О Государственном музее Рерихов

Алиса
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 21 фев 2015, 11:34

Re: О Государственном музее Рерихов

Сообщение Алиса »

Похоже, что Мкртычев и иже с ним именно так и понимают культуру! А ведь сколько спеси он демонстрировал, выливая тонны грязи на команду общественного Музея имени Н.К. Рериха, обвиняя ее и в непрофессионализме, и в отсутствии специального образования, и в несовременности оформления музейных экспозиций! Зато теперь - очень современный лаконизм - серые стены и печальная пара-тройка картин в каждом зале. Где же Красота, утверждаемая всем творчеством Николая Константиновича и достойно пронесенная сотрудниками низверженного общественного Музея? Где живая пульсация философской мысли Рерихов? Где Любовь, свято хранимая в сердце каждого последователя творчества Рерихов? Собственно, чего ждать от тех, кто посмел так варварски уничтожить созданный общественностью Храм великой семьи Рерихов? По Сеньке и шапка!
Кэтрин
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 14:46

Re: О Государственном музее Рерихов

Сообщение Кэтрин »

Даже несмотря на тот факт, что Государственный музей Рерихов является филиалом Государственного музея Востока, прошедшая вечеринка выглядит вызовом, своеобразной демонстрацией вседозволенности и, с моей точки зрения, глумления... В любом случае, наглядно показан уровень и цели руководства новодела.
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: О Государственном музее Рерихов

Сообщение Елена В. »

Виктор Байда. Отсутствие в Государственном музее Востока надежной системы безопасности создает предпосылки для утраты и хищения Наследия Рерихов

Вместо предисловия

28 апреля 2017 года в связи с захватом Усадьбы Лопухиных прекратил свою работу общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов. В октябре 2017 года в Главном здании Усадьбы открыл свою первую экспозицию филиал Государственного музея Востока. Несмотря на окончание исполнительного производства по освобождению помещений Усадьбы от имущества МЦР (соответствующее постановление было подписано 08.08.2018), Международный Центр Рерихов так и не получил принадлежащие ему картины и архивы Рерихов, которые, как мы полагаем, продолжают оставаться на ответственном хранении Государственного музея Востока в стенах Усадьбы Лопухиных. При этом МЦР как владелец этих коллекций заинтересован в обеспечении максимальной сохранности и безопасности Наследия Рерихов. В данной статье проводится анализ того, всё ли благополучно в вопросах безопасности нового музея.

Немного истории

Руководство Международного Центра Рерихов (и прежде всего его Первый вице-президент и бессменный Генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха, доверенное лицо Святослава Николаевича Рериха Людмила Васильевна Шапошникова) придавало очень большое значение вопросам обеспечения безопасности хранения и экспонирования Наследия Рерихов и других музейных коллекций. В связи с этим многие принципиальные решения принимались лично Людмилой Васильевной. В начале 2000-х годов в соответствии с рекомендациями Министерства культуры РФ (Письмо Минкультуры РФ от 16.02.1995 N 01-32/16-25 "О направлении рекомендаций к разработке положений о службе безопасности музеев и библиотек") в МЦР была создана Служба безопасности, главной задачей которой являлось обеспечение сохранности и безопасности хранения и экспонирования Наследия Рерихов. С этого времени началась планомерная и последовательная работа по повышению безопасности музейных коллекций. Использовалась каждая возможность для обновления и модернизации технических систем безопасности (систем охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения, охранного видеонаблюдения). Использовалось лучшее оборудование, привлекались лучшие специалисты, было налажено сотрудничество и обмен опытом с крупными московскими музеями (ГМИИ имени А.С.Пушкина, Государственной Третьяковской галереей, Государственным историческим музеем). Представители Службы безопасности МЦР регулярно участвовали во всех семинарах и конференциях по музейной безопасности, которые проводило Министерство культуры РФ. Отрабатывались и совершенствовались алгоритмы (инструкции) действий дежурных сотрудников в различных ситуациях. К 2012 году в МЦР была выстроена уникальная трёхуровневая система безопасности, в которой за охрану периметра и территории Усадьбы отвечало специализированное частное охранное предприятие, здания Усадьбы (включая музейную экспозицию, фондохранилища и другие служебные помещения) контролировались собственной Службой безопасности, а охранно-тревожная сигнализация объектов была подключена на Пульт централизованного наблюдения Главного управления вневедомственной охраны МВД России по г.Москве. Высокий уровень работы Службы безопасности МЦР подтверждали соответствующие отзывы и результаты проверок уполномоченных органов:

Отзыв члена экспертного совета журнала «Директор по безопасности» от 04.08.2011 г.;
Письмо начальника УВО ГУ МВД России по г. Москве от 09.08.2011 г.;
Акт обследования Международного Центра Рерихов ФГКУ УВО ГУ МВД России по г. Москве от 16.05.2013 г.;
Отзыв ФФГУП «Охрана» МВД России по г. Москве от 03.12.2015 г.

В этих документах работа Службы безопасности МЦР в части обеспечения сохранности музейных ценностей была названа «одной из образцовых среди московских служб музейной безопасности», а помещения Международного Центра Рерихов – соответствующими «Единым требованиям по технической укреплённости и оборудованию средствами ОПС МВД РФ, организации физической и технической охраны объектов», а также «Типовым требованиям по инженерно-технической укреплённости и оборудованию техническими средствами охраны учреждений культуры, расположенных в зданиях – памятниках истории и культуры» Министерства культуры РФ.

В ноябре 2015 года в рамках проверки Хамовнической межрайонной прокуратуры комиссией Министерства культуры РФ была проведена проверка организации обеспечения безопасности культурных ценностей Международным Центром Рерихов, которая в своих выводах (стр. 14) отметила «высокий уровень систем физической и технической охраны объектов МЦР». К слову сказать, именно в эти дни, то есть в ноябре 2015 года, в Государственном музее Востока на Никитском бульваре проходила выставка «Николай Рерих. Знамя Мира – Знамя Культуры», где экспонировались три картины Н.К.Рериха: «Мадонна Орифламма», «Святой Сергий» и «Святой Франциск». А для меня это был повод сходить в Музей Востока, посмотреть картины и с профессиональной точки зрения оценить работу коллег. Я, конечно, не являлся экспертом в области музейной безопасности, но имел возможность сравнивать положение дел в ГМВ и в общественном Музее имени Н.К.Рериха МЦР. По части обеспечения безопасности в ГМВ было много слабых мест, которые я отразил в своём рабочем блокноте:

-внешняя охрана: отсутствует;
-входная дверь: деревянная, без металлической решётки;
-окна (в том числе и первого этажа): без металлических решёток;
-в залах фактически нет смотрителей (два смотрителя на весь этаж, при этом один из них – на контроле билетов);
-видеокамеры: есть, но не во всех залах (слабые узконаправленные камеры, которые контролируют не экспозицию, а проходы между залами);
-сигнализация картин (на снятие): отсутствует;
-витрины с эскизами Н.К.Рериха не опечатаны.


Помню, как я был поражён таким низким уровнем безопасности музейных экспонатов. Если к этому добавить следы свежих протечек на стенах (прямо под картинами Рерихов) и несоблюдение температурно-влажностного режима (на цифровом термогигрометре в одном из залов с картинами Рерихов отображалась температура 23,7 градусов (при нормативных 18 +/– 1 градус) и относительная влажность воздуха 26 % (при нормативных 55 +/– 5%)), то картина станет совсем удручающей. Как это контрастировало с тем, что было достигнуто в общественном Музее.

Возвращаясь к Службе безопасности МЦР, следует сказать, что ещё одним испытанием для нас явилась проверка, организованная МТУ Ростехнадзора в июле 2016 года «с целью проверки фактов, изложенных в обращении врио министра Минкультуры России В.В.Аристархова о правомерности размещения в подвале здания, являющегося памятником культуры, сосудов, работающих под давлением». Речь шла о новейшей системе автоматического газового пожаротушения на основе безопасного огнетушащего вещества Novec-1230 (ФК-5-1-12), смонтированной в депозитарии (фондохранилище изобразительного и вещевого фонда Музея).

Следует сказать, что общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов являлся одним из первых музеев России и вторым в Москве, оборудованным данной системой. Видеосюжет об установленной в Музее имени Н.К.Рериха системе пожаротушения вошел в передачу «Спасение от огня» из цикла «Инновации +» телекомпании «Подмосковье» в 2012 году. На организованных Министерством культуры конференциях по музейной безопасности (в рамках международных конференций по безопасности «Технологии Безопасности-2012», «Охрана, безопасность и противопожарная защита – MIPS‑2015» и др.) систему пожаротушения в фондохранилище нашего Музея ставили в пример представителям музеев, съехавшимся со всей России.

На сегодняшний день системами пожаротушения , аналогичными той, что установлена в общественном Музее имени Н.К.Рериха, защищены крупнейшие объекты культуры России. В их числе Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина, Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки, а также Государственный академический Большой театр и Московская консерватория имени П.И.Чайковского.

Выводы МТУ Ростехнадзора по результатам проверки были таковы: «Вышеуказанные технические устройства не подлежат учету в МТУ Ростехнадзора, а объект не является опасным производственным объектом. Факты, изложенные в обращении [В.В.Аристархова], не подтвердились».

Закон суров

Изображение
ЧОП Государственного музея Востока, 2 мая 2017 года

Осталось оценить, что изменилось в части обеспечения безопасности Усадьбы Лопухиных за время, прошедшее с момента её захвата Государственным музеем Востока и изгнания общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР 28.04.2017 года. Первые восемь месяцев охрана зданий и территории осуществлялась частной охранной организацией, сотрудники которой носили чёрную униформу без опознавательных знаков, что нарушало положения Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Из открытых источников (на сайте госзакупок) стало известно, что поначалу это была ЧОО «Феникс» (причём суммарная стоимость договоров на охрану только в мае 2017 года составила более двух миллионов рублей), а с июля 2017 года – ЧОО «Шквал». Несмотря на формальную смену ЧОПа службу месяцами несли одни и те же сотрудники охраны. При этом территория Усадьбы держалась закрытой, даже несмотря на эпизодические мероприятия ГМВ и выставку «Свет Востока», которая проходила в Главном здании Усадьбы в октябре 2017 года.

Ситуация изменилась с 1 января 2018 года, когда частную охранную организацию сменили сотрудники ФФГУП «Охрана» Росгвардии. В своё время эта организация возникла в структуре МВД как альтернатива вневедомственной охране. Это серьёзная организация, и на момент захвата у Международного Центра Рерихов имелся действующий договор с ФФГУП «Охрана» на вооружённую охрану при транспортировке передвижных выставок подлинных картин Н.К. и С.Н.Рерихов из фондов МЦР.

При этом внутренние помещения Музея с января 2018 года контролируют сотрудники Службы безопасности ГМВ. Будем надеяться, что это профессионалы своего дела, и перейдём к технической стороне вопроса.

Помимо действующей «Инструкции по учёту и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», утверждённой приказом Министерства культуры СССР №290 от 17.07.1985 года, основной инструкцией, регламентирующей оборудование системами безопасности музеев, являются «Типовые требования по инженерно-технической укреплённости и оборудованию техническими средствами охраны учреждений культуры, расположенных в зданиях – памятниках истории и культуры» (ТТ-2000) Министерства культуры РФ, согласованные с МВД РФ.

Изображение
Замок отсека охранной сигнализации Музея. Видны многочисленные следы взлома

На сегодняшний день новый филиал Государственного музея Востока продолжает использовать как охранную, так и пожарную сигнализацию общественного Музея имени Н.К.Рериха. Многие помнят, как 4 мая 2017 года, когда Международный Центр Рерихов в агентстве «Росбалт» проводил пресс-конференцию «Музею Рериха грозит уничтожение», одним из сотрудников в зале было озвучено, что ему поступил телефонный звонок о том, что именно в этот момент непрерывно срабатывает охранная сигнализация общественного Музея. Позднее, в процессе вывоза имущества МЦР из зданий Усадьбы, мы обнаружили взломанный 4 мая замок, на который закрывался отсек с приёмно-контрольным оборудованием охранной сигнализации второго этажа Музея. По-видимому, тогда и был осуществлён доступ к приёмно-контрольному оборудованию с последующим перепрограммированием системы. Однако с эксплуатацией охранной сигнализации не всё идёт гладко, часто наши знакомые волонтёры сообщают о её срабатывании по непонятным причинам, также часты случаи, когда Музей и другие объекты не ставятся на ночь под охрану (о чём сигнализируют световые индикаторы на фасаде).

Изображение
Вскрытый сейф начальника Службы безопасности МЦР, 15 января 2018 года

Посетители экспозиции музея могут слышать, как в разных залах попискивают пожарные радиодатчики американской фирмы ADEMCO (это говорит о том, что у них разряжаются батарейки), но почему-то никто не торопится восстанавливать работоспособность пожарной сигнализации. При этом в сейфе начальника Службы безопасности МЦР на момент захвата оставался хороший запас элементов питания к этим радиодатчикам, а также вся необходимая документация по системам безопасности Музея. На фотографии, сделанной сотрудниками МЦР 15.01.2018 года, хорошо видно, что сейф был вскрыт, а вся документация была изъята ГМВ.

20 декабря 2017 года впервые открылась для общего доступа выставка ГМВ «Николай Рерих. Восхождение», что дало нам возможность пройтись по залам и оценить состояние Музея. Лично у меня это посещение вызвало чувство глубокого внутреннего опустошения. Я не берусь оценивать новую экспозицию, сравнивать её с залами общественного Музея, обсуждать серый цвет стен, об этом уже достаточно сказано. Помимо всего этого меня поразил непрофессионализм и равнодушие к системам безопасности. Так, сразу бросилось в глаза, что датчики объёмного обнаружения (детекторы движения) в бывшем зале Живой Этики после ремонта зала оказались на скорую руку перемотаны изолентой и перевёрнуты на 180о.

Изображение
Охранные датчики в зале Живой Этики оказались перевёрнуты, 20 декабря 2017 года

Это означает, что они контролируют перемещение людей не по полу, а… по потолку! В конце концов, я не выдержал и около месяца назад обратил внимание директора филиала ГМВ Т.К.Мкртычева на этот абсурдный казус, причём разговор проходил в присутствии дежурного сотрудника Службы безопасности ГМВ. Прошёл месяц, но ничего не изменилось. Казалось бы мелочь, простая ошибка, но таких «мелочей» очень много. Из соображений безопасности картин Рерихов я не буду перечислять все эти ляпы. Похоже, что ни в руководстве Службы безопасности ГМВ, ни в организации, обслуживающей охранную сигнализацию Музея, просто нет квалифицированных специалистов, которые могли бы поддерживать безопасность Музея на должном уровне.

Но самый большой недостаток в системе охраны нового музея – это отсутствие третьего рубежа, то есть охранной сигнализации экспонатов в круглосуточном режиме (как мы сказали ранее, нет её и в самом ГМВ на Никитском бульваре). В общественном Музее имени Н.К.Рериха под охраной третьего рубежа находились практически все картины постоянной экспозиции и витрины с наиболее ценными экспонатами. При попытке нарушителя снять или просто задеть картину срабатывала сигнализация и включался звуковой сигнал, привлекавший внимание музейных смотрителей, по сигналу «тревоги» прибывал дежурный сотрудник Службы безопасности Музея. Сейчас эта система частично повреждена и отключена, а посетители могут обратить внимание на то, что в верхней части повесочной системы провисают горизонтальные струны с непонятными крючками.

Изображение
Повреждённая сигнализация картин, 20 декабря 2017 года

Между тем, подобными системами на базе уникальной отечественной разработки (пьезоэлектрического сенсора с электронным блоком обработки сигналов «Гюрза-050П») оснащены экспозиции Государственной Третьяковской галереи и ГМИИ имени А.С.Пушкина. В то же время необходимость сигнализации третьего рубежа прописана в федеральных «Типовых требованиях» (ТТ-2000) Министерства культуры РФ, упомянутых выше.

Одним из важных элементов современной системы музейной безопасности является система охранного телевидения (СОТ). Современные системы видеонаблюдения позволяют не только удалённо наблюдать за тем или иным помещением или пространством, но и получать оперативный доступ к видеоархиву, чтобы по горячим следам выявлять причины тех или иных событий. Также программная оболочка позволяет настраивать виртуальные «детекторы движения», детекторы оставленных предметов и т.п. При наличии в видеокамерах автоматической инфракрасной подсветки, которая позволяет «видеть» в темноте, можно получить полноценную систему безопасности, которая эффективно дополняет, а в некоторых случаях и заменяет традиционную охранную сигнализацию. Именно такая современная система и была спроектирована и смонтирована в общественном Музее в 2012–2013 годах. Более 60 IP-видеокамер ведущего мирового производителя оборудования для IP-видеонаблюдения AXIS Сommunications под управлением программного обеспечения SeeTec5 германского производителя SeeTec AG, одного из европейских лидеров рынка VMS, обеспечили превосходное изображение и высокую степень детализации. Станционное оборудование на базе платформы VIDEOMAX-IP обеспечило обработку и запись данных с IP-камер, объём дискового пространства сервера позволял хранить архив глубиной более 30 суток. Оперативный мониторинг осуществлялся на посту Службы безопасности МЦР на ПЭВМ VIDEOMAX-URM. Система охранного телевидения МЦР получила достойную оценку в профессиональной среде. Сейчас мы имеем возможность полюбоваться видами залов общественного Музея, полученными при настройке видеокамер системы охранного телевидения в августе 2013 года.

При помощи системы охранного телевидения решалось множество вопросов обеспечения безопасности Музея. Однажды при помощи этой системы в ночном режиме была выявлена даже утечка фреона из системы вентиляции одного из залов. Именно при помощи СОТ был зафиксирован первый приход руководства ГМВ в общественный Музей имени Н.К.Рериха ещё 17 ноября 2015 года.

Изображение
Вестибюль Музея, 17 ноября 2015 года

20 декабря 2017 года мы увидели, что видеокамеры охранного телевидения МЦР в залах Музея неестественно развёрнуты (многие из них были направлены в пол, стены или потолок) и, скорее всего, отключены. Когда сотрудников МЦР 12 февраля 2018 года впервые допустили в Депозитарий, то и там все видеокамеры оказались отключены…

Изображение Изображение
Видеокамеры Музея развёрнуты в потолок и стену, 20 декабря 2017 года

В феврале 2018 года в рамках исполнительного производства, возбуждённого Управлением федеральной службы судебных приставов по результатам проверки МЦР налоговой инспекцией, были арестованы 19 картин Н.К.Рериха, принадлежащих МЦР, а также концертный рояль, система музейного экспозиционного освещения, система вентиляции, система пожаротушения (провести проверку законности которой требовал В.В.Аристархов в 2016 году) и оборудование для хранения в Депозитарии. Избирательность данного перечня позволила предположить, что именно это имущество ГМВ не хотел отдавать МЦР в рамках исполнительного производства. Ничего не мешало включить в этот список и систему охранного телевидения МЦР. Но, похоже, что такая система Музею Востока была не нужна как лишний свидетель, который может запечатлеть, к примеру, перемещение картин Рерихов из коллекции МЦР или то, как сотрудники ГМВ взламывают дорогостоящие немецкие витрины общественного Музея. А пока что только наши друзья-волонтёры фиксировали, как под покровом темноты сотрудники ГМВ, включая директора филиала Т.К.Мкртычева, без всякой упаковки при температуре воздуха ниже нуля в течение двух часов переносили по улице картины Рерихов из Главного дома во Флигель 14.11.2017 года.

ИзображениеИзображение
Сотрудники ГМВ переносят по улице картины Н.К.Рериха, 14 ноября 2017 года

Что же остаётся в сухом остатке? Охранно-пожарная сигнализация Музея частично неисправна, сигнализация картин отключена, видеонаблюдение отсутствует. Нарушены положения федеральной инструкции ТТ-2000 Министерства культуры РФ (в части необходимости наличия охранной сигнализации третьего рубежа и системы охранного телевидения). Исходя из принципа аналогии, можно предположить, что такое же положение и с другими техническими системами. К сожалению, это подтверждается нашими наблюдениями в отношении систем кондиционирования и вентиляции. Таким образом, создаются предпосылки для утраты и хищения Наследия Рерихов. В этих условиях на сегодняшний день содержатся картины и архивы Рерихов, что нам далеко не безразлично. Поистине, это трагедия для Наследия Рерихов.

Будущее за общественными музеями

Некоторые недоброжелатели называли общественный Музей имени Н.К.Рериха частным музеем. В этом крылось недопонимание того, что основой частного музея является частная собственность, в отличие от общественного музея, в основе которого лежит собственность общественная. Если сравнивать идею частного музея (целью которого, как правило, является получение максимальной прибыли) с идеей музея государственного, то последний, безусловно, выигрывает. Государственный музей может иметь научные и просветительские цели, кроме того государство является гарантом порядка и сохранности музейных коллекций. Однако, как мы знаем, и государственные музеи в условиях рыночной экономики могут ставить себе главной целью получение прибыли, а при отсутствии неравнодушных сотрудников порядок может превратиться в упадок и пыльную казёнщину. В отличие от них общественные формы культуры более устойчивы и направлены к творческому совершенствованию. Причина этого кроется в том, что такие музеи создаются бескорыстными энтузиастами и сотрудники таких музеев работают, как правило, за идею. Таким образом, возникает душевный и духовный магнит, который притягивает людей по подобию. В этом процессе выдвигаются вперёд те, кто может сделать лучше и привлекательнее. Человек здесь может быть одновременно директором и плотником, руководителем и исполнителем. В живом процессе творчества человек ищет возможности ещё лучше приложить свои творческие силы. Не случайно Святослав Николаевич Рерих видел будущий Центр-Музей как живой организм в статусе общественной организации, подчинение которого Министерству культуры повело бы к заведомому сужению задач и возможностей Центра, а Дмитрий Сергеевич Лихачёв утверждал, что будущее за общественными формами культуры.

На примере Службы безопасности МЦР могу сказать, что многие сотрудники нашего отдела приходили работать в охрану Музея только потому, что это – Музей имени Н.К.Рериха. При этом никто не ограничивал себя работой только в охране. Мы жили общей семьёй и старались помогать и другим отделам. Сотрудники Службы безопасности, как правило, всегда участвовали в развеске и переноске картин, оказывали большую помощь эксплуатационно-техническому и строительно-реставрационному отделам, участвовали в благоустройстве территории Усадьбы. Именно при помощи сотрудников СБ была создана первая компьютерная сеть и первый интернет-сайт МЦР. Именно сотрудники СБ проявили мужество и находчивость, заблокировав здания и сорвав планы ГМВ и ЧОО «Феникс» по молниеносному захвату Усадьбы 28 апреля 2017 года. Все мы старались приложить свои лучшие умения и энергии на благо нашего Музея, и это было незабываемой школой.

Виктор Байда

Фотографии сотрудников Службы безопасности МЦР разных лет на территории Усадьбы Лопухиных
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение



сайт Международного Центра Рерихов: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5948
Елена В.
Сообщения: 2090
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: О Государственном музее Рерихов

Сообщение Елена В. »

Александр Родин, Дмитрий Михайлов Стена абсурда / Общая газета, 4.09.2018
Алиса
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 21 фев 2015, 11:34

Re: О Государственном музее Рерихов

Сообщение Алиса »

Говорят, что "театр начинается с вешалки". А в общественном Музее имени Н.К. Рериха посетителей встречали всегда приветливые сотрудники службы безопасности. Согласна с В.Байдой: его команда не только ревностно исполняла свои непосредственные обязанности по охране музейных ценностей, но и в любой момент была готова к выполнению других работ, требующих крепкого мужского плеча. Такое преданное отношение к работе возможно лишь при сознательном отношении к тому сокровищу, которое находилось на их ответственности. Замечательная была команда! Никакого сравнения с грубыми и полусонными ЧОПовцами на службе у ГМВ.
Евгений
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 22 янв 2016, 08:14

Re: О Государственном музее Рерихов

Сообщение Евгений »

Алиса, много пишем о преимуществах общественных музеев - вот еще одна иллюстрация. Сейчас равнодушные люди отрабатывают зарплату и все. Близкое к покраске серой краской прямо по обоям, как было перед первой выставкой ГМВ. РАВНОДУШИЕ.
Ирэн
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 16 янв 2014, 10:28

Re: О Государственном музее Рерихов

Сообщение Ирэн »

А вот еще "деяния" Государственного музея Рерихов (считай музея Востока) по разрушению ступы на территории усадьбы Лопухиных, которая является уникальным памятником, имеющим важное историческое и религиозное значение:

Людмила Класанова. Неясное будущее Ступы Просветления в Москве // Buddhistdoor Global https://www.buddhistdoor.net/features/t ... -in-moscow

stupa1.jpg
Ступа Просветления в Москве, также известная как Ступа Трех Драгоценностей, была освящена 18 июня 2008 года на территории усадьбы Лопухиных, где до 28 апреля 2017 года размещались Международный Центр Рерихов и его общественный музей, названный именем русского художника, ученого, мыслителя и общественного деятеля Н.К.Рериха (1874-1947). Ступа была построена по инициативе и с благословления Его Святейшества Дуджома Сангье Пема Шепа Ринпоче – главы линии Дуджом Терсар школы Ньингма тибетского буддизма и стала бесценным даром буддистских лам Музею имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов как свидетельство бесценного вклада Рериха в понимание древней культуры и философии Центральной Азии.

Ступа Просветления – первая и до 2017 года единственная буддийская ступа в столице России, созданная в соответствии со всеми каноническими правилами. Она содержит доставленные в Россию из разных частей мира реликвии двухсот выдающихся учителей буддизма, а также реликвии Будды Шакьямуни и Будды Кашьяпы. Это придает особое культурно-историческое значение самой ступе и месту, где она была построена.

С тех пор, как ступа была установлена, буддисты со всего мира посещали территорию Музея имени Н.К.Рериха, чтобы поклониться или просто увидеть ее. Среди посетителей был ряд крупных учителей буддизма, таких как досточтимый Геше Лхакдор, Директор Библиотеки тибетских трудов и архивов, Катог Гетце Ринпоче, Нангьял Ати Шераб Ньима Ринпоче, официальные делегации из Монастыря Дрепунг Гоманг и Монастыря Джонанг, а также уважаемые ученые буддологи, такие как Гленн Муллин и Роберт Турман.
02.jpg
Усадьба Лопухиных со Ступой

Драматическая история попыток разрушения Ступы Просветления началась в 2015 году, когда управление усадьбой Лопухиных было передано российским Министерством культуры Государственному музею Востока. Руководство этого музея при непосредственном участии Министерства культуры призывало к разрушению ступы.

Первая попыка разрушить Ступу Просветления была предпринята в 2016 году. Руководство Государственного музея Востока и российского Министерства культуры стремились представить ее как незаконный самострой и поставили вопрос о ее сносе. В том же году Тэло Тулку Ринпоче, Шаджин-лама (главный лама) Калмыкского народа, и Лопсан Чамзы, Камбы-лама (главный лама) Республики Тувы, выступили в защиту ступы, против ее разрушения. Они отправили письмо Президенту России Владимиру Путину, в котором попросили его о содействии в сохранении этого уникального культурного объекта, имеющего важное историческое и религиозное значение. В ответ на их письмо Президент Путин лично дал указания мэру Москвы и министру культуры о сохранении ступы.
blagoslovenie1.jpg

Ритуалы благословления Ступы

Тем не менее, попытки разрушить ступу продолжились. Международный Центр Рерихов и представители буддистской общины Москвы сохраняли ступу в отличном состоянии до того, как они были лишены доступа к усадьбе Лопухиных и к ступе. Но весной 2017 года, Государственный музей Востока полностью воспрепятствовал любому доступу к ступе; это случилось после того, как Министерство культуры Российской Федерации и Государственный музей Востока захватили усадьбу Лопухиных в апреле 2017 года и уничтожили Музей имени Н.К.Рериха. Как следствие, тысячи буддистов, которые годами посещали усадьбу Лопухиных, чтобы поклониться этой буддийской святыне, были лишены такой возможности. Представителям буддистской общины в Москве был также отказан доступ к ней. Их просьбы о спешных восстановительных работах получили отказ Государственного музея Востока, и теперь ступа находится в плачевном состоянии.

В апреле 2018 года Международный Центр Рерихов – как организация, которой ступа была вверена и передана в дар – обратился к Музею Востока с просьбой допустить буддистов для ее ремонта и поддержки. С этой целью Международный Центр Рерихов юридически передал ступу во временное пользование буддистской общине Москвы, но ситуация не изменилась.
razrushenie1.jpg
Состояние ступы в настоящий момент

19 сентября 2018 года Государственный музей Востока попросил Международный Центр Рерихов убрать Ступу Просветления с территории усадьбы Лопухиных. После протестов буддистских групп директор Государственного музея Востока обещал допустить буддистскую общину для того, чтобы она организовала необходимый ремонт ступы до наступления зимних холодов. Но восстановительные работы были снова отложены под предлогом того, что ремонт должен быть согласован с Министерством культуры, несмотря на очень опасное состояние буддийской святыни.

Когда Тэло Тулку Ринпоче узнал о сложившейся ситуации, он сказал следующее: «Я глубоко убежден, что местонахождение ступы нельзя менять. Она должна остаться там, где она была построена. Ступа – это не мебель, которую мы можем перемащать из одного здания в другое. До ее построения, согласно буддийскому канону были проведены обширные ритуалы благословления с тем, чтобы определить то место, где ступа должна быть построена. За годы существования ступы многие люди, исповедующие буддизм и просто проявляющие интерес к культурному богатству Востока, посещали это место, возносили у ступы свои молитвы и благопожелания, что делало это место особенным, святым. Я искренне надеюсь, что вовлеченные стороны проявят должное уважение к чувствам верующих и найдут возможным сохранить ступу там, где она была возведена». (Золотая обитель Будды Шакьямуни).

Ситуация к настоящему времени все еще не нашла своего решения.
Алиса
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 21 фев 2015, 11:34

Re: О Государственном музее Рерихов

Сообщение Алиса »

Сегодня - в мае 2019 года - всем ясно, что просто НЕТ никакого государственного музея Рерихов!
Алиса
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 21 фев 2015, 11:34

Re: О Государственном музее Рерихов

Сообщение Алиса »

Интересами государства прикрывалось Министерство культуры, разрушая общественный Музей имени Н.К. Рериха. А где сейчас все картины Рерихов, изъятые у общественного Международного Центра Рерихов? Раньше они были в свободном доступе для граждан России в прекрасном, современно оборудованном общественном Музее имени Н.К. Рериха в усадьбе Лопухиных на Малом Знаменском переулке. Сколько людей имели возможность и посещали этот музей, наслаждаясь красотой художественных полотен Рерихов и купаясь в атмосфере любви и уважения к великим соотечественникам. А что сейчас? Где, в каких подвалах или частных особняках находятся эти бесценные сокровища? Таковы результаты "работы" Министерства культуры на сегодня.
Ответить

Вернуться в «Защита имени, наследия Рерихов, МЦР и Е.П. Блаватской»