Музей, который потеряла Россия

Мари
Сообщений: 131
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 11:15

Re: Музей, который потеряла Россия

Сообщение Мари » 14 мар 2019, 18:42

Видео как создавался общественный Музей имени Н.К. Рериха с сайта Международного Центра Рерихов:

Первое открытие общественного Музея имени Н.К.Рериха (12.02.1993) http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6183

В самом центре Москвы, на территории бывшей усадьбы Лопухиных, находился общественный Музей имени Николая Константиновича Рериха Международного Центра Рерихов. В его работе были воплощены практически все основные направления концепции, изложенные Святославом Николаевичем Рерихом в письме «Медлить нельзя!», присланном им из Индии и опубликованном в газете «Советская культура» 29 июля 1989 года. Руководство Музеем было поручено индологу, писателю, глубокому и серьезному исследователю творчества Рерихов Л.В. Шапошниковой, которая стала доверенным лицом Святослава Николаевича.

Первая экспозиция общественного Музея имени Н.К. Рериха открылась 12 февраля 1993 года. Она разместилась в пяти комнатах флигеля. Чуть больше, чем через полтора года, открылась вторая выставка, которая на этот раз заняла пять просторных, только что отремонтированных залов главного здания усадьбы. В 1997 году, несмотря на все сложности, состоялось третье открытие Музея. В 1998 году перед главным зданием восстановленной усадьбы было поднято Знамя мира – символ охраны мирового культурного наследия. В следующем году открылся мемориал Николаю Константиновичу и Елене Ивановне, а еще спустя пять лет установлены бронзовые бюсты в честь их сыновей.

Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха стал научным и культурным центром, очагом духовности и просветительства, посредником между культурами разных народов. Намного опередив свое время, общественный Музей имени Н.К. Рериха стал центром формирования нового космического мышления, которое способно открыть человечеству новые пути и новые эволюционные перспективы.

В 2017 году, по инициативе Министерства культуры и Государственного музея Востока, был осуществлен силовой захват Усадьбы Лопухиных, где, согласно Постановлению Совета Министров СССР от 04.11.1989 № 950, более 20 лет располагался общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов. Под предлогом проведения следственных действий по делу Мастер-Банка, президент которого Б.И. Булочник много лет помогал Международному Центру Рерихов в качестве мецената, при поддержке силовых структур общественный Музей имени Н.К.Рериха, вместе со всеми культурными и материальными ценностями, был захвачен, а затем разрушен. Его уникальная музейная экспозиция, создававшаяся на протяжении 20 лет, варварски уничтожена, а часть музейного оборудования и экспонатов намеренно повреждены без возможности дальнейшего восстановления. Министерство культуры РФ и Государственный музей Востока, прикрываясь «делом Мастер-Банка», цинично разрушили многолетний труд общественности, перечеркнув волю основателя Музея – Святослава Николаевича Рериха.

Коллектив Международного Центра Рерихов намерен, используя все законные способы, вернуть и восстановить общественный Музей имени Н.К. Рериха.

Елена В.
Сообщений: 1642
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Музей, который потеряла Россия

Сообщение Елена В. » 16 мар 2019, 18:59

Наследственный эксперимент
Минкульт подвел под ликвидацию общественный центр Рерихов // Новая газета


Минкульт подвел под ликвидацию общественный центр Рерихов. В ход пошли обвинения в экстремизме, налоговые претензии. В операцию оказался вовлечен лично президент Путин. Такова плата за расследование исчезновения рериховских полотен из Государственного музея Востока?

Поздно вечером 28 апреля 2017 года в усадьбе Лопухиных, что в Знаменском переулке, буквально напротив Храма Христа Спасителя, случилась суматоха. Усадьбу штурмом взяли крепкие мужчины в форме без опознавательных знаков, которыми руководили неприметные штатские.

В главном доме усадьбы завершался концерт болгарского пианиста, когда мужчины в форме захватили пост охраны. Подоспевший наряд полиции наблюдал все это безмолвно, безучастно.

Музейные сотрудники все это время беспомощно толкались за воротами: их не пускали в усадьбу, даже чтобы забрать личные вещи. А ведь рериховский центр работал в усадьбе Лопухиных уже почти 30 лет — для многих сотрудников эти палаты уже стали родным домом.

На следующий день, привлеченные скандалом, в усадьбу прибыли председатель президентского совета по правам человека Михаил Федотов, а также член СПЧ Андрей Бабушкин.

«Мы прошли на территорию музея, смогли осмотреть то, что было доступно, — рассказал он позже журналистам. — Действительно, это уникальное здание 18–19 веков, там идеально все восстановлено, причем без государственных средств, за счет средств банка и частных жертвователей. Это уникальный центр и уникальный музей. Действия Министерства культуры кажутся мне достаточно непонятными и создающими угрозу для такого негосударственного музея», — рассказал Андрей Бабушкин журналистам.

Да, вот так: за событиями, внешне похожими на налет, стояли сотрудники Минкульта и Государственного музея Востока — те самые люди в штатском.

Захват усадьбы лишь очередной бой в затянувшейся войне за наследие Рерихов.

Возвращение в Россию — несбывшаяся мечта и боль Николая Константиновича Рериха, величайшего русского художника и мыслителя. Ему и его жене, философу Елене Ивановне Рерих, при жизни так и не разрешили вернуться в СССР. Их сын Святослав Николаевич Рерих через всю свою жизнь пронес понимание того, что наследие его родителей должно быть передано России. И вот в 1987 году в Москве состоялась встреча Святослава Николаевича с Михаилом Горбачевым, на которой они договорились о создании в СССР общественной рериховской организации, которая хранила бы наследие наших великих соотечественников. Общественный статус этой организации был принципиально важен для Святослава Николаевича.

Позже в своей публичной дискуссии с академиком Рыбаковым он объяснял, почему, с его точки зрения, рериховский центр не может быть подчинен государству:

«…Подчинение центра Министерству культуры, а тем более Музею искусства народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. Центр — это порождение нового времени, новых задач… Суть концепции центра-музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации…» (29 июля 1989 года, «Советская культура»).
Постановление Совета Министров СССР о создании Советского фонда Рерихов и при нем — общественного Центра-музея имени Н. К. Рериха было подписано в ноябре 1989 года. Тогда же исполком Моссовета передал музею усадьбу Лопухиных, что напротив Пушкинского музея, — там должна была разместиться коллекция Рерихов.

Изображение
Макет усадьбы Лопухиных. Фото предоставлено Международным центром Рерихов

В 1990 году наследие Рерихов было вывезено из Индии в Россию согласно воле С. Н. Рериха. Своим завещанием в объем наследия, передаваемого Советскому фонду Рерихов для создания общественного Центра-музея имени Н. К. Рериха, он включил также 288 полотен, своих и своего отца, которые прибыли в СССР еще в 1978 году, когда Министерство культуры СССР обратилось к Святославу Николаевичу с просьбой об организации передвижной выставки. По документам в Союз тогда прибыло 296 работ, находящихся в собственности С. Н. Рериха. Эта выставка проехала по многим советским городам: Ленинград, Одесса, Львов, Киев, Вильнюс, Москва. После ее завершения 8 работ вернулись в Болгарию, где находились и до советских гастролей, а 288 остались на хранении в Москве, в Государственном музее Востока.

Право собственности Святослава Николаевича на данные 288 полотен при этом никто не оспаривал, и вот теперь он пожелал передать их в общественный Центр-музей памяти его отца. Музей Востока, однако, не спешил расставаться с бесценным собранием. Святослав Николаевич не раз обращался к высшим должностным лицам новой России, требуя восстановить справедливость. В 1992 году он написал лично Ельцину:

«В 1990 году я вместе с остальным наследием передал центру большую выставку картин моего отца и моих собственных полотен, которая долгое время находилась в ведении Министерства культуры СССР. Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусств народов Востока. Очень прошу вас содействовать в ее передаче Международному центру Рерихов».
Но картины так и не вернули.

Минкульт свое нежелание выполнить волю владельца коллекции объяснял тем, что после развала Советского Союза СФР, которому Рерих передал коллекцию, был преобразован в Международный центр Рерихов (МЦР). И эта новая организация, с позиций Минкульта, якобы не являлась правопреемником СФР. Волю живого и здравствующего владельца коллекции Минкульт никак не учитывал.

Очевидно, предощущая захват наследия, Святослав Николаевич незадолго до смерти в дополнение к завещанию в 1992 году заверил свою подпись на последнем своем распоряжении в отношении переданной им в Россию коллекции. Этим документом он при жизни отдал Международному центру Рерихов все права на наследие, которое ранее было передано СФР.

В 1993 году Святослав Николаевич умер. Развитие идей Рерихов в России продолжалось уже без его покровительства. Но продолжалось успешно: разработали, утвердили и начали воплощать план реконструкции усадьбы Лопухиных, вернули в Россию огромное количество живописных и графических работ Рерихов.

Но самая главная работа все эти годы шла по другому направлению: МЦР продолжал добиваться выполнения воли Святослава Рериха в отношении его коллекции, остававшейся все эти годы в Музее Востока.

В 2001 году суд отказал Центру Рерихов в удовлетворении иска об изъятии 288 полотен из ГМВ. Отказал по формальному основанию: суд определил, что у МЦР находится не дарственная С. Н. Рериха, а его завещание, а коль МЦР не провел процедуру вступления в права наследства, он не может подтвердить свои права на наследственное имущество.

Тогда МЦР подал заявление в Хамовнический суд о признании его прав на наследство. И права эти очевидным образом подтверждались документами Святослава Николаевича. Несколько раз суды закрепляли наследие Рерихов за МЦР, столько же раз вышестоящие инстанции отменяли эти решения, принимая сторону Министерства культуры и оставляя коллекцию в распоряжении государства. Тяжбы затянулись вплоть до ноября 2011 года, когда Хамовнический суд окончательно признал за МЦР наследственные права, и это решение вступило в законную силу.

Главное, что волновало рериховский центр все эти годы, — сохранность 288 полотен в Государственном музее Востока. Было известно, что еще в 1996 году, очевидно, даже не имея намерения возвращать полотна, ГМВ оформил их на постоянное хранение.

Однако спустя несколько лет обнаружилось, что вместо 288 полотен, в 1978 году прибывших на выставку в СССР, в музее хранилось лишь 282. Повис тревожный вопрос: куда же пропали 6 картин?

Ведь во всех документах, сопровождавших передвижную выставку 1978 года, в актах приемок-передач сразу нескольких советских музеев перечень картин был несколько более полный. Как получилось, что коллекция усохла?

Музей Востока на предмет недостающих картин проверяли несколько раз: и Счетная палата, и Росохранкультура. Но никаких нарушений не было обнаружено. Почему? Дело в том, что целостность коллекции проверяли по учетным карточкам, оформленным самим же ГМВ, не сверяя их с правоустанавливающими документами владельца коллекции. Разумеется, такие ревизии были обречены.

Но специалисты МЦР начали собственное расследование и, кажется, вплотную подошли к ответу на вопрос о сокращении коллекции.

Вот, например, живописные полотна «Александр Невский» и «Дева снегов», экспонированные на передвижной выставке 1978 года, неожиданно всплыли в собрании индийского коллекционера. Музей Востока предлагал нехитрое объяснение этому обстоятельству: картины якобы были переданы в Индию еще при жизни Святослава Николаевича, а из завещания он попросту забыл их вычеркнуть. Пусть так, но тогда должны были сохраниться акты передачи Рериху этих картин и другие документы, подтверждающие их отправку в Индию. Эти документы так никто и не видел…

А как же объяснить тогда казус с картинами Н. К. Рериха «Тангла» и «Песнь о Шамбале»? В списке картин, составленном самим Николем Константиновичем, эти две работы 1943 года указаны как два самостоятельных полотна. Но в учетном реестре Музея Востока они вдруг слились в одну: «Тангла. Песнь о Шамбале». Вывод напрашивался очевидный: речь идет отнюдь не о технической ошибке при учете картин, а об уголовном преступлении. И МЦР не собирался отступаться от этой позиции.

Для размышлений: в 2013 году картина Николая Рериха «Труды Мадонны» на нью-йоркском аукционе Bonham’s ушла за 12 миллионов долларов.

Представители дома Bonham’s заявили, что «Труды Мадонны» — самая дорогая в мире картина русской живописи, проданная когда-либо с аукциона.

Ставки в войне МЦР с Музеем Востока и Минкультом оказывались невыносимо высоки. В ход пошла тяжелая артиллерия.

В ноябре 2013 года министр Мединский пишет письмо президенту Владимиру Путину:

«Информирую Вас о ситуации, сложившейся в отношении 282 картин Н. К. и С. Н. Рерихов, находящихся с 1989 года в Государственном музее искусств народов Востока (далее — музей) и относящихся к государственной части Музейного фонда Российской Федерации. На протяжении многих лет на картины в судебном порядке претендует общественная организация «Международный центр Рерихов» (далее — МЦР), зарегистрированная в 2000 году. Решением Хамовнического районного суда от 24.11.2011 данная коллекция картин безосновательно передана МЦР в качестве наследственного имущества. <…>Указанные судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права <…> и повлекут утрату государством 282 уникальных произведений искусства, которые имеют значительную материальную стоимость (оценочно более 3 млрд рублей)».

Масштаб предполагаемых «утрат государства», очевидно, произвел впечатление на адресата, и он оставил на нем несокрушимую резолюцию: «Коновалову А. В., Лаврову С. В. Примите меры для обеспечения интересов государства». А президентские резолюции, как известно, в России оказывают магическое действие на суды и всевозможные органы исполнительной власти.

В том же 2013 году в суде вновь был поднят закрытый два года назад вопрос о правах на наследие Рерихов. Суд отменил решение о признании за МЦР прав на наследие Рерихов.

В последующие годы МЦР столкнулся буквально с валом проверок, которые, все как одна, были инициированы заместителем министра культуры Аристарховым: то он жаловался в государственную инспекцию по охране труда на предполагаемые задержки с выплатой зарплат в МЦР, то просил полицию проверить усадьбу Лопухиных на предмет незаконного проживания там граждан Украины, то вдруг подключал Ростехнадзор к поискам взрывоопасных баллонов в подвалах музея…

Но все эти подозрения — ничто в сравнении с новым обвинением в экстремизме, ведь признание организации экстремистской по закону РФ влечет ее ликвидацию и конфискацию всего принадлежащего ей имущества в пользу государства.

Летом 2016 года в Международном центре Рерихов прошла внеплановая проверка Министерства юстиции — на предмет выявления в деятельности организации признаков экстремизма, а также на предмет возможного признания ее иностранным агентом. Данная проверка Минюста была назначена опять же в соответствии с распоряжением заместителя замминистра Аристархова.

В течение двух недель специалисты Минюста работали над тщательным изучением всей документации и печатной продукции за три года, перетряхнули все документы Центра Рерихов, однако так и не обнаружили в деятельности музейного центра ни намека на признаки экстремизма и ни единого основания для подозрений в том, что МЦР выполняет функции иностранного агента.

Тогда Минкульт предпринял еще один заход с целью ликвидации МЦР по экстремистскому сценарию.

В том же 2016 году у МЦР было отозвано прокатное удостоверение на фильм «Зов Космической эволюции». Отзыв прокатного удостоверения состоялся с подачи Аристархова, к которому с пространным письмом обратился Александр Седов, директор Государственного музея Востока.

Седов обнаружил, что «в фильме в пропагандистских целях на 57-й минуте используется изображение свастики», а меж тем закон об увековечении победы запрещает использование любой нацистской символики, а «пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики является административным нарушением». Да и в целом «для фильма характерен «язык вражды», свойственный экстремистским материалам».

— Работая над этим фильмом, я много часов провел в красногорском киноархиве, — рассказывает ответственный секретарь МЦР Павел Журавихин. — В фильме мы использовали архивные материалы, в том числе кадры из фильма «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма. Мы не могли взять в голову, как представители Министерства культуры могут видеть в этих кадрах признаки экстремизма.

МЦР решил судиться, чтобы вернуть фильму отнятое прокатное удостоверение. Хотя юристы предупреждали: риск велик.

В случае обнаружения в ленте признаков экстремизма организацию, его создавшую, также могут признать экстремистской — и тогда судьба Центра Рерихов будет решена.

Тяжба между МЦР и Минкультом немало, должно быть, позабавила Московский арбитражный суд. Как же: если признать экстремистским фильм, снятый МЦР с использованием архивных материалов, то, руководствуясь этой же логикой, надо запретить в прокате кучу других лент, начиная со всенародно любимого «Штирлица». Но, с другой стороны, если уж сам Минкульт…

Взвесив все за и против, суд принял решение вернуть картине «Зов Космической эволюции» прокатное удостоверение. Однако нападки на МЦР на этом не закончились.

В 2017 году МЦР лишился усадьбы Лопухиных, в реставрацию которой (образцовую) были вложены миллионы спонсорских денег и не поддающееся оценке количество души. Самое обидное: усадьбу отняли не просто — а опять же с подвыподвертом.
Изображение

Усадьба Лопухиных. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета». Благодарим Pixel24.ru за технику для съемки
В 1995 году полуразрушенные (на тот момент) корпуса усадьбы Лопухиных были переданы общественному музею Рерихов в долгосрочную аренду сроком на 49 лет — с тем условием, что МЦР обеспечит ее научную реставрацию. Это обязательство рериховский центр с честью выполнил, и в 2014 году мэр Москвы Сергей Собянин передал МЦР право безвозмездного пользования строениями усадьбы.

До тех пор Минкульт предпринимал неоднократные попытки заполучить находящуюся в московской собственности старинную усадьбу. Но не выходило. И вот в сентябре 2015 года министр культуры Мединский обратился к мэру Москвы с предложением: перевести усадьбу из городской в федеральную собственность — с тем, чтобы на ее территории создать полноценный комплекс по сохранению и изучению наследия Рерихов. Мэр Москвы откликнулся на просьбу министра культуры, и уже через месяц — молниеносно — усадьба перешла в федеральную собственность. Тут же Росимущество, в чьем ведении оказалась теперь усадьба Лопухиных, передало ее в оперативное управление Музея Востока — «для создания на ее территории рериховского центра как филиала ГМВ». ГМВ в свою очередь заявил о расторжении с Международным центром Рерихов договора безвозмездного пользования, доказывая через суды, что МЦР причинил вред памятнику архитектуры федерального значения — усадьбе Лопухиных. Суды затянулись вплоть до 2017 года. Парадокс этих процессов заключался в том, что качество реставрации усадьбы было отмечено многими российскими и международными наградами. Однако все эти награды на судей впечатления не произвели.

Решение о расторжении договоров безвозмездного пользования строениями усадьбы с МЦР было вынесено 7 апреля 2017 года. Оно вступило бы в силу 7 мая, если бы МЦР его не обжаловал (а он обжаловал). Но, не дожидаясь ни вступления решения в силу, ни апелляции, Министерство культуры перешло к действиям. И в ночь с 28 на 29 апреля 2017 г. усадьбу Лопухиных взяли штурмом люди в форме без опознавательных знаков, руководили которыми сотрудники Музея Востока.

В ближайшие несколько суток музей был зачищен от экспонатов. Надо ли добавлять, что все они были доставлены в Музей Востока?

Потеря гнезда, а уж тем более потеря находившейся в нем коллекции, тяжело ударила по Международному центру Рерихов. Однако как всякий живой организм, сохраняющий достоинство, МЦР продолжал сопротивляться, не оставляя при этом попыток расследовать судьбу пропавших картин. И это означало только одно: рериховский центр продолжат уничтожать. И пусть попытки подвести организацию под экстремизм или «закон об иноагентах» не увенчались — остался же еще один универсальный инструмент расправы: банкротство.

Впервые с налоговыми претензиями МЦР столкнулся еще в 2016 году, когда по предписанию опять же Министерства культуры налоговая начала масштабную проверку бухгалтерских документов центра. В итоговом акте инспекция насчитала у МЦР порядка 60 миллионов рублей неуплаченных налогов — с пени и штрафами. Как образовалась эта неуплата? Налоговая разъяснила, что культурные ценности, являющиеся основными активами МЦР, подлежат учету в негосударственной части музейного фонда РФ. А раз этого не сделано, то они считаются основными фондами и подлежат обязательному налогообложению. При этом закон не требует от негосударственных музеев обязательного учета произведений в музейном фонде. Однако позиция Минкульта здесь оказывается сильнее закона.

Попытки МЦР опротестовать наложенные штрафы не увенчались успехом. Таких денег у организации нет. На сегодняшний момент из всей суммы за счет частных жертвователей удалось собрать порядка 10 миллионов рублей. Времени на уплату штрафа осталось чуть более месяца — срок уплаты истекает 1 апреля. Если до этого времени не найдутся люди, готовые помочь общественному музею отбиться от государства, в отношении МЦР будет введена процедура банкротства. Россия лишится замечательного музея, но главное — тайна пропавших полотен упокоится навеки вместе с Центром Рерихов.

Ольга Прокофьева, специально для «Новой» URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/20 ... ksperiment

Елена В.
Сообщений: 1642
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Музей, который потеряла Россия

Сообщение Елена В. » 29 мар 2019, 20:04

Международное совещание «Сохранение наследия Рерихов и Международного Центра Рерихов – дело всенародное»

Изображение

24 марта 2019 года в Москве состоялось совещание представителей Международного Рериховского движения «Сохранение наследия Рерихов и Международного Центра Рерихов – дело всенародное». Организаторы совещания – Международный Центр Рерихов, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, Международное Содружество Рериховских организаций.

В совещании приняли участие 137 представителей международной общественности, в том числе делегаты от 45 общественных организаций из 11 стран мира: Российской Федерации, Финляндии, Беларуси, Латвии, Эстонии, Болгарии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Украины.

Участников совещания объединила глубокая тревога за дальнейшую судьбу Международного Центра Рерихов и наследия семьи Рерихов, незаконно изъятого у МЦР весной 2017 года в результате рейдерских действий, осуществленных Государственным музеем Востока при поддержке Министерства культуры РФ. Участники совещания считают, что предпринимаемые руководством этих организаций действия являются планомерным разрушением Международного Центра Рерихов, направленным на уничтожение его многогранной научной и культурно-просветительской работы по изучению, сохранению и популяризации философско-художественного наследия Рерихов в России, а также миротворческой деятельности, связанной с распространением идей Пакта Рериха в нашей стране и за рубежом.

Такие деструктивные действия ведут к необратимым последствиям, нанося непоправимый вред культурному наследию России, связанному с именами Рерихов и вызывают справедливое возмущение общественности в юбилейный год семьи Рерихов – 145-летия со дня рождения Николая Константиновича, 140-летия со дня рождения Елены Ивановны и 115-летия со дня рождения Святослава Николаевича.

Представители международной общественности обсудили современную ситуацию вокруг наследия Рерихов в России и МЦР, существующие проблемы, угрозы и наметили возможные пути их решения.

Участники совещания выразили полное доверие и поддержку действий руководства МЦР и благодарность его сотрудникам, которые в чрезвычайных условиях выполняют волю С.Н.Рериха и продолжают дело Л.В.Шапошниковой, исполнителя завещания и доверенного лица Святослава Николаевича.

источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=6199

Ирэн
Сообщений: 77
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 10:28

Re: Музей, который потеряла Россия

Сообщение Ирэн » 29 мар 2019, 20:41

Как писала Е.И. Рерих в письмах сотрудникам в Америку - активная культурно-просветительская деятельность - лучший ответ разрушителям и врагам. Особенно, что касается выхода в свет книг Живой Этики. И вот очередной подарок МЦР к Дню Учителя - издание книги "Аум" с текстологическим комментарием, приложением и словарем. Это лучший ответ всем противникам наследия Рерихов.

aum3.jpg
aum3.jpg (14.83 KiB) 173 просмотра

Елена В.
Сообщений: 1642
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

РЕШЕНИЕ Совещания участников Международного Рериховского движения

Сообщение Елена В. » 03 апр 2019, 19:18

РЕШЕНИЕ
Совещания участников Международного Рериховского движения
«Сохранение наследия Рерихов и Международного Центра Рерихов –
дело всенародное»

24 марта 2019 года в Москве состоялось Совещание представителей Международного Рериховского движения «Сохранение наследия Рерихов и Международного Центра Рерихов – дело всенародное».

Организаторы Совещания – Международный Центр Рерихов, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, Международное Содружество Рериховских организаций.

Информационная поддержка: журнал «Культура и время», газеты «Содружество» и «Свет Утренней Звезды», Межрегиональный информационно-аналитический Центр, Культурно-просветительный портал «Адамант», Интернет-ресурсы общественных организаций.

В Совещании приняли участие 137 представителей международной общественности, в том числе делегаты от 45 общественных организаций из 11 стран мира: Российской Федерации, Финляндии, Беларуси, Латвии, Эстонии, Болгарии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Украины.

Совещание состоялось в условиях продолжающейся разрушительной политики руководства Министерства культуры РФ и Государственного музея Востока (ГМВ), направленной на ликвидацию Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» (МЦР), единственной в России, основанной Святославом Николаевичем Рерихом, передавшим МЦР наследие своих родителей для создания общественного Музея имени Н.К. Рериха и обеспечения его деятельности. Как известно, МЦР под руководством Л.В. Шапошниковой (1926–2015), исполнителя завещания С.Н. Рериха, достойно выполнил волеизъявление Святослава Николаевича – в сотрудничестве с международной общественностью создал в России общественный Музей имени Н.К. Рериха мирового уровня и значительно пополнил его коллекцию картин. За годы своей деятельности Международный Центр Рерихов стал ведущим в мире музейным, культурно-просветительским и научным центром в области сохранения, исследования и популяризации наследия семьи Рерихов.

Участников Совещания объединила глубокая тревога за дальнейшую судьбу Международного Центра Рерихов и наследия семьи Рерихов, незаконно изъятого у МЦР весной 2017 года в результате рейдерских действий, осуществленных Государственным музеем Востока при поддержке Министерства культуры РФ. Представители международной общественности обсудили современную ситуацию вокруг наследия Рерихов в России и МЦР, существующие проблемы, угрозы и наметили возможные пути их решения.

Участники Совещания констатировали, что Министерство культуры в течение нескольких лет осуществляет действия, направленные на уничтожение МЦР и его общественного Музея имени Н.К.Рериха:

– в течение 2015 года Министерство культуры инициировало ряд проверок Международного Центра Рерихов со стороны Хамовнической межрайонной прокуратуры с целью признать, что наследие Рерихов в МЦР находится якобы незаконно, однако прокуратура данное утверждение не подтвердила;

– по требованию Минкультуры в 2016 году Министерство юстиции провело внеплановую проверку МЦР на предмет выявления в его деятельности признаков экстремизма и иностранного агента, но эти признаки не были обнаружены;

– в 2017 году при поддержке Министерства культуры руководством Государственного музея Востока был осуществлен незаконный силовой захват усадьбы Лопухиных и зданий общественного Музея имени Н.К. Рериха. Впоследствии уникальная музейная экспозиция была варварски разрушена, а наследие Рерихов вместе с другими культурными ценностями незаконно изъято и вывезено в неизвестном направлении;

– в 2018–2019 гг. при непосредственном участии Министерства культуры были созданы условия для принудительного банкротства Международного Центра Рерихов в целях его ликвидации. Основой для этого послужила проверка МЦР, проведенная налоговой инспекцией (ИФНС № 4 г. Москвы) в 2016 году, по итогам которой МЦР были предъявлены претензии по поводу неуплаты налогов на общую сумму около 60 млн. рублей за использование в музейной деятельности картин Рерихов, подаренных меценатами. Данные действия идут вразрез с действующим законодательством РФ, согласно которому культурные ценности, являющиеся музейными предметами, не подлежат бухгалтерскому учету, а следовательно, налогообложению. Однако в случае с МЦР закон не принимается во внимание.

Кроме того, захватив наследие Рерихов, принадлежащее МЦР (более 18000 предметов, включая картины и архивные материалы), а также другие культурные ценности и дорогостоящее имущество, Министерство культуры и ГМВ лишили общественную организацию возможности рассчитаться с задолженностью перед налоговой инспекцией, что свидетельствует об умышленном характере действий чиновников. Такие действия направлены на введение МЦР в состояние принудительного банкротства для его дальнейшей ликвидации в целях присвоения культурных ценностей мирового значения.

Участники Совещания констатировали, что планы Министерства культуры по созданию в усадьбе Лопухиных государственного музея семьи Рерихов на правах филиала Государственного музея Востока, широко распространенные в СМИ и озвученные на коллегии Минкультуры в феврале 2016 года, на деле оказались явной дезинформацией, призванной ввести в заблуждение руководство страны и общественность. Преднамеренным обманом оказались и обещания министра культуры РФ В.Р. Мединского, изложенные в письме к мэру Москвы С.С. Собянину (№ 13378-01-55-ВМ от 10.09.2015 г.), о необходимости передачи усадьбы Лопухиных из ведения правительства Москвы в федеральную собственность для того, чтобы «воссоздать целостность комплекса усадьбы» с целью сосредоточения в ней всего наследия Рерихов и превращения ее «в центр культурного притяжения для москвичей и гостей столицы». В 2019 году руководство Министерства культуры официально объявило о прекращении деятельности на территории усадьбы Лопухиных государственного музея семьи Рерихов, который так и не смог наладить полноценную музейную работу. Также было заявлено о планах закрытия усадьбы на многолетний ремонт. Деятельность в ней государственного музея семьи Рерихов в дальнейшем не планируется. По утверждению Министерства культуры этот музей будет работать на ВДНХ.

Становится ясно, что, несмотря на многочисленные обещания и заверения, Минкультуры не собиралось создавать в усадьбе Лопухиных госмузей семьи Рерихов. Об этом также свидетельствует требование убрать с территории усадьбы скульптурно-мемориальный комплекс, посвященный членам семьи Рерихов. Общественность расценивает такой факт как надругательство над памятью наших выдающихся соотечественников и волей С.Н. Рериха.

Участники Совещания считают, что предпринимаемые руководством Министерства культуры совместно с Государственным музеем Востока действия направлены на ликвидацию Международного Центра Рерихов, на разрушение его многогранной научной и культурно-просветительской работы по изучению, сохранению и популяризации философско-художественного наследия Рерихов в России, а также миротворческой деятельности, связанной с распространением идей Пакта Рериха в нашей стране и за рубежом.

Такие деструктивные действия ведут к необратимым последствиям, нанося непоправимый вред культурному наследию России, связанному с именами Рерихов, и вызывают справедливое возмущение общественности в юбилейный год семьи Рерихов – 145-летия со дня рождения Николая Константиновича, 140-летия со дня рождения Елены Ивановны и 115-летия со дня рождения Святослава Николаевича.

Учитывая опасность сложившейся ситуации не только для дальнейшей культурно-просветительской и миротворческой деятельности Международного Центра Рерихов, но и для культуры России в целом, участники Совещания приняли следующие решения:

Международная общественность рассматривает деструктивные действия руководства Минкультуры и Государственного музея Востока в отношении Международного Центра Рерихов как преднамеренное введение известной во всем мире общественной организации в состояние банкротства с целью ее ликвидации.
Считаем необходимым учредить общественную комиссию по установлению местонахождения, проверки состояния и сохранности изъятого у Международного Центра Рерихов наследия семьи Рерихов и других музейных ценностей. Создание общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР в усадьбе Лопухиных было делом всенародным. Музей строился и развивался на народные пожертвования без государственных средств и общественность, участвующая в его работе, вправе быть причастной к решению судьбы наследия Рерихов, переданного в этот Музей его основателем С.Н. Рерихом.
Обратиться в Прокуратуру РФ и Следственный Комитет РФ с заявлением о возбуждении уголовного дела на руководство Минкульта и ГМВ, организовавших и осуществивших 28–29 апреля 2017 года захват общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, его разрушение и вывоз хранившегося в нем наследия Рерихов под предлогом создания в усадьбе государственного музея семьи Рерихов на правах филиала Государственного музея Востока.
Разрушение Министерством культуры РФ общественного Музея имени Н.К. Рериха, созданного по инициативе и при участии С.Н. Рериха, а также захват наследия Рерихов у Международного Центра Рерихов есть грубое попрание воли дарителя наследия – С.Н. Рериха, закрепленное обязательствами руководства страны в Постановлении Совета Министров СССР в 1989 году. Историческая справедливость требует:
– восстановления деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха в усадьбе Лопухиных в полном объеме;

– возвращения Международному Центру Рерихов незаконно захваченного наследия Рерихов Министерством культуры РФ.

Обратиться в Счетную палату РФ по вопросу проведения проверки изъятого у МЦР наследия семьи Рерихов, являющегося национальным достоянием России, и других культурных ценностей на предмет:
– их наличия в соответствии с документами учета и хранения Международного Центра Рерихов;

– условий хранения в Государственном музее Востока, а также в других местах размещения.

Обратиться в ЮНЕСКО и ИКОМ с просьбой о содействии в деле сохранения наследия семьи Рерихов, Международного Центра Рерихов и восстановления деятельности его общественного Музея имени Н.К. Рериха.
Заявляем решительный протест против планов Государственного музея Востока и Министерства культуры по сносу в усадьбе Лопухиных скульптурно-мемориального комплекса, посвященного членам семьи Рерихов. Считаем это вопиющим актом, направленным на забвение памяти о семье Рерихов.

Выражаем полное доверие и поддержку действиям руководства МЦР и благодарность его сотрудникам, которые в чрезвычайных условиях отстаивают волю С.Н. Рериха, выступают против грубого нарушения Минкультуры обязательств, данных С.Н. Рериху Правительством страны, и продолжают дело Л.В. Шапошниковой, исполнителя завещания и доверенного лица Святослава Николаевича Рериха.

источник: http://www.roerichs.com/14290-2/


Вернуться в «Защита имени, наследия Рерихов, МЦР и Е.П. Блаватской»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостей