Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!


Лора
Сообщений: 63
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 14:07

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Лора » 11 июн 2018, 20:40

Возмущению нет предела!!! Как возможно в стране, объявившей культуру национальным приоритетом, уничтожать музей, созданный общественностью, то есть народом??? До каких пор Минкульт будет уничтожать культуру??? Сомнений нет в том, что и руководство Минкульта, и руководство ГМВ отлично понимают что и почему они делают - потому что уничтожив истинную культуру, народ и страна будут обречены на вымирание.

Кэтрин
Сообщений: 99
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 14:46

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Кэтрин » 11 июн 2018, 20:55

Полностью разделяю возмущение Лоры! До каких пор вандалам и грабителям все будет сходить с рук?! То, что суды пристрастны и далеки от соблюдения закона, уже нет никаких сомнений. Но, как показывает история, долго так продолжаться не может. Рано или поздно правда возьмет свое. Самое страшное, что до сих пор неизвестна судьба наследия Рерихов. Пресс-конференция ТАСС стала разоблачением для Минкульта и ГМВ, где и г-н Седов, и г-н Мкртычев четко произнесли и об ответственном хранении, и об описях. Если все эти документы у них есть и они все ответственно хранили, чего же они так боятся? Думаю, что наследие уже понесло потери и, видимо, немалые.

Ирэн
Сообщений: 74
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 10:28

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Ирэн » 14 июн 2018, 13:18

Спасибо сотрудникам МЦР, что рассказывают всю правду… Люди должны знать, как всемирное наследие разграбляется средь бела дня. А г-н министр культуры с гос.чиновниками будет продолжать сдавать интересы культуры в угоду бизнес-проектам. Как сказал один деятель «Наш нынешний министр культуры в культуре замечен не был». И в руках таких людей величайшая культура нашей страны, которую знает весь мир.

Что характерно уничтожение уникального общественного Музея и многих других учреждений и коллективов не озаботило ни власть имущих и не стало потрясением для культурной элиты страны. Только общественность, народ и отдельные журналисты встали на защиту наших святынь. И вправду говорится Иван Стотысячный спасет Россию… И вместе с тем Россию ждут большие потрясения. Проводимая гос. культурная политика в таком формате ввергает нашу страну в новое средневековье. Очень многое зависит от гражданского общества, от мобилизации всех культурных сил страны.

Мари
Сообщений: 126
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 11:15

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Мари » 18 июн 2018, 19:27

Российские суды, принимающие явно противозаконные постановления, опустили свой авторитет ниже некуда. Госструктуры сами себя разоблачают. Зато теперь в серых стенах новоявленного музея Рерихов нет места великому наследию наших соотечественников, там сейчас проводят безобразные вечеринки и сомнительные мероприятия. Ну, а то, что сфера культуры требует безусловно преданных и просвещенных людей, не способных допускать глумления и умаления над Прекрасным, никого из сильных мира сего не заботит. Но бумеранг непременно ударит метнувшего его…
Дай Бог сил, терпения и мужества всем защитникам МЦР!

Ирэн
Сообщений: 74
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 10:28

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Ирэн » 21 июн 2018, 21:07

Ну вот и светлая новость на поле боя:

21 июня 2018 г. Девятый арбитражный апелляционный суд г. Москвы удовлетворил апелляционную жалобу Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.04.2018 г. по делу №40-181376/17-115-2850.

Суд Апелляционной инстанции постановил:

1. Отменить Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.04.2018 г.

2. Признать незаконным Решение № 59 от 29.05.2017 г. ИФНС России №4 по г. Москве в части привлечения к ответственности МОО «Международный Центр Рерихов» за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество за 2013-2015 гг. в размере 36 071 352 руб., пени по налогу на имущество – 9 039 152 руб., штрафа по п.1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на имущество – 7 209 376 руб., налога на прибыль за 2013 г. – 3 520 579 руб., пени по налогу на прибыль – 1 241 695 руб., штрафа по п.1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль – 694 370 руб.

3. Оставить в силе Решение ИФНС России №4 по г. Москве в части взимания с МОО «Международный Центр Рерихов» штрафа по ст. 123 НК РФ за несвоевременную уплату НДФЛ в размере 1 085 115 руб.

источник сайт МЦР: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5886


Елена В.
Сообщений: 1529
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Елена В. » 10 авг 2018, 11:42

О. Прокофьева.На стену лезут.
Зачем Музей Востока добивается масштабных и очень травматичных для города работ по сносу подземного объекта в самом центре Москвы// Новая газета, 10.08.2018

В центре Москвы, буквально в 500 метрах от Кремля, тикает бомба с часовым механизмом. 13 августа Арбитражный суд Московского округа рассмотрит кассационную жалобу Международного центра Рерихов на прежние решения судов по иску Государственного музея искусства народов Востока. Ранее Арбитражный суд города Москвы удовлетворил требования Музея Востока и признал самостроем находящийся на территории усадьбы Лопухиных «объект незавершенного строительства «стена в грунте». Суд обязал ответчика — Международный центр Рерихов — снести его. Вместе с тем, специалисты настаивают: снос объекта неминуемо создаст угрозу для целого квартала в старом московском центре.

Усадьба Лопухиных, памятник архитектуры XVII–XIX веков, объект культурного наследия федерального значения — это уютный особнячок, притаившийся по соседству с музеем изобразительных искусств им. Пушкина, в Малом Знаменском переулке. Впрочем, такой «открыточный вид» он имел далеко не всегда. В 1995 году решением московского правительства полуразрушенные корпуса усадьбы Лопухиных были переданы Международному центру Рерихов в аренду на 49 лет для создания в них общественного Музея имени Н.К. Рериха. Эта общественная организация была создана по инициативе Святослава Рериха, хранителя колоссального рериховского наследия, с тем чтобы это наследие стало основой общественного музея и было доступно для людей в России. Именно рериховскому центру Святослав Николаевич передал наследие его родителей. С самого момента создания МЦР занимался музейной деятельностью.

Однако такая работа требовала условий: Рерихам нужен был дом. И таким домом стала усадьба Лопухиных, обустройством которой МЦР занимался долгие годы. Еще в 1990 году московское управление охраны памятников утвердило план реконструкции, реставрации и приспособления здания усадьбы под нужды общественного музея Рериха. Первая очередь работ предполагала реанимацию главного дома, вторая — воссоздание утраченных в 20-е годы флигеля и каретника. К 2006 году реставрация главного дома и части флигеля была закончена, и ее качество получило самую высокую оценку в среде специалистов. МЦР за эту работу был отмечен многочисленными наградами, а департамент культурного наследия Москвы даже презентовал отреставрированную усадьбу в Лейпциге, на международной выставке, посвященной вопросам сохранения наследия.

Настала очередь воссоздания утраченных элементов усадьбы.

В северной части флигеля и каретнике МЦР предполагал разместить новые выставочные пространства — для наследия Рерихов, современных художников, студии детского и народного творчества, лекционный зал. Без приспособления для современного использования воссоздаваемой скромной постройки конца XIX века реализовать такие планы было нереально

Учитывая плановое задание не только на воссоздание, но и на музейное приспособление, рериховский центр замахнулся на современное, пусть и дорогостоящее решение: воссоздать утраченное строение, приспособив его под нужды музея за счет освоения подземного пространства. Именно этим путем идут все современные музеи мира: здесь и Лувр, и Кремль, да и соседствующий с усадьбой Лопухиных музей им. Пушкина, который ведет строительство подземного комплекса в усадьбе Вяземских, где предполагает разместить галерею старых мастеров.

Из документов, представленных в ходе разбирательства в Арбитражном суде, очевидно: МЦР педантично согласовывал во всех надлежащих инстанциях проект воссоздания и приспособления, каждое свое движение на территории памятника. Буквально до сантиметра. Проект воссоздания флигеля и каретника, разработанный ГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» Министерства культуры РФ, был согласован московским управлением охраны памятников. Свои визы поставили НИиПИ Генплана Москвы, Федеральный научно-методический совет по сохранению культурного наследия при Минкульте, Москомархитектура, департамент природопользования Москвы и даже отдел подземных сооружений ГУП Мосгоргеотрест. Проект был также одобрен и поддержан Центральным советом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

И именно в рамках реализации этого проекта в 2013 году была построена ограждающая подземная конструкция — «стена в грунте», глубина которой достигает 14 метров, ставшая ныне предметом судебного разбирательства. По мнению специалистов, необходимость в монтаже такой «стены в грунте» обусловлена вопросами безопасности окружающей исторической застройки. Стена нужна, чтобы избежать подвижки слабых грунтов-плывунов, характерных для этой части Москвы. Следует отметить, что аналогичная подземная конструкция на соседней территории усадьбы Вяземских (музей имени Пушкина) имеет глубину более 25 метров.

Любопытно, что судебный спор вокруг стены уже возникал однажды: в 2013 году, еще в ходе строительства, музей им. Пушкина по-соседски судился с центром Рерихов, требуя убрать эту стену. Однако тогда Арбитражный суд Москвы решил, что стена была построена на законных основаниях, а потому сносу не подлежит. И данное решение вступило в законную силу. В 2014 году Госстройнадзор Москвы даже рекомендовал музею им. Пушкина рассмотреть возможность использования данной конструкции при реализации собственного подземного проекта в усадьбе Вяземских, что и было реализовано.

Но вот в 2017 году МЦР был выставлен очередной иск — на сей раз от Государственного музея Востока. И удивительным образом Арбитражный суд Москвы принял решение, прямо противоположное прежнему: стену снести как незаконный самострой.

Впрочем, данное решение идет вразрез не только с прежней позицией суда — оно противоречит и настроениям председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева в контексте его высказываний о важности сохранения культурного наследия. Суд не задавался вопросом, к чему приведет снос «стены в грунте». Международным центром Рерихов получено заключение специалиста в области фундаментостроения, свидетельствующее о том, какие последствия повлечет за собой снос объекта: «Зона влияния строительства «стены в грунте» составляет величину порядка 21 м (см. публичную кадастровую карту Москвы). Зона влияния при возможном демонтаже «стены в грунте» существенно увеличится. <…> Снос конструкций такого рода представляет собой сложнейшую инженерную задачу, дополнительно усложненную тем, что данный снос должен быть осуществлен в условиях плотной исторической застройки. В результате производства работ по сносу объекта «стена в грунте» будет оказано негативное влияние на флигель и главный дом усадьбы Лопухиных, жилое здание доходного дома Н.П. Петрово-Солового, главный дом с палатами городской усадьбы Голицыных-Вяземского-Долгоруких, главное здание ГМИИ имени А.С.Пушкина…»

Какие обстоятельства подтолкнули Музей Востока к подаче данного иска? Если мы ответим на этот вопрос, то мы ответим и на многие другие, вытекающие из абсурдного требования снести стену. Зачем так остро необходимо уничтожать построенную для воссоздания исторической территории конструкцию, снос которой поставит под удар многие ценные объекты в центре Москвы? И отчего вдруг московские суды становятся так переменчивы в своих решениях?

Длительное время Министерство культуры РФ поддерживало попытки отобрать усадьбу Лопухиных у МЦР, которую тот более четверти века на законных основаниях занимал и восстанавливал. В ноябре 2015 года Росимущество передало усадьбу в оперативное управление Государственному музею Востока. Музей Востока вскоре после этого расторг с МЦР договор безвозмездного пользования, объясняя это необходимостью обеспечения сохранности усадьбы Лопухиных, а 28 апреля 2017 года и вовсе силовым образом занял усадьбу.

МЦР попытался опротестовать в суде внезапно возникшие претензии к содержанию памятника, в заседании приводилось заключение архитектора-реставратора высшей квалификации, члена Методического совета Министерства культуры РФ Сергея Демидова, в котором он приходит к выводу о том, что «ансамбль усадьбы Лопухиных по своей сохранности, благоустройству и режиму эксплуатации следует считать одним из достойных примеров содержания объектов культурного наследия в Москве». Однако оппоненты имели на руках другое письмо, за подписью Владимира Аристархова, первого зама министра культуры. В нем он просит не принимать во внимание выводы Демидова, поскольку в его заключении «отсутствуют ссылки на реквизиты документов органов власти Москвы, федеральных органов власти и реставрационных организаций». Все это происходит на фоне заявлений министра культуры Мединского о желании Минкультуры «учитывая пожелания С.Н. Рериха <…> воссоздать целостность комплекса усадьбы».

Так Центр Рерихов потерял усадьбу Лопухиных. Однако это далеко не все, что он может потерять.

Главное притязание Министерства культуры к общественному МЦР — это колоссальное, бесценное во всех смыслах наследие Рерихов. Специалисты осторожно оценивают его в сумму в 15 миллиардов рублей. Сейчас все это наследие оказалось на хранении у Музея Востока, подотчетного Минкульту. А стоимость сноса «стены в грунте» представляется космической. Понятно, что у общественной организации таких средств нет. Если МЦР не удастся снести стену самостоятельно, арест коллекции неизбежен.

Ради удовлетворения этих целей, судя по всему, и затевалась эта операция со «стеной в грунте», в которой историческое наследие Москвы оказалось заложником чиновничьих игр. Последствием может стать прецедент для исторического наследия в целом: будет открыта возможность игнорировать не только уже согласованные решения государственных органов о воссоздании исторических объектов, но и вступившие в силу решения судов.

источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/20 ... tenu-lezut

Елена В.
Сообщений: 1529
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Елена В. » 04 сен 2018, 18:52

Александр Родин, Дмитрий Михайлов Стена абсурда / Общая газета, 4.09.2018

13 августа Арбитражный суд Московского округа отказал в кассационной жалобе Международного Центра Рерихов (МЦР) на прежние решения судов по иску Государственного музея искусства народов Востока – и теперь признанный самостроем находящийся на территории усадьбы Лопухиных «объект незавершенного строительства «стена в грунте» МЦР обязан снести в месячный срок.

С чего все начиналось

Усадьба Лопухиных – памятник архитектуры XVII–XIX веков и объект культурного наследия федерального значения. С этим никто не спорит. Сегодня он красивый, статный, уютный – хотя таким он был не всегда. Таким его за долгие годы упорного труда сделал Международный Центр Рерихов.

Проект реконструкции и приспособления усадьбы Лопухиных под Центр-Музей Н.К.Рериха был разработан по заданию Правительства Москвы еще в 1990 году и содержал помимо разных разделов задание на проектирование. Оно предполагало введение в строй зданий усадьбы в два этапа. Первым - главный дом с инженерными сетями. Во вторую очередь – флигель, ограду и Каретный корпус с приспособлением его под нужды музея, а также благоустройство всей усадебной территории.

В 1991 году НИИиПИ Генплана г.Москвы был разработан Проект, который предусматривал выделение земельного участка для воссоздания исторического ансамбля усадьбы Лопухиных, в том числе Каретного корпуса.

В 1995 г. московские власти передали усадьбу Международному Центру Рерихов в долгосрочную аренду на 49 лет с условием проведения за свой счет и своими силами полного комплекса работ по ее реставрации, восстановлению и приспособлению в соответствии с плановым заданием Правительства Москвы, о котором мы уже сказали выше.

В дальнейшем МЦР последовательно шаг за шагом работал в этом направлении. Отреставрировал главный дом с оценкой «отлично» в 2001 году, с оценкой «отлично» - флигель к 2004 году, и приступил к планированию работ по воссозданию Каретного корпуса. Все работы проводились согласно научным изысканиям и принимались Мосгорнаследием.

Центральные научно-реставрационные проектные мастерские Министерства культуры РФ разработали предпроектное предложение по воссозданию Каретного корпуса. Оно было одобрено Главным управлением охраны памятников Москвы с одной существенной поправкой – воссоздать Каретный корпус с небольшой сдвижкой фундамента. Это было необходимо в целях обеспечения норм пожарного проезда между воссоздаваемым Каретным корпусом усадьбы Лопухиных и соседним зданием усадьбы Вяземских-Долгоруких, принадлежащей Государственному музею изобразительных искусств им.Пушкина.

Проще говоря, историческое здание не изменилось – но его координаты по одной из стен сдвинулись на полтора-два метра.

Как все утверждалось и готовилось

К 2006 году работы по реставрации главного дома и части флигеля, а также исторической ограды с воротами усадьбы, были закончены. Их качество было отмечено национальной премией «Культурное наследие» в номинации «Реставратор», которую Международный Центр Рерихов получил в 2007 году. Настала очередь воссоздания Каретного корпуса и оставшейся части флигеля. В северной части флигеля и каретнике МЦР предполагал разместить новые выставочные пространства — для современных художников-космистов, студии детского и народного творчества, а также лекционный и конференц-залы.

Ранее все публичные мероприятия проводились в музейных залах центра, где находятся ценные экспонаты – и это могло нанести им вред. В общем, было понимание того, что собственно музей и массовые мероприятия необходимо разделить. Каким образом, если даже в перспективе воссозданная скромная постройка 18 века этого делать не позволяла?

Поэтому «рериховцы» пришли к дорогому, но необходимому решению – одновременно с воссозданием утраченного в 1920-х годах каретника приспособить его для нужд музея за счёт освоения подземного пространства. Тем более, что плановое задание было не только на воссоздание, но и на музейное приспособление. При этом внешний исторический облик здания оставался без изменений.

И здесь центр Рерихов никакого велосипеда не изобретал – подобный путь успешно прошли многие современные музеи мира: Лувр, Кремль, да и соседствующий с усадьбой Лопухиных музей изобразительных искусств им. Пушкина, который ведет строительство подземного комплекса в усадьбе Вяземских, предполагая разместить под землей галерею старых мастеров.

Подземный музей – проект не только дорогой, но и технически очень сложный не только в исполнении, но и в плане разрешительных документов. Понимая это, МЦР шаг за шагом согласовывал во всех надлежащих инстанциях проект воссоздания и приспособления, заверяя каждую бумажку, каждую запятую.

Проект воссоздания и приспособления части флигеля и каретника, разработанный ГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» Минкульта РФ, был согласован московским управлением охраны памятников.

Свое «добро» дали НИиПИ Генплана Москвы, Федеральный научно-методический совет по сохранению культурного наследия при Минкульте (возглавляемый на то время легендарным Алексеем Комечем), Москомархитектура, департамент природопользования Москвы и отдел подземных сооружений ГУП Мосгоргеотрест. Проект был также одобрен и поддержан Центральным советом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

Согласованный проект предполагал, что подземная часть будущего здания будет огорожена той самой стеной в грунте, вокруг которой сейчас кипят такие страсти.

Что вообще такое «стена в грунте»? Это современная технология, которая позволяет в условиях плотной исторической застройки избежать подвижки грунтов и сохранить окружающие исторические здания. Своеобразная «плотина», не дающая грунтам расползаться – в том числе, и под зданиями.

Как производится стена в грунте? По периметру будущего здания спецтехникой делается шурф на определенную глубину, куда вставляется металлический арматурный каркас и заливается бетоном. И такими короткими закладками по 2-3 метра в грунте монтируется стена еще до откопки котлована. Сам по себе котлован мог бы привести к разрушению близлежащих зданий, зато внутри стены в грунте его можно копать без опаски и делать подземные помещения. То есть, будущее строительство по периметру ограждается подземной защитной конструкцией. В нашем случае стена несла не только функции ограждающей конструкции, но и играла роль частичного фундамента будущего Каретного корпуса.

Документы на воссоздание и приспособление по каретнику готовились около десяти лет и прошли несколько десятков согласований и утверждений. Не обошлось без «подводных каменей» и «порогов» на пути оформления документов.

В начале 2004 года, когда проект воссоздания флигеля и каретника уже прошел через Федеральный научно-методический совет при Минкульте, и ведущие специалисты в области реставрации дали свое добро, директор музея им. Пушкина Ирина Антонова попыталась оспорить легитимность проекта. Через главного архитектора Москвы Кузьмина она инициировала рассмотрение проекта МЦР уже на совместном совете экспертов Минкульта и столичного управления охраны памятников. Такое заседание прошло в декабре 2004 года, где проекту была в очередной раз дана положительная оценка.

Собственно, стена

Когда проект, наконец-то, прошел все уровни согласований, началась реализация необходимых и очень дорогостоящих работ, которые предшествовали воссозданию Каретника. Они включали в себя археологические и инженерно-геологические изыскания на местности, а также вынос и перекладку транзитных городских телефонных и электрических кабелей из пятна застройки каретника

Непосредственно к монтажу стены в грунте строители вышли только в 2012 году. В мае МЦР был выдан ордер от Правительства Москвы, где среди прочих разрешенных видов работ была и стена в грунте. И снова мы видим, что МЦР ни на шаг не отступает от всех необходимых согласований – все подписывает, все заверяет.

В декабре 2013-го стена в грунте была закончена. В апреле 2014-го прошла экспертизу и была сдана – тому есть соответствующий подписанный акт от Мосгоргеотреста, в котором говорится, что данное сооружение полностью соответствует согласованному Стройгенплану. Акт позволил поставить стену на кадастровый учет в качестве объекта незавершенного строительства с отметкой, что выполненные работы составляют 12% от общего объема работ по этому объекту.

В процессе возведения стены в грунте в ноябре 2013-го музей им. Пушкина неожиданно подал на Международный Центр Рерихов в суд. Причиной стали расхождения с МЦР по местоположению смежной границы земельных участков. На тот момент стена в грунте уже была почти завершена, и музей им. Пушкина потребовал часть этой стены демонтировать на той территории, которую пушкинцы считали своей.

Судебное разбирательством тянулось больше трех лет. Ожидая окончательного решения суда, МЦР в начале 2014 г., добровольно приостановил дальнейшие работы по каретнику. Завершена была только стена в грунте.

В январе 2017 года судебное решение, основанное на экспертизе и выводах специалистов, было принято. Арбитражный суд Москвы отказал музею имени Пушкина в демонтаже спорного участка стены в грунте, сославшись не только на согласованные проектные решения и выданные МЦР разрешения на производство работ, но и на значимость проекта воссоздания и приспособления каретника, как части объекта историко-культурного наследия. Тем самым суд подтвердил законность действий Международного Центра Рерихов.

На последних судебных заседаниях в качестве третьего лица в дело неожиданно влился новый фигурант - подведомственный Минкульту Государственный музей Востока, которому здания усадьбы Лопухиных были переданы в оперативное управление в 2015 году. Примечательно, что именно музей Востока, а не музей им. Пушкина стал обжаловать решение суда. То есть, уже не столько музею Пушкина, сколько музею Востока начала мешать эта несчастная стена в грунте. Тем не менее, в апелляции им было отказано в октябре 2017-го.

Но музею Востока от этого было ни холодно, ни жарко. Он заранее придумал другой «ход конем». Не дожидаясь судебного решения на свою жалобу по делу между МЦР и музеем Пушкина, ГМВ подал собственный иск против МЦР в Арбитражный суд Москвы, в котором требовал признать стену в грунте самовольной постройкой и принудить МЦР к ее сносу. К этому времени музею Востока были переданы в пользование не только здания, но и земельный участок усадьбы Лопухиных, где ранее проводились строительные работы.

И это при том, что специалисты говорят, что снос конструкций такого рода представляет собой сложнейшую инженерную задачу, усложненную тем, что должен быть осуществлен в условиях плотной исторической застройки, и без причинения вреда инженерным системам и коммуникациям, объектам окружающей исторической застройки невозможен.

Главный дом и Флигель усадьбы Лопухиных, жилое здание Доходного дома Н.П. Петрово-Солового, Главный дом с палатами городской усадьбы Голицыных-Вяземского-Долгоруких, главное здание ГМИИ имени А.С.Пушкина, районная электротрансформаторная подстанция – вот неполный список тех объектов, которые попадают в зону влияния и неизбежно пострадают в случае демонтажа стены в грунте.

Приведем комментарий на эту тему Ивана Стрельбицкого, инженера-реставратора высшей категории, эксперта Минкульта РФ: «Стена в грунте в музее Рериха была предназначена для защиты подвала, где должны были храниться различные музейные ценности под зданием Каретного сарая усадьбы Лопухиных, воссоздание которого согласовано Минкультом по имеющемуся проекту.

Что касается демонтажа - таких прецедентов я не знаю. У всех коллег, с кем я обсуждал этот вопрос, ощущение полного абсурда». Специалист назвал снос стены в грунте «всеобщим посмешищем».

Суд курам на смех

Какие же цели преследует музей Востока? Углубившись в недалекую историю, вспоминаем, что в сентябре 2015 года было письмо главы Минкульта Мединского мэру Москвы Собянину, в котором первый просит второго передать усадьбу Лопухиных из собственности города в федеральную собственность.

И все это под надуманным предлогом воссоздания целостности усадьбы, которую уже на тот момент почти 20 лет воссоздавали и без помощи государства. Казалось бы, есть проект, утвержденный и частично реализованный – хочешь помогать, помогай. Но Минкульт начал действовать вопреки целостности усадьбы.

При этом договор долгосрочной аренды земельного участка (сроком на 49 лет) с Международным Центром Рерихов вопреки закону был расторгнут Росимуществом в одностороннем порядке, а участок был передан в бессрочное и безвозмездное пользование музею Востока. Причем, в самом МЦР об этом узнали лишь по факту, в день захвата усадьбы и выдворения из неё сотрудников общественной организации, основанной С.Н.Рерихом. Обращения в суд МЦР не помогли. У судейских одна позиция – у вас больше нет договора аренды на здания, это уже не ваше и оспаривать там нечего. Тем более, что 28 апреля 2017 года МЦР был фактически выброшен из усадьбы в результате рейдерского захвата.

На вопрос – почему, если МЦР уже ничего не принадлежит, именно он обязан сносить стену в грунте, у музея Востока тоже есть ответ. Там ссылаются на закон, по которому сносом самовольной постройки должен заниматься тот, кто ее устанавливал – даже если на данный момент у него нет никаких прав на данный объект.

Теперь что касается иска музея Востока по сносу стены. Первое и последнее заседание было в январе 2018 года, в качестве ответчика был МЦР – заказчик стены. Музей Востока настаивал на том, что стена – самострой. Хотя МЦР проводил все работы на основании разрешений Мосгорнаследия и ордеров ОАТИ в соответствии с согласованным проектом, а посадку стены в грунте сдал по акту Могоргеотресту. На стадии проектирования, утверждения и строительства стены никто эти документы не оспаривал.

Какие же доводы приводит суд, решая снести стену? Фактически суд озвучил, что вся документация по проекту является незаконно согласованной. То есть, все, что до этого в течение нескольких десятилетий проектировалось, согласовывалось и исполнялось сотнями специалистов и столичных чиновников не одного поколения – делалось с нарушениями.

Судья Коновалова, не являясь экспертом в этой области, приняла решение, из которого следует, что все организации, включая Мосгорнаследие и структуры Минкульта, согласовывали проект и выдавали разрешения на проведение работ по воссозданию и приспособлению каретника незаконно. Многочисленные эксперты и профильные организации в течение многих лет говорили, что так строить можно, судья за один присест решила – что нет.

При этом суд не назначал никаких экспертиз. В течение одного предварительного и одного основного заседаний весь огромный объем проектной документации был пролистан «вполглаза» и суд сделал вывод, что в случае со стеной в грунте нет никакого воссоздания, а идет новое строительство.

Если вспомнить судебную тяжбу МЦР с музеем Пушкина, инициированную последним из-за пограничного спора в небольшой кусок земли – даже там суд три года разбирался: что, где и как. А здесь сложнейшая конструкция с целым «талмудом» согласований всех уровней – и судья за один присест ставит крест на многолетнем труде множества людей.

Проектировщики были удивлены решением суда, поскольку в современных условиях есть определенные правила воссоздания и реставрации, которые учитывают, в том числе, и приспособление. И выпускается это и осуществляется одним документом – проектом реставрации и приспособления, единовременно. Но судья решила, что воссоздание (а это один из видов реставрации) это одно, приспособление – другое, и одновременно их проводить недопустимо. И это несмотря на то, что Мосгорнаследие выдавало разрешения на проведение работ именно по воссозданию и приспособлению в соответствии с согласованным проектом воссоздания и приспособления.

Вопрос о возможности и последствиях разрушения такой конструкции как стена в грунте глубиной 14 метров, кстати, вообще не поднимался судом. А его решение надо исполнять. И на демонтаж стены МЦР дан месяц.

А ведь держа в голове решение суда, надо помнить и о том, что стена в грунте – это ведь тебе не дощатый забор, наспех воткнутый в землю. Это, во-первых, зарегистрированный в кадастре объект, во-вторых, очень технически сложная конструкция, технологии демонтажа которой на сегодняшний день не существует!!!

Даже если допустить, что снос стены возможен, прежде чем приступить к нему, потребовалось бы снова собрать всю документацию, подготовить проект, пройти все согласования, а с учетом ужесточения требований к документации на ее оформление может понадобиться минимум семь-восемь месяцев, а, может, и годы. Плюс примерно год на сами сложные в исполнении работы. А суд на всё про всё дал месяц.

Но как уже отмечалось, специалисты говорят однозначно – осуществить такие работы без причинения ущерба ближним зданиям невозможно. Прецедентов в Москве нет. Стена в грунте – это очень надёжная конструкция из особо прочного армированного бетона, рассчитанная на столетия. При её демонтаже неизбежно пострадают соседние исторические здания и инженерные коммуникации.

При этом власти Москвы, ведомства которых ранее и согласовывали все проектные шаги МЦР, сегодня предпочитают молчать. Более того, на последнем кассационном заседании, где присутствовал и представитель Департамента имущества г. Москвы, на вопрос суда можно ли стену снести, ответил примерно так: «Осталось фактически разрушение и засыпка. Там особо делать нечего». Эта фраза стала решающей – после нее судьи удались в совещательную комнату, чтобы там принять решение отказать МЦР в кассации.

Стена как залог забрать наследие?

Для чего понадобился музею Востока и Минкульту еще и снос стены, если и без того они чувствуют себя хозяевами на территории усадьбы Лопухиных? Работники МЦР считают, что они хотят максимально нанести вред МЦР даже с учетом того, что в жертву, возможно, придется принести и другие музейные здания.

Есть еще одно предположение. Главное притязание Министерства культуры к общественному МЦР — это колоссальное, поистине бесценное наследие Рерихов. Специалисты оценивают его в сумму от 15 миллиардов рублей и выше. Сейчас все это наследие оказалось на хранении у Музея Востока, подотчетного Минкульту.

Но и стоимость сноса «стены в грунте» тоже выйдет в заоблачную сумму. Никто еще даже не считал. Понятно, что у МЦР таких денег нет – и, если ему не удастся снести стену самостоятельно, вполне возможен арест коллекции. А дальше что – распродажа через службу судебных приставов?

«Рериховцы» говорят, что не удивились бы, если б обнаружилось, что ради цели использовать картины по своему усмотрению и затевалась вся эта операция со «стеной в грунте».

Теперь из российских инстанций у МЦР осталась надежда лишь на Верховный суд. Если и там «отбортуют», есть ЕСПЧ. В случае признания Европейским судом нарушений против МЦР суммы выплат могут быть астрономическими. В любом случае, «рериховцы» сдаваться не собираются, потому что правда на их стороне.

Вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Стеценко описал ситуацию со стеной в грунте так: «Признание стены в грунте незаконной – это плевок в душу всем реставраторам, архитекторам и проектировщикам, которые многие годы трудились над воссозданием усадьбы Лопухиных. В конце концов, это план московского правительства, который МЦР поступательно выполнял. При этом потратил огромные суммы, согласовывая каждый свой шаг документально.

И сейчас тот же суд, что раньше принимал решения о законности конструкции, впопыхах постановляет стену демонтировать, даже не разобравшись в технологиях. А демонтаж стены – это процедура гораздо более трудоемкая, чем монтаж. К тому же опасная для близлежащих исторических построек.

Здесь и вина Департамента культурного наследия Москвы, который самоустранился – хотя ранее именно он выдавал все разрешения на проведение работ. Одним словом – абсурд, не имеющий ничего общего с культурой, и дикое какое-то прямо средневековое варварство…».

Хотел было и свой комментарий вышеописанных событий оставить – только лучше Александра Стеценко уже и не скажешь. Абсурд и варварство – других слов и нет…

Мари
Сообщений: 126
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 11:15

Re: Музей имени Н.К. Рериха нуждается в помощи!

Сообщение Мари » 04 сен 2018, 20:48

Действительно, ситуация вызывает «ощущение полного абсурда». Одним росчерком пера можно уничтожить то, что создавалось годами, многими усилиями людей, соблюдая все согласования, делая все по закону. Такой замечательный проект по воссозданию каретника и сохранение исторических памятников не нужны нашим чиновникам. Разве это не деструктивно для нашей культуры? И где образованность и просвещенность этих людей, принимающих такие решения? Нужна экспертиза по оценке сноса стены с квалифицированными специалистами, чтобы чиновники и судьи, наконец, увидели этот абсурд и приняли соответствующее решение.


Вернуться в «Защита имени, наследия Рерихов, МЦР и Е.П. Блаватской»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостей