Страница 1 из 3

Заявление Международного Совета Рериховских организаций

Добавлено: 29 апр 2017, 12:45
Елена В.
Заявление Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха в связи с противоправными действиями Государственного музея Востока 28 апреля 2017 года на территории общественного Музея имени Н.К. Рериха


Молнией в информационное пространство ворвалась весть об очередном вопиющем событии в Москве, в Международном Центре Рерихов.

28-29 апреля 2017 года Министерство культуры РФ через посредничество дирекции Государственного музея Востока (ГМВ) в лице директора А.В. Седова и заместителя директора Т.К. Мкртычева предприняло очередную попытку захвата общественного Музея имени Н.К. Рериха. В сопровождении силовых структур, не имеющих опознавательных знаков, представители ГМВ явились в общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (Москва, Малый Знаменский пер. 3/5), чтобы выселить его сотрудников и принять строения усадьбы Лопухиных в свое ведение. В данных событиях участвовал также советник министра культуры К.Е. Рыбак. Каких-либо официальных документов, подтверждающих право ГМВ на выселение из усадьбы Международного Центра Рерихов (МЦР) и его общественного Музея, не было предъявлено.

Дело в том, что акт вторжения был организован ГМВ в преддверии подачи Международным Центром Рерихов апелляции по решению Московского Арбитражного суда. Напомним, 20 марта 2017 г. Арбитражный суд Москвы, рассмотрев иск Государственного музея Востока, вынес решение о расторжении с МЦР договоров безвозмездного пользования строениями усадьбы Лопухиных, которую он занимает с 1990-х годов и которая была отреставрирована МЦР при участии широкой общественности без финансовой поддержки государства. Отметим, что согласно юридическим нормам судебное решение вступает в законную силу только с истечением срока, отведенного для подачи апелляционной жалобы. Решение суда приобретает свой законный статус после окончания апелляционной процедуры. Однако ГМВ, нарушая процесс судопроизводства, осуществил самовольный рейдерский захват строений усадьбы Лопухиных, не дождавшись окончания апелляционной процедуры.

Происходящее в эти часы в общественном Музее имени Н.К. Рериха демонстрирует стратегию «блицкрига» руководства Министерства культуры РФ и ГМВ по уничтожению МЦР и его Музея, реализация которой началась с 2013 года. Последовательно и целенаправленно Минкультуры осуществляет меры по ликвидации МЦР и захвату наследия семьи Рерихов, переданного С.Н. Рерихом в Россию при условии создания общественного Музея. Подобные тоталитарные практики 1930-х гг. еще живы в памяти многих людей. У представителей Минкультуры и ГМВ не хватает смелости действовать «средь бела дня», именно поэтому 7-8 марта и 28-29 апреля «боевые действия» ведутся под прикрытием ночи, в выходные и праздничные дни.

В гениальной поэме А.С. Пушкина говорится о действительности эпохи Бориса Годунова: «Народ безмолвствует…». Сейчас акценты сместились с точностью до наоборот: народ бьет в набат, а власть безмолвствует… Действия Минкультуры и ГМВ остаются за рамками внимания госструктур, Общественной палаты РФ, Комитета по правам человека и других ведомств, призванных решать насущные общественные проблемы. Самое большое на что они решаются – переслать обращения общественности в ту структуру, на которую жалуются граждане, т.е. в Министерство культуры! Такое попустительство предоставляет руководству Минкультуры и ГМВ исключительно благоприятные условия для нарушения Конституции РФ, прав граждан и утверждения полной бесконтрольности и безнаказанности чиновничьего произвола!

Современный мир содрогается от военных конфликтов, бессердечия и вандализма. Мы возмущаемся актами насилия, происходящими в Сирии и Украине. Но столь же возмутительно и недопустимо разрушение нашей российской культурной среды, питающей сознание народа и наполняющей повседневную жизнь красотою и смыслом.

В сложившейся ситуации Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха требует от компетентных государственных органов немедленного прекращения противоправных действий Министерства культуры и Государственного музея Востока на территории общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Мы обращаемся ко всем, кому дорога воля С.Н. Рериха: в эти дни наш долг – оказать всемерную поддержку Международному Центру Рерихов, основанному Святославом Николаевичем и созданному под руководством Людмилы Васильевны Шапошниковой!

Действуя в Поле Культуры как «Оружие Света» (Н.К. Рерих), призываем проявить активную гражданскую позицию в отстаивании прав общественного Музея имени Н.К. Рериха, олицетворяющего будущее нашей Родины!

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

29 апреля 2017 г.
источник: http://www.roerichs.com/zayavlenie-mezh ... estvennog/

Re: Заявление Международного Совета Рериховских организаций

Добавлено: 30 апр 2017, 14:54
Елена В.
Заявление общественности Кузбасса в связи противозаконными действиям Министерства культуры РФ в отношении общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов

Председателю СК РФ
А.И. Бастрыкину

Министру МВД РФ
В.А. Колокольцеву

Директору ФСБ РФ
А.В. Бортникову

Генеральному прокурору РФ
Ю.Я. Чайке

28-29 апреля 2017 года руководство Министерства культуры РФ и Государственного музея Востока при поддержке силовых органов под прикрытием уголовного дела «Мастер-Банка» совершило беспрецедентный акт вандализма, незаконно захватив усадьбу Лопухиных и наследие Рерихов.

Как известно, решение Арбитражного суда г. Москвы о выселении Международного Центра Рерихов (МЦР) не вступило в законную силу. Руководство Международного Центра Рерихов готовит апелляцию. Несмотря на это, Министерство культуры РФ, прикрываясь делом «Мастер-Банка», грубо нарушило законодательство Российской Федерации, выгнав работников общественного Музея имени Н.К.Рериха на улицу в буквальном смысле слова.

В общественном Музее имени Н.К. Рериха проводятся обыски, вывозятся наследие и документы, не имеющее отношения к делу «Мастер–Банка». Советник министра культуры К.Е. Рыбак, директор Государственного музея Востока А.В. Седов дезинформируют СМИ, распространяя сведения, несоответствующие действительности.

Своими действиям руководство Минкультуры РФ и ГМВ грубо попирают волю Святослава Рериха, передавшего в Россию наследие своих родителей с условием создания общественного Музея имени Н.К. Рериха и размещения этого Музея в усадьбе Лопухиных (см. http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl2_2.htm).

Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов осуществляет успешную деятельность в течение двадцати шести лет, имеет многочисленные награды за свою работу по сохранению, изучению и популяризации наследия Рерихов.

С приходом на пост министра культуры Мединского В.Р. в Министерстве культуры был взят курс на уничтожение общественного Музея имени Н.К. Рериха и нарушение обязательств, данных руководством страны С.Н. Рериху.

Беззаконие, творимое Министерством культуры РФ, происходит при полном равнодушии со стороны руководства страны, государственных и правоохранительных органов.

Министр культуры Мединский В.Р., призванный в соответствии со своей должностью развивать культуру, разрушает её, уничтожая общественную форму культуры, воплощённую, в частности, в деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха.

В связи с вышеизложенным мы требуем:

Защитить законные права Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К. Рериха;
Исполнить обязательства Правительства СССР, данные С.Н. Рериху, по обеспечению работы общественного Музея имени Н.К. Рериха в усадьбе Лопухиных, поскольку Россия является правопреемником СССР (См. http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl2_4.htm).
Отстранить министра культуры РФ Мединского В.Р. от занимаемой должности в связи с разрушительной политикой в отношении российской культуры.


С уважением,

В.А. Владимиров, председатель Прокопьевского городского Рериховского общества;

Е.С. Кулакова, председатель Новокузнецкого городского Рериховского общества;

А.Д. Лобачевский, председатель Кемеровской общественной организации «Рериховское общество Майтри»;

В.Л. Рожков, председатель Прокопьевского городского Рериховского общества «Познание»;

И.Л. Мершина, председатель Рериховского общества г. Анжеро-Судженска;

А.А. Гаврин, председатель общественной организации «Рериховское общество г. Топки»;

Т.А. Лебедева, председатель Берёзовского городского Рериховского общества;

Г.П. Новосёлова, председатель Рериховского общества г. Мариинска;

Б.Р. Биказаков, председатель общественной организации «Мир через культуру» г. Юрги;

Н.В .Васильева, председатель Рериховского общества г. Мыски;

Н.К. Зорина, председатель Междуреченского городского Рериховского общества;

Ю.П. Руденко, председатель Кемеровского отделения Международной Лиги защиты культуры;

Н.А. Регузова, председатель Прокопьевского отделения Международной Лиги защиты культуры.


30.04.2017 г.
источник: http://www.roerichs.com/zayavlenie-obsh ... a-rerihov/

Re: Заявление Международного Совета Рериховских организаций

Добавлено: 20 май 2017, 21:54
Елена В.
ЗАЯВЛЕНИЕ Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха в связи с последними публикациями Министерства культуры РФ

Ситуация последних дней, развернувшаяся в информационном пространстве в связи с погромом Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К. Рериха (МЦР, Центр-Музей), организованного Министерством культуры РФ и Государственным музеем Востока (ГМВ) в марте – апреле – мае 2017 года и продолжающегося по сей день, обязывает нас дать объективную оценку появившимся информационным материалам и выразить к ним свое отношение.

Так в обзоре пресс-конференции, состоявшейся 12 мая 2017 г. в центральном информационном агентстве ТАСС, сообщается, что Минкультуры и ГМВ создают при поддержке общественности в усадьбе Лопухиных в Москве музейный и просветительский комплекс, посвященный наследию Рерихов. Для тех читателей, которые впервые знакомятся с вопросом, может показаться, что дело Минкультуры и ГМВ благородное и общественно полезное. Для тех же, кто знаком с историей общественного Музея имени Н.К. Рериха не понаслышке, кто в течение 26 лет активно сотрудничает с ним, очевидно другое: чиновники пытаются окончательно разрушить идею общественного Музея, созданного С.Н. Рерихом и выдающимися деятелями культуры Л.В. Шапошниковой, Ю.М. Воронцовым, а также уничтожить его подлинную историю, стерев ее даже из памяти современников.

Руководство Минкультуры и ГМВ открыто игнорирует волю С.Н. Рериха, который передал наследие его семьи МЦР и считал, что Музей в Москве должен иметь общественный статус. С информационной подачи данных ведомств теперь якобы Министерство культуры и является основателем Музея Рериха! Так на наших глазах перекраивается история и, похоже, желание здесь одно – во что бы то ни стало заполучить наследие семьи Рерихов, принадлежащее МЦР, а также усадьбу Лопухиных, несмотря на то, что она находится в долгосрочной безвозмездной аренде у Центра-Музея.

Сейчас руководство Министерства культуры и ГМВ всячески стремится представить, что якобы имеют широкую общественную поддержку своих планов ликвидации общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР и создания «на его руинах» в усадьбе Лопухиных государственного Музея Рерихов – филиала Музея Востока. Однако для реализации своих целей ведомству пришлось опираться не на общественные институции, а на властные ресурсы, поставив на службу своим (!) интересам силу закона, суда и государственные информационные каналы, чтобы придать сомнительным действиям некий благообразный вид. На этом фоне Минкультуры намеренно замалчивает уже вписанный в историю России факт, что именно Международный Центр Рерихов и его Музей имени Н.К. Рериха являются реальным фокусом сотрудничества более 150 общественных организаций России и зарубежья.

Лицемерно заявляя о большой заботе в отношении экспроприированного наследия семьи Рерихов, воровски ночью 1 мая 2017 г. сняв с флагштока в усадьбе Лопухиных Знамя Мира – Сердце наследия наших соотечественников, действуя в вопросах, связанных с МЦР, преимущественно кулуарно, руководство Минкультуры и ГМВ в духе PR-популизма анонсирует полную открытость и доступность фондов и картин захваченного Центра-Музея. Однако те, кто участвовал в создании общественного Музея имени Н.К. Рериха, кто вкладывал в него творческие силы и финансовые средства, доподлинно знают и помнят высокую степень сохранности-доступности наследия в МЦР.

В ходе пресс-конференции в ТАСС ее участники – директор ГМВ А. Седов, его заместитель Т. Мкртычев, советник министра культуры К. Рыбак, главный хранитель Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Д. Попов, а также президент ОО «Национальный рериховский комитет» (НРК) А. Лосюков, перетолковав историю Советского фонда Рерихов, опустились в своих рассуждениях до злословий в адрес Л.В. Шапошниковой, обвинив ее в якобы имевшем место присвоении наследия Рерихов. Однако никто иной, как Людмила Васильевна – доверенное лицо С.Н. Рериха, привезла наследие Рерихов в Россию, подвергая свою жизнь риску, и создала все условия для того, чтобы оно не кануло в Лету, а стало народным достоянием. Как видно, порочить имена, составляющие гордость российской культуры – теперь постоянное занятие Министерства культуры, ГМВ и их помощников.

Следующая публикация, касающаяся судьбы общественного Музея имени Н.К. Рериха, появилась на сайте Минкультуры 15 мая. В кратких словах в ней повествуется о встрече министра культуры В.Р. Мединского и председателя Совета попечителей Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, депутата Госдумы А.Е. Карпова. Как известно, А.Е. Карпов бескомпромиссно и последовательно защищал и защищает волю С.Н. Рериха, с которым имел встречи и беседы. Контекст же публикации, состоящей буквально из семи строк, построенной на недомолвках и отсутствии полноты информации, подталкивает не погруженного в тему читателя к мысли о том, что состоялся «теплый» диалог на основе определенных уступок. Однако А.Е. Карпов не является сторонником компромиссов и соглашательства с теми, кто игнорирует волю С.Н. Рериха, кто разрушает общественный Музей, о чем свидетельствуют его действия, многочисленные заявления и интервью в СМИ.

Обращает на себя внимание и публикация Информационного агентства России (ТАСС) от 17 мая, где содержится «сенсационное» сообщение: министр культуры В.Р. Мединский возвратил в государство наследие семьи Рерихов, оцениваемое в 15 миллиардов рублей. О своем «триумфе» министр заявил в Государственной Думе. «Надеюсь, близится к своему логическому завершению криминальная история, которой более четверти века, – сказал министр, – связанная с удержанием коллекции Советского фонда Рерихов некоей частной организацией». При этом министр не пояснил, кто же является актором так называемой «криминальной истории» и что именно подразумевается под «частной организацией», поскольку ни того, ни другого просто не существует! Далее по тексту публикации ТАСС представлена история наследия семьи Рерихов в России, сфальсифицированная самим министром. Компромат и подтасованные факты, тиражируемые крупным информационным агентством, использованы для того, чтобы уверить читателя в правомерности разрушительных действий Минкультуры и ГМВ в отношении МЦР и его имущества – наследия Рерихов. По законам PR-технологий ложь, произнесенная высоким чиновником в государственном собрании, автоматически должна стать правдой, аргументами и обоснованием – и уверить российское и мировое сообщество в подлинности сказанного. В действительности государству никогда не принадлежало наследие Рерихов, переданное Святославом Николаевичем МЦР. У государства нет никаких документов, которые могли бы подтвердить законное право на владение данным наследием. Именно поэтому в судах, инициированных Минкультуры и ГМВ против МЦР, такие документы не были представлены, а применены мартовский и апрельский силовые захваты.

Очевидно, что последние публикации Минкультуры являются продолжением погрома МЦР и его Музея. В российское информационное пространство представителями Министерства культуры и ГМВ вбрасываются ложные заявления с целью опорочить историю общественного Музея имени Н.К. Рериха и дискредитировать руководство МЦР, а также тех, кто продолжает его защищать, не поступаясь своей честью и совестью.

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха заявляет решительный протест против перекраивания истории вообще и Международного Центра Рерихов в частности. Мы выражаем полное недоверие действиям руководства Минкультуры, ГМВ и НРК, а также их устным заявлениям и публикациям, предпринимаемым в целях оправдания собственных противоправных действий.


Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

20.05.2017
источник: http://www.roerichs.com/zayavlenie-mezh ... lturyi-rf/

Re: Заявление Международного Совета Рериховских организаций

Добавлено: 11 сен 2017, 22:22
Елена В.
Точка нравственной опоры: о ситуации вокруг МЦР. Обращение к общественности Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Более четырех месяцев прошло с тех пор, как Министерство культуры и Государственный Музей Востока (ГМВ) при поддержке силовых структур, грубо проигнорировав волю С.Н. Рериха и российскую законность, захватили и продолжают удерживать территорию, строения и фонды общественного Музея имени Н.К. Рериха. Ни подлинные правовые основания, предоставленные Международным Центром Рерихов (МЦР) и подтверждающие его права на пользование наследием и ведение деятельности, популяризирующей творчество Рерихов, ни многочисленные протесты общественности, ни обращения тысяч граждан к властным структурам не изменили ситуацию. И сейчас мы являемся свидетелями того, как на руинах общественного Музея имени Н.К. Рериха, который в течение четверти века создавали меценаты, российские и зарубежные деятели культуры, общественные рериховские организации без какого-либо государственного финансирования, Минкультуры и ГМВ воплощают в жизнь свой план – государственный Музей Рерихов, план, истоки которого восходят к далекому 1993 году, когда после смерти основателя Музея, С.Н. Рериха, правительство В.С. Черномырдина выдвинуло эту идею. С тех пор идея захвата наследия семьи Рерихов государственными ведомствами то погружалась в глубину, то поднималась на поверхность социальных событий, каждый раз расширяя круги лжи, на которой, собственно, только и могла она состояться. В 2013–2017 гг. идею захвата реализовали министр культуры В.Р. Мединский и его заместитель В.В. Аристархов, использовав ресурсы служебного положения и поддержку масс-медиа. Самыми грубыми способами завершился процесс огосударствления переданного международной общественной организации – Международному Центру Рерихов, рериховского наследия.

Что сейчас происходит в общественном Музее МЦР, нам неизвестно. Внешние признаки деятельности ГМВ свидетельствуют о том, что воссозданная многолетними усилиями территория усадьбы Лопухиных приходит в запустение… Больно ли видеть и осознавать это? Нелегко. Ведь те, кто строят, всегда совершают свой труд не ради разрушения, но в надежде на лучшее использование его плодов в настоящем и будущем. Так и общественный Музей имени Н.К. Рериха создавался С.Н. Рерихом и Л.В. Шапошниковой для того, чтобы возвратить России предназначенное ей бесценное культурное достояние, имеющее исключительно важное значение для возрождения российской культуры и обогащения ее новым мировоззрением, которое несет философия космической реальности – Живая Этика, художественное творчество Н.К. Рериха, духовно-философское наследие Е.И. Рерих, востоковедные труды Ю.Н. Рериха, искусство С.Н. Рериха. В ряду исторических факторов, преобразующих сегодня культурную и социальную жизнь нашей Родины, наследие семьи Рерихов занимает почетное главенствующее место. Многолетний труд общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР был направлен, прежде всего, на то, чтобы приблизить, сделать доступным для всех россиян, всех ищущих новые пути, приводящие в жизнь космическое мышление, насыщенное синтезом науки и философии Востока и Запада, красотой искусства, мудростью веков. Сможет ли заменить на этой стезе общественный Музей имени Н.К. Рериха тот государственный музей, который намерен интерпретировать и преподносить наследие великой семьи, руководствуясь научной методологией и принципами музеологии прошлого века? Судя по крайне противоречивым заявлениям и.о. директора Т.К. Мкртычева, руководствующегося в концепции госмузея методологией и принципами организации музейного дела, не учитывающими своеобразие творческого процесса Н.К. Рериха, можно уверенно утверждать – нет.

Сегодня Национальный рериховский комитет (НРК) и Ассоциация исследователей наследия Рерихов (АИНР) призывают строить государственный Музей Рерихов во имя «нормальной конструктивной атмосферы вокруг наследия наших великих соотечественников». Но разве можно построить «нормальную конструктивную атмосферу» на акте вандализма, уничтожившего уникальный общественный Музей, который выходил на новый уровень деятельности? НРК стремится получить одобрение и поддержку рериховских организаций, чьи многолетние усилия еще недавно комитет вместе с Минкультуры безжалостно сокрушали. Ситуация разворачивается на грани парадокса: мы разрушили ваш храм, но все-таки будьте нам друзьями…

В напряженной обстановке марта – сентября нынешнего года не раз возникал вопрос: побеждены ли те, кто участвовал в постройке общественного Музея имени Н.К. Рериха – Музейона? Для ответа приведем лишь два знаковых примера из истории России, понимание которых мы обрели благодаря трудам Л.В. Шапошниковой, научившей нас не только наблюдать изменчивую, волнующуюся поверхность быстротекущих событий, но и анализировать их причины. Пример первый. Общественный Музей имени Н.К. Рериха появился в атмосфере свободы мышления 1990-х гг. Ее истоки вызывают в памяти события 14 декабря 1825 года, когда, после победы над Наполеоном и триумфального возращения в Россию, герои Отечественной войны 1812 года вышли на Сенатскую площадь, чтобы провозгласить свободу и вывести народ из крепостного рабства. Выступление дворян-вольнодумцев, ратующих за угнетенный народ, не принесло скорых социальных перемен, и за свой порыв они получили каторгу. Но это действие подарило России глоток свободного мышления и явилось той точкой отсчета, благодаря которой спустя почти 200 лет мы обрели состояние свободы мысли. Еще пример. Начало прошлого столетия в России было ознаменовано культурным ренессансом, Серебряным веком, подарившим небывалое число гениев в искусстве, литературе, науке и философии. В условиях социальной революции 1917 года этот творческий поток, поднявший русскую культуру на высочайший уровень, был остановлен тоталитарным режимом, прессом идеологии и репрессиями. Тем не менее, лучезарный свет Серебряного века наполнил российское культурное пространство на многие годы и в конце прошлого века вновь возвратился в нашу жизнь как волна, возвышающая духовный уровень народа. История учит, что социальные условия – это настоящее, оно всегда сопротивляется и не приемлет будущее, жертвенно приближаемое носителями Культуры. Но лишь благодаря героям исторический процесс эволюционно продолжается и совершается энергетический «посев» будущего. Так было прежде, не изменилось и теперь.

До срока посеянные «зерна» культуры скрыты от обыденного сознания. Но когда наступает срок, «семена» дают мощный импульс новым культурным движениям и изменяют жизнь. Век, в котором мы живем, ставит сложнейшую эволюционную задачу – закладку фундамента свободного, культурного общества, созидание мира, основанного не на военном превосходстве, но на осознанном принятии гуманизма, и Международный Центр Рерихов напрямую участвует в ее реализации. МЦР высоко поднял Знамя Мира, и оно более 25 лет свободно развевалось над страной, едва вышедшей из посттоталитарного застоя. В сотнях российских городов, десятках стран дальнего и ближнего зарубежья идеи Пакта Рериха, защищающего культуру, звучали и звучат как зов эволюции. Своими научными конференциями, издательской деятельностью, передвижными выставками, фильмами и многими культурными проектами МЦР сплотил тысячи людей в общем большом и полезном деле – служении Культуре и Миру. В современной жизни МЦР являет яркий пример того, какими огромными возможностями обладает общественная форма культуры, открывающая пути творчества не для отдельных групп специалистов-профессионалов, но для широкого народного строительства, ибо истоки культуры – в сердце народа. Этот титанический труд в условиях нынешних бедственных событий не канул в Лету, он продолжается; его энергии напитали прошедшие годы, и будут освещать многие грядущие десятилетия, потому что энергии труда, творчества и добра неуничтожимы, и никакие преграды не остановят мощь культурного «посева». Когда сегодня звучат обвинения в адрес руководства и коллектива Международного Центра Рерихов в некомпетентности, приобретении выгод и недостойном поведении, хочется напомнить: в трудный час друзья спешат на помощь, а прохожие – судят.

Когда испытания постучались в жизнь, наша обязанность – помнить, что пралайя предшествует очередной манвантаре, в которой все энергии обновляются и поднимают строение на новую высоту.

Что неизменно остается с нами? Знания, полученные из источников высокого вдохновения – трудов Рерихов и Л.В. Шапошниковой, опыт, который никто не отнимет, и наш долг перед Историей, наша ответственность за Будущее как точка нравственной опоры.

Что поможет в пути? – сотрудничество и верность друзей.

Как нам пройти в будущее? – новым трудом.

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха
11.09.2017.
источник: http://www.roerichs.com/tochka-nravstve ... krug-mtsr/

Re: Заявление Международного Совета Рериховских организаций

Добавлено: 27 сен 2017, 14:53
Елена В.
ПРАВДА И ЛОЖЬ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕРИХОВСКОГО КОМИТЕТА
Заявление Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

19 сентября 2017 г. Национальный рериховский комитет (НРК) через свое очередное обращение проинформировал общественность о том, что в октябре с.г. начинает функционировать Государственный музей Рерихов как филиал Государственного музея Востока (ГМВ). При этом в обращении НРК отсутствует ссылка на официальный документ, который бы подтверждал данную информацию. До сего дня Министерство культуры РФ, выступающее инициатором создания государственного музея путем уничтожения общественного Музея имени Н.К. Рериха, таковой документ, как видно, не изготовило. Таким образом, обращение НРК, направленное на продвижение идеи государственного музея в российское социокультурное пространство, можно расценивать как пиар-акцию, предваряющую его появление и формирующую положительное общественное мнение об этом музее, создаваемом «на крови», в результате беспринципного разрушения общественного Музея имени Н.К. Рериха – структурного подразделения Международного Центра Рерихов (МЦР) – и захвата, принадлежащего ему наследия Рерихов и иного имущества..

Для читателя, не знакомого с историей общественного Музея имени Н.К. Рериха, обращение НРК может показаться правдивым, ведь оно повествует о «долгом и трудном пути длиной в четверть века», который якобы НРК (возникший лишь в 2015 г.) прошел. Выдавая мнимое за действительное, НРК выставляет на странице своего сайта откровенно ложную информацию, которую сегодня комитет вместе с Министерством культуры и ГМВ выдает за чистую правду. Тех, кто совершает этот подлог, ничуть не смущает тот факт, что тысячи живых свидетелей истории общественного Музея имени Н.К. Рериха не согласятся с их домыслами. Очевидно, уверенность фальсификаторов в безнаказанности питает полная убежденность в своей защищенности. После того, как в конце апреля нынешнего года ГМВ, поддерживаемый Минкультуры, захватило усадьбу Лопухиных, фонды и имущество общественного Музея и массированно дискредитировало деятельность Международного Центра Рерихов, НРК начал беззастенчиво переписывать историю общественного Музея и Рериховского движения.

Не вдаваясь в подробности, НРК заявляет о том, что создание государственного музея является «исполнением изначальных обязательств Российского государства перед Святославом Николаевичем Рерихом» и его вдовой Девикой Рани. Но какое отношение имеет Девика Рани Рерих – жена Святослава Николаевича, к наследию С.Н. Рериха, переданному им в Россию для создания общественного Музея имени своего отца? У нее никогда не было прав на это наследие и нет ни одного документа, свидетельствующего об обратном. Члены НРК – бывшие сотрудники МЦР, хорошо осведомлены об этом и даже многие годы подписывали письма и голосовали за положения резолюции в защиту прав общественного Музея имени Н.К. Рериха, в том числе, касающихся воли С.Н. Рериха. Эти письма с подписями имеются как в архивах МЦР, так и Рериховских организаций. Что касается воли С.Н. Рериха в отношении общественного Музея имени Н.К. Рериха и наследия семьи Рерихов, то она была вполне определенно им выражена в целом ряде документов: статья «Медлить нельзя!», опубликованная в «Советской культуре» 29 июля 1989 г.; Завещательное распоряжение «Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве» от 19 марта 1990 г.; Распоряжение о передаче прав МЦР на наследие Рерихов от 22 октября 1992 г.; Доверенность. Специальное право поверенного от 27 апреля 1992 г.; Обращение к членам правления Советского Фонда Рерихов от 28 ноября 1989 г.; письмо Президенту РФ Б.Н. Ельцину от 26 апреля.1992 г.; письмо мэру Москвы Ю.М. Лужкову от 22 октября 1992 г.; письмо Г.М. Печникову от 18 июня 1992 г.; Обращение к рериховским обществам России и других независимых государств от 26 апреля 1992 г. и другие. Что этому может противопоставить НРК? Ничего.

Также хорошо известны «изначальные обязательства Российского государства перед Святославом Николаевичем Рерихом», которые выражены в документах: Постановление Совета Министров СССР от 04.11.1989 г. № 950 и Решение Московского городского исполнительного комитета от 28.11.1989 г. № 2248. Святослав Николаевич поставил перед руководством страны обязательные условия: музей, куда передавалось наследие Рерихов, должен быть общественным, находиться в ведении общественной организации и располагаться в московской усадьбе Лопухиных, которую он лично выбрал из ряда предложенных ему Правительством зданий.

Внося в информационное пространство заведомо ложные факты, НРК, ГМВ и Минкультуры надеются, что подлинная история стерлась из памяти людей зрелого возраста, а молодое поколение уже не доберется до первоисточников. Но, как известно, нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Сегодня НРК уверенно приписывает себе некий значимый общественный статус, который якобы дает ему право на выполнение миссии по утверждению общественно-государственного партнерства. Как уже было не раз, НРК голословно обвиняя международную общественную организацию – МЦР, в несостоятельности, отрицает общественную форму культуры как таковую и зовет к компромиссному варианту, среднему между ведомственным и общественным. Между тем, возникнув на волне социального заказа Минкультуры, НРК еще не сделал ни единого серьезного шага, не реализовал ни одного крупного культурного проекта и прославился только тем, что стал средством недостойной борьбы госведомства с Международным Центром Рерихов и его общественным Музеем.

В своем обращении НРК упоминает Советский Фонд Рерихов (СФР) как общественную организацию, которой С.Н. Рерих передал наследие. Но при этом замалчивается, что СФР никогда не являлся собственником этого наследия. В соответствии с п. 5 завещательного распоряжения «Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве» от 19 марта 1990 г. С.Н. Рерих оставил за собой право собственника на все переданное СФР наследие: «Я имею исключительное право владения собственностью, упомянутой в Приложениях, в течение моей жизни, и я оставляю за собой право взять назад любой из предметов по моему выбору и в любое время у Советского Фонда Рерихов. В то же время, все части имущества, перечисленные в Приложениях, останутся у Советского Фонда Рерихов и после моей жизни будут принадлежать исключительно Советскому Фонду Рерихов». Таким образом, Святослав Николаевич оставался единственным собственником переданного СФР наследия, и он мог в любой момент забрать его у общественной организации. В 1991 году ввиду развала Советского Союза СФР был переименован в Международный Центр Рерихов по инициативе самого С.Н. Рериха. И только тогда Святослав Николаевич оформил доверенность на МЦР, заверив ее у нотариуса в Индии, дав право именно Международному Центру Рерихов распоряжаться наследием[1]. С.Н. Рерих считал МЦР единственной организацией, которая сможет выполнить все его условия по сохранению и популяризации переданного им наследия. Таким образом, права МЦР на наследие Рерихов основываются на том, что были переданы данной организации самим С.Н. Рерихом, владельцем наследия. Именно поэтому МЦР является законным распорядителем и хранителем наследия, полученного непосредственно от С.Н. Рериха.

Своим доверенным лицом С.Н. Рерих назначил Л.В. Шапошникову. Благодаря ее титаническим усилиям в 1993 г. начал работу общественный Музей имени Н.К. Рериха, ставший гордостью современной российской культуры. Однако, искажая реальные события, НРК не упоминает вовсе огромный вклад Л.В. Шапошниковой в создании общественного Центра-Музея. Очевидно, сейчас Минкультуры и его «общественный голос» – НРК, ощущают себя «творцами истории», имеющими право вычеркивать неудобные для них факты 25-летней истории МЦР, его общественного Музея и международного Рериховского движения. Все это ярко демонстрирует качественный уровень деятельности НРК, в основу которого положены ложь и непомерные амбиции.

Л.В. Шапошникова как глубокий историк, наблюдавший развитие Рериховского движения на протяжении более полувека, не раз отмечала, что как любое другое социальное сообщество, оно крайне неоднородно. Некоторые организации и лица, подписавшие петицию НРК, и четверть века назад возражали С.Н. Рериху и оспаривали его волю о передаче наследия общественному Музею. В начале 1990-х годов они требовали, чтобы привезенное в Россию Л.В. Шапошниковой наследие семьи Рерихов было разделено между Рериховскими обществами. Другая часть организаций, объединившаяся с Минкультуры и ГМВ и отвергавшая решение С.Н. Рериха, и тогда выступала за создание государственного музея. Открыто противостояли МЦР В. Агустат, Г.С. Горчаков, А. Люфт, Д.Н. Попов, Н.В. Макаренко и другие. Сегодня эти люди вновь выступили против С.Н. Рериха и Л.В. Шапошниковой, став подписантами нынешнего обращения НРК. Среди подписантов есть и те, кто многие годы сотрудничал с МЦР. Сейчас бывшие сотрудники и мнимые друзья общественного Музея имени Н.К. Рериха под брендом Национального рериховского комитета продолжают свою общественную деятельность, но уже под прямым руководством ГМВ и Минкультуры, тех, кто сегодня разрушают Центр-Музей, основанный и созданный С.Н. Рерихом и Л.В. Шапошниковой. Но большая часть организаций и людей, подписавших обращение НРК, никогда и ни в какой форме не участвовали в создании общественного Музея имени Н.К. Рериха. Однако сегодня они лозунгово поддерживают разрушение того, к чему не приложили своих усилий.

НРК обещает, что в государственном музее «впервые» наследие Н.К. Рериха будет представлено «не только масштабно, но и системно» и заносчиво отрицает все, что было сделано до этого. А ведь общественный Музей имени Н.К. Рериха успешно работал по всем направлениям музейно-выставочной, издательской, научной, международной деятельности. Высокий качественный уровень его достижений подтвердили как известные российские, так и зарубежные эксперты, в том числе Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. Плодотворную работу общественного Музея имени Н.К. Рериха прервала захватническая акция ГМВ, реализованная 29 апреля 2017 г., которую НРК полностью замалчивает. Используя широко применимый в недавнем прошлом идеологический прием замалчивания, НРК, видимо, надеется уничтожить целый пласт российской истории, в которую МЦР вписал исключительно значимые страницы, обращенные не в прошлое, но в будущее страны и мира. Будучи свидетелями истории общественного Музея имени Н.К. Рериха и участниками Международного Рериховского движения периода 1989–2017 гг., мы заявляем, что обращение Национального рериховского комитета от 19 сентября 2017 года является очередной попыткой искажения и игнорирования воли С.Н. Рериха, основавшего в Москве общественный Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха для передачи огромного бесценного наследия семьи Рерихов. Своего решения Святослав Николаевич не менял, что подтверждают многочисленные опубликованные архивные документы.

В своем обращении НРК пытается сформировать положительное общественное мнение в пользу Государственного музея Рерихов, создаваемого Министерством культуры и ГМВ на руинах общественного Музея имени Н.К. Рериха. Не отрицая саму идею создания государственного музея, мы выражаем решительный протест против незаконных способов, используемых сегодня Минкультуры, ГМВ и НРК для ее реализации, а именно: насильственное незаконное изгнание Международного Центра Рерихов и его общественного Музея из усадьбы Лопухиных; захват имущества МЦР и наследия, переданного ему С.Н. Рерихом; административное давление; использование недостоверной информации об МЦР и его руководстве; переписывание истории МЦР и Международного Рериховского движения и т.п.

Международный Центр Рерихов и его общественный Музей имени Н.К. Рериха был и остается в общественном сознании связанным с волей С.Н. Рериха, делами Л.В. Шапошниковой, историей восстановления усадьбы Лопухиных, а также становления и развития современного Международного Рериховского движения. Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха в Москве был и остается в отечественной истории единственным примером общественной формы культуры, которая возникла по инициативе великого художника, мыслителя и общественного деятеля С.Н. Рериха. Импульс творческой мысли С.Н. Рериха вызвал к жизни волну народной поддержки и деятельного участия. В культурном пространстве России в течение 25 лет действовал мощный магнит, создавший целое направление научной и философской мысли, которое и сегодня поднимает уровень общественного сознания и в грядущем будет важной вехой в строительстве подлинно культурного и демократического российского общества.

Наш долг – помнить об этом, защищать МЦР и продолжать дело, начатое С.Н. Рерихом и
Л.В. Шапошниковой.

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха
25.09.2017

[1] Доверенность. Специальное право поверенного. От 27.04.1992. Режим доступа: http://www.save-roerich-museum.ru/dover ... verennogo/ (дата обращения: 22.09.2017).
URL: http://www.roerichs.com/pravda-i-lozh-n ... -komiteta/

Обращение Международного Совета Рериховских организаций

Добавлено: 29 дек 2017, 11:19
Елена В.
Обращение Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

Заканчивается 2017 год. Но продолжаются события, требующие внимательного осмысления и ясного ценностного отношения. Выделим, прежде всего, открытие выставки «Николай Рерих. Восхождение» 19 декабря в усадьбе Лопухиных, в которой Министерство культуры РФ собирается открыть Государственный музей Рерихов – филиал Государственного музея Востока (ГМВ), а также отчет о работе Национального рериховского комитета (НРК) за последние два года, опубликованный на сайте организации. Оба события объединяет одно – манипулирование историческими фактами, что позволяет вводить в сознания смыслы, грубо противоречащие реалиям, свидетелями которых является широкая международная общественность.

Открывая выставку, заместитель министра культуры РФ В.В. Аристархов коснулся вопроса создания Государственного музея Рерихов (ГМР, госмузей) в усадьбе Лопухиных, подчеркнув, что «воплощение мечты [о госмузее] заняло несколько десятилетий». Однако о методах «воплощения мечты» Министерства культуры В.В. Аристархов умолчал. Между тем министерство с момента возвращения в Россию наследия семьи Рерихов, которое было передано Святославом Николаевичем Международному Центру Рерихов (МЦР), делало все возможное, чтобы уничтожить законного владельца культурных ценностей и завладеть его бесценными фондами. Таким образом, «воплощение мечты» изначально было основано на игнорировании воли дарителя наследия Рерихов, а также результатов самоотверженной деятельности российской общественности и выдающихся представителей культуры. Апогеем «воплощения мечты» Минкультуры стал силовой захват усадьбы Лопухиных (восстановленной МЦР и общественностью без финансовых затрат государства) и разгром успешно действующего в течение более четверти века общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (Центр-Музей). Минкультуры не озаботилось тем, что Центр-Музей – единственная организация в России, основанная одним из Рерихов – Святославом Николаевичем. Кстати, памяти его никто из участников открытия выставки не отдал дань должного уважения.

Погром детища С.Н. Рериха, силовой захват чужой собственности преподнесены как «эпохальные» события, восстановившие историческую справедливость, и в отчете НРК. «Российское государство, – отмечается в отчете, – в лице органов судебной и исполнительной власти поставило, наконец, точку в этом споре, взяв под свою охрану художественные и архивные ценности, переданные С.Н. Рерихом российскому народу в соответствии с волей его родителей».

Однако, опираясь на законодательство РФ, нельзя не задаться вопросом: каким образом НРК видит передачу конкретного наследия абстрактному «российскому народу»? Любая собственность, в том числе наследие, может передаваться и оформляться лишь на определенное лицо. И именно это сделал С.Н. Рерих. Кто же в понимании Святослава Николаевича является лицом, способным представлять «российский народ»? С.Н. Рерих передал наследие своих родителей общественной организации – Международному Центру Рерихов. Он оформил доверенность на МЦР, дав ему законное право распоряжаться наследием[1]. С.Н. Рерих считал МЦР единственной организацией, а Людмилу Васильевну Шапошникову, первого вице-президента МЦР, Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, единственным руководителем, которые способны выполнить все его условия по сохранению и популяризации наследия Рерихов. 22 октября 1992 г. С.Н. Рерих заверил у нотариуса свое второе распоряжение в отношении переданного МЦР наследия[2]. В 2004 г. ведущий юрист Индии, старший адвокат Верховного суда Индии Дж. Шарма на основании анализа индийского законодательства дал заключение в отношении двух распоряжений С.Н. Рериха (от 19.03.1990 г. и 22.10.1992 г.), в котором говорится, что распоряжение С.Н. Рериха от 19.03.1990 г. является завещанием Святослава Николаевича, а от 22.10.1992 г. – «является актом о передаче прав в пользу Международного Центра Рерихов»[3].

Кроме того, С.Н. Рерих из-за активных действий Минкультуры и Государственного музея Востока, направленных на овладение наследием Рерихов, принадлежащего МЦР, был вынужден защищать свое право дарителя. Он обращался к Президенту РФ Б.Н. Ельцину и мэру Москвы Ю.М. Лужкову. В своих письмах С.Н. Рерих вполне определенно высказывался, что передал наследие своих родителей именно МЦР[4]. Известна также позиция С.Н. Рериха выраженная в статье «Медлить нельзя!» («Советская культура» от 29.07.1989), где изложена концепция развития общественного Центра-Музея, который по его замыслу должен обладать независимостью и иметь возможность функционировать поверх ведомственных барьеров. Он считал, что Музей должен быть общественным и принадлежать также общественной организации. «Подчинение Центра Министерству культуры, а тем более, Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, … заведомому сужению задач и возможностей Центра», — подчеркивал С.Н. Рерих.

Таким образом, осуществляя свою «мечту», Минкультуры фактически вел борьбу против самого С.Н. Рериха, попирая его решения, его волю, его права дарителя.

Выступая на презентации выставки в усадьбе Лопухиных, директор ГМВ А.В. Седов заявил: «Без чувства, что за нами стоит Минкультуры и лично В.Р. Мединский, ничего бы не получилось». Тем самым он лишний раз подтвердил прямую причастность Минкультуры к варварскому погрому общественного Музея имени Н.К. Рериха. Почетный гость выставки президент НРК А.П. Лосюков многократно благодарил Минкультуры за «принятие решения» об огосударствлении наследия Рерихов, иными словами – за его силовой захват. Таков триумф «мечты» Минкультуры распоряжаться наследием Рерихов. Таковы в историческом контексте подлинные смыслы забот министерства и ГМВ о российском достоянии.

Рефреном выступлений на открытии выставки, звучала следующая мысль: именно Минкультуры сделало наследие семьи Рерихов достоянием всего российского народа, защитив его … (от кого?!) … от тех, кто это наследие, действительно, сберегал и накапливал! Информационный перевертыш «с ног на голову», заключающийся в декларировании переписанной истории общественного Музея имени Н.К. Рериха, из которой полностью исключен МЦР, а также в отрицании роли общественности в создании Музея – вот базис, на котором создается ГМР. Все выступающие на открытии выставки обошли глубоким молчанием неприглядную историю возникновения ГМР, в которой они сыграли, увы, не лучшие роли.

Другой информационный перевертыш, искажающий действительность, содержится в отчете НРК. Он касается аргументации местоположения создаваемого Минкультуры и ГМВ Государственного музея Рерихов. Как явствует из отчета, госмузей «располагается в тех исторических помещениях Москвы, которые были выбраны для размещения музея самим С.Н. Рерихом». Однако хорошо известно, что Святослав Николаевич получил согласие советского правительства на размещение в исторической усадьбе Лопухиных в Москве не государственного, а общественного Музея, где последний и находился в течение 28 лет до силового захвата территории усадьбы Государственным музеем Востока при поддержке Минкультуры.

О достижениях Минкультуры и ГМВ в вопросе организации Государственного музея Рерихов могла бы идти речь в единственном случае – когда они, действительно, создали бы его, а не узурпировали действующий общественный Музей, в становлении которого участвовали не только сотрудниками МЦР, а меценаты, российская и международная общественность. Такая нивелировка смыслов, не что иное, как политическая игра, рассчитанная на тиражирование перетолкованных фактов в СМИ, и утверждение в общественном сознании ложного идеологического клише – «Минкультуры создало Государственный музей Рерихов», клише, в котором отсутствует историческая справка о том, кем, когда и как в действительности этот музей был создан.

Безнаказанность действий ГМВ и Минкультуры укрепила убежденность НРК в необратимости «произошедших перемен», о чем говорится в отчете. Однако, как показывает история, любые искусственно созданные системы, тем более, созданные силовыми методами – неустойчивы, нестабильны. В них отсутствуют исторические связи, признаки преемственности; свобода творчества подменяется регламентированностью, без которой ничто искусственное не выживает; широко используются всевозможные фальсификации и подделки для создания большей правдоподобности, в частности, изменение формы и содержания подлинных основополагающих принципов и идей, копирование специфических приемов работы, что искусственно придает вновь создаваемому объекту вид ранее существовавшего, который требуется подменить.

Кроме того, не стоит забывать, что законный владелец наследия Рерихов – Международный Центр Рерихов, не утратил своих законных прав и активно продолжает многогранную деятельность. Дело в том, что любое общественное явление, к которому относится и МЦР – это самоорганизующаяся система, способная к саморазвитию и сохранению определенной направленности. Несмотря на резкое агрессивное стороннее вторжение в такую систему, она способна к выживанию вследствие самоорганизующегося начала. В случае с МЦР – невзирая на произошедший захват усадьбы Лопухиных, где ранее располагался Центр и насильственное изъятие принадлежащего ему наследия Рерихов, организация сохранила тенденцию развития, сохранила направленность деятельности, обусловленную изначально заложенными целями и задачами, сохранила человеческий и творческий потенциал, и т.д. Вместе с МЦР продолжает свою общественную работу и Международное Рериховское движение, инициированное творческим импульсом Святослава Николаевича Рериха и исторически сложившееся вокруг МЦР в течение 1990-2017 гг. Произведя силовой захват музейных фондов и территории общественного Музея, Минкультуры и ГМВ, очевидно, решили, что став «собственниками» они с легкостью заполучат вместе с материальными объектами наследия еще и доверие общественности. Но история не знает случаев выражения благодарности разрушителям и этим надеждам не суждено сбыться.

На таком историческом фоне результаты деятельности Минкультуры и ГМВ по созданию ГМР выглядят крайне неубедительно. В течение полугода министерство и ГМВ не озаботились даже тем, чтобы ГМР начал работать по стабильному ежедневному графику. Спорадические выставки, имитирующие бурную деятельность госмузея, и непрестанные сетования руководства ГМР на нехватку кадров красноречиво показывают, что госмузей не в состоянии организовать полноценную работу с огромными фондами, накопленными общественным Музеем и незаконно экспроприированными ГМВ при поддержке Минкультуры.

Сегодня руководство ГМР и НРК призывают общественные организации, граждан России и зарубежья, трудиться на благо Государственного музея Рерихов. А как же быть с попранными правами на культурную деятельность тех, кто в течение четверти века вкладывали свой труд и средства в создание общественного Музея, и кто сейчас огульно объявлены экстремистами, сектантами и антиобщественными элементами?!

В результате на призыв ГМР и НРК откликнулся скандально известный блогер Андрей Люфт, предложивший госмузею свои услуги в оцифровке записей Е.И. Рерих из фондов МЦР, для публичного размещения их в сети интернет. Нарушив авторское право Е.И. Рерих, Люфт по собственному усмотрению несколько лет тому назад уже предал публичности копии дневников, предоставленных Нью-Йоркским музеем и его директором Д. Энтиным. Проигнорировав рекомендацию Е.И. Рерих об обнародовании дневников не ранее середины XXI столетия, Люфт не испытывает угрызений совести, как не испытал их и Д. Попов, издавший дневники на русском языке. Невежество и безответственность этих действий не обогатили сознание наших современников, напротив, принесли немалый вред преждевременной выдачей информации, предназначавшейся более глубокому сознанию людей будущих десятилетий. Другой пример предложений о сотрудничестве – Проект исследовательской Школы Живой Этики Н.А. Шлемовой, опубликованный на сайте А. Люфта, не содержащий каких-либо научных оснований и профанирующий философское наследие Рерихов.

Подводя некий итог, отметим, что суровые уроки завершающегося года учат – ложь может восторжествовать лишь на время, а правда нерушима; сеятель зла никогда не станет творцом, а узурпатор не получит народное уважение.

Каждый участник Рериховского движения и каждая общественная организация выбирают сейчас: разделить торжество пирровой победы Минкультуры, ГМВ и НРК, укладывающейся в формулу: «еще одна такая победа, и мы погибли» или продолжать отстаивать волю С.Н. Рериха, законные права МЦР и творчески развивать направления, заложенные С.Н. Рерихом и Л.В. Шапошниковой, сохраняя достоинство и самоуважение.

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха
24 декабря 2017 г.



[1] Доверенность С.Н. Рериха на МЦР от 27.04.1992 г. // [Электронный ресурс]: сайт Международного Центра Рерихов // Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/herita ... na_MCR.pdf (дата обращения: 27.12.2017)
[2] Дополнение к завещательному распоряжению С.Н. Рериха
«Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве» от 22 октября 1992 года // [Электронный ресурс]: сайт «Сохраним Музей Рериха» // Режим доступа: http://www.save-roerich-museum.ru/dopol ... -n-reriha/ (дата обращения: 27.12.2017)
[3] Заключение старшего адвоката Верховного Суда Индии Дж. Шармы от 26.05.2004 г. [Электронный ресурс]: сайт Международного Центра Рерихов // Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/herita ... Sharmy.pdf (дата обращения: 27.12.2017)
[4] Письмо С.Н. Рериха мэру Москвы Ю.М. Лужкову // [Электронный ресурс]: сайт Международного Центра Рерихов // Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/herita ... zhkovu.pdf (дата обращения: 27.12.2017): Письмо С.Н. Рериха Президенту РФ Б.Н. Ельцину от 26.04.1992 г. // [Электронный ресурс]: сайт Международного Центра Рерихов // Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/herita ... ltcinu.pdf (дата обращения: 27.12.2017)

источник: http://www.roerichs.com/obrashhenie-mez ... -reriha-2/

Re: Заявление Международного Совета Рериховских организаций

Добавлено: 24 июл 2018, 08:52
Елена В.
Заявление Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха в связи с незаконной публикацией дневниковых записей
Е.И. Рерих на сайте Государственного музея Востока


В мае сего года на официальном сайте Государственного музея Востока (ГМВ) появилась серия публикаций – дневниковые записи Е.И. Рерих разных лет. Известно, что данные материалы, переданные Святославом Николаевичем Рерихом в составе наследия семьи Рерихов, бережно хранились в архиве Международного Центра Рерихов (МЦР) более четверти века. В процессе работы профессиональных научных сотрудников общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР, имеющих значительный стаж работы в государственных архивах, готовились к публикации фонды и материалы по установленному плану в строгом соответствии с указаниями С.Н. Рериха и требованиями современной науки.

Сотрудники МЦР провели гигантскую работу по систематизации и описанию архива, намечалась и дальнейшая плановая обработка архивных документов, а также публикация их в нужные сроки. Как свидетельствуют документы общественного Музея, его генеральный директор Л.В. Шапошникова предприняла все необходимые шаги для того, чтобы архивный фонд МЦР был взят на учет Росархивом. Ввиду отсутствия законодательных оснований ведомство отклонило инициативу МЦР и зафиксировало фамильный архивный фонд семьи Рерихов, хранившийся в Музее, лишь в паспорте по форме регламента государственного учета архивного фонда Российской Федерации.

Огромный объем печатных изданий МЦР, увеличивавшийся год от года, предоставил исследователям наследия Рерихов уникальную возможность для его изучения. Увидевшие свет тома составили целые коллекции трудов Николая Константиновича, Елены Ивановны, Юрия Николаевича и Святослава Николаевича и послужили базой для формирования разнообразных направлений исследовательской работы, начавшейся более 25 лет назад и имеющей перспективы большой временной протяженности. Современный ученый, добросовестно изучающий наследие семьи Рерихов, благодаря издательской деятельности МЦР, имеет столь необъятное для научной деятельности поле, что говорить о «дефиците информации» было бы откровенной профанацией.

Тем не менее, именно с подобного рода явлением мы сталкиваемся сегодня в деятельности ГМВ и его филиала – Государственного музея Рерихов (ГМР), возникшего почти год назад в результате силового захвата зданий, имущества и фондов МЦР, а также его общественного Музея, при прямом содействии Минкультуры. Среди культурных ценностей, по праву принадлежащих МЦР, особое место занимает рукописный архив Е.И. Рерих. В него входят дневниковые записи, личные заметки и письма. Известно, что срок издания дневников Е.И. Рерих еще не пришел. В своих письмах Е.И. Рерих подчёркивала, что записи будут доступны «для ознакомления не раньше ста лет» после ее ухода[1].

Елена Ивановна была необычным философом, пишущим не для нескольких ближайших десятилетий. Ее мощная творческая мысль устремлялась в далекое будущее, еще неразличимое для нас, для нее же – пророчески известное. Каждый автор имеет право определить сроки вхождения в мир своих творений, таким правом обладала и Елена Ивановна. И вот сейчас мы видим, как ее законное авторское право беспринципно попирается захватчиками общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР.

Среди тех, кто сегодня заполняет страницы сайта ГМВ дневниковыми записями Е.И. Рерих, скандально знаменитые личности – Д. Попов и В. Жигота. Первый имеет репутацию похитителя интеллектуальной собственности Е.И. Рерих еще с конца 1990-х гг., второй ранее являлся сотрудником МЦР, а после силового захвата общественного Музея перешел на работу в ГМР. Ни Д. Попов, ни В. Жигота не занимаются научным изучением наследия Е.И. Рерих и не имеют публикаций в этой области. Закономерно возникает вопрос: на каком основании выше названные лица и поддерживающая их администрация ГМР узурпировали авторское право Е.И. Рерих и самовольно распоряжаются ее наследием? Ни морального, ни правового основания для этого нет и быть не может. В законе об авторском праве ГК РФ (часть четвертая, раздел VII, глава 70 «Авторское право») говорится: «Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора» (Ст. 1267, п. 1), а также: «Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном)» (Ст. 1268, п. 3).

Безответственное поведение сотрудников ГМР зиждется на одном шатком камне – полной безнаказанности ГМВ за беззаконие, совершенное в отношении МЦР и его общественного Музея имени Н.К. Рериха.

В сложившейся ситуации стоит напомнить о том, какие бедственные последствия вызывает нарушение воли авторов. В начале 2000-х гг. В. Росов, ныне сотрудник ГМВ, своевольно использовав дневниковые записи Е.И. Рерих, создал псевдонаучную политизированную концепцию деятельности Н.К. Рериха и ввел ее в научный оборот. Неспособность Росова вместить мировоззрение Н.К. Рериха привела к тому, что были превратно истолкованы труды Николая Константиновича и Елены Ивановны, а их идеи подверглись фальсификации. В результате наука получила суррогатный интеллектуальный продукт – диссертацию В. Росова, дезориентирующую ныне сознания читателей.

Как известно, работа с архивами начинается не с пиар-кампаний в интернет-сети. Она требует ответственного отношения к информации, которую архив содержит, а также к его назначению. Публикуя дневниковые записи Е.И. Рерих, в нарушение установленных ею сроков, ГМР открыто демонстрирует пренебрежительное отношение к наследию семьи Рерихов и крайний непрофессионализм своих сотрудников. Опускаясь до уровня одиозного зарубежного сайта А. Люфта, ГМР собирает вокруг себя «ловцов» сенсаций, не обремененных моральной ответственностью. В свое время Е.И. Рерих с горечью писала в отношении дневниковых записей: «Мое сердце разрывается от боли при мысли, что самое Сокровенное могут осквернить, злобно исказить и выставить на посмешище»[2].

История показывает, знание, ставшее публичным ранее срока, когда сознание людей могло бы его принять и освоить, нередко стоило его носителям жизни, а невежественным современникам – тяжелейшей исторической судьбы… Ибо приходил срок и мученики науки и культуры становились Героями, принесенное ими знание входило в мировую сокровищницу достижений, а их преследователи получали всеобщее презрение. Человечеству XXI века это хорошо знакомо!

С полным убеждением мы утверждаем: наследие Е.И. Рерих еще только начинает осваиваться наукой. В настоящее время делаются лишь первые шаги по его изучению, что требует новых подходов с учетом идей Философии космической реальности, а также участия профессионалов, способных и готовых работать с наследием. Очевидно, что ГМР ни тем, ни другим не располагает. Ажиотаж, создаваемый ГМР, отвлекает внимание неискушенных читателей и прикрывает неблаговидную историю его возникновения в результате силового захвата Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Мы требуем незамедлительного прекращения незаконной публикации дневниковых записей Е.И. Рерих на сайте ГМР и закрытия данного проекта как нарушающего волю автора и волю С.Н. Рериха, передавшего наследие семьи Рерихов в Россию.

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха


[1] Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 9. М.: Международный Центр Рерихов, 2009. С. 439.

[2] Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 4. М.: Международный Центр Рерихов, 2002. С. 278.

источник: http://www.roerichs.com/zayavlenie-mezh ... a-vostoka/

Re: Заявление Международного Совета Рериховских организаций

Добавлено: 08 ноя 2018, 11:57
Елена В.
Заявление Международного Совета Рериховских организаций
имени С.Н. Рериха о судьбе скульптурно-мемориального комплекса в усадьбе Лопухиных, посвященного семье Рерихов


Начиная с апреля 2017 года и в течение всего 2018 года руководство Государственного музея Востока (ГМВ), осуществив силовой захват коллекций, имущества Международного Центра Рерихов (МЦР), реализовало ряд целенаправленных мер при поддержке Министерства культуры РФ, которые привели к разрушению общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР и негативно повлияли на продолжение культурной работы Центра. Демонстративная разрушительная деятельность ГМВ и Министерства культуры не была остановлена властными структурами, и, видимо, признается как приносящая пользу обществу?! Многочисленные протестные заявления и обращения широкой российской и международной культурной общественности игнорируются, и кризис безответственности и безнаказанности продолжается…

В настоящее время руководство ГМВ предлагает МЦР демонтировать и забрать Мемориал Н.К. и Е.И. Рерихов и бюсты Ю.Н. и С.Н. Рерихов, установленные в усадьбе Лопухиных в память о наших выдающихся соотечественниках. Причина намерения вполне ясна: по сообщению директора департамента музеев Министерства культуры РФ В. Кононова, в 2019 году усадьба закроется на ремонт, пользователь усадьбы после ремонта еще не определен, им может стать ГМВ, либо Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.[1]

Единственный в России Мемориал Н.К. и Е.И. Рерихов, созданный скульпторами С.В. Манцеревым и В.Ю. Кузнецовым, был торжественно открыт в усадьбе Лопухиных 9 октября 1999 года во время юбилейных празднеств, посвященных 125-летию со дня рождения Н.К. Рериха, 120-летию Е.И. Рерих, 95-летию С.Н. Рериха и 10-летию Международного Центра Рерихов. Это поистине народный памятник. Он был сооружен на средства меценатов и добровольные пожертвования. В открытии Мемориала приняли участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Ю.М. Воронцов, министр правительства Москвы К.Б. Норкин, представитель Московского бюро ЮНЕСКО В.И. Шестаков, представитель Информационного Центра ООН в Москве В.С. Павинский, вице-президент Российского фонда культуры А.Э. Титков и многие другие представители властных структур, государственных учреждений и общественных организаций.

Открытие скульптурных бюстов Ю.Н. и С.Н. Рерихов (скульптор Ю.Ю. Гавюк) состоялось 8 октября 2004 года и было приурочено к Международной научно-общественной конференции, посвященной 100–летнему юбилею С.Н. Рериха. В торжествах приняли участие Посол Индии в РФ Канвал Сибал, министр культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколов, директор Информационного Центра ООН в Москве А.С. Горелик, председатель торгово-промышленной палаты РФ, академик Е.М. Примаков и другие российские и зарубежные гости.

За годы работы Международного Центра Рерихов и общественного Музея имени Н.К. Рериха сотни тысяч посетителей познакомились со скульптурными образами Рерихов – великих деятелей мировой культуры, миротворцев, подвижников. Памятники Рерихам в усадьбе Лопухиных за прошедшие десятилетия приобрели общенациональное (!) значение, стали магнитами культуры, ибо Рерихи были носителями нерушимой веры в будущее России. Ни в России, ни за рубежом нет ничего, подобного этому скульптурно-мемориальному комплексу, несущему огонь духа четырех Рерихов.

Будучи воплощением памяти и знаком благодарности российского народа скульптурные изображения Рерихов не могут стать «лишним» элементом для архитектурного комплекса усадьбы Лопухиных, которую выбрал лично Святослав Николаевич Рерих для создания Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Мемориал Н.К. и Е.И. Рерихов, бюсты Ю.Н. и С.Н. Рерихов, как единая скульптурно-мемориальная группа отражает важный отрезок российской истории и нашего взаимодействия с прошлым и настоящим. Снос памятников или перенос с территории, на которой они были изначально установлены, явится лишь публичным проявлением неуважения к великим именам и выражением недальновидности, которая стремится «исправить» историю на свой собственный лад. С подобной практикой борьбы Россия сталкивалась уже не раз. Однако нынешняя ситуация чревата полной безнравственностью в отношении наших соотечественников – выдающихся деятелей культуры, безвозмездно передавших свое огромное бесценное творческое наследие в Россию.

Тревожит тот факт, что о сносе памятников в усадьбе Лопухиных заявлено в канун юбилейного года семьи Рерихов – 145-летия со дня рождения Н.К. Рериха, 135-летия со дня рождения Е.И. Рерих и 115-летия со дня рождения С.Н. Рериха. Беспринципность этого вопиющего решения не может не вызывать возмущения и озабоченности дальнейшей судьбой скульптурно-мемориального комплекса, ведь уничтожается память о Рерихах, запечатленная в произведениях искусства. И как сегодня неизвестно, где и в каком состоянии находится коллекция художественного наследия Международного Центра Рерихов, изъятая музеем Востока при захвате усадьбы Лопухиных в 2017 году, та же участь может постигнуть и памятники Рерихов.

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха считает подход руководства Государственного музея Востока и Министерства культуры в отношении скульптурно-мемориальной композиции семьи Рерихов антиисторичным и акультурным, и заявляет решительный протест против демонтажа и вывоза, расположенных на территории усадьбы Лопухиных Мемориала Н.К. и Е.И. Рерихам, а также скульптурных бюстов Ю.Н. и С.Н. Рерихов.

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха
05.11.2018


[1] Агентство городских новостей «Москва». Режим доступа: https://www.mskagency.ru/materials/2830360
источник: http://www.roerichs.com/zayavlenie-mezh ... -reriha-2/

Re: Заявление Международного Совета Рериховских организаций

Добавлено: 05 окт 2019, 19:24
Елена В.
Заявление Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха по поводу требования ГМВ снести скульптурно-мемориальный комплекс Рерихам

3 октября 2019 года Государственный музей Востока обратился с требованием к Международному Центру Рерихов вывезти в 5-дневный срок из усадьбы Лопухиных Мемориал Е.И. и Н.К. Рерихов, а также бюсты Ю.Н. и С.Н. Рерихов. И это происходит в год, когда мировая общественность отмечает юбилеи семьи Рерихов, в дни Памяти Николая Константиновича (9 октября – день рождения) и Елены Ивановны (5 октября – день ухода).

Памятники, увековечивающие имена и дела уникальной семьи Рерихов, были установлены в усадьбе Лопухиных согласно необходимым нормам законодательства. В 1999 году был торжественно открыт единственный в мире Мемориал Н.К. и Е.И. Рерихов, а в 2004 году состоялось открытие скульптурных бюстов Ю.Н. и С.Н. Рерихов. Единая скульптурно-мемориальная группа поистине является народным памятником. Он был сооружен на средства меценатов, добровольные пожертвования и является данью глубокого уважения и сердечной признательности подвижническому труду членов семьи Рерихов во благо России. В открытии памятников принимали участие выдающиеся деятели России, представители властных структур, государственных учреждений и общественных организаций, а также гости из Индии: председатель Торгово-промышленной палаты Е.М. Примаков, посол Республики Индия в РФ г-н Канвал Сибал, Чрезвычайный и Полномочный Посол России Ю.М. Воронцов, министр правительства Москвы К.Б. Норкин, представитель Московского бюро ЮНЕСКО В.И. Шестаков, представитель Информационного Центра ООН в Москве В.С. Павинский и многие другие.

За прошедшие десятилетия памятники Рерихам, расположенные в усадьбе Лопухиных, приобрели общенациональное значение и прочно вошли в геокультурное пространство Москвы, России и шире — мира. Они отражают важный отрезок российской истории и стали истинными магнитами культуры, несущими творческий огонь Рерихов. Каждый предмет территориальной среды усадьбы Лопухиных не стоит особняком. Также и скульптурно-мемориальный комплекс является неотъемлемой, созидательной частью пространства усадьбы, непосредственно участвуя в его формировании, и служит молчаливым свидетелем происходящих событий. Снос памятников или перенос с территории, на которой они были изначально установлены, является актом чудовищного вандализма. Объявленная война памятникам разрушает память о важных страницах истории нашей страны и Рериховского движения. Это война с памятью народа, которая, как показывает история, всегда обращалась против будущего. «Иваны», не помнящие родства, не способны к реализации национальных проектов, нацеленных на созидание будущего России.

Стремление убрать мемориальный комплекс, посвященный Рерихам, из усадьбы Лопухиных является последовательным действием в цепи событий, начало которым было положено в 2017 году. Изгнав из усадьбы Международный Центр Рерихов, разгромив его общественный Музей, захватив наследие Рерихов, принадлежащее Центру, сегодня руководство музея Востока делают все для окончательного изгнания Рерихов из усадьбы Лопухиных.

Мы возмущаемся тем, как в некоторых странах кощунствуют и пытаются убрать памятники российским героям-освободителям от фашизма. Но, что творится у нас в стране?! Государственный (!) музей Востока требует ликвидировать в центре Москвы памятник нашим (т.е. своим!) выдающимся соотечественникам, которые всю жизнь трудились для народа русского и безвозмездно передали свое бесценное творческое наследие в Россию. Другой государственный музей – ГМИИ, сообщает о планах использования усадьбы Лопухиных как площадки для молодежных проектов. Но в какой геокультурной среде, на каких примерах они будут воспитывать молодежь?! На примере недавно произошедшего погрома общественного культурного строительства в усадьбе Лопухиных, в пространстве, где сегодня стирается любое свидетельство памяти о подвигах Рерихов во имя Культуры.

Все это происходит на фоне публичных заявлений Министерства культуры РФ о необходимости сохранять памятники культуры и достопримечательные места для укрепления статуса России, как великой культурной державы.

Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха заявляет решительный протест в связи с требованием демонтажа и вывоза мемориального комплекса, посвященного семье Рерихов, в усадьбе Лопухиных и считает единственным решением, соответствующим принципам культуры – сохранение памятников на их историческом месте.

05.10.2019

источник: http://www.roerichs.com/zayavlenie-mezh ... -n-reriha/

Re: Заявление Международного Совета Рериховских организаций

Добавлено: 26 окт 2019, 21:37
Лора
Поддерживаю!