Елена Ивановна Рерих

Helen
Сообщений: 240
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Елена Ивановна Рерих

Сообщение Helen » 11 май 2010, 12:00

Елена Ивановна Рерих(1879 – 1955)

Изображение

Истинно великое всегда видится на расстоянии. В случае с творческим наследием русского философа и писателя Елены Ивановны Рерих именно так и получилось. Многое из того, что было создано этой выдающейся женщиной в первой половине ХХ столетия, вошло в культурную и духовную жизнь России сравнительно недавно и вызвало глубокий и неподдельный интерес у многих наших соотечественников, стремящихся найти ответы на волнующие вопросы бытия.


Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, урожденной Голенищевой-Кутузовой, правнучки великого фельдмаршала. По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору М.П. Мусоргскому.
С самых ранних лет девочка проявляла незаурядные способности, к семи годам она читала и писала на трех языках. Уже в юные годы Елена серьезно интересовалась литературой и философией. После окончания Мариинской гимназии и получения музыкального образования ее ожидала блестящая карьера пианистки, но жизнь распорядилась иначе.
В 1899 году в имении своей тети княгини Е.В. Путятиной Елена Шапошникова впервые встречается с молодым художником Н.К. Рерихом, ставшим для нее не только мужем, но и единомышленником. Общность взглядов, духовная близость, глубокие взаимные чувства сделали этот союз необычайно прочным. «Дружно проходили мы всякие препоны, – писал Николай Константинович Рерих о своем браке уже на склоне лет. – И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». «Другиня» – это старинное слово очень точно соответствовало духу и характеру Елены Ивановны. Многие картины Н.К.Рериха являются результатом их совместного творчества, по сути «сотворчества», в котором Елена Ивановна была вдохновляющим началом. Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское». В этом «творили вместе» заключен огромный смысл. Многие полотна художника, запечатлевшие идеи Живой Этики, были созданы по замыслам Елены Ивановны и на основании ее видений.

Изображение
Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи

В августе 1902 года у них рождается сын Юрий, в будущем ученый-востоковед с мировым именем, а в октябре 1904-го – Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель.

Изображение
Е.И. Рерих (справа) с сыновьями в Бологом

Е.И. Рерих была сердцем, наставником и главным устоем семьи Рерихов. Николай Константинович, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи необычайно высоко ценили роль Елены Ивановны как светлого гения семьи. В своих воспоминаниях С.Н. Рерих отмечал: «Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением высших истин предвечной правды. Ее жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям».
Н.К. Рерих называл Елену Ивановну в своих произведениях «Ведущей». Вместе с тем она была человеком удивительной скромности. Войдя в жизнь знаменитого художника, она всегда держалась в тени. Большинство ее трудов издано под псевдонимами. «<…> позвольте мне сойти с пьедестала, водруженного Вашим прекрасным, любящим сердцем <…> Я люблю простоту во всем и всякая напыщенность и торжественность мне органически нетерпимы. Не люблю учить, но только передавать знания», – напишет она в одном из писем своему другу.
Оказавшись отрезанными от Родины революционными событиями 1917 года, Рерихи выезжают в Англию. Здесь, в Лондоне, в 1920 году Е.И. Рерих начала записывать первые строки Живой Этики – новой философской системы, представляющей собой современную целостную концепцию реального Космоса. Книги Живой Этики создавались Е.И. Рерих в тесном сотрудничестве с группой анонимных философов, которых в духовной традиции Индии принято называть Махатмами, Великими Душами, Риши, Учителями.
Осенью 1920 года вместе с мужем и детьми Е.И. Рерих выезжает в Нью-Йорк, где у Николая Константиновича были запланированы выставки по городам США.
В Америке под руководством Н.К. Рериха и при непосредственном участии Е.И. Рерих небольшая группа их сподвижников развернула широкую культурно-просветительскую деятельность. Ее результаты поражают: Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi». Эти учреждения, организованные Н.К. и Е.И. Рерихами, стали крупными культурными центрами, влияние которых распространилось за пределы страны, став международным. Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения, действующие во всем мире под эгидой этих организаций, объединили под всеобщим куполом Культуры не только творческих людей, но и всех тех, кто стремился к воплощению гуманистических идеалов и усовершенствованию жизни. «Радостно видеть, – пишет Елена Ивановна, – как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие».
С 1924 по 1928 годы Елена Ивановна участвует в грандиозной экспедиции, организованной Н.К. Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии. Она была единственной женщиной, которая прошла весь труднейший маршрут. Елена Ивановна разделила с остальными членами экспедиции все тяготы пути и смертельные опасности. «Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил – на все готова Елена Ивановна… Часто остается лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная ее слабое сердце <…> На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, – писал Николай Константинович, – замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улажении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера».

Изображение
Е.И. Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции

В 1926 году в Монголии (Улан-Батор), где в это время находилась экспедиция, была опубликована рукопись Е.И. Рерих «Основы буддизма». В этой книге трактуются фундаментальные философские понятия учения Будды, такие как перевоплощение, закон кармы, Нирвана, а также говорится о глубочайшей нравственной основе этого учения, которое опровергает один из основных стереотипов западного мышления о человеке в буддизме как о ничтожном, забытом Богом существе.
В 1927 году там же, в Монголии, увидела свет одна из книг Живой Этики – «Община».
В 1928 году, по возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции, Рерихи поселяются в древней живописной долине Кулу в Западных Гималаях. Здесь они основывают Институт Гималайских исследований «Урусвати» – «Утренняя звезда». Е.И.Рерих избирается почетным вице-президентом этого уникального научного учреждения и принимает самое деятельное участие в организации его работы. Здесь, в Кулу, Елена Ивановна вновь посвящает себя работе над главным трудом своей жизни – книгами Живой Этики - и продолжает вести эту работу до конца жизни. Являясь философией космической реальности, Живая Этика содержит в себе уникальную систему познания, основанную на общих и частных законах Космоса, неотъемлемой частью которого является Земля и человечество. Эта система познания Живой Этики соответствует новому эволюционному витку развития человечества, когда на смену научному мышлению приходит космическое мироощущение. Название самой философии – Живая Этика – связывает человека и Космос в единую одухотворенную систему.
В 1929 году в Париже под псевдонимом Ж. Сент-Илер издается работа Е.И. Рерих «Криптограммы Востока». Эти сочинения (или апокрифы, то есть тексты, не вошедшие в канонические писания) передают легендарные и исторические события давно минувших дней, рассказывают о неизвестных сторонах жизни Великих Учителей человечества – Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского. Образу Сергия, Хранителя и Заступника земли русской, Елена Ивановна Рерих посвятит отдельную работу, в которой прекрасное знание истории и богословия соединится с глубокой и трепетной любовью к подвижнику.
Блестящее владение иностранными языками и глубокое знание философии позволило Е.И. Рерих перевести на русский язык «Тайную Доктрину» – выдающийся труд основательницы Теософского общества Елены Петровны Блаватской, а также избранные письма Махатм («Чаша Востока»), что позволило познакомить русскоязычного читателя с этими важнейшими теософскими произведениями.

Изображение
Святослав Рерих. Портрет Е.И. Рерих. 1937

Особое место в наследии Елены Ивановны Рерих занимают ее письма изучающим Живую Этику. Если учение Живой Этики создавалось Еленой Ивановной в сотрудничестве с Учителями, то «Письма» представляют собой блестящий образец ее индивидуального творчества. Обладая удивительным даром просветителя, она простым и доступным языком объясняла своим корреспондентам сложнейшие вопросы бытия. В том числе о месте и роли человека в мироздании, о закономерностях взаимодействия человека и космоса, особенностях взаимосвязи духа и материи. Давала жизненные и практические советы. Читая эти письма, поражаешься не только ее глубокому знанию древних философских учений, трудов восточных и европейских мыслителей, но и широкому, ясному пониманию основ бытия. Поэтому «Письма» Е.И. Рерих являются необходимой и неотъемлемой частью самой Живой Этики.
Двухтомник «Писем Елены Рерих» впервые вышел в Риге в 1940 году и с тех пор неоднократно переиздавался. Полное собрание писем Елены Ивановны Рерих в настоящее время издается Международным Центром Рерихов. В них публикуется часть никогда ранее не издававшейся переписки, которая позволяет совершенно по-новому оценить участие этой выдающейся женщины в движении Знамени Мира, связанном с Пактом Рериха. Можно с полной уверенностью говорить, что без Елены Ивановны Рерих принятие Пакта было бы невозможным. Именно она во время Маньчжурской экспедиции Н.К.Рериха (1934 - 1935 гг.) вела всю деловую переписку с международными культурно-просветительскими организациями и координировала их деятельность. Итогом ее подвижнического труда стало подписание 15 апреля 1935 года Пакта Рериха главами 22 стран, включая США.

Изображение
Письма Е.И.Рерих, изданные Международным Центром Рерихов

В январе 1948 г., вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем Рерихом покидает долину Кулу и после краткого пребывания в Дели и Кхандале поселяется в небольшом курортном городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.
Е.И. Рерих всегда стремилась вернуться в Россию. Ее обращения о возвращении на Родину, поданные в советское посольство, оставались без ответа. Такая же судьба постигла письма и прошения в адрес правительства. Не помогла и Академия художеств. Но, несмотря на все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, довезти все собранные ею сокровища и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей – так она называла Россию. Надежда увидеть Россию не покидала ее до самых последних дней: «Не может быть, чтобы я не приехала. Я должна приехать!» – повторила она уже перед своим уходом. Но это возвращение так и не состоялось. Страна отказала своей великой дочери во въезде. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.

Изображение
Елена Ивановна Рерих

Чем больше проходит времени и чем глубже мы проникаем в духовно-философское наследие выдающегося русского философа Елены Ивановны Рерих, тем ясней становится величие сделанного ею для эволюции планеты и всего человечества.

Источник: сайт Международного Центра Рерихов http://www.icr.su/rus/family/hir/index.php
Последний раз редактировалось Helen 11 май 2010, 19:00, всего редактировалось 8 раз.

Helen
Сообщений: 240
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Елена Ивановна Рерих

Сообщение Helen » 11 май 2010, 12:08

Опубликовано: «Утренняя звезда» № 2–3. М.: МЦР, 1997. С. 362–375.

М.А. Иванов. Родословная Елены Ивановны Рерих

Елена Ивановна Рерих (урожденная Шапошникова) родилась в 1879 году в семье архитектора Ивана Ивановича Шапошникова и Екатерины Васильевны Шапошниковой (в девичестве Голенищевой-Кутузовой). Отец Елены Ивановны умер в 1898 году. Из троих детей Шапошниковых полную жизнь судьба распорядилась дать только одной Елене Ивановне. Сын Илларион и дочь Анна оба умерли в пятилетнем возрасте.

I. РОД ШАПОШНИКОВЫХ
Прадед Елены Ивановны по отцовской линии приехал в Россию при Петре I из Риги, где был бургомистром. При посещении Петром I Прибалтийского края он преподнес Петру I великолепную шапку Мономаха, шитую драгоценными камнями и отороченную бобром. Петр I остался доволен приемом и предложил бургомистру переехать в Россию. По принятии прадедом русского подданства Петр дал ему и новую фамилию – Шапошников. В это же время он подарил ему и свой походный кубок (серебряную стопу с привинченной к ее дну чернильницей) и жалованную грамоту.
У прадеда был один сын. Он женился на Воронцовой, и у него было много детей.

Сыновья Ивана Шапошникова (деда Е.И. Рерих)
Старший сын был военным инженером и членом Географического общества, он погиб во время экспедиции в Центральную Азию.
Второй сын был женат, служил в должности директора Государственного банка. Имел сына, который умер в возрасте двенадцати лет.
Третий сын был военным, семьи не имел.
Четвертый сын хотел стать военным или художником, но по желанию матери выбрал профессию архитектора. Это и был отец Елены Ивановны – Иван Иванович Шапошников. Он женился на Екатерине Васильевне Голенищевой-Кутузовой. Отец великого полководца Михаила Илларионовича Кутузова – Илларион Матвеевич и прадед Екатерины Васильевны Голенищевой-Кутузовой – Василий Матвеевич были родными братьями. Таким образом, Елена Ивановна, дочь Ивана Ивановича Шапошникова и Екатерины Васильевны Голенищевой-Кутузовой, приходилась великому полководцу двоюродной правнучкой.

Дочери Ивана Шапошникова
Мария Ивановна вышла замуж за генерала Борисова, коменданта города Петергофа. Имела много детей, но выжили только двое – Петр и Павел. Оба были военными. Петр – георгиевский кавалер, женился на Аничкиной и имел от нее дочь. Павел служил в Туркестане, потомков не имел.
Елизавета Ивановна была невестой Кауфмана Туркестанского, но замуж вышла за генерала А.Брадфорда, второго сына лорда Брадфорда. Его мать покинула Англию, сын принял русское подданство, учился в Пажеском корпусе, а затем был воспитателем в этом же корпусе. Елизавета Ивановна имела сына Владимира. Он женился на Варваре Николаевне Черлениевской. У них была дочь Варвара, которая скоро осталась сиротой (родители умерли от туберкулеза) и воспитывалась в семье Шапошниковых вместе с Еленой Ивановной.
Наталья Ивановна была невестой инженера Сент-Илера, который накануне свадьбы умер от воспаления легких.
Ольга Ивановна умерла молодой.
Софья Ивановна была невестой героя турецкой войны Войцеховского, убитого на войне.
Татьяна Ивановна замуж не выходила.

II. РОД БАБУШКИ ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ РЕРИХ ПО МАТЕРИНСКОЙ ЛИНИИ, АЗАРЬЕВОЙ АННЫ ВАСИЛЬЕВНЫ
Прадед Елены Ивановны по материнской линии, Василий Семенович Азарьев, бывший военный, был помещиком Новгородской и Тверской губерний. Женат был на Демидовой. Через несколько счастливых лет Демидова скоропостижно скончалась, оставив Василию Семеновичу огромное состояние. Потеряв любимую жену, Азарьев с горя заболел, получил психическое расстройство и ослеп [1]. Родные кое-как уговорили его жениться на родственнице Ельчаниновой, ведущей свой род от одного из сыновей Чингисхана. От этого брака у Азарьевых было пять дочерей: Людмила, Елизавета, Анна, София и Лидия.

Дочери Василия Семеновича Азарьева
Старшая дочь Людмила вышла замуж за барона Аполлона Карловича Гейкинга, новгородского помещика, бывшего военного. У них родились два сына. Николай стал горным инженером, а затем директором Уральских горных заводов; второй сын был «неудачником», и отец лишил его наследства. Правда, мать после смерти отца выделила ему небольшое имение на берегу озера Пирос, «Велье», доставшееся Гейкингам от Е.А.Поликострицкой. Основная усадьба Азарьевых «Поречье», расположенная на берегу Березайки в 1,5 км от Рютино, перешла по наследству к Людмиле Васильевне Гейкинг от родителей. Сегодня это Бологовский район Тверской области.
Вторая дочь Елизавета была замужем за Барановым. У них был один сын. Елизавету Васильевну по наговору обвинили в жестоком обращении с крестьянами, разлучили с малолетним сыном и сослали в дальний монастырь. Через три года она вернулась, а виновный в клевете на судном одре признался во лжи и подлоге. Но ее здоровье уже было подорвано, и она вскоре умерла.
Третья дочь Анна – бабушка Елены Ивановны Рерих вышла замуж за подполковника в отставке, псковского помещика Василия Ивановича Голенищева-Кутузова, который был старше ее на 20 лет. У них было четыре сына и четыре дочери. Два сына умерли рано.
Четвертая дочь София вышла замуж за украинского помещика Торопогрицкого, довольно состоятельного человека. Они имели свои земли и в Бологовском районе (Кафтинский городок). У Торопогрицких было четыре дочери и один сын.
(Дочь Софии Зинаида вышла замуж за чешского педагога Зборило. Умерла рано. Вторая дочь Вера была замужем за Михаилом Набоковым и имела дочь Софию, которая вышла замуж за своего троюродного дядю, барона Николая Аполлоновича Гейкинга. Дочь Анна (Нюра) была замужем за драгунским офицером. Четвертым ребенком Софии был сын Петр, который стал сенатским чиновником. Дочь Лидия, младшая в семье, вышла за полковника М.Ловцова)
Пятая дочь Лидия замуж не вышла и жила после смерти ее деда, капитана Семена Азарьева, в его имении, в деревне Васильки, рядом с Рвеницким погостом (Осташковский район), в Валдайском уезде Новгородской губернии (теперь Моревский район Новгородской области).
В близком родстве с Азарьевыми были новгородские помещики Дирины, Карповы, Языковы, Поликострицкие, а с родом Василия Ивановича Голенишева-Кутузова – Мусоргские, Шаховские, Чириковы, Разумовские, Платовы.
________________________________________
Примечание редакции:
[1]. В воспоминаниях Елены Ивановны Рерих указывается, что В.С. Азарьев, "помещик Новгородский и Тверской, бывший военный", был женат дважды. Первый раз на Демидовой и очень ее любил: "Прожил с нею несколько счастливых лет, и она неожиданно скончалась. Незадолго до смерти она принесла мужу завещание, по которому она передавала ему все свое огромное состояние. На прадеда это произвело такое тяжкое впечатление, что он тут же бросил завещание в горящий камин. Но предчувствие оправдалось, и она скоро умерла.
Удар этот подействовал ошеломляюще на прадеда, и он даже как бы утратил полное сознание. Перестал выходить из дома, заперся в ее бывших помещениях, окружил себя только ее изображениями и памятными вещами, и целые дни проводил в слезах, не желая никого видеть. Так продолжалось несколько лет, и он буквально выплакал глаза. У него сделалась темная вода, и он совершенно ослеп. Положение его стало невыносимым".
Источник: Е.И. Рерих. Заметки Е.И. Рерих о своей родословной. Из архива С.Н. Рериха. ОР МЦР вр.№7048.

III. РОД ГОЛЕНИЩЕВЫХ-КУТУЗОВЫХ
Голенищевы-Кутузовы – очень древний графский и дворянский род, который ведет свое начало, согласно Бархатной книге, от прусского выходца Гаврилы Олексича, поступившего на службу к Александру Невскому дружинником в 1235 году.
В 1241 году предки Голенищевых-Кутузовых участвовали в битве со шведами на Неве под Ижорой под руководством Александра Ярославовича. Далее по прямой родословной линии идут Андрей Гаврилович, Прокофий Андреевич (Прошка) и в четвертом поколении: Александр Прокофьевич, Ананий, Григорий и Федор Александровичи. Федору за его неспокойный характер в народе дали прозвище Кутуз (тюркское слово), значит «вспыльчивый, бешеный». Отсюда и пошла фамилия Кутузовых.
У Анания Александровича были сыновья Александр, Евстафий, Данила, Алферий и Василий. Последний имел прозвище Голенище, значит «высокий и длинноногий». Он был новгородским посадником в 1471 году. Итак, с пятого поколения пошла прибавка к фамилии: Голенищевы-Кутузовы.
У Василия Ананьевича (Голенища) были сыновья Михаил, Тимофей, Афанасий, Иван и Василий. Сын Иван был в 1506 году воеводою Московского княжества. В седьмом колене были члены великокняжеской думы, там по прямой родословной линии идет сын Василия Васильевича – Стефан, в восьмом поколении – снова Василий, затем Федор, Савин, Иван, получивший жалованную грамоту от царя (на поместье) в 1686 году, затем Иоан и в 13-м поколении Матвей. Он женился на Бедринской. У них были сыновья: Иван, Илларион, Василий. Таким образом, Матвей Иванович является общим предком (дедом) Михаила Илларионовича и Ивана Васильевича Голенищевых-Кутузовых.
Линия Ивана Матвеевича
О Иване Матвеевиче Кутузове Е.И.Рерих рассказывала такую легенду. Иван Матвеевич женился на Прасковье Лукиничне Чириковой, которая очень гордилась своим богатым происхождением. У них помимо дочери Александры было два сына – оба военные. Первый имел невесту. Во время войны 1812 года с Наполеоном от него долго не было вестей, поэтому невеста решила, что жених погиб, и ушла в монастырь. Однако он остался жив, а невеста, несмотря на просьбы уйти из монастыря, была верна своему решению, т.е. осталась монахиней. Тогда жених с горя застрелился.
Линия Иллариона Матвеевича
Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов был талантливым инженером. По его проекту в Санкт-Петербурге построен канал Грибоедова. У Иллариона было два сына – Семен и Михаил (будущий полководец) и дочь Анна.
Анна вышла замуж за Ушакова и имела от него дочь Прасковью. Прасковья вышла замуж за Ивана Сновидова. У них была дочь Екатерина. Екатерина вышла замуж за П.А.Костюрина и родила дочь Любовь, которая вышла замуж за Богословского.
Первый сын Иллариона Матвеевича, Михаил Илларионович Кутузов (1745–1813), был женат на Екатерине Ильиничне Бибиковой (дочери генерала Ильи Александровича Бибикова).
У М.И.Кутузова был один сын, умерший во младенчестве, и пять дочерей: Прасковья, Анна, Елизавета, Екатерина и Дарья.
Прасковья была замужем за тайным советником Матвеем Федоровичем Толстым. В Санкт-Петербурге живет одна из праправнучек Толстых – Людмила Ивановна Толстая.
Анна была замужем за генерал-майором Николаем Захаровичем Хитрово.
Елизавета – за флигель-адъютантом графом фон Тизенгаузеном, потом за генерал-майором Николаем Федоровичем Хитрово.
Екатерина – за генерал-майором князем Кудашевым, вторым браком за генерал-майором Сарочинским.
Дарья – за Федором Петровичем Опочининым, обер-гофмейстером.
Линия Василия Матвеевича
У Василия Матвеевича Голенищева-Кутузова было два сына – Федор и Иван. Сын Ивана Васильевича Василий (род. 1812) (16-е поколение от родоначальника) женился на Азарьевой Анне Васильевне (род. 1832) семья жила в Холмском уезде Псковской губернии в селе Капищево (теперь Торопецкий район Тверской области). Василий Иванович имел звание подполковника. В 1876 году был назначен почетным мировым судьей в Торопецком округе.
В семье Василия Ивановича Голенищева-Кутузова было четыре дочери и четыре сына, два сына умерли в младенчестве.

Дети Василия Ивановича и Анны Васильевны
Голенищевых-Кутузовых

Старший сын Иван окончил Императорский лицей, был предводителем дворянства в Псковской губернии.
Младший сын Василий (род. 1864) был военным. Женился на Анастасии Васильевне Серебряковой, дочери губернского предводителя дворянства в области Войска Донского и камергера Его Величества. Жена Серебрякова из рода Небольсиных – внучка брата атамана Платова.
Василий Васильевич Голенищев-Кутузов имел четырех дочерей. Жена его умерла еще в России, а он с дочерьми выехал в 1919 году за границу. Судьба разбросала всю семью по белому свету.
Старшая дочь Анна (Альма) стала настоятельницей монастыря в Иерусалиме.
Самая младшая Евдокия (Долли), родившаяся в 1897 году в Бологом (крещена в Покровском соборе), жила в Египте, умерла в 1988 году в Александрии и похоронена на латинском кладбище Шетби. Жила она тем, что давала уроки музыки и выступала на концертах. Семьи не имела.
Анастасия (Ольга) вышла замуж за сына генерала Чебыкина, командира гвардии одного из округов в Петрограде. У них были сын и дочь. Позднее переехали в США. Дочь умерла рано.
Сын Чебыкиных женился на внучке П.А.Путятина – Марианне Марковой (за границей).
Елена (Валентана) переехала в США и жила под именем мисс Бэзил, работала в каком-то просветительном учреждении. Все жили бедно. Никого из них уже нет в живых.
Старшая дочь Голенищевых-Кутузовых, Василия Ивановича и Анны Васильевны, – Евдокия Васильевна (род. 1855) успешно окончила Петербургскую консерваторию. Она обладала необычайно красивым колоратурным сопрано и пела с огромным успехом в опере Мариинского театра в Петербурге и за границей в Париже.
В Евдокию Васильевну влюбился Степан Николаевич Митусов, покровитель искусства, принадлежащий к древнему дворянскому роду. Митусов заплатил театру громадную неустойку, и Евдокия Васильевна ушла со сцены и вышла за него замуж. Однако из-за тяжелого характера С.Н.Митусова они через несколько лет развелись. В 1882 году Евдокия Васильевна вышла замуж за князя Путятина Павла Арсеньевича (1837–1919). От первого брака она имела сына Степана Степановича Митусова (1878–1942). Одна из дочерей С.С.Митусова, Людмила Степановна Митусова, живет в Санкт-Петербурге. У Путятиной от второго брака было две дочери – Софья и Марианна. Они со своими семьями выехали после революции за границу. Софья с мужем Потоцким Дмитрием и дочерьми Софьей и Марией, а Марианна с сыном Леонидом и дочерью Марианной. Ее муж, генерал Марков, был убит на гражданской войне.
Анастасия Васильевна Голенищева-Кутузова вышла замуж за Михаила Константиновича Шаховского и имела от него трех сыновей и двух дочерей. Ее сын Константин, гусар, женился на Лионозовой и имел двоих сыновей – Михаила и Георгия, которые погибли во время революции. Старшая дочь Константина – Екатерина вышла за барона Ван-Ховена. После революции жила в Берлине, обладала изумительным голосом. О других членах семьи ничего не известно.
Сын Шаховских – Яков Михайлович был директором Агрокульт-училища в Псковской губернии. Был женат на дочери местного священника, в 1938 году работал агрономом в «Печорах» Псковской области. У Якова было три сына и две дочери. Старший сын – Константин стал священником, Мстислав умер на военной службе в Ревеле, младший сын учился в университете в Петрограде. Старшая дочь вышла замуж, а младшая жила с родителями.
Людмила Васильевна Голенищева-Кутузова вышла замуж за Николая Рыжова. Он окончил Военно-медицинскую академию, но пошел по гражданской службе, был членом городской управы в Петрограде.
У Рыжовых было четверо детей: старшая дочь Людмила, разведенная с мужем – инженером Херестом, умерла еще до революции в Петрограде.
Сын Борис был директором Императорского фарфорового завода, погиб в годы революции.
Сын Николай женился на дочери генерала Троцкого, развелся и вторым браком был женат на Платовой, имел от нее сына.
Самая младшая дочь Ксения Рыжова вышла замуж за полковника Илью Эммануиловича Муромцева, специалиста по радиотелеграфу. Он состоял членом правительственной комиссии по закупке в Америке военного снаряжения и переехал в Америку с семьей еще до революции.
Ксения Рыжова была талантливой поэтессой и переводчицей иностранных новелл. Хорошо владела иностранными языками. Вела переписку со своей кузиной Е.И.Рерих уже тогда, когда Рерихи жили в Индии. Елена Ивановна очень любила Ксению и считала ее не только родственницей, но и близкой подругой. Ксения и ее муж давно умерли, а две их дочери – Ксения и Галина жили в Америке. Илья Муромцев был близким родственником профессора Муромцева, председателя Первой Государственной думы при Временном правительстве.
Екатерина Васильевна Голенищева-Кутузова – мать Елены Ивановны Рерих вышла замуж за архитектора Ивана Ивановича Шапошникова. Елена Ивановна вышла в 1901 году замуж за художника Николая Константиновича Рериха, который был сначала секретарем, потом директором Школы Императорского Общества поощрения художеств. Имела двух сыновей – Юрия (крещен 8 августа 1902 года в Покровском соборе г.Бологое) и Святослава (род. 1904).

Потомки пяти дочерей М.И. Голенищева-Кутузова
У Прасковьи была дочь Анна, она вышла замуж за Голицына. У них было восемь детей: Екатерина, Илларион, Федор, Павел, Николай, Гавриил, Феофил, Иван.
У Ивана были дети: Матвей, Иван и Дмитрий.
У Ивана Ивановича был сын Иван, а у него дочь Людмила и сын Иван.
У Анны было четыре сына: Алексей, Михаил, Александр и Федор.
У Елизаветы была дочь Дарья, которая вышла замуж за Фикельмона. У Дарьи родилась дочь Екатерина, а у нее была дочь Элизалекс, которая вышла замуж за Клари-унд-Андригена.
У Екатерины была дочь Екатерина. Она вышла замуж за фон Карл Пиляра.
У Дарьи был сын Константин. Он женился на Вере Ивановне Скобелевой.
У Константина был сын Федор, дочери Дарья и Екатерина. Екатерина вышла замуж за Николая Павловича Пучкова. У них были дети Николай, Дарья и Вера. Вера вышла замуж за Романовского, а Дарья за С.Д.Набокова.
У Веры Романовской было два сына: Александр и Павел.
Павел Романовский женился на Завалишиной, и у них было две дочери: Наталья и Анна.

Голенищевы-Кутузовы были в родстве с Мусоргскими и Чириковыми. Знаменитый композитор Модест Петрович Мусоргский приходился Евдокии, Анастасии, Екатерине, Людмиле, Ивану и Василию Голенищевым-Кутузовым четвероюродным братом по материнской линии.
Прасковья Лукинична Чирикова вышла замуж за брата отца М.И.Кутузова, его дядю Ивана Матвеевича. Он же приходился дядей и Ивану Васильевичу, прадеду Елены Ивановны Рерих. Их дочь Александра Ивановна вышла замуж за Ивана Голенищева-Кутузова из другой родственной ветви. Их сын Федор женился на сестре матери Мусоргского – Елизавете Ивановне Чириковой.
Приезжая на родину, Мусоргский часто бывал у своих кузин и, приходя к ним, исполнял музыку и напевал, приветствуя их по придуманным им же именам: Додонский – Дуня, Катонский – Катя, Людонский – Людмила, Стасенский – Анастасия.
Здесь, в Канищеве, имении Василия Ивановича Голенищева-Кутузова, было легко и весело, хорошо работалось, и Модест Петрович с удовольствием посещал этот дом.
Василий Иванович и Михаил Илларионович Кутузовы имели родство с Мусоргскими и с других сторон. Прабабка М.П.Мусоргского вышла замуж за Юрия Юрьевича Голенищева-Кутузова в 1758 году, а родная сестра матери композитора, Елизавета Ивановна Чирикова, вышла замуж за Федора Даниловича Голенищева-Кутузова.

ЛИТЕРАТУРА
1. Архив С.С. и Л.С.Митусовых в Санкт-Петербурге:
а) ксерокопии работ Е.И.Рерих:
– герб рода Голенищевых-Кутузовых;
– род Шапошниковых;
– род Путятиных;
– род бабушки Азарьевой;
б) Беликов П.Ф. Семейство Рериха. Опыт духовной биографии.
2. Бологовский городской архив. Церковные записи о рождении и смерти за 1896―1897 годы.
3. Беляков В. Шпага Кутузова. – «Правда», 1991, 11 нояб.
4. Великолукский филиал Псковского госархива. Церковные записи о рождении и смерти. Тихвинская церковь, село Канищево, 1850–1863 годы.
5. «Восхождение», «Вестник Ассоциации», «Мир через культуру», 1990, № 1.
6. Караваев А.П., Ласточкин Н.А. Тверское Припиросье в конце XV века и теперь. М., 1994.
7. Ласточкин Н.А. Рютинское Припиросье. Краеведческий материал. Справочник. Самиздат.
«Утренняя звезда» № 2-3. М.: МЦР. 1997. С. 362-375.

Источник: сайт Международного Центра Рерихов – http://www.icr.su/rus/family/hir/

Helen
Сообщений: 240
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Елена Ивановна Рерих

Сообщение Helen » 05 окт 2010, 05:52

Статья опубликована в Кузбасской Рериховской газете
«Свет Утренней Звезды» № 1 (74) от 26 февраля 2010 года


Е.И. Рерих о роли женщины в Новой Эпохе

В журнале «Культура и время» № 3 за 2009 год помещена статья, посвященная Е.И. Рерих. Название статьи «Творящая во благо человечества», автор Т.О. Книжник. Эпиграфом к этой статье послужили слова известного итальянского писателя Умберто Эко, взятые из его эссе «Посвящение женщинам»: «Я перелистал три имеющиеся на сегодняшний день философские энциклопедии и не встретил там упоминания ни об одной женщине-философе, за исключением Гипатии. И дело не в том, что за всю нашу историю не было женщин, размышлявших о бытие и мироздании. Просто мужчины-философы предпочли их забыть, прежде, возможно, приписав себе все их философские изыскания»[1].

Изображение

С.Н.Рерих. Портрет Елены Ивановны Рерих

Но тот же Умберто Эко ссылается в этом своем эссе на книгу французского филолога ХVII века Жиля Менажа «История женщин-философов», который, просматривая древние рукописи и труды отцов церкви, приводит 65 имен женщин-философов античной и средневековой эпохи. Это участницы философских школ и пифогарейских союзов, просвещенные настоятельницы монастырей и авторы мистических трактатов. Предвзятое суждение, предубеждение, что женщине недоступны величайшие взлеты мысли, что на ее долю остается только область чувств и роль, в лучшем случае, вдохновительницы мужчины, сохраняется и до наших дней, когда, казалось бы, доступна любая информация. Вплоть до начала ХХ века женщины в России и во многих других странах не только не имели права голоса, но не имели также права на высшее образование наравне с мужчинами. Софья Ковалевская, великий математик, получившая высшее образование и звание профессора за границей, с огромным трудом могла добиться разрешения на преподавание в российских университетах, несмотря на все свои знания и звания. Наша соотечественница Е.П. Блаватская, гигант мысли и духа, чьи труды оказали огромное влияние на современную мировую мысль, в России так пока и не признана официальными научными кругами. Возможно потому, что размах ее мышления, его глубина пока еще не вмещаются в ограниченные старыми рамками умы.
Суждение о низшей, чем у мужчины, природе женщины - внедрено в сознание людей церковным христианством, объявившим женщину сосудом греха. Если во времена Будды у него спрашивали – может ли женщина достичь высоких ступеней знания и стать Архатом, и он отвечал – да, может, то церковнослужители на Вселенских соборах в средние века обсуждали: есть ли душа у женщины и надо ли считать ее человеком. Это предубеждение в отношении женщин как атавизм сохраняется до сих пор даже в умах лучших людей.
В своей статье «Творящая во благо человечества» Т.О. Книжник пишет: «В числе ярчайших женщин-мыслителей, когда-либо живших на нашей планете, выдающийся русский философ и писатель Е.И. Рерих, эволюционная миссия и творческие достижения которой до сих пор не оценены в полной мере» [2] . Подчеркнем, что основной труд Елены Ивановны - книги Живой Этики, это не просто записи поступающей информации. Систематизация материала, собирание отдельных книг требовали не только аналитического ума, но и обширнейших знаний по древней и современной философии, новых направлений в науке. Известно, что книги на русском языке значительно отличались от книг, изданных на английском и других европейских языках. Елена Ивановна лично проверяла все переводы, редактировала и корректировала весь материал, что-то изымала, что-то добавляла. Это требовало от нее не только знания менталитета разных народов, но и знания особенностей и направления развития страны, в которой книга должна была издаваться. Кроме того, сознание передающего и получающего информацию должны быть согласованы, должны соответствовать друг другу. По книгам Живой Этики мы можем видеть, каким высочайшим уровнем сознания она обладала.
Сама Е.И. Рерих считала, что женщина имеет такое же право на творчество, как и мужчина. В одном из своих писем она писала так: «Не согласна с утверждением о более глубоком знании жизни мужчиною. Дайте женщине должное образование и возможность широко участвовать в строительстве – и женщина не уступит ни в чем сильному началу. Сейчас уже несколько выдающихся ученых высказались, что нет никакого основания считать, что умственные способности женщин ниже способностей мужчин. Логически рассуждая, так оно и должно быть, ибо дух не имеет пола, пол принадлежит к миру форм. Потому невежественны всякие умаления. <…> Женский организм являет собою синтез, и тем самым женщина обладает всеми космическими энергиями и в большой степени именно творческой энергией. Потому неправильно считать, что женщина лишена самостоятельной творческой силы. <…> Именно во всех областях науки и искусства женщина показала, что она может достигать самых больших высот. <…> Женщина должна осознать, что в ней заключены все силы, и стоит ей сбросить с себя вековой гипноз в своей якобы законной подчиненности и умственной слабости и заняться всесторонне своим образованием, и она в сотрудничестве с мужским началом создаст новый и лучший мир. Пусть сама женщина опровергнет недостойное и глубоко невежественное утверждение, что женщина, является началом лишь пассивным, воспринимающим, и потому не может самостоятельно творить. Но во всем Космосе нет начала пассивного. В цепи созидания каждое явление поочередно становится относительно пассивным или активным, дающим или принимающим. Космос утверждает все величие творческого начала женщины» [3] .

Е.И. Рерих называла мужской и женский пол началами, так же, как они названы в книгах Живой Этики. И этому есть своя причина. Двойственность, или полюсность, противоположная полярность – это основа всей жизни в Мироздании. Человеческая эволюция начинается с разделения единой духовной сущности на две - мужскую и женскую. Теория Платона о половинчатых душах, писала Елена Ивановна, не лишена основания. В ходе эволюции то или другое начало поочередно становится ведущим. Это космический закон. Но нигде не сказано, что какое либо из начал должно быть принижено до рабства, как это происходило на протяжении последних тысячелетий в отношении женщин. То, что начало ведущее не значит, что оно должно подавлять и тиранить другое. Оно должно вести за собой в равновесном и равноправном сотрудничестве.

В письме к А.И. Клизовскому, автору книги «Основы миропонимания новой эпохи», Елена Ивановна писала: «Конечно, трудно обвинять лишь женщину за создавшееся униженное состояние ее в укладе жизни даже так называемых цивилизованных народов. На низших ступенях умственного и духовного развития прежде всего унижается все высокое. Правдивая история показывает нам, что в древности процветали именно те народы, у которых почитание Женского Начала стояло на должной высоте. Как Сказано нашим Вел[иким] Вл[адыкой]: «Права утверждающие не значит права имеющие». Истинно, захват прав грубою физическою силою не есть право космическое. Иначе мы в мышлении своем будем недалеки от признания и утверждения превосходства машин над тонким аппаратом человека! <...> В Мире Огненном Женское Начало в великом почитании, ибо женщина есть олицетворение Самопожертвования и вечного Даяния на пути тяжкой эволюции человечества. «Женщина шла путем подвига» - так Сказано Вел[иким] Вл[адыкой]. Не забудем, что во главе Иерархии Света нашей планеты стоит Матерь Мира» [4] .
В Учении сказано, что наступающая эпоха будет эпохой женщины. Человечество вступает в цикл, когда женщины должны взять на себя роль ведущих по пути прогресса. И это не привилегия, а еще больший труд и ответственность за судьбы мира.

Е.И. Рерих, посвятившая немало страниц своих писем размышлениям об эволюционной миссии женщин в современном мире, считала, что только когда женское равноправие будет признано в планетарном масштабе, можно будет говорить, что наша эволюция достойна называться человеческой. Пути обретения утраченного равновесия она видела не только в принятии соответствующих законов, гарантирующих женщинам равные права во всех областях жизни, но, прежде всего, в их непрестанной работе над собой, развитии своих способностей, поднятии нравственного и культурного уровня. «Первая задача, встающая перед женщинами, - писала она, - это во всех странах добиваться одинакового образования с мужчинами и всеми силами стараться развивать свое мышление и, главное, уметь стоять на своих ногах, не возлагаясь всецело на мужское начало. На Западе много поприщ открыто сейчас женщине, и нужно сказать, что на всех они очень успешны. Необходимо пробудить в самой женщине великое уважение к своему началу, к осознанию своего великого назначения как носительницы высшей энергии. Ведь именно интуиция женщины снова должна, как в лучшие времена истории, вести человечество по пути прогресса» [5] .

Многие корреспонденты, узнав из книг Учения, что наступает эпоха женщины, что требуется единение женщин, чтобы выступить, если можно так выразиться, единым фронтом против зла, творимого в мире, спрашивали Елену Ивановну: в чем должно выражаться это женское единение, что нужно для этого делать? И она отвечала так: «В чем должно состоять сотрудничество большинства женщин? Исходить нужно от основного, потому я ответила бы – в установлении Равновесия Мира. Ибо именно установившееся разновесие угрожает гибелью человечеству и самой планете. Не может Мир стоять, если нарушены основы Бытия. <…> Наблюдаемый развал, наблюдаемое угрожающее вырождение есть следствие векового разновесия, подчинения и угнетения женского начала. Унизив женщину, мужчина унизил себя, и без истинного рыцарства дух не может подняться. <…> Следовательно, женщина должна настолько подняться сама духовно и нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Н.К. «Та, которая ведет»? Так, женщина должна занять место жрицы и вдохновительницы. И не есть ли это величайшая задача - одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте? Но начинать нужно именно с самих себя, потому и наш призыв к женщинам должен прежде всего быть призывом к самоусовершенствованию, к осознанию своего достоинства, своего истинного великого назначения как самого основания Бытия и стимула творчества и Красоты. <…> Как мотто (девиз) я поставила бы «Духовность, Подвиг, Красота» - эта троица вмещает в себе все» [6] .

«В тяжкие дни мировых потрясений, человеческого разъединения и забвения всех высших принципов бытия, которые одни лишь дают истинную жизнь и ведут к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскресению духа, внесению огня подвига во все действия жизни и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей на протяжении многих тысячелетий чашу страдания и унижения и тем закалившей дух свой в великом терпении. Пусть теперь женщина – Матерь Мира скажет: «да будет Свет», и утвердит свой огненный подвиг» [7]. В чем заключается это осознание женщиной себя как Матери Мира? В мире много зла, и творят его – не кто-нибудь, а люди, чьи-то дети, дети матерей, которые в свое время не додали этим детям своей любви, не заложили в их души основных жизненных понятий.

В письме к А.И. Клизовскому Елена Ивановна писала: «Вы пишите, что «Мать Новой Эпохи должна любить чужого ребенка так же, как и своего…». Это утверждение слишком сильно и неубедительно. Невозможно требовать от земной матери сверхчеловеческих чувств. Оставим ей законное право любить своего ребенка больше, нежели чужого. Но скажем, что истинная мать найдет в сердце своем и любовь к чужому ребенку. Все дети будут дороги ее всевмещающему сердцу. Ужасна любовь исключительная, но любовь вмещающая может иметь свои градации» [8] .

Свами Вивекананда, на труды которого часто ссылалась Е.И. Рерих, говорил: «Положение матери – высшее в мире, так как это место, на котором можно научиться высшему бескорыстию и проявлять его. Любовь к Богу – единственная любовь, которая выше материнской любви; все остальные виды любви ниже. Долг матери думать сначала о своих детях, а затем о себе. <…> Представьте себе на улице молодую мать. Если на нее залает собака, она испугается и бросится в ближайший дом. Но вообразите, что та же мать на улице с ребенком, и лев бросается на ребенка. Где же в этом случае мать? Несомненно, перед пастью льва, чтобы спасти свое дитя. Любовь побеждает всякий страх» [9]. Теперь же перед ребенком этой женщины на месте льва стоит весь цинизм нашего времени, равнодушие как к добру, так и ко злу, нивелировка идеалов под пошлый глянцевый стандарт. Вследствие облегчения и усреднения всей жизни падает общий уровень человеческого типа, сужается горизонт человеческих дерзаний. Для усредненного, «одномерного» человека – героизм, честь, достоинство, самопожертвование смешны, религия – суеверие, гений - глупец, не умеющий жить. Но такой одномерный, грубоматериальный подход к жизни, оторванность от мира Высшего всегда ведет к гибели. И именно к женщинам обращен призыв – сокрушить эту стену равнодушия, не обрекать своих детей на леденящее души одиночество блудных сыновей и дочерей.

«Подумать только, - писала Е.И. Рерих,- что веками Основателями религий всего Мира закладывалась связь с Высшим Миром как основа Бытия! И наш черный век заканчивается проповедью о нарушении этой Спасительной Связи. Оторванность от Высшего Мира поставила планету на край гибели. Нужны самые неотложные меры, чтобы вернуть человечество к пониманию основ Бытия и в чем спасение его!» [10]

Самое насущное дело – воспитание и образование молодых душ, строителей будущего нового мира. Ведь столько можно и нужно сделать в этой области. «Самое великое облегчение и благо, которое родители могут дать своим детям, это вооружить их всеми средствами для успешной жизненной борьбы и дать им понимание назначения или смысла жизни, ими проходимой» [11], - отмечает Елена Ивановна. «В обиходе слово «воспитание» приняло самое уродливое ограничение в понимании приобретения хороших манер и обучения спорту. Почти никто не задумывается, что воспитание прежде всего касается внутренней сущности человека, всего его характера, и есть внесение основ Этики в детское сознание с возможно ранних лет. Но у нас, увы, в лучшем случае, преподается этика кулачных бойцов» [12].

Елена Ивановна считала, что именно женщины должны позаботиться не только о духовном здоровье своих детей, но и о физическом выживании человечества. Многие земные браки, писала она, являются незаконными с точки зрения космического закона. «Именно в силу таких незаконных браков происходят все страшные преступления, вырождение целых народов и гибель нашей цивилизации. Вопрос законности семьи очень глубок, он затрагивает само Бытие. Установление законных сочетаний есть великая наука будущего. И она будет строиться на непреложных космических законах. Много говорилось о сродстве душ, но кто знает и понимает истину эту <…>? В Учении сказано, что люди должны сочетаться даже по стихиям. Лишь родители, принадлежащие к одной стихии, могут дать уравновешенное потомство. В жизни же мы видим, как часто огонь сочетается с водою или воздух с землею. Именно, бесплодие и вырождение целых народов имеют в основе своей подобное смешение. Придет время, и эта истина встанет перед людьми, придерживаться которой станет насущной необходимостью. Формы жизни, все функции человечества должны строиться в соответствии с космическими законами, если человечество хочет продолжать свое существование и развитие на этой планете» [13] . Это не значит, что все должны побежать разводиться со своими мужьями и женами и броситься на поиски родственных половинок. Это значит, считала Елена Ивановна, что пока наука в этом вопросе несовершенна, именно женщины, обладающие большим чувствознанием, или как принято называть, интуицией, при выборе спутника жизни должны прислушиваться к своему сердцу. Магнит сердца укажет ей правильный выбор.
Е.И. Рерих считала, что женщины многое могут сделать и для науки, например, для нахождения тонких энергий. В книге Учения «Надземное» п. 458 говорится: «Также не забудем, что участие женщины дает особый успех тонким опытам. <…> Древние алхимики понимали всю ценность женского сотрудничества, но теперь многие ученые будут отрицать. Тогда вместо прямого женского сотрудничества появится косвенное, но все-таки сама сущность вещей привлечет женщину, и она приложит свою руку к новому открытию. Потому необходимо преобразить положение женщины. Кроме равновесия и полноправия, нужно понять и тонкость женской природы. Было бы печально видеть женщину заместительницей воинов или исполняющей труд грубой силы. <…> Эпоха Матери Мира не есть возвращение к веку амазонок. Предстоит задача гораздо большая, более возвышенная и утонченная».

Елена Ивановна писала: «Древнейшие предания именно женщине приписывают роль хранительницы и дательницы Сокровенного Знания, потому пусть и сейчас она вспомнит свою оклеветанную прародительницу Еву и снова прислушается к голосу своей интуиции, и не только вкусит, но и насадит как можно больше яблонь познания добра и зла. И как раньше лишила она Адама его тупого, бессмысленного блаженства, так пусть и теперь она выведет его на еще более широкий простор и величественную битву с хаосом невежества за свои божественные права» [14].

Слово «подвиг» очень часто встречается во всем, что писала или говорила Елена Ивановна о миссии женщин. В одном из писем она цитирует слова из книги Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», глубокую мудрость которых она высоко ценила: «Разве ты не знаешь, кто наиболее нужен всем? – Кто приказывает великое. Совершить великое трудно, но еще труднее приказать великое». Истинно, это так, ибо, чтобы приказать великое, нужно вполне овладеть им, именно прозреть все значение его в пространстве и времени, иначе говоря, его космичность. <…> Так будем хранить тех, через кого шли, идут и будут идти Приказы Великого» [15]. Здесь она, конечно, говорит об Учителях человечества, но в полной мере слова эти могут быть отнесены и к ней самой. Подвиг, совершенный ею в жизни, давал ей право указать женщинам их великое назначение и призвать и их к подвигу. Ей, положившей свою жизнь на общее благо, на продвижение сознания человечества на новую ступень, было больно видеть то, что творится в мире. В одном из писем она писала: «…иногда мне хочется прокричать всему миру, что я думаю, и выразить всю муку, которую чувствую, видя, слыша и читая о современном безумии, происходящем в мире. <…> Поистине стыдно за человечество. Неужели было необходимо существовать миллионы миллионов лет, чтобы стать духовными мертвецами и механическими роботами, часто действующими под приказами одержателей. Большинство утратило всякое понятие о чести и человеческом достоинстве. Высочайшие понятия втоптаны в грязь, и великое значение жизни унижено до куцего «Geschaft» (сделка)» [16]. И все-таки, несмотря ни на что, она верила в лучшую судьбу человечества. «…Час победы пробьет, - писала Елена Ивановна, - но не будем ожидать эту победу только в нашем ограниченном человеческом представлении. Неисповедимы Пути Господни, и победа, сужденная Иерархией Света, превысит наше воображение. <…> Конечно, в нашей эпохе небывалого ускорения все происходит намного быстрее, и следствия проявляются уже в геометрической прогрессии» [17].
Чтобы лишь в малейшей степени представить себе, понять, как Е.И. Рерих было трудно в ее работе, какие страдания она испытывала от сотрудничества с Высшим Миром, приведу один из ее снов, который она описывает в письме к своим ближайшим сотрудникам. «В страшную непогоду, в бурю, во мгле и грязи несу ребенка, изнемогая под тяжестью его, ибо ребенок уже не малый, пытаюсь поставить его на ноги, чтобы передохнуть, но он не стоит, ноги его подгибаются, и я снова подымаю его и иду, но, пройдя некоторое расстояние, тяжесть его заставляет меня опять опустить его на землю, но ноги его, как вареные макароны. В отчаянии, в полном изнеможении, я озираюсь – не покажется ли где помощь, но никого нет, и я снова беру его на руки, и в неописуемом страдании склоняюсь под тяжестью его почти до земли, и, просыпаясь, слышу Голос: «Истинно, тяжко бремя, истинно, несешь бремя Нового Мира, и, истинно, не облегчилось оно» [18] . Она надеялась и верила, что женщины всего мира и нашей страны подхватят эту ее ношу, разделят и понесут бремя построения лучшего, нового мира.

В заключение еще одна выдержка из письма Елены Ивановны Рерих: «И сейчас настала Великая Эпоха Женщины. Именно женщине предстоит совершить подвиг двойной – поднять себя и поднять своего вечного спутника, мужчину. Все Силы Небесные ждут этого подвига. Звезда Матери Мира указала наступление Великого Срока. Все Писания свидетельствуют о том, что Женщина сотрет главу Змия. Пусть сердце женщины воспламенится самоотверженным подвигом и мужественно и бесстрашно пусть подымет она сверкающий, но и разящий Меч Духа» [19] .

Материал подготовила А.П. Комлева, г. Новокузнецк

Примечания:

1. Книжник Т.О. Творящая во благо человечества // Культура и время. - № 3. – 2009. С. 18.
2. Там же. С. 19.
3. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 201 - 202.
4. Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 67.
5. Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 284.
6. Рерих Е.И. Письма. Т. 5. С. 114 - 115.
7. Там же. С. 298.
8. Рерих Е.И. Письма. Т. 1. Рига, 1940. С. 50.
9. Рерих Е.И. Письма. Т. 2. С. 196.
10. Вивекананда С. Карма-Йога. Бхакти-Йога. Барнаул. 1991. С. 39, 142.
11. Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М.: МЦР, 2002. С.62.
12. Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М.: МЦР, 2006. С.295.
13. Там же. С. 323.
14. Рерих Е.И. Письма. Т. 2. С. 237.
15. Рерих Е.И. Письма. Т. 5. С. 203.
16. Рерих Е.И. Письма. Т. 3. С. 434.
17. Рерих Е.И. Письма. Т. 6. С.129 - 130.
18. Там же. С. 131.
19. Рерих Е.И. Письма. Т. 3. С. 252.
20. Рерих Е.И. Письма. Т. 2. С. 300.

Helen
Сообщений: 240
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Елена Ивановна Рерих

Сообщение Helen » 06 фев 2011, 18:59

"Верю в Сердце русского народа" - статья в газете "Свет Утренней Звезды" - http://kuzbassro.narod.ru/3/lms/2009/lm ... 2009_7.htm

Helen
Сообщений: 240
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 08:31

Re: Елена Ивановна Рерих

Сообщение Helen » 09 фев 2011, 15:10

Дом Рерихов в «Крукети»: возрождение центра духовности и культуры

Марина Бернарди,
руководитель общества Живой Этики,
Рим, Италия


Очень часто на своих конференциях мы говорим о наследии семьи Рерихов, состоящем из картин Николая Рериха, книг, писем и многочисленных рукописей Елены Рерих. Но это наследие включает также владения, где жила семья, со всеми постройками, вещами, утварью.
Однако наиболее важным в наследии Рерихов является мощное воздействие их мыслей – эти ценности, о существовании которых свидетельствует вся их жизнь, содержатся во всех их творениях. Места, где жила семья, наполнены такой силой, словно мудрость их обитателей вместе с утонченностью мысли, направленной на Всеобщее Благо, отложились там слой за слоем, образовав в итоге мощные магниты. Эти магниты сохраняют энергетический заряд вне времени – это особая часть наследия Рерихов. Не имея явной физической формы, оно тем не менее служит тем, кто с чистыми побуждениями стремится осмыслить заложенные в нем величественные идеи, получить вдохновение и наставление.
Поэтому мы сделали все возможное, чтобы в 2002 году, при первом же известии о том, что дом, где Елена Рерих провела последние семь лет своей жизни, выставлен на продажу, приобрести его.
Считаем необходимым сказать несколько слов о периоде жизни Елены Ивановны, связанном с этим местом. Мы уверены, что многим из вас это известно, и надеемся, что вы сможете что-то дополнить и уточнить.

Изображение
Дом Крукети

В 1947 году Индия была охвачена жестокой братоубийственной борьбой между индусами и мусульманами. В конце этого года умер Николай Константинович, и Елена Ивановна осталась в своем доме (Кулу, Наггар) вдвоем с сыном Юрием. Вскоре она получила первое предписание – переехать в Дели, но там из-за сильной жары и загрязненного воздуха она тяжело заболела.
Тогда Елена Ивановна переехала в Кхандалу, небольшой городок поблизости от Бомбея, где климат был более мягким благодаря свежему морскому воздуху. Здесь Елена Ивановна и Юрий ждали получения визы, чтобы вернуться в Россию, но по политическим причинам разрешение дано не было. Более чем через год безнадежного ожидания от Учителя было получено указание поселиться в Калимпонге, куда они переехали в марте 1949 года. Переезд оказался весьма труден из-за внушительного размера архива, включающего также рукописи и картины Николая Константиновича. Переезд осложнили муссонные дожди, повредившие многие из рукописей Елены Ивановны.
В Калимпонге они столкнулись с проблемой поиска подходящего дома, где можно было бы плодотворно работать. В письмах Елены Ивановны мы нашли рассказ о том, каким образом «Крукети» стала их пристанищем.
«Явим доверие Руки Ведущей, и многое обернется нежданно и удачнее, чем мы ожидали. Мы так привыкли доверять во всем В[еликому] Вл[адыке], что никогда не задумываемся, как и что произойдет и что будет с нашими расчетами, но вся забота – как можно лучше выполнить Указания и явить необходимую подвижность и находчивость при неожиданной смене обстоятельств. Мы устремлялись в Новую Страну, все наладили к отъезду именно туда, а вместо этого получили Указ ехать в Сикким. Поехали, остановились в небольшом местном отеле и начали искать домик. Ничего подходящего не было, вернее, все европейские дома только продавались, и собственники спешили покинуть этот чудесный край. Между тем я слышала: “Домик готов принять вас”. Через несколько дней, когда еще одна возможность получить дом отпала, Юрий решил обратиться к местным агентам и утром отправился на базар, не успел он дойти до своего назначения, как к нему подъехал автомобиль с двумя местными типами, которые предложили ему осмотреть дом г-на Шерифа. Юрий возразил, что дом Шерифа не сдается, но только продается, на что один из типов сказал: “Но я его купил вчера и хочу сдать его Вам”. Можете себе представить радость Юрия, ибо он заезжал смотреть этот домик и он ему очень понравился, но хозяин его сказал, что он не сдает, но хочет продать. Вот мы и сидим в своих теремках и любуемся великолепным видом на всю Гималайскую гряду и роскошным цветником перед нашим домиком» [1, с. 358].

В этом доме Елена Ивановна продолжила работу над Учением, отдавая все силы обильной переписке, с помощью которой она издалека руководила организацией, развитием и работой нового музея Николая Рериха в Нью-Йорке и была в курсе всего происходящего в обществе Агни Йоги. Она вела уединенный образ жизни, много часов в день проводя за письменным столом в своем кабинете, за окном которого открывалась прекрасная панорама – вершины Канченджанги.
После ее смерти в 1955 году дом был возвращен владельцу.
Сейчас, спустя много лет, в эти стены возвратятся вибрации слов Живой Этики и ценности Красоты и Братства. Сегодня после трех лет усердной работы (проведенных в бесчисленных поездках, переговорах, работах по реставрации и оборудованию) мы готовы открыть этот старый, но по-прежнему красивый дом для друзей, которые разделяют принципы и ценности Живой Этики. Мы бы хотели, чтобы в нем вновь пульсировала жизнь и действовал магнит, заложенный неустанными трудами Елены Ивановны, чтобы снова горел огонь и распространялся Свет, способствующий возрождению новой Культуры.

Литература
1.Рерих Е.И. Письма в Америку. 1923–1952. В 4 т. Т. 4. М., 1999.

Сайт МЦР http://lib.icr.su/node/867

Елена В.
Сообщений: 1410
Зарегистрирован: 31 май 2010, 15:54

Re: Елена Ивановна Рерих

Сообщение Елена В. » 29 сен 2011, 12:17

С.Н. Рерих. Портрет Е.И. Рерих. 1937.jpg
С.Н. Рерих. Портрет Е.И. Рерих. 1937 г. Из собрания Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха


Портрет Е.И. Рерих кисти С.Н. Рериха. 1937 год.
Реставратор М.Н. Алексееа. Опубликовано на сайте МЦР:
http://www.icr.su/rus/events/meetings/240311/gallery/

Аватар пользователя
loraZ
Сообщений: 390
Зарегистрирован: 30 ноя 2010, 01:31

Re: Елена Ивановна Рерих

Сообщение loraZ » 12 окт 2011, 20:23

Изображение

Известные учёные и общественные деятели
о Е.И.Рерих


***
Елена Ивановна Рерих говорила: «Расцвет России есть залог благоденствия и мира для всего мира. Гибель России есть гибель всего мира». Между прочим, в самые последние месяцы у лидеров западных стран стало нарастать понимание, что последняя ее мысль — гибель России будет означать гибель всего мира — это не есть преувеличение.

В.А.Коптюг
Председатель Сибирского отделения РАН,
академик РАН

***
Недостаточно оценена в литературе выдающаяся роль творчества Елены Ивановны Рерих. Это была не только красивая, но высоко образованная, удивительно эрудированная и талантливая женщина. <…>
Её публикации, особенно её письма, полны глубоких мыслей, которые не могут не затронуть душу каждого человека, считающего себя культурным. Очень многие из этих мыслей касаются России, особенностей её духовного облика, её традиций и будущего. <…>

А.Л.Яншин
Президент Российской Экологической академии,
Советник Президента Российской Федерации, академик РАН

***
И в новой науке, и в Живой Этике роль Елены Ивановны была ведущей. Приходится только удивляться ее научным знаниям, ее научному мышлению и пониманию основных проблем современной науки. <...> Ни XX, ни XXI век не имели и не имеют другого такого подвижника, такого творца космической эволюции, такой Великой личности, как Елена Ивановна. И нам всем надо об этом помнить.

Л.В.Шапошникова
академик РАЕН и РАКЦ,
Генеральный директор
Музея имени Н.К.Рериха,
Заслуженный деятель искусств РФ

***
Елена Рерих — удивительная русская женщина, выдающийся писатель и мыслитель, блестящий ученый и отважная путешественница, служившая источником вдохновения для своего легендарного мужа Николая Рериха — великого художника и гуманиста, исследователя и археолога, философа и историка.

Н.Федюкович
Генеральный консул России в Калькутте

***
Семья Рерихов оставила миру огромное наследие: тысячи картин, многие десятки научно-философских и искусствоведческих трудов, уникальные коллекции древностей, бесценные семейные реликвии, богатейшее собрание книг. Своеобразным стержнем этого наследия являются труды Елены Ивановны Рерих.
Огромен и бесценен вклад Е.И.Рерих и всех членов семьи Рерихов в развитие русской культуры и русской философии.

О.В.Морозов
Первый заместитель
председателя Госдумы РФ пятого созыва

***
Елена Ивановна Рерих внесла неоценимый вклад в развитие русской и международной философской школы, а созданное ею совместно с Учителями Востока учение Живой Этики представляет собой систему познания нового космического мышления.

А.Федотов,
Председатель ВАК Республики Болгарии,
профессор, д.ф.н.

***
Ее видение мира, вклад в мировую культуру, красота духовная, ее нравственная чистота женщины, матери, действенная забота о судьбе России и будущем всей планеты являются предметом восхищения многих последователей.

А.В.Апарина
Депутат Госдумы РФ,
председатель Всероссийского женского союза
«Надежда России»

***
Труды Елены Рерих – завершенный продукт литературного гения. Это не просто труды выдающегося ученого и великого философа, но, прежде всего послания просвещенного провидца, в чьем сострадательном сердце живет стремление к совершенствованию этого мира, желание донести до нас благословение высокой Истины.

П.Шарма,
доктор философии, профессор, Индия

***
Ее философско-этические труды имеют большое значение для развития науки и культуры современного общества.

А.С.Дзасохов
Председатель Комиссии Совета Федерации по культуре,
заместитель председателя Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО

***
Традиционно в исторических анналах имел признание мужской гений. Отдание должного такой замечательной подвижнице культуры, как Е.И.Рерих, меняет привычные представления. Деятельность Елены Ивановны ознаменовала наступление эпохи Женщины, в которой изменилось как ее социальное положение, отношение к ней, так и ее самосознание.
Образ Е.И.Рерих, ставшей «Ведущей» не только для своей семьи, но и для многих людей в разных странах, обретает все большую полноту и многогранность. <...> Среди ее выдающихся достижений, подобно сияющей вершине, высится духовный подвиг созидания нового космического мышления — оплота будущей эволюции. Философия Космической Реальности, созданная Еленой Ивановной в сотрудничестве с Учителями Востока, явилась одним из наиболее важных событий истории культуры прошлого столетия.

В.М.Плоских
Вице-президент Национальной академии наук
Кыргызской республики,
В.И.Нифадьев
Директор Института мировых культур, академик
Ректор Кыргызско-Российского Славянского университета, академик

***
Ее вклад в познание нового космического мышления трудно переоценить. Вся ее жизнь — это жизнь мыслителя, философа, ученого, общественного деятеля. Это жизнь, отданная учению Живой Этики.
Философско-духовное наследие Елены Ивановны Рерих становится актуальнее с каждым годом, ибо эволюция не стоит на одном месте.

Руководство Центра восточных языков и культур
и Софийского университета Св. Климента Охридского,
София, Болгария

***
Творческое наследие русского философа и культурного деятеля Елены Ивановны Рерих представляет огромную ценность для всех народов, так как насыщено великими идеями, имеющими эволюционное значение для развития сознания людей и мировой культуры.

Н.Е.Скиба,
Ректор Хмельницкого национального университета,
профессор, д.т.н.

***
Богатый опыт международной культурно-просветительской и научно-организаторской деятельности Е.И.Рерих, ее обширное литературное наследие занимают важное место в истории нашей культуры.

А.П.Фалалеев
Проректор по научной работе
Севастопольского национального
технического университета, доцент, к.т.н.

***
Литературные сборники Елены Рерих заключают в себе многие парадигмы, который выходят за пределы настоящего времени.

Л.Чандра
Директор Международной академии
индийской культуры, доктор философии,
профессор, Индия

***
Е.И.Рерих тонко чувствовала, любила и знала культуру Востока, его древние духовные учения, глубину философской мысли. Это позволило ей стать автором ряда оригинальных книг и осуществить переводы на русский язык, что помогло существенно продвинуться многим исследователям и ценителям восточной мудрости. Малоизвестен и недостаточно оценен еще ее вклад в становление и развитие новой одухотворенной науки, открывающей беспредельные пути познания взаимосвязей человека с Космосом.

С.М.Некрасов
Директор Всероссийского музея А.С.Пушкина

***
Всей своей многогранной деятельностью Е.И.Рерих стремилась направлять человечество к широкому мировоззрению, освобождать от суеверий и предрассудков и утверждать истинное знание как путь эволюции. И сегодня особенно важно донести до сознания людей раскрытые в ее трудах истины о новом космическом этапе эволюции человечества.

В.Г.Извеков
Директор Музея истории города Ярославля

http://www.found-helenaroerich.ru/world ... cognition/

arkady
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 12 фев 2012, 10:08

К 133 годовщине со дня рождения Е.И. Рерих

Сообщение arkady » 14 авг 2012, 07:29



Вернуться в «Великие подвижники»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость