Вдохновительница духа (о роли женщины в Новой Эпохе)

Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Вдохновительница духа (о роли женщины в Новой Эпохе)

Сообщение Helen »

Статья опубликована в Кузбасской Рериховской газете
«Свет Утренней Звезды» № 5 (73), 30 декабря 2009 г.


«Ему женщины стали оплотом…»

«Женщина должна осознать свое значение, свою великую миссию Матери Мира и в полной ответственности готовиться стать не только сотрудницей мужчины, но его вдохновительницей и истинной матерью».
Е.И. Рерих

В письмах Е.И. Рерих часто говорится о том, насколько велика роль женщины в наше время. В ее руках находится не только гармония быта, но и судьба всей планеты. «Наступила Эра Женщины, и женщина должна поднять мышление человечества на следующую ступень», - говорит Елена Ивановна в письме одному из своих корреспондентов, и образ женщины предстает перед нами как образ ведущей, неоднократно запечатленный на картинах Н.К. Рериха. В литературе такой образ был создан немного раньше, в конце XIX века, знаменитым норвежским драматургом и философом Генриком Ибсеном в драматической поэме «Пер Гюнт». «Женщина – самое могущественное в мире существо, и от нее зависит направлять мужчину туда, куда его хочет повести Господь Бог» - это выражение Ибсена стало крылатым на его родине, где в Гудбранской долине родился созданный им герой - Пер Гюнт.
Основная проблема, которую ставит в «Пер Гюнте» Ибсен, – судьба человеческой личности в современном обществе, безразличие современного человека к судьбе ближнего, отсутствие в нем внутреннего стержня. Герой пьесы, молодой крестьянский парень Пер Гюнт, является воплощением душевной слабости человека, доведенной до гигантских размеров. Пер живет в мире своих фантазий, не замечая окружающих людей, не сочувствуя им в их бедах. Он грезит о великих подвигах, но ничего не хочет делать, чтобы помочь своей старой матери Осе, которая выбивается из сил, пытаясь хоть как-то поддержать их нехитрое хозяйство. Ко всему прочему, Пер заносчив и тщеславен – в своих мечтах он видит себя то сказочным принцем, то королем. И он возмущен, когда узнает, что его знакомая девушка Ингрид выходит замуж за тюфяка и простофилю Маса Мона, «это пугало воронье», как называет его Пер Гюнт. А ведь он сам мог жениться на Ингрид и стать богатым хуторянином, если бы, конечно, захотел. Пер отправляется на свадьбу, чтобы хорошо повеселиться. Способность к мечте, умение видеть прекрасное выделяет Пера среди парней, но неумение бороться за свою мечту сводит на нет все его замыслы. На свадьбе он впервые встречает Сольвейг.

Изображение
Н.К. Рерих. Сольвейг. 1912

Он один замечает, что в этой юной девушке есть что-то особенное, что она совсем не похожа на других. «Она, как свеченька! Таких тут не видать», - говорит Пер. Он приглашает Сольвейг на танец. Она соглашается, но когда узнает его имя, убегает. Пер огорчен. Воспользовавшись моментом, парни предлагают ему выпить, чтобы потом над ним же посмеяться. А тут еще злит и раззадоривает его непутевый жених, он то и дело жалуется Перу на невесту, которая закрылась и не хочет с ним даже разговаривать, и просит ему помочь.
С досады Пер пытается соблазнить Ингрид, уговаривая ее сбежать. Она с готовностью соглашается, и молодая пара исчезает со свадьбы к ужасу толпы. Но порыв Пера не долог. Ингрид ему не нужна. Почему? Да потому что она совсем не похожа на Сольвейг. Она обещает Перу богатство и почет, если он женится на ней. Но он отказывается. Ему нужна только одна, единственная. «Кто ж она?» - спрашивает Ингрид. И Пер Гюнт вопросом на вопрос ей отвечает: «Стыдлива ты? Отказать мне ты смогла ли? <…> Можешь взглядом светлый праздник вызвать в чьей-нибудь душе? <…> Все же остальное много стоит? Ничего». Ингрид угрожает Перу и обещает, что за обман он заплатит головою. «Все равно», - отвечает Пер и уходит.
В лесу он встречает Женщину в Зеленом, дочь Доврского короля, правителя обитающей в лесу нечисти: троллей, леших и ведьм. Пер очень быстро находит с ней общий язык, чтобы жениться и стать настоящим принцем, хотя бы и лесным. Доврский король при встрече с будущим принцем объясняет ему, в чем главное отличие троллей от людей:
Там, под сияющим сводом,
Учат: «Самим будь собой, человек!»
В Рондских же скалах иначе:
«Тролль, будь доволен собою самим!»

Принцессу отдадут замуж за Пера, но прежде ему следует надеть хвост и выпить здешнего меда. Покривившись, Пер соглашается. Все во дворце Доврского короля выглядит безобразным и заскорузлым, но это, как объясняет король, лишь дефект человеческого взгляда на жизнь. Если сделать Перу операцию и перекосить глаза, он тоже будет видеть вместо белого черное, а вместо безобразного прекрасное, то есть приобретет мировоззрение истинного тролля. Пер готов ради богатства и славы почти на все. И сначала он даже соглашается на операцию, но когда узнает, что это навсегда – отказывается и решает уйти. Но уйти не так-то просто. Доврский король обвиняет Пера в том, что тот соблазнил его дочь, а теперь хочет бежать. Пер говорит, что это все «враки». Но король не согласен:
Иль отпираться посмеешь, что ты
К ней вожделел в своих мыслях?
Думаешь ты – вожделенье ничто?
Ну, погоди же, увидишь…

Король отдает распоряжение покончить с Пером. Тот пытается бежать, но тролли набрасываются на него. И в момент смертельной опасности он обращается к матери: «Мать! Помоги!... Умираю». И любовь матери спасает его. Звенят церковные колокола. Тролли разбегаются.
Но вновь Пер Гюнт на краю гибели. Он в обморочном состоянии между жизнью и смертью. Невидимая Кривая обволакивает его путами и скликает для расправы крылатых демонов. Пер спотыкается и падает. Он понимает, что только чистая душа может спасти его и с мольбой обращается к Сольвейг:
Девушка! Если меня ты
Хочешь спасти, - поспеши!
Книгой святою смелее
В голову троллю пусти!

И вновь слышится колокольный звон и церковное пение. Обращаясь в ничто, задыхаясь, Кривая говорит:

Нет, с ним не сладить! Ему
Женщины стали оплотом!

Пер Гюнт спасен. Но он объявлен вне закона и может жить только в лесу. Он строит себе избушку. Уже выпал снег и дом почти готов, когда к нему на лыжах прибежала Сольвейг. Она полюбила его, покинула родных, решив остаться с ним навсегда. Для нее он стал «всем на свете – и другом и утешителем». Жизнь Пера озарилась светом. Сольвейг для него – спасение. Он с трудом верит своему счастью. Но однажды посеянное зло дает свои всходы. Неожиданно в лесу он встречает сильно подурневшую Женщину в Зеленом с уродцем, которого она представляет Перу как его сынка. Она требует от Пера, чтобы он прогнал Сольвейг. Или, может быть, они заживут в его доме втроем? Пер в ужасе: «О дьявольское наважденье! <…> И это все…». «За блуд лишь мысленный!» - говорит Женщина в Зеленом.
Вот так, в одно мгновение, рухнуло его счастье. Пер Гюнт страшится запачкать Сольвейг своим прошлым, не хочет обманывать ее. Но он не хочет и бороться за свое счастье, бороться с самим собой… Он предпочитает отказаться от Сольвейг, от своей любви и обойти это место в своей жизни «стороной». Он оставляет Сольвейг одну в лесной глуши и уходит.
Перу остается только одно – бежать из страны. Но он не забывает о матери и посещает ее. Рискуя жизнью (ведь по закону вне леса его может убить каждый), он приходит к Осе, но не только ради нее – он сам, как ребенок, хочет найти утешение у матери. Осе больна, жить ей осталось недолго, но она очень рада, что пришел ее «милый сынок». Пер садится на кровать и, утешая мать, рассказывает ей нараспев сказку. Они оба приглашены в волшебный замок Суриа Муриа. Вороной уже запряжен, они едут по снежному полю, по лесу. Сам святой Петр встречает Осе и подносит стаканчик вина. И вот, ворота позади, они уже у замка. Пер хвалит мать за ее веселый нрав, за терпение и заботливость, он не ценил их прежде, так пусть же за доброту ей воздаст хозяин волшебного замка. Взглянув на Осе, Пер видит, что она умерла. Он закрывает глаза матери, наклоняется к ней и, прощаясь говорит:
Спасибо за все – и за брань, и за ласку,
За все, чем ты в жизни была для меня.
И мне поцелуй в благодарность за сказку
Ты дай… за езду и лихого коня.

Пер прижимается щекой к губам матери и уходит. Он уезжает «за море, чем дальше, тем лучше».
Юношей покинув родину, мечется Пер Гюнт по свету. Сорок лет скитается он, пересекая пустыни и переплывая моря, богатея и разоряясь, обманывая других и сам оказываясь обманутым. У него была заветная цель – стать «царем везде и всюду», «в целом мире». Ему мало богатства, ему еще нужны почет, уважение, преклонение. И, не гнушаясь ничем, он стремится к этой цели. Но, по его словам, всегда и везде он остается «истинным Пером Гюнтом», является «самим собой»:
Ведь чем быть должен человек?
Самим собой. Оберегать он должен,
Лелеять «я» свое и развивать.

По сути, он живет по закону троллей – всегда и во всем «быть довольным самим собой».
Спустя много лет, после долгих скитаний Пер Гюнт возвращается на родину. Он потерял все свое богатство, он стар, одинок и беден. Блуждая по лесу, сам того не замечая, он приближается к избушке и, увидев ее, не сразу приходит в себя от изумления: «Жилье?.. В лесу?..» Он даже не узнает ни это место, ни избушку, которую когда-то сам срубил. Он слышит песню:

Изображение
Н.К.Рерих. Домик Сольвейг

Горенку к Троице я убрала;
Жду тебя, милый, далекий…
Жду, как ждала.
Труден твой путь одинокий –
Не торопись, отдохни.
Ждать тебя, друг мой далекий,
Буду я ночи и дни.

Узнав голос Сольвейг, Пер побледнел. Он в ужасе – она все еще ждет его! Он бежит по лесной тропинке прочь:
Она не забыла, а он позабыл;
Она сохранила, а он расточил…
О, если бы можно начать все сначала…
Ведь здесь меня царство мое ожидало!

Пер начинает понимать, что прожил жизнь не так, как должен был. Под ноги Перу катятся клубки его мыслей:
Мы – твои мысли; но нас до конца
Ты не трудился продумать,
Жизнь не вдохнул в нас и в свет не пустил, -
Вот и свились мы клубками.

Крыльями воли снабдил бы ты нас,-
Мы бы взвились, полетели,
А не катались клубками в пыли,
Путаясь между ногами.
Он слышит шепот листьев, сломанных соломинок, шелест в воздухе:
Лозунги мы, - те, которые ты
Провозгласить был обязан! <…>

Мы те дела, за которые ты
С юности должен был взяться.
Нас загубило сомненье твое. <…>

Песни, тобою не спетые – мы!
Тщетно рвались мы на волю,
Тщетно просились тебе на уста,
Ты нас глушил в своем сердце,
Не дал облечься нам в звуки, в слова!
Горе тебе!

Наступает прозрение. Что создал Пер Гюнт в жизни? Ничего. Он не стал хорошим сыном, не стал мужем, не нашел друга, не обрел богатства. Власть, плотские радости оказались эфемерными и не принесли счастья. Как олицетворение судьбы перед Пером Гюнтом появляется Пуговичник с большой плавильной ложкой. Время жизни Пера на земле закончилось, и Пуговичник намерен тут же на месте расплавить и перелить его душу в пуговицу. Ни в ад, ни в рай душа Пера попасть не может – ни праведник, ни грешник он, а «нечто среднее: ни то, ни се», поэтому и годится лишь на переплавку. Пер Гюнт не выполнил своего предназначения на Земле: он не стал самим собой – уникальной и неповторимой личностью, он лишь примерял на себя разные роли. Впрочем, об этом Пер знает и сам; совсем недавно, собирая в лесу дикий лук, он сравнивал себя с луковицей. Луковица тоже не имеет твердого ядра и состоит из одних шкурок. Неспособный жить по велению долга и совести, человек теряет свою суть, свое ядро. И теперь он готов попасть даже в ад – но только не в переплавку. Пер просит у Пуговичника отсрочку, обещая доказать, что он великий грешник. В лесу Пер встречает Доврского короля и Костлявого дьявола, но они не признают его своим. И тогда Пер решает вернуться к Сольвейг. Он уверен, что там его ждет окончательный приговор. Распростершись на пороге избушки, он обращается к ней:
О, если грешника ты осудила,
Ему свой приговор произнеси! <…>
Ну, жалуйся и обвиняй меня,
Вины мои скорее перечти!
В лицо мне грех мой брось!

Но Сольвейг и не думала его обвинять, она счастлива и благодарит Бога за его возвращение:
Вернулся! Он вернулся! Слава Богу! <…>
Ни в чем ты не виновен, мой бесценный! <…>
Ты песнью чудной сделал жизнь мою.
Благословляю первое свиданье
И эту нашу встречу в Духов день.

«Так я погиб», - говорит Пер и в отчаянии взывает к Сольвейг:

Где был Пер Гюнт? <…>
Он сам, с печатью
Божественного предопределенья,
Таков, каким его Господь задумал?
Скажи! <…>
Где был «самим собою» я – таким,
Каким я создан был, - единым, цельным,
С печатью божьей на челе своем?
«В надежде, в вере и в любви моей», - отвечает Сольвейг. Пер Гюнт поражен ее словами:
О, что ты говоришь! <…>
Иль… сама ты мать
Тому, о ком ты говоришь!

Сольвейг отвечает:
Я мать,
А кто отец? Не тот ли, кто прощает
По просьбе матери?
Пер Гюнт, словно озаренный лучом света, вскрикивает:
О мать моя!
Жена моя! Чистейшая из женщин!
Так дай же мне приют, укрой меня!
Пер Гюнт крепко прижимается к Сольвейг и прячет лицо в ее коленях. Всходит солнце. Сольвейг тихо поет колыбельную песню:
Спи, усни ненаглядный ты мой,
Буду сон охранять сладкий твой!..
На руках мать носила дитя;
Жизнь для них проходила шутя.

У родимой груди день-деньской
Отдыхало дитя… Бог с тобой!
У меня ты у сердца лежал
Весь свой век. А теперь ты устал, -
Спи, усни, ненаглядный ты мой,
Буду сон охранять сладкий твой!..
Буду сон охранять сладкий твой,
Спи, усни, ненаглядный ты мой!

Пуговичник отступает:
До встречи на последнем перекрестке,
А там увидим…
Сорок лет Сольвейг ждала своего любимого. В ее сердце нет места для обиды, в нем - только любовь. Она одна понимает и прощает Пера Гюнта. Сольвейг наполняет жизнь Пера смыслом. Оказывается, он, несмотря на его греховность и порочность, «песнью чудной» сделал чью-то жизнь, оказывается, он кому-то нужен, оказывается, он любим! Это вызывает в нем раскаяние в своих поступках, дает радость и надежду на спасение. Он спасен, потому что есть такое щедрое и неосуждающее сердце, как у Сольвейг. Она – жизнь, она – радость, она - путь для Пера Гюнта.

О.И. Посаженникова, г. Новокузнецк
Helen
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Вдохновительница духа (о роли женщины в Новой Эпохе)

Сообщение Helen »

Высокое назначение женщины

Изображение
Алексей Леонов. Ведущая

Из «Писем» Е.И. Рерих
«Идущее время снова должно предоставить женщине место у руля жизни, место рядом с мужчиной, ее вечным сотрудником. Ведь все величие Космоса зиждется на этих двух Началах. Основа Бытия есть величие двух Начал. Как же возможно умаление одного из них? Все переживаемые и грядущие бедствия и космические катаклизмы имеют в основании причину – унижение женщины».

«Женщина, знающая свое высокое назначение, женщина, стремящаяся к красоте, к знанию, высоко подымет уровень жизни страны, и не будет места всем отвратительным преступлениям, ведущим к дегенерации и уничтожению целых народов. Но, стремясь к культуре мысли, пусть помнят, что университет есть лишь ступень и окно. Истинная Культура мысли растет культурою духа и сердца. Потому, стремясь к знанию, пусть не забудут Тех Духовных Водителей, Те Великие Умы, которые, истинно, творили сознание человечества. Проникновением в культуру Их Духа можно найти истинный путь эволюции.
Страница из книги: “Когда народы устремились к началу разновесия, то принцип самоуничтожения водворился. И противодействие самоуничтожению может быть только водворено равновесием. Человечество не соизмеряет принцип созидания и тем нарушает основы Бытия. Когда по закону Космического Магнита существует подчинение низшего высшему, то это касается лишь энергий, которые по своей сущности должны трансмутироваться. Но когда Начала призваны к животворящему созиданию, то не могут люди устранить без самоуничтожения одно из Начал. Потому будет человечество устремляться к сознательному развитию, когда оно явит понимание утверждению двух Начал. Все принципы, лишенные этих двух Начал, могут усилить неуравновешенность. Явить должно человечество закону Космического Магнита понимание. Можно много продвижения в цепи эволюции проявить осознанием величия двух Начал, как основы Бытия”».

«Как нужны сейчас Лиги Женщин против ненависти и войн. Такой Международный Конгресс мог бы поднять Знамя Мира и пронести его по всему миру. Нужны женщины и для насаждения новой науки о сердце, о его мощной силе, которая может соперничать с энергией атомной. Сколько прекрасных насущных подвигов может быть оявлено женщинами! Неужели заповеданная Эпоха Матери Мира не прекратит войну?»

«Я так верю в женский здравый смысл, в женский магнетизм, в женское сердце и способность к самоотверженному труду. Не забудем, что заповедано женщине спасти мир!»

«Женщина есть олицетворение Природы, и не человек учит Природу, но Природа учит человека. Потому пусть женщины осознают все величие своего начала и устремятся к Знанию; там, где Знание, там и Мощь. Древнейшие предания именно женщине приписывают роль хранительницы и дательницы Сокровенного Знания, потому пусть и сейчас она вспомнит свою много оклеветанную прародительницу Еву и снова прислушается к голосу своей интуиции, и не только вкусит, но и насадит как можно больше яблонь познания добра и зла. И как раньше лишила она Адама его тупого, бессмысленного блаженства, так пусть и теперь она выведет его на еще более широкий простор и величественную битву с хаосом невежества за свои божественные права».

«В эпоху Матери Мира мы должны приветствовать каждое упоминание о Ней.
<…> На Востоке культ Матери Мира, богини Кали или Дурги очень распространен, а в Индуизме, можно сказать, он является преобладающим. Но даже среди других сект можно встретить больше почитателей Великой Матери, нежели других аспектов Божественных Сил. В Монголии и в Тибете очень чтут Дуккар, или Белую Тару, и прочих ее сестер-тар. Во всех древнейших религиях женские божества почитались самыми сокровенными. Эзотерическое Учение не ставит во главе Эволюции Жизни «Отца», он стоит третьим и есть «Сын своей Матери». Во главе всего или, так сказать, за покровом находится «Вечное и Непрекращающееся Дыхание всего сущего». Но на плане Проявленного царствует Вечно-Женственная Природа, или Великая Матерь Мира, непосредственное отражение которой мы находим во Владычицах каждой планеты. Но и каждая женщина в потенциале своем будущая Матерь Мира».

«Напомню Вам, что Матерь Мира скрыла Свой Лик от человечества также и в силу космических причин. Ибо, когда Люцифер решил унизить женщину для захвата власти над человечеством, космические условия благоприятствовали такому губительному замыслу. Потому и говорится, что Матерь Мира сокрыла Свой Лик. Матерь Мира в одиночестве ткала свои знаки в ожидании новых сочетаний Светил и, следовательно, новых космических токов, которые благоприятствовали бы новому проявлению Ее. Условия эти наступили, и мы уже являемся свидетелями пробуждения женщины на всем протяжении планеты».
Nila
Сообщения: 705
Зарегистрирован: 26 мар 2012, 20:27

Re: Вдохновительница духа (о роли женщины в Новой Эпохе)

Сообщение Nila »

Рерих Н.К.Женщинам//Рерих Н. Держава света; Священный дозор. - Рига: Виеда, 1992. С.41.

"Женщины, ведь вы соткете и развернете Знамя Мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжете у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте. Вы научите их благословенной иерархии знания. Вы скажете малым о творчестве мысли. Вы можете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятие героизма и подвига. Вы первые скажете малым о преимуществе духовных ценностей. Вы произнесете священное слово Культура".
Ответить

Вернуться в «Тематические подборки по книгам Учения Живой Этики и трудам Рерихов»