РПЦ и Русский космизм

Ответить
Аватара пользователя
Sergo
Сообщения: 442
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 14:29
Откуда: Ярославль
Контактная информация:

РПЦ и Русский космизм

Сообщение Sergo »

"...В середине февраля {2011 г.] в Твери открылась выставка «Дыхание Космоса» художника-космиста из Эстонии Олега Высоцкого. Около ста его картин привезли в наш город и разместили в залах Тверского городского музейно-выставочного центра сотрудники Тверской Рериховской организации. За несколько дней до открытия выставки на сайте Тверской епархии было размещено официальное обращение протоиерея Александра Шабанова: «Рериховская выставка как альтернативный день космонавтики? (реплика Тверского отделения Российской Ассоциации исследований религий и сект)». В обращении А.Шабанов обвиняет сотрудников выставочного центра в меркантильности, запугивает учителей и родителей, призывает их не приводить на выставку детей, оскорбляет творчество самого художника, ну и по старой привычке, не упускает возможность в очередной раз представить деятельность Тверской Рериховской организации в искаженном виде.

«Камни с неба падать не могут!» или как протоиерей Александр Шабанов запрещает созерцать Вселенную

Великий немецкий философ Иммануил Кант заметил однажды, что есть всего две вещи, достойные подлинного удивления и восхищения: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. Древние считали: и то, и другое неразрывно связано между собой. А многие выдающиеся мыслители утверждали, что основой этого неразрывного единства является человек – в нем в максимально сжатом виде природа сконцентрировала весь свой потенциал.

Вселенная – извечная загадка бытия – всегда звала человека к постижению бесконечного, вечного, неисчерпаемого. Познание есть непрерывное преодоление границ неведомого. И как только достигнута его очередная ступень, за ней предстают новые, неизведанные человеком горизонты. Но, как мудро заметил русский мыслитель Н.А.Бердяев в своей работе «Философия творчества», «сама постановка дерзкой задачи познать вселенную возможна лишь для того, кто сам есть вселенная, кто в силах противостоять вселенной как равный, как способный включить ее в себя». Такие пытливые, дерзновенные умы были во все времена, как и те, кто их преследовали. Наряду со служителями церкви среди гонителей были и представители науки, чьи вердикты порой противоречили даже очевидному. Так, двести пятьдесят лет тому назад Французская академия наук создала комиссию по борьбе с лженаукой. В академию из провинции был прислан метеорит, упавший посреди бела дня на поле на глазах многочисленных очевидцев. Решение академиков-экспертов гласило: «Камни с неба падать не могут!»

Невежество, присущее как религиозным ортодоксам, так и некоторым представителям науки, проявляется и в XXI веке. В середине февраля в Твери открылась выставка «Дыхание Космоса» художника-космиста из Эстонии Олега Высоцкого. Около ста его картин привезли в наш город и разместили в залах Тверского городского музейно-выставочного центра сотрудники Тверской Рериховской организации. За несколько дней до открытия выставки на сайте Тверской епархии было размещено официальное обращение протоиерея Александра Шабанова: «Рериховская выставка как альтернативный день космонавтики? (реплика Тверского отделения Российской Ассоциации исследований религий и сект)». В обращении А.Шабанов обвиняет сотрудников выставочного центра в меркантильности, запугивает учителей и родителей, призывает их не приводить на выставку детей, оскорбляет творчество самого художника, ну и по старой привычке, не упускает возможность в очередной раз представить деятельность Тверской Рериховской организации в искаженном виде. При этом служитель Православия, обращаясь к горожанам от лица Тверского отделения РАЦИРС, не чурается жаргона, присущего желтой прессе.

Познакомиться с подлинниками картин Высоцкого представитель Тверской епархии не пожелал. Он «оценил» творчество художника по Интернету (!), а существующее о картинах мнение тех, кто видел их воочию, представил читателям в своем комментарии как нечто непонятное и пугающее.

Вся информация о Высоцком, его многочисленных выставках в музеях разных городов и стран, отзывы о творчестве художника доступны в Интернете. Поскольку А.Шабанов, по его словам, туда заглядывал, то не мог всего этого не видеть. Там же он мог познакомиться и с описанием сложной техники создания художником своих картин, прежде чем невежественно о ней отзываться.

В последние годы Олег Высоцкий все больше обращается к космической теме. Космизм являет собою целый пласт культуры, включающий работы известных философов и ученых, творчество художников, поэтов и музыкантов. Этому философскому и художественному направлению присуще отображение единства человека и Космоса, нашего внутреннего духовного мира и мира Вселенной, преображение мира и человечества через красоту искусства.

Именно идея космизма о единстве человека и Вселенной не дает покоя протоиерею Шабанову. Вселенная для него холодная и бездушная. А от его познаний в области русского космизма остается только развести руками. Ведь этому направлению философской мысли посвящено огромное количество публикаций, написана не одна диссертация. Но, видимо, не выгодно Шабанову замечать научные исследования российских ученых по данной теме, и он навязывает читателю свои домыслы о возникновении и развитии русского козмизма, при этом попутно оскорбляя выдающегося исследователя карело-финского эпоса «Калевала» Элиаса Леннрота.

Одним из ярких представителей русского космизма в живописи в начале ХХ века был Н.К.Рерих, чье творчество глубоко пронизано космическим мировоззрением, идеи которого изложены в учении Живой Этики. «По мере познания глубины и многомерности творческого наследия семьи Рерихов интерес к Рериху-мыслителю будет становиться все напряженнее, ведь Рерих не только призывал к изучению внутреннего, глубинно-творческого потенциала человека, но в самом развертывании своих дарований напоминал о радости духовно-просветленной жизни и об ответственности людей за судьбы Земли, Космоса и Культуры», – пишет к.ф.н. Трофимова Е.А. в своей работе «Космизм Николая Рериха: мощь устремленного духа». [1]

В этом ключе необходимо рассматривать и Живую Этику – учение, пришедшее в мир в начале ХХ века через семью Рерихов. «Идеи Живой Этики не были ни отвлеченными, ни абстрактными. Сложившись в природном космическом потоке, вобрав в себя самое ценное из прошлого и настоящего человечества, объединив в себе мысль Востока и Запада, научное и вненаучное знание, они несли огромный энергетический заряд действенности, устремляя человечество к будущему, к духовному совершенствованию и эволюционному продвижению. Живая Этика способствовала такому пониманию человеком событий, говоря словами Н.Рериха, «которое бы отражало суть и основу всей Вселенной»», – отмечает генеральный директор Музея им. Н.К.Рериха, академик Л.В.Шапошникова. [2]

У Шабанова представление о Живой Этике совершенно иное. Извращая концепцию учения, протоиерей пытается заручиться «светской» поддержкой, ссылаясь на статью к.ф.н. Л.И.Фесенковой «Сциентизация эзотерики и псевдонаука». Автор упомянутой статьи, претендуя на научность, искажает идеи Живой Этики так, что встает вопрос, а знакома ли она с исследуемым материалом? Ее мнение больше похоже на подборку фрагментов из высказываний тех, кто по разным соображениям старается данное учение дискредитировать. Да и можно ли серьезно воспринимать исследования Л.И.Фесенковой, для которой атрибутами свободы человека являются … «теплые застолья с пивом»? Критику ее представления об основах Живой Этики можно посмотреть здесь:

http://yro.narod.ru/zaschitim/VV_Frolov ... nkova1.htm

По мнению современных ученых В.В.Фролова и Л.М.Гиндилиса, Живая Этика, как и всякое глубокое философское учение, содержит несколько пластов знания и требует серьезного изучения, осознания и понимания. Возможны разные подходы, оценки и интерпретации, необходимы научные творческие дискуссии. Но при этом два условия, обязательные для любой научной дискуссии, непременно должны быть выполнены: знание предмета дискуссии и добросовестный объективный анализ.[3]

К сожалению, ни то, ни другое со стороны противников учения не наблюдается. Наоборот, стараясь не допустить распространения идей Живой Этики, они занимаются умалением творчества семьи Рерихов.

Так, А.Шабанов, говоря с иронией о творчестве признанного во всем мире художника Рериха, ссылается на якобы нелестные высказывания И.Е.Репина и М.А.Волошина о картинах Николая Константиновича и … не приводит ни одного (!) из существующих многочисленных восторженных отзывов признанных деятелей искусства – художников, композиторов, философов, театральных постановщиков. Да и об истинном отношении Репина и Волошина он до конца не договаривает, вырывая из контекста выгодные для негативной оценки слова, как и не говорит о том, в какое время они были произнесены или написаны. Утруждать себя долгими поисками «фактов» протоиерею, скорее всего, не пришлось. На этом поприще путь давно уже проложен протодьяконом Кураевым. Тот, будучи еще дьяконом, сочинил толстую книгу под названием «Сатанизм для интеллигенции», в которой преподавал уроки искажения истины.

Обратимся к другим источникам и первоисточникам. Как пишет биограф Н.К.Рериха П.Ф.Беликов [4], И.Е.Репин рекомендовал совету Академии художеств не приобретать рериховскую картину «Сходятся старцы» для своего музея. В пояснениях В.В.Стасову Илья Ефимович отметил способности и даровитость художника, присущие ему чувство красок, тона, колорита и известную поэтичность, но при этом справедливо заметил, что тот мало учился и плохо рисует. Отсюда и слова маститого художника о «недоучке». Николай Рерих был в то время молодым человеком и только начинал свой путь в живописи. Можно ли этими словами Репина оценивать все творчество Рериха-художника, которое после этого совершенствовалось еще пять десятков лет?

Ссылаясь на слова Максимилиана Волошина о картинах Н.К.Рериха, А.Шабанов, очевидно, имеет в виду его статью «Архаизм в русской живописи», написанную в 1909 г. [5] В ней поэт высказывается о творчестве Рериха, Богаевского и Бакста. Причем он не критикует Рериха, а высказывает свою точку зрения на истоки творчества трех художников. При сравнении Волошин приходит к выводу, что символика их живописи исходит соответственно из камня, дерева и человека.

Если подобное отношение со стороны представителей РПЦ можно хоть как-то объяснить борьбой за идеологию (не оправдывая их методов), то околонаучные фантазии некоторых ученых, просто поражают. Ведь ВАКом утверждены уже десятки диссертаций о творчестве Рерихов, русском космизме и Живой Этике! (примечание: в конце статьи приводится ряд диссертаций по данной теме).

Протоиерея Шабанова волнует вопрос: можно ли писать с заглавной буквы слово «культура»? Очевидно, это зависит от того, какой смысл в него вкладывается. Еще в 1964 г. американские исследователи А.Кребер и К.Клакхон собрали 257 определений культуры. Эта цифра со временем только растет. Нет недостатка в определениях культуры и в отечественной философии. Только одно это ярко свидетельствует о том, сколь сложен данный феномен.

Д.ф.н., профессор В.В.Фролов отмечает, проблема влияния культуры на духовное преображение человека всегда вдохновляла на исследования выдающихся мыслителей. От того, как понималась ими культура, зависело их видение самых сокровенных и тончайших граней духовного развития человека. Н.К.Рерих разработал оригинальную концепцию культуры. Его понимание было не только выдающимся духовным достижением, но и проявлением самых светлых сторон Мироздания и человеческой природы. [6] Поэтому далеко не случайно в своих трудах, пронизанных гуманистическими идеями Живой Этики, выдающийся мыслитель Н.К.Рерих сложил многоцветную палитру высших форм проявления культуры:

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.

Если соберём все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты». [7]

Выбор – устремиться к познанию Вселенной или перекрыть себе дорогу к дальнейшему эволюционному развитию – каждый делает сам. От этого выбора зависит, кто станет вестником для человека на его пути – передовые мысли великих исследователей, постигающих неизведанное, или пасквили тех, кто, выражаясь словами Артура Шопенгауэра, «принимает конец своего кругозора за конец света».



И.Вахонина



--------------------------------------------------------------------------------


Примечания:

1. Трофимова Е.А. Космизм Николая Рериха: мощь устремленного духа // Личность. Культура. Общество. Т.5. Спец. Вып. 1–2 (19–20). Москва, 2003 г. С.184–200.
2. Л.В.Шапошникова. Философия Космической реальности // Бюллетень комиссии по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского / Комисс. РАН. Вып. 18. М.: Наука, 2005. С. 82–98. http://www.icr.su/rus/evolution/ethics/
3. Л.М.Гиндилис, В.В.Фролов. Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы, публикации в прессе. Очерки. М.: МЦР., 2001. Т. 1. С. 665. http://www.icr.su/sbt1/sbt1gl6_6.htm
4. Беликов П.Ф., Князева В.П. Николай Константинович Рерих. Самара: Агни, 1996. С. 40.
5. Максимилиан Волошин. Архаизм в русской живописи // Аполлонъ. №1, 1909. http://az.lib.ru/w/woloshin_m_a/text_0420oldorfo.shtml
6. В.В.Фролов. Расширение сознания ученого и использование идей Живой Этики в научных исследованиях // Живая Этика и наука: матер. Междун. научно-общ. конфер. М.: МЦР, 2008. С. 636–637. http://lib.icr.su/node/935
7. Рерих Н.К. Культура – почитание Света // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1994. С. 41.




Список диссертаций:

Короткина Л.В. Проблема синтеза искусств в творчестве Н.К.Рериха (1890–1916 г.г.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена. СПб., 1983.

Короткина Л.В. «Восток–Запад» в живописи Николая Рериха. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена. СПб., 2001.

Фролова Н.А. Общественная и культурно-просветительская деятельность Н.К.Рериха в период 1893–1918 г.г. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина. СПб., 2006.

Волков В.В. Философия культуры Н.К.Рериха. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Тверь, 1998.

Кудрявцева С.М. Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении (на основе Рериховской концепции эстетического воспитания). Диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Московский государственный открытый педагогический университет (МГОПУ). Москва, 2000.

Магомедова А.Д. Педагогические возможности использования творческого наследия Н.К.Рериха в духовно-нравственном развитии личности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Махачкала, 2006.

Осипова Л.Н. Общественно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Е.И.Рерих (1879–1955). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Саранск, 1999.

Лащенко. Н.Д. Философско-педагогические взгляды Е.И.Рерих. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Белгородский государственный университет. Белгород, 2001.

Трофимова Е.А. Этическое учение Н.К.Рериха. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ленинградский государственный университет (ЛГУ). Ленинград, 1990.

Соколов В.Г. Парадигма культуры в философском наследии Е.И.Рерих и Н.К.Рериха. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Харьковская государственная академия культуры. Харьков, 2008.

Мороз Т.И. Чувствознание и его роль в познании. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Кемерово, 2005.

Павлов А.Ю. Концептуальные основания онтологии и гносеологии в Живой Этике. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Барнаул, 2004.

Шишин М.Ю. Ноосферная концепция культуры. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Барнаул, 2003.

Андреева А.Г. Педагогические основы духовного воспитания в Учении Живой Этики. Диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Московский государственный открытый педагогический университет. М.,1996.

Новиков А.А. Концепция нового человека в учении Живой Этики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, 2006.

Шаров Д.А. Живая Этика Рерихов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Институт философии РАН. Москва, 1994.

Перекусихина Н.А. Педагогическая концепция русского космизма. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Москва, 2004.

Парфенова А.И. Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX – начала XX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук. СПб., 2001.

Овечкина И.С. Космизм и русское искусство первой трети XX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. Краснодарский государственный университет культуры и искусства. Краснодар, 1999.

Турпак Н.В. Проблема единства человека и мира в украинской и российской философской культуре (идея космизма). Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. К., 1993.

См. также:

Земля все-таки вертится!
http://www.toroo.ru/protection/church2.html

Сообщение Портала «Credo.ru»: Представитель Тверской епархии РПЦ МП на краеведческой конференции расклеивал на стендах фотовыставки стикеры «Осторожно, секта!»
http://www.toroo.ru/protection/church3.html

Статья А.Ратникова «Наступление Дворкина на культуру продолжается»
http://www.toroo.ru/protection/church4.html

Обращение культурной общественности в связи с публикацией интервью дьякона А.Кураева в газете «Тверская жизнь»
http://www.toroo.ru/protection/church5.html

Комментарий Тверской областной Рериховской общественной организации по поводу очередных измышлений представителей РПЦ города Омутнинска
http://www.toroo.ru/protection/church6.html
Аватара пользователя
Sergo
Сообщения: 442
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 14:29
Откуда: Ярославль
Контактная информация:

Дальнейшее развитие сюжета

Сообщение Sergo »

Источник: "Афанасий-биржа", 2.03.2011.
Художественная выставка в Твери вызвала конфликт между Тверской епархией и Рериховским обществом
http://www.afanasy.biz/news/culture/ind ... T_ID=28217
Аватара пользователя
Sergo
Сообщения: 442
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 14:29
Откуда: Ярославль
Контактная информация:

И еще ....

Сообщение Sergo »

Источник: Информационное агентство "TverNews", 2.03.2011

«Камни с неба падать не могут!», или Как протоиерей Александр Шабанов запрещает созерцать Вселенную
http://www.tvernews.ru/news/19647.html

См. также:

Тверское информационное агентство, 2.03.2011.
http://www.tvernews.ru/news/19647.html
Аватара пользователя
Екатерина
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 17 мар 2010, 19:26
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Re: РПЦ и Русский космизм

Сообщение Екатерина »

«Православию чужды, — писал митрополит Кирилл, — представления о мироздании, как некоей энергетической системе и неизвестны “законы космической эволюции”».

"Но источником энергии является Бог - Творец Мира. Это колоссальной силы энергетическая субстанция. И без этой энергетической поддержки не существовало бы Вселенной.
Существует второй закон термодинамики, хорошо известный ученым, который говорит о том, что система, не поддерживаемая извне, в первую очередь энергетически, разрушается, не способна существовать. Почему-то мы с легкостью оперируем такими законами по отношению к физическим процессам, но когда речь идет о духовной жизни, вдруг становимся абсолютно бесчувственными".

Тот же митрополит Кирилл. здесь на 40-ой минуте
Ирис
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 17:34

Re: РПЦ и Русский космизм

Сообщение Ирис »

Екатерина, эти слова митрополит Кирил процитировал из письма, написанного РПЦ в адрес Международного Центра Рерихов за подписью птриарха Алексия II. В своем интервью Российской газете 27 июля 2011, когда разговор коснулся церкви, Людмила Васильевна Шапошникова сделала ссылку именно на эту фразу патриарха Алексия II, сказав далее следующее: «Новое в церкви всегда вызывало яростную реакцию отрицания и нападок. И до сегодняшнего дня продолжается. <…> "Чуждо" и "Неизвестно"... Хотя она не научная организация, по существу она не имеет к этим вопросам никакого отношения. Ну чем не Средневековье? Хочу обратить внимание еще на одну особенность. "Живая Этика" является не религией, а философским Учением, которое себя реализует не через религию и веру, а через науку. Никто и ничто не могут остановить течение человеческой мысли, а ее магистральное направление идет по направлению к созданию нового мышления, нового сознания и новых ценностей, которые нами должны быть приняты и реализованы на пути космической эволюции человечества».
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: РПЦ и Русский космизм

Сообщение Valentina »

http://russkievesti.ru/novosti/religiya ... -rpcz.html
Список книг, против которых выступала РПЦ
Изображение
Данный список содержит литературные произведения (как научные работы, так и художественные), которые в разное время были запрещены или не рекомендованы к прочтению Русской православной церковью. Формы осуждения указанных ниже книг варьируются от полного запрета книги или присвоения ей статуса «не рекомендуемой к прочтению» в каталоге нежелательных книг, до критики отдельными членами РПЦ в средствах массовой информации и пикетов.
Астрономия

Михаил Васильевич Ломоносов
Камиль ФламмарионФонтенель. «Разговор о множестве миров». Книга была издана в 1740 году, по инициативе Михаила Ломоносова. Священный синод признал книгу «противной вере и нравственности», впоследствии, произведение было ихъято и уничтожено.[1] Священнослужители спрашивали:[2]

Если бы планета Марс имела обитателей, то кто бы их крестил?

Согласно их мнению, книгу следовало «везде отобрать и прислать в Синод», а Петербургской Академия наук следовало запретить печатать, «как о множестве миров, так и о всём другом, вере святой противном».[2].

Астрономический календарь Академии наук. Изъят из продажи в 1743 году по причине того, что Синод в нем обнаружил сведения «относительно Луны и прочих планет», которые, по мнению представителей Синода, «к соблазну народному склонны». Синод потребовал в дальнейшем печатать календари только с его «апробации» [3].

Александр Поуп. «Опыт о человеке». Поэма была переведена учеником М. Ломоносова под руководством последнего. В 1756 году ее намеревался издать Московский университет.[4] В этой книге автор выступал против средневековых научных взглядов о строении вселенной, что вызвало резкие негативные высказывания различных духовных цензоров, которые нашли в книге «зловредные идеи Коперника о множестве миров, противные Священному писанию», в результате чего книга была запрещена. «Исправлять» книгу взялся московский митрополит Амвросий, который переделал поэму Поупа, заменив стихи, в которых говорилось о множестве миров и коперниковской системе, своими стихами. В таком искаженном виде книга и была издана в 1757 году.[5]

Михаил Ломоносов. Научно-художественный журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие». Журнал был закрыт в 1764 году по причине того, что в нем публиковались статьи по астрономии, которые, по мнению священнослужителей, «вере святой противные и с честными нравами несогласные».[6]

Камиль Фламмарион. «Мир до создания человека». Книга запрещена в 1886 году по настоянию духовенства из-за того, что в ней «опровергается» библейское учение о сотворении человека, а также подрываются религиозные устои.[7]

Биология

Эрнст Генрих ГеккельЭрнест Геккель. «Естественная история мироздания». Была запрещена в 1873 году. По мнению духовных цензоров, автор «глумился над библейскими сказаниями о происхождении мира и человека».[8]

Эрнест Геккель. «История племенного развития организмов». В 1879—1880 годах запрещена и сожжена[8].

Чарльз Дарвин. «Происхождение видов» и другие работы. Труды преследовались и уничтожались. В частности, в 1895 году за «материалистический характер» запретили книгу Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».[9].Священники, борясь против учения Дарвина, выступали против дарвинизма в своих проповедях, печатали статьи в журналах, книги, называли учение Дарвина «богохульным» и совершая попытки доказать его «ненаучность», обвиняли Дарвина в разрушении нравственности. Цензура беспрепятственно печатает статьи против теории Дарвина, а опровержение на них оставляет в своих архивах.[10]

С. Альберт. «Чарлз Дарвин и его учение». В 1890 году запрещена и уничтожена. Духовные цензоры называли книгу «катехизисом материалистического отрицания религиозных идей» [3][11].

Эрнст Геккель. «Мировые загадки». В 1902 и 1906 годах были сожжёны два тиража книги, так как в книге «красной нитью проходила идея животного происхождения человека». За «дерзкие выходки против высочайших предметов христианского почитания» эта книга числилась в черных списках ещё в 1916 году [11].

Медицина

Митрополит Исидор
Иван Михайлович СеченовИ. М. Сеченов. «Рефлексы головного мозга». В 1866 году «за изложение самых крайних материалистических взглядов» на книгу был наложен арест[12].

Петербургский митрополит Исидор попросил Синод сослать Сеченова «для смирения и исправления» в Соловецкий монастырь «за предерзостное душепагубное и вредоносное учение». Впоследствии арест на книгу был снят, но до 1894 года она все еще числилась в списках книг, запрещённых для хранения в библиотеках. Автора книги зачислили в число «неблагонадежных» и запретили ему читать лекции для народа.[3][13]

История

Николай Иванович КостомаровН. И. Костомаров. «О причинах и характере Унии в Западной России». Запрещена в 1842 году.Архиепископ Иннокентий (Борисов) нашёл в книге «множество дерзких выражений насчёт восточной церкви и ее патриархов»[14]. Мнение архиепископа поддержал министр просвещения С. С. Уваров. В результате, все экземпляры диссертации, которые удалось собрать были сожжены.[2]

Георг Финлей. «Византийская история с 716 по 1453 год». В марте 1879 года уничтожены все 580 экземпляров книги, в которой найдены, согласно представителям православной церкви, «мысли, направленные против некоторых учений православной церкви» [15].

«Общедоступный календарь» Академии Наук. В 1879 году, уничтожены 5000 экземпляров «Общедоступного календаря», изданного Академией Наук, из-за статьи о средневековой инквизиции.[16]

Философия

Людвиг Андреас ФейербахЖ.-Ж. Руссо. «Размышления о величии божьем, его промысле и человеке», «Исповедь» и др. При Екатерине II ряд произведений был запрещен за «неудовлетворительные религиозные понятия»[17] за «изложение опасной теории материализма» запрещены труды Дидро.[18]

Гольбах. «Обеденные беседы». В 1830 году духовная цензура запретила книгу за наличие идей, «противных христианской нравственности, правительству и религии» [19] Другую книгу Гольбаха, «Система природы», считавшуюся «библией материализма», ещё в 1770 году предали огню католические инквизиторы и с тех пор её неоднократно запрещали и в России. В 1898 году опасаясь «адского» действия этой книги, разрушавшей, по словам духовных цензоров, основные начала религии, духовные власти настояли на её уничтожении.[3]. Работа, посвященная рассмотрению учения социалистов-утопистов Сен-Симона, Шарля Фурье и Роберта Оуэна. В 1840-х годах была задержана духовным цензором. Цензор сомневался в том, «чтобы критические замечания автора могли решительно уничтожить вредное», по его мнению, «влияние» выдающихся мыслителей [20].

Гольбах. «Система природы». В 1841 году книга запрещена из-за «резкого материализма, знаменующего эту философию, отрицающего бытие божие и разрушающего основные начала веры, политики и нравственности» [20].

Фейербах. «История новой философии от Бэкона до Спинозы». В 1860 году книга была запрещена.[21]

Вольтер. «Философия истории». В 1868 году книга была уничтожена из-за того, что духовные цензоры обнаружили в ней «глумление над истинами и опровержение священного писания».[22]

Гельвеций. «О человеке, его духовных силах и воспитания». Запрещена в 1871 году. Запрещая эту книгу защитники православной церкви писали: «Презрение и отвержение, с которым автор отзывается о религии и ее служителях и совершенно материалистический взгляд его на воспитание… противны уставу о цензуре» [23].

Томас ГоббсТ. Гоббс. «Левиафан, или о сущности, форме и власти государства». В 1874 году по требованию Синода было полностью уничтожено российское издание книги [24].

Вольтер. «Сатирические и философские диалоги». Книга уничтожена в 1890 году. В 1893 году уничтожены его поэтические произведения, в которых были найдены «антирелигиозные тенденции» [25].

Вольтер. «Вавилонская принцесса». В 1896 году православный цензор запретил публикацию книги, ссылаясь на то, что произведения Вольтера «были одной из причин, подготовивших революцию во Франции и давших ей антирелигиозный характер. У нас они должны оказывать то же влияние; только круг их влияния у нас теснее; он ограничится почти исключительно пресловутою интеллигенциею. Но желательно, чтобы и интеллигенция не подвергалась опасным влияниям».[26]

Работы А. И. Герцена. Под цензурным запретом были произведения, в которых он разоблачал реакционную сущность православной церкви, защиту ею самодержавия и помещиков. В 1893 году духовная цензура не допустила издания сочинений Герцена, причиной чему послужил «атеизм А. И. Герцена и его социальные идеи». Представители духовного ведомства в издаваемых ими брошюрах называли Герцена «богоотступником и врагом христианской веры, противником православия». Против Герцена был выпущен ряд клеветнических брошюр, в том числе книга цензора Николая Елагина, в написании которой принимал участие митрополит Филарет (Дроздов). Петербургский митрополит Григорий даже внес в Синод предложение предать Герцена анафеме, но это предложение так и не было реализовано [27].

Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». В 1888 году книга была запрещена.

Фридрих Энгельс. «Принципы коммунизма». Книга запрещена в 1914 году Фридрих Энгельс. «От классического идеализма к диалектическому материализму». В 1915 году книгу признали «кощунственной»; весь тираж этой книги был уничтожен [28].

Художественная литература

Николай Иванович НовиковРаботы Н. И. Новикова. В книгах резко критиковались религиозный фанатизм и суеверия. По доносу протоиерея московского Архангельского собора Петра Алексеева, книги, изданные Новиковым, конфисковали, а самого его арестовали и на 15 лет заключили в Шлиссельбургскую крепость за оппозиционное отношение к самодержавию, активную просветительную деятельность и критику религии и церкви [3].

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Изложенные в книги взгляды были найдены «противными закону божьему, десяти заповедям, Священному писанию, православию и гражданскому закону». Книгу Радищева уничтожили, а его как «бунтовщика хуже Пугачева» приговорили к смертной казни, которая была заменена 10-летней каторгой. Спустя сто лет после смерти Радищева эта книга все еще подверглась осуждению со стороны церкви: в 1903 году духовные цензоры нашли, что она все еще опасна для религии и церкви, что она подрывает авторитет светской и духовной власти, и потому весь напечатанный тираж был уничтожен.[3]


Александр Сергеевич ПушкинСочинения Г. Р. Державина, А. Д. Кантемира, А. С. Пушкина, В. Г. Белинского, М. Шенье, В. Гюго, О. Бальзака. В 1840-х годах по религиозным мотивам были внесены в список запрещенных книг.[29]. В 1847 году было отдано распоряжение, по возможности, «вовсе не допускать» к изданию французские романы и повести, несмотря на то что они при переводах «до такой степени переделываются, что в них не остается ничего вредного» [30].

А. Н. Афанасьев. «Народные русские легенды, собранные Афанасьевым». В 1860 году после издания сборника Обер-прокурор Святейшего Синода граф А. П. Толстой направил письмо министру Народного просвещения:

По поводу изданной (т. е., пропущенной цензором Наумовым) книги господина Афанасьева под заглавием: «Русские народные легенды» высокопросвещенныймитропо лит Филарет обратился ко мне с письмом, в котором изъяснил, что… к имени Христа Спасителя и святых в сей книге прибавлены сказки, оскорбляющие благочестивые чувства, нравственность и приличие, и что необходимо отыскать средство к охранению религии и нравственности от печатного кощунства и поругания.[31]

В результате распоряжением Главного управления цензуры было предписано запретить к перепечатыванию новые издания книги «Народные русские легенды, собранные Афанасьевым», а 5000 уже отпечатанных экземпляров были уничтожены.[14]

Н. В. Гоголь. Полное собрание сочинений. В 1853 году по требованию духовных властей из его произведений исключили многие места, которые были найдены оскорбительными для церкви.[3]

Произведения М. Н. Загоскина. Московский митрополит Филарет (Дроздов) (причислен к лику святых в 1994 году) нашел в них «смешение» церковных и светских предметов, в итоге автору пришлось основательно переделать свои произведения.[32][33]


Жюль ВернТакже митрополит Филарет одобрил действия ректора Троицкой духовной семинарии Саввы, который, узнав, что у семинаристов есть печатные и рукописные сочинения Гоголя, Лермонтова, Пушкина, Белинского и других, ночью сделал обыск и все отобранные книги распорядился предать «торжественному сожжению» во дворе академии в присутствии преподавателей и учащихся.[34] Впоследствии Савва стал помощником митрополита.


Максим ГорькийЖюль Верн «Путешествие к центру Земли». В 60-х годах XIX века издание было запрещено, так как духовные цензоры нашли в нем антирелигиозные идеи, а также опасность уничтожения доверия к Священному писанию и духовенству.[3]

Н. С. Лесков. Собрание сочинений. В 1889 году при издании собрания сочинений духовная цензура «растерзала» шестой том, в котором были собраны произведения из жизни духовенства. Весь тираж книги уничтожили. Н. С. Лесков назвал эту расправу «подлым самочинством и самовластием со стороны всякого прохвоста» [35].

Произведения Максима Горького. Представители духовной цензуры обвинили автора в том, что в центре своих произведений он ставит не дух, а тело, чем и подрывает религиозные устои общества, называя Горького «литературным язычником». В 1910 году казанский миссионерский съезд заявил, что А. М. Горький, Л. Н. Андреев и другие «литературные язычники» «создали уже и продолжают усиливать среди общества атмосферу безбожия» [36].

Произведения Генриха Гейне. Почти все сочинения автора подвергались «строгому запрещению», так так православная церковь видела в них разрушительную силу для «веры и правительства» [37].

Произведения Гюстава Флобера, Анатоля Франса, Эмиля Золя, Анри Барбюса. Книги были запрещены из-за того, что духовные власти обнаружили в них «кощунственные и богохульные» мысли, глумление над христианством.[3]


Лев Николаевич ТолстойПроизведения Л. Н. Толстого: По настоянию обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева, лично следившего за литературной деятельностью Л. Н. Толстого, многие произведения писателя, как противные учению и духу христианства, не увидели света в свое время. Еще в 1901 году за «неуважительные отзывы о православной церкви и христианстве» Синод добился запрещения романа Толстого «Воскресение».[3]

О. Иоанн Кронштадтский называл Толстого предтечею антихриста и даже самим антихристом, а его борьбу с Церковью — делом дьявольским.[38][39] Как писал Я. Илляшевич (псевдоним — И. К. Сурский) в своей книге «Отец Иоанн Кронштадский» о. Иоанн предсказывал «лютую кончину» писателя.

Иоанн Кронштадтский, отвечая на обращение Толстого к духовенству, писал:

Поднялась же рука Толстого написать такую гнусную клевету на Россию, на её правительство!.. Дерзкий, отъявленный безбожник, подобный Иуде предателю… Толстой извратил свою нравственную личность до уродливости, до омерзения… знакомство с западными безбожниками ещё более помогло ему стать на этот страшный путь…[40]

2 февраля 1901 года Л. Н. Толстого отлучили от церкви. Из Определение Синода:

В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного Живого Бога, во Святой Троице славимого, создателя и промыслителя Вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человек и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает божественное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы, Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию.

Современность

Павел Флоренский. Произведения Льва Толстого, Николая Рериха, Владимира Соловьева, о. Сергия Булгакова, о. Павла Флоренского. Книги были сожжены 14 мая 1995 года в Москве. В этом аутодафе, которое даже показывали по телевидению, приняли участие отец Олег Стеняев и епископ Истринский Арсений (Епифанов), викарий Патриарха Алексия II. Костёр был организован прямо во дворе храма.


Как сообщил Александр Верховский, вице-президент Информационно-исследовательского центра «Панорама», сожжения книг богословов, неприемлемых для фундаменталистов, уже не раз проводились в ряде монастырей, но эти случаи не были преданы публичной огласке[41].

Детская Библия. В феврале 1997 года по информации А. Верховского в посёлке Семхоз (Московская область) протоиерей Георгий Студенов, настоятель храма Архангела Михаила в Тропарёве, и о. Владимир Ригин, сотрудник аппарата Московской патриархии, сожгли порядка 300 «Детских Библий», подаренных баптистами[41].

Работы Александра Шмемана, Иоанна Мейендорфа, Николая Афанасьева и протоиерея Александра Меня. 5 мая 1998 года по распоряжению епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона из библиотеки и у студентов епархиального Духовного училища были изъяты книги известных православных богословов XX века и сожжены во дворе училища. После этого трём священникам епархии было предложено проклясть «ереси» вышеупомянутых авторов, закрепив это присягой перед Крестом и Евангелием[42]. Позднее в журнале Якова Кротова появилась информация, что[43]

было сожжено четыре книги, которые по авторству приписывать можно Меню, но на них не было пометок священноначалия о том, что они изданы по благословению, а проповеди, которые они содержали, содержали явно натяжки в совершенно вольной трактовке Священного Предания.

Книги Э. Радзинского, книга Д. Брауна «Код да Винчи». Известными стали акции по сожжению книг организованные Союзом православных хоругвеносцев (СПХ, организация создана в 1992 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва)) во главе с Леонидом Симонович-Никшичем, награжденным орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского 3-й степени[44]. «Как там было красиво! Высокий столб огня! Пейзаж, как у Брейгеля!» — позже вспоминали организаторы акции[45].

Гарри Поттер[46][47]. В 2003 году Русская православная церковь выступила с осуждением серии книг о Гарри Поттере. В частности, было сказано о том, что «Гарри Поттер может приучить детей к общению со злом, к увлечению магией, скрытностью и бесовщиной»[48]. Спустя пять лет, в 2007 году, в преддверии выхода в свет очередного тома романа о Гарри Поттере Союзом православных хоругвеносцев была проведена акция против «пропаганды оккультно-магических идей под видом детских книжек». «Сожжение богопротивной книги о Гарри Поттере было проведено на Берсеневской набережной в Москве напротив Храма Христа Спасителя. Подойдя к Патриаршему мосту с пением тропаря Кресту Господню, хоругвеносцы на глазах у изумленной публики разорвали на части, бросили на каменный парапет, а затем сожгли книгу о Поттере», — сообщила пресс-служба СПХ. Лидер СПХ и Союза православных братств Леонид Симонович-Никшич так охарактеризовал творчество автора «Гарри Потера» Джоан Роулинг, получившей литературную премию Хьюго, а также орден Почётного легиона Франции:

Это не написание добрых книжечек о героическом подростке, а самое настоящее чернокнижие, через которое в души детей вливают идеи зла, сатанизма и колдовства. Книги о Гарри Поттере учат подрастающее поколение, что благодаря колдовству и прочим «волшебствам» можно якобы достичь каких-то благих целей. Таким образом, происходит лукавая подмена, обман: за красивой глянцевой оберткой скрывается духовная отрава, оставляющая свои ядовитые следы в людских душах на многие годы. Именно так готовят человечество к приходу сына погибели — антихриста.[49]

Примечания
1.? П. П. Пекарский. История Академии наук. Т. II. СПб.: 1873. С. 603—604.
2.? 1 2 3 Шацкий Е. Церковь, наука и просвещение в России XIX в. // Библиотека Я. Кротова
3.? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Грекулов Е. Ф. Духовная цензура и ее борьба против науки / Православная церковь—враг просвещения. — М., 1962.
4.? Белокуров С. А. О библиотеке московских государей в XVI столетии. — М., 1899. — С. 409
5.? Белокуров С. А. О библиотеке московских государей в XVI столетии. — М., 1899. — С. 409; Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. — М.: Наука, 1964; Шацкий А. Церковь, наука и просвещение в России XIX в.
6.? Чтения общества истории и древности российских. Кн. 1. М.: 1867. С. 7—8.
7.? «Архивное дело», 1930, № 1 (45), стр. 90. Цит. по: Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. — М.: Наука, 1964
8.? 1 2 Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855—1905 гг. Л.: 1945. С. 184, диссертация.
9.? Архивное дело, № 1 (45). С. 89.
10.? Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 479, 483, 485, 492—494
11.? 1 2 Вопросы истории религии и атеизма, 1960, № 7. С. 411—421
12.? Материалы по пересмотру действующих постановлений цензуры и печати. Ч. I. СПб.: 1870. С. 499—505
13.? В. Прокофьев. Атеизм русских революционных демократов. M.: 1965. С. 88
14.? 1 2 Добровольский Л. Л.. Запрещенная книга в России: 1825—1904: Архивно-библиографические изыскания. — М., 1962
15.? Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855—1905 гг. Л.: 1945. С. 306, диссертация.
16.? Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855—1905 гг. Л.: 1945. С. 311, диссертация.
17.? А. Каганова. Французская буржуазная революция и современная русская пресса // Вопросы истории, № 7, 1937
18.? Книжные новости, № 18, 1937. С. 64
19.? А. Котович. История духовной цензуры. СПб.: 1909. С. 457
20.? 1 2 Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 469.
21.? Вопросы философии, № 9, 1958. С. 89.
22.? Архивное дело, № 1 (45), 1938. С. 93. Цит. по: Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. — М.,1964
23.? «Архивное дело», № 1 (45), 1938, стр. 86. Цит. по: Грекулов Е. Ф. Православная церковь — враг просвещения. М., 1962
24.? Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855—1905 гг. Л.: 1945. С. 306. См. также: Грекулов Е. Ф. Православная церковь — враг просвещения. — М., 1962
25.? 23. «Архивное дело», № 1 (45), 1938, стр. 93. Цит. по: Грекулов Е. Ф. Православная церковь — враг просвещения.
26.? ЦГИАЛ, ф. 777, оп. 4, ед. хр. 149, 1896 г., л. 2 об. — 3. Цит. по: Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 494—495
27.? Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 475
28.? «Историк-марксист», кн. 8 — 9, 1935, стр. 65 — 88.
29.? Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 469—470
30.? Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 466
31.? Пропп В. Я. Предисловие // Народные русские сказки в трех томах. Т. 1. — М., 1957. — С. XII—XIII; Письмо Филарета см. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным, и церковно-государственным вопросам, издаваемое под ред. Преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. Том дополнит. СПб., 1887. — С. 527
32.? А. Котович. Духовная цензура в России. СПб., 1909, стр. 559.
33.? Русское православие: вехи истории. — М., 1989. — С. 470
34.? См.: Колокол, 1863. М., 1963, вып. 6, л. 161, с. 1329; цит. по: Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 481—482
35.? «Книжные новости», 1937, № 12. Цит. по: Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. — М., 1964
36.? Русское богатство, 1910, № 11, с. 147—148. Цит. по: Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 435. См. также: Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. — М., 1964
37.? ЦГИАЛ, ф. 772, оп. 1, ед. хр. 1398—1399. Цит. по: Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 470
38.? Архимандрит Тихон (Шевкунов). Споры о Толстом
39.? И. К. Сурский. Отец Иоанн Кронштадский
40.? Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л. Н. Толстого к духовенству
41.? 1 2 Александр Верховский, вице-президент Информационно-исследовательского центра Панорама, обозреватель газеты Русская мысль. Русская Православная Церковь и свобода выражения в светском обществе // Журнал «Индекс» (Досье на цензуру), № 11, 2000
42.? Верховский А. Русская Православная Церковь и свобода выражения в светском обществе
43.? Церковная жизнь в России: год 1997 и 1998
44.? pycckie.org: Лента Новостей. 2006 год от Р. Х.
45.? Леонид Симонович: Еретиков сжигать не можем, а книги будем // Агентство религиозной информации «Благовест», 20.07.2006
46.? Православной церкви не нравится Гарри Поттер (рус.). NEWSru.com (19 апреля 2002). — публикация. Проверено 31 марта 2010.
47.? Гарри Поттер глазами православных (рус.). Свято-Успенская Почаевская Лавра. — публикация. Проверено 31 марта 2010.
48.? Православная церковь обвиняет Гарри Поттера в бесовщине (рус.). «Книжная витрина» (20 июня 2002). — публикация. Проверено 31 марта 2010.
49.? Хоругвеносцы произвели публичное сожжение книги о Гарри Поттере // 10.10.2007


Ссылки
Наименование изданий, не рекомендованных к распространению (рус.). Издательский Совет Русской Православной Церкви. Проверено 7 апреля 2010.
РПЦ составила список запрещенных книг (рус.). Vlasti.net (11 марта 2010). — публикация. Проверено 31 марта 2010.
Анна Спицина Сомнительные отроки. Какие книги не рекомендует читать Православная Церковь (рус.). Vlasti.net (11 марта 2010). — публикация. Проверено 7 апреля 2010.
РПЦ назвала запрещенные книги (рус.). ВРС Новости (10 марта 2010). — публикация. Проверено 31 марта 2010.
РПЦ назвала книги, запрещенные по религиозным мотивам (рус.). news.read-only.org (10 марта 2010). — публикация. Проверено 7 апреля 2010.
Алексий Плужников Индекс запрещенных книг (рус.). Православная книга России (17 июня 2009 года). — статья, критикующая некоторые литературные произведения с позиции Русской православной церкви. Проверено 7 апреля 010.
Духовная цензура в России (рус.). «Великие люди — Атеисты» (10 марта 2010). — статья. Проверено 7 апреля 2010.
История цензуры в России XIX - XX вв. Деятельность цензоров-просветителей. (рус.). Pseudology (10 марта 2010). — публикация; значительная часть текста посвящена запрету книг со стороны духовенства. Проверено 7 апреля 2010.

Литература
Блюм А.В. Запрещенные книги русских писателей и литературоведов 1917-1991
Васильев А. В. По следам святых преступлений. М: Молодая гвардия, 1988.
Фрейданк Б. Ужасы «христианской» цивилизации. Письма буддийского ламы из Тибета. — Берлин, 1907. // Перев. на рус.: Гольденвейзер А. А. Письма буддиста к христианину. Журнал «Вегетарианское обозрение», № 5-10, 1910 г.
Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV—XVI вв., М., 1966.
Булгаков А. Г. «Святая инквизиция» в России до 1917 года. — М., 2001, 240 с.
Буркин Н. Монастыри в России. М., 1931.
Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. В 2 томах. — М: Индрик, 2000.
Гонтаев Н. М. Церковь и феодализм на Руси. М., 1930.
Гордиенко Н. С. Современное русское православие. — Л.: Лениздат, 1987.
Дмитриев А. Д. Инквизиция в России. М., 1937.
Дмитриев А. Д. Церковь и идея самодержавия в России. М., 1931.
Жирков Г. В. Период монополии цензуры Русской православной церкви / История цензуры в Росии XIX—XX вв. Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2001.
Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI века. М.—Л., 1955.
Каменев С. А. Церковь и просвещение в России. М., 1930.
Котович Ал. Духовная цензура в России. (1799—1855 гг.). — Спб., Типография «Родник», 1909.
Кизеветтер, А. Духовная цензура в России. (Ал. Котович: «Духовная цензура в России 1799—1855 гг.». Спб., 1909 г. Стр. XVI + 604) / А. Кизеветтер // Русская мысль. — М., 1909. — Год тридцатый, кн. X. — С. 23-42.
Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начале XVI вв., М. — Л., 1960.
Минченко Т. П. Русская православная церковь и проблема религиозной свободы // Вестник Томского государственного университета. Общенаучный периодический журнал, № 309 Апрель 2008
Никольский Н. М. История русской церкви — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1985. — 448 с (монография)
Никулин М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: 1996
Пругавин А. С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. (К вопросу о веротерпимости). — Москва, «Посредник», Серия «Для интеллигентных читателей», 1905.
Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — 719 с. ISBN 5-250-00246-3
Рыбаков Б. А. Воинствующие церковники XVI в., «Антирелигиозник», 1934, № 3—4;
Рыбкин Г. Православие на службе самодержавия в России. М., 1930.
Самсонов А. М. Антифеодальные народные восстания в России и церковь. М., 1955.
Соборное уложение 1649 года. Глава I, А в ней 9 статей о богохулниках и о церковных мятежниках
Суглобов Г. А. Союз креста и меча (Церковь и война). М., Изд-во Мин-ва обороны СССР, 1969.
Чудновцев М. И. Церковь и театр конец XIX-начало XX в. — Академия наук СССР. Научно-популярная серия. — Москва: Издательство «Наука», 1970.
Шалаев Ю. М. Современное православие и наука. М., 1964.
Уайт Э. Д. A History of the Warfare of Science with Theology in Christendom. 2 vols. (1896) (англ.) (на русском языке: Уайт, Э. Д. Борьба религии с наукой / Пер. Д. Л. Вейса. М.—Л.: 1932)
Эйдельман Н. Я. Церковь в борьбе с вольным русским словом // Исторический архив, № 1, 1962
Draper J. W.. The origin of Cristianity. Its transformation on attaining imperial power. Its reletions to science / History of the Conflict Between Religion and Science. — New York: D. Appleton, 1874. (англ.) («История борьбы между религией и наукой»)
Источник: swarogich.ru
Аватара пользователя
Александр Терешкин
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 19:11
Откуда: Россия

Re: РПЦ и Русский космизм

Сообщение Александр Терешкин »

Интересная тема.
Как раз сегодня читал в "Общине".

94. Часто вы говорите о несовершенстве существующих книг. Скажу больше - ошибки в книгах равны тяжкому преступлению. Ложь в книгах должна быть преследуема, как вид тяжкой клеветы. Ложь оратора преследуется по числу слушателей. Ложь писателя - по числу отпечатков книги. Занимать ложью место народных книгохранилищ тяжкое преступление. Нужно почуять истинное намерение писателя, чтоб оценить качество его ошибок. Невежество будет худшим основанием. Страх и подлость займут ближайшее место. Все эти особенности непозволительны в общине. Устранение их нужно осуществить в новом строительстве. Запретительные меры, как всегда не пригодны. Но открытая ошибка должна быть удалена из книги. Необходимость изъятия и перепечатка книги образумит писателя. Каждый гражданин имеет право доказать ошибку. Конечно, нельзя препятствовать новым взглядам и построениям, но неверные данные не должны вводить в заблуждение, потому, что знание есть панцирь общины, и защита знания ложится на всех членов.
Не позже года должны быть проверены книги, иначе число жертв будет велико. Особенно надо беречь книгу, когда достоинство ее потрясено. На полках книгохранилищ целые гнойники лжи. Было бы не допустимо сохранять этих паразитов. Можно бы сказать - переспите на плохой постели, но невозможно предложить прочесть лживую книгу.
Зачем обращать лучший угол очага во лживого шута! Именно, книги засоряют сознание детей. Должно отметить вопрос книги!

Не хочу защищать мракобесие в РПЦ, но как мы сами должны поступать в РД?
Книги Павлюшина, Котляра, Зубчинского и т.п. Что с ними делать?
Аватара пользователя
Valentina
Сообщения: 1399
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 11:17

Re: РПЦ и Русский космизм

Сообщение Valentina »

Александр:
как мы сами должны поступать в РД?
Книги Павлюшина, Котляра, Зубчинского и т.п. Что с ними делать?
Разоблачать в этих книгах ложь, чтобы все видели.
Аватара пользователя
Александр Терешкин
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 19:11
Откуда: Россия

Re: РПЦ и Русский космизм

Сообщение Александр Терешкин »

Если в книгах автора ложь, то книги его должны быть удалены с полок книгохранилищ? А сам автор не должен почитаться, как говорящий истину?
Ответить

Вернуться в «Защита имени, наследия Рерихов, МЦР и Е.П. Блаватской»