Re: Что мы читаем
Добавлено: 09 янв 2011, 13:54
Книга: Очерки путешествия в Гималаях. Спб., 1884. Часть II
Автор: Е.К. Верещагина.
Источник: сайт Индостан.ру
Скачать
Автор: Е.К. Верещагина.
Источник: сайт Индостан.ру
Скачать
https://www.shield-of-culture.org
https://www.shield-of-culture.org/
Если что-то в этой книге будет еще особо трогать, буду с вами делиться))с. 437-439
Во второй половине XX века наряду с гигантскими успехами науки и промышленности общество столкнулось с некоторой «механизацией» мышления, с его формализацией. В современном обществе возобладала «исполнительская», а не творческая тенденция по отношению к человеку. Он воспринимается как субъект, действующий по инструкции и умеющий выполнять ограниченный набор операций, но этот набор он выполняет очень хорошо поскольку «натаскан» на его выполнение. Отношение к себе как к функции возобладало среди молодежи, значительная часть которой утратила вкус к творчеству и творческому самовыражению, предпочитая усваивать положенные инструкции, не тратить себя на творческое напряжение и расширять насколько возможно спой досуг. В отдаленной перспективе подобная философия может принести к вырождению и утрате человеческим родом своего творческого потенциала: человек, не мыслящий себя как самостоятельную духовно творческую единицу, перестает продуцировать идеи, перестает быть двигателем культурного и цивилизационного роста. «Общество потребления» опасно чрезмерно механическим подходом к человеку, грозящим выхолостить его творческий потенциал.
На рубеже третьего тысячелетия во многих странах педагогическое сообщество осознало ограниченность и опасность механической функциональности в понимании человека и его общественной роли. В последние годы педагогическое сообщество развитых стран пытается пересмотреть философские основы образования, оно обращает свой взор к традициям, когда образование не мыслилось вне искусства и широко включало его и как предмет и как метод обучения. Искусство питало человеческую одаренность на заре истории, оно продолжало питать ее и потом, когда изучение наук и изучение искусств в нерасторжимом единстве составляли содержание образования.: Теперь, когда образование из-за своего чрезмерного прагматизма грозит поставить под угрозу будущее Таланта, будущее
творческих сил человечества, самые дальновидные представители педагогического сообщества делают ставку на искусство и в первую очередь Музыку, которая должна умножить умственные силы учеников и помочь им в преодолении трудностей обучения.
...
Интересен опыт выдающегося музыкального педагога Шиницу Судзуки. Он практикует раннее начато занятий на скрипке и активно вовлекает родителей в процесс музыкального обучения: мамы соучаствуют в музыкальных занятиях ребенка, они помогают ему и контролируют его, заменяя учителя музыки дома. Сузуки, вероятно, рассчитывал таким образом создать питомник музыкальных талантов. На самом же деле занятия по его системе способствовали умственному развитию его учеников гораздо больше, чем развитию их музыкальных данных. Французский психолог Мария Се-рафин работала с группой из 34 детей одиннадцати лет, уже закончивших обучение по системе Сузуки. Их память была прочнее, чем память их сверстников, они лучше понимали сущность иерархических отношений, лучше осознавали деление пространственных и других структур на уровни и умели оперировать различными иерархизированными структурами. Г.Орсмонд и Л.Миллер исследовали группу из 58 детей 3-6 лет: половина группы обучалась по системе Сузуки, а другая половина не нанималась музыкой совсем. Уже через четыре месяца занятий «группа Сузуки» обогнала своих сверстников по уровню развития визуально-моторных навыков.
«Ситуация напряжена, но ее надо еще раскачать до крайнего предела», — говорит один из героев книги. И эта фраза характеризует всё произведение. Смело смешивая фантастику и реальность, автор рассказывает увлекательную историю, в которой аллегорические изображения героев представлены в двух временных пластах. Герой романа — неудавшийся целитель-самоучка из вымышленной африканской страны — неожиданно перевоплощается в храбреца, способного бороться против вселенского зла. А само зло предстаёт в виде ежедневной реальности, в которой живет (ничего не подозревая) большинство современных людей. Захватывающий сюжет держит читателя в напряжении до самого конца. А конец нас ждёт весьма неожиданный...
... не думал, что из всех существующих возможностей ты выберешь бегство. Так не пойдет. Если ты укроешься в убежище, то огонь пройдет мимо и вернется к хозяину более сильным, взяв с собой твой страх. Он питается страхом. Это для него как горючее. Кстати, он питается еще твоими сомнениями, твоим неверием, твоей нелюбовью.
... Надо использовать огонь, а не тушить его.
... Главное - уметь вызвать огонь на себя, стать им и победить хозяина огня изнутри.
Я хочу рассказать короткую притчу... Когда Бог слепил человека из глины, у него остался кусочек, и он спросил человека: "Что тебе слепить еще?" Человек ответил: "Слепи мне счастье". И Бог отдал остаток глины человеку в руки...
Вымысел такая же реальность, как и всё, что мы с тобой сейчас видим глазами.
...наше возвращение поддается контролю.
- То есть вы выбираете время последующего рождения?
- Не только время, сынок. Мы выбираем место, континент, страну и семью. В этом вся соль! Мы готовим Землю для себя!
- Смерти нет. Смерть лишь оборотная сторона жизни, как и жизнь - оборотная сторона смерти. Они наподобие сна и яви. Вместе не могут, и друг без друга - тоже.
...
- Конца тоже нет. Есть лишь преобразование. Каждый конец - начало чего-то нового.
Шейх ответил им притчей:
- Один человек заблудился в пустыне. В полном отчаянии он опустился на колени и обратился с мольбами о помощи к Господу... Позже друзья спросили его: "И что? Господь тебе помог?" "Какой там помог! - ответил человек. - Еще до того, как он услышал мою молитву, пришел какой-то путешественник и указал мне дорогу".
Переводчик на русский языкПредставники осідлої культури надто сильно піклуються про різні види насолод; вони звикли до розкоші та успіху в земному житті, вони зосереджені на мирських бажаннях. Отож, такі душі набувають кольору багатьох ганебних якостей та зла. Чим більше вони мають, тим далі вони від шляхів добра. Врешті-решт, вони втрачають сором в усіх своїх справах. Багато хто з них лихословить навіть на зібраннях та в присутності старійшин і жінок. Не зупиняє їх жодне стримування, бо вони прийняли погані звички, які проявляються і в лихих розмовах та у вчинках їхніх. Представники кочової культури, так само як і вони, обернуті до справ мирського життя, але лише до найнеобхідніших для існування, а не до розкоші чи до чогось іншого, що спричиняє пристрасті та насолоди, якимось чином заохочуючи їй. Тому і самі звички у їхньому взаємному співробітництві мають такий самий характер. Шляхи зла та ганебні якості, притаманні їм, є значно меншими, ніж у представників осідлої культури. Представники ж кочової культури ближчі до первинного вродженого стану та віддаленіші від злих навичок, відбиток яких був залишений на душі багатьма мерзотними та ганебними звичками. Виправити кочових жителів легше, ніж представників осідлої культури. Це очевидно. Згодом стане зрозуміло, що міська культура взагалі є закінченням цивілізації, а також буде вказано на те, коли вона починає свій занепад. Міська культура є також кінцем зла та віддаленості від добра.
Переклад з арабської Михайла Якубовича за виданням: Ібн Хальдун. Мукаддіма