Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Ирэн
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 10:28

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Ирэн »

Сообщение Международного Центра Рерихов о результатах проверки Министерством юстиции Российской Федерации на предмет выявления в деятельности МЦР признаков экстремизма

В соответствии с распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации № 634-р от 25 апреля 2016 г. в Международном Центре Рерихов с 1 июня по 29 июня 2016 г. была проведена внеплановая документарная проверка «во исполнение требования Министерства культуры Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 4473-01-51-ВА». Требование о проверке было направлено первым заместителем министра культуры В.В. Аристарховым.

Основной целью проверки, инициированной В.В. Аристарховым, являлось:

«выявление наличия (отсутствия) признаков деятельности Организации в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента;

выявление наличия (отсутствия) в деятельности Организации признаков экстремизма».

По итогам проверки Министерство юстиции РФ пришло к следующим выводам, отраженным в Акте проверки:

«В ходе проверки не выявлено наличия признаков деятельности Организации в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Фактов наличия в деятельности Организации признаков экстремизма в ходе проверки не установлено.

В ходе проверки установлено, что Организацией осуществляется деятельность, направленная на достижение уставных целей Организации»
.

Данная проверка Международного Центра Рерихов стала седьмой по счету в этом году внеплановой проверкой нашей общественной культурной организации со стороны контролирующих органов (Государственной инспекции труда, налоговой инспекции, МВД, инспекции по использованию объектов недвижимости в г. Москве, межрайонной Хамовнической прокуратуры г. Москвы и Министерства юстиции РФ). Инициатором всех этих проверок является первый заместитель министра культуры В.В. Аристархов.

В 2015 г. этим же высокопоставленным чиновником было организовано пять внеплановых проверок Международного Центра Рерихов со стороны прокуратуры, которая, несмотря на требования руководства Министерства культуры, не пришла к заключению, что наследие Рерихов, переданное С.Н. Рерихом нашей общественной организации, находится в Международном Центре Рерихов незаконно. Проверка деятельности МЦР Министерством юстиции РФ была предпринята В.В. Аристарховым в целях возможного изъятия наследия и разрушения общественного Музея имени Н.К. Рериха – на этот раз под предлогом борьбы с экстремизмом. Надо отдать должное сотрудникам Министерства юстиции, которые, как и сотрудники прокуратуры, не пошли на поводу у руководства Министерства культуры и руководствовались фактами, а не спущенными сверху заданиями.

Мы предполагаем, что министр культуры В.Р. Мединский и его первый заместитель В.В. Аристархов не намерены отказываться от своих планов по разрушению общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Послушным инструментом в их руках остается руководство Государственного музея Востока, которое начинает судебные процессы, направленные на выселение МЦР из усадьбы Лопухиных.

Справка:

Международный Центр Рерихов – российская общественная организация, известная своей миротворческой деятельностью по сохранению мирового культурного наследия в свете идеи Пакта Рериха «Мир через Культуру». В 2016 г. выдвинута на Нобелевскую премию мира. Основой МЦР является общественный Музей имени Н.К. Рериха – крупнейший общественный музей России, основанный Святославом Рерихом, младшим сыном великого русского художника Николая Рериха. Музей обладает самой большой в мире коллекции картин Рерихов, его деятельность поддерживается руководством ООН и ЮНЕСКО и получила широкую известность и признание в России и за рубежом.

Святослав Рерих поставил руководству страны обязательные условия передачи наследия: музей должен быть общественным, находиться в ведении общественной организации, основанной самим С.Н. Рерихом, и располагаться в московской усадьбе Лопухиных, которую он лично выбрал из ряда предложенных ему правительством зданий. Данные условия были закреплены в Постановлениях правительства № 950 от 04.11.1989 г. и исполкома Моссовета № 2248 от 28.11.1989 г. В 1990 г. Святослав Николаевич Рерих передал Советскому Фонду Рерихов (после распада СССР – Международный Центр Рерихов), почетным президентом которого он оставался до конца своей жизни, наследие своих родителей мирового значения – сотни картин, библиотеку, уникальный архив, ценные раритеты.

На протяжении 23 лет общественный Музей имени Н.К. Рериха размещается в зданиях усадьбы Лопухиных. Строения находились у Международного Центра Рерихов на правах долгосрочной аренды, а с 2014 г. – в безвозмездном пользовании. За время нахождения в усадьбе МЦР показал себя добросовестным хранителем и пользователем памятника культуры. Без копейки бюджетных средств, за счет народных пожертвований он осуществил уникальную реставрацию зданий полуразрушенной усадьбы Лопухиных, отмеченную высокими государственными и зарубежными наградами. Работа Музея осуществляется исключительно на средства общественности.

источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4731
Мари
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 11:15

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Мари »

http://www.roerichs.com/rezolyutsiya-se ... ie-rossii/

Резолюция съезда международной общественности «Сохраним общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов – общественное достояние России»

25 июня 2016 года в общественном Музее имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (Центр-Музей) состоялся съезд представителей международной общественности «Сохраним общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов – общественное достояние России».

Организаторы съезда – Международное Содружество Рериховских организаций; Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха; Международная общественная организация «Международный Центр Рерихов».

Информационная поддержка: журнал «Культура и время», газеты «Содружество» и «Свет Утренней Звезды», сайт Международного Центра Рерихов, сайт Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха, сайт «Сохраним Музей Рериха», Межрегиональный информационно-аналитический Центр, интернет-форум «Держава Рерихов – Щит Культуры», Культурно-просветительный портал «Адамант», интернет-ресурсы общественных организаций.

В работе съезда приняли участие 248 представителей общественности, в том числе делегаты от 73 общественных организаций из 13 стран мира: Российской Федерации, Финляндии, Беларуси, Казахстана, Латвии, Болгарии, Германии, Эстонии, Австрии, Узбекистана, Украины, Азербайджана, Молдовы. Общественность России представляли на съезде делегаты 6 республик, 35 областей и краев, 92 городов. В режиме онлайн участвовал 101 человек. В работе съезда приняли участие представители научной интеллигенции, деятели культуры и искусства, педагоги, врачи, работники других сфер.

Съезд собрался в условиях чрезвычайной ситуации, угрожающей самому существованию общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР) и его дальнейшей работе по сохранению, научному осмыслению и популяризации наследия Рерихов. Участников съезда объединила глубокая тревога за дальнейшую судьбу уникального культурно-просветительского центра и наследия семьи Рерихов.

На пленарном заседании съезда прозвучали доклады «Причины проблем, возникших вокруг Международного Центра Рерихов за последние четыре года и направления их решения» вице-президента МЦР А.В. Стеценко (Москва, Россия), «Общественные музеи: международные стандарты, опыт и традиции» члена Международного Комитета по сохранению наследия Рерихов, председателя Национального общества имени Рерихов М.П. Куцаровой (София, Болгария), «Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов как реализация общественной формы культуры России» кандидата искусствоведения, руководителя Народного музея семьи Рерихов библиотеки им. Д.С. Лихачева Е.С. Кулаковой (Новокузнецк, Россия).

Участники съезда обсудили причины, содержание, цели беспрецедентной кампании, развернутой против общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР, основанного С.Н. Рерихом и созданного под руководством Л.В. Шапошниковой, а также пути и формы защиты Центра-Музея.

Делегаты съезда единодушно выразили озабоченность разрушительной политикой нынешнего руководства Министерства культуры РФ в отношении МЦР, направленной на изъятие у Центра наследия, переданного ему С.Н. Рерихом для создания общественного Музея имени Н.К. Рериха и выселение его из усадьбы Лопухиных.

Съезд отметил, что действия руководства Министерства культуры РФ:

— противоречат принципиальным условиям С.Н. Рериха, выдвинутым при безвозмездной передаче наследия его родителей в Россию и нарушают гарантии руководства СССР, данные Святославу Николаевичу, а именно – обязательный общественный статус Центра-Музея и расположение в усадьбе Лопухиных, а также оказание поддержки его деятельности со стороны государственных органов. Святослав Рерих в статье «Медлить нельзя!», опубликованной в газете «Советская культура» от 29.07.1989, изложил концепцию развития общественного Центра-Музея, который должен обладать независимостью и иметь возможность функционировать поверх ведомственных барьеров. С.Н. Рерих писал, что «подчинение Центра Министерству культуры, а тем более, Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, … заведомому сужению задач и возможностей Центра». Условия С.Н. Рериха были приняты государством и закреплены в Постановлении Совета Министров СССР № 950 от 04.11.1989; Решении Исполкома Моссовета № 2248 от 28.11.89; Постановлении правительства Москвы № 812 от 03.10.1995 и других распорядительных документах;

— нарушают требования действующего законодательства РФ, а именно: статьи 8 (п.2), 15, 30, 35 Конституции РФ; статьи 700, 1131 Гражданского кодекса РФ; статью 17 ФЗ «Об общественных объединениях» N 82-ФЗ от 19.05.1995; статьи 8, 15, 16, 31, 32 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» N 3612-1 от 09.10.1992; принципы и задачи, закрепленные в «Основах государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента РФ № 808 от 24.12.2014.

Участники съезда особо отметили конструктивную позицию Президента РФ В.В. Путина, который не раз обращал внимание руководителей Министерства культуры и других государственных ведомств РФ на значимость роли общественных объединений в развитии социальной сферы и культуры. Поддерживая созидательные гражданские инициативы, Президент РФ на законодательном уровне закрепил передачу общественности ряда государственных функций в области культуры и социальной ответственности. В отчете Общественной палаты РФ за 2015 год подчеркивается, что качественный рост общественного сектора – «не просто одна из особенностей современного развития. Это новая тенденция, которая способна менять и уже меняет социальные отношения, воздействует на государственные институты, способствует вынесению на суд общественности таких проблем, которые еще вчера решались исключительно кулуарно. Гражданские активисты начинают формировать повестку дня, создают конкуренцию традиционным политическим структурам по влиянию на общество».

Участники съезда подчеркнули, что не для всех руководителей государственных институтов позиция Президента России в отношении общественных организаций оказалась значимой, не все представители исполнительной власти разделяют ее. Печальным примером тому служит отношение руководства Министерства культуры РФ к уникальному общественному Музею имени Н.К. Рериха МЦР, олицетворяющему яркое и успешное проявление общественной формы культуры в жизни России. Более четверти века деятельность Музея, активно поддерживаемая многочисленными общественными организациями и частными лицами, реально демонстрирует не просто жизнеспособность, но подлинную плодотворность общественной формы, ее согласованность с главными направлениями культурного развития страны и шире – ее созвучие с эволюционными путями человечества.

За общественными формами, как считали Н.К. Рерих и Д.С. Лихачев, будущее культуры, ее сохранение и развитие. «Дело культуры никогда не может быть лишь делом только правительства страны, – писал Н.К. Рерих, – Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния». В 1993 году Д.С. Лихачев писал Президенту России Б.Н. Ельцину: «Полностью солидарен с принципиальной позицией Рерихов о необходимости развития новых общественных форм сохранения и использования культурного наследия». Дмитрий Сергеевич подчеркивал, что «культура должна быть в общественном ведении в первую очередь и во вторую уже – в ведении государства».

В своих выступлениях участники съезда отметили некоторые особенности проявления общественной формы культуры на современном этапе развития России. Общественная форма культуры основана на добровольной инициативе людей, объединивших свои усилия для деятельности в пространстве культуры и претворяющих высокие принципы культуры и этики на основе самосовершенствования, расширения сознания и стремления к красоте. Это форма, – самостоятельного, свободного от командно-административной регламентации со стороны государства и других негативных явлений современной цивилизации, – творческого развития культурных объединений граждан, создаваемых ими учреждений культуры и творческих проектов. Деятельность общественных форм культуры способна пробуждать сознание широких масс, создавать общественное мнение, направленное на сохранение и развитие культуры, подвигать к широкому сотрудничеству и формировать то необходимое «моральное напряжение», которое побуждает общество и государственные учреждения к решениям, направленным на сохранение и развитие Культуры, а, следовательно, и укрепление России.

Современные общественные формы культуры представляют собой важное звено взаимосвязи государства и общества. Они активно вступают в творческое сотрудничество с представителями власти и бизнеса и, как правило, являются его инициаторами. Осуществлять взаимодействие с государственными и коммерческими структурами общественные формы культуры готовы на основе партнерства, т.е. равноправия, взаимоуважения, свободы творческого выражения, что далеко не всегда понимается и принимается представителями власти и бизнеса.

Съезд подчеркнул, что современная политика Минкультуры РФ в отношении МЦР идет вразрез с принципами партнерства общественности и государства, игнорируя главные ценности гражданского общества – добровольный труд, исполнение долга каждым гражданином не «по команде», но в силу сознательного отношения к культуре.

В этой связи, участники съезда особо отметили, что в современных условиях общественные формы культуры, действующие на основе высоких этических принципов, нуждаются в развитии, соблюдении своих прав и поддержке со стороны государства, поскольку именно они способны служить гарантом стабильного, устойчивого развития страны и создавать подлинно культурные основы дальнейшего развития российской государственности.

Съезд подчеркнул, что Международный Центр Рерихов, создавший общественный Музей мирового уровня, стал ведущим и крупнейшим культурным и научным центром в области сохранения, исследования и популяризации наследия семьи Рерихов. За период его деятельности было проведено более 670 передвижных выставок, 25 научно-общественных конференций, более 790 семинаров и лекций; опубликовано 250 наименований книжной продукции из наследия Рерихов общим тиражом более 500 000 экз.; издается ежеквартальный журнал «Культура и время». За счет средств меценатов и широкой общественности без государственного участия МЦР воссоздал уникальный архитектурно-исторический памятник XVII-XIX вв. «Городская усадьба Лопухиных», в которой размещен общественный Музей имени Н.К. Рериха.

Съезд отметил, что МЦР смог объединить широкую, прогрессивную международную общественность с целью популяризации в мире миротворческой идеи Н.К. Рериха «Мир через Культуру». Своим уникальным международным выставочным проектом «Пакт Рериха. История и современность», поддержанным Министерством иностранных дел РФ, Россотрудничеством, ЮНЕСКО и ООН Международный Центр Рерихов фактически возродил интерес мирового сообщества к идее Николая Рериха «Мир через Культуру», заложенной в Пакте Рериха – первом международном договоре, направленном на защиту культурного наследия. Выставки этого проекта с 2012 по 2016 гг. прошли в 46 городах 17 стран Европы, в государствах Северной и Южной Америки, Азии, а также в 115 городах России. При поддержке Постоянного Представителя РФ при ООН В.И. Чуркина МЦР 15 апреля 2015 г. открыл выставку, посвященную 80-летию Пакта Рериха, в Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке. По этому поводу Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун сделал специальное обращение, в котором подчеркнул выдающуюся заслугу Пакта Рериха в вопросе развития правовых механизмов, обеспечивающих сохранение и защиту культурного наследия, которые использует ЮНЕСКО и объявил благодарность МЦР. Генеральный Директор ЮНЕСКО Ирина Бокова высоко оценила международные миротворческие проекты МЦР: «Ваша инициатива тем более значима, что она вносит прямой вклад в достижение возложенных на ЮНЕСКО задач по созиданию мира в сознании людей. Поэтому я рада приветствовать такие международные проекты, как Ваш, поскольку они укрепляют продвижение культуры мира и ее достижение через образование и культуру».

Съезд особо подчеркнул, что МЦР, осуществляя успешную многогранную культурную деятельность, не получает ни экономической, ни финансовой, ни юридической, ни технической помощи со стороны государства. Вместо поддержки Министерство культуры оказывает систематическое давление на МЦР – инициируются уголовные и административные дела; поддерживаются сомнительные проекты, в основе которых заложены идеи ликвидации МЦР и его общественного Музея; усиливается экономическая и информационная блокада МЦР; рассылаются письма в различные правоохранительные органы, на основе которых проводятся бесконечные проверки, затрудняющие культурную деятельность Центра-Музея. Своими действиями Минкультуры РФ дискредитирует МЦР и сеет сомнения относительно культуротворческой направленности его деятельности. Широкий резонанс российской и зарубежной общественности вызвало инициирование руководством Министерства культуры РФ проверки МЦР по выявлению «наличия (отсутствия) в деятельности Организации признаков экстремизма» и выполнения «функции иностранного агента». Отстаивание общественной организацией права на жизнь, на осуществление свободной культуротворческой и миротворческой деятельности квалифицируется руководством Министерства культуры РФ как противостояние власти и экстремизм!

Учитывая опасность сложившейся ситуации для дальнейшей культурно-просветительской и миротворческой деятельности МЦР, съезд решил:

1. Выразить полную поддержку позиции Президента РФ В.В. Путина, направленной на становление и развитие общественных объединений в России, работающих в пространстве культуры.
Обратиться от имени участников съезда к Президенту РФ с Открытым письмо, в котором выразить просьбу, защитить МЦР и его общественный Музей от административного произвола руководства Министерства культуры РФ и поддержать их культурную деятельность. Уполномочить Внукова Дениса Владимировича передать письмо в администрацию Президента РФ.
2. Признать Международную общественную организацию «Международный Центр Рерихов» ведущей общественной организацией в деле сохранения, изучения и популяризации наследия Рерихов.
3. Особо отметить ведущую роль МЦР и его общественного Музея в формировании и развитии общественной формы культуры. Ибо общественность воспринимала и воспринимает Центр-Музей не иначе, как успешно реализованную прогрессивную гражданскую инициативу мирового значения.
4. Считать действия руководства Министерства культуры РФ, направленные на выселение МЦР из усадьбы Лопухиных и изъятие, принадлежащего ему наследия С.Н.Рериха, грубым нарушением распоряжений С.Н. Рериха и его условий, выдвинутых при безвозмездной передаче наследия в Россию, а также гарантий, данных государством Святославу Николаевичу.
5. В 2015 году по настойчивым требованиям Министерства культуры Прокуратура РФ провела проверку по вопросу законности владения МЦР наследием Рерихов, переданным ему Святославом Николаевичем, а также его сохранности. Результаты проверки показали отсутствие каких-либо оснований к утверждению, что наследие Рерихов находится в МЦР незаконно. Комиссия, проводившая проверку, также отметила наличие достойных условий хранения наследия и полную его сохранность. Обнаруженные недостатки в учете не являются критическими и не могут изменить общую благоприятную ситуацию хранения наследия в МЦР, которая имеется далеко не в каждом государственном музее.
Исходя из принципа целостности наследия, указанного в завещательном распоряжении С.Н. Рериха, участники съезда считают необходимым провести проверку той его части, – а именно коллекции С.Н. Рериха, – которая находится в Государственном музее Востока (ГМВ), по вопросу законности владения ГМВ данной коллекцией и ее соответствия по количеству и составу правоустанавливающим документам владельца – Святослава Николаевича Рериха. С этой целью обратиться с Открытым письмом в Генеральную Прокуратуру РФ с просьбой создать независимую комиссию, в состав которой могли бы войти специалисты Министерства культуры РФ, Международного Центра Рерихов, представители общественности и независимые эксперты. Уполномочить Внукова Дениса Владимировича передать письмо в Прокуратуру РФ.
6. Объявить о начале Международной культурной программы «Армагеддон Культуры: наследие Рерихов в опасности!», направленной на сохранение деятельности МЦР и его общественного Музея в усадьбе Лопухиных, а также на выполнение распоряжений С.Н. Рериха в отношении переданного в Россию наследия.
7. Продолжить оказание финансовой и других видов благотворительной помощи МЦР, направленной на обеспечение жизнедеятельности его Музея и многогранной культурно-просветительской работы.
8. Широко популяризировать деятельность МЦР, используя региональные СМИ и ресурсы Интернета.
9. Обратиться к руководству МЦР с просьбой – рассмотреть возможность учреждения медали имени Л.В. Шапошниковой, для награждения общественных деятелей за вклад в развитие общественной формы культуры.
10. Поручить оргкомитету съезда организовать проведение независимой общественной экспертизы с целью установления соответствия действий Министерства культуры РФ в отношении МЦР действующему законодательству РФ и Указам Президента РФ в области культуры, а также «Основам государственной культурной политики».


Москва. 25 июня 2016 года.
Мари
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 11:15

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Мари »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4742

Открытое письмо Совета трудового коллектива Международного Центра Рерихов

Председателю Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике
г-же З.Ф. Драгункиной

Члену Совета Федерации РФ, первому заместителю председателя Комитета по регламенту и организации парламентской деятельности
г-же С.П. Горячевой

Уважаемая Зинаида Федоровна! Уважаемая Светлана Петровна!

Обращаемся к Вам в связи с участившимися проверками Международного Центра Рерихов (МЦР). За шесть месяцев с.г. по требованию первого заместителя министра культуры РФ В.В. Аристархова было проведено девять внеплановых проверок (прокуратуры, налоговой инспекции, трудовой инспекции, Министерства юстиции, Росимущества и др.). Трудно поверить в то, что министр культуры В.Р. Мединский и первый заместитель В.В. Аристархов, по долгу службы обязанные защищать и развивать культуру, прикрываясь благими намерениями сохранить наследие Рерихов, обеспечить «широту доступа» общественности к наследию, на самом деле прилагают все усилия, чтобы уничтожить общественный Музей имени Н.К. Рериха, захватить его фонды и создать в усадьбе Лопухиных государственный музей Рерихов.

22.12.2015 г. вице-президент МЦР А.В. Стеценко направил письмо члену Совета Федерации РФ, первому заместителю председателя Комитета по регламенту и организации парламентской деятельности С.П. Горячевой с просьбой помочь сохранить общественный Музей им. Н.К. Рериха. С.П. Горячева 13.01.2016 г. направила свое обращение Председателю Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике З.Ф. Драгункиной с просьбой вмешаться в сложившуюся ситуацию и принять меры по ее разрешению.

За это время Министерство культуры на заседании коллегии от 17.02.2016 г. приняло решение о создании государственного музея семьи Рерихов на территории усадьбы Лопухиных, где размещается общественный Музей им. Н.К. Рериха, с использованием его фондов, не принадлежащих государству. И только 17.03.2016 г., месяц спустя после проведения коллегии, А.В. Стеценко был получен ответ из Управления организационного обеспечения Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, где сообщалось о том, что обращение было получено и «информация, изложенная в нем, была доведена до сведения Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре». Но до сих пор мы не получили никакого решения Вашего Комитета, хотя нам была обещана встреча с трудовым коллективом нашей организации, без которого нельзя решать судьбу общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов.

Считаем, что действия, предпринятые Министерством культуры в отношении нашей общественной организации, которая не находится в его административном подчинении, незаконны и направлены на ее уничтожение. Стремительная передача усадьбы Лопухиных из муниципальной в федеральную собственность по просьбе руководства Министерства в конце прошлого года и закрепление ее на правах оперативного управления за Государственным музеем Востока, который на протяжении длительного времени делал все, чтобы ею завладеть (несмотря на то, что она была передана Правительством страны для размещения в ней именно общественного Центра-Музея), свидетельствуют об истинных целях чиновников от культуры – разрушить наш Музей, овладеть его фондами и выселить МЦР из усадьбы. Недавнее обращение В.В. Аристархова в Министерство юстиции РФ с требованием проверить МЦР на предмет нахождения в его деятельности признаков экстремизма и иностранного агента, показало, что руководство Министерства культуры ради достижения своих корыстных целей, не имеющих ничего общего с интересами государства, лжет и распространяет явную клевету против организации, чья многолетняя миротворческая деятельность заслужила высокое признание со стороны Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой. Полученный нами Акт проверки Министерства юстиции РФ свидетельствует о том, что ни одно из обвинений в антигосударственной деятельности, выдвинутых г-ном Аристарховым в адрес МЦР, не подтвердилось. Неужели министр культуры В.Р. Мединский и его первый заместитель В.В. Аристархов не несут никакой ответственности за распространяемую среди руководства страны, министерств и ведомств недостоверную информацию? Неужели Совет Федерации будет молча взирать, как руководство Министерства культуры, само погрязшее во множестве коррупционных скандалов и совершающее действия, позорящие высокое звание работника культуры, будет методически и целенаправленно разрушать самый крупный общественный музей России, столько сделавший для сохранения наследия наших великих соотечественников и популяризации их миротворческих идей?!

Мы возмущены, что судьба нашего Музея, созданного силами и средствами трудового коллектива и общественности России и других стран, без единой копейки бюджетных средств, решается чиновниками, которые не имеют на это ни юридического, ни морального права. Не дискредитирует ли подобная деятельность Министерства культуры политику, проводимую Президентом РФ В.В. Путиным и Правительством в отношении роли общественных организаций России в деле сохранения и развития в стране культуры?

Уважаемые Зинаида Федоровна и Светлана Петровна! Учитывая Ваше неравнодушное отношение к культуре, приглашаем Вас в удобное для Вас время посетить наш Музей и лично убедиться в недостоверности той информации о нашей организации, которую распространяет руководство Министерства культуры и Государственного музея Востока. Трудовой коллектив МЦР будет рад встретиться с Вами и надеется, что Вы не откажете ему в этой просьбе.

С уважением и надеждой на понимание и Вашу помощь,

Члены Совета трудового коллектива Международного Центра Рерихов:

Е.А. Захарова

И.П. Геращенко

Д.С. Куляница

А.А. Лебеденко

О.И. Миронова

Н.Н. Морочковская

Д.Ю. Ревякин

Е.В. Романова

7 июля 2016 г.
Мари
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 11:15

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Мари »

Евгений Сатановский. Судьба наследия Рериха (Вести.ФМ. От двух до пяти. 2016. 14 июля) http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/40391
Мари
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 11:15

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Мари »

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4751

Герман Косырев. Опровержение опровержения, или о том, как унтер-офицерская вдова в очередной раз сама себя высекла

Первый заместитель министра культуры Аристархов В.В. написал письмо Советнику Президента Российской Федерации Председателю Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека господину Федотову М.А. по поводу статьи члена Совета Мысловского Е.Н. «Сатана там правит бал...» [1] , посвящённой ситуации, сложившейся вокруг наследия Рерихов.

Господин Аристархов считает, что в указанной «статье сообщается информация, которая не соответствует действительному положению дел и, по мнению Минкультуры России, дискредитирует органы государственной власти...» [2].

Однако Аристархов не разъяснил – является ли дискредитацией органов государственной власти предоставление ложных сведений и попытка фальсификации мнения Минкульта в отношении той части вопросов, касающихся рериховского наследия, по которым Минкульт уже ранее высказался?

По счастью, у нас уже имеется ответ Минкульта на большинство тех же самых вопросов, данный Председателю Калининградского регионального общественного Фонда культуры «Зов» Пузикову А.П. заместителем министра культуры Российской Федерации Бусыгиным А.Е. 13 апреля 2012 года за номером 207‑01‑68‑АБ [3]. Этот ответ был выложен адресатом в Интернете на своём ресурсе [4]. И это такой же официальный ответ на те же самые вопросы и такой же официальный статус ответа. Это то же самое Министерство культуры, официальный бланк, дата, номер, подпись, всё хранится в архивах Министерства культуры, всё более чем проверяемо.

Попробуем посмотреть, как господин Аристархов пытается подменить мнения своего же Министерства культуры уже однажды им высказанные.

Сначала мы будем приводить слова члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Мысловского Евгения Николаевича. Затем слова якобы опровергающего его первого заместителя министра культуры Аристархова Владимира Владимировича. А вслед за ними слова заместителя министра культуры Бусыгина Андрея Евгеньевича, занимавшего этот пост в период с 2008 по 2013 г. и, кстати, заодно входившего в «Комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» [5], что звучит прямо в тему нашего случая.

1. О ПРАВАХ МЦР И ЗАВЕЩАНИИ С.Н. РЕРИХА

Мысловский: «После развала СССР Советский фонд Рерихов в 1991 году был преобразован в Международный Центр Рерихов, которому он завещал всё переданное им имущество... Сначала эта война велась в вялотекущей форме в чисто правовом поле – Министерство культуры пыталось оспорить наследственное право МЦР на переданное ему культурное наследие».

Аристархов: «Советский Фонд Рерихов не был преобразован в Международный Центр Рерихов...»

Бусыгин: «В сентябре 1991 г. после прекращения существования СССР советский Фонд Рерихов был преобразован в международную общественную организацию “Международный Центр Рерихов” (МЦР)».

Аристархов: «С.Н. Рерих не завещал имущество этому Центру...»

Бусыгин: «22 октября 1992 г. С.Н. Рерихом было составлено нотариально заверенное дополнение к завещанию (кодициль), где подтверждается, что МЦР, созданный по инициативе С.Н. Рериха, является правопреемником советского Фонда Рерихов.

Таким образом, наследователем (С.Н. Рерихом) по своему усмотрению определён наследник имущества (МЦР).

С.Н. Рерих скончался 30 января 1993 г. Других распорядительных документов (завещаний) в отношении наследия Рерихов не выявлено».

Как мы видим, Министерство культуры уже ранее высказалось на эту тему. И мнение нового заместителя министра культуры (на наш взгляд, менее грамотного и ответственного) прямо противоположно мнению предыдущего заместителя министра культуры (на наш взгляд, более грамотного и ответственного).

2. О НАРУШЕНИИ ВОЛИ С.Н. РЕРИХА И ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Мысловский: «В 1989 г. коллекция была передана на временное хранение в “Государственный музей восточных культур” (ГМВ)...»

Аристархов: «Счётной палатой Российской Федерации сделан вывод, что передача картин в фонды Государственного музея Востока осуществлена в установленном порядке по поручению Минкультуры СССР...».

Бусыгин: «19 февраля 1993 г. (через 20 дней после кончины С.Н. Рериха), вопреки завещанию художника, протоколом Фондовой комиссии Музея Востока было решено поставить коллекцию (282 ед.) на постоянный музейный учёт.

Приказом от 25 февраля 1993 г. № 13 Генеральный директор Музея Востока В.А. Набатчиков утвердил решение комиссии о постановке картин на постоянный музейный учет. Завещание С.Н. Рериха было проигнорировано. Просьба МЦР о передаче ему картин, согласно завещанию, была отклонена.

Приказом от 13 сентября 1999 г. № 633 Министерство культуры Российской Федерации (министр В.К. Егоров) подтвердило правомерность включения Музеем Востока в состав государственной части Музейного фонда картин (учётные музейные №№ с 43923кп по 44204кп).

Подобная правовая конструкция по включению музейных предметов и коллекций в Государственную часть Музейного фонда не была предусмотрена законодательством, действовавшим на момент включения, и не предусмотрена сейчас действующим законодательством.

Акты музеев по включению музейных предметов и коллекций в Государственную часть МФ не могут быть признаны законными, поскольку такими полномочиями указанные юридические лица не наделены и не наделялись».

Таким образом, Министерство культуры уже ранее само признало, что постановка хранящихся временно картин на постоянный учёт в ГМВ, то есть огосударствление или национализация, были осуществлены в нарушение воли и завещания С.Н. Рериха, с нарушениями действующего законодательства, с превышениями полномочий теми лицами, кто это допустил. И это мнение самого же Министерства культуры, а не чьё-либо иное.

Обратим внимание, что ответ предыдущего заместителя министра культуры гораздо более грамотен в отношении юридической части, по сравнению с ответом нового заместителя.

3. О НАПРЯЖЁННОМ ТРУДЕ ГМВ ПО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАСЛЕДИЯ

Мысловский: «В отличие от государственного музея, хранящего переданные ему картины Рерихов в запасниках, общественный музей Международного центра Рерихов с 1992 года проводит передвижные выставки завещанных ему картин – за это время проведено более 500 таких выставок».

Аристархов: «ГМВ ежегодно проводятся выставки с использованием картин Рерихов (см. приложение)».

По этому поводу Бусыгин своё мнение не высказывает, но, посмотрев то приложение, смотреть которое сам же господин Аристархов и рекомендует, обнаруживаем, что он говорит неправду. Например, в 2012 и в 2015 году не проводилось ничего, то есть никаких выставок не было, а между тем как Аристархов пишет, что выставки проводятся «ежегодно». То есть новый заместитель министра культуры пойман на собственной лжи и непрофессионализме. В 2016 году же было проведено всего два мероприятия. Причём одно из них под названием «Мультимедийная выставка “Николай Рерих. Держава Света”, Москва, ГМВ»; это вовсе и не выставка, где были бы выставлены настоящие «живые» картины, а просто показ мультимедийной презентации через компьютер, то есть совершенно непонятный с точки зрения настоящей культуры суррогат. Культурная ценность такой компьютерной презентации не подтверждена искусствоведами, а саму презентацию нельзя назвать выставкой, так как большинство фотографий картин и так имеется в Интернете, и каждый сам может и посмотреть их, и устроить подобную презентацию. Другое же мероприятие, заявленное как «Выставка одного экспоната. “Армагеддон”, Москва, ГМВ, 1 картина» в связи со скромным количеством выставленных картин (1 штука) ничего, кроме улыбки, вызвать не может, потому что тот же МЦР выставляет на своих выставках картины, естественно, не по одной картине, а куда как больше.

По итогу, само же Министерство культуры и признало, что с 2014 года фактически прекращены выставки настоящих «живых» картин.

4. О ФАКТЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ КАРТИН

Мысловский: «В 1989 г. коллекция была передана на временное хранение в “Государственный музей восточных культур” (ГМВ), однако, за время хранения в ГМВ из коллекции исчезло 6 картин».

Аристархов: «Доказательства “исчезновения 6 картин” из ГМВ Е.Н. Мысловским не представлены, факты хищения картин не подтверждены приговорами суда. В 2002 году Счётная палата Российской Федерации (с привлечением искусствоведов и реставраторов) провела детальную проверку наличия картин, их подлинности, условий хранения и состояния сохранности. Счётной палатой Российской Федерации сделан вывод, что передача картин в фонды Государственного музея Востока осуществлена в установленном порядке по поручению Минкультуры СССР в количестве 282 произведений. Недостачи картин не обнаружено. Несоответствий предъявленных картин учётным документам экспертами не выявлено».

Бусыгин: «19 марта 1990 г. С.Н. Рерихом было составлено нотариально заверенное завещание “Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в г. Москве”, которым всё имущество, перечисленное в Приложениях 1-6, после кончины художника передаётся наследнику в лице советского Фонда Рерихов. В п. 3 документа содержится специальная ссылка о передаче советскому Фонду Рерихов, в том числе и 288 картин, находящихся на попечении министерства культуры.

<...>

В отношении коллекции картин, находящихся на данный момент в Музее Востока, необходимо отметить следующее.

Коллекция, упомянутая в завещании С.Н. Рериха (288 картин), ввезена в СССР в 1978 году. Передана художником на временное хранение в ВХПО им. Е.В. Вучетича для организации выставок на территории страны.

С конца 70-х гг. картины из ВХПО в Музей Востока (для организации на его территории выставок) передавались и возвращались несколько раз.

К 1985 г. у Музея Востока оказалось на временном хранении 282 картины. Местонахождение 6 картин до сих пор не установлено.

В 1989 г. был издан приказ Министерства культуры СССР от 30 мая 1989 г. № 234 (заместитель министра культуры В.И. Казенин), которым было поручено передать на временное хранение картины (282 ед.) от ВХПО Музею Востока, оценить возможность дальнейшего экспонирования, разработать маршруты показа выставок в городах СССР».

Как мы видим, доказательства исчезновения шести картин представлены уже даже не Мысловским, а одним заместителем министра культуры другому. По мнению прежнего заместителя министра культуры, исчезновение шести картин произошло в период с 1978 по 1985 год. Произошло ли исчезновение именно в этот период или в период с 1985 по 1993 год? Мы не можем сейчас выяснить, когда это случилось, так как совершенно верно, что расследованием исчезновения никто в Министерстве культуры не занимался. Но сам факт налицо и признан самим же Министерством культуры – шесть картин пропали. При постановке на постоянный учёт в 1993 году в ГМВ, где они и так ранее хранились, но только на временном хранении их было уже меньше на шесть штук. Причём произошло это исчезновение именно в системе самого Министерства культуры потому, что, как и ВХПО (Всесоюзное Художественно-Производственное Объединение) им. Е.В. Вучетича, так и Музей Востока (ГМВ), подведомственны именно Минкульту. Это всё, если исходить из данных, признанных самим Минкультом.

И опять мы вынуждены сделать вывод, что новый заместитель министра культуры гораздо хуже разбирается в вопросе, чем прежний, которому предыстория вопроса хорошо знакома. Новый же либо вообще её не знает, либо притворяется, что не знает, и тем самым вводит других людей в заблуждение.

Мы же в очередной раз выяснили, что и так известно в рериховском движении большинству – что картины действительно исчезли.

Одновременно, в связи с важностью вопроса об исчезновении картин, хотелось бы дополнительно коснуться и результатов независимого журналистского расследования, проведённого несколько лет назад заместителем главного редактора «Новой Газеты» Валерием Ширяевым, опубликованного в «Новой газете» за № 77 от 20 июля 2009 года под названием «Страшная сказка музея Востока» [6]. Оно напрочь опровергает заявления Аристархова и рисует зловещую картину расхищения ценностей и попыток фальсификации документов о количестве и составе коллекции. В связи с чем действия, предпринимаемые Министерством культуры по устранению беспокоящего фактора в лице МЦР, выглядят уже как попытки замести и спрятать следы в одном из возможных крупнейшем преступлений, если не века, то одного-двух десятилетий, и попытки по устранению одного из главных свидетелей обвинения.

Поступим так же, как и прежде – дадим слово вначале заместителю министра культуры Аристархову и ниже дадим результаты независимого журналистского расследования заместителя главного редактора «Новой газеты» Ширяева.

В отношении количества картин –

Аристархов: «В 2002 году Счётная палата Российской Федерации (с привлечением искусствоведов и реставраторов) провела детальную проверку наличия картин, их подлинности, условий хранения и состояния сохранности. Счётной палатой Российской Федерации сделан вывод, что передача картин в фонды Государственного музея Востока осуществлена в установленном порядке по поручению Минкультуры СССР в количестве 282 произведений. Недостачи картин не обнаружено».

Ширяев: «В одном из писем Минкульта прямо утверждается: “Государство никогда не получало от С.Н. Рериха и не хранило 288 картин. Этих произведений изначально было 282, и все они находятся в полной сохранности”. Но акт, хранящийся в редакции, свидетельствует, что в 1978 г. государство в лице Министерства культуры получило именно 296 картин.

<...>

Многие документы свидетельствуют: ввезённая в СССР коллекция была другой, более полной. Сохранились каталоги тех лет: картины выставлялись в Болгарии, несколько лет путешествовали по музеям СССР. Тогдашний состав коллекции отражён в актах приёмки-передачи собрания музеями страны. Тот факт, что на каком-то этапе часть бесценного наследия была утрачена, не подлежит сомнению. Но когда и как это произошло? Были ли картины разворованы в сумятице 90-х годов или раньше? Осели здесь, в частных коллекциях или вывезены из России контрабандой? Без сомнений, отвечать за произошедшее должно государство, на временном хранении которого картины находились. Оно же обязано провести расследование и установить судьбу утраченных картин для их возврата. Но под любыми предлогами многочисленные проверяющие отказываются просто сравнить коллекцию при её ввозе в СССР и сегодня. Её сравнивают только со списками, составленными самим же музеем Востока. Иначе придётся отвечать на многие неприятные вопросы. А сейчас они, похоже, волнуют только Международный центр Рерихов. Так что определение надлежащего собственника этой коллекции – вопрос заведомо очень неудобный для многих действующих лиц».

В отношении параметров и характеристик картин –

Аристархов: «Несоответствий предъявленных картин учётным документам экспертами не выявлено».

Ширяев: «Одним из требований МЦР в суде было проведение экспертизы коллекции на предмет её целостности и соответствия первичным документам. И это было очень опасно для музея Востока: коллекция лишь формально считалась целой. На деле же часть картин пропала, некоторые из них всплыли в зарубежных коллекциях. Другие оказались по многим параметрам отличными от тех, которые в 1978 году прибыли в страну.

<...>

Сравнивая нынешний состав коллекции с первоначальным составом прибывших в СССР картин, обнаруживаем, что в ГМВ находится по многим показателям значительно измененный её состав. Мной проведён анализ многих списков этой коллекции, начиная с документов её владельца и выставки в Болгарии, после которой она прибыла в СССР. Я исследовал акты приёма-передачи многих музеев, где выставлялась коллекция, и списки самого ГМВ. Результаты анализа поражают: в ГМВ многие картины не соответствуют первоначальному составу коллекции не только по размерам (расхождение достигает до 100 см), но и по технике исполнения и названиям. Результаты этого исследования были опубликованы в 2004 г.».

Как мы видим между заявлениями Аристархова и тем, что пишет заместитель главного редактора «Новой газеты» Ширяев, существует серьёзная разница, которая говорит в пользу того, в реальности списки картин и описание их параметров были сделаны в ГМВ значительно позднее их приезда на родину, для того, чтобы узаконить ту часть коллекции, которая на момент составления осталась. Но какова была коллекция вначале?

Ширяев: «Окончательная цена коллекции, находящейся в распоряжении музея Востока, не может быть установлена достоверно, поскольку точный её состав на сегодняшний момент неизвестен».

Кроме того, по результатам независимого журналистского расследования, картины, за исключением нескольких дней 1979 года, вообще не хранились в ВХПО им. Е.В. Вучетича (сейчас называется РосИЗО), но при этом всегда хранились в Музее Востока. Откуда в результате и произошла пропажа – признанная, как мы выяснили самим Министерством культуры в количестве шести штук, но предполагаемая по результатам журналистского расследования в значительно большем количестве, чем шесть штук.

Ширяев: «Сотрудница РосИЗО, работающая там уже 30 лет, сообщила нам, что очень хорошо помнит всю процедуру прихода картин Рерихов в 1979 году. Несколько дней они простояли в опечатанных ящиках. Затем прибыли сотрудники музея Востока и забрали их. После этого на территории РосИЗО картин больше не было никогда: по решению Святослава Николаевича все они были включены в передвижные выставки. Картины уезжали из музея Востока на передвижную выставку и потом возвращались обратно в музей. После этого музей Востока должен был вернуть их в ВХПО до следующей выставки (а промежутки случались немалые). Но он их не возвращал. Хотя по документам постоянно происходили процедуры выдачи картин из ВХПО музею Востока и приёмка их обратно. Скорее всего – документы о выдаче писались формально, без реального перемещения картин.

Мы пока не знаем, где картины реально находились и кто их считал. Это должны были быть сотрудники ВХПО. Но мы уже понимаем, что, по свидетельству сотрудников ВХПО, картин реально в хранилище и не было».

Обратим внимание и на то, что, по результатам журналистского расследования, часть пропавших картин была обнаружена за рубежом в составе частных коллекций. Приведём эти слова снова.

Ширяев: «На деле же часть картин пропала, некоторые из них всплыли в зарубежных коллекциях».

Нет, мы должны совершенно точно признать, что вопросы об исчезновении картин Международный Центр Рерихов (МЦР) ставит и правильно, и именно по адресу. То есть, заботясь о судьбе наследия, он, в отличие от новых веяний отдельных лиц в Министерстве культуры, превратно понимающих свои цели и задачи перед государством и всей русской культурой, которые желают эти вопросы утаить (несмотря на то, что само же Министерство культуры пропажу уже признало), задаёт их именно тем, у кого хранились картины, и куда именно ведут все дороги и нити. А иначе кому эти вопросы задавать вообще? А если, например, картины (даже частью) были вывезены за рубеж в частные коллекции, то и Министерство культуры и ГМВ должны ответить, на каком основании это было сделано. А как же иначе? Пока же ответа на это не прозвучало, а новый заместитель Министерства культуры делает вид, что он ничего не понимает.

5. О ВОЗМОЖНОМ МЕСТОНАХОЖДЕНИИ ЧАСТИ ИСЧЕЗНУВШИХ КАРТИН

Мысловский: «Так для чего же Министерство культуры, прикрываясь “интересами государства”, с маниакальным упорством добивается передачи в собственность государству, а фактически Государственному музею восточных культур, всего имущества, включая особняк Международного центра Рерихов? Что даёт ему переход права собственности? ... Ответ прост – для дальнейшего распоряжения ими, т.е. осуществления возможности их реализации. И вот тут-то напрашивается весьма возможная версия: отлежавшись в запасниках, картины могут быть просто потихоньку проданы на сторону. Ведь не случайно никто не хочет выяснять судьбу 6 картин, “исчезнувших” из этого музея».

Аристархов: «Е.Н. Мысловский приходит к выводу о намерении Минкультуры России и “Государственного музея восточных культур” “осуществить возможность реализации” имущества, в случае поступления их в “собственность государства”, при этом автор статьи не приводит доказательств в подтверждение своей аргументации. Эта информация не соответствует действительности».

Ну, почему же так сразу и не соответствует действительности? Мы не можем здесь привести мнение по этому поводу Бусыгина, потому что он этот вопрос не рассматривал, но мы можем снова привести мнение, основанное на результатах независимого журналистского расследования уже знакомого нам заместителя главного редактора «Новой газеты» Валерия Ширяева. В № 133 «Новой газеты» от 30 ноября 2009 года вышел его материал под названием «В Минкульте читают между строк» [7].

Ширяев: «Спустя длительное время после смерти Святослава Николаевича Рериха стало известно, что две картины из коллекции, ввезенные ещё в СССР в 1978 г., вдруг объявились в Индии – “Александр Невский” и “Дева снегов”. В частной коллекции. Мы пытались привлечь внимание Министерства культуры к этому вопиющему факту.

<...>

Газета назвала две из них – “Дева снегов” и “Александр Невский”. Может быть, редакция не располагает документальной базой, которой пользуются подчинённые Бусыгина. В таком случае достаточно просто предъявить документы, подтверждающие их письмо.

Без этого заявление замминистра, что «ГМВ также официально в печатном виде распространил разъясняющие сведения о том, что картины “Александр Невский” и “Дева снегов” ещё до поступления в музей были затребованы С.Н. Рерихом в Индию, после чего проданы им известному бангалорскому коллекционеру Х.К. Кеджривалу», остаётся ничем не подтверждёнными словами. Никакие “официальные разъяснения” не могут быть приняты, если нет ни одного документа, подтверждающего всего лишь версию Музея Востока, которую сотрудники Минкульта изложили как факт: не мог музей в СССР просто отдать две картины без оформления документов на снятие с учёта, пересечение границы и мотивированного решения на основании требования владельца и соответствующего решения Минкульта. Ничего этого нет.

<...>

Журналисты, частные лица и государственные чиновники, невзирая на различия во взглядах на судьбу коллекции, должны приложить силы и установить, при каких обстоятельствах “Александр Невский” и “Дева снегов” были вывезены, фактически украдены у России».

Таким образом, судьба по крайне мере двух пропавших картин прояснена. Они были вывезены с территории России при неизвестных обстоятельствах, позволяющих подозревать – и кражу, и продажу, и незаконный вывоз за рубеж. Тогда спрашивается, почему мы не можем допустить «возможность реализации», если утеря картин (не важно, находящихся на временном или постоянном учёте, главное, что вообще на учёте они должны были быть, и по иному не могло быть) произошла из подведомственных Минкульту учреждений, и Минкульт уже ранее сам же и признал это. И затем вдруг часть из пропавших картин неожиданно всплывает в частной коллекции за рубежом?

Кроме этого, следует вспомнить и о судьбе другой части наследия (оставшейся в результате сначала интриг, а потом бездействия Минкульта на квартире Ю.Н. Рериха после его смерти, вместо того, чтобы на законных основаниях быть переданной в распоряжение его брата, уж точно сохранившего бы коллекцию), которая тоже по вине Министерства культуры была утрачена, и, как указывают обстоятельства, просто-напросто распродана. И там было уже не шесть картин, а десятки. Более подробно о том, как распродавалась эта часть наследия, можно узнать из другого журналистского расследования того же заместителя главного редактора «Новой Газеты» Валерия Ширяева, напечатанного в № 56 «Новой газеты» от 4 августа 2008 года под названием «Некоторые обстоятельства вызывают у меня беспокойство...» [8].

Ширяев: «Через полчаса пришли два брата Мазура. (Иван Мазур – президент “РАО Роснефтегазстрой”. – Ред.). Они явно были не в первый раз. Вели себя по-хозяйски – прошлись, посмотрели. Один говорит: “Гималайское у нас уже есть, может быть, что-нибудь сюжетное продашь?”. Васильчик: “Сюжетное – другие деньги”, – и “Генисаретский лов” показывает. (Изображён Христос, читающий проповедь рыбакам. – Ред.).

“Вот, – говорит Васильчик, – Абрамович на свою яхту хотел за 5 миллионов взять. Я не дал”. Они: “Пять миллионов – это слишком”. Торговля между ними завязалась. И заперлись в другой комнате. Затем Мазуры сразу ушли. С пустыми руками.

Васильчик выходит довольный: “Выбрали, завтра отвезу им”. После он на югá собрался. Говорил, в Крым, здоровье надо поправить. В общем, видно, что сделка, скорее всего, состоялась.

Мы попробовали восстановить, сколько было картин изначально и сколько осталось. Уже тогда, в 2005-м, 40 картин на стенах недоставало. Сейчас, по свидетельствам тех, кто был в квартире в конце 2007 года, исчезли все большие полотна, даже “Гессер-Хан” и “Держательница Мира”.

Разговор с сотрудниками Музея Востока подтвердил эту информацию полностью».

Похоже, что распродажа всех частей наследия – и той, которая находилась в учреждениях Минкульта, и той, которая по вине Минкульта осталась на квартире Ю.Н. Рериха и попала в руки проходимцев, шла усиленными темпами. Между тем как Международный Центр Рерихов (МЦР), уничтожить который планирует Минкульт, свою коллекцию бережно сохранял, оберегал и пополнял.

У Министерства культуры есть, что возразить на это?

ПО ИТОГУ

Господин Аристархов требует, чтобы на официальном сайте Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека было выложено опровержение, в отношении материала Мысловского «Сатана там правит бал...» с заявлением о том, что там содержится недостоверная информация. Опровержение, входящее составной частью в письмо Аристархова, было выложено.

Теперь смотрим сам текст опровержения и опровергаем его по пунктам:

Аристархов: «У Международной общественной организации “Международный Центр Рерихов” отсутствует право на наследство, открывшееся после смерти Рериха С.Н., поскольку Международная общественная организация “Международный Центр Рерихов” не является наследником, указанным в завещании Рериха С.Н., не является правопреемником Советского Фонда Рерихов, в связи с чем не подлежит признанию к наследованию имущества после смерти Рериха С.Н.».

В реальности, само Министерство культуры уже давно признало обратное, что мы и рассмотрели выше.

Аристархов: «Силовой захват имущества, находящегося в распоряжении Международного Центра Рерихов, ни Минкультуры России, ни Государственным музеем Востока не планировался и не планируется».

В реальности, огосударствление и национализация со стороны подведомственных Министерству культуры организаций в нарушение действующего законодательства в отношении той части коллекции, которая должна была принадлежать МЦР, то есть «силовой захват имущества», уже давно признан самим же Минкультом. Это не говоря уже о попытках захвата оставшейся части наследия.

Аристархов: «Факты исчезновения из собрания Государственного музея Востока картин Рерихов не установлены правоохранительными и контрольными органами».

В реальности, как мы уже выяснили, факты исчезновения картин уже давным-давно признаны самим же Министерством культуры.

Аристархов: «У Минкультуры России и Государственного музея Востока (ГМВ) не имелось и не имеется намерений реализовывать имущество, находящееся в распоряжении Международного Центра Рерихов».

В реальности, следы части исчезнувших картин, за которые были ответственны учреждения Минкульта, ведут в частные коллекции за рубежом, а картин из квартиры Ю.Н. Рериха – к олигархам и покупателям на внутреннем рынке.

Аристархов: «ГМВ ежегодно проводит многоплановую работу по поляризации в Российской Федерации и за рубежом творчества Рерихов, в том числе путем проведения международных выставок, конференций и круглых столов».

В реальности, ценность «многоплановой работы», в последнее время направленной не на популяризацию наследия, а именно на «поляризацию» (по крайней мере, так в приведённом тексте) и попытки уничтожения более качественного, грамотного и знающего своё дело «конкурента» в лице МЦР, на которые сейчас уходят бюджетные средства в разных видах (оплата ли труда разного рода чиновников, которые могли бы заняться более полезными делами, проведение ли против МЦР специальных акций и мероприятий под видом конференций и круглых столов), не выявлена и является сомнительной. Выставки же не проводятся ежегодно, как было заявлено, а за два последних года, по данным самого же Аристархова, была проведена всего одна «выставка» настоящих картин, где была представлена только одна настоящая «живая» картина.

Таким образом, заявления господина Аристархова оказались опровергнуты по всем пунктам. Причём по большинству из них самим же Министерством культуры. Как считает автор статьи – такое незнание официального мнения собственной же организации ставит вопрос о профессиональной пригодности первого заместителя Министерства культуры. Либо же, если господин Аристархов будет настаивать на своём, то ставить вопрос о таких серьёзных изменениях в Министерстве культуры, когда за несколько лет оно резко снизило своей профессиональный, юридический и культурный уровень, и от серьёзного подхода и от защиты интересов культуры, а значит и государства, перешло к защите интересов сформировавшейся в Министерстве культуры узкой группы лиц, мнение которой они пытаются выдать за мнение государства, и тем самым обмануть и граждан России, и российскую общественность, и Президента Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[1] Мысловский Е.Н. Сатана там правит бал...

[2] Аристархов В.В. Письмо Советнику Президента Федотову М.А.

[3] Бусыгин А.Е. Ответ на обращение Пузикову А.П.

[4] Копии с ресурса адресата, сохранённые в системе archive.org (Архив интернета):

https://web.archive.org/web/20160620195 ... 4-12-1.gif

https://web.archive.org/web/20160620195 ... 4-12-2.gif

https://web.archive.org/web/20160620195 ... 4-12-3.gif

https://web.archive.org/web/20160620195 ... 4-12-4.gif

https://web.archive.org/web/20160620195 ... 4-12-5.gif

[5] Бусыгин А.В.

[6] Ширяев В.Г. Страшная сказка музея Востока

[7] Ширяев В.Г. В Минкульте читают между строк

[8] Ширяев В.Г. «Некоторые обстоятельства вызывают у меня беспокойство...»


Источник: http://www.proza.ru/2016/07/15/1886
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Елена В. »

Экстремизм, оккультизм – что еще придумает руководство Минкульта для разрушения общественного Музея?

Вице-президент Международного Центра Рерихов обвиняет руководство
Министерства культуры и Государственного музея Востока
в сокрытии хищения картин Рерихов


Культура, утверждал Николай Рерих, есть почитание Света. Под «почитанием» он понимал устремление человека к новым творческим достижениям, а под «светом» – энергетику Красоты, которая является основой Культуры. Поэтому главная цель человека, как любил повторять Святослав Рерих, – это стремиться к Прекрасному, что возможно только в пространстве Культуры. Только получив ее высокую энергетику (Красоту), человек способен распространять ее в своей дальнейшей деятельности. Поэтому мысль древних философов о том, что, улучшая себя, человек улучшает окружающий мир, отец и сын Рерихи не только подтвердили своим творчеством, но и научно обосновали. Одним из величайших достижений Николая Рериха является первый международный договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», названный в честь своего создателя «Пакт Рериха», и его отличительный флаг, известный под названием «Знамя Мира». Данный Договор послужил основой деятельности ЮНЕСКО, направленной на защиту культурного наследия человечества, о чем неоднократно заявляли и Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун, и Генеральный Директор ЮНЕСКО Ирина Бокова.

Но чтобы Красота выполнила свою великую миссию на планете, необходимо спасти эту Красоту. Вот почему Н.К. Рерих дополнил известное высказывание Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир», указывая на роль человека в этом процессе – «Осознание Красоты спасет мир». Предложенный им Пакт и был направлен на спасение энергетики Культуры от разрушающей силы человеческого невежества, от таких чудовищных порождений современного мира, как ИГИЛ и другие радикальные религиозные и националистические течения. В свое время Пакт Рериха был поддержан выдающимися учеными, политиками, творческими работниками и деятелями культуры. Мог ли Николай Константинович представить, что спустя 80 лет после его подписания разрушительную миссию возьмут на себя те, кто по долгу службы обязан защищать и развивать культуру, да еще прикрываясь соблюдением интересов государства?!

Последние три года министр культуры В.Р. Мединский и его первый заместитель В.В. Аристархов настойчиво пытаются выполнить, по всей видимости, ставшую для них первоочередной задачу – разрушить общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР), основанный С.Н. Рерихом, изъять у МЦР наследие и выселить его из усадьбы Лопухиных. Я не буду подробно останавливаться на этой истории, так как о ней мы неоднократно и подробно писали, отмечу главное.

Не имея никаких правовых оснований для осуществления задуманного, высокопоставленные чиновники министерства начали масштабную пиар-акцию по дискредитации общественной культурной организации, которая без финансовой поддержки государства не только восстановила и сохранила переданный ей исторический памятник XVII века «Городская усадьба Лопухиных», но и выполняет важнейшую для России работу по изучению и популяризации наследия Рерихов. Руководству же Министерства культуры, которое замешано в коррупционных скандалах, связанных с разворовыванием государственных средств, выделенных на реставрацию памятников культуры, нет дела до той масштабной работы, которую ведет общественный Музей имени Н.К. Рериха в культурном пространстве страны и мира. Оно настойчиво и последовательно добивается разрушения Музея, овладения его фондами и захвата усадьбы Лопухиных. И для достижения этих целей использует любые методы и всю мощь административного ресурса: в адрес МЦР льются потоки лжи и клеветы, заводятся судебные дела и устраиваются бесконечные проверки.

Видимо, руководство министерства делало ставку на то, что, если деятельность МЦР представить как экстремистскую, это позволит им с легкостью осуществить задуманное. Поэтому В.В. Аристархов и настаивал в своем требовании в Министерство юстиции РФ признать деятельность МЦР экстремистской с признаками иностранного агента. Что же, каждый судит по себе. Каков уровень сознания человека, таково и его восприятие окружающего мира. Если чиновник такого уровня преподносит многолетнюю культурную деятельность, признанную не только в России, но и во многих странах мира, как экстремизм, с целью прекращения этой деятельности и разрушения Музея, и за это его никто из вышестоящих руководителей не призывает к ответу, то мне становится страшно за будущее нашего государства, в котором стоящему у власти дозволено так цинично разрушать культуру собственной страны.

К счастью, в Министерстве юстиции Российской Федерации работают порядочные чиновники, которые не пошли на поводу у г-на Аристархова и серьезно отнеслись к изучению представленных МЦР документов о его деятельности за последние три года. Поэтому и в заключении о проведенной проверке Минюст подтвердил, что деятельность МЦР соответствует целям и задачам, заявленным в Уставе. Только один этот факт уже дает основание утверждать, что пока еще не все так трагично, и наша страна может еще выйти из коррупционного кризиса зарвавшихся чиновников.

Нетрудно представить, как расстроила эта новость руководство Минкульта, которое и без того было сильно разочаровано результатами проверок контрольных и надзорных органов, проведенных по инициативе В.В. Аристархова. Оказалось, что г-на замминистра, в частности, очень интересовали задержки с выплатами заработной платы сотрудникам МЦР, и он наслал на нас Государственную инспекцию труда по г. Москве и Следственный Комитет РФ. Могу только поблагодарить его за такое внимание и сообщаю, что на настоящий момент задолженность полностью погашена при активной поддержке общественности, что, видимо, не учел г-н Аристархов. Он также заинтересовался и противопожарными баллонами, установленными в Музее, полагая, что они взрывоопасны и могут принести ущерб объекту культурного наследия. Благодаря такой обеспокоенности Ростехнадзор убедился, что в МЦР установлена одна из лучших противопожарных систем, разработанная специально для музеев. По требованию первого заместителя министра заинтересовались МЦР и в Пробирной палате, и в налоговой инспекции, и даже заместителя министра МВД г-н Аристархов побеспокоил срочной (sic!) Правительственной телеграммой, в которой просил провести внезапную проверку МЦР, так как, по его данным, там незаконно проживают граждане Украины. И так далее, и тому подобное. Представьте себе – с мая 2015 г. по июль 2016 г. МЦР подвергся по требованию Аристархова 20 внезапным проверкам. И это при том, что наша общественная организация не подчинена Министерству культуры.

В ответ на многочисленные обращения в защиту общественного Музея, направленные во все органы власти с целью остановить беспредел руководства Минкульта в отношении МЦР, продолжают поступать отписки от тех чиновников министерства, на действия которых направлены жалобы. На депутатские запросы в надзорные органы о необходимости проведения проверок по многочисленным фактам превышения полномочий первым заместителем министра В.В. Аристарховым и проведении рейдерского захвата усадьбы Лопухиных также идут отписки. Все это дает возможность руководству Минкульта продолжать издеваться над общественной организацией, которая столько сделала для сохранения культурного наследия России и поднятия ее международного престижа как великой державы культуры.

Думаю, что результаты проверки Минюста России огорчили В.Р. Мединского и В.В. Аристархова. Но они оказались опытными «специалистами» и так просто сдаваться не собираются. Произошел новый вброс дезинформации – разумеется, с целью инициации новых проверок.

Через несколько дней после приезда В.Р. Мединского в Республику Крым министр культуры республики А.В. Новосельская делает в медиапространстве, в виде обращения к своему шефу, с которым только что рассталась, сенсационное заявление о необходимости Минюсту России проверить работу МЦР, «пропагандирующего на территории полуострова среди детей и подростков религиозно-философское учение "Агни-йога"» [1]. В том, что это явная фальшивка, сомневаться не приходится. По сообщению удивленного и возмущенного директора лагеря В. Субботы, «там не только про Рериха рассказывали, но и про других художников, была выставка картин… О философии Рериха вообще ничего не звучало, была информация о биографии художника, о самих картинах, слов "Агни-Йоги" вообще никто не произносил… Какая это экстремистская деятельность? Мне даже смешно об этом говорить» [2].

Было бы действительно смешно, если бы такое повальное невежество не поразило руководящий состав Министерства культуры. По логике г-жи Новосельской, следует признать все творчество Николая Рериха, в том числе и Пакт Рериха, экстремизмом и орудием экстремизма, так как именно философия Живой Этики (или Агни Йоги) вдохновила великого художника на создание великолепных полотен, интенсивную научную и культурную деятельность, а также инициацию международного общественного движения, направленного на защиту мировых объектов культуры и увенчавшегося подписанием международного договора. Мы ранее неоднократно слышали от радикальных представителей РПЦ, что отличительный флаг Пакта Рериха является сатанинским символом, даже несмотря на то, что данный символ триединства прошел через всю историю человечества и присутствует на множестве объектов культуры прошлого, дошедших до нашего времени, в том числе и на объектах различных религий мира. Экстремизм, сатанизм, оккультизм… Видимо, мы имеем дело с крайней степенью невежества, граничащей с маниакальными проявлениями. Именно такие невежды в средние века поджигали костры инквизиции. Теперь, правда, на кострах не сжигают, но желание расправиться с неугодными никуда не делось и реализуется другими способами.

Не осталось в стороне и руководство Государственного музея Востока – учреждения, которое на протяжении длительного времени делает все, чтобы выселить МЦР из усадьбы Лопухиных. Его директор А.В. Седов на следующий день после заявления министра культуры Крыма также обратился к своему начальству с просьбой проверить МЦР на предмет экстремизма [3]. И теперь Минкульт «вынужден» инициировать еще одну проверку МЦР, но на этот раз при помощи Генеральной прокуратуры, так как Мединский и Аристархов, видите ли, не доверяют Минюсту России.

21 июля В. Соловьев в своей передаче «Полный контакт» на радиостанции «Вести FM» позволяет себе, совместно с приглашенным в эфир заместителем директора Государственного музея Востока (ГМВ) Т.К. Мкртычевым, издеваться над МЦР, его культурной деятельностью и даже над буддизмом, теряя при этом, возможно, последние остатки своей совести и чести.

Господа, а не слишком ли вы все далеко зашли?
И не имеют ли ваши действия свои причины?

Располагая достаточным количеством неопровержимых фактов, со всей ответственностью заявляю, что одна из основных причин этой длительной озверелой атаки на нашу организацию скрывается в самом Министерстве культуры, а точнее в Государственном музее Востока. И причина эта – хищение значительной части картин Рерихов из коллекции С.Н. Рериха, находящейся в ГМВ, которую, по требованию ее владельца, временный хранитель – Минкульт – отказался передать в МЦР. Впервые отсутствие шести картин бывшее руководство Министерства культуры признало в 2012 г., но не успело провести расследование этого вопроса совместно с МЦР в связи с уходом министра культуры А.А. Авдеева [4]. С приходом нового министра его команда сразу же взяла курс на полную ликвидацию нашей общественной организации, которая постоянно требовала провести проверку хищения картин из государственного музея и возбудить по данному факту уголовное дело. Руководство Минкульта решило, что после уничтожения МЦР некому больше будет призывать их к ответу за совершенные преступления, связанные с хищением наследия Рерихов из квартиры Юрия Рериха на Ленинском проспекте в Москве и из Государственного музея Востока.

Прикрыться имеющимися в распоряжении ГМВ актами проверок, проведенных Счетной Палатой РФ и Росохранкультурой, не получится, так как эти проверки не касались сверки существующего состава коллекции с тем, который был передан в 1978 г. С.Н. Рерихом, ее собственником, на временное хранение Министерству культуры СССР для проведения передвижных выставок. Картины проверялись исключительно на предмет их соответствия спискам, составленным в ГМВ, которые, без ведома владельца коллекции, несколько раз менялись. В результате этих манипуляций из первоначального состава коллекции, которая, по решению С.Н. Рериха, должна была остаться в России, исчезло 6 картин, а размеры других полотен в списках претерпели значительные изменения, вплоть до 100 см.

Поэтому я обвиняю министра культуры В.Р. Мединского, его первого заместителя В.В. Аристархова, директора Государственного музея Востока А.В. Седова, его заместителя Т.К. Мкртычева (имеются и другие фигуранты этого дела) в сокрытии фактов хищения картин Рерихов из Государственного музея Востока. Именно с этой целью ими инициирована клеветническая кампания против МЦР, направленная на дискредитацию и разрушение нашей организации.

В заключение хочу еще раз напомнить пророческие слова Николая Рериха: «Разрушение музея есть разрушение страны – будем помнить это во всех смыслах» [5].


[1] Минкультуры Крыма обвинило центр Рерихов в пропаганде оккультизма // LIFE#Культура. 2016. 19 июля. Режим доступа: https://life.ru/t/культура/879565/minku ... okkultizma.

[2] Новости Крыма. 19.07.2016

[3] См.: Минкультуры попросит Генпрокуратуру проверить Международный центр Рерихов//РИА НОВОСТИ. 2016. 20 июля. Режим доступа: http://ria.ru/culture/20160720/1472400600.html.

[4] Историко-юридическая справка Министерства культуры РФ от 09.04.2012 г. «О коллекции С.Н. Рериха».

[5] Рерих Николай. Листы дневника. М.: МЦР, 1999. Т. 3. С. 52.

источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... 0#_ftnref3
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Елена В. »

Открытые письма участников съезда международной общественности «Сохраним общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов – общественное достояние России»:

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Президенту РФ В.В. Путину

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Генеральному прокурору РФ Ю.Я. Чайке
Ответить

Вернуться в «Защита имени, наследия Рерихов, МЦР и Е.П. Блаватской»