Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Мари
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 11:15

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Мари »

Аудизапись интервью c вице-президентом Международного Центра Рерихов А.В. Стеценко и главным архитектором МЦР И.Р. Красавцевой-Байда на радио "СИТИ FM" 16 марта 2014 г.(Часть 1, Часть 2)

источник: http://www.roerichs.com/News.htm
Кэтрин
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 14:46

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Кэтрин »

В письмах Е.И. Рерих немало строк посвящено Музею и Имени Н.К. Рериха. Приведу лишь некоторые из них:
Первая цель темных – разрушить именно Музей. Ведь Музей был и есть та основа, вокруг которой все должно было и будет слагаться. Если мы допустим разрушение ее, то нам вообще не на чем будет держаться и не за что будет бороться. <…> Стены не устоят без основания, и все рухнет. Музей терафим для строения будущего.
(Рерих Е.И. Письма в Америку, т.4, стр. 182)
Никто не будет отрицать, что во всем требуется сотрудничество, и материальные основания нужны для проведения в жизнь великих идей, но все забывают, что жизнь одних материальных оснований кратка.
Родные мои, необходимо, чтобы все друзья Музея поняли, что темные силы старались и стараются разрушить Музей. Именно это главная цель их. Только это важно им. Они очень дальновидны и знают, что Музей есть Твердыня, откуда лучи Света протянуты по всем направлениям. Ведь очень часто те, кто живут у подножия горы, теряют представление о ее размерах, ибо не имеют возможности отойти достаточно далеко, чтобы охватить весь масштаб ее, и, в силу этого, они меньше далеких путников знают ее действительную высоту. Так и некоторые друзья не отдают себе отчета, насколько Музей и его Творец вошли в сознание многих и многих людей в разных странах.
(Рерих Е.И. Письма в Америку, т.4, стр. 183. // 16.VII.37)
Подумать только, что в то время как художественные критики Европы пишут новые труды о Н.К., и в письмах утверждают, какое огромное наследие находят они в описании этой изумительной разносторонней деятельности, и смело сравнивают Н.К. со всеми величайшими творцами в истории Искусств всех веков и народов, в Америке разрушают его творчество, и общественное мнение, по-видимому, молчит. Ведь процесс Музея есть пробный камень для Америки!
(Рерих Е.И. т. 6. 1938-1939 гг. (МЦР), стр. 144.)
Когда прочитала эти строки, подумала, что ситуация с МЦР станет пробным камнем для России.
Но в этот удивительный Праздник Сил Света желаю Музею победы, победы, победы!
Кэтрин
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 14:46

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Кэтрин »

Родные, сумеем охранить наши Устои! В чем же эти Устои? Устремление к Высшему, к данному Учению Жизни есть сокровенный Устой; видимый – Музей и Имя Гуру. Нарушив последнее, нарушим и первое. Будем ли предателями?
(Рерих Е.И. Письма в 9 т. Т. 1. С. 147. )
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Елена В. »

"Новая газета", № 34, 31 марта 2014 г.

Мэру Москвы
С.С. Собянину


Открытое письмо

представителей 84 рериховских и общественно-культурных организаций
России и других государств, принявших участие в совещании
«Общественный Музей имени Н.К.Рериха
Международного Центра Рерихов нуждается в защите»,
состоявшемся 22.02.2014 г. в Москве

Общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов. Фотография предоставлена МЦР
Общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов. Фотография предоставлена МЦР
Уважаемый Сергей Семенович!

Мы, участники совещания, представители 84 рериховских и общественно-культурных организаций России, Беларуси, Украины, Латвии, Эстонии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Австрии, Болгарии, Германии и Финляндии, обращаемся к Вам в связи с тревожной ситуацией, сложившейся вокруг общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов по причине невыполнения рядом чиновников Правительства Москвы ранее принятых обязательств в отношении предоставления Международному Центру Рерихов (МЦР) усадьбы Лопухиных в безвозмездное пользование, а также Ваших распоряжений в отношении предоставления памятников истории и культуры достойным пользователям в аренду по льготной ставке 1 руб. за кв. м.

Международный Центр Рерихов (до 1991 г. – Советский Фонд Рерихов) был основан Святославом Николаевичем Рерихом по договоренности с руководством СССР для изучения, сохранения и популяризации творческого наследия семьи Рерихов, которое он безвозмездно передал в Россию для создания общественного Музея имени Н.К. Рериха и впоследствии завещал МЦР. Одним из условий возвращения наследия Рерихов в Россию была передача усадьбы Лопухиных под размещение Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов. Это условие закреплялось Решением Мосгорисполкома от 28.11.1989 г. № 2248 и обещанием государства полностью восстановить усадьбу и приспособить под нужды музея. Однако вскоре после распада СССР Правительство Москвы отказалось выполнять реставрацию усадьбы Лопухиных и рекомендовало руководству МЦР обратиться за помощью к спонсорам и меценатам (письмо первого заместителя премьера Правительства Москвы В.И.Ресина № 25-2152/2 от 26.05.1992 г.). В результате Международный Центр Рерихов был вынужден взять на себя всю ответственность за восстановление памятника истории и культуры XVII–XIX вв. «Усадьба Лопухиных».

Мы, представители 84 рериховских и общественно-культурных организаций, ответственно заявляем, что, с 1993 года, следуя заданию Правительства Москвы, Международный Центр Рерихов самостоятельно, без государственного участия, выполнил весь основной комплекс реставрационных и восстановительных работ по усадьбе Лопухиных. На проведение реставрации было затрачено более одного миллиарда рублей – исключительно народных пожертвований и средств мецената. За эти годы в оказании помощи по восстановлению усадьбы приняли участие около двух тысяч волонтеров – представители рериховских организаций России и ближнего зарубежья, чей бескорыстный труд стал примером заботы общественности о своем культурном наследии. Реставрация усадьбы Лопухиных стала по-настоящему народной и была отмечена национальной премией «Культурное наследие» (2007 г.) и премией Евросоюза, вручаемой Всеевропейской федерацией по сохранению культурного наследия «EUROPA NOSTRA» (2010 г.). Комиссия Правительства Москвы эту работу МЦР приняла с оценкой «отлично». В числе одиннадцати лучших рестав­рационных работ усадьба Лопухиных Правительством Москвы была представлена на Международной выставке «DENKMAL 2010» (Лейпциг, Германия), посвященной достиже­ниям в области сохранения памятников культуры и архитектуры. В качестве образца архитектурной и исторической реставрации усадьба Лопухиных была отмечена в таких московских изданиях, как «Московское наследие» (№ 3, 2007 г.), «Московские торги» (№ 10, 2007 г.), «Искусство реставрации» (2009 г.), «Живой город: Pro et Contra. Все о московской реставрации» (2010 г.) и др. Мы свидетельствуем, что Международный Центр Рерихов выполнил все взятые на себя обязательства по восстановлению усадьбы Лопухиных и далее планирует продолжать работы по воссозданию ее архитектурно-художественного ансамбля.

Нам известно, что, принимая во внимание заслуги Международного Центра Рерихов в воссоздании исторического облика столицы, Правительство Москвы неоднократно принимало решения о передаче ему усадьбы Лопухиных в безвозмездное и бессрочное пользование. Однако по вине чиновников Правительства Москвы, которые всячески затягивали и продолжают затягивать выполнение этих решений, соответствующее постановление так и не было принято. Более того, уважаемый Сергей Семенович, несмотря на принимаемые Вами меры по сохранению исторического облика Москвы (Постановление Правительства Москвы № 12-ПП от 24.01.2012 г.), МЦР уже более года не может добиться права на льготную арендную ставку – 1 руб. за кв. м. В результате в некоторых СМИ появляется информация о возможности выселения общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов из занимаемых им зданий усадьбы Лопухиных из-за накопившейся задолженности по арендной плате в 28 млн. рублей. Зная, что эта задолженность возникла по вине самих чиновников, которые в течение длительного времени затягивали окончательное подписание документов по ранее принятым решениям о праве МЦР на льготную арендную ставку (1 руб. за кв. м.), мы считаем такое развитие сложившейся ситуации недопустимым! МЦР, рериховские организации России и других государств, а также различные другие представители общественности вложили в реставрацию усадьбы немалый труд и финансовые средства, поэтому такое отношение чиновников вызывает недоумение. МЦР не только привел в порядок усадьбу, но и создал в ней уникальный общественный Музей имени Н.К. Рериха, который сегодня является крупнейшим в мире культурно-просветительским центром по сохранению и популяризации наследия наших великих соотечественников. Приглашаем Вас посетить общественный Музей имени Н.К. Рериха и лично убедиться во всем вышесказанном.

Уважаемый Сергей Семенович!
Мы приветствуем и поддерживаем ту большую работу, которую Вы проводите по решению проблемы воссоздания памятников истории и архитектуры в Москве. Вы утвердили звание «Почетный реставратор города Москвы», подчеркивая тем самым, как важен профессиональный, качественный подход к реставрации исторических объектов. Прекрасно выполненная реставрация усадьбы Лопухиных, одной из жемчужин белокаменной Москвы, является ярким примером такого бережного отношения к историческому наследию, а МЦР своим трудом доказал, что является надежным гарантом ее сохранения для будущих поколений.

Учитывая вклад Международного Центра Рерихов в реставрацию усадьбы Лопухиных и взятые им обязательства по продолжению работ по воссозданию ее исторического облика, ранее принятые решения Правительства Москвы в отношении МЦР как добросовестного пользователя памятника истории и культуры, мы просим Вас передать Международному Центру Рерихов усадьбу Лопухиных в безвозмездное и бессрочное пользование и решить вопрос по списанию задолженности по арендной плате за счет денежных средств, вложенных в реставрацию.
Международный Центр Рерихов это заслужил!

Уважаемый Сергей Семенович!
Ваша поддержка МЦР и его общественного Музея не только станет весомым вкладом в дело сохранения и развития российской культуры, но и послужит достойным примером заботливого и ответственного отношения Правительства Москвы к отечественному культурному наследию.

С уважением и надеждой на Вашу помощь,

132 представителя 84 рериховских и общественно-культурных организаций России и других государств, принявших участие в совещании «Общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов нуждается в защите», состоявшемся 22.02.2014 г. в Москве.

Приложение: регистрационные листы участников совещания – 22 л.
источник:http://www.roerichs.com/Publications/Ce ... eum/18.htm
Alandwillster
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 14:28

Не допустите разрушения общественного Музея имени Н.К.Рериха

Сообщение Alandwillster »

Направлено: В.В. Путину

Не допустите разрушения общественного Музея имени Н.К.Рериха!

Изображение

English | français | deutsch | español | italiano | latviešu | čeština |
български | беларуская | 中文

Значение культурного наследия великого русского художника Николая Рериха огромно, и это признается во многих странах мира. Оно включает в себя более 7000 картин, десятки литературных, научных и философских трудов. Миротворческие и гуманистические идеи Николая Рериха являются бесценным вкладом в отечественную и мировую сокровищницу культуры. Академик Д.С. Лихачев называл Н.К. Рериха «подвижником культуры всемирного масштаба», а министр культуры РФ А.А. Авдеев – «величайшим гуманистом ХХ века».

Понимая исключительную значимость наследия Н.К. Рериха для страны, руководство СССР в 1989 г. поддержало инициативу его младшего сына Святослава безвозмездно передать наследие из Индии в Россию для создания в Москве Музея имени Н.К. Рериха. Были приняты два главных условия С.Н. Рериха: музей должен иметь общественный статус и размещаться в усадьбе Лопухиных. Соответствующие гарантии были закреплены документально. Святослав Рерих создал Международный Центр Рерихов (МЦР), основой которого должен был стать общественный Музей имени Н.К. Рериха, и завещал МЦР имевшуюся у него часть наследия родителей.

Международный Центр Рерихов оправдал надежды своего основателя. За 24 года работы благодаря активной общественной и меценатской помощи, не получив ни копейки государственных средств, МЦР возродил практически из руин усадьбу Лопухиных и создал музей мирового уровня. МЦР проводил передвижные выставки картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха в России и за рубежом (их посетило более 4 млн. человек), ежегодные международные научные конференции, вел широкую издательскую деятельность (опубликовано более 200 книг), издавал журнал «Культура и время» (отмеченный почетным знаком «Золотой фонд прессы»), проводил лекции, фестивали народного творчества, выставки современных художников-космистов и др. Деятельность МЦР отмечена высокими международными, государственными и общественными наградами и признана крупнейшими международными организациями (ООН, ЮНЕСКО, «Европа Ностра» и др.).

Но, как оказалось, высокие достижения не могут служить гарантией безопасности и стабильного существования общественного музея в России. В настоящее время Музей находится на грани прекращения своего существования:

– Министерство культуры, возглавляемое В.Р. Мединским, стремится изъять у МЦР наследие Рерихов, разрушив тем самым общественный Музей;

– Департамент имущества Москвы в течение многих лет затягивает предоставление льгот МЦР по аренде усадьбы Лопухиных, где расположен Музей, в результате чего задолженность по арендной плате составила 24 млн. рублей;

– меценат Музея лишился возможностей для оказания помощи и Музей остался без средств к существованию.

Поэтому мы обращаемся к Президенту РФ В.В. Путину с призывом не допустить разрушения общественного Музея имени Н.К. Рериха и оказать Музею помощь: сохранить его общественный статус, передать ему усадьбу Лопухиных в безвозмездное и бессрочное пользование, оказать финансовую поддержку со стороны государства.

Мы призываем всех неравнодушных людей присоединиться к нашему обращению и распространить его среди своих друзей и знакомых. Совместными усилиями мы сохраним Музей имени Н.К. Рериха для культуры России и всего мира!

Обращение уже подписали:

Фурсей Георгий Николаевич, вице-президент РАЕН, Президент международной Лиги Защиты Культуры, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии, доктор физико-математических наук, профессор

Кузнецов Олег Леонидович, Президент РАЕН, Президент Международного университета природы, общества и человека (Дубна), лауреат Государственной премии СССР и Премии Правительства РФ, Заслуженный деятель науки и техники РФ, профессор

Темирканов Юрий Хатуевич, главный дирижер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии им. Д.Д. Шостаковича, председатель Союза концертных деятелей РФ, лауреат Государственных премий СССР, Государственной премии РФ, Народный артист СССР

Челышев Евгений Петрович, академик РАН, Советник Президиума РАН, сопредседатель научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия

Амонашвили Шалва Александрович, академик РАО, лауреат Премии Правительства РФ

Флоренский Павел Васильевич, академик РАЕН, академик Международной славянской академии наук и искусства, доктор геолого-минералогических наук, профессор Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина

Яблоков Алексей Владимирович, член-корреспондент РАН, советник РАН, доктор биологических наук, профессор, председатель фракции «Зеленая Россия»

Мушкамбаров Николай Николаевич, доктор биологических наук, профессор МГМУ им. Сеченова

Городницкий Александр Моисеевич, доктор геолого-минералогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института океанологии РАН, заслуженный деятель науки РФ, член Союза писателей России, один из основоположников авторской песни

Доренский Сергей Леонидович, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, народный артист РСФСР

Василева Емилия, иностранный член РАО, профессор Софийского университета имени Святого Климента Охридского (София, Болгария)

Некипелов Александр Дмитриевич, академик РАН, Председатель экспертной комиссии РСОШ по экономике и управлению, Председатель совета директоров ОАО НК «Роснефть», Вице-президент РАН (с 2001 по 2013 годы)

Попов Гарри Алексеевич, академик РАН, директор НИИ прикладной механики и электродинамики, лауреат Государственной премии РФ

Чучалин Александр Григорьевич, академик РАМН, директор НИИ пульмонологии РАМН, вице-президент Национальной медицинской палаты, председатель Общества православных врачей, дважды лауреат Премии Правительства РФ в области образования, науки и техники, главный терапевт России

Митрофанов Феликс Петрович, академик РАН, главный научный сотрудник Геологического института Кольского научного центра РАН, советник РАН, Заслуженный геолог РФ, лауреат Государственной премии

Покровский Вадим Валентинович, руководитель Федерального научно-методического центра Минздравсоцразвития России по профилактике и борьбе со СПИДом, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии РФ

Мороз Виктор Васильевич, член-корреспондент РАМН, лауреат премии Правительства РФ, заслуженный врач России, директор ГУ НИИ общей реаниматологии РАМН, лауреат первой национальной премии лучшим врачам России «Призвание», доктор медицинских наук, профессор

Бира Шагдарын, академик Монгольской академии наук, Заслуженный деятель науки Монголии, Герой труда Монголии, лауреат Государственной премии Монголии, почетный доктор МГИМО, профессор, директор Дома-музея Рерихов в Улан-Баторе

Тугужекова Валентина Николаевна, директор Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, доктор исторических наук, профессор

Тахчиди Христо Периклович, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, проректор РНИМУ им. Н.И. Пирогова, член Правления Всероссийского общества офтальмологов, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники

Гречко Георгий Михайлович, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, доктор физико-математических наук, академик Международной академии астронавтики

Кричевский Сергей Владимирович, космонавт-испытатель, доктор философских наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН

Оганов Рафаэль Гегамович, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Международного и Европейского общества кардиологов, член Федерации кардиологов, лауреат Государственной премии, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники

Осико Вячеслав Васильевич, академик РАН, директор Научного центра лазерных материалов и технологий Института общей физики РАН (ИОФАН), лауреат Ленинской и Государственной премий

Галимов Эрик Михайлович, академик РАН, директор Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН, член Президиума РАН, председатель Комитета по метеоритам РАН, председатель Научного совета РАН по проблемам геохимии, член Бюро Совета РАН по космосу

Кардашёв Николай Семенович, академик РАН, директор Астрокосмического центра ФИАН, дважды лауреат Государственной премии СССР, кавалер Ордена «Знак Почета»

Насонов Евгений Львович, академик РАМН, директор НИИ ревматологии РАМН, председатель Учёного совета НИИР РАМН и Специализированного диссертационного совета, председатель Научного совета по ревматологии РАМН и МЗиСР РФ, Президент Ассоциации ревматологов России, член правления Московского городского научного общества терапевтов

Рябцева Алла Алексеевна, доктор медицинских наук, профессор, руководитель офтальмологического отделения ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, заслуженный врач РФ, главный офтальмолог Московской области

Стадлер Сергей Валентинович, скрипач, дирижер, народный артист России, лауреат международных конкурсов, художественный руководитель «Петербург-концерта»

Гаркуша Владимир Григорьевич, народный артист Украины, главный дирижер Днепропетровского академического театра оперы и балета

Русев Светлин, художник, академик Болгарской академии наук, профессор (София, Болгария)

Николаев Михаил Ефимович, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Президент Международного общественного движения «Восточное измерение»

Родионов Дмитрий Викторович, Генеральный директор Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина

Овчинников Юрий Львович, Президент Ассоциации профессиональных тренеров России, Советник Президента Олимпийского комитета России, Заслуженный мастер спорта по фигурному катанию

Рожков Сергей Александрович, председатель Русского академического союза в Болгарии, доцент Института исследования обществ и знания Болгарской академии наук (София, Болгария)

Анисимов Леонид Иванович, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Токийского Нового репертуарного театра, Президент Токийской Международной академии Станиславского

Няголова Елка, Президент Славянской литературной и художественной академии, член правления Союза писателей Болгарии, главный редактор журнала «Знаци» (Варна, Болгария)

Дончев Антон, писатель, академик Болгарской академии наук, кавалер Ордена«Стара планина» І степени, Ордена имени Святых Кирилла и Мефодия, шведского королевского Ордена Полярной звезды (София, Болгария)

23.01.14

Познер Владимир Владимирович, тележурналист, телеведущий, первый президент Академии российского телевидения, многократный лауреат премии ТЭФИ

Мессерер Борис Асафович, академик Российской академии художеств, народный художник РФ, лауреат Государственной премии РФ, президент Ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы

Бычков Виктор Николаевич, актер театра и кино, лауреат Государственной премии РФ, премий «Чайка», «Золотой Орел»

Стычкин Евгений Алексеевич, актер театра и кино, лауреат премий «Чайка», «Триумф», «Дух огня»

Берсенева Мария Владимировна, актриса театра и кино, лауреат премий «Телезвезда», «Женщина года Glamour»

27.01.14

Станков Ангел, профессор Национальной музыкальной академии имени П.Владигерова, солист и концертмейстер Софийской филармонии, дирижер, лауреат международных и национальных наград и отличий, кавалер Ордена Британской империи (София, Болгария)

Момчилов Димитр, профессор, ректор Национальной музыкальной академии имени П. Владигерова (София, Болгария)

30.01.14

Белов Валентин Михайлович, скульптор, Народный художник РФ, член союза художников России

Звеняцкий Ефим Семёнович, Народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького, депутат Законодательного Собрания Приморского края, Президент Приморского краевого фонда культуры, Почётный гражданин города Владивостока

Иовкова Зинаида Андреевна, председатель Совета Общественной организации женщин Приморского края, член бюро правления Союза Женщин России, Почётный гражданин города Владивостока

Турмов Геннадий Петрович, Заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор, Президент Профессорского клуба ЮНЕСКО, лауреат Премии Президента РФ, Почётный гражданин города Владивостока, депутат Законодательного Собрания Приморского края, член Союза писателей России

Ошеров Юрий Петрович, Народный артист РФ, Художественный руководительСаратовского академического театра юного зрителя имени Ю.П. Киселева,кавалер ордена Почета, Почетный гражданин города Саратова

31.01.14

Катц Анатолий Иосифович, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, художественный руководитель Саратовской областной филармонии имени А. Шнитке

3.02.14

Анофриев Олег Андреевич, актер театра и кино, режиссер, певец, Народный артист РФ

Шифрин Ефим Залманович, актер театра и кино, режиссер, писатель, создатель и руководитель «Шифрин-Театра», лауреат премии «Золотой Остап» и др.

Маринина Александра, писательница, лауреат Национальной литературной премии «Писатель года», Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» и др.

Гришаева Нонна Валентиновна, актриса театра и кино, телеведущая, певица, Заслуженная артистка РФ

4.02.14

О'Шей Наталья Андреевна, автор песен, музыкант, вокалистка, лидер музыкальных групп «Мельница», «Clann Lir», «Romanesque», кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры германской и кельтской филологии МГУ

5.02.14

Виторган Эммануил Гедеонович, актер театра и кино, Народный артист России, руководитель Культурного Центра Эммануила Виторгана на Остоженке

6.02.14

Казанский Иван Павлович, академик Российской академии художеств, Председатель Правления Секции скульптуры Московского Союза художников, Председатель Правления Объединения московских скульпторов

Апексимова Ирина Викторовна, актриса театра и кино, телеведущая, директор Театра Романа Виктюка

7.02.14

Гребенщиков Борис Борисович, певец, музыкант, поэт, основатель и лидер группы «Аквариум»

Ященко Зоя Николаевна, певица, музыкант, поэт, основатель и лидер группы «Белая Гвардия»

Миронова Мария Андреевна, актриса театра и кино, Заслуженная артистка России, лауреат ряда театральных премий, Президент Благотворительного фонда поддержки деятелей искусств «Артист»

10.02.14

Леонтьев Валерий Яковлевич, певец, актер, Народный артист России

11.02.14

Гулегина Мария Агасовна, оперная певица, Народная артистка республики Северная Осетия-Алания, Посол доброй воли ЮНИСЕФ

15.02.14

Спиваков Владимир Теодорович, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии России, художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», Президент Московского международного Дома музыки, Президент Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, Посол Доброй воли ЮНЕСКО

Укупник Аркадий Семенович, композитор, певец, актер, продюсер группы «Кар-мэн», Заслуженный артист России

Рыбалко Анатолий Иванович, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Карельской государственной филармонии

16.02.14

Танюк Лесь Степанович, Народный артист Украины, профессор кафедры актерского мастерства и режиссуры Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого, Народный депутат Украины I–V созывов, председатель Национального общества театральных деятелей Украины, член Национальной комиссии Украины по делам ЮНЕСКО, кавалер Ордена князя Ярослава Мудрого IV степени

Корниенко Нелля Николаевна, академик Национальной академии искусств Украины, доктор искусствоведения, директор Национального центра театрального искусства им. Леся Курбаса, кавалер Ордена княгини Ольги

Гончар Петр Иванович, Заслуженный деятель искусств Украины, Генеральный директор Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара», член Национального союза художников Украины

17.02.14

Райкин Константин Аркадьевич, актер театра и кино, режиссер, художественный руководитель Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, Народный артист России, лауреат Государственных премий России, профессор Школы-студии МХАТ, художественный руководитель Высшей театральной школы Константина Райкина

Намин Стас, музыкант, композитор, продюсер, художник, фотограф, режиссер-постановщик театра и кино, создатель и лидер группы «Цветы», организатор продюсерского центра SNC, основатель и художественный руководитель Московского театра музыки и драмы Стаса Намина

20.02.14

Калягина Татьяна Николаевна, директор симфонического оркестра Тольяттинской филармонии

Воронцов Алексей Павлович, Заслуженный артист России, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Тольяттинской филармонии

24.02.14

Баканова Екатерина Александровна, оперная певица, лауреат всероссийских и международных конкурсов

26.02.14

Сибирцев Дмитрий Александрович, пианист, директор Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова, художественный руководитель Арт-проекта «ТенорА XXI века», лауреат премии города Москвы

27.02.14

Леонов Алексей Архипович, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, академик Международной академии космонавтики, руководитель Международного научно-просветительского космического проекта «Знамя Мира»

Урин Владимир Георгиевич, Заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Государственного академического Большого театра России

Розовский Марк Григорьевич, Народный артист России, режиссер, драматург, секретарь Союза писателей Москвы

Попов Николай Васильевич, директор Воронежского государственного театра оперы и балета

28.02.14

Стрежнев Кирилл Савельевич, Народный артист России, главный режиссер Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры

Аннамамедов Мурад Атаевич, Народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Ярославского академического симфонического оркестра, лауреат Премии имени Л.В. Собинова и Премии Фонда Ирины Архиповой

Потапов Сергей Сергеевич, Заслуженный работник культуры России, художественный руководитель Курганской областной филармонии

Гайнуллин Айдар Акреметдинович, баянист, Заслуженный артист Татарстана, академик Российской академии кинематографических искусств

Константинов Борис Анатольевич, главный режиссер Государственного академического центрального театра кукол имени С.В. Образцова, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска»

3.03.14

Бутусов Вячеслав Геннадьевич, музыкант, лидер и вокалист групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер», писатель, лауреат премии «Золотой Граммофон»

4.03.14

Бертман Дмитрий Алексеевич, Народный артист России, художественный руководитель Московского музыкального театра «Геликон-Опера»

6.03.14

Бокерия Лео Антонович, академик РАН и РАМН, директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева РАМН, Президент Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации», Заслуженный деятель науки России, лауреат Государственной премии России

8.03.14

Коршунов Александр Викторович, актер театра и кино, Народный артист России, профессор Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина, режиссер-постановщик Московского драматического театра «Сфера» и Государственного академического Малого театра России

11.03.14

Яничек Вероника Александровна, Заслуженный работник культуры, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, директор Поморской филармонии (Архангельск)

Дашкевич Владимир Сергеевич, композитор, Заслуженный деятель искусств России, председатель исполкома Международной ассоциации композиторских организаций, лауреат Государственной премии СССР

12.03.14

Чиграков Сергей Николаевич, музыкант, автор песен, певец, основатель и лидер группы «Чиж & Со»

13.03.14

Нестеренко Евгений Евгеньевич, оперный певец, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, профессор

Дидюля Валерий Михайлович, гитарист, композитор, лидер группы «ДиДюЛя»

16.03.14

Казиник Михаил, музыковед, лектор, писатель, актер, режиссер, эксперт Нобелевского концерта, профессор Высшей школы бизнеса Скандинавии, почетный доктор Рижской высшей школы экономики (Латвия), почетный член Славянской литературной и художественной академии (Болгария)

Севастьянов Виктор Викторович, главный врач Центра патологии речи и нейрореабилитации нейросенсорных и двигательных нарушений Министерства здравоохранения Республики Марий Эл, Отличник здравоохранения СССР, Заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор

Блохина Лидия Васильевна, президент Международного общественно-экономического союза (женщин)

19.03.14

Ханжова Людмила Ивановна, Заслуженный деятель искусств Республики Дагестан, художественный руководитель и главный дирижер Государственного хора Республики Дагестан

21.03.14

Накоряков Владимир Елиферьевич, академик РАН, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, лауреат Премии Правительства России в области науки и техники, лауреат международной премии «Глобальная энергия»

Гончаров Сергей Федорович, академик РАМН, Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита», член Всероссийской ассоциации медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций (WADEM)

Ерохин Владислав Всеволодович, член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор, директор Центрального научно-исследовательского института туберкулеза РАМН, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат Премии Правительства РФ

Ваганов Николай Николаевич, Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, главный врач Российской детской клинической больницы

24.03.14

Левенбук Александр Семенович, Народный артист РФ, художественный руководитель Московского еврейского театра «Шалом», доверенное лицо В.В. Путина и С.С. Собянина

Таюрский Анатолий Иванович, академик РАО, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный учитель РФ

25.03.14

Щербаков Андрей Александрович, член-корреспондент РАХ, Заслуженный художник РФ

27.03.14

Рахманин Юрий Анатольевич, академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, директор НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени А.Н. Сысина, вице-президент РАЕН, президент Международной ассоциации «Вода-Медицина-Экология», лауреат премии Совета Министров СССР, Заслуженный деятель науки РФ

31.03.14

Зайцев Вячеслав Михайлович, художник-модельер, живописец, график, академик РАХ, профессор, Народный художник РФ, лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства, дважды лауреат премии Правительства РФ

03.04.14

Молдован Александр Михайлович, академик РАН, доктор филологических наук, директор Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН, главный редактор журнала «Русский язык в научном освещении», председатель Национального комитета славистов РФ, член Президиума Международного комитета славистов, член Совета по русскому языку при Правительстве РФ, член-делегат от РАН в Международном союзе академий

06.04.14

Иванов Вадим Тихонович, академик РАН, доктор химических наук, профессор, директор Института биоорганической химии имени академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН, член Президиума РАН, лауреат Ленинской премии и трех премий Правительства РФ

07.04.14

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович, академик РАН, доктор философских наук, профессор, директор Института философии РАН, заведующий кафедрой этики МГУ, вице-президент Российского философского общества, лауреат Государственной премии РФ
_______________________

Официальный сайт Музея имени Н.К. Рериха: http://www.icr.su

Страницы Музея в Facebook, Вконтакте и на YouTube




Кому:
В.В. Путину, Президенту РФ
Открытое письмо деятелей науки, культуры и общественных деятелей в защиту общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов

Уважаемый Владимир Владимирович!

Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать помощь крупному культурно-просветительскому центру мирового значения – общественному Музею имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР). Ситуация складывается так,...
Далее
Последние подписи

Новости

Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя
Николай Сологубовский
Автор: Николай Сологубовский
автор петиции

Открытое письмо в поддержку Музея имени Н.К.Рериха генерального директора Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя А.А.Рудометова. http://www.icr.su/upload/Sevastopol_natsmuzey.jpg
Собрано 100 000 подписей
Соберем 150 тысяч подписей!
Николай Сологубовский
Автор: Николай Сологубовский
автор петиции

Друзья! Прошло ровно четыре месяца, как общественный Музей имени Н.К. Рериха лишился финансовой помощи своего мецената. К сожалению, до настоящего времени ситуация не улучшилась. Она по-прежнему остается крайне тяжелой. Чиновники, ответственные за принятие решений в поддержку музея в этой критической для него ситуации упорно хранят молчание. Именно поэтому мы считаем своим долгом не останавливать сбор подписей в защиту Музея имени Н.К. Рериха на рубеже 100 000, а продолжить эту акцию. Мы планируем собрать 150 000 подписей, а если потребуется, то и гораздо больше. Только вместе мы сможем защитить и сохранить этот самый крупный общественный музей страны от разрушения!
Знаменитый музей Рериха просит о помощи (Вести-Москва, 21.03.2014)

"Долгие годы существовавший на пожертвования, музей Рериха лишился главного спонсора. Денег не хватает ни на аренду помещений, ни на зарплату сотрудникам, не говоря уже о научной деятельности. При этом рериховцы из последних сил пытаются сохранить драгоценный статус "общественного музея", за который боролись его основатели". Оксана Костенко, Вести-Москва (21.03.2014) http://www.vesti.ru/videos?vid=586008

Источник: https://www.change.org/ru/%D0%BF%D0%B5% ... 1%85%D0%B0
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Елена В. »

09.04.2014

"Существование музея Рериха поставлено под угрозу"

Вице-президент Международного центра Рерихов Александр Стеценко рассказал Ольге Алленовой, журналистке издательства "Коммерсант", зачем России общественные музеи, почему государство не заинтересовано в стихийном меценатстве и где проходит грань между высокой культурой и массовой.

В центре Москвы, в усадьбе Лопухиных, более 20 лет располагается Общественный центр-музей имени Николая Рериха, который задолжал московским властям 28 млн руб. и вовлечен в длительный спор с Министерством культуры. Сегодня музей из-за долгов находится на грани закрытия.

"Часть наследия Рериха была просто расхищена"

Общественный музей — это такая форма протеста против государственной монополии на культуру?

Таким было решение одного из сыновей Николая Рериха, Святослава. Этот общественный музей основан им, последним представителем великой семьи. Основан ради наследия, которое Святослав Рерих передал России.

А почему Святослав Рерих решил, что музей должен быть общественным?

Это драматичная история. Рерихи всегда мечтали вернуться в Россию. В середине 1930-х годов Николай Константинович Рерих обратился к руководству СССР с первым письмом. Он писал, что хочет передать в Россию наследие Рерихов. Сталин велел на письмо не отвечать. Когда завершилась Вторая мировая война, Николай Константинович снова обратился к советскому руководству. Он с семьей буквально сидели на чемоданах. Но он не дождался, ушел из жизни, был кремирован в Индии, в Гималаях, где эту семью до сих пор считают святой. Елена Ивановна Рерих, его жена, ждала вызова. Была переписка с властями, она уже собрала все наследие Рерихов в Бомбее, но так и не получила разрешения. Перед уходом из жизни она разделила наследие между двумя сыновьями, Святославом и Юрием.

Юрию Николаевичу удалось вернуться в Советский Союз, и вместе с ним прибыла первая часть наследия Рерихов — около 500 картин. Точную опись найти трудно, потому что сохранилась из нее лишь часть. Это были картины, уникальный научный архив центральноазиатской экспедиции Рерихов, большая коллекция старинной бронзы, тибетская живопись.

Жизнь Юрия Николаевича в СССР была недолгой — он ушел из жизни в мае 1960 года. Но в конце 1957-го ему с большим трудом удалось организовать выставку картин отца, которые он привез. В Министерстве культуры этому препятствовали. Мы работали в архивах, там есть удивительная переписка чиновников министерства. Например, один начальник, который отвечал за художественную часть экспозиции, писал, что нет необходимости проводить выставку "мистика", что эти "картины непонятны советскому народу" и прочее. Выставку сокращали, Юрию Николаевичу стоило большого труда ее отстоять. И каким было удивление чиновников, когда она получила огромную популярность в народе! Сроки проведения выставки сократили, и люди стояли в очередях чуть ли не до ночи, чтобы увидеть живопись Рериха. Прямо из очереди писали письма в Министерство культуры с просьбой — продлить, продлить. Советское общество впервые увидело Рериха! И тогда Юрий Николаевич объявил, что готов передать в дар советскому народу все наследие, которое он привез, но он хочет выполнить волю отца и создать музей имени Рериха. И ему Министерство культуры пообещало это сделать. Он был в восторге, писал письма брату, передал коллекцию на временное хранение государству и ждал ответа Минкульта.

А где хранилась его коллекция?

В Третьяковской галерее, в запасниках. После долгой переписки он понял, что музей не откроют, и забрал часть коллекции к себе домой — он же был собственником. Три года министерство водило его за нос, но музей так и не создало. Юрий Николаевич писал письма брату, переживал. Он уже был готов не на отдельный музей, а на постоянную экспозицию в Русском музее, и директор Русского музея был на это согласен. Но все оборвалось в один момент, когда Юрий Николаевич скоропостижно скончался. Музей так и не появился, на квартире Юрия Николаевича осталась огромная часть наследия. После его смерти то, что хранилось в Третьяковке, было разделено на три части: часть отдали Русскому музею, часть — музею в Новосибирске, часть осталась в Третьяковке. Несколько лет назад мы были в Русском музее, в постоянной экспозиции висит всего несколько картин Рериха.

Остальное в запасниках?

Да. И нам, конечно, очень жаль, что люди не видят этих работ Николая Рериха.

А что стало с теми картинами, которые оставались на квартире у Юрия Рериха на Ленинском проспекте в Москве?

Там осталось около 200 картин, научный архив центральноазиатской экспедиции Николая Рериха, коллекция бронзы и тибетской живописи. После смерти Юрия Николаевича министр культуры Фурцева признала наследником его брата. Но потом появилось распоряжение Совета министров, признающее прислугу, сестер Богдановых, которые приехали с Юрием из Индии, его иждивенками. Это давало основание отстранить Святослава Николаевича от наследства брата, потому что иждивенцы по законам того времени считались наследниками первой очереди. Но и они не вступили в права наследства: власти сделали все, чтобы собственника просто не было. В результате часть наследия Рериха из его квартиры была просто расхищена. И сегодня квартира эта стоит пустая, разграбленная. Вот это результат отношения государства к Рерихам.

И именно поэтому Святослав Рерих решил отдать свою часть наследства общественному музею?

Да. Святослав Николаевич жил в Индии, он был женат на внучке Рабиндраната Тагора. Он видел все, что происходит с первой частью наследия. Понимал, что государство не заинтересовано в сохранении, что оно способствует разграблению. Он писал много писем, всем министрам культуры — Фурцевой, Демичеву, Михайлову. Писал Подгорному, писал Косыгину. Он не требовал что-то вернуть, он требовал одного — отнестись к этому наследию как к высококультурной ценности. Создать музейные условия, вести научную работу. И когда он понял, что его не слышат, он решил не связываться с государством и свою часть наследия передать общественному музею.

В середине 1980-х, когда началась перестройка, Святослав Николаевич приезжал в СССР, встречался с Горбачевым. Он сказал, что передаст свою часть наследия при двух условиях: создание общественного центра-музея имени Николая Рериха, который будет хранить наследие Рерихов и популяризировать его, и выделение для музея помещения в Москве. Горбачев эти условия принял. В 1989 году вышли постановление Совета министров о создании центра-музея и распоряжение Мосгорисполкома о выделении для этих целей усадьбы Лопухиных.

С директором нашего музея, Людмилой Васильевной Шапошниковой, Святослав Николаевич был знаком с 1969 года — она была его ученицей. И он предложил ей стать директором музея. Как и его отец, он понимал, что роль общества велика, что она может быть решающей. И, надо сказать, наш современник Дмитрий Лихачев, патриарх русской культуры, точно так же понимал силу общественности. Он говорил, что культурный уровень современной России не только очень низкий, но катастрофически падает и что культура должна подтягивать человека вверх, а общественность должна принимать в этом живое участие.

"Мы сделали за Москву очень большую и важную работу"

Вы хотите сказать, что общественные музеи в России — это способ "подтянуть" общественность?

Именно так. Вы вот спрашиваете, почему это общественная культура, а не государственная? Но что мы сейчас видим в России? Чиновников, носителей идеологии старого, советского режима. У нас в советском прошлом была только одна идеология, и культура обслуживала эту идеологию. Чиновник привык командовать: дать денег — не дать денег, какой культура должна быть, как писать песни, картины, какое снимать кино. И эта тенденция продолжается и сейчас, потому что люди во власти — носители той же идеологии, что и полвека назад.

Кто заинтересован в популяризации наследия Федора Достоевского, Владимира Соловьева, Николая Рериха? Это стало предметом интереса исключительно научной среды, кабинетных ученых, философов, которые время от времени где-то публикуют статьи, ведут диспуты, но не приближают это великое наследие к людям.

Кто сегодня знает о пакте Рериха? Спросите школьников — вряд ли вы услышите хоть один правильный ответ.

Я, честно говоря, тоже не знаю.

Вот видите. Еще в конце XIX — начале XX века на первых гаагских мирных конференциях, посвященных минимизации последствий войн (инициатором их была Россия), поднимался вопрос о сохранении памятников, но он потонул во множестве других, с культурой не связанных. И только Рерих в 1928 году, после центральноазиатской экспедиции, выдвигает проект первого международного договора о сохранении мирового культурного наследия во время вооруженных конфликтов и в мирное время. Это была гарантия безусловной защиты всех объектов культуры — и не только их, но и работающего там персонала. Этот небольшой документ на четыре-пять страниц до того универсален, что до сих пор ни один международный договор его не превзошел. Гаагская конвенция 1954 года, которой в этом году исполняется 60 лет, взяла из пакта Рериха только идею сохранения культурных объектов во время вооруженных конфликтов и сделала это сохранение условным. У Рериха оно было безусловным: то есть сохранение таких объектов было обязательством всех воюющих сторон. И только второй протокол Гаагской конвенции от 1999 года вводит безусловную защиту объектов мирового наследия культуры. Россия, кстати, этот протокол до сих пор не подписала.

Европа в 1930-е годы не подписала пакт Рериха?

Первые конференции в поддержку пакта Рериха прошли в 1931-1932 годах как раз в Европе, и эта идея была принята восторженно. Но там уже расцветал фашизм, этот пакт был не нужен, главы государств становились на колени перед коричневой чумой. И Сталину он был не нужен. Но это было тогда. Сегодня большинство стран мира подписало конвенцию, в основе которой лежит пакт Рериха.

И, конечно, очень обидно, что в России мало кто об этом знает. Ведь по большому счету в пакте Рериха кристаллизовалась концепция культуры, выработанная Николаем Константиновичем,— сохранение культурного наследия мира, которое является ключом к будущему миру. Ключом к выживанию, к развитию.

Что такое культура по Рериху? Это та духовная потребность, которой живет человечество. Без культуры человечество впадет в невежество, деградацию и смерть. Культура — это основа жизни. Настоящая культура способствует работе ума и сердца. Такая культура воспитывает человека, просвещает, образовывает. Когда был великий кризис 1930-х годов, Рерих говорил, что это не политический кризис, а духовный. Политика и экономика будут такими, каким будет воспитан человек, общество. Рерих так понимал значение культуры. А сейчас этого понимания в России нет.

На Западе, по данным статистки, в общественном фонде культуры — от 50% до 90% музеев. В России же — не больше 2%, остальные музеи в собственности государства. А государству они интересны? Оно способно их содержать и, главное, развивать? В центре, в Москве, Петербурге, способно, а в глубинке? А сила общества велика, общество может любой музей, любую идею воскресить и поддерживать. Вот пример нашей организации, смотрите: из руин был воссоздан памятник архитектуры XVII века. Наш директор при помощи меценатов и общественной поддержке создала музей, развернула огромную общественно-культурную деятельность: постоянные передвижные выставки, тематические выставки за рубежом, сотрудничество с международными организациями, научная деятельность, издательская деятельность, выпуск фильмов. Мы осуществили уникальную идею Николая Константиновича Рериха о том, что культуру спасут только меценаты, только общество. У России богатейший опыт в этом смысле.

Вы нашли богатых меценатов, вам повезло.

Музею Рериха меценаты помогали с 1992 года, благодаря этой помощи была отреставрирована усадьба Лопухиных, поддерживалась работа музея. Но в прошлом году у наших спонсоров возникли серьезные финансовые проблемы, и мы лишились этой поддержки. Сейчас долг музея московскому правительству уже 28 млн руб.

За что же это?

За аренду.

Разве музеи платят такую высокую аренду?

Государственные не платят. А мы уже много лет ждем решения вопроса о предоставлении Международному центру Рерихов (МЦР) льгот по аренде усадьбы Лопухиных. Речь идет о льготной ставке аренды в 1 руб. за квадратный метр в год. МЦР восстановил усадьбу, отреставрировал, не потратив ни копейки государственных средств. Здесь была полная разруха, а сейчас прекрасный архитектурный комплекс. Мы сделали за Москву очень большую и важную работу. И сейчас мы просим московские власти помочь музею.

Кажется, Сергей Капков обещал рассмотреть вопрос о льготной ставке аренды?

Да, он обратился к заместителю мэра Сергуниной с просьбой оказать нам помощь, за что мы ему очень благодарны. Но городской департамент культуры не может погасить наш долг, а нам его выплатить тоже не под силу, особенно теперь. Мы считаем, что правительство Москвы может пойти нам навстречу. Потому что сегодня само существование музея Рериха поставлено под угрозу.

"Государство почему-то хочет уничтожить общественную форму культуры"

Вы могли бы попросить помощи у Министерства культуры, но у вас непростые отношения с этим ведомством — были суды...

Да, мы судились. В 1978 году Святослав Рерих передал Советскому Союзу коллекцию картин на временное хранение — 296 полотен. Он сделал это для проведения передвижных выставок по Советскому Союзу. Есть акт приема—передачи во временное пользование, в котором записано, что владелец коллекции Святослав Рерих, и эту коллекцию необходимо вернуть по первому требованию владельцу или его законному представителю. В 1990 году Святослав Николаевич включил эту коллекцию в состав наследия, передаваемого для создания общественного музея. Еще Советский фонд Рерихов, который в 1991-м был преобразован в Международный центр Рерихов, просил министра культуры Губенко вернуть ему эту коллекцию, было обращение самого Святослава Николаевича к президенту Ельцину. Ельцин дал команду вернуть, но через несколько месяцев Святослав Николаевич ушел из жизни. В своем завещании он передал эту коллекцию МЦР как часть наследия, однако ее так и не вернули. Она находилась на временном хранении в Музее Востока, но через две недели после смерти Святослава Рериха коллекцию перевели с временного хранения на постоянное. Вот из-за этого и возник наш спор с Министерством культуры.

Ну и хорошо, что эти картины не пылятся в запасниках, а выставлены.

Ничего подобного. Основная часть коллекции скрыта от глаз посетителей и давно не выставлялась. Но есть завещание Святослава Рериха, в котором записано, что все наследие, переданное им в Россию, является исключительно собственностью нашего музея, точнее, нашей общественной организации "Международный центр Рерихов", и находится в общественном музее. Более десяти лет в Хамовническом суде Москвы Министерство культуры пыталось опротестовать завещание Рериха. В 2011 году МЦР выиграл судебный процесс и был признан наследником Святослава Рериха на основании его завещания. Бывший министр культуры Авдеев признал этот факт, но новый министр Мединский с этим не согласен. Мосгорсуд в двух инстанциях уже отказал Минкульту в удовлетворении их жалобы о пересмотре дела, но впереди еще Верховный суд.

А почему государство не хочет возвращать вам картины Рериха? Может быть, есть страх, что вы не сохраните наследие Рериха так, как это сделало бы государство?

Вы сейчас говорите как раз словами чиновников, которые убеждали судей, что общественная организация — это ненадежно, что сегодня Шапошникова, а завтра кто-то другой, и этот кто-то все разбазарит.

Но в этом есть резон.

Извините, но 25-летний опыт нашей организации доказывает, что мы собираем наследие Рериха по крупицам, оно сейчас доступно для изучения, популяризации. А что делает государство с наследием Рериха? Вот сейчас в России год культуры, мы подавали наши программы, просили включить наш музей в план развития объектов культуры. Но в итоге в нем о Рерихе — ни слова.

Потому что вы сами по себе и не подчиняетесь Минкульту?

Не совсем так. Мы находимся полностью под контролем Министерства культуры. Мы обязаны выполнять, и мы выполняем всю необходимую законодательную нормативную базу. Мы выполняем все те же правила, что и государственный музей. Мы не можем вывезти ни одну картину на выставку без разрешения Министерства культуры.

Значит, эти картины никуда не могут "эмигрировать"?

Без разрешения Министерства культуры — никуда.

А чего тогда власти боятся?

Это интересный вопрос. Есть государственная форма культуры, а есть общественная. Государство почему-то хочет уничтожить общественную форму культуры. Возьмите наше законодательство, да тот же проект о меценатстве. Обратите внимание на то, кому государство позволяет быть меценатом? Тем, кто финансирует государственные и муниципальные учреждения культуры. А где общественные? Где негосударственные?

Сейчас мы делаем международный выставочный проект под названием "Пакт Рериха, история и современность". Он приурочен к 80-летию пакта, которое мы будем отмечать в 2015 году. Старт этой программы мы дали выставкой в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Выставка уже побывала в Уругвае, Чили и Аргентине, потом она поедет в Эквадор и по всем странам Латинской Америки, которые подписали пакт Рериха. В прошлом году выставка работ Рериха была в европейской штаб-квартире ООН в Женеве. Недавно мы наконец завершили переговоры с Дворцом мира в Гааге и собираемся открыть там 15 апреля выставку, посвященную пакту Рериха. В мае мы начинаем турне по Индии. В этом году мы начали выставочный проект по России. Это делаем мы, общественная организация, не требующая от государства ни копейки денег. Что, государству это не выгодно? Мы популяризируем культурное наследие России на Западе. Рериха там принимают восхитительно. У нас на каждой выставке переполнена книга отзывов. Какие там сердечные благодарности... Мы этой выставкой говорим о мире. А сохранение мира — это сегодня главная проблема. Люди, главы государств, мировые лидеры забыли, что главный инструмент мира — это культура. Они хотят мир найти путем политики, экономики, войны. Не найдут они мира с этими инструментами... Вот недавно президент отвечал на вопрос, какие качества он ценит у чиновников, и мне запомнился его ответ. Он сказал: честность, профессионализм и, по-моему, доброе отношение к людям. Но, вы меня простите, откуда они возьмутся, если человек не понимает значения культуры в обществе?

Вы хотите сказать, что все чиновники некультурные?

Не все, конечно, но большинство чиновников, с которыми нам пришлось иметь дело, никакого отношения к культуре не имеют. Диплом об образовании не является свидетельством культуры. Культуру нельзя привить указом, и от того, что у нас проходит Год культуры, люди не изменятся. Культура создается годами, десятилетиями, поколениями. А у нас 20 лет идет разрушение образования, воспитания, медицины. Это трагедия. Потому что вырастает поколение, погруженное практически в один интернет. Поколение, насытившееся массовой культурой, которая в глубине своей энергетически разрушительна. Есть созидательная культура, о которой говорил Рерих, Лихачев и другие, а есть разрушительный шоу-бизнес.

Где проходит грань между высокой культурой и массовой?

Вот прошла Олимпиада — потрясающая, красивая, я сам смотрел с удовольствием. От этого энтузиазм поднимается. Но она прошла, энтузиазм потухнет, и все забудется. Это пример массовой культуры. А теперь давайте вернемся в Серебряный век — колоссальный подъем культуры. Философия, поэзия, наука, искусство. Тот энергетический потенциал, который дал этот Серебряный век России, жил до 1970-1980-х годов. Его не могли уничтожить ни революция, ни Гражданская война, ни репрессии Сталина, ни Вторая мировая война. Народ все вытерпел, сохранил память об этой эпохе. Вот что такое энергетика культуры. Холод, голод, разруха, стрельба — а люди собирались и слушали философские диспуты и стихи. А потом их арестовывали и расстреливали. Но приходили другие, приобщались и передавали эту высокую культуру другим поколениям. А что мы имеем сейчас? Мы растеряли все, что имели. Мы видим пример Киева. Это же ужас, понимаете? Люди говорят, что они стремятся к свободе, и разрушают мир вокруг себя. Но свобода — это огромнейшая ответственность. Но это можно понять, только когда ты обогащен, когда за твоей спиной огромный потенциал культуры. А у нас отбивают все. Прокуратура принимает решения запретить Есенина и Набокова. О чем еще говорить?

Журнал "Коммерсантъ Власть" №13 от 07.04.2014, стр. 20
источник сайт МЦР: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=3036
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Елена В. »

09.04.2014 "Музей имени Рериха задолжал за аренду 24 миллиона"


Международный центр Рерихов (МЦР), основой которого должен был стать общественный Музей имени Н.К. Рериха, находится на грани закрытия, сообщает «Коррупции.NET».
Департамент имущества Москвы в течение многих лет затягивает предоставление льгот МЦР по аренде усадьбы Лопухиных, где расположен музей, в результате чего задолженность по арендной плате на сегодняшний день составляет 24 миллиона рублей.

Публикация на сайте «Коррупции.нет»
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Елена В. »

Газета "Новые Известия", № 60, 10 апреля 2014 г., с. 4

Президенту Российской Федерации В.В. Путину

Открытое письмо деятелей культуры, науки и общественных деятелей в защиту общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов
Общественный Музей имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МЦР
Общественный Музей имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МЦР

Уважаемый Владимир Владимирович!

Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать помощь крупному культурно-просветительскому центру мирового значения – общественному Музею имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР). Ситуация складывается так, что только Ваше личное участие может сохранить в России этот музей, дальнейшая деятельность которого оказалась под угрозой в связи с действиями государственных чиновников.

Начало деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха было положено в 1989 году, когда С.Н. Рерих, гражданин Индии, последний представитель семьи Рерихов, решил безвозмездно передать из Индии в Россию значительную часть творческого наследия своих родителей – великого русского художника Н.К. Рериха и выдающегося философа Е.И. Рерих – для создания в Москве общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Значение культурного наследия Рерихов огромно, и это признается во многих странах мира. Оно включает в себя более 9000 художественных произведений Николая и Святослава Рерихов, десятки публицистических, научных и философских трудов в различных областях науки и искусства. Заложенные в этом наследии миротворческие и гуманистические идеи о значении культуры как основы развития цивилизации и человека, о ее ведущей роли в нравственном воспитании, о необходимости защиты и сохранения исторического наследия человечества являются бесценным вкладом в отечественную и мировую сокровищницу культуры.

Понимая исключительную значимость наследия Рерихов для страны, руководство СССР приняло два главных условия С.Н. Рериха: музей должен иметь независимый общественный статус и размещаться в усадьбе Лопухиных, которую С.Н. Рерих лично выбрал под музей. Соответствующие гарантии государства были закреплены в постановлении Совета Министров СССР № 950 от 04.11.1989 г. и в решении Исполкома Мосгорсовета № 2248 от 28.11.1989 г.

Руководство общественным музеем С.Н. Рерих поручил Л.В. Шапошниковой – известному индологу, писателю и общественному деятелю, назначив ее своим доверенным лицом и исполнителем завещания.

Свои надежды на создание музея Святослав Николаевич связывал с Советским Фондом Рерихов (после распада СССР – Международный Центр Рерихов), основателем и почетным президентом которого он являлся до конца своей жизни. В своем завещании он твердо выразил решение передать МЦР принадлежащую ему часть художественного, рукописного и мемориального наследия Рерихов.

С момента основания музея прошло почти четверть века. За прошедшие годы сделано, казалось бы, невозможное. В условиях полного отсутствия государственного финансирования создан музей мирового уровня. Это оказалось возможным благодаря народным пожертвованиям и помощи крупнейшего мецената современной России, одного из основателей общественного музея Б.И. Булочника, чья помощь российской культуре сопоставима с деятельностью таких выдающихся меценатов, как Третьяков, Мамонтов, Бахрушин.

Общенародная поддержка позволила МЦР развернуть широкую культурную деятельность по сохранению и популяризации наследия Рерихов. Его коллектив не только смог создать общественный музей, собрать самую большую коллекцию картин Рерихов, но и буквально из руин возродить прекрасный памятник архитектуры XVII века «Усадьба Лопухиных», где музей располагается.

На основе наследия МЦР проводит обширную научно-исследовательскую и просветительскую работу, связанную с изучением жизни и творчества великой семьи наших соотечественников: организует ежегодные международные научные конференции с участием широкого круга ученых и общественных деятелей, передвижные выставки картин Рерихов в России и за рубежом (проведено свыше 500 выставок, которые посетило более 4 миллионов человек), публикует архивные материалы, делая доступным наследие Рерихов для многих людей (издано более 200 книг), выпускает журнал «Культура и время», проводит вечера классической музыки, выставки современных художников-космистов, лекции, творческие вечера и фестивали народного творчества.

Особо следует сказать о международном культурно-просветительском выставочном проекте Международного Центра Рерихов и Международного Комитета по сохранению наследия Рерихов «Пакт Рериха. История и современность», направленном на популяризацию миротворческих идей Н.К. Рериха о сохранении мира через сохранение культуры. Цель проекта – консолидация усилий международной общественности в деле сохранения и защиты культурного наследия. Поддержку этому проекту оказывают ЮНЕСКО, Министерство иностранных дел РФ и Россотрудничество. Проект вносит немалый вклад в повышение международного престижа России.

Деятельность МЦР в деле сохранения отечественной культуры неоднократно отмечалась высокими общественными и государственными наградами. За проведенную реставрацию усадьбы Лопухиных коллектив МЦР удостоен национальной премии «Культурное наследие». Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, заслуженный деятель искусств РФ Л.В. Шапошникова за большой вклад в развитие музееведения и сохранение культурного наследия была награждена орденами Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2010 году Европейский союз отметил заслуги Л.В. Шапошниковой премией EUROPA NOSTRA за самоотверженный труд в деле сохранения культурного наследия в России.

Но, оказывается, высокие достижения не могут служить гарантией безопасности и стабильного существования общественного музея великого русского художника и сохранения наследия его семьи в России.
Более 20 лет со стороны ряда государственных структур не прекращались попытки разрушить музей, отнять усадьбу Лопухиных, изъять наследие Рерихов и захватить музейные фонды.

Сегодня Министерство культуры РФ, возглавляемое В.Р. Мединским, пытается оспорить судебное решение, признавшее завещание С.Н. Рериха в пользу МЦР. Эта позиция нарушает решения, которых министерство придерживалось ранее, при министре А.А. Авдееве, о безусловном выполнении воли С.Н. Рериха. Разве это не нарушение гарантий, данных со стороны государства С.Н. Рериху в отношении бережного обращения с его наследием? Разве отвечает это задаче построения в нашей стране правового государства?

Вместо поддержки общественных инициатив в сфере культуры и развития доброй традиции российского меценатства Министерство культуры сегодня пытается под лозунгом заботы о российской культуре провести «огосударствление» общественного музея, лишив его права на существование. Уважаемый Владимир Владимирович, разве это отвечает поставленной Вами задаче поощрения развития гражданского общества в нашей стране?

Другой пример. На протяжении многих лет МЦР своими силами восстанавливал старинную усадьбу Лопухиных. В ее реставрацию вложены сотни миллионов средств меценатской помощи и народных средств. Несмотря на это, МЦР годами не может добиться от Департамента городского имущества получения дополнительных льгот по аренде усадьбы, хотя подобный пример рачительного и бережного отношения к памятнику культуры заслуживает передачи его в безвозмездное бессрочное пользование. На наш взгляд, в это сложное время, когда в нашей стране катастрофически мало средств выделяется на культуру, надо всемерно содействовать таким успешным ее общественным формам, как Музей имени Н.К. Рериха, чтобы они широко входили в нашу жизнь.

Уважаемый Владимир Владимирович! С болью и тревогой мы вынуждены констатировать, что действия чиновников и лишение финансовой поддержки со стороны мецената Б.И. Булочника ставят общественный музей на грань прекращения его культурной деятельности.

Неужели то, что было создано с такой любовью и трудом тысяч наших сограждан, может быть так легко уничтожено?
Подобное пренебрежительное отношение к воле С.Н. Рериха является «тревожным сигналом» нашим соотечественникам за рубежом. Кто же из них захочет вернуть на Родину ценное наследие, чтобы его постигла та же участь?

Уважаемый господин президент, Вашим указом 2014 год объявлен в нашей стране Годом культуры «в целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире». Это замечательная знаковая инициатива. Только через поддержку культуры наша страна сможет преодолеть нынешние трудности, сплотить российское общество и стать примером для всего мира.

Неужели же предстоящий Год культуры в России, совпадающий со 140-летием Н.К. Рериха, 135-летием Е.И. Рерих и 110-летием С.Н. Рериха, будет «отмечен» разрушением созданного по инициативе членов этой семьи общественного музея?

Считаем, что Музей имени Н.К. Рериха является общественным достоянием нашего народа, а его деятельность полностью отвечает интересам российской культуры.

В сложившейся ситуации просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, как гаранта Конституции, избранного народом России, не остаться безучастным к судьбе общественного Музея имени Н.К. Рериха и сохранить в неприкосновенности волю последнего представителя великой семьи. Этому в полной мере способствовало бы признание Министерством культуры завещания С.Н. Рериха, законодательная передача МЦР памятника культуры «Усадьба Лопухиных» в безвозмездное бессрочное пользование и оказание Музею имени Н.К. Рериха финансовой поддержки в осуществлении культурных проектов, направленных на популяризацию в России и за рубежом наследия Рерихов и утверждение статуса России как великой культурной державы.

Мы очень надеемся, что Ваше личное внимание и участие сохранит общественный Музей имени Н.К. Рериха для будущих поколений и даст возможность Международному Центру Рерихов продолжать плодотворную культурную деятельность в интересах нашей Родины.

Амонашвили Ш.А., академик РАО
Анофриев О.А., народный артист России
Апексимова И.В., директор Театра Романа Виктюка
Белов В.М., народный художник России
Бертман Д.А., народный артист России, художественный руководитель Московского музыкального театра «Геликон-опера»
Бира Ш., академик Монгольской академии наук
Бокерия Л.А., академик РАН и РАМН
Бутусов В.Г., лидер групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер»
Виторган Э.Г., народный артист России
Галимов Э.М., академик РАН
Гребенщиков Б.Б., лидер группы «Аквариум»
Гречко Г.М., летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза
Гулегина М.А., народная артистка Республики Северная Осетия – Алания
Гусейнов А.А., академик РАН
Дончев А., академик Болгарской академии наук
Доренский С.Л., народный артист РСФСР
Зайцев В.М., народный художник России, академик РАХ
Казанский И.П., академик РАХ
Казиник М.С., музыковед высшей категории, эксперт Нобелевского концерта
Кардашев Н.С., академик РАН
Константинов Б.А., главный режиссер Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова
Коршунов А.В., народный артист России, режиссер-постановщик Московского драматического театра «Сфера» и Государственного академического Малого театра России
Кузнецов О.Л., президент РАЕН
Левенбук А.С., народный артист России, художественный руководитель Московского еврейского театра «Шалом»
Леонов А.А., летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза
Леонтьев В.Я., народный артист России
Мессерер Б.А., народный художник России, академик РАХ
Миронова М.А., президент Благотворительного фонда поддержки деятелей искусств «Артист»
Молдован А.М., академик РАН
Накоряков В.Е., академик РАН
Намин С., художественный руководитель Московского театра музыки и драмы Стаса Намина
Насонов Е.Л., академик РАМН
Некипелов А.Д., академик РАН
Нестеренко Е.Е., народный артист СССР
Николаев М.Е., депутат Государственной думы РФ
Овчинников Ю.Л., президент Ассоциации профессиональных тренеров России
Познер В.В., тележурналист, телеведущий
Попов Г.А., академик РАН
Райкин К.А., народный артист России, художественный руководитель Российского государственного театра «Сатирикон»
Рахманин Ю.А., академик РАН, вице-президент РАЕН
Родионов Д.В., генеральный директор Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина
Розовский М.Г., народный артист России, секретарь Союза писателей Москвы
Русев С., художник, академик Болгарской академии наук
Сибирцев Д.А., директор Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова
Спиваков В.Т., народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер оркестра
«Виртуозы Москвы»
Стадлер С.В., народный артист России, художественный руководитель «Петербург-концерта»
Темирканов Ю.Х., главный дирижер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии
Урин В.Г., генеральный директор Государственного академического Большого театра
Фурсей Г.Н., вице-президент РАЕН
Челышев Е.П., академик РАН
Чучалин А.Г., академик РАМН
Щербаков А.А., заслуженный художник России


На момент выхода этого номера открытое письмо подписали более 100 000 человек.
Сбор подписей продолжается: http://www.change.org/roerichmuseum
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Елена В. »

Минкультуры готово поддержать Международный Центр Рерихов

МОСКВА, 11 апреля. /Корр. ИТАР-ТАСС Валерия Бабушкина/.
Министерство культуры РФ готово поддержать Международный центр Рерихов (МЦР)
и считает необходимым рассмотреть вопрос о применении льготной ставки в отношении арендуемых МЦР зданий, которые центр отреставрировал за свой счет...
Ответить

Вернуться в «Защита имени, наследия Рерихов, МЦР и Е.П. Блаватской»