Моя Россия

В чем секрет взаимопритяжения?
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Моя Россия

Сообщение Helen »

На фотографиях запечатлена Горная Шория, которую называют Сибирской Швейцарией. Географически она входит в горную систему Алтая и изначально относилась к землям легендарного Беловодья. В настоящее время Горная Шория относится к территории Кемеровской области. Коренные жители этих мест – шорцы и телеуты. В Шорском национальном парке природа сохраняется в своём первозданном виде.
Вложения
Горная Шория-5.jpg
Горная Шория-5.jpg (248.99 КБ) 11777 просмотров
Шорская деревня Белка
Шорская деревня Белка
Шорская деревня Белка.jpg (88.85 КБ) 11777 просмотров
Кедр - главное богатство этих мест
Кедр - главное богатство этих мест
Символ мирового дерева шорского народа - кедр.jpg (289.29 КБ) 11777 просмотров
Таёжный край
Таёжный край
Таежный край.jpg (90 КБ) 11779 просмотров
Шориянка, играющая на чатхане, национальном инструменте тюркских народов
Шориянка, играющая на чатхане, национальном инструменте тюркских народов
_MG_6508.jpg (65.74 КБ) 11779 просмотров
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Моя Россия

Сообщение Helen »

Статья опубликована в журнале «Огни Кузбасса» № 5. 2008. С. 146-150.

Потомки абинцев на Кузнецкой земле

Еще до основания города Томска в Москве было известно, что в «Томской вершине» живут племена «кузнецов», занимающиеся выплавкой металла, которые «делают доспехи и железа стрельные (наконечники стрел. – А.К.) и котлы выковывают» и «могут государев ясак (дань – А.К.) платить» [1]. Об этом царю сообщил «князец» эуштинских татар Тоян, предпринявший посольство в столицу русского государства, к Борису Годунову, чтобы лично просить его о строительстве города на реке Томи. Просьба Тояна была выполнена, Томск отстроили в 1604 году.
В 1610 – 1611 годах власти Томска предприняли две военные экспедиции в Кузнецкую землю или, как ее еще называли, в Абинскую волость, которая находилась на реке Аба. Цель экспедиций «…пришед в Кузнецкие волости, зделать крепость, засекою остеца…» [2], то есть попытаться закрепиться на этой земле. Абинский «князец» Базаяк первым из представителей местной знати вместе со своим родом присягнул на верность русскому царю и стал платить ясак. К 1614 году, по некоторым сведениям, Базаяк либо умер, либо переселился с частью своего рода на Енисей. И возникла необходимость снова укрепить позиции русских. Из Томска в 1615 году в Абинскую волость был направлен большой по тем временам отряд служилых людей в 200 человек под предводительством стрелецкого сотника Ивана Пущина и казачьего атамана Бажена Константинова. Они захватили укрепленное поселение абинцев Аба-Тура и расположились в нем. Узнав о действиях русских енисейские кыргызы, предпринявшие набег на Томск и находившиеся недалеко от Абаинской волости, решили уничтожить их. Согласно письменным источникам, соотношение сил было не в пользу русских: против 200 казаков выступило 5000 кочевников [3]. Осада продолжалась 10 недель, и, в конце концов, казаки предприняли отчаянную попытку прорыва осады, что им и удалось. Этот факт сыграл важную роль в освоении Кузнецкой земли. Некоторые сеоки (роды. – Е.К.) кузнецких татар добровольно присягнули русскому царю и стали платить ясак. Но большая часть коренных жителей, боясь мести со стороны кочевников, придерживалась прежних позиций. Поэтому для закрепления русских в Кузнецкой земле нужен было стационарный укрепленный пункт. Так весной 1618 года при устье реки Кондомы был построен Кузнецкий острог, получивший свое название от кузнецких татар.

Изображение
Старый Кузнецк

Кто же такие абинцы, на земле которых был построен город Кузнецк, а позже Новокузнецк? Кандидат филологических наук М.А.Сагидуллин в автореферате своей диссертации «Тюркские этнонимы в русской топонимии юга Тюменской области» приводит несколько определений. «Абинцы: [Словцов 1886:93]. Варианты названий - татары абинцы. По данным XIX в. это «татарская народность в Томской губернии. Теперь называются череневыми татарами». Череневыми татарами же в действительности назывались алтайцы, - далее пишет он, ссылаясь на современную энциклопедию народов России, - абинцы же – это род сагайцев-хакасов. <…> Абинцы также - русское название современных шорцев. Язык и хакасов, и шорцев относится к тюркской группе алтайской семьи языков. Этимологически данный этноним восходит к родовому имени аба» [4].

Изображение
Шориянки (в жёлтых костюмах) и тувинки

Название «шорцы» недавнего происхождения. Оно представляет собой название одного, хотя и многочисленного рода, обитающего преимущественно в верхнем течении реки Кондомы. С легкой руки миссионеров, которые в середине XIX столетия образовали в селе Кузедеево миссионерский стан и познакомились, прежде всего, с живущим по Кондоме родом «шор» - это название вошло в научную литературу. Известный исследователь-тюрколог XIX века В.В.Радлов, развивая идеи священника-миссионера и ученого-исследователя В.И.Вербицкого, впервые выделил шорцев из соседних и близкородственных по языку и культуре народов – телеутов, кумандинцев, черканцев, алтайцев, абаканских татар (хакасов): «Я объединил татар, живущих на Томи, Мрассе и Кондоме, общим названием «шорцы»… Меня побудило к этому то, что они говорят почти на одном языке, который я называю шорским диалектом, и то, что как телеуты, так и западные соседи – лебединцы и черневые татары – называют всех их шор-кижи» [5]. При этом в своих трудах Радлов оговаривается: «Сами они не имеют для себя общего названия» [6]. Шорская поэтесса Таяна Тудегешева вспоминает, что ее отец и его сородичи, происходившие из рода Аба, не приветствовали до конца жизни этноним «шорцы». И в настоящее время, если старых людей спрашивают о национальной принадлежности, то они отвечают, как и в старину: «мен тадар кижизым», то есть «я татарский человек», но не называют себя «я шорский человек».

Изображение
Шорская поэтесса Таяна Тудегешева

Приведем и высказывание академика Петербургской Академии наук XVIII века, этнографа и путешественника И.Г.Георги: «Самоназванием для кузнецких татар, обитавших в низовьях Кондомы, Мрассу и верховьях Томи, было к моменту прихода русских (XVII в. – начало XVIII в.) – «аба-кижи» или «абалар», то есть «абинцы»» [7]. «Абинские татары называют сами себя Абинцами: под названием же сим разумеется коренной народ: ибо слово Аба значит на татарском языке отец, - пишет он. - В прежние времена жили они на Томи, около Кузнецка, почему они места сие и ныне еще называют «аба Тура» т.е. отечеством: но как телеуты из Белых гор прешли в нынешние места, то слабейшие Абинцы не хотели быть вытеснены далее в северную сторону, но пошли по Томи в верх в высшие горы, в коих они живут еще и ныне…» [8]. Николай Константинович Рерих, известный русский художник, путешественник и общественный деятель, в путевом дневнике Центрально-Азиатской экспедиции (1923 – 1928 гг.) также упоминает племя кузнецов. «”Курумчинские кузнецы” - странные, непонятные народы, которые не только прошли, но и жили в пределах Алтая и Забайкалья, - пишет он. – Общепринятые деления на гуннов, аланов, готов – разбиваются на множество необъясненных подразделений. Настолько все неизвестно, что монеты с определенными датами иногда попадают в совершенно несоответственные времени установленных периодов. Оленьи камни, керексуры, каменные бабы, стены безымянных городов хотя и описаны и сосчитаны, но пути народов еще не выявлены» [9].
В советское время был сделан значительный шаг в исследовании тюркских народов Сибири. Доктор исторических наук, этнограф Л.П.Потапов, занимавшийся изучением народов Саяно-Алтайского нагорья, считает шорцев в этногенетическом плане одной из групп северных алтайцев. Он пришел к выводу, что все народы Саяно-Алтая, в том числе и шорцы, не смотря на сложный этнический состав, имеют общее древнетюркское происхождение [10].
Еще один довод в пользу того, что шорцы и телеуты являются прямыми потомками древних тюрков 6 века н. э., входившими когда-то в знаменитый Тюркский каганат - это народная память о героическом прошлом в произведениях шорского и телеутского фольклора. Названия двух шорских родов Аба и Четтивер встречаются в древнетюркских письменных памятниках. Эти роды занимали одно из ведущих положений в древнетюркских государственных образованиях. «Отсюда, - замечает А.Чудояков, доцент кафедры шорского языка и литературы Новокузнецкого педагогического института, - вытекают два вывода: 1) многие шорские племена восходят к древним тюркам Южной Сибири; 2) древние предки шорских племен были приобщены к древнетюркской цивилизации, были грамотны. Богатыри шорского эпоса умеют читать и писать; грамотны боги и богини. Богатыри пишут письма друг другу, читают громко письма небожителей, из книг судьбы девицы узнают о своих нареченных, а богатыри - о своих суженых» [11].
Известный общественный деятель, поэт и историк, председатель Союза писателей Республики Горный Алтай Бронтой Янгович Бедюров также говорит о шорском народе как о части алтайского народа. «…Но почему все-таки «абалар» - абинцы, - пишет он. - Возможно, это в свою очередь обозначение, признак свойства, родства. Ведь печенеги по-тюркски, по-половецки обозначаются попросту «баджанак» - свояки, т.е. племя, которое кому-то доводится в качестве свояков. Тогда почему бы «абаларам» не являться по отношению к какому-то «другому» племени дядьями? <…> Так их могли называть лишь те, по отношению к которым они находились в порядке старшинства, первородства, либо являлись более древними по происхождению, как отцовские братья. <…>. Шорский язык, как видно, тот же самый алтайский язык, которым говорим мы поныне, но только сохранивший в еще большей степени «первоначальные тюркские формы», нежели литературный алтайский и телеутский языки прошлого века» [12].
Южные алтайские племена в прошлом нередко посещали своих северных соседей. Об этом говорят легенды. Так, например, записанное В.И.Вербицким в XIX веке предание рассказывает о происхождении названия села Кузедеево и горы Стрельный камень на правом берегу реки Кондомы во времена, когда на Алтае жили племена беспокойной, воинственной Чуди, делающей набеги на острог Кузнецкий. «Во время одного из набегов Чудь, дошедшая до юрт татарина Кузедея, что стояли в верстах 60 от Кузнецка на левом берегу Кондомы и в семи верстах от остроконечной отвесной скалы, принудили его быть провожатым до острога. Кузедей уступил силе и против желания своего повел многочисленную Чудь. Поравнявшись со скалами, он похвалился перед Чудью ловкостью стрелять из лука: и пущенная им стрела воткнулась в вершину скалы, от чего и названа она “стреляным камнем” - От Аттаг Таш. За этим утесом и до сих пор (то есть до 1879 г.) видна глубокая, выбитая копытами лошадей тропа – по преданию, путь Чуди. Выпустив стрелу, Кузедей добавил, что Кузнецк взять трудно, у него есть более точное и грозное оружие. Чудь испугалась и повернула вспять. По преданию, на месте юрт Кузедея было основано селение, названное в последующем улусом Кузедеевским» [13].

Изображение
Стрельный камень

Еще одну легенду, связанную с алтайским племенем Чудь хранит память шорского народа. Легенда гласит, что в давние времена в Шории не росла береза. По предсказанию с ее появлением должен прийти другой народ, который поработит Чудь. И как только появилась береза независимая и воинственная Чудь, не желая быть порабощенной, убивает себя, заживо захоронив под землей. Таким образом, живущие рядом народы, были спасены от опасного соседа. Поэтому шорцы называют березу деревом-освободителем. Эта легенда перекликается с другой, записанной Н.К.Рерихом на Алтае в путевом дневнике. «”А как выросла белая береза в нашем краю, так и пришел белый царь и завоевал край наш. И не захотела Чудь остаться под белым царем. Ушла под землю. И захоронилась каменьями”. На Уймоне показывают чудские могилы, камнями выложенные. “Тут-то и ушла чудь подземная”. Запечатлелось переселение народов» [14].

Изображение
Н.К. Рерих. Подземный народ. 1927

Шорцы до сегодняшнего дня сумели сохранить основные черты общетюркского шаманистского мировоззрения. Согласно представлениям шорцев, Вселенная делится на три части, или три мира: на Верхний (Небесный) Мир, на Средний (Земной) Мир и Нижний (Подземный) Мир. Эти три части соединяет между собой по оси Мировое Дерево или Гора. Дерево Вселенной упирается своей кроной в небо (Верхний Мир), его ствол проходит через Средний Мир, а корни находятся в земле – Нижнем Мире. Аналогично гора вершиной соединяется с небом, а подошвой – с землей. Такое построение мира было распространено у различных народов Саяно-Алтайского региона и зафиксировано на шаманских бубнах. Роль Мирового Дерева исполняли кедр, лиственница и береза. Под березой в основном происходило камлание. У шорцев и у других родственных народов береза была особо почитаемым деревом и широко использовалась в различных обрядах и церемониях. Представление о Горе, как об оси мира, переносилось на конкретную гору, которая своей высотой и другими особенными свойствами выделялась среди прочих.
Этнограф И.Д.Хлопина в своих дневниках экспедиции по Горной Шории в 1927 году со слов некоторых шорских камов (шаманов. – Е.К.) приводит следующее описание обустройства трехчастного мира: « 1. Средняя земля <…> - наша земля. 2. Земля злых духов – подземный мир – айна чери. 3. Небесная земля – Ульген чери – земля Ульгена, это небо.
1. Средняя земля плоская, посреди стоит гора Пустаг/Мустаг. Хозяин этой горы – главный среди прочих хозяев гор, помощников при камлании Ульгену. Гора Пустаг (пус/мус – лед) является центром, «пупом» земли – чердин киндиги. Под этой горой вода, вернее, озеро, в котором живет большая сильная старая рыба кер палык. Когда эта рыба шевелится, то земля трясется.

Изображение
Мустаг - священная гора шорцев

2. Подземный мир – это владение Эрлика и его помощников айна (злые духи), которые забирают душу человека – кут. Когда кам камлает о выздоровлении больных, то сам спускается к Эрлику в подземный мир.
3. В «земле» Ульгена имеется девять небес. На первом – желтом небе – помещается молния-сарыдже. Молния – это плеть белого коня Ульгена – ак позат. <…> Второе небо называется кок кур – синий пояс, в нем помещается синяя часть радуги – тегри челизе. На третьем небе – красная часть радуги – кызыл кур. На четвертом – кык кур – серый пояс радуги. На пятом - <…> - голубой пояс. Шестое небо называется уже не поясом, а небом – кызыл-тенгри – красное небо и живут там красные женщины, но о них ничего не знают. На седьмом небе помещаются луна и звезды. На восьмом – солнце. На девятом небе живет сам Ульген. Иногда он кладет круги вокруг солнца и вокруг луны. На этом девятом небе всегда светло, всегда тепло, трава там не сохнет и цветы не отцветают. Там всего в изобилии, много зверей и скота. Про это небо говорят: <…> - “растущая трава не сохнет” и <…> - “умерший человек не гниет”. Камлая Ульгену, просят о благополучии и плодородии. Ульген может все послать людям…» [15].
Особо почитаемыми божествами в общей системе мироустройства, кроме Ульгена и Эрлика, были Тенги, Чер-суг и Умай. Эти божества известны среди тюркских народов Сибири с древних времен до наших дней. Культ Тенгри – божества Неба, один из древнейших культов, который был распространен практически у всех народов Центральной Азии. У шорцев в настоящее время он не практикуется. Чер-суг в буквальном переводе означает «Земля – Вода». Он выступает как главное земное божество, которое по иерархии возглавляет всех земных духов хозяев гор, лесов, скал, реки и т.д. Термин Умай был переведен В.В.Радловым как «богиня-покровительница». При этом он приводит значение этого слова у шорцев как название духа-хранителя детей, и духа, провожающего душу умершего [16]. Культ Умай или, в другом произношении Ымай, сохраняется до сих пор и представляет большой интерес для ученых.

Изображение
Изображение Богини Умай

«Почитание Умай, видимо, очень древний культ, сложившийся у кочевников задолго до того времени, каким он датируется руническими надписями, - отмечает Л.П.Потапов. - Об этом говорит и его тесная связь с культом огня, т.е. с одним из древнейших культов первобытности, также хорошо сохранившимся у многих современных тюркских народов Сибири и Средней Азии (и не только тюркских), выражающихся в олицетворении огня в образе женского божества, именуемого “мать-огонь”» [17]. По мнению ученого, у древних тюрков Умай выступала как высокочтимое женское божество, покровительствовавшее всему тюркскому народу. Со временем, у алтайских народов, к которым Потапов относил и шорцев, культ богини Умай трансформировался в культ одного из духов – хозяев окружающей природы. Так алтайцы до сих пор считают, что богиня Умай обитает на горе Белухе, которую и в наши дни почитают священной.
Символы шорского народа также представляют большой интерес для ученых. Н.С.Уртигешев, фольклорист, кандидат филологических наук Института филологии РАН г. Новосибирска, представил наиболее часто встречающуюся в культуре шорского народа символику в виде единого знака, где каждый элемент имеет свой смысл.

Изображение

Журавль – священная птица шорцев, так как по легенде в древние времена он принес умирающим от холода и голода людям огонь и тем самым спас их. В клюве он держит веточку березы, особо почитаемого дерева шорцев. Журавль изображен на фоне красного Солнца – символа Востока, на который наложены три белых круга, обозначающие человека, как высшее создание природы, разум. Такого рода изображения белых кругов можно было встретить на воротниках одежды шорцев, и современным человеком они воспринимаются как орнамент. Ромб символизировал вселенную или весь мир, который состоит из четырех углов [18]. Символика древней культуры шорского народа еще не достаточно хорошо изучена и требует дальнейшего научного исследования.
Потомки абинцев – племени кузнецов, до сих пор живут на земле своих предков, которая хранит память о былом в названиях поселков, рек, городов. Города Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий, регион Кузнецкий угольный бассейн (сокращённо Кузбасс), горная система Кузнецкий Алтай (ныне Кузнецкий Алатау) именуются так благодаря коренным жителям этих мест. В настоящее время наблюдается большой интерес к культуре шорского народа. Создаются национальные этнографические объединения, культурные центры, коллективы художественной самодеятельности, шорская культура изучается молодыми учеными. Поэты, художники, музыканты вдохновенно воспевают богатую историю древнетюркского народа и красоту родной земли, что способствует развитию и приумножению ее духовного богатства.

Изображение
В Народном музее семьи Рерихов библиотеки имени Д.С.Лихачёва г. Новокузнецка

* * *
Абинская степь, - как забытая матерь седая.
Ее караванов пути уж давно заросли.
Глядит она вечно в вершины Алтая,
То в безмолвье тайги долгий взор устремляя,
Все ждет сыновей, что за Солнцем навеки ушли.

Аба-Тура, старый воин, забытый веками,
Сквозь столетья глядит на Кузнецка – кипящий котел.
Жизнь, как всадник, - промчалась за синие дали,
И тумены – года, в Горизонты, спеша, проскакали.
И зарницы – ушедших эпох седой ветер резмел.

Думы… думы… о Прошлом…, бьется ветер, стеная.
Может, крик мой услышит пространство Времен?!
Натяну тетиву слов, Время смолкнувшее нагоняя,
Разбужу ото сна ширь Великой степи и Алтая,
И земля пробудится, стряхнувши Забвения сон.

(Стихотворение Таяны Тудегешевой)

Е.С. Кулакова, г. Новокузнецк

Примечания

1. Кауфман А. Начальный этап освоения русскими Кузнецкой земли: от Томска до Кузнецкого острога (1604 – 1618 годы) // Кузнецкий рабочий. – 2006. – 9 ноября. С. 3.
2. Там же.
3. Там же.
4. http://turkolog.narod.ru/info/st-4.htm
5. Цит. по: Арбачаков А.Н., Арбочакова Л.Н. Шаманы Горной Шории. – Новокузнецк: издательство «Кузнецкая крепость», 2004. С. 5.
6. Цит. по: Потапов Л.П. Очерки по истории Шории. – М.-Л.: издательство АН СССР, 1936. – [Электронный ресурс]: режим доступа: http://web1.kunstkamera.ru/Siberia/Text ... a/vved.pdf
7. Цит. по: Кимеев В. Шорцы. Кто они? – Кемерово, 1989. С. 42.
8. Цит. по: Потапов Л.П. Очерки по истории Шории. – М.-Л.: издательство АН СССР, 1936. – [Электронный ресурс]: режим доступа: http://web1.kunstkamera.ru/Siberia/Text ... a/vved.pdf
9. Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. – Рига: Виеда, 1992. С. 286.
10. Кимеев В. Шорцы. Кто они? – Кемерово, 1989. С. 28.
11. Чудояков А. Культурные корни // Огни Кузбасса. -1988. - №1. С.8.
12. Бедюров Б. К вопросу о лесном племени абаларов // Б.Бедюров. Слово об Алтае. Ч.2. – М., 2000. С. 58-59.
13. Протасов В.И. Шорцы – коренные жители Кузнецкого края. Основатели села // Протасов В.И. Кузедеево – страницы истории. – Новосибирск, 2002. С. 17-18.
14. Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. – Рига: Виеда, 1992. С. 281.
15. Цит. по: Арбачаков А.Н., Арбочакова Л.Н. Шаманы Горной Шории. – Новокузнецк, 2004. С. 11-12.
16. Там же. С. 26.
17. Потапов Л.П. Умай – божество древних тюрков в свете этнографических данных // Тюркологический сборник. – М.: Наука, 1973. С. 265-286. – [Электронный ресурс]: режим доступа: http://web1.kunstkamera.ru/Siberia/Text ... ovUmay.pdf
18. Голубой журавль древних шорцев // Свет Утренней Звезды. -2000. – 13 мая. С. 2.
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Моя Россия

Сообщение Helen »

В цветах оседает Небо на землю...
Вложения
2.JPG
2.JPG (74.17 КБ) 11717 просмотров
1.JPG
1.JPG (90.13 КБ) 11717 просмотров
3.JPG
3.JPG (73.93 КБ) 11717 просмотров
4.JPG
4.JPG (104.93 КБ) 11717 просмотров
5.JPG
5.JPG (105.67 КБ) 11717 просмотров
6.JPG
6.JPG (88.51 КБ) 11717 просмотров
7.JPG
7.JPG (124.79 КБ) 11717 просмотров
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Моя Россия

Сообщение Valentina »

Изображение
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Моя Россия

Сообщение Valentina »

Изображение
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Моя Россия

Сообщение Valentina »

Изображение
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Моя Россия

Сообщение Valentina »

Изображение
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Моя Россия

Сообщение Valentina »

Изображение
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Моя Россия

Сообщение Valentina »

Изображение
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: Моя Россия

Сообщение Valentina »

Изображение
Ответить

Вернуться в «Россия и Индия»