Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

Обращение Международного Центра Рерихов

Как нам стало известно, 16 февраля 2016 г. состоится заседание Коллегии Министерства культуры РФ по вопросу создания в московской усадьбе Лопухиных государственного музея Рериха, в зданиях, где создан и 26 лет успешно работает общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов.

В сопроводительной справке, подготовленной Государственным музеем Востока к заседанию, до неузнаваемости искажены реальные исторические факты о создании в усадьбе Музея имени Н.К.Рериха и деятельности самого МЦР. Цель этой фальсификации — убедить членов Коллегии одобрить действия руководства Министерства культуры по созданию государственного музея Рериха. Сами того не ведая, члены Коллегии могут стать соучастниками разрушения общественного музея, основателем которого был Святослав Николаевич Рерих.

В последнее время руководство Министерства культуры РФ усиленно декларирует выстраивание с МЦР «механизмов государственно-общественного взаимодействия по сохранению рериховского наследия». Но на деле все обстоит иначе. Действия руководства Министерства в отношении Международного Центра Рерихов и его общественного музея все больше приобретают характер грубого рейдерского захвата. К сожалению, участником этого процесса оказалось и Росимущество.

11 ноября 2015 г. распоряжением № 1287 управления Росимущества по г. Москве здания усадьбы Лопухиных (строения 4, 5 и 7), в которых 26 лет размещается общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР), были оформлены в федеральную собственность. Этим распоряжением Росимущество передало строения в оперативное управление новому собственнику — Государственному музею Востока (ГМВ).

Такие действия Росимущества вызвали возмущение не только у МЦР, но и у широкой российской и международной общественности, при непосредственном участии и за счет средств которой МЦР провел научную реставрацию полуразрушенных зданий усадьбы Лопухиных и десятки лет осуществлял их поддержание на должном уровне.

Хорошо известно, что усадьба Лопухиных была выделена руководством страны в соответствии с пожеланиями младшего сына великого русского художника Николая Константиновича Рериха Святослава Николаевича для размещения на ее территории общественного Музея имени Н.К.Рериха. Создание такого музея в Москве С.Н.Рерих рассматривал как единственно приемлемое решение для безвозмездной передачи наследия в Россию основанной им общественной организации – Советскому Фонду Рерихов, с 1991 г. преобразованному в Международный Центр Рерихов.

Руководство страны приняло условия С.Н.Рериха. Гарантии государства были закреплены в Постановлении Совета Министров СССР № 950 от 04.11.1989 г., где прямо указано: «Принять предложение Рериха С.Н., организаций-учредителей советского Фонда Рерихов о создании в г. Москве Центра-музея имени Н.К.Рериха как основной базы Фонда для развертывания его научной, просветительной и культурной деятельности», и в Постановлении исполкома Моссовета № 2248 от 28.11.1989 г., согласно которому памятник архитектуры «Усадьба Лопухиных» предоставлялся для размещения Центра-музея имени Н.К.Рериха.

В своем письме к мэру Москвы Ю.М.Лужкову в 1992 г. С.Н. Рерих еще раз напомнил об этих документах: «Мне хотелось бы уведомить Вас, что в 1990 г. я передал наследие моих родителей Международному Центру Рерихов (бывшему Советскому фонду Рерихов), почетным президентом которого я являюсь. Ныне бывшим президентом СССР М.С.Горбачевым мне была обещана поддержка в предоставлении отреставрированной усадьбы Лопухиных для хранения и экспонирования наследия моих родителей, что подтверждено Постановлениями Совета Министров СССР и исполнительным комитетом Моссовета» .

После смерти С.Н.Рериха власти Москвы строго придерживались государственных обязательств в отношении местонахождения общественного музея. Об этом свидетельствует Постановление правительства Москвы № 812 от 03.10.1995 г., которым усадьба Лопухиных передавалась МЦР в долгосрочную аренду на 49 лет для «размещения Международного центра Рерихов и Музея имени Н.К.Рериха» . На основании этого Постановления правительство Москвы заключило с МЦР договоры на использование строений и земельного участка в границах исторической территории усадьбы, которые продолжают свое действие.

Таким образом, передача Росимуществом усадьбы Государственному музею Востока является не только попранием воли ныне покойного нашего великого соотечественника С.Н.Рериха, но и нарушением всех гарантий и обещаний, данных ему на уровне главы государства.

Своими действиями Росимущество и Министерство культуры РФ, которому подчинен ГМВ, нарушают не только ранее принятые постановления, но и поручение Президента РФ В.В.Путина № ПР-857 от 04.05.2008 г. В соответствии с этим поручением была создана рабочая группа в составе представителей Министерства культуры РФ, Правительства РФ, правительства Москвы, Росимущества, Счетной палаты РФ, Общественной палаты РФ, Государственной Думы РФ с привлечением независимых экспертов. Членам группы поручалось выработать предложения для решения проблемных вопросов, возникших в том числе из-за стремления Государственного музея Востока и Росимущества выселить МЦР из усадьбы Лопухиных. Учитывая обязательства государства, данные С.Н. Рериху, и заслуги МЦР в воссоздании усадьбы Лопухиных, рабочей группой было принято решение «о передаче памятника истории и культуры XVII—XIX вв. «Усадьба Лопухиных» в собственность субъекта Российской Федерации – г. Москве, с последующей передачей ее Международному Центру Рерихов в безвозмездное пользование». В 2010 году распоряжением Правительства РФ № 1754-Р от 12.10.2010 г. главный дом усадьбы Лопухиных был передан в собственность правительства Москвы. А в 2014 г. распоряжением московского правительства № 451-РП от 21.08.2014 г. строения усадьбы были переданы МЦР в безвозмездное пользование. Так на каком же основании Министерство культуры и Росимущество сегодня нарушают поручение Президента и все ранее принятые решения, перекраивая их по своему усмотрению?

За время нахождения в усадьбе Лопухиных Международный Центр Рерихов показал себя добросовестным хранителем и пользователем памятника культуры. Без копейки бюджетных средств, за счет народных пожертвований МЦР смог осуществить уникальную реставрацию зданий усадьбы, отмеченную высокими государственными и зарубежными наградами, в том числе Национальной премией «Культурное наследие» и премией Европейского Союза. В соответствии с волей С.Н.Рериха в усадьбе Лопухиных создан прекрасный общественный Музей имени Н.К.Рериха. Сегодня он хорошо известен в мире своим крупнейшим собранием картин Рерихов и многогранной культурно-просветительской деятельностью по защите и сохранению культурного наследия. Генеральный директор музея Л.В.Шапошникова за особые заслуги в сохранении наследия Рерихов и развитие музееведения была награждена государственными наградами – орденами Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Все эти годы Международный Центр Рерихов осуществлял ремонтные и реставрационные работы зданий усадьбы и нес бремя их содержания исключительно за счет собственных и привлеченных средств.

Какими же заслугами, в свою очередь, отличились Министерство культуры РФ и Государственный музей Востока в отношении исполнения воли С.Н.Рериха? Какую помощь оказали они основанному им в усадьбе Лопухиных общественному Музею имени Н.К.Рериха? Все их участие свелось к многолетним и упорным попыткам выселить МЦР из усадьбы и уничтожить уникальный и самый крупный в России общественный Музей.

Еще в апреле 1993 г. директор ГМВ В.А.Набатчиков обратился с письмом в Правительство РФ с просьбой «помочь в передаче наследия Рерихов и «Усадьбы Лопухиных» Государственному музею Востока в безвозмездное и бессрочное пользование, что явится поистине бесценным подарком Правительства России». Это письмо послужило началом кампании по подготовке к выпуску постановления Правительства РФ № 1121 от 04.11.1993 г. «О создании государственного музея Н.К. Рериха», которым в усадьбе Лопухиных вместо общественного музея в нарушение ранее принятых решений создавался государственный музей как филиал Государственного музея Востока. Общественный музей шел, как говорится, «под нож». Постановление так и не было выполнено, так как было принято на основании документов, не имеющих юридической силы. Если точнее, на основе фальшивого документа, посланного якобы от имени вдовы С.Н.Рериха. В 2010 г. решением Правительства РФ за подписью В.В.Путина Постановление № 1121 было отменено как не соответствующее нормам действующего законодательства.

Еще один факт. На протяжении восьми лет Росимущество в качестве истца совместно с Государственным музеем Востока, а с 2015 года еще и при поддержке Министерства культуры РФ, участвовало в рассматриваемом Арбитражным судом г. Москвы дела № А40-36843/07 о выселении МЦР и его музея из зданий усадьбы Лопухиных. Выселению препятствовала позиция московских властей, не желающих участвовать в разгроме известного музейного центра. В сентябре 2015 г. министр культуры В.Р.Мединский обратился с письмом к мэру Москвы С.С.Собянину с просьбой передать усадьбу Лопухиных в федеральную собственность. Спустя месяц было подписано соответствующее распоряжение правительства Москвы, а еще через месяц, в ноябре, Росимущество передало строения усадьбы в оперативное управление ГМВ и отозвало свой иск к МЦР. В результате такой комбинации вопрос о выселении Международного Центра Рерихов теперь будет решаться во внесудебном порядке, на основании договора безвозмездного пользования усадьбой, заключенного с МЦР. По его условиям ссудодатель имеет право расторгнуть договор в любой момент без объяснения причин. Вся операция заняла два месяца! Для сравнения, решения, выработанные на основании поручения Президента РФ В.В.Путина № ПР-857 от 04.05.2008 г. в отношении МЦР, выполнялись шесть лет.

Мы считаем, что решение Росимущества принято с нарушением интересов и законных прав МЦР, осуществившего без привлечения государственных средств восстановление данного памятника культуры. Полагаем, что в этом случае при формальном соблюдении закона имеет место злоупотребление Министерством культуры и Росимуществом правами, направленное на причинение вреда МЦР, что недопустимо в силу ст. 10 Гражданского Кодекса.

Очевидно, что одновременное размещение двух музеев на одних и тех же площадях не представляется возможным. Такое положение ведет к неизбежному конфликту, который, к сожалению, провоцирует Министерство культуры РФ, планирующее создать в усадьбе Лопухиных государственный музей на правах филиала Музея Востока. В этих целях министерство стремится лишить общественный музей имени Н.К.Рериха зданий и фондов, что неизбежно приведет к его разрушению.

Представители Министерства культуры и ГМВ прямо и открыто заявляют в прессе о своих планах. Так, заместитель директора ГМВ по научной работе Т.К.Мкртычев недвусмысленно сообщил в интервью «Российской газете» 27 января 2016 г., что «на этой площадке будет находиться государственный музей». Еще раньше, в газете «Известия» от 25 августа 2015 г. были опубликованы следующие комментарии представителя министерства: «Минкультуры предлагает МЦР принять меры по передаче государству находящегося в настоящее время в МЦР наследия Рерихов, завещанного Святославом Рерихом. <…> Впоследствии эти произведения будут включены в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и закреплены на праве оперативного управления за Государственным музеем Востока. <...> После этого можно будет вести речь о механизмах общественно-государственного партнерства по сохранению и изучению наследия Рерихов».

Именно так руководство Министерства культуры РФ представляет себе «плодотворное сотрудничество» с общественной организацией в области сохранения культурного наследия. Мы считаем, что тем самым чиновники способствуют дискредитации усилий Президента РФ В.В.Путина, направленных на сохранение и развитие культуры России. В утвержденных президентом «Основах государственной культурной политики» одной из важнейших государственных задач является «создание условий для образования и деятельности негосударственных культурных институций, поддержка благотворительности и меценатства». Действия Министерства культуры РФ и Росимущества, проводимые в отношении общественного Музея имени Н.К.Рериха, полностью противоречат этой задаче. На сайте министерства говорится, что «Министерство культуры всегда поддерживает общественные и частные инициативы по сохранению культурного наследия. Коллектив МЦР создал общественный музей, собрал большую коллекцию картин Рерихов и сохранил памятник архитектуры XVIII века «Усадьба Лопухиных». Подобная деятельность заслуживает всяческой поддержки» . Но на деле все происходит ровно наоборот. Для работы нашей общественной организации создаются невыносимые условия. В результате обращений первого заместителя министра культуры В.В. Аристархова в МВД и Генеральную прокуратуру проводятся бесконечные прокурорские проверки Международного Центра Рерихов (только в 2015 году их было пять!), возбуждается уголовное дело по факту незаконного воссоздания усадьбы Лопухиных неизвестной группой лиц (?!), руководству страны и общественности подается искаженная и недостоверная информация о деятельности МЦР и его общественного Музея.

Отстаивая свои законные права, Международный Центр Рерихов считает незаконным решение Росимущества о передаче строений усадьбы Лопухиных Государственному музею Востока — организации, подведомственной Министерству культуры РФ. Тем самым Росимущество и министерство грубо нарушают государственные обязательства, данные С.Н.Рериху в отношении размещения в усадьбе именно общественного музея, а также выполнение поручения Президента РФ и постановления Правительства РФ о передаче усадьбы Лопухиных в собственность правительства Москвы с последующей передачей в безвозмездное пользование Международному Центру Рерихов. Правительственные решения должны быть выполнены! Чиновники не должны нарушать поручения Президента РФ и постановления Правительства РФ в угоду своим ведомственным интересам!

Более 20 лет общественный Музей имени Н.К.Рериха МЦР успешно сохраняет и приумножает наследие Рерихов, проводит широкую исследовательскую, культурно-просветительскую и миротворческую деятельность в России и в мире. Эта работа отмечена многими благодарственными письмами Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой и Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна. Но Министерство культуры РФ стремится «растоптать» музей и его культурную деятельность. Такие действия чиновников наносят непоправимый вред отечественной культуре и престижу России как стране великой культуры. Они также идут вразрез с Рекомендацией ЮНЕСКО от 20.11.2015 г., касающейся защиты и поддержки музеев и коллекций, их разнообразия и их роли в обществе. Согласно этому документу, «государства-члены [ЮНЕСКО] должны предпринять соответствующие меры с тем, чтобы обеспечить защиту и поддержку музеев, расположенных на территории, находящейся под их юрисдикции или контролем.

Наибольшая ценность музеев и наследия, которое охраняется ими, состоит в их разнообразии. Государствам-членам предписывается защищать и поддерживать это разнообразие» . Но в отношении нашего общественного Музея руководство Министерства культуры поступает с точностью до наоборот.

Международный Центр Рерихов обращается к Администрации Президента РФ, к Правительству РФ, к Совету Федерации РФ и к Государственной Думе РФ с просьбой остановить действия Министерства культуры РФ, направленные на разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов. Мы призываем вернуться к выполнению обязательств государства, данных С.Н.Рериху, поручения Президента РФ № ПР-857 от 04.05.2008 г. и отменить распоряжение Росимущества от 11 ноября 2015 г. № 1287. Просим выпустить постановление Правительства РФ, на основании которого усадьба Лопухиных со всеми строениями в исторических границах ее территории была бы передана МЦР на правах бессрочного безвозмездного пользования. Такое решение позволит окончательно урегулировать вопрос о дальнейшем использовании усадьбы Лопухиных в соответствии с поручением Президента РФ № ПР-857 от 04.05.2008 г.

источник: сайт Международного Центра Рерихов
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

Культурная политика государства и общественные формы культуры

Россия – страна великой культуры, уходящей своими корнями в глубь веков, и сегодня ее сохранение и развитие во многом зависит от понимания и отношения к данной проблеме власть имущих. Современная государственная культурная политика «исходит из понимания важнейшей общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности» [1]. Власть провозглашает культуру «основой единства государства» [1]. Однако соответствует ли заданная высокая планка культурной политики современной жизненной практике?

В документе «Основы государственной культурной политики» [1], подписанном Президентом РФ В.В. Путиным 24.12.2014 г. подчеркивается необходимость поддержки культурных институтов (к числу которых относят музеи, театры, архивы, библиотеки) и общественных инициатив, связанных с различными видами культурной деятельности. «Эти институты составляют основу организационной структуры культурной деятельности в России, именно они являются основой и обязательным условием соединения культурных ценностей с обществом. Их поддержка, обеспечение деятельности, развитие относится к числу важных задач государственной культурной политики» [1], – утверждается в документе.

Многие ли государственные служащие понимают и разделяют значение культурных институтов для России? К сожалению, приходится констатировать, что провозглашаемое сохранение и развитие культуры не имеет должного приложения в жизни, а, значит, и глубокой интеграции в общество. Примером тому служит сложная ситуация, в которой приходится сегодня работать Международному Центру Рерихов (МЦР) – уникальной общественной форме культуры, основу которого составляет общественный Музей имени Н.К. Рериха. Инициатором и основателем МЦР является известный художник, общественный деятель Святослав Николаевич Рерих. Он передал Международному Центру Рерихов наследие своих родителей [2]. МЦР располагается в усадьбе Лопухиных в Москве и более 26 лет в нелегких условиях ведет успешную культурную деятельность, которая признана мировым сообществом. Сегодня Центр-Музей имеет специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете Организации Объединенных Наций, является ассоциированным членом Департамента общественной информации ООН, ассоциированным членом Международной Организации Национальных Трастов, коллективным членом Международного совета музеев (ICOM), членом Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА».

Однако приходится констатировать, что на Родине Международный Центр Рерихов вынужден долгие годы вести борьбу за право существования с рядом государственных структур, которые не оставляют попыток изъять наследие Рерихов, принадлежащее МЦР и разрушить его общественный Музей. Не прекращаются стремления госведомств отобрать усадьбу Лопухиных – исторический памятник XVII-XIX вв. – переданную МЦР в аренду сроком на 49 лет и, которую сотрудники Центра-Музея при общественной поддержке воссоздали буквально из руин без государственной помощи [3]. В 2015 году Росимущество передало усадьбу Лопухиных в оперативное управление Государственному музею Востока. Решение принималось поспешно, без рассмотрения других возможных вариантов, например, без учета того, что более четверти века в усадьбе располагается общественный Музей имени Н.К. Рериха.

В свое время государство взяло на себя ряд обязательств перед С.Н. Рерихом – это передача в аренду и закрепление за МЦР усадьбы Лопухиных (которую С.Н. Рерих выбрал лично), предоставление общественного статуса Центру-Музею (на что указывал С.Н. Рерих в официальных письмах и документах) [4], а также оказание финансовой и др. видов помощи МЦР [5]. Но события последнего времени показывают, что обязательства государственными ведомствами не выполняются.

Поддержка общественных инициатив, создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности и невмешательство во внутренние дела общественных организаций – предусматривается российским законодательством [6]. Федеральный закон «Об общественных объединениях» (ст. 17) [7] гласит: «Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности».

МЦР, как общественная организация нового типа, обладает уникальным опытом разнообразной культурной и научной деятельности. Это издание архивных материалов из наследия Рерихов, книг о жизни и творчестве выдающейся семьи, а также журнала «Культура и время», получившего Знак отличия «Золотой Фонд прессы – 2008». МЦР создает фильмы, посвященные творчеству Рерихов («Время собирать камни» 2005, «Зов Космической эволюции» в 2013 году получили статус Национальный фильм). Многие годы Центр-Музей организует передвижные выставки картин Н.К. и С.Н. Рерихов по России и за рубежом. Широко известны ежегодные международные научно-общественные конференции МЦР. В залах Музея имени Н.К. Рериха проходят лекции, семинары, концерты, выставки художников-космистов, конкурсы детского рисунка. Центр-Музей поддерживает творчество одаренных детей. На базе МЦР создан Объединенный Научный Центр проблем космического мышления, Центр гуманной педагогики. Богатую и многогранную культуротворческую деятельность общественного Центра-Музея полезно изучать и распространять. Государство могло бы взять на себя решение хотя бы части финансовых проблем МЦР, тем самым оказав значительную поддержку начинаниям МЦР, имеющим важное культурно-просветительское, миротворческое и воспитательное значение.

Нельзя не отметить, что деятельность МЦР способствует поддержанию престижа России на самом высоком уровне. Международный Центр Рерихов является ведущей общественной организацией по популяризации творческого наследия Рерихов. Он проводит в жизнь миротворческие инициативы Н.К. Рериха, заложенные в его Пакте и идее «Мир через Культуру». Такая деятельность МЦР нашла выражение в международном выставочном проекте «Пакт Рериха. История и современность», который охватил 14 стран мира и более 100 городов России. Проект широко поддержала общественность ближнего и дальнего зарубежья, международные организации Юнеско и ООН. Искренняя поддержка общественности разных стран и авторитетных международных организаций явились важным фактором, укрепляющим дружественные связи и позиции России как миротворческой державы. Создание «позитивного культурного образа России в мировом сообществе» [8] сегодня входит в круг задач национальной культурной стратегии государства.

Не менее важным является тот факт, что миротворческие и культуротворческие инициативы исходят от МЦР – общественной организации и поддерживаются также общественной структурой – международным Рериховским движением. Общественное начало формирует и поддерживает культурное пространство стран и континентов. За общественными формами, как считали Рерихи и Д.С. Лихачев, будущее Культуры, ее сохранение и развитие. «Дело культуры никогда не может быть лишь делом только правительства страны, – писал Н.К. Рерих, – Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния» [9, с. 55].

Современная практика показывает, что «кабинетные» чиновники вряд ли могут реально стимулировать и питать общественную инициативу. Однако не мешать развитию успешно действующих общественных объединений и оказывать им реальную поддержку исходя из своих властных полномочий – они могли бы.

Как же может реализоваться заявленная государством «общественная миссия культуры» в России, если даже такая авторитетная общественная организация как МЦР не встречает понимания со стороны Министерства культуры РФ? В чем же заключается забота государства о культуре и помощь развитию общественных инициатив, когда на деле произвол некоторых чиновников подрывает культурно-нравственную основу развития общества? Ведь в федеральной целевой программе «Культура России (2012 — 2018 годы)» [8] в качестве главных угроз «национальной безопасности в сфере культуры» отмечается не только «засилье продукции массовой культуры», но и «противоправные посягательства на объекты культуры». Таким образом, Министерство культуры, Государственный музей Востока, открыто много лет посягающие на такие объекты общественной культуры мирового значения как МЦР и его Музей, создают угрозу национальной безопасности. Ряд таких госслужащих открыто демонстрируют гражданам страны свою незаинтересованность в выполнении задач культурной политики, создании благоприятных условий для деятельности культурных общественных институтов, несмотря на декларирование государством, что «органы управления, в том числе, в финансовой и экономической сферах, при принятии соответствующих решений исходят из того, что музей, библиотека, архив, театр, филармония, концертный зал, дом культуры выполняют важнейшую государственную и общественную функцию исторического и культурного просвещения и воспитания общества» [1].

Не секрет, что распространение западных образцов масс-медиа приводит сегодня к утрате традиционных для России духовно-культурных ориентиров, национальной самобытности, самосознания, а это противоречит национальной культурной стратегии.

В таких условиях важен положительный пример деятельности таких общественных организаций как МЦР, которая направлена на просвещение и воспитание средствами культуры и служит гармонизации общества на идеалах добра и справедливости. Именно поэтому Международный Центр Рерихов нуждается в особо охраняемом статусе, как объект общенационального и шире – мирового значения. Не понимая значения МЦР, Министерство культуры противопоставляет свои узковедомственные задачи широким миротворческим, культурно-просветительским целям общественного Рериховского движения, поддерживающего Центр-Музей, игнорируя свою функцию объединения общества на основе культуры. Рериховское движение, являясь организованной частью гражданского общества, полностью солидарно с волей С.Н. Рериха, завещавшего хранить наследие своих родителей в основанном им общественном Центре-Музее имени Н.К. Рериха, в усадьбе Лопухиных. Международное Рериховское движение заинтересовано в дальнейшем развитии Центра-Музея в рамках Концепции С.Н. Рериха, «принципиальными положениями» которой являются [10]:

– «Центр-Музей может быть расположен только в Москве»;

– «Центр должен, … обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров без подчинения Министерству культуры и Государственному музею Востока»;

– Центр-Музей должен напрямую выходить «на международное сообщество»;

– «Все же существующие учреждения – мемориальный кабинет Н.К. Рериха в Музее искусств народов Востока, музей в Изварах, кабинет … Ю.Н. Рериха …, его мемориальная квартира – должны будут … установить рабочие связи с Центром-музеем, но, в то же время, сохранять свою самостоятельность».

Подчеркнем, что правовое культурное государство гарантирует соблюдение и защиту прав своих граждан, а также создание условий для их реализации. Отсутствие правовых гарантий на культурную жизнь и возможность ее осуществления через организованные общественные формы культуры, ослабляет государство, поскольку не способствует углублению и расширению взаимопонимания и взаимодействия власти и народа. Остается надеяться, что чиновники, работающие в сфере культуры, проникнутся важными положениями «Основ государственной культурной политики», осознают, что «затраты на … содержание и развитие» культурных институтов являются «прямыми инвестициями в будущее страны» [1].

Е. Рудакова

Примечания:

1.Основы государственной культурной политики // [Электронный ресурс] офиц. сайт Президента России // Режим доступа: http://kremlin.ru/events/administration/21027
2.Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве // [Электронный ресурс]: официальный сайт Международного Центра Рерихов // Режим доступа: http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl2_7_3.htm
3.См.: Головин В. Юлий Воронцов: «Ситуация с наследием Рерихов возмутительна» // Шапошникова Л.В. Свет и тернии Космического пути планеты Земля. М.: МЦР, 2015. С. 492-499; Стеценко А.В. «Разрушение музея есть разрушение страны – будем помнить это во всех смыслах» // Шапошникова Л.В. Свет и тернии Космического пути планеты Земля. М.: МЦР, 2015. С. 544-554; Стеценко А.В. «И вечный бой, покой нам только снится…» // Защитим имя и наследие Рерихов. Т.6. М.: МЦР, 2013. С. 26-48.
4.См.: Рерих С.Н. Медлить нельзя! Газета «Советская культура», 29 июля 1989 г.; Членам Правления Советского Фонда Рерихов // [Электронный ресурс]: официальный сайт Международного Центра Рерихов // Режим доступа: http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl2_6.htm; 5.Письмо Б.Н. Ельцину // Рерих С.Н. Письма. В 2-х т. Т.2. М.: МЦР, 2005. С. 380.
Постановление Совета Министров СССР № 950 от 04.11.1989 г. // [Электронный ресурс]: официальный сайт Международного Центра Рерихов // Режим доступа: http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl2_4.htm; Решение Мосгорисполкома № 2248 от 28 ноября 1989 года // Шапошникова Л.В. Свет и тернии Космического пути планеты Земля. М.: МЦР, 2015. С. 578-580.
6.Основы законодательства РФ о культуре. Раздел VI. Обязанности государства в области культуры. Статья 29. Государственные программы сохранения и развития культуры в Российской Федерации // [Электронный ресурс] Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9005213
7.Федеральный закон об «Общественных объединениях» // [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ // Режим доступа: http:// base.garant.ru/10164186/1/#block_100#ixzz3smy6XKeG
8.Федеральная целевая программа «Культура России (2012 — 2018 годы)» // [Электронный ресурс] сайт Министерства культуры РФ // Режим доступа: http://fcpkultura.ru/new.php?id=9
9.Рерих Н.К. Постоянная забота // Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991. 227 с.
10.Рерих С.Н. Медлить нельзя! // Газета «Советская культура», 29 июля 1989 г.
источник: http://www.roerichs.com/kulturnaya-poli ... -kulturyi/
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

Обращение к Президенту РФ общественных организаций Австрии, Болгарии, Германии, Латвии, Финляндии, Эстонии
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

Обращение Пермского отделения Международной Лиги защиты культуры, Пермской краевой рериховской организации

15.02.2016 Президенту Российской Федерации
В.В. Путину

Копия: Министру культуры РФ
В.Р. Мединскому


Уважаемый Владимир Владимирович!

16 февраля 2016 года состоится заседание коллегии Министерства культуры РФ, на котором будет рассматриваться проект государственного музея имени Н.К. Рериха. Этот факт вызывает у нас глубокую обеспокоенность тем, что государственный музей пытаются создать за счет разрушения уникального общественного Музея имени Н.К. Рериха, расположенного в старинной усадьбе Лопухиных. Общественный Музей является структурным подразделением Международного Центра Рерихов (МЦР), основателем которого стал С.Н. Рерих, передавший ему наследие своих родителей.

В справке к заседанию коллегии Министерства культуры говорится: «Создание государственного Музея Рерихов в Москве является воплощением мечты художника, которую всячески поддерживал его сын и творческий наследник Святослав». Однако, занимаясь исследованием наследия Рерихов не один десяток лет, с уверенностью можем сказать, что нигде и никогда Н.К. Рерих и С.Н. Рерих не говорили и не писали о мечте создать государственный музей. При жизни Н.К. Рерих инициировал и организовал многочисленные общественные организации – комитеты Пакта Рериха, общества имени Н.К. Рериха, даже культурные учреждения, созданные им в Америке (Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный культурный центр «Corona Mundi», Музей Николая Рериха в Нью-Йорке) имели общественный статус. Н.К. Рерих считал, что будущее Культуры, ее сохранение и развитие – за общественными формами. «Дело культуры никогда не может быть лишь делом только правительства страны, – писал Н.К. Рерих. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния» (Н.К. Рерих. Постоянная забота).

С.Н. Рерих, создавая концепцию Центра-Музея имени Н.К. Рериха в Москве, также указывал на его общественный статус: «Подчинение центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров. <…> Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации» (С.Н. Рерих. «Медлить нельзя!»).

Российское законодательство предусматривает создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности и невмешательство во внутренние дела общественных организаций. Так в Федеральном законе «Об общественных объединениях» (ст. 17) говорится: «Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений … не допускается…». Этот же Закон подчеркивает: «Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности…».

Мы считаем, что МЦР, как организация нового типа, обладает уникальным опытом, который следует изучать и распространять, а не уничтожать.

Усадьба Лопухиных, в которой располагается Музей имени Н.К. Рериха, воссоздана из руин исключительно на народные пожертвования и средства мецената без участия государства. Сегодня Министерство культуры и Государственный музей Востока (ГМВ) претендуют на отреставрированную усадьбу Лопухиных и наследие Рерихов, хранящееся в МЦР, и против Центра-Музея ведется открытая информационная война, что находит свое отражение и в документах предстоящей коллегии Министерства культуры, где выдвигаются ложные обвинения в адрес МЦР.

В этой связи, хотим отметить, что волеизъявление С.Н. Рериха в отношении его коллекции и МЦР, зафиксированное в документах, никаким Постановлением или судом отменить нельзя. В истории навсегда останутся свидетельства борьбы самого завещателя(!) с госчиновниками за право распоряжаться собственным наследием. В то же время, документов подтверждающих, что наследие С.Н. Рериха принадлежит государству – нет! Противодействие же Министерства культуры признанию прав МЦР на наследие Рерихов, переданного ему Святославом Николаевичем, не только наносит серьезный урон престижу России как правовому государству, но и грозит потерей бесценной коллекции для России в случае объявления наследников в Индии. Подобная деятельность Министерства культуры идет в разрез с государственной культурной политикой, поскольку данное ведомство, как Федеральный орган исполнительной власти, не выполняет свою функцию по сохранению культурного наследия России.

Сегодня Министерство культуры пытается навязать мнение, что МЦР якобы находится в конфронтации с государственными ведомствами. Однако В.Р. Мединский не первый министр культуры России. Напомним о плодотворном сотрудничестве МЦР с Министерством культуры при министре А.С. Соколове, а также А.А. Авдееве, которые с пониманием относились к проблемам Музея и оказывали ему свою реальную поддержку. Можно привести немало и других примеров положительного сотрудничества МЦР с органами власти, но вопрос не в этом. Хотелось бы узнать у В.Р. Мединского и руководства ГМВ, когда прекратятся преследования МЦР?! Когда общественному Музею имени Н.К. Рериха дадут свободно осуществлять свою деятельность в России?!

Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха создан благодаря колоссальным усилиями его основателей – С.Н. Рериха, Л.В. Шапошниковой, а также многочисленных общественных организаций, мецената и частных лиц, а потому являет пример подлинно народного Музея, аналогов которому в мире нет! И народ не даст растерзать свое Детище!

Прекрасно, если Министерство культуры действительно обеспокоится созданием государственного Музея, где будут представлены работы Рерихов, но не в зданиях усадьбы Лопухиных и не за счет уничтожения уникального общественного Музея имени Н.К. Рериха. С уверенностью можно сказать, что позитивный культурный имидж России формируется лишь тогда, когда чтят волеизъявление великих соотечественников – деятелей культуры и науки, выполняя свои обязательства перед ними. Ведь именно такие подвижники формируют те основы, что продвигает человечество в эволюционном направлении. Сегодня многие, воздав почести Д.С. Лихачеву, после его ухода из жизни, «присвоив» ему звание Патриарха русской культуры, благополучно забыли его идеи. А именно Дмитрий Сергеевич, помогая С.Н. Рериху в его борьбе с чиновниками от культуры за само существование общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве, писал: «Я глубоко убежден: культура должна быть в общественном ведении в первую очередь и во вторую уже – в ведении государства» (Обращение к Президенту России Б.Н. Ельцину от 10.11.1993).

Уважаемый Владимир Владимирович, как гаранта Конституции и законности, просим Вас услышать голос общественности и защитить уникальный общественный Музей имени Н.К. Рериха от разрушения. Нельзя утверждать одну идею – государственный Музей Н.К. Рериха, уничтожая при этом уже воплощенный замысел – жизнеспособный общественный Музей имени Н.К. Рериха с его яркой и плодотворной деятельностью.

С глубоким уважением,

председатель Пермского регионального отделения
Международной Лиги защиты культуры О.Н. Калинкина

председатель
Пермской краевой рериховской организации Е.В. Рудакова
источник: http://www.roerichs.com/wp-content/uplo ... a-MLZK.pdf
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

Президенту Российской Федерации
В.В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

Мы — руководители, родители и сами воспитанники детского хореографического ансамбля «Фантазия» из Иркутска выражаем своё восхищение общественным Музеем им. Н.К. Рериха и работой Международного центра Рерихов (МЦР) по популяризации и сохранению творческого наследия семьи Рерихов. Красота, одухотворённость, гармония и любовь к наследию наших великих соотечественников чувствуется во всём – от гардероба до оформления, подбора и размещения выставочных экспонатов. Ни в одном государственном музее мы такого не ощущали, а посетили их за период выездов на конкурсы немало. Вот, что значит, когда сам народ без указки чиновников сверху, по зову сердца сохраняет свою великую Культуру!

Мы тоже вкладывали и вкладываем в восстановление и развитие Музея деньги, заработанные на концертах. И сейчас, когда встал вопрос о создании государственного музея Рерихов в здании Усадьбы Лопухиных, восстановленной на общественные средства, а значит и на наши, мы выражаем свой протест. Считаем, что государство не имеет никакого морального права пренебречь волеизъявлением народа, вложившим душу и материальные средства в создание лучшего в стране общественного Музея. Министерство культуры может найти другой памятник архитектуры, отреставрировать и выполнить, наконец, обещание, данное Ю.Н. Рериху, который ещё в 1957 году привёз в СССР более 500 картин своего отца, как раз для организации государственного музея.

Общественный Музей им. Н.К. Рериха работает согласно концепции, разработанной основателем музея С.Н. Рерихом, изложенной в газете «Советская Культура» от 26 июня 1989 года в статье «Медлить нельзя!». В ней он чётко говорит, что Музей должен быть только общественным. Местом его расположения была выбрана Усадьба Лопухиных. Помощь Музею возлагалась на общественность и Советский Фонд Рерихов, переименованный в 1991 году по инициативе С.Н. Рериха в МЦР. В экспозицию Музея он передал 288 картин отца и своих лично, которые временно хранились Министерством культуры с периода передвижных выставок по стране, организованных в честь столетия Н.К. Рериха. Директором общественного Музея имени Н.К. Рериха Святослав Николаевич назначил Л.В. Шапошникову, которая до последнего дня своей жизни строго выполняла все его распоряжения по организации работы Музея.

Мы просим руководство страны уважительно отнестись к воле дарителя бесценного наследия – С.Н. Рериха. А так же прислушаться к голосу народа, оберегающего свою Культуру не по долгу службы, а по зову сердца.



Ветеран труда, почётный работник общего образования РФ,
Мастер спорта СССР по художественной гимнастике,
руководитель детского образцового коллектива
ансамбля танца «Фантазия» — Л.И. Дорохина, Иркутск
источник: http://www.roerichs.com/pismo-prezidentu-rf-v-v-putinu/
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

Общественная организация
Прокопьевское городское Рериховское общество


Председателю Политической партии
«Справедливая Россия», руководителю фракции
«Справедливая Россия» в Государственной Думе ФС РФ
С.М. Миронову

Уважаемый Сергей Михайлович!

«В поисках правды и справедливости» — под таким девизом проводится ежегодный литературный конкурс, организованный партией «Справедливая Россия».

В поисках правды и справедливости мы обращаемся к вам в связи с драматичной ситуацией, в которой находится общественный Музей имени Н.К. Рериха в Москве.

В 1989 году Святослав Николаевич Рерих передал из Индии на Родину бесценное культурное наследие своих родителей с целью создания общественного Центра-Музея имени своего отца. Концепцию будущего Музея он изложил в программном письме «Медлить нельзя!» В письме, в частности, сообщалось: «Суть концепции в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации» (http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl2_2.htm).

Руководство страны поддержало инициативу С.Н. Рериха, в этой связи вышло Постановление Совета Министров СССР от 4.11.1989 г.

(http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl2_4.htm)

С.Н. Рериху было предложено выбрать здание для Музея, выбор его пал на Усадьбу Лопухиных, которая в то время находилась в аварийном состоянии.

В течение двадцати шести лет успешной деятельности общественный Музей подтвердил правоту действий С.Н. Рериха, передавшего наследие своей семьи в руки общественного Музея. (http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl2_7.htm,

http://www.icr.su/rus/protection/herita ... /index.php)

Несмотря на все препятствия, творимые чиновниками от культуры, под руководством доверенного лица С.Н. Рериха, Л.В. Шапошниковой, Музей стал крупнейшим научным и культурным центром по изучению, сохранению и популяризации рериховского наследия. Был восстановлен из руин памятник истории и архитектуры XVII-XIX вв. – Усадьба Лопухиных – где размещается Музей имени Н.К. Рериха. Ремонт и реставрация памятника проводились исключительно на народные деньги при помощи меценатов без копейки государственных средств. Рериховские организации Кузбасса также внесли свою лепту в восстановление Усадьбы Лопухиных.

Музей имени Н.К. Рериха стал объединяющим центром для культурно-просветительских рериховских организаций, российских и зарубежных. В своей деятельности рериховские организации руководствуются концепцией Культуры Н.К. Рериха, утверждающей Культуру как духовную основу и фундамент жизни человека и общества.

Из Ваших программных выступлений, уважаемый Сергей Михайлович, нам известно, что Вы также придаёте Культуре важнейшее приоритетное значение.

В поддержку Музея имени Н.К. Рериха и его общественного статуса неоднократно выступал академик Д.С.Лихачёв (http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl3_4.htm).

Министр культуры А.А. Авдеев в своё время разобрался в ситуации с коллекцией картин Рерихов, незаконно удерживаемой Государственным музеем Востока (ГМВ). (См. Справка министра культуры РФ А.А.Авдеева от 9 апреля 2012 г. // Шапошникова Л.В. Меч Мира. М.:МЦР. 2015. С.106). После того, как Международный Центр Рерихов (МЦР) решением Хамовнического суда от 24.11.2011 г. был признан наследником С.Н. Рериха, картины Рерихов готовились к передаче из ГМВ их законному владельцу — Международному Центру Рерихов. Однако с приходом на пост министра культуры В.Р. Мединского ситуация вокруг Музея имени Н.К. Рериха обострилась до крайности.

Нынешнее руководство Министерства культуры, используя все рычаги власти, последовательно и методично разрушает общественный Музей, основанный представителем семьи Рерихов.

Министр культуры В.Р. Мединский своим письмом от 11.11.2013 г. ввёл в заблуждение Президента РФ В.В. Путина, скрыв от него наличие документов от С.Н. Рериха, подтверждающих право МЦР на картины Рерихов, которые незаконно удерживаются Музеем Востока. В результате чего на письме появилась резолюция В.В. Путина: «Принять меры для обеспечения интересов государства» (http://www.icr.su/rus/protection/herita ... 1.2013.jpg);

Используя административное давление на судей, Минкультуры добилось отмены решения Хамовнического районного суда от 24.11.2011 г., признавшего МЦР наследником С.Н. Рериха. Главным аргументом в суде послужило письмо В.Р. Мединского с резолюцией В.В. Путина;
В течение 2014-2015 гг. руководство Министерства культуры неоднократно обращалось в МВД, Генпрокуратуру и суд с жалобами на МЦР, которые не получали подтверждения в результате последующих проверок.

Министерство культуры, добившись передачи в федеральную собственность восстановленной силами общественного Музея Усадьбы Лопухиных, в ноябре 2015 г. закрепило эту Усадьбу на правах оперативного управления за Государственным музеем Востока;
При поддержке Министерства культуры РФ в конце 2015 года был создан Национальный Рериховский Комитет, задачей которого является организация государственного музея на базе успешно действующего общественного Музея имени Н.К. Рериха. Эти действия нарушают распоряжения С.Н. Рериха относительно переданного им наследия. В письме «Медлить нельзя!» он указывал: «Как я Вам уже говорил, подчинение Центра Министерству Культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. Центр – это порождение нового времени, новых задач» (http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl2_2.htm).
Поскольку Россия является правопреемницей СССР, Министерство культуры РФ нарушает обязательства, данные С.Н.Рериху государством относительно основанного им общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Безусловно, нравственность, честность, справедливость являются неотъемлемыми составляющими культуры. Действия же руководства Министерства культуры, замешанные на лжи, клевете и лицемерии, поставили общественный Музей имени Н.К. Рериха, а вместе с ним зарождающуюся в России общественную форму культуры на грань уничтожения. Думается, что только общими усилиями, отстаивая правду и справедливость, мы сможем сохранить общественный Музей имени Н.К. Рериха.

Уважаемый Сергей Михайлович! Зная о Вашей неравнодушной гражданской позиции, честности, независимости суждений просим Вас поставить Президента РФ В.В. Путина в известность о той катастрофической ситуации, в которой сегодня оказался общественный Музей имени Н.К. Рериха в результате чиновничьего произвола. Просим Вас также принять меры, способствующие отмене решения Росимущества о передаче Усадьбы Лопухиных в управление Музея Востока и продлению ранее заключённого договора о безвозмездном пользовании МЦР двумя строениями Усадьбы Лопухиных.

Заранее Вам благодарны, с глубоким уважением
Председатель Прокопьевского городского
Рериховского общества В.А. Владимиров



14.02.2016 г.

p.s. На 16 февраля 2016 года Министерство культуры РФ запланировало заседание коллегии Минкультуры РФ. 3-й вопрос в повестке заседания обозначен, как «О проекте концепции Музея семьи Рерихов». На заседание представители общественного Музея имени Н.К.Рериха не были приглашены (См. файлы-приложения).
источник: http://www.roerichs.com/otkryitoe-pismo ... -mironovu/
Ответить

Вернуться в «Защита имени, наследия Рерихов, МЦР и Е.П. Блаватской»