В защиту Б.И. Булочника

Камиль
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

В защиту мецената МЦР

Сообщение Камиль »

А.В. Стеценко. Не глумитесь над меценатством
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5524 (148)
11.07.2011, 00:03



Благодаря меценату МЦР Борису
Булочникову восстановлена усадьба
Лопухиных - архитектурный памятник
XVII-XIX веков. За это в 2007 году
коллектив МЦР удостоен национальной
премии "Культурное наследие"


Взяться за эту статью меня заставила ситуация, которая складывается вокруг нашего музея. С момента его основания обществу определенными силами навязывается не правда о нем, а искаженная картина, составленная из вранья и небылиц, не имеющая ничего общего с реальной действительностью.

Последней точкой в этой истории стала статья Андрея Красавина "Бизнес Булочников. Мастер на все руки. Зачем Борису Булочнику наследие Рерихов", опубликованная в журнале "Компания" N23 (660) 20 июня с.г. Я считаю долгом высказать свою точку зрения и на происходящую в последнее время травлю мецената нашего музея.

Заместитель главного редактора журнала "Компания" Андрей Красавин своей статьей нанес ощутимый удар по культуре России. Ведь он не только искажает исторические факты, связанные с возвращением в Россию наследия наших великих соотечественников Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих и выполнением их воли. Он заодно подвергает поруганию бескорыстную финансовую помощь Бориса Булочника, которую тот оказывает нашему общественному музею. Если первое проявление невежества связано, понятно, со стремлением некоторых чиновников присвоить переданное в Россию наследие Рерихов и ради этого они на протяжении более 20 лет пытаются разрушить наш музей, то второе - подрывает в России основы истинного меценатства, без которого сегодня нашей культуре не выжить.

Для того чтобы понять важную роль меценатства Бориса Булочника в деле сохранения уникального культурного наследия Рерихов, которое бесспорно является национальном достоянием России, напомню недавнюю историю. Тем более что автор статьи ее значительно исказил.


(Полный текст по ссылке:)

http://www.icr.su/rus/protection/herita ... gazeta.php
Камиль
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

Re: В защиту мецената МЦР

Сообщение Камиль »

Кому нужна компания против Б.И. Булочника?

20 июня вышел в свет очередной номер журнала «Компания» с заголовком: «Зачем Борису Булочнику наследие Рерихов». На обложке издания беспощадная рука рисовальщика вывела образ Бориса Ильича совершенно не похожего на того интеллигентного, порядочного человека, каким его можно было видеть в залах Музея им. Н.К. Рериха. Во весь рост предстает нахально ухмыляющийся персонаж времен девяностых. Одной ногой он стоит на денежной пирамиде, а в руке держит картину Н.К. Рериха. К материалу следует анонс: «Банкир, меценат и одна из самых непубличных персон финансового рынка Борис Булочник вернул к себе в совет директоров Мастер-банка двоюродного брата главы российского правительства Игоря Путина не просто так. Силовики подозревают его банк в махинациях, связанных с обналичиванием денежных средств, депутаты - в финансировании проправительственных организаций, а музейные работники - в желании заполучить в собственность музейное наследие семьи Рерихов». Таким образом, у читателя, по всей видимости, с первого момента должно было сложиться впечатление, что на его суд представлен очередной остросюжетный детектив о хитроумном банкире, сколотившем свое состояние на чужой беде и вот теперь, выражаясь словами булгаковского персонажа должны последовать «разоблачения». Пикантность к этому произведению добавляла звучная фамилия Путин. Расчет был сделан верно. Рядовой обыватель падок на всякого рода сенсации, интриги, светские хроники, тайны власти и, конечно же «разоблачения». К тому же в сознании большинства наших граждан любой человек имеющий состояние, если не отличается фатальной везучестью, то обязательно вор, потому что честным путем у нас в России денег не заработать.

Однако, у меня всегда возникал вопрос: почему мы так скоры на выводы и приговоры. Если человек много трудится, рискует своим благополучием и достатком ради прибыли, разве он вор. В силу специфики своей работы я каждый день встречаю много людей принадлежащих к разным социальным категориям, и, совершенно точно могу сказать, порядочность не определяется наличием или отсутствием денег. Она либо есть, либо ее нет. Но не будем отступать от выбранного «Компанией» жанра и попробуем удовлетворить потребности обывателей в «разоблачениях».

Борис Ильич действительно не вписывается в традиционные представления о бизнесе. Он скромен, не ведет публичную жизнь. Его близкие не замешаны в светских хрониках или скандалах. Его фамилия не упоминалась в связи с покупкой какого-нибудь футбольного клуба или яхты. Он не стремится в политику или во власть. Он действительно живет тихо и замкнуто, и если бы не старания журналистов «Компании», о его существовании наши граждане вообще могли бы не узнать. Хотя, это неправда. Он широко известен среди тех, кому по-настоящему дорога Культура, как один из первых истинных меценатов современной России. При его финансовой поддержке был воссоздан из руин памятник архитектуры XVII-XIXвв. Усадьба Лопухиных, где разместился Международный Центр Рерихов (МЦР) и действующий при нем Музей им. Н.К. Рериха. Благодаря безвозмездной помощи Бориса Ильича, МЦР получил возможность вести широкую просветительскую работу, издавая архивы семьи Рерихов, труды исследователей их творчества, проводя международные научные конференции, организуя многочисленные выставки в России и за ее пределами и многое, многое другое. Всего не перечислишь. Вероятно, это одна из причин, почему некоторые не понимают Бориса Ильича и считают «закрытым». Дело в том, что он воплотил в себе то редкое сочетание высшего предназначения и правды жизни, которое встречается только у очень одаренных людей. Он несет в себе свет Культуры и самоотверженно служит ей, находясь на отведенном ему судьбой посту. Часто социальное нестяжательство и высокий уровень моральной ответственности вызывает яростное сопротивление окружающей среды. Такой образ мысли и поступков пробуждает к жизни голос совести. И тогда среда начинает биться в агонии, исторгая самые безумные проекты, с одной единственной целью – уничтожить посмевшего нарушить ее покой. К сожалению, Борис Ильич не стал исключением.
<...>
22.06.11
Денис Внуков

Полный текст по ссылке:

http://www.icr.su/rus/protection/herita ... vnykov.php
Камиль
Сообщения: 887
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 02:18

Re: В защиту мецената МЦР

Сообщение Камиль »

Александр Витальевич Стеценко в своей статье изложил очень доступную, открытую информацию. О ней можно прочитать на сайте Центра – Музея им. Н.К.Рериха и на других сайтах, в журналах и в книгах. Можно прийти в Музей, увидеть всё своими глазами и получить исчерпывающую информацию от сотрудников Музея. Но Андрей Красавин предпочёл иное. На кого-то это произведёт впечатление, скорее всего на неразборчивого обывателя, жадного до скандальных историй. Зачем надо было собрать в эту грязную кучу столько небылиц и вранья? Чего хотел А.Красавин? Потешить неразборчивых читателей, ущипнуть уважаемого Бориса Ильича Булочника – необыкновенного, выдающегося по своим благим делам и очень достойного человека? Может быть, хотел сильно уколоть его или «всего лишь» заработать? А может быть хотел разрушить в связке с другими разрушителями уникальное явление культуры, в создании которого участвовал Борис Ильич? Каковы бы не были побуждения А.Красавина, он «своей статьей нанес ощутимый удар по культуре России. Ведь он не только искажает исторические факты, связанные с возвращением в Россию наследия наших великих соотечественников Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих и выполнением их воли. Он заодно подвергает поруганию бескорыстную финансовую помощь Бориса Булочника, которую тот оказывает нашему общественному музею». ( А.В.Стеценко)
Темы о Рерихах и о тех, кто самоотверженно поддерживает их дело, неисчерпаемы, как неисчерпаем Свет Знания и Культуры, а вот темы злопыхателей - очень ограничены. И ограниченность эта клеймом врезается в образы лживых авторов.
Вот уровень таких писаний: некий «топ-менеджер одного из кредитных учреждений» увидел что-то мутное в делах «Мастер-Банка».
Или вот ещё: вначале бросить ком грязи об отмывании наличных, а за тем опровергнуть. Что это попытка разобраться? Да нет, скорее всего, попытка подстраховать себя, а, тем не менее, образ уважаемого человека в чьих-то глазах уже замаран.
Ну а когда А.Красавин переходит к разделу «Наследие Рерихов», то звучит уже полная чушь, состоящая из лжи и больных фантастических предположений сотрудников Музея Востока.
Истинное положение вещей очень правдиво и убедительно раскрывает в своей статье Александр Витальевич Стеценко.
Так же я присоединяюсь к благодарности и пожеланиям Дениса Внукова, адресованным Борису Ильичу Булочнику: "И в заключении, я хотел бы высказать от себя лично слова благодарности Борису Ильичу за его подвижнический труд на благо Культуры, за Музей, за Красоту, и выразить слова поддержки.
Борис Ильич! Идите смело вперед! Ибо Свет всегда побеждает тьму!"
Ирис
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 17:34

Re: В защиту мецената МЦР

Сообщение Ирис »

Погружаясь мыслями в такое явление как меценатство, неизбежно приходишь к выводу, что оно под силу только очень высокому духу. Прежде всего, такой человек должен обладать высоким уровнем профессионализма на избранном трудовом поприще, чтобы добиться финансовой свободы. Таких людей сегодня немало. Но кто же из них становится меценатом? Только тот редкий человек, которому присущи такие, недостижимые пока еще для многих, качества как бескорыстие, самоотверженность, добросердечие, сострадание. А те, кто сферой своей финансовой опеки избирает культуру, обладают еще и утонченностью сердца, способного определить наиболее важное звено, нуждающееся в особенной заботе. Борис Ильич Булочник – обладатель всех этих качеств, которые тщательно укрыты им в покрывале душевной скромности и простоты. И как радостно сознавать, что закон справедливости действует непреложно, а значит, по заслугам будет и награда.
Аватара пользователя
Olga
Сообщения: 328
Зарегистрирован: 09 фев 2011, 19:16

В защиту мецената МЦР

Сообщение Olga »

Борис Ильич действительно замечательный человек. И, помимо тех качеств, о которых уже говорилось, он обладает и вовсе уж редким в наше время, тем более, в его профессии - он полностью свободен от власти денег. Деньги для него - инструмент помощи и Культуре, и другим людям. Скольким людм он помог в жизни в самую трудную минуту, перечислить невозможно. Никогда не забуду того момента, когда, будучи в Риге, он оказался в доме члена первого Латвийского общества Ольги Александровны Катеневой-Неймане. Принимал ее туда Александр Иванович Клизовский. Так вот, было ей в ту пору за восемьдесят, и жила она с братом и невесткой очень трудно. Единственное - шла помощь из Америки, от женщины, которую еще юной девушкой брат Ольги Александровны спас из рижского концлагеря. И их семья четыре года, во время оккупации Риги немцами, скрывала Лину в подполье дома, а четыре собаки предупреждали о подходе чужих. Каждый день беглянку могли обнаружить и тогда - расстрел. Но Бог упас, и Лина оказалась достойным человеком - до самой смерти стариков шли оттуда продуктовые посылки и скромные деньги. Тем не менее, в квартире сто лет не было ремонта, газовая плита грозила взлететь на воздух, словом, сложная была ситуация. И Борис Ильич, узнав об этом, навестил ее, и, проникнувшись историей ее длинной и красивой жизни, дал большую сумму денег, в результате чего был сделан ремонт, куплен был хороший телевизор, который сильно скрасил старикам жизнь, потому что в своем возрасте Ольга Александровна сохранила удивительный интерес к происходящему в мире.
Сегодня есть много людей с большими деньгами, однако, как говорили средневековые катары, у многих из них "от обладания богатствами душа ржавеет"
"Всегда иди кратчайшим путем. Согласный путь, согласный с природой; он в том, чтобы соблюсти правду в делах и поступках". Марк Аврелий.
Igor
Администратор
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 00:51

В защиту Б.И. Булочника

Сообщение Igor »

Я написал статью-письмо, которую направил в редакцию "Деловой газеты".
В защиту Б.И. Булочника

Я хочу выразить возмущение клеветнической статьей в "Деловой газете", опубликованной 16 марта 2012 г. Зачем кому-то потребовалось бросить тень на Бориса Ильича Булочника - выдающегося мецената современной России? Любому думающему человеку сразу виден грубый стиль той статьи и использование самых нелепых слухов.

Б.И. Булочник уже больше двадцати лет бескорыстно помогает общественному Музею имени Н.К. Рериха в Москве. В 1989 г. государство передало только что созданному Музею усадьбу Лопухиных в полностью разрушенном состоянии и обещало помочь с восстановлением. Но никакой помощи от государства так и не дождались.

Б.И. Булочник оказал помощь с реставрацией усадьбы, затем помогал с приобретением новых картин Рерихов для музея на международных аукционах. Большинство книг из наследия Рерихов были изданы благодаря финансовой помощи Бориса Ильича Булочника.

Музей имени Н.К. Рериха сейчас стал одним из лучших музеев России. И вряд это было бы возможно без помощи мецената Б.И. Булочника. Он также помог и многим другим культурным организациям, детским домам, Театру детской книги "Волшебная лампа".

К сожалению, некоторые государственные чиновники и заинтересованные лица вместо помощи Музею Рериха пытаются разрушить успешно работающее культурное учреждение и отнять здание и наследие Рерихов. Потому, что музей находится в самом центре Москвы, где высока стоимость недвижимости, а картины из наследия также представляют большую ценность. Один из ударов был направлен против людей помогающих Музею Рериха.

Против мецената Б.И. Булочника и "Мастер-банка" развернули беспрецедентную клеветническую кампанию, стремясь дискредитировать банк, и тем самым лишить финансовой помощи Музей имени Н.К. Рериха. В ход пошли и провокации и сфабрикованные обвинения и подкупленные газетные публикации.

Я прошу от «Деловой газеты» опубликовать опровержение и принести извинения Б.И. Булочнику. Не разрушайте культуру и не губите меценатство в России.

См. также статьи:

"Не глумитесь над меценатством" (Российская газета, 11.07.2011 г.)

"Кому нужна компания против Б.И. Булочника?"

"Виват, меценат!" (Газета "Ежедневные новости-Подмосковье", 2002 г.)

Игорь Кокарев,

27 марта 2012 г.
Последний раз редактировалось Juri 30 июл 2012, 17:07, всего редактировалось 3 раза.
Причина: Доработана статья
Аватара пользователя
Juri
Сообщения: 434
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 09:48

"Что не отдал - потерял".

Сообщение Juri »

"Что не отдал - потерял". Как Борис Булочник помог создать и сохранить общественный Музей имени Н.К.Рериха

Захар Алексеев

Несмотря на то, что традиции благотворительности складывались в России на протяжении нескольких веков, отношение к меценатам сегодня двусмысленное. Сказывается, видимо, пропасть между огромным богатством одних и более чем скромной жизнью других. Но тем не менее среди людей состоятельных есть и те, для которых благотворительность стала образом жизни, чертой характера. Об одном из них, Борисе Ильиче Булочнике, мы сегодня расскажем.

У бронзовой доски

Мало кто при входе в общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, что на Волхонке в Москве, обращает внимание на небольшую бронзовую доску. Да и сам, честно говоря, заметил ее не с первого посещения. Там четыре фамилии: С.Н. Рерих, Л.В. Шапошникова, Ю.М. Воронцов и Б.И. Булочник. Они представлены как основатели этого музея.

Первые три фамилии были более или менее знакомы. А вот о последней - Булочник - не ведал ничего. Мало чем помог и Интернет. Скупая информация. Родился 14 июля 1949 года на Украине в Виннице. Окончил строительный техникум в Немирове. После этого работал в передвижной механизированной колонне в городе Геническ Херсонской области. По направлению предприятия продолжил образование в Полтавском инженерно-строительном институте, который успешно окончил в 1974 году с дипломом инженера-строителя. С 1994 года и по настоящее время занимает должность председателя правления Мастер-Банка.

Зато работники музея готовы о нем рассказывать часами: "Его стараниями музей обрел свой неповторимый современный облик, без него ничего бы не было"...

-Я бы назвал это настоящим гражданским подвигом, - сказал первый заместитель генерального директора музея Александр Стеценко. - Вы заметьте, так сложилось, что если бы кто-нибудь из группы основателей музея вышел бы, то музея не было. Вот Святослав Николаевич. Если бы он не передал нашей организации наследие родителей, то, естественно, ни о каком музее сейчас бы речь не шла. Людмила Васильевна по воле судьбы призвана организовать всю работу по созданию музея. Как отметил Святослав Рерих в своем знаменитом письме "Медлить нельзя", опубликованном в газете "Советская культура" в 1989 году, кандидатуры лучше, чем Людмила Васильевна Шапошникова, для этого нет. Без ее самозабвенного и подвижнического труда воля С.Н. Рериха вряд ли была бы исполнена. Юлий Михайлович Воронцов, будучи в то время заместителем министра иностранных дел России, приложил немало сил, чтобы рериховское наследие было перевезено из Индии в Москву. Сопротивление оказывалось жесточайшее. Но оно было преодолено. А что касается Бориса Ильича, то он без малого 20 лет помогает нам развивать общественный музей. И нам трудно представить, как мы без него могли бы создать такой музей и выжить в условиях российских реалий.

Генеральный директор музея первый вице-президент Международного Центра Рерихов Людмила Шапошникова прямо называет Бориса Булочника одним из "крупнейших меценатов России". По ее словам, "он даже обгоняет наших дореволюционных меценатов - Морозова, Мамонтова, Третьякова, Рябушинского и других"...

- Поскольку его банк довольно скромный, - говорит Людмила Васильевна, - и тем не менее он практически один финансирует наш музей. Тянет этот тяжелый воз. Хотя стоит это ему немалых денег. А еще больше нервов и неприятностей.

"Я пришел вам помочь"

Сейчас трудно сказать, в какой конкретно день и час произошла их встреча. Но это было, вспоминает Людмила Васильевна, "очень тяжелое для музея время". Конец 1993 года. Государство отказалось от своих обещаний, данных Святославу Рериху, оказать помощь в создании общественного музея и проведении реставрации усадьбы. Кроме того, руководство МЦР столкнулось с противостоянием некоторых работников министерства культуры и Государственного музея Востока, которые пытались, по сути, изъять у МЦР полученное наследие и заодно усадьбу Лопухиных. С этой целью развернулась кампания о признании Международного Центра Рерихов "неправопреемником" Советского Фонда Рерихов.

В это же время вышло правительственное постановление, предписывавшее съехать из здания. Буквально одновременно из мэрии столицы сообщили о невозможности финансирования музея, а тем более реставрации здания усадьбы Лопухиных. Обходитесь, мол, своими силами.

Что делать? Последовать предписанному "свыше" или выполнить волю Святослава Рериха, который передавал наследие родителей при условии создания в Москве общественного музея и размещения его в усадьбе, выбранной им самим из всех предложенных строений.

Решили не сдаваться. Людмила Шапошникова обратилась через СМИ за помощью. И россияне ее услышали. Кто-то переводил деньги на счет музея, кто-то приезжал и помогал восстанавливать усадьбу.

Сделать это было нелегко. От нее мало что сохранилось. Здание внутри было перестроено под кабинеты чиновников. (Раньше тут находился один из трестов Минтяжмаша СССР.) Практически ничего не сохранилось от старой отделки. Весь оригинальный паркет исчез. От усадьбы остались, по сути, одни полуразрушенные стены.

- И вот в один из дней, - вспоминает Людмила Шапошникова, - у меня в кабинете появился незнакомый стройный, с горящим взором человек со спутницей, которая оказалась его супругой. Первое, что он сказал: "Я пришел вам помочь". Это не произвело на меня впечатления. К нам и раньше приходили с таким предложением. И мы, будучи людьми неопытными, раскланивались: "Ах, спасибо большое, давайте помогайте..." Но получалось так, что так называемые помощники сразу начинали требовать: "Дайте нам это помещение, дайте то..." На что я отвечала: "Нет. И помощь ваша не нужна". Подумала: такой же помощничек. Но он ничего взамен не просил. Я тогда рассказала ему обо всех наших трудностях и проблемах: судах, нападках, постановлении правительства... Он выслушал и говорит: "Я остаюсь с вами". Так началось наше сотрудничество с Борисом Ильичем. Оно продолжается до сих пор. И я, честно говоря, сегодня уже теряюсь: кто из нас двоих с большим трепетом относится к творчеству Рерихов...

Премия

Не было пресс-конференций, презентации и шампанского... Борис Булочник тихо и спокойно взялся за восстановление первоначального вида усадьбы. Делал это продуманно и решительно. Спрашиваю его:

- Вы не испугались объема реставрационных работ?

- Но я же строитель, - парировал он.

К слову, до того как стать банкиром, он поработал каменщиком, мастером, начальником участка... Участвовал в строительстве Камского автозавода в Набережных Челнах, олимпийских объектов в Москве. Пресс-центр Олимпиады-80 (ныне РИА Новости) - его, можно сказать, рук творение. В 1982 году его направили из Москвы на строительство ГЭС во Вьетнам. Возвращение оттуда совпало с началом перестройки. И тогда-то Борис Булочник решил попробовать свои силы в бизнесе, организовать свое дело.

Теперь он банкир. И он - меценат. Усадьба Лопухиных - памятник истории и культуры XVII-XIX веков, один из старинных ансамблей столицы - его усилиями была восстановлена буквально из руин. Теперь в нем - залы музея, в которых, кстати, установлено самое современное экспозиционное оборудование. Тоже не совсем дешевое удовольствие.

В музее не любят говорить, сколько средств вложено во все это. Надо полагать, немало... Тут другая шкала измерения. Группа реставраторов, которую подобрал Борис Ильич, восстановила здание в первоначальном виде, используя современные методы научной реставрации, сохраняя элементы, связанные с его историей. И этот труд был по достоинству оценен. Коллектив Международного Центра Рерихов в 2007 году за реставрацию усадьбы удостоен Национальной премии "Культурное наследие".

- Эта награда, - замечает Людмила Шапошникова, - по сути, и награда Бориса Ильича. Восстановленная усадьба буквально пропитана его заботой, вниманием... и финансовой поддержкой.

Впрочем, Борис Булочник уже воспринимается не как меценат, а как единомышленник, который принимает непосредственное участие в развитии общественного музея.

В публикаторском отделе с гордостью показывают экземпляр первой книги, подготовленной работниками музея к печати. Идею издавать книги зародил Борис Ильич: "У вас несметное богатство, наследие Рерихов. Оно должно быть доступно всем". И он помог наладить дело. Книги выходят, магазины их охотно берут.
Николай Рерих считал, что культура спасет мир, что в "момент необыкновенного напряжения мировой энергетики все культурные силы должны быть вместе. И что лучшие должны объединиться для воздействия на тьму невежества и извращения..."

Николай Рерих считал, что культура спасет мир, что в "момент необыкновенного напряжения мировой энергетики все культурные силы должны быть вместе. И что лучшие должны объединиться для воздействия на тьму невежества и извращения..."

Сейчас публикаторский отдел стал, по сути, издательством. Им выпущено уже более двухсот наименований книг. Среди них письма Рерихов, "Листы дневников" Николая Константиновича, которые никогда не издавались в России, труды мыслителей, современных исследователей творчества Рерихов...

Эта работа продиктовала необходимость выпускать журнал. Он называется "Культура и время". В 2008 году он удостоен диплома "Золотой фонд прессы", что само по себе говорит о качестве и популярности издания.

- Наш музей, пожалуй, единственный в России, - говорит Александр Стеценко, - который с начала 90-х годов и по сей день постоянно проводит передвижные выставки картин Рерихов по стране и за рубежом. Не одна, а четыре-пять одновременно, и в каждой экспонируется 40-50 полотен. Без помощи Бориса Ильича мы позволить такое себе вряд ли смогли. Это затратное и недешевое удовольствие.

Кстати, одна из последних выставок не так давно прошла в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже под патронатом Министерства культуры РФ. Она называлась "Пакт Рериха. История и современность". Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова в своем послании отметила, что Пакт Рериха подготовил почву для создания нескольких ключевых инструментов ЮНЕСКО в сфере международного права по защите культурных ценностей. Что ЮНЕСКО приветствует сотрудничество с учреждениями, которые занимаются сохранением культурного наследия, как, например, Международный Центр Рерихов. И она выразила ему благодарность за блестящую просветительскую выставку.

К этому можно добавить, что за двадцать лет с небольшим Международный Центр Рерихов стал крупным культурным центром, хорошо известным не только у нас в стране, но и за ее пределами. И в этом есть и заслуга Бориса Ильича Булочника.

"Сокровище Ангелов"

Людмила Васильевна не спеша водит меня по залам музея. О каждом экспонате она может рассказывать часами.

- А вот этот зал, - говорит она, - можно назвать именем Бориса Ильича. Здесь собраны картины из серии "Знамена Востока", которые Николай Константинович написал в 1924 году. Эти полотна посвящены духовным лидерам планеты: Христу, Мохаммеду, Будде, Сергию Радонежскому ... Серия состояла из 21 картины. В России их не было. Так вот он нашел около десяти картин из этой серии, купил и подарил их музею.

В "Русском зале" вижу серию картин Николая Рериха "Санкта" ("Святые"), которую художник писал в Америке. Они посвящены русской теме. В следующем зале бросается в глаза триптих "Жанна д Арк"...

Видя удивленный взгляд, Людмила Васильевна замечает: "Борис Ильич передал нам в дар более 300 картин и рисунков Рерихов. Чем обогатил, полагаю, не только наш музей, но российскую культуру".

- То есть, передал на временное хранение, как делают некоторые наши бизнесмены?

- Этот ярлык многие давно стараются приклеить к Борису Ильичу, - парирует Людмила Васильевна. - Но картины им переданы именно в дар, а не на временное хранение. И это подкреплено документами.

Уже вернувшись в кабинет, она достала из сейфа объемистую папку с дарственными Бориса Ильича на картины: "Смотрите!"

Листаю документы. Вот дарственная на картину, эта на рисунок, другая на рисунки театральных декораций, а несколько штук подряд на рисунки героев Метерлинка...

- А есть ли здесь, - спрашиваю по ходу, - дарственная на картину, которую очень хотели бы иметь в музее?

- К сожалению, - вздыхает Людмила Шапошникова и, как бы поправляя себя, добавляет: - Хотя мы рады любому новому произведению, что связано с творчеством Рерихов.

Подумав немного, она произнесла: "Вот эта история с картиной, пожалуй, заслуживает внимания". И она рассказала о неудачной попытке Бориса Ильича приобрести одну из картин Николая Рериха:

- В начале прошлого века Николай Константинович пишет три картины. Первая называлась "Сокровище Ангелов", вторая "Владыки Нездешние" и третья "Книга голубиная". В них, можно сказать, зафиксирована вся жизнь Николая Константиновича и Елены Ивановны и то космическое сознание, которое они проповедовали, чтобы люди поняли: существует не только одна Земля, но и космическое пространство, с которым она тесно связана. Конечно, Борис Ильич пытался приобрести эти картины для музея. И, наконец, "Сокровище Ангелов" выставили на аукционе "Кристи". Но нас опередили... Теперь эта картина находится в Санкт-Петербурге. Хотя нашему музею она ближе, мы могли бы объяснить людям, что она обозначает, что символизирует, ради чего написана... Очень сожалеем об этом.

Помогать - что дышать

От жены Булочника Надежды Михайловны услышу: "Для мужа моего помогать людям, что дышать. И в этом я, наш сын Александр его поддерживаем. Нельзя сегодня забывать, что помощь - главнейшая добродетель. Вспомните: "Лишний хлеб, сберегаемый тобою, принадлежит голодному, лишнее платье - нагому, а серебро, зарытое тобою, - бедному..." Музей Рерихов далеко не единственный объект его помощи.

- А вам не жалко денег, которые он тратит на меценатство?

- Что не отдал, учат нас мудрецы, то потерял. Для жизни нашей в общем-то, много-то и не надо. И, слава богу, нам хватает.

Сам Борис Булочник о своей помощи рассказывать не любит и от ответов на такие вопросы уходит, что, мол, пристали. Понятно, о добром надо молчать. И самое интересное, от близких ему людей тоже трудно чего-то добиться. Кто-то знает, что Борис Ильич многие годы поддерживает Московскую консерваторию, другой только в курсе того, что он помог выжить народному промыслу, третий готов поведать о помощи библиотекам...

В Международном Центре Рерихов рассказали о новом проекте "Одаренные дети", который поддерживает Булочник.

- Где связь между детьми и музеем? - спрашиваю Людмилу Шапошникову.

- Это наши дети, рериховские, можно сказать, - поясняет она. - Дело в том, что сейчас появилось много одаренных детей, которые почему-то тесно связаны с Космосом. В 4-5 лет они рассказывают удивительные вещи, которые с ними происходят, пишут стихи, рассказы, рисуют картины, сочиняют музыку... Это необычная ситуация. Однако не все родители их понимают. Вокруг них началась, как это обычно у нас бывает, какая-то возня. Одни называют их ненормальными, другие призывают лечить "от Космоса", третьи пугают, они погубят человечество... Сверстники их бьют, потому что они не похожи на всех... Мы помогаем им, даем возможность раскрыть свои необыкновенные способности, пытаемся их защитить. Многие стали нашими стипендиатами. Недавно вторым уже тиражом мы выпустили книгу такого юного писателя. Почитайте Джонатан Кимельфельд "Размышления" - зачитаетесь. По крайней мере, я не смогла от нее оторваться, пока не дочитала до конца.

Притча

Замкнутость и закрытость Бориса Булочника, впрочем, понятна. В отличие от Запада отношение у нас к таким людям, занимающимся благотворительностью, двоякое: большинство сразу заинтересуется вслед за героем Высоцкого: "Где деньги, Зин?" И будет долго мусолить на тему "с жиру бесится". Подозревать человека в желании таким образом улучшить репутацию... И редко кто скажет: "Какой молодец!"

Таков наш век. Мы даже сегодня еще неистово спорим о меценатах ХIХ века: что этих людей понуждало тратить огромные капиталы на поддержку не очень известных тогда художников или собирание различных коллекций? Но, в конце концов, каким бы мотивом они ни руководствовались - тщеславием, выгодой или просто любопытством, - это все же их личное дело. Переживать нам по этому поводу, по крайней мере, странно. Важно лишь то, что благодаря их поддержке на рубеже ХIХ-ХХ веков произошел настоящий расцвет русской культуры, были найдены таланты, собраны и сохранены произведения отечественных и зарубежных мастеров искусств, изделия народных промыслов.

А также важно то, что люди, подобные им, сегодня есть, они продолжают поддерживать культуру.

Уже готово было слететь с языка: "Борис Ильич, а что вами движет оказывать бескорыстную помощь другим?" - но осекся. Какое, собственно, мне и остальным до этого дело. Может, просто он, как и Николай Рерих, считает, что культура спасет мир, что в "момент необыкновенного напряжения мировой энергетики все культурные силы должны быть вместе". И что лучшие, пресвященные должны объединиться для воздействия на тьму невежества и извращения... "Должны объединяться во всех странах эти лучшие, не во имя полицейских мер... и запретов, но во имя Света и просвещения как такового. Почувствовав в сердце своем всю неотложность эволюции культуры, эта светлая Лига культуры должна сойтись, отбросив все мелкие условности, и должна действенно во Благо человечества переменить то, что подлежит изменению".

И он делает то, что делает. Хотя раз за разом его пытаются обвинить бездоказательно во всех смертных грехах, которые можно приписать банкиру и меценату. "В чем смысл несправедливого к вам отношения?" - спрашиваю Бориса Ильича. "Помните, как отвечал на подобный вопрос о недоброжелательном отношении к нему со стороны Петербургской академии наук Дмитрий Менделеев? - говорит он, улыбаясь. - "Ярость врагов с робостью друзей состязаются".

И он рассказал мне одну из притч Николая Рериха.

- Я помню ее со студенческих времен, - начал Борис Ильич, - суть ее проста: У Дивного Камня за Медвежьим оврагом в гуще леса поселился старик. Он ловил птиц и учил каждую одному слову. А затем выпускал их на волю. И лес наполнялся криками.

На поляну выходил журавль и горланил:

- Берегись, берегись...

Наверху шумел ворон:

- Конец, конец...

На осине орал дрозд:

- Страшно, страшно...

Скворец, высунувшись из-за ветки:

- Пропал, пропал...

Иволга пищала:

- Плохо, плохо...

И бледнели путники, робели, сердца их наполнялись страхом. И лишь старик улыбался, слушал птиц и не боялся их слов. Только он один знал, что птицы ничего другого не знают и сказать не умеют.

- И как, Борис Ильич, это понимать?

- Как хотите. Думайте...
Ирис
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 17:34

Re: В защиту Б.И. Булочника

Сообщение Ирис »

Действительно, в наше время голого практицизма, погони за материальными благами для ублажения своей самости, кажется невероятным наличие у человека бескорыстия, стремления сделать добро. Особенно непонятна людям благотворительность, направленная в культурную сферу. Как правило, человек, дающий средства страждущему, получает удовлетворение от чувства благодарности последнего, который по сути становится его должником. Кроме того, он испытывает тщеславное удовольствие от сознания собственной доброты. Другое дело с благотворительностью в пользу культуры, потому их и так мало, что называется «днем с огнем не найдешь». Сделать дар не лично кому-то, а безлично, на общее благо. Но и благодарность он получит от многих сердец, но заочно и в веках. Получать радость от сознания спасенной красоты способен не каждый, а лишь тот, кто чувствует или знает об ее эволюционном значении. Честь и хвала Б.И. Булочнику. Пусть вечно горит огонь его чистого пламенного сердца! И еще можно за него порадоваться, что близкие люди, с которыми он идет по жизни, солидарны с ним в его благих деяниях.
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

В защиту Б.И. Булочника

Сообщение Римма »

Интернет-портал "Музеи России", 11.10.2012
http://www.museum.ru/N47032

В защиту мецената Международного Центра Рерихов

Изображение

Обращение Международной научно-общественной конференции «110 лет со дня рождения Ю.Н.Рериха» в защиту мецената Международного Центра Рерихов.
23 года назад на основе безвозмездно переданного в Россию Святославом Николаевичем Рерихом творческого наследия Рерихов в Москве Постановлением Совета Министров СССР был основан общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха. Государство обещало Святославу Рериху поддержать деятельность музея, но кроме переданной музею разрушенной усадьбы Лопухиных остальные обещания не были выполнены. Не имея никаких источников финансирования, руководство Международного Центра Рерихов в начале 90-х годов прошлого века должно было решить задачи воссоздания, ремонта зданий усадьбы и создания в них музея. Для этого требовались огромные деньги, которых просто не было. И если бы не бескорыстная помощь одного из основателей Музея имени Н.К. Рериха Бориса Ильича Булочника, создание музея и сохранение переданного в Россию наследия было бы невозможно.

Вот уже 20 лет Б.И.Булочник, финансируя деятельность общественного музея, возрождает в России лучшие традиции меценатства конца XIX – начала XX веков. Благодаря его помощи музей превратился в многопрофильный научно-культурный центр, просветительская деятельность которого широко известна не только в России, но и за ее пределами.

За счет даров Б.И.Булочника и членов его семьи фонды музея пополнились многими картинами Рерихов, которые были возвращены в Россию. Сегодня музей оснащен самым современным музейным оборудованием. Благодаря финансовой помощи Бориса Булочника музей с начала 90-х годов проводит постоянные передвижные выставки картин Рерихов как в России, так и за ее пределами. При безвозмездной помощи мецената музея в Международном Центре Рерихов проводятся исследования культурного наследия Рерихов и ежегодные международные научно-общественные конференции, издаются труды Рерихов и других мыслителей. Научная библиотека и рукописный отдел МЦР, в котором хранится самый полный в мире архив семьи Рерихов, обслуживают ученых многих стран мира.

Особого внимания заслуживает финансирование Борисом Булочником работ по реставрации в центре Москвы памятника истории и культуры XVII-XIX вв. «Усадьба Лопухиных» и воссозданию его полного исторического вида, которые по техническому заданию правительства Москвы проводит Международный Центр Рерихов без какой-либо финансовой поддержки государства.

Все эти факты убедительно свидетельствуют, что сегодня в России мы имеем уникальный, почти 20-летний опыт плодотворного сотрудничества общественного музея с одним из успешных бизнесменов России, который, понимая необходимость сохранения и развития культуры для развития нашего общества, вкладывает немалые средства в сохранение наследия Рерихов, являющегося уникальным национальным достоянием России, и культурную деятельность Музея имени Н.К.Рериха. Это является убедительным доказательством того, что данная деятельность Б.И.Булочника в современной России является продолжением славных традиций известных меценатов прошлого, таких как А.С.Строганов, А.Н.Демидов, Н.П.Румянцев, С.И.Мамонтов, С.Т.Морозов, П.М.Третьяков, Ю.С.Нечаев-Мальцев и других. И вместо того чтобы поддерживать и распространять этот опыт, так необходимый для спасения нашей многострадальной культуры, которой без меценатской помощи просто не выжить, делается все, чтобы лишить мецената МЦР его успешного бизнеса.

Международный Центр Рерихов за свою историю неоднократно сталкивался с яростным сопротивлением невежественных чиновников, которые пытались разрушить общественный музей и отобрать у МЦР наследие Рерихов, завещанное ему Святославом Рерихом. Но данные нападки не увенчались успехом. Теперь они развернули масштабную кампанию на уничтожение меценатской деятельности Б.И.Булочника. Таким образом, они пытаются лишить Музей имени Н.К.Рериха финансовой основы его деятельности. В нападках на Бориса Ильича Булочника идут в ход все мыслимые и немыслимые средства – от многолетней клеветы в его адрес в СМИ до необоснованных обысков в его доме с привлечением вооруженных спецназовцев в масках, которые выглядят не иначе, как акциями устрашения.

Как истинный меценат российской культуры, деятельность которого является проявлением подлинного патриотизма, Б.И.Булочник оказывает и другую многостороннюю помощь российской культуре. Именно ему мы обязаны сохранением в России уникального вида русского искусства – жостовской росписи. Его имя значится среди членов Попечительского Совета Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Значителен вклад Б.И.Булочника и в развитие российской науки.

Реалии сегодняшней России таковы, что только при помощи возрождения истинного меценатства мы сможем сохранить нашу культуру.

Действия, которые сегодня некоторые СМИ и силовые структуры применяют против Б.И. Булочника, свидетельствуют, что в России есть влиятельные силы, которые препятствуют этому процессу.

Участники Международной научно-общественной конференции «110 лет со дня рождения Ю.Н.Рериха» призывают всех, кому дорога российская культура, выступить в защиту мецената Международного Центра Рерихов Бориса Ильича Булочника.

См.также:

Борис Булочник: «Мастер-Банк» и Знамя Мира. // «Элита общества», № 6 (58), 2012 г.

http://www.icr.su/rus/protection/herita ... hestva.php

Захар Алексеев. Что не отдал - потерял. Как Борис Булочник помог создать и сохранить общественный Музей имени Н.К. Рериха. // «Российская газета», № 172 (5845), 30 июля 2012 г.

http://www.roerichs.com/Publications/LV ... 7-2012.htm

Борис Ильич Булочник // Сайт Международного Центра Рерихов

http://www.icr.su/rus/museum/founders/bib/index.php
Аватара пользователя
Римма
Сообщения: 1608
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:37
Откуда: г. Ярославль
Контактная информация:

В защиту Б.И. Булочника

Сообщение Римма »

Международный Центр Рерихов. Центр-Музей имени Н.К. Рериха
http://www.icr.su/rus/protection/herita ... hestva.php

Борис Булочник: «Мастер-Банк» и Знамя Мира

Как оказывается, фирменный знак «Мастер-Банка» вовсе не случайно напоминает Знамя Мира — символ, который неразрывно связан с наследием Николая Константиновича Рериха. Три красных сферы внутри круга — связь прошлого, настоящего и будущего в круге вечности

Изображение

Двадцать лет руководитель и совладелец «Мастер-Банка» Борис Булочник оказывает немыслимую (по современным российским меркам) финансовую помощь общественному Музею имени Н.К. Рериха Международного центра Рерихов (МЦР) в Москве. Значительные средства им выделены на восстановление старинной усадьбы Лопухиных, где разместился музей Рериха. И столько же, возможно, Борис Булочник потратил на покупку картин Рериха у российских и западных коллекционеров, которые он в итоге подарил Музею имени Николая Рериха.

Однако все эти суммы и цифры становятся весьма условными понятиями, когда речь заходит о сохранении наследия семьи Рерихов, являющегося национальным достоянием России. Как, впрочем, и другие слова: «меценат» или «благотворитель», которые иногда приходится слышать Борису Булочнику в свой адрес. Он лишь откликнулся на призыв о помощи, когда двадцать лет назад МЦР был вынужден взять на себя обязательства государства, данные Святославу Рериху, восстановить разрушенную усадьбу, в которой должен был разместиться общественный Музей имени Николая Рериха. По этой причине Борис Ильич избегает любых разговоров о благотворительности. Не стал исключением и наш журнал.
О возрождении российских традиций меценатства мы решили поговорить с первым заместителем генерального директора Музея имени Н.К. Рериха АЛЕКСАНДРОМ СТЕЦЕНКО.

— Как вы думаете, почему в начале 90-х годов прошлого века Борис Ильич вдруг решился оказать финансовую поддержку общественному музею Рериха? Время было сумасшедшее — не до благотворительности, у многих, наоборот, все мысли были только об одном: на чем бы заработать денег, да побольше…

— Время и впрямь было очень суровое; Советский Союз рухнул, правительство отказалось финансировать восстановление усадьбы и приспособление ее под музей. У МЦР, естественно, не было средств для ремонта усадьбы. Людмила Васильевна Шапошникова —генеральный директор музея и первый вице-президент МЦР — только привезла из Индии в Москву переданное Святославом Рерихом, гражданином Индии, наследие его родителей Николая и Елены Рерих, предназначенное для общественного музея. Как известно, в 1957 году Юрий Рерих, старший брат Святослава, которому позволили вернуться на родину (Николаю Константиновичу и Елене Ивановне советское правительство так и не позволило вернуться, несмотря на многочисленные обращения), привез с собой первую часть наследия Рерихов с намерением создать музей своего знаменитого отца. Министерство культуры пообещало создать такой музей, получило от Юрия Николаевича значительную часть привезенных картин, но обещания своего так и не выполнило. Картины были распределены по разным музеям страны, значительная часть исчезла в запасниках этих музеев. В 1960 году Юрий Рерих внезапно уходит из жизни, не успев оставить завещания. На его квартире в Москве осталась значительная часть привезенного им наследия (более 200 картин, уникальные научный архив, библиотека, коллекции старинной бронзы, тибетской живописи и многие другие раритеты). Он не был женат и не имел наследников. Вначале советским правительством его брат Святослав Рерих был признан единственным наследником, но затем он был вероломно отстранен от вступления в права наследственного имущества своего брата. К наследию были допущены лица, которые не имели никаких прав на него. В итоге это наследие, являющееся национальным достоянием России, при полном безразличии государственных чиновников в настоящий момент полностью разграблено. Эту катастрофу не смог предотвратить ни сам Святослав Рерих, писавший многие письма в правительство, ни возмущенный голос общественности, ни многочисленные журналистские расследования. Сейчас на бывшей квартире ничего нет. Это одна из самых значительных трагедий, произошедшая в культурном пространстве России, которая длится вот уже более 52 лет. Но это тема отдельного разговора.

Изображение

Понимая, что государство было не заинтересовано в создании музея, Святослав обратился к генеральному секретарю КПСС Михаилу Горбачеву с предложением создать в Москве общественный музей имени его отца, для которого он безвозмездно передаст сохраненную им вторую часть наследия своих родителей, и для этого музея выделить соответствующие здания. Его предложения были приняты. Постановлением Совета министров был создан общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, и для его размещения отдали бывшую усадьбу Лопухиных в центре Москвы. К тому моменту она находилась в плачевном состоянии, а средств, чтобы ее отреставрировать и превратить в музейный комплекс, у государства не нашлось. Теперь представьте состояние Людмилы Васильевны Шапошниковой, которая Святославом Рерихом была выбрана генеральным директором музея и через которую он передал наследие: у нее на руках картины, архив и другие части привезенного из Индии наследия стоимостью в сотни миллионов долларов, а разрушенная усадьба не давала никакой надежды на скорое размещение в ней необходимого музея. Людмила Васильевна из той категории людей, которые не впадают в отчаяние, хотя все основания для этого были, но всегда находят выход из самых трудных ситуаций. Было проведено несколько пресс-конференций, на которых прозвучал ее призыв к гражданам России оказать помощь в восстановлении усадьбы. И помощь стала приходить в виде денежных пожертвований, в виде приезда к нам многих волонтеров, которые безвозмездно выполняли самую черновую работу на нашей стройке. Но самую значительную помощь, которая и определила в итоге выполнение воли Святослава Рериха по созданию общественного музея, оказал Борис Ильич Булочник. Он пришел к Людмиле Васильевне и спросил, чем может быть полезен будущему музею Рериха; единственный из представителей нарождающегося российского бизнеса. С этого все и началось…

Изображение

Борис Ильич взвалил на свои плечи все финансирование воссоздания усадьбы, и она начала «расти» на глазах. Главный дом. Флигель. Когда проводились раскопки, обнаружили фундамент красного крыльца XVII века — воссоздали и это уникальное архитектурное сооружение. Выполняя задание правительства Москвы, МЦР взял на себя обязательства до 2020 года полностью восстановить усадьбу в ее историческом виде и провести регенерацию ее хозяйственных построек. А это значит возвести еще два строения. И мы уже начали воссоздание разрушенного каретника усадьбы. Все эти работы финансируются Борисом Ильичем. Трудно в центре Москвы найти другую усадьбу, которая была бы так восстановлена и которая благодаря расположенному в ней музею всегда доступна для обзора и ознакомления. Надо сказать, что за организацию и руководство воссозданием усадьбы Лопухиных наш генеральный директор Людмила Васильевна Шапошникова награждена не только Национальной премией «Культурное наследие», но и премией Евросоюза за самоотверженный труд в деле сохранения культурного наследия Европы. И в этом огромная заслуга Бориса Ильича.

Изображение

Изображение

Меценатская деятельность Бориса Ильича не ограничивается воссозданием усадьбы. Он, как истинный поклонник творчества Рерихов, финансирует нашу издательскую деятельность. МЦР выпустил около 200 наименований тиражом более 700 000 экз. книг самих Рерихов и книг о них и их творчестве. Борис Булочник также финансирует и нашу выставочную деятельность как в России, так и за ее пределами. Самая знаменательная последняя выставка прошла в апреле этого года в штаб-квартире ЮНЕСКО под патронатом генерального директора ЮНЕСКО и Министерства культуры России. На основании огромного успеха этой выставки МЦР в настоящий момент ведет переговоры о ее продолжении в других странах Европы. Он также финансирует издаваемый Центром Рериха ежеквартальный журнал «Культура и время», который по итогам Международной профессиональной выставки «Пресса-2008» награжден знаком отличия «Золотой фонд прессы — 2008».

МЦР выпускает фильмы, посвященные творчеству Рерихов. В 2005 году фильм МЦР «Время собирать камни», посвященный 70-летию подписания международного договора «Об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников», известного под названием «Пакт Рериха», получил статус национального фильма России. Международная презентация этого фильма прошла в ноябре 2005 года в г. Брюгге (Бельгия), где в начале 30-х годов прошлого столетия проходили первые учредительные конференции Пакта Рериха. Короче, почти вся многогранная культурная деятельность Международного Центра Рерихов осуществляется за счет средств Бориса Ильича. Без его финансовой помощи мы бы не смогли все это сделать. Ведь на продаже билетов в музей много не заработаешь.

— Неужели государство вам не помогает финансово?

— Ни копейки за более чем двадцатилетнюю нашу историю! И это несмотря на то что финансовая помощь нашему музею была государством обещана Святославу Рериху.
Все основное финансирование нашего музея — на плечах нашего мецената, с момента основания музея и до сего дня.

— Не сожалеет ли сейчас Борис Ильич о том, что двадцать лет назад ввязался в столь расточительное для себя мероприятие?

— Ни разу не слышал от него ни слов сомнений или огорчения, что он ввязался в это дело. Наоборот, чем больше трудностей приходится на долю нашего музея и центра, тем весомее поддержка Бориса Ильича. Он рад всем нашим победам на культурном поприще. Более того (и об этом мало кто знает), за счет Бориса Ильича наш музей пополнился новыми картинами Николая и Святослава Рерихов.

— Это как?!

— Святослав Николаевич Рерих завещал нашему центру более 700 картин своих и отца, из этого количества 288 картин, которые им были переданы нашему государству на временное хранение еще в 1978 году, до сих пор нам так и не возвращены. Борис Булочник выкупил у различных владельцев и на зарубежных аукционах и подарил нашему музею более 300 картин и рисунков Рерихов. Подчеркиваю, все картины и рисунки Борисом Ильичем переданы музею в дар, без каких-либо условий и оговорок. Таким образом, с его помощью в Россию вернулось огромное количество картин Рерихов, которые теперь доступны для наших граждан.

Изображение

— И сколько примерно он потратил на эти цели?

— Даже не берусь сказать. Можете посчитать сами: сюжетные полотна Николая Рериха стоят больших цифр со многими нулями, не меньшая цена и у картин Святослава Рериха… Приведите мне другой пример такой масштабной благотворительности, со стороны многих других российских бизнесменов… Лично я таких примеров не знаю. Один яйца Фаберже приобрел, передал их на хранение в музей, и такую себе пиар-кампанию закатил. Другой выкупил коллекцию Ростроповичей, среди которой выдающийся шедевр — полотно кисти Николая Рериха «Сокровище ангелов». Пиар был на всю страну, так как эта коллекция передана в дар государству и была размещена в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге. Я был в этом дворце, коллекция выставлена, но картина Рериха была не доступна. А в нашем случае все делается без лишней помпы, но все основные шедевры Рерихов в нашем музее доступны для всех.

— Насколько для России значима такая связь музея и Бориса Булочника?

— В последнее время много говорится о слабом финансировании государством культуры. Можно об этом говорить десятилетиями, а толку от этого мало. В современном государстве, тем более в России с ее рыночной экономикой, культурным учреждениям без помощи меценатов просто не выжить. Но если государственные музеи хоть как-то обеспечиваются государством, то общественные отданы на произвол рынка и чиновников. Существует и другая проблема. Она заключается в том, что культура не может существовать без общественной инициативы. А наше тоталитарное прошлое, от наследия которого мы еще не избавились, свидетельствует, что чиновники не желают выпускать свою власть и возможность использовать культуру по своему усмотрению. К чему это приводит, мы знаем. Печальные примеры такого руководства вокруг нас. Поэтому многолетний опыт такого тесного и плодотворного сотрудничества нашего музея с одним из успешных бизнесменов России является уникальным и, пожалуй, единственным. К этому следует добавить, что если учесть трагедию с разграблением первой части наследия Рерихов, о которой я говорил выше, и не прекращающиеся стремления некоторых высокопоставленных чиновников разрушить наш музей и отобрать завещанное нам наследие Рерихов, то на этом фоне та всесторонняя помощь Бориса Ильича нашему музее дорогого стоит. Я бы назвал это настоящим гражданским подвигом. Как говорит Людмила Васильевна Шапошникова: «Защищать Культуру в современной России дело небезопасное». Вся трагическая история возвращения в Россию наследия Рерихов и история нашего музея — яркое подтверждение этому высказыванию. Мы не сомневаемся в том, что все многочисленные трудности, которые возникли за последнее время у Бориса Ильича, имеют причину именно в этом.

Изображение

— Вы не интересовались у Бориса Ильича, когда и почему он заинтересовался творчеством Рериха?

— Знаете, это довольно деликатная тема. И конечно я с ним на эту тему не говорил. Но, как мне кажется, к творчеству Рериха Борис Ильич подошел так же, как и я в свое время… Книги Рерихов и особенно философская система космической реальности, известная под названием «Учение Живой Этики», созданная Еленой Ивановной Рерих в сотрудничестве с ее Учителями, помогли мне понять, что же произошло с нашей страной. Почему некогда могучая и никем непобедимая держава в течение нескольких месяцев рухнула. И экономическая составляющая, о которой все говорят, в данном случае сыграла далеко не главную роль. На эти и многие другие вопросы о цели и смысле жизни, которые остро встали в моем сознании, я в книгах Рерихов нашел ответы, которые помогли осознать древнюю истину: «Улучшая себя, мы улучшаем окружающий мир». Человек, как и наша планета, неразрывно связан с процессами, которые происходят в Космосе. Рерихи стояли у истоков зарождения в России в начале прошлого века космического направления в развитии философии, науки, искусства, получившего название русского космизма. Их наследие дает объяснение этому уникальному явлению в культуре России и дает направления и перспективы эволюционного развития человечества. Стоит сказать, что первая запись в «Учении Живой Этики» — это слова Учителя Рерихов: «В Новую Россию Моя первая весть». Этим и ценно переданное нам наследие Рерихов. Одним из первых это понял Борис Ильич и оказал значительную помощь Людмиле Васильевне Шапошниковой в сохранении доверенного ей Святославом Рерихом наследия.

Текст: Игорь Пылаев (РБК daily, специально для "Элиты общества")

Фото: Виктора Борзых
Ответить

Вернуться в «Защита имени, наследия Рерихов, МЦР и Е.П. Блаватской»