Борьба за культуру

Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря единственный в своем роде. Знаменит он своими обширными фресками начала 12 века. Таких храмов в России больше нигде не осталось. Еще до Второй мировой войны в районе Новгорода сохранялись церкви «домонголького» периода, например Спас на Нередице. Но в результате бомбежек почти все фрески там были утрачены.
Собор был построен византийскими мастерами по повелению основателя Мирожского монастыря владыки псковского и новгородского Нифонта.


Мы можем потерять фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря – Лев Шлосберг
Статья от 17.03.2009года

Ансамбль Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове изъят из оперативного управления Псковского музея-заповедника. Однако Псковской Ленте Новостей в государственном комитете Псковской области по культуры этот факт пока не подтверждают.
«Мы согласия на изъятие из оперативного управления Псковского музея-заповедника этого объекта не давали. Хотя по законодательству нас особо об этом и не спрашивают, - сказала заместитель председателя комитета Псковской области по культуре Наталья Сергеева. - Единственное, что нам разрешено по законодательству – это дать или не дать согласие комитета, как органа охраны, на передачу в безвозмездное пользование объекта культурного наследия. Это наше полномочие, и, если говорить о нем, то пока мы письма направляли во все территориальные органы государственного имущества и в Москву с просьбой не передавать это объект».
«Пока все остается как есть», - отметила Наталья Сергеева. «Директор Псковского музея-заповедника не подписывал актов о передаче Мирожского монастыря в казну», - сказала она.
Псковская Лента Новостей попросила прокомментировать ситуацию заместителя председателя Псковского областного отделения ВООПИиК Льва Шлосберга:
«В России готовится к принятию федеральный закон о предоставлении религиозным организациям в безвозмездное и бессрочное пользование имущества религиозного назначения. Идет речь как о недвижимом имуществе – зданиях, храмах, так и о землях, которые используются религиозными организациями.
Вопрос обсуждается очень давно. Проблема в том, что некорректно говорить о возврате имущества в собственность церкви. В Российской империи у церкви недвижимого имущества в собственности практически не было. Была собственность государства, и государство предоставляло собственность религиозного назначения в безвозмездное бессрочное пользование религиозным организациям.
То есть сейчас пытаются прийти к некой модели, которая была бы аналогична дореволюционной ситуации. И до революции, и сейчас колоссальной проблемой остается сохранность памятников истории и культуры, которые остаются в госсобственности и режим которых для использования в целях культового назначения должен быть жестко регламентирован. Речь идет об иконах, фресках, архитектурных ансамблях, не подлежащих модернизации и реконструкции. То есть государство в лице Министерства культуры не устраняется от регулирования этого использования, но пытается найти некий вариант, который был бы более приемлем для РПЦ.
Проблема в том, что РПЦ в регионах на деле представлена епархиями, каждая из которых на своей территории исповедует свой подход к историко-культурному наследию.
Когда мы говорим об архитектурном ансамбле Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, мы должны иметь в виду, прежде всего, в виду Спасо-Преображенский собор, где находятся фрески XII века, созданные византийскими мастерами, это единственные выжившие византийские фрески XII века на территории России. И это единственный объект на территории области, который сегодня реально может претендовать на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его культурная ценность бесспорна, а его уровень сохранности и уникальности достаточен, чтобы ЮНЕСКО обратило на него внимание. Мы можем потерять единственный объект Пскова, который имеет реальный шанс войти в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фрески – не картина маслом, которая при определенном уровне реставрации можно восстановить. Фрески предусматривают роспись стен минеральными красками по влажной штукатурке. При отсутствии возможности вернуть влажность и пластичность штукатурке фреска совершенно невосстановима. Воспроизведение фрески не представляется возможным никаким образом.
Без реального режима лимитированного доступа к этому объекту людей со всего мира мы, Псков, не вытянем его сохранность. Надо хорошо понимать, что середина XII века – это даже не оборонное зодчество середины XV-XVI веков. Ценность этого памятника по его древности и уникальности несопоставима даже со всем Псковским Кремлем. Это более ценно даже, чем комплекс ранних храмов Псково-Печерского монастыря XV века, потому, что это более древний памятник. Это самые северные выжившие византийские фрески в России. Надо быть полными идиотами, чтобы этого не понимать.
Насколько мне известно, сейчас ведутся переговоры о создании комиссии при Министерстве культуры, которая приехала бы в Псков и обследовала ситуацию с Мирожским монастырем. Я не уверен, что существует судебное или какое-то иное решение о дезавуировании договора оперативного управления монастырем со стороны музея. Во всяком случае, мне о такого рода актах неизвестно. Известно, что с Министерством культуры работает искусствовед Владимир Сарабьянов, который в обсуждает вопрос о создании и приезде в Псков такой комиссии. Могу сказать точно, что если Минкульт не договорится с Росимуществом, и будет определен такой режим использования Спасо-Преображенского монастыря, который будет предполагать регулярные и длительные службы, то псковские византийские фрески ждет страшная судьба владимирских фресок Андрея Рублева, которые уже безвозвратно уничтожены более чем на 50% именно в результате постоянного культового использования.
Сейчас есть шанс уберечь от этого Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, потому что совершенно очевидно, что утилитарные нужды церкви не могут быть выше ценности памятников истории и культуры, которые достались всей стране. Остается надежда, что будет найден разумный компромисс исходя не из имущественных интересов, а интересов памятников истории и культуры, общенационального наследия. Учитывая, что принять федеральный закон планируется в самое ближайшее время – очевидно, что во время весенней сессии Госдумы, судьба всего комплекса и фресок будет решена уже в этом году.
Псковское отделение ВООПИиК вместе с Владимиром Сарабьяновым сейчас занято тем, чтобы обеспечить сохранность псковских фресок. Мы не выводили вопрос в публичную сферу, зная, что реальная работа ведется на уровне Министерства культуры. Важен не процесс и шум вокруг этого, а результат.
Комиссии Министерства культуры и Росимуществу надо определить такие правила и такой режим использования памятника, даже если он будет передан в безвозмездное пользование Псковской епархии, чтобы она не оказалась монопольным владельцем на этой территории».

Фрески Спасо-Преображенского собора во Пскове.
Источник
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Фрески Мирожского монастыря
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Электронное идание "Мастера земли Псковской"
В первые дни мая в Псковской областной библиотеке пройдет презентация первого выпуска электронного издания «Мастера псковской архитектуры» из серии «Культура земли Псковской».
В этом выпуске собраны сведения об архитекторах, внесших вклад в развитие архитектуры города. Среди них есть имена архитекторов, которые жили и работали в Пскове, формируя его архитектурный облик, а также имена известных русских архитекторов, которые не жили в Пскове долго, но оставили городу свои архитектурные творения. Всего представлено 38 имен архитекторов от древнерусского зодчества до архитектуры 21 века.

Целью данной работы является ознакомление широкой аудитории с творчеством псковских архитекторов и представление литературы о них. Приведены списки литературы о жизни и творчестве каждого из них, которые включают в себя книги и статьи, опубликованные в центральных и местных периодических изданиях, находящиеся в фондах областной научной библиотеки. Сведения проиллюстрированы фотопортретами архитекторов, репродукциями и фотографиями зданий построенных по их проектам.

Второй и третий выпуск электронного издания «Культура земли Псковской» будут посвящены фольклору и живописи Пскова.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Valentina писал(а):Rinchen, большое спасибо Вам за очень интересную тему. Складывается удручающая картина с состоянием некоторых памятников культуры. Нам вместе нужно подумать, что мы можем сделать. Я знаю, в некоторых рериховских обществах есть опыт работы по сохранению культурных памятников. Пожалуйста, у кого имеется такой опыт, поделитесь с нами. Думаю, и мы на форуме найдем действенное решение, как охранить культуру.
Валентина, Вы наверно знаете, что в наше время, для привлечения внимания российской и мировой общественности к проблемам сохранения культурного наследия, стало актуально в Интернет-пространстве реализовывать соответствующие виртуальные и информационные проекты. Например, на сайте Живой город. Движение за сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга красным шрифтом выделено:
Нам очень нужна ваша поддержка, вместе мы сможем защитить наш город! Фотографы, художники, историки, журналисты, поэты, юристы — если вам не жалко времени на благо города, звоните и пишите!
Я думаю, что мы могли бы на форуме Держава Рерихов - Щит Культуры, провести скажем Интернет- конференцию с привлечением соответствующих специалистов (в том числе и сотрудников рериховских организаций), которые заинтересованы в сотрудничестве и распространении информации о состоянии культурного наследия того или иного региона или города.
Это как пример, а вообще подобную работу можно проводить с различными группами, которые устремлены в направлении защиты исторического и культурного наследия.
Я уверен, что актуальная на сегодняшний день идея Николая Константиновича Рериха о сохранении и защите культурных ценностей, сможет объединить в этой работе отдельные организации, а наш форум станет надежной площадкой для реализации этой важной и интересной задачи.
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Борьба за культуру

Сообщение Valentina »

Да, я с Вами согласна, предложения интересные, большое спасибо. Будем вместе думать, как лучше поступить. Обсудим и возможность проведения интернет-конференции. Надеемся, найдутся еще участники форума, готовые поддержать эти предложения и добавить свои.
Лариса
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 03 май 2010, 16:22

Re: Борьба за культуру

Сообщение Лариса »

Буддийский храм в поселке Речное Астраханской области. Построен в начале 19 века. На синей мемориальной доске храма отбиты почти все буквы, но хорошо сохранился знак Трех Драгоценностей буддизма, знак Знамени Мира.
Вложения
мемориальная доска.jpg
мемориальная доска.jpg (53.73 КБ) 6857 просмотров
храм.jpg
храм.jpg (45.63 КБ) 6857 просмотров
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Лариса писал(а):Буддийский храм в поселке Речное Астраханской области. Построен в начале 19 века. На синей мемориальной доске храма отбиты почти все буквы, но хорошо сохранился знак Трех Драгоценностей буддизма, знак Знамени Мира.
Лариса, а известна более подробная история возникновения этого храма?
Лариса
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 03 май 2010, 16:22

Re: Борьба за культуру

Сообщение Лариса »

Этот храм построен в честь победы над Наполеоном на территории, где в то время жили калмыки, потому что калмыцкие отряды в составе Войска Донского тоже принимали участие в Отечественной войне 1812 года.
Сейчас этот храм, находящийся на берегу Волги, почти заброшен. За ним ухаживает только одна местная жительница-энтузиастка.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

ВООПИиК учредил премию, которая присуждается за заслуги в сохранении национальных культурных ценностей страны.
Источник

Первая церемония награждения состоялась 21 апреля 2009, в Доме Пашкова , Российской Государственной библиотеки

Учредитель Премии – «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры», ВООПИиК.

Задача Премии: сделать известными имена и заслуги людей, сохранивших многие национальные культурные ценности, пропагандировать идею активного участия общества и каждого человека в сохранении культурного наследия страны.

Идея Премии: поддержана Государственной Думой Федерального Собрания РФ, Министерством культуры РФ, Общественной палатой РФ, Партией «Единая Россия», социально-ответственным бизнесом, ведущими печатными и электронными СМИ.

Номинанты Премии: ученые, архитекторы, реставраторы, музейные работники, чиновники, представители творческой элиты, работники сферы культуры.


Телекомпания "Вести", репортаж с церемонии вручения премии "Хранители наследия"
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

В Житомире поставили памятник Матери
Источник
В Житомире открыли памятник Матери.
Инициатор установления памятника Василий Головецкий отметил, что этот памятник стал подарком жителям Житомира ко Дню Матери. «Он обычно празднуется во второе воскресенье мая. Поэтому, в этом году День Матери символически совпадет с Днем Победы»
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Загадки киевского Врубеля
Источник

К 100-летию со дня смерти Михаила Врубеля заповедник «София Киевская» представил книгу «Ангелы Врубеля», написанную замдиректора заповедника по научной работе Ириной Марголиной. Российскому художнику посвящено немало книг, но его киевский период, в частности роспись Кирилловской церкви, малоизвестен, и это – первая книга о его творчестве.

Кирилловская церковь была построена в XII в., в ней сохранилось много фресок того времени, которые были отреставрированы в 1880-х годах. Плохо сохранившиеся фрески переписывались масляными красками, в этой работе принимал участие и Врубель. Именно здесь вчера прошел вечер памяти художника.
– В самой известной своей работе «Сошествие святого духа» он написал портреты своих киевских знакомых – священника церкви Петра Орловского, археолога Гошкевича, профессора Прахова, а в виде одного из ангелов он изобразил себя, – говорит Ирина Марголина. По канону, каждый апостол должен занимать определенное место. Четвертым справа должен быть апостол Лука, который тоже был художником. У всех открыты глаза, кроме него – как будто он уже осознал и принял произошедшее с Христом.

В этой же работе использован большой спектр цветов, из-за чего одеяния святых кажутся разного цвета при освещении днем, ночью, вечером.
А вот одну из загадок, оставленных Врубелем, разгадать не удалось – почему на одной из картин он изобразил Христа с монголоидным типом лица и раскосыми глазами, хотя художник славился именно тем, что его образы имели глубокий, «бездонный» взгляд.

Врубель и Киев: несчастная любовь, неосуществленная роспись.
В Киев Врубель приехал в 1884 году – по приглашению профессора Адриана Прахова для участия в реставрации росписей Кирилловской церкви и работ во Владимирском соборе. И... влюбился в жену профессора, 32-летнюю Эмилию Прахову. Михаил Александрович считал Эмилию своей музой, а она была к нему равнодушна. Именно Эмилия отчасти стала виновницей того, что в нашем городе художник пробыл недолго, оставив киевлянам так мало своих работ.
Навязчивые проявления нежных чувств к Эмилии очень быстро начали раздражать ее мужа, и Прахов предложил Врубелю отправиться в Италию – познакомиться с творчеством старых мастеров. Впрочем, именно там Михаил Александрович и написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве – «Иисус Христос», «Святой Афанасий», «Святой Кирилл» и «Богоматерь с младенцем», черты лица которой отчетливо напоминают черты Эмилии Праховой.
Вернувшись в 1886 году в Киев, Врубель пишет портрет «Девочка на фоне персидского ковра» и акварель «Восточная сказка», а в 1887 его отстраняют от работы над росписями во Владимирском соборе: Прахов пригласил работать над собором Васнецова, Нестерова, Котарбинского и Сведомского. Но художник не сдается: он продолжает писать многочисленные эскизы росписей собора.
Кроме того, создает «Моление о чаше» для церкви в имении Тарновских под Киевом. Врубелю все-таки удалось поработать во Владимирском, но всего лишь над несколькими орнаментами. Вскоре после этого художник покинул Киев навсегда.
Эскизы неосуществленной росписи Владимирского собора, портрет-картину «Девочка на фоне персидского ковра», рисунки и акварели художника сейчас можно увидеть в Киевском музее русского искусства (ул. Терещенковская, 9).

Елена МАКОВЕЦ, Татьяна САДЫЧЕНКО
Ответить

Вернуться в «Культура – оружие Света»