Страница 1 из 1

Заявление Совета в связи с продажей картин из нью-йорского музея Н.К. Рериха

Добавлено: 01 июн 2015, 08:45
Igor
Заявление Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха в связи с выставлением картин Н.К. Рериха из собрания Нью-Йоркского музея на торги аукциона Christie’s

По сообщению международных информационных агентств, 1 июня 2015 г. в Лондоне полотна Н.К. Рериха будут выставлены на торги аукциона Christie’s. Оценочная стоимость полотна «Белый и небесный» составляет около 500–700 тысяч фунтов, картина «Дружина Гэсэр-Хана» оценивается приблизительно в такую же сумму.

В роли продавца выступает директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Д. Энтин. По мнению Д. Энтина, аукцион предоставляет выгодную возможность коллекционерам для приобретения картин Н.К. Рериха из серии «Его страна», которые хранятся в разных музеях мира и прежде на аукционы не выставлялись.

Парадоксальную ситуацию, когда музей добровольно отказывается от собственных экспонатов, Д. Энтин называет «образовательной миссией» и объясняет необходимостью пополнить музейную коллекцию другими произведениями художника, навсегда простившись с наиболее ценными работами, составляющими основу музейного фонда. Коллекция Музея, собранная благодаря самоотверженным усилиям его основателей – З.Г. Фосдик, К. Кэмпбелл, Б. Боулинга и других – становится сегодня предметом коммерческой деятельности его директора.

Благодаря свидетельствам Н.К. и Е.И. Рерихов, а также их ближайшей сотрудницы З.Г. Фосдик, известно, как происходило формирование этой уникальной музейной коллекции.* Так называемый второй музей имени Н.К. Рериха в США возник как мера спасения рериховского наследия, которую необходимо было предпринять, чтобы сохранить хотя бы часть бесценного культурного достояния, переданного художником в дар американскому народу и подвергшегося предательскому разграблению Л. Хоршем. Преданные соратники Н.К. Рериха остановили разрушение, угрожавшее непредсказуемыми, близкими по времени и долгосрочными, последствиями, и восстановили ритм культурно-просветительской работы, заданный Рерихами. Огромная забота и любовь, вложенные в восстановленный музей, питали его деятельность до того момента, пока на посту директора не оказался Д. Энтин.

Деятельность нынешнего директора трудно назвать созидательной. Существуя в режиме мемориального центра, музей экспонирует свои коллекции, но, торгуя картинами, разрушает целостность собранного. В последние десятилетия музей практически не занимается ни исследовательской деятельностью, ни популяризацией художественного наследия Рерихов. Замалчивает музей и неразрывную связь художественного творчества Н.К. Рериха с вдохновлявшей его мировоззренческой основой – философией Живой Этики. Огромный архив, включающий дневниковые записи Е.И. Рерих, предназначенные для публикации в определенный срок, Д. Энтин по своему усмотрению, нарушив моральные и юридические нормы, предоставил А. Люфту, Д.Н. Попову, В.А. Росову, столь же безответственно распоряжающимся не принадлежащим им наследием. В условиях нарастания глобальных агрессий, активного и целенаправленного разрушения памятников культуры, музей игнорирует крупнейший миротворческий проект Н.К. Рериха – Пакт охраны культуры, утверждающий «Мир через Культуру». Эти и многие другие действия Д. Энтина не могут не вызывать глубокую тревогу за судьбу центра духовной культуры, созданного Рерихами и их Учителем на американском континенте. В эпоху, когда смещается все – и ось Планеты и духовные ценности человека, Музей Николая Рериха был призван служить спасительным Маяком Света.

Выставление на продажу картин Н.К. Рериха на нынешнем аукционе – очередной шаг в разрушении нью-йоркского музея – магнита высокой духовности в США.

«Родные наши, – писала Е.И. Рерих американским сотрудникам 2 июля 1939 г. о разрушении первого музея, – на днях получили телеграмму о новом благородном действии друзей по спасению картин. Тронуты были до глубины души. Тяжко было представить себе распродажу картин, и лишь доверие к Руке Ведущей поддерживало нас. Но все же здоровье Н.К. очень пошатнулось от этих предательских ударов».

Передавая свои картины в дар американскому народу в 1920-30-е гг., Н.К. Рерих верил, что они будут выполнять широкую миссию просвещения, нести весть мира и культуры, послужат мостом взаимопонимания между людьми. Выставив картины на аукцион, Д. Энтин, как в свое время Л. Хорш, подвергает полотна Мастера риску быть запертыми в стенах частных коллекций и, таким образом, перестать выполнять возложенную на них Миссию посланников Красоты и Истины человечеству.

Предвидя возможность повторения пагубных действий в отношении явлений Культуры, Н.К. Рерих писал: «Против этих заблуждений невежества мы должны принять немедленные меры».

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха заявляет протест против деструктивной деятельности Д. Энтина и призывает Совет попечителей музея сделать все, чтобы сохранить уникальную целостность одного из великих сокровищ Америки – дара Н.К. Рериха, который содержит зерно будущей Эволюции.

_______________

Примечания:

* Фосдик З.Г. Музей имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке // Н.К. Рерих. Жизнь и творчество: Сб. статей. – М.: Изобразительное искусство, 1978.
http://www.roerichs.com/daniel-entin-pr ... rtiny-nkr/