Страница 4 из 5

Современная Индия – какая она?

Добавлено: 07 апр 2011, 01:54
Olga
Valentina, спасибо, с удовольствием прочитала о Ваших впечатлениях о поездке. Вот только о брахманах в христианском храме не поняла. Как они могут там служить?

Re: Современная Индия – какая она?

Добавлено: 07 апр 2011, 07:41
Valentina
Как всякая новая религия в Индии, христианство синтетически вплеталось в традиционный уклад жизни. Нужно посмотреть насильственно ли насаждалось христианство или было добровольно принято – не знаю. Но в этой ситуации традиционная каста брахманов, принимая христианство, постаралась занять положение священнослужителей в христианских храмах. Эту информацию я почерпнула в одной статье. Специально не занималась этим вопросом, но подозреваю, что христианская вера в Индии имеет специфику и отражает идеи индуизма. Подозреваю, что индийские христиане не отрицают рейнкарнацию. Но это нужно исследовать, чтобы не вносить путаницу.

Современная Индия – какая она?

Добавлено: 07 апр 2011, 10:31
Olga
Спасибо. Интересный факт.

Добавлено: 06 май 2011, 13:31
Lidija
Namastē, Gautam Kashyap

Мои друзья этой зимой посетили Индию.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Индийское кино

Добавлено: 08 май 2011, 18:15
Lidija
Namastē, Gautam Kashyap

Первый индийский художественный фильм был снят в 1912 году. И в следующем 2012 году кинематограф в Индии отметит свое 100-летие.
Сейчас знаменитый Болливуд занимает одно из ведущих мест в мире. Благодаря индийскому искусству, национальным традициям, мифологии и славной истории индийского народа, индийские фильмы приобрели популярность у нас и в других странах.
В России есть телеканал «Индия» – Вся палитра кинематографа Индии:
http://indiatv.ru/

Из новых фильмов можно отметить:
Девдас – Devdas
Песчинка – Chokher Bali
И в печали и в радости... – Kabhi Khushi Kabhie Gham...
Лагаан: Однажды в Индии – Lagaan: Once Upon a Time in India
Миллионер из трущоб – Slumdog Millionaire
Звездочка на Земле – Taare Zameen Par
Эклавия: Княжеский страж – Eklavya: The Royal Guard
Мольба – Guzaarish

Конечно, нравятся фильмы:
Сампурна Рамаяна – Sampoorna Ramayana
Mahabharat
Великий могол – Mughal-E-Azam
Ашока – Asoka

И особо отмечу фильм 2008 года:
Джодха и Акбар – Jodhaa Akbar

Это история любви одного из самых знаменитых императоров Индии и прекрасной принцессы. Джалалуддин Мохаммад Акбар, известный в истории как Акбар Великий, — мусульманин. Принцесса Раджпута, Джодха — индуистка. В то время, когда мусульмане и индуисты испытывали глубокую неприязнь друг к другу, их союз был призван не только соединить два сердца, но и две религии. Но политический союз перерастет в любовь на всю жизнь...

Gautam Kashyap, к Вам есть несколько вопросов:
1) смотрели ли Вы фильм «Jodhaa Akbar»? Если да, то как оцениваете фильм? Пишут, что фильм вызвал в Индии споры. Так ли это?
2) у нас не так много книг по истории Индии. Может быть, Вы знаете какие-нибудь необыкновенные события из жизни Акбара и его жены?

Если Вы ответите по-английски, это тоже будет хорошо.


Всего доброго!
Google на хинди переводит это так:
Sabhī kā sabasē acchā

Кадры из кинофильма "Джодха и Акбар"

Изображение
Битва при Панипате 5 ноября 1556 года, в которой войска императора Акбара и его наставника Байрам-хана разбивают армию афганского правителя Хему.

Изображение
Император Акбар укрощает дикого слона.

Изображение
Император Акбар решает объединить страну не войной, а политическим союзом и принимает раджпутского раджу Бхармала с предложением руки его дочери, принцессы Джодхи

Изображение
Император Акбар отвечает согласием на брак, и принцесса Джодха отправляется в путь к своему жениху

Изображение
Император Акбар объявляет о своем решении выполнить все требования принцессы Джодхи

Изображение
Свадьба императора Акбара и принцессы Джодхи

Изображение
Песнопения во время свадьбы

Изображение
Император Акбар обсуждает со своими советниками дела в государстве. У многих из них брак императора не вызывает добрых чувств

Изображение
Разлука императора Акбара и его супруги Джодхи в результате предательства самых близких ему людей

Изображение
Император Акбар на базаре под видом простолюдина знакомится с жизнью его народа, его проблемами и надеждами

Изображение

Изображение
Император Акбар объявляет об отмене налога для индусов на паломничество в храмы.
Индийский народ чествует императора и называет его Великим

Изображение

Изображение
Возвращение супруги Джодхи

Изображение

Изображение

Император Акбар объявляет о правах царевны Джодхи, индуистки, своей жены и правительницы Индостана, и утверждает, что уважение каждой религии сделает будущее Индостана прекрасным.

Re: Современная Индия – какая она?

Добавлено: 10 авг 2011, 00:17
Gautam Kashyap
deleted by me ...

Akbar The Great

Добавлено: 10 авг 2011, 08:23
Sergo
Источник: http://www.indhistory.com/akbar.html

Akbar - The Great

Akbar "The Great" [1542-1605], was one of the greatest rulers in Indian history. He was born when Humayun and his first wife, Hamida Bano, were fugitives escaping towards Iran. It was during these wanderings that Akbar was born in Umerkot, Sindh, on November 23, 1542. Legend has it that Humayun prophesied a bright future for his son, and thus accordingly, named him Akbar.

Akbar was raised in the rugged country of Afghanistan rather than amongst the splendor of the Delhi court. He spent his youth learning to hunt, run, and fight and never found time to read or write. He was the only great Mughal ruler who was illiterate. Despite this, he had a great desire for knowledge. This led him not only to maintain an extensive library but also to learn. Akbar had his books read out to him by his courtiers. Therefore, even though unable to read, Akbar was as knowledgeable as the most learned of scholars.

Akbar came to throne in 1556, after the death of his father, Humayun. At that time, Akbar was only 13 years old. Akbar was the only Mughal king to ascend to the throne without the customary war of succession; as his brother Muhammad Hakim was too feeble to offer any resistance.

During the first five years of his rule, Akbar was assisted and advised by Bahram Khan in running the affairs of the country. Bahram Khan was, however, removed and for a few years Akbar ruled under the influence of his nurse Maham Anga. After 1562, Akbar freed himself from external influences and ruled supreme.

Akbar�s Reign
Thanks to Akbar's exceptionally capable guardian, Bahram Khan, Akbar survived his father's death at a young age to demonstrate his worth. Akbar's reign holds a certain prominence in history; he was the ruler who actually fortified the foundations of the Mughal Empire.

Areas not under the empire were designated as tributaries. He also adopted a conciliatory policy towards the Rajputs, hence reducing any threat from them. Akbar was not only a great conqueror, but a capable organizer and a great administrator as well. He set up a host of institutions that proved to be the foundation of an administrative system that operated even in British India. Akbar's rule also stands out due to his liberal policies towards the non-Muslims, his religious innovations, the land revenue system and his famous Mansabdari system. Akbar's Mansabdari system became the basis of Mughal military organization and civil administration.

Akbar was a great patron of architecture, art, and literature. His court was rich in culture as well as wealth. In fact, his court was so splendid that the British monarch, Queen Elizabeth I, once even sent out her ambassador, Sir Thomas Roe, to meet the king! Many of Akbar's buildings still survive, including the Red Fort at Agra, and the city of Fatehpur Sikri, near Agra, which has a 10-km long wall encircling it.

It may come as a surprise for many that a great ruler like Akbar actually could not read or write! And yet, he had a tremendous love for learning. During his lifetime, Akbar collected thousands of beautifully written and illustrated manuscripts. He also surrounded himself with writers, scholars, musicians, painters, and translators. His court had the fabled Nine Gems - nine famous personalities from different walks of life. These included music maestro Tansen and intelligent statesman Birbal.

The reign of Akbar was a period of renaissance of Persian literature. The Ain-i-Akbari gives the names of 59 great Persian poets of Akbar's court. History was the most important branch of Persian prose literature. Abul Fazl's Akbarnama and Ain-i-Akbari were complementary works. Akbar and his successors, Jehangir and Shah Jehan greatly contributed to the development of Indian music. Tansen was the most accomplished musician of the age. Ain-i-Akbari gives the names of 36 first-rate musicians of Akbar's court where Hindu and Muslim style of music mingled freely. The Mughal architectural style began as a definite movement under his rule. Akbar's most ambitious and magnificent architectural undertaking was the new capital city that he built on the ridge at Sikri near Agra. The city was named as Fatehpur to commemorate Akbar's conquest of Gujrat in 1572. The most impressive creation of this new capital is the grand Jamia Masjid. The southern entrance to the Jamia Masjid is an impressive gateway known as Buland Darwaza.

Like most other buildings at Fatehpur Sikri, the fabric of this impressive gateway is of red sandstone that is decorated by carvings and discreet inlaying of white marble. Of all the Mughals, Akbar's reign was the most peaceful and powerful.

During his reign, Akbar managed to subdue almost all of India, with the remaining areas becoming tributary states. Along with his military conquests, he introduced a series of reforms to consolidate his power. Akbar practiced tolerance aimed at Hindu-Muslim unification through the introduction of a new religion known as Din-i-Ilahi. He won over the Hindus by naming them to important military and civil positions, by conferring honors upon them, and by marrying a Hindu princess.

He appointed nobles and mansabdars without any religious prejudice. Akbar's religious innovations and policies, and deviation from Islamic dogma, have been a source of debate and controversy. Akbar was a great patron of literary works and scholars. His court had numerous scholars of the day who are well known as "Nauratan".

Akbar himself appointed important regional officers answerable to him. He was able to set up a chain of informers, officials spied on their colleagues and reported any misdeeds or suspicious behaviour back to the emperor. Army commanders were given money with which to pay their soldiers and Akbar kept detailed records of every man's name and description. Even the horses were branded.

Akbar also introduced a new and fairer system of taxation based on carefully estimated tables of crop yields. Tax collectors had their own district tables and used them to work out how much grain the farmers should contribute. This contribution was then converted into its cash value, district by district, because food prices varied in different parts of the empire.

Akbar had three sons Prince Salim, Murad and Daniyal. Prince Murad and Daniyal died in their prime during their father's lifetime. However, Akbar faced problems with Prince Salim and the last four years of Akbar's life were consumed in crushing Salim's rebellion. Akbar fell ill and died of slow poisoning on October 27, 1605. With him ended the most glorious epoch in Indian history...

Re: Современная Индия – какая она?

Добавлено: 10 авг 2011, 12:51
loraZ
Уважаемый, Gautam Kashyap!

Изучая факты истории, можем ли мы, современное общество, сквозь века, оценивать их верно?
Имеем ли мы право, однозначно судить о поступках Великих и той миссии, которую они выполняли? Тем более не учитывать тех обстоятельств, развития общества и сознания людей?
Будет ли наша оценка истинной?

Re: Современная Индия – какая она?

Добавлено: 10 авг 2011, 14:45
Gautam Kashyap
Deleted

Нереальная история

Добавлено: 10 авг 2011, 16:32
Sergo
Период второй половины XX-го и начала XXI-го века характеризуется тотальным пересмотром истории. Причем, не в лучшую сторону. Эти процессы происходят и на Западе, и в России.
Выпускается немало книг, которые ниспровергают героев и выдающихся исторических деятелей. Эти книги на первый взгляд вполне достоверны и приводят будто бы исторические факты. Но их тщательная проверка показывает, что в них смещены исторические акценты, а факты истолкованы неверно.
Ученым приходится вставать на защиту исторических деятелей.

Приведу пример из статьи Ольги Старовойтовой Николай Рерих – в музее Жанны д’Арк
Анатолий Левандовский, потомственный российский интеллигент, сформулировал происходящее так: «Наш век – век парадоксов. Именно он породил некую зловещую эпидемию в исторической науке. Здесь, особенно в послевоенный период, бытует своеобразная мания – сокрушать очевидное, ревизовать устоявшееся, рвать традиции, переиначивать прошлое… В этом мутном потоке «открытий» особенно не повезло крестьянской дочери Жанне, спасшей Францию от иноземного господства в XV веке. Что только не вытворяли с ней новоявленные парадоксалисты! Ее превращали в королевскую сестру, «спасали» от костра, выдавали замуж и наделяли детьми (лже-Жанна, графиня Армуазская - О.С.), … словом, всячески опошляли и «дегероизировали», немало ни смущаясь тем, что оскорбляют самые святые чувства соотечественников. И весь этот бред – ради чего? Исключительно в погоне за сенсацией-однодневкой».

Однако пасквилянты плохо представляли себе, с кем имеют дело. На защиту Жанны встали преданные сподвижники из настоящего и… далекого прошлого. Режин Перну тут же мобилизовала главный «культурный калибр страны», и отстаивала ее доброе имя с таким пылом, что даже известный историк и писатель Ален Деко, член Французской академии, был вынужден признать: «Конечно, можно было допустить, что Жанна бежала или что ее подменили… Но, увы… Против гипотезы Ж.Гимо и его последователей в газетах и журналах, как грибы после дождя стали появляться статьи Мориса Гарсона, Филиппа Эрланже, Шарля Самарана и Режин Перну. Что же осталось от графини Армуазской после серии этих сокрушительных ударов? Не в обиду будет сказано ее защитникам, но от нее не осталось ничего…».

А что, собственно, могло остаться от наглой лжи? «Из сообщений уже упомянутого нами «Парижского обывателя» известно, что в августе 1440 года народ мог лицезреть во Дворце при королевском дворе, женщину, которая «в присутствии судебных властей громким и четким голосом призналась, что выдавала себя за Жанну д’Арк. Что она – не Дева, что она обманным путем вышла замуж за благородного рыцаря, родила ему двух сыновей, и что теперь она глубоко раскаивается в содеянном и молит о прощении. Так на глазах парижан рухнула великая легенда. Дальше женщина рассказала, как она убила свою мать, подняла руку на родного отца, а потом отправилась в Рим вымаливать прощение у папы; для удобства она переоделась в мужскую одежду, а по прибытию в Италию участвовала, как заправский воин, в ратных делах. Вернувшись в Париж, она, однако, не пожелала расставаться с доспехами и, поступив в какой-то гарнизон, вновь занялась ратными делами. Быть может все это и побудило ее выдать себя за Жанну д’Арк? Вполне возможно!» .

Любопытно, что последний штрих в защиту истины поставил верный соратник Жанны, пришедший на помощь спустя… пять веков. Копаясь в Национальном Архиве Франции, коллега Режин Перну, историк Леруа де Ламарш обнаружил бесценный документ. На нем стояла подпись Рене Анжуйского, герцога Лотарингского, боевого товарища Девы. Некогда она вошла во дворец герцогов Лотарингских в Нанси, и когда сеньор, старый герцог, осведомился, что ей нужно, спокойно произнесла: «Вашего зятя, коня, и несколько храбрых мужчин, чтобы повести меня во Францию». Зять стоял рядом, в упор рассматривая смелую девушку. И никто в целом свете не предполагал тогда, что Провидение на краткий миг пересекло пути двух выдающихся людей XV века. Об одной из них знаменитый историк Жюль Мишле скажет так: «Французы, давайте всегда помнить, что наша родина есть дитя, рожденное сердцем женщины, ее нежностью, слезами и кровью, которую она пролила за нас». Другой вошел в европейскую историю, как блистательная личность эпохи Ренесанса, в одном лице совмещавшая качества правителя, воина, поэта, писателя, математика, художника, музыканта, лингвиста, философа и признанного мудреца. Он стоял рядом с Жанной со дня ее первого появления при дворе Карла VII, бок о бок бился на смерть за Орлеан. И вот… Спустя 28 лет после трагедии в Руане к нему поступило прошение о помиловании «некоей авантюристки, задержанной в Сомюре за мошенничество». В упомянутом документе сказано, что «она долгое время выдавала себя за Деву Жанну, вводя в заблуждение многих из тех, кто некогда видел Деву, освободившую Орлеан от известных врагов королевства». Как заметил Ален Деко, комментируя данный факт, «одного покрытого пылью веков документа оказалось достаточно, чтобы от нее (легенды о спасении Жанны – О.С.) не осталось камня на камне».
Очень похоже, что эти процессы происходят и в Индии. И ученым скоро придется проводить исторические расследования с целью защиты Акбара Великого.