Культура.

Надежда
Сообщений: 18
Зарегистрирован: 12 дек 2010, 14:41

Культура.

Сообщение Надежда » 14 дек 2010, 10:28

Зов:
1921:
Июнь 26

Духовная культура строится Нами и вами.
Укрепится истина мира.
Свет пронижет тьму — Свидетельствую.
У Духовного мира открыты Врата.

Озарение. Часть II:
VIII. 7. Законы явления Учителей сопряжены с планом всей культуры. Карма свертывается, как свиток, и знаки уходящей земной мощи начинают мелькать. …

Озарение. Часть III:
I. 2. Конечно, жизнь прекрасна, но прежде судили животными инстинктами, потому нельзя было указать красоту жизни.

Египет был высокой культуры, но нельзя сказать, что нынешняя культура ниже. Культура была сосредоточена на севере Индии, только единичные люди обладали знанием. Касты мешали культуре — глупая затхлость. Именно Владыка Будда хотел изгнать это сословное неразумие. Радостно было Учение Владыки.

Агни Йога:
§ 42. Нужно отличать три группы лекарств — жизнедатели, охранители и восстановители. Оставим Нашим врагам четвертую группу разрушителей. Первое внимание обратим на жизнедателей, ибо они работают прежде всего на нервную систему. Нервные центры и выделения желез образуют будущее направление медицины. Через эти области человечество подойдет к обнаружению тончайшей энергии, которую для упрощения пока называем духом. Явление нахождения эманаций этой энергии будет ближайшим шагом развития культуры. …
§ 189. … Вопрос о предметах отнимает у людей слишком много времени. Потому культура духа должна быть окружена достижениями высшего качества. …
§ 457. ... Чуткость есть степень культуры. ...
§ 531. Все лучшие изобретения не дадут окончательного решения. Если простая молния, или магнитная волна, или ураган могут нарушить их, не лучше ли обратить внимание на культуру мысли? …
§ 532. … Так будем давать преимущество всему, что повышает культуру мысли.
§ 545. Почти можно быть уверенным, что явление Нового Века проникнет в простые души. Пусть лучшие сносят всю борьбу противоречий. Пусть они подадут меньшим формулу, как простейшую. Пусть они уже сохранят спокойствие, когда пламя взрыва уже блеснет.
Помните показательный символ, когда в ристалище забавы пытались вывести народ перед разрушением, но люди не только не уходили, но множества пытались войти.
Умножив Учение, просим не удивляться, если только немногие вникнут в неотложную необходимость. В несознательном мышлении есть одно поражающее свойство — чувствовать грядущее наоборот. Приближение чего-то ощущается, но извращенное сознание преломляет представление. Не стоит приводить примеры, когда люди радовались перед несчастьем и ликовали перед поражением.
Культура чувствознания требует заботливого устремления, потому лишь лучшие и простые сойдутся в легкости понимания. Но середина захлебывается в предупреждениях. Она видит призраки и не понимает, где действительность. Она самоодурманивается не столько наркотиками, сколько мышлением. Навязчивость идей, впитанная с детства среди условного обихода, убивает попытки разумного мышления.
Примеры нелепого поведения во время катастроф стали обычными, ибо направление мысли пошло по руслу нереальности.

Иерархия:
§ 97. … В культуре мысли нужно, прежде всего, растить огненный импульс. Как творческий импульс собирает созвучия, так мысль притягивает соответствия, — так берегите импульс огня.
§ 128. ... Культура духа и мысли требует следовать, являя непобедимую преданность Иерархии. Только так возносится дух, только так можно утвердиться в эволюции духа. Потому и красота Служения заключается в объединении сознаний. Когда дуги сознания объединены, то Свет царит и утверждается высшее назначение. Только так достигается высший закон! Так Мы создаем!
§ 146. Когда связь с Владыкою прочна, можно горами двигать. Устремление к Иерархии создает ту культуру, о которой много говорится. Мертвы те, кто мнят, что посредством земной Майи могут создать твердыни. Также неразумно, как дети из грязи мечтают сложить крепость. Поистине, прочен лишь мир духа, ибо неразрушим и несокрушим! Можно указать, что первый признак культуры — отсутствие личных раздоров.
§ 173. Потому нет выхода ускользнуть от ответственности. Даже самая малая мысль попадает в мегафон пространства и притягивает к себе такую же саранчу, являя дымную атмосферу планеты. Мысль может очищать, уничтожая микробы разложения, но также она может привлечь необузданные силы. Не случайно пользуются черные для некоторых махинаций особенно неразвитыми людьми. Часто вы произносите слово "культ-ура", оно значит ― почитание Света. Так напоминаю, насколько велика общая ответственность перед Светом, если каждая мысль может или затемнить, или очистить пространство. Так будем помнить.
§ 226. Нужно собирать фокусы жизни, таким образом накопляется то качество, которое называется культурою. Не может слагаться культура мгновенно. Также фокусы жизни не могут появиться, как ядра из пушек. Так требуется настраивание явлений жизни, как инструментов оркестра. Говорю, как бы о разнородных предметах, но они все не что иное, как Огонь, Энергия, Иерархия!
§ 249. Конечно, эволюция духа требует утончения, без которого невозможно строить. Каждый, считающий себя служителем культуры, должен принимать утверждение явленного синтеза, ибо как слагать ступени культуры без бережного отношения. Потому каждое основание должно быть охранено для утверждения миру. Слагается культура не грубостью отношения к тонким энергиям и мышлению, но творческим отношением бережности и ответственности. Потому нужно в строительстве помнить об утончении и устремлении в высшие сферы — так достигается эволюция духа.
§ 324. Потому знание духа является таким мощным руководителем, ибо оно всегда приведет к Основам Бытия. Так нужно принять, как высшее Служение, понятие Иерархии, так знание духа напрягает учеников на пути к Иерархии. Так нужно всеми силами духа развернуть Знамя Мира, в нем содержатся все устои культуры.
§ 331. Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без культуры. Потому Знамя мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в культуре. Так Знамя мира несет лучшее будущее.
§ 334. Истинно, Знамя Мира объединит все культурные задания и даст миру то достижение, которое так необходимо. Так несущее устремленное искание откликнутся на все утверждения. Народы, истинно, объединятся под этим Знаменем.
§ 390. Как тупы все отрицающие надежду! Как слепы утверждающие преимущество войн! Как мало сознаний, которые могут видеть перерождение планеты путем культуры! Конечно, не осознающие творчества путем высших мер будут погибать в старых смятениях. Не осознавшие новых путей так нуждаются в понимании Века Майтрейи. Ведь Знамя Мира и Владык даст открытые пути!

Сердце:
§ 9. Бессердечие есть не что иное, нежели акультурное состояние сердца. Малодушие — ограниченность мышления. Нетерпимость принадлежит к той же семье мерзостей, умаляющих священный сосуд сердца. Уже знаете, как утонченное, нагнетенное сердце дает толчок подобно динамо, тем показывая, что оно есть сосуд мировой энергии. Но культура сердца не накопляется, не получая соответственного питания. Также лучший аккумулятор будет бездействовать, если он не защищен и не соединен правильно. Сердце требует постоянного питания, иначе, лишенное связи высшей, оно разлагается. Так не забудем, как на дне чаши изображался младенец как символ восхождения.
§ 62. Солнце есть Сердце Системы, также сердце человека есть солнце организма. Много солнц-сердец, и Вселенная представляет систему сердец, потому культ Света есть культ Сердца. Понять это отвлеченно — значит оставить сердце в холоде. Но, как только свет солнца-сердца сделается жизнью, потребность тепла магнита засияет, как истинное солнце. Сказано: “Перейди Сантану по сердцу”. ...

Мир огненный. Часть I:
§ 160. Также можно на отдельных фактах познать Тонкий Мир как целое миросозерцание, но для этого нужна внимательность, иначе утонченность, то, что называется культурностью.
§ 190. Можно лишь признаками Культуры строить Новую Эпоху. Так Культура будет произнесена как единственная самозащита от разложения. Ныне можно стремиться лишь к этому направлению. Наш Приказ ― не упускать каждый случай, чтобы напомнить о Культуре. Пусть считают фанатиками идеи, но слушают и привыкают. Так Мы вносим мозговые рисунки.
§ 243. ... Опыт в прекрасном держит в пределах достоверности. Когда так богат мир земной, когда еще богаче Мир Тонкий, когда величественен Мир Огненный, тогда нужен опыт в Прекрасном. Лишь острота наблюдательности поможет утверждать красоту. Ошибка думать, что преходящие приемы искусства могут создать единое основание к суждению. Именно только наблюдательность, которая питает "третий глаз", дает твердое основание к творчеству, пригодному и в Тонком Мире.
§ 490. Нельзя сомневаться в том, что затрата внутренней энергии гораздо больше при умственном труде, нежели при физическом. Такое показание пусть ляжет в основу Культуры. ... Также правильно сказано — роскошь есть антипод красоты. Роскошь есть своего рода магия, но там, где живет красота, не нужно никакой магии.
§ 658. Не для оповещения, но для сердечного принятия беседуем. Скоро прервете первую часть записей об Огненном Мире. Не следует давать лишь любопытным, что может порождать кощунство. Понятие кощунства должно быть осознано со всем вниманием. Не только отталкивание от Света заключается в кощунстве, но оно несет в себе настоящую заразу. Кощунник после хулы уже не тот самый, он уже растоптал часть своей заградительной сети. Можно ожидать различных заболеваний, ибо заградительная сеть не только охраняет духовно, но и телесно. Потому произнесение кощунства должно быть запрещено уже от малых лет. Печально, что люди до того сделались безответственны, что забыли о значении слов. У Врат Огненных не придут на ум слова кощунственные, но если мы вкореним их сознательно, они, как ножи раскаленные, будут жечь нам сердце. Утеря слова "гармония" унижает людей. Почему Пифагор мог понять значение достоинства тела Света? Но явление множества механических открытий значительно уничтожило значение Культуры. Конечно, силы разложения очень подвижны, они являют разложение, заразу и отупение ко всему прекрасному. Много данных о деяниях сил темных; не суеверие, но документы подтверждают их намерения. Можно оградиться от них всеми силами огненными, но для этого нужно признать самый Агни. Так пусть желающие получить продолжение записей о Мире Огненном покажут, что он для них действительно значителен.

АУМ:
§ 231. Очень полезно изучать древние языки, в них запечатлена история мысли человечества. Можно следить, какие понятия развивались или упразднялись. Возьмем санскрит и латинский язык, можем видеть насколько латинский уже обходится без очень глубоких понятий; и Рим, устремленный к материализму, несравним с памятниками мысли Индии.
Язык есть летопись народа, ― словарь есть история Культуры.

Братство:
§ 137. Много говорят о Культуре, но и это основание не должно быть усложнено. Проще нужно понимать улучшение жизни и возвышение нравственности. Каждый познающий лучшую жизнь уже отнесется бережно ко всему прекрасному. Нужно быть добрее.

Надземное:
§ 373. Урусвати знает, что состояние, которое вы называете культурою, — общечеловечно. Могут быть многообразия в обычаях, верованиях и языках, но каждое культурное действие будет общим для всего человечества. Такое обобщение Мира есть первая ступень к преобразованию всей жизни.
Могут вам возразить, что каждый народ имеет свою культуру. Но вы можете легко ответить, ибо под таким выражением скрывается не культура, но обычаи. Могут указать на различие письменности в разных странах. Но Мы говорим не о глифах или способах выражений, а о сущности намерений и заданий. Сравните все лучшие произведения разных народов, и вы увидите, что знания будут общечеловечны. Так Мы утверждаем, что и среди разъединения можно найти общечеловеческую устремленность.
Можно радоваться, что сущность человека стремится к усовершенствованию. Сам он часто не хочет замечать этот недремлющий импульс. Человек даже пытается противиться лучшим побуждениям, но где-то глубоко в недрах “чаши” уже сияет зародыш зерна культуры. Рано или поздно это зерно прорастет, и потому каждый человек уже несет в себе частицу общечеловечности.
Можно удивляться, почему столь много двуногих, ярых в ненависти? Неужели и они несут в себе зерно культуры? Должно быть, оно зарыто глубоко под грудою преступлений. Найдется Наставник в Тонком Мире и укажет, насколько животное состояние недопустимо. Поистине, люди должны понять, что каждый день может засиять общечеловечность.
Мыслитель заботился, чтобы ученики познали, что и в дальних мирах светит общечеловечность, и каждый человек уже гражданин всех миров.
§ 400. Урусвати знает, как велико человеческое забвение. Говорю о забвении далеких минувших эпох. Люди из страха пытаются сократить минувшие эпохи, чтобы ограничиться лишь текущею культурою. Никто не желает представить себе, что современная культура есть лишь звено среди многих ушедших эпох, о некоторых из них сохранились слабые представления, но более древние уже изгладились. Таким образом человечество сузило круг жизни.
Особенно замечательно, что в Тонком Мире жители получают сведения о первичных эпохах, но лишь немногие сохраняют эти знания и среди воплощений. Можно удивляться, почему человечество так ограничивает себя. Конечно, нельзя ожидать, чтобы нашлись вещественные останки древнейших эпох, которые будут признаны таковыми. Не в том дело, чтобы люди могли телесно прикасаться к древнейшим эпохам, но важно, чтобы в сознании сохранялась уверенность в существовании таких эпох.
Можно представить, что некоторая преемственность существовала между этими эпохами. Так самые древние культуры Египта и Майя были связаны с Атлантидою, которая, в свою очередь, была связана с Лемурией. Но главное представление должно быть приносимо из Тонкого Мира. Также забыты и жизни на дальних мирах. Они остаются в виде сказок, которые не воздействуют на людей. Такое забвение о прошлом и о будущем ограничивает человека и делает его рабом сегодняшнего дня.
Мы всегда печалуемся, когда видим, что даже наука, которая должна служить расширению сознания, вместо того пытается связать его.
Мыслитель показывал один древний камень и говорил: “Пусть этот свидетель напомнит о минувшей жизни”.
§ 406. Урусвати знает, что пралайя есть явление планомерное и неизбежное. Самый яркий день сменяется ночью. Труд и бодрствование будут наследованы сном. Сокровища собранные будут сокрыты в тайном хранилище, чтобы проявиться в преображенном виде. Можно наблюдать такие смены не только в великих космических явлениях, но и в жизни каждого дня.
Приведем примеры смены культуры. Уявление новой культуры как бы покоится на уничтожении прежних достижений. Только при внимательном изучении можно убедиться, что семена человеческого труда не остались втуне, но пришло время, когда они взошли в преображенном виде.
§ 590. Урусвати знает, что только опытом прежних существований накопляется то качество, которое называется культурностью. Истинное понимание сотрудничества, пламенность мышления, возвышенность деятельности, утонченность восприятий, любовь к красоте, каждое из этих качеств может сложиться лишь упорным устремлением. Люди не могут думать, что мгновенное озарение может немедленно создать возвышенную природу человека. Озарение может открыть сокровищницу, но если она пуста, то и последствия не будет. ...
§ 720. … Не без причины Мы часто настаиваем на необходимости истинного воспитания. Вы можете заметить, что о некоторых качествах Мы говорим повторно, это означает, что именно такие стороны жизни особенно забыты мятущимся человечеством. Невежество царит по-прежнему. Голоса просвещения одиноки и гонимы. Пусть эти гонения несколько отличаются от темных веков, но они существуют во всей бесчеловечности.
Не будем хвалиться культурою, ибо она принимает уродливые пределы. Какая же культура может преуспевать, когда само искусство мышления не воспитывается в молодежи! Даже не помогут прочитанные книги, когда содержание их не продумано. Потому так необходимо заострить зоркость, чтобы события мировые получили особый смысл. …

Аватар пользователя
loraZ
Сообщений: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: Культура.

Сообщение loraZ » 24 дек 2010, 01:00

ГАЙ 1958 г. 626. (Гуру). Город древний не тем славен, что древен, а тем, что основою лег культуры и мощи страны. Без основы нет граду стояния и нет жизни народу. Говоря о Культуре, лучшее имеем в виду, что было и есть у народа, лучшее и строительное; Культура и есть сооружение на светлой основе. Схлынули татаро-монгольские орды, иностранцев окончилось засилье, а Русь все стоит и лишь сильнее становится мощью после каждого испытания. Ибо Культура сильна и в лучших энергиях духа. Огнями горят заложенные на ее просторах магниты, являя ручательство чудесному будущему. Отбросим все отрицательное и темное, посмотрим на сущность того, что пережило века, и увидим – основа Культуры сохранена в целости. Видимые формы не всегда говорят о могуществе невидимого. Сколько правителей пало волей народной. Видимая сила порою совсем не имеет корней. Потому говорю о Культуре – основе и силе народа! На основе Ее можно строить, на основе Ее будем строить и мы, созидать в жизни сказку захороненного града (Китежа).

1960 г. Дек. 7. Молчание создает лучшие условия для накопления сил духа. Каждое слово, обращенное к другому человеку, ставит нас в зависимость от него и обязывает к чему-то и поворачивает все мышление в определенный канал. За первым словом обязательно следует второе, за ним третье, и так далее. Молчание же не обязывает ни к чему. Молчащий свободен в выборе своих мыслей. Особенно эта зависимость сказывается сильно, когда приходится выслушивать целые потоки чужих словоизвержений, ненужных и скучных. Получается томление духа. Крадущие чужое время и силы на болтовню являются, кроме того, и пространственными вредителями, ибо засоряют пространство мысленной слизью. Можно принять за правило говорить только тогда, когда это нужно, и то, что нужно, избегая лишних слов. Культура речи требует точности и краткости выражений, а следовательно, четкости и определенности мышления. Умение ясно, четко и кратко выразить свою мысль будет показателем дисциплинированного мышления. По словам человека можно легко судить о том, как дисциплинирована его мысль. Люди обычно не понимают, что речь есть явление огненного порядка, и потому нуждается она в строгом контроле воли. Часто астральный паяц уявляет себя в ненужном яро эмоциональном словоизвержении. Не может состояться ни равновесия, ни спокойствия, ни сдержанности, ни самообладания, если не обуздан язык. Язык мой – враг мой, – когда им владеет паяц. Сколько сожалений о не к месту сказанном слове, сколько ссор и разногласий и раздражения из-за несдержанных слов. Эту сферу огненной человеческой активности следует упорядочить путем понимания того, что ответственен сказавший за каждое слово перед собой и пространством. Слова можно уподобить документам, неосмотрительно разбрасываемым повсюду, каждый из которых может быть предъявлен тому, кто его выдал. Слово не исчезает, но остается в пространстве как огненный знак, связанный нитью со своим породителем. Пустые слова сору подобны. Чем их больше, тем больше этого сора, которым окружает себя человек и в окружении которого живет. Свою собственную ауру прожигают не только беспорядочными движениями, но и такими же словами. Много несообразностей в поведении человека. Недаром народная мудрость золотом считает молчание. Многое надо заново пересмотреть в обывательском обиходе, и многое в корне исправить. Некоторые понимают, каким насыщенным и многозначащим может быть молчание. Разговор без слов, общение молчаливое будет преддверием к общению в Тонком Мире. Насыщенное огненное молчание есть признак большой культуры духа.

1961 г. 210. (Сент. 1). Слова, основанные на знании действительности, или Космической Правды, а также и мысли, облеченные этими словами, резко отличны от мыслей и слов болтуна. Основание первых глубоко, и корни его касаются Света и сами светлы, в то время как пусты и серы и темны вторые. Потому слова и мысли Служителя Общего Блага отличны от мыслей обычных людей. Как бы светлые нити соединяют Служителя Света с основами жизни. Потому не бывает безразличного отношения к тому, что исходит от Наших людей. Если их каждое слово воздействует сильно, то сколь же осмотрительны должны быть слова. Ведь за словом стоит мысль, усиленная огнем центров и впечатляющая особенно глубоко. Поэтому не нужны лишние слова, не нужны слова праздные, не нужны слова, которые лишены целесообразности. Культура речи и слов – наука будущего. Осознание двух миров даст понимание двустороннее: понимание видимого и невидимого процесса речи и слов. Серые тени вокруг болтуна и отсутствие света, вспышки черных огней и дымных зигзагов – в ауре служителя тьмы, но светлые токи, сиянье и звезды и мыслей лучи – от ауры светлого духа. Ведь каждое слово есть вспышка огня, бегущего по нервам, электротоку подобно. Ибо огонь проявлен уже в плотном теле. Но невидимая сторона произносимого слова глубже, шире и затрагивает все оболочки. Весь организм человека резонирует на произнесенное слово. И не только его организм, но и организм слушателя. Некоторые слова, самый тембр голоса, его магнетизм успокаивают, дают радость, бодрость, здоровье; другие, наоборот, раздражают, подавляют и вносят дисгармонию. Воздействует так или иначе каждое слово. И потому за каждое слово – ответ. Ответственность за говоримые слова велика. Осуждение или оправдание за них тут же говорящий имеет, ибо следствие каждого слова запечатлевается на ауре того, кто его произносит, и это – прежде всего. Культура речи требует контроля над ней, контроля над каждым словом. Нет слов пустых и бесцельных, нет болтовни. Молчание – золото, хотя бы только потому, что ценная энергия не растрачивается напрасно. Многие люди болеют от того, что болтливостью растрачивают силы свои. Самый звук произносимого слова заставляет вибрировать нервную систему говорящего, и если этот звук дисгармоничен, что часто бывает, то в вибрации ауры вторгается диссонанс, нарушающий ее колебания. Как осколки стекла по камню, скрежещут слова по нервной системе человека, если хаотичны они, или в расстройстве, или злобою полны. В слове кроется больше того, чем принято думать. Знающий многословным не будет. Также обережется он и от воздействия слова чужого, ибо часто слова насыщены ядом. В слове выражается сущность заключенной в нем мысли. Если же слово пустое, без мысли, то и тогда вредно оно безусловно. Да! Да! Говорю все о том же, ибо вокруг все тот же мир, только все более и более Углубляю аспект все тех же явлений и Даю более широкое и совершенное понимание их. Объединение миров состоит в том, что будет постигаться невидимая, внутренняя сторона внешних явлений. Явления все те же, но понимание их будет уже двусторонним: невидимый и видимый миры предстанут как одно неделимое целое, связанные между собой неразрывно. Объединение двух миров будет знаком грядущей Эпохи.

1963 г. 401. (Авг. 25). Труд есть служение Свету, но в размере сознания трудящегося. Говорю о труде полноценном, дающем напряжение огней. Можно назвать труд такой огненным, и это действительно так, ибо при напряженном труде напрягается огненное естество человека и светимость организма усиливается. Каждое движение, каждый нервный импульс – огонь. Когда напряжение ритмично и не является перенапряжением разрушительным, светоносность организма усиливается, достигая степени зримости тонкой. Труд вдохновенный, труд осветленный есть благо. Психическая энергия растет при труде и прекращается, когда труд замирает. Конечно, очень многое зависит от состояния духа. Потому Добавим: и труд сознательный. Лентяи, тунеядцы, бездельники являются нарушителями закона жизни, ибо разрушают не только свой организм, лишая его огня, но и распространяют разложение вокруг себя, заражая другие, неустойчивые сознания. Труд необходим, чтобы огненный аппарат человека мог находиться в должном порядке. Даже стальная машина без работы ржавеет и разрушается. Плодоносен труд радостный и осветленный, но разрушителен, если он отемнен, если он неприятен, если делается он с отвращением и неохотой. Можно заставить себя сделать полноценным и радостным самый нерадостный труд, если понять его смысл и значение и если совершается он не для себя, не во имя свое, но ради Общего Блага, ради людей, коллектива, народа, страны. Значит, труд должен быть не только сознательным, но и целеустремленным. Ничтожен труд по своей внутренней значимости и светимости, если творится он только ради своего малого «я» и малых его интересов. Великие люди трудились не во имя свое, но людей, принимая полную Чашу Общего Блага. Труд устремленного к Общему Благу человека светоносен всегда. Он может наращивать свою психическую энергию беспредельно. Знаем и знаете вы таких гигантов – тружеников духа. Великие преобразователи, реформаторы, вожди, ученые, писатели, художники обладали этим неистощимым запасом огненной энергии, рожденной указанным постоянным и вдохновенным трудом. Редко рассматривают труд как накопитель незримого Агни, невидимый, но столь явный во всех действиях истинного труженика. Нет большего счастья, нежели выполнение любимого труда, радостного и вдохновенного. Светоносному труду слагаем Мы лучшие песни и Возвышаем его как путь совершенствования духа. Труд – светодатель, труд светоносный бесконечно многосторонен в своем многообразии. Не будем накладывать на труд трафарета, ибо критерий ценности труда – его светоносность. Везде труд – в этом мире и в том; все достижения духа трудом достаются. Кто-то хочет достичь без труда – напрасны надежды. Труд, в ритм введенный, увеличивает плодоносность свою многократно. Разрушителен труд неритмичный. Труд беспорядочный, труд хаотичный, труд порывами и по настроениям астрала – непродуктивен и накопления Агни не даст. Когда процесс труда захватывает все сознание человека, его тело, нервы и мозг, тогда труд монолитен и ритмом его обнимается весь психо-физический аппарат труженика. Культура труда – насущнейшая задача человечества. Можно даже сказать для вящего запоминания: «Без труда – никуда», то есть без осознания значения труда и его огненной сущности путь в будущее невозможен, а совершенствование и рост духа немыслимы.

1968 г. 603. (Дек. 25). Сердце может летать, но держит его мозг. Он занят своими соображениями, столь далекими от полетов. Мозг надо привести в подчиненное положение по отношению к сердцу. Но для этого сердце должно быть очищено от всякого сора. Культура сердца – вопрос первостепенной важности. Черное сердце – это бедствие для человечества. Такие сердца ввергали человечество в ужасы войн, разрушений, ненависти и во взаимоуничтожение и попрание всех законов человеческих. Путь к Общему Благу лежит через собственное сердце. И потому главная забота – о нем. Нельзя поднять сердце другого человека из тьмы к Свету, если свое собственное сердце Света не знает. Сердце – уникальный аппарат. Он может стать светоносным, излучения его, не видимые глазу, действуют и на близкие, и на дальние расстояния. Как и всякий аппарат, сердце требует внимания, но оно в загоне у людей. Век Майтрейи может быть назван Веком Сердца. Именно в сердце заложены все возможности будущего, и человечество придет к их реализации.

1969 г. 564. (М. А. Й.). Если бы люди направили мысли на то, чтобы все исходящее из их сознания было насыщено Красотою, мир преобразился бы неузнаваемо. Культура Древней Греции в период ее расцвета насыщена была Красотою. Мало народов, где принцип Красоты был бы выражен так ярко, как в этой малой стране, оставившей миру столь прекрасное наследие. Современная цивилизация дает широкие возможности украсить жизнь, но, к сожалению, эти возможности направлены на обратное. Ключом к утверждению Новой Эры будет Красота, и на этой основе будет утверждаться Мир Новый.

Аватар пользователя
loraZ
Сообщений: 389
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: Культура.

Сообщение loraZ » 15 окт 2011, 18:52

Е.И. Рерих о Культуре(выдержки из писем)

3 марта 1930 г.
Истинная Культура мысли растет культурою духа и сердца.

24 февраля 1930 г.
Что может быть выше и прекраснее сотрудничества на великое культурное Благо народов?!

21 ноября 1930 г.
Забвение великих основ культуры приводит к гибели.

25 марта 1931 г.
Мы должны бороться против всякой косности и омертвелости, препятствующей развитию культурных задач учреждений. Мы вправе требовать всякую поддержку, всякое облегчение в проведении наших строительных планов, устремляющих сознание молодого поколения к высшему созиданию и уводящих от разрушения и губительных понятий, которыми болеют сейчас многие страны. Мы строим, а не разрушаем.

13 мая 1931 г.
Пусть женщины и все молодое поколение встанут на защиту культуры против всех утеснений и гонений, пусть они всеми мерами охраняют этот культ огня-жизнедателя! Не могут страны жить без этого творящего жизнедателя, разложение неминуемо там, где угасает этот культ-ура.

29 мая 1931 г.
Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может называться носителем культуры. Культура есть синтез, культура прежде всего понимает и знает основы Бытия и пути строительства.

30 июня 1931 г.
Знамя Мира, Единение Женщин во имя Новой Эры Культуры есть две гигантские исторические задачи <…>.

21 августа 1931 г.
Спасение мира в новых формулах, в новом духовном и культурном подходе ко всем вопросам жизни как государства, так и частных обиходов. Знамя Мира и Культуры при осознании его значения, конечно, спасет человечество. Но как разно сейчас понимают люди мир и культуру! У большинства понятие культуры прежде всего связывается с вульгарно позолоченными палатами, мертвыми бриллиантами, всякими «фоллисами»1 и выпивками в дорогих ресторанах и тому подобными «возвышенными» занятиями. А под миром понимается «мирный захват» рынков и рассуждения о разоружении, подразумевая под этим уничтожение старых, негодных средств разрушения для замены их новыми, гораздо более действительными. Тяжко задумываться над состоянием мира! Оно ужасно и, конечно, будет ухудшаться, ибо не остановить добровольно катящихся в слепоте своей по наклонной пропасти; и по закону тяготения они будут катиться тем быстрее и стремительнее, чем ближе ко дну.

21 октября 1931 г.
Да, огненными буквами должны врезаться в сознание слова Великого Владыки Будды: «Невежество есть величайшее преступление, ибо от него все бедствие человечества». Покуда во главе представителей страны будут стоять невежды, мир, возглавляемый невеждами, не может идти вперед, а так как ничто не может стоять, то, следовательно, регресс, ведущий к конечному разложению, неминуем. И не являемся ли мы сейчас свидетелями этого великого закона?

28 сентября 1932 г.
Каждое культурное проявление страны среди других стран неминуемо привлекает внимание к этой стране и приводит ко многим приятным и полезным для нее последствиям, как-то и в виде интереса к ее различным производствам. Так Культура служит и обогащению страны, ее представляющей.

3 мая 1934 г.
Возрождение всегда там, где проявляется интерес к духовной Культуре, разложение там, где цивилизация вытесняет понятие Культуры, занятая изготовлением всевозможных роботов.

27 июня 1935 г.
Нет ничего выше Знания, Культуры и Красоты, потому они и победят. <…> Свод Культуры так велик, что покрывает решительно все, лишь всякая узкость и нетерпимость не уживается под ним.

5 cентября 1935 г.
<…> преподававшиеся и еще посейчас существующие среди иностранцев представления о России показывают все их невежество. Для огромного большинства иностранцев Россия была и есть страна варварства, всякого произвола и насилия и глубокого невежества. В понимании лучших бывшая Россия недалеко ушла от времен Иоанна Грозного. Цивилизация вытеснила понятие Культуры, и многие не понимают, что можно быть цивилизованным дикарем. Упускается из виду, что наслоения Культуры накапливаются веками, но цивилизация может быть создана в одно десятилетие.

7 октября 1935 г.
Да, произносить слово «Культура» – одно, а понимать, что есть культура, и быть культурными людьми – совершенно другое.

15 октября 1935 г.
Если культуры нет в крови, то и приобрести ее ни за какие мешки золота невозможно, и никакой привешенный ярлык не поможет. И в какую бы прекрасную раму не вставить фальшивую картину, ценность ее самой от этого не увеличится!


9 декабря 1935 г.
Кто будет говорить против начал Живой Этики? Кто может восставать против утончения [и] введения в жизнь истинного понимания Культуры? Не будет ли такой протестующий голос подыматься против самих Основ Бытия?

28–30 марта 1936 г.
Со всей нашей стороны было лишь служение Культуре. Вероятно, за это мрачные силы и нападают на нас. Ведь для многих людей даже само слово «Культура» – невыносимо.

14 августа 1936 г.
При настоящем уровне сознания человечества в тесном замкнутом общежитии неизбежна тенденция к уравнению, а всякое уравнение неминуемо растворяет талант в ничтожество, что ведет к утрате культуры и понижению уровня цивилизации, то есть к опрощению и, увы, к следующей стадии опрощения, именно к огрубению.

6 сентября 1936 г.
В культурных делах значение всего морального особенно важно, и всякая марающая клевета должна быть пресекаема. Культурные дела творятся для молодых, для будущих поколений, которые особенно чутко вибрируют на выдумки подлые и грязные. Работник культурных дел должен не о себе думать, но о той многочисленной аудитории, которая по всему миру прислушивается к его делам и действиям.

12 октября 1936 г.
Поистине, Красота спасет мир. Все наши общества и содружества являются и отделами Лиги Культуры. Ведь в Культуре кристаллизуется Красота.

31 декабря 1936 г.
Ведь Культура не может быть лишь каким-то условным внешним действием. Она живет в сердце человека, и потому первым качеством ее будет сердечность. Если человек будет читать духовные и культурные заветы, а сам будет становиться черствым и злобным, то, значит, не «в коня был корм».

23 ноября 1937 г.
Культура есть та жар-птица, которую не удается поймать житейским мудрецам, ибо она дается чистым сердцам.

11–15 февраля 1938 г.
Культура не успела облагородить сложенную наспех цивилизацию. Кстати, и само слово «Культура» оказалось неприемлемым для большинства. Они почуяли, насколько высокое значение этого слова находится в дисгармонии с их внутренними накоплениями.

6 августа 1938 г.
<…> окончание того или иного высшего заведения еще не дает того налета, который мы называем культурностью. Можно быть цивилизованным, образованным человеком и все же оставаться некультурным. Культура проявляется там, где есть синтез.

31 декабря 1942 г.
Нынешний Армагеддон имеет в основе своей борьбу за Культуру, за эволюцию. Там, где нет эволюции, не может быть и Культуры. Но трудность в том, что многие, вернее, большинство, не отдают себе отчета, что есть Культура, без Культуры жизнь приходит к развалу.

8 января 1944 г.
Люди не хотят понять истинного значения искусства и высшего знания для утончения человеческого организма и, следовательно, общей эволюции. Для них культура заключается лишь в … сомнительного качества развлечениях.

12 июня 1944 г.
…кто-то сказал, что История культуры есть История Любви, и он был глубоко прав, ибо Культ Ура в основе своей есть Культ Огня или Любви к Красоте, созданной той же Любовью. В огне любви утончаются все силы человеческого духа. Именно любовь раскрывает те тончайшие свойства человека, которые откроют ему Врата Знания Мира Надземного, Мира Высшего.

24 марта 1944 г.
…Культура — понятие общемировое, именно, все человечество должно ополчиться против разрушения великих ВЕХ человеческой эволюции. Истинно, человек, не уявляющий порицания злу разрушения, тем самым являет непонимание и самой страшной опасности, именно оявления массами полного равнодушия к высшим ценностям, к проявлению человеческого гения и духа, что неизбежно приведет к огрубению нравов. Допущение разрушения, падение знания и непротивление злу и, как следствие этого — всеобщее огрубение означает расхождение между эволюцией человечества и эволюцией космической. Такой разнобой есть настоящее бедствие, ибо он приносит еще больший отрыв человечества от высших энергий, или от Мира Надземного, в котором заложены основы и продвижение нашего земного Бытия. Нет места духовности среди массового огрубения. Грубость утверждается на разложении, но не на восхождении. Потому будем бороться против всяких разрушений и сеять, где только возможно, зерна Культуры.
<…> Итак, родные, продолжайте свое доброе дело, защищайте Культуру именно добрым словом и поощрением каждого труда на пользу и защиту Культуры, как биологической, жизненной основы Бытия. Никакая страна не может жить, если она боится вскрывать свои нарывы. Истинно, мир не может существовать без осознания значения культурных достижений, и эта аксиома должна быть запечатлена с самого раннего детства в нарождающемся поколении.

27 апреля 1945 г.
Культура была в большом загоне до войны, люди увлеклись цивилизацией, и она показала им свой ужасающий, мертвящий лик в беспощадной механизации жизни и сердца человеческого. Теперь черед за Культурой, но пусть она будет понята во всей ее утонченности и красоте. Воспитание сердца и нового широкого мышления, основанного на героизме, дружелюбии и красоте, уявит новое поколение, которое утвердит примат духа и даст миру изумительные открытия дальних миров.

10 сентября 1945 г.
Нужно и широкое осведомление о том СОСТОЯНИИ, в котором находится Культура по всему миру. Где и какие утеснения она претерпевает? Синодик унижения и пренебрежения и даже преследования всего просветительного может отразить скорбный лик современного человеческого невежества.

2 сентября 1946 г.
Знамя Мира, или Знамя Культуры, было дано в 1931 году, ибо в нем содержатся все устои Культуры. Именно в предвидении надвигающихся войн и новых разрушений и разложения поднималось Знамя Мира. При этом было Сказано: «… под этим знаком объединятся Красота, Знание и Искусство и все народы. Только высшие меры приложимы к Знамени». «Великое Провозвестие нужно понять как ступень к Новому Миру». Знамя Мира есть Знамя Нового Мира. Знамя Мира, как маяк в бурю и посев Культуры, как противоядие против неистовства и безумства ненависти творимых. Наступит время, когда Знамя будет развеваться над всеми государственными учреждениями, посвященными Просвещению и Красоте. А пока что будем собирать лучшие мысли около этого Знамени Культуры и покроем им все наши начинания. Пусть приходящие привыкают не только видеть, но и слышать о Знамени Мира и запоминают те великие основы, которые оно возглавляет. Великое никогда не входило в мир при фанфарах и ликованиях, но всегда в трудах и страданиях, при осмеянии невежеством. Но мы должны <…> до принятия и утверждения Культуры во главу нового Строительства. Сознание масс поднимется на новую ступень и поймет, что страны не могут жить и развиваться, утратив понимание истинной Культуры. Нельзя продолжать воспитывать новые поколения на суррогатах Культуры. Всякий суррогат есть ложь, но лживые основы не могут уявиться устоями, и потому саморазрушение и самоистребление неминуемо. <…> Самые закоренелые реалисты подпадают под власть Красоты и прежде всего ищут ее, об этом свидетельствуют их увлечения театром, танцами, музыкой и литературой. Глумятся над Идеалами, но сами тянутся к Красоте, не сознавая, что Красота ближе всего стоит к Идеалу. Все чаще произносят слово Культура, но Культура есть стремление к утончению, к Красоте, к совершенствованию; и сам процесс совершенствования не есть ли стремление к Идеалу?

2 сентября 1948 г.
Именно многие, вернее множества, не отдают себе отчета в неотложности не только принятия, но и в поднятии Знамени Мира для внедрения в сознание народа и грядущих поколений великого значения охраны Сокровищ Культуры для всей мировой эволюции. Без охраны достижений Культуры человечество вернется к временам варварства худшего вида.

27 августа 1949 г.
Необходимо устраивать лекции, концерты и собеседования о значении охраны Культуры, знакомить с движением Знамени Мира. При всех творящихся вандализмах и разрушениях во время мировых столкновений и потрясений уместно назвать охрану Культурных Ценностей – «Крестовым Походом». Истинно, «Крестовый Поход» ввиду мирового значения культурных ценностей как незаменимого и основного достояния человечества. <…>
Истинно, Культура нуждается не только в охране, но необходимо уметь сражаться за Культуру. Тогда только человечество начнет выходить из одичалого состояния. Пора становиться человечными в полном значении этого великого понятия.

31 августа 1950 г.
Сейчас самые трудные времена, все культурные начинания замирают, прежде всего, из-за недостатка к ним интереса, а потому, конечно, нет и притока средств, и такое положение наблюдается по всему миру. Люди лишают себя того, чем только держится мир человеческий. Ведь только интерес к истинной культуре превращает нас из двуногих в человеков.

http://www.found-helenaroerich.ru/herit ... t_culture/

Nila
Сообщений: 671
Зарегистрирован: 26 мар 2012, 20:27

Re: Культура.

Сообщение Nila » 13 май 2012, 11:26

Рерих Н.К.Друзья сокровищ Культуры//Листы дневника. Том первый,2-е издание М.: Международный Центр Рерихов,1999.

«<…>Если возьмем списки друзей во всех странах мира, то, несомненно, бросится в глаза одно знаменательное обстоятельство. Поистине, язык культуры един. И душевные качества друзей культуры также очень близки в возможном единении. Представим себе собрание всех деятельных друзей сокровищ культуры. Они могут обогащать друг друга. Они могут жертвенно приносить свои познания. Они могут дружелюбно беседовать и в конце концов согласиться единогласно.
По нынешним временам такая возможность единогласия является чем-то незабываемым. Во времена уродливых смущений, мертвящих отрицаний, около чего-то возможно единение, при этом вне рас, классов и возрастов.
Друзья мои, ведь над этим обстоятельством можно помыслить в чрезвычайной радости. Ведь это не отвлеченное предположение, но уже человечески осязаемое решение. Если возможно такое объединительное мировое соглашение, то ведь также возможно и проведение и других общечеловеческих принципов любви и строения. Никакой дом в раздоре не строится, и никакая песня в больных судорогах не складывается. Но если мы будем знать, что лучшие люди героически и жертвенно согласились защитить священное, мудрое и прекрасное, то через такие врата согласия войдут и многие другие знаменательные шествия.
Каждое накопление в сокровищах культуры будет истинно благим знаком нашего века. Это будет не блуждание, готовое к предательству. Это не будут случайные часы или дни культуры, это будет вообще время, эра культуры. В стремлении к этой эре соберем наши лучшие мысли, лучшие слова, лучшие жертвы и лучшее дружелюбие».

Nila
Сообщений: 671
Зарегистрирован: 26 мар 2012, 20:27

Re: Культура.

Сообщение Nila » 20 май 2012, 17:13

Рерих Н.К. Будем бережливы// Рерих Н.К. Листы дневника. Том второй, 2-е издание. М.: Международный Центр Рерихов,2000.С.171.

"<...>Если человек любит культуру и, естественно,свою родную культуру, то он отнесется со всевозможною бережностью к носителям этой культуры. Каждый выдающийся деятель культуры уже является живым памятником ее. Люди нередко говорят об охранении каменных памятников. Но не лучше ли при этом также помыслить и о заботливом охранении памятников живых, которые могут еще во многом приложить свои творческие силы во славу русского народа. Многие скажут: нам всем всюду тяжко. Но ведь эти тяжести будут облегчаться сознанием, что среди нас живут те, которых мы называем учителями в разных областях жизни.
Всегда ли мы бываем справедливы? Не бываем ли мы, по слову Пушкина, "к добру и злу постыдно равнодушны"? Не обходим ли мы молчанием то, что должно бы вызывать самое сердечное суждение? В таком сердечном порыве все мы, несмотря на тяготы жизни, могли бы создать нашим старшим культурным творцам дни спокойные углубленной творческой работы. Не будем ожидать, пока будут построены целые институты, как было сделано для работы Павлова. Не только широкие материальные возможности, но именно сердечность убережет от расточительности, о которой когда-то кто-то устыдится.
Будем бережливы."
{1938г.}

Nila
Сообщений: 671
Зарегистрирован: 26 мар 2012, 20:27

Re: Культура.

Сообщение Nila » 24 май 2012, 17:08

Рерих Н.К. Триумф Эллады// Рерих Н.К. Листы дневника. Том второй, 2-е издание. М.: Международный Центр Рерихов,2000.С.235.

"<...>Я пишу эти строки в величественных Гималаях. Далеко внизу серебряной лентой извивается река Биас. У этой самой реки Александр Великий остановился в своем походе на Восток. Итак, даже здесь, в Гималаях, живет память об Элладе.Весь юг России тоже полон неувядаемых эллинских шедевров. Там, где были основаны эллинские колонии, сейчас процветает искусство. Это, несомненно, дар Богов, что Красота живет в тех местах, где были Эллины. Истинное величие там, где жизнь и искусство неразрывны. А этот союз ведет к бессмертию!"
[1939 г.]

Nila
Сообщений: 671
Зарегистрирован: 26 мар 2012, 20:27

Re: Культура.

Сообщение Nila » 31 май 2012, 15:11

Рерих Н.К. Счастье// Рерих Н.К. Листы дневника. Том второй, 2-е издание. М.: Международный Центр Рерихов,2000.С.389 - 391.

"Не опасайтесь твердить о красоте. Необходима поливка Сада Прекрасного. Засуха погубит все живое. Но если даже пустыни могут ожить под заботливою рукою, то и обиход может зацвести редчайшими цветами. Семья, вдохновленная искусством, будет прочным оплотом государства. Целые страны живы хотя бы воспоминанием о своих творческих продвижениях. Даже далекое достижение не ржавеет и спасает народ от разложения. Никто не дерзнет сказать, что о красоте творчества уже достаточно сказано и сделано. Совершенствование, познавание, любование - беспредельны. Велик магнит счастья.<...>
Но не блеснет красота подслеповатому глазу. Нужно захотеть увидеть красиво. Без красивости, но в величии самой красоты. Счастье в том, что красота неиссякаемая. Во всяком обиходе красота может блеснуть и претворить любую жизнь. Нет запретов для нее. Нет затворов и пресекающих. На крылах красоты обновляюся силы, и взор владеет пространством. Счастье - в радости. Радость - в красоте".
1941 г.

Nila
Сообщений: 671
Зарегистрирован: 26 мар 2012, 20:27

Re: Культура.

Сообщение Nila » 05 июн 2012, 21:25

Рерих Н.К. Катакомбы// Рерих Н.К. Листы дневника. Том третий, 2-е издание. М.: Международный Центр Рерихов,2002.С.52.

"<...> Культура неразрывна с эволюцией. Остановите Культуру,и вы прекращаете эволюцию и , следовательно, ввергнетесь в разрушение. Разрушение музея есть разрушение страны - будем помнить это во всех смыслах".

Nila
Сообщений: 671
Зарегистрирован: 26 мар 2012, 20:27

Re: Культура.

Сообщение Nila » 06 июн 2012, 10:29

Рерих Н.К. Странности// Рерих Н.К. Листы дневника. Том третий ( 1942 - 1947), 2-е издание. М.: Международный Центр Рерихов,2002.С.54.

" Оборона Культуры неотложна. Биллионы, триллионы - на войну! Но пусть хотя бы миллион - на Культуру. Пусть просвещение не будет загнанной статьей бюджета. Если такая странность случилась в прошлом, то пусть она не повторится в будущем.
Иначе где же оно будущее?".
10 июля 1942 г.
Последний раз редактировалось Nila 09 июн 2012, 11:58, всего редактировалось 1 раз.

Nila
Сообщений: 671
Зарегистрирован: 26 мар 2012, 20:27

Re: Культура.

Сообщение Nila » 06 июн 2012, 10:56

Рерих Н.К. Кредо// Рерих Н.К. Листы дневника. Том третий ( 1942 - 1947), 2-е издание. М.: Международный Центр Рерихов,2002.С.119.

"Уже поговаривают о переустройстве мира! Опять словоговорения, и в них даже слово "культура" не будет помянуто. Воспитание, образование, просвещение опять окажутся на запятках у торгаша. Бюджет просвещения опять будет утеснен. Ученые и учителя опять будут обойдены. Какое же предполагается переустройство мира, если Культура не будет возглавлять его? Или опять Вавилонская башня и разъединение языков?<...>
Говорил: охраните Культуру. Согласитесь на неотложности заботы о Культуре.Всякое переустройство начните словом "культура". Все соглашения произойдут лишь,если будет повышен общий культурный уровень.Истинная, высокая Культура принесет и мир всего мира. Твердим."
12 июня 1943 г.
Последний раз редактировалось Nila 09 июн 2012, 11:57, всего редактировалось 1 раз.


Вернуться в «Тематические подборки по книгам Учения Живой Этики и трудам Рерихов»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостей