Жанна Д'Арк
Добавлено: 15 май 2010, 04:32
Статья опубликована в Кузбасской Рериховской газете
«Свет Утренней Звезды» №3(61) от 19 июля 2007г.
ЖАННА ДЕВА
(К 595 – летию со дня рождения Жанны Д’Арк)
«Если бы Жанна Д’Арк была пожалована королем поместьями и кончила жизнь в роскоши и благополучии, то она не была бы Жанной Д’Арк. Но не ее личная карма требовала костра. Не забудем о Миссиях, принимаемых на себя высокими духами. Отношение к ним со стороны тех, к кому они направлены, утверждает карму тех народов на многие века. Так, они являются пробным камнем сознания народов».
Е.И.Рерих
Алексей Леонов. Жанна Д’Арк
На протяжении нескольких столетий выдающаяся личность Жанны Д’Арк привлекает к себе внимание писателей, поэтов и художников. Известный американский писатель Марк Твен в своем романе «Жанна Д’Арк» пишет: «Жанна не похожа на своих современников, как день не походит на ночь. Она оставалась правдивой, когда ложь стала нормой жизни; она была честна, когда честность сделалась утраченной добродетелью; она была верна своему слову, когда ни от кого нельзя было ждать исполнения обещаний; свой великий ум она посвятила великим мыслям и великим целям в то самое время, когда другие великие умы бесплодно увлекались красивыми фантазиями или пустым тщеславием; она была скромна, утонченна, деликатна, когда крикливость и грубость отличали почти всех; она была преисполнена сострадания, когда бессердечная жестокость являлась общим правилом; она была непоколебима, когда стойкостью не обладал никто, и – душевно благородна, когда все уже забыли, что значит благородство души; она была твердыней веры в то время, когда не верили ни во что и насмехались надо всем; она была безупречно искренна среди всепроникавшего лицемерия; среди царства лести и пресмыкания она сохранила неприкосновенным свое личное достоинство; она была олицетворением неустрашимого мужества в те дни, когда надежда и смелость иссякли в сердцах ее народа; она была белоснежно чиста душой и телом в то самое время, когда высшие сословия страны погрязли в грехе телесно и духовно».
Короткая, но яркая жизнь Жанны вызывает удивление и восхищение у каждого, прикоснувшегося к истории ее жизни. Совсем юная, почти дитя, неграмотная, никому не известная и не имеющая никакого влияния простая деревенская девушка сыграла решающую роль в Столетней войне между Англией и Францией. Начавшаяся как борьба за престол между родственными династиями, Столетняя война превратилась в межнациональный конфликт, в котором приняли участие все слои населения. Франция терпела одно поражение за другим, в результате французы потеряли веру в себя, в свои силы, их национальное достоинство было унижено. Уже после первой крупной победы в этой войне английский король Эдуард III начал пропагандировать идею о том, что грандиозное поражение французского войска – проявление воли Бога. И только спустя сто лет Жанна Д’Арк разрушила это убеждение своей неистовой верой в то, что Бог на самом деле на стороне справедливой борьбы французов, защищающих свою землю и своего законного короля.
Одной из политических побед Англии в Столетней войне стало подписание широко известного договора в Труа между Англией и Францией в 1420 году. Согласно условиям договора английский король Генрих V объявлялся регентом Франции и наследником короля Франции Карла VI. Сын Карла VI дофин Карл лишался наследственных прав и приговаривался к изгнанию из Франции. По договору Карл VI и его жена Изабелла до конца своей жизни сохраняли титулы короля и королевы Франции, которые затем переходили к английскому дому. Эти условия не могли принять те широкие слои населения Франции, которые непримиримо боролись против английского завоевания. Подавленное, приниженное национальное достоинство неизменно приводит к высокому подъему патриотического чувства. Для всех, кто не мог принять условий договора в Труа, самым естественным знаменем в борьбе против его претворения в жизнь становился дофин Карл. Восстановление его прав на престол означало бы сохранение французской национальной династии - символа независимости королевства.
Договор в Труа был ненавистен Франции. За его строками народная молва увидела роковую роль женщины - королевы Изабеллы Баварской. Как почти всякая чужестранка она никогда не пользовалась любовью народа. Народ считал, что рукой Карла VI, подписавшего договор в Труа, водила Изабелла. Молва бесповоротно решила: женщина губит Францию, а спасет ее Дева, символ чистоты, антипод порочной Изабеллы. Франция ждала прихода таинственной спасительницы. Жанне д’Арк в это время было примерно восемь лет.
После смерти в 1422 году Генриха V и Карла VI государем объединенных Англии и Франции был объявлен английский король Генрих VI, а дофин Карл, также объявивший себя королем Франции, держался на юге страны. Дорогу англичанам на юг преграждал Орлеан, осада которого началась в 1428 году.
Сопротивление осажденного Орлеана, мужество его защитников стало поистине последней надеждой всех, кто все еще верил в возможность победы Франции в этой, казавшейся бесконечной, войне. Все отчаяние, накопившееся за долгие десятилетия, страстная надежда на чудо, которое теперь только и могло спасти французское королевство, соединились здесь, под Орлеаном. Именно тогда по Франции разнесся слух, что юная дева по воле Божьей отправляется к дофину, чтобы снять осаду с Орлеана и привести дофина в Реймс, дабы посвятить и короновать там. Как бы то ни было, слыша эту весть, все были согласны в одном, что отныне только Бог может спасти Францию.
Этой девой была простая французская крестьянка по имени Жанна. С раннего детства у Жанны были видения святых, она часто слышала их «голоса». Ей являлись св. Михаил Архангел, святые Екатерина и Маргарита. Они призывали Жанну отправиться к дофину Карлу и спасти Францию от англичан и бургундцев. В 1428 году она ушла из родительского дома, чтобы встретиться с дофином, а затем освободить Орлеан и отвести дофина в Реймс для миропомазания. 6 марта 1429 года Жанна прибыла в замок Шинон, где находился дофин Карл, и сказала ему, что ее «голоса» сообщили ей, что она избрана Богом, чтобы снять осаду с Орлеана, преграждавшего англичанам путь на юг, а затем привести короля в Реймс, место коронации Французских королей. Никто не верил, что она сможет снять осаду с Орлеана и освободить Францию, тем самым изменить ход Столетней войны. Над ней просто смеялись. Но Жанна настаивала: «Дайте мне столько людей, сколько посчитаете нужным, и я пойду в Орлеан!» Жанна сумела убедить Карла, и он дал ей войско. Как и полагается военачальнику, для Жаны собрали военную свиту. В ее свите было два герольда – гонцы, одетые в ливреи, позволяющие опознавать их. На них официально возлагались обязанности передавать послания важным особам – королям, принцам или военачальникам, и по обычаям того времени герольды были неприкосновенны; иногда они в устной форме передавали вызов врагу, а затем в целости и сохранности возвращались к себе на передовую. Некоторые исследователи утверждают, что Жанной воспользовались как талисманом, чтобы придать мужество солдатам, которых она сопровождала, и подбодрить их; назначение двух герольдов делает это утверждение безосновательным. Раз Жанне дали двух гонцов, значит, король относился к ней как к любому другому воину высокого ранга, облеченному полномочиями и несущему персональную ответственность за свои действия.
Ко времени прибытия Жанны в Орлеан молва уже утверждала, что именно она - та дева, что спасет Францию. Это воодушевило войско, и в результате ряда сражений, в которых принимала участие сама Жанна, осада была снята. Снятие осады и последовавшая за этим серия побед французских войск убедили французов, что Бог считает их дело правым и помогает им. Предпринятый после этого поход на Реймс превратился в триумфальное шествие королевской армии.
17 июля 1429 года дофин был коронован в Реймском соборе, и во время торжественного акта Жанна держала над ним знамя. Дофин стал королем Франции Карлом VII. Франция, получив законного короля, обретала себя. В стране стал пробуждаться высокий дух национального сознания.
В битве за освобождение Орлеана Жанна показала себя талантливым военачальником. Она определяла стратегию военных действий, возглавляла войско во время штурма, оставалась непреклонна, когда другие хотели обратиться в бегство, приходила в ярость, когда ее приказания не исполнялись. Она воодушевляла солдат, вселяла в них веру в победу. И они поверили в нее, в помощь Бога и в сражениях с англичанами стали одерживать одну победу за другой.
После миропомазания Жанна помышляет лишь о том, чтобы на волне энтузиазма продолжить наступление и должным образом направить сильную армию, а у короля на уме только переговоры и перемирия. Размах народной войны, огромная популярность Жанны пугают короля и придворных. Карл VII считает, что Жанна ему уже не нужна. Ее практически отстраняют от руководства военными действиями. Ей запрещают предпринимать какие бы то ни было важные действия, отныне Жанна участвует лишь в мелких стычках и сражениях третьестепенного значения. Ее больше не сопровождает военная свита, с ней нет пажей, а главное – нет герольдов, выполняющих в какой-то мере официальную миссию. Она просто капитан среди прочих других, набравших наемных солдат. Король предал Жанну, так много сделавшую для него и его королевства.
Такое поведение Карла VII отлично показывает, что это за человек. Очень точную характеристику ему дал бургундский хронист Жорж Шателлен. Карлу VII он приписывает три порока: «непостоянство, недоверчивость, а главное зависть». Он пишет: «Вокруг его персоны происходили частые и разнообразные замены, так как он имел привычку по истечении некоторого времени, когда кто-то из его окружения поднимался на вершину колеса (фортуны), скучать и при первом же удобном случае, который мог дать хоть какую-то возможность соблюсти приличия, с удовольствием переворачивал колесо сверху вниз».
То же самое король сделал и с Жанной, которая буквально возвела его на трон. Так делу Жанны был положен грустный конец, хотя самое главное было сделано, англичанам пришлось навсегда отказаться от намерения покорить Францию, и история пошла по иному пути, чем тот, который они себе представляли и почти осуществили. Однако Франции были суждены годы нищеты и войн, а Жанна была брошена на произвол судьбы.
«Я не боюсь ничего, кроме предательства», - говорила Жанна. И ее предали. Когда при защите Компьеня она осталась с немногочисленными верными ей солдатами отражать натиск врага, чтобы дать возможность войску вернуться в город, капитан крепости приказал поднять подъемный мост, отрезав ее. Шателлен описывает момент, когда, сражаясь в последнем каре, она падает: «Дева, превозмогая свое женское естество, совершила подвиги и много потрудилась, чтобы спасти свой отряд от поражения …как военачальник и как самая храбрая из всего отряда. Некий лучник, человек резкий и крутого нрава, которому сильно досаждало, что женщина, о которой он так много слышал, вот-вот справится со столькими отважными мужчинами, …схватив ее сбоку за накидку из золотого полотна, стянул с лошади, и она плашмя упала на землю». Ее схватили с «большей радостью, чем, если бы взяли пятьсот солдат», по словам хрониста. А один бургундский солдат, присутствовавший при этом, сказал, что капитан, принявший меч Жанны, который проволокли по земле в знак сдачи, был «так рад, будто взял в плен короля».
Н.К. Рерих. Жанна Д’Арк. 1931
Отныне Жанна – пленница. «Я проживу год, не более», - сказала она. Плен Жанны длился, как и ее боевая эпопея, немногим более года. Сначала она была в плену у бургундцев, но ее оспаривали англичане и Парижский университет. Ее перевозили с места на место, из тюрьмы в тюрьму. Бургундцы считали вполне возможным, что король Карл VII захочет выкупить Деву, но король не захотел. Тогда от англичан с предложением выкупа явился французский епископ из Бове Пьер Кошон. Он предложил за Жанну десять тысяч ливров. Обычно такой выкуп назначался только за принцев королевской крови, и это является неоспоримым доказательством того, что англичане считали влияние Жанны крайне опасным. Марк Твен пишет: «Выкуп был принят. За эту сумму и была продана Жанна Д’Арк, спасительница Франции; продана своим врагам; продана врагам своего отечества; врагам, которые бичевали, терзали, разрывали Францию в течение столетия и превратили это глумление в воскресную забаву; врагам, которые давным-давно забыли, каково лицо француза, - так привыкли они видеть только его спину; врагам, которых она отхлестала, которых она укротила, которых она научила уважать французскую отвагу, воскресшую в ее народе могуществом ее вдохновения; врагам, которые жаждали ее крови, считая ее жизнь единственным препятствием между триумфом англичан и унижением французов. Продана французским принцем французскому попу, между тем как французский король и французский народ стояли, неблагодарные, в стороне и ничего не говорили.
А она, что говорила она? Ничего. Ни единого упрека не сорвалось с ее уст. Для этого она была слишком велика – она была Жанна Д’Арк».
Жанну было решено привезти в Руан и там совершить над ней процесс. Англичане поставили перед трибуналом задачу: обвинить ее в ереси, возвести на костер и таким образом объявить коронацию Карла VII делом рук дьявола. Иначе говоря, снова лишить Францию короля и независимости. Но это было уже невозможно. А Жанна, которая так много сделала для Франции, была сожжена на костре 30 мая 1431 года. Так печально закончилась героическая эпопея юной Жанны. Она не прожила и девятнадцати лет.
Через 25 лет состоялся процесс, на котором были заслушаны 115 свидетелей и допрошены все, кто знал Жанну с детства (среди свидетелей была и ее мать), - в присутствии папского легата Жанну реабилитировали и признали возлюбленнейшей дочерью Церкви и Франции.
В 1920 году Римская Церковь причислила Жанну к лику святых и признала истинной ее миссию, исполняя которую, она спасла Францию от англичан и бургундцев.
О.И. Посаженникова, г. Новокузнецк
«Свет Утренней Звезды» №3(61) от 19 июля 2007г.
ЖАННА ДЕВА
(К 595 – летию со дня рождения Жанны Д’Арк)
«Если бы Жанна Д’Арк была пожалована королем поместьями и кончила жизнь в роскоши и благополучии, то она не была бы Жанной Д’Арк. Но не ее личная карма требовала костра. Не забудем о Миссиях, принимаемых на себя высокими духами. Отношение к ним со стороны тех, к кому они направлены, утверждает карму тех народов на многие века. Так, они являются пробным камнем сознания народов».
Е.И.Рерих
Алексей Леонов. Жанна Д’Арк
На протяжении нескольких столетий выдающаяся личность Жанны Д’Арк привлекает к себе внимание писателей, поэтов и художников. Известный американский писатель Марк Твен в своем романе «Жанна Д’Арк» пишет: «Жанна не похожа на своих современников, как день не походит на ночь. Она оставалась правдивой, когда ложь стала нормой жизни; она была честна, когда честность сделалась утраченной добродетелью; она была верна своему слову, когда ни от кого нельзя было ждать исполнения обещаний; свой великий ум она посвятила великим мыслям и великим целям в то самое время, когда другие великие умы бесплодно увлекались красивыми фантазиями или пустым тщеславием; она была скромна, утонченна, деликатна, когда крикливость и грубость отличали почти всех; она была преисполнена сострадания, когда бессердечная жестокость являлась общим правилом; она была непоколебима, когда стойкостью не обладал никто, и – душевно благородна, когда все уже забыли, что значит благородство души; она была твердыней веры в то время, когда не верили ни во что и насмехались надо всем; она была безупречно искренна среди всепроникавшего лицемерия; среди царства лести и пресмыкания она сохранила неприкосновенным свое личное достоинство; она была олицетворением неустрашимого мужества в те дни, когда надежда и смелость иссякли в сердцах ее народа; она была белоснежно чиста душой и телом в то самое время, когда высшие сословия страны погрязли в грехе телесно и духовно».
Короткая, но яркая жизнь Жанны вызывает удивление и восхищение у каждого, прикоснувшегося к истории ее жизни. Совсем юная, почти дитя, неграмотная, никому не известная и не имеющая никакого влияния простая деревенская девушка сыграла решающую роль в Столетней войне между Англией и Францией. Начавшаяся как борьба за престол между родственными династиями, Столетняя война превратилась в межнациональный конфликт, в котором приняли участие все слои населения. Франция терпела одно поражение за другим, в результате французы потеряли веру в себя, в свои силы, их национальное достоинство было унижено. Уже после первой крупной победы в этой войне английский король Эдуард III начал пропагандировать идею о том, что грандиозное поражение французского войска – проявление воли Бога. И только спустя сто лет Жанна Д’Арк разрушила это убеждение своей неистовой верой в то, что Бог на самом деле на стороне справедливой борьбы французов, защищающих свою землю и своего законного короля.
Одной из политических побед Англии в Столетней войне стало подписание широко известного договора в Труа между Англией и Францией в 1420 году. Согласно условиям договора английский король Генрих V объявлялся регентом Франции и наследником короля Франции Карла VI. Сын Карла VI дофин Карл лишался наследственных прав и приговаривался к изгнанию из Франции. По договору Карл VI и его жена Изабелла до конца своей жизни сохраняли титулы короля и королевы Франции, которые затем переходили к английскому дому. Эти условия не могли принять те широкие слои населения Франции, которые непримиримо боролись против английского завоевания. Подавленное, приниженное национальное достоинство неизменно приводит к высокому подъему патриотического чувства. Для всех, кто не мог принять условий договора в Труа, самым естественным знаменем в борьбе против его претворения в жизнь становился дофин Карл. Восстановление его прав на престол означало бы сохранение французской национальной династии - символа независимости королевства.
Договор в Труа был ненавистен Франции. За его строками народная молва увидела роковую роль женщины - королевы Изабеллы Баварской. Как почти всякая чужестранка она никогда не пользовалась любовью народа. Народ считал, что рукой Карла VI, подписавшего договор в Труа, водила Изабелла. Молва бесповоротно решила: женщина губит Францию, а спасет ее Дева, символ чистоты, антипод порочной Изабеллы. Франция ждала прихода таинственной спасительницы. Жанне д’Арк в это время было примерно восемь лет.
После смерти в 1422 году Генриха V и Карла VI государем объединенных Англии и Франции был объявлен английский король Генрих VI, а дофин Карл, также объявивший себя королем Франции, держался на юге страны. Дорогу англичанам на юг преграждал Орлеан, осада которого началась в 1428 году.
Сопротивление осажденного Орлеана, мужество его защитников стало поистине последней надеждой всех, кто все еще верил в возможность победы Франции в этой, казавшейся бесконечной, войне. Все отчаяние, накопившееся за долгие десятилетия, страстная надежда на чудо, которое теперь только и могло спасти французское королевство, соединились здесь, под Орлеаном. Именно тогда по Франции разнесся слух, что юная дева по воле Божьей отправляется к дофину, чтобы снять осаду с Орлеана и привести дофина в Реймс, дабы посвятить и короновать там. Как бы то ни было, слыша эту весть, все были согласны в одном, что отныне только Бог может спасти Францию.
Этой девой была простая французская крестьянка по имени Жанна. С раннего детства у Жанны были видения святых, она часто слышала их «голоса». Ей являлись св. Михаил Архангел, святые Екатерина и Маргарита. Они призывали Жанну отправиться к дофину Карлу и спасти Францию от англичан и бургундцев. В 1428 году она ушла из родительского дома, чтобы встретиться с дофином, а затем освободить Орлеан и отвести дофина в Реймс для миропомазания. 6 марта 1429 года Жанна прибыла в замок Шинон, где находился дофин Карл, и сказала ему, что ее «голоса» сообщили ей, что она избрана Богом, чтобы снять осаду с Орлеана, преграждавшего англичанам путь на юг, а затем привести короля в Реймс, место коронации Французских королей. Никто не верил, что она сможет снять осаду с Орлеана и освободить Францию, тем самым изменить ход Столетней войны. Над ней просто смеялись. Но Жанна настаивала: «Дайте мне столько людей, сколько посчитаете нужным, и я пойду в Орлеан!» Жанна сумела убедить Карла, и он дал ей войско. Как и полагается военачальнику, для Жаны собрали военную свиту. В ее свите было два герольда – гонцы, одетые в ливреи, позволяющие опознавать их. На них официально возлагались обязанности передавать послания важным особам – королям, принцам или военачальникам, и по обычаям того времени герольды были неприкосновенны; иногда они в устной форме передавали вызов врагу, а затем в целости и сохранности возвращались к себе на передовую. Некоторые исследователи утверждают, что Жанной воспользовались как талисманом, чтобы придать мужество солдатам, которых она сопровождала, и подбодрить их; назначение двух герольдов делает это утверждение безосновательным. Раз Жанне дали двух гонцов, значит, король относился к ней как к любому другому воину высокого ранга, облеченному полномочиями и несущему персональную ответственность за свои действия.
Ко времени прибытия Жанны в Орлеан молва уже утверждала, что именно она - та дева, что спасет Францию. Это воодушевило войско, и в результате ряда сражений, в которых принимала участие сама Жанна, осада была снята. Снятие осады и последовавшая за этим серия побед французских войск убедили французов, что Бог считает их дело правым и помогает им. Предпринятый после этого поход на Реймс превратился в триумфальное шествие королевской армии.
17 июля 1429 года дофин был коронован в Реймском соборе, и во время торжественного акта Жанна держала над ним знамя. Дофин стал королем Франции Карлом VII. Франция, получив законного короля, обретала себя. В стране стал пробуждаться высокий дух национального сознания.
В битве за освобождение Орлеана Жанна показала себя талантливым военачальником. Она определяла стратегию военных действий, возглавляла войско во время штурма, оставалась непреклонна, когда другие хотели обратиться в бегство, приходила в ярость, когда ее приказания не исполнялись. Она воодушевляла солдат, вселяла в них веру в победу. И они поверили в нее, в помощь Бога и в сражениях с англичанами стали одерживать одну победу за другой.
После миропомазания Жанна помышляет лишь о том, чтобы на волне энтузиазма продолжить наступление и должным образом направить сильную армию, а у короля на уме только переговоры и перемирия. Размах народной войны, огромная популярность Жанны пугают короля и придворных. Карл VII считает, что Жанна ему уже не нужна. Ее практически отстраняют от руководства военными действиями. Ей запрещают предпринимать какие бы то ни было важные действия, отныне Жанна участвует лишь в мелких стычках и сражениях третьестепенного значения. Ее больше не сопровождает военная свита, с ней нет пажей, а главное – нет герольдов, выполняющих в какой-то мере официальную миссию. Она просто капитан среди прочих других, набравших наемных солдат. Король предал Жанну, так много сделавшую для него и его королевства.
Такое поведение Карла VII отлично показывает, что это за человек. Очень точную характеристику ему дал бургундский хронист Жорж Шателлен. Карлу VII он приписывает три порока: «непостоянство, недоверчивость, а главное зависть». Он пишет: «Вокруг его персоны происходили частые и разнообразные замены, так как он имел привычку по истечении некоторого времени, когда кто-то из его окружения поднимался на вершину колеса (фортуны), скучать и при первом же удобном случае, который мог дать хоть какую-то возможность соблюсти приличия, с удовольствием переворачивал колесо сверху вниз».
То же самое король сделал и с Жанной, которая буквально возвела его на трон. Так делу Жанны был положен грустный конец, хотя самое главное было сделано, англичанам пришлось навсегда отказаться от намерения покорить Францию, и история пошла по иному пути, чем тот, который они себе представляли и почти осуществили. Однако Франции были суждены годы нищеты и войн, а Жанна была брошена на произвол судьбы.
«Я не боюсь ничего, кроме предательства», - говорила Жанна. И ее предали. Когда при защите Компьеня она осталась с немногочисленными верными ей солдатами отражать натиск врага, чтобы дать возможность войску вернуться в город, капитан крепости приказал поднять подъемный мост, отрезав ее. Шателлен описывает момент, когда, сражаясь в последнем каре, она падает: «Дева, превозмогая свое женское естество, совершила подвиги и много потрудилась, чтобы спасти свой отряд от поражения …как военачальник и как самая храбрая из всего отряда. Некий лучник, человек резкий и крутого нрава, которому сильно досаждало, что женщина, о которой он так много слышал, вот-вот справится со столькими отважными мужчинами, …схватив ее сбоку за накидку из золотого полотна, стянул с лошади, и она плашмя упала на землю». Ее схватили с «большей радостью, чем, если бы взяли пятьсот солдат», по словам хрониста. А один бургундский солдат, присутствовавший при этом, сказал, что капитан, принявший меч Жанны, который проволокли по земле в знак сдачи, был «так рад, будто взял в плен короля».
Н.К. Рерих. Жанна Д’Арк. 1931
Отныне Жанна – пленница. «Я проживу год, не более», - сказала она. Плен Жанны длился, как и ее боевая эпопея, немногим более года. Сначала она была в плену у бургундцев, но ее оспаривали англичане и Парижский университет. Ее перевозили с места на место, из тюрьмы в тюрьму. Бургундцы считали вполне возможным, что король Карл VII захочет выкупить Деву, но король не захотел. Тогда от англичан с предложением выкупа явился французский епископ из Бове Пьер Кошон. Он предложил за Жанну десять тысяч ливров. Обычно такой выкуп назначался только за принцев королевской крови, и это является неоспоримым доказательством того, что англичане считали влияние Жанны крайне опасным. Марк Твен пишет: «Выкуп был принят. За эту сумму и была продана Жанна Д’Арк, спасительница Франции; продана своим врагам; продана врагам своего отечества; врагам, которые бичевали, терзали, разрывали Францию в течение столетия и превратили это глумление в воскресную забаву; врагам, которые давным-давно забыли, каково лицо француза, - так привыкли они видеть только его спину; врагам, которых она отхлестала, которых она укротила, которых она научила уважать французскую отвагу, воскресшую в ее народе могуществом ее вдохновения; врагам, которые жаждали ее крови, считая ее жизнь единственным препятствием между триумфом англичан и унижением французов. Продана французским принцем французскому попу, между тем как французский король и французский народ стояли, неблагодарные, в стороне и ничего не говорили.
А она, что говорила она? Ничего. Ни единого упрека не сорвалось с ее уст. Для этого она была слишком велика – она была Жанна Д’Арк».
Жанну было решено привезти в Руан и там совершить над ней процесс. Англичане поставили перед трибуналом задачу: обвинить ее в ереси, возвести на костер и таким образом объявить коронацию Карла VII делом рук дьявола. Иначе говоря, снова лишить Францию короля и независимости. Но это было уже невозможно. А Жанна, которая так много сделала для Франции, была сожжена на костре 30 мая 1431 года. Так печально закончилась героическая эпопея юной Жанны. Она не прожила и девятнадцати лет.
Через 25 лет состоялся процесс, на котором были заслушаны 115 свидетелей и допрошены все, кто знал Жанну с детства (среди свидетелей была и ее мать), - в присутствии папского легата Жанну реабилитировали и признали возлюбленнейшей дочерью Церкви и Франции.
В 1920 году Римская Церковь причислила Жанну к лику святых и признала истинной ее миссию, исполняя которую, она спасла Францию от англичан и бургундцев.
О.И. Посаженникова, г. Новокузнецк