Борьба за культуру
Re: Борьба за культуру
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря единственный в своем роде. Знаменит он своими обширными фресками начала 12 века. Таких храмов в России больше нигде не осталось. Еще до Второй мировой войны в районе Новгорода сохранялись церкви «домонголького» периода, например Спас на Нередице. Но в результате бомбежек почти все фрески там были утрачены.
Собор был построен византийскими мастерами по повелению основателя Мирожского монастыря владыки псковского и новгородского Нифонта.
Мы можем потерять фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря – Лев Шлосберг
Статья от 17.03.2009года
Ансамбль Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове изъят из оперативного управления Псковского музея-заповедника. Однако Псковской Ленте Новостей в государственном комитете Псковской области по культуры этот факт пока не подтверждают.
«Мы согласия на изъятие из оперативного управления Псковского музея-заповедника этого объекта не давали. Хотя по законодательству нас особо об этом и не спрашивают, - сказала заместитель председателя комитета Псковской области по культуре Наталья Сергеева. - Единственное, что нам разрешено по законодательству – это дать или не дать согласие комитета, как органа охраны, на передачу в безвозмездное пользование объекта культурного наследия. Это наше полномочие, и, если говорить о нем, то пока мы письма направляли во все территориальные органы государственного имущества и в Москву с просьбой не передавать это объект».
«Пока все остается как есть», - отметила Наталья Сергеева. «Директор Псковского музея-заповедника не подписывал актов о передаче Мирожского монастыря в казну», - сказала она.
Псковская Лента Новостей попросила прокомментировать ситуацию заместителя председателя Псковского областного отделения ВООПИиК Льва Шлосберга:
«В России готовится к принятию федеральный закон о предоставлении религиозным организациям в безвозмездное и бессрочное пользование имущества религиозного назначения. Идет речь как о недвижимом имуществе – зданиях, храмах, так и о землях, которые используются религиозными организациями.
Вопрос обсуждается очень давно. Проблема в том, что некорректно говорить о возврате имущества в собственность церкви. В Российской империи у церкви недвижимого имущества в собственности практически не было. Была собственность государства, и государство предоставляло собственность религиозного назначения в безвозмездное бессрочное пользование религиозным организациям.
То есть сейчас пытаются прийти к некой модели, которая была бы аналогична дореволюционной ситуации. И до революции, и сейчас колоссальной проблемой остается сохранность памятников истории и культуры, которые остаются в госсобственности и режим которых для использования в целях культового назначения должен быть жестко регламентирован. Речь идет об иконах, фресках, архитектурных ансамблях, не подлежащих модернизации и реконструкции. То есть государство в лице Министерства культуры не устраняется от регулирования этого использования, но пытается найти некий вариант, который был бы более приемлем для РПЦ.
Проблема в том, что РПЦ в регионах на деле представлена епархиями, каждая из которых на своей территории исповедует свой подход к историко-культурному наследию.
Когда мы говорим об архитектурном ансамбле Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, мы должны иметь в виду, прежде всего, в виду Спасо-Преображенский собор, где находятся фрески XII века, созданные византийскими мастерами, это единственные выжившие византийские фрески XII века на территории России. И это единственный объект на территории области, который сегодня реально может претендовать на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его культурная ценность бесспорна, а его уровень сохранности и уникальности достаточен, чтобы ЮНЕСКО обратило на него внимание. Мы можем потерять единственный объект Пскова, который имеет реальный шанс войти в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фрески – не картина маслом, которая при определенном уровне реставрации можно восстановить. Фрески предусматривают роспись стен минеральными красками по влажной штукатурке. При отсутствии возможности вернуть влажность и пластичность штукатурке фреска совершенно невосстановима. Воспроизведение фрески не представляется возможным никаким образом.
Без реального режима лимитированного доступа к этому объекту людей со всего мира мы, Псков, не вытянем его сохранность. Надо хорошо понимать, что середина XII века – это даже не оборонное зодчество середины XV-XVI веков. Ценность этого памятника по его древности и уникальности несопоставима даже со всем Псковским Кремлем. Это более ценно даже, чем комплекс ранних храмов Псково-Печерского монастыря XV века, потому, что это более древний памятник. Это самые северные выжившие византийские фрески в России. Надо быть полными идиотами, чтобы этого не понимать.
Насколько мне известно, сейчас ведутся переговоры о создании комиссии при Министерстве культуры, которая приехала бы в Псков и обследовала ситуацию с Мирожским монастырем. Я не уверен, что существует судебное или какое-то иное решение о дезавуировании договора оперативного управления монастырем со стороны музея. Во всяком случае, мне о такого рода актах неизвестно. Известно, что с Министерством культуры работает искусствовед Владимир Сарабьянов, который в обсуждает вопрос о создании и приезде в Псков такой комиссии. Могу сказать точно, что если Минкульт не договорится с Росимуществом, и будет определен такой режим использования Спасо-Преображенского монастыря, который будет предполагать регулярные и длительные службы, то псковские византийские фрески ждет страшная судьба владимирских фресок Андрея Рублева, которые уже безвозвратно уничтожены более чем на 50% именно в результате постоянного культового использования.
Сейчас есть шанс уберечь от этого Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, потому что совершенно очевидно, что утилитарные нужды церкви не могут быть выше ценности памятников истории и культуры, которые достались всей стране. Остается надежда, что будет найден разумный компромисс исходя не из имущественных интересов, а интересов памятников истории и культуры, общенационального наследия. Учитывая, что принять федеральный закон планируется в самое ближайшее время – очевидно, что во время весенней сессии Госдумы, судьба всего комплекса и фресок будет решена уже в этом году.
Псковское отделение ВООПИиК вместе с Владимиром Сарабьяновым сейчас занято тем, чтобы обеспечить сохранность псковских фресок. Мы не выводили вопрос в публичную сферу, зная, что реальная работа ведется на уровне Министерства культуры. Важен не процесс и шум вокруг этого, а результат.
Комиссии Министерства культуры и Росимуществу надо определить такие правила и такой режим использования памятника, даже если он будет передан в безвозмездное пользование Псковской епархии, чтобы она не оказалась монопольным владельцем на этой территории».
Фрески Спасо-Преображенского собора во Пскове.
Источник
Фрески Мирожского монастыря
Собор был построен византийскими мастерами по повелению основателя Мирожского монастыря владыки псковского и новгородского Нифонта.
Мы можем потерять фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря – Лев Шлосберг
Статья от 17.03.2009года
Ансамбль Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове изъят из оперативного управления Псковского музея-заповедника. Однако Псковской Ленте Новостей в государственном комитете Псковской области по культуры этот факт пока не подтверждают.
«Мы согласия на изъятие из оперативного управления Псковского музея-заповедника этого объекта не давали. Хотя по законодательству нас особо об этом и не спрашивают, - сказала заместитель председателя комитета Псковской области по культуре Наталья Сергеева. - Единственное, что нам разрешено по законодательству – это дать или не дать согласие комитета, как органа охраны, на передачу в безвозмездное пользование объекта культурного наследия. Это наше полномочие, и, если говорить о нем, то пока мы письма направляли во все территориальные органы государственного имущества и в Москву с просьбой не передавать это объект».
«Пока все остается как есть», - отметила Наталья Сергеева. «Директор Псковского музея-заповедника не подписывал актов о передаче Мирожского монастыря в казну», - сказала она.
Псковская Лента Новостей попросила прокомментировать ситуацию заместителя председателя Псковского областного отделения ВООПИиК Льва Шлосберга:
«В России готовится к принятию федеральный закон о предоставлении религиозным организациям в безвозмездное и бессрочное пользование имущества религиозного назначения. Идет речь как о недвижимом имуществе – зданиях, храмах, так и о землях, которые используются религиозными организациями.
Вопрос обсуждается очень давно. Проблема в том, что некорректно говорить о возврате имущества в собственность церкви. В Российской империи у церкви недвижимого имущества в собственности практически не было. Была собственность государства, и государство предоставляло собственность религиозного назначения в безвозмездное бессрочное пользование религиозным организациям.
То есть сейчас пытаются прийти к некой модели, которая была бы аналогична дореволюционной ситуации. И до революции, и сейчас колоссальной проблемой остается сохранность памятников истории и культуры, которые остаются в госсобственности и режим которых для использования в целях культового назначения должен быть жестко регламентирован. Речь идет об иконах, фресках, архитектурных ансамблях, не подлежащих модернизации и реконструкции. То есть государство в лице Министерства культуры не устраняется от регулирования этого использования, но пытается найти некий вариант, который был бы более приемлем для РПЦ.
Проблема в том, что РПЦ в регионах на деле представлена епархиями, каждая из которых на своей территории исповедует свой подход к историко-культурному наследию.
Когда мы говорим об архитектурном ансамбле Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, мы должны иметь в виду, прежде всего, в виду Спасо-Преображенский собор, где находятся фрески XII века, созданные византийскими мастерами, это единственные выжившие византийские фрески XII века на территории России. И это единственный объект на территории области, который сегодня реально может претендовать на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его культурная ценность бесспорна, а его уровень сохранности и уникальности достаточен, чтобы ЮНЕСКО обратило на него внимание. Мы можем потерять единственный объект Пскова, который имеет реальный шанс войти в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фрески – не картина маслом, которая при определенном уровне реставрации можно восстановить. Фрески предусматривают роспись стен минеральными красками по влажной штукатурке. При отсутствии возможности вернуть влажность и пластичность штукатурке фреска совершенно невосстановима. Воспроизведение фрески не представляется возможным никаким образом.
Без реального режима лимитированного доступа к этому объекту людей со всего мира мы, Псков, не вытянем его сохранность. Надо хорошо понимать, что середина XII века – это даже не оборонное зодчество середины XV-XVI веков. Ценность этого памятника по его древности и уникальности несопоставима даже со всем Псковским Кремлем. Это более ценно даже, чем комплекс ранних храмов Псково-Печерского монастыря XV века, потому, что это более древний памятник. Это самые северные выжившие византийские фрески в России. Надо быть полными идиотами, чтобы этого не понимать.
Насколько мне известно, сейчас ведутся переговоры о создании комиссии при Министерстве культуры, которая приехала бы в Псков и обследовала ситуацию с Мирожским монастырем. Я не уверен, что существует судебное или какое-то иное решение о дезавуировании договора оперативного управления монастырем со стороны музея. Во всяком случае, мне о такого рода актах неизвестно. Известно, что с Министерством культуры работает искусствовед Владимир Сарабьянов, который в обсуждает вопрос о создании и приезде в Псков такой комиссии. Могу сказать точно, что если Минкульт не договорится с Росимуществом, и будет определен такой режим использования Спасо-Преображенского монастыря, который будет предполагать регулярные и длительные службы, то псковские византийские фрески ждет страшная судьба владимирских фресок Андрея Рублева, которые уже безвозвратно уничтожены более чем на 50% именно в результате постоянного культового использования.
Сейчас есть шанс уберечь от этого Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, потому что совершенно очевидно, что утилитарные нужды церкви не могут быть выше ценности памятников истории и культуры, которые достались всей стране. Остается надежда, что будет найден разумный компромисс исходя не из имущественных интересов, а интересов памятников истории и культуры, общенационального наследия. Учитывая, что принять федеральный закон планируется в самое ближайшее время – очевидно, что во время весенней сессии Госдумы, судьба всего комплекса и фресок будет решена уже в этом году.
Псковское отделение ВООПИиК вместе с Владимиром Сарабьяновым сейчас занято тем, чтобы обеспечить сохранность псковских фресок. Мы не выводили вопрос в публичную сферу, зная, что реальная работа ведется на уровне Министерства культуры. Важен не процесс и шум вокруг этого, а результат.
Комиссии Министерства культуры и Росимуществу надо определить такие правила и такой режим использования памятника, даже если он будет передан в безвозмездное пользование Псковской епархии, чтобы она не оказалась монопольным владельцем на этой территории».
Фрески Спасо-Преображенского собора во Пскове.
Источник
Фрески Мирожского монастыря
Re: Борьба за культуру
Электронное идание "Мастера земли Псковской"
В первые дни мая в Псковской областной библиотеке пройдет презентация первого выпуска электронного издания «Мастера псковской архитектуры» из серии «Культура земли Псковской».
В этом выпуске собраны сведения об архитекторах, внесших вклад в развитие архитектуры города. Среди них есть имена архитекторов, которые жили и работали в Пскове, формируя его архитектурный облик, а также имена известных русских архитекторов, которые не жили в Пскове долго, но оставили городу свои архитектурные творения. Всего представлено 38 имен архитекторов от древнерусского зодчества до архитектуры 21 века.
Целью данной работы является ознакомление широкой аудитории с творчеством псковских архитекторов и представление литературы о них. Приведены списки литературы о жизни и творчестве каждого из них, которые включают в себя книги и статьи, опубликованные в центральных и местных периодических изданиях, находящиеся в фондах областной научной библиотеки. Сведения проиллюстрированы фотопортретами архитекторов, репродукциями и фотографиями зданий построенных по их проектам.
Второй и третий выпуск электронного издания «Культура земли Псковской» будут посвящены фольклору и живописи Пскова.
В первые дни мая в Псковской областной библиотеке пройдет презентация первого выпуска электронного издания «Мастера псковской архитектуры» из серии «Культура земли Псковской».
В этом выпуске собраны сведения об архитекторах, внесших вклад в развитие архитектуры города. Среди них есть имена архитекторов, которые жили и работали в Пскове, формируя его архитектурный облик, а также имена известных русских архитекторов, которые не жили в Пскове долго, но оставили городу свои архитектурные творения. Всего представлено 38 имен архитекторов от древнерусского зодчества до архитектуры 21 века.
Целью данной работы является ознакомление широкой аудитории с творчеством псковских архитекторов и представление литературы о них. Приведены списки литературы о жизни и творчестве каждого из них, которые включают в себя книги и статьи, опубликованные в центральных и местных периодических изданиях, находящиеся в фондах областной научной библиотеки. Сведения проиллюстрированы фотопортретами архитекторов, репродукциями и фотографиями зданий построенных по их проектам.
Второй и третий выпуск электронного издания «Культура земли Псковской» будут посвящены фольклору и живописи Пскова.
Re: Борьба за культуру
Валентина, Вы наверно знаете, что в наше время, для привлечения внимания российской и мировой общественности к проблемам сохранения культурного наследия, стало актуально в Интернет-пространстве реализовывать соответствующие виртуальные и информационные проекты. Например, на сайте Живой город. Движение за сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга красным шрифтом выделено:Valentina писал(а):Rinchen, большое спасибо Вам за очень интересную тему. Складывается удручающая картина с состоянием некоторых памятников культуры. Нам вместе нужно подумать, что мы можем сделать. Я знаю, в некоторых рериховских обществах есть опыт работы по сохранению культурных памятников. Пожалуйста, у кого имеется такой опыт, поделитесь с нами. Думаю, и мы на форуме найдем действенное решение, как охранить культуру.
Я думаю, что мы могли бы на форуме Держава Рерихов - Щит Культуры, провести скажем Интернет- конференцию с привлечением соответствующих специалистов (в том числе и сотрудников рериховских организаций), которые заинтересованы в сотрудничестве и распространении информации о состоянии культурного наследия того или иного региона или города.Нам очень нужна ваша поддержка, вместе мы сможем защитить наш город! Фотографы, художники, историки, журналисты, поэты, юристы — если вам не жалко времени на благо города, звоните и пишите!
Это как пример, а вообще подобную работу можно проводить с различными группами, которые устремлены в направлении защиты исторического и культурного наследия.
Я уверен, что актуальная на сегодняшний день идея Николая Константиновича Рериха о сохранении и защите культурных ценностей, сможет объединить в этой работе отдельные организации, а наш форум станет надежной площадкой для реализации этой важной и интересной задачи.
Re: Борьба за культуру
Да, я с Вами согласна, предложения интересные, большое спасибо. Будем вместе думать, как лучше поступить. Обсудим и возможность проведения интернет-конференции. Надеемся, найдутся еще участники форума, готовые поддержать эти предложения и добавить свои.
Re: Борьба за культуру
Буддийский храм в поселке Речное Астраханской области. Построен в начале 19 века. На синей мемориальной доске храма отбиты почти все буквы, но хорошо сохранился знак Трех Драгоценностей буддизма, знак Знамени Мира.
- Вложения
-
- мемориальная доска.jpg (53.73 КБ) 6857 просмотров
-
- храм.jpg (45.63 КБ) 6857 просмотров
Re: Борьба за культуру
Лариса, а известна более подробная история возникновения этого храма?Лариса писал(а):Буддийский храм в поселке Речное Астраханской области. Построен в начале 19 века. На синей мемориальной доске храма отбиты почти все буквы, но хорошо сохранился знак Трех Драгоценностей буддизма, знак Знамени Мира.
Re: Борьба за культуру
Этот храм построен в честь победы над Наполеоном на территории, где в то время жили калмыки, потому что калмыцкие отряды в составе Войска Донского тоже принимали участие в Отечественной войне 1812 года.
Сейчас этот храм, находящийся на берегу Волги, почти заброшен. За ним ухаживает только одна местная жительница-энтузиастка.
Сейчас этот храм, находящийся на берегу Волги, почти заброшен. За ним ухаживает только одна местная жительница-энтузиастка.
Re: Борьба за культуру
ВООПИиК учредил премию, которая присуждается за заслуги в сохранении национальных культурных ценностей страны.
Источник
Первая церемония награждения состоялась 21 апреля 2009, в Доме Пашкова , Российской Государственной библиотеки
Учредитель Премии – «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры», ВООПИиК.
Задача Премии: сделать известными имена и заслуги людей, сохранивших многие национальные культурные ценности, пропагандировать идею активного участия общества и каждого человека в сохранении культурного наследия страны.
Идея Премии: поддержана Государственной Думой Федерального Собрания РФ, Министерством культуры РФ, Общественной палатой РФ, Партией «Единая Россия», социально-ответственным бизнесом, ведущими печатными и электронными СМИ.
Номинанты Премии: ученые, архитекторы, реставраторы, музейные работники, чиновники, представители творческой элиты, работники сферы культуры.
Телекомпания "Вести", репортаж с церемонии вручения премии "Хранители наследия"
Источник
Первая церемония награждения состоялась 21 апреля 2009, в Доме Пашкова , Российской Государственной библиотеки
Учредитель Премии – «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры», ВООПИиК.
Задача Премии: сделать известными имена и заслуги людей, сохранивших многие национальные культурные ценности, пропагандировать идею активного участия общества и каждого человека в сохранении культурного наследия страны.
Идея Премии: поддержана Государственной Думой Федерального Собрания РФ, Министерством культуры РФ, Общественной палатой РФ, Партией «Единая Россия», социально-ответственным бизнесом, ведущими печатными и электронными СМИ.
Номинанты Премии: ученые, архитекторы, реставраторы, музейные работники, чиновники, представители творческой элиты, работники сферы культуры.
Телекомпания "Вести", репортаж с церемонии вручения премии "Хранители наследия"
Re: Борьба за культуру
В Житомире поставили памятник Матери
Источник
В Житомире открыли памятник Матери.
Инициатор установления памятника Василий Головецкий отметил, что этот памятник стал подарком жителям Житомира ко Дню Матери. «Он обычно празднуется во второе воскресенье мая. Поэтому, в этом году День Матери символически совпадет с Днем Победы»
Источник
В Житомире открыли памятник Матери.
Инициатор установления памятника Василий Головецкий отметил, что этот памятник стал подарком жителям Житомира ко Дню Матери. «Он обычно празднуется во второе воскресенье мая. Поэтому, в этом году День Матери символически совпадет с Днем Победы»
Re: Борьба за культуру
Загадки киевского Врубеля
Источник
К 100-летию со дня смерти Михаила Врубеля заповедник «София Киевская» представил книгу «Ангелы Врубеля», написанную замдиректора заповедника по научной работе Ириной Марголиной. Российскому художнику посвящено немало книг, но его киевский период, в частности роспись Кирилловской церкви, малоизвестен, и это – первая книга о его творчестве.
Кирилловская церковь была построена в XII в., в ней сохранилось много фресок того времени, которые были отреставрированы в 1880-х годах. Плохо сохранившиеся фрески переписывались масляными красками, в этой работе принимал участие и Врубель. Именно здесь вчера прошел вечер памяти художника.
– В самой известной своей работе «Сошествие святого духа» он написал портреты своих киевских знакомых – священника церкви Петра Орловского, археолога Гошкевича, профессора Прахова, а в виде одного из ангелов он изобразил себя, – говорит Ирина Марголина. По канону, каждый апостол должен занимать определенное место. Четвертым справа должен быть апостол Лука, который тоже был художником. У всех открыты глаза, кроме него – как будто он уже осознал и принял произошедшее с Христом.
В этой же работе использован большой спектр цветов, из-за чего одеяния святых кажутся разного цвета при освещении днем, ночью, вечером.
А вот одну из загадок, оставленных Врубелем, разгадать не удалось – почему на одной из картин он изобразил Христа с монголоидным типом лица и раскосыми глазами, хотя художник славился именно тем, что его образы имели глубокий, «бездонный» взгляд.
Врубель и Киев: несчастная любовь, неосуществленная роспись.
В Киев Врубель приехал в 1884 году – по приглашению профессора Адриана Прахова для участия в реставрации росписей Кирилловской церкви и работ во Владимирском соборе. И... влюбился в жену профессора, 32-летнюю Эмилию Прахову. Михаил Александрович считал Эмилию своей музой, а она была к нему равнодушна. Именно Эмилия отчасти стала виновницей того, что в нашем городе художник пробыл недолго, оставив киевлянам так мало своих работ.
Навязчивые проявления нежных чувств к Эмилии очень быстро начали раздражать ее мужа, и Прахов предложил Врубелю отправиться в Италию – познакомиться с творчеством старых мастеров. Впрочем, именно там Михаил Александрович и написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве – «Иисус Христос», «Святой Афанасий», «Святой Кирилл» и «Богоматерь с младенцем», черты лица которой отчетливо напоминают черты Эмилии Праховой.
Вернувшись в 1886 году в Киев, Врубель пишет портрет «Девочка на фоне персидского ковра» и акварель «Восточная сказка», а в 1887 его отстраняют от работы над росписями во Владимирском соборе: Прахов пригласил работать над собором Васнецова, Нестерова, Котарбинского и Сведомского. Но художник не сдается: он продолжает писать многочисленные эскизы росписей собора.
Кроме того, создает «Моление о чаше» для церкви в имении Тарновских под Киевом. Врубелю все-таки удалось поработать во Владимирском, но всего лишь над несколькими орнаментами. Вскоре после этого художник покинул Киев навсегда.
Эскизы неосуществленной росписи Владимирского собора, портрет-картину «Девочка на фоне персидского ковра», рисунки и акварели художника сейчас можно увидеть в Киевском музее русского искусства (ул. Терещенковская, 9).
Елена МАКОВЕЦ, Татьяна САДЫЧЕНКО
Источник
К 100-летию со дня смерти Михаила Врубеля заповедник «София Киевская» представил книгу «Ангелы Врубеля», написанную замдиректора заповедника по научной работе Ириной Марголиной. Российскому художнику посвящено немало книг, но его киевский период, в частности роспись Кирилловской церкви, малоизвестен, и это – первая книга о его творчестве.
Кирилловская церковь была построена в XII в., в ней сохранилось много фресок того времени, которые были отреставрированы в 1880-х годах. Плохо сохранившиеся фрески переписывались масляными красками, в этой работе принимал участие и Врубель. Именно здесь вчера прошел вечер памяти художника.
– В самой известной своей работе «Сошествие святого духа» он написал портреты своих киевских знакомых – священника церкви Петра Орловского, археолога Гошкевича, профессора Прахова, а в виде одного из ангелов он изобразил себя, – говорит Ирина Марголина. По канону, каждый апостол должен занимать определенное место. Четвертым справа должен быть апостол Лука, который тоже был художником. У всех открыты глаза, кроме него – как будто он уже осознал и принял произошедшее с Христом.
В этой же работе использован большой спектр цветов, из-за чего одеяния святых кажутся разного цвета при освещении днем, ночью, вечером.
А вот одну из загадок, оставленных Врубелем, разгадать не удалось – почему на одной из картин он изобразил Христа с монголоидным типом лица и раскосыми глазами, хотя художник славился именно тем, что его образы имели глубокий, «бездонный» взгляд.
Врубель и Киев: несчастная любовь, неосуществленная роспись.
В Киев Врубель приехал в 1884 году – по приглашению профессора Адриана Прахова для участия в реставрации росписей Кирилловской церкви и работ во Владимирском соборе. И... влюбился в жену профессора, 32-летнюю Эмилию Прахову. Михаил Александрович считал Эмилию своей музой, а она была к нему равнодушна. Именно Эмилия отчасти стала виновницей того, что в нашем городе художник пробыл недолго, оставив киевлянам так мало своих работ.
Навязчивые проявления нежных чувств к Эмилии очень быстро начали раздражать ее мужа, и Прахов предложил Врубелю отправиться в Италию – познакомиться с творчеством старых мастеров. Впрочем, именно там Михаил Александрович и написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве – «Иисус Христос», «Святой Афанасий», «Святой Кирилл» и «Богоматерь с младенцем», черты лица которой отчетливо напоминают черты Эмилии Праховой.
Вернувшись в 1886 году в Киев, Врубель пишет портрет «Девочка на фоне персидского ковра» и акварель «Восточная сказка», а в 1887 его отстраняют от работы над росписями во Владимирском соборе: Прахов пригласил работать над собором Васнецова, Нестерова, Котарбинского и Сведомского. Но художник не сдается: он продолжает писать многочисленные эскизы росписей собора.
Кроме того, создает «Моление о чаше» для церкви в имении Тарновских под Киевом. Врубелю все-таки удалось поработать во Владимирском, но всего лишь над несколькими орнаментами. Вскоре после этого художник покинул Киев навсегда.
Эскизы неосуществленной росписи Владимирского собора, портрет-картину «Девочка на фоне персидского ковра», рисунки и акварели художника сейчас можно увидеть в Киевском музее русского искусства (ул. Терещенковская, 9).
Елена МАКОВЕЦ, Татьяна САДЫЧЕНКО