Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

Обращение Центра «Возрождение Культуры», г. Первомайский, Украина
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ?

Между трагическими событиями, развернувшимися в общественных учреждениях, созданных отцом и сыном Рерихами, выявляется немало параллелей. Музей Рериха в Нью-Йорке, основанный 17 ноября 1923 года, получил серьезный удар через 12 лет своей работы, московский Музей имени Н.К. Рериха был лишен возможности продолжать свою деятельность в прежнем масштабе спустя 24 года с момента основания СФР (4 ноября 1989 г.), в связи с отзывом лицензии у Мастер-Банка (20 ноября 2013 г.). В обоих случаях были пущены в ход подложные документы, распространялась клевета, чиновниками оказывалось давление на суд, и там, и здесь злоумышленникам удалось ввести в заблуждение главу государства. И если американский вор и мошенник Хорш, уничтоживший первый общественный музей Рериха, считал, что имеет право потребовать обратно суммы, пожертвованные им культурным учреждениям, то российские «гангстеры от культуры» и не собирались ничего вкладывать, а просто протягивают руки к приглянувшемуся добру, поскольку обладают административным ресурсом. Здание нашего общественного музея, восстановленное на народные средства и деньги мецената, в ноябре 2015 г. было передано в оперативное управление другому учреждению, которое теперь мечтает заполучить и его фонды.

26 января с.г. в «Российской газете» было опубликовано интервью Т.Мкртычева[1], в котором заместитель директора Государственного музея Востока по научной работе на всю страну заявляет о том, что собирается переделывать экспозицию другого учреждения, к созданию и многолетней работе которого он не имеет ни малейшего отношения, и всячески демонстрирует, кто в доме теперь хозяин. В свое время Е.И. и Н.К. Рерих дали меткую характеристику подобным проявлениям: «Пароходной почтой Зина прислала очень показательный лифлет (листовка, буклет. — Т.К.) о Доме, без всякого даже намека на Музей. Такое выступление весьма характерно, значит, преступники решили так или иначе уничтожить Музей и по обычаю всех Мимэ не могут удержаться, чтобы не рассказать свою тайную мысль всему миру» — было написано в 1936 году[2]. Двойник «буклета о Доме» появится на нашем горизонте три недели спустя. «Цель передачи усадьбы ГМВ — создание государственного музея Рерихов» — говорится в презентации, подготовленной руководством ГМВ для министерских работников и коллег из других музеев к заседанию коллегии Министерства культуры РФ по вопросу «О проекте концепции Музея семьи Рерихов». Об общественном Музее имени Н.К.Рериха в ней не сказано ни слова, 26-летняя научно-просветительская и культурная деятельность МЦР умещена в пару фраз: «МЦР — общественная организация, расположившаяся в усадьбе Лопухиных и незаконно использующая часть наследия, переданного С.Н.Рерихом Советскому фонду Рериха. Деятельность МЦР играет негативную роль в представлении наследия семьи Рерихов». Все произошедшее за четверть века в российском и международном культурном пространстве с участием МЦР и его общественного Музея, при множестве свидетелей и непосредственных участников событий, по мановению темной руки отправилось в небытие. Получается, что в члены Международного Совета музеев (ICOM) и Департамента общественной информации ООН принимают призраков, национальные и международные премии вручаются за реставрацию воздушных замков, а все мы, если верить чиновникам, загружены в матрицу.

Но вернемся к «арии Мимэ». Из этого весьма показательного во многих отношениях интервью мы узнаем, что отважный реформатор имеет весьма смутные представления о научно-философском, эпистолярном и художественном наследии великой семьи и, более того, едва ли не бахвалится своей неосведомленностью. На вопрос журналиста о презентации впервые опубликованных дневников Н.К.Рериха, созданных во время маньчжурской экспедиции, он дает следующий ответ: «Не буду вас обманывать, я не слежу за литературой по Рериху, которую выпускает МЦР»[3].

Таким образом, вне поля его зрения и научных интересов оказались не только маньчжурские дневники Н.К.Рериха, но и полное собрание писем Е.И.Рерих, Ю.Н.Рериха, С.Н.Рериха из Отдела рукописей МЦР, научное издание Живой Этики с текстологическим комментарием, «Листы дневника» Н.К.Рериха, научный каталог Центра-Музея имени Н.К.Рериха (в котором опубликованы авторские списки картин Н.К.Рериха), фундаментальные труды Ю.Н.Рериха «Тибетская живопись», «История Средней Азии», «По тропам Срединной Азии», а также работы С.Н.Рериха по философии и теории искусства. Очень хочется задать вопрос: а с какой же «литературой по Рериху» г-н Мкртычев вообще знаком? Конечно, есть надежда, что ему известны очерки Н.К.Рериха, издававшиеся при его жизни, двухтомник писем Елены Рерих или ее письма американским ученикам и д-ру Асееву, выпущенные «Сферой» в 1990-е годы, но, ознакомившись с его рассуждениями, опубликованными на ряде Интернет-ресурсов, понимаешь, что надеяться тут особо не на что: «К сожалению, я достаточно далёк от глубин рериховского учения. Поэтому скажу как администратор, историк искусства и археолог»[4]. Справка, подготовленная г-ном Мкртычевым (или при его участии) к заседанию коллегии Министерства культуры РФ по вопросу «О проекте концепции Музея семьи Рерихов», в которой Е.И.Рерих несколько раз фигурирует как Е.Н.Рерих, убивает эту надежду на корню. Дела с изучением Источников у претендента на пост директора государственного рериховского музея обстоят из рук вон плохо.

При этом он не только не смущается тем, что не знаком с профильной литературой, но и рассуждает об изданиях МЦР в духе «Пастернака не читал, но осуждаю». За 24 года работы мои коллеги-публикаторы, архивисты, ученые — люди из плоти и крови, а не бесплотные духи — издали более 250 книг. Понимаю, что есть те, которым это не по сердцу. Возможно, у них включаются психологические защиты: чужое необходимо обесценить, свое — возвести в квадрат, а лучше в куб. Но когда государственный муж, доктор наук хвалится перед журналистом… пиратскими изданиями дневников Елены Рерих, входящими в жизнь «при отягчающих обстоятельствах», с нарушением этических и юридических законов, — это, как говорится, за гранью добра и зла.

Публикация дневников Е.И.Рерих (впервые предпринятая издательством «Сфера», правда, в «расчлененном» варианте) произвела, пожалуй, самый серьезный и непримиримый раскол в рериховском движении, поставив перед каждым его участником моральный выбор. Позиция Елены Рерих относительно сроков публикации ее записей критиковалась и цинично оспаривалась — ну, нам-то она ничего не писала, и вообще, сознание изучающих Живую Этику за последнее время настолько шагнуло вперед, что сто лет засчитываются нынче за пять… Редакционно-издательский совет ГМВ примкнул к числу тех, кто не стал утруждать себя нравственными аспектами проблемы и считаться с волеизъявлением автора, и подкрепил свою позицию делом.

Однако возьмем в руки одну из книг: Елена Рерих. Листы дневника. 1927—1928. М.: Прологъ, Государственный музей Востока, 2006. Первое, что бросается в глаза: в научном издании не указаны редколлегия и команда издателей. (Впрочем, поскольку отдел «Наследие Рерихов» в ГМВ возглавляет В.А.Росов, анонимность эта весьма условная, да и стиль предисловия и комментария выдают ответственного редактора с головой.) Посмотрим, что говорится о дневниках в предисловии. «Листы дневника Елены Рерих представляют собой части учения «Живой этики», или «Агни-йоги», являющегося памятником мировой философской мысли»[5], — это в начале. Фраза довольно туманная, ибо сразу возникает вопрос о каких-то других частях, во-вторых, прекрасно известно, что корпус книг, названных учением Живой Этики, сформирован самой Е.И.Рерих, в 1920-е—1930-е годы, под руководством ее духовного Наставника и издан при ее жизни (кроме «Надземного»). Судя по содержанию титульного листа, на котором стоит: «Учение Живой Этики. Листы дневника. Елена Рерих», ученые мужи и жены из ГМВ придерживаются другого мнения на сей счет, считая, что все дневниковые записи Елены Рерих и есть Учение Живой Этики. А вот что сказано в конце: «Настоящее издание подготовлено на основе оригинальных дневников Е.И.Рерих, хранящихся в Центре русской культуры при Амхерст-колледже (Массачусетс, США)»[6]. Опять же, недоговорки — в Амхерст-колледже находится не оригинал, а авторская копия дневников, сделанная когда-то самой Е.И.Рерих и переданная своим американским сотрудникам на хранение. Копия эта поступила от Нетти Хорш, предательски разорвавшей отношения с семьей Рерихов во второй половине 1935 года и незаконно удерживавшей записи Елены Ивановны, несмотря на ее попытки вернуть свой труд. Вопрос этот подробно освещен в письмах самой Е.И.Рерих 1936—1939 годов. Амхерст-колледж не обладает правами на публикацию дневников, о чем имеется подтверждение его же юристов. Так что издание это является незаконным не только с этической, но и с юридической точки зрения (оригиналы дневников находятся в МЦР).

«Дневник Елены Рерих появляется последним в ряду материалов, относящихся к Тибетской экспедиции, — написано в предисловии. — Все опубликованные ранее рукописи описывают только внешнюю канву событий, те условия, которые складывались в ходе путешествия»[7]. И хотя с реконструкцией событийно-фактической канвы путешествий Рериха дела у В.А.Росова обстоят из рук вон плохо (Николай Константинович собирает вооруженные отряды, замышляет религиозную войну, работает на ОГПУ и совершает другие, не менее удивительные деяния), отчего бы не замахнуться на постижение глубинной сути происходящего?

Однако очевидность и действительность — не одно и то же: многое из того, что происходило в жизни Елены Рерих — и внешней, и тем более внутренней — выходит за рамки нашего опыта и наших представлений об окружающем мире. В судьбе Елены Ивановны задействованы силы космического масштаба, которые обусловили ее появление на нашей планете в данный эволюционный момент, вели ее по жизни, с которыми она находилась в непрерывном взаимодействии. События ее жизни — сотрудничество с Космическими Иерархами, участие в Их эволюционной работе, прохождение огненной йоги и многое другое, о чем мы имеем представление только на словах, — не вписываются в наши привычные рамки. Любые попытки подогнать эти факты и связанные с ними сложные явления под привычную нам картину мира, низвести их на свой уровень, приведут к их искажению и обесцвечиванию, утрате их целостности и сути; если мы хотим понять их, необходимо прилагать внутренние усилия и подниматься к ним навстречу, изменяя и расширяя свои представления об окружающей действительности.

Все вышесказанное тем более относится к Собеседнику и Учителю Елены Ивановны — Высокому Космическому Иерарху, возглавляющему Твердыню Света. Способны ли мы хотя бы в общих чертах воссоздать Его мир, мир Носителя высочайшего сознания, говорить о его реалиях, событиях и их взаимосвязи? Ответ очевиден — для этого нужно самим находиться на такой же эволюционной ступени. Поэтому уместны ли какие-либо претензии на исчерпывающее представление круга вопросов, изложенных в дневниках Елены Ивановны, правильную интерпретацию диалогов и понимание контекста того или иного высказывания Учителя — контекста в широком смысле, предполагающем знание обстоятельств и фактов объемной и многомерной действительности? Прежде чем заявлять о своих «научных открытиях» и хвататься за просветительский лом, не мешает задать себе вопрос, а что именно я вижу — реальность, в которой жила и творила Елена Рерих, или то, что позволяет уровень моего развития? Иначе легко заблудиться среди порождений собственного сознания, принимая их за прозрения и новые подходы. Работы Росова изобилуют подобными проекциями: культурное строительство преломляется в политическую деятельность, пространство нового сознания — в конкретное государство, хотя, казалось бы, все эти моменты не являются чем-то запредельным, а подробно отражены и в Живой Этике, и в трудах и документах самих Рерихов.

Ясно одно — дневники требуют от исследователя не только определенной подготовки, серьезного изучения творчества Рерихов, их мировоззрения, но и огромной внутренней работы. То, что никаких встречных шагов со стороны исследователя не планировалось, ясно из следующего пассажа: «Источник философских текстов имеет иррациональную природу, он связан с великими Учителями человечества и формировался на протяжении тысячелетий в колыбели азиатской цивилизации»[8]. Если для Елены Ивановны источник текстов — это сам Великий Владыка, то для автора предисловия — нечто, непостижимое разумом в принципе. Тогда каким образом это иррациональное выражается вполне рациональными средствами (вербально)? Зачем вообще Учителя тратят свое время и силы на передачу непостижимого? Ответов на эти вопросы нет, поскольку дневниковые тексты подаются как «убедительное» приложение к собственным геополитическим концепциям. Поэтому статья повествует не столько о самих дневниках, сколько о политических задачах Центрально-Азиатской экспедиции (почему-то именуемой Тибетской), которые в свое время «по вполне понятным причинам Рерихи обошли молчанием»[9].

«Текстовым особенностям дневниковых записей» в предисловии уделен всего лишь один абзац, и тот посвящен объяснению нелестных оценок членов экспедиции — П.К.Портнягина (заведующего транспортом) и К.Н.Рябинина (врача), встречающихся на страницах дневника, причем оба они каким-то непостижимым образом были возведены в ранг учеников. И это несмотря на то, что текст дневника содержит достаточно сведений о «близости» некоторых участников экспедиции к Учителю и Рерихам, например, запись от 18 июня 1927 г.: «Удачно, что вернулся сон и избавились от аур (Голубина, Портнягина, доктора и полковника)»[10]. «Необходимая редакторская правка», к сожалению, не ограничивается приведением текста в соответствие нормам современного русского языка. В опубликованном тексте оригинальные сокращения в большинстве случаев разворачиваются без квадратных скобок, что в принципе недопустимо при публикации архивных документов, требующей аутентичности печатного текста оригиналу. Когда имена собственные и географические названия расшифровываются по одной первой букве, возникает вопрос, насколько корректна и объективна такая расшифровка?

Образцом собственного вклада г-на Мкртычева в рериховедение стала его статья «Институт «Урусвати». От Центральноазиатской экспедиции к Пакту Культуры», опубликованная под его же научной редакцией в сборнике «Свет Шамбалы. Духовная культура Востока в жизни и творчестве Рерихов» в 2014 г.[11]. В статье перепутаны даты и события, доктор К.К.Лозина-Лозинский меняется местами с доктором К.Н.Рябининым, а раскол «внутри тесной группы рериховских сподвижников», отразившийся на работе Института, объясняется исключительно кризисными явлениями в США. Приведем несколько любопытных фрагментов: «…Уже с 1920 года сам Н.К.Рерих, его семья и их близкие сотрудники тщательно формировали его имидж не только как выдающегося художника, но и как общественного деятеля, просветителя и, что особо важно, духовного лидера. И потому ему, конечно же, пристало жить и работать посреди высочайших гор планеты, в самом сердце Евразии»[12]. «Можно предположить, что при создании Института у Н.К.Рериха был не только научный мотив, связанный с необходимостью анализа собранного экспедицией материала, но и имиджевый расчет. Новая организация могла существенно расширить круг людей, связывающих его имя с Востоком, и укрепить его образ исследователя Востока, организатора научного процесса и крупного мыслителя. Думается, что именно имиджевым мотивом можно объяснить исключительно широкие задачи, которые были заявлены в качестве рабочего кредо «Урусвати»…»[13] «…Имеющиеся в нашем распоряжении публикации в бюллетенях Музея Рериха в Нью-Йорке дают основание считать, что переписка носила информационно-ознакомительный характер и в большей степени была направлена на широкое распространение сведений о деятельности Николая Константиновича и создание его образа как выдающегося деятеля мирового уровня»[14]. «Несмотря на определенные успехи и достигнуты результаты, Институт так и не смог выполнить поставленных перед ним грандиозных научных задач <…> Однако Институт в значительной мере выполнил свои имиджевые задачи, имевшие самое серьезное значение для развития международной общественной деятельности Н.К.Рериха»[15]. Имиджевый расчет, имиджевый мотив — каково! Воистину, каждый судит по себе, и человек, позволяющий себе подобные оценки, демонстрирует не только полное непонимание эволюционно-исторической роли такой фигуры, как Н.К.Рерих, но и зияющую пропасть между собственным «быть» и «казаться». И раз уж переводить все на земные рельсы, то еще до приезда в США и тем более ко времени создания Института «Урусвати» Николай Константинович уже давно являлся мировой знаменитостью, у которой за плечами были международные выставки, почетные звания, множество публикаций и административный опыт. Такие вещи, как создание образа, который понравился бы людям, управление отношением к тому или иному явлению или человеку — абсолютно чужды служителю Света и по целям, и по методам, но активно используются в противоположном стане, представители которого попросту не выживут, если будут открыто декларировать свои намерения.

Что такое имиджмейкинг, кстати, наглядно продемонстрировано в уже упомянутых презентации и Справке: собственные скромные дела подменяются наполеоновскими планами, реальные же достижения противника не упоминаются вообще, а его образ складывается из негативных характеристик, а также двух дат 1993—2015, по-видимому, обозначающих не что иное, как даты существования общественного музея (!) Оставим подобные толстые намеки на совести специалиста по буддизму, знакомого с понятием кармы, отметим далее, что в Справке создание государственного музея цинично объявляется воплощением мечты Н.К.Рериха, которую всячески поддерживал его младший сын. Светлый образ воплотителей мечты великих Творцов, по замыслу ее авторов, им к лицу и должен привлечь симпатии коллег-музейщиков и чиновников к руководству ГМВ и их будущему «продукту». Правда, разумеется, остается за бортом. 1. Н.К.Рерих, создатель целого ряда общественных музейных и культурных учреждений, ратовавший «за свободу частной инициативы», мечтал о передаче плодов своего труда родине и русскому народу. 2. За все пятьдесят лет, что наследие, переданное его старшим сыном в СССР, томится в запасниках госмузеев, никто и не собирался воплощать эту мечту. 3. С.Н.Рерих не составил ни единого документа в пользу государства, его истинная воля засвидетельствована нотариально, в письмах и СМИ, есть масса свидетелей того, что он говорил о передаче наследия именно общественной организации. 4. Мечту собираются воплощать путем изъятия здания и фондов у успешно работающего общественного музея, основанного самим С.Н.Рерихом и построенного согласно его концепции.

Важным шагом по дороге к мечте является обесценивание титанического труда доверенного лица С.Н.Рериха, Л.В.Шапошниковой, усилиями которой в Москве была создана цитадель Света, а Живая Этика, философия космической реальности, введена в научный оборот. «Она не занималась изучением творчества Н.К.Рериха как искусствовед, — пренебрежительно отзывается Т.Мкртычев в интервью о трудах ученого мирового уровня, обладателя государственных наград за сохранение культурного наследия и значительный вклад в развитие музееведения. — Это были рассуждения о борьбе Света и Тьмы, о космическом мышлении»[16].

Странное дело: историк искусства не понимает, что творчество любого художника невозможно рассматривать в отрыве от его мировоззрения. Картина есть идея, воплощенная на холсте. Форма, подчиненная творящему Духу. Сначала вытесняя, а затем и полностью устраняя духовную составляющую творчества Н.К.Рериха, можно договориться до того, что оно — не более чем плод богатого воображения, а запечатленные на его полотнах великие подвижники и духовные Учителя — герои сказок и легенд. Еще классик рериховедения П.Ф.Беликов называл в своих очерках «Об идеологии творчества Н.К.Рериха», «Творчество Н.К.Рериха» основной проблемой искусствоведов отсутствие у них глубинного философского взгляда на искусство. Но во времена Павла Федоровича ценители прекрасного не могли позволить себе открыто осмыслять эти явления в искусстве по вполне понятным причинам, в наши же дни подобное «расчленение» на Рериха-художника и «всё остальное» иначе, как регрессом, осознанным возвратом в уютное прошлое, не назовешь. При таком подходе принесенные Николаем Константиновичем и всей его семьей новые эволюционные возможности так и останутся невостребованными, а сами картины займут «подобающее» им место прекрасных камешков в «мозаике мирового художественного наследия».

Исследователи Наследия Великого Мастера уровня Л.В.Шапошниковой (перу которой, к слову, принадлежат такие работы об искусстве, как «Тернистый путь Красоты», «Ученый, мыслитель, художник», «Мастер», «Метаисторическая живопись Н.К.Рериха»), обладающие широчайшим диапазоном знаний, прорываются на новый уровень восприятия и осмысления информации и выходят за рамки традиционного, сугубо материалистического подхода к искусству. Они открыто говорят об иных мирах, одухотворенном космосе и тонких энергиях, приглашая читателя задуматься о причинно-следственных связях и совершить подъем на вершину духа, взгляд с которой дает совершенно иную земную перспективу. Реплики же подобные прозвучавшим в интервью свидетельствуют о том, что рассчитывать какое-либо осознание этих явлений современными чиновниками от искусства в настоящее время не приходится. Иррациональный страх перед непонятным, беспредельным (а если говорить на их языке, то и неподвластным их воле) сковывает их душу, а высокая энергетика рериховских полотен им попросту нестерпима.

Однако самое интересное заключается в том, что как исследователям, так и музейным администраторам все эти годы было где развернуться. Никто из чиновников Министерства культуры так и не удосужился создать полноценный государственный музей имени Н.К.Рериха в Москве или Ленинграде, с филиалом на Алтае, как того хотел сам даритель, Ю.Н.Рерих. Во всей необъятной России не нашлось для этого здания. Что-то все время мешало заниматься «академической фундаментальной исследовательской работой» в стенах ГТГ, ГРМ и самого ГМВ и «делать доступным творчество семьи Рерихов для широкого круга любителей восточного и русского искусства». В 2009—2010 гг. общественный Музей выпустил первый научный каталог произведений всех Рерихов, с воспроизведением всех картин и рисунков, с провенансом, описанием, инвентарными номерами и научным комментарием. Почему солидные государственные учреждения, укомплектованные штатом профессионалов, за все эти годы не создали ничего подобного? Не реализовали хотя бы несколько позиций, перечисленных в насквозь лживой и претенциозной Справке? Надо полагать, что только уничтожение общественного музея и надругательство над волей последнего из Рерихов послужит источником вдохновения и поможет подхлестнуть исследовательский азарт. И, конечно же, обесценивание всего сделанного Л.В.Шапошниковой и сформированным ею коллективом МЦР, многолетнего труда музейных работников, архивистов, публикаторов, библиотекарей, сотрудников ОНЦ КМ и группы передвижных выставок, строителей и архитекторов, а также многочисленных рериховских обществ, которые на протяжении всей истории нашего общественного музея поддерживали его словом и делом.

В январе с.г. на ряде Интернет-ресурсов было размешено весьма интересное письмо Т.Мкртычева, вызвавшее немало скептических комментариев и пожеланий навести порядок в стенах родного учреждения. «Не секрет, что в последние годы музей Рерихов МЦР переживал кризис — падает посещаемость, не очень внятная выставочная политика, отсутствие квалифицированных музейных кадров и так далее, — рассуждает автор, точно бы подбирая оправдания задуманному вандализму. — И перед нами очень сложная задача — переделать старый организм, вдохнуть в него новую жизнь, привлечь к наследию семьи Рерихов больше внимания — не склоками и выяснениями отношений — кто правее, а выставками, конференциями — реальной работой»[17].

Действительно, задача «очень сложная» — любой уважающий себя «организм» 23-х лет от роду сам решает, с кем ему лобызаться в уста, и под разделочный нож «доброжелателя» так просто не пойдет. Более того, она неподъемная, ибо замахнуться на нарушение законов земных и космических требует поистине нечеловеческой отваги, описанной в свое время в очерке Н.К.Рериха «Самоотвержение зла». Далее, хотелось бы знать, откуда такая информация о посещаемости общественного музея? Чем она подкреплена? В качестве положительного примера «внятной выставочной политики» г-н Мкртычев, судя по всему, имеет в виду свой мультимедийный проект под названием «Николай Рерих. Держава Света», в котором расчлененные на куски шедевры Мастера демонстрируются в сопровождении горящих костров, сверкающих молний и клубов дыма, а их сюжеты меняются в произвольном порядке. Апофеозом кощунства стала нарезанная занавеска из репродукции полотна «Сокровище гор» (изображающего сакральное действо в Твердыне Света), через которую посетители выставки проходили к экрану! Как тут не вспомнить слова Н.К.Рериха из очерка «Динозавры»: «Преступная дикость обращена прежде всего против самых изысканных и прекрасных творений. Невежество пытается изуродовать величайшие из них – в этом страшная печать тьмы»[18].

Как только ни глумились над законом Иерархии все эти годы после возвращения Наследия на родину, и особенно много стрел было выпущено в сторону С.Н.Рериха. Все сторонники огосударствления Наследия как один выступают против его воли, кто достаточно откровенно, кто более завуалировано, говоря о новых эволюционных этапах, велениях времени или, напротив, возвращении к истокам. Но суть одна — им виднее. Отсюда вытекает и желание порулить, и желание «исправить», «преобразовать» уже созданное (вплоть до демиургического «вдохнуть новую жизнь»), ибо в отсутствии Высшего на место свергнутого в сознании фокуса неизбежно встает собственная самость. И она настолько ослепляет, что люди забывают о первом принципе профессионализма — нельзя браться за то, в чем ты не разбираешься. И тем более замахиваться на вещи, которые тебе в принципе неподвластны. «Музей возьмёт на себя функции не только хранителя культурного наследия, но и воспитателя современной гармоничной личности, — говорится в Справке. — Музей сформирует вокруг себя последователей рериховских идей, которые будут вносить созидательный вклад в отечественную культуру». Спрашивается, чему же будут учить эти имиджмейкеры — искусству лжи или основам рейдерского захвата? И еще один любопытный момент: российское и международное культурное движение, связанное с именем Рерихов и существующее без малого целый век, в стенах ГМВ собираются еще только формировать.

Потому что, судя по интервью, истории у него нет вообще, а современные его представители немногого стоят. «Знаете, в мире очень много Рериховских организаций, и они находятся в постоянной конфронтации между собой»[19], — рассуждает Т.Мкртычев, дискредитируя деятельность многочисленных обществ и групп. Однако он умалчивает о том, что имеющие место разногласия в рериховском пространстве носят мировоззренческий характер. Представители рериховского движения выступают против нарушения воли С.Н.Рериха и изменения общественного статуса основанного им Музея, они возмущаются клеветническими публикациями, в которых Николай Константинович выставляется шпионом и авантюристом, а труды Елены Ивановны причисляются к сатанинской или оккультной литературе, они защищают Живую Этику от профанации и контактерских «продолжений». Именно эти истинные последователи Учения дружно восстанавливали здание Усадьбы Лопухиных из руин, а сегодня помогают нашему Музею выживать и продолжать культурную работу. Если же люди, именующие себя рериховцами, рериховедами и независимыми исследователями, исправно поглощают клевету и астральный мусор наравне с текстами из высокого источника и при этом полагают, что проводят «более длинную линию», «самосовершенствуясь» и работая во имя свое, что же, значит, они сделали свой главный выбор в жизни. Их бесконфликтность на деле оказалась безразличием, а непротивление тьме широко открыло для нее врата.

Пришло время распрощаться с иллюзиями и встать на защиту Учения и своего будущего, неразрывно связанного с будущим России, чтобы окончательный акт чудовищной трагедии, произошедшей 80 лет назад на американском континенте, не проигрался в пространстве нашей страны, отбросив ее на несколько витков эволюционной спирали вниз. Как напутствовал Святослав Николаевич Рерих: «Мы должны бояться только одного — не выполнить свой долг, и еще — спасти свое тело, а душу потерять».

Татьяна Книжник

12—16 февраля 2016 г.
источник: http://www.roerichs.com/vpered-v-proshloe/
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

Президенту России
В.В Путину

Копия: Председателю Правительства Российской Федерации
Д.А. Медведеву

Копия: Первому заместителю председателя комиссии по культуре
Общественной Палаты Российской Федерации
М.Ю. Лермонтову


Уважаемый Владимир Владимирович!

В России, которую без сомнения, Вы любите всем сердцем и отдаете ее защите и укреплению все свои силы, идет целенаправленное разрушение чиновниками достойной культурной Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» и ее общественного Музея имени Н.К. Рериха (16.02.2016 в театре Вахтангова на коллегии Министерства культуры будет рассматриваться вопрос о создании в московской усадьбе Лопухиных государственного музея путем уничтожения успешно действующего там общественного музея имени Рериха). Они были созданы по инициативе С.Н. Рериха, не побоюсь этих слов, с целью решения космической задачи обретения человечеством нового эволюционно более совершенного космического сознания.

Возможно, для кого-то будет странна последняя часть высказывания, но здесь нет преувеличения. Главная цель богатейшего наследия Рерихов, в том числе Учения Живой Этики – именно обретение людьми способности космического мышления, в котором чувство ответственности за свои деяния занимает важное место. Сегодня людям важно обрести системные Знания, которые дали бы понимание места и значение человека в Космическом Бытии, прояснили его эволюционные задачи и способы их решения, научили бы их мыслить не просто в масштабах земных, но и в космических, открывая в них много нового для себя. Человеку важно понять, что именно его духовное развитие, культура, понимаемая как синтез знания, добра и красоты, развитое чувство ответственности за свои деяния, открывают перед ним двери следующего этапа космической эволюции. Отсутствие же их отправляет его в инволюцию на повторное прохождение когда-то пройденных этапов. Обо всем этом говорит Учение Живой Этики.

При этом важно осознать и то, что Космос, как гармоничная самоорганизующаяся целостность, во всех своих уровнях Бытия, иерархически выстраивающихся в Беспредельность, держится именно на энергии и трудах Тех, Которые когда-то раньше уже преодолели человеческий рубеж в своем эволюционном духовном развитии и стали для нас великими Наставниками, Учителями, дающими прекрасный пример истинной гармоничной жизни. В этом контексте важно понимать то, что без их поддержки наши эгоистичные, т.е. вступающие в противоречие с законами космического Бытия, устремления, бесперспективны, тщетны, саморазрушительны.

Здесь главная сложность для каждого – научиться в своей каждодневной деятельности соответствовать реальному критерию истины, суть которого проявляется в самоотверженном служении истине космического Бытия. Она состоит в духовном совершенствовании, в преодолении в себе самости, эгоизма, в познании великих законов Космоса и неуклонном исполнении их в практике жизни во имя Общего Блага.

Понятно, что решение столь масштабных космических дел на планете Земля – очень сложная задача, решение которой, опирающееся на условные, частные мнения разных людей, невозможно. Найти выход из этого положения помогает Учение Живой Этики. Согласно закону Космической Иерархии, в решении таких масштабных задач важно следовать идеям, принципам, Воле Учителя, как знающего ситуацию, в которой мы находимся на порядки лучше нас. При этом, не просто знающего, но и подготавливающего её к реализации во благо эволюции человечества и Общее Благо. Об историческом процессе как космическом явлении Л.В. Шапошникова писала достаточно в своих работах.

Преданность Учителю, строгое следование его Заветам будет залогом Успеха не только потому, что Он Знает, но Он энергетически поддерживает эволюционные действия. Не от того ли, когда, как сегодня говорят чиновники из сферы культуры, у государства на протяжении четверти века не было финансовой возможности поддержать Международный Центр Рерихов, у общественности и мецената, благодаря мощному авторитету Л.В. Шапошниковой, нашлись силы, энергия и средства восстановить в Москве прекрасный памятник архитектуры XYII-XIX веков «Усадьбу Лопухиных», в которой расположился Музей, обустроить и расширить его коллекцию, финансировать культурную деятельность. К этому можно добавить, что культурная деятельность Людмилы Васильевны и возглавляемого ей Международного Центра Рерихов была неоднократно отмечена государственными и международными наградами.

Дело в том, что Л.В. Шапошникова глубоко чувствовала и суть космического мировоззрения и ту космического уровня задачу, которую ставил перед ней С.Н. Рерих, выбравший её кандидатуру тоже не случайно. Она было глубоко привержена делу Рерихов, служила ему самоотверженно, предъявляя самые высокие требования и к себе, но и к другим. На ее высочайшую сердечную энергию, которую можно определить как энергию Любви, притягивалось много людей, которые верили ей и преданно следовали примеру.

Но даже среди изучающих Живую Этику трудно достичь гармонии и полного взаимопонимания в ещё духовно не облагороженном обществе. Каждый может единые принципы Учения интерпретировать на свой лад в соответствии с внутренним миром человека, порой забывая про закон Иерархии. Поэтому, после ухода Людмилы Васильевны некоторые вдруг изменили свое мнение и начали разрушительную деятельность по отношению к общественному Музею, вопреки занимаемой и отстаиваемой ранее позиции. Это повлекло угрозу уничтожения Международного Центра Рерихов и общественного Музея имени Н.К. Рериха, статус которых определил С.Н. Рерих – Махатма, как писала о нем Е.И. Рерих.

В контексте происходящего, как можно относиться к проекту государственного музея, который, по сути, хотят устроить, что называется «на костях» Святыни для десятков тысяч людей, которые искренне шли за высокой идеей, воспитывали в себе лучшие качества духа и служения высшим принципам и России. Можно твердо сказать, что большего кощунства и глумления над волей и памятью С.Н. Рериха, и Л.В. Шапошниковой, а также теми последователями Рерихов, которые верны своим Учителям, их идеям и принципам, представить невозможно. Но ведь люди, имеющие настоящий духовный стержень – достояние и истинная опора России и её Президента во всех делах, направленных на совершенствование духовного сознания общества. И рады бы они поверить сладким словам чиновников, но как поверить тем, многие из которых в разное время в течение четверти века и даже больше, только и делали, что попустительствовали исчезновению части наследия, привезенного в нашу страну Ю.Н. Рерихом, прятали от людей картины в музейных запасниках, приписывали их на баланс другого музея, вопреки воле С.Н. Рериха и прикладывали все усилия по разрушению МЦР и общественного Музея имени Н.К. Рериха.

При всем уважении и желании доброжелательного сотрудничества с государственными структурами, как видно, и у самого С.Н. Рериха были, так и у его последователей есть основания сомневаться в истинном успехе подобного дела сегодня. Административные меры и методы здесь, очевидно, грубы и, вероятно, даже вредны. Во всяком случае, для формирования духовного, или, как говорят в Живой Этике огненного устремления, нужен лидер, который способен это качество зажечь и уметь его поддерживать в сердцах людей, одновременно помогая им развивать, в первую очередь, своим примером, доброжелательность, нравственность, ответственность, познавательный интерес и все лучшие духовные качества. Такая реальная практика жизни и позволяет выйти на уровень синтетического космического мышления. В Международном Центре Рерихов таким огненным Лидером была Л.В. Шапошникова и ее достойный пример – путеводная звезда, которая будет светить в веках, всем указывая истинное направление в обретении космического мышления – мышления человечества нового эволюционного уровня.

К сожалению, методы, используемые министерством культуры для достижения неблаговидных целей – захвата наследия Рерихов и зданий МЦР – не вселяют оптимизма на успех, потому что невозможно во всем этом уловить духовного огня. Да и работа кабинета Н.К. Рериха в Музее Востока, по отзывам, таким огненным качеством не обладала. Можно ли высечь огонь духа административной рутиной?

Очевидно, что в этой ситуации нельзя разрушать Международный Центр Рерихов, в котором умеют вести культурную работу на высоком профессиональном уровне в соответствии и с Учением Живой Этики, и с волей С.Н. Рериха. Есть основания полагать, что его сохранение актуально для нового витка эволюции человечества. Умышленное же уничтожение его внесет непоправимые негативные коррективы в жизнь для всех. Как хотелось бы, чтобы это стало ясно многим.

Уважаемый Владимир Владимирович, пожалуйста, защитите Международный Центр Рерихов и его уникальный общественный Музей имени Н.К. Рериха от неправедных деяний чиновников. Пожалуйста, не допустите его разрушения, окажите ему внимание и поддержку. Несомненно, это послужит Поддержке и Успеху всех Ваших созидательных дел и начинаний во имя всеми нами любимой России и мира. Сердцем с Вами!

С глубоким уважением и лучшими пожеланиями,
Святохина Галина Борисовна, председатель
Регионального отделения Международной
общественной организации «Лига защиты Культуры»
по Республике Башкортостан, кандидат философских наук
источник: http://www.roerichs.com/regionalnoe-otd ... ashkiriya/
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уважаемый Владимир Владимирович!

Обращаемся к Вам с просьбой помочь остановить произвол Министра культуры В.Р. Мединского и Генерального директора Государственного музея Востока А.В. Седова по разрушению общественного Музея имени Н.К. Рериха, известного своей культуротворческой деятельностью во всем мире. Происходит дискредитация культурной политики России и невыполнение Указа Президента РФ №808 от 24.12.2014 г.

16.02.2016 г. состоится заседание коллегии Министерства культуры Российской Федерации по вопросу: «О проекте концепции Музея семьи Рерихов», где затрагиваются интересы общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха, расположенного в старинной усадьбе Лопухиных по адресу: город Москва, Малый Знаменский переулок, дом 3/5.

В подготовленной «Справке к заседанию коллегии» написано: «Создание государственного музея Рерихов в Москве является воплощением мечты художника, которую всячески поддерживал его сын и творческий наследник Святослав. В рамках государственного музея могут быть объединены разрозненные части наследия Рерихов…»

Это не соответствует действительности, так как искажает информацию о С.Н.Рерихе:

Наследие Рерихов по желанию Елены Ивановны Рерих, жены Н.К. Рериха, было распределено между братьями: Святославом Николаевичем, выдающимся художником и общественным деятелем и Юрием Николаевичем, известным ученым-востоковедом.

Свою часть наследия Юрий Николаевич Рерих привез в СССР в 1957 году. Эта часть наследия включала более 500 картин отца, уникальный архив Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928гг.), ценнейшую библиотеку, большое количество древних образцов тибетской живописи (тханок) и другие раритеты.

Одной из главных забот Юрия Николаевича было создание музея имени своего отца, Н.К. Рериха и его филиала в Сибири. Началась переписка с Министерством культуры СССР. И Министерство принимает окончательное решение – никакого музея и никакого филиала.

После смерти Ю.Н. Рериха в 1960 году, цельная коллекция была распределена между Русским музеем (г. С.Петербург), Третьяковской галереей (г. Москва) и Новосибирской галереей. Кроме того, Святослав Николаевич Рерих писал письма руководству Минкульта СССР и просил, чтобы культурные ценности, оставшиеся на квартире его брата, были охранены. Об этом просили и многочисленные общественные организации. Однако, почти все, что было на квартире Юрия Николаевича в Москве, было утрачено.

Святослав Николаевич Рерих, видя, как государство обошлось с первой частью наследия, ввезенной его братом, Ю.Н. Рерихом в 1957 году, принимает решение свою часть наследия передать общественной организации для создания общественного музея имени Н.К. Рериха. В завещательный документ он вносит коллекцию из 288 картин отца и свою, находящуюся в СССР на временном хранении в Государственном музее Востока.

Государственный музей Востока поставил не принадлежащую ему коллекцию, в количестве 288 картин на государственный учет, по сути дела, украл ее, и чтобы не возвращать, начал клеветническую кампанию против общественного Музея имени Н.К.Рериха.

Мы, участники общественного Рериховского движения, обращаемся к Вам с просьбой помочь решить вопрос по существу:

Учитывая, что реставрацию усадьбы Лопухиных проводил Международный Центр Рерихов под руководством Л.В. Шапошниковой на народные средства для создания общественного Музея имени Н.К. Рериха (государство средств на реставрацию не выделило), передать усадьбу Лопухиных общественному Центру-Музею имени Н.К. Рериха в бессрочное и безвозмездное пользование.
Так как усадьба Лопухиных была выделена государством под общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, просим отменить распоряжение Росимущества №1287 от 11.11.2015 года и снять полномочия оперативного руководства усадьбой Лопухиных с Государственного музея Востока, т.к. оно нарушает права Международного Центра Рерихов.
Вопрос создания государственного Музея Н.К. Рериха можно решить путем восстановления целостности коллекции, привезенной Ю.Н. Рерихом в СССР в 1957 году и находящейся в настоящее время в государственных музеях России.
Для справки: в Третьяковской галерее был зал Н.К. Рериха, после проведенного ремонта, в постоянной экспозиции картины Рериха отсутствуют. В Русском музее из 355 картин Рерихов, в постоянной экспозиции только 5 полотен.

Учитывая, что общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха находится в России и успешно работает для процветания России, просим Вас защитить наследие общественной организации от посягательств Министерства культуры Российской Федерации и Государственного музея Востока.

От имени коллектива,
Чистякова Э.П.
Председатель Днепропетровского городского
Рериховского общества

Письмо также выслано:
Председателю Правительства
Российской Федерации Д.А. Медведеву

В Государственную Думу РФ
источник: http://www.roerichs.com/dnepropetrovsko ... bshhestvo/
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

Письмо сотрудников космической отрасли г. Днепропетровска и Совета молодых ученых Днепропетровской обл. в поддержку общественного Музея имени Н.К. Рериха
(Конструктор. 15.02.2016, Украина)
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

Черный вторник российской культуры

Министр культуры В. Мединский в сопровождении свиты быстро вошел в театр им Е. Вахтангова на коллегию своего министерства и первое, что он услышал, было: «Господин министр! Остановите разрушение общественного Музея Николая Рериха!». Министр от неожиданности съежился и, не обращая ни малейшего внимания на неприятный призыв, торопливо проследовал дальше. Вот собственно и все, что удалось донести до высокого начальника, курирующего российскую культуру, сторонникам общественного музея в Малом Знаменском переулке. Блокированная клерками министерства культуры общественность, так и не пробилась в зал заседаний, где решалась судьба негосударственного рериховского музея. Вторник шестнадцатого февраля сего года, поистине войдет в историю как черный день российской культуры.

Министру культуры РФ с лихвой хватило чуть больше получаса для вынесения на коллегии своего министерства «расстрельного» приговора общественному Музею имени Н.К. Рериха. Министр куда-то спешил, поэтому вопрос о будущем культурной жемчужины в центре столицы решался деловито быстро, без прений и иных точек зрения, в промежутке между бурным обсуждением показателей финансовой эффективности учреждений культуры и долгожданным перерывом на кофе-брейк. Какие уж тут «тонкости и нюансы», какая уж там «воля» последнего из Рерихов?! Руководство минкульта, как говорят в определенных кругах «решило вопрос» без всяких дебатов и идейных отклонений коллегии в кратчайшие так сказать сроки. Время, как модно нынче говорить в ведомстве Мединского, деньги, да еще и какие! Речь ведь идет об экспроприации культурных ценностей на миллиарды. А уж бизнесмены в прошлом В. Мединский и его первый зам. В. Аристархов деньги считать, как говорится, прекрасно умеют. Благо от волеизъявления господина Мединского и его команды зависит далеко не все. Есть вещи и ему совершенно неподвластные. Например, воля Святослава Николаевича Рериха, основателя общественного музея, писавшего о недопустимости подчинения Центра минкульту и уж тем более Музею Востока[1]. Поэтому министру ничего другого не оставалось, кроме как ее проигнорировать.

Онлайн-трансляция заседания была представлена на официальном сайте минкульта, что должно было создать у общественности уверенность в готовности государства к открытой дискуссии о судьбе Международного Центра Рерихов и его общественного музея. Но тон, содержание выступлений и окончательный вердикт «казнить, нельзя помиловать» разбили эту иллюзию в пух и прах. Помимо специалистов из Музея Востока в разоблачении «антикультурной» деятельности МЦР особо отличились заместитель директора муниципального питерского музея семьи Рерихов г-н В. Мельников, а также глава так называемого национального рериховского комитета А.П. Лосюков. Как известно, глава этого «комитета» стал самой настоящей находкой для министерства культуры. А.П. Лосюков с высокой трибуны предложил привлечь к скорейшему «решению вопроса» по МЦР правоохранительные (!) органы. Но больше всех, пожалуй, своим красноречием перед министром блеснул В. Мельников, который потребовал наконец-то прорвать плотину МЦР, скрывающую по его убеждению, наследие Рерихов от его «истинных исследователей». Главный «подрывник» не подумал о том, что грязный селевой поток, который обычно образуется в таких случаях, грозит похоронить под собой все отечественное рериховедение. Нарушение высшей воли еще ни для кого не проходило бесследно. Не стоит далее приводить здесь все высказывания сторонников экспроприации, т.к. большинство из них находятся за гранью приличия и морали.

Всю срамоту откровенного «гоп-стопа», устроенного в российском музейном сообществе ведомством В. Мединского не смогло прикрыть ни наличие на коллегии респектабельных министерских мужей и дам, директоров крупных столичных музеев, театров и других культурных учреждений, ни письменное «добро» на сей произвол со стороны главного музейщика страны М.Б. Пиотровского. Вся четверть вековая деятельность международного рериховского Центра на ниве отечественной культуры, уместилась на коллегии в несколько нелепых и недостойных фраз, прозвучавших на фоне неприкрытого восхваления идеи огосударствления наследия Рерихов, хранящегося там.

Так и хочется спросить современных государственных геростратов, что же помешало этому самому государству в свое время выполнить волю Ю.Н. Рериха, подарившего государству более 400 полотен своего отца, по созданию отдельного музея в Москве или Ленинграде с филиалом на Алтае? Почему они ничего не предприняли для спасения разграбленного наследия Ю.Н. Рериха из его московской квартиры? Что же им помешало создать в этой квартире государственный мемориальный музей?! Что помешало осуществить в столице, еще в начале 1980-х гг. музей Н.К. Рериха на базе дара К. Кэмпбелл во исполнение желания С.Н. Рериха?! Что помешало музеефицировать мемориальную квартиру Н.К. Рериха в Санкт-Петеребурге на Мойке или, наконец, дом, где художник родился? Ответим – крайняя степень безразличия к этой теме. За последние двадцать пять лет новейшей истории России государственные мужи и жены, за редким исключением, ничего толком не сделали для сохранения и популяризации творчества великого сына своей страны. Зато с завидной периодичностью, с высоких государственных трибун и министерских кабинетов, с экранов телевизоров и полос газет из уст отдельных церковных служителей, псевдоученых и сомнительных журналистов летят всевозможные небылицы о творчестве Рерихов, представляющие в ложном свете их подвиг на благо культуры России, их волю касаемо судьбы их наследия, переданного на родину. Голос в защиту великих соотечественников поднимало не министерство культуры и не музей Востока. Это делал и продолжает делать Международный Центр Рерихов. Именно, в залах общественного Музея, а не в государственных экспозициях нашла свое отражение философия Живой Этики. Ни в одной цивилизованной демократической стране мира происходящее сейчас с Домом Рериха на Волхонке попросту было бы немыслимо. Удивительно, что у государственных чиновников и музейщиков не нашлось другого здания в столице для создания государственного музея, кроме отреставрированной за средства общественности и за ее же средства укомплектованной самым современным музейным оборудованием старинной усадьбы Лопухиных в центре Москвы. Прийти на все готовое, предварительно выбросив на улицу общественный музей – это уже за гранью морали. Это к культуре не имеет никакого отношения. Это уже из другого сюжета, криминального.

Канал «Культура» поспешил похоронить МЦР и на всю страну объявил, что общественный Музей Н.К. Рериха уже стал филиалом Музея Востока. Как бы не так! Директор данного музея А. Седов в своем интервью этому каналу вообще изрек смешные вещи, дескать, общественный музей и его экспозиция — «позавчерашний день». Стоит только пожалеть директора федерального музея, в стенах которого регулировка температурно-влажностного режима, например, осуществляется простым открытие форточки… И это, не где-то там, а в залах с картинами Николая и Святослава Рерихов! Если уж и вправду сравнивать музейное оснащение и экспозицию общественного Музея и Музея Востока, то у общественного точно – день завтрашний.

Абсурд ситуации заключается в том, что благородная на первый взгляд идея минкульта о создании государственного музея Н.К. Рериха с федеральным статусом базируется на насильственном умерщвлении успешно работающего общественного музея с последующим изъятием его фондов в государственную казну. То, что государство съесть не сможет, будет, скорее всего просто выброшено на улицу из старинного особняка Лопухиных вместе с несговорчивым коллективом. А ведь речь идет не много ни мало о сотнях рериховских полотен и других бесценных раритетах семьи Рерихов, включая большой архив, библиотеку и богатейшую коллекцию картин художников-космистов. И это на фоне крайне невнятной концепции будущего государственного учреждения, скудость и убогость которой заставляет содрогнуться поклонников творчества Н.К. Рериха как говорится «от Москвы до самых до окраин».[2] Выселение Международного Центра Рерихов и разгром общественного музея, по мнению инициаторов этого «гоп-стопа» являются поистине достойным подарком к 90-летнему юбилею исполнителя завещания С.Н. Рериха, его доверенного лица, ученого-индолога Л.В. Шапошниковой, сделавшей для отечественной культуры гораздо больше чем министерские бонзы все вместе взятые[3].

Откровенно рейдерскими действиями министерства культуры возмущены десятки рериховских организаций. Искренне хочется поблагодарить от лица коллектива Международного Центра Рерихов, оказавшегося на осадном положении, всех, кто протянул руку помощи детищу С.Н. Рериха в его трудный час! Письма протеста в российское правительство спешно направили тысячи рериховцев России и Казахстана, Белоруссии и Украины, Болгарии и Германии, Эстонии и Латвии, Канады и Финляндии, Молдовы, Киргизии и Узбекистана. По всему миру звучит сейчас тревожный набат: «Не допустим разрушения общественного Музея имени Н.К. Рериха!». И да будет так!

Alea jacta est[4]. Ubi concordia, ibi victoria[5]!

Д.Ю. Ревякин, А.Л. Прохорычев

17 февраля 2016г.


[1] Рерих С.Н. Медлить нельзя!: [Письмо Р.Б. Рыбакову от 3 июля 1989 г.] // Советская культура. 1989. 29 июля.

[2] Подробнее о концепции государственного музея семьи Рерихов –филиала ГМВ см. статью Д.Ю. Ревякина, А.Л. Прохорычева. «Пальмира в центре столицы». http://www.icr.su/rus/protection/herita ... rychev.php

[3] 26 июля 2016г. исполняется 90 лет со дня рождения Л.В. Шапошниковой.

[4] Alea jacta est (лат.) -Жребий брошен (назад дороги нет).

[5] Ubi concordia, ibi victoria (лат.) — Где согласие — там победа.


источник: http://www.roerichs.com/chernyiy-vtorni ... -kulturyi/
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

Испытание культурой

Великий русский художник и общественный деятель Николай Константинович Рерих высказал мысль, утверждавшую, что главным испытанием для человечества будет испытание восприятием культуры. По-видимому, Министерство культуры РФ это испытание проходит именно сейчас.

16 февраля состоялось заседание коллегии Министерства, на которой, в частности, рассматривался вопрос «О проекте концепции Музея семьи Рерихов». Речь шла о создании государственного музея Рерихов в качестве филиала Государственного музея Востока (ГМВ) в московской усадьбе Лопухиных, в зданиях которой располагается и 26 лет успешно работает общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР). В качестве докладчиков на коллегию было приглашено руководство ГМВ. Однако руководству МЦР Министерство культуры такой возможности не предоставило, предпочитая решать судьбу общественного Музея, не входящего в его юрисдикцию, в отсутствие его законных представителей, что само по себе является нонсенсом в правовом государстве.

Справка и презентация, подготовленные музеем Востока для представления на коллегии, а также выступления докладчиков грубо исказили историю создания общественного Музея имени Н.К.Рериха и передачи Святославом Николаевичем Рерихом Международному Центру Рерихов наследия своих родителей. Было заявлено о том, что, якобы, только сейчас «появилась реальная возможность осуществить заветную мечту Николая Рериха, позднее поддержанную его сыном Святославом, о создании на родине художника музея, посвящённого его творчеству и культурно-философскому наследию его семьи». Это настоящее лукавство.

Конечно, Министерству культуры известна подлинная история создания общественного Музея имени Н.К.Рериха, а хитрый приём ГМВ призван ввести в заблуждение широкую общественность. Ещё в 1989 году, передавая бесценное наследие семьи Рерихов в Россию, С.Н.Рерих единственным условием создания Музея имени Н.К.Рериха ставил его общественный, а не государственный статус, хорошо понимая, что успешная работа этого музея возможна лишь вне узких чиновничьих рамок подчинения Министерству культуры и Государственному музею Востока.

Советское правительство закрепило данные художнику гарантии о создании Советского Фонда Рерихов и общественного Музея имени Н.К.Рериха в Постановлении Совмина СССР № 950 от 04.11.1989 г. и предоставило под Музей выбранную С.Н.Рерихом историческую усадьбу Лопухиных – памятник архитектуры XVII–XIX веков в центре Москвы, находящийся на тот момент в полуразрушенном состоянии. После распада СССР Советский Фонд Рерихов по согласованию с С.Н.Рерихом был переименован в Международный Центр Рерихов. Обязательства же государства по предоставлению помощи в восстановлении усадьбы остались невыполненными, и её реставрация происходила исключительно за счёт пожертвований общественности и средств мецената.

Восстановленная усадьба с расположенным в ней общественным Музеем имени Н.К.Рериха стала жемчужиной Москвы, успешно работающим культурным и научным центром, как о том мечтали Рерихи. За реставрацию усадьбы Лопухиных в 2007 году Музей был удостоен национальной премии «Культурное наследие», а также премии Европейского Союза по Культурному Наследию «European Union Prize for Cultural Heritage / Europa Nostra Awards 2010» в номинации «Самоотверженный труд» за выдающиеся достижения в вопросах сохранения архитектурного, природного, археологического и художественного наследия Европы.

Несмотря на то, что Россия является правопреемницей Советского Союза и ответственность за обещания, данные С.Н.Рериху в 1989 году, распространяется и на нынешних руководителей государства, с 1990-х годов Министерство культуры с подачи ГМВ ведёт, по сути, не объявленную войну с общественным Центром-Музеем с намерением отобрать наследие и «выселить» его из отреставрированной усадьбы. Используя административное право, Министерство добилось через суд непризнания МЦР правопреемником Советского Фонда Рерихов, хотя сам С.Н.Рерих неоднократно утверждал это правопреемство документально, и суды дважды это подтверждали.

Государственный музей Востока лукавит и когда позиционирует себя как хранителя одного из крупнейших в России собраний картин Рерихов. На самом деле большую часть данного собрания ГМВ составляют картины, ему не принадлежащие, оставленные С.Н.Рерихом в 1974 году в России после проведения с огромным успехом выставок, посвящённых 100-летию со дня рождения Н.К.Рериха и 60-летию С.Н.Рериха. Министерство культуры СССР позднее передало их в ГМВ на временное хранение. Согласно воле С.Н.Рериха, коллекция должна была быть передана в общественный Музей имени Н.К.Рериха после его создания. С уходом из жизни С.Н.Рериха она была присвоена ГМВ и до сих пор незаконно им удерживается, нарушая тем самым волю собственника. Картины, находясь в запасниках, почти не выставляются ни в ГМВ, ни на передвижных выставках.

Исходя из концепции Музея семьи Рерихов, озвученной ГМВ на коллегии Минкультуры, его задачами являются «сохранение и презентация на основе современных музейных технологий всего многообразия художественного и культурно-философского наследия Н.К.Рериха, Е.И.Рерих, С.Н.Рериха; активизация изучения художественного наследия Н.К. и С.Н.Рерихов; популяризация наследия семьи Рерихов; создание на основе музея площадки для гармоничного развития личности».

Однако по всем этим направлениям вот уже 26 лет ведёт успешную деятельность общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха: издан многотомный каталог живописных и графических произведений всех членов семьи Рерихов, хранящихся в музее; осуществляется работа по научной реставрации полотен Н.К.Рериха и С.Н.Рериха; работают научный и искусствоведческий лектории; ведётся обучение детей и взрослых различным художественным техникам и приёмам живописи в нескольких творческих мастерских; с 1994 года ежегодно проводятся представительные международные научно-общественные конференции по насущным вопросам культуры, философии, искусства; работает научная библиотека, открытая для всех желающих; ежедневно проходят концерты камерной музыки, литературно-музыкальные композиции, авторские поэтические вечера.

Помимо всего перечисленного, в общественном Музее имени Н.К.Рериха проводятся выставки современных художников-космистов, выставки детских рисунков, экскурсии, занятия с детьми. Для примера сравним число передвижных выставок, организованных обоими музеями. С 1978 года Государственный музей Востока провёл и принял участие в 35 выставках, на которых были представлены работы из собрания Музея. С 1991 года общественный Музей имени Н.К.Рериха провёл более 500 передвижных выставок во многих городах России и ближнего зарубежья. Как говорится, почувствуйте разницу.

С огромным успехом в ознаменование 80-летия Пакта Рериха – договора о сохранении культурного наследия планеты – с 2012 года проходит по миру международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», организованный Международным Центром Рерихов. Выставку приняли в 16-ти зарубежных странах и более 100 городах России.

Получается всё, что только собирается осуществлять вновь создаваемый государственный Музей семьи Рерихов, уже многие годы реализуется общественным Музеем имени Н.К.Рериха. Его широкая многогранная исследовательская, культурно-просветительская и миротворческая деятельность высоко оценена Генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой и Генеральным секретарём ООН Пан Ги Муном.

Но, видимо, для Министерства культуры это не имеет никакого значения. Оно отвергает независимую общественную форму культуры, прогрессивность которой доказана достойной многолетней деятельностью МЦР как в нашей стране, так и на международном уровне. Сие ведомство приняло на коллегии решение о создании государственного музея Рерихов на площадях общественного Музея имени Н.К.Рериха, что, несомненно, ставит под угрозу разрушения этот успешно действующий музей. А точнее, под благовидным предлогом происходит захват государственным ведомством того, что им не создавалось, и на что оно не имеет ни этических, ни юридических прав.

Проверку на восприятие культуры Минкульт провалил. А что же общественность? Снова промолчим? Здесь уместно вспомнить другие слова Н.К.Рериха: «Культура есть переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ народа. Культура утверждается в сердце народа и создаёт стремление к строительству. <…> Культура защищает историческое достоинство народа». Общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов защищает наше достоинство.

Выбор неизбежен – на чьей ты стороне – невежества или культуры?


Тверская областная Рериховская культурно-просветительская общественная организация

Источник: http://www.toroo.ru/protection/heritage19.html
источник: http://www.roerichs.com/ispyitanie-kulturoy/
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

К Рериховским организациям и рериховцам - сторонникам Международного Центра Рерихов

Дорогие друзья!
Борьба с Министерством культуры РФ за владение Наследием Рерихов вступает в решающую фазу. Наши призывы к здравому смыслу, закону и справедливости остались без ответа. Обращения и жалобы к сильным мира сего на действия Министерства культуры РФ так же были проигнорированы. Нет смысла более писать кому-либо еще. Самые проникновенные, самые аргументированные обращения не трогают мертвые души и каменные сердца принявших обличие госчиновников служителей тьмы. Значит, если прежние методы борьбы становятся недейственными, нужно их менять.
Письма и обращения были оружием воина Света в недавнем прошлом. Тьма нашла против него защиту - ложь, лицемерие, угрозы. Но наше новое оружие будет ей не по силам. Нашим новым оружием станет Огненосная мысль, та, что в Учении называется копьем Света и стрелами дальнего полета. Именно мысль должна стать той силой, которая снесет бастионы тьмы. Воин Света знает, как ей пользоваться. Необходимо обратиться к Владыке через троекратное произнесение Его Имени, и когда сила придет, направить ее в сторону врага. И он не устоит.
Сейчас уже не приходится сомневаться в том, что сложившаяся вокруг МЦР ситуация не является результатом только борьбы Министерства культуры РФ за Наследие Рерихов. За административной и судебной тяжбой минкультуры с МЦР уже явственно проглядываются Огонь и дым всепланетной битвы между Светом и тьмой! Свет победит, но чтобы это случилось в условиях Земли, необходимо наше участие, ибо к чему будут прилагать Свою Помощь Владыки, как не к нашим действиям!
Как хочется последышам тьмы, чтобы Международный Центр Рерихов исчез, а великое Наследие было попрано и спрятано в темных подвалах хранилищ! Это сейчас сотрудники музея Востока заявляют о своих намерениях широчайшим образом представить миру всю российскую коллекцию Рерихов. А еще совсем недавно картины Рерихов в большинстве своем были спрятаны в запасниках и закрыты для посетителей. И уж совсем представляются немысленными планы заместителя директора музея Востока г-на Мкртычева оцифровать картины Рерихов, чтобы устраивать выставки электронных копий. Вероятно, они будут призваны заменить ставшие уже привычными выездные выставки МЦР.
Друзья! Некоторые последователи Рерихов пеняют сейчас сотрудникам Международного Центра Рерихов на, якобы,неправильные действия. По их мнению, будь они на месте сотрудников МЦР, они действовали бы значительно плодотворнее. На такие притязания давно ответил Великий Владыка:"Они думают сделать еще лучше, нежели Христос полагает. Каждому кажется, что он сделал бы лучше на месте другого". (Елена Рерих. У Порога Нового Мира. Огненный опыт.) А в том, что Международный Центр Рерихов находится под пристальным вниманием Иерархии Света никто из нас, думается, не сомневается.
Вооружимся же Огненной Мыслью и с Помощью Владык Света отбросим темное воинство от Твердыни Света - Международного Центра Рерихов! В существовании МЦР в это время и на этом месте есть залог движения России в Новый Мир, а с ней и всего остального мира.
Последние битвы будут за истинное Учение, сказано в "Криптограммах Востока". Одна из них разворачивается сейчас вокруг Международного Центра Рерихов.
"Отче Сергий Дивный, с Тобою идем, с Тобою победим!"

Комитет "Знамя Мира над Кузбассом".
г. Новокузнецк.
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

Международная общественная организация
«Лига защиты Культуры»
Кемеровское отделение

Президенту
Российской Федерации В.В.Путину


Уважаемый Владимир Владимирович!

Данное письмо – это уже не просто зов, а это крик о помощи к Вам сохранить Музей имени Николая Рериха в Москве общественным, в статусе которого он сейчас и существует. Дело в том, что 16 февраля 2016 года состоится заседание коллегии Министерства культуры РФ, в повестку которого включен вопрос «О проекте концепции Музея Рерихов». Целью этого проекта фактически является ликвидация общественного Музея Рериха и создание на его музейной коллекции и в здании, которое Музей занимает (усадьба Лопухиных), государственного Музея семьи Рерихов.

Общественный Музей Н.К. Рериха основан его сыном, Святославом Николаевичем, в старинной усадьбе Лопухиных (памятник архитектуры XVII-XIX вв.) в центре Москвы (Решение Исполкома Мосгорсовета № 2248 от 28.11.1989г.). Руководство страны приняло непременное условие С.Н. Рериха об общественном музее, суть которого он изложил в своей статье «Медлить нельзя» (газета «Советская культура», июль 1989г.): « <…> Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации». Это условие, а также обещание всемерной помощи было закреплено в специальном постановлении правительства – «Постановление Совета Министров СССР № 950 от 04.11.1989г.». Так был создан общественный Музей имени Николая Рериха и Советский Фонд Рерихов, которому Святослав Николаевич в 1990г. передал в дар России огромное культурное наследие своей семьи – сотни картин, уникальный архив, семейные реликвии, редкие культурные ценности. В 1991 году, после распада СССР Советский Фонд Рерихов по предложению Святослава Николаевича был преобразован в Международный Центр Рерихов (МЦР) с теми же задачами и правами, которые он подтвердил документами и в письмах в российские государственные инстанции, и в своих выступлениях перед общественностью.

Усадьба Лопухиных была поднята из руин без участия государства (оно отказало в помощи МЦР) и доведена до образцового состояния гражданами России и бывших союзных республик, которые вносили свои средства, работали волонтерами на стройке, а также меценатами и неравнодушными к судьбе русской культуры людьми. Коллектив Международного Центра Рерихов за качественную, научную реставрацию усадьбы Лопухиных удостоен национальной премии «Культурное наследие».

За прошедшие годы Музей имени Н.К. Рериха превратился в один из лучших музеев страны, оснащенных современным музейным оборудованием, которое обеспечивает сохранность картин, книг, архивных документов. Благодаря помощи меценатов и дарителей, музей приумножил свои фонды и обладает сегодня самой богатой коллекцией семьи Рерихов. Музей Рериха — крупнейший в мире выставочный и научный центр по изучению, сохранению и популяризации художественно-философского наследия наших выдающихся соотечественников. За 25 лет проведены сотни передвижных выставок картин Николая и Святослава Рерихов по городам страны, которые дали возможность не в мультимедийных образах увидеть картины, а встретиться с красотой, светом, гармонией подлинных произведений выдающихся художников Рерихов.

В результате тщательной кропотливой работы высококвалифицированных сотрудников Центра-Музея с архивом семьи переведены письма Елены Ивановны и изданы в девяти больших томах. Изданы три тома очерков и статей Николая Константиновича «Листы Дневника», его книги, а так же монографии и письма Юрия Николаевича и Святослава Николаевича. Издан полный каталог картин фонда Музея им. Н.К. Рериха. Выпускается сувенирная продукция: альбомы, буклеты, репродукции картин и т.д. Много лет Центр-Музей издает культурно-просветительский, общественно-научный журнал «Культура и время», удостоенный знаком «Золотой фонд прессы». Библиотека МЦР открыта для всех желающих, а на архивных материалах музея им. Н.К. Рериха защищены уже десятки научных диссертаций, в том числе и сотрудниками музея Востока (Росов В.А.), написаны сотни статей. Музей проводит концерты классической музыки, мастер-классы по живописи. Есть у общественного Музея имени Н.К. Рериха и партнеры в музейной, научной и культурной сфере.

Музей ведет большую культурно-просветительскую деятельность, воплощая идею Н.К.Рериха «Мир через культуру». Миротворческие идеи Н.К. Рериха Музей реализует в международных выставочных проектах, посвященных Пакту Рериха, которые за последние три года прошли в более чем в 100 городах России (и продолжаются в настоящее время) и 15 странах мира (в том числе в Национальном Сенате Аргентины, во Дворце Мира в Гааге, в здании Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке). Миротворческая деятельность МЦР и его Музея получила высокую оценку со стороны Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и поддержку ЮНЕСКО в лице Генерального директора Ирины Боковой, которая 10 мая 2015г. посетила общественный Музей им. Н.К. Рериха. Таким образом, деятельность Центра-Музея способствует повышению международного престижа России как крупнейшей миротворческой державы.

Культурная деятельность Музея имени Н.К. Рериха получила высокую оценку у нас в стране и за рубежом. В 2006 году указом Президента Л.В. Шапошникова была награждена государственным орденом Дружбы за большой вклад в развитие музееведения и сохранения культурного наследия, а в 2011году – орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в сохранение культурного наследия.

Музей имени Н.К. Рериха в Москве стал важной составляющей нашего гражданского общества, уникальным примером развития новой общественной формы культуры в России. Он объединил вокруг себя широкие круги культурной общественности, способствуя развитию патриотизма, мира и согласия в обществе. В стране возникли более сотни рериховских общественно-культурных организаций, воплощающих идею Н.К. Рериха «Мир через культуру» в жизнь, устремляя людей к высоконравственному идеалу, красоте, высоким моральным ценностям.

Не замечать такую обширную культурную и просветительскую деятельность Музея им. Н.К. Рериха и даже отрицать ее наличие музеем Востока и Министерством культуры – это невежество и клевета. Наверное, потому, что за все эти годы Минкультуры не выделило для Музея имени Н.К. Рериха ни рубля и не понимает как можно вести такую мощную работу без государственных вливаний?

…Николай Константинович Рерих, вставая на защиту культурных ценностей, писал: «Культура неразрывна с эволюцией. Остановите культуру, и вы прекращаете эволюцию и, следовательно, ввергнитесь в разрушение. Разрушение музея есть разрушение страны – будем помнить это во всех смыслах». Николай Константинович обладал даром предвидения.

Обращаемся к Вам, Владимир Владимирович, к Правительству РФ, к Совету Федерации РФ и к Государственной Думе РФ с просьбой остановить действия Министерства культуры РФ, направленные на разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха и Международного Центра Рерихов.

От имени Кемеровского отделения Международной
общественной организации «Лига защиты Культуры»

Председатель — Руденко Юлия Петровна
источник: http://www.roerichs.com/4890-2/
Ответить

Вернуться в «Защита имени, наследия Рерихов, МЦР и Е.П. Блаватской»