Культ-просвет
Добавлено: 03 фев 2011, 00:07
Дорогие друзья, в своих городах рериховские организации ведут культурно-просветительскую работу, которая включает подготовку и проведение мероприятий, связанных с философией семьи Рерихов. Здесь мы можем размещать их сценарии и обсуждать их, для того чтобы облегчить работу друг другу, и вдохновиться новыми идеями.
В нашем городе недавно прошел вечер "Музыка в жизни семьи Рерихов", конечно в пределах часового вечера было очень трудно глубоко осветить эту тему, кроме того сценарий был привязан к местным условиям, но кое что сделать удалось.
Сценарий вечера-концерта "Музыка в жизни семьи Рерихов"
1.Добрый вечер, дорогие друзья! Для нашей встречи мы не случайно выбрали этот день, так как он является днем памяти С.Н. Рериха. Сегодня мы снова приглашаем всех в мир Рерихов, но на этот раз постараемся увидеть жизнь и творчество этой выдающейся семьи с несколько необычной стороны.
Звучит музыка с СD диска «Любимая музыка семьи Рерихов»
Доницетти романс «Грезы любви».
Видео- ряд
2.По воспоминанию секретаря Н.К. Рериха Владимира Шибаева, каждый вечер после ужина в просторной гостиной дома Рерихов в гималайской долине Куллу собирались все члены семьи вместе. Елена Ивановна Рерих, жена Николая Константиновича - правнучка Кутузова и племянница М.П. Мусоргского, была известна, как философ, писатель, ученый, общественный деятель. С утра до вечера она работала: писала книги, вела обширную переписку, участвовала в деятельности Института гималайских исследований «Урусвати», президентом которого являлась. Сам Николай Константинович, художник, мыслитель, историк культуры, археолог, культурный и общественный деятель, тоже постоянно трудился. Его секретарь вспоминал, что он одновременно мог писать картины, диктовать статью и обсуждать какой либо проект. Отдыхом для него была перемена работы. Их сыновья старший Юрий Николаевич, выдающийся востоковед и директор Института «Урусвати», много сил отдавал научной работе и, наконец, С.Н. Рерих, прежде всего известный как выдающийся художник, посвящал время творчеству. Но эти музыкальные вечера заставляли отложить все дела. Владимир Шибаев вспоминал: «Е.И. или Н.К. выбирали «программу», а я заводил патефон и ставил пластинки, примерно три-четыре за вечер, то есть около восьми музыкальных номеров. Помнится также, что раз, когда все были в отъезде, я делал эти концерты для одной Елены Ивановны».
1. Среди композиторов, чьи произведения любили Рерихи, были И.С. Бах, Р. Вагнер, Н.А. Римский-Корсаков, Э. Григ, К. Дебюсси, М. Равель. М.П. Мусоргский, А.Н. Скрябин, С. Прокофьев, Я. Сибелиус, Л.В. Бетховен, Ф. Шуберт, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, Ф. Лист. Со многими из них Рерихи были знакомы, с некоторыми их связывали дружба и совместное творчество.
Любимые пластинки сопровождали Рерихов повсюду, даже во время Центрально-Азиатской экспедиции на привалах, в самых трудных условиях, в короткие часы отдыха, они слушали музыку.
2. Очевидно, что музыка не была для Рерихов развлечением, а играла какую-то важную роль в их жизни. Но какую? Об этом мы сегодня поразмышляем.
Кюи «Аппасионата»
Ф-но Шугурова Юлия
Домра Тренина Ольга Юрьевна
«Одна из первых радостей была в музыке», - писал Н.К. Рерих. Маленьким мальчиком он с жадностью слушал игру настройщика, приходившего к ним настраивать рояль. «Бывало, ждешь, не дождёшься, когда закончится настройка. Как бы ни помешал кто долгожданной игре».
Рахманинов Прелюдия си минор (фортепиано)
Шарова Екатерина
2.Позже, Н.К. Рерих сотрудничал со знаменитым антрепренером С.М. Дягилевым, писал декорации и создавал костюмы для опер и балетов русских сезонов в Париже. Но это была не простая иллюстрация музыки. Многие декорации потом ложились в основу самостоятельных художественных произведений. Звуки музыки «были тем внутренним элементом, тем пламенем, из которого создавались образы, лишь по своему внутреннему настроению связанные с этими созвучиями».
Григ «Пер Гюнт» (слайды), Римский-Корсаков «Снегурочка» (слайды), Бородин «Князь Игорь» (слайды),
1.У всех, прозвучавших произведений есть одна особенность – они содержат ярко выраженный национальный колорит, в них звучат древние напевы и ритмы народной музыки. Н.К. Рериху, как историку культуры, были очень близки эти мотивы, в них ощущалась давно утерянная гармония человека, природы и космоса. В этом плане особенно показательным является его совместная работа с Игорем Стравинским над балетом «Весна Священная».
Стравинский Музыка из балета «Весна священная», эпизод из фильма «Письмена» слайды с картин Н.К. Рериха.
2.Основную идею балета Рерих видел в величии жертвенного подвига, о чём говорит и первоначальное название — «Великая жертва» (избранная девушка должна быть принесена в жертву Земле). Рерих пишет о «Весне Священной»: «Это вечный праздник души, это восхищение любви и самопожертвования». «Может быть, вечная новизна "Весны" в том, что священность весны вечна, и любовь вечна, и самопожертвование вечно. Так, в этом вечном, обновлённом понимании Стравинский касается вечного в музыке».
1. Надо сказать, что премьера спектакля в Парижской опере вызвала многочисленные споры. Древний ритм народной музыки, который был положен в основу произведения, прозвучал неожиданно свежо и дерзко. Стравинский стал своеобразным символом новых направлений в музыке.
2 Елена Ивановна с детства была музыкально одарена, великолепно играла на фортепиано, и родные прочили ей карьеру пианистки. Она. целиком разделяла предпочтения мужа. Как и Н.К., ей была близка музыка Вагнера. В ней ярко выражено героическое начало, и Е.И. оно тоже было свойственно. Недаром Н.К., восхищался ее мужеством, умением поддержать людей в самых сложных жизненных ситуациях, называл ее Ведущей, Водительницей, вдохновительницей.
Музыка «Полет Валькирий» слайды.
1.Картина Н.К. Рериха «Небесный бой» была написана под впечатлением музыки Вагнера «Полет Валькирий». Первоначально по небу летели крылатые кони, на которых восседали воинственные Валькирии, участвующие в битве и уносящие в рай Валгаллу души погибших воинов. Но потом художник превратил их в каскады облаков. «Пусть сражаются незримо».
Музыка Вагнера «Парсифаль» слайды с картин Н.К. Рериха, посвященных Шамбале.
2.Близко Рерихам было и обращение Вагнера к теме Братства Грааля, так красиво и мощно выраженное в «Парсифале» и «Лоэнгрине». Чаша с кровью Христа, обладающая чудодейственной силой и братство мудрых и справедливых рыцарей, хранящих ее, тесно переплетались с легендами Востока о стране мудрецов Шамбале и староверческими сказаниями о Беловодье.
Стихи Ю. Балтрушайтиса
«Есть среди грез одиноких …»
1. Еще одним композитором-романтиком, музыку которого любили Рерихи, был Ференц Лист.
Портрет Ф. Листа
Весь мир знал его как виртуозного пианиста, дирижера, педагога, публициста. Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств и в этом был единомышленником Вагнера, который стал его близким другом. Под впечатлением произведений итальянского возрождения пишет он фортепианные пьесы "Обручение", "Мыслитель", 3 "Сонета Петрарки.
Лист «Сонет Петрарки» (пианино) Ольга Оленина
Лист ноктюрн «Грезы любви» Лилия Родикова
Портрет К. Дебюсси
2. А вот творчеству С.Н. Рериха, кажется, созвучной музыка Клода Дебюсси, в которой выражено орфическое начало. Основоположник импрессионизма в музыке. Дебюсси, как и многие художники этого направления, делал акцент на мимолетных впечатлениях, пытаясь выразить невыразимое, уловить неуловимое.
Послеполуденный отдых Фавна (слайды с картин С.Н. Рериха)
Жан Кокто говорил о его музыке: «Это — архитектура, которая отражается, колышется в воде. Это облака, которые нагромождаются и распадаются. Это засыпающие ветви, дождь на листьях. Это сливы, которые падают, разбиваются и истекают золотом. Но все это бормотало, лепетало, не могло обрести человеческого голоса, чтобы высказаться. Тысяча неуловимых чудес нашли, наконец, того, кто смог их выразить».
1.Орфическое начало прослеживается и в живописи С.Н. Рериха. Целый цикл его работ так и называется «Священная флейта». В образе музыканта слились греческий Орфей, индийский Кришна и славянский Лель. В картинах этого цикла художник создает удивительную гармонию звука и цвета. Звуки музыки образуют вихревые движения, и вся природа подчиняется мелодии и ритму. Звук становится цветом, а цвет превращается в звук.
(слайд-ряд (продолжение))
(стихи Я. Полонского)
Из вечности музыка вдруг раздалась,
И в бесконечность она полилась,
И хаос она на пути захватила, -
И в бездне, как вихрь, закружились светила:
Певучей струной каждый луч их дрожит,
И жизнь, пробужденная этою дрожью,
Лишь только тому и не кажется ложью,
Кто слышит порой эту музыку Божью,
Кто разумом светел, в ком сердце горит.
1.Но не только природа созвучна человеку в творчестве, но и человек способен слушать и слышать окружающий мир. Это объясняется известным музыкантом - суффистом Хазрат Иннаят Ханом тем, что все в мире имеет свое звучание, человек, цветок, облако, река.
Муз номер Дебюсси «Лунный свет»
Скрипка – Елена Кизельбатова Фортепиано - Светлана Макарова
слайды с картин Н.К. Рериха
1.Н.К. Рерих, тоже ощущал музыкальность окружающего мира. В его картине - "Песнь водопада» женщина прислушивается к музыке льющейся воды и подбирает эти звучания на струнах музыкального инструмента. «Песнь утра» - девушка вытянулась как струна на встречу солнечным лучам, солнце звучит в ней торжествующим гимном радости жизни. На картине «Миларепа» изображён отшельник, средневековый поэт Тибета, «Тибетский Орфей, слушавший вещие голоса гор».
Слайды Гималай. Музыка И.С. Бах «Фантазия и фуга си минор»
2.В горных пейзажах Н.К. Рериха тоже звучит своя музыка, специалисты в них отмечают элементы полифонии, несколько планов и линий гор, объединённых в одну композицию, соответствуют богатому многоголосию.
1.Несмотря на разнообразие звучавших произведений, все они связаны между собой. Музыка Вагнера оказала большое влияние на Дебюсси, Стравинского, Мусоргского, Листа. Римский-Корсаков был кумиром Стравинского, русская музыка вдохновляла Дебюсси, Листа. Рахманинов явился продолжателем традиций Римского-Корсакова, Мусоргского. Это указывает на то, что подбор музыкальных произведений для Рерихов не был случаен. Произведения этих композиторов открывали новые горизонты музыки, обращались к героическому древнему эпосу, утверждали мощь человеческого духа, целостное восприятие мира, что созвучно было творчеству семьи Рерихов.
Но композитор, о котором сейчас будет речь, пошел дальше, он вывел музыку за пределы земли. Ему посвятил свое стихотворение Б.Л. Пастернак. Попробуйте ответить на вопрос, о ком оно написано.
Музыка
2.Дом высился, как каланча.
По тесной лестнице угольной
Несли рояль два силача,
Как колокол на колокольню.
1.Они тащили вверх рояль
Над ширью городского моря,
Как с заповедями скрижаль
На каменное плоскогорье.
2.И вот в гостиной инструмент,
И город в свисте, шуме, гаме,
Как под водой на дне легенд,
Внизу остался под ногами.
1.Жилец шестого этажа
На землю посмотрел с балкона,
Как бы ее в руках держа
И ею властвуя законно.
2.Вернувшись внутрь, он заиграл
Не чью-нибудь чужую пьесу,
Но собственную мысль, хорал,
Гуденье мессы, шелест леса.
1.Раскат импровизаций нес
Ночь, пламя, гром пожарных бочек,
Бульвар под ливнем, стук колес,
Жизнь улиц, участь одиночек.
2.Так ночью, при свечах, взамен
Былой наивности нехитрой,
Свой сон записывал Шопен
На черной выпилке пюпитра.
1.Или, опередивши мир
На поколения четыре,
По крышам городских квартир
Грозой гремел полет валькирий.
2.Или консерваторский зал
При адском грохоте и треске
До слез Чайковский потрясал
Судьбой Паоло и Франчески.
Музыка А.Н. Скрябин «Этюд патетический» слайд портрет А.Н. Скрябина
2.Не удивляйтесь, имени этого композитора в стихотворении нет, но поэт зашифровал его – это А.Л. Скрябин. (слайд с расшифровкой) В произведениях Скрябина можно встретить мотивы многих композиторов, но его музыка совершенно уникальна. В ней, он преодолевает ограничения физического мира, своей человеческой природы.
1. Скрябин прелюдия ля минор для левой руки
фортепиано - Елизавета Борисова
Музыка «Поэму экстаза»
Его музыка становится мессианской. Он свято верил, что сила ее способна не только преобразить отдельного человека, но и все человечество. Поэтому в последних произведениях Скрябина перед нами разворачивается целая мистерия, где, сливаясь воедино цвет, свет, звук, как когда-то божественное Слово, рождают бесконечный и космически-прекрасный мир.
1.Н.К. очень любил и часто слушал его «Поэму экстаза» и «Поэму Огня» («Прометей»). Ему была близка идея Скрябина, которую стремился выразить композитор в музыке: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи».
Музыка (фонограмма) Скрябина.
Слайд: «Мадонна Орифламма»
2.Музыка Скрябина не просто близка творчеству Рерихов, она созвучна грандиозным целям их жизни. Как и Скрябин, они стремились выйти за пределы условностей, разомкнуть порочный круг человеческого невежества, политических, экономических, религиозных ограничений, найти те основы, которые помогут осознать людям свое космическое, духовное единство. Скрябин мечтал, через свою музыку преобразить мир, Рерихи стремились сделать тоже самое через культуру. Олицетворением этого единства явился Международный Пакт в защиту культуры и Знамя Мира.
1Николай Рерих писал: «Музыка откроет творчество ваше, напитает сердце ваше и сделает доступным то, что без гармонии звука, может быть, навсегда осталось бы во сне». Пусть эти прекрасные слова станут вдохновенным призывом для нас.
В сценарии были использованы:
Статья Н. Д. Спириной «Рерих и музыка»
Статья Н.К. Рериха «Музыка сфер»
Материалы передачи «В свободном полете» «Космос Скрябина»
Эпизод из фильма В. Шатина «Письмена»
Интернет-сайты о великих композиторах
В нашем городе недавно прошел вечер "Музыка в жизни семьи Рерихов", конечно в пределах часового вечера было очень трудно глубоко осветить эту тему, кроме того сценарий был привязан к местным условиям, но кое что сделать удалось.
Сценарий вечера-концерта "Музыка в жизни семьи Рерихов"
1.Добрый вечер, дорогие друзья! Для нашей встречи мы не случайно выбрали этот день, так как он является днем памяти С.Н. Рериха. Сегодня мы снова приглашаем всех в мир Рерихов, но на этот раз постараемся увидеть жизнь и творчество этой выдающейся семьи с несколько необычной стороны.
Звучит музыка с СD диска «Любимая музыка семьи Рерихов»
Доницетти романс «Грезы любви».
Видео- ряд
2.По воспоминанию секретаря Н.К. Рериха Владимира Шибаева, каждый вечер после ужина в просторной гостиной дома Рерихов в гималайской долине Куллу собирались все члены семьи вместе. Елена Ивановна Рерих, жена Николая Константиновича - правнучка Кутузова и племянница М.П. Мусоргского, была известна, как философ, писатель, ученый, общественный деятель. С утра до вечера она работала: писала книги, вела обширную переписку, участвовала в деятельности Института гималайских исследований «Урусвати», президентом которого являлась. Сам Николай Константинович, художник, мыслитель, историк культуры, археолог, культурный и общественный деятель, тоже постоянно трудился. Его секретарь вспоминал, что он одновременно мог писать картины, диктовать статью и обсуждать какой либо проект. Отдыхом для него была перемена работы. Их сыновья старший Юрий Николаевич, выдающийся востоковед и директор Института «Урусвати», много сил отдавал научной работе и, наконец, С.Н. Рерих, прежде всего известный как выдающийся художник, посвящал время творчеству. Но эти музыкальные вечера заставляли отложить все дела. Владимир Шибаев вспоминал: «Е.И. или Н.К. выбирали «программу», а я заводил патефон и ставил пластинки, примерно три-четыре за вечер, то есть около восьми музыкальных номеров. Помнится также, что раз, когда все были в отъезде, я делал эти концерты для одной Елены Ивановны».
1. Среди композиторов, чьи произведения любили Рерихи, были И.С. Бах, Р. Вагнер, Н.А. Римский-Корсаков, Э. Григ, К. Дебюсси, М. Равель. М.П. Мусоргский, А.Н. Скрябин, С. Прокофьев, Я. Сибелиус, Л.В. Бетховен, Ф. Шуберт, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, Ф. Лист. Со многими из них Рерихи были знакомы, с некоторыми их связывали дружба и совместное творчество.
Любимые пластинки сопровождали Рерихов повсюду, даже во время Центрально-Азиатской экспедиции на привалах, в самых трудных условиях, в короткие часы отдыха, они слушали музыку.
2. Очевидно, что музыка не была для Рерихов развлечением, а играла какую-то важную роль в их жизни. Но какую? Об этом мы сегодня поразмышляем.
Кюи «Аппасионата»
Ф-но Шугурова Юлия
Домра Тренина Ольга Юрьевна
«Одна из первых радостей была в музыке», - писал Н.К. Рерих. Маленьким мальчиком он с жадностью слушал игру настройщика, приходившего к ним настраивать рояль. «Бывало, ждешь, не дождёшься, когда закончится настройка. Как бы ни помешал кто долгожданной игре».
Рахманинов Прелюдия си минор (фортепиано)
Шарова Екатерина
2.Позже, Н.К. Рерих сотрудничал со знаменитым антрепренером С.М. Дягилевым, писал декорации и создавал костюмы для опер и балетов русских сезонов в Париже. Но это была не простая иллюстрация музыки. Многие декорации потом ложились в основу самостоятельных художественных произведений. Звуки музыки «были тем внутренним элементом, тем пламенем, из которого создавались образы, лишь по своему внутреннему настроению связанные с этими созвучиями».
Григ «Пер Гюнт» (слайды), Римский-Корсаков «Снегурочка» (слайды), Бородин «Князь Игорь» (слайды),
1.У всех, прозвучавших произведений есть одна особенность – они содержат ярко выраженный национальный колорит, в них звучат древние напевы и ритмы народной музыки. Н.К. Рериху, как историку культуры, были очень близки эти мотивы, в них ощущалась давно утерянная гармония человека, природы и космоса. В этом плане особенно показательным является его совместная работа с Игорем Стравинским над балетом «Весна Священная».
Стравинский Музыка из балета «Весна священная», эпизод из фильма «Письмена» слайды с картин Н.К. Рериха.
2.Основную идею балета Рерих видел в величии жертвенного подвига, о чём говорит и первоначальное название — «Великая жертва» (избранная девушка должна быть принесена в жертву Земле). Рерих пишет о «Весне Священной»: «Это вечный праздник души, это восхищение любви и самопожертвования». «Может быть, вечная новизна "Весны" в том, что священность весны вечна, и любовь вечна, и самопожертвование вечно. Так, в этом вечном, обновлённом понимании Стравинский касается вечного в музыке».
1. Надо сказать, что премьера спектакля в Парижской опере вызвала многочисленные споры. Древний ритм народной музыки, который был положен в основу произведения, прозвучал неожиданно свежо и дерзко. Стравинский стал своеобразным символом новых направлений в музыке.
2 Елена Ивановна с детства была музыкально одарена, великолепно играла на фортепиано, и родные прочили ей карьеру пианистки. Она. целиком разделяла предпочтения мужа. Как и Н.К., ей была близка музыка Вагнера. В ней ярко выражено героическое начало, и Е.И. оно тоже было свойственно. Недаром Н.К., восхищался ее мужеством, умением поддержать людей в самых сложных жизненных ситуациях, называл ее Ведущей, Водительницей, вдохновительницей.
Музыка «Полет Валькирий» слайды.
1.Картина Н.К. Рериха «Небесный бой» была написана под впечатлением музыки Вагнера «Полет Валькирий». Первоначально по небу летели крылатые кони, на которых восседали воинственные Валькирии, участвующие в битве и уносящие в рай Валгаллу души погибших воинов. Но потом художник превратил их в каскады облаков. «Пусть сражаются незримо».
Музыка Вагнера «Парсифаль» слайды с картин Н.К. Рериха, посвященных Шамбале.
2.Близко Рерихам было и обращение Вагнера к теме Братства Грааля, так красиво и мощно выраженное в «Парсифале» и «Лоэнгрине». Чаша с кровью Христа, обладающая чудодейственной силой и братство мудрых и справедливых рыцарей, хранящих ее, тесно переплетались с легендами Востока о стране мудрецов Шамбале и староверческими сказаниями о Беловодье.
Стихи Ю. Балтрушайтиса
«Есть среди грез одиноких …»
1. Еще одним композитором-романтиком, музыку которого любили Рерихи, был Ференц Лист.
Портрет Ф. Листа
Весь мир знал его как виртуозного пианиста, дирижера, педагога, публициста. Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств и в этом был единомышленником Вагнера, который стал его близким другом. Под впечатлением произведений итальянского возрождения пишет он фортепианные пьесы "Обручение", "Мыслитель", 3 "Сонета Петрарки.
Лист «Сонет Петрарки» (пианино) Ольга Оленина
Лист ноктюрн «Грезы любви» Лилия Родикова
Портрет К. Дебюсси
2. А вот творчеству С.Н. Рериха, кажется, созвучной музыка Клода Дебюсси, в которой выражено орфическое начало. Основоположник импрессионизма в музыке. Дебюсси, как и многие художники этого направления, делал акцент на мимолетных впечатлениях, пытаясь выразить невыразимое, уловить неуловимое.
Послеполуденный отдых Фавна (слайды с картин С.Н. Рериха)
Жан Кокто говорил о его музыке: «Это — архитектура, которая отражается, колышется в воде. Это облака, которые нагромождаются и распадаются. Это засыпающие ветви, дождь на листьях. Это сливы, которые падают, разбиваются и истекают золотом. Но все это бормотало, лепетало, не могло обрести человеческого голоса, чтобы высказаться. Тысяча неуловимых чудес нашли, наконец, того, кто смог их выразить».
1.Орфическое начало прослеживается и в живописи С.Н. Рериха. Целый цикл его работ так и называется «Священная флейта». В образе музыканта слились греческий Орфей, индийский Кришна и славянский Лель. В картинах этого цикла художник создает удивительную гармонию звука и цвета. Звуки музыки образуют вихревые движения, и вся природа подчиняется мелодии и ритму. Звук становится цветом, а цвет превращается в звук.
(слайд-ряд (продолжение))
(стихи Я. Полонского)
Из вечности музыка вдруг раздалась,
И в бесконечность она полилась,
И хаос она на пути захватила, -
И в бездне, как вихрь, закружились светила:
Певучей струной каждый луч их дрожит,
И жизнь, пробужденная этою дрожью,
Лишь только тому и не кажется ложью,
Кто слышит порой эту музыку Божью,
Кто разумом светел, в ком сердце горит.
1.Но не только природа созвучна человеку в творчестве, но и человек способен слушать и слышать окружающий мир. Это объясняется известным музыкантом - суффистом Хазрат Иннаят Ханом тем, что все в мире имеет свое звучание, человек, цветок, облако, река.
Муз номер Дебюсси «Лунный свет»
Скрипка – Елена Кизельбатова Фортепиано - Светлана Макарова
слайды с картин Н.К. Рериха
1.Н.К. Рерих, тоже ощущал музыкальность окружающего мира. В его картине - "Песнь водопада» женщина прислушивается к музыке льющейся воды и подбирает эти звучания на струнах музыкального инструмента. «Песнь утра» - девушка вытянулась как струна на встречу солнечным лучам, солнце звучит в ней торжествующим гимном радости жизни. На картине «Миларепа» изображён отшельник, средневековый поэт Тибета, «Тибетский Орфей, слушавший вещие голоса гор».
Слайды Гималай. Музыка И.С. Бах «Фантазия и фуга си минор»
2.В горных пейзажах Н.К. Рериха тоже звучит своя музыка, специалисты в них отмечают элементы полифонии, несколько планов и линий гор, объединённых в одну композицию, соответствуют богатому многоголосию.
1.Несмотря на разнообразие звучавших произведений, все они связаны между собой. Музыка Вагнера оказала большое влияние на Дебюсси, Стравинского, Мусоргского, Листа. Римский-Корсаков был кумиром Стравинского, русская музыка вдохновляла Дебюсси, Листа. Рахманинов явился продолжателем традиций Римского-Корсакова, Мусоргского. Это указывает на то, что подбор музыкальных произведений для Рерихов не был случаен. Произведения этих композиторов открывали новые горизонты музыки, обращались к героическому древнему эпосу, утверждали мощь человеческого духа, целостное восприятие мира, что созвучно было творчеству семьи Рерихов.
Но композитор, о котором сейчас будет речь, пошел дальше, он вывел музыку за пределы земли. Ему посвятил свое стихотворение Б.Л. Пастернак. Попробуйте ответить на вопрос, о ком оно написано.
Музыка
2.Дом высился, как каланча.
По тесной лестнице угольной
Несли рояль два силача,
Как колокол на колокольню.
1.Они тащили вверх рояль
Над ширью городского моря,
Как с заповедями скрижаль
На каменное плоскогорье.
2.И вот в гостиной инструмент,
И город в свисте, шуме, гаме,
Как под водой на дне легенд,
Внизу остался под ногами.
1.Жилец шестого этажа
На землю посмотрел с балкона,
Как бы ее в руках держа
И ею властвуя законно.
2.Вернувшись внутрь, он заиграл
Не чью-нибудь чужую пьесу,
Но собственную мысль, хорал,
Гуденье мессы, шелест леса.
1.Раскат импровизаций нес
Ночь, пламя, гром пожарных бочек,
Бульвар под ливнем, стук колес,
Жизнь улиц, участь одиночек.
2.Так ночью, при свечах, взамен
Былой наивности нехитрой,
Свой сон записывал Шопен
На черной выпилке пюпитра.
1.Или, опередивши мир
На поколения четыре,
По крышам городских квартир
Грозой гремел полет валькирий.
2.Или консерваторский зал
При адском грохоте и треске
До слез Чайковский потрясал
Судьбой Паоло и Франчески.
Музыка А.Н. Скрябин «Этюд патетический» слайд портрет А.Н. Скрябина
2.Не удивляйтесь, имени этого композитора в стихотворении нет, но поэт зашифровал его – это А.Л. Скрябин. (слайд с расшифровкой) В произведениях Скрябина можно встретить мотивы многих композиторов, но его музыка совершенно уникальна. В ней, он преодолевает ограничения физического мира, своей человеческой природы.
1. Скрябин прелюдия ля минор для левой руки
фортепиано - Елизавета Борисова
Музыка «Поэму экстаза»
Его музыка становится мессианской. Он свято верил, что сила ее способна не только преобразить отдельного человека, но и все человечество. Поэтому в последних произведениях Скрябина перед нами разворачивается целая мистерия, где, сливаясь воедино цвет, свет, звук, как когда-то божественное Слово, рождают бесконечный и космически-прекрасный мир.
1.Н.К. очень любил и часто слушал его «Поэму экстаза» и «Поэму Огня» («Прометей»). Ему была близка идея Скрябина, которую стремился выразить композитор в музыке: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи».
Музыка (фонограмма) Скрябина.
Слайд: «Мадонна Орифламма»
2.Музыка Скрябина не просто близка творчеству Рерихов, она созвучна грандиозным целям их жизни. Как и Скрябин, они стремились выйти за пределы условностей, разомкнуть порочный круг человеческого невежества, политических, экономических, религиозных ограничений, найти те основы, которые помогут осознать людям свое космическое, духовное единство. Скрябин мечтал, через свою музыку преобразить мир, Рерихи стремились сделать тоже самое через культуру. Олицетворением этого единства явился Международный Пакт в защиту культуры и Знамя Мира.
1Николай Рерих писал: «Музыка откроет творчество ваше, напитает сердце ваше и сделает доступным то, что без гармонии звука, может быть, навсегда осталось бы во сне». Пусть эти прекрасные слова станут вдохновенным призывом для нас.
В сценарии были использованы:
Статья Н. Д. Спириной «Рерих и музыка»
Статья Н.К. Рериха «Музыка сфер»
Материалы передачи «В свободном полете» «Космос Скрябина»
Эпизод из фильма В. Шатина «Письмена»
Интернет-сайты о великих композиторах