Обращения общественности в защиту МЦР

Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Обращения общественности в защиту МЦР

Сообщение Елена В. »

Обращение общественности России в Комиссию по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты РФ
Председателю Комиссии по общественному контролю,
общественной экспертизе и взаимодействию
с общественными советами Общественной палаты РФ
Л.Ю. Михеевой


Уважаемая Лидия Юрьевна!

Выражаем крайнюю обеспокоенность за судьбу живописной коллекции известного художника Святослава Николаевича Рериха, которая ныне находится в ФГУП «Государственный музей искусства народов Востока» (ГМВ), в связи с пропажей из ее состава шести полотен.

Речь идет о картинах Рерихов, принадлежавших Святославу Рериху, гражданину Индии, который привез их в Россию для проведения передвижных выставок (Приложение 2). С его согласия 288 полотен были оставлены на попечении Министерства культуры СССР, и в соответствии с завещательным распоряжением Святослава Николаевича от 19.03.1990, они предназначались для создания в Москве общественного Музея имени Н.К. Рериха. Позднее данную коллекцию Министерство культуры передало в ГМВ на временное хранение, где она находится по сей день. (Приложение 3, 4, 5). Однако по официальным данным руководства Министерства культуры РФ коллекция С.Н. Рериха в настоящее время насчитывает не 288, а лишь 282 картины. Факт отсутствия шести картин подтверждает историко-юридическая справка предыдущего министра культуры РФ А.А. Авдеева от 09.04.2012 и письмо первого заместителя министра культуры А.Е. Бусыгина № 207-01-68-АБ от 13.04.2012, где отмечено, что «местонахождение 6 картин до сих пор не установлено» (Приложение 6).

Учитывая, что Святослав Рерих не вносил в свое завещание никаких изменений, а также не истребовал никакую часть этого наследия из России обратно в Индию, коллекция его картин в настоящее время, находящаяся в ГМВ, должна состоять из 288 полотен, как указано в завещательном распоряжении самого владельца С.Н. Рериха и в других правоустанавливающих документах, имеющихся в распоряжении Международного Центра Рерихов (г. Москва, Малый Знаменский пер. 3/5).

Необходимо отметить, что проверки коллекции Святослава Рериха, организованные в Государственном музее Востока Счетной палатой РФ в 2002 г. и Росохранкультурой в 2008 г., не рассматривали ее соответствие спискам картин владельца коллекции С.Н. Рериха. В расчет брались только описи, составленные сотрудниками музея Востока, где указаны 282 картины.

Обращаем Ваше внимание на результаты независимых исследований коллекции С.Н. Рериха, находящейся в ГМВ, которые проведены Международным Центром Рерихов (А.В. Стеценко «Правда о коллекции Святослава Николаевича Рериха», 2005) и «Новой газетой» (В. Ширяев «Страшная сказка музея Востока», 2009). В обоих случаях были выявлены значительные расхождения в наименованиях, размерах, технике исполнения и др. между списком картин, составленным С.Н. Рерихом и описью, сделанной в музее Востока. Кроме того, в расследованиях представлены факты ряда нарушений со стороны Министерства культуры и ГМВ музейного законодательства по учету и хранению музейных ценностей. (Приложение 7, 8).

Пропажа картин из коллекции С.Н. Рериха много лет вызывает глубокую обеспокоенность общественности, однако многочисленные письма, направленные в разные инстанции остаются без ответа. Учитывая непреходящее культурное значение наследия семьи Рерихов, и принимая во внимание его художественную, духовную ценность, считаем целесообразным осуществить проверку целостности всего наследия, переданного С.Н. Рерихом в Россию. Проверка его первой части уже прошла в 2015 году в Международном Центре Рерихов на основании решения Хамовнической межрайонной прокуратуры и под ее контролем при участии представителей Министерства культуры РФ и независимых экспертов. Теперь необходимо убедиться в сохранности второй части наследия, а именно коллекции картин Святослава Николаевича Рериха, которую Министерство культуры передал в ГМВ.

В связи с вышеизложенным, просим Вас, уважаемая Лидия Юрьевна, осуществить общественную проверку Общественной палатой РФ вышеназванных фактов и событий с привлечением специалистов Международного Центра Рерихов, а именно:

— проверить коллекцию С.Н. Рериха, находящуюся в музее Востока, на предмет ее соответствия первоначальным правоустанавливающим документам владельца – Святослава Рериха;

— выяснить местонахождение 6 полотен из коллекции 288 картин С.Н. Рериха и обстоятельства их исчезновения;

— проверить состояние и условия хранения коллекции С.Н. Рериха в Государственном музее Востока.

Поскольку вышеописанная проблема вызывает большой общественный резонанс, надеемся, что тревога общественности по поводу сохранности в ГМВ мирового культурного достояния – наследия Рерихов, будет принята во внимание.

С уважением,

Уроженко Ольга Алексеевна, канд. филос. н., доцент Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Почетный работник ВПО РФ, председатель Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха (Екатеринбург); Калинкина Ольга Николаевна, канд. социол. н., председатель Пермского регионального отделения Международной Лиги защиты культуры, член Совета Пермского краевого отделения ВООПИиК (Пермь); Кулакова Елена Станиславовна, канд. искусствоведения, руководитель Народного музея семьи Рерихов библиотеки им. Д.С. Лихачёва (Новокузнецк); Иванкова Татьяна Алексеевна, директор ООО «Центргеомониторинг», председатель Кировского регионального общественного движения «Вятский культурный центр Рерихов “Восток-Запад”» (Киров); Ануфриев Валерий Павлович, док. экон. н., академик МАНЭБ, профессор Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, вице-президент Уральского отделения Лиги Защиты Культуры (Екатеринбург); Зимин Андрей Геннадьевич, руководитель планетария МБУДО «Городской центр развития и научно-технического творчества детей и юношества», председатель общественного объединения «Мир и Культура» (Тула); Кондрашин Виктор Викторович, док. ист. н., профессор, член Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации ФС РФ (Пенза); Пащенко Марина Юрьевна, директор «Бердского историко-художественного музея» (Бердск); и другие подписанты, всего 772 представителя общественности России.


Приложение:

1.Список, подписавших письмо Л.Ю. Михеевой, председателю Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты РФ, от 24.08.2016.
2.Акт передачи коллекции картин С.Н. Рериха, 1978 г.
3.Завещательное распоряжение С.Н.Рериха.
4.Приказ о передаче коллекции картин С.Н. Рериха, 1989 г.
5.Обращение И. Фричи, доверенного лица С.Н.Рериха.
6.Справка министра культуры РФ А.А. Авдеева.
7.А.В. Стеценко. Правда о коллекции Святослава Николаевича Рериха.
8.Страшная сказка музея Востока / Новая газета. 20 июля 2009. № 77
24.08.2016
http://www.roerichs.com/7593-2/
Список подписавших Обращение
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Обращения общественности в защиту МЦР

Сообщение Елена В. »

Спасти культурное достояние России

Деятели культуры и ученые просят Президента России сохранить общественный Музей имени Н.К. Рериха

газета "Наша версия" https://versia.ru/deyateli-kultury-i-uc ... -k--rerixa

Изображение

Представители общественности России обеспокоены за судьбу Музея имени Н.К. Рериха в Москве, который был основан известным художником Святославом Рерихом. Они обратились к Президенту России с открытым письмом, в котором призывают защитить уникальный Музей от притязаний Министерства культуры и Государственного музея Востока.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Президенту Российской Федерации В.В. Путину от деятелей науки, культуры и представителей общественности

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Обращаемся к Вам с просьбой поддержать общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, расположенный в усадьбе Лопухиных (Москва, Малый Знаменский пер., 3/5) и гарантировать ему возможность продолжать культурно-просветительскую, миротворческую деятельность во всей полноте. В последние годы в связи с деструктивными действиями и административным давлением со стороны Министерства культуры РФ, а также Государственного музея Востока (ГМВ), которому в 2015 году были переданы строения усадьбы Лопухиных в оперативное управление, дальнейшее развитие, а, точнее, само существование (!) общественного Музея, основанного Святославом Рерихом, оказалось под угрозой. В этой ситуации только Ваше личное участие может сохранить для России и мирового сообщества уникальный общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР, Центр-Музей) – убедительное свидетельство плодотворного развития гражданского общества в России.

Более четверти века Центр-Музей являет пример бережного, профессионального отношения к мировому историко-культурному достоянию. На основе наследия великой семьи Рерихов в МЦР проводится широкая научно-исследовательская, культурно-просветительская, издательская деятельность. Несмотря на сложнейшие условия, которые искусственно созданы Министерством культуры и ГМВ, МЦР не только сохраняет бесценное наследие наших соотечественников, но и приумножает его за счет даров меценатов. Сегодня фонды общественного Музея имени Н.К. Рериха насчитывают более 12 000 единиц хранения: картины и рисунки Рерихов, их архив; коллекция древней восточной бронзы, тибетских танок; крупнейшее собрание работ современных художников-космистов.

В МЦР работает коллектив специалистов: искусствоведы, музейщики, архивисты, философы, журналисты, педагоги, психологи, бухгалтеры, экономисты, юристы и др., в том числе, имеющие научные степени. Все они объединены концепцией Центра-Музея Святослава Рериха, реализованной под руководством Л.В. Шапошниковой. Сотрудники МЦР накопили огромный опыт практической работы с наследием мирового масштаба: более 650 передвижных выставок картин Н.К. и С.Н. Рерихов проведено в 300 музеях и художественных галереях России; издано более 250 наименований книжной продукции из наследия Рерихов общим тиражом более 500 000 экз.; ежегодно организуются международные научно-общественные конференции; ежеквартально выпускается журнал «Культура и время»; проходят лекции, мастер-классы, выставки современных художников, вечера классической музыки и многое другое. Общественный Центр-Музей осуществляет крупные международные выставочные проекты, посвященные миротворческим идеям Николая Рериха, которые вносят значительный вклад в формирование престижа нашей страны на международной арене. С 2012 года в 115 городах России и 17 странах мира с успехом прошел культурный проект «Пакт Рериха. История и современность», направленный на популяризацию идеи Николая Рериха «Мир через Культуру», заложенной в Пакте – первом международном Договоре об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Миротворческий проект поддержали Россотрудничество, Министерство иностранных дел РФ, ЮНЕСКО. Высокую оценку этому проекту дали Генеральный секретарь ООН г-н Пан Ги Мун и Генеральный директор ЮНЕСКО г-жа Ирина Бокова.

Многолетняя миротворческая деятельность МЦР позволила выдвинуть его в качестве кандидата на присуждение Нобелевской премии мира 2016 года.

За восстановление из руин исторического памятника XVII-XIX вв. - усадьбы Лопухиных, строения которой находятся у МЦР с 2014 года в безвозмездном пользовании, коллектив общественной организации был удостоен российской Национальной Премии «Культурное наследие». За сохранение наследия Рерихов и развитие музееведения генеральный директор общественного Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошникова дважды была удостоена государственных наград: ордена Дружбы (2006) и ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011). Заслуги коллектива МЦР в деле сохранения культурного наследия отметил Европейский Союз премией Всеевропейской федерации по культурному наследию «EUROPA NOSTRA» в 2010 году.

Однако культуротворческие достижения коллектива МЦР и его общественного Музея, направленные на благо нашей страны, не принимаются во внимание Министерством культуры. В последние годы его руководство активизировало действия по изъятию у МЦР наследия, переданного ему С.Н. Рерихом, и выселению из усадьбы Лопухиных. Используя административный ресурс, министерство пытается дискредитировать деятельность МЦР и его руководство; усиливает экономическую и информационную блокаду общественной организации; инициирует многочисленные внеплановые проверки: прокуратуры, налоговых органов, государственной инспекции труда, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Пробирной палаты, Ростехнадзора и т.д. С марта по начало июля 2016 года МЦР был подвергнут двенадцати внеплановым проверкам, а в августе Министерство культуры инициировало еще одну внеплановую проверку на предмет сохранения и использования объекта культурного наследия - усадьбы Лопухиных!

Пытаясь представить МЦР и его руководство антагонистами власти, Министерство культуры обратилось в Министерство юстиции с требованием проверить общественную организацию на предмет экстремистской деятельности! Но результаты этой проверки не оправдали ожидания руководства Министерства культуры: в деятельности МЦР не было выявлено признаков организации, выполняющей функции иностранного агента, а также признаков экстремизма. Установлено, что МЦР осуществляет деятельность, направленную исключительно на достижение уставных целей.

Разрушительные действия Министерства культуры не могли не вызвать широкий резонанс российской и зарубежной общественности, неравнодушной к судьбе общественного Музея имени Н.К. Рериха и наследия семьи Рерихов. Многочисленные письма с просьбой разобраться в усугубляющейся несправедливости по отношению к МЦР, направляются в различные государственные инстанции, но органы власти для ответа передают большинство из них в Министерство культуры, т.е. в учреждение, решения и действия которого обжалуются. Это, как известно, противоречит части 6 статьи 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В результате однотипные письма–ответы «под копирку», широко рассылаются адресатам в разные регионы страны и за рубеж.

Уважаемый Владимир Владимирович, учитывая вышеизложенное, просим Вас:

- защитить от уничтожения общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, который является ярким примером плодотворности общественной формы культуры в России, формы, способной стать опорой государства в области сохранения культурно-исторического наследия;

- сохранить общественный статус Музея имени Н.К. Рериха, что являлось обязательным условием передачи Святославом Николаевичем наследия Рерихов именно в нашу страну;

- с целью прекращения притязаний Министерства культуры и Государственного музея Востока на усадьбу Лопухиных, передать Международному Центру Рерихов ее строения в бессрочное и безвозмездное пользование. Мы уверены, что решение Президента РФ по спасению общественного Музея имени Н.К. Рериха – национального достояния России, станет важным решением в пользу Культуры, которое войдет в летопись истории страны!

С глубоким уважением, Уроженко Ольга Алексеевна, канд. филос. н., доцент Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Почетный работник ВПО РФ, председатель Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха (Екатеринбург); Калинкина Ольга Николаевна, канд. социол. н., председатель Пермского регионального отделения Международной Лиги защиты культуры, член Совета Пермского краевого отделения ВООПИиК (Пермь); Кулакова Елена Станиславовна, канд. искусствоведения, руководитель Народного музея семьи Рерихов библиотеки им. Д.С. Лихачёва (Новокузнецк); Иванкова Татьяна Алексеевна, директор ООО «Центргеомониторинг», председатель Кировского регионального общественного движения «Вятский культурный центр Рерихов “Восток-Запад”» (Киров); Ануфриев Валерий Павлович, док. экон. н., академик МАНЭБ, профессор Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, вице-президент Уральского отделения Лиги Защиты Культуры (Екатеринбург); Зимин Андрей Геннадьевич, руководитель планетария МБУДО «Городской центр развития и научно-технического творчества детей и юношества», председатель общественного объединения «Мир и Культура» (Тула); Кондрашин Виктор Викторович, док. ист. н., профессор, член Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации ФС РФ (Пенза); Пащенко Марина Юрьевна, директор «Бердского историко-художественного музея» (Бердск); и другие подписанты, всего 869 представителей общественности России.
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Обращения общественности в защиту МЦР

Сообщение Елена В. »

«Пречистый град – врагам озлобление»


Вместо предисловия

Прошло почти двадцать лет с тех пор, как на одном из собраний в Международном Центре Рерихов мы узнали от Людмилы Васильевны Шапошниковой, что Музей имени Н.К. Рериха создан по замыслу Учителей. Об этом в свое время ей поведал Святослав Николаевич Рерих, который, как писала его матушка Елена Ивановна Рерих, сам был Махатмой.

И другой очень важный момент. Святослав Николаевич в беседе с Людмилой Васильевной, обсуждая будущее Музея имени Н.К. Рериха, сказал: «Ничего не бойтесь и идите вперед!».

Так же напутствовала сотрудников Музея имени Н.К. Рериха в сложные периоды его развития и сама Л.В. Шапошникова. Те сотрудники, которые сегодня работают в Музее, это хорошо помнят.

Эти факты имеют важнейшее значение для понимания всего происходящего сегодня вокруг МЦР и сотрудниками Центра, и его сторонниками в разных уголках России и других странах. Отмеченные факты указывают всем, кому дорого культурное наследие Рерихов, на один из главных его смыслов. В наше непростое время перемен, когда «космический ветер» (Н. Бердяев) охватил планету и пребывающее на ней человечество, необходимо постоянное устремление к высокому назначению Культуры, золотой фонд которой составляет творческое наследие семьи Рерихов, Центр-Музей имени Н.К. Рериха.

Как бы то ни было, этот Музей работает в своем обычном режиме. Проводятся экскурсии, научные конференции, открываются новые выставки, читаются лекции, на концертах звучит прекрасная музыка. Правда, есть одно затруднение. Коллективу приходится отвлекаться на отражение сильнейшего давления противодействующих работе Музея сил, которые, несмотря на каждодневные попытки его дискредитации, ничего не могут поделать с Музеем имени Н.К. Рериха.

Государственный музей Востока против культуры Тибета?

Сегодня руководство Государственного музея Востока и Минкульта РФ развернули беспрецедентную кампанию давления на общественный Музей имени Н.К. Рериха, который тем не менее продолжает свою деятельность и, по отзывам его посетителей, является одним из лучших музеев России. Об этом свидетельствует, к примеру, Тибетский фестиваль, в рамках которого монахи монастыря Дрепунг Гоманг из Южной Индии с 9 по 24 июня текущего года во главе с Досточтимым Ямпель Римпоче демонстрировали тибетские религиозные обряды.

Не секрет, что МЦР сотрудничает с тибетским монастырем Дрепунг Гоманг, пользующимся в России известностью и авторитетом. Монахи монастыря в рамках Тибетского фестиваля ознакомили россиян, других посетителей Музея с культурными традициями Тибета. Этот фестиваль является хорошим знаком, ибо свидетельствует, что интерес посетителей Музея имени Н.К. Рериха к культуре Тибета, вообще Центральной Азии с каждым годом возрастает и, благодаря нашим тибетским друзьям, реализуется на самом высоком духовном и научно-культурном уровне. Фестиваль включает ознакомительные лекции по философии буддизма, обряд построения и разрушения мандалы и другие ритуалы. Казалось бы, такому сотрудничеству МЦР и монастыря можно только порадоваться, так как перед посетителями Музея имени Н.К. Рериха открывается редкая возможность непосредственно познакомиться с культурными традициями Тибета. Кроме того, такой поворот событий полностью вписывается во внешнюю политику России на Востоке, которая, как мы полагаем, благодаря культурному обмену между народами становится более эффективной.

Однако руководство Государственного музея Востока квалифицировало просмотры посетителями Музея указанных обрядов как религиозные собрания и передало соответствующую информацию в прокуратуру. Состоялась прокурорская проверка, в результате которой проведение буддийских обрядов в МЦР было запрещено.

Между тем, если взять, к примеру, обряд возведения и разрушения мандалы, то он является одной из культурных жемчужин Тибета. Этот обряд символизирует стремление человека к высокой любви, красоте и нравственному совершенствованию. Вообще – вся жизнь людей в Тибете пронизана религиозными обрядами. Было бы интересно попутешествовать по Индии и посмотреть на все это своими глазами. Однако позволить себе такой праздник культуры могут очень немногие. Никто не станет спорить, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Тем более что обряд возведения и разрушения мандалы демонстрируют настоящие носители культурных традиций.

Музей имени Н.К. Рериха – живой, развивающийся научно-культурный центр. Поэтому показ монахами посетителям Музея культурных традиций Тибета представляется естественным проявлением культурного обмена народов России и Индии. В зале, где проводится обряд построения и разрушения мандалы, люди с интересом наблюдали, как проводится этот обряд, хотя бы и перенесенный в пространство Музея и поэтому неаутентичный. Даже такое музейное действо дает посетителям возможность прикоснуться к живой культурной традиции Центральной Азии.

Буддийские монахи в свою очередь с огромным интересом знакомятся с экспозицией Музея имени Н.К. Рериха. Наших гостей можно понять, так как основу его экспозиции составляют живописные шедевры Н.К. Рериха, блестяще отразившего культурные особенности Тибета, всей Центральной Азии. И если бы руководители Государственного музея Востока как работники культуры прониклись духовным смыслом обряда построения и разрушения мандалы, других культурных традиций, демонстрируемых тибетскими монахами в МЦР, то им и в голову не пришла бы такая странная идея – инициировать прокурорскую проверку Центра на предмет проведения в нем религиозных собраний, которые руководство Государственного музея Востока усмотрело в демонстрировании тибетских обрядов.

МЦР – научно-культурная организация, и этот обряд, другие мероприятия с участием буддийских монахов в Международном Центре Рерихов задуманы и проводятся с одной целью – познакомить посетителей Музея имени Н.К. Рериха с культурой народов Тибета.

К слову сказать, этот обряд проводился и в других российских музеях. Так, в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже 9 октября 2015 года на выставке «Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма» была представлена мандала богини Белой Тары. Возведение мандалы Белой Тары было приурочено к 100-летию Санкт-Петербургского дацана и прошло по приглашению генерального директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского и настоятеля Санкт-Петербургского дацана Б.Б. Бадмаева. А в Эрмитажном театре ламы тантрического дацана Калачакры (Республика Бурятия) показали ритуальный буддийский танец «Величественная мистерия Цам».

Мандалы были построены также в историко-этнографическом музее-заповеднике «Старая Сарепта» и музее изобразительных искусств им. И.И. Машкова (Волгоград), Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (Барнаул), в других российских музеях. Однако мы нигде не встретили фактов проверки музеев прокуратурой на предмет проведения в них тибетских обрядов и их последующего запрета. По-другому не может и быть, так как музеи видят свою задачу в том, чтобы доносить до людей культуру народов Азии и народов всего мира.

И еще: интересно, а как с обрядом построения мандалы в других странах, к примеру, на Западе? Безусловно, Запад нам не указ. Тем более, в нынешней, очень непростой ситуации в мире. Но и там, как и в России, есть культурные люди и музеи. В этой связи приводим примеры построения песочных мандал в музеях мира.

Тибетские монахи построили мандалы в Музее искусств народов в Нью-Мехико, Музее Азиатского Общества при Гарвардском университете в Нью-Йорке.

В ноябре 2010 года буддийскими монахами из Непала была построена песочная мандала в Музее Хаммера в городе Лос-Анджелес.

В 2009 году тибетские монахи построили песочную мандалу в Эстонском национальном музее в Тарту.

В сентябре-октябре 2007 года две песочные мандалы были построены в Музее искусств им. Герберта Ф. Джонсона при Корнельском университете буддийскими монахами, которые приехали в этот музей из Индии, из самой Дхармасалы, резиденции Далай-ламы.

В 1997 году тибетские монахи построили песочную мандалу Будды медицины в Музее цивилизации в Канаде.

В 1996 году тибетским монахом была возведена песочная мандала в Денверском художественном Музее.

В 1988 году песочная мандала Калачакры была сооружена тибетским монахом в Музее естественной истории в Нью-Йорке.

Список музеев, в стенах которых проводились тибетские обряды, можно продолжить. Однако и приведенных фактов достаточно, чтобы понять, что музеи в России и других странах не отгораживаются от тибетской культуры, а предоставляют все возможности для всестороннего культурного обмена между Востоком и Западом. В то время как указанная акция руководства Государственного музея Востока по отношению к МЦР ассоциируется с периодом, когда культурная жизнь нашего общества, особенно культурные связи между странами, регламентировалась Министерством культуры на основе тоталитарных идеологических принципов.

«Хула на духа хуже всего»

Однако у этой акции есть и другая сторона. Она свидетельствует, что руководство Государственного музея Востока ради достижения своих неблаговидных целей спекулирует на имени Рерихов и философии Живой Этики. В связи с этим, в одной из книг Живой Этики, которая составляет основу наследия Рерихов, отмечается: «Сказано: "Хула на духа хуже всего", – ибо говорящий против духа являет себя невеждою!» [1].

Приведем несколько фактов, доказывающих, что это непосредственно относится к «героям» нашего очерка из Музея Востока и Минкульта РФ.

Первый заместитель министра культуры г-н Аристархов инициировал очередную внеплановую проверку Минюстом РФ Международного Центра Рерихов. Эта проверка проходила с 1 июня по 29 июня 2016 г., и основной ее целью было выяснение того, не является ли МЦР организацией, выполняющей функции иностранного агента, а также обнаружение наличия (отсутствия) в деятельности Центра признаков экстремизма. На предмет экстремизма проверялись книги, журналы, материалы сайта, внутренние документы, выпущенные МЦР за три последних года. Сотрудники МЦР доставили в Минюст для проверки килограммы документов и печатной продукции. По итогам проверки Министерство юстиции пришло к выводу о том, что признаки экстремизма в деятельности МЦР отсутствуют, и организация осуществляет деятельность, направленную на достижение уставных целей [2].

Другой пример. Летом этого года волонтеры, не являющиеся гражданами России, в одном из детских лагерей Крыма в рамках темы «Мир глазами художников» проводили с детьми беседу о русских художниках, в ряду которых оказался и Н.К. Рерих, философской основой многогранного творчества которого является Живая Этика. И кто-то из родителей написал письмо в Минкульт Крыма о том, что в лагере пропагандируется «оккультное» учение Живой Этики. Однако, по словам директора лагеря, волонтеры с детьми говорили только о художественной стороне творчества Рериха. Хотя директору и не надо было оправдываться, так как Живая Этика никакого отношения к оккультизму не имеет, ибо она представляет собой открытую научно-философскую систему.

В результате министр культуры Крыма сообщил об этой истории в Минкульт РФ и попросил министерство инициировать проверку МЦР на наличие в его деятельности оккультизма. Московские чиновники, по информации «Лайф», положительно отнеслись к этой идее. Чем же закончилось «дело» об оккультизме МЦР? Пока такой проверки не было. Но ярлык оккультизма к МЦР с подачи чиновников все-таки был приклеен, так как в СМИ это клише черного пиара в отношении МЦР время от времени тиражируется.

И совсем свежий факт, свидетельствующий о том, как Минкульт, используя свой административный ресурс, пытается очернить МЦР.

В фильме «Зов Космической эволюции», автором которого является Л.В. Шапошникова и в котором раскрывается смысл идей Рерихов, в историческом контексте показывается знак свастики. Ее демонстрация в фильме якобы запрещена утверждёнными в 2016 году правилами выдачи прокатных удостоверений. Хотите узнать результат? На днях Министерство культуры отозвало у МЦР прокатное удостоверение на этот фильм, выпущенный в 2013 году, по причине показа нацистской символики. Сообщение о данном событии появилось на сайте Life.ru 26 августа [3]. Однако это решение Минкульта не имеет под собой никакого законного основания. В Постановлении правительства РФ «Об утверждении правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения…» [4] сообщается, что «Прокатное удостоверение не выдается: <…> если фильм содержит материалы, нарушающие законодательство Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности». Под экстремистской деятельностью чиновники Минкульта усмотрели демонстрацию знака свастики. Действительно, на 56 и 59 минутах в указанном фильме этот знак появляется. Но он демонстрируется в контексте документальных кадров о нацистской Германии во второй мировой войне, и его показ является вполне правомерным, так же как, к примеру, в фильме «Обыкновенный фашизм» или в других фильмах на темы второй мировой войны.

В заявлении Роскомнадзора, одного из основных госорганов, осуществляющих правоприменительную практику по противодействию экстремистской деятельности, сообщается следующее: «само по себе публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма, <…> использование нацистской и сходной с ней до смешения атрибутики/символики в исторических, научных и т.п. целях признается допустимым» [5]. В фильме «Зов Космической эволюции» не только нет пропаганды фашизма, но и присутствует его явное осуждение. Таким образом, фильм не нарушает законодательства Российской Федерации. Отзыв прокатного удостоверения свидетельствует о явной некомпетентности или предвзятости работников Минкульта.

На сайте информационно-аналитического центра «Сова» данное решение Минкульта получило такую оценку: «Кадры со свастикой, которые содержатся в фильме "Зов Космической эволюции", взяты из кинохроники 1930-х – 1940-х годов. Они сопровождают рассказ о Второй мировой войне. Демонстрирование нацистской символики в данном случае явно не преследовало целей пропаганды соответствующей идеологии. Кроме того, звучащие в фильме высказывания о конфликтах властей, музеев и РПЦ с рериховским движением не содержат никаких агрессивных призывов и не могут считаться экстремистскими» [6].

«Мы стоим без страха и трепета»

Для достижения своих целей руководство Музея Востока и Минкульта идет на все. Они даже бросают тень на имя Рерихов и искажают внутренний смысл философской системы Живой Этики, поддерживая оценку Живой Этики как якобы «оккультного» учения. И самое кощунственное – попирают волю нашего великого соотечественника Святослава Николаевича Рериха, которая состоит в том, чтобы местом и духовным пространством хранения, изучения и популяризации этого наследия стал общественный Музей имени Н.К. Рериха, который и был создан С.Н. Рерихом и Л.В. Шапошниковой и уже четверть века успешно работает поверх ведомственных барьеров.

Обращаясь к руководству Государственного музея Востока и Минкульта РФ, хотелось бы задать несколько вопросов.

Как можно делать высокие заявления о создании «государственного музея семьи Рерихов на территории МЦР в качестве филиала Музея Востока», одновременно предпринимая действия по разрушению уже работающего, созданного на народные деньги общественного Музея имени Н.К. Рериха? Причем, работающего в здании, которое почему-то названо «территорией» МЦР, где по решению Минкульта РФ якобы должен располагаться государственный музей семьи Рерихов?

Как руководство Государственного музея Востока может говорить о высоком имени Рерихов и необходимости популяризации их культурного наследия, когда философия Живой Этики, составляющая его основу, ими же подвергается примитивно-плоскому толкованию и, значит, искажению, а ее положения используются в спекулятивных и неблаговидных целях в черном пиаре, направленном на Музей имени Н.К. Рериха?

Как руководство Государственного музея Востока может говорить о высоком назначении наследия Рерихов, когда его представители фотографируют заделанную специальным составом трещину, появившуюся на мемориале Рерихов перед входом в Музей имени Н.К. Рериха в результате проседания грунта под ним, затем подшивают эту фотографию как отрицательный факт в судебном иске к МЦР на выселение из здания Музея вместе с картинами Рерихов, их рукописным наследием, книгами из мемориальной библиотеки Рерихов?
grad.jpg
Н.К. Рерих. Пречистый Град – врагам озлобление. 1912

В связи с возникшей ситуацией невольно возникает ассоциация с картиной Н.К. Рериха, которая называется «Пречистый град – врагам озлобление» (1912 г.), находящейся в собрании Музея имени Н.К. Рериха. Сюжет этой картины входит в серию картин-предупреждений Н.К. Рериха, созданных перед началом Первой мировой войны (1914-1918 гг.). В них художник выразил свои предчувствия начинающейся катастрофы. «На картине “Пречистый град – врагам озлобление” в центре композиции в светло-желтой световой гамме детально прорисованы строения Града, обнесенного высокой стеной. Град символизирует собой духовную святыню, истину и чистоту. Град – это Твердыня Духа, непреходящая ценность культуры. Передний план занят ярко-красными языками пламени, в котором показываются оскалившие головы чудовищ. На заднем плане слева на фоне желто-коричневого неба изображены темные рогатые фигуры с камнями в руках, которыми они забрасывают Град. Справа на заднем плане стремительно мчится к Граду вооруженный воин на белом коне. Поднятый меч в руке воина – Георгия Победоносца – знак готовности к великой битве. … В сердце воина горит пламя высокой любви и мужества, и этот огонь охраняет город» [7].

В силу уникальных культурно-исторических и духовных условий, сложившихся в России, наследие семьи Рерихов передано России. Для его хранения, изучения и популяризации по воле С.Н. Рериха в Москве был создан Центр-Музей имени его отца. Этот Музей является абсолютным гарантом сохранения целостности наследия Рерихов, его свободного изучения и широкой популяризации в сотрудничестве со всеми, кто устремляется к культуре, формированию более совершенного человека и строительству лучшего будущего. Поэтому разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха, в котором хранится и изучается наследие Рерихов, может привести к непоправимой трагедии как для России, у которой, как следует из идей Н.К. Рериха, надолго будут закрыты возможности ее духовного возрождения, так и для всего мира, ибо его равновесие в определяющей степени зависит от устойчивого состояния и динамичного развития России. В связи с этим Н.К. Рерих писал: «Культура неразрывна с эволюцией. Остановите Культуру, и вы прекращаете эволюцию и, следовательно, ввергнитесь в разрушение. Разрушение музея есть разрушение страны во всех смыслах» [8].

И в заключение еще одна очень важная мысль Н.К. Рериха. В очерке «Сон» он записал молитву людей о спасении Града: «Защити, Владыко, пречистый град! Пречистый град – врагам озлобление! Прими, Владыко, прекрасный град! Подвигнь Отче, все воинство! < … > Мы стоим без страха и трепета» [9].

Так будем же достойны заветов великих наших соотечественников Рерихов – отстоим общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха!

В.В. Фролов,
заместитель Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе, руководитель Объединенного Научного Центра проблем космического мышления, доктор философских наук, профессор

2 сентября 2016 г.

___________________________________

[1] Живая Этика. Листы Сада Мории. Ч.2. Озарение. 3.5.2.

[2] Сообщение Международного Центра Рерихов о результатах проверки Министерством юстиции Российской Федерации на предмет выявления в деятельности МЦР признаков экстремизма. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4731
Дата публикации: 01.07.2016

[3] https://life.ru/t/культура/895624/film_ ... niia_iz-za...

[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. № 143 «Об утверждении правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм и правил ведения государственного регистра фильмов». Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/onlin ... n=194707#1

[5] Демонстрация нацистской символики без целей пропаганды не должна трактоваться как нарушение закона о противодействии экстремизму.
Режим доступа: http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news31736.htm

[6] http://www.sova-center.ru/misuse/news/o ... 08/d35282/

[7] Дьяченко И.Ю. Пречистый град – врагам озлобление // Центр-Музей имени Н.К. Рериха. КАТАЛОГ. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих. Под общей редакцией Генерального директора Центра-Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой. В двух томах. Т.II. Международный Центр Рерихов. Мастер-Банк. М.: 2010. С. 710-711.

[8] Рерих Николай. Листы Дневника. М.: МЦР, 1999. Т. 3. С. 52.

[9] Рерих Н.К. Сон // Н.К. Рерих. Шамбала. М.: МЦР, Фирма Бисан-Оазис, 1994. С. 94.

источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4833
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Обращения общественности в защиту МЦР

Сообщение Елена В. »

Письмо Национального общества имени Рерихов в Болгарии
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Обращения общественности в защиту МЦР

Сообщение Елена В. »

Письмо Ассоциации гуманной педагогики в Финляндии
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Обращения общественности в защиту МЦР

Сообщение Елена В. »

Письмо Ташкентского Общества Рерихов, Узбекистан
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Обращения общественности в защиту МЦР

Сообщение Елена В. »

Письмо Донецкого духовно-культурного центра «Орифламма»
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Обращения общественности в защиту МЦР

Сообщение Елена В. »

Президенту РФ Путину В.В.

Жалоба


Уважаемый Владимир Владимирович!

Прошу Вашего личного участия в защите от разрушения общественного Центра–Музея им. Н.К.Рериха в Москве, в выполнении воли его основателя — Святослава Николаевича Рериха. Прошу воспрепятствовать процессу откровенного захвата общественно-народного Музея, творимого чиновниками Министерства культуры РФ и Государственным музеем Востока (ГМВ), который подчинен данному министерству.

Международный Центр Рерихов (МЦР) – это крупный культурный и научный центр, признанный не только отечественной, но и международной общественностью и номинирован в 2016 году на Нобелевскую премию мира.

С мая по июль месяц 2016 года было проведено 20 внеплановых проверок общественного Центра — Музея имени Н.К. Рериха, организованных Министерством культуры. Эти проверки только подтвердили прекрасную работу общественного Музея имени Н.К. Рериха и его высокий Международный статус. Затем первый заместитель министра культуры В.В. Аристархов организовал еще очередную проверку, из-за чего Музей имени Н.К. Рериха пришлось закрыть на три дня с 17 по 19 августа. Таким образом, по вине Министерства культуры РФ общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха МЦР понес финансовые убытки, а все желающие побывать в Музее имени Н.К. Рериха, не смогли туда попасть в связи с его вынужденным временным закрытием.

Бесконечные проверки, оскорбление чести и достоинства МЦР в российских СМИ очень напоминает необъявленную войну Министерства культуры РФ против Международного Центра Рерихов.

Мы считаем, что такими действиями Министерство культуры игнорирует Указ Президента РФ №808 от 24.12.2014 г., где утверждены основы государственной культурной политики, которая признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности РФ.

Уважаемый Владимир Владимирович! Просим Вас оказать поддержку и помощь Международному Центру Рерихов, учитывая его огромный вклад в отечественную и мировую культуру, в утверждении авторитета России как культурной державы во всем мире:

— остановите уничтожение общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха чиновниками Министерства культуры;

— сохраните общественный статус Музея имени Н.К. Рериха, так как это являлось главным и обязательным условием С.Н.Рериха при передаче творческого наследия Рерихов в Россию;

— передайте Международному Центру Рерихов все строения усадьбы Лопухиных в бессрочное и безвозмездное пользование;

— помогите МЦР вернуть из Государственного Музея Востока 288 картин Н.К. и С.Н. Рерихов, принадлежащих МЦР.

С уважением,
Морева А.К., Рогачева А.В., Лавренко И.В.
г. Екатеринбург

источник: http://www.roerichs.com/7705-2/
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Обращения общественности в защиту МЦР

Сообщение Елена В. »

Президенту РФ
В.В.Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

Прошу Вас рассмотреть неправомерные действия Министерства культуры, направленные на разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха. Вы сами пообещали на общероссийском форуме некоммерческих общественных организаций увеличить поддержку общественникам.

Общественный Музей был основан в усадьбе Лопухиных младшим сыном Николая Рериха – Святославом. За 26 лет под руководством Людмилы Васильевны Шапошниковой – доверенного лица и исполнителя завещания С.Н. Рериха,из руин был создан уникальный памятник белокаменного зодчества, отреставрированный без единой копейки государственных средств и при очень широкой помощи общественности. Министерство культуры решило завладеть усадьбой, в которой расположен общественный Музей путем очернения деятельности МЦР и его руководства.То, что сейчас делает руководство Министерства культуры, это разрушение Музея под видом общественно-государственного партнерства. Затеяна нечистая игра – рейдерский захват МЦР, в которой преследуются, явно, свои личные цели.Больно быть свидетелем подобного безобразия.

За восемь месяцев 2016 года Музей подвергся 12 внеплановым проверкам различных государственных инспекций по запросам Министерства культуры. Комиссии констатировали, что серьезных нарушений не выявлено, условия хранения соответствуют принятым и утвержденным инструкциям по учету и хранению музейных ценностей. В Музее имеется современное хранительское оборудование, организация на высоком уровне систем физической и технической охраны.При посещении депозитария Музея комиссией был отмечен высокий уровень его технической оснащенности, который редко встретишь в государственных музеях.

В 2016 г. за многолетнюю деятельность в области сохранения мирового культурного наследия на основе идей Пакта Рериха МЦР был выдвинут на Нобелевскую премию мира.

Уважаемый Владимир Владимирович,убедительно прошу Вас разобраться с данной ситуацией и сохранить общественный Музей имени Н.К.Рериха. В настоящее время Музей по праву считается национальным достоянием России.

С уважением и признательностью к Вам,
общественник, работающий в МЦР, педагог-психолог,
Лапикус Любовь Сергеевна

источник: http://www.roerichs.com/7707-2/
Ответить

Вернуться в «Защита имени, наследия Рерихов, МЦР и Е.П. Блаватской»