Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Sveta
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 17 янв 2014, 12:21

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Sveta »

Согласна с Galina , что каждый из нас должен не только внести, но и регулярно вносить свою лепту в обеспечение жизнедеятельности МЦР. И пусть нас не смущает ее кажущаяся малость. Будем помнить о магнитности энергии блага. Пусть будет к чему приложить тем, кто способен на большее. Вместе мы – сила!
Лора
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 14:07

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Лора »

Наш любимый Центр-Музей имени Н.К. Рериха являет собой настоящий пример стойкости,мужества и силы духа! В неимоверно сложных условиях Музей работает в обычном режиме: в нем идут экскурсии; афиша Музея сообщает об уже прошедших и предстоящих концертах, творческих вечерах, лекциях, научном семинаре "Проблемы русского космизма". Нам есть с кого брать пример, друзья! Огромное спасибо сотрудникам МЦР!!!
Но, самое главное, нам надо помогать МЦР и делом и словом каждодневно. Только так победим!
Мари
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 11:15

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Мари »


Заявление Центра «Возрождение Культуры»
(г. Первомайский, Харьковская область, Украина)
в поддержку Международного Центра Рерихов

2014 год объявлен в России годом культуры. В связи с этим хотим обратить внимание руководства страны и широкой общественности на ситуацию, сложившуюся вокруг крупнейшего центра культуры – Международного Центра Рерихов (МЦР).

Знаменательно, что 2014 год является юбилейным для семьи Рерихов, которая внесла огромный вклад в русскую и мировую культуру: 140-летие со дня рождения Н.К.Рериха, 135-летие Е.И.Рерих и 110-летие С.Н.Рериха. Именно Рерихи в ХХ веке обратили внимание человечества на приоритет культуры и ее значение для успешного развития цивилизации, а Пакт Рериха стал первым в истории международным договором о защите культурных ценностей. Сейчас, во время глобального кризиса современной цивилизации, идеи Рерихов становятся все более актуальными.

Многогранное культурное наследие семьи Рерихов – художественное, философское, научное – было передано в 1990 году в Россию С.Н.Рерихом. По его инициативе и при поддержке руководства страны в старинной Усадьбе Лопухиных, в Москве, был создан Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха, ставший за прошедшие годы уникальным культурным центром, которым по праву может гордиться Россия.

С 1995 года мы сотрудничаем с МЦР и являемся свидетелями его постоянного совершенствования и развития до учреждения высочайшего международного уровня. На наших глазах и при нашей посильной помощи восстанавливалось из руин главное здание Усадьбы Лопухиных, флигель, проводились реставрационные работы, открывались залы музея и новые экспозиции. За научную реставрацию Усадьбы в 2007 года творческий коллектив, руководимый Людмилой Васильевной Шапошниковой – первым вице-президентом Международного Центра Рерихов, Генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха, – был награжден Национальной Премией «Культурное наследие» в номинации «Реставратор». На восстановление усадьбы было потрачено более 120 миллионов рублей … и ни копейки из госбюджета.

За годы своего становления МЦР наглядно показал преимущество работы в статусе общественной организации. С.Н.Рерих подчеркивал, что «Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. <…> Суть концепции центра-музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации». О необходимости развития общественной культуры писал еще академик Д.С.Лихачев, горячо поддерживающий МЦР.

Мы утверждаем, что постоянно развивающийся общественный Музей имени Н.К.Рериха, созданный Л.В.Шапошниковой, на основе концепции С.Н.Рериха, является сегодня образцом современного музейного дела и одним из красивейших музеев столицы. Отличительной особенностью его является обширная культурная и научная деятельность, выходящая далеко за рамки традиционной музейной работы. Это говорит о том, что в России создано культурное учреждение нового типа.

Казалось бы, государство должно всесторонне поддерживать деятельность, такого уникального общественного Центра-Музея, однако, в течение всех этих лет МЦР работает в обстановке постоянной борьбы и нападок. Не будем останавливаться на истории этой борьбы, так как она подробно изложена в 6 томах сборника «Защитим имя и наследие Рерихов» и опубликована на сайте МЦР (http://lib.icr.su/node/900)

Мы глубоко обеспокоены новой волной нападок, связанной с закрытием Мастер-Банка. Его руководитель Б.И.Булочник является одним из основателей МЦР, финансирующим его деятельность по всем направлениям. В результате, общественный Музей имени Н.К. Рериха оказался в критической ситуации, практически без средств к существованию.

Мы возмущены незаконными действиями Центробанка и развернутой пиар-кампанией в СМИ, дискредитирующей честное имя известного российского мецената Б.И.Булочника. В ответе Центробанка на наше письмо, адресованное председателю Э.С.Набиуллиной, не содержится никаких конкретных фактов, доказывающих криминальную деятельность руководства Мастер-Банка. Следовательно, вывод только один: это был рейдерский захват успешно работающего банка, и целью его, по нашему мнению, является лишение МЦР финансовой поддержки.

Нас беспокоит и тот факт, что некоторые так называемые рериховские организации, не поддерживающие МЦР и льющие потоки клеветы на его руководство, пытаются в этой сложной ситуации ставить вопрос о подчинении музея Минкульту, т.е. о государственном статусе музея, и фактически делают попытки уничтожить общественный Музей. И все это – несмотря на волеизъявление самого дарителя наследия Рерихов и создателя МЦР – С.Н.Рериха, закрепленное в юридических документах и подтвержденное в его обращениях к руководству России, Рериховским организациям и общественности.

Мы выражаем протест против всевозможных попыток пресечь деятельность Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Мы поддерживаем Заявление (http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=2861) и Обращение МЦР (http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=2885).

Мы обращаемся к Президенту РФ и Правительству г. Москвы с просьбой передать МЦР Усадьбу Лопухиных в безвозмездное и бессрочное пользование и создать условия для успешной работы общественного Музея имени Н.К.Рериха.

Мы выражаем надежду на то, что руководство РФ примет все необходимые меры для сохранения общественного Музея и выполнит обязательства, данные С.Н.Рериху. Это будет важным шагом в деле развития российской и мировой культуры и достойной оценкой деятельности великой русской семьи в этот юбилейный год.

Со своей стороны мы, как и многочисленные Рериховские организации, сотрудничающие с МЦР, готовы защищать общественный Музей и способствовать его успешной работе на благо народа России и всего человечества!

М.Ю. Логинова, культуролог,

председатель Центра «Возрождение Культуры»,

директор Первомайского краеведческого музея.

12 января 2014 года.
информация с сайта МЦР: http://www.icr.su/rus/protection/herita ... omaysk.php
Ирэн
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 10:28

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Ирэн »

источник: http://www.roerichs.com/Publications/Ce ... eum/14.htm
Газета "Трибуна", г. Москва, 22 января 2014 г.

С каждого по рублю - Фонду Рериха спасение

Лет сорок назад, когда работал корреспондентом ТАСС в Монголии, даже в мыслях не допускал, что придется писать в защиту выдающегося сына России Н.К. Рериха. Тогда вместе с корреспондентом Всесоюзного радио и телевидения мы задумали проделать отважный путь Николая Константиновича из Улан-Батора в Лхасу, столицу Тибета. За советом, содействием пошли в партком посольства. Выслушав нас, секретарь парткома Михаил Иванович Кошелев чуть со стула не упал: «Да вы с ума сошли. Только что умер Мао Цзэдун, неизвестно, как будут развиваться отношения с Китаем. Кому отвечать, если с вами что-либо случится?». Словом, ушли из посольства несолоно хлебавши.

В середине прошлой недели пригласили на пресс-конференцию, созванную музеем Н.К. Рериха и Международным комитетом по сохранению наследия Рерихов. В жизни довелось бывать на сотнях подобных мероприятий, но ни одно из них не было похожим на то, что состоялось в Малом Знаменском переулке. Оттуда прозвучал SOS – гибнет наследие Рерихов – выдающихся представителей вселенского мышления, поборников того, что мир на земле можно спасти только благодаря культуре.

Сразу бросилось в глаза: на пресс-конференцию собралась в подавляющем большинстве молодежь. Та, для которой, по словам Н.К. Рериха, он писал картины, стремясь передать ей заветное и веря в то, что она поймет его. В самом деле, как можно быть равнодушным к полотну «Гонец. Восстал род на род».
…Девятый век нашей эры. Между славянскими племенами началась вражда и войны. Из-за холма с городищем выплывает рог луны, скупо освещая реку. Гребец в одежде из меховых шкур бесшумно направляет челн к поселению. Рядом задумчиво сидит седой старик. Он везет тревожную весть… Манера – декоративная, краски – яркие… А ведь то была дипломная работа выпускника Академии художеств Николая Рериха. Затем он создал тысячи уникальных, бьющих в сердце и в голову произведений. Кроме того, мыслитель, гуманист, ученый, писатель, отважный путешественник, исследовавший не известные науке районы Центральной Азии, особенно Монголии и Индии.

Судя по живому интересу коллег, искусствоведов, отмечаю: значит, не все потеряно, хотя надо посмотреть, что напишут. Да и проблемы, которые предстоит решать, – огромные. Святослав Николаевич, сын Рериха, ссылаясь на пожелания отца, предложил в 1987 году создать общественный музей Н.К. Рериха. Советское правительство, Моссовет выделили для него в центре столицы усадьбу Лопухина, которую государство обещало восстановить и приспособить для нужд музея. Вскоре случился распад СССР, и Россия, ссылаясь на экономические трудности, отказалась от финансирования работ по реставрации усадьбы. Благодаря меценату Б.И. Булочнику два здания усадьбы были подняты из руин и отреставрированы. Было воссоздано также Красное крыльцо.

Сейчас в музее – более 9 тысяч экспонатов. 900 с лишним – это полотна и рисунки. От Святослава Рериха получен уникальный фамильный архив. Есть библиотека. Постоянно проводятся передвижные выставки по стране и за рубежом. К слову, идеи Николая Константиновича, борца за мир, культуру, нравственное обновление, провозглашают Нью-Йоркский музей Рериха, движение «За мир – через культуру» в ФРГ, Канаде, Швейцарии, Японии, Австралии.

Казалось бы, так в чем же проблема? В действительности она не одна, их – много. В минувшие ноябрь и декабрь нечем было выдавать зарплату (22 миллиона рублей). Спасибо, помогла общественность. Усадьба Лопухина в центре Москвы, разумеется, – лакомый кусочек. И Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина имеет на нее виды. Руководство фонда направило письмо президенту Владимиру Путину. Прошло два месяца и – тишина. Одно дело – объявить 2014 год Годом культуры, другое… Выступавшие на пресс-конференции президент Международного комитета по сохранению наследия Рерихов Александр Лосюков, заместитель генерального директора музея Рериха Александр Стеценко и другие поднимали самые наболевшие проблемы.

«Мы просим, – говорила директор общественного музея Елена Калмыкова, – установить для музеев арендную плату за один квадратный метр один рубль. Ведь все знают: музеям нужны 80 процентов дотаций. Их могли бы дать меценаты, бизнес».

Но вот незадача: Госдума еще не приняла закон о меценатстве, а разрабатываемый законопроект не удовлетворительный: в нем говорится о меценатстве государственных музеев. Общественные же музеи – за бортом. А это значит их вымирание. Какое же это гражданское общество, которое создается в России, если оно хочет закрыть общественный музей? Если бы не было Международного комитета по сохранению наследия Рерихов, которое ведет работу за рубежом, с музеем давно бы расправились. Александр Лосюков, кстати, в прошлом заместитель министра иностранных дел РФ, отметил, что за 45 лет своей чиновничьей работы он не видел столь одержимых, с горящими глазами людей, как музейные работники.

На пресс-конференции было сказано немало нелестных слов о тех, кто, став богатым, тратит деньги на приобретение футбольных клубов, яхт и т.д. А на культуру остаются только крохи. Что противопоставить этому? В наше окаянное время можно ответить, видимо, только рублем. Всенародным. Это значит, что граждане России (каждый) должны пожертвовать музею Рериха всего рубль. Особые надежды на женщин. Не случайно Николай Бердяев, знаменитый русский философ, высоко ценил «бабье начало» в русском характере и в самой России. Один рубль с каждого взрослого мужчины и с каждой взрослой женщины. Тогда и подрастающим чадам, которые наверняка задумаются, на какой земле они живут, будет с кого брать пример.

Всегда хорошие и к месту произнесенные слова сказал поэт Андрей Дементьев: «Слава богу, что президент стал говорить, что без культуры, духовности мы превратимся в общество потребителей. Но ведь кроме счета в банке есть и другой счет – духовный, тот, что у тебя внутри».

Анатолий ШАПОВАЛОВ

Опубликовано в газете "Трибуна":http://www.tribuna.ru/news/culture/s_ka ... _spasenie/
Кэтрин
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 14:46

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Кэтрин »

Спасибо, Ирэн, что познакомили со статьей из газеты "Трибуна". Хорошо, что автор статьи простым языком очень убедительно изложил суть проблемы, в которой оказался МЦР. Так хочется, чтобы эта статья нашла отклик в сердцах наших соотечественников и пробудила у них желание реально помочь Музею, защитить его.
Ирэн
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 10:28

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Ирэн »

Мэру г. Москвы С.С. Собянину
Министру культуры РФ В.Р. Мединскому


Обращение Харьковского Культурного Центра имени Н.К. Рериха
по вопросу оказания помощи Международному Центру Рерихов
и общественному Музею имени Н.К. Рериха



Уважаемый Сергей Семенович!
Уважаемый Владимир Ростиславович!

Наша организация с 1992 года сотрудничает с Международным Центром Рерихов и его общественным Музеем имени Н.К. Рериха, участвует в его культурных, научных и образовательных программах. На наших глазах и при участии наших сотрудников-волонтеров восстанавливался из руин памятник архитектуры ХVII-ХIХ вв. «Усадьба Лопухиных». В трудные годы, когда миллионы людей в развалившемся Советском Союзе остались без рабочих мест, когда растаяли как дым их сбережения, и люди остались без средств к существованию, в Москве началось восстановление Усадьбы Лопухиных, переданной Правительством СССР Международному Центру Рерихов для создания Музея имени Н.К. Рериха. В разоренной стране нищие люди самоотверженно делились последним, чтобы помочь Международному Центру Рерихов в исполнении воли Святослава Николаевича Рериха! Вспоминая это время, мы свидетельствуем о том, как в рериховских организациях и в среде людей, сочувствующих Музею имени Н.К. Рериха, по крупицам собирались деньги и продукты в помощь общественникам, уезжающим на реставрацию Музея. Как со всех концов бывшего СССР съезжались общественники и привозили с собой строительный инвентарь, чтобы оказать помощь своим трудом. Работали, забывая о сне и отдыхе, жили, где придется.

Члены нашей организации тоже неоднократно принимали участие в этом народном строительстве как в 90-х годах, так и в последующие годы. На этом историческом снимке среди создателей уникального экспоната – объемной карты Центрально-Азиатской экспедиции семьи Рерихов – харьковчане справа налево: Татьяна и Виктория Пальцевы (в белых халатах), Ольга Пискарева и Вера Онипко (в черной одежде).

Мы видели, что государство не выполнило ни одного из взятых на себя при создании Музея обязательств, ссылаясь на то, что обязательства эти давались при Советском Правительстве. Однако, всем известно, что преемником Советского Союза является Россия. Поэтому не удивительно, что у тех, кто впервые знакомится с историей создания и выживания Музея имени Н.К. Рериха, возникает естественный вопрос, почему же в случае с общественным Музеем, государство РФ в лице его чиновников более двадцати лет отказывается от своих обязательств? Мы не ждем ответа на этот вопрос, так как все эти годы видели практический ответ на него в виде борьбы «власть имущих» с общественным Музеем за наследие Рерихов. Мы видели, как игнорировалась воля великого человека – Святослава Николаевича Рериха, как совершались действия, направленные на захват наследия, самой Усадьбы Лопухиных и даже территории, на которой расположен Музей. Об этом много написано и сказано. Шесть томов «Защитим имя и наследие Рерихов» наполнены фактическим материалом, рассказывающим об этой борьбе. Наша организация не раз участвовала в защите Музея и его сотрудников от очередных нападок «претендентов на наследие». Сотрудниками писались статьи в газеты и в сборники «Защитим Имя и Наследие Рерихов», издавались книги, проводился сбор подписей деятелей науки и культуры Харьковщины в защиту Музея и его директора.

Мы видели все эти годы и видим сейчас, как самоотверженно трудится коллектив Музея, исполняя волю дарителя наследия. Нас всегда поражал мужественный и титанический труд его бессменного директора, выдающегося ученого современности – Людмилы Васильевны Шапошниковой. Она, невзирая на неимоверные трудности и бесчисленные попытки чиновничьих структур отобрать наследие, несмотря на клевету злопыхателей вывела Музей на высочайший мировой уровень. Одновременно с этим Людмила Васильевна создавала новое направление в науке – рериховедение, ввела в научный оборот новое научное мировоззрение, основанное на философии космической реальности! Ею написаны десятки книг, созданы сценарии кинофильмов, повествующих о значении семьи Рерихов и роли их наследия для дальнейшего эволюционного развития человечества. Жизнь Музея, его директора и сотрудников в этих условиях жесточайшего напряжения и преодоления нескончаемых препятствий, создаваемых искусственно – это настоящий подвиг. Это – ежедневный подвижнический труд на благо своей страны! Такие люди, поистине, являются национальным богатством России, ими должны гордиться, им должны помогать все! Но, увы!.. Сегодня борьба за существование Музея приобрела еще большую остроту. Музей лишился финансовой поддержки своего основного мецената – банкира Бориса Ильича Булочника, у которого Центробанк отобрал лицензию и проводит процедуру банкротства созданного им Мастер-банка. Наши статьи по этому вопросу опубликованы на разных сайтах, в том числе и по адресу http://roerich.scana.com.ua (Н.В. Миц «Гонения на мецената: разве это возможно?»; Т.Л. Надточий «Судьба Культуры и меценатства в России»). Музею стало нечем платить за аренду здания и за коммунальные услуги; нечем платить зарплату сотрудникам. Уникальный и единственный такого высочайшего уровня общественный культурный и научный центр остался без финансирования. Те, кто хотели уничтожить общественный Музей имени Н.К.Рериха, надеялись, что финансовые трудности заставят покорно склонить головы и добровольно отдать государственным чиновникам музей, в котором хранятся бесценные сокровища мировой культуры. Но общественный Международный Центр Рерихов, вопреки ожиданию тех, кто все привык измерять только в долларовом эквиваленте, живет и работает. В его поддержку поднялась общественность не только России, но и других стран, так как долг каждого прогрессивного человека – всячески поддерживать общественную инициативу по развитию Культуры.
Мы обращаемся к Министерству культуры РФ прекратить притязания на имуществj МЦР и признать законное завещание С.Н. Рериха о передаче им наследия семьи именно общественному Музею.

Мы обращаемся к Правительству Москвы, к Министерству Культуры РФ с просьбой поддержать Международный Центр Рерихов и общественный Музей имени Н.К. Рериха в их законном требовании о предоставлении памятнику истории и культуры «Усадьба Лопухиных» аренды по льготной ставке – 1 рубль за кв. м., согласно «Положению о предоставлении в аренду объектов культурного наследия г. Москвы, находящихся в неудовлетворительном состоянии», утвержденному постановлением правительства Москвы №12 – ПП от 24.01.2012 г..

Мы просим: оказать общественному Музею имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов финансовую поддержку в осуществлении культурных проектов, направленных на популяризацию в России и за рубежом наследия Рерихов для утверждения статуса России как великой культурной державы.
Надеемся на то, что в 2014 году, объявленном в России Годом Культуры, страна с Вашей помощью сумеет, наконец, достойно защитить уникальный Общественный Музей имени Н.К. Рериха – ярчайший пример бескорыстного служения делу Культуры!

От имени членов ХОО «Культурный Центр имени Н.К. Рериха»
Председатель Правления Надточий Татьяна Леонидовна
сайт Международного Совета Рериховских организаций http://www.roerichs.com/Publications/Ce ... etter7.htm
Ирэн
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 10:28

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Ирэн »

источник:http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=2932

Газета "Совершенно секретно", г. Москва, № 2 2014 г.

Культура как обуза
sovsec-1.jpg
Два слова «Не отвечать», начертанные сталинской рукой на письме мечтавшего вернуться в Россию Николая Рериха, похоже, и сегодня вдохновляют обитателей официальных кабинетов. И судьба наследия Рерихов — не единственный тому пример. Ту же мантру, судя по всему, повторяют про себя чиновники от культуры при появлении просителей от любого общественного музея.

Об этом говорили участники прошедшей в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха пресс-конференции: первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Александр Стеценко , директор Дома-музея Матвея Муравьева-Апостола Татьяна Макеева , президент Комитета по сохранению наследия Рерихов Александр Лосюков и директор Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей Елена Калмыкова.
Говорили о высоком. О деньгах. О людях, чья предприимчивость и личное увлечение могут удачно сочетать в себе и первое, и второе.

Почему общественный

Вся история общественного Музея имени Н.К. Рериха с момента его создания и до грянувшего в конце 2013 года кризиса в связи с прекращением финансирования основным меценатом и спонсором Борисом Булочником (после краха возглавляемого им ОАО «Мастер-Банк») — это история о том, как государство мешало, а конкретные люди, та самая общественность, помогали сохранить целый пласт русской культуры. Включая как наследие этой уникальной семьи, так и бережно отреставрированные стены, в которых ему суждено было обосноваться в России.

Александр Стеценко напомнил, почему Рериховский музей создавался как общественный. Все началось с печального опыта общения Рерихов с советским государством. Старший сын Николая и Елены Рерихов Юрий, выдающийся ученый, востоковед, первым вернулся в Союз в 1957 году со своей частью наследия. Он организовал первую выставку картин отца, сразу объявив, что готов передать все в дар Советскому Союзу, и обратился к Министерству культуры с просьбой создать музей Николая Рериха. Министерство пообещало, но музей так и не создало. После скоропостижной смерти Юрия история с его наследством и московской квартирой превратилась в криминальный триллер (см. «Совершенно секретно», № 12/2013). Брата Святослава от наследства решительно оттеснили, а государство бесценной коллекцией удивительным образом «не заинтересовалось». У меня сложилось впечатление, что чиновники из министерства просто превратили так и не ставшую мемориальной квартиру (сегодня, кстати, она абсолютно пуста) в личные запасники тогдашней номенклатуры — каждый большой человек мог прийти и выбрать для себя или для подарка «немного Рериха».

В новые российские времена разграбление продолжилось. Сотрудники уже созданного общественного музея безрезультатно обращались в официальные инстанции, в прокуратуру. И что? «Не отвечать»... Единственное, что им удалось, — выкупить с помощью мецената некоторые всплывавшие в антикварных салонах полотна.

Другая причина нынешнего статуса музея — концепция культуры самого Николая Рериха, основанная на общественной инициативе. Его личный проект, Пакт Рериха, воплотился в первый международный договор о сохранении культурных ценностей и защите носителей культуры, подписанный перед Второй мировой войной 20 государствами и впоследствии легший в основу Гаагской конвенции 1954 года и создания ЮНЕСКО. Неудивительно, что Святослав Рерих в память об отце и брате и получив собственный опыт общения с советской бюрократией, обратился к Президенту СССР Горбачеву с просьбой создать именно общественный музей и заявил о готовности передать свою часть наследия только такому учреждению.

Что сегодня представляет собой музей, чья коллекция в 2005 году приказом Министерства культуры была включена в негосударственную часть музейного фонда РФ?

Это более 9000 экспонатов (картины, предметно-вещевой фонд, рукописи, библиотека). Самое большое собрание картин Рериха в мире. Уникальный рукописный архив семьи, который постепенно издается. Передвижные выставки, с 1992 года побывавшие более чем в 500 городах России и зарубежья. Это научно-культурный центр, который ежегодно проводит конференции и семинары. Книги и журнал «Культура и время». Активное международное сотрудничество. В 2012 году после многолетних трудных переговоров Международный Центр Рерихов подписал с правительством индийского штата Химачал-Прадеш и руководством Международного Мемориального Траста Рерихов (ММТР, Кулу) договор о совместных действиях по созданию в имении Николая Рериха в гималайской долине Кулу музейно-научного комплекса и возрождению Института Гималайских Исследований «Урусвати». Последний был основан Николаем Рерихом как город знаний и занимался комплексными исследованиями на стыке самых разных наук. И наконец, это путешествующая по миру выставка, посвященная Пакту Рериха, проводимая под патронатом ЮНЕСКО. Как рассказал Александр Лосюков, в прошлом году она побывала в Уругвае, Аргентине, Чили — это государства, в свое время подписавшие Пакт, — а до этого — в Германии, в Европейском центре ООН в Женеве.

Если не найти финансирование, вся эта активность остановится и тогда уже по миру пойдет сам музей.

Стеценко поблагодарил многочисленные Рериховские общества в России и за рубежом, другие общественные организации, которые пришли на помощь. Благодаря их пожертвованиям, сотрудникам музея выплатили зарплату за ноябрь и декабрь и покрыли коммунальные платежи. В среднем чтобы выплачивать зарплату и оплачивать коммунальные услуги, содержать усадьбу, уходит 13 миллионов рублей ежемесячно, то есть без учета культурной деятельности (затрат на проекты) — около 150 миллионов в год.

Податная единица?

Музей обратился к руководству страны и города.

— С правительством Москвы, — говорит Стеценко, — мы уже не первый год пытаемся решить вопрос с льготной арендой. Ведь мы полностью за счет нашего мецената провели реставрацию усадьбы Лопухиных, в которой находимся. Московские власти работу приняли еще при Лужкове, в 2006 году, и высоко оценили. Мэр тогда попросил своего заместителя Людмилу Швецову разобраться в ситуации. Она представила заключение: Международный Центр Рерихов, Музей Рериха являются одними из самых добросовестных пользователей Москвы по содержанию и сохранению памятника, и они вообще заслуживают безвозмездной передачи усадьбы в пользование. Сегодня на дворе 2014-й, и мы все там же. Правительство Собянина приняло долгожданное постановление по льготной аренде — «один рубль за один квадратный метр в год». Но в нем речь шла только о новых арендаторах — тех, кто только еще собирается что-то реставрировать. В конце концов нас вроде бы тоже включили в этот список. После этого мы трижды подавали документы в «единое окно» — и трижды они терялись! В итоге приходит нам пеня по аренде — 12 миллионов накапало. Мы до последних событий в месяц тратили на воссоздание усадьбы больше средств от нашего мецената. Теперь ждем. Поскольку с Департаментом имущества у нас отношения сложные, обратились с письмом в Департамент культуры Москвы. Его руководитель Сергей Капков обещал после Нового года решить, как нам помочь. Пока тишина. Нет ответа...

По словам Елены Калмыковой, директора Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей, жизнь общественных музеев проходит сегодня в условиях, приближенных к боевым. И судя по тому, что она рассказала корреспонденту «Совершенно секретно» уже после пресс-конференции, это не преувеличение.

— Финансирование и развитие коллекции общественный музей пытается вести, не беспокоя государство, силами тех людей, которые находятся с ним рядом. Но что происходит? Например, в 2011 году к нам на экскурсию приходят представители группы компаний «Новард». И впервые в нашей истории обращаются с предложением помочь с арендной платой. Мы заключаем договор на 60 тысяч рублей в месяц — именно такова была в тот момент сумма аренды. А на следующий день получаем извещение из Департамента имущества, из которого следует, что арендная плата поднимается в два раза, причем, как водится, задним числом. И что нам делать? Идти к ним и говорить: извините, не хватает — вчера было 60, а сегодня 120?! А за два последних года нам подняли арендную плату в четыре раза. Какой логикой можно объяснить такой подход к общественному музею, мне сказать трудно. Мы написали уже два письма в департамент. Претензии-то мы уже получили, с предупреждением, что они обратятся в суд, чтобы выселить музей, а ответов на наши письма — нет. Причем пойти на контакт с нами, выслушать никому даже в голову не приходит. Этой проблемы для них просто не существует.

По закону разве вам не положена льготная арендная плата? Как учреждению культуры?

— Только как малому бизнесу. Что касается нововведения «один рубль за один квадратный метр в год» — то нужно еще доказать, что мы достойны. Дальше вступает в силу закон, по которому сначала необходимо провести реставрацию помещения. За свой счет. Но... только с помощью тех компаний, которые назовет Департамент имущества города Москвы. Вы можете представить, какие это должны быть суммы. А обратиться к общественности, привлечь людей, которые какие-то работы готовы сделать на волонтерских началах, мы не можем, точнее, можем, но тогда не получим эту льготу. Найти же средства на реставрацию по схеме Департамента имущества тоже не можем. В процессе реставрации, кстати, придется платить обычную аренду — рубль в год светит только после того, как все закончено. И последнее: кто мне даст гарантию, что после того, как я отреставрирую здание, найду спонсоров, которые вложат в это свои деньги, и получу заветное «один за один», через год-другой здание кому-то не понадобится? Юридически мы все равно остаемся арендаторами. А с арендаторами разговор короткий, некоммерческим организациям аренду продлевают раз в пять лет. В конце года на сайте Департамента имущества Москвы было вывешено объявление, что отныне льготная аренда должна подтверждаться на комиссии ежегодно.

Что меня поражает в этой ситуации, — продолжает Елена Калмыкова, — здание построено частным благотворителем до революции. За 19 лет, что я работаю в музее, ни одной копейки Департамент имущества в помещение не вложил — что можем, делаем своими силами. При этом в 2011 году аренда возрастает в два раза по причине необходимости обеспечить штат инспекторов, которые будут заниматься вопросами энергосбережения. Получается, что музей — это такая податная единица, которая, наряду с тем, что хранит коллекцию, ведет свою основную работу, за счет денег школьников и студентов — именно они наши основные посетители (входной билет стоит 50 рублей, 100 рублей — экскурсия) должна еще содержать чиновников.


Обед с президентом

Елена Калмыкова возглавляет уникальный музей. Каждому начинающему бизнесмену в России стоило бы побывать в этом старом московском доме в районе Якиманки. Сотни документов, фотографий, личных вещей, портретов, наград российских банкиров, промышленников, купцов, представителей интеллигенции, заложивших основы российской культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной поддержки. Многое здесь собрано благодаря помощи потомков Алексеевых, Бахрушиных, Армандов, Гучковых, Зиминых, Каверина, Мамонтовых, Морозовых, Прохоровых, Рукавишниковых, Рябушинских, Сафонова, Сытиных, Третьяковых, Шелапутиных, Шехтеля. Всех тех, кто, как выразился Александр Стеценко, создавал негосударственную форму культуры. Именно от них нам достались основные театры, музеи, которые были либо подарены государству, либо экспроприированы.

— Люди, которые принесли нам и доверили часть своей личной истории, — рассказывает Калмыкова, — как и в случае с Музеем Рериха, говорили, что не хотят, чтобы этим занимался государственный музей, нет у них к государству доверия.

Кто вас поддерживает?

— Нам помогали такие предприниматели, как Александр Паникин, который уже ушел из жизни, Михаил Куснирович, Дмитрий Зимин. Но сейчас и самим предпринимателям непросто в их основном деле. Так что всем миром приходится собирать деньги. Однажды мы за два месяца собрали через Интернет 540 тысяч рублей. Народ откликается.

А государство вас замечает?

— Однажды наш хранитель в Год благотворительности — в 2006-м — ходил на обед к президенту Путину. Предварительно приезжали из администрации, посмотрели на нас. Потом передали приглашение. Я участвую в разного рода экспертных советах в Мосгордуме, в Совете Федерации. Не могу сказать, что чиновники к нам плохо относятся — и мы сами все время пытаемся наладить контакт. Но вопросы-то не решаются! Если бы потенциальный благотворитель, которому по душе то, что мы делаем, точно понимал, что сегодня здесь музей и через 15 лет в этом здании будет музей, он бы видел смысл поучаствовать в реставрации. Но когда мы сами не понимаем, что будет с музеем завтра, как мы можем убеждать людей вкладывать в нас деньги?

Обсуждаемый сейчас закон о меценатстве, который позволит получать определенные выгоды тем, кто вкладывается в культуру, не вызывает у Елены Калмыковой оптимизма.

— Тот текст законопроекта, который я видела, по-моему, ситуацию только ухудшит. На мой взгляд, с такими вещами нужно поступать очень осторожно. Как бы это не вылилось в очередной список льготников. Потому что, если говорить о настоящих меценатах и благотворителях, которых мы знаем не только по музеям, — есть льготы, нет льгот, они все равно вкладывают деньги в то, что им по душе. Важно, чтобы не мешали, чтобы дали возможность красиво, открыто помогать и чувствовать себя людьми, живущими настоящей правильной жизнью. Станет ли такой закон помощью людям, которые хотят что-либо сделать для развития культуры, или, наоборот, выставит очередные препятствия — вопрос открытый. И, кстати говоря, тот же золотой век предпринимательства, меценатства и благотворительности состоялся не только потому, что предприниматели изъявляли желание построить то или иное здание, но и потому, что был контакт между государством, городским управлением и бизнесом и вопросы решались совместно. И сегодня речь идет о восстановлении этого контакта.

***

Даст ли объявленный Год культуры реальные ответы на вопросы, накопившиеся у работников музеев? Или выльется в очередной обед с президентом, где между салатом и рагу все будут клясться в любви к национальному лидеру и проклинать друг друга, как это недавно случилось с великими писателями? Не отвечать!

Галина СИДОРОВА
Кэтрин
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 14:46

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Кэтрин »

Хорошо, что появляются статьи в поддержку МЦР в таких популярных изданиях, как "Трибуна", "Совершенно секретно" и других, благодаря этому все больше людей будет узнавать о тех проблемах, с которыми столкнулся МЦР, лишившись своего мецената. В последнее время государство начинает оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим общественным организациям. Мне думается, что всю деятельность МЦР фактически можно рассматривать как социально ориентированную. В Музее ведется широкая культурно-просветительская работа: экскурсии по Музею, во время которых посетители находясь в пространстве Красоты и Гармонии, узнают об удивительной семье Рерихов, их вкладе в различные виды наук, культуру, защиту Мира, научных экспедициях, институте Урусвати, Знамени Мира, Пакте Рериха, Учении Живой Этики и т.д.; чтобы послушать научные лекции, побывать на концертах, люди приезжают в МЦР не только из разных районов Москвы, но и из разных регионов страны; выставочная деятельность также насыщенна: разнообразные выставки в самом Музее ежемесячно сменяют друг друга, передвижные выставки картин Н.К. и С.Н. Рерихов проходят в разных городах страны и зарубежья; издаются великолепного качества книги из наследия Рерихов и о них, печатаются труды ОНЦКМ, издается журнал "Культура и время" и т.д.; ежегодно проводятся международные научно-общественные конференции, посвященные разным темам, во время работы которых идет живой диалог представителей общественности и науки. То есть обществу, государству коллектив МЦР предоставляет высококультурные творения из Мира Знания и Красоты. Поэтому так хочется, чтобы государство, наконец-то, всеми мерами поддержало общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, помогло выполнить волю Святослава Николаевича полностью!
Лора
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 14:07

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Лора »

Из статьи "Культура как обуза" узнала, что, оказывается, у нас в Москве есть общественный Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей, директор которого пришла поддержать МЦР. Это здорово, что общественные музеи поддерживают друг друга, но горько от того, что государство не только не помогает им, но всячески мешает их деятельности, а порой пытается уничтожить. Без возрождения истинной Культуры нашей России не стать великой державой. Общественные музеи, чья деятельность держится на огненном энтузиазме их сотрудников, друзей и помощи неравнодушных людей, заслуживают самой большой и постоянной государственной поддержки. Хочется верить, что наступивший Год Культуры станет переломным в отношении государства к Культуре, и оно, наконец-то, повернется к ней лицом и протянет надежную руку помощи.
Oleg
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 25 янв 2014, 14:53

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Oleg »

Галина Сидорова в статье «Культура как обуза», четко показала, почему С.Н. Рерих так настаивал на общественном статусе Музея. Теперь многим читателям газеты «Совершенно секретно» станет понятна и позиция МЦР. Чиновники к государственным музеям относятся как к собственной кормушке. Не удивительно, что они не заинтересованы в существовании общественных музеев.
Ответить

Вернуться в «Защита имени, наследия Рерихов, МЦР и Е.П. Блаватской»