. Произносятся красивые слова о будущем взаимодействии науки и религии в деле сохранения хрупких шедевров прошлого.
Вот только события, происходящие в реальной жизни, во многом противоречат тому, что так красиво декларируется.
Примерам несерьезного, фактически безразличного отношения церковников к бывшим музейным экспонатам несть числа. Возникает законный вопрос: если уже сегодня, когда Церкви передана лишь часть ее бывшей собственности, религиозная организация не в состоянии поддерживать объекты культурного наследия в соответствующих условиях, что же случится со вчерашними экспонатами, которые холили и лелеяли музейные энтузиасты, когда будет принят закон? Если средств на содержание и реставрацию у Церкви нет сейчас, то откуда они появятся после принятия закона? Единственный ответ - из госбюджета. Получается, что государство, как и прежде, будет оплачивать содержание движимого и недвижимого церковного имущества за счет налогоплательщиков вне зависимости от их религиозного убеждения. А определять возможность доступа к этим ценностям (который гарантирован Конституцией России) будет пусть и благородная, но культовая организация. Логики, согласитесь, никакой.
Крохотный городок Суздаль - классический пример сохранения национального наследия. О том, как и с какими целями в 60-е годы создавался образцово-показательный музей, написано много и разно. Главное - Владимиро-Суздальский музей-заповедник за полвека своего существования действительно стал образцом бережного и научного отношения к национальному наследию. Будь то сохранение и реставрация светских архитектурных объектов, будь то не менее научное и бережливое восстановление "объектов религиозных культов".

Суздаль - наиболее яркий пример того, что срочное возвращение Церкви ВСЕГО ее имущества, мягко говоря, преждевременно. Объясните мне, откуда Церковь найдет средства на поддержание в должном состоянии памятников архитектуры - 37 церквей - в городе, где проживают чуть более 10 тысяч человек. Даже если все они станут щедрыми и аккуратными прихожанами, содержать такое число храмов на пожертвования людей нереально. Получается, что Церковь должна будет достать средства из других источников и "перекинуть" их на объекты Суздаля.
Но именно в этом и таится ГЛАВНОЕ логическое противоречие. Церкви существуют только для того, чтобы люди разговаривали с Богом. И именно прихожане должны определять, какое количество храмов им необходимо. Мнение же служащих Церкви - второстепенно в этом решении, как и мнение государственных чиновников. Или я не прав?
...В маленьком Александровском монастыре Суздаля, с недавних пор переданном РПЦ, живут три монаха. Экскурсантам - а монастырь теоретически могут посещать многочисленные туристы - грозно указывают на то, как следует вести себя на территории монастыря. В притворе монастырской церкви нас встречает бородатый мужчина: "Я, извините, работаю, поэтому не в рясе", - оправдывает свой тренировочный костюм бородач. Монах занимается художественной отделкой отреставрированного храма. Который сияет яркими красками, словно квартира после евроремонта. На полу - блистающий мрамор, возле алтаря - каталог, по которому настоятель монастыря выбирает, каким будет будущий иконостас.
А во дворе, внутри монастырских стен, расположен новенький коттедж, умело и ловко выстроенный на монастырской земле с использованием всех современных технологий. И окна вполне пластиковые, и сайдинг отнюдь не исторический. Такие теперь кельи...
Строительство домика проведено вполне законно. Но кроме законов земных, существуют и другие законы. И непонятно, каким образом удается новым владельцам исторических памятников уговаривать свою совесть, возводя современные жилые строения, противоречащие духу и традициям исторических мест.
Пример этот отнюдь не единичен. Всего в 200 километрах от Москвы местные церковные деятели уже не повторяют слова московских иерархов РПЦ о сохранности наследия и взаимодействии с музейными специалистами. А просто заселяют объекты, которые так бережно хранили до этого музейные энтузиасты. И это, повторюсь, всего в 200 километрах от Москвы, на виду у сотен тысяч туристов и в пределах автомобильной досягаемости для любого журналиста. Представить, что происходит в отдаленных частях России, я лично не берусь...

Битва за Золотые ворота

О ситуации, которая складывается в отношениях представителей РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, рассказывает в своем письме, пришедшем в адрес газеты "Культура", генеральный директор музея-заповедника Алиса АКСЕНОВА.
В последнее время во всех СМИ широко обсуждается вопрос о готовящемся новом законе о передаче региональным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Ясности практически никакой - ни о предстоящих масштабах изменений действующих Федеральных законов "О музейном фонде РФ" и "Об объектах культурного наследия РФ", ни о том, как будут учтены интересы обеих сторон при разделе. Зато заостряется вопрос прежде всего на понятиях "собственность", "имущество", "недвижимость". Идут необоснованные злые нападки и оскорбления в адрес музеев: нас называют даже "держателями краденого", отходят на задний план здравые мысли, что и Церковь, и музеи, действуя в разных сферах, хранят и развивают духовное наследие народа и человечества.

Претензии вместо благодарностей

В ходе яростных нападок напрочь забыта "история вопроса" - из всех церковных богатств сохранилось лишь то, что в 20 - 30-е годы энтузиасты-музейщики часто с риском для свободы и даже жизни перевезли в музейные хранилища, остальное или было вывезено за границу, или уничтожено. Это факт, не требующий доказательств, и иная трактовка его - от лукавого.
В 60 - 80-е годы музеи подверглись жесткой критике "за идеологические перекосы" в деле охраны культовых памятников, за увлечение показом религиозных предметов, за сбор икон... Это все как бы забыто.
Зато на фоне волны этой противоречивой, часто очень необъективной информации возникают неожиданные вопросы, как, например, у жительницы Владимира во время прямого эфира на канале "Вариант", которая обратилась ко мне весьма недружелюбным голосом: "Почему музей так плохо относится к Церкви и почему не передаст ей Золотые ворота?"
Пришлось довольно подробно объяснить, что отношения между музеем-заповедником и Владимиро-Суздальской Епархией сложились в трудные для всех "переходные" 90-е годы самые доброжелательные, толерантные, взаимоуважительные. Музей-заповедник по своей инициативе, без указаний и требований сверху, передал Епархии не только церковь Покрова на Нерли, а еще 17 приходских церквей, где были расположены замечательные музеи ("Часы и время", "Православие и русская культура" и др.). Из церковных зданий, где были оборудованы фондохранилища, реставрационные мастерские, музеи ушли практически в никуда: обещанные взамен Палаты, где располагались 35 организаций, с большим трудом пришлось отвоевывать частями в течение 4-х лет.

Путь взаимодействия

Когда в Суздале произошел раскол - священник Русанцев перешел в зарубежную церковь и в древнерусском городе не было прихода РПЦ, - музей-заповедник, не задумываясь, передал Епархии только что отреставрированную Знаменскую церковь. Между прочим, упомяну, что все переданные Церкви памятники, в тот момент, когда их принимал музей, стояли либо заброшенными, либо были заняты под склады. Годы ушли на их реставрацию, ремонт, приспособление, благоустройство. Все это делалось не под нажимом властей, а в силу понимания проблем и трудностей, стоящих перед возрождающейся Церковью, в стремлении к доброму сотрудничеству.
Я могла бы много рассказать о совместных мероприятиях, конференциях, праздниках. Считалось до сего дня, что во Владимирской области сложились самые гармоничные плодотворные отношения между Церковью и музеем, служащие духовному возрождению общества. Иных целей и быть не может.
В 2008 году я была удостоена высокой награды - "Ордена Русской православной церкви святой Равноапостольной княгини Ольги" III степени - "во внимание к трудам в деле восстановления и реставрации храмов и монастырей, сохранение церковных ценностей". Так что дела обстоят у музея с Церковью вполне нормально.

Приход на рубеже обороны ?

А вот насчет передачи Церкви Золотых ворот вопрос стоит иначе. Для начала я изложу историю храма, его предназначение и достойное его использование в настоящее время.
Владимирские Золотые ворота - одно из трех белокаменных зданий XII века в городе и единственный памятник военно-оборонительной архитектуры, сохранившийся в России от домонгольского периода.
Они были построены в 1164 году, в период бурного возвышения Владимира. Здание соединило в себе крепость и триумфальную арку, у которой совершались торжественные церемонии: проводы и встречи боевых дружин, чествование почетных гостей. По установившейся на Руси традиции над воротами, в центре боевой площадки, была поставлена церковь. Посвященная одному из Богородичных праздников - Положению риз Богоматери.
Церковь никогда не была самостоятельным приходским храмом. Богослужение велось в ней эпизодически.
Уникальность и ценность Золотых ворот всегда связывались с их оборонительной функцией. И забота о них шла от светских властей: в Средние века - московских князей и царей, в наше время - владимирского губернатора и городской Думы.
Что касается надвратной церкви, то богослужение в ней часто прерывалось на долгие годы и даже столетия. В "Топографическом описании города Владимира с уездом", изданном в 1761 году, о надвратной церкви сказано, что она от нашествия монголо-татар "опустев стояла без пения праздна многие лета" и только с 1687 года возобновлена. Но и после возобновления богослужения оно не стало постоянным. И церковь вновь подолгу пустовала. За восьмивековую историю в надвратной церкви службы велись в общей сложности несколько десятилетий. Неслучайно в 1865 году церковные власти не возражали против устройства в ней огромного бака водонапорной башни. И только опытный инженер Карл Дилль предотвратил осуществление проекта, указав, что арка ворот может не выдержать веса резервуара.
Таким образом, храм под Золотыми воротами как таковой никогда не играл в религиозной жизни города выдающейся роли.
В настоящее время Золотые ворота - один из самых популярных экскурсионных объектов во Владимире, который ежегодно посещают около 100 тысяч человек, из них 40 тысяч детей.
Под сводами надвратной церкви развернута экспозиция "Владимирцы на защите своей Родины", рассказывающая об участии наших земляков в боях и походах с древнейших времен до недавнего прошлого. Главный экспонат - озвученная со световыми эффектами диорама, дающая наглядное представление о героической обороне Владимира от татаро-монгол в 1238 году. Летопись боевой славы, начатую далекими предками, продолжают наши современники. Подвигам владимирцев - Героев Советского Союза и Героев России - посвящена галерея, размещенная в помещении, служившем некогда боевой площадкой для защиты крепости.
Надо ли доказывать важность этих экспозиций высокого патриотического звучания. Особенно сейчас, когда среди молодежи резко упало знание истории своей страны, и, как показывают опросы, многие молодые люди не знают, когда началась Великая Отечественная война...
Уничтожение музейной экспозиции исключительной важности, которая, кстати, в российской музеологии является примером идеального сочетания характера памятника с содержанием музея, будет для города невозвратимой потерей.
Андрей МОРОЗОВ
Алиса АКСЕНОВА
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Защита культурного наследия: проблема взаимодействия музея и церкви
Источник

А.И.Аксенова,
генеральный директор
Владимиро-Суздальского музея-заповедника

А.А.Тенеткина,
заместитель генерального директора
Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Весь XX век и начало XXI века прошли под знаком ломки ценностных ориентиров и усилившейся в связи с этим опасности для векового культурного наследия. Одним из первых осознал это Н.К.Рерих, выступивший с идеей создания организованной охраны культурного достояния народов. Она возникла у него в самом начале минувшего столетия при изучении памятников отечественной старины и оформилась впоследствии в документ, известный теперь как Пакт Рериха. Он писал: «Обыкновенно у нас принято все валить на неумолимое время, а неумолимы люди, и время лишь идет по стопам их точным исполнителем всех желаний» [1, с. 23].
Время показало, насколько актуальными и своевременными были мысли Н.К.Рериха об охране культурного наследия. В России за ушедшее столетие в результате войн, произвола, невежества, бесхозяйственности погибла едва ли не половина культурных ценностей, созданных многими поколениями на протяжении тысячелетий. Крупномасштабно повторилось то, что происходит при смене эпох и идеологий: Средневековье отрицало античность, Возрождение – культуру и символы Средневековья, социалистическая Россия ставила задачей разрушить до основания Россию православную.
Владимирская область разделила судьбу России. Исчезли сотни сел с украшавшими их церквами, особняки дворянских усадеб, многие памятники археологии. Сохранил облик древнего города Суздаль, но и его архитектура понесла значительные утраты: снесено 14 церквей и колоколен XVII–XVIII веков, в том числе один из лучших архитектурных памятников XVII века – собор Троицкого монастыря. Среди значительных потерь во Владимире – собор Рождественского монастыря с колокольней XVII века, а также Казанская церковь, где А.И.Герцен венчался с Н.А.Захарьиной. К настоящему времени в области сохранилась 541 церковь из 1495, 27 монастырей из 29, 40 часовен.
XXI век унаследовал от предыдущего столетия множество проблем. К разрешению многих из них даже не известно, как подступиться. Один из таких сюжетов XX века – обострение взаимоотношений между церковью и учреждениями культуры. Как известно, в годы Советской власти огромный массив церковно-монастырской архитектуры оказался расчлененным на две неравные части. Большинство закрытых храмов было отдано под склады, гаражи, всевозможные мастерские, конторы и т.п. Меньшую часть предоставили в разное время учреждениям культуры, в частности музеям, которые и стали бережными хранителями памятников. В 1992 году в Российской Федерации из 4578 сохранившихся культовых памятников музеи занимали 435, т.е. менее 10 процентов. Но именно эти памятники в 90-х годах минувшего века стали предметом конфронтации между церковью и музеями. По всей стране прокатилась мощная волна силового давления на музеи, захватив и Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Духовенство стремилось немедленно вернуть памятники в лоно церкви, при полном безразличии к судьбе музеев. Их благородная миссия в спасении от гибели церквей и икон была забыта.
Аргументы таковы: за реституцию, возвращение памятников старины в лоно церкви.
Храм – это дом для молитвы и ни для чего другого; любая экспозиция в храме есть его осквернение; религиозному искусству вообще не место в музеях; действующий храм и экскурсии – трудно совместимые (или вовсе не совместимые) вещи.
Неубедительность этих доводов очевидна. Жизнь православного храма никогда не ограничивалась богослужением. В храмах и монастырях сложились первые русские библиотеки, в которых на протяжении веков был сосредоточен почти весь книжный фонд страны, велось летописание. Церкви и монастыри хранили оружие, боеприпасы, служили убежищем для населения при штурме городов. В церковных ризницах наряду с иконами, книгами и облачениями часто соседствовали предметы, не связанные с религиозным бытом, например, такие: «130 пищалей и карабинов, палаши и рогатины, бердыши» (из «Описной книги Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря», 1660 г.). В Казанском соборе С.-Петербурга хранились ключи от городов, взятых русской армией, в Петропавловском соборе – реликвии ее воинской славы – боевые знамена. Словом, храмы до известного времени выполняли функции сохранения и приумножения культурного наследия, перешедшие впоследствии к другим учреждениям: библиотекам, музеям. Но функции эти выполнялись лишь отчасти, потому что иконы и фрески прошлых веков не рассматривались как культурная ценность и зачастую претерпевали безграмотное поновление, а иногда и вовсе записывались наново.
Использование храмов под музейные экспозиции в странах Европы – явление вполне обычное, никого не шокирующее. Вот мнение академика Д.С.Лихачева: «Храмы и монастыри, в которых организованы достаточно серьезные музеи, не оскорбляющие при этом религиозных чувств верующих, могут оставаться за музеями, под их наблюдением, но я допускаю, что в них могут совершаться религиозные службы – постоянно или временно, или время от времени, как это делается во многих храмах мира (Сан-Марко в Венеции, Нотр-Дам в Париже)» [2]. И в нашей стране, во многих музеях-заповедниках, это уже стало практиковаться.
Говорить о том, что религиозному искусству не место в музеях, абсурдно – оно широко представлено в музеях всего мира, что легко объяснимо. Религия долгое время была господствующей формой общественного сознания, в оболочке которой происходило становление многих философских, политических и даже научных идей. В связи с религией развивалось и искусство, удовлетворяя запросы как церкви, так и народного быта. Оставаясь общенациональным достоянием, оно создавалось на средства всего общества и отразило жизнь в формах, соответствующих своему времени. Поэтому экскурсии – это законное право народа знать культуру во всех ее проявлениях как неотъемлемую часть истории своей страны.
Только с устранением идеологических требований в 90-х годах минувшего века открылись для музейной культуры невиданные доселе возможности обогатить экспозиции новыми материалами и объективно их интерпретировать. К началу XXI века в нашем музее-заповеднике окончательно сложилась стройная структура экспозиций, отразивших вехи истории религиозных памятников и созданных в значительной мере на их культурном наследии. Восполнен противоестественный для Суздаля пробел – отсутствие экспозиции, посвященной монастырям, их роли в экономике города, развитии культуры, формировании культурного ансамбля. Должное место в экспозиции «История Суздальских монастырей» заняли материалы о трагических судьбах суздальского духовенства в ХХ веке и возрождении монастырей. Отреставрирован и стал, как в давно минувшие времена, центром духовности всего ансамбля монументальный Спасо-Преображенский собор. Ожили очищенные от поздних напластований росписи XVII в. кисти Гурия Никитина, покрывающие пышным ковром его стены и своды, к которым устремляются звуки церковных песнопений, исполняемых ансамблем «Благовест». Возрожден и один из непременных атрибутов монастырского быта – колокольный звон. Вошли в практику совместные с епархией мероприятия: научно-практические и научно-церковные конференции, выставки, праздники медового Спаса, Троицы и др. В Музее деревянного зодчества освящена церковь Воскресения, определен священник, курирующий храм, – отец Владимир (Иванов), благочинный прихода города Суздаля. Он будет совершать службы по двунадесятым праздникам в летнее время года, о чем будут проинформированы все турфирмы (так как паломники составляют 5% от всего количества посетителей музея-заповедника).
По-разному сложились судьбы суздальских обителей. Три монастыря – Покровский, Ризоположенский и Васильевский – вновь стали действующими, в них совершаются ежедневные богослужения. Но правомерен и другой путь – работа в миру, служение людям, удовлетворению их духовных запросов. Именно такая работа ведется в стенах Спасо-Евфимиева монастыря, ставшего «музейным градом», который за 35 лет посетило свыше 15 миллионов человек. Здесь звучат имена великих предков, вспоминаются их подвиги во славу Отечества. Спасо-Евфимиев монастырь, не имеющий в стране аналогов, – пример согласованной реставрации и музеефикации грандиозного архитектурного ансамбля. Он стал центром культуры, открытым всему цивилизованному миру.
Оптимальное решение проблем культурного наследия в нашу динамичную эпоху следует искать на путях разумного компромисса. В конце минувшего века ситуация вокруг Владимиро-Суздальского музея-заповедника сложилась критическая, положение было отчаянным: возврата занимаемых нами зданий (31 из 55 – памятники культовой архитектуры) требовали Русская Православная Церковь, зарубежная, католики и старообрядцы. Пришлось решать трудный вопрос: какие памятники можно передать церкви, не потеряв при этом музея. В итоге разным конфессиям мы передали 17 занимаемых музеем церковных зданий. Эта акция не была для музея безболезненной, она повлекла за собой потерю нескольких важных в структуре музея экспозиций и, как следствие – сокращение доходов. Музей лишился таких первоклассных экспозиций, как «Часы и время» (признанной в 1986 году лучшим музеем года) и «Православие и русская культура» в Успенском соборе Княгинина монастыря. Идя навстречу пожеланиям монахинь этого монастыря, музей предоставил им во временное пользование уникальный памятник живописи XII века – икону Боголюбской Богоматери в специальной витрине (с постоянным температурно-влажностным режимом и электроникой) и храмовую икону Успения XVII в. – вклад патриарха Иосифа. Были переданы в действующие храмы мощи кн. Андрея Боголюбского, суздальских святых Евфимия, Феодора, Иоанна, Евфросинии.
Однако и церковь, если она заинтересована в просвещении и благоденствии народа, должна учитывать интересы и приоритеты музея. Изъятие из сферы культуры таких объектов, как Спасо-Евфимиев монастырь или Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, равносильно уничтожению музея. И уж совсем неправомочно требование о передаче епархии владимирских Золотых ворот – памятника военного зодчества. Золотые ворота – единственный в России памятник военно-оборонительного зодчества XII в. В его надвратной церкви, венчающей фортификационное сооружение, никогда прихода не было, службы проводились очень редко, по каким-то особым случаям – например, к приезду великих князей. Башни сдавались под лавочки, а сама церковь в XIX веке числилась в составе имущества городской Думы. Ликвидировать размещенный в Золотых воротах замечательный музей большого патриотического звучания, построенный профессионально, с прекрасной диорамой, воссоздающей трагические события вокруг этих Золотых ворот во время нашествия монголов, рассказывающей на подлинных реликвиях об участии владимирцев в защите Отечества, – идея, мягко говоря, странная. А крутая лестница в 64 ступеньки?
Музеи в качестве держателей памятников обеспечивают их доступность всему населению. Церковь резко ограничивает такую возможность. Так, Успенский собор Княгинина монастыря, перестав быть объектом музейного показа, стал практически недоступен для широкого ознакомления с сохранившейся в нем первоклассной живописью XVII века. Работы московского изографа Марка Матвеева нуждаются в мониторинге, так как вначале, после передачи памятника, чего греха таить, – с фресок паутину стирали мокрой тряпкой. В сотрудничестве с епархией мы добились грамотного понимания этого вопроса. Отрадно, что в церкви ключевые посты начали занимать просвещенные люди. Взаимно уступая, но не теряя принципиальных позиций, мы установили взаимоприемлемый диалог, нормальные отношения с епархией и Владыкой.
Музеи обеспечивают точный учет и надлежащий режим хранения памятников (речь идет о движимых памятниках; мы передали епархии свыше 700 предметов), их своевременную научную реставрацию. В церковном обиходе ничего этого, к сожалению, нет, более того, нет даже соответствующих документов, регулирующих хранение и использование культурного наследия, – а такие документы были до 1917 года. В церкви икону воспринимают как святыню, что естественно, но не смотрят на нее как на художественную реликвию, требующую соответствующих условий хранения. Отсюда быстрое старение икон и необходимость их поновления. А.И.Аксенова как генеральный директор музея-заповедника дважды говорила с Патриархом и неоднократно с Владыкой о том, что необходимо в действующих церквях установить порядок – систему описания, как было до революции. Если нет учета, вещи могут исчезать, а ведь они являются национальным достоянием. И мы нашли поддержку как у Патриарха, так и у Архиепископа Владимирского и Суздальского. И работать и взаимодействовать стало легче, нас стали понимать.
Свое место в мировой культуре русская икона обрела благодаря мыслителям, художникам, искусствоведам Серебряного века. Необходимость специальных музеев для древнерусского искусства осознавалась еще в дореволюционное время и некоторыми церковными деятелями. Так, во Владимире по инициативе архиепископа Феогноста в 80-х годах XIX в. было создано древлехранилище при Братстве Александра Невского. В 1913 году последний российский император Николай II во время посещения города Суздаля предложил передать лучшие иконы из Суздальского Покровского монастыря в Музей Александра III (ныне Русский музей), что и было сделано. Передано свыше 40 икон. Вскоре с них были выполнены копии. В наш музей поступило лишь две иконы, написанные иконописцами Брягиными, и они экспонируются на выставке «Поздняя икона» в Спасо-Евфимиевом монастыре.
Как перед работниками культуры, так и перед деятелями церкви стоит общая проблема – это формирование высокой толерантности. Нам предстоит научиться понимать и уважать ценности разных систем и относиться к другим, как к себе, а на себя попытаться взглянуть с другой стороны. Толерантность во взаимоотношениях – уже не только мечта, но и новая реальность.

Литература
1. Рерих Н.К. По старине / Россия. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004.
2. Лихачев Д.С. Народ должен иметь свои святыни // Литературная газета. 1990. 11 апр. № 15.
Toma
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 14 апр 2010, 21:20

Re: Борьба за культуру

Сообщение Toma »

Дорогие друзья!
Поздравляю всех участников форума с Днем Культуры!
Проблема сохранения памятников культуры очень важна, этой проблеме Н.К.Рерих уделял особое внимание. Большую роль в многоликом образе России играют провинциальные города. Каждый из старинных городов, в которых сохранилась историческая застройка, имеет свой лик, благодаря своеобразному сочетанию памятников. Они, как цветы, вплетенные в венок России. Сейчас идет процесс разрушения памятников культуры. Города теряют свой уникальный и неповторимый облик, а в целом Россия теряет многообразие и многоликость. Разрушение памятников культуры в городах и ускорение процесса урбанизации приводит к тому, что ухудшается среда проживания людей. В результате растет процент смертности и психических заболеваний. Сегодня проблема сохранения архитектурных обликов городов является проблемой национальной безопасности.
Екатерина писал(а):

Работа по распространению идей Пакта и Знамени Мира ведется. Но если мы знаем о конкретных случаях вандализма, неужели мы можем пройти мимо?
И, я думаю, что созданная Вами тема способна помочь консолидировать наши усилия в деле охраны и спасения конкретных памятников Культуры. Зачем же тогда вообще знать о том, что происходят эти разурушения, если не предпринимать действий, которые помогут их спасти?
Повторюсь в своем предложении в данной теме не только озвучивать проблемы, но и пытаться найти их решение. Совместными усилиями это получится сделать гораздо эффективнее.

Я предлагаю продумать и провести акцию в защиту исторического облика провинциальных городов. Если в городе нет активно действующей организации, например, ВООПИК, то рериховским организациям нужно объединять вокруг этой проблемы все другие общественные объединения. По опыту такой работы в нашем городе можно сказать, что сделать это лучше через общественную палату. Мы создали общественную комиссию, в которую вошли архитекторы, историки, журналисты, члены общественной палаты, и совместно осмотрели памятники исторической части города. Постарались учесть и описать все здания, имеющие культурно-историческую ценность, подчеркнули их значимость, ценность в застройке города, в архитектуре городской среды.
Результаты опубликовали на сайте общественной палаты, так как своего пока нет, готовим к выпуску сборник, посвященный архитектурному облику города.
Цели этой деятельности:
1. Общественность должна знать, что представляет собой культурное наследие города, в чем его ценность; информация о памятниках должна быть прозрачной, доступной всем.
2. Разработать программы по взаимодействию общественных организаций и госорганов в сфере культурного наследия.
3.Добиться того, чтобы общественность могла влиять на принятие решений, касающихся сохранения памятников истории и культуры, так как в действующем законе «Об объектах культурного наследия…» возможность участия общества в сохранении памятников сведена к минимуму. Можно подумать над тем, чтобы подготовить от общественных организаций профессионалов- экспертов, которые бы прошли аккредитацию, и могли бы на законных основаниях, после принятия положения об экспертизе, участвовать в экспертных советах, занимая объективную позицию, независящую от «установок сверху».
Наш форум мог бы сыграть очень важную роль в обсуждении подобных вопросов, инициировать движение в защиту культурного наследия во многих городах.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Решил разместить статью за 1999 год, идея которой не потеряла на сегодняшний день своей актуальности.
Источник
Целинные степи как воплощение идеальных ценностей
Владимир Борейко (Киевский эколого-культурный центр, Киев)

Один из основателей природоохранного движения в России, президент Русского ботанического общества, академик И.П. Бородин в 1914 г. одним из первых обратил внимание на охрану диких степей исходя из их нематериальных, неэкономических идеальных ценностей.
"Наиболее неотложным представляется мне образование степных заповедных участков. Степные вопросы это наши, чисто русские вопросы, между тем именно степь, девственную степь мы рискуем потерять скорее всего. (...) Растерять эти остатки было бы преступлением. Сколько бы защитных участков ни устроили у себя наши соседи, они не в состоянии заменить наших будущих заповедников. Раскинувшись на огромном простанстве в двух частях света, мы являемся обладателями в своем роде единственных сокровищ природы. Это такие же уники, как картины, например, Рафаэля, - уничтожить их легко, но воссоздать нет возможности" (Бородин И.П. Охраняйте памятники природы. СПб: Императорское русское географическое общество, 1914).
В своей небольшой природоохранной брошюре И.П. Бородин подчеркнул не только научное, но и педагогическое, культурологическое значение диких степей и других свободных участков природы, отметив однако, что прежде всего в России охранять нужно степи.
Практически минул с тех пор целый век, а все написанное им по-прежнему является актуальным. И к сожалению, во многом забытым. Дело в том, что вместе с другими российскими пионерами охраны природы - профессором Московского университета Григорием Александровичем Кожевниковым, братьями Семеновыми-Тян-Шанскими, Андреем и Вениамином Петровичами, известными специалистами в области зоологии и географии, знатоками поэзии и живописи, харьковским профессором Валерием Ивановичем Талиевым, этнографом академиком Дмитрием Николаевичем Анучиным - Иван Парфентьевич Бородин принадлежал к особому, духовно-культурологическому направлению в российском природоохранном движении, которое историки именуют "этико-эстетическим".
Представители этого направления полагали, что дикую природу нужно охранять не только по причине ее хозяйственной или научной "полезности", но и по причине религиозной, эстетической, этической, культурной, образовательной, рекреационной, духовной ценности. К сожалению, из-за последовавших вскоре политических событий эти взгляды оказались на долгое время невостребоваными как в России, так и в Советском Союзе.
В рамках международного проекта "Любовь к природе" (Гуманитарная экологическая инициатива), который проводит Киевский эколого-культурный центр при поддержке Центра охраны дикой природы и Эколого-просветительского центра "Заповедники", мы пытаемся возродить этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле, более того, наполнить его новым содержанием, исходя из современных воззрений экологической этики, природоохранной эстетики, экологичской культурологии и экотеологии, а также приспособить его к современным условиям природоохранной практики. Мы надеемся, что осознание людьми идеальных ценностей дикой природы, в частности, диких степей, позволит значительно увеличить общественную и политическую поддержку охраны степных природных объектов. Ибо охраняют прежде всего то, что ценят.
Более того, в своем эссе я хотел бы вообще поднять пpоблему защиты pазличных диких степей - и Уpала, и Сибиpи, и Украины, и Казахстана, пpичем с использованием более шиpокого набоpа аpгументов, чем это обычно делается. Я заведомо опускаю экономические, естественнонаучные и экологические мотивации - о них уже сказано достаточно и без меня.

Эстетическая ценность степей

На эстетическую ценность степей есть два различных взгляда. Николай Васильевич Гоголь и пионер охраны природы ботаник В.Н. Хитрово призывали восхищаться красотой степей и охранять ее.
Гоголь создал своеобразную и недосягаемую "оду степям": "Степь чем дальше, тем становится прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их (...). Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..".
Ботаник В.Н. Хитрово продолжал через несколько десятилетий: "Глядя на эти последние остатки прежней красочной гармонии края, является досадная мысль: неужели наш край есть край чьих-то вековечных рабов, что мы в погоне за производством хлеба, и только хлеба на вывоз для кого-то, не оставим для себя, а распашем и последние остатки степной растительности, и дети наши только из книг прочитают о былой, доступной для наслаждения каждому красе нашего края."
Совершенно противоположного взгляда придерживался советский философ С.С. Гольдентрихт и многие другие представители советской философской школы. Они полагали, что дикая степь не имеет своей красоты до тех пор, пока человек не "облагородит" ее своим трудом - не распашет, не засеет хлебом. Хлебные поля - вот истинная красота степи (Гольдентрихт С.С. Об эстетическом освоении действительности. М.: МГУ, 1959). В отличие от И. Канта, который утверждал, что по настоящему красивым может быть только то, что не имеет пользы, советские философы вроде Гольдентрихта и поэты типа Максима Рыльского, полагали, что красивым является то, что полезно. Такой перекос в мировоззрении выдавал "индульгенцию" на уничтожение последних уголков степной природы: они, мол, все равно не красивы. Как писал большевистский литературовед С. Третьяков: "Отвратителен дремучий бор, невозделанные степи, неиспользованные водопады... Прекрасно все, на чем следы организующей руки человека" (Третьяков С. Откуда и зачем? Леф, 1923, № 1).
К нашей радости, сторонников второго взгляда с каждым годом становится все меньше. И в этом большая заслуга самих природоохранников. Так, украинский заповедник "Каменные могилы" пригласил на этюды художников, а затем организовал выставку их картин в здании Верховного Совета Украины. Пpидет вpемя и окажется, что сохpаняемая дpевними степями пpиpодная кpасота пpевpатилась в бесценный эталон, меpу и кpитеpий пpекpасного, великого учителя и вдохновителя муз. В таинственном молчании степей будут заpождаться наиболее возвышенные пpоизведения, создаваться кpасивые поэтические обpазы.

Историко-культурная ценность степей

Степи - pодовое наследие степных народов. Hаследие, котоpое досталось им по пpаву pождения, и мы обязаны помочь им пеpедать его в сохpаненном виде будущему. Так, в украинских степях жили сарматы, скифы, половцы, печенеги, булгары, славянские племена, воевали татаро-монголы, турки, крымские татары. В дикой степи остались знаки их живого присутствия. Древние курганы, валы, городища, каменные бабы, старые кладбища - это все, что осталось от целых степных народов и цивилизаций. Любой участок дикой степи имеет огромную историко-культурную ценность.
"...Полоска целины с серебрящимся ковылем, одиноко стоящий курган на степи, серый валун, лежащий в поле, говорят нам о потоке жизни, окружающем нас, о прошлых веках и тысячелетиях, из глубины которых сложился настоящий мир," - писал украинский пионер охраны природы В.И. Талиев.
С дpугой стоpоны, непаханная степь и сама по себе имеет истоpическую ценность, благодаpя особому типу пpеемственности с пpошлым.
Эта лежащая в основе истоpия обеспечивает подлинность непаханных степей. Когда мы восхищаемся непаханной степью, мы восхищаемся и ее истоpией. Таким обpазом, дpевние степи пpедставляют истоpико-культуpную ценность двумя путями: культуpным и пpиpодным. Hеобходимо восстановить культ степей.

Ценность свободы

В отличие от дремучих лесов или непроходимых болот, где человек чувствует себя подавленным, покорным, дикие степи лелеяли в нем дух свободы. Целинные степи являлись символом свободы, казацкой вольницы. Михаил Лермонтов писал:

И степь раскинулась лиловой пеленой,
И так она свежа, и так родна с душой,
Как будто создана лишь для свободы...

Человеку дикая степь представляет, если можно так выразится, три вида свободы. Она - источник интеллектуальной свободы или творчества, источник духовной свободы или артистического вдохновения и источник политической свободы, исторически являясь убежищем от авторитарного правительства и политического угнетения.

Внутренняя ценность степей

Одна из базовых идей современной экологической этики - наличие в дикой природе внутренней (присущей, врожденной) ценности (подробнее - см.: Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 1999).
В последнее время в ряде российских природоохранных изданий (например, в бюллетене "Охрана дикой природы") появляются статьи московских экономистов, где обсуждается вопрос экономической оценки всех, в том числе даже нематериальных, ценностей дикой природы. Лично я глубоко сомневаюсь в возможности оценить в рублях, скажем, духовную или этическую ценность целинного участка. Создается впечатление, что уважаемые экономисты сознательно игнорируют известное философское положение о том, что есть на земле ценность, которая, просто по определению, не может иметь цены. Такая ценность называется внутренней.
Развивая мысль И. Канта можно заключить, что любой целинный участок - это "вещь в себе". Внутренняя ценность не имеет цены, она имеет достоинство. Внутренняя ценность степного участка - это ценность, которой он обладает как самоцель, ради себя самого.

Этическая ценность степей

Целинная степь, как часть дикой природы, имеет этическую ценность. Она содержит и производит добро в мире. Еще Генри Торо подчеркивал, как близко к добру находится то, что дико. Поэтому наши поступки, направленные на сохранение целинных участков, являются благими поступками.

Воспитательная ценность степи

Дикая степь воспитывает патриотизм. Это происходит благодаря наложению нескольких образцов степи - степь как жилище предков, степь как красавица, степь как вольница. О мощном воспитательном влиянии природного ландшафта говорил и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Особенно воспитательное значение степей усиливается в местах, где происходили знаменательные события в истории целого народа: например, поле Куликовской битвы, или территория заповедника "Каменные могилы", где происходила одна из первых битв киевских князей с татаро-монголами. Такие исторические степные участки должны обязательно видеть дети, чтобы стать патриотами своей страны.

Неосознанные ценности степей

Естественно, приведенный здесь перечень идеальных ценностей степей далеко не полон. Очень многое в миpе находится вне человеческого опыта, и иную ценность не всегда можно осознать или измеpить.
В любом случае нужно помнить, что "природа - сфинкс", и она не любит отвечать на вопросы смертных.

Гуманитарный экологический журнал - новое издание о духовных ценностях природы.

В этом году начало выходить первое на просторах СНГ периодическое издание, посвященное экологической этике, философским вопросам заповедного дела и охраны дикой природы, экологической этике, экотеологии, этнософии, природоохранной пропаганде и истории охраны природы.
Гуманитарный экологический журнал выпускается Киевским эколого-культурным центром два раза в год и на первых порах будет распространяться бесплатно. В состав редколлегии журнала вошли автор первого фундаментального исследования по истории охраны природы России профессор из США Д. Уинер, известный киргизский эколог и философ Э. Шукуров, директор московского Эколого-просветительского центра "Заповедники" Н. Данилина, классики отечественной природоохранной биологии В. Дежкин, А. Никольский, Ф. Штильмарк, знатоки украинских и марийских священных источников О. Листопад и Н. Морохин, эколог с богатым прошлым Е. Симонов. Главные редакторы журнала - В. Борейко и В. Грищенко. Журнал выпускается в рамках Гуманитарной экологической инициативы ("Любовь к природе"). В нем будут публиковаться не только статьи современных отечественных авторов, но и переводные работы зарубежных коллег, воспроизводиться неизвестные или забытые эссе классиков отечественного этико-эстетического подхода к охране природы.
Важными задачами нового журнала станут также содействие в развитии новой идеологии заповедного дела и охраны дикой природы, разработка неутилитарных ценностей дикой природы, объединение специалистов, интересующихся гуманитарными проблемами охраны природы.
Последний раз редактировалось Rinchen 16 апр 2010, 18:45, всего редактировалось 1 раз.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

«Царское Село» превратит Александровский дворец в музей
Источник
Изображение

Александровский дворец Царского Села станет музеем — в нем начинаются масштабные работы по реконструкции. Историческое здание, которое с середины ХХ века принадлежало военно-морскому ведомству, Росимущество передало ГМЗ в ноябре прошлого года. Музей-заповедник уже принялся за реставрацию фасадов. На разработку проекта по приспособлению дворца для музейного использования федеральный бюджет выделил 43 миллиона рублей.
Распоряжение территориального управления Росимущества в Петербурге, согласно которому здание Александровского дворца на праве оперативного управления закрепили за ГМЗ «Царское Село», было издано 22 октября 2009 года. Как отмечают эксперты, к этому моменту военные моряки привели помещения в весьма плачевное состояние.
Первые по-настоящему серьезные удары по дворцу были нанесены еще во время Великой Отечественной войны — он получил значительные повреждения во время авианалетов, дворцовые помещения подверглись разгрому, предметы обстановки дворца были похищены. В 1950-х гг. были проведены работы по капитальному ремонту здания с частичной реставрацией интерьеров и воссозданием элементов отделки.
Однако, как значится в проведенном НИИ «Спецпроектреставрация» обследовании, здание, начиная с послевоенных и вплоть до наших лет, эксплуатировалось небрежно, капитальных ремонтов не проводилось с 1957 г. В результате наблюдается физическое разрушение памятника. В неудовлетворительном состоянии находятся и все инженерные сети: отопление, вентиляция, электроснабжение, водопровод и канализация. Их последний ремонт производился в 1970-е годы. Системы устарели морально, имеют полный технический и физический износ. Теперь требуется их полная реконструкция.
Однако планы музея не ограничиваются реставрацией и ремонтом. Проект, который собирается заказать ГМЗ, по данным «Фонтанки», подразумевает не только это, но и разработку концепции по техническому переоснащению и приспособлению Александровского дворца для музейного использования. Планируется создать многофункциональный музейно-выставочный комплекс.
В него будут входить собственно музейная зона (с помещениями для постоянной экспозиции и ее обслуживания, временных выставок, научных отделов и временных фондохранилищ, детским центром), а также культурно-исторический центр «Александровский дворец» с библиотекой на 15-20 тысяч единиц хранения, читальным залом на 12-15 и лекторием на 100 человек. Не забыли в музее и о коммерческой составляющей — предполагается создать помещения для кафе и сувенирной торговли. Технические решения самые современные - компьютерные киоски с сенсорными мониторами, плазменные панели для демонстрации компьютерных или видеороликов, Интернет и т.д.
Уже очевидно, что новый проект потребует от ГМЗ «Царское Село» либо расширения штатов, либо перевода туда части сотрудников из других музейных структур — по предварительным расчетам, работать там будет около 100 экскурсоводов, музейных смотрителей и представителей технических служб.
Реставрация тоже обещает быть весьма дорогостоящей. В ГМЗ собираются воссоздать исторический облик (в том числе и цветовое решение) фасадов дворца, демонтировать поздние перегородки, отреставрировать и восстановить мраморные камины, сохранившиеся радиаторы фирмы Сан-Галли, вернуть облик Кленовой, Палисандровой, Сиреневой гостиных, спальни императрицы Александры Федоровны, рабочего кабинета, Мавританской гостиной и гардеробной Николая II, Малиновой гостиной, бильярдной, зала с горкой и помещений библиотеки.
Кстати, сам проект, после того как музей получит его, еще будет обсуждаться на Совете по сохранению культурного наследия. Кто именно будет заниматься проектированием, станет известно 18 мая.
Справка музея:
Александровский дворец был построен в 1792-1796 гг. недалеко от Екатерининского дворца и предназначался для старшего сына великого князя Павла Петровича – Александра. Постройка дворца началась в 1792 году по проекту архитектора Дж. Кваренги. Руководство строительными работами было возложено на архитектора И.В. Неелова. По проекту Кваренги в 1794-1795 гг. была осуществлена внутренняя отделка дворца.
В восточном флигеле дворца находился концертный (Бальный) зал, оформленный Дж. Кваренги. Зал был двусветный и занимал всю ширину флигеля. Его стены членились по вертикали пилястрами и колоннами коринфского ордера, облицованными искусственным мрамором. В 1903-1906 гг. концертный зал разделили перекрытием на два этажа. В первом этаже разместили апартаменты императора Николая II и его супруги Александры Федоровны, а во втором - комнаты детской половины. Отделка этих помещений и других личных апартаментов Николая II выполнялась по проекту архитектора Р.Ф. Мельцера в стиле модерн. Эти помещения первого этажа восточного флигеля используются музеем-заповедником «Царское Село» для музейно-выставочной экспозиции «Воспоминания в Александровском дворце». Здесь частично восстановлена отделка интерьеров приемной Николая II и парадного кабинета Николая II. Историческая отделка 2-го этажа восточного флигеля не сохранилась.
В центральном корпусе дворца расположена анфилада двусветных парадных залов. В центре анфилады зал с полуротондой (Полукруглый), разделенный широкими арками со свободно стоящими в проемах колоннами. К Полукруглому залу примыкают: с восточной стороны Портретный зал и Зал с горкой, с западной стороны - Бильярдный зал (Мраморная гостиная) и Малиновая гостиная (позднее в 1898 г. здесь была устроена Домовая церковь). Двери из Зала с горкой ведут в помещения, занятые библиотеками, и в Угловую гостиную. Анфилада парадных интерьеров центрального корпуса сохранила планировочную структуру и художественно-архитектурную отделку ХVIII в.
Михаил Гончаров
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Ученые завершили реставрацию Грановитой палаты Новгородского кремля
Источник
Изображение
Ученые завершили архитектурную реставрацию фасадов и внутренних помещений Грановитой (Владычной) палаты Новгородского кремля - древнейшего из известных ныне российских памятников гражданской архитектуры и самой восточной готической постройки на территории Древней Руси, сообщил в среду РИА Новости представитель Новгородского госмузея-заповедника (ГМЗ), в ведении которого находится большинство объектов Кремля.
"Следующим этапом работ на этом уникальном объекте станет приспособление помещений палаты для музейного показа. Предполагается, что экспозиции появятся в ней в 2012 году", - сказал собеседник. Он также отметил, что специалисты еще не пришли к единому мнению по поводу того, как будет оформлены залы.
Грановитая палата была впервые упомянута в летописных источниках в 1433 году. Комплекс крайне сложных ремонтно-реставрационных работ во Владычной палате с 2005 года проводят московские специалисты. Осенью 2008 года сотрудники ГМЗ заявили о том, что здание выведено из аварийного состояния.
Во внешнем облике палаты реставраторы соединили Средневековье и современность. По оригинальному решению ученых стена палаты, выходящая в сквер у древнейшего в РФ православного храма - Софийского кафедрального собора, оставлена без изменений, в ее привычном для горожан и туристов виде, сохранившемся с послевоенных времен.
На второй стене здания, "смотрящей" на Никитский корпус Кремля, реставраторы оставили лишь небольшой фрагмент послевоенной "современности", освободив от поздних переделок основную часть древнего, готического фасада.
Третья и четвертая стены палаты, выходящие к северной стене Кремля, полностью освобождены от поздних переделок и представляют собой готику.
Андрей ЛЕТЯГИН

Комитет культуры, туризма и архивного дела Новгородской области
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Исторические объекты в высокогорной местности Верхняя Сванетия нуждаются в немедленном ремонте
Источник

Изображение

Верхняя Сванетия - живописная высокогорная долина на северном западе Грузии, лежит на высоте 5000 метров. Это один из трех историко-культурных объектов страны, которые принадлежат к списку Мирового наследства ЮНЕСКО. Эта местность славится археологическими сокровищами. Особенно выделяются защитные и обитаемые башни, которые сохранились здесь с 9 столетия. Ежегодно эти объекты привлекают все более туристов. Однако, как сообщает Georgia.Today сегодня эти башни разваливаются.
Климат на этой высоте достаточно суров снег и дождь постоянно разрушают башни, попадая внутрь, размягчая камни и черепицу. На территории Верхней Сванетии находятся несколько поселков, при чем некоторые из башен находятся прямо рядом с населенными домами. В случае обвала, существует угроза человеческой жизнью. Местные жители не имеют права самостоятельно ремонтировать башни, ведь они находятся под защитой министерства культуры.
Жители говорят, что 200 башен, которые здесь остались (раньше, как свидетельствуют жители, их было вдвое больше но много из них исчезли за прошлые десятилетия), нуждаются в немедленном ремонте. "Башни в ужасном состоянии, их надо ремонтировать, - говорит жительница преклонных лет Кето Квитсиани, - но я не знаю, как они доберутся до башни, если захотят ремонтировать ее, у нас в поселке нет дорог".
Национальное агентство из защиты культурного наследия обещает решить проблему, но на это понадобится некоторое время. "Мы уже отремонтировали 11 башен. В этом году мы планируем сделать новую кровлю еще для 15. Такой ремонт стоит 12, 000 лари. Мы не можем отремонтировать все сразу, это будет делаться постепенно", - говорит советник Агентства Диана Болоташвили.
Представители агентства считают, что местные жители могут и самостоятельно проводить ремонт, но им надо согласовать план ремонт работ. Однако люди не уверены относительно того, какие именно в них права, и что именно они имеют право делать. Чтобы помешать этому, представители агентства планируют провести тренинги.

Сайт o Сванетии
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Жертвы искусства. Последняя монументальная работа Самокиша на грани исчезновения

Изображение

Изображение

Его картины можно увидеть в Третьяковке, Эрмитаже или - в подъезде обычного харьковского дома. Выдающийся художник-баталист Николай Самокиш сто лет назад расписал стены имения в центре Харькова – сейчас это жилой дом.Искусствоведы называют эти росписи в подъезде «последней монументальной работой Самокиша, которая сохранилась». И бьют тревогу: памятник искусства может быть потерян. Рисунки быстро разрушаются и нуждаются в срочной реставрации.
Мироносицкая, 44. Этот дом построили сто лет назад – для управляющего "сахарным" заводом. Правда, изначально было всего два этажа. Хозяин - чтобы украсить жилище - пригласил расписать стены двух художников, которых уже тогда называли известными, – баталиста Самокиша и пейзажиста Васильковского. Правда, полотно последнего (это была имитация пейзажа в окне) исчезло еще при Союзе. Росписи Самокиша (именно он сделал эти стены такими цветастыми) тогда же закрасили эмалью, наполовину. Чтобы было похоже на традиционный советский подъезд. Теперь жильцы дома хотят восстановить орнаменты – собирают подписи и пишут письма чиновникам.
Олег Степанов, житель дома: «Подписей тоже много… очень много, вот видите. Ну, ответы такие были, что денег нет, обратитесь в управление архитектуры, а управление говорит – обратитесь туда, а туда обращаемся - обратитесь туда, и тому подобное».
Два нижних этажа – не жилые, здесь сегодня офисы. Один из предпринимателей и решил «помочь» делу, вспоминает Олег Степанов: нанял художников – те на нескольких метрах у входа на оригинал нанесли свой рисунок – по мотивам Самокиша. Теперь этот слой отпадает – вместе с фрагментами аутентичной росписи.
Вячеслав Шулика, ст. преподаватель кафедры реставрации монументальной и станковой живописи Академии дизайна и искусств: «Вот это вот пример неквалифицированной реставрации. Здесь грубая ремесленная запись, которая толстым слоем эмалевой краски скрывает первоначальный слой Самокиша, то есть под низом находится оригинал Самокиша».
Выдающийся украинский баталист расписал здесь каждый сантиметр: от потолка до пола. Одна из стен с росписями потеряла ценность несколько лет назад. Рисунки из-за коммунальной аварии просто смыло водой.
Олег Степанов, житель дома: «Наверху, во время дождя, между этими двумя пространствами все время просачивалась вода. В общем, за 2-3 месяца это всё пропало».
Вячеслав Шулика преподает на кафедре реставрации. Вместе со студентами он пытался провести исследования росписей: оказалось, поверх Самокиша стены покрывали еще семь раз. И каждый слой нуждается в разной технологии расчистки.
Вячеслав Шулика ст. преподаватель кафедры реставрации монументальной и станковой живописи Академии дизайна и искусств: «Особенно печально, потому что это последняя роспись Самокиша монументальная, которая вообще существует в Украине».
На реставрацию росписей – а их в этом доме 60 квадратных метров - нужно около 25 тысяч гривен. И это без расходов на материалы, подсчитал реставратор. Он и до сих пор не перестает удивляться: роспись, которую не увидишь ни в одном из музеев Украины или России, никак не охраняют. Памятка требует хотя бы минимального – консервирования: чтобы не разрушалась дальше.
Вячеслав Шулика ст. преподаватель кафедры реставрации монументальной и станковой живописи Академии дизайна и искусств: «Здесь, к сожалению, поскольку нет естественного источника света, и искусственный свет очень слабый, с каждым годом роспись будет темнеть и желтеть».
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Секреты «Шоколадного дома»
В бывшем особняке Могилевцева открылась Детская картинная галерея

Источник
Изображение

У каждого дома, как и у человека, своя судьба, радости и печали, разворачивающиеся в его стенах. Если пристальнее присмотреться к старинному зданию (ул. Шелковичная, 17/2), то откроются сложные скульптурные композиции над окнами второго этажа, где так оригинально поданы кадуцеи — аллегорические жезлы античного бога торговли и промышленности Меркурия. Эта символика раскрывает род занятий первого хозяина дома — купца Семена Могилевцева. Не так давно над входом в дом появилась вывеска: «Киевский музей русского искусства. Детская картинная галерея». После более чем двадцатилетнего застоя в доме, который киевляне из-за специфического цвета его стен прозвали «шоколадным», началась новая жизнь.

ЕВРОПА ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ

Тайна дома открывается по мере того, как одну за другой проходишь оригинальные комнаты. Каждая воссоздает определенный стиль — модерн, ренессанс, рококо, мавританский, византийский — то есть, посвящена определенной стране и эпохе. Здание построено по образцу дворцовой архитектуры, где почти все комнаты проходные и практически нет закрытых помещений (это обусловлено его предназначением — проведение приемов).
Центральный зал оформлен в стиле рококо. Белые стены щедро украшены лепниной, где можно увидеть и путти (ангелочков), и скрипку, и нотные станы. Эта комната с большими окнами сделана в лучших традициях бального зала.
Такой интерьер был достаточно подходящим для праздничных событий. Здесь в течение 1960—1980 годов функционировал «Дворец бракосочетаний», где женились и выходили замуж миллионы киевских молодых. По преданию, сам «Шоколадный дом» окутан тайной любовью Семена Могилевцева. Говорят, что ради любимой — одной дворянки — он и построил этот пышный особняк.
По левую руку от зала рококо находится уникальный кабинет, воссоздающий особенную русскую архитектуру — терем. Орнаменты и яркая колористика стен близки к византийскому стилю. Освободившись от наслоений более поздних покрасок (в разных местах от 8 до 15 слоев), стены по стилю теперь достаточно похожи на своды Владимирского собора. И не удивительно, так как обе архитектурные достопримечательности — творения одних рук, тогдашнего главного архитектора города Владимира Николаева.
— Лепнина кабинета почти идентична орнаменту юбилейной пятирублевой купюры царской России 1901 года. Это открытие сделал один из реставраторов дома, художник Анатолий Кравцов, — рассказывает архитектор и реставратор Виталий ШКЛЯР. — Когда мы в 1984 году приступили к реставрации «Шоколадного дома», в подвале, где во времена ЗАГСа действовала фотолаборатория, я нашел снимок, на котором зафиксированы удивительные вещи — мебель была выполнена в стиле каждой комнаты. Например, отделка стульев и диванов повторяла орнаменты соответствующих комнат. К сожалению, практически все эти шедевры на сегодня потеряны и только некоторые экспонаты находятся в музеях города.
Такая мебель, вероятно, находились и в необычной комнате в стиле модерн. Собранная по законам стиля и принципу контраста, она поражает смелостью, как и декоративная роспись на стенах: большие маки и васильки, а также позолоченная лепнина — букеты нарциссов и барвинка. В таком обрамлении на потолке зала привлекает внимание небольшой женский портрет с лилиями, помещенный в медальон. Это точная копия известного плаката Альфонса Мухи — портрета легендарной актрисы Сары Бернар. Несмотря на то, что реставраторы много работали над восстановлением потолка этой комнаты, портрет Бернар сохранился в своем первоначальном виде, и разве что был очищен от более поздних слоев покраски. Вдоль потолка красуется фигура голубого павлина с богатым распущенным хвостом. Комната была предназначена для отдыха дам, здесь обычно раскладывали пасьянс, обсуждали светские и личные новости. Этому способствовала и сама обстановка помещения.
— Особенность этого зала — два модерных витража, которые пришлось восстанавливать из кусочков разбитого стекла, — продолжает рассказ Виталий Сергеевич. — Было предположение, что витражи украшали все окна, потому возникла задумка повторить работы и в других окнах комнаты, однако в 1980-х нам так и не удалось разгадать технологию старинных мастеров и их стекла с окислами металлов, дававшего специфические разводы.
От зала в стиле модерн переходим к прежней столовой, оформленной в стиле ренессанс, это так называемый Красный зал. Стены столовой украшает декоративная роспись с гирляндами фруктов на фоне малинового цвета. Известен один из элементов интерьера столовой — черный буфет в том же стиле, с резьбой на дверцах на библейскую тему «избиения младенцев».
Мавританский зал — небольшой по размерам и примыкает к столовой, главное его украшение — сделанные из гипса резные панели стен. Еще более изысканной, по преданию, была японская комната. Остались воспоминания, что в 1940 году японскую комнату особняка украшали шелковый абажур большой лампы и мягкая мебель, обтянутая шелком, вышитым характерными японскими цаплями и карпами. К сожалению, на сегодня ничего из этой комнаты не сохранилось.
Изображение
— Можно с уверенностью утверждать, что в доме Могилевцева талант архитектора Николаева раскрылся на полную силу и полностью выражал духовные запросы Семена Семеновича. Это было скорее творческое сотрудничество двух высококультурных личностей, поскольку Могилевцев не мог не увлекаться архитектурным наследием, созданным в городе Николаевым, а архитектор, в свою очередь, восхищался известным меценатом как общественным деятелем, — комментирует заместитель директора Детской картинной галереи Анна ВОЛОДИМИРОВСКАЯ.
Дом был построен в рекордно быстрый срок — за три года. В 1901 году промышленник начал в нем свою работу. Первый этаж дома служил Семену Семеновичу конторой по промышленным делам, второй же этаж, в частности свой русский кабинет, он использовал исключительно для общественных дел. Его дом вошел в историю и тем, что в 1915 году Семен Могилевцев собрал всех выдающихся богатых граждан Киева для обсуждения вопроса мобилизации промышленности для потребностей войны. Тогда здесь был избран комитет во главе с Н. Терещенко и подписана декларация о помощи стране в Первой мировой войне. Собранные средства перечислялись на потребности российской армии.

НЕИЗВЕСТНЫЙ МЕЦЕНАТ КИЕВА

«Вне правил, за выдающиеся достижения перед Родиной», — так обосновал царь Николай І подаренный купцу Семену Могилевцеву чин дворянина (статского советника). Редчайший случай — за исключительно преданную службу.
Семен Семенович переехал в 1876 году в Киев из Брянска. За что бы он не брался, везде добивался успеха. Его слава талантливого купца-деревообработчика первой гильдии (с состоянием больше 1 млн. рублей) нашла и в Киеве достойное продолжение. На Подоле Могилевцев открыл паровую лесопилку. С 1880 г. Семен Семенович занимает ответственные должности. Его избрали членом Киевского сиротского суда, потом гласным городской думы, директором-казначеем городского кредитного общества, председателем Киевского биржевого комитета, председателем совета старшин Киевского российского купеческого собрания.
Деловая деятельность Могилевцева сопровождалась щедрым меценатством. С позиций нашего времени можно поместить этого выдающегося деятеля в плеяду известных киевских меценатов Терещенко, Ханенко, Бродских и других, благодаря которым у Киева появилось высококультурное лицо. С деятельностью Семена Семеновича связан ряд проектов, без которых не невозможно себе представить современный Киев. Одно из самых больших достижений — Дом учителя, который возводился как Педагогический музей. На его строительство Могилевцев выделил полмиллиона рублей (!), чем поразил весь город невиданной щедростью (для сравнения: 2 коп., на то время, стоила буханка хлеба, а 5 рублей — корова). На эти средства архитектор Павел Алешин и построил по своему оригинальному архитектурному замыслу Педагогический музей.
Вообще, общественная работа Могилевцева была ориентирована на поддержку и развитие педагогики, повышения уровня воспитания и образования. Об эрудированности и высокой культуре первого хозяина «Шоколадного дома» свидетельствует и тот малоизвестный факт из истории Киева, что именно Семену Семеновичу пришла идея осветить, используя электричество, крест памятника святому Владимиру (на Владимирской горке) как символ света христианства. Задумку он и немедленно реализовал, профинансировав проект. Это, кстати, описал Михаил Булгаков в «Белой гвардии».

ВОЗВРАЩЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЛИЦА

Во времена деникинцев дом очень пострадал — мебель, библиотека (10 тыс. томов по истории искусств) шли на отопление или безжалостно уничтожались, тогда же и срезалась ценная обшивка стен в некоторых комнатах. Потом дом пережил переоборудования и ремонты, в результате чего потерялось его уникальная отделка. Например, в 1930-х здесь находилась резиденция Лазаря Кагановича. По его указанию часть дома — а именно ренессансный и византийский залы — была окрашена черным цветом, а окна прикрывали черные завесы!
В 1984 году «Шоколадный дом» перешел на баланс Кабинета министров. Здесь планировалось организовать дом приемов и вернуть постройке его первоначальное лицо.
— Когда мы приступили к реставрации, ни от живописи на стенах, ни от лепнины или позолоты не осталось и следа: под многими более поздними наслоениями нас встретила разруха и серо-голубые стены. Объем реставрационных работ был большим, однако после реставрации Мариинского дворца нам уже ничего было бояться, — смеется Виталий ШКЛЯР, получивший Шевченковскую премию за работу над дворцом. — После обмеров, фотофиксации и зондажей оказалось, что в залах в стилях модерн и византийском под наслоениями красок есть живопись и позолота.
Когда работа была в полном разгаре, пришло указание сверху — свернуть реставрацию. Дом передавался на баланс Дворца пионеров. И в «Шоколадном доме» появился шахматно-шашечный клуб. Тогда никто не считался с состоянием дома. Виталий Шкляр обратился к дирекции Дворца пионеров с предложением хотя бы локально продолжить реставрационные работы. Естественно, что у детской организации средств на такие потребности не было. А между тем крыша протекала, балки перекрытий нуждались в капитальном ремонте, подвал разъедал грибок. Поддержка нашлась в управлении культуры (Людмила Пономарева и Николай Безверхий похлопотали о передаче дома на баланс Управления культуры города Киева с переоформлением в Детскую картинную галерею), а реставрация дома заручилась государственной поддержкой.
— Тогда-то и закипела работа в доме. Объединение «Укрреставратор» во главе с Николаем Орленко и художницей Инной Дорофеенко направило сюда лучших специалистов. Первое, что было сделано — укрепление балок перекрытия дома по уникальной технологии. Под руководством конструктора Любови Шевчук уже прогнившие деревянные балки перекрытий были усилены железными балками. Именно тогда началось открытие первоначальной росписи дома. Приходилось постепенно сантиметр за сантиметром снимать до 20 слоев известки и красок. Обнаружили и следы сбитой лепнины, которую возобновляли по образцу открытого фрагмента. И сейчас могу заверить киевлян, что где-то на 90 % нам удалось воспроизвести росписи дома времен Могилевцева.
Домик был «шоколадным» еще со времен возведения. Как доказали многочисленные химические анализы, все наслоения красок были коричневыми со всевозможными оттенками. Нужно отдать должное архитектору за удачное цветовое решение, ведь именно цвет объединил перегруженный декор фасада в единство, а образованные объемными элементами светотени воспринимаются достаточно органично.
Чернобыльская катастрофа в 1986 году значительно урезала финансирование на реставрацию дома и, хотя незначительные работы по возобновлению еще проводились, постепенно и они прекратились. С того времени, и практически до этого года дом стоял в запустении.

ДЕТСКАЯ СКАЗКА

Изображение
Вторую жизнь в дом вдохнул генеральный директор Киевского музея русского искусства Юрий Вакуленко. После перехода дома на баланс музея, он взял на себя смелость открыть галерею в не до конца отреставрированном помещении. И не прогадал, ведь только киевляне услышали об открытии любимого дома, как к «шоколадному» потянулись активисты — музыканты, общественные деятели и простые киевляне с желанием помочь дому ожить. На хрупкие плечи директора Детской картинной галереи Татьяны Скирды сегодня легла масса работы по поднятию дома из разрухи, причем без соответствующего финансирования.
Кроме постоянно действующей картинной галереи планируется проводить здесь лектории по истории искусства, а также устраивать творческие студии и мастер-классы по мультипликации. Работники галереи хотят посетить родину Могилевцева — Брянск, чтобы собрать больше информации о жизни Семена Семеновича. Вместе с тем, есть идея открыть небольшой музей истории «Шоколадного дома», с информацией о реставраторах и сподвижниках, приложивших усилия для восстановления дома. Им хочется, чтобы «Шоколадный дом» стал местом праздника, открытым для интересных предложений, идей. А впоследствии, чтобы превратился в Международный центр творчества.
В подтверждение этих слов, когда «День» находился в доме, произошла еще одна приятная неожиданность — пришла скрипачка, предложив на общественных началах давать концерты для восстановления «Шоколадного дома». И действительно — мелодия скрипки так естественно звучала в зале рококо, оживляя веселых ангелочков на его стенах.

СПРАВКА «Дня»

«Шоколадному дому» пришлось прочувствовать на себе все перипетии истории Украины. Семен Могилевцев умер в 1917 году. В течение 1917—1918 гг. здесь проживал министр внутренних дел Украинского государства Игорь Кистяковский — ученый-правовед из семьи выдающихся украинских законодателей и физиков. В 1925-м особняк был передан для научных работников ВУАН. Здесь в 1929—1930 годах жил Матвей Яворский, академик ВУАН, заведующий историческим отделом Института марксизма-ленинизма ВУАН. Позже — в 1927—1934 годах в особняке в квартире № 6 проживал известный украинский археолог, историк искусства и музеевед профессор Николай Макаренко, единственный из состава Всеукраинского археологического комитета выступивший против снесения Софийского собора. За что и поплатился жизнью в 1934 году. В этом же году дом реконструирован по проекту Павла Алешина и передан НКВД. О том, что в то время там происходило, и какие пытки использовались во время допросов, знают только стены дома.

Справка:

Макаренко Николай Емельянович (1877-1937), руский историк искусства, археолог, почетный советник Института Гималайских исследований "Урусвати"
Последний раз редактировалось Rinchen 22 апр 2010, 10:48, всего редактировалось 1 раз.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Интернет—проект «Культурные ценности – жертвы войны»
Министерство культуры Российской Федерации в интернет—проекте «Культурные ценности – жертвы войны» представляет информацию о культурных ценностях, в судьбе которых трагическую роль сыграла Вторая мировая война.

Прежде всего, это документально установленные факты российских военных утрат, проиллюстрированные списком пострадавших музеев, попредметными перечнями разграбленных и уничтоженных произведений искусства, книг, рукописей, архивных фондов и их восстановленными изображениями, специальные исследования по данным вопросам.
В интернет-проекте обобщены сведения обо всех выставках, экспозициях и научных публикациях о перемещенных культурных ценностях, поступивших после окончания Второй мировой войны в российские учреждения культуры в качестве компенсации за понесенный ущерб. Также приведены тексты нормативных документов, регулирующих их правовое положение.
В годы Великой Отечественной войны в России пострадало свыше 160 музеев, 4000 библиотек (погибло 115 млн. изданий), архивов 19 областей (утрачено 17 млн. дел). Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениями СССР были составлены лишь общие списки «культурных потерь», поскольку проблема выявления утраченных ценностей и по сегодняшний день остается чрезвычайно сложной.
Создатели Сводного каталога проводят комплексные работы по поиску и сбору документов, касающихся «военной судьбы» российских культурных ценностей, обработке и сравнительному изучению получаемой о них информации.
Комплексные работы по воссозданию реальной картины российских военных потерь и систематизации полученных данных об утраченных культурных ценностях проводятся в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2004 года «О Федеральной агентстве по культуре и кинематографии». В нем, в частности, говорится о «распределении перемещенных культурных ценностей между российскими учреждениями культуры, пострадавшими в результате уничтожения и разграбления их имущества войсками бывших неприятельских государств в период Второй мировой войны».
Министерство культуры РФ регулярно публикует сведения об утратах российских учреждений культуры в «Сводном каталоге культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны». Сводный каталог является уникальным справочно-информационным изданием, в котором систематизированы материалы, малодоступные в течение 50 послевоенных лет.
Сегодня уже выпущено 15 томов каталога в 33 книгах на русском языке и 15 книгах на английском языке, содержащие сведения об утраченных коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, музеев Гатчины, Воронежа, Калуги, Нового Иерусалима (Истры), Орла, Острогожска (Воронежской обл.), Павловска, Петергофа, Смоленска, Таганрога, Царского Села (Пушкина), а также библиотечных и архивных собраниях России.
Ответить

Вернуться в «Культура – оружие Света»