Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

Председателю Следственного комитета
Генералу юстиции Российской Федерации
Бастрыкину А.И.

Исх. № 26 от 06.06.2016 г.

Заявление
Членов Рериховского общества г. Заречного Пензенской области

Уважаемый Александр Иванович!

Мы, члены Рериховского общества г. Заречного Пензенской области, входим в число представителей 87 общественных организаций из 12 стран мира, которые в июне 2015 г. подписали заявление в Следственный комитет РФ (СК РФ) о проведении проверки по факту пропажи картин Николая и Святослава Рерихов из коллекции, принадлежащей С.Н. Рериху и находящейся в Государственном музее Востока (ГМВ), подведомственного Министерству культуры РФ.

Это заявление общественности было перенаправлено в МВД. Из МВД было получено Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (№ а/14-19871от 21.07.2015 г.). В документе сказано: «В ходе проверки было установлено, что в ОМВД России по Пресненскому району г. Москвы от представителей Государственного музея искусства народов Востока заявлений о хищении картин Святослава и Николая Рериха не поступали. … был направлен запрос в Государственный музей искусства народов Востока с целью установления точного количества картин находящихся на хранении, ответ на запрос до настоящего времени получен не был».

Такой ответ свидетельствует, что никаких следственных действий по установлению фактов, изложенных в заявлении общественности, произведено не было.

В соответствии с завещательным распоряжением С.Н. Рериха от 19.03.1990 г. картины его коллекции передавались общественной организации «Советский Фонд Рерихов» (с 1991 г. Международный Центр Рерихов – МЦР) для создания в Москве общественного Музея имени Н.К. Рериха. «В числе моих коллекций и другого имущества я желаю вручить Советскому Фонду Рерихов 288 картин – моего отца (125) и моих (163), которые находятся на попечении Министерства культуры СССР» (в 1978 году после проведения по стране передвижных выставок картины поступили в ГМВ на временное хранение).

Однако по данным руководства Министерства культуры РФ, коллекция С.Н. Рериха в настоящее время насчитывает не 288, а лишь 282 картины. Учитывая, что Святослав Рерих не вносил в свое завещание никаких изменений, а также не истребовал никакую часть этого наследия из России обратно в Индию, коллекция его картин в ГМВ должна состоять из 288 полотен, как в описи самого владельца, С.Н. Рериха. Следовательно, 6 полотен исчезли. Этот факт подтверждает историко-юридическая справка Министерства культуры, подписанная бывшим министром культуры РФ А.А. Авдеевым, где прямо сказано, что «местонахождение 6 картин до сих пор не установлено» (электронная версия скан-копии справки: http://www.roerichs.com/wp-content/uplo ... a-2012.pdf).

По результатам независимых исследований, проведенных Международным Центром Рерихов (А.В. Стеценко «Правда о коллекции Святослава Николаевича Рериха», 2005 г.), были выявлены значительные расхождения в наименованиях, размерах, технике исполнения и т.п. между списком картин, входящих в завещание С.Н. Рериха, и описью, составленной в Музее Востока. Кроме того, представлены факты ряда нарушений со стороны Министерства культуры и ГМВ музейного законодательства по учету и хранению музейных ценностей в отношении коллекции картин, принадлежащей С.Н. Рериху (электронная версия статьи А.В. Стеценко «Правда о коллекции Святослава Николаевича Рериха» http://lib.icr.su/node/175).

Проверки Государственного музея Востока, организованные Счетной палатой РФ в 2002 г. и Росохранкультурой в 2008 г., оказались необъективными. Руководство МЦР обратилось в Счетную палату РФ с просьбой «О проверке фактического наличия в Государственном музее Востока картин указанной коллекции и соответствие их первоначальным правоустанавливающим документам». А из письма заместителя Председателя Счетной палаты А.Н. Семиколенных следует, что «<…> целью явилась проверка сохранения музейных ценностей, находящихся в Государственном музее Востока, а не проверка “первоначальных правоустанавливающих документов”. То есть, при проверке в расчет брались только списки, подготовленные в Музее Востока, а не списки картин, составленные С.Н. Рерихом. Последующая проверка также проигнорировала первичные учетные документы С.Н. Рериха и проводила сверку картин лишь по учету Музея Востока.

До сих пор представители 87 общественных организаций из 12 стран мира остаются в неведении о местонахождении 6 картин, включенных в список владельцем коллекции С.Н. Рерихом при передаче картин на временное хранение в ГМВ.

Уважаемый Александр Иванович, учитывая вышеизложенное, а также значительную стоимость пропавших 6 картин из коллекции С.Н. Рериха, их важнейшее значение для культуры России и необходимость доступа граждан к этим культурным ценностям, просим Вас провести проверку по факту незаконного исчезновения 6 картин Рерихов из коллекции С.Н. Рериха, находящейся на хранении в Государственном музее искусства народов Востока и включенной в состав государственного Музейного фонда РФ.

С уважением,

Слепова О.В., председатель Рериховского общества г. Заречного Пензенской области,

члены Рериховского общества г. Заречного Пензенской области: Донская В.В., Дудорова Н.Н., Волкова Е.А., Овчарова Л.В., Кочетков В.Ф., Удод О.А., Васякина М.Е., Попов А.С., Булик Л.М., Саранцева В.В.

(Письмо также отправлено Советнику Президента РФ В.И. Толстому)

источник: http://www.roerichs.com/6933-2/
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

Письмо общественных организаций Австрии, Болгарии, Германии, Нидерландов, Латвии, Финляндии, Эстонии
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

Президенту Российской Федерации
В.В. Путину

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖАЛОБА

Уважаемый Владимир Владимирович!

Прошу Вас обратить внимание на незаконные действия руководства Министерства культуры и Государственного музея Востока, направленные на выселение общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР) из усадьбы Лопухиных в Москве.

В этом году руководство Министерства культуры инициировало уже 7 внеплановых проверок МЦР различными федеральными ведомствами, чтобы найти формальный повод для расторжения договора об аренде и выселения Музея. В частности, заместитель министра культуры В.В. Аристархов обратился в МВД и Минюст, требуя проверить МЦР на наличие противоправных действий и экстремизм (!). Но все проверки показали необоснованность претензий В.В. Аристархова, и подтвердили законность деятельности МЦР.

12 июля состоится первое заседание суда о выселении МЦР из зданий усадьбы Лопухиных по иску Государственного музея Востока. Руководство Министерства культуры прекрасно осознает, что выселение МЦР приведет к разрушению общественного Музея имени Н.К. Рериха. Сотни картин Рерихов и архивы семьи Рерихов, принадлежащие МЦР, окажутся выброшенными буквально на улицу, включая и те картины, которые МЦР получил в дар от меценатов.

Министерство культуры обвиняет МЦР в трудном финансовом положении и нехватке средств. Но эта ситуация сложилась по вине самого Минкульта в последние 2-3 года. Какой крупный меценат захочет помогать общественному музею, находящемуся в конфликте с Министерством культуры, и который в любой момент могут закрыть?! А на одних билетах очень трудно выжить.

Фактически Министерство культуры устроило блокаду вокруг МЦР. Пользуясь служебным положением, министр культуры В.Р. Мединский и замминистра В.В. Аристархов парализовали деятельность общественного музея. Вместо новых культурно-просветительских проектов МЦР вынужден защищаться в судах и подвергаться многочисленным инспекциям. Руководство Министерства культуры занимается откровенным рейдерским захватом имущества и зданий общественного Музея имени Н.К. Рериха, прикрываясь интересами государства.

В то же время само Министерство культуры сотрясают коррупционные скандалы. Ряд руководителей министерства находятся под следствием по обвинению в хищении бюджетных средств. В СМИ регулярно появляются сообщения о многочисленных нарушениях в деятельности нынешних руководителей министерства.

Выселение общественного Музея будет проявлением крайней неблагодарности по отношению к МЦР, который без финансовой помощи государства самостоятельно отреставрировал усадьбу Лопухиных, создав в ней музей мирового уровня.

Генеральный директор Музея Л.В. Шапошникова получила две государственные награды — “За заслуги перед Отечеством” IV степени и “Орден дружбы” за сохранение и популяризацию наследия Рерихов. В 2015 году генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова и генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун высоко оценили культурно-просветительскую деятельность МЦР и общественного музея.


С уважением,

Кокарев Игорь Владимирович,
г. Киров

5 июля 2016 г.

источник: http://www.roerichs.com/7104-2/
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

Министру культуры РФ
В.Р.Мединскому

ЖАЛОБА

25 июня в общественном Музее имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР) состоялся съезд международной общественности «Сохраним общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов – общественное достояние России» (http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4720). Участников съезда объединила чрезвычайная ситуация, связанная с опасностью разрушения Министерством культуры РФ уникального общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха, основанного в Москве, в усадьбе Лопухиных младшим сыном великого русского художника Николая Константиновича Рериха – Святославом Николаевичем Рерихом.

На съезд международной культурной общественности были (ЗАБЛАГОВРЕМЕННО) приглашены представители… Министерства культуры РФ… К сожалению, представители Минкультуры не приняли участие в работе съезда.

Прошу Вас разобраться и сообщить, по каким причинам Вашими подчинёнными было проигнорировано данное приглашение, и НИКТО не принял участие в работе съезда, связанного с опасностью разрушения Министерством культуры РФ уникального общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха

С искренними пожеланиями осознать ЛИЧНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за противокультурные действия в отношении Международного Центра Рерихов и его Музея им. Н.К. Рериха (Музея, номинированного на НОБЕЛЕВСКУЮ ПРЕМИЮ МИРА) и за ИГНОРИРОВАНИЕ ВОЛИ инициатора создания этого ОБЩЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ – С.Н. РЕРИХА.

Пётр Сергеевич Седых, г. Ялта

источник: http://www.roerichs.com/7101-2/
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

Президенту Российской Федерации
Владимиру Владимировичу Путину


Уважаемый господин Президент!

Я прошу Вашего содействия в том, чтобы обеспечить сохранение для культуры России и всего мира общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов в Москве.

Прошу Вас предпринять все необходимые меры с тем, чтобы гарантировать целостность и самостоятельность общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР в том виде, в котором он задуман и создан Святославом Николаевичем Рерихом и Людмилой Васильевной Шапошниковой.

Святослав Рерих – великий художник, общественный деятель и сын России передал наследие своих родителей России в лице основанной им в Москве общественной организации Международный Центр Рерихов. Людмила Васильевна Шапошникова – выдающийся современный мыслитель, ученый и деятель культуры, доверенное лицо С.Н. Рериха (см. Советская культура от 29 июля 1989 г.), исполнила волю Святослава Рериха: под ее руководством Международный Центр Рерихов создал уникальный общественный Музей имени Н.К. Рериха, который является ведущим в мире культурно-просветительским и научным центром в области рериховедения.

Я знаком с деятельностью Международного Центра Рерихов в Москве, благодаря издаваемым им прекрасным книгам Рерихов и о них, которые доступны для меня в Национальной библиотеке имени Святых Кирилла и Мефодия в Софии. Я знаю деятельность МЦР также благодаря проводимым им выставкам, одна из которых состоялась в Софии, в Софийском университете, и была приурочена к 80-летию Пакта Рериха и 70-летию ЮНЕСКО. Выставка Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность» в Софийском университете имени Святого Климента Охридского прошла в мае 2015 года под патронатом Национальной комиссии Болгарии по делам ЮНЕСКО.

Идеи и усилия Рерихов в сохранении планетарного мира, справедливости, Культуры и духовности, так нужны всему современному человечеству в нынешнее время беззаконий, религиозного фанатизма и кровопролитных военных столкновений. Именно эти идеи Рерихов распространяет и утверждает Международный Центр Рерихов благодаря своим неустанным подвижническим усилиям!

Из публикаций в интернет, СМИ я узнал о посягательствах на общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов со стороны некомпетентных и предубежденных чиновников Министерства культуры Российской Федерации. Не должно быть допущено разрушение, ликвидация этого уникального Культурного Центра – МЦР, который имеет огромное значение для культуры не только России, но и всего прогрессивного мира.

Возможность существования Международного Центра Рерихов, сохранение его самостоятельности и независимости от Министерства культуры РФ, как того хотел сам С.Н. Рерих, является гарантией того, что МЦР и впредь будет защищать и отстаивать в международном пространстве идеи Рерихов о мире и культуре.

Я Вас прошу не допускать действий руководства Министерства культуры РФ, которые унизительны и оскорбительны для каждого здравомыслящего человека. Имею в виду инициированную в мае этого года руководством Министерства культуры РФ проверку МЦР на предмет экстремизма (сообщение РИА новости). Мне уже немало лет и все мы помним как во времена до 1990 года именно подобными мерами расправлялись с инакомыслящими и отбирали у них имущество. Россия – страна великого культурного наследия и те, кто любят и ценят это наследие в Болгарии, не должны краснеть из-за невежественных действий чиновников Министерства культуры РФ.

Я прошу Вас оставить полностью за Международным Центром Рерихов усадьбу Лопухиных в Москве, которая реставрирована именно МЦР всецело на народные пожертвования (без какого-либо финансирования от государства) и в которой с 1990 года размещается общественный Музей имени Н.К.Рериха МЦР.

Сохранение Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве будет означать для многих людей в Европе, что именно Россия сегодня является в мире носителем великих идей о мире, о культуре, о справедливости и духовности.

Разрушение же Международного Центра Рерихов чиновниками из Министерства культуры будет означать именно обратное.

Поэтому я обращаюсь к Вам, Президенту России, и прошу Вас от всего сердца оказать всемерную поддержку и помощь Международному Центру Рерихов.

С искренней надеждой и уважением,
Захари Младенов
София, Болгария


источник: http://www.roerichs.com/7397-2/
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

Президенту Российской Федерации
Владимиру Владимировичу Путину


Уважаемый господин Президент!

Меня зовут Виолетта Христова, я из Болгарии. Мне 34 года, у меня прекрасный ребенок, и я ожидаю второго, который вот-вот появится. Я стараюсь воспитывать своего ребенка в духе культуры и культурных ценностей, которые, к сожалению, реально не ценятся в нынешнее время рыночной экономики и доминирования денег.

Искренне надеюсь, что Вы – Глава Российского государства и человек с сердцем – прочитаете настоящее письмо. Я рассчитываю на Вашу справедливую оценку и надеюсь, что будут приняты правильные решения для сохранения Международного Центра Рерихов в Москве, который является культурным достоянием России и всего мира.

Я, как и многие другие мои соотечественники в Болгарии, глубоко обеспокоена опасной ситуацией, созданной вокруг общественного Международного Центра Рерихов, основанного в 1989 году в Москве самим Святославом Николаевичем Рерихом – великим сыном России и гражданином Индии. Инициатива С.Н.Рериха по созданию Международного Центра Рерихов и общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР встретила поддержку многих людей России, равно как и других стран ближнего зарубежья. За прошедшие годы (свыше четверти века) сотни тысяч людей всемерно участвовали и помогали созданию в Москве общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР, в том числе в восстановлении буквально из руин его прекрасного здания – усадьбы Лопухиных.

За время своего существования Международный Центр Рерихов вырос и утвердился как крупнейший и ведущий в мире культурный и научный центр в области исследования и популяризации наследия Рерихов. Международный Центр Рерихов получил ряд российских и европейских высоких наград за выдающиеся достижения в области сохранения культурного наследия и, в частности, за реставрацию старинной усадьбы Лопухиных, находящейся недалеко от Кремля. Именно в этой усадьбе, с 1990 года и до сих пор, находится общественный Музей имени Николая Рериха МЦР. Работа по восстановлению усадьбы Лопухиных проводилась за счет Международного Центра Рерихов и народных пожертвований, без какого-либо государственного финансирования.

Своей масштабной музейной, культурно-просветительской, научной, издательской и выставочной деятельностью Международный Центр Рерихов завоевал не только известность, но и заслуженное признание в международном культурном пространстве.

Многие люди во всем мире относятся с глубоким уважением к творческому наследию Рерихов. Нельзя не отметить, что культурная и миротворческая деятельность Международного Центра Рерихов высоко оценена руководителями ООН и ЮНЕСКО, Пан Ги Муном и Ириной Боковой, а также видными представителями разных стран. Международный Центр Рерихов является ассоциированным членом Департамента ООН по вопросам общественной информации, имеет специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН, является также членом Международной организации национальных трастов и коллективным членом ИКОМ.

В этом году Международный Центр Рерихов был номинирован на Нобелевскую премию мира.

Я, как обычный гражданин своей страны, глубоко потрясена и расстроена решением Министерства культуры Российской Федерации о ликвидации успешно действующего общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, находящегося в зданиях усадьбы Лопухиных, и создании на его месте государственного музея Рериха в качестве филиала Государственного музея Востока. Ведь общественный Музей имени Н.К.Рериха МЦР сделал так много для сохранения наследия Рерихов в России и для утверждения во всем мире идей Пакта Рериха о защите культурных ценностей! И, самое главное, и это нужно особо подчеркнуть: Министерством культуры РФ принято решение о разрушении общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР, который сделал так много для улучшения и возвышения образа России в Европе! Это не может не сказаться именно на имидже России в европейских странах.

Можно понять решение о ликвидации неэффективного и неизвестного правительственного или муниципального учреждения. Но замечательный общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов не относится к таковым. Он имеет все права на наследие С.Н. Рериха, которые переданы ему самим основателем этой организации – Святославом Николаевичем Рерихом.

Я выражаю свою и многих других людей искреннюю надежду на то, что Вы, глубокоуважаемый господин Президент, сделаете все необходимое, чтобы сохранить общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов в усадьбе Лопухиных, которая была выбрана как дом для музея самим Святославом Рерихом.

С уважением,
Виолетта Христова
Болгария, София

источник: http://www.roerichs.com/7399-2/
Юрий24
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 26 сен 2016, 19:24

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Юрий24 »

В.В. Фролов. «Пречистый град – врагам озлобление»
04.09.2016

Вместо предисловия
Прошло почти двадцать лет с тех пор, как на одном из собраний в Международном Центре Рерихов мы узнали от Людмилы Васильевны Шапошниковой, что Музей имени Н.К. Рериха создан по замыслу Учителей. Об этом в свое время ей поведал Святослав Николаевич Рерих, который, как писала его матушка Елена Ивановна Рерих, сам был Махатмой.

И другой очень важный момент. Святослав Николаевич в беседе с Людмилой Васильевной, обсуждая будущее Музея имени Н.К. Рериха, сказал: «Ничего не бойтесь и идите вперед!».

Так же напутствовала сотрудников Музея имени Н.К. Рериха в сложные периоды его развития и сама Л.В. Шапошникова. Те сотрудники, которые сегодня работают в Музее, это хорошо помнят.

Эти факты имеют важнейшее значение для понимания всего происходящего сегодня вокруг МЦР и сотрудниками Центра, и его сторонниками в разных уголках России и других странах. Отмеченные факты указывают всем, кому дорого культурное наследие Рерихов, на один из главных его смыслов. В наше непростое время перемен, когда «космический ветер» (Н. Бердяев) охватил планету и пребывающее на ней человечество, необходимо постоянное устремление к высокому назначению Культуры, золотой фонд которой составляет творческое наследие семьи Рерихов, Центр-Музей имени Н.К. Рериха.

Как бы то ни было, этот Музей работает в своем обычном режиме. Проводятся экскурсии, научные конференции, открываются новые выставки, читаются лекции, на концертах звучит прекрасная музыка. Правда, есть одно затруднение. Коллективу приходится отвлекаться на отражение сильнейшего давления противодействующих работе Музея сил, которые, несмотря на каждодневные попытки его дискредитации, ничего не могут поделать с Музеем имени Н.К. Рериха.

Государственный музей Востока против культуры Тибета?

Сегодня руководство Государственного музея Востока и Минкульта РФ развернули беспрецедентную кампанию давления на общественный Музей имени Н.К. Рериха, который тем не менее продолжает свою деятельность и, по отзывам его посетителей, является одним из лучших музеев России. Об этом свидетельствует, к примеру, Тибетский фестиваль, в рамках которого монахи монастыря Дрепунг Гоманг из Южной Индии с 9 по 24 июня текущего года во главе с Досточтимым Ямпель Римпоче демонстрировали тибетские религиозные обряды.

Не секрет, что МЦР сотрудничает с тибетским монастырем Дрепунг Гоманг, пользующимся в России известностью и авторитетом. Монахи монастыря в рамках Тибетского фестиваля ознакомили россиян, других посетителей Музея с культурными традициями Тибета. Этот фестиваль является хорошим знаком, ибо свидетельствует, что интерес посетителей Музея имени Н.К. Рериха к культуре Тибета, вообще Центральной Азии с каждым годом возрастает и, благодаря нашим тибетским друзьям, реализуется на самом высоком духовном и научно-культурном уровне. Фестиваль включает ознакомительные лекции по философии буддизма, обряд построения и разрушения мандалы и другие ритуалы. Казалось бы, такому сотрудничеству МЦР и монастыря можно только порадоваться, так как перед посетителями Музея имени Н.К. Рериха открывается редкая возможность непосредственно познакомиться с культурными традициями Тибета. Кроме того, такой поворот событий полностью вписывается во внешнюю политику России на Востоке, которая, как мы полагаем, благодаря культурному обмену между народами становится более эффективной.

Однако руководство Государственного музея Востока квалифицировало просмотры посетителями Музея указанных обрядов как религиозные собрания и передало соответствующую информацию в прокуратуру. Состоялась прокурорская проверка, в результате которой проведение буддийских обрядов в МЦР было запрещено.
Между тем, если взять, к примеру, обряд возведения и разрушения мандалы, то он является одной из культурных жемчужин Тибета. Этот обряд символизирует стремление человека к высокой любви, красоте и нравственному совершенствованию. Вообще – вся жизнь людей в Тибете пронизана религиозными обрядами. Было бы интересно попутешествовать по Индии и посмотреть на все это своими глазами. Однако позволить себе такой праздник культуры могут очень немногие. Никто не станет спорить, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Тем более что обряд возведения и разрушения мандалы демонстрируют настоящие носители культурных традиций.

Музей имени Н.К. Рериха – живой, развивающийся научно-культурный центр. Поэтому показ монахами посетителям Музея культурных традиций Тибета представляется естественным проявлением культурного обмена народов России и Индии. В зале, где проводится обряд построения и разрушения мандалы, люди с интересом наблюдали, как проводится этот обряд, хотя бы и перенесенный в пространство Музея и поэтому неаутентичный. Даже такое музейное действо дает посетителям возможность прикоснуться к живой культурной традиции Центральной Азии.

Буддийские монахи в свою очередь с огромным интересом знакомятся с экспозицией Музея имени Н.К. Рериха. Наших гостей можно понять, так как основу его экспозиции составляют живописные шедевры Н.К. Рериха, блестяще отразившего культурные особенности Тибета, всей Центральной Азии. И если бы руководители Государственного музея Востока как работники культуры прониклись духовным смыслом обряда построения и разрушения мандалы, других культурных традиций, демонстрируемых тибетскими монахами в МЦР, то им и в голову не пришла бы такая странная идея – инициировать прокурорскую проверку Центра на предмет проведения в нем религиозных собраний, которые руководство Государственного музея Востока усмотрело в демонстрировании тибетских обрядов.

МЦР – научно-культурная организация, и этот обряд, другие мероприятия с участием буддийских монахов в Международном Центре Рерихов задуманы и проводятся с одной целью – познакомить посетителей Музея имени Н.К. Рериха с культурой народов Тибета.

К слову сказать, этот обряд проводился и в других российских музеях. Так, в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже 9 октября 2015 года на выставке «Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма» была представлена мандала богини Белой Тары. Возведение мандалы Белой Тары было приурочено к 100-летию Санкт-Петербургского дацана и прошло по приглашению генерального директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского и настоятеля Санкт-Петербургского дацана Б.Б. Бадмаева. А в Эрмитажном театре ламы тантрического дацана Калачакры (Республика Бурятия) показали ритуальный буддийский танец «Величественная мистерия Цам».

Мандалы были построены также в историко-этнографическом музее-заповеднике «Старая Сарепта» и музее изобразительных искусств им. И.И. Машкова (Волгоград), Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (Барнаул), в других российских музеях. Однако мы нигде не встретили фактов проверки музеев прокуратурой на предмет проведения в них тибетских обрядов и их последующего запрета. По-другому не может и быть, так как музеи видят свою задачу в том, чтобы доносить до людей культуру народов Азии и народов всего мира.

И еще: интересно, а как с обрядом построения мандалы в других странах, к примеру, на Западе? Безусловно, Запад нам не указ. Тем более, в нынешней, очень непростой ситуации в мире. Но и там, как и в России, есть культурные люди и музеи. В этой связи приводим примеры построения песочных мандал в музеях мира.
Тибетские монахи построили мандалы в Музее искусств народов в Нью-Мехико, Музее Азиатского Общества при Гарвардском университете в Нью-Йорке.
В ноябре 2010 года буддийскими монахами из Непала была построена песочная мандала в Музее Хаммера в городе Лос-Анджелес.

В 2009 году тибетские монахи построили песочную мандалу в Эстонском национальном музее в Тарту.

В сентябре-октябре 2007 года две песочные мандалы были построены в Музее искусств им. Герберта Ф. Джонсона при Корнельском университете буддийскими монахами, которые приехали в этот музей из Индии, из самой Дхармасалы, резиденции Далай-ламы.
В 1997 году тибетские монахи построили песочную мандалу Будды медицины в Музее цивилизации в Канаде.
В 1996 году тибетским монахом была возведена песочная мандала в Денверском художественном Музее.
В 1988 году песочная мандала Калачакры была сооружена тибетским монахом в Музее естественной истории в Нью-Йорке.
Список музеев, в стенах которых проводились тибетские обряды, можно продолжить. Однако и приведенных фактов достаточно, чтобы понять, что музеи в России и других странах не отгораживаются от тибетской культуры, а предоставляют все возможности для всестороннего культурного обмена между Востоком и Западом. В то время как указанная акция руководства Государственного музея Востока по отношению к МЦР ассоциируется с периодом, когда культурная жизнь нашего общества, особенно культурные связи между странами, регламентировалась Министерством культуры на основе тоталитарных идеологических принципов.
«Хула на духа хуже всего»
Однако у этой акции есть и другая сторона. Она свидетельствует, что руководство Государственного музея Востока ради достижения своих неблаговидных целей спекулирует на имени Рерихов и философии Живой Этики. В связи с этим, в одной из книг Живой Этики, которая составляет основу наследия Рерихов, отмечается: «Сказано: «Хула на духа хуже всего», – ибо говорящий против духа являет себя невеждою!» [1].

Приведем несколько фактов, доказывающих, что это непосредственно относится к «героям» нашего очерка из Музея Востока и Минкульта РФ.
Первый заместитель министра культуры г-н Аристархов инициировал очередную внеплановую проверку Минюстом РФ Международного Центра Рерихов. Эта проверка проходила с 1 июня по 29 июня 2016 г., и основной ее целью было выяснение того, не является ли МЦР организацией, выполняющей функции иностранного агента, а также обнаружение наличия (отсутствия) в деятельности Центра признаков экстремизма. На предмет экстремизма проверялись книги, журналы, материалы сайта, внутренние документы, выпущенные МЦР за три последних года. Сотрудники МЦР доставили в Минюст для проверки килограммы документов и печатной продукции. По итогам проверки Министерство юстиции пришло к выводу о том, что признаки экстремизма в деятельности МЦР отсутствуют, и организация осуществляет деятельность, направленную на достижение уставных целей [2].

Другой пример. Летом этого года волонтеры, не являющиеся гражданами России, в одном из детских лагерей Крыма в рамках темы «Мир глазами художников» проводили с детьми беседу о русских художниках, в ряду которых оказался и Н.К. Рерих, философской основой многогранного творчества которого является Живая Этика. И кто-то из родителей написал письмо в Минкульт Крыма о том, что в лагере пропагандируется «оккультное» учение Живой Этики. Однако, по словам директора лагеря, волонтеры с детьми говорили только о художественной стороне творчества Рериха. Хотя директору и не надо было оправдываться, так как Живая Этика никакого отношения к оккультизму не имеет, ибо она представляет собой открытую научно-философскую систему.

В результате министр культуры Крыма сообщил об этой истории в Минкульт РФ и попросил министерство инициировать проверку МЦР на наличие в его деятельности оккультизма. Московские чиновники, по информации «Лайф», положительно отнеслись к этой идее. Чем же закончилось «дело» об оккультизме МЦР? Пока такой проверки не было. Но ярлык оккультизма к МЦР с подачи чиновников все-таки был приклеен, так как в СМИ это клише черного пиара в отношении МЦР время от времени тиражируется.

И совсем свежий факт, свидетельствующий о том, как Минкульт, используя свой административный ресурс, пытается очернить МЦР.
В фильме «Зов Космической эволюции», автором которого является Л.В. Шапошникова и в котором раскрывается смысл идей Рерихов, в историческом контексте показывается знак свастики. Ее демонстрация в фильме якобы запрещена утверждёнными в 2016 году правилами выдачи прокатных удостоверений. Хотите узнать результат? На днях Министерство культуры отозвало у МЦР прокатное удостоверение на этот фильм, выпущенный в 2013 году, по причине показа нацистской символики. Сообщение о данном событии появилось на сайте Life.ru 26 августа [3]. Однако это решение Минкульта не имеет под собой никакого законного основания. В Постановлении правительства РФ «Об утверждении правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения…» [4] сообщается, что «Прокатное удостоверение не выдается: <…> если фильм содержит материалы, нарушающие законодательство Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности». Под экстремистской деятельностью чиновники Минкульта усмотрели демонстрацию знака свастики. Действительно, на 56 и 59 минутах в указанном фильме этот знак появляется. Но он демонстрируется в контексте документальных кадров о нацистской Германии во второй мировой войне, и его показ является вполне правомерным, так же как, к примеру, в фильме «Обыкновенный фашизм» или в других фильмах на темы второй мировой войны.
В заявлении Роскомнадзора, одного из основных госорганов, осуществляющих правоприменительную практику по противодействию экстремистской деятельности, сообщается следующее: «само по себе публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма, <…> использование нацистской и сходной с ней до смешения атрибутики/символики в исторических, научных и т.п. целях признается допустимым» [5]. В фильме «Зов Космической эволюции» не только нет пропаганды фашизма, но и присутствует его явное осуждение. Таким образом, фильм не нарушает законодательства Российской Федерации. Отзыв прокатного удостоверения свидетельствует о явной некомпетентности или предвзятости работников Минкульта.
На сайте информационно-аналитического центра «Сова» данное решение Минкульта получило такую оценку: «Кадры со свастикой, которые содержатся в фильме «Зов Космической эволюции», взяты из кинохроники 1930-х – 1940-х годов. Они сопровождают рассказ о Второй мировой войне. Демонстрирование нацистской символики в данном случае явно не преследовало целей пропаганды соответствующей идеологии. Кроме того, звучащие в фильме высказывания о конфликтах властей, музеев и РПЦ с рериховским движением не содержат никаких агрессивных призывов и не могут считаться экстремистскими» [6].
«Мы стоим без страха и трепета»

Для достижения своих целей руководство Музея Востока и Минкульта идет на все. Они даже бросают тень на имя Рерихов и искажают внутренний смысл философской системы Живой Этики, поддерживая оценку Живой Этики как якобы «оккультного» учения. И самое кощунственное – попирают волю нашего великого соотечественника Святослава Николаевича Рериха, которая состоит в том, чтобы местом и духовным пространством хранения, изучения и популяризации этого наследия стал общественный Музей имени Н.К. Рериха, который и был создан С.Н. Рерихом и Л.В. Шапошниковой и уже четверть века успешно работает поверх ведомственных барьеров.

Обращаясь к руководству Государственного музея Востока и Минкульта РФ, хотелось бы задать несколько вопросов.
Как можно делать высокие заявления о создании «государственного музея семьи Рерихов на территории МЦР в качестве филиала Музея Востока», одновременно предпринимая действия по разрушению уже работающего, созданного на народные деньги общественного Музея имени Н.К. Рериха? Причем, работающего в здании, которое почему-то названо «территорией» МЦР, где по решению Минкульта РФ якобы должен располагаться государственный музей семьи Рерихов?

Как руководство Государственного музея Востока может говорить о высоком имени Рерихов и необходимости популяризации их культурного наследия, когда философия Живой Этики, составляющая его основу, ими же подвергается примитивно-плоскому толкованию и, значит, искажению, а ее положения используются в спекулятивных и неблаговидных целях в черном пиаре, направленном на Музей имени Н.К. Рериха?
Как руководство Государственного музея Востока может говорить о высоком назначении наследия Рерихов, когда его представители фотографируют заделанную специальным составом трещину, появившуюся на мемориале Рерихов перед входом в Музей имени Н.К. Рериха в результате проседания грунта под ним, затем подшивают эту фотографию как отрицательный факт в судебном иске к МЦР на выселение из здания Музея вместе с картинами Рерихов, их рукописным наследием, книгами из мемориальной библиотеки Рерихов?

Изображение

Н.К. Рерих. Пречистый град – врагам озлобление. 1912

В связи с возникшей ситуацией невольно возникает ассоциация с картиной Н.К. Рериха, которая называется «Пречистый град – врагам озлобление» (1912 г.), находящейся в собрании Музея имени Н.К. Рериха. Сюжет этой картины входит в серию картин-предупреждений Н.К. Рериха, созданных перед началом Первой мировой войны (1914-1918 гг.). В них художник выразил свои предчувствия начинающейся катастрофы. «На картине “Пречистый град – врагам озлобление” в центре композиции в светло-желтой световой гамме детально прорисованы строения Града, обнесенного высокой стеной. Град символизирует собой духовную святыню, истину и чистоту. Град – это Твердыня Духа, непреходящая ценность культуры. Передний план занят ярко-красными языками пламени, в котором показываются оскалившие головы чудовищ. На заднем плане слева на фоне желто-коричневого неба изображены темные рогатые фигуры с камнями в руках, которыми они забрасывают Град. Справа на заднем плане стремительно мчится к Граду вооруженный воин на белом коне. Поднятый меч в руке воина – Георгия Победоносца – знак готовности к великой битве. … В сердце воина горит пламя высокой любви и мужества, и этот огонь охраняет город» [7].

В силу уникальных культурно-исторических и духовных условий, сложившихся в России, наследие семьи Рерихов передано России. Для его хранения, изучения и популяризации по воле С.Н. Рериха в Москве был создан Центр-Музей имени его отца. Этот Музей является абсолютным гарантом сохранения целостности наследия Рерихов, его свободного изучения и широкой популяризации в сотрудничестве со всеми, кто устремляется к культуре, формированию более совершенного человека и строительству лучшего будущего. Поэтому разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха, в котором хранится и изучается наследие Рерихов, может привести к непоправимой трагедии как для России, у которой, как следует из идей Н.К. Рериха, надолго будут закрыты возможности ее духовного возрождения, так и для всего мира, ибо его равновесие в определяющей степени зависит от устойчивого состояния и динамичного развития России. В связи с этим Н.К. Рерих писал: «Культура неразрывна с эволюцией. Остановите Культуру, и вы прекращаете эволюцию и, следовательно, ввергнитесь в разрушение. Разрушение музея есть разрушение страны во всех смыслах» [8].

И в заключение еще одна очень важная мысль Н.К. Рериха. В очерке «Сон» он записал молитву людей о спасении Града: «Защити, Владыко, пречистый град! Пречистый град – врагам озлобление! Прими, Владыко, прекрасный град! Подвигнь Отче, все воинство! < … > Мы стоим без страха и трепета» [9].
Так будем же достойны заветов великих наших соотечественников Рерихов – отстоим общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха!
В.В. Фролов,

заместитель Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе, руководитель Объединенного Научного Центра проблем космического мышления, доктор философских наук, профессор
2 сентября 2016 г.

Источник: http://www.save-roerich-museum.ru/v-v-f ... zloblenie/
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Отзывы и обращения общественности по поводу проекта концепции гос. Музея семьи Рерихов

Сообщение Елена В. »

В Государственном музее Востока 13 декабря 2016 года состоялся круглый стол «Государственный музей Рерихов и Рериховское движение». Представители Рериховских организаций России и других стран мира направили в адрес круглого стола письма, в которых выразили свою позицию по предлагаемой теме. Однако они не были доведены до участников дискуссии. В связи с этим, обращения представителей Международного Рериховского движения публикуются на сайте Совета и форуме.

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха
Ответить

Вернуться в «Защита имени, наследия Рерихов, МЦР и Е.П. Блаватской»