Борьба за культуру

Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Музейные предметы в России запретят передавать церкви

Государство не будет передавать церкви в собственность музейные предметы и коллекции, входящие в состав Музейного фонда РФ, а также документы из Архивного фонда РФ и Национального библиотечного фонда. Соответствующий запрет прописан в финальном варианте законопроекта о передаче церкви имущества религиозного назначения, национализированного после 1917 года.
При этом в предыдущей версии законопроекта присутствовал список объектов (например, памятников ЮНЕСКО), которые запрещено передавать церкви, а из последнего варианта он убран, рассказал директор Исторического музея Александр Шкурко. "После принятия закона власть может, например, передать РПЦ храм Василия Блаженного", - отметил руководитель ГИМа в интервью газете. "Не надо представлять РПЦ монстром, который хочет все себе забрать. Может, церковь и не будет все забирать", - заявил в ответ глава пресс-службы главы РПЦ Владимир Вигилянский.
Отметим, что в марте московский Новодевичий монастырь передали церкви не в собственность, а "в безвозмездное бессрочное пользование", так как он внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Ранее стало известно, что из законопроекта "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" исчез запрет на "изменение назначения возвращенного имущества и передачи его третьим лицам в течение десяти лет", на котором настаивало Минэкономразвития. Религиозные организации в использовании имущества будет ограничивать только их собственный устав.
На текущей неделе закон должен быть внесен в правительство. По данным "Коммерсанта", претензии к документу еще остались у Государственно-правового управления президента РФ, однако вице-премьер Александр Жуков решил, что эти замечания учтут уже на стадии прохождения законопроекта через Госдуму. Не исключено, что нижняя палата парламента может рассмотреть документ в первом чтении еще до конца весенней сессии.
РПЦ заявила о притязаниях на имущество, перешедшего государству при советской власти, на Архиерейском соборе 2000 года. Некоторые объекты передавались церкви в индивидуальном порядке (например, Крутицкое подворье), однако в январе 2009 года премьер-министр РФ Владимир Путин заявил о необходимости скорее перевести процесс в правовое русло, в частности - ускорить разработку закона (его начали готовить еще в 2007 году).
Разработка документа вызвала возмущение со стороны музейного сообщества, которое, в частности, выступило против передачи церкви движимого имущества из музейных фондов, выражая сомнение в том, что таким предметам смогут обеспечить должные условия хранения. Протесты были подогреты скандалом вокруг иконы Богоматери Торопецкой XII-XIV веков, которую в конце 2009 года по просьбе патриарха Кирилла на время передали из хранилищ Русского музея в церковь при элитном коттеджном поселке.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Как часто украинцы посещают музеи (опрос)

Украинцы редко посещают музеи. К такому выводу пришли эксперты Института Горшенина, проведя телефонный опрос на тему «Музеи Украины» в крупных городах страны.

В частности, согласно переданным агентству УНИАН данным исследования, более четверти жителей крупных городов Украины (28,1%) последний раз посещали музей один-два года назад. Почти такое же количество опрошенных (26,4%) последний раз были в музее три-пять лет назад. Каждый пятый респондент (21,5%) заявил, что посещал музей более пяти лет назад, а каждый десятый (11,2%) - полгода назад. Были в музее в течение последних трех месяцев 4,5% опрошенных, а 8,3% заявили, что никогда не посещали музеи.

В то же время подавляющее большинство респондентов (85%) считает, что государство недостаточно финансирует музеи в Украине. Из них 54,2% дали ответ «точно нет» на этот вопрос, а 30,8% - «скорее нет». Считают государственное финансирование достаточным для музеев 5,3% опрошенных. Из них ответ «скорее да» дали 4,1% жителей крупных украинских городов, «точно да» - 1,2%. Затруднились ответить на данный вопрос 9,7% респондентов.

Более половины жителей крупных городов Украины (55,2%) полагают, что заниматься пропагандой посещения музеев должны государство и сами музеи в равной степени. Почти четверть опрошенных (23,4%) считает такую пропаганду прерогативой государства, а 13,2% высказали мнение, что этим должны заниматься музеи. Затруднились ответить на данный вопрос 8,2% респондентов.

Более половины жителей городов с населением свыше миллиона человек (51,5%) полагают, что для приобщения молодежи к посещению музеев следует сделать посещение музеев школьниками и студентами льготным или бесплатным. Считают эффективным способом приобщения молодежи к посещению музеев обсуждение выставок на школьных уроках 44,8% респондентов, а 32,1% - активную пропаганду музеев в СМИ. Высказали мнение, что необходимо проводить больше выставок современного искусства, 30,1%, проводить «дни открытых дверей» - 27,8% опрошенных. Каждый пятый респондент (20,2%) считает эффективным способом пропаганды музеев среди молодежи организацию родительскими комитетами и руководством школ и ВУЗов посещений музеев школьниками и студентами. Каждый третий опрошенный (35,3%) предлагает задействовать все вышеперечисленные способы, а 2,4% респондентов считают, что для привлечения молодежи к посещению музеев должны быть применены другие способы. Затруднились ответить на данный вопрос 1,9% жителей крупных городов Украины.

Кроме того, эксперты Института Горшенина в ходе исследования выяснили, что подавляющее большинство опрошенных (84,2%) негативно относится к тому, что чиновники берут из музеев во временное пользование полотна известных художников и другие предметы искусства для украшения своих кабинетов и административных зданий. Из них 58,8% относятся к этому «очень отрицательно», а 25,4% - «скорее отрицательно». Позитивно оценивают использование чиновниками произведений искусства для украшения своих кабинетов и зданий только 3,4% респондентов. Из них 2,2% оценивают эту практику «скорее положительно», 1,2% - «очень положительно».

Телефонный опрос на тему «Музеи Украины» проводился 21-23 мая. Всего было опрошено 1200 респондентов в городах-миллиониках: Киеве, Харькове, Днепропетровске, Донецке, Одессе и Львове в возрасте от 16 лет. Квотами были регион проживания, пол и возраст респондентов. Погрешность репрезентативности исследования не превышает +/-3,2%.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

В Абхазии создано Общество охраны памятников истории и культуры

Изображение
Замок Баграта, господствующий над морским берегом и долиной реки Басла, был крепостью средневекового города и охранял порт в устье Баслы (Беслетки). По разным данным, он был построен в X-XI веках или в царствование грузинского царя Баграта III, или позднее, при Багарате IV.

Первым мероприятием новорожденного общества стал Научно-методический совет "Перспективы исследования и реставрации объектов историко-культурного наследия Республики Абхазия", который проходит на этой неделе в Сухуми.

В Абхазии на учете находится примерно 250 объектов культурного наследия. Поскольку Свода памятников архитектуры Абхазии не существует, а работы по изучению памятников долгие годы системно не проводились, существующий список нельзя считать исчерпывающим. В советское время более 30 объектов имели статус "памятник всесоюзного значения". Среди них - раннехристианские храмы в Пицунде, Лыхны, Моква, Дранда, Бедия, Симоно-Кананитский монастырь в Новом Афоне, крепости и городища византийского, римского и даже античного периодов. Наряду с древними объектами в составе охраняемого наследия необходимо найти место и лучшим образцам городской и курортной застройки XIX - начала XX века.

Проблемы Абхазии лежат в области политики. До недавнего времени археологические находки вывозились за пределы Абхазии, а научные отчеты, реставрационная документация архивировались в Тбилиси. Производственная база реставрации фактически утрачена. Специалисты, не видя условий приложения своего труда, покинули регион.

Основная задача на данном этапе, по мнению хранителей наследия из Абхазии и их коллег из России, - выявление и исследование памятников истории и культуры и составление единого свода памятников, организация и методическое обеспечение работ по консервации и дальнейшей реставрации объектов.
Последний раз редактировалось Rinchen 31 май 2010, 21:36, всего редактировалось 1 раз.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

В Италии нашли разрушенный Суллой этрусский дом

Изображение
Древняя стена в Ветулонии.

Итальянские археологи обнаружили на месте древнего города Ветулонии в 200 километрах к северу от Рима остатки этрусского дома, предварительно датируемого III-I веками до нашей эры.

По словам руководителя археологического музея Ветулонии Симоны Рафанелли, найденные этрусские руины - лучшие во всей Италии. Они прекрасно сохранились, в них обнаружено множество предметов, что позволит специалистам полностью воссоздать облик дома, а также разобраться в некоторых специфически этрусских приемах строительства. Дом выстроен из глиняного кирпича и в свое время представлял собой роскошное жилище.

В доме была обнаружена керамика, а также несколько монет, позволяющих датировать его разрушение 79 годом до нашей эры, когда город был захвачен диктатором Луцием Корнелием Суллой.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Софийский собор в Полоцке закрывается на реставрацию

Изображение
Софийский собор в Полоцке закрывается на реставрацию, сообщила корреспонденту БЕЛТА директор Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Ольга Бородич. Проект реставрации рассчитан на три года и включает замену стропильной системы, столярные работы по смене оконных блоков, ремонт фасада и отмостки. Финансирование работ будет вестись из республиканского бюджета.

Через две недели строители приступят к первому этапу - замене стропильной системы. Планируется, что кровля будет отремонтирована в течение лета, и на это время доступ в музей, который одновременно является и концертным залом, будет закрыт. Знаменитый полоцкий орган на время работ будет укрыт защитными материалами, а после ремонта его санитарную обработку проведут специалисты из Германии.

Как подчеркнула Ольга Бородич, Софийский собор перестанет принимать многочисленных туристов лишь на период ремонта кровли, однако экскурсии по музею продолжатся. Они будут виртуальными - в виде мультимедийных презентаций, и будут проходить в музее белорусского книгопечатания.

Софийский собор является памятником архитектуры середины XI - середины XVIII вв. Построенный на высоком берегу Западной Двины, он является одним из самых ранних храмов Древней Руси наряду с Киевским и Новгородским Софийскими соборами и самой древней каменной постройкой на территории современной Беларуси.

Полоцкий храм несколько раз перестраивался. В XV веке у него появились черты храма-крепости, а в XVIII веке под влиянием виленского барокко был полностью изменен внешний вид православного храма. Ныне от храма XI века остались небольшие фрагменты апсидной части и фундамента.

Как музей Софийский собор существует с 1987 года. Экспозиционная площадь составляет 870 кв.м. Экспонаты музея рассказывают об истории архитектуры, о многочисленных перестройках, ремонтах и последней реставрации памятника, которая проходила в конце 60-х годов прошлого века.

Концертный зал в Софийском соборе был открыт в 1983 году, рассчитан на 304 места. В концертном зале Софийского собора ежегодно в апреле и ноябре проходят фестивали старинной и современной камерной и органной музыки, каждое воскресенье - концерты органной музыки.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Судакскую крепость застроили «халупками». Теперь будут сносить

В охранной зоне Генуэзской крепости в Судаке обнаружены четыре объекта незаконного частного строительства, которые должны быть снесены.
«Незаконное строительство уродует визуальное восприятие Судакской крепости, достопримечательности VI-XV в., которая является номинантом на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в транснациональной номинации «Торговые центры и укрепления на путях генуэзской коммерции. От Средиземного до Черного моря», - заявила Куковальская.
«Документов, которые подтверждают законность сооружения домов, нет. Крымчане объясняют, что в них не определена охранительная зона и не утверждены режимы ее использования - это неправда. Есть решение Верховной рады АР Крым еще 1979 года, которое никто не отменял»
Сейчас представление о незаконном строительстве в охранительной зоне достопримечательности национального значения направлено в Генеральную прокуратуру Украины, прокурору АРК, Государственную службу охраны культурного наследия.
По словам Куковальской, незаконное строение - трехэтажный дом, - вырос и рядом с греческой церковью Cвятой Параскевы (Х в.), которая расположена рядом с немецкой кирхой неподалеку от Судакской крепости, в охранительной зоне достопримечательности национального значения.
«Он вырос за месяц после завершения очень удачной реставрации греческой церкви, которая тоже имеет статус достопримечательности национального значения. Мы фактически спасли ее своими силами, предложили сценарий развития как выставочно- концертного зала. Сейчас там проходит выставка произведений живописи посвященная святой Параскевы Пятницы», - рассказала Неля Куковальская.
Позиция Министерства регионального развития и строительства Украины по этому вопросу однозначна: сносить объекты, которые построены в охранительных зонах достопримечательностей с нарушением законодательства.
Судакская (Генуэзская) крепость - является достопримечательностью VI-XV в. и с 1958 года входит в состав Национального заповедника «София Киевская». Она внесена в Предварительный список ЮНЕСКО, и на протяжении двух лет может быть включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в транснациональной номинации вместе с тремя другими генуэзскими крепостями Греции, Италии и Франции.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Орган на алтарь
Законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" на прошлой неделе был одобрен возглавляемой вице-премьером Александром Жуковым Комиссией по вопросам религиозных объединений и внесен на рассмотрение в правительство. Следующая стадия - внесение законопроекта в Государственную думу РФ.

Председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, который будет курировать законопроект в парламенте, Сергей Попов обозначил и предполагаемые сроки работы: "Если документ будет внесен до конца мая, то он может быть принят в первом чтении до конца весенней сессии". Следовательно, в начале осени, когда депутаты после летних каникул возобновят свою работу, законопроект пройдет все думские чтения, и следующий год станет началом "восстановления исторической справедливости", как любят говорить представители Русской православной церкви.

Против такого восстановления - не на бумаге, а в реальной жизни - на днях выступили жители Челябинска. "В центре Челябинска в городском парке на Алом поле расположен прекрасный концертный зал - храм, в котором звучат не только орган, но и фортепиано, скрипка и вокал, проходят выступления как мировых звезд классической музыки, так и одаренных детей города и области. Орган, созданный специально для этого помещения, третье десятилетие, как маяк, влечет к себе выдающихся исполнителей и благодарных слушателей.

Целое поколение не представляет себе культуру Челябинска без этой жемчужины. И вот над этим воистину намоленным - музыка вечна! - местом нависла угроза", - обращаются в своем письме представители творческой интеллигенции Челябинска.

19 апреля этого года в Челябинск приезжал Святейший Патриарх Кирилл. Именно тогда мэр города Челябинска (а ныне - губернатор области) Михаил Юревич сообщил, что здание храма Св. Александра Невского на Алом поле будет в скором времени передано Русской православной церкви. В здании храма сейчас расположен Зал камерной и органной музыки Челябинского концертного объединения, а на месте алтаря стоит уникальный орган.

"Для нас главное восстановить историческую справедливость. Храм строился на деньги горожан, местного купечества и царской семьи в честь героев Русско-японской войны. Мы не имеем морального права использовать здание этой церкви как-то иначе, - говорит Михаил Юревич. - Храм Александра Невского в Челябинской области всегда был храмом номер один. Вопрос о его возвращении в Челябинскую епархию ставился еще 10 лет назад, сейчас он наконец-то начинает решаться. Это здание было изъято у православных в советские годы. Сегодня, согласно указу Президента РФ, все незаконно изъятое имущество следует вернуть".

Непонятно, правда, какой указ главы государства г-н Юревич имеет в виду. Президент не раз говорил об уважительном отношении к истории - и советского времени, и царского. Да, при Президенте РФ уже больше года работает Комиссия по противодействию фальсификации истории. Но никаких указов на тему возвращения "всего незаконно изъятого" издано в последнее время не было.

Не исключено, что губернатор Челябинской области как раз и имел в виду законопроект о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, последняя редакция которого, по мнению экспертов, стала результатом неких договоренностей культурной и религиозной общественности. И вроде бы законопроект перестал напрямую касаться музейного, архивного и национального библиотечного фонда, и сдавать в аренду полученные помещения приходы не смогут, и взамен передаваемого здания учреждениям культуры обязаны будут в максимально короткие сроки предоставить равноценное помещение. Но отчего-то полного доверия к предстоящей реформе нет.

В самом Челябинске сейчас ждут представителя немецкой фирмы "Германн Ойле" (уникальный концертный орган которой и стоит сейчас в передаваемом храме) Иржи Коцоурека. Его приезд намечен на 8 июня.

Пока многие специалисты придерживаются мнения, что переносить орган, как предлагает это сделать губернатор области, категорически нельзя. Да и куда переносить уникальный инструмент - тоже пока неясно. Предложенный губернатором вариант - католический храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - у многих вызывает вопросы. Даже настоятель отец Вильгельм Палеш хоть и был обрадован идеей перенести к ним орган ("Пока у нас в костеле электронный орган, но мы всегда мечтали иметь настоящий"), говорит об одном "но": "Хватит ли для органа в храме места?"

Жители Челябинска приводят другой аргумент: "...одним из наиболее вероятных мест переноса называется костел в Металлургическом районе, удаленном от центра на 20 километров и отделенном от него промзоной". "Кроме того, город лишается не только органа, но и камерного концертного зала с прекрасной акустикой", - сказано в письме жителей, которые потом последовательно излагают историю передаваемого объекта:

"Во-первых, построенный в начале ХХ века на деньги горожан храм был церковью очень короткое время. Во-вторых, много лет он был ничем, потом планетарием и, наконец, стал храмом - культуры: что есть музыка, как не древнейший и прекраснейший способ чистой молитвы! В-третьих, если храм построен на деньги горожан (и восстановлен в итоге тоже!), почему у всех горожан не спросили, в каком качестве он им больше нужен: как единственный на Южном Урале органный зал или как одна из многих церквей при наличии другой - в полукилометре на северо-восток, третьей - в километре на север и четвертой - в двух километрах на восток, не говоря о двух новых!"

Последние, кстати, в свое время и были построены для того, чтобы в храме Александра Невского продолжал работать Зал камерной и органной музыки Челябинского концертного объединения. В 2000 году губернатор области во время визита в Челябинск Патриарха Алексия пообещал верующим взамен храма А.Невского на Алом поле построить новую церковь. В итоге неподалеку от органного зала был возведен храм "Утоли моя печали". Совсем недавно на средства горожан был достроен еще один храм - Святого Георгия Победоносца.

Оттого еще более логичными выглядят доводы граждан: если уж и передавать здание РПЦ, то для начала в центре Челябинска нужно построить новый органный зал. "Тем более что в нынешнем виде здание не годится под храм, требует перепланировки, восстановления алтаря и т.д., а для начала - подготовки технической документации, то есть времени", - отмечают жители города.

Но восстановление исторической справедливости, видимо, - дело особой срочности. Неподвластное простой человеческой логике.
lora
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 16:03

Re: Борьба за культуру

Сообщение lora »

Ночное противостояние в Кадашах
07.06.2010
Москвичи не дают строителям начать снос исторических зданий
Как сообщил координатор Московского Совета и движения Левый Фронт Сергей Удальцов, в ночь с 6 на 7 июня резко обострилась ситуация в Кадашах, где уже третью неделю идет акция в защиту исторического наследия города. Около 22.00 6 июня на территории стройплощадки появились сотрудники частного охранного предприятия (ЧОП), которые оцепили все входы на стройку. В это же время строители начали заделывать все проходы, ведущие на площадку, через которые ходили защитники Кадашей.
Около полуночи на Большой Ордынке появилась строительная техника (платформа с экскаватором и погрузчик), которая попыталась заехать на стройплощадку со стороны 2-го Кадашевского переулка. Однако около 50 защитников Кадашей (прихожане церкви Воскресения в Кадашах, активисты Московского Совета, Левого Фронта, Архнадзора, Солидарности, Справедливой России) преградили въезд на стройплощадку, сцепившись за руки. Прибывшая на место событий милиция, как и раньше, не вмешивалась в противостояние. Получив отпор, строители отогнали технику на Большую Ордынку, где она и стояла всю ночь. В это же время ЧОПовцы попытались оттеснить защитников Кадашей от входа на стройку, однако это им не удалось, а применять грубую силу и спецсредства на глазах у милиции они не решились.
В итоге, позиционное противостояние длилось всю ночь с 6 на 7 июня. Утром на стройплощадке ожидают депутатов Госудмы и Мосгордумы.
Отметим, что 2 июня Москомнаследие под давлением общественности рекомендовало компании-застройщику ООО «Торгпродуктсервис» приостановить снос исторических зданий в Кадашах, однако никаких распорядительных документов на этот счет пока нет. Вероятно, застройщик решил форсировать события и поскорее завершить снос зданий на стройплощадке.
В 1973 году городские власти утвердили создание девяти заповедных зон в центре Москвы; под № 9 в список вошло Замоскворечье, с ядром охраняемой территории в Кадашах. С этого момента здесь допускалась только застройка «зданиями, архитектура и этажность которых определяются в композиционной увязке с существующей застройкой» - то есть исключалась массовая, типовая застройка.
Напомним, что 19 мая на территории, примыкающей к церкви Воскресения в Кадашах, возобновились приостановленные по предписанию Генеральной прокуратуры РФ работы по разбору строений и конструкций исторических зданий. Разрушению подвергаются остатки производственных построек конца XIX - начала XX века «в кирпичном стиле», в том числе - «дом дьякона» (здание 1813 года постройки, в котором проживали клирики храма Воскресения в Кадашах). Церковь Воскресения в Кадашах была построена в 1687-1695 годах. Она и её окрестности - редкий уцелевший район старинной Москвы. На протяжении веков даже время почти не было губительным для этих стен. Однако 29 октября 2002 года вышло Постановление Правительства Москвы, согласно которому предписывалось «осуществить строительство в 2002-2007 годах офисно-жилого комплекса в непосредственной близости от церкви.
Кадашёвская слобода, Кадаши - историческая местность в московском районе Якиманка, впервые упомянутая как село Кадашёво в духовной грамоте Ивана III (1504 год) и достигшая расцвета в середине XVII века, при Алексее Михайловиче. Крупнейшая из слобод Замоскворечья, в XVII веке Кадашёвская слобода занимала территорию между Якиманкой, Ордынкой, Николаевской улицей, Полянским рынком и старицей реки Москвы. На территории бывшей слободы, в Лаврушинском переулке, находится Государственная Третьяковская галерея; c 2004 года действует музей «Кадашёвская слобода» при храме Воскресения Христова.
В послевоенные годы на набережной были снесены дома № 2, 4, 14, 20, 26, 28, 32. Здание гостиницы на углу Старомонетного (№ 6) надстроили с 4 до 6-7 этажей. Оставшаяся застройка была объявлена памятником архитектуры.
Семиэтажный дом современной постройки подавляет старую усадьбу XVIII-XIX веков (1-й Кадашёвский переулок, 12 и 14). При постройке новодела были снесены палаты XVIII века
В 1994 году, несмотря на протесты прокурора Москвы и общественности, охраняемый памятник архитектуры «Кадашёвская набережная» (дома 12, 16, 18, 30) был снесён. На его месте к 1999 году был выстроен двух-трёхэтажный фасад «под старину». Статус памятников с домов 12-30 был снят только в 1998 году. К востоку от Лаврушинского переулка, на месте одно-двухэтажного фасада возникло офисное здание с угловой ротондой, заимствованной у дома Разумовских, что на Воздвиженке, - решение, по мнению критиков, совершенно неуместное в Замоскворечье. Единственное историческое здание на набережной к востоку от Лужкова моста - угловой дом № 22, к западу - надстроенный № 6 и трёхэтажный № 10, попадающий под снос при расширении Третьяковки.
В 1990-е - 2000-е годы в Кадашах велось «точечное» строительство, исказившее силуэт старой слободы. На месте одно-двухэтажной застройки появились дома в 7-8 и выше этажей (1-й Кадашёвский переулок, 12; Старый Толмачёвский, 4; Старомонетный, 18 и другие). На участке, непосредственно примыкающему к Воскресенской церкви (здесь когда-то была мебельная фабрика) запланировано строительство масштабного жилого комплекса «Пять столиц». В зону сноса попадает и дом причта церкви - памятник XVIII века.
Открытая электронная газета Forum.msk.ru
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Большому китайскому мосту вернули скульптуры
Сегодня (16.06.2010) в Александровском парке Царского Села начали установку скульптур, утерянных еще до Второй мировой войны. Всего их четыре, две мужские и две женские. Правда, на Большом китайском мосту появились не оригиналы, а точные копии.

Куда пропали скульптуры, сделанные по заказу Екатерины II, до сих пор никто не знает. В 1938 году их отправили на реставрацию, с которой они так и не вернулись. Судить о том, как выглядели китайские статуи, можно только по сохранившимся фотографиям. Кстати, именно, по ним и восстанавливали утерянные скульптуры, отмечает НТВ.

Отливали фигуры в городе Касли на Урале, на знаменитом литейном заводе. Поэтому результат превзошел все ожидания. По словам сотрудников, даже в нераскрашенном виде китайские скульптуры — высокохудожественное произведение.

Но работу решили завершить до конца. Краски выбирали устойчивые к петербургскому климату. Правда, в музее больше боятся не дождей, а вандалов, поэтому статуи будут круглосуточно охранять.
Rinchen
Сообщения: 404
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 10:08

Re: Борьба за культуру

Сообщение Rinchen »

Конец хрустальной мечты?

Изображение
Георгиевский собор в городе Гусь-Хрустальный.

Недавно директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова получила официальное, краткое и сухое письмо от главы епархии архиепископа Евлогия (Смирнова) с предложением освободить и подготовить к передаче РПЦ Георгиевский собор в городе Гусь-Хрустальный. Дело, в общем, знакомое и далеко не новое - только с 1991-го по 1996 год музеем-заповедником передано епархии 18 храмов, в которых находились реставрационные мастерские, фондохранилища и музейные экспозиции.

Некоторые из них - как "Православие и русская культура" и особенно "Часы и время" - оставили весьма заметный след в музейном деле и были очень популярны у туристов. Сегодня об этих экспозициях приходится говорить исключительно в прошедшем времени - новых помещений для них предоставлено не было. И тем не менее Владимирская область считалась регионом - в пример остальной России, - где между епархией и музеем сложились уважительные отношения, где они умели находить компромиссы и взаимоприемлемые решения.

Но с Георгиевским собором, возведенным на средства хозяина Гусевской хрустальной фабрики и знаменитого мецената Юрия Нечаева-Мальцова, - случай совершенно особый. К древним памятникам его никак не отнесешь - в нынешнем году ему исполнилось "всего-то" 107 лет. Но этот век успел вместить массу событий. Собор - в модном в конце XIX века русском стиле, с традиционным пятиглавием и изящной шатровой колоколенкой - строился с 1892-го по 1903 год по проекту знаменитого архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.

Причем сам зодчий, точно предчувствуя недолгую жизнь младшего брата гусевского храма - православного собора в Варшаве, предельно ясно выразил свое отношение к своему детищу: "В этот храм я вложил все что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений". Интерьер собора, разделенный на три нефа колоннами из лабрадорита, освещался дюжиной роскошных хрустальных паникадил (чудом уцелело одно) и был украшен мозаиками известного мастера Владимира Фролова и живописью Виктора Васнецова.

В раннесоветские времена были уничтожены - и, увы, не восстановлены до сих пор - пятиглавие и верхний ярус колокольни. В самом храме сначала открыли дворец труда, потом - в 1923 году - "разрубили" бетонными перекрытиями внутреннее пространство на два этажа, поселив на первом кинотеатр, а на втором - библиотеку и детскую музыкальную школу.

Так продолжалось до 1974 года, когда усилиями - а их потребовалось немало - Алисы Аксеновой и ее сотрудников в соборе начал создаваться Музей хрусталя имени Мальцовых, открывшийся при ликовании буквально всего города 18 мая 1983 года. Требовалось не только убедить местное партийное начальство в необходимости создания такого музея - а значит, построить новые здания для кинотеатра и библиотеки.

Нужно было уговорить директора хрустальной фабрики - в те времена градообразующего предприятия - передать в создаваемый музей около пяти тысяч образцов творчества стеклянных дел мастеров всех поколений, начиная с середины XVIII века. "Между прочим, именно Алисе Ивановне мы фактически обязаны тем, что все эти хрустальные чудеса сохранились, - рассказывает Виктория Угрюмова, директор музея. - Просто страшно подумать, что могло бы случиться с ними в том хаосе, который царил на предприятии в 90-е годы, - в "лучшем" случае коллекцию просто распродали бы!"

Сегодняшняя статистика музея суховата, но весьма красноречива. Посетителей - более сорока тысяч в год. В фондах - 13, 5 тысячи экспонатов, выставлено - около двух тысяч. Хотелось бы перечислить всех виртуозов-стеклодувов и описать их шедевры, но рамки статьи, увы, не позволяют. Однако не упомянуть самый необычный и неизменно привлекающий внимание любого посетителя экспонат - он датирован серединой позапрошлого века - просто невозможно.

Речь об огромном, играющем всеми красками стеклянном букете, который, по легенде, посреди лютой зимы сделал для своей тяжело заболевшей и захотевшей увидеть живые цветы маленькой дочери мастер Разумей Васильев. "Удивительный музей. Удивительные люди". Именно такую запись сделал в книге отзывов нынешний премьер-министр РФ, посетивший Гусь-Хрустальный весной 2002 года.

Одна из главных "удивительностей" гусевского музея заключается в том, что - случай довольно редкий - изначальное предназначение здания и его сегодняшняя функция нисколько не противоречат друг другу, если не сказать - взаимно дополняются. Храм - место, где человек, высоким слогом говоря, воспаряет духом, становится ближе к Богу. И уместно спросить - разве не от Бога дарования и мастерство людей, создающих хранящиеся в пространстве этого Храма Хрусталя шедевры? Впрочем, воспарять духом пока что не очень получается - невеселые обстоятельства и неудобные вопросы больше на землю опускают.

Может быть, 60-тысячный Гусь-Хрустальный не имеет действующих храмов? Имеет целых два, причем один из них, весьма вместительный, находится в самом центре города, недалеко от Георгиевского собора. Большого скопления людей в них не наблюдается.

"Я написала Евлогию письмо: да, мы храм освободим, но только в случае предоставления нам абсолютно равноценного помещения - по площади, отоплению, вентиляции, охране. Только в этом случае! - говорит Алиса Аксенова. - Но мы трезво смотрим на вещи и понимаем, что никто нам более или менее приличного здания не выстроит и если даже дадут какой-нибудь канцелярский или складской закуток, это будет означать фактическую гибель музея, колоссальную потерю не только для нашей, но и для мировой культуры - не так уж много на свете музеев хрусталя.

Понимает ли владыка, под руководством которого, между прочим, в свое время восстанавливались Данилов монастырь и Оптина пустынь, сколько средств - про силы уже не говорю - вложено в создание этого музея? И сколько стоит - а церковные люди постоянно жалуются на нехватку средств - содержание такого храма? Три с половиной миллиона в год".

Иными словами, стоит ли так поспешно жертвовать музеем мирового уровня и растущим с каждым годом потоком туристов, приезжающих в Гусь-Хрустальный и оставляющих, кстати, немалые средства в небогатой местной казне?

Георгий ОСИПОВ
Ответить

Вернуться в «Культура – оружие Света»