Страница 9 из 13

Re: Борьба за культуру

Добавлено: 17 июн 2010, 19:55
Rinchen
Тамара Шулакова: Две часовни

«Дом Святой Троицы», (так величали в средневековье Псков) чудом сохранил уникальные ценности: во–первых, это весь ансамбль старинного города – музея под открытым небом; во–вторых, это его древние храмы, каждый из которых может быть справедливо назван шедевром; в–третьих, это уникальная по красоте и мощи русская крепость, ни разу во времена Псковской вечевой республики не пустившая в свои стены врагов. Но древняя земля в последнее десятилетие переживает настоящий строительный бум: сооружаются банки, коттеджи и целые гостиничные кварталы, фактически изменившие градостроительные константы прошлого. Рядом со средневековыми храмами возводятся новые церкви и часовни. Видимый разрыв между древней традицией и современной архитектурной практикой приводит к непоправимым ошибкам, - в конечном счете, угрожая самой замечательной традиции древних псковичей, возводивших город как единый ансамбль. Таким образом, налицо проблемная ситуация. Как решается и должна решаться проблема «вписываемости» новых церковных построек в градостроительный ансамбль Пскова? Какими предстают перед нами современные храмы и что их связывает с древними? В чем суть средневековой традиции Псковской земли, и в какой мере она должна учитываться архитекторами XXI века? Далее - два ответа на эти вопросы.
Часовня Святой Ольги
Великая Равноапостольная княгиня Ольга, одна из первых христианок на Руси, особенно почиталась у себя на родине, в Пскове. Городские легенды связывают основание первого Троицкого собора с ее именем. На месте нынешней часовни княгине было светозарное видение трех солнечных лучей над Кремлем – символ Святой Троицы.

В наши дни Ольгинское общество установило на месте разрушенной часовни сначала памятный металлический крест, а затем провело конкурс на лучший проект часовни, в котором победил архитектор Алексей Андреевич Красильников. Часовня была освящена 23 июля 2000 года. При простоте архитектурного решения здания загадкой представляется его первоисточник, архетип, - это некий архитектуроведческий кроссворд, который предстоит разгадать.

Что же угадывается в облике сегодняшней часовни? Византийская основа - в плане храма (в основе которого - равноконечный греческий крест), в покрытии – полусферическим (похожим на шлемовидный из-за небольших размеров) куполом. Но: для Византии характерен «большой размер сооружений и создание ритмически-сложного пространства, перекрытого единым огромным куполом, обнимающим собой всю зону для молящихся…» Сам тип крохотной часовни, как видим, здесь вступает в противоречие с классической византийской стилистикой и образным языком архитектуры. Домонгольский Новгород – должен, вероятно, угадываться в позакомарном покрытии, в вертикалях беленых стен без декора, в узких полуовальных окнах и типично-новгородском широком аркатурном поясе вверху барабана. Но: домонгольский образ Великого Новгорода, по той же причине, что и византийский, едва ли годится для стилизаций в архитектуре малых форм. «Новгородские церкви эпически просты, внушительны и могучи», - как точно заметил И.Э Грабарь. …»

Ольгинская часовенка совершенно чужда эпической мощи и величию, она скорее претендует на изящество. Снова видим противоречие между опорным стилем и его претворением в новом здании, архитектура которого выказывает либо прямое непонимание традиции, ее сути, либо пытается ее опровергнуть, поставив в иной контекст, - но творческим продолжением в русле традиции это вряд ли возможно назвать. Псков возможно, должен видеться упрощенности архитектурного решения, в белоснежных стенах и одноглавии небольшого храма. Но: классическому Пскову чуждо сферическое покрытие главы, для него программно важна луковичная форма (свеча перед Богом). Позакомарные покрытия ранних псковских храмов в силу их непрактичности были скоро заменены псковскими каменщиками на восьмискатные, а полуовальные окна – на щелевидные окна-бойницы. Как видим, суть псковского храмоздания здесь не только не «схвачена», но и прямо искажена. Беленые стены роднят часовню с древнепсковскими памятниками. Но как далеко отстоит эта бетонная, холодно - точных очертаний часовня от свободно-артистичных псковских храмов, «…приземистых, крепких, несколько тяжеловатых по форме, живописно разбросанных друг подле друга, «как грибы после дождя».

Итак, автор Ольгинской часовни действительно основывается на нескольких традициях, но каждую из них он не столько претворяет и продолжает, сколько опрокидывает ее фундаментальные принципы и перемешивает с другими, противоречащим ей. Непонимание или намеренное искажение сути традиции – это не путь новаторства и продолжения ее в новых сооружениях, а путь механического и неорганического смешения всех и вся, это некая «старинная эпоха» вообще, искаженное представление о временах и школах, лишенное цельного Образа храма. Воистину, кто ясно мыслит, тот ясно излагает! Ольгинская часовня, - на наш взгляд, - откровенная неудача автора. Спасает дело только святое имя, отсутствие нарушений православного канона и прекрасное градостроительное положение белоснежного здания на легендарном, славном месте.
Анастасиевская часовня
«Последние годы XIX века и начало XX века стали для русской архитектуры временем особенно острого противоборства и оживленного взаимодействия различных стилистических направлений. … В это время происходит переход от той манеры, которая отвечала “культу деталей” эпохи эклектики, к, своего рода, “синтетическому методу”, соответствовавшему новым художественным идеалам». Наступала эпоха модерна с его замечательной базовой идеей о преобразовании жизни искусством. К этому времени русская художественная школа уже обладала обширными знаниями об «отечественных древностях», архитектурно-археологические штудии также стали составной необходимой частью исследований, как и теоретические изыскания. Настала пора обобщений, целостного видения некоего Образа Древней Руси.

«В отличие» от историзма эклектики, художники “стиля модерн”, тяготевшие к национальному романтизму, основывались на эмоциональном, личностном отношении к историческим событиям и искусству прошлого, а не на их позитивистки бесстрастном штудировании. … Влияние идеей об “особой миссии” России привело к тому, что новая архитектурная версия “русского стиля” развилась раннее других тенденций, объединяемых “стилем модерн”. От нее, собственно, и ведет свое начало русский “модерн”. …

Художники не воспроизводили “мотивы”,… но основывались на эмоционально-образном воспроизведении определенного круга явлений. Показательно и направление их интересов – не дробно детализированное московское зодчество XVII века, а новгородско-псковское, с его обобщенностью и живописной “неправильностью”; не то, что общественное сознание их времен связывало с самодержавием и православной народностью, а то, что напоминало о демократии средневековых городов-республик».

Псков привлек в свои древние стены двух крупнейших художников «серебряного века» - А.В.Щусева и Н.К.Рериха. Восхищенные городом, архитектор и живописец «подарили» ему Анастасиевскую часовню. Николай Константинович Рерих, матушка которого происходила из псковских земель, не раз бывал здесь, вел археологические раскопки, исследовал старину, делал эскизы для росписи часовни св. Анастасии. Алексея Викторовича Щусева как архитектора «неорусского стиля» «выделяло среди современников, казалось бы, невозможное сочетание интуитивных импульсов стихийной талантливости с широкой эрудицией и упорством ученого-исследователя. Высокую профессиональную репутацию он заслужил работой над воссозданием несколько веков пролежавшей в развалинах средневековой церкви в Овруче (1904-1911), ставшей этапом в развитии методов реставрации».

По мнению современных специалистов, «в реставрационной практике начала XX века эта работа заняла исключительное место по образной смелости и артистизму, с которой она выполнена». Примечательно, что именно такого рода уникальная работа по воссозданию храма предшествовала приезду Щусева в Псков. Анастасиевская часовня была известна еще в древности, она стояла на Завеличье, рядом с Успенской церковью, у Великой реки, отмечая переправу. (Святая Анастасия почиталась в Пскове как покровительница рыбаков, защитница их от опасностей.) Приблизительно на месте утраченной, Щусев ставит новую часовню, но поднимает ее на высокую насыпь-постамент и разворачивает входом к северу, к знаменитому, только что возведенному Ольгинскому мосту – чуду инженерного искусства (инженер Соловьев, 1909-1911 гг.) Анастасиевская часовня, таким образом, по замыслу архитектора, принимает на себя важные градостроительные функции: с одной стороны, она отмечает вход на мост, с другой – акцентирует старинную Рижскую дорогу (главный «приступный» путь с запада). Наконец, контрастируя миниатюрностью своих форм с массивным храмом Успения с Пароменья, динамично уравновешивает его в панораме города.

На восточной стене, в традициях Пскова укрепляется храмозданная керамида – мемориальная доска со слегка стилизованным под летопись текстом: «В лето от сотворения мира 7419 и от Рождества Христова 1911, в царствование благочестивейшего государя императора Николая Александровича сооружена быть сия святая часовня во имя святой великомученицы Анастасии на средства управления внутренних водных путей и шоссейных дорог…»

После революции 1917 года часовня была закрыта и многое претерпела: были утрачены глава, барабан, забелены фрески (выполненные по эскизам Рериха), некоторое время она служила кассой кинотеатра, киоском и даже керосиновой лавкой. Но главные испытания были впереди. Псков лишился своего чудесного Ольгинского моста, замененного типовым, стандарно-серым мостом Советской Армии. В 1970 году при его реконструкции часовню планировалось … снести. Но благодаря усилиям псковских архитекторов она была спасена, ее переместили к береговому устою моста. Реставрационные работы были проведены в 1970-1973 гг. по проекту архитектора Н.С.Рахманиной; расчистку живописи произвел художник-реставратор В.Михеев.

Нынешнее положение Анастасиевской часовни – под мостом, за забором строящейся десятилетиями гостиницы, не только делает ее недоступной, но заставляет это замечательное, полное изящества храмовое здание «серебряного века», проигрывать в градостроительном смысле постсоветской, гораздо долее спорных художественных достоинств, часовне св. Ольги (что установлена в 2000 году на своем древнем месте).

Но сама маленькая Анастасиевская часовня остается удивительным, единственным памятником в Пскове, в котором большие художники, А.В.Щусев и Н.К.Рерих осуществили программную, осознанную стилизацию древнепсковского зодчества:

• В основе плана лежит квадрат, столь характерный для всех псковских церквей.
• Объемная композиция образована стройным четвериком, перекрытым на четыре ската, с повышением в центре свода, образующим щипец со спокойным тупым углом – миниатюрная «цитата» на тему излюбленных псковских покрытий, легкий намек на «ворох кровель». (Ритм этого намека подхвачен «стрельчатым» перекрытием ниши, - для фрески над входом.)
• Силуэт хрупкой часовни укреплен на углах, попарно соединенными лопатками, причем тонкий желобок, отделяющий одну «пилястру» от другой не прочерчен до конца, к фундаменту, - оттого они смотрятся как одна широкая псковская лопатка, фиксирующая и хорошо «держащая углы», укрупняющая масштаб.
• На западном фасаде, помимо ниши в нестрогом арочном обрамлении, - кованые железные двери о двух створках, очень характерные для Пскова.
• Северная стена имеет окно простой прямоугольной формы, с типично псковской ставней, его закрывающей, и в высшей степени интересный орнаментальный пояс над ним. Этот пояс любимого псковского декора «поребрик-бегунок-поребрик» (но с резко увеличенным «бегунком»), поместившийся в прясле стены, между лопатками (!) дан как фрагмент, как откровенная цитата из древности, с акцентами, которые было угодно расставить архитектору XX века. Это «звучит» как ссылка на авторитет старинных псковских «каменосечной хитрости мастеров», с великим уважением к ним, но в подчеркнуто-авторской интерпретации этой цитаты.
• Знаменательно, что эти древние «речи на двух сторонах часовни в постановке Щусева были обращены: одна к западу, к гостям города, другая – к Троицкому собору и всему Пскову, словно с заветом псковичам нового века: любите и понимайте свою историю, свою древность, и смело, опираясь на нее, творите новое.
• Тонкий и высокий барабан украшен только «бегунком». Форма главы до реставрации была, видимо, более округло-луковичной, то есть ближе к псковскому варианту.

Как видим, часовня А.В.Щусева далека от буквального копирования псковских форм; в работе архитектора существенную роль играет акцентированная деталь, вызывающая «ассоциативный ряд» в культурной памяти, - это свойство делает ее ближе к модерну, ибо «…сознательное преувеличение, “нажим”, даже гротеск становились нередко приемами, совершенно необходимыми архитектору, добивавшемуся полемической заостренности произведений, утверждавших новое творческое кредо».

Другое, принципиально важное свойство модерна, - умение уловить сам образ и дух древности и свободно-поэтично воплотить его – также сказалось в Анастасиевской часовне. В ней – образ Пскова, не горделиво-величественного, но скромно-чистого и изысканно-простого. Образ маленького великого города, которому поклонились художники «серебряного века».

Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы:
I. Исторический центр Пскова, его районные города и села хранят культовые сооружения, образующие уникальный мегаансамбль - «Дом Святой Троицы». В современной ситуации строительного «бума» и угрозы градостроительному ансамблю роль памятников культового зодчества возрастает, они должны быть точкой отсчета, камертоном для любых строительных начинаний. Строительство новых храмов в историческом центре Пскова и его древних пригородах нецелесообразно и неуважительно по отношению к собственной культуре.

II. За пределами древнего Пскова, в орбите губернского города, возможны постройки небольших храмов и часовен (например, часовня Вокресения Христова на привокзальной площади). Стилистика подобных сооружений может иметь другие прототипы, с аллюзией на архитектуру провинциального Пскова XVIII-нач.XXвв., но здесь важно помнить, что дореволюционные архитекторы в лучших своих сооружениях отталкивались от древнепсковского зодчества с его антропоморфной сомасштабностью идеально вписанных в ландшафт зданий.


III. Возведение новых храмов «на новых местах» в городах Псковской области, не имевших дотоле культовых сооружений весьма желательно, ибо они, как в древности, становятся архитектурно–визуальными и духовно-смысловыми доминантами ландшафно-градостроительных пространств. Архитектурная концепция нового храмоздания и ее воплощение должны быть глубоко органичны Пскову; при этом не следует слепо копировать классические памятники, тем более механически совмещать мотивы самых разных архитектурных школ в облике нового храмоздания. Псков – «очень стилен», строг и целен в своем зодчестве; эта «стильность» принципиально противоположна эклектизму, например, «русско-византийских» державных храмов, модных сегодня. Уловить дух древнепсковского зодчества - вот что важнее всего.

IV. Помимо опоры на храмы древнего Пскова как на архетипы, принципиально важен выбор строительного материала, местной известняковой плиты. В Пскове выбор материала – это выбор архитектурной концепции храма.

В целом следует стремиться создать Образ Псковского Храма, стилизуя его под определенную эпоху «золотого века» Пскова. Лучшим вариантом нового строительства можно считать тот проект храма, в котором великие традиции непротиворечиво и свободно продолжены в творческой работе современного архитектора по созиданию Образа Храма «Вольного стольного Пскова»..

Re: Борьба за культуру

Добавлено: 22 июн 2010, 21:55
Rinchen
Беларусь сформирует досье объектов деревянного зодчества на включение в список ЮНЕСКО

Изображение
Деревянная Крестовоздвиженская церковь (1764) в Городище Барановичского района Брестской области.

Объекты деревянного зодчества, сохранившиеся на территории Белорусского Полесья, обладают высоким культурным и историческим потенциалом. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА председатель Национальной комиссии Беларуси по делам ЮНЕСКО Владимир Счастный. В городе над Бугом он принял участие в международной встрече экспертов Беларуси, Украины, России и Польши, касающейся вопросов сохранения объектов деревянного зодчества на территории трансграничного Полесского региона.

"Объекты деревянного зодчества как никакие другие наиболее уязвимы для времени, деятельности человека, в наибольшей степени подвержены разрушению. Сегодня мы еще обладаем этим богатством и обязаны принять все возможные меры по сохранению этих объектов для будущих поколений", - отметил Владимир Счастный. При этом он подчеркнул, что в данном вопросе важно понимание их значимости как со стороны органов власти, так и общественности, их владельцев.

"Главное - не делать в них европейские ремонты, сохранять их самобытность и присущую для деревянного зодчества региона уникальность", - пояснил собеседник.

На встрече в Бресте эксперты четырех стран поделились своими наработками в области сохранения объектов деревянного зодчества, было высказано мнение о возможности реализации совместных трансграничных проектов в этой области. По итогам встречи принято решение просить министерства культуры и Национальные комиссии по делам ЮНЕСКО рассмотреть перечень объектов деревянного зодчества на трансграничной территории, прилегающей к Брестской и Гомельской областям, для подготовки номинационного досье на включение их в Список всемирного и природного наследия.

В свою очередь Брестскому и Гомельскому облисполкомам при подготовке номинационного досье необходимо внести предложенные объекты деревянного зодчества, не взятые под охрану государства, в Государственный список историко-культурного наследия Беларуси. Эту работу предложено провести в течение 2010-2011 годов.

Третье международное совещание представителей Брестского и Гомельского облисполкомов, Министерства культуры Беларуси, Национальных комиссий по делам ЮНЕСКО и государственных органов охраны памятников истории и культуры Беларуси, Украины, России и Польши, где будет рассмотрен ход подготовки номинационного досье на включение объектов деревянного зодчества на трансграничной территории Полесья в Список всемирного культурного и природного наследия, намечено провести летом 2011 года в Гомеле.

Re: Борьба за культуру

Добавлено: 25 июн 2010, 10:19
Rinchen
СПЕЦИАЛИСТЫ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ, ЧТО КАРАИМСКАЯ КЕНАСА В КИЕВЕ МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬСЯ В РУИНЫ
Изображение

Ситуацию со зданием бывшей Караимской кенасы в Киеве специалисты оценивают как остро аварийную. "Ее нужно спасать сегодня, иначе в сезон осенних дождей мы можем застать уже руины", – рассказал начальник главного управления охраны культурного наследия Киева Руслан Кухаренко.

Недавно газета "Факты" писала о необходимости обследования и реставрации (вплоть до снятия с пьедесталов) памятников равноапостольному князю Владимиру и гетману Богдану Хмельницкому. Кроме них, в очереди "на ремонт" стоят памятники княгине Ольге и Магдебургскому праву, постройки ХVIII века в Кирилловском монастыре, монумент Независимости и другие – всего 16 киевских памятников.

«На реставрацию предусмотрено 21 миллион гривен, – говорит Руслан Кухаренко. – Депутаты на сессии Киевсовета проголосовали за выделение этих средств, но теперь проблема с главным финансовым управлением города. Ссылаясь на Бюджетный кодекс, они финансируют "защищенные" статьи расходов. А о сохранении памятников в лучшем случае вспомнят в декабре. Впрочем, такое повторяется из года в год. Но Караимская кенаса к декабрю развалится, ее нужно ремонтировать сейчас, в строительный сезон. Тем более, что в бюджет города с начала года уже поступили и семь миллионов гривен за использование символики Киева».

По словам Р. Кухаренко, памятную колонну Магдебургскому праву, которую требовалось срочно реставрировать, не дожидаясь финансовых поступлений, специалисты привели в порядок в долг. В похожей ситуации оказался и Никольский собор Покровского монастыря: когда оставшийся без крыши объект заливало дождями, то ее опять же сделали в долг. Нынче там и крыша есть, и золотые купола сияют. До завершения реставрации осталось только обновить фасад. Точно так же, в долг, выполнялась реставрация в трапезной Кирилловского монастыря, а теперь настал черед колокольни ХVIII века.

«К сожалению, в каком состоянии находятся конструкции памятников Богдану Хмельницкому и Владимиру Крестителю, в нынешнем году мы, наверное, знать не будем – на символы Киева средств нет. С объектами культурного наследия так нельзя поступать, ведь, во-первых, аварийные работы на таких объектах в десять раз дороже реставрационных, а во-вторых, это просто дикость – доводить их до столь плачевного состояния», – говорит Руслан Кухаренко.

Re: Борьба за культуру

Добавлено: 09 июл 2010, 11:36
Rinchen
Открывается отреставрированный дом-музей Левитана в Плесе

Дом-музей известного художника Исаака Левитана откроется в пятницу после комплексной реставрации в городе Плесе Ивановской области, сообщила РИА Новости начальник департамента культуры и культурного наследия региона Татьяна Котлова. "Реставрация музея Левитана проведена к 150-летнему юбилею пейзажиста и в преддверии 600-летнего юбилея города Плес", - сказала она, отметив, что реставрационные работы длились два года, из федерального и областного бюджетов было выделено семь миллионов рублей.

По словам Котловой, полностью отреставрирован фасад здания музея, заменена кровля, проведена реконструкция мезонина, сделана гидроизоляция подвальных помещений. Дом-музей Левитана в Плесе - один из наиболее популярных музеев на Волге, он был открыт 25 августа 1972 года.

"Художник, работавший в Плесе с 1888 по 1890 год - создал в городе пейзажи, названные впоследствии шедеврами русской живописи: "Тихая обитель", "Над вечным покоем", "Вечер. Золотой плес". Всего за три плесских лета Левитан написал около двухсот работ, включая 23 картинных полотна, многочисленные рисунки, эскизы, наброски", - сказала Котлова.

Она сообщила, что в день открытия музея посетители смогут познакомиться с произведениями художника из фондов музеев Центральной России. "На выставке экспонируются работы Левитана последних лет жизни, написанные им во Франции, Крыму и других уголках России. Особого внимание заслуживает этюд из серии "Озеро", который считают главной итоговой картиной пейзажиста", - добавила Котлова.

Алексей МИХАЛЕВ

Re: Борьба за культуру

Добавлено: 09 июл 2010, 11:38
Rinchen
Археологи нашли в Новгороде печать одного из Рюриковичей

Археологи нашли на раскопках в Великом Новгороде редкую печать, принадлежавшую одному из Рюриковичей, сообщил в четверг Новгородский облкомкультуры на официальном сайте.

Вислая свинцовая печать (булла), которыми в древности скрепляли важные документы, была обнаружена в понедельник на Троицком раскопе, расположенном в историческом центре города к югу от Кремля, сообщает облкомкультуры.

Как считает академик РАН, научный руководитель Новгородской археологической экспедиции Валентин Янин, печать принадлежала одному из сыновей новгородского князя Ярослава Мудрого (977/978-1054 годы) - черниговскому князю Святославу (1027-1076 годы), говорится в информации на сайте.

"Печать, обнаруженная в Великом Новгороде, стала для археологов второй печатью Святослава, первая такая печать была найдена на Украине", - сообщает облкомкультуры.

Ученые предположили, что некоторое время печать носили на шее в качестве украшения.

Андрей ЛЕТЯГИН

Re: Борьба за культуру

Добавлено: 09 июл 2010, 11:43
Rinchen
Документ дословно.Комитет всемирного наследия пополнит Список всемирного наследия ЮНЕСКО
источник
Изображение
На своей 34-й сессии, которая будет проходить с 25 июля по 3 августа в Бразилиа (Бразилия), Комитет всемирного наследия рассмотрит новые кандидатуры на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В ходе этой сессии, проходящей под председательством бразильского министра культуры и председателя Комитета всемирного наследия Жоао Луиса Силва Феррейра, 35 государств-сторонников Конвенции о всемирном наследии представят на рассмотрение Комитета кандидатуры на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Три из этих стран - Маршалловы острова, Кирибати и Таджикистан - на сегодняшний день не имеют в нем ни одного объекта.

В этом году для включения в Список всемирного наследия были представлены в общей сложности 32 новых объекта: 6 природных, 24 культурных и 2 смешанных (то есть природно-культурных). Три из них представлены несколькими странами одновременно, а девять являются расширениями объектов, занесенных в Список ранее (см. список ниже).

Комитет рассмотрит также состояние сохранности 31 объекта, включенного в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, и может принять решение дополнить его новыми объектами, сохранению которых должно быть уделено особое внимание. В Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, занесены объекты, которым угрожают такие проблемы, как загрязнение окружающей среды, урбанизация, плохо организованный массовый туризм, войны и стихийные бедствия, наносящие вред ценным объектам, занесенным в Список всемирного наследия.

На сегодняшний день Список всемирного наследия ЮНЕСКО включает 890 объектов "выдающейся всемирной ценности", в том числе 689 культурных, 176 природных и 25 смешанных объектов, расположенных в 148 государствах-сторонах Конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия.

Эта Конвенция направлена на укрепление международного сотрудничества в деле сохранения общего наследия человечества. К ней присоединились 187 стран, что делает ее наиболее представительным международно-правовым актом. Подписав Конвенцию, государства-стороны берут на себя обязательство выявлять объекты наследия для их возможного включения в Список объектов всемирного наследия, а также сохранять те, которые имеют национальное и региональное значение, в частности, за счет обеспечения соответствующей нормативно-правовой базы.

Комитет всемирного наследия, ответственный за соблюдение Конвенции, состоит из представителей 21 страны, избираемых государствами-сторонами на 6 лет. Каждый год Комитет вносит в Список новые объекты, представленные ратифицировавшими ее странами.

Кандидатуры проходят предварительный отбор, осуществляемый двумя консультативными органами: культурные объекты - Международным советом по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС), а природные - Международным союзом охраны природы (МСОП). Их рекомендации затем представляются Комитету. Международный центр по изучению вопросов сохранения и восстановления культурных ценностей (ИККРОМ) предоставляет экспертные консультации в области реставрации и проводит курсы обучения приемам реставрации.

Комитет всемирного наследия также рассматривает доклады о состоянии сохранности внесенных в Список объектов и просит государства-стороны принять, в случае необходимости, соответствующие меры по их сохранению и охране. Комитет осуществляет контроль за использованием более 4 млн. долларов, ежегодно выделяемых Фондом всемирного наследия и направляемых, в частности, на оказание срочной помощи, подготовку специалистов и развитие технического сотрудничества. Центр всемирного наследия ЮНЕСКО выполняет функции секретариата Комитета.

Аккредитованные журналисты могут присутствовать на церемонии открытия 34-й сессии (25 июля), в которой примут участие Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, бразильский министр культуры Жоао Луис Сильва Феррейра и Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. На пресс- конференциях, которые будут проводиться регулярно в ходе сессии, журналисты будут проинформированы о деятельности и решениях Комитета.

Объекты природного наследия, представленные для внесения в Список всемирного наследия:

– Национальный парк Пирин (расширение, Болгария)

– Рельеф Данься (Китай)

– Памятник ископаемых следов динозавров на Иберийском полуострове (Испания/Португалия)

– Плато Путорана (Российская Федерация)

– Пики, кратеры и валы на острове Реюньон (Франция)

– Монте Сан-Джорджио (расширение объекта Монте Сан Джорджио, Швейцария, Италия)

– Охраняемая территория островов Феникса (Кирибати)

– Таджикский национальный парк, горы Памира (Таджикистан).

Объекты культурного наследия, представленные для внесения в Список всемирного наследия:

– Система гидросооружений Haut-Harz (расширение объекта «Старинные рудники Раммельсберга и исторический город Гослар», Германия)

– Район at-Turaif в ad-Dir’iyah (Саудовская Аравия)

– Каторжные поселения (Австралия)

– Город Грац – исторический центр и замок Эггенберг (расширение объекта «Город Грац – исторический центр», Австрия)

– Августовский канал: творение человека и природы (Беларусь/Польша)

– Основные угольные шахты Валлонии (Бельгия)

– Площадь Сан Франциско в городе Сан Кристован (Бразилия)

– Исторические памятники Денгфенга в «центре неба и земли» (Китай)

– Археологический памятник наскальной живописи Siega Verde (расширение объекта «Доисторическая наскальная живопись в долине Коа», Португалия, Испания)

– Сплав ртути и серебра. Альмаден, Идрия и Сан Луи Потоси (Испания/Мексика/Словения)

– Гора Вернон (США)

– Культурный пейзаж местности Консо (Эфиопия)

– Епископский город Альби (Франция)

– Атолл Бикини, место проведения ядерных испытаний (Маршалловы острова)

– Джантар Мантар, Джайпур (Индия)

– Узкоколейка Матерана (расширение объекта «Горные железные дороги», Индия)

– Ансамбль Ханака и святилища шейха Сафи аль-Дин в Ардабиле (Исламская Республика Иран)

– Сооружения исторического базара в Табризе (Исламская Республика Иран)

– Трехсводчатые врата в Дане (Израиль)

– Форт Иисус, Момбаса (Кения)

– Кармино Реаль-де-Тьерра Адентро (Мексика)

– Доисторические гроты Ягула и Митлы в центре долины Оаксака (Мексика)

– Горнопромышленный город Рёрос и его окрестности (расширение объекта «Горнопромышленный город Рёрос, Норвегия)

– Концентрические каналы XVII века, участок Сингелграхт, Амстердам (Нидерланды)

– Фольклорные деревни Кореи: Хахое и Яньдон (Республика Корея)

– Охранная зона Нгоронгоро («Охранная зона Нгоронгоро» в 1979 году была включена в Список всемирного наследия в качестве природного объекта. Она была представлена еще раз с учетом дополнительных критериев) (Объединенная Республика Танзания)

– Церковь Воскресения в монастыре Сучевица (расширение объекта «Церкви Молдовы», Румыния)

– Ландшафтная лаборатория Дарвина (Великобритания)

– Поселение Саразм (Таджикистан)

– Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские строения, храмы Святого Кирилла и Святого Андрея, Киево-Печерская лавра (расширение объекта «Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские строения, Киево-Печерская лавра», Украина)

– Центральная часть императорского дворца Танг Лонг в Ханое (Вьетнам).

Смешанные объекты, представленные для внесения в Список всемирного наследия:

– Национальный морской парк Papahānaumokuākea, Гавайи (США)

– Высокогорье в центральной части Шри Ланки: природное и культурное наследие (Шри Ланка).

До начала сессии Комитета государства-стороны могут снять ранее представленные кандидатуры.

Re: Борьба за культуру

Добавлено: 22 июл 2010, 10:00
Rinchen
Запорожские власти решили спасти скифские курганы от распашки
Председатель Запорожской областной госадминистрации Борис Петров обратился в Министерство культуры и туризма Украины с просьбой исключить из земель сельскохозяйственного назначения территорию скифского курганного комплекса Солоха, сообщает "Обком". Также начаты работы по определению границ археологического комплекса, представляющего собой крупнейший скифский памятник.

Несмотря на то что памятник внесен в реестр национального культурного достояния, земля была приватизирована как сельскохозяйственные угодья. В начале сельскохозяйственного сезона 2010 года часть курганов была распахана для посева гороха. В результате были повреждены захоронения, датируемые IV веком до нашей эры, на поверхности оказались фрагменты древних сосудов и костей людей и животных.

Местные власти уже приступили к определению границ археологического памятника, однако не могут остановить сельскохозяйственные работы на нем без изменения статуса земли. Соответствующими полномочиями обладает только Министерство культуры и туризма.

Ученые ранее неоднократно требовали остановить разрушение Солохи. К требованиям сотрудников Института археологии Национальной академии наук Украины присоединился, в числе прочих, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. В Эрмитаже выставлена самая знаменитая находка с Солохи - ритуальный золотой гребень.

Первые археологические раскопки на Солохе были проведены в 1912-1913 годах под руководством одного из крупнейших специалистов по скифским древностям Николая Ивановича Веселовского.

Re: Борьба за культуру

Добавлено: 22 июл 2010, 10:02
Rinchen
На Хмельниччине найдена скифская "баба", которой свыше 2000 лет

В Новоушицькому районе Хмельницкой области найдена уникальная находка - скифская "баба", которой свыше 2000 лет.
На историческую находку натолкнулся местный житель во время сбора грибов.
Каменный языческий идол длиной три с половиной метра и весом около двух тон. Находка после реставрации пополнит экспонаты Каменец-подольского музея.

Re: Борьба за культуру

Добавлено: 23 июл 2010, 08:22
Rinchen
Музей истории запорожского казачества на острове Хортица пополнился новыми раритетами
Изображение
Музей истории запорожского казачества на острове Хортица пополнился ценным оружием. Это литавры XVII-XVIII веков, пернач, сабли, пистоль, инкрустированный серебром, и клейноды. Уникальную коллекцию казацких раритетов приобрел для музея запорожский меценат.

Особую ценность новой коллекции раритетов представляют литавры. С их помощью специальные старшины - довбыши, созывали казаков на Раду, предупреждали об угрозе вражеского нападения и передавали приказы полкам во время боя.

Как рассказал генеральный директор Национального заповедника оcтрова Хортица Максим Остапенко, эти предметы в первую очередь характерны для времени запорожского казачества - казацкие сабли, пистоль, ятаган, пернач 16-17 столетия. Все они того периода, который еще не был представлен в экспонатах музея.

В экспозицию музея будут также помещены две группы отреставрированных предметов. Это находки гидроархеологических экспедиций по изучению суден 18 столетия времен русско-турецкой войны 1735-1739 годов, старинные печатные издания и иконы, восстановленные в центре научной реставрации и экспертизы Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника

Re: Борьба за культуру

Добавлено: 23 июл 2010, 08:24
Rinchen
"Благоповедение" по-суздальски (начало)

Не так давно во Всемирной сети промелькнуло сообщение о том, что в списке имущества, на которое Церковь намерена претендовать после принятия закона о церковной реституции (полное его название - "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"), значится и суздальский Спасо-Евфимиев монастырь.

Косвенным подтверждением этому является и выступление секретаря Владимиро-Суздальской епархии отца Иннокентия, который заявил, что монашеская жизнь должна идти в любом монастыре. В тон ему звучит и высказывание председателя отдела Московского патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина:

"Там (в Спасо-Евфимиевом монастыре. - Г. О.) должны быть созданы и условия для монашеской жизни. Монахи должны в этом монастыре иметь возможность жить, питаться, заниматься просветительской работой". Запомним эти слова. И посмотрим, что же сегодня представляют собой суздальские монастыри.

Не согрешишь - не покаешься. Самым известным монастырем до недавнего времени был Покровский, бывший некогда тюрьмой для высокопоставленных и даже августейших узниц - от Соломонии Сабуровой до Евдокии Лопухиной. Известным потому, что в 60-х его отреставрировали (сегодня в срочном вмешательстве реставраторов нуждаются только отдельные фрагменты стен и башен) и превратили в комфортабельную гостиницу в русском стиле для иностранных туристов.

В 1990-х годах, когда ряд строений на территории Покровского монастыря был передан Церкви, туристическая гостиница и община монашек существовали вместе на одной территории. Недавно обитель была передана монашеской общине. Сегодня в Покровском монастыре около 30 сестер и небольшой, менее чем на десять воспитанниц, приют для девочек-сирот, открытый в одной из бывших туристических деревянных "избушек".

На восточной окраине Суздаля находится Васильевский монастырь, в котором сосуществуют небольшая монашеская община (3 монаха) и несколько организаций, к Церкви никакого отношения не имеющих. Архитектурный ансамбль монастыря находится в процессе восстановления.

В небольшом Александровском монастыре, находящемся неподалеку от Покровского, на высоком берегу Каменки, до недавнего времени располагался реставрационный центр. Именно здесь проходили заседания известного среди столичных гуманитариев "Суздаль-клуба". Сегодня монастырь возвращен епархии, и при единственной церкви числятся два монаха. Зато внешний вид обители несколько переменился - возле храма, за плотным деревянным забором как из-под земли вырос уютный деревянный коттеджик с банькой.

Посетителей встречает табличка: "В монастыре уместно благоповедение". Золотые слова. Восточная часть территории монастыря, возле несохранившегося участка стены, пока не застроена - что-то на ней будет?

От Авеля до Паулюса. Судьбы двух оставшихся монастырей, может быть, наиболее показательны для современного Суздаля. Самый древний монастырь города, расположенный в самом что ни на есть его центре - Ризоположенский. Двухшатровые Святые ворота - один из шедевров русской архитектуры. Высоченная, видимая уже за много километров от города колокольня - памятник победы 1812 года (та самая, на фоне которой "фигурял" в генеральском мундире бедолага Бальзаминов Георгия Вицина).

Собор XVI века. Построенная в начале ХХ века гостиница "Ризоположенская", одна из самых недорогих в Суздале (совсем недавно ее, с грубейшими нарушениями закона, арендовал на 49 лет бывший мэр Суздаля А. Рыжов). В 1996 году монастырь был передан Церкви. Сегодня здесь живут шестнадцать сестер.

Подчеркнем особо - все те здания, которые находятся сегодня в более или менее сносном состоянии, были отреставрированы еще в советские годы, в том числе и собор. Остальное - большая часть монастыря - являет собою истинную мерзость запустения, и это прямо напротив зданий городской администрации! Покосившиеся стены и башни, руины зданий, заросшие бурьяном, лопухи и крапива едва ли не в человеческий рост, рухнувшие своды Сретенской церкви середины позапрошлого века, в которой когда-то располагался кинотеатр. Дороги, которые не всякий "Лендровер" одолеет. Наконец, давно закрытая для посещений колокольня, с которой открывается изумительный вид на город и его окрестности.

"Больно глядеть на все это, - говорит мне Светлана Мельникова, заместитель директора заповедника. - Да пусть община привела хотя бы колокольню в порядок - отбою бы от посетителей не было, а на деньги, полученные за подъем на лучшую видовую точку, вполне можно было бы начать восстановление зданий. Поставить хотя бы памятный крест на месте взорванного в 30-е годы храма... А какой великолепный паломнический центр можно было бы сделать в этих зданиях, сколько людей могли бы в нем приобщаться к вере! Но, видно, и у общины, и у епархии совсем иные интересы..."

А самый большой, внушительный и - позволим себе такое слово - импозантный, - конечно, Спасо-Евфимиев монастырь. Откроем энциклопедию: "Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI - XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям Василия III, Ивана Грозного, князей Пожарских и других представителей русской аристократии".

Главной чертой, определяющей внешний облик монастыря, являются мощные стены - ну чистый кремль! - и высокие башни. Может быть, по этой причине именно здесь в 1766 году по распоряжению Екатерины II была учреждена тюрьма. В 1829 году в ней скончался доведенный до сумасшествия декабрист, князь Федор Шаховской. В 1826 году по приказанию императора Николая I в монастырь был заточен знаменитый предсказатель монах Авель, который через пятнадцать лет здесь же и умер и был погребен за алтарем Никольской церкви.

По легенде, сюда же якобы собирались заключить отлученного от Церкви Льва Толстого. "Эстафету" от царских тюремщиков приняли советские - в Спасо-Евфимиевом монастыре разместились изолятор и секретная тюрьма особого назначения - они видели много знаменитых узников: Николая Кондратьева, Мартемьяна Рютина, Фридриха Паулюса.

Понятно, что богатое тюремное прошлое отнюдь не способствовало сохранению уникальных памятников монастыря: Спасо-Преображенского собора, монастырской звонницы, Благовещенской надвратной церкви, дома архимандрита с красивейшей Успенской шатровой церковью и прочих. В итоге монастырский комплекс был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Алиса Ивановна Аксенова, личность в отечественном музейном деле поистине легендарная, возглавляет его уже полвека, и практически те же полвека продолжалось восстановление "Евфимия".

Еще лет семь - восемь назад в облике монастыря, приглядевшись внимательно, можно было найти черты, напоминавшие о прошлом - особенно на башнях. Сегодня Спасо-Евфимиев монастырь - поистине музей образцового содержания. Только здесь, в особой галерее, гость Суздаля может увидеть, что представляет собой повседневный труд реставратора.

Десять постоянных экспозиций - не считая выставок. Особенно поражает та, что посвящена содержавшимся в монастыре после войны итальянским военнопленным - многие упокоились именно в Суздальской земле. Результат налицо - поток туристов из Италии стремительно растет с каждым годом.